Тема любви в грозе островского сочинение 10 класс

Любовь важная часть жизни для каждого человека будь то богач или бедняк, трудяга или лентяй, неуч или ученый.

Любовь — важная часть жизни для каждого человека — будь то богач или бедняк, трудяга или лентяй, неуч или ученый. В разное время и в разных писатели воспевали это чувство. Мы можем найти великое множество его интерпретаций и выражений. Например, в элегиях Василия Жуковского описывается трепетное чувство лирического героя, воспевающее красоту природы. Фёдор Достоевский в “Преступлении и наказании” учит нас тому, что любовь может спасти, даже если эта любовь блудницы к убийце. В “Отцах и детях” у Ивана Тургенева мы видим любовь отца к сыну и это очень ценное для них чувство, его берегут и гордятся им. Но есть и обратные примеры — у Горького в “Легенде о Ларре” любовь губительна и опасна. В “Бедной Лизе” у Николая Карамзина, описывается трагическая и несчастная любовь крестьянки к дворянину. У драматурга Александра Николаевича Островского тоже раскрыта тема любви, и он довольно разностороннее и глубоко делает это в пьесе “Гроза”.

В произведении мы видим две параллельные любовные истории. Первая пара — это Катерина и Борис, отношения которых становятся сюжетообразующей нитью в пьесе. Этот союз длится недолго и в итоге приносит только горе и разочарование обоим героям, однако в этой истории есть много вещей, о которых стоит задуматься. А началось всё по нескольким причинам. Островский описывает нам Катерину как честную, открытую и свободолюбивую девушку, которая способна на настоящие высокие чувства. Вот несколько цитат, описывающих характер героини: «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой»; «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу». Её возлюбленный, Борис, начинает эти отношения потому, что чувствует себя изгоем на новом месте и ищет для себя утешения и понимания. Он неуверен в себе, мы видим это по таким цитатам: «Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак»; «Обычаев я здешних не знаю». 

Роман замужней Катерины и приезжего Бориса общество воспринимает враждебно, даже ближайшие родственники обходятся с ними жестоко и холодно. Их короткие встречи происходят исключительно тайно, по ночам. Обоих героев преследуют за это муки совести и болезненные метания. Невозможность их союза обусловлена консервативным, угнетающим, мрачным городом Калинов, в котором происходит действие. Это место, где презирают истинные чувства. Однако, с другой стороны мы видим и то, как боится Борис взять на себя ответственность за свои чувства и предпринять хоть какие-то шаги по поиску способов остаться вместе с Катериной. Это ещё усугубляет их положение и создает впечатление, что в “Грозе” ни у кого нет настоящих чувств.

Второй парой, у которых возникает любовь являются Варвара и Кудряш. Их смелость позволяет им сохранить свои чувства и отношения, но для счастья им нужно сбежать из Калинова. 

Читая “Грозу”, мы неприятно удивлены системой ценностей Кабанихи. Любовь в её сознании всегда сопряжена со страхом. Она груба и жестока. Власть над людьми доставляет ей удовольствие, она требует от детей беспрекословного повиновения. Её слепая ревность разрушает брак сына и невестки. Собственный сын, взрослый мужчина, не любит её, а скорее боится, заливая свой страх алкоголем. Варвара, её дочь, также ненавидит мать, обманывает и не боится в этом признаться: «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Кабаниха чтит традиции, которые удобны и выгодны только ей. Призывает к любви и преклонению перед старшим поколением, то есть перед собой. По её поступкам и монологам видим настолько это бессовестный, безжалостный и бесчувственный человек. Она думает лишь о престиже семьи в глазах общества, внутреннее состояние близких людей не волнует.

Ещё один герой, озабоченный лишь состоянием собственного кошелька — Дикий. Местный умелец Кулигин просит его, как богатого человека, сделать что-то на благо общества: например, оплатить установку уличных часов, но тот грубо отказывает сделать это. Кулигин — часовщик, который искренне мечтает помочь городу Калинову и сделать жизнь людей лучше: «Я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки». Но он беден и без помощи филантропов не может исполнять всё желаемое. Часовщик-самоучка выражает искренние чувства к красотам местного ландшафта, его вдохновляет широта и простор реки Волги, он любуется грозой.

В мире, который описал нам Островский, очень трудно построить светлую, искреннюю любовь. Мы видим примеры самодурства, жадности, трусости, тирании, лицемерия и ханжества. И это ещё не весь перечень недостатков жителей Калинова. Понятие “любви” искажено и в их головах до неузнаваемости, да и вряд-ли это можно назвать любовью. Катерина любила свободу, но эта любовь принесла ей только гибель. А любовь к обществу у Кулигина обречена остаться только мечтами о светлом будущем.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Сочинения
  • По литературе
  • Островский
  • Проблема любви в пьесе Гроза Островского

В пьесе Константина Островского под названием «Гроза» рассмотрено большое количество проблем и конфликтов, с которыми сталкивались люди, жившие в 19 веке. Но она является актуальной и для современного общества. Проблемы семьи, любви, взаимоотношений между мужем и женой, между женой и семьёй супруга — эти вопросы всегда будут подниматься, пока будет существовать семья.

