Тема крылатой души в горьковской романтической прозе макар чудра старуха изергиль сочинение

Богатый жизненный опыт дал м. горькому обильный материал для его первых произведений. в эти же ранние годы вырабатываются главные идеи

Богатый жизненный опыт дал М. Горькому обильный материал для его первых произведений. В эти же ранние годы вырабатываются главные идеи и темы его творчества. Это, прежде всего, идея активной личности.
В рассказе “Старуха Изергиль” повествование строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерное противопоставление двух мировоззрений. Герой-повествователь – носитель общественного сознания принадлежит к тем, о ком говорят: “Стариками родитесь вы, русские.
Мрачные все, как демоны”, и романтические
герои – красивые, смелые, сильные люди, которые по жизни “шли, пели и смеялись”. Романтический герой и общество – как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится вечный вопрос: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде.
Это ярко проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон общества, противопоставил себя людям, возвысил себя над средой и был наказан вечным одиночеством. Ему противопоставлен герой Данко.
Рассказ о нем построен как аллегория поиска пути из мрака к свету, к лучшей, справедливой
жизни. В Данко писатель воплотил образ вождя народных масс. И образ этот создан в лучших романтических традициях. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, она враждебна ему.
Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом толпа, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками. Данко – герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования.
Итак, мы видим, что Ларра сам виноват в своих пороках, он воплощение цинизма и индивидуализма, а Данко находится на другом полюсе спектра духовных возможностей человека. И смысл противопоставления этих двух героев заключается в том, чтобы ярче показать героизм и самопожертвование одного и агрессивный индивидуализм другого.
(No Ratings Yet)
Loading…

Похожие сочинения:

В чем смысл противопоставления Данко и Ларры? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) План I. Поиски героя – сильного и свободного человека. II. Данко и Ларра – исключительные люди. 1. Все дело в “векторе направленности” личности. 2. Всеобъемлющая любовь героя легенды к народу….
ЕСТЬ ЛИ СМЫСЛ В ПОДВИГЕ ДАНКО? (по ранним произведениям М. Горького) Раньше или позже перед каждым человеком встает вопрос – зачем жить? И каждый решает его по-своему. Люди разные. Поэтому одни отбрасывают этот вопрос, погружаясь в суету и поиск материальных благ,…
Данко – “лучший из всех” М. Горький написал романтическое произведение “Старуха Изергиль”, в котором главная героиня – старая, умудренная жизнью женщина – рассказывает легенды о двух сильных личностях: Ларра и Данко. Гордый, “лучший из всех”…
Анализ легенды о Данко из рассказа Горького “Старуха Изергиль” В чем же смысл жизни по Горькому? Он максималист. Этот горячий революционер-романтик считает, что человек должен стать факелом, который осветит людям путь к лучшей жизни. “О смелый Сокол!.. Пускай ты…
Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие писатели-реалисты того времени А. П….
Сочинение на тему: “Легенда о Данко” А. М. Горького” “Легенда о Данко” повествует нам об огромной любви и самопожертвовании во имя людей. Далеко немногие способны на такие поступки, порой кажется, что таких людей просто не осталось. Такая личность как…
Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона в романе “Война и мир” Л. Н. Толстого Нет истинного величия там, где нет Простоты, добра и правды. Л. Н. Толстой Образы Кутузова и Наполеона в “Войне и мире” – это воплощение взглядов Толстого на роль выдающейся личности…
Григорий Печорин и Максим Максимыч, смысл их противопоставления Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии. Максим Максимыч – рядовой армейский офицер. Служба и жизнь на Кавказе…
ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ, СМЫСЛ ИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ КЛАССИКА М. Ю. ЛЕРМОНТОВ ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ, СМЫСЛ ИХ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ Григорий Александрович Печорин и Максим Максимыч – два совершенно разных человека не только по возрасту, но и по психологии….
Две битвы в “Слове о полку Игореве” и смысл их противопоставления Игорь Святославович Новгород-Северский, его сын – Владимир Путивльский, племянник – князь Святослав Олегович Рыльский, вместе с дружиной, присланной от Ярослава Всеволодовича Черниговского, выступили в поход на половцев, не сговорившись с…
Кутузов и Наполеон в романе Л. Н. Толстого “Войнам мир”. Смысл их противопоставления Народное торжество на Бородинском поле, победа над Наполеоном осмысляется писателем с морально-философской точки зрения как победа справедливости, человечности над злом. В сущности, основная тема нравственно – философского плана эпопеи –…
Идейно-художественное своеобразие рассказа Старуха Изергиль Идейно-художественное своеобразие Композиция рассказа (вступление – легенда о Ларре – рассказ о жизни Изергиль – легенда о Данко – заключение) устанавливает связь между легендой и реальной действительностью. Две легенды в…
Система образов романтических произведений М. Горького Система образов в рассказах Горького полностью подчинена стремлению автора раскрыть основную тему своих произведений. Герои романтических произведений Горького – люди исключительные. Такими изображены Рада и Лойко – герои рассказа “Макар…
В чем смысл жизни? Литературная критика из всех ранних произведений Максима Горького выделила рассказ “Старуха Изергиль” как самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о…
В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре…
ЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ГУЛЛИВЕРА ЛИЛИПУТАМ ЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ГУЛЛИВЕРА ЛИЛИПУТАМ 1 вариант Книга “Путешествие Гулливера” увидела свет в XVII веке. В фантастической форме Джонатан Свифт изобразил ненавистные ему нравы и порядки в Англии того времени. Давно…
Человек в ранних рассказах А. М. Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них тоже несколько романтичен. Для него превыше всего свободолюбие и гордость. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно с такими героями,…
Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М. Горького Писателя должно лихорадить от волнения и восторга. Р. Брэдбери Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где “гордо реет Буревестник,…
Образ героического человека в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился…
Герои ранних рассказов Максима Горького Ранние рассказы Горького наполнены романтизмом, и образ человека в них, исполненного свободолюбия и гордости, тоже возвышен и романтичен. Горький талантливо живописал их внешность. Читая рассказ “Макар Чудра”, мы встречаемся именно…
Герои и проблематика романтической прозы Горького Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы – “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”. В первом из них писатель по всем…
В чем смысл жизни? (по ранним рассказам М. Горького) Ему было около двадцати пяти лет, когда однажды весной на берегу Волги он увидел женщину, оказавшуюся на отколовшейся льдине. Он не растерялся – сбросил пальто и устремился к воде. Вдвоем…
Романтические произведения М. Горького Ранняя романтика Горького проникнута поисками активного героя-борца за свободу, за человеческое достоинство. Эпиграфом к жизни такого героя могли бы стать слова из “Песни о Соколе”: “… безумству храбрых поем мы…
Романтизм ранних рассказов М. Горького К романтическим рассказам Горького относятся “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Песня о Соколе” и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно….
Рассказ “Старуха Изергиль” Максим Горький Рассказ “Старуха Изергиль” Рассказ “Старуха Изергиль” был написан в 1894 году. Как правило, жанр “Старухи Изергиль” определяют как рассказ. Однако жанровая природа этого произведения неоднозначна, поскольку оно включает…
Сочинение на тему: “Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!” Жизнь человека бессмысленна, если в ней нет цели, не правда ли? Думается, с этим согласится подавляющее большинство людей. Невзирая на то, что существование человека конечно и все умирают, все же…
Вопросы и ответы к раннему творчеству А. М. Горького Чем был обусловлен неоромантизм раннего творчества Горького? Неоромантизм раннего творчества Горького обусловлен условиями жизни и творчества писателя. В период нарастания революционного движения нужно было сказать новое слово в литературе, требовался…
Идейно-художественное своеобразие рассказа М. Горького “Старуха Изергиль” Рассказ “Старуха Изергиль” (1895 г.) занимает важное место в раннем творчестве Максима Горького. В произведении явственно ощущаются черты революционного романтизма. Оригинально композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется…
Смысл названия пьесы “Гроза” А. Н. Островского В “Грозе” Островский предпринимает попытку художественного осмысления конфликта между светлыми и темными началами русской жизни, изображая его через семейнобытовой конфликт в купеческой среде, доведенный до трагического противоречия. Название пьесы многозначно…
Идейно-тематическое содержание романтических произведений М. Горького В основе романтической концепции Горького лежат мотивы протеста и бунтарства. Писатель не принял мотива трагического одиночества и обреченности романтического героя прошлого. Поэтому даже трагическая развязка конфликта в романтических произведениях Горького…
В чем смысл противопоставления Данко и Ларры?

