Тема конкурса сказка быль да в ней намек добрым молодцам урок

Негде, в тридевятом царстве,в тридесятом государстве,жил-был славный царь дадон.с молоду был грозен они соседям то и делонаносил обиды смело;но под

Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга,глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.

Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».

Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!

Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —
Говорит Дадон, зевая: —
А?.. Кто там?.. беда какая? —
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.

Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.

Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…
Царь завыл: «Ох дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон

Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу. —
Крайне царь был изумлен.
«Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего».
— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!»
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

Анализ «Сказки о золотом петушке» Пушкина

«Сказка о золотом петушке» стала последней по времени написания сказкой Пушкина. Он создал ее в 1834 г. в Болдино. Существовало множество версий об источнике произведения. Наиболее убедительной стала версия А. Ахматовой. Она доказала, что Пушкин использовал произведение В. Ирвинга «Легенда об арабском звездочете», входящее в сборник «Сказки Альгамбры». Основная сюжетная линия очень похожа. Образ шамаханской царицы Пушкин взял из сказки «Княжна Милуша». Имя Дадона упоминается в чрезвычайно популярной в царской России «Сказке о Бове-королевиче».

Несмотря на заимствование основного сюжета и главных образов Пушкин создал совершенно оригинальное произведение, насытив его духом русских народных сказок. В «Легенде…» Ирвинга петушок не золотой, а медный. Он не является самостоятельным персонажем и служит всего лишь символом. Пушкинский петушок живет своей особой жизнью, в конце сказки он становится орудием мести звездочета.

Сказка Пушкина, в отличие от «Легенды…», имеет значительный поучительный характер. Царь гибнет от золотого петушка не просто потому, что незаслуженно обидел и убил звездочета. Его смерть – закономерная расплата судьбы за то, что царь предал забвению своих сыновей, прельстившись шамаханской царицей. Еще одним преступлением стало неисполнение собственного слова, а царское слово считалось святым и непогрешимым.

Произведение содержит нападки на царскую власть. При публикации цензурой была вычеркнута строка «царствуй, лежа на боку» и финальный нравоучительный вывод: «Сказка – ложь, да в ней намек». В черновике Пушкина сопоставления с политической ситуацией были более прозрачными: вместо «в ней намек» — «нам урок», «с иным накладно вздорить» — «с царями плохо вздорить». Поправки были внесены Пушкиным для смягчения острой антицарской направленности «Сказки о золотом петушке».

Среди остальных сказок Пушкина это произведение больше остальных оторвано от первоначального фольклорного источника. Волшебные элементы призваны скрыть действительный смысл, заключающийся в нарушении царского слова. Эта тема не встречается в русских сказках и преданиях. В традиционном противостоянии добра и зла царь либо представляет добро, либо символизирует собой высшую справедливость. В «Сказке о золотом петушке» царь сам преступает высший закон, нарушая данное слово. Его смерть символизирует собой справедливое наказание, которого невозможно избежать ни с помощью власти, ни богатства.

Ожидаемый результат: Учащиеся знают
определение сказки, определяют вид сказки; находят эпитеты,
сравнения, метафоры и объясняют их роль в сказке; выразительно
рассказывают сказку, передавая средствами выразительного чтения
собственное отношение к изображаемому; знают составляющие
элементы сказки; составляют народную волшебную сказку.

Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о русских
    народных сказках, особенностях их построения;
  • создать эмоциональный настрой на изучение произведений
    устного народного творчества;
  • сформировать умение отличать волшебную сказку от остальных
    видов сказок;
  • продолжать формировать интерес к чтению, развивать
    воображение, наблюдательность, развивать творческое мышление
    учащихся;
  • воспитывать чувство ответственности, умение принимать
    решения.

Основные понятия. Народная сказка, волшебная
сказка, бытовая сказка, сказка о животных.

Оборудование. Репродукции картин И.Я.Билибина,
В.М.Васнецова; рисунки героев сказок, созданные детьми; рабочие
тетради; у педагога — компьютер, мультимедийный проектор,
экран.

Тип урока. Урок изучения и первичного
закрепления новых знаний.

Вид урока. Комбинированный

Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок


А.С.Пушкин

Ход урока

1. Организационный этап

Проверка домашнего задания

Определите, к какому виду малых жанров фольклора относятся
приведенные тексты.

Колыбельная. Считалочка. Скороговорка.

Уж ты, котичка-коток,

Котик — серенький лобок,

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать;

Я тебе ли, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин я молока

Да кусочек пирога.

Уж ты ешь, не кроши,

Больше, серый, не проси.

***

Сон ходит по лавке,

Дремота по избе,

Сон-то говорит:

— Я спать хочу!

Дремота говорит:

— Я дремати хочу!

По полу, по лавочкам

Похаживают,

Ванюшке в зыбочку

Заглядывают,

Заглядывают —

Спать укладывают.

