Тема любви в комедии горе от ума сочинение 9 класс 300 слов

Тема любви затрагивается практически в каждом классическом произведении. что не странно, ведь тема любви вечна и неисчерпаема. исключением не

Тема любви затрагивается практически в каждом классическом произведении. Что не странно, ведь тема любви — вечна и неисчерпаема. Исключением не стало и «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Жанр произведения — трагикомедия. Трагедией как раз таки становится история любви наших героев.

Сюжетная линия представляет читателю молодую Софью Павловну Фамусову и её возлюбленного Алексея Степановича Молчалина. Молодые люди влюблены друг в друга и, казалось, готовы сбежать вдвоём на край света. Но вскоре в доме Фамусова появляется молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий, недавно вернувшийся из Петербурга. Чацкий намерен жениться на Софье, ведь они с детства были вместе и, как ему казалось, любили друг друга. Но неожиданно он узнаёт, что сердце Софьи уже принадлежит другому, это обстоятельство разбило ему сердце. А Софья для себя знала, что причина всему то, что он уехал и пропал, не писал ей ни строчки, вот она и обиделась.

Как могла его любимая Софья полюбить такого заурядного и ничего не смыслящего в жизни Молчалина? Неужели это в самом деле правда? Чацкий намерен был выяснить, что произошло и как он мог упустить свою дорогую Софью в руки другому мужчине. Это раздосадовало Софью Павловну и в растерянности, неожиданно для себя, она пускает слух о том, что Чацкий лишился рассудка. Новость вмиг разлетелась среди гостей дома Фамусова. Удивлённый и потрясённый этой новостью Александр Чацкий пытается как можно скорее отыскать Софью и доказать, что кем-то пущенный слух — клевета да и только. Увы, он не подозревал, что сама Софья его и оклеветала.

В это время бедная Софья случайно стала свидетельницей разговора Молчалина с Лизой, где он признавался Лизе, что любит лишь её, а Софья лишь способ повысить его положение в обществе. Это признание разбивает Софье её невинное девичье сердце. Свидетелем сцены становится и Чацкий. Оценив ситуацию он понимает, что эти люди далеки его духу и не могут разделять его соображений. А Софья, к которой он так стремился, та, которую он хотел взять в жены, оказалась совсем не той девушкой, верной и искренней, какой он её запомнил, когда уезжал в Санкт-Петербург.

Любовный треугольник распался и каждый из его участников остался лишь с осколками разбитого сердца, разбитых надежд и с горьким опытом. История наглядно показывает, как жестока может быть любовь и как сильно могут ранить люди, которых мы любим. «Любить — значит отдавать» говорил Эдуард Асадов . «Любовь — это труд» говорю я . А трудность состоит в умении эту любовь сохранить и не растратить, не выгореть, не перегореть, не променять её на другую, не позволять расстоянию и обстоятельствам отобрать её у вас. Увы, к большому сожалению, наши герои с этими задачами справиться не смогли. Потеряли любовь, потеряли друг друга и их вера в настоящую любовь наверняка сильно пошатнулась.

Слайд 4

Педагогическая технология — относительно новое понятие педагогической науки. В 60-70-х гг. ХХ в. оно ассоциировалось главным образом с методикой применения ТСО. В исследованиях российских специалистов понятие «педагогическая технология» получило более широкий смысл, относится к большому кругу образовательных процессов и рассматривается в педагогических системах различного уровня. В любой педагогической системе « Педагогическая технология» — понятие, взаимодействующее с дидактической задачей. И если дидактическая задача выражает цель обучения и воспитания, то педагогическая технология — пути и средства их достижения. Педагогическая технология

Слайд 5

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев). Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Технология — это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель). В настоящее время понятие педагогической технологии прочно вошло в педагогический лексикон. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения

Слайд 6

Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов). Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). Педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

Слайд 7

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Синквейн

Слайд 8

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Дидактический синквейн

Слайд 9

Синквейн с точки зрения педагогики

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы(например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины. Синквейн с точки зрения педагогики

Слайд 10

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Синквейн — это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии

Слайд 11

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное). Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные). Третья строка.3 слова – действия (глаголы). Четвертая строка.Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм) Пятая строка.1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Слайд 12

1. Синквейн 2.Образный, точный 3.Обобщает, развивает, обучает 4. “Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах” 5.Творчество Учитель и ученик растут вместе: обучение наполовину учение. (Ли Цзи)

Слайд 13

Цель: внедрение синквейнов в образовательный процесс.

Методические задачи: 1. Познакомить с технологией критического мышления. 2. Научить приёмам и правилам составления синквейнов. 3. Показать многообразие вариантов составления синквейнов. Дидактическая цель — поиск принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему сохранения здоровья учащихся. Ожидаемые результаты: развитие творческого мышления; обучение синтезированию сложной информации; создание благоприятной атмосферы на уроках.

Слайд 14

Вариативность

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна); коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить).

Слайд 15

Формирование аналитических способностей

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Слайд 16

Синвейн – превосходный способ контроля.

– приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии; – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций; – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану; – это инструмент для синтеза слова «пять» и обобщения сложной информации. – это средство творческого самовыражения. СИНКВЕЙН: — обогащает словарный запас; — подготавливает к краткому пересказу; — учит формулировать идею (ключевую фразу); — позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом; — получается у всех.

Слайд 17

Технология развития критического мышления на уроках литературы помогает формировать в детях:

Самостоятельность, — коммуникативность, — толерантность, — мобильность, — умение адаптироваться к сложившейся ситуации, — ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности, — самореализоваться и социализироваться в современном мире.

Слайд 18

Работы учащихся 9 б класса Николаев Максим 1 Фамусов 2 Лицемерный, распущенный 3 Балуется, указывает, пристает 4 «Орел» 5 Лицемер Сахаров Саша 1 Фамусов 2 Корыстный, самовлюбленный 3 Заигрывает, прикидывается, наглеет 4 Сам себе режиссер 5 Прошлый век Федорова Дарья 1 Фамусов 2 Пожилой, властный 3 Заигрывает, унижает, пристает 4 Старый гуляка 5 Господин Шаталова Настя 1 Фамусов 2 Хитрый, наглый 3 Руководит, властвует, хамит 4 Раздает щедроты 5 Властелин

Слайд 19

Никитин Юра 1 Лиза 2 Скромная, тихая 3 Боится, угождает, прислуживает 4 В тихом омуте черти водятся 5 Актриса Высоцкий Юра 1.Лиза 2. Робкая, исполнительная 3 Выручает, прикрывает, угождает 4 Хранительница тайны своей госпожи 5 Наперсница Погодаев Сергей 1 Лиза 2 Хрупкая, очаровательная 3 Скрывает, изворачивается, робеет 4 Всегда готова услужить 5 Слуга господ Федорова Даша 1 Лиза 2 Загадочная, хитрая 3 Помогает, изворачивается, теряется 4 Загадочная русская душа 5 Себе на уме девушка Работы учащихся 9 б класса

Слайд 20

Пантелеева Нина 1.Молчалин 2.Гнусный, подлый 3.Лжет, флиртует, предает 4.Молчалины блаженствуют на свете 5.Клоун Мурыгина Вика 1.Мослчалин 2.Скрытный, наглый 3.Изменяет, подлизывается, втирается в доверие 4 Хитрый лис 5. Обманщик Постнова Ксения 1.Молчалин 2Непредсказуемый, коварный 3.Уговаривает, льстит, скрываает 4.На все готов ради выгоды и карьеры 5. Дамский угодник Зубова Вика 1.Молчалин 2.Скромный, коварный 3.Изменяет, заигрывает, хитрит 4 Ко всем может влезть в душу 5.Подхалим Работы учащихся 9 б класса

Слайд 21

Мне больше всего удалось… Я могу себя похвалить за… Я могу похвалить одноклассников за… Меня удивило… Для меня было открытием то, что… На мой взгляд, не удалось…, потому что… На будущее я учту… Памятка для учащихся

Посмотреть все слайды

Третий год работаю по технологии развития критического мышления (critical thinking). Эта технология увлекла меня акцентами своих целей. Формирование нового стиля мышления, осознание многозначности позиций и точек зрения, развитие таких качеств как рефлексивность, самостоятельность, ответственность за свой выбор, формирование культуры чтения, стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности встречаются и в других новых проектах, педагогических технологиях. Приоритетными акцентами в ТРКМ кроме вышеуказанных являются творческое осмысление текста, выработка собственного мнения, умение выразить себя, умение слышать другую точку зрения. Самым главным на уроке является текст художественного произведения. Любимыми приемами и методами на уроке являются диспут, рассуждения о герое, составление “дерева” прогноза, сочинение синквейнов, хокку, маркировка текста, создание схем, таблиц, кластеров.

