Тема кавказа в творчестве лермонтова сочинение

Наверное, трудно назвать писателя, который внес в развитие отечественной литературы больший вклад, чем а. с. пушкин и м. ю. лермонтов.

Наверное, трудно назвать писателя, который внес в развитие отечественной литературы боль­ший вклад, чем А. С. Пушкин и М. Ю. Лермон­тов. У каждого из этих великих поэтов, свой стиль, свое видение мира. Но поэзия их уже на протяжении долгого времени продолжает вызы­вать восхищение и преклонение перед неповто­римым поэтическим талантом, невероятным да­ром художественного слова, перед силой чувства и возвышенностью мыслей.
Главное, что объединяет двух великих гениев художественного слова, это сознание собственно­го высокого предназначения, своего долга перед человечеством.
Как для Пушкина, так и для Лермонтова по­эзия — это не просто способ выражения собствен­ных чувств и настроений. Это средство для про­буждения умов и душ народа, это оружие битвы за свободу, независимость и счастье, это факел, зажигающий огонь в благородных сердцах и выс­ветляющий пороки недостойных и пустых душ.
Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок, — писал А. С. Пушкин. Он был готов всего себя по­святить делу свободы и до последней минуты слу­жил народу. Ради свободы народа М. Ю. Лермон­тов также готов был пожертвовать своим соб­ственным счастьем и даже жизнью:
За дело общее, быть может, я паду Иль жизнь в изгнании бесплодно проведу…
Поэт несет людям свое вещее, пророческое слово. Он является для народа путеводной звез­дой, освещающей путь, возрождает надежду и веру в будущее, поднимает на битву и сам, с по­мощью своего меткого слова разит врага:
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей, — такова, по убеждению Пушкина, основная задача каждого поэта, который, подобно эху, должен чут­ко откликаться на все события жизни, пробуждать людей к действию, быть грозным оружием.
С оружием, с кинжалом сравнивает поэтиче­ское слово и Лермонтов. Твердым и несгибаемым, упорно стремящимся к высокой цели должен быть каждый поэт — эту уверенность оба автора пронес­ли через всю свою жизнь, через все свое творче­ство. «Но ты останься тверд, спокоен и уг­рюм», — обращался к поэту А. С. Пушкин. «Да, я не изменюсь, и буду тверд душой», — словно отве­чая великому предшественнику, обещал М. Ю. Лер­монтов. По мнению обоих авторов, творчеству чужда корысть. Поэт должен творить, «не требуя наград за подвиг благородный», убежден Пушкин. Голос поэта, продолжает мысль Лермонтов, должен зву­чать «как колокол на башне вечевой во дни тор­жеств и бед народных».
Наделенные пылким сердцем, охваченные по­стоянным стремлением к свободе, оба поэта были нетерпимы к пассивности, равнодушию народа. Пушкин обрушивался с гневными обвинениями на толпу, которая не умеет ценить красоту, посте­пенно утрачивает духовность, не умеет и не хочет жить настоящей полноценной жизнью.
Молчи, бессмысленный народ,
Поденщик, раб нужды, забот!
Несносен мне твой ропот дерзкий,
Ты червь земли, не сын небес…
Бездеятельность и бездуховность народа, жи­вущего без цели и без мечты, вызывали возмуще­ние и у Лермонтова. В своей «Думе» он упрекает современников за душевный холод, за отсутствие твердых убеждений, за неспособность к действию, за творческое бесплодие. Он сравнивает молодое поколение с «тощим плодом», «до времени созре­лым», который висит меж цветов, не радуя «ни вкуса», «ни глаз».
В их жизни нет ни радостей, ни стремлений, ни увлечений. Они проживают свою короткую жизнь, не оставив ни «шума», ни «следа».