На златом крыльце сидели:

Царь, царевич, король, королевич,

Сапожник, портной —

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай

Добрых и честных людей!

***

Чирики, микирики,

По кусту, по насту,

По слову кабасту,

Жучик, рючик,

Хруп, дуб,

Иванов зуб.

***

Эны-бены,

Рики-факи,

Тобра-орба,

Он дысмаки,

Деус-деус,

Касматэус,

Бакс.

Стоит поп на копне,

Колпак на попе,

Копна — под попом,

Поп — под колпаком.

***

Добры бобры

Идут в боры.

***

От топота копыт

Пыль по полю летит.

Учащиеся показывают скороговорки, которые они выписали дома.
Одну из скороговорок учим и произносим наизусть всем классом.
Рисунки детей развешиваются на доске.

3. Этап всесторонней проверки знаний учащихся

Приём-ледокол «Ветер дует для того…»

— Ветер дует для того, у кого хорошее настроение (подымаются те
учащиеся, у кого хорошее настроение).

— Ветер дует для того, у кого голубые глаза.

— Ветер дует для того, кто считает, народные сказки
передавалась из уст в уста народными сказителями.

— Ветер дует для того, кто считает, что А.С.Пушкин писал
народные сказки.

3. Этап подготовки учащихся к активной и сознательной
деятельности на уроке

3.1. Сообщение темы урока

3.2.Формулировка вместе с учащимися цели и задачи
учебной деятельности. «Незаконченное
предложение».

Продолжите высказывание:

  • «Сегодня на уроке нужно… узнать (познакомиться…)
  • Выполнить (начать работу…)
  • Понять (выяснить, показать…)
  • Для этого нужно (необходимо) …

4. Этап усвоения новых знаний

4.1. Слово учителя

Ребята, давайте сейчас перенесемся лет на сто — сто пятьдесят
назад, а может, и больше, и представим себе сказителя или
сказительницу. Сказки любили не только дети, но и взрослые.
Вообразите, например, зимовье в тайге, а в зимовье несколько
охотников-промысловиков. Промышляют они пушнину. По утрам
расходятся по лесу ловушки ставить да проверять, а вечером
собираются в избу. А в избе их ждет старик, которого молодые и
сильные мужчины взяли с собой в тайгу не просто так, а ради
сказок его чудесных. Он в избе на хозяйстве остается, а вечером
усталым работникам сказки сказывает. Когда такие промысловики
возвращались домой, в родной город или село, они продавали
пушнину и делили деньги, причем старикам-сказителям давали
равную со всеми долю: таково было уважение к людям, владеющим
тайной слова.

Сказители знали на память множество былин, называемых
старúнами, исторических песен, потешек, прибауток,
сказок разнообразных. Когда исследователи стали их записывать,
оказалось, что один человек помнит наизусть целый том.

На разные дни, на разные случаи сказители припасали особые
сказки.

И сегодня мы с вами будем тоже сказителями и попробуем
составить сказку. Но для начала давайте вспомним, повторим и
узнаем новое о народных волшебных сказках.

4.2. Беседа (на доске вывешиваются:
солнышко, лучики, три тучки, звезды)

— Представьте, что солнышко — это сказка, что такое сказка?
(Это вид устного или литературного повествования о
вымышленных необыкновенных событиях и приключениях.)

— Представьте, что лучики — это то, чему учат нас сказки? Чему
учат нас сказки? (добру, патриотизму, не бояться
трудностей, защищать слабых, нравственности, любви к ближним,
заботиться о слабых)

— Вы видите три тучки, а каким образом они связаны с народными
сказками? Что они обозначают? На какие на три вида делятся
народные сказки (сказки о животных, бытовые и
волшебные)

— Расскажите об особенностях каждого вида сказок.

(Сказки о животных — звери наделяются человеческими
качествами и являются главными героями.

Бытовые сказки — герои — это обычные люди, которые
добиваются успеха благодаря своим качествам.

Волшебные сказки — обязательно действуют волшебные силы,
помогают им волшебные вещи, с героями случаются всякие
приключения и превращения.)

4.3. Видеовикторина

Ребята, на экране будут показаны иллюстрации к сказкам, нужно
угадать сказку и определить вид сказки. Какие детали помогли
узнать сказку.

4.4. Работа над литературоведческими понятиями:
структура сказки.

Остановимся на тучке с волшебными сказками. Открываем тучку и
что мы видим, звёзды. Звёзды — это структура сказок,
особенность волшебных сказок. Каждая звезда имеет своё
назначение.

В волшебных сказка есть присказка (одна звезда),
которая настраивает слушателей на особый лад: переносят в
удивительный сказочный мир.

— Какие присказки вы знаете? (Дети приводят пример)

Вот присказка для самых маленьких слушателей:

Как не в море-океане,

Не на острове Буяне

Стоит терем-теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем —

Сказку в гости позовем!