В пьесе Островского «Гроза» ярко выражен конфликт любви. Главная героиня — это замужняя женщина, которая страдает от нападок свекрови и слабо характерности мужа, который не может защитить её. Катерина из-за недостатка внимания и любви со стороны мужа кидается во все тяжкие, когда тот уезжает в командировку, и изменяет ему с Борисом. В лице Бориса она видит истинную и настоящую любовь, поддержку, заботу, нежность и ласку. Мужчина, который приехал в деревню лишь до получения наследства тоже сначала так думал, но потом после того, как получил то, что нужно, уехал, оставив свою пассию в одиночестве. Борис просто использовал одинокую женщину и тем самым обрек её на осуждение общественности и семьи мужа.

Любовь, влюбленность, симпатия — что это? Данные слова очень похожи, но имеют колоссальные различия в своих значениях. Любовь — это чистое, неиспачканное эгоизмом и самолюбием чувство, которое толкает людей на самопожертвования. Катерина, по крайней мере изначально, любила своего мужа Тихона, потому и готова была сносить унижения в свой адрес со стороны его матери Кабанихи. Но можно предположить, что причина, по которой Катерина сносила унижения с её стороны, это принятие её, бедной, бесприданницы в этот дом. Главная героиня временами вспоминает свою юность. Она была счастлива, пусть происходила из не сильно богатой дворянской семьи. Но там её любили, заботились. Она бы и рада позаботиться о других, но своих детей у них с Тихоном нет.

Влюбленность и симпатия — это мимолетное чувства, в основе которых лежат какие-то иногда эгоистические и личные побуждения. Человек может путать её с любовью на подсознательном уровне. Когда личность находится в состоянии влюбленности, то его интересует больше оболочка объекта, а не его внутренняя Вселенная. Для Бориса Катерина была мимолетной влюбленностью, симпатией. А для женщины этот мужчина был тем, ради кого она принесла в жертву свою верность мужу. Она, вероятно, когда встретила Бориса, разлюбила Тихона. Иначе как объяснить, что любя, одного, можно предать другого.

Все несчастья в нашей жизни исходят от недостатка любви и только из-за этого. Недолюбленный в детстве человек на вряд ли сможет обеспечить любовью свою семью, что вполне закономерно. Тихон не мог любить Катерину настолько, чтобы она была счастлива из-за того, что он был недолюблен Кабанихой. Все были несчастливы из-за отсутствия настоящей любви.

Проблема любви раскрыта в этой пьесе Константина Островского максимально ярко, как и во многих других произведениях данного драматурга.

Проблема любви в драме А. Н. Островскою ‘Гроза»

Драма А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, «характер Катерины, как он исполнен в «Грозе», составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе» . Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема
отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие. Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма «Гроза». Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: «Нет, смеялась только». Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду.» Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов. Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало. Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность «темному царству» самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: «Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь». И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья. Говоря о проблеме любви в драме «Гроза», можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша. Но отношения между этими героями описаны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испытывают гнет «темного царства», его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы «темного царства». Вспомним, ведь именно Варвара учит Катерину житейским премудростям: «Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова. Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета «темного царства». Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.

Популярные сочинения

  • Что такое настоящее искусство? сочинение
    Искусство, является неотъемлемой частью нашего мира, без него наша жизнь станет тусклой, серой и безрадостной. Ведь кино, телевидение, литература, а так же театр, есть наше беспредельное, всемирное наследие
  • Сочинение по картине Селедка Петрова-Водкина
    Картины Петрова – Водкина никогда не отличались разнообразием деталей. Однако, несмотря на это, они достаточно выразительны и способны притягивать взгляд с самого первого мимолетного просмотра.
  • Сочинение Образы животных в баснях Крылова
    И.А. Крылов был русским баснописцем и мастером своего дела. Баснями называют короткие рассказы, отражающие жизненные ситуации и высмеивающие различные человеческие пороки.

Проблема любви в пьесе Гроза Островского сочинение

В пьесе Константина Островского под названием “Гроза” рассмотрено большое количество проблем и конфликтов, с которыми сталкивались люди, жившие в 19 веке. Но она является актуальной и для современного общества. Проблемы семьи, любви, взаимоотношений между мужем и женой, между женой и семьёй супруга – эти вопросы всегда будут подниматься, пока будет существовать семья.
В пьесе Островского “Гроза” ярко выражен конфликт любви. Главная героиня – это замужняя женщина, которая страдает от нападок свекрови и слабо характерности мужа, который не может защитить её. Катерина из-за недостатка внимания и любви со стороны мужа кидается во все тяжкие, когда тот уезжает в командировку, и изменяет ему с Борисом. В лице Бориса она видит истинную и настоящую любовь, поддержку, заботу, нежность и ласку. Мужчина, который приехал в деревню лишь до получения наследства тоже сначала так думал, но потом после того, как получил то, что нужно, уехал, оставив свою пассию в одиночестве. Борис просто использовал одинокую женщину и тем самым обрек её на осуждение общественности и семьи мужа.

Любовь, влюбленность, симпатия – что это? Данные слова очень похожи, но имеют колоссальные различия в своих значениях. Любовь – это чистое, неиспачканное эгоизмом и самолюбием чувство, которое толкает людей на самопожертвования. Катерина, по крайней мере изначально, любила своего мужа Тихона, потому и готова была сносить унижения в свой адрес со стороны его матери Кабанихи. Но можно предположить, что причина, по которой Катерина сносила унижения с её стороны, это принятие её, бедной, бесприданницы в этот дом. Главная героиня временами вспоминает свою юность. Она была счастлива, пусть происходила из не сильно богатой дворянской семьи. Но там её любили, заботились. Она бы и рада позаботиться о других, но своих детей у них с Тихоном нет.