Следует объяснить выбор данной темы. По своему опыту я знаю, что читать комедию сложно для учеников национальных школ. Это стихотворное произведение, язык комедии довольно сложен, исторические реалии далеки от сегодняшнего дня. Поэтому я считаю, что следует вызвать интерес учащихся. Например, может заинтересовать эта вечная тема – любовь.

Привожу некоторые работы учащихся по теме “Любовная интрига комедии А.С.Грибоедова “Горе от ума”.

Письма героям

Письмо Молчалина Софье.

Глубокоуважаемая Софья Павловна!

Приношу Вам свои глубочайшие извинения-с. Простите меня великодушно! Ошибся-с! Я не хотел, это все Лизанька – бесстыдница. Папанька-то мой все наставлял и “награжденья брать, и весело пожить”, “всем угождать”. Пусть мой ум “вряд ли семейство осчастливил” бы. Но виноват, исправлюсь. Я ведь угождал Вам, Вашему папеньке, гостям, слугам, дворнику и даже собаке дворника. Хочу, очень хочу остаться при Вас. Возьмите меня обратно к себе, не пожалеете, смею Вас уверить, Нет у меня своих суждений, будут только Ваши. А у меня только “умеренность и аккуратность”. Возьмите меня обратно. Нижайше кланяюсь, Ваш покорный слуга”.

Письмо Софье из ХХI века

Пишет тебе девушка из ХХI века. Я твоя ровесница. Так же как и ты люблю читать сентиментальные романы, люблю современную моду, музыку. В отличие от тебя не знаю французского, не играю на музыкальных инструментах. Так же как и ты имею строгого папу, который не понимает сегодняшнюю жизнь, ругает современную молодежь. Главное мое отличие от тебя в том, что мы по-разному относимся к любви. Современные девушки “любят ушами”. Не понимаю: как можно принять молчание и вздохи за любовь, за какие-то чувства? Если человек молчит, значит, у него нет чувств. Любовь можно выразить взглядом, улыбкой, словами, музыкой. Как же ты не смогла разглядеть Молчалина? Я бы на твоем месте обязательно постаралась его разговорить. Я считаю, что ты безвинно наказана презрением Чацкого. Верю, что впредь у тебя все будет хорошо. Ты встретишь “героя своего романа”, как, впрочем, и я.

Синквейны.

Умная, начитанная.

Полюбила недостойного, защищает, страдает.

Увы, любовь слепа.

Софья молода.

Обижена, оскорблена.

Клевещет, мстит, предает.

“В любви предатель”.

Достоин ли Чацкий любви?

Умный, смелый.

Пересмеивает, шутит, ревнует.

“Шалит, она и тебя не любит”.

“Карету ему, карету!”

Решительный, упрямый.

Возвращается, ревнует, упрекает.

Софья влюблена.

Увы, не в него.

Пылкий, страстный.

Спорит, ссорится, ругает.

Моду, общество, гостей.

Всех подражателей.

Молодой, упрямый.

Забыл, уехал, не писал.

Что же нашел, возвратясь?

Месть обиженной.

Молчалин.

Умерен, аккуратен.

Раболепствует, молчит, угождает.

“Вовсе не герой романа”.

“Список лишь оригинала”.

Молчалин.

Кроткий, тихий.

Слушает, молчит, молчит.

“Враг дерзости”.

В отца, наверно.

Молчалин.

Скромный, послушный

Лицемерит, притворяется, угождает.

“Не видит ничего завидного”.

В богатой невесте? Не верится.

Лизанька.

Верткая, умная.

Словом обожжет, отвертится, обманет.

“От господ подалей”.

Словом, субретка.

Веселая, живая.

Слушает, вслушивается, рассуждает.

Почему только наперсница?

Ведь умна.

Рассуждение “Кого выберет в мужья Софья?”

Однозначно, не Молчалина. Софья получила урок. Девушка, воспитанная на французских романах, сильно обиженная на Чацкого, ошиблась в “герое своего романа”. Взгляды, пожатие рук, глубокий вздох приняла за любовь. Это простительно. Ведь она очень молода, Впредь она будет осмотрительнее и выберет “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Так ей удобнее. Но не Алексея Степановича.

Нельзя во всем винить Молчалина. Разве он виноват в том, что богатая девушка думает только о своих чувствах? Чужие чувства, слова, мысли ей неинтересны. Конечно, Молчалин подыграл ей. Но он ведь бессловесное, бесправное существо. Вот Лиза бы ему подошла. С ней он шутит, смеется, разговаривает. А Софья выйдет замуж за Скалозуба, потому что его выбрал отец.

Человек, за которого выйдет замуж Софья, не Чацкий, не Молчалин, не Скалозуб. Чацкий обидел ее своим долгим отсутствием, Молчалин – подлостью. Скалозуб — “герой не ее романа”. Это будет другой, кто будет заботиться не о себе, а о ней, о ее чувствах, кто ее не оставит надолго.

Будущий муж Софьи – не Чацкий, но человек, похожий на него. Умный, страстный, любящий. Но в отличие от Чацкого, не злой, терпеливый, старающийся, несмотря на разногласия с отцом любимой девушки, понять и принять Софью такой, какая она есть.

Творческие формы уроков нравятся абсолютно всем. Но не у всех пока возникает желание высказать собственное мнение. Встречаются довольно смешные суждения. Например, “был бы я Печориным, все девочки бегали бы за мной, а я на них – ноль внимания” или “я старательно прочитал указанные вами страницы и удивился: нет ни одного положительного героя, одни уроды” (это о “Мертвых душах”). Пока у нас плохо получается диалог, еще не возникла потребность внимательно слушать и слышать другую точку зрения. Самое главное, ученикам понравилось читать, пусть не все произведение в целом, пусть отрывки. Дети учатся выражать свою мысль, читать и соотносить себя с этим текстом, с героем.

В самом начале работы по технологии развития критического мышления мне часто хотелось вмешаться в ход рассуждений учеников, подсказать нужные слова, дать какие-то правильные с моей точки зрения идеи, мысли. Если бы я вмешалась, то самостоятельности и индивидуальности мышления не получилось бы. Учитель выступает в роли консультанта, организатора и информатора, создает условия для инициативы учащихся. Ученики являются полноправными участниками учебного процесса.

Чацкий и Софья

Любовный конфликт в комедии «Горе от ума» связан с образом главного героя, который приезжает в дом Фамусовых, чтобы увидеть свою возлюбленную Софью. Чацкий пытается доказать Софье, что его чувства искренни. Он говорит о том, что Софья для него важнее всего на свете. Однако героиня холодна и равнодушна по отношению к Чацкому, считая, что их взаимоотношения – всего лишь юношеская влюбленность.

Софья пытается упрекнуть Чацкого и показать ему, что между ними не может быть любви. Кульминация отношений между Чацким и Софьей наблюдается тогда, когда героиня рассказывает всем вокруг, что Чацкий – сумасшедший.