Жизнь и творчество обоих поэтов пришлись на период великих преобразований в России. Оба они были свидетелями восстания декабристов и его трагических последствий. Крах декабрист­ских идеалов вызвал разочарование в душах мно­гих.
людей. Повлиял он и на лирику, в которой все чаще стали появляться мотивы одиночества и отверженности обществом. «Холодная толпа взирает на поэта, как на заезжего фигляра», — говорит Пушкин. Но если Александр Сергеевич приходит к такому разочарованию в понимании людьми назначения поэта только к концу своей жизни, то Михаил Юрьевич Лермонтов с самого начала сознавал себя «изгнанником».
Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я.
И гордо творческая дума На сердце зрела у меня, — писал он в 1830 году. Эти же мысли он пронес через все свое творчество, признавшись в конце пути:
Провозглашать я стал любви И правды чистые ученья, — В меня все ближние мои Бросали бешено каменья.
А. С. Пушкин видел несправедливость совре­менной ему жизни, косность и фальшивость ок­ружающего общества, пассивность и равнодушие масс. Но при всем при этом он сохранял светлую веру в народ и в его будущее. Он верил также в силу своего поэтического слова, утверждая, что при жизни возвел себе своими стихами «памят­ник нерукотворный». В лирике Лермонтова нет подобной уверенности. На смену жизнеутверж­дающей, светлой поэзии Пушкина приходят скорбь и одиночество лермонтовских стихов. Он глубоко страдал от невозможности быть понятым современниками. Не было у него уверенности и в том, что его по достоинству оценят потомки:
Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной…
Великий голос Пушкина трагически оборвал­ся в 1837 году. И его молодой соотечественник не мог остаться равнодушным к этой трагедии. Лер­монтов написал свое знаменитое стихотворение «Смерть поэта», в котором выразил любовь к ве­ликому поэту и ненависть к его подлым убийцам, глубокую скорбь и пламенный гнев, восхищение гением и презрение к палачам. Для него Пушкин — идеал поэта и человека, увенчанный при жиз­ни «торжественным венком» славы. Это «дивный гении» с «чудной силой» таланта и «чудесными песнями». Но, вступив «в этот свет завистливый и душный для сердца вольного и пламенных стра­стей», поэт, по мнению автора, сразу же обрек себя на гибель. «Свободный, смелый» поэтичес­кий дар Александра Сергеевича Пушкина восхи­щал Лермонтова. Он восторженно относится к поэту и глубоко скорбит в связи с его гибелью. При этом он бросает гневное обвинение в лицо «жадной толпы, стоящей у трона». Он бичует «свет завистливый и душный», «свободы пала­чей»:
А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов, Пятою рабскою поправшие обломки Игрою счастия обиженных родов!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — все молчи.
Но есть и Божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждет…
Автор обещает, что смерть великого гения бу­дет отомщена:
И вы не смоете всей вашей черной кровью Поэта праведную кровь!
Этим стихотворением М. Ю. Лермонтов зая­вил о себе не только как о поэтическом наследни­ке Пушкина, но и как о преемнике его вольнолю­бия. «Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, пробудил душу Лермонтова», — писал А. И. Гер­цен. С этого момента судьба Пушкина стала его судьбой. Продолжив лучшие традиции своего «творческого наставника» в вопросах понимания места поэзии в жизни общества, Лермонтов внес и новое, свое понимание поэзии, утверждая пред­ставление о ней как об остром боевом оружии.