2 сентября 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Обзор направлений, примерные темы и подборка литературы.

itogovoe21-22.pptx
itogovoe21-22.pdf

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Примерные темы

  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?

Литература

  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Р. Брэдбери «И грянул гром»
  • Г. Уэллс «Машина-времени»
  • Д. Лондон «Любовь к жизни»

Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Примерные темы

  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Литература

  • В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
  • Ч. Айтматов «Плаха»
  • А. Платонов «Котлован»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие
  • Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»
  • М. Замятин «Мы»

Преступление и Наказание – вечная тема

Примерные темы

  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Литература

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель»
  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

Примерные темы

  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Литература

  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • М. Горький «На дне»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
  • А. Н. Толстой «Русский характер»
  • А. С. Грин «Зелёная лампа»
  • Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Примерные темы

  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Литература

  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • А.С. Пушкин «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • Н.С. Лесков «Левша»
  • Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Горький «На дне»
  • Горький «Старуха Изергиль»

Автор: Аксёнова Екатерина Михайловна.

О разграничении грамматических и речевых ошибок

Рекомендации по методике разграничения ошибок разного типа и перечни наиболее распространённых грамматических и речевых ошибок.


Культурный код: произведения для школьников

Общие материалы | Сегодня, 15:47

Фильмы, спектакли, книги и архитектурные памятники.


Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по теме:Максим Горький-творческий путь

Максим ГорькийНастоящее имя Алексей Максимович Пешков 1868–1936 гг.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Максим ГорькийНастоящее имя Алексей Максимович Пешков 1868–1936 гг.

    Описание слайда:

    Максим Горький
    Настоящее имя Алексей Максимович Пешков
    1868–1936 гг.

  • 2 слайд

    Родственники Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871), сын солдата, разжа

    Описание слайда:

    Родственники
    Отец, Максим Савватиевич Пешков (1840-1871), сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик. В последние годы работал управляющим пароходной конторой, умер от холеры.
    Мать, Варвара Васильевна Каширина (1842-1879) из мещанской семьи; рано овдовев, вторично вышла замуж, умерла от чахотки.
    Мать Горького никакого влияния на жизнь сына не имела, ибо, считая его причиной смерти отца, вскоре выйдя замуж второй раз, уже сдала его на руки деда, который и начал воспитание маленького Максима с псалтири и часослова.

  • 3 слайд

    Детство писателяДетство писателя прошло в недоброй атмосфере в доме деспотичн

    Описание слайда:

    Детство писателя
    Детство писателя прошло в недоброй атмосфере в доме деспотичного деда Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился. Но не все было так плохо: дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать, «насытив», по словам самого Горького, «крепкой силой для трудной жизни“.
    На фото – Памятник Алеше Пешкову

  • 4 слайд

    ОбразованиеС семи лет Горького отдали в школу, где он учился пять месяцев. Уч

    Описание слайда:

    Образование
    С семи лет Горького отдали в школу, где он учился пять месяцев. Учился плохо, школьные порядки ненавидел, товарищей тоже, ибо всегда любил уединение. Заразившись в школе оспой, Максим Горький кончил учение и больше в школе не учился.
    Впрочем, в 1884 г. попытался поступить в Казанский университет
    Проучившись около двух лет в Нижегородском Кунавинском училище, Горький был вынужден из-за бедности оставить учебу и пойти «в люди». Жажда знаний утолялась самостоятельно, он рос «самоучкой».
    Тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, ученик в иконописной мастерской, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. «Мы в мир пришли, чтобы не соглашаться…» фрагмент уничтоженной поэмы «Песнь старого дуба».

  • 5 слайд

    Начало творчество Считается, что первым печатным выступлением А. Пешкова бы

    Описание слайда:

    Начало творчество
    Считается, что первым печатным выступлением А. Пешкова были «Стихи на могиле Д. А. Латышевой», опубликованные в начале 1885 года в казанской газете «Волжский вестник». В 1888—1889 годах им были созданы стихотворения «Только я было избавился от бед», «Не везет тебе, Алеша», «Постыдно ныть в мои года», «Я плыву…», «Не браните вы музу мою…» и др. При всей подражательности и риторичности, они отчетливо передают пафос ожидания будущего. От стихов начинающий писатель постепенно перешел к прозе: в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» был опубликован его первый рассказ «Макар Чудра», подписанный псевдонимом «Максим Горький». Большую роль в судьбе Горького сыграл В. Короленко, который помог ему понять многие тайны литературного мастерства. По совету Короленко Горький переезжает в Самару и работает журналистом. Его рассказы, очерки, фельетоны печатаются в «Самарской газете», «Нижегородском листке», «Одесских новостях», а затем и в толстых центральных журналах «Новое слово», «Русская мысль» и др. В 1898 году Горький издает двухтомник «Очерков и рассказов», которые сделали его знаменитым. Позднее, подводя итог своей 25-летней творческой деятельности, М. Горький писал: «Смысл 25-летней работы моей, как я понимаю ее, сводится к страстному моему желанию возбудить в людях действенное отношение к жизни»2. Эти слова можно поставить эпиграфом ко всему творчеству писателя. Возбудить в людях действенное, активное отношение к жизни, преодолеть их пассивность, активизировать лучшие, волевые, нравственные качества личности — такую задачу решал Горький с первых шагов своего творчества. Очень ярко эта черта проявилась в его ранних рассказах, в которых он выступил, по верному определению В. Короленко, одновременно и как реалист, и как романтик. В одном и том же 1892 году писатель создает рассказы «Макар Чудра» и «Емельян Пиляй». Первый из них по своему методу и стилю является романтическим, во втором преобладают черты реалистического письма. Осенью 1893 года он публикует романтическую аллегорию «О Чиже, который лгал…» и реалистический рассказ «Нищенка», через год появляются реалистическая повесть «Горемыка Павел» и романтические произведения «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» и «Однажды ночью». Эти параллели, которые без труда можно продолжить, свидетельствуют о том, что у Горького не было двух особых периодов творчества — романтического и реалистического.