От классицизма к реализму

В то время, когда Александр Грибоедов писал комедию «Горе от ума», еще было ощутимо влияние классицизма в литературе. Писатель формально соблюдает каноны этого направления, однако уже смело открывает для своего читателя новое направление – реализм. Тема любви тесно связана с социально-политической темой. В классицистической комедии любовный конфликт в конце разрешался победой влюбленных, разоблачением и наказанием виновных героев. Финал комедии Грибоедова абсолютно другой: главные герои терпят поражение в любви, главный герой высмеял морально падшее общество, но так и не изменил его порядков. И это не простая череда неудач, автор выстраивает логическую цепь размышлений и событий, которые приводят к разочарованию. Комедия Грибоедова приближена к настоящей жизни, поэтому и реалистична.

Любовный конфликт

В пьесе «Горе от ума» драматург затронул актуальную проблему своего времени – борьбу старых нравов с новыми прогрессивными идеями. Представителями первой стороны является фамусовское общество, а второй – главный герой Чацкий. Несмотря на то, что главная идея заключается в рассмотрении этой проблемы, нужно учесть, что к ней привела другая проблема – любовный конфликт. Поэтому тема любви важна в комедии. Тем более, что перед нами не простой классический треугольник. Начало любовного конфликта – приезд главного героя Александра Чацкого в Москву. После трех лет странствования по свету он решил вернуться в дом Фамусовых, где прошло его детство. Его цель – жениться на идеальной, по его мнению, девушке Софье, дочери Павла Фамусова. Однако героиня встречает его холодно. Чацкий подозревает, что у него есть соперник – и оказывается прав. Софья полюбила (или внушила себе?) любовь к бедному и тихому Молчалину, в котором она видела героя любимых французских романов. Однако Молчалин принимает любовь девушки из корыстных побуждений, а сам втайне ухаживает за служанкой Лизонькой.

Причина, почему герои не находят счастья в любви

Александр Чацкий и Софья Фамусова — центральные образы в развитие любовной линии сюжета. По законам классицистической комедии они должны полюбить друг друга, преодолев все преграды. Почему же автор показывает нам другой финал? На первый взгляд, они кажутся идеальной парой: оба умны, обаятельны, красноречивы, талантливы и решительны. К тому же, Чацкий испытывает чувства к Софье. Но можно ли их назвать настоящей любовью? Герой на целых три года уезжает за границу, и ни разу не пишет письма возлюбленной. Он себе это объясняет тем, что хотел в странствиях измениться к лучшему, стать еще более умным, — и только тогда появиться перед Софьей, которая достаточно умна, чтобы выбрать его. Вот такой умный план построил в размышления Чацкий, но только в жизни его трудно реализовать, ведь в любви важен не столько ум, сколько умение чувствовать.

Пока герой проводил три года в поисках себя, время не стояло на месте и для героини. Она познавала любовь, читая французские романы – и подыскала себе мужчину, похожего на героя из книг, – Молчалина. Девушка наслаждалась любовной игрой, ей нравилось представлять себя смелой героиней романа. Однако ее возлюбленный оказался корыстным человеком. Когда Софья раскрыла обман Молчалина, то повела себя разумно: отвергла лжеца без слез и колебаний, но так же признала, что сама виновата в заблуждении в нем.

Такое поведение вызывает уважение, но говорит ли оно о наличии у героини настоящих чувств к Молчалину? Она «назначила» его себе в любимые, следуя разумному плану – найти себе тихого и покорного мужа, и также она разумно его отвергла.

Как видим, оба героя принимают решения не сердцем, а умом, отчего у них выходит горе от ума. Ведь они оба не находят любви в финале произведения.

Софья и Молчалин

Дочь Фамусова не могла ответить главному герою на чувства, потому что была влюблена в Молчалина. А. С. Грибоедов в самом начале произведения показывает развитие любовной линии между Софьей и Молчалиным. Девушка готова на все ради своего возлюбленного. Она отзывается о Молчалине следующим образом: «<�…> уступчив, скромен, тих. // В лице ни тени беспокойства // И на душе поступков никаких, // Чужих и вкривь и вкось не рубит». Эти цитаты помогают понять, что Софья не замечает, что Молчалин заводит отношения с ней, чтобы добиться своих корыстных целей.

Любовь в произведении Горе от ума Грибоедова сочинение

Тема любви в данном произведении является ключевой. В начале комедии мы наблюдаем сцену так называемой любви между Софьей и Алексеем. Софья увидела в нем идеал и возвела на пьедестал. Он герой для нее, тихий и покорный мужчина, которым можно управлять как угодно. Такой мужчина – подарок для девушки, которая привыкла, что в жизни всё складывается, как она хочет.

Три года назад из дома Фамусовых уехал Александр Чацкий. Ранее, у Софьи и Александра были отношения. Они выросли в интеллигентной семье, являлись умными и начитанными личностями. На первый взгляд были идеальной парой. Однако, Александр захотел найти себя, стать лучше и по этой причине отправился за границу. Находясь на чужбине, герой не присылает ни одной весточки. Жизнь Софьи не стоит на месте, она всё время проводит за чтением французских романов, таким образом у нее формируется образ идеального мужчины. Такого девушка очень быстро разглядела в Молчалине, который внутренне был далеко не таким, каким казался на людях.

Он делает вид, что любит Софью. При этом скрывает корыстные мотивы, тайно ухаживая за Лизой. За любовными мечтами девушка не хочет объективно оценивать происходящую ситуацию. Тут возвращается Чацкий, который всё это время бережно хранил любовь к Софье. Он и не предполагал, что у него может появиться соперник. По приезду девушка очень холодно встречает героя, теперь он абсолютно ей не интересен.

Александр понимает, что у него есть оппонент. Однако, когда он увидел его, удивление долго не отпускало героя. Он не мог понять, как такая умная и красивая девушка могла полюбить такого глупого, корыстного и пустого человека. Когда Александр заводит с ней разговор на эту тему, он невольно начинает насмехаться над ним, что очень не нравится Софье. Чацкий пытается ей открыть глаза на происходящее, однако, девушка не хочет его слушать. Прошлые отношения с Александром девушка именует ребячеством.

Спустя время Софья видит сцену, как ее возлюбленный заигрывает с ее служанкой. Ее сердце разбито, иллюзии развенчаны. Теперь она понимает, с кем хотела связать свою жизнь. Корыстный Молчалин попросту хотел поближе подобраться к ее отцу, упрочить свое положение и лучше жить. На самом деле Алексей никогда не любил Софью.

Такой любовный треугольник показывает автор. Все герои потерпели поражение в любви. Чацкий потерял любовь и, мало того, еще был выставлен в обществе сумасшедшим. После чего он окончательно разочарованный в Фамусовском обществе, покидает Москву.

Все герои столкнулись с разочарованием. Теперь внутри только разбитые мечты и пустота. Раньше герои жили надеждой и ожиданием лучшей жизни. Чацкий думал, что вернется домой и его радостно встретит любимая. Софья думала, что выйдет замуж за Молчалина и он сделает ее счастливой. Молчалин же думал только о себе и об улучшении собственного положения.

Вариант 2

В произведении Александра Сергеевича поднимается тема любви не только между двумя героями, здесь можно заметить настоящий любовный многоугольник.

Первая пара, которая приведена в пример в романе, уже рассталась. Это Александр и Софья. Герои выросли вместе, их воспитывали, учили и наставляли одни и те же люди. В их отношениях всё было нормально. Однако, Чацкому захотелось найти себя, и он отправился на три года за границу. Софья в это время увлеклась романами, которые создали в ее разуме новый идеал. Его девушка быстро увидала в Молчалине.

Теперь читатель знакомится с новой парой. Это Софья и Алексей. Девушка безумно влюблена в Молчалина и не подозревает, что у него совсем другие мотивы. Софья даже не хочет думать об этом. Для нее он самый прекрасный и неповторимый мужчина. Она убеждена, что их чувства взаимны. Однако, Алексей встречается с ней только из корыстных побуждений. Молчалин хочет пробиться в Фамусовское общество, занять другое место, а не то, которое у него есть сейчас.