Глоссарий:

— лермонтов и пушкин сравнение
— сочинение на тему пушкин и лермонтов
— пушкин и лермонтов сравнение
— пушкин и лермонтов кто мне ближе
— сравнение лермонтова и пушкина

Другие работы по этой теме:

Два поэтических мира Пушкин и ЛермонтовВ. Г. Белинский писал: «Нет двух поэтов столь существен­но различных, как Пушкин и Лермонтов. Пушкин — поэт внутреннего чувства души; Лермонтов — поэт беспощадной мысли.
Напишите сочинение на тему «Пушкин-лицеист»Напишите сочинение на тему «Пушкин-лицеист» Попробуйте представить Пушкина-лицеиста как своего ровесника. Какие мысли и чувства юного поэта близки и понятны вам? А. С. Пушкин стал.
Сочинение на тему: ЛЕРМОНТОВ — ЛЮБИМЫЙ ПОЭТ РУССКОЙ НАЦИИ (С РАЗБОРОМ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПАРУС»)Когда речь идет о настоящем гении, даты рожде­ния и смерти — лишь предмет изучения биографов, ведь перед истинным талантом даже время почтитель­но останавливается. Так была.
Сочинение на тему: ЛЕРМОНТОВ И БАЙРОНМихаил Юрьевич Лермонтов… Джордж Гор­дон Байрон… Два имени. Две страны. Два време­ни. Две судьбы… Что общего между этими людь­ми? Что сближает их? Что делает их.
Анализ стихотворения Лермонтова «Смерть поэта»Лермонтов очень любил и ценил творчество Александра Сергеевича Пушкина. Многому поэт научился именно у него. Поэтому смерть Пушкина была воспринята Лермонтовым очень болезненно. Он искренне.
Лермонтов — великий человек (Лермонтов М. Ю.)Михаил Юрьевич Лермонтов — это удивительный человек и талантливый писатель, который всего за 12 лет творчества сумел подарить миру сотни стихотворений, множество поэм, драм и.
Анализ стихотворения Смерть поэта (Лермонтов М. Ю.)В конце января 1837 года, получив известие о трагической гибели Пушкина, Лермонтов отозвался на это ужасное событие стихотворением «Смерть поэта». Это яркий образец гражданской лирики.
М. Ю. Лермонтов в Петербурге. 1834-1836 годы22 ноября он высочайшим приказом произведён по экзамену из юнкеров в корнеты лейб-гвардии гусарского полка. 4 декабря М. Ю. Лермонтов на балу впервые в гусарском.
Лермонтов. ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯТворчество Лермонтова повлияло на после­дующую литературу не только содержанием, но и своей ритмико-мелодической выразительностью. Так, огромную популярность приобрели многие его стихотворения, которые звучали ораторским моно­логом.
М. Ю. Лермонтов. Смерть Поэта. Как характеризует Поэта в первой части Лер­монтов? Найдите слова, которые создают его обликКак характеризует Поэта в первой части Лер­монтов? Найдите слова, которые создают его облик. В первой части стихотворения Лер­монтов воссоздает духовный облик «див­ного гения». Слова погиб.

Свежие записи

Копирование материалов сайта на сторонние ресурсы без указания активной ссылки запрещено!

Урок литературы с использованием ИКТ на тему: «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова

Паклачиди Светлана Ивановна, учитель русского языка и литературы

$

Тема урока: «Синие горы Кавказа» в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова.

Тип урока: урок-исследование.

Цели урока:

изучение «кавказских» страниц биографии Лермо$нтова, произведений о Кавказе;

развитие речи, навыков исследования, выразительного чтения, анализа текста художественного произведения, творческих способностей, чувства красоты;

воспитание любви к чтению, к литературе, доброты, трудолюбия, толерантного отношения к людям другой национальности, личности с активной ж$изненной позицией.

Оборудование:

слайд-шоу по теме;

выставка книг;

иллюстрации по теме.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент, приветствие

Объявить (записать в тетрадях) тему, цель урока. $(Приложение, слайд 1)

Учитель: Сегодняшний урок посвящен исследованию. Объектом нашего изучения является биография М.Ю.Лермонтова, его произведения. Мы ответим на вопрос: «Какое место занимает Кавказ в судьбе и творчестве М.Ю. Лермонтова?» (Приложение, слайд 2) Грузинский поэт XIX века Акакий Церете$ли писал: «Лермонтов не только русский поэт, кроме того, он поэт кавказский» Что подразумевается под словом Кавказ?

Ученик: Сейчас это три государства – Грузия, Азербайджан и Армения. (Приложение, слайд 3)

Учитель: Когда состоялась первая встреча Лермонтова с Кавказом?