Влюбленность и симпатия – это мимолетное чувства, в основе которых лежат какие-то иногда эгоистические и личные побуждения. Человек может путать её с любовью на подсознательном уровне. Когда личность находится в состоянии влюбленности, то его интересует больше оболочка объекта, а не его внутренняя Вселенная. Для Бориса Катерина была мимолетной влюбленностью, симпатией. А для женщины этот мужчина был тем, ради кого она принесла в жертву свою верность мужу. Она, вероятно, когда встретила Бориса, разлюбила Тихона. Иначе как объяснить, что любя, одного, можно предать другого.

Все несчастья в нашей жизни исходят от недостатка любви и только из-за этого. Недолюбленный в детстве человек на вряд ли сможет обеспечить любовью свою семью, что вполне закономерно. Тихон не мог любить Катерину настолько, чтобы она была счастлива из-за того, что он был недолюблен Кабанихой. Все были несчастливы из-за отсутствия настоящей любви.

Проблема любви раскрыта в этой пьесе Константина Островского максимально ярко, как и во многих других произведениях данного драматурга.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема любви в пьесе Гроза Островского

Популярные сегодня темы

Образ Прекрасной Дамы очень важен для Александра Блока, он даже так назвал один из самых своих известных циклов. Этот образ постоянно встречается в его стихах.

Мотив «обломовщины» начал появляться в творчестве писателя несколько раньше самого творения. Все началось с юмористической повести «Лихая болесть», в которой автор указал читателю на типичные «вирусы»

Михаил Шолохов дает нам возможность своими глазами увидеть жизнь казаков, увлекая читателей в такой далекий и невозвратимый мир.

Лекарь Харитон – один из крепостных барыни, однако он на несколько позиций выше них, так как барыня заметили в нём потенциал хорошего доктора, и с тех пор он лечит её, назначая ей самые причудливые лекарства и настои.

В своё оправдание могу сказать, что я всегда стараюсь держать слово… Просто иногда я забываю, мне говорят – записывай, я записываю и тогда точно забываю. Всегда так неудобно, если я нарушаю слово.

СПАДИЛО.РУ

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» раскрывает множество тем – тема отцов и детей, тема нравственного выбора, тема религиозности, тема внутренней борьбы с собой, тема свободы и многие другие. Но все они раскрываются на примере самой главной линии в пьесе – теме любви.

Любовь как свобода

Именно любовь является для героини синонимом внутренней свободы, возможностью изменения привычного жизненного уклада. Воспитанная на молитвах, сказаниях богомолок и любовании природой, Катерина знала, что такое настоящая любовь на примере родительского тепла и заботы.
До замужества она жила свободной, как птичка, ее холили и лелеяли. Воспитывала Катерина себя сама, наблюдая за ростом цветов и полетом бабочек. Душа ее, сильная и свободная, так и горела божественным светом.

Кабаниха

Привыкшая к воле, девушка после свадьбы попадает в дом к деспотичной Марфе Кабановой. Их семья привыкла жить по-другому: все делается из-под палки, атмосфера наполнена страхами и унижениями. Мечты Катерины об идеальной семье не сбылись.

Она всеми силами пыталась полюбить Тихона, своего мужа. Однако влияние Кабанихи на сына было столь сильно, что отношения у них при взаимной симпатии никак не получались. Мать настолько замучила Кабанова, что единственной его мечтой было поскорее сбежать из дома и напиться.

Тихон

Когда Катерине становится совсем сложно, а ее мужу предстоит долгая поездка по делам, она практически умоляет его взять ее с собой. Она будто предчувствует надвигающуюся беду, готова на коленях упрашивать супруга. Но он не слышит ее мольбы, не чувствует ее душевной боли. Ему поскорее хочется вырваться на свободу из этого патриархального ада, а проблемы жены оказываются для него на второстепенном плане.

Катерина видит и понимает слабость своего мужа и не может поэтому его уважать. Хотя продолжает по-человечески любить его. Без уважения и свободы настоящая любовь для Катерины невозможна.

Новая любовь

Во время отъезда Тихона Катерина влюбилась в приезжего Бориса – племянника Дикого. Они начали встречаться, и любовь с Борисом для героини явилась шансом на новую счастливую жизнь. Для Катерины Борис – человек, непохожий ни на кого вокруг. Он начитан, образован, интеллигентен. Ей казалось, что именно он способен переломить ход событий в ее жизни и спасти от неудержимой безысходности, которой наполнена ее судьба. Однако Борис оказался совсем не таким, каким вообразила его девушка. Он оказался не сильнее Тихона, он предпочел притворяться ради получения наследства.

Из-за невозможности любить открыто, наслаждаться каждой минутой, проведенной рядом с любимым, чувства вины перед мужем внутри у Катерины возникают жесточайшие противоречия, которые вырываются наружу как раз во время грозы – она признается в своей связи мужу и свекрови.

Эпилог

Нависшая над ней тяжесть общественного мнения не позволяет ей успокоиться. Она бежит прочь от людей и бросается в Волгу, которая с детства олицетворяла для нее свободу.

Я думаю, что Катерина – единственный человек в Калинове, способный на искреннюю и всепоглощающую любовь. К сожалению, рядом с ней не оказалось никого, кто смог бы протянуть ей сильную руку помощи.

Сочинение: Любовь в пьесе «Гроза» (А. Н. Островский)

(392 слова) Одной из ведущих тем в любом искусстве во все времена была, есть и будет любовь. Литература не стала исключением, как и произведения А. Н. Островского. В данном сочинении я хочу обратиться к проблеме любви в пьесе Александра Николаевича Островского «Гроза».