За спиной у Софьи Алексей заигрывает с ее служанкой Лизой. Неожиданно возвращается Чацкий. Он сохранил свою любовь к Софье и пытается вновь растопить ее холодное сердце. Но у него ничего не выходит. Их отношения для нее остаются обычным ребячеством. Она утверждает, что только сейчас обрела настоящую любовь. Чацкий очень хочет увидеть его, он долго думает кого ему предпочли. Когда он узнает, что это Молчалин, его удивлению нет предела. Александр никак не может понять, как Софья не видит таких элементарных вещей. Ведь он мелочный человек, который будет соглашаться со всеми, лишь бы потом это принесло ему какую-то пользу. В нём нет никакого внутреннего содержания.

Александр пытается открыть глаза Софье, но та упорно не хочет его слушать. Девушка считает, что Чацкий просто ревнует ее. Как же он хотел ей помочь, хотя бы по старой дружбе, уже не говоря о любви. Однако, девушка открывает глаза на истину только, когда видит, как Алексей общается с Лизой.

Теперь она понимает, что Александр был прав. Однако, возвращаться к нему она не собирается. Их отношения больше никогда не будут, как прежде. Девушка не хочет видеть его, мало того, она оговаривает Чацкого. После чего всё общество бездумно признает его сумасшедшим.

В этой истории никто не остался счастливым. Чацкий разочарованный уезжает из этого дома навсегда. Софья понимает истинную натуру Алексея и очень разбита.

Любовь в произведении Горе от ума

Несколько интересных сочинений

Написанный в 1898 году, напечатанный в журнале «Семья» рассказ А. П. Чехова «Душечка» вошел в 9 том собрания сочинений писателя. Главная героиня Ольга Семеновна Племянникова проживает в родительском доме неподалеку от сада «Тиволи» в Цыганской слободке

В начале рассказа И.А. Бунин рисует любовную идиллию: пара молодых людей приятно проводит время вместе, наслаждается друг другом, посещает театры, рестораны и курсы. Они молоды и красивы, и часто ловят на себе восхищенные взгляды

Шварц Е.Л. – знаменитый советский писатель, подаривший нам большое количество произведений и пьес. Одним из самых интересных и остающимся актуальным по сей день произведением является Сказка о потерянном времени.

Создателем былины Садко является народ, который пересказывает эту быль из поколения в поколение. Главным героем данной былины является молодой мужчина Садко

Наши бабушки и дедушки прекрасно умели веселиться на народных гуляниях.Самые крупные и масштабные праздники устраивали на Рождество, Масленицу

Молчалин и Лиза

На самом деле Молчалин не любит Софью. Он пользуется ею, так как она является дочерью его начальника Фамусова. Молчалин понимает, что связь с Софьей может улучшить его положение в обществе. В одной из сцен комедии А. С. Грибоедов кратко показывает, как Молчалин проявляет симпатию к служанке Софьи Лизе. А. С. Грибоедов, помимо любовного треугольника «Чацкий – Софья – Молчалин», показывает еще один треугольник: «Софья – Молчалин – Лиза», чтобы показать всю комичность и в то же время трагичность ситуации: для общества не свойственно проявление истинной любви. Фамусовское общество настолько корыстно и бездушно, что любовь – это пустой звук.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Любовный конфликт «Горе от ума»», рассмотрит любовный треугольник «Чацкий – Софья – Молчалин» и любовный треугольник «Софья – Молчалин – Лиза».

Тема любви в комедии Горе от ума сочинение

Тема любви затрагивается практически в каждом классическом произведении. Что не странно, ведь тема любви — вечна и неисчерпаема. Исключением не стало и «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Жанр произведения — трагикомедия. Трагедией как раз таки становится история любви наших героев.
Сюжетная линия представляет читателю молодую Софью Павловну Фамусову и её возлюбленного Алексея Степановича Молчалина. Молодые люди влюблены друг в друга и, казалось, готовы сбежать вдвоём на край света. Но вскоре в доме Фамусова появляется молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий, недавно вернувшийся из Петербурга. Чацкий намерен жениться на Софье, ведь они с детства были вместе и, как ему казалось, любили друг друга. Но неожиданно он узнаёт, что сердце Софьи уже принадлежит другому, это обстоятельство разбило ему сердце. А Софья для себя знала, что причина всему то, что он уехал и пропал, не писал ей ни строчки, вот она и обиделась.

Как могла его любимая Софья полюбить такого заурядного и ничего не смыслящего в жизни Молчалина? Неужели это в самом деле правда? Чацкий намерен был выяснить, что произошло и как он мог упустить свою дорогую Софью в руки другому мужчине. Это раздосадовало Софью Павловну и в растерянности, неожиданно для себя, она пускает слух о том, что Чацкий лишился рассудка. Новость вмиг разлетелась среди гостей дома Фамусова. Удивлённый и потрясённый этой новостью Александр Чацкий пытается как можно скорее отыскать Софью и доказать, что кем-то пущенный слух — клевета да и только. Увы, он не подозревал, что сама Софья его и оклеветала.

В это время бедная Софья случайно стала свидетельницей разговора Молчалина с Лизой, где он признавался Лизе, что любит лишь её, а Софья лишь способ повысить его положение в обществе. Это признание разбивает Софье её невинное девичье сердце. Свидетелем сцены становится и Чацкий. Оценив ситуацию он понимает, что эти люди далеки его духу и не могут разделять его соображений. А Софья, к которой он так стремился, та, которую он хотел взять в жены, оказалась совсем не той девушкой, верной и искренней, какой он её запомнил, когда уезжал в Санкт-Петербург.

Любовный треугольник распался и каждый из его участников остался лишь с осколками разбитого сердца, разбитых надежд и с горьким опытом. История наглядно показывает, как жестока может быть любовь и как сильно могут ранить люди, которых мы любим. «Любить — значит отдавать» говорил Эдуард Асадов . «Любовь — это труд» говорю я . А трудность состоит в умении эту любовь сохранить и не растратить, не выгореть, не перегореть, не променять её на другую, не позволять расстоянию и обстоятельствам отобрать её у вас. Увы, к большому сожалению, наши герои с этими задачами справиться не смогли. Потеряли любовь, потеряли друг друга и их вера в настоящую любовь наверняка сильно пошатнулась.

2 вариант

Тему любви можно увидеть практически в каждом произведении. Да к тому же она является не только актуальной, вечной, но и неисчерпаемой. И произведение «Горе от ума» не стало исключением.

В сюжетной линии появляется молодая и красивая Софья, а рядом с ней всегда находится ее любимый мужчина Алексей. Больше всего на свете они любят друг друга и для того чтобы действительно быть всегда вместе и рядом они готовы сбежать от всех. Неожиданно из Санкт-Петербурга возвращается Александр, который уехал туда за лучшей жизнью, но судьба распорядилась так, чтобы он вернулся обратно. И сразу же у него появились планы согласно Софье. И ради достижения своей цели он готов пойти на все, но своего все равно добьется. А ведь они вместе росли, и он был уверен, что через столько лет любовь не прошла и до сих пор жива. Вот только совсем скоро был разочарован тем, что сердце девушки уже давно занято и никого другого туда она не собирается впускать. Конечно, раньше девушка его любила, вот только он просто уехал и пропал и не написал ей ни строчки.

Именно поэтому Александр упускать свою давнюю любовь он не собирался. И готов пойти на все ради того чтобы вернуть все в свои руки. А тем временем Софья не знала, чем помочь своему любимому и не дать вмешаться кому-то в их любовь. И единственным выходом посчитала просто распустить слух о том, что Чацкий давно лишился рассудка и не ведает, что творит. Теперь ему нужно не только разыскать того, кто это сделал, но и доказать всем, что этот слух всего лишь обман и верить ему нельзя. И он не ожидал, что это все сделала его любовь.

А тем временем между Алексеем и Лизой произошел разговор, который слышать не должна. Оказывается, между Лизой и Алексеем существует давняя любовь, которую они от всех скрывали. А вот Софья ему была нужна лишь для того чтобы немного улучшить свой авторитет в обществе. Девушка была очень сильно разочарована и совсем не ожидала этого, ведь верила, что их любовь не только взаимна, но и сильна и сможет выдержать все невзгоды и проблемы. Но на деле оказалось все совсем по-другому.