Слушай тихо и гляди…

Сказка, в гости приходи! В волшебных сказках обязательно есть
зачин (вторая звезда):

— Приведите пример зачина.

(«Жили-были», «В некотором царстве, в некотором
государстве», «Однажды», «В три девятом царстве, три десятом
государстве»)

И есть концовка (третья звезда):

— Приведите пример концовки («Тут и сказки конец», «Стали
они в добре поживать, лиха не знать», «Вот, видишь, как оно
бывает на свете»)

— Чего не хватает, ребята? Основной части

4.5. Ролевая игра. Инсценирование отрывка из сказки
«Гуси-лебеди»
.

Ребята, давайте сейчас посмотрим, как группа ребята из класса
справилась с домашним заданием. Они проинсценируют отрывок из
сказки «Гуси-лебеди» (сценка, когда сестрица помогает
печке, яблоне, речке)

4.6. Работа в паре над литературоведческими понятиями:
художественные средства.

В сказках встречается много художественных средств. Составьте в
паре список художественных средств, приведите примеры из
народных сказок. Пары по цепочке представляют результаты своей
работы.

— постоянных эпитетов: красна девица, добрый молодец, лес
дремучий, яблочко наливное, молочные реки, тучи чёрные;

— метафоры: морщины прорезались; солнце лизнуло голову;
вещи под ногами путаются, за руки цепляются; утро вечера
мудренее; солдат пуще прежнего закручинился;

— сравнения: «Выходи за меня, красавица, — не говорит, а
ручейком разливается»; смотрит на маменьку, а слёзы так и
катятся, как по столу горошины; мать радовалась и баловала
задиристого, с рукавицу, малыша.

— гипербола: «Другой подобной красавицы во всём свете не
бывало!», «Рукавица крышу пробила», «Я его на одну руку посажу,
другой прихлопну — только мокрёхонько будет!», «Приезжают к
реке Смородине — по всему берегу лежат кости человеческие, по
колено навалено!»

4.7. Беседа. Подготовка к творческой работе.

Давайте сейчас все вместе попробуем составить народную
волшебную сказку.

У нас вроде бы все есть: присказка, зачин, основная часть,
концовка и, наверное, мы можем сказывать?

— Сказка готова? Нет.

— А чего нам не хватает?

— Без чего текст сказкой назвать нельзя?

1. Сказочные герои (Емеля, Иван-Царевич, Иванушка-дурачок,
Василиса Премудрая).

2. Сказочные превращения (Царевич-чудище лесное, Василиса
Прекрасная — лягушка).

3. Сказочные чудовища (Баба-Яга, Кощей-Бессмертный).

4. Троекратные повторы (3 брата; 3 сына; 3 дня; 3 дороги; 3
железных сапога истер; 3 железных хлеба изгрыз).

5. Задания (найти ковер-самолет, испечь хлеб за одну ночь)

— А теперь мы сами попытаемся сочинить волшебную сказку.

4.8. Работа в группах

У меня есть картинки с героями, волшебными вещами. Каждая
команда должна выбрать себе героев и вещь, а затем все вместе
будете составлять народную волшебную сказку. Не забываем, что с
главный герой должен пройти три испытания, одержать победу над
злом, кого-то спасти, а помогать ему должны волшебные предметы
или действия.

4.9. Представление результатов.

5. Рефлексия

«Микрофон»

Учащиеся по желанию высказывают свое мнение об уроке.

  • «На уроке я узнал о…; вспомнил…; понял…; научился…»
  • «Самый большой мой успех — это…»
  • «Самые большие трудности я почувствовал…»
  • «На следующем уроке я хочу…»

6. Этап информирования учащихся о домашнем задании,
инструктаж по его выполнению

6.1. Задание для всего класса.

Прочитать сказку «Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо»

6.2. Индивидуальные задания.

Напишите волшебную народную сказку.