  • 6 слайд

    Утвердившееся в нашем литературоведении еще с 40-х годов разделение произведе

    Описание слайда:

    Утвердившееся в нашем литературоведении еще с 40-х годов разделение произведений раннего Горького на романтические и реалистические несколько условно: романтические произведения писателя имеют прочную реальную основу, а реалистические несут в себе заряд романтизма, являя собою зародыш обновленного реалистического типа творчества — неореализма. В одном и том же 1892 году писатель создает рассказы «Макар Чудра» и «Емельян Пиляй». Первый из них по своему методу и стилю является романтическим, во втором преобладают черты реалистического письма. Осенью 1893 года он публикует романтическую аллегорию «О Чиже, который лгал…» и реалистический рассказ «Нищенка», через год появляются реалистическая повесть «Горемыка Павел» и романтические произведения «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе» и «Однажды ночью». Эти параллели, которые без труда можно продолжить, свидетельствуют о том, что у Горького не было двух особых периодов творчества — романтического и реалистического. Утвердившееся в нашем литературоведении еще с 40-х годов разделение произведений раннего Горького на романтические и реалистические несколько условно: романтические произведения писателя имеют прочную реальную основу, а реалистические несут в себе заряд романтизма, являя собою зародыш обновленного реалистического типа творчества — неореализма.

  • 7 слайд

    Революция и ГорькийОтношение Горького к событиям Февральской и особенно Октяб

    Описание слайда:

    Революция и Горький
    Отношение Горького к событиям Февральской и особенно Октябрьской революциям было сложным. Безоговорочно осуждая старый строй, Горький связывал с революцией надежды на подлинное социальное и духовное раскрепощение личности, на строительство новой культуры. Однако все это оказалось иллюзией, что и заставило его выступить с циклом протестующих и предупреждающих статей, которые он назвал «Несвоевременные мысли». Они печатались Горьким с апреля 1917 по июнь 1918 года в издававшейся им газете «Новая жизнь». В них нашли отражение и любовь Горького к России, и боль за нее. И сам писатель предстает здесь как фигура трагическая. Эти настроения особенно усилились у Горького после победы Октябрьской революции. Разгул красного террора, равнодушие революционных властей к судьбам людей вызывали у Горького отчаянный протест против убийств, арестов, самосудов, погромов и грабежей, против самой идеи, что для торжества справедливости можно уничтожить сотни тысяч людей. «Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлениями против личности, иначе — мы убьем свободу собственными руками»,— предупреждал писатель. С возмущением он писал о том, что «классовая ненависть захлестнула разум, а совесть сдохла». Горький с тревогой наблюдал, как на поверхность российской жизни вылезают и обретают власть люди, далекие от подлинных идеалов свободы, счастья и справедливости, примазавшиеся к революции. Писатель защищает народ от подобного рода «бессовестных авантюристов» — интербольшевиков, которые, по его убеждению, смотрят на Россию как на опытное поле, на «материал для социальных опытов». Одного из них — Г. Зиновьева -Горький изобразил в пьесе «Работяга Словотеков». Горький первым забил в колокола, видя начавшееся расхищение национальных культурных ценностей и продажу их за границу. Он выступил против призыва «Грабь награбленное», ибо это вело к оскудению экономических и культурных сокровищ страны. Особенно яростно Горький протестовал против пренебрежительного отношения к деятелям науки и культуры, к русской интеллигенции, «мозга нации», видя во всем этом угрозу культуре, цивилизации. Последствия такой позиции не замедлили сказаться. По распоряжению Зиновьева на квартире писателя был произведен обыск, в газетах «Правда» и «Петроградская правда» стали появляться статьи, обвиняющие Горького в том, что издаваемая им газета «продалась империалистам, помещикам и банкирам». В ответ на это Горький 3 июня 1918 года пишет в «Новой жизни»: «Ничего другого от власти, боящейся света и гласности, трусливой и антидемократической, попирающей элементарные гражданские права, преследующей рабочих, посылающей карательные экспедиции к крестьянам — нельзя было и ожидать». Через месяц после этой публикации газета «Новая жизнь» была закрыта.

  • 8 слайд

    Горький первым забил в колокола, видя начавшееся расхищение национальных куль

    Описание слайда:

    Горький первым забил в колокола, видя начавшееся расхищение национальных культурных ценностей и продажу их за границу. Он выступил против призыва «Грабь награбленное», ибо это вело к оскудению экономических и культурных сокровищ страны. Особенно яростно Горький протестовал против пренебрежительного отношения к деятелям науки и культуры, к русской интеллигенции, «мозга нации», видя во всем этом угрозу культуре, цивилизации. Последствия такой позиции не замедлили сказаться. По распоряжению Зиновьева на квартире писателя был произведен обыск, в газетах «Правда» и «Петроградская правда» стали появляться статьи, обвиняющие Горького в том, что издаваемая им газета «продалась империалистам, помещикам и банкирам». В ответ на это Горький 3 июня 1918 года пишет в «Новой жизни»: «Ничего другого от власти, боящейся света и гласности, трусливой и антидемократической, попирающей элементарные гражданские права, преследующей рабочих, посылающей карательные экспедиции к крестьянам — нельзя было и ожидать». Через месяц после этой публикации газета «Новая жизнь» была закрыта.

  • 9 слайд

    Эмиграция и возвращениеПо настоятельному предложению Ленина Горький в октябре

    Описание слайда:

    Эмиграция и возвращение
    По настоятельному предложению Ленина Горький в октябре 1921 года покидает Родину. Первые три года вынужденной эмиграции он живет в Берлине, затем — в Сорренто. За границей Горький, словно наверстывая упущенное время, начинает жадно и лихорадочно писать. Он создает повесть «Мои университеты», цикл автобиографических рассказов, несколько мемуарных очерков, роман «Дело Артамоновых», начинает работу над эпопеей «Жизнь Клима Самгина» — монументальным художественным исследованием духовной жизни России рубежа веков, где на грандиозном фоне исторических событий писатель изображает «историю пустой души», «интеллигента средней стоимости» Клима Самгина, который сумеречным сознанием, типом раздвоенной души перекликается с «подпольными» персонажами Достоевского.