И вот так все разрушилось. И теперь каждый человек остался возле разбитого корыта. А ведь любовь может не только окрылять, но еще и очень сильно ударить и разрушить всю жизнь. Самое главное сохранить любовь и не потерять в тот момент, когда она будет биться о камни. Кроме этого нужно сделать все для того чтобы любовь не растратила свои силы на расстоянии и не потянулась к другому человеку. Вот только каждый из наших главных героев не смог этого всего сохранить.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Одним из героев данного произведения является Иван Зурин. Иван Иванович Зурин был одним из многих второстепенных персонажей. Он – обычный русский офицер

Сборник «Миргород» принято считать продолжением «Вечеров на хуторе близь Диканьки», но чувство пустоты, которую пытаются скрыть за шумом, становится глубже и хроничнее.

Я считаю, что зря Чацкого кое-кто ругает, говорит, что он слишком гордый, злой, что он вносит смуту. Я считаю, что он всё делал правильно. Так и нужно! Слышал я, что он зря своё здоровье портит

Александру Твардовскому пришлось многое пройти в жизни. События его биографии отразились на произведениях автора, поэтому необходимо глубоко изучить ее, прежде чем знакомиться с трудами поэта.

Зимний вечер – это прекраснейшее время суток. Как раз вечерком стихает грохот мегаполиса и кругом начинает царствовать воздух тишины и покоя. Иногда стоишь возле своего окошка и смотришь, как красиво снежинки порхают в небе и некоторые

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Горе от ума»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Горе от ума»
  • для самых компанейских — Главные герои «Горе от ума»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Горе от ума»
  • для самых любопытных — Анализ «Горе от ума» Грибоедов
  • для самых крутых — Читать «Горе от ума» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

Любви в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Тема любви в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

В классической комедии главный конфликт всегда завязывается в сфере личных отношений, любви. Грибоедов, казалось бы, выдвигает на первый план более «серьезные» проблемы: столкновение «старого и нового», фамусовской Москвы и нового человека, Чацкого. Но социально-политический конфликт тесно переплетен с любовными коллизиями. И. А. Гончаров писал: «Всякий шаг Чацкого, почти всякое его слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье». Ревность и безответная любовь к Софье, глубокое чувство послужили поводом к раздражению, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль.

Чацкий приезжает в Москву после долгого отсутствия, радуется встрече с предметом своей давней любви – Софьей, но встречает с ее стороны непонятную холодность. Софья влюблена в Молчалина и не считает себя обязанной продолжать отношения с Чацким, испытывает к нему только дружеские чувства. Чацкий догадывается, что у него появился счастливый соперник, но в начале он еще не может понять, кто он. Вначале он подозревает «завидного жениха» Скалозуба, и потому переносит свою неприязнь на все общество, где полковник пользуется уважением. По поводу всех вновь прибывших он отпускает колкости, и это в конце концов начинает раздражать Софью, тем более что бывший ухажер задевает не только гостей, но и ее возлюбленного. Наученная светской жизнью отплачивать за такие насмешки, она в случайном разговоре с господином Н пускает слух о сумасшествии Чацкого: «Он не в своем уме». И общество, всегда с жадностью ловящее подобного рода новости, с готовностью распространяет известие о сумасшествии Чацкого. Слухи растут, как снежный ком, а Чацкий, сам того не зная, подтверждает этот слух всеми своими поступками, и особенно жарким монологом «Французик из Бордо», который произносит, не замечая, как гости с опаской покидают залу.

Развязка конфликта наступает в четвертом действии. Чацкий узнает, что избранник Софьи – Молчалин. «Муж-мальчик, муж-слуга» – это, несмотря на различие в социальном статусе, допустимо для высшего московского света, но Чацкий уже не может уважать женщину, которая выбрала себе такой предмет обожания. Чацкий предпочитает бежать, он увидел всю низость «светской черни», он потерял уважение к возлюбленной, ему незачем оставаться.

В классической комедии герои-любовники, преодолев все препятствия на пути, воссоединяются. Грибоедов подменяет счастливый конец другим, увы, более реалистичным. Только Чацкий хранит верность романтическим идеалам любви. Прочие сделали из нее своеобразную разменную монету. Софья, совсем еще молоденькая девушка, казалось бы, влюблена в Молчалина искренне, но такая любовь ей выгодна: она может повелевать будущим мужем, так как он ей всем обязан. Молчалин низок: он не любит Софью, но согласен изображать любовь и подчиняться ей, так как это сулит ему верную выгоду. Вместе с тем он грубовато ухаживает за горничной Лизой, которая нравится ему больше Софьи, но и по отношению к ней он поступает дурно. Лиза для него забава, он не желает принимать на себя какие бы то ни было обязательства по отношению к ней. В финале все любовные махинации Молчалина открываются, но вряд ли это станет настоящим «посрамлением зла», как то бывает в классических комедиях. «Помирятся», – предвидя будущее, думает Чацкий. Действительно, зачем прерывать отношения, если они всем выгодны?

Любовный конфликт дублирует основную тему комедии. Нет ничего подлинного, искреннего в фамусовском обществе, где все решают деньги и социальное положение. Прислуживаться в карьере, прислуживаться в любви – это не для Чацкого. Он предпочтет покинуть мирок, где «блаженствуют молчалины». Он отказывается от какой бы то ни было борьбы не только потому, что одинок, но еще и потому, что он уже навсегда потерял Софью, а в любви доказательства своей правоты не имеют силы. Иного выхода, нежели бегство, у Чацкого не осталось. Пожалуй, «Горе от ума» – самая печальная комедия из всех, кто когда-либо были написаны.

Чацкий и Софья

Любовный конфликт в комедии «Горе от ума» связан с образом главного героя, который приезжает в дом Фамусовых, чтобы увидеть свою возлюбленную Софью. Чацкий пытается доказать Софье, что его чувства искренни. Он говорит о том, что Софья для него важнее всего на свете. Однако героиня холодна и равнодушна по отношению к Чацкому, считая, что их взаимоотношения – всего лишь юношеская влюбленность.

Софья пытается упрекнуть Чацкого и показать ему, что между ними не может быть любви. Кульминация отношений между Чацким и Софьей наблюдается тогда, когда героиня рассказывает всем вокруг, что Чацкий – сумасшедший.

Тема любви в комедии «Горе от ума»

От классицизма к реализму

В то время, когда Александр Грибоедов писал комедию «Горе от ума», еще было ощутимо влияние классицизма в литературе. Писатель формально соблюдает каноны этого направления, однако уже смело открывает для своего читателя новое направление – реализм. Тема любви тесно связана с социально-политической темой. В классицистической комедии любовный конфликт в конце разрешался победой влюбленных, разоблачением и наказанием виновных героев. Финал комедии Грибоедова абсолютно другой: главные герои терпят поражение в любви, главный герой высмеял морально падшее общество, но так и не изменил его порядков. И это не простая череда неудач, автор выстраивает логическую цепь размышлений и событий, которые приводят к разочарованию. Комедия Грибоедова приближена к настоящей жизни, поэтому и реалистична.

Любовный конфликт

В пьесе «Горе от ума» драматург затронул актуальную проблему своего времени – борьбу старых нравов с новыми прогрессивными идеями. Представителями первой стороны является фамусовское общество, а второй – главный герой Чацкий. Несмотря на то, что главная идея заключается в рассмотрении этой проблемы, нужно учесть, что к ней привела другая проблема – любовный конфликт. Поэтому тема любви важна в комедии. Тем более, что перед нами не простой классический треугольник. Начало любовного конфликта – приезд главного героя Александра Чацкого в Москву. После трех лет странствования по свету он решил вернуться в дом Фамусовых, где прошло его детство. Его цель – жениться на идеальной, по его мнению, девушке Софье, дочери Павла Фамусова. Однако героиня встречает его холодно. Чацкий подозревает, что у него есть соперник – и оказывается прав. Софья полюбила (или внушила себе?) любовь к бедному и тихому Молчалину, в котором она видела героя любимых французских романов. Однако Молчалин принимает любовь девушки из корыстных побуждений, а сам втайне ухаживает за служанкой Лизонькой.