Сказка о золотом петушке

Автор: Пушкин А.С.
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить.
Тут соседи беспокоить
Стали старого царя,
Страшный вред ему творя.
Чтоб концы своих владений
Охранять от нападений,
Должен был он содержать
Многочисленную рать.
Воеводы не дремали,
Но никак не успевали:
Ждут, бывало, с юга, глядь, —
Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, — лихие гости
Идут от моря. Со злости
Инда плакал царь Дадон,
Инда забывал и сон.
Что и жизнь в такой тревоге!
Вот он с просьбой о помоге
Обратился к мудрецу,
Звездочету и скопцу.
Шлет за ним гонца с поклоном.
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, —
Молвил он царю, — на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
Царь скопца благодарит,
Горы золота сулит.
«За такое одолженье, —
Говорит он в восхищенье, —
Волю первую твою
Я исполню, как мою».
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож как со сна
Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
И соседи присмирели,
Воевать уже не смели:
Таковой им царь Дадон
Дал отпор со всех сторон!
Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно.
Вот однажды царь Дадон
Страшным шумом пробужден:
«Царь ты наш! отец народа! —
Возглашает воевода, —
Государь! проснись! беда!»
— Что такое, господа? —
Говорит Дадон, зевая: —
А?.. Кто там?.. беда какая? —
Воевода говорит:
«Петушок опять кричит;
Страх и шум во всей столице».
Царь к окошку, — ан на спице,
Видит, бьется петушок,
Обратившись на восток.
Медлить нечего: «Скорее!
Люди, на конь! Эй, живее!»
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
Вот проходит восемь дней,
А от войска нет вестей;
Было ль, не было ль сраженья, —
Нет Дадону донесенья.
Петушок кричит опять.
Кличет царь другую рать;
Сына он теперь меньшого
Шлет на выручку большого;
Петушок опять утих.
Снова вести нет от них!
Снова восемь дней проходят;
Люди в страхе дни проводят;
Петушок кричит опять,
Царь скликает третью рать
И ведет ее к востоку, —
Сам не зная, быть ли проку.
Войска идут день и ночь;
Им становится невмочь.
Ни побоища, ни стана,
Ни надгробного кургана
Не встречает царь Дадон.
«Что за чудо?» — мыслит он.
Вот осьмой уж день проходит,
Войско в горы царь приводит
И промеж высоких гор
Видит шелковый шатер.
Все в безмолвии чудесном
Вкруг шатра; в ущелье тесном
Рать побитая лежит.
Царь Дадон к шатру спешит…
Что за страшная картина!
Перед ним его два сына
Без шеломов и без лат
Оба мертвые лежат,
Меч вонзивши друг во друга.
Бродят кони их средь луга,
По притоптанной траве,
По кровавой мураве…
Царь завыл: «Ох дети, дети!
Горе мне! попались в сети
Оба наши сокола!
Горе! смерть моя пришла».
Все завыли за Дадоном,
Застонала тяжким стоном
Глубь долин, и сердце гор
Потряслося. Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон
Наконец и в путь обратный
Со своею силой ратной
И с девицей молодой
Царь отправился домой.
Перед ним молва бежала,
Быль и небыль разглашала.
Под столицей, близ ворот,
С шумом встретил их народ, —
Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех приветствует Дадон…
Вдруг в толпе увидел он,
В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый,
Старый друг его, скопец.
«А, здорово, мой отец, —
Молвил царь ему, — что скажешь?
Подь поближе! Что прикажешь?»
— Царь! — ответствует мудрец, —
Разочтемся наконец.
Помнишь? за мою услугу
Обещался мне, как другу,
Волю первую мою
Ты исполнить, как свою.
Подари ж ты мне девицу,
Шамаханскую царицу. —
Крайне царь был изумлен.
«Что ты? — старцу молвил он, —
Или бес в тебя ввернулся,
Или ты с ума рехнулся?
Что ты в голову забрал?
Я, конечно, обещал,
Но всему же есть граница.
И зачем тебе девица?
Полно, знаешь ли кто я?
Попроси ты от меня
Хоть казну, хоть чин боярской,
Хоть коня с конюшни царской,
Хоть пол-царства моего».
— Не хочу я ничего!
Подари ты мне девицу,
Шамаханскую царицу, —
Говорит мудрец в ответ.
Плюнул царь: «Так лих же: нет!
Ничего ты не получишь.
Сам себя ты, грешник, мучишь;
Убирайся, цел пока;
Оттащите старика!»
Старичок хотел заспорить,
Но с иным накладно вздорить;
Царь хватил его жезлом
По лбу; тот упал ничком,
Да и дух вон. — Вся столица
Содрогнулась, а девица —
Хи-хи-хи! да ха-ха-ха!
Не боится, знать, греха.
Царь, хоть был встревожен сильно,
Усмехнулся ей умильно.
Вот — въезжает в город он…
Вдруг раздался легкой звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя
И взвился… и в то же время
С колесницы пал Дадон —
Охнул раз, — и умер он.
А царица вдруг пропала,
Будто вовсе не бывало.
Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.

ИГРА-ВИКТОРИНА

для детей старшего дошкольного возраста

«Эти удивительные сказки»

Цели: закрепить знания детей о литературных произведениях и их героях, развивать внимание, память, быстроту, умение работать совместно в детском коллективе.

Оборудование: жетоны, две черные коробки, мочалка, иголка, картинки — портреты Буратино (без носа), два конуса (носа Буратино), два мольберта, загадки про сказочных героев, разрезные картинки с их изображением, фонограммы песен из сказок и мультфильмов.