В этой драме, как и в жизни, любовь многогранна. Это не только любовь между людьми, между мужчиной и женщиной, но и любовь к свободе. Тема свободы красной нитью проходит через всё произведение и, конечно, тесно переплетается с темой любви. Но эта любовь резко порицается и отрицается закостенелыми нравами старожилов Калинова — купцом Диким, Кабанихой. Но, как известно, запретный плод сладок, так что их запреты в тайне нарушаются. И тут появляется другая любовь — между людьми. Например, Варвара часто сбегает на встречи к своему возлюбленному Кудряшу, а в конце и вовсе исчезает вместе с ним.

Но, безусловно, занимает любовь Катерины и Бориса. Несмотря на то, что девушка замужем за Тихоном, сыном жестокой и властной Кабанихи, её сердце принадлежит другому мужчине — Борису. Борис Григорьевич — племянник самодура Дикого. Между ним и Катериной завязывается тайный роман.

«…Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!..», — говорит Борис бедной девушке, но в трудный момент оставляет её.

Однако это не значит, что его слова о любви — ложь. Проблема заключается в том, что Борис, несмотря на свою порядочность и образованность, слаб и бесхарактерен. Более того, он регулярно подвергается давлению и нападкам со стороны своего деспотичного дяди, но терпит их не только ради себя, но и ради сестры.

Жестокие нравы Калинова, где запрещено быть свободным, иметь своё мнение, любить открыто и выбирать самостоятельно, кого любить, привели к настоящей трагедии — гибели Катерины. Хотя на самом деле она одна из немногих жителей города и персонажей пьесы умела по-настоящему любить: «..Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу…». Несмотря на свою искренность, девушка пошла на обман ради любви к Борису.

Таким образом, проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза» многогранная и разносторонняя. Именно любовный конфликт, в том числе и внутренний — в душе у Катерины — становится лейтмотивом произведения и причиной гибели девушки. Её выдали замуж без её воли, её муж Тихон тих, бесхарактерен, не имеет собственного мнения и воли, её свекровь Кабаниха деспотична, жестока и стремится контролировать всё и всех. Сама же Катерина действительно любит Бориса Григорьевича, но даже он не сумел помочь своей бедной возлюбленной спастись от давления окружения и условностей.

Автор: Мария Сербина

Проблема любви в драме Островского «Гроза»

Описание слайда: Любовь в драме Островского «Гроза» Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни

Александр Николаевич О впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил быт и нравы купечества, нарисовал колоритные образы самодуров, мир «темного царства». «Г» привлекает нас остротой конфликта между людьми, живущими по принципам правды и совести и теми, для которых погоня за богатством и положением в обществе сместила все нравственные ориентиры (Кабаниха, Дикой). Пьесы Островского дают ответы на вечные вопросы жизни — о смысле человеческого существования, о счастье, о любви. Главный смысл жизни можно определить словами персонажей из пьесы «Снегурочка» Весны: «На свете все живое должно любить». В пьесе Островского «Гроза» эта идея связана с образом Катерины. Трагичен ее уход из жизни. «Вызовом темному царству и его самодурной силе» прозвучало такое завершение драмы. Искренность, эмоциональность Катерины не может встретить понимания в темном царстве кабанихинского дома. Душе ее тесно, тяжело. Гордая, волевая, мечтавшая о семейном счастье, Катерина выдана замуж за слабого, безответного Тихона, лишена радости материнства. В атмосфере жестоких нравов, лжи, притворства, страдая от одиночества, она полюбила Бориса, человека безвольного, неспособного на решительные действия. Катерина с нежностью вспоминает родительский дом, но ведь и там, так же, как и у Кабановых не поняли бы ее чувств к Борису. Трагедия Катерины закономерна, потому что не сможет она при своем свободолюбии, чувстве человеческого достоинства, жажде жизни, любви смириться с затхлым существованием калиновского мира. Но и любовь к Борису — трагедия. Глубоко трагична первая встреча Катерины с любимым. «Зачем ты пришёл? Зачем ты пришёл, погубитель мой?»; «Зачем ты моей погибели хочешь?». Каким же сильным должно быть её чувство, если она во имя его идёт на верную гибель! «Не жалей, губи меня!» — восклицает она, отдавшись этому чувству. Эмоциональный подъем, вызванный этим новым для героини чувством, соединяется с горьким сознанием греха, преступления. Внутренний конфликт терзает ее душу и перед самоубийством. Из дому она убежала, чтобы проститься с Борисом, не побоявшись наказания. Она не только не прячется, не таится, но «громко, во весь голос» зовёт любимого: «Радость моя, жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!». Только горячая вера в любовь, надежда на сострадание остаются с Катериной в момент гибели.

Тема любви проявляется и в других персонажах (образах). Так Тихон по-своему любит Екатерину (в меру своей индивидуальности, своей слабохарактерной натуры), но его чувства ограничиваются определенной мерой сострадания, понимания. Отсутствие именно волевого, активного, мужского начала вызывает ощущение неполноценности чувства любви. Но его постоянная готовность простить Катерину говорит о своеобразном проявлении его понимании любви.

Краткое сочинение

В своих произведениях Островский всегда рассказывал придуманную им историю так, что у читателя сразу появлялась мотивации идти и делать что-то, неважно, что именно, но идти и делать. Все те персонажи, которых автор наделил самыми мужественными и решительными чертами характера как бы мотивируют читателя на такой образ жизни. Эти персонажи, с горячими сердцами и невиданной смелостью, описаны во многих произведениях Островского, однако наиболее точным примером послужат произведения “Гроза” и “Бесприданница”.