Ученик: (Приложение, слайд 4) Лермонтов горячо полюбил Кавказ еще в раннем детстве, со времени трех поездок на лето к кавказским родственникам Хастатовым (сестра бабушки Екатерина Алексеевна Хастатова) – в 1818, 1820,$ 1825 годах .Он рос болезненным ребенком. Для того чтобы укрепить здоровье внука (а эти места славились минеральными источниками), бабушка, Елизавета Алексеевна Арсеньева, как это было принято в дворянской среде, возила внука на воды на Северный Кавказ. Так уже в раннем возрасте в жизнь Лермонтова вош$ли « синие горы Кавказа».

Учитель: (Приложение, слайд 5)

Синие горы Кавказа, приветствую вас!

Вы взлелеяли детство мое;

Вы носили меня на своих одичалых хребтах;

Облаками меня одевали, вы к небу меня приучили,

И я с той поры все мечтаю о вас да о неб$е.

Это строки из первых набросков к поэме «Измаил-бей». Чем же поразил Лермонтова Кавказ?

Ученик: Поразила богатая природа,неповторимая ее красота.

Учитель: Да. Об этом говорят произведения$ .Попытаемся представить, почувствовать эту красоту кавказской природы при помощи текстов.

Ученик: (Приложение, слайд 6) Вот отрывок из поэмы «Измаил-бей»

Приветствую тебя, Кавказ седой!

Твоим горам я путник не чужой:

Они меня $в младенчестве носили

И к небесам пустыни приучили –

И долго мне мечталось с этих пор

Все небо юга да утесы гор.

Прекрасен ты, суровый край свободы.

И вы, престолы вечные природы,

Когда, как дым синея, облака

Под вечер к вам летят издалека,

Над вами вьются, шепчутся как тени,

Как над главой огромных привидений

Колеблемые перья, – и луна

По синим сводам странствует одна.

Как я любил, Кавказ мо$й величавый,

Твоих сынов воинственные нравы,

Твоих небес прозрачную лазурь,

И чудный вой мгновенных, громких бурь,

Когда пещеры и холмы крутые

Как стражи окликаются ночные;

И вдруг про$глянет солнце, и поток

Озолотится, и степной цветок,

Душистую головку поднимая,

Блистает, как цветы небес и рая…

Учитель: Каким здесь представлен Кавказ?

Ученик: Кавказ – это ст$рана высоких гор, со снежными вершинами, утесов, пещер, крутых холмов. Ночью они похожи на огромных привидений. Погода меняется мгновенно, часто бывают «громкие» бури. Много горных рек, потоков.

Учитель: Как обращается поэт к Кавказу?

Ученик: Кавказ седой, Кавказ мой величавый, суровый край свободы (записать в тетради).

Учитель: Какой цвет и почему использует поэт?

Ученик: Синий ц$вет – цвет неба, снега, который лежит на вершинах, тумана. Иннокентий Анненский писал, что, как певец гор, Лермонтов любил краски: «Поэт любит розовый закат, белое облако, синее небо, лиловые степи, голубые глаза и золотистые волосы». Особенно ему нравился синий цвет. Синий цвет неба и сини$е горы уносили мысль Лермонтова и его героев «в мир высший».

Учитель: А еще исследователь творчества Лермонтова Иннокентий Анненский отмечал в своей статье « Об эстетическом отношении Лермонтова к природе»,что поэт в природе особ$енно любит движение .Докажите эту мысль.

Ученик: Использованы слова: путник, горы носили, облака летят, луна странствует…

Учитель: Что еще в судьбе Лермонтова связано с Кавказом?

Ученик: (Приложение, слайд 7) С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Когда мальчику было 10 лет, он здесь встретил девочку лет 9-ти и в первый раз узнал чувство любви, оставившее память на всю его жизнь. «Белокурые волосы, голубые глаза…с тех пор я ничего подобного не видел…Горы кавказские для меня

священны..», – писал Лермонт$ов.

Ученик: (Приложение, слайд 8) Стихотворение «Кавказ» (1830)

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, оттор$гнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.

Я с$частлив был с вами, ущелия гор;

Пять лет пронеслось: все тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!..

Учитель: О чем это стихотворение?

Ученик: В этом стихотворении Лермонтов признается в своей любви Кавказу. Он тоскует по ущелиям гор. Ему казалось, что степь повторяла голос его матери, которую он рано потерял (ему не было и 3 лет). Он вспоминает « пару божественных глаз», в которые был влюблен.

$

Учитель: (Приложение, слайд 9) Еще одно прекрасное стихотворение поэта о любви к Кавказу и к девушке называется «Черкешенка». Обратимся к учебникам.

Ученик:

Я видел вас: холмы и$ нивы,

Разнообразных гор кусты.

Природы дикой красоты,

Степей глухих народ счастливый

И нравы тихой простоты!

Но там, где Терек протекает,

Черкешенку я увидал, –

Взор девы сердце приковал;

$

И мысль невольно улетает

Бродить средь милых, дальних скал…

Так дух раскаяния, звуки

Послышав райские, летит

Узреть еще небесный вид;

Так стон любви, страстей и муки

До гроба в памяти звучит.

Учитель: Что говорится о Кавказе в этом стихотворении?

Ученик: Лирический герой встретил та$м на берегу Терека черкешенку, и эта любовь не дает ему покоя, «стон любви, муки» до гроба будет звучать в памяти.

Учитель: Кавказ для Лермонтова – это приятные воспоминания о детстве, о любви к горянкам, которые притягивали внимание своей красотой. Этот край обогатил творческое воображение поэта и во многом определил содержание его отроческой поэзии, его ранних романтических,поэм «Черкесы» «Кавказский пленник», «Каллы», «Аул Бастунджи» и «Хаджи Абрек».Но не$ только. (Приложение, слайд 10)

С тех пор прошло тяжелых много лет,

И вновь меня меж скал своих ты встретил.

Как некогда ребенку, твой привет

Изгнаннику был радостен и светел,

И дружески на дружный зов ответил.

Расскажите о ссылках$ Лермонтова

Ученик: (Приложение, слайд 11) Кавказ – это место ссылки Лермонтова .Первая ссылка на Кавказ под пули горцев(там еще свирепствовала лихорадка) последовала за запрещенное цензурой стихотворение «Смерть поэта». В нем поэт выразил боль и негодование целого поколения России и назвал истинн$ых виновников гибели Пушкина. Шел 1837 год. Несмотря на трагизм происходящего, поэт радовался новой встрече с Кавказскими горами.

(Приложение, слайд 12) Именно в этот пери$од в сознании поэта Кавказ – место, где живут простые, свободолюбивыелюди. Оно противопоставляется «стране рабов, стране господ», «голубых мундиров» и «неволе душных городов».

Учитель: На всю жизнь запомнились воин$ственные горцы на конях, в полном вооружении. У них свои обычаи, законы. Поэт писал: «Им бог – свобода, их закон – война», «Там за добро – добро, и кровь – за кровь». Лермонтов бывал в аулах, расположенных на склонах гор знакомился с их жителями, интересовался песнями, музыкой, фольклором. Он записывал, рисовал, сделал целую коллекцию рисунков. Вплоть до конца 1837 года Лермонтов «в$ беспрерывном странствии, то на перекладной, то верхом. Он изъездил Линию всю вдоль, от Кизляра до Тамани, переехал горы…одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под крик шакалов…» (Из письма С.А. Раевскому)

Ученик: (Приложение, слайд 13) Заболев по дороге в полк, Лермонтов отправляется в Пятигорск и до осени лечится на водах. В конце 1837 г. Лермонтова хлопотами бабушки переводят в Гродненский гусарский полк, в Новгород.

Учитель: Необычные пейзажи, жизнь среди горцев – все это стало источником вдохновения для впе$чатлительного Лермонтова. Какие произведения появились в этот период?

Ученик: (Приложение, слайд 14) Он возвращается в Россию, исполненный удивительных творческих за$мыслов: «Герой нашего времени», кавказская редакция «Демона», «Мцыри», «Беглец», «Ашик-Кериб», «Дары Терека», «Казачья колыбельная песня», «Тамара», «Свиданье», «Кинжал», «Прощание», «Хаджи Абрек», – все это стало результатом его скитаний по Северному Кавказу и Закавказью в 1837 году.

Учитель: Здесь на Кавказе Лермонтов знакомится с людьми, которые впоследствии станут прототипами героев его произведений. Встречается с поэтом-декаб$ристом Александром Одоевским, к которому привязался и относился как к старшему товарищу. В одном из писем другу С.А.Раевскому Лермонтов пиш$ет: «Для меня горный воздух – бальзам; хандра к черту, сердце бьется, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь на горы».

Была и вторая ссылка на Кавказ. Расскажите об этом.

Ученик: В феврале 1840 года на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с одним из ловцов «счастья и чинов» – сыном французского посланника Эрнестом Барантом. Была дуэль, но все закончилось примирением. Однако поэта вновь отправляют в действующую армию н$а Кавказ.

(Приложение, слайд 15) В сентябре 1840 года в одном из своих писем в Петербург Лермонтов сообщал:

«У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось 6 часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, их до 6 тысяч; и всё время дрались штыками… вообрази себе, что в овраге, где была потеха, час после дела ещё пахло кровью».

$

Учитель: (Приложение, слайд 16) Может быть, уже в первую ссылку Лермонтов испытал то чувство единства рода человечес$кого(ведь все люди равны, любой национальности, веры) и бессмыслицы, нелепости войн, о котором скажет в 1840 году в «Валерике».Прочитаем отрывок из стихотворения.

Ученик:

На берегу, под тенью дуба,

Пройдя завалов первый ряд,

Стоял кружок. Один солдат

Был на коленах; мрачно, грубо

Казалось выраженье лиц,

Но сл$езы капали с ресниц,

Покрытых пылью…на шинели,

Спиною к дереву, лежал

Их капитан. Он умирал;

В груди его едва чернели

Две ранки; кровь его чуть-чуть

Сочилась. Но высоко грудь

И трудно подымалась, взоры

Бродили страшно, он шептал…

«Спасите, братцы…»

…А там вдали грядой нестройной$,

Но вечно гордой и спокойной,

Тянулись горы – и Казбек

Сверкал главой остроконечной.

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: жалкий человек!

Чего он хочет? Небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?

Учитель: Как актуальны эти слова сегодня.

Ученик: (Приложение, слайд 17) В»Журн$але военных действий» отмечено:

«Тенгинского пехотного полка поручик Лермонтов, во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик, имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшею $для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием…»

Лермонтов прославился своей отчаянной храбростью, был представлен к награде за$ доблесть, но царь отклонил это представление (Приложение, слайд 18) 14 апреля 1841, не получив отсрочки после двухмесячного отпуска в Петербурге, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае того же года он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для леч$ения на минеральных водах.

Учитель: Лермонтов продолжает творить, не смотря ни на что. Он мечтает об отставке, чтобы целиком посвятить себя литературе. Какие произведения пишет Лер$монтов в период второй ссылки?

Ученик: (Приложение, слайд 19) Здесь он пишет целый ряд стихотворений: «Сон», «Утес»,»Они любили друг друга…», «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу…», «Морская царевна», «Пророк».

Учитель: Пятигорские целебные источники помогают Лермонтову поддерживать здоровье, но кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть и роковую роль в жизни поэта. Расскажите, почему.

Ученик: (Приложение, слайд 20) Здесь, кроме прочих старых знакомых, $Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров И.С. Мартынова, человека самолюбивого. На одном из вечеров в пятигорском семействе Верзилиных шутки Лермонтова задели Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намереваясь стрелять в товарища.

(Приложение, слайд 21) Поединок был назначен на 15 июля

В этот день межд$у шестью и семью часами вечера у подножия Машука во время грозы и сильного дождя состоялась дуэль Лермонтова с Мартыновым при секундантах М. П. Глебове и А.И$. Васильчикове, кроме них присутствовали Столыпин-Монго и Трубецкой…

Лермонтов был убит.

Учитель: (Приложение, слайд 22)

ПАМЯТНИК НА МЕСТЕ ДУЭЛИ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

Первая попытка найти место поединка была предпринята специально созданной комиссией в 1881. Она пришла к выводу, что точное место гибели Лермонтова определить невозможно. В настоящее время местом дуэли Лермонтова считается район $на территории охранной зоны Государственного музея-заповедника М. Ю. Лермонтова на северо-западном склоне горы Машук. Кавказ стал второй родиной для Лермонтова, «сыном Кавказа» называл он себя.

От ранних лет кипит в моей крови

Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;

На севере, в стране тебе чужой я сердцем тво$й, –

Всегда и всюду твой!

В.Г. Белинский: (Приложение, слайд 23)

«Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушки$на никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как Лермонтов»

$

Вопросы и задания (Приложение, слайд 24)

1) Какие новые грани личности М.Ю. Лермонтова раскрылись для вас в данном биографическом материале?

2) Докажите, что каждая встреча с Кавказом была для поэта судьбоносной, требовала наивысшего напряжения душевных сил (выводы о роли Кавказа в судьбе и творчестве Лермонтова)

3) Сочинить синквейн.

На чтение 7 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Золотой век русской литературы подарил миру большое количество талантливых личностей, которые внесли большой вклад в развитие не только русской, но и мировой литературы. Одним из таких классиков является Михаил Юрьевич Лермонтов. Становление его творчества напрямую связано с Александром Сергеевичем Пушкиным. Лермонтов так глубоко уважал и ценил творчество Пушкина, что сам последовал по его стопам и стал не менее великим поэтом.

Михаил Лермонтов, как многие другие поэты писал произведения на те темы, которые его потрясли или произвели фурор в душе поэта. Он всегда глубоко проникался той темой, которой посвящал свои стихотворения. Первым эмоциональным потрясением в жизни Лермонтова которое сильно повлияло на творчество поэта является смерть А.С. Пушкина. После этого события молодой человек пишут стихотворение «Смерть поэта», в котором он отразил всю бурю чувств и печали.  Данное стихотворение было опубликовано в журнале, что принесло славу молодому поэту. Это событие считается ключевым в зарождении творчества М.Ю. Лермонтова.

Жизнь поэта нельзя назвать радужной и счастливой. Ему пришлось служить в Крыму, на Кавказе, где велась ожесточенная борьба. ЭТО на нанесло серьезную печать на душу и творчество Михаила Юрьевича. Помимо этого, поэт не был женат, но страдал от неразделённой любви к Варваре Лопухиной. Именно ей было посвящено огромное множество любовной лирики в письмах. Исходя из этих фактов жизни поэта, можно заметить, что в его творчестве прослеживаются три основных направления, а именно:

  • Война на Кавказе
  • Неразделенная любовь
  • Трагедия человеческой судьбы

Третья, не менее важная, линия творчества поэта посвящена трагедии судьбы человека. Такое направление появилось благодаря его способности сочувствовать людям, переживать за их жизнь и судьбу. Лермонтов много поведал на войне и в обычной жизни, в путешествиях, где встречал разных людей с разными историями из жизни. Лермонтов находился в постоянном творческом поиске: изучал фольклор и написал произведение «Песня про купца Калашникова», историческая тема «Бородино и прочее.

Лермонтов прожил короткую, но глубоко значимую жизнь. До трагедии своей смерти поэт подвел итог всего своего творчества произведением «Герой нашего времени», где он рассмотрел важный вопрос: как человеку стать счастливым. Это и стало прекрасной точкой в жизни и творчестве Михаила Юрьевича.

Можно с уверенностью заявить, что Михаил Лермонтов – это один из величайших русских поэтов. Все то, о чем писал Лермонтов в свое время, до настоящего времени не теряет своей актуальности и продолжает насыщать мудростью все новых и новых представителей современного поколения. Это удивительно, ведь времена, в которые жил Лермонтов, и современность – это две разных эпохи.

Впрочем, великие произведения остаются великими навсегда.

В то же время, все любители Лермонтова и его творчества смотрят на все его творчество несколько по-разному, обращая внимание на разные детали, что и делает Лермонтова идеальным поэтом для них. Стоит отметить, что этому способствует то, что Лермонтов – это разносторонний творец, которому свойственны противоположные характеристики в различных обстоятельствах. Кроме того, стоит отметить, что произведения Лермонтова имеют разные жанры, настроение и даже тематику.

Из-за всего этого Лермонтова воспринимают абсолютно по-разному, выделяя то те, то иные черты его творчества в целом.

При этом достаточно важно заметить, что описания природы по удивительной причине сочетаются с сильными эмоциями, которые переживались героями произведений Лермонтова.

Думается, что все вышеперечисленное и является главной ценностью творчества Михаила Юрьевича Лермонтова лично для меня. Я был попросту поражен тем, как удивительно он описывает природные явления. Мне казалось, что он умудряется наделять природу собственным характером, особенностями, которые в большей мере характерны не каким-то явлениям, а скорее людям.

Именно по этой причине я настолько ценю творчество Лермонтова и всегда рекомендую знакомиться с ним всем тем, кто хочет обогатиться духовно и интеллектуально.

Сочинение на тему: “Мой Лермонтов”« Смех как действующее лицо в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”Театр эпохи Шекспира (1) »

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 году. Отношения между его родителями не сложились, и воспитанием маленького Миши занималась его бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева. Лермонтов окончил благородный пансион при Московском университете и сам Московский университет.

Оттуда Лермонтов ушел в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. После ее окончания он стал офицером лейб-гвардии гусарского полка. В 1837 году на дуэли погиб А. С. Пушкин, и М. Ю. Лермонтов написал стихотворение “На смерть поэта”, за которое был выслан на Кавказ.

Через несколько лет, в 1840 году, его опять высылают на Кавказ, где в 1841 году под Пятигорском он погиб на дуэли с Мартыновым.

В своем творчестве М. Ю. Лермонтов ставит вопрос о нравственной стороне человеческой жизни, о правах человека, о судьбе и свободе. В ранней лирике сильны романтические мотивы, противоречие между героической натурой и действительным положением героя в обществе, которое в его подвигах не нуждается. В зрелой лирике лирический герой поэта охватывает чувством и разумом всю вселенную, жаждет обрести единство с природой и историей.

Описание событий в романах и других произведениях М. Ю. Лермонтова характеризует духовная неуспокоенность, стремление к свободе, внутренней целостности и гармонии с миром.

Кратко о М. Ю. Лермонтове« Известнейшая трагедия Еврипида “Медея”Тема маленького человека в творчестве Гоголя »

Сочинение на тему «Творчество М. Ю. Лермонтова»

Лермонтов М. Ю.

Первую половину девятнадцатого века называют «золотым веком» русской культуры. В этот период творили многие поэты и писатели, относимые сегодня к разряду классиков. Но Пушкин и Лермонтов занимают среди них особое место.

Михаила Юрьевича Лермонтова принято называть преемником Пушкина. Однако не верно считать, что их идеи, взгляд на мир, отношение к нему полностью совпадают. Пушкин, даже подмечая несовершенства окружающей действительности, не отделял себя от неё, он пребывал в некой