Ход игры-викторины:

Воспитатель: Здравствуйте, здравствуйте! Я рада приветствовать вас! Как много светлых улыбок я вижу на лицах сейчас. Ребята, а вы любите сказки? А почему они вам нравятся? Чем они вас удивляют?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Каждая сказка имеет свой сюжет, но все они в своей основе заканчиваются одинаково: добро и правда всегда побеждают зло и ложь. Вот сегодня мы поиграем и узнаем, как хорошо вы знаете сказки, как внимательно их слушаете.

(Группа (отряд) делится на 2 команды, в каждой выбирается капитан и придумывается название, например: «Гномики», «Лесовички».)

Воспитатель: Викторина будет состоять из нескольких конкурсов, в которых вы должны показать свои знания сказок, смекалку, а некоторые из конкурсов будут веселые и шуточные. На обдумывание ответа на вопросы игрокам дается время – 30 сек. За каждый правильный ответ команда получает жетон, по количеству которых и определится команда-победитель.

  1. Разминка «Угадай сказочного героя»

Воспитатель: Сейчас вы должны узнать сказочного героя по его описанию – загадке.

Столяр Джузеппе – Сизый нос

Полено как-то в дом принес.

Он начал что-то мастерить,

Полено стало говорить.

Кто в том полене говорил?

Кого Джузеппе мастерил?

(Ответ: Буратино.)

А теперь про чей-то дом

Разговор мы заведем.

В нем богатая хозяйка

Припеваючи жила.

Но пришла беда нежданно,

Этот дом сгорел дотла.

(Ответ: Кошка «Кошкин дом».)

Девочка чумазая,

Вся в золе измазана.

Но придет ее пора,

И из кухни, со двора

Попадет она на бал,

Тот, что сам король давал.

Туфелька хрустальная

Соскользнет с ноги.

Кто же эта девочка?

Узнать нам помоги.

(Ответ: Золушка.)

Сказки вы помните из книг любимых,

И, конечно, мне ответите сейчас:

Кто охотился за юным Буратино?

Ну, конечно, злой разбойник…

(Ответ: Карабас.)

2. Конкурс «Мы – певцы»

Воспитатель: Все вы, конечно, смотрели мультфильмы и кинофильмы по сказкам. Часто герои не только говорят, но и поют. Сейчас мы с вами превратимся в певцов и исполним песни из знакомых фильмов. Каждой команде будет дана музыкальная подсказка – фонограмма этой песни. Игроки команды должны отгадать и исполнить часть песни.

3. Конкурс капитанов «Черный ящик»

(Выносятся 2 обклеенные бумагой черные коробки, в которых находятся загаданные предметы.)

Воспитатель: Угадайте, что за предметы находятся в черном ящике:

С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить самого страшного героя русских сказок.

Дети: Иголка.

Воспитатель: Здесь находится вещь, которую съел крокодил. Назовите автора и название этой сказки.

Дети: Крокодил проглотил мочалку в сказке «Мойдодыр» К. Чуковского.

4. Конкурс «Помоги найти нос»

Воспитатель: Отгадайте загадку, кто это:

Это что за мальчик странный,

Непослушный, деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

(Буратино)

(На мольбертах напротив каждой команды расположены плакаты с портретом Буратино, у которого отсутствует нос.)

Воспитатель: Рассмотрите картину. Кто это?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Но Буратино грустный, у него беда? Как вы думаете, что произошло?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Нам нужно помочь Буратино прикрепить его нос.

(Каждый игрок по очереди с завязанными глазами подходит к мольберту и пытается с первого раза приставить правильно нос (конус) Буратино на место. Выигрывает та команда, игроки которой совершат больше правильных присоединений.)

5. Викторина «Вопросы из сказки»

Воспитатель:

— Назовите сказку, в которой девочка идет в лес зимой за цветами.

(«Двенадцать месяцев»)

С помощью какого предмета и в какой сказке главный герой нашел свое счастье – мудрую жену-мастерицу, которая была заколдована?

(Ответ: сказка «Царевна-лягушка», Иван пустил стрелу, которая попала на болото в заколдованную царевну.)

— Назовите сказку, в которой присутствуют предметы: шапочка красного цвета, букет цветов, корзинка с пирогами.

(Ответ: «Красная Шапочка».)

— Каким очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю? Как звали этого героя и что это за сказка?

(Ответ: Емеля поехал на печке в сказке «По щучьему велению».)

— Назовите сказку, в которой овощи: луковица, помидор, вишня, тыква, лимон, апельсин – действуют как живые существа.

(Ответ: «Приключения Чипполино».)

— Назовите сказку, из которой взят этот отрывок: «появился на птичьем дворе маленький птенец – утенок. И до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою стаю».

(Ответ: «Гадкий утенок».)

— Кто и в какой сказке так говорил о себе: «Это было тогда, когда на наших окнах зацвели розы. Мы жили дружно и весело, но однажды мне в глаз попал осколок зеркала эльфов, и я все стал видеть злым и безобразным»?

(Ответ: Кай, герой сказки «Снежная королева».)