Причина, почему герои не находят счастья в любви

Александр Чацкий и Софья Фамусова — центральные образы в развитие любовной линии сюжета. По законам классицистической комедии они должны полюбить друг друга, преодолев все преграды. Почему же автор показывает нам другой финал? На первый взгляд, они кажутся идеальной парой: оба умны, обаятельны, красноречивы, талантливы и решительны. К тому же, Чацкий испытывает чувства к Софье. Но можно ли их назвать настоящей любовью? Герой на целых три года уезжает за границу, и ни разу не пишет письма возлюбленной. Он себе это объясняет тем, что хотел в странствиях измениться к лучшему, стать еще более умным, — и только тогда появиться перед Софьей, которая достаточно умна, чтобы выбрать его. Вот такой умный план построил в размышления Чацкий, но только в жизни его трудно реализовать, ведь в любви важен не столько ум, сколько умение чувствовать.

Пока герой проводил три года в поисках себя, время не стояло на месте и для героини. Она познавала любовь, читая французские романы – и подыскала себе мужчину, похожего на героя из книг, – Молчалина. Девушка наслаждалась любовной игрой, ей нравилось представлять себя смелой героиней романа. Однако ее возлюбленный оказался корыстным человеком. Когда Софья раскрыла обман Молчалина, то повела себя разумно: отвергла лжеца без слез и колебаний, но так же признала, что сама виновата в заблуждении в нем.

Такое поведение вызывает уважение, но говорит ли оно о наличии у героини настоящих чувств к Молчалину? Она «назначила» его себе в любимые, следуя разумному плану – найти себе тихого и покорного мужа, и также она разумно его отвергла.

Как видим, оба героя принимают решения не сердцем, а умом, отчего у них выходит горе от ума. Ведь они оба не находят любви в финале произведения.

Софья и Молчалин

Дочь Фамусова не могла ответить главному герою на чувства, потому что была влюблена в Молчалина. А. С. Грибоедов в самом начале произведения показывает развитие любовной линии между Софьей и Молчалиным. Девушка готова на все ради своего возлюбленного. Она отзывается о Молчалине следующим образом: «<�…> уступчив, скромен, тих. // В лице ни тени беспокойства // И на душе поступков никаких, // Чужих и вкривь и вкось не рубит». Эти цитаты помогают понять, что Софья не замечает, что Молчалин заводит отношения с ней, чтобы добиться своих корыстных целей.

Вариант 2

В произведении Александра Сергеевича поднимается тема любви не только между двумя героями, здесь можно заметить настоящий любовный многоугольник.

Первая пара, которая приведена в пример в романе, уже рассталась. Это Александр и Софья. Герои выросли вместе, их воспитывали, учили и наставляли одни и те же люди. В их отношениях всё было нормально. Однако, Чацкому захотелось найти себя, и он отправился на три года за границу. Софья в это время увлеклась романами, которые создали в ее разуме новый идеал. Его девушка быстро увидала в Молчалине.

Теперь читатель знакомится с новой парой. Это Софья и Алексей. Девушка безумно влюблена в Молчалина и не подозревает, что у него совсем другие мотивы. Софья даже не хочет думать об этом. Для нее он самый прекрасный и неповторимый мужчина. Она убеждена, что их чувства взаимны. Однако, Алексей встречается с ней только из корыстных побуждений. Молчалин хочет пробиться в Фамусовское общество, занять другое место, а не то, которое у него есть сейчас.

За спиной у Софьи Алексей заигрывает с ее служанкой Лизой. Неожиданно возвращается Чацкий. Он сохранил свою любовь к Софье и пытается вновь растопить ее холодное сердце. Но у него ничего не выходит. Их отношения для нее остаются обычным ребячеством. Она утверждает, что только сейчас обрела настоящую любовь. Чацкий очень хочет увидеть его, он долго думает кого ему предпочли. Когда он узнает, что это Молчалин, его удивлению нет предела. Александр никак не может понять, как Софья не видит таких элементарных вещей. Ведь он мелочный человек, который будет соглашаться со всеми, лишь бы потом это принесло ему какую-то пользу. В нём нет никакого внутреннего содержания.

Александр пытается открыть глаза Софье, но та упорно не хочет его слушать. Девушка считает, что Чацкий просто ревнует ее. Как же он хотел ей помочь, хотя бы по старой дружбе, уже не говоря о любви. Однако, девушка открывает глаза на истину только, когда видит, как Алексей общается с Лизой.

Теперь она понимает, что Александр был прав. Однако, возвращаться к нему она не собирается. Их отношения больше никогда не будут, как прежде. Девушка не хочет видеть его, мало того, она оговаривает Чацкого. После чего всё общество бездумно признает его сумасшедшим.

В этой истории никто не остался счастливым. Чацкий разочарованный уезжает из этого дома навсегда. Софья понимает истинную натуру Алексея и очень разбита.

Другие сочинения: ← Отзыв о поэме Василий Теркин Твардовского↑ ДругиеИван крестьянский сын и Чудо-юдо — анализ сказки →

Молчалин и Лиза

На самом деле Молчалин не любит Софью. Он пользуется ею, так как она является дочерью его начальника Фамусова. Молчалин понимает, что связь с Софьей может улучшить его положение в обществе. В одной из сцен комедии А. С. Грибоедов кратко показывает, как Молчалин проявляет симпатию к служанке Софьи Лизе. А. С. Грибоедов, помимо любовного треугольника «Чацкий – Софья – Молчалин», показывает еще один треугольник: «Софья – Молчалин – Лиза», чтобы показать всю комичность и в то же время трагичность ситуации: для общества не свойственно проявление истинной любви. Фамусовское общество настолько корыстно и бездушно, что любовь – это пустой звук.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Любовный конфликт «Горе от ума»», рассмотрит любовный треугольник «Чацкий – Софья – Молчалин» и любовный треугольник «Софья – Молчалин – Лиза».

Популярные сочинения

  • Сочинение на тему Маленький человек в литературе
    Образ так называемого маленького человека в русской литературе является весьма характерным. Условно традицию изображения такого характера принято отсчитывать от станционного смотрителя
  • Сочинение Что такое Успех
    У каждого человека есть какая-то определённая цель в жизни, к которой он на протяжении жизни стремится. Преодолевая препятствия на своём пути, он приходит к своей цели.
  • Сочинение Особенности композиции романа Герой нашего времени Лермонтова
    Роман «Герой нашего времени» — это новаторское произведение по ряду признаков. Во-первых, само жанровое определение произведения — психологический роман — было создано писателем

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Горе от ума»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Горе от ума»
  • для самых компанейских — Главные герои «Горе от ума»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Горе от ума»
  • для самых любопытных — Анализ «Горе от ума» Грибоедов
  • для самых крутых — Читать «Горе от ума» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

Сюжетная линия

Софья Павловна Фамусова и Алексей Степанович Молчалин — влюблённая пара. В начале произведения они так сильно любят друг друга, что готовы сбежать вдвоём хоть на край света. И всё бы ничего, но в дом Фамусовых приезжает Александр Андреевич Чацкий. Он не так давно вернулся из Петербурга и теперь готов жениться на Софье Павловне. С самого детства они были тесно связаны, а теперь, по его мнению, должны стать супружеской парой.

Чацкий не знает, что сердце Софьи уже давно наполнено тёплыми чувствами к Молчалину. Это обстоятельство выбивает почву из-под ног Чацкого.

Сама же Софья уверена: она разлюбила его из-за того, что он уехал и оставил её одну.

Чацкий раздосадован и желает выяснить, как могло случиться то, что его возлюбленная припала душой к заурядному и глупому Молчалину. Софья, находясь в растерянности, пускает слух, что Чацкий сошёл с ума. Эта новость быстро облетает дом Фамусовых. Александр старается как можно быстрее отыскать Софью, чтобы объясниться с ней и доказать, что слухи являются чушью. Но он не знает, что распустила их его же любимая.