В этих произведениях автор описывает судьбы людей, которые не по своей воле попали в ту или иную обстановку, которая зачастую им не нравится, и описывает их борьбу с ней, описывает то, что они чувствуют, находясь там. Так, например, Катерина, персонаж произведения “Гроза” с самых первых страниц привлекает читателя, и автор специально заостряет внимание на её характере и образе. Катерина – довольно милая, добрая девушка, которой присущи самые хорошие черты человеческой личности. Она имеет устоявшиеся понятия о чести и достоинстве, и потому ведёт себя по чести. Однако по ходу повествования она попадает в достаточно неприятное ей место. В нём отсутствуют какие-либо понятия о чести и достоинстве, там скорее превозносится корысть и алчность. Однако Катерина совсем не собирается мириться с данным положением вещей. Она начинает активно бороться за своё право остаться при своих идеалах, с жаром отстаивая свои убеждения.

Следующим прекрасным примером горячего сердца и пыла послужит Лариса Огудалова, главный персонаж произведения “Бесприданница”. В произведении автор представляет Ларису образом почти как у Катерины, но с одним отличием. Если Катерина борется с людским бесчестием и злобой по отношению к другим людям, то Лариса противостоит материальной составляющей человеческой жизни, противостоит людям, которые вместо личного духовного счастья выбрали материальное положение. Она попадает в общество, где на первом месте стоят не человеческие добродетели, а количество монет в твоём кошельке, и неважно как они были заработаны. Поэтому Лариса начинает неравный бой, который она ведет, смело и самоотверженно, ведь она также как и Катерина не собирается мириться с этой ситуацией. Потому их двоих и можно назвать горячими сердцами, которых так ясно описал Островский в своих пьесах.

Другие темы: ← Молодое поколение в Грозе↑ ОстровскийКритика Добролюбова и Писарева в оценке пьесы Гроза →

`

Драма

А. Н. Островского

«Гроза» была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, «характер Катерины, как он исполнен в „Грозе“, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе». Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие.

Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма «Гроза». Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: «Нет, смеялась только».

Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…» Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов.

Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.

Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность «темному царству» самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: «Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь». И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.

Говоря о проблеме любви в драме «Гроза», можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша. Но отношения между этими героями описаны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испытывают гнет «темного царства», его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы «темного царства». Вспомним, ведь именно Варвара учит Катерину житейским премудростям: «Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было». Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова.

Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета «темного царства». Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.

», показывающая страшный, темный мир самодуров и людей, находящихся под их пятой, освещена, словно «лучом света», самой сильной героиней Островского Екатериной, ставшей «легендарным характером». Ее душевная сила идет от ее особого внутреннего мира. Наверное, у каждого калиновца когда-то был свой мир, такой же чистый, но, приняв господство самодуров или даже становясь ими, пойдя на множество компромиссов, они растеряли его, или изуродовали, или же схоронили в самой глубине души. А сохранила его неприкосновенным, ибо она не пошла, вернее, просто не смогла пойти на компромиссы с совестью и, может быть, поэтому не была понята другими. Катерина живет своими чувствами и нравственными понятиями и терпит попытки Кабанихи подчинить их себе лишь до тех пор, «пока терпится».

Она необразованна и проверять все с помощью рассудка просто не может. Может быть, будь она разумна, она бы поняла, почему так жалок Тихон, и не стала бы требовать от него подвига, поняла бы эгоизм Бориса, не так восприняла бы пророчество барыни, но… Дали ли Жадову из «Доходного места» его ум и образованность силы в борьбе с жизнью? Нет. Убеждения же , в отличие от его, не вычитаны, не услышаны, а выстраданы, созданы и приняты ею самой, и никто и ничто не смогло заставить ее отказаться от них. Вещун ее — сердце. Ощущение мира у нее языческое, сила чувств необычайна, она как бы возносится над землей на крыльях и спрашивает Варвару: «Отчего люди не летают?

» Избыток чувств выражается не только в этих порывах, но и в слезах поутру, в то время когда она еще жила, «как птичка на воле». Этим сильным чувствам было мало восхищения природой и Божьими храмами, очарования рассказов странниц и богомолок, они сами создают необычайное воображение, чудесное и глубоко поэтическое. Иконы, слова странниц о «храмах золотых», «садах необыкновенных» превращаются в живые яркие картины, сны, церковь становится раем, Катерина видит поющих ангелов, ощущает себя летящей… Но христианство для Катерины не только основа воображения, не просто милые народные праздники и хождение в церковь.

Для нее это закон, но не жесткий закон Кабанихи, выражаемый внешним соблюдением обычаев, порою устаревших и унизительных, а закон внутренний, принятый полностью и исключающий любое нарушение его. Именно поэтому Катерина, совершив грех под влиянием сильнейшего чувства, испытывает такие страшные мучения и упреки совести и ищет облегчения в покаянии пред всем народом. Это подсказано ей самим христианством, но калиновцы шокированы: для них суд людской так же высок (если не выше), как и Божий. Катерина настолько выше этих людей, что не может быть понята ими. Но до самой смерти, тоже страшно греховной, она верит в истинное гуманное христианство. Она говорит: «Грех. Молиться не будут?