В какой русской народной сказке всей семьей тянули овощ из грядки?

(Ответ: «Репка».)

6. Конкурс «Веселые картинки»

Каждой команде раздаются по два конверта, в которых лежат разрезанные как пазлы цветные картинки — портреты сказочных героев (Незнайка, Мальвина, Чипполино, Красная Шапочка). Игроки каждой команды должны правильно собрать их портреты.

Воспитатель:

Вот как весело играли,

И нисколько не устали.

Играли мы все дружно,

Нам ссориться не нужно.

(Подведение итога, награждение победителей.)

                                                            Разработана учителем русского языка и литературы:

                                                        Сайфетдиновой Светланой Александровной,

                                                                                             Принято на заседании

                                                                                     педагогического

                                                                                совета школы

                                                                                    Протокол №____

                                                                                             от __________ 202__

2. Содержание  тем учебного предмета, курса

3.Планируемые  результаты  освоения  учебного предмета, курса.

                Раздел

учебного курса,

Требования ФГОС  НОО, (ООО).

Планируемые результаты

УУД

Личностные

Метапредметные

Предметные

Введение. Книга в жизни человека.

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин,

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения,

Устное народное творчество

• обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приёмам в различных ситуациях речевого общения,

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин,

• определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;

выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания; пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;

Русские народные сказки.

• сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин,

выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки,

Из древнерусской литературы.

устанавливать поле читательских ассоциаций, отбирать произведения для чтения; • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа .

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

отличать литературную сказку от фольклорной;

Из литературы XVIII века.

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное,

Из литературы XIX века.

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументированно формулируя своё отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации.

выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации; рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор; сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;

сравнивая произведения героического эпоса

разных народов

Из литературы XX века.

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• видеть необычное в обычном, устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.

былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера; дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию; сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;

Из зарубежной литературы.

воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

• сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

• вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).

• оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

• создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств;

4. Календарно-тематическое планирование

№ уроков

Тема урока

Тип урока

Дата проведения урока

( по плану)

Дата проведения урока ( по факту)

Использование ЭОР

1

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества

Урок открытия нового знания.

http//www.edu.ru

2

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

Урок общеметодологической направленности.

http//www.edu.ru

3

Детский фольклор

Урок общеметодологической направленности.

http//www.school.edu.ru

4

Сказка как особый жанр фольклора

Урок общеметодологической направленности.

http//window.edu.ru

5

«Царевна-лягушка» — встреча с волшебной сказкой

Урок общеметодологической направленности.

http//school-collection.edu.ru

6

Народная мораль в характерах и поступках героев. Образ невесты-волшебницы

Урок общеметодологической направленности.

fcior.edu.ru

7

Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников. Поэтика волшебной сказки

Урок общеметодологической направленности.

http//1september.ru

8

Изобразительный характер формул волшебной сказки. Народная мораль и поэтика волшебной сказки. Вариативность народных сказок

Урок общеметодологической направленности.

http//standart.edu.ru

9

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли.

Урок общеметодологической направленности.

http//www.edu.ru

10

Особенности сюжета сказки. Нравственное превосходство главного героя. Герои сказки в оценке народа. Поэтика сказки.

Урок общеметодологической направленности.

http//www.school.edu.ru

11

Сочинение «Сказка-ложь, да в ней намек, и добрым молодцам урок»

Урок развивающего контроля

http//window.edu.ru

12

Возникновение древнерусской литературы. 

Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича»

Урок  открытия нового знания

http//school-collection.edu.ru

13

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи.

Урок общеметодологической направленности.

fcior.edu.ru

14

М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

Урок открытия нового знания

http//1september.ru

15

Русские басни. Басня и ее родословная. Басня как литературный жанр

Урок открытия нового знания

http//standart.edu.ru

16

И.А.Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне»

Урок общеметодологической направленности.

http//www.edu.ru

17

И.А.Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом»

Урок общеметодологической направленности.

http//www.school.edu.ru

18

Жанр басни. Повествование и мораль в басне

Урок общеметодологической направленности.

http//window.edu.ru

19

Басенный мир Ивана Андреевича Крылова

Урок общеметодологической направленности.

http//school-collection.edu.ru

20

В.А.Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна»

Урок открытия нового знания.

fcior.edu.ru

21

«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки.

Урок общеметодологической направленности.

http//1september.ru

22

Баллада В.А.Жуковского «Кубок»

Урок общеметодологической направленности.

http//standart.edu.ru

23

Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед»

Урок открытия нового знания

http//www.edu.ru

24

Антоний Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители»

Урок открытия нового знания

http//www.school.edu.ru

25

Фантастическое и достоверно-реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание

Урок общеметодологической направленности.

http//window.edu.ru

26

В.М.Гаршин. Человек обостренной совести. Сказка «Attalea Prinseps»

Урок общеметодологической направленности.

http//school-collection.edu.ru

27

«Attalea Prinсeps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения

Урок общеметодологической направленности.

fcior.edu.ru

28

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». «У лукоморья…»

Урок развивающего контроля

http//1september.ru

29

А.С.Пушкин. «Ска-зка о мертвой ца-ревне и о семи богатырях». Борьба добрых и злых сил

Урок общеметодологической направленности.

http//standart.edu.ru

Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа.