В этот момент происходит непредвиденное — Софья подслушивает разговор Молчалина и Лизы, в котором тот признаётся в любви к ней. Девушка и подумать не могла, что её любимый Алексей крутит роман с горничной. Свидетелем всей этой картины стал Чацкий.

Александр понимает, что он далёк от всех этих людей, а Софья, которую он помнил, — лишь образ. Она уже не такая добрая и искренняя, какой рисовалась в его памяти.

Краткая аннотация проекта

Проблема, исследуемая в проекте, в истинности любви в конфликте разума и чувства главной героини комедии Софьи. В процессе работы над проектом обучающиеся анализируют произведение, проводят исследования и систематизируют полученные выводы для ответов на учебные и проблемные вопросы, с целью выхода на основополагающий вопрос: «Бездумная любовь — это болезнь?». В результате работы над проектом у обучающихся формируется способность к осмыслению и формулированию таких нравственных категорий, как любовь, дружба, счастье и многих др.

( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Тема любви в комедии Горе от ума

Тема любви затрагивается практически в каждом классическом произведении. Что не странно, ведь тема любви — вечна и неисчерпаема. Исключением не стало и «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Жанр произведения — трагикомедия. Трагедией как раз таки становится история любви наших героев.

Сюжетная линия представляет читателю молодую Софью Павловну Фамусову и её возлюбленного Алексея Степановича Молчалина. Молодые люди влюблены друг в друга и, казалось, готовы сбежать вдвоём на край света. Но вскоре в доме Фамусова появляется молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий, недавно вернувшийся из Петербурга. Чацкий намерен жениться на Софье, ведь они с детства были вместе и, как ему казалось, любили друг друга. Но неожиданно он узнаёт, что сердце Софьи уже принадлежит другому, это обстоятельство разбило ему сердце. А Софья для себя знала, что причина всему то, что он уехал и пропал, не писал ей ни строчки, вот она и обиделась.

Как могла его любимая Софья полюбить такого заурядного и ничего не смыслящего в жизни Молчалина? Неужели это в самом деле правда? Чацкий намерен был выяснить, что произошло и как он мог упустить свою дорогую Софью в руки другому мужчине. Это раздосадовало Софью Павловну и в растерянности, неожиданно для себя, она пускает слух о том, что Чацкий лишился рассудка. Новость вмиг разлетелась среди гостей дома Фамусова. Удивлённый и потрясённый этой новостью Александр Чацкий пытается как можно скорее отыскать Софью и доказать, что кем-то пущенный слух — клевета да и только. Увы, он не подозревал, что сама Софья его и оклеветала.

В это время бедная Софья случайно стала свидетельницей разговора Молчалина с Лизой, где он признавался Лизе, что любит лишь её, а Софья лишь способ повысить его положение в обществе. Это признание разбивает Софье её невинное девичье сердце. Свидетелем сцены становится и Чацкий. Оценив ситуацию он понимает, что эти люди далеки его духу и не могут разделять его соображений. А Софья, к которой он так стремился, та, которую он хотел взять в жены, оказалась совсем не той девушкой, верной и искренней, какой он её запомнил, когда уезжал в Санкт-Петербург.

Любовный треугольник распался и каждый из его участников остался лишь с осколками разбитого сердца, разбитых надежд и с горьким опытом. История наглядно показывает, как жестока может быть любовь и как сильно могут ранить люди, которых мы любим. «Любить — значит отдавать» говорил Эдуард Асадов . «Любовь — это труд» говорю я . А трудность состоит в умении эту любовь сохранить и не растратить, не выгореть, не перегореть, не променять её на другую, не позволять расстоянию и обстоятельствам отобрать её у вас. Увы, к большому сожалению, наши герои с этими задачами справиться не смогли. Потеряли любовь, потеряли друг друга и их вера в настоящую любовь наверняка сильно пошатнулась.

9 класс

Популярные сочинения

  • Сочинение Описание картины Февраль. Подмосковье Нисского (5, 7 класс)
    Как же я люблю снег, и больше всего я люблю снежные картины. Все поле покрыто белым-белым снегом. На земле нет ни одного укромного уголка где бы не было снега. Повсюду горы и на них так красиво лежит снег
  • Сочинения по картинам Репина
    Известный русский художник конца XIX века И. Е. Репин. Он соединил в себе все достижения в живописи передвижников, которые хотели искусство донести до народа, и сделать его ближе к народу
  • Школа будущего — сочинение (5 класс по обществознанию)
    Каждый человек, рано или поздно задумывался о том, какая будет школа будущего? Появится ли что-то новое, или же просто усовершенствуют старую программу? К этому вопросу нужно подходить

Как Вы думаете, почему «общественная комедия» начинается с любовной интриги?

Ответ

Я думаю, потому, что автор отдавал дань определённым правилам классической комедии, где любовная интрига, любовный конфликт является основным. Конфликт комедии оказывается шире любовного сюжета. Эту особенность произведения отметил Гончаров в своем критическом этюде «Мильон терзаний»: «Две комедии как будто вложены одна в другую: одна… частная, мелкая, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой: это интрига любви, вседневный мотив всех комедий. Когда первая прерывается, в промежутке является неожиданно другая, и действие завязывается снова, частная комедия разыгрывается в общую битву и связывается в один узел».

Развитие любовной линии дополняется общественными разногласиями, возникшими между Чацким и Фамусовым. Один намек со стороны Чацкого на его возможное сватовство обнаружил, что между ним и известным московским тузом существуют неразрешимые противоречия, связанные с различным отношением к службе, карьере, управлению имением, богатству, свободе суждений. Так «общественная комедия», начавшаяся с любовной интриги, становится более глубоко прочувствованной зрителями (читателями).

ЛИТЕРАТУРА

Вопросы и задания по комедии «Горе от ума»

https://vip8082p.vip8081p.beget.tech/Literatura_9_Korovina/52.html

9. Какой конфликт — личный или общественный — выступает основным и где они пересекаются?

Ответ

В комедии два конфликта: личный или общественный.

Общественный конфликт показан в столкновении двух общественных идеалов: Фамусовкое общество (старый крепостной уклад) и Чацкий (новый, прогрессивный взгляд на жизнь, разоблачающий все отсталое, провозглашающий передовые идеи времени). Любовный конфликт: складывается из взаимоотношений Чацкий – Софья, Софья – Молчалин, Молчалин – Лиза.

Основной конфликт в пьесе – общественный.

Пересекаются конфликты в первых обменах монологами между Чацким и Фамусовым, затем – кульминационный момент – объявление Чацкого сумасшедшим.

ЛИТЕРАТУРА

Вопросы и задания по комедии «Горе от ума»

https://vip8082p.vip8081p.beget.tech/Literatura_9_Korovina/52.html

Какие две линии составляют сюжет комедии «Горе от ума» ?

Ответ

Сюжет комедии «Горе от ума» составляют любовная и социально-политическая линии.

ЛИТЕРАТУРА

Вопросы и задания по комедии «Горе от ума»

https://vip8082p.vip8081p.beget.tech/Literatura_9_Korovina/52.html

7. Прочитайте статью И. А. Гончарова «Мильон терзаний» (в сокращении) и составьте простой план начала статьи (до слов «…и родилась вся комедия»), определите главную мысль этого отрывка.

Ответ

Статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний» (в сокращении) до слов «…и родилась вся комедия»

Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе. <…> Она, как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед. < . . .>

Главная роль, конечно,— роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. <…>

Можно было бы подумать, что Грибоедов, из отеческой любви к своему герою, польстил ему в заглавии, как будто предупредив читателя, что герой его умен, а все прочие около него не умны.

Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом,— это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он «чувствителен, и весел, и остер!». Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль. <…>

Чацкий, как видно, <…> готовился серьезно к деятельности. «Он славно пишет, переводит», говорит о нем Фамусов, и все твердят о его высоком уме. Он, конечно, путешествовал… учился, читал, принимался, как видно, за труд, был в сношениях с министрами и разошелся — не трудно догадаться почему:

Служить бы рад, прислуживаться тошно,—

намекает он сам. <…>

Всякий шаг, почти всякое слово в пьесе тесно связа-ны с игрой чувства его к Софье, раздраженного какою-то ложью в ее поступках, которую он и бьется разгадать до самого конца. Весь ум его и все силы уходят в эту борьбу: она и послужила мотивом, поводом к раздражениям, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль, роль гораздо большего, высшего значения, нежели неудачная любовь, словом, роль, для которой и родилась вся комедия. <…>

ПЛАН:

1. Комедия «Горе от ума» держится особняком в литературе.

2. Главная роль,— роль Чацкого, без которого не было бы комедии, а была бы картина нравов.

3. Речь Чацкого кипит умом, остроумием.

4. Всякий шаг в пьесе тесно связаны с игрой чувства Чацкого к Софье.

5. Роль Чацкого — роль, для которой и родилась вся комедия.

ЛИТЕРАТУРА

Вопросы и задания по комедии «Горе от ума»

https://vip8082p.vip8081p.beget.tech/Literatura_9_Korovina/52.html

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

  • Сочинения
  • По литературе
  • Грибоедов
  • Тема любви в комедии Горе от ума

Тема любви затрагивается практически в каждом классическом произведении. Что не странно, ведь тема любви — вечна и неисчерпаема. Исключением не стало и «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Жанр произведения — трагикомедия. Трагедией как раз таки становится история любви наших героев.

Сюжетная линия представляет читателю  молодую Софью Павловну Фамусову и её возлюбленного Алексея Степановича Молчалина. Молодые люди влюблены друг в друга и, казалось, готовы сбежать вдвоём на край света. Но вскоре в доме Фамусова появляется молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий, недавно вернувшийся из Петербурга. Чацкий намерен жениться на Софье, ведь они с детства были вместе и, как ему казалось, любили друг друга. Но неожиданно он узнаёт, что сердце Софьи уже принадлежит другому, это обстоятельство разбило ему сердце. А Софья для себя знала, что причина всему то, что он уехал и пропал, не писал ей ни строчки, вот она и обиделась.

Как могла его любимая Софья полюбить такого заурядного и ничего не смыслящего в жизни Молчалина? Неужели это в самом деле правда? Чацкий намерен был выяснить, что произошло и как он мог упустить свою дорогую Софью в руки другому мужчине. Это раздосадовало Софью Павловну и в растерянности, неожиданно для себя, она пускает слух о том, что Чацкий лишился рассудка. Новость вмиг разлетелась среди гостей дома Фамусова. Удивлённый и потрясённый этой новостью Александр Чацкий пытается как можно скорее отыскать Софью и доказать, что кем-то пущенный слух — клевета да и только. Увы, он не подозревал, что сама Софья его и оклеветала.

В это время бедная Софья случайно стала свидетельницей разговора Молчалина с Лизой, где он признавался Лизе, что любит лишь её, а Софья лишь способ повысить его положение в обществе. Это признание разбивает Софье её невинное девичье сердце. Свидетелем сцены становится и Чацкий. Оценив ситуацию он понимает, что эти люди далеки его духу и не могут разделять его соображений. А Софья, к которой он так стремился, та, которую он хотел взять в жены,  оказалась совсем не той девушкой, верной и искренней, какой он её запомнил, когда уезжал в  Санкт-Петербург.

Любовный треугольник распался и каждый из его участников остался лишь с осколками разбитого сердца, разбитых надежд и с горьким опытом. История наглядно показывает, как жестока может быть любовь и как сильно могут ранить люди, которых мы любим. «Любить — значит отдавать» говорил Эдуард Асадов . «Любовь — это труд» говорю я . А трудность состоит в умении эту любовь сохранить и не растратить, не выгореть, не перегореть, не променять её на другую, не позволять расстоянию и обстоятельствам отобрать её у вас. Увы, к большому сожалению, наши герои с этими задачами справиться не смогли. Потеряли любовь, потеряли друг друга и их вера в настоящую любовь наверняка сильно пошатнулась.

9 класс

2 вариант

Тему любви можно увидеть практически в каждом произведении. Да к тому же она является не только актуальной, вечной, но и неисчерпаемой. И произведение «Горе от ума» не стало исключением.

В сюжетной линии появляется молодая и красивая Софья, а рядом с ней всегда находится ее любимый мужчина Алексей. Больше всего на свете они любят друг друга и для того чтобы действительно быть всегда вместе и рядом они готовы сбежать от всех. Неожиданно из Санкт-Петербурга возвращается Александр, который уехал туда за лучшей жизнью, но судьба распорядилась так, чтобы он вернулся обратно. И сразу же у него появились планы согласно Софье. И ради достижения своей цели он готов пойти на все, но своего все равно добьется. А ведь они вместе росли, и он был уверен, что через столько лет любовь не прошла и до сих пор жива. Вот только совсем скоро был разочарован тем, что сердце девушки уже давно занято и никого другого туда она не собирается впускать. Конечно, раньше девушка его любила, вот только он просто уехал и пропал и не написал ей ни строчки.

Именно поэтому Александр упускать свою давнюю любовь он не собирался. И готов пойти на все ради того чтобы вернуть все в свои руки. А тем временем Софья не знала, чем помочь своему любимому и не дать вмешаться кому-то в их любовь. И единственным выходом посчитала просто распустить слух о том, что Чацкий давно лишился рассудка и не ведает, что творит. Теперь ему нужно не только разыскать того, кто это сделал, но и доказать всем, что этот слух всего лишь обман и верить ему нельзя. И он не ожидал, что это все сделала его любовь.

А тем временем между Алексеем и Лизой произошел разговор, который слышать не должна. Оказывается, между Лизой и Алексеем существует давняя любовь, которую они от всех скрывали. А вот Софья ему была нужна лишь для того чтобы немного улучшить свой авторитет в обществе. Девушка была очень сильно разочарована и совсем не ожидала этого, ведь верила, что их любовь не только взаимна, но и сильна и сможет выдержать все невзгоды и проблемы. Но на деле оказалось все совсем по-другому.

И вот так все разрушилось. И теперь каждый человек остался возле разбитого корыта. А ведь любовь может не только окрылять, но еще и очень сильно ударить и разрушить всю жизнь. Самое главное сохранить любовь и не потерять в тот момент, когда она будет биться о камни. Кроме этого нужно сделать все для того чтобы любовь не растратила свои силы на расстоянии и не потянулась к другому человеку. Вот только каждый из наших главных героев не смог этого всего сохранить.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема любви в комедии Горе от ума

Тема любви в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

  • Анализ романа Госпожа Бовари Флобера

    Произведение относится по жанровой направленности к психологической драме, изображающей жизнь французской провинции девятнадцатого века. Идея написания романа возникает у писателя в результате услышанной истории

  • Анализ повести Старосветские помещики Гоголя

    Произведение является составной частью прозаического сборника «Миргород» и имеет в качестве основной тематики изображение жизни пожилой супружеской пары помещиков, являющихся главными персонажами повести.

  • Сочинение Казбич в романе Герой нашего времени Лермонтова

    Роман Лермонтова «Герой нашего времени» не всеми воспринимается одинаково, многие мнения сталкиваются между собой, образуя дискуссию.

  • Сочинение Как экономить деньги

    Денежные средства очень ценны для человека. Как бы не твердили многие, что не в деньгах счастье, без них мы не проживем и дня. Жаль, что они не растут на дереве или в поле.

  • Сочинение Образ Бостона Уркунчиева и его характеристика в рассказе Плаха Айтматова

    ркунчиев родился в большой и бедной семье, где он был самым младшим сыном. Его мать умерла, когда он был ещё ребёнком. Много тягот и лишений выпало на его долю. Но честный и трудолюбивый Бостон

  • Тема крылатой души в горьковской романтической прозе макар чудра старуха изергиль сочинение
  • Тема любви в книге бунина темные аллеи сочинение
  • Тема любви в лирике маяковского сочинение 11 класс
  • Тема любви в комедии горе от ума сочинение 9 класс кратко с цитатами
  • Тема любви в грозе островского сочинение 10 класс