Кто любит, тот будет молиться…» То же подтверждает и Кулигин: «…а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Для Катерины без веры потерян смысл жизни. Только на чувствах и воображении не может создаться душа человека. А душа-то у Катерины такая чистая, светлая, что наполняет все ее существо свечением, которое замечают все, даже Кудряш; по словам Бориса, «у нее на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».

Высокий внутренний мир Катерины дает ей сознание своего человеческого достоинства, гордости. И именно это больше всего пугает и бесит Кабаниху: ведь никто в ее семье этим достоинством не обладал, она считает это обидчивостью или заносчивостью. Чувство обиды действительно сильно у Катерины, оно проявляется уже в шесть лет, но это не просто языческая сила чувств, это еще подсознательное понятие несправедливости и оскорбления ее достоинства. Катерина не выступает, как , в защиту гражданского достоинства, она даже не знает названия этого чувства в ней, но оно проявляется в ее словах, когда «точит» сына и невестку.

А самое сильное ее чувство любовь. Все существо Катерины пронизано ею. Любовь к природе: не только в родительском доме, когда была счастлива, но и перед смертью она гимн жизни, гимн безупречной красоте природы. Мне кажется, что невольно, подсознательно она сравнивала прекрасный мир природы с тем миром, куда она попала после замужества, где «все как будто из-под неволи», даже поклонение Богу, и сознавала, что, говоря словами , «этот мир был страшнее», у него были «жестокие нравы». Это усиливало ее стремление в небо, к природе, к чему-то отличающемуся от этого темного мира. И поэтому такую необыкновенную силу и глубину принимает ее любовь к Борису.

Она и Варвару любит «до смерти», и даже жалость ее к Тихону можно назвать какой-то особой любовью, все это не может быть сравнимо с этим самым сильным ее чувством. Любовь ее — «всепрощающая», она прощает Борису то, чего она не простила Тихону, — трусость. Ослепленная, она не смогла почувствовать малодушия Бориса; любовь ее самоотверженна: не о своей гибели думает — о его, не о своем бесчестии — о его «вечном покоре», Не молится она перед гибелью потому, что силы и думы отданы любимому человеку, о другом не может думать. В доме свекрови сталкиваются глубокие сильные чувства, яркое воображение Катерины и христианские устои Кабанихи и ей подобных самодуров.

По их представлениям, Богу можно лишь поклоняться, а Катерина-то его еще и любит! Она и «завяла», будучи не в состоянии естественно выражать свои чувства. И это противоречие становится страшным, когда в Катерине появляется чувство, к тому же одно из самых греховных, с которым справиться она не в силах. Из этого тупика в мире Калинова выход один — смерть. И поэтому Катерина с самого начала томима предчувствием смерти: после самых счастливых мгновений ей «умереть захотелось…

». Не боясь людского суда, она сама себя судит: мир христианских легенд, в котором она воспитывалась, чист, и душа-то ее. чиста, «скрывать-то ничего не может», не может делать так, чтоб было «шито-крыто». Покаянием она облегчила душу, но людской суд оказался страшен.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » ТЕМА ЛЮБВИ В «ГРОЗЕ» А. Н. ОСТРОВСКОГО . Литературные сочинения!

Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе” . Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие.

Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма “Гроза”. Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: “Нет, смеялась только”.

Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: “Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду…” Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов.

Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.

Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: “Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь”. И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.

Говоря о проблеме любви в драме “Гроза”, можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша. Но отношения между этими героями описаны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испытывают гнет “темного царства”, его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы “темного царства”. Вспомним, ведь именно Варвара учит Катерину житейским премудростям: “Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова.

Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета “темного царства”. Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.

Проблематикой произведения в литературоведении называют круг проблем, которые так или иначе затрагиваются в тексте. Это может быть один или несколько аспектов, на которых акцентирует внимание автор. В этой работе речь пойдёт о проблемах «Грозы» Островского. А. Н. Островский получил литературное призвание уже после первой опубликованной пьесы. «Бедность не порок», «Бесприданница», « Доходное место» — эти и многие другие произведения посвящены на социально-бытовым темам, однако вопрос о проблематике пьесы «Гроза» нужно рассмотреть отдельно.

Пьеса была неоднозначно воспринята критиками. Добролюбов видел в Катерине надежду на новую жизнь, Ап. Григорьев подметил намечающийся протест против существующих порядков, а Л. Толстой и вовсе не принял пьесу. Фабула «Грозы», на первый взгляд, достаточно проста: всё основано на любовной коллизии. Катерина тайно встречается с молодым человеком, пока её муж уехал в другой город по делам. Не сумев справиться с муками совести, девушка признаётся в измене, после чего бросается в Волгу. Однако за всем этим житейским, бытовым, кроется куда более масштабные вещи, которые грозятся разрастить до масштабов космоса. «Тёмным царством» Добролюбов называет ту обстановку, которая описана в тексте. Атмосфера лжи и предательства. В Калинове люди настолько привыкли к моральной грязи, что их безропотное согласие лишь усугубляет ситуацию. Страшно становится от осознания того, что это не место сделало людей таким, это люди самостоятельно превратили город в некое скопление пороков. И теперь уже «тёмное царство» начинает влиять на жителей. После детального ознакомления с текстом можно заметить насколько широко разработана проблематика произведения «Гроза».

Проблемы в «Грозе» Островского разноплановые, но при этом не имеют иерархии. Каждая отдельно взятая проблема важна сама по себе.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Всегда ли любовь делает человека счастливым?

­Всегда ли любовь делает человека счастливым?

Любовь – это высшее чувство, ради которого люди готовы многим пожертвовать. Она способна окрылять человека, дарить надежду, награждать жизненными силами и дарить безграничное счастье. Недаром в произведениях всех классиков обязательно встречается тема любви. Как писал Ф. М. Достоевский: «Любовь искренняя, направленная прямо в душу человеческую, — исцеляет». Но всегда ли любовь делает человека счастливым? На этот вопрос можно ответить, прочитав великолепную социально-психологическую повесть А. Н. Островского «Гроза».

Главная героиня драмы ради любви решилась на самый отчаянный шаг – самоубийство. К такому исходу она пришла не сразу, а после предательства и жестокости самых близких людей по отношению к ней. Любовь Катерины оказалась краткосрочной. Она сделала ее счастливой лишь на мгновение. В глубине души девушка была безмерно благодарна Борису за то, что он позволил ей испытать такое прекрасное чувство. Ведь Катерина была натурой поэтической, одухотворенной и романтичной. Для нее встреча с Борисом стала решающей в жизни. В нем она увидела то, чего не могла найти в семье Кабановых и в опостылевшем городе Калинове.

Муж Катерины был раболепно предан слову матери, золовка притворялась, что соблюдает патриархальные традиции семьи, но с удовольствием их втайне нарушала. Сама Кабаниха (Кабанова Марфа Игнатьевна) держала всех под страхом и тупым подчинением. Могла ли такая духовно свободная, нежная, чистая девушка как Катерина быть счастлива в этой семье? Она выросла в иных условиях, в любящей семье, где все друг друга уважали и не считали нужным притворяться. А в семье Кабановых все держалось на лжи и притворстве. Поэтому, когда в Калинове появился племянник богатого купца Дикого, молодой Борис, она тут же увидела в нем свой идеал.

По сравнению с жителями их захолустного городка, он был умен, воспитан и образован. Вот отчего Катерина увидела в нем героя-освободителя. Кроме того, будучи личностью сильной и неподдающейся влиянию Кабанихи, она видела, насколько слаб и безволен ее муж Тихон. Такого мужчину Катерина любить не могла, а только жалеть. В Борисе же она с первого взгляда увидела свою погибель. Она поняла, что не сможет сопротивляться этому чувству и окажется в грехе. Для такого набожного и религиозного человека, как Катерина, измена была подобна смерти.

Не получив прощения от безропотного мужа и наткнувшись на непонимание окружающих, героиня решила свести счеты с жизнью. Только после ее смерти Тихон осознал, насколько она ему была дорога и насколько трусливым и жалким он выглядел в ее глазах, выполняя капризы своей авторитарной матери. На самом деле он ее очень любил. Зная набожность Катерины и ее муки по поводу случившегося, он подозревал, что она может отчаяться и умереть. Если бы Тихон сумел высказаться против самодурства матери и ее глупого уклада чуть раньше, то такого не произошло бы.

Впервые он произнес, что не может жить в этой мерзкой семье уже после смерти Катерины. Подтверждение тому его слова: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Эта драма, безусловно, заслуживает внимания. Она дает повод для рассуждений над взаимоотношениями людей и их чувствами.

см. также: Краткое содержание Гроза, Островский Краткая биография Александра Островского

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Популярные сочинения

  • Сочинение Хрюмины в комедии Грибоедова «Горе от ума»
    Среди многочисленных второстепенных персонажей произведения выделяются героини, представленные в образах бабушки и внучки Хрюминых, являющихся графинями.
  • Примеры дружбы из литературы (4 штуки)
    Каждый человек нуждается в общении и поддержке. Несмотря на то, что вокруг нас постоянно находятся люди, найти единомышленника бывает очень сложно. Можно быть частью коллектива и при этом ощущать
  • Сочинение от лица вратаря по картине Григорьева Вратарь (7 класс)
    Сегодня играем решающий матч. Я, конечно, на воротах. Мы пришли на наш пустырь сразу после уроков. Пришлось размести опавшие листья

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — так отвечает Дикой Кулигину.

Проблема любви

В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина — Тихон и Катерина — Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

Сочинение: Любовь в пьесе «Гроза» (А. Н. Островский)

Краткое сочинение на тему «Любовь в пьесе А. Н. Островского «Гроза» обнажает проблемы семьи и общества в целом, любовный конфликт разрешается так, что оказывает влияние на общественные нравы.

Пьеса «Гроза» написана Островским в 1859 году после поездки по Волге. Драматург показывает быт и нравы небольшого города Калинова на примере жизни двух богатых семей. Он касается в произведении разных тем. Тема любви проходит через всю пьесу, определяя важные стороны человеческой жизни и личности.

Главная героиня Катерина Кабанова – молодая замужняя женщина. Она вместе с мужем Тихоном живет в доме свекрови. С первых сцен становится понятно, что она несчастна в замужестве. Мужа ей выбрали родители, и она так и не смогла его полюбить. Тихон находится под властью матери и не уделяет жене внимания, как она того хотела. Он любит Катерину, но стремится убежать из дома на свободу, где мать не будет контролировать каждый его шаг. Когда свекровь отчитывает Катерину, он не считает нужным вступиться за нее. Женщину удручает такое отношение мужа.

Катерина случайно встречает на улице Бориса, племянника Дикого. Между ними появляется взаимная симпатия, которая перерастает в любовь со стороны Катерины. Борис выделяется среди калиновских жителей манерами, благородством, внешностью. Катерина не говорила с ним, не знала его душевных качеств, она полюбила образ, который создала сама. Влюбившись, она испытывает душевный подъем. «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица», — говорит она Варваре. Домашняя атмосфера кажется ей душной, она мечтает убежать.

Складывается любовный треугольник. Тихон любит Катерину, но она испытывает к нему только чувство жалости. Она влюблена в Бориса, любовь которого к ней слишком скоротечна. Отрицательное отношение к Борису появляется уже из-за того, что его не заботит судьба Катерины. Ему просто скучно, он решил поразвлечься с красивой женщиной, которая влюблена в него. Он очень хорошо понимает, чем обернется для нее эта связь, если станет известно. Об этом его предупреждает Кудряш, хорошо знающий нравы родного города.

Катерина ради него нарушает клятву, данную мужу в церкви. Она верующая женщина, поэтому все, что касается церковных ритуалов, для нее очень серьезно. Она делится с Варварой, сестрой Тихона, своими воспоминаниями о том, как она ходила в церковь до замужества. Она настолько проникалась религиозной атмосферой, что видела ангелов в храме. Да и грозы она боится не потому, что ее может убить молнией. Ей страшно предстать перед богом, не покаявшись в грехах. Именно поэтому она и признается мужу в измене во время грозы.

Только очень сильное чувство могло заставить ее изменить клятве. Она и сама понимает свой грех и готова расплачиваться за него до конца жизни. Изменив мужу, Катерина совершает еще один поступок, который с точки зрения христианской религии считается большим грехом. Она сводит счеты с жизнью, бросившись в Волгу. Она отказывается от прохождения жизненных испытаний, которые помогли бы ей очистить душу от греха, искупить вину. Она слишком легко расстается с великим божьим даром, жизнью. Даже Борис считает, что смерть для нее сейчас лучший выход. Словно услышав его слова, Катерина уходит из жизни.

Только в конце пьесы становится понятно, насколько сильно Тихон любит жену. Он простил ей измену и не попрекает ее. Ему даже жаль Катерину, потому что свекровь ее теперь со свету сживает. Он видит, как жена страдает, но сделать ничего не может, слишком слаб он для протеста и самостоятельной жизни.

У Катерины решительный характер, она может и хочет бороться за свою любовь. Женщина приходит к Борису и предлагает ему вместе уехать от Кабановых и Диких, стать свободными и счастливыми. Она устала от попреков и нравоучений Марфы Игнатьевны, да и Борис изнывает под гнетом дядюшки. Катерина не учла одного: Борис ничем не лучше Тихона. Он такой же безвольный, изнеженный, ни на что не способный человек. На мой взгляд, Тихон даже лучше, чем Борис, в нем больше чувства и жизни. Отношения с Катериной не изменили Бориса, любовь не окрылила его. Он остается меркантильным и вялым.

Борис не хочет рисковать своим призрачным благополучием, боится, что дядя воспользуется случаем и лишит его наследства. Вслух он говорит Катерине, что уезжает в командировку, не может взять ее с собой, а в душе желает ей смерти, считая это лучшим выходом для нее. На самом деле, я считаю, это лучший выход для него. Он освобождается, таким образом, от всех моральных обязательств по отношению к Катерине. И она оправдывает его надежды.

Трагическая любовь Катерины к Борису становится вызовом нравам Калинова, где люди привыкли скрывать свои чувства и поступки. Об этом Катерине говорит золовка: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Об этом рассказывает Кулигин: «Ивсе шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог!» Катерине не повезло дважды. Она не любила мужа и не нашла в нем смелого, сильного спутника жизни. Любовник и вовсе предал ее.

В пьесе есть еще одна любовная история. Сестра Тихона Варвара тайком от матери встречается с Ваней Кудряшом, конторщиком Дикого. Кудряш решительный и сильный молодой человек. Он сам зарабатывает на жизнь, ни от кого не зависит. Говоря о Диком, он сожалеет, что «мало у нас парней-то на мою стать», а то бы они его хорошенько поучили. Кудряш не боится Дикого, он «свою голову дешево» не продаст. Дикой понимает это и не позволяет себе обращаться с ним так же вольно, как с другими. Варвара такая же отчаянная, как и ее избранник.

После того, как открылась измена Катерины, Кабаниха стала строже следить за дочерью. Варвара, понимая, что мать не разрешит ей выйти замуж за Кудряша, сама решает свою судьбу и сбегает с ним. Они проявляют решительность и доказывают, что ради любви готовы на все.

Островский на их примере показывает, как могли бы поступить Тихон или Борис с Катериной. Ни тот ни другой не пожелали взять ответственность за свою жизнь и судьбу на себя. Они всю жизнь будут оглядываться на тех, кто им дает денег, потому что сами не хотят зарабатывать.

Несмотря на то, что в центре изображения любовная история, произведение имеет глубокий общественный смысл. Поступок Катерины всколыхнул жизнь в Калинове. Автор говорит о том, что яркая личность, имеющая достоинство, способная на протест, в состоянии пошатнуть устои, на которых держится «темное царство». Не случайно Н. А. Добролюбов называет Катерину «лучом света». Бегство Варвары с Кудряшом говорит о том, что жизнь в Калинове уже не будет прежней. Грядут большие перемены.

  • Тема кавказа в творчестве лермонтова сочинение
  • Тема и идея сказки дикий помещик
  • Тема и идея сказки коняга
  • Тема и идея сказки премудрый пескарь
  • Тема и основная мысль сказки ашик кериб