Урок открытия нового знания

http//www.edu.ru

30

Помощники царевны. Богатыри, Соколко. Народная мораль, нравственность

Урок общеметодологической направленности.

http//www.school.edu.ru

31

Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки

Урок общеметодологической направленности.

http//window.edu.ru

32

Сказки А.С.Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила»

Урок общеметодологической направленности.

http//school-collection.edu.ru

33

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворение «Бородино»

Урок открытия нового знания.

fcior.edu.ru

34

Образ простого солдата – защитника Родины в стихотворении «Бородино»

Урок общеметодологической направленности.

http//1september.ru

35

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Понятие о повести как эпическом жанре. Сюжет повести «Заколдованное место»

Урок открытия нового знания

http//standart.edu.ru

36

Реальное и фантастическое в сюжете повести

Урок общеметодологической направленности.

http//www.edu.ru

37

Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Урок открытия нового знания

http//www.school.edu.ru

38

Тест за первое полугодие.

Урок  рефлексии

http//window.edu.ru

39

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «На Волге»

Урок общеметодологической направленности.

http//school-collection.edu.ru

40

«Есть женщины в русских селеньях…» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»

Урок общеметодологической направленности.

fcior.edu.ru

41

Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети»

Урок общеметодологической направленности.

http//1september.ru

42

И.С.Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму». Быт и нравы крепостной России в рассказе.

Урок открытия нового знания

http//standart.edu.ru

43

История отношений Герасима и Татьяны. Герасим и его окружение

Урок общеметодологической направленности.

http//www.edu.ru

44

Герасим и Муму. Счастливый год.

Урок общеметодологической направленности.

http//www.school.edu.ru

45

Осада каморки Герасима. Прощание с Муму. Возвращение Герасима в деревню.

Урок общеметодологической направленности.

http//window.edu.ru

46

Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие. Протест героя против отношений барства и рабства. Подготовка к сочинению

Урок развивающего  контроля

http//school-collection.edu.ru

47

Анализ сочинений. Работа над ошибками

Урок развивающего контроля.

fcior.edu.ru

48

А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь»

Урок общеметодологической направленности.

http//1september.ru

49

Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». Сюжет рассказа.

Урок открытия нового знания

http//standart.edu.ru

50

Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы

Урок общеметодологической направленности.

http//www.edu.ru

51

Странная дружба Жилина и Дины.

Урок общеметодологической направленности.

http//www.school.edu.ru

52

Краткость и выразительность языка рассказа. Рассказ, сюжет, композиция, идея произведения

Урок общеметодологической направленности.

http//window.edu.ru

53

Как работать над сочинением «Жилин и Костылин: разные судьбы»

Урок развивающего контроля

http//school-collection.edu.ru

54

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия»

Урок открытия нового знания

fcior.edu.ru

55

Юмор и сатира в творчестве А.П.Чехова

Урок общеметодологической направленности.

http//1september.ru

56

Образы природы в русской поэзии. Образ весны. Ф.И.Тютчев, А.Н.Плещеев. Образ лета. И.С.Никитин, Ф.И.Тютчев

Урок общеметодологической направленности.

http//standart.edu.ru

57

Образ осени. Ф.И.Тютчев, А.Н.Майков. Образ зимы. И.С.Никитин, И.З.Суриков.

Урок общеметодологической направленности.

http//www.edu.ru

58

Образы русской природы в поэзии. Рифма, ритм. Анализ стихотворения

Урок открытия нового знания.

http//www.school.edu.ru

59

И.А.Бунин: страницы биографии. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине

Урок общеметодологической направленности.

http//window.edu.ru

60

В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе»

Урок открытия нового знания

http//school-collection.edu.ru

61

Повесть. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе»

Урок общеметодологической направленности.

fcior.edu.ru

62

Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Путь Васи к правде и добру

Урок общеметодологической направленности.

http//1september.ru

63

Глава «Кукла» — кульминация повести. Простота и выразительность языка повести

Урок общеметодологической направленности.

http//standart.edu.ru

64

Путь Васи к правде и добру. Обучение работе над сочинением

Урок развивающего контроля

http//www.edu.ru

65

С.А.Есенин. Слово о поэте. Образ родного дома в стихах Есенина

Урок общеметодологической направленности.

http//www.school.edu.ru

66

Стихотворение «С добрым утром!». Самостоятельная работа «Картинки из моего детства»