  • 10 слайд

    Возвращение Горького в СССР В 1928 году писатель возвратился на Родину. Возвр

    Описание слайда:

    Возвращение Горького в СССР В 1928 году писатель возвратился на Родину. Возвратился с твердым убеждением принять активное участие в строительстве новой, как ему казалось, входившей в нормальное русло после революционных катаклизмов жизни. Именно этим, а не материальными соображениями, как тщатся уверить нас некоторые современные публицисты, было продиктовано его возвращение. Одно из доказательств тому — воспоминания Ф. Шаляпина: «Горький мне сочувствовал, сам сказал: «Тут брат, тебе не место». Когда же мы на этот раз в 1928 году встретились в Риме… он мне говорил сурово: «А теперь тебе, Федор, надо ехать в Россию…». Однако несмотря на явную симпатию к Горькому Сталина и его ближайшего окружения, несмотря на интенсивную литературно-организаторскую и творческую деятельность писателя, жилось ему в 30-е годы нелегко. Особняк Рябушинского на М. Никитской, куда поселили писателя с целым штатом обслуживающего персонала, скорее смахивал на тюрьму: высокий забор, охрана. С 1933 года здесь незримо присутствовал глава НКВД Г. Ягода, внедривший к Горькому в качестве секретаря своего агента П. Крючкова. Вся переписка писателя тщательно просматривалась, подозрительные письма изымались, Ягода следил за каждым его шагом. «Устал я очень… Сколько раз хотелось побывать в деревне, даже пожить, как в былые времена… Не удается. Словно забором окружили — не перешагнуть»»,— жалуется он своему близкому знакомому И. Шкапе. В мае 1934 года внезапно умирает сын писателя, Максим, великолепный спортсмен и подававший надежды физик. Есть свидетельства, что его отравил Ягода. Через несколько месяцев, 1 декабря, было совершено убийство С. М. Кирова, которого Горький прекрасно знал и глубоко уважал. Начавшийся в стране «девятый вал» репрессий буквально потряс Горького. Побывавший в 1935 году в Москве Р. Роллан после встречи с Горьким чутко подметил, что «тайники сознания» Горького «полны боли и пессимизма»12. Французский журналист Пьер Эрбар, работавший в 1935—1936 годах в Москве редактором журнала «La literature internationale» пишет в своих воспоминаниях, вышедших в Париже в 1980 году, что Горький «засыпал Сталина резкими протестами», и что «его терпение истощилось». Есть свидетельства, что Горький хотел обо всем рассказать интеллигенции Западной Европы, привлечь ее внимание к русской трагедии. Он торопит своих французских друзей и коллег Л. Арагона и А. Жида приехать в Москву. Они приехали. Но встретиться с ними писатель уже не смог: 1 июня 1936 года он заболел гриппом, перешедшим затем в воспаление легких.

  • 11 слайд

    Смерть и болезнь ГорькогоС 6 июня центральная печать начинает ежедневно публи

    Описание слайда:

    Смерть и болезнь Горького
    С 6 июня центральная печать начинает ежедневно публиковать официальные бюллетени о состоянии его здоровья. 8 июня писателя навещают Сталин, Молотов, Ворошилов. Этот визит был равнозначен последнему прощанию. За два дня до смерти писатель почувствовал некоторое облегчение. Появилась обманчивая надежда, что и на этот раз его организм справится с недугом. Собравшимся на очередной консилиум врачам Горький сказал: «По-видимому, выскочу». Этого, увы, не произошло. 18 июня 1936 года в 11 часов 10 минут Горький умер. Последними его словами были: «Конец романа — конец героя — конец автора». Согласно официальной версии тех лет Горький был умышленно убит его лечащими врачами Л. Левиным и Д. Плетневым, которых за это репрессировали. Позже были опубликованы материалы, опровергавшие насильственную смерть писателя. В последнее время вновь разгорелись споры о том, убит ли был Горький или умер в результате болезни. А если убит, то кем и как. Обстоятельному рассмотрению этого вопроса посвящена специальная глава уже упоминавшейся монографии Спиридоновой, а также книга В. Баранова «Горький, без грима». Вряд ли мы до конца узнаем тайну смерти Горького: история его болезни была уничтожена. Несомненно одно: Горький мешал развертыванию массового террора против творческой интеллигенции. С его смертью это препятствие было устранено. Р. Роллан записал в своем дневнике: «Террор в СССР начался не с убийства Кирова, а со смерти Горького» и пояснил: «…Одно присутствие его голубых глаз служило уздой и защитой. Глаза сомкнулись». Трагедия Горького последних лет его жизни — еще одно свидетельство того, что он не был ни придворным писателем, ни бездумным апологетом социалистического реализма. Творческий путь М. Горького был иным — исполненным извечной мечтой о счастье и красоте человеческой жизни и души. Путь этот — магистральный для русской классической литературы.

  • 12 слайд

    Спасибо за просмотр

    Описание слайда:

    Спасибо за просмотр

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература. Базовый уровень. (в 2-х частях)», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Чиндилова О.В.

Тема:
Жизнь Максима Горького в воспоминаниях современников

Похожие материалы

  • Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: Осенние песни

  • Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: Летние песни

  • Тест по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (9 класс)

  • Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: Весенние песни

  • Подготовка к итоговому сочинению: из опыта работы

  • Литературный турнир (11 класс)

  • Научная статья на тему: “Биография Анны Франк”

  • Конспект урока по литературе для 6 класса на тему: Масленичные песни

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5454651 материал.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

Планируете писать ЕГЭ по литературе в 2022 году – предлагаем ознакомиться обновленным списком литературы, в котором представлены все произведения, знать которые потребуется для успешной сдачи экзамена.

Особенности ЕГЭ по литературе

ЕГЭ по литературе представляет собой обязательное испытание для будущих филологов, журналистов, актёров, режиссёров, дизайнеров и других представителей творческих специальностей.

Все эти ребята точно знают, что в этом экзамене нельзя найти простых заданий: все они рассчитаны на тех, кто готовился весь год, а то и не один. Данный экзамен ориентирован на выпускников, которые оканчивают классы гуманитарной направленности и получают более расширенную подготовку, включающую в себя всю теорию из кодификатора.

Обновленный список литературы для ЕГЭ по литературе в 2022 году

Для того чтобы успешно справиться с данным испытанием, абитуриент должен не только читать, но и понимать, что он читает. Чтобы получить довольно высокий балл на ЕГЭ и поступить в ВУЗ на заветную творческую специальность, выпускник должен применять все новейшие методы подготовки.

Работа состоит из 3-х частей:

  • 1 часть – 6 вопросов по отрывку из эпического, драматического или лироэпического произведения.
  • 2 часть – 4 вопроса по лирическому произведению.
  • 3 часть – сочинение по одной из 5-ти предложенных в КИМе тем.

Не секрет, что основное внимание акцентируется на заданиях, представленных в части С, — творческих заданиях, которые отличаются повышенной сложностью. За них можно получить больше баллов, они же нередко являются решающими для будущего бюджетника. Мы предлагаем ознакомиться со списком книг для сдачи ЕГЭ по литературе 2022 года. Обратите внимание, он изменился! Список литературы для ЕГЭ 2022 года расширили и усложнили.

Изменения 2022 года

  1. В Кодификатор добавилось 39 зарубежных авторов (ранее на экзамене использовалась только русская классика), причем зарубежное стихотворение может попасться и в обязательной части по лирике (в отличие от прозы, которая будет дана только в сочинении 17 на выбор из 5 тем).
  2. Добавились новые тексты русской литературы.
  3. Изменился итоговый первичный балл: был 58, стал 55.
  4. В сочинениях добавился новый критерий «Грамотность», где проверяются орфография, пунктуация, грамматические нормы. Этот критерий добавляет 5 баллов, но проставляется только в случае, если ученик написал не менее трех сочинений из пяти. Таким образом, если написанных сочинений меньше — вы автоматически теряете еще 5 баллов!
  5. В заданиях с кратким ответом изменилось количество заданий: в части по прозаическому, драматическому или лироэпическому тексту из 7 заданий стало 4, а в части по лирике из 5 заданий — 3.
  6. Вместо обязательного 8 задания мини-сочинения на анализ отрывка в 2022 году вам предлагают 2 вопроса на выбор (также на анализ отрывка).
  7. Вместо обязательного 15 задания на анализ стихотворения в 2022 году вам предлагают 2 вопроса на выбор (также на анализ стихотворения; но не забывайте, что здесь может быть и зарубежная поэзия).
  8. В «бывших» 9 и 16 мини-сочинениях на сопоставление вместо 2 примеров можно приводить только один (включая зарубежную литературу), при этом балл за задание уменьшился, а критерии не изменились.
  9. В «бывшем» 17 задании (большое сочинение) количество тем на выбор увеличилось с 4 до 5, а вместе с этим увеличился и максимальный балл (с 14 до 15: на это повлиял дополнительный балл за использование терминов).
  10. Объем сочинения также вырос: если раньше требовалось написать не менее 150 слов, то теперь — 200, иначе сочинение не будет проверяться.

Обновленный список литературы

Обратите внимание, что в 2022 году для успешной сдачи ЕГЭ по литературе необходимо будет хорошо знать произведения не только отечественных, но и зарубежных авторов. Полный список литературы для подготовки к ЕГЭ 2022 приведен ниже.

Древнерусская литература

Начнем с самого неприятного — древнерусской литературы, которая не очень-то понятна современному читателю. Она создавалась в период с 11 по 17 век. Известно, что древнерусская литература была тесно связана с традициями Болгарии и Византии.

Книги этого периода выполняли (в основном) внелитературные задачи. Так, произведения носили в основном прикладной характер (сообщение о событии, политическое позиционирование князя, историческая хроника, поучение потомкам). Художественный аспект в ней не представлял той значимости, которой мы теперь наделяем художественность каждую книгу. Творческий акт не носил как таковой ценности в это время, авторы даже не подписывали свои работы, ведь верили, что писатель — это всего лишь медиум Бога. А значит, его личной заслуги в сотворении шедевра нет. Поэтому «Слово о полку Игореве» до сих пор остается анонимным произведением. Именно его и предстоит прочитать и проанализировать выпускнику.

Все произведения для ЕГЭ 2022 по литературе - список

Литература XVIII века

Восемнадцатый век являлся веком Просвещения. Классицизм был главным литературным направлением в этот период. Это направление предусматривало чёткость стиля, а также деление жанров литературы на две группы: высокие и низкие. Кроме того, важнейшей чертой классицизма является соблюдение трёх единств: места, времени и действия. Во второй половине восемнадцатого столетия получает развитие такое и интересное направление, как сентиментализм — противоположность классицизма. В результате, на первый план выдвигаются чувства, а не разумное начало.

В список литературы XVIII века для ЕГЄ 2022 года по литературе вошли такие произведения:

Автор Произведение
Д.И. Фонвизин Пьеса «Недоросль»
Г.Р. Державин Поэзии «Памятник» и «Властителям и судиям»

Литература I половины IXX века

Первую половину девятнадцатого столетия по праву назвали «Золотым веком русской поэзии». В этот период на смену классицизму пришли реализм и романтизм. Не секрет, что литературные творения, созданные авторами в это время, представляли не только большую литературную, но и историческую значимость.

Список литературы для подготовки к ЕГЭ по литературе таков:

Автор Произведение
В.А. Жуковский Стихотворения:

«Море»

«Невыразимое»

«Светлана»

«Лесной царь»

А.С. Грибоедов Пьеса «Горе от ума»
А.С. Пушкин Стихотворения:

«Деревня»

«Узник»

«Во глубине сибирских руд…»

«Поэт»

«К Чаадаеву»

«Песнь о вещем Олеге»

«К морю»

«Няне»

«К***» («Я помню чудное мгновенье…»)

«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»)

«Пророк»

«Зимняя дорога»

«Анчар»

«На холмах Грузии лежит ночная мгла…»

«Я вас любил: любовь еще, быть может…»

«Зимнее утро»

«Бесы»

«Разговор книгопродавца с поэтом»

«Туча»

«Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

«Погасло дневное светило…»

«Свободы сеятель пустынный…»

«Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…»)

«Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»),

«…Вновь я посетил…»

Большие произведения:

«Капитанская дочка»

«Медный всадник»

«Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов Стихотворения:

«Нет, я не Байрон, я другой…»

«Тучи»

«Нищий»

«Из-под таинственной, холодной полумаски…»

«Парус»

«Смерть Поэта»

«Бородино»

«Когда волнуется желтеющая нива…»

«Дума»

«Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»)

«Три пальмы»

«Молитва» («В минуту жизни трудную…»)

«И скучно и грустно»

«Нет, не тебя так пылко я люблю…»

«Родина»

«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»)

«Пророк»

«Как часто, пестрою толпою окружен…»

«Валерик»

«Выхожу один я на дорогу…»

Большие произведения:

«Песня про… купца Калашникова»

«Мцыри»

«Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь Произведения:

«Ревизор»

«Шинель»

«Мертвые души»

Литература II половины IXX века

Литература данного периода имела огромное признание в обществе. Она оказала влияние на формирование общественного мнения, а также смогла продемонстрировать новые политическое идеи, для которых были закрыты другие каналы и пути. Произведения этого времени характеризуются ярко выраженной общественной тематикой. Кроме того, в этот период наблюдался интерес к познанию мировоззрения и изучению не только отечественной, но и зарубежной истории.

Список литературы для сдачи ЕГЭ по литературе 2022 года достаточно большой, ведь это самая продуктивная пора.

Обратите внимание, что именно в этом периоде вводится новое разделение материала по частям экзаменационной работы: А (1 часть), В (2 часть) и С (3 часть, сочинение). Это значит, что некоторые произведения могут встретиться только в теме сочинения или другом задании с развернутым ответом.

Автор Произведения
А.Н. Островский  «Гроза» (А,В,С)

«Бесприданница» (В,С)

«Доходное место» (С)

«На всякого мудреца довольно простоты» (С)

«Снегурочка» (С)

«Женитьба Бальзаминова» (С)

И.С. Тургенев «Отцы и дети» (А,В,С)

«Дворянское гнездо» (В)

«Рудин» (С)

«Накануне» (С)

«Первая любовь» (С)

«Гамлет Щигровского уезда» (С)

«Вешние воды» (С)

«Гамлет и Дон Кихот» (С)

Ф.И. Тютчев Стихотворения для части «А» и «В»:

«Полдень»

«Певучесть есть в морских волнах…»

«С поляны коршун поднялся…»

«Есть в осени первоначальной…»

«Silentium!»

«Не то, что мните вы, природа…»

«Умом Россию не понять…»

«О, как убийственно мы любим…»

«Нам не дано предугадать…»

«К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»)

«Природа – сфинкс. И тем она верней…»

Стихотворения для части «С»:

«День и ночь»

«Есть в осени первоначальной…»

«Ещё в полях белеет снег…»

«Предопределение»

«С поляны коршун поднялся…»

«Фонтан»

«Эти бедные селенья…»

А.А. Фет Стихотворения для части «А»:

«Заря прощается с землею…»

«Одним толчком согнать ладью живую…»

«Вечер»

«Учись у них – у дуба, у березы…»

«Это утро, радость эта…»

«Шепот, робкое дыханье…»

«Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

«Еще майская ночь»

Стихотворения для части «В»:

«Как беден наш язык! Хочу и не могу…»

«Я пришёл к тебе с приветом…»

«Я тебе ничего не скажу…»

Стихотворения для части «С»:

«На стоге сена ночью южной…»

И.А. Гончаров «Обломов» (А, В, С)

«Обыкновенная история» (В)

«Фрегат Паллада» и «Обрыв» (С)

Н.А. Некрасов Произведения для части «А»:

«Тройка»

«Я не люблю иронии твоей…»

«Железная дорога»

«В дороге»

«Вчерашний день, часу в шестом…»

«Мы с тобой бестолковые люди…»

«Поэт и Гражданин»

«Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»)

«О Муза! я у двери гроба…»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

Произведения для части «В»:

«Блажен незлобивый поэт…»

«В полном разгаре страда деревенская…»

«Вчерашний день, часу в шестом…»

«Пророк»

«Родина»

«Размышления у парадного подъезда»

Поэма «Русские женщины»

Произведения для части «С»:

«Внимая ужасам войны…»

«Когда из мрака заблужденья…»

«Накануне светлого праздника»

«Несжатая полоса»

«Памяти Добролюбова»

М.Е. Салтыков-Щедрин Произведения для части «А»:

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

«Дикий помещик»

«Премудрый пискарь»

«История одного города»

Произведения для части «В»:

Цикл «Сказки для детей изрядного возраста»

«Господа Головлёвы»

Л.Н. Толстой «Война и мир» (А)

«Анна Каренина» (В)

цикл «Севастопольские рассказы» (В)

повесть «Хаджи-Мурат» (В)

«Смерть Ивана Ильича» (С)

«Крейцерова соната» (С)

пьеса «Живой труп» (С)

А.К. Толстой Стихи (С):

«Средь шумного бала, случайно…»

«Край ты мой, родимый край…»

«Меня, во мраке и в пыли…»

«Двух станов не боец, но только гость случайный…»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (А)

«Подросток» (В)

«Идиот» (В)

«Неточка Незванова» (С)

«Сон смешного человека» (С)

«Записки из подполья» (С)

Н.С. Лесков «Человек на часах» (В)

«Тупейный художник» (В)

«Левша» (В)

«Очарованный странник» (В)

«Леди Макбет Мценского уезда» (В)

Литература конца XIX – начала XX в.

Для литературы этого периода характерно такое направление, как критический реализм. В эту эпоху творили такие выдающиеся писатели, как Антон Чехов и Лев Толстой. В своих произведениях русские писатели отобразили особенности новой исторической эпохи.

Автор Произведение
А.П. Чехов Произведения для части «А»:

«Студент»

«Ионыч»

«Человек в футляре»

«Дама с собачкой»

«Смерть чиновника»

«Хамелеон»

Пьеса «Вишневый сад»

Произведения для части «В»:

«Крыжовник»

«О любви»

«Попрыгунья»

«Три сестры»

«Чайка»

Произведения для части «С»:

«Душечка»

«Скучная история»

«Любовь»

«Дядя Ваня»

И.А. Бунин Произведения для части «В»:

«Алёнушка»

«Вечер»

«Дурман»

«И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

«У зверя есть гнездо, у птицы есть нора…»

В.Я. Брюсов Произведения для части «С»:

«Ассаргадон»

«Грядущие гунны»,

«Есть что-то позорное в мощи природы…»

«Неколебимой истине…»

«Каменщик», «Творчество»

«Родной язык»

«Юному поэту»

«Я»

К.Д. Бальмонт Произведения для части «С»:

«Безглагольность»

«Будем как солнце, Забудем о том…»

«Камыши»

«Слова-хамелеоны»

«Чёлн томленья»

«Я мечтою ловил уходящие тени…»

«Я – изысканность русской медлительной речи…»

Н.С. Гумилев Произведения для части «С»:

«Андрей Рублёв»

«Жираф»

«Заблудившийся трамвай»

«Из логова змиева»

«Капитаны»

«Мои читатели»

«Носорог»

«Пьяный дервиш»

«Пятистопные ямбы»

«Слово»

«Слонёнок»

«У камина»

«Шестое чувство»

«Я и вы»

В.В. Хлебников Произведения для части «С»:

«Бобэоби пелись губы…»

«Заклятие смехом»

«Когда умирают кони – дышат…»

«Кузнечик»

«Мне мало надо»

«Мы желаем звёздам тыкать…»

«О достоевскиймо бегущей тучи…»

«Сегодня снова я пойду…»

«Там, где жили свиристели…»

«Усадьба ночью, чингисхань…»

Также к части С относятся неучтенные в новом списке аторы:

  • В.В. Набоков
  • И.Ф. Анненский
  • А. Белый
  • М.А. Волошин
  • Н.А.Клюев
  • И. Северянин
  • Ф.К.Сологуб
  • В.Ф. Ходасевич

Литература I половины XX века

Для литературы этого периода характерно приобщение к социально-бытовым темам дореволюционной России. Известный писатель Максим Горький является основоположником направления «социалистический реализм». Произведения этого направления эстетически выражали социалистически осознанную концепцию мира и человека. Русская поэзия этого времени включает в себя целую плеяду известных поэтов Серебряного века.

Автор Произведение
И.А. Бунин Произведения для части «А»:

«Господин из Сан-Франциско»

«Чистый понедельник»

Произведения для части «В»:

«Антоновские яблоки»

«Лёгкое дыхание»

«Тёмные аллеи»

Произведения для части «С»:

«Лапти»

«Танька»

«Деревня»

«Суходол»

«Захар Воробьёв»

«Иоанн Рыдалец»

«Митина любовь»

Статья «Миссия русской эмиграции»

М. Горький Произведения для части «А»:

«Старуха Изергиль»

«На дне»

Произведения для части «В»:

«Макар Чудра»

«Челкаш»

Произведения для части «С»:

«Карамора»

«Мать»

«Фома Гордеев»

«Дело Артамоновых»

А.А. Блок Произведения для части «А»:

Поэма «Двенадцать»

«Незнакомка»

«Россия»

«Ночь, улица, фонарь, аптека…»

«В ресторане»

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

«На железной дороге»

«Вхожу я в темные храмы…»

«Фабрика»

«Русь»

«О доблестях, о подвигах, о славе…»

«О, я хочу безумно жить…»

Произведения для части «В»:

«Девушка пела в церковном хоре…»

«Когда вы стоите на моём пути…»

цикл «На поле Куликовом»

«О, весна, без конца и без краю…»

«Она пришла с мороза…»

«Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…»

«Рождённые в года глухие…»

«Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться…»

«Пушкинскому Дому»

«Скифы»

Произведения для части «С»:

«Ветер принёс издалека…»

«Встану я в утро туманное…»

«Грешить бесстыдно, непробудно…»

«Мы встречались с тобой на закате…»

«Пляски осенние»

«Осенняя воля»

«Поэты»

«Петроградское небо мутилось дождём…»

«Я — Гамлет. Холодеет кровь»

«Я отрок, зажигаю свечи…»

«Я пригвождён к трактирной стойке…»

Поэма «Соловьиный сад»

В.В. Маяковский Произведения для части «А»:

«А вы могли бы?»

«Послушайте!»

«Скрипка и немножко нервно»

«Лиличка!»

«Юбилейное»

«Прозаседавшиеся»

«Нате!»

«Хорошее отношение к лошадям»

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

«Дешевая распродажа»

«Письмо Татьяне Яковлевой»

Поэма «Облако в штанах»

Произведения для части «В»:

«Левый марш»

«Сергею Есенину»

«Товарищу Нетте…»

«Во весь голос. Первое вступление в поэму»

Произведения для части «С»:

«Адище города»

«Вам!»

«Домой!»

«Ода революции»

«Разговор с фининспектором о поэзии»

«Уже второй должно быть ты легла…»

Поэма «Про это»

С.А. Есенин Произведения для части «А»:

«Гой ты, Русь, моя родная!..»

«Не бродить, не мять в кустах багряных…»

«Мы теперь уходим понемногу…»

«Письмо матери»

«Спит ковыль. Равнина дорогая…»

«Шаганэ ты моя, Шаганэ…»

«Не жалею, не зову, не плачу…»

«Русь Советская»

«О красном вечере задумалась дорога…»

«Запели тесаные дроги…»

«Русь»

Произведения для части «В»:

«Да! Теперь решено. Без возврата…»

«До свиданья, друг мой, до свиданья!..»

«Песнь о собаке»

«Письмо к женщине»

«Собаке Качалова»

«Я последний поэт деревни…»

Произведения для части «С»:

«Клён ты мой опавший…»

«Нивы сжаты, рощи голы…»

«Отговорила роща золотая…»

«Я обманывать себя не стану…»

«Анна Снегина»

«Сорокоуст»

«Чёрный человек»

М.И. Цветаева Произведения для части «А»:

«Моим стихам, написанным так рано…»

«Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»)

«Кто создан из камня, кто создан из глины…»

«Тоска по родине! Давно…»

«Книги в красном переплете»

«Бабушке»

«Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)

Произведения для части «В»:

«Генералам двенадцатого года»

Произведения для части «С»:

Очерк «Мой Пушкин»

«О сколько их упало в эту бездну…»

«О, слезы на глазах…»

«Все повторяю первый стих…»

«Идёшь, на меня похожий»

«Откуда такая нежность»

«Попытка ревности»

«Пригвождена к позорному столбу»

«Расстояние: вёрсты, мили…»

О. Э. Мандельштам Произведения для части «А»:

«Notre Dame»

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»

«За гремучую доблесть грядущих веков…»

«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»

Произведения для части «В»:

«Мы живём под собою не чуя страны…»

«Я не слыхал рассказов Оссиана…»

Произведения для части «С»:

«Айя-София»

«Лишив меня морей, разбега и разлёта…»

«Нет, никогда ничей я не был современник…»

«Сумерки свободы»

«Я к губам подношу эту зелень…»

А. А. Ахматова Произведения для части «А»:

«Песня последней встречи»

«Сжала руки под темной вуалью…»

«Мне ни к чему одические рати…»

«Мне голос был. Он звал утешно…»

«Родная земля»

Произведения для части «В»:

«Вечером»

«Всё расхищено, предано, продано…»

«Когда в тоске само- убийства…»

«Муза» («Когда я ночью жду её прихода…».)

«Сероглазый король»

Произведения для части «С»:

«Все мы бражники здесь, блудницы…»

«Родная земля»

«Творчество»

«Широк и жёлт вечерний свет…»

«Я научилась просто мудро жить»

«Поэма без героя»

М.А. Шолохов «Тихий Дон» (А, В, С)

«Судьба человека» (А, В, С)

«Поднятая целина» (С)

«Донские рассказы» (С)

М.А. Булгаков  «Белая гвардия»

«Мастер и Маргарита»

«Собачье сердце»

«Записки юного врача»

«Дни Турбиных»

«Бег»

«Кабала святош» («Мольер»)

«Зойкина квартира»

А.Т. Твардовский Произведения для части «А»:

«Вся суть в одном-единственном завете…»

«Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»)

Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)

Произведения для части «С»:

«В тот день, когда окончилась война…»

«Дробится рваный цоколь монумента…»

«О сущем»

«Памяти матери»

«Я знаю, никакой моей вины…»

Б.Л. Пастернак Произведения для части «А»:

«Февраль. Достать чернил и плакать!..»

«Определение поэзии»

«Во всем мне хочется дойти…»

«Гамлет»

«Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»)

«Никого не будет в доме…»

«Снег идет»

«Про эти стихи»

«Любить иных – тяжелый крест…»

«Сосны»

Произведения для части «В»:

«Быть знаменитым некрасиво…»

«Марбург»

Произведения для части «С»:

«Август»

«Давай ронять слова…»

«Единственные дни»

«Красавица моя, вся стать…»

«Любимая – жуть! Когда любит поэт…»

«О, знал бы я, что так бывает…»

«Поэзия»

«Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе…»

«Столетье с лишним – не вчера…»

А. Платонов В прекрасном и яростном мире»

«Котлован»

«Возвращение»

«Река Потудань»

«Сокровенный человек»

«Мусорный ветер»

А.И. Солженицын Рассказ «Матренин двор»: (А)

Повесть «Один день Ивана Денисовича» (А)

Книга «Архипелаг ГУЛаг» (В)

Повесть «Раковый корпус» (С)

Статья «Жить не по лжи» (С)

В.Т. Шаламов «На представку» (В)

«Серафим» (В)

«Красный крест» (В)

«Тифозный карантин» (В)

«Последний бой майора Пугачёва» (В)

«Сгущённое молоко» (С)

«Татарский муллаичистый воздух» (С)

«Васька Денисов, похититель свиней» (С)

«Выходной день» (С)

Литература II половины XX века

Исторические события, произошедшие во второй половине двадцатого столетия, нашли отражение в литературе. Этот период ознаменовался появлением постмодернизма. Перемены в экономической и общественно- политической жизни России, получившие название «перестройка», обусловили переоценку ценностей и ориентиров литературе.

Список литературы для подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года почти не детализирован.

Список «А»:

  • Ф.А.Абрамов;
  • Ч.Т.Айтматов;
  • В.П.Астафьев;
  • В.И.Белов;
  • А.Г. Битов;
  • В.В. Быков;
  • В.С. Гроссман;
  • С.Д. Довлатов;
  • В.Л. Кондратьев;
  • В.П. Некрасов;
  • Е.И. Носов;
  • В.Г. Распутин;
  • В.Ф.Тендряков;
  • Ю.В.Трифонов;
  • В.М.Шукшин.

Список «В»:

Автор
В.М. Шукшин Рассказы: «Срезал», «Забуксовал», «Чудик»
В.В. Набоков Рассказы: «Облако, озеро, башня», «Весна в Фиальте»

Список «С»:

Автор Произведения
В.М. Шукшин Рассказы: «Верую», «Крепкий мужик», «Сапожки», «Танцующий Шива»
Ф.А. Абрамов Роман «Братья и сестры».
Ч.Т. Айтматов Повести: «Пегий пёс, бегущий краем моря», «Белый пароход», «Прощай, Гюльсары».
В.П. Аксёнов Повести: «Апельсины из Марокко», «Затоваренная бочкотара»
В.П. Астафьев Роман «Царь-рыба»

Повести: «Весё- лый солдат», «Пастух и пастушка».

В.И. Белов Повесть «Привычное дело», книга «Лад».
А.Г. Битов Книга очерков «Уроки Армении».
В.В. Быков Повести: «Знак беды», «Обелиск», «Сотников».
Б.Л. Васильев Повести: «А зори здесь тихие», «В списках не значился», «Завтра была война».
Г.Н. Владимов Повесть «Верный Руслан»

Роман «Генерал и его армия»

В.Н. Войнович Романы: «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Москва 2042».
В.С. Гроссман Роман «Жизнь и судьба»
С.Д. Довлатов Сборник рассказов «Чемодан», по- вести: «Зона», «Заповедник».
Ю.О. Домбровский Роман «Факультет ненужных вещей».
Ф.А. Искандер Цикл «Детство Чика», роман «Сандро из Чегема», повесть «Кролики и удавы».
Ю.П. Казаков Рассказ «Во сне ты горько плакал».
В.Л. Кондратьев Повесть «Сашка»
Е.И. Носов Повесть «Усвятские шлемоносцы»
Б.Ш. Окуждава Повесть «Будь здоров, школяр!»
В.Н. Некрасов Повесть «В окопах Сталинграда»
В.Г. Распутин Рассказы и повести: «Деньги для Марии», «Живи и помни», «Прощание с Матёрой»
А.Д. Синявский Рассказ «Пхенц»
А. и Б. Стругацкие Романы: «Трудно быть богом», «Улитка на склоне».
Ю.В. Трифонов Повесть «Обмен».
В.Ф. Тендряков Рассказы: «Пара гнедых», «Хлеб для собаки».
Г.Н. Щербакова Повесть «Вам и не снилось».

Новые произведения в кодификаторе ЕГЭ 2022 по литературе

К категории «С» даже добавились новейшие авторы, которых раньше не было в списке литературы:

  • Б. Акунин. Роман «Азазель».
  • С. Алексиевич. Документальные повести: «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики».
  • Д.Л. Быков. Стихотворения, рассказы, лекции о русской литературе.
  • Э. Веркин. Повесть «Облачный полк».
  • Б.П. Екимов. Повесть «Пиночет».
  • А.В. Иванов. Романы: «Сердце Пармы», «Золото бунта».
  • В.С. Маканин. Рассказ «Кавказский пленный».
  • В.О. Пелевин. Рассказ «Затворник и Шестипалый», роман «Жизнь насекомых».
  • М. Петросян. Роман «Дом, в котором…»
  • Л.С. Петрушевская. Рассказы: «Новые робинзоны», «Свой круг», «Гигиена».
  • З. Прилепин. Роман «Санькя».
  • В.А. Пьецух. Рассказ «Шкаф».
  • Д.И. Рубина. Повести: «На солнечной стороне улицы», «Я и ты под персиковыми облаками».
  • О.А. Славникова. Рассказ «Сёстры Черепановы», роман «2017».
  • Т.Н. Толстая. Рассказы: «Поэт и муза», «Серафим», «На золотом крыльце сидели», роман «Кысь».
  • Л.Е. Улицкая. Рассказы, повесть «Сонечка».
  • Е.С. Чижова. Роман «Крошки Цахес»

Драматургия второй половины ХХ тоже «по выбору». Нужно прочитать произведения хотя бы трех авторов из перечисленных:

  • А.Н. Арбузов. Пьеса «Жестокие игры».
  • А.В.Вампилов. Пьесы «Старший сын», «Утиная охота».
  • А.М. Володин. Пьеса «Назначение».
  • В.С. Розов. Пьеса «Гнездо глухаря».
  • М.М. Рощин. Пьеса «Валентин и Валентина»

В 2022 году планируется вместить в ЕГЭ по литературе еще и иностранных авторов:

  • О. Бальзак. Романы «Гобсек», «Шагреневая кожа».
  • Г. Бёлль. Роман «Глазами клоуна».
  • Р. Брэдбери. Роман «451 градус по Фаренгейту».
  • У. Голдинг. Роман «Повелитель мух».
  • Ч. Диккенс. Роман «Лавка древностей», повесть «Рождественская песнь в прозе».
  • Г. Ибсен. Пьеса «Нора».
  • А. Камю. Повесть «Посторонний».
  • Ф. Кафка. Рассказ «Превращение».
  • Х. Ли. Роман «Убить пересмешника».
  • Г.Г. Маркес. Роман «Сто лет одиночества».
  • М. Метерлинк. Пьеса «Слепые».
  • Г. Мопассан. Роман «Милый друг».
  • У.С. Моэм. Роман «Театр».
  • Д. Оруэлл. Роман «1984».
  • Э.М. Ремарк. Романы «На западном фронте без перемен», «Три товарища».
  • Д. Сэлинджер. Роман «Над пропастью во ржи».
  • У. Старк. Повести: «Чудаки и зануды», «Пусть танцуют белые медведи».
  • Ф. Стендаль. Роман «Пармская обитель».
  • Г. Уэллс. Роман «Машина времени».
  • Г. Флобер. Роман «Мадам Бовари».
  • О. Хаксли. Роман «О дивный новый мир».
  • Э. Хемингуэй. Повесть «Старик и море», роман «Прощай, оружие».
  • А. Франк. Книга «Дневник Анны Франк».
  • Б. Шоу. Пьеса «Пигмалион».
  • У. Эко. Роман «Имя Розы»
  • Поэзия в проекте рассматривается такая: . Аполлинер, Ш. Бодлер, П. Верлен, Э. Верхарн, А. Рембо, P.M. Рильке, Т.С. Элиот.

Таким способом, мы рассмотрели полный список книг, необходимых для подготовки к ЕГЭ по литературе в 2022 году. Читайте понемногу каждый день и фиксируйте результаты в читательском дневнике. Только так будущий студент сможет достичь высоких результатов. Удачи!

Читайте также:

  • Аргументы к итоговому сочинению в 2022 году
  • ЕГЭ по русскому языку в 2022 году
  • Расписание экзаменов ЕГЭ в 2022 году

  • Тема любви в лирике маяковского сочинение 11 класс
  • Тема любви в комедии горе от ума сочинение 9 класс кратко с цитатами
  • Тема любви в грозе островского сочинение 10 класс
  • Тема кавказа в творчестве лермонтова сочинение
  • Тема и идея сказки дикий помещик