Урок  развивающего контроля

http//window.edu.ru

67

П.П.Бажов. Рассказ о жизни и творчестве писателя. «Медной горы Хозяйка» Отличие сказа от сказки

Урок открытия нового знания

http//school-collection.edu.ru

68

Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя

Урок общеметодологической направленности.

fcior.edu.ru

69

«Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова

Урок общеметодологической направленности.

http//1september.ru

70

К.Г.Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». Герои сказки

Урок открытия нового знания.

http//standart.edu.ru

71

Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». Реальные и фантастические события и персонажи сказки

Урок общеметодологической направленности.

http//www.edu.ru

72

Умение видеть необычное в обычном. Лиризм описаний. Выразительность и красочность языка. Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»

Урок общеметодологической направленности.

http//www.school.edu.ru

73

К.Г.Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы»

Урок общеметодологической направленности.

http//window.edu.ru

74

С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»

Урок общеметодологической направленности.

http//school-collection.edu.ru

75

Положительные и отрицательные герои. Художественные особенности пьесы-сказки

Урок общеметодологической направленности.

fcior.edu.ru

76

Роды и жанры литературы. Герои пьесы-сказки. Победа добра над злом

Урок общеметодологической направленности.

http//1september.ru

77

Х.К.Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева»

Урок открытия нового знания.

http//standart.edu.ru

78

Два мира сказки «Снежная королева»

Урок общеметодологической направленности.

http//www.edu.ru

79

Писатели-сказочники и их герои

Урок общеметодологической направленности.

http//www.school.edu.ru

80

Ж.Санд: страницы биографии. «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном

Урок открытия нового знания

http//window.edu.ru

81

Сочинение-миниатюра «О чем рассказал мне цветок (бабочка, камень, дерево…)»

Урок развивающего контроля

http//school-collection.edu.ru

82

А.П.Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель Андрея Платонова в рассказе «Никита»

Урок общеметодологической направленности.

fcior.edu.ru

83

Жизнь как борьба добра и зла. Тема человеческого труда в рассказе «Никита». Характеристика героя. Язык рассказа А.П.Платонова

Урок общеметодологической направленности.

http//1september.ru

84

В.П.Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро» Сюжет рассказа, его герои

Урок открытия нового знания.

http//standart.edu.ru

85

Человек и природа в рассказе

Урок общеметодологической направленности.

http//www.edu.ru

86

Сочинение « Тайга, наша кормилица, хлипких не любит». Становление характера Васютки (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»)»

Урок развивающего контроля.

http//www.school.edu.ru

87

В.П.Астафьев. «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

Урок общеметодологической направленности.

http//window.edu.ru

88

Джек Лондон. Трудная, но интересная жизнь (слово о писателе). «Сказание о Кише»

Урок открытия нового знания

http//school-collection.edu.ru

89

Поэтическая летопись Великой Отечественной войны. А.Т.Твардовский. «Рассказ танкиста»

Урок общеметодологической направленности.

fcior.edu.ru

90

Подвиг бойцов крепости-героя Бреста. К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…». Поэма-баллада «Сын артиллериста»

Урок общеметодологической направленности.

http//1september.ru

91

Великая Отечественная война в жизни моей семьи

Урок общеметодологической направленности.

http//standart.edu.ru

92

Война и дети — тема многих  стихотворений о войне в  творчестве саратовских  поэтов

Урок общеметодологической направленности.

http//www.edu.ru

93

Стихотворения И.А.Бунина. «Помню – долгий зимний вечер…»

Урок общеметодологической направленности.

http//www.school.edu.ru

94

Картина В.М.Васнецова «Аленушка». А.А.Прокофьев «Аленушка» («Пруд заглохший весь в зеленой ряске…»). Д.Б.Кедрин «Аленушка» («Стойбище осен-него тумана..»)

Урок общеметодологической направленности.

http//window.edu.ru

95

Н.М.Рубцов. «Родная деревня». Дон-Аминадо. «Города и годы»

Урок общеметодологической направленности.

http//school-collection.edu.ru

96

Саша Черный. Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Юмор

Урок открытия нового знания

fcior.edu.ru

97

Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо»

Урок открытия нового знания.

http//1september.ru

98

Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Жизнь и заботы Тома Сойера

Урок открытия нового знания

http//standart.edu.ru

99

Том Сойер и его друзья

Урок общеметодологической направленности.

http//www.edu.ru

100

Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит».

Урок общеметодологической направленности.

http//www.school.edu.ru

101

Подведение итогов года. Рекомендации на лето.

Урок общеметодологической направленности.

http//window.edu.ru

5. Планирование практической части учебной программы.

  • Тема любви в рассказе старуха изергиль
  • Тема любви в лирике ахматовой сочинение
  • Тема литературного произведения место рассказа старуха изергиль в творчестве м горького
  • Тема любви в произведении гранатовый браслет сочинение
  • Тема любви в произведении обломов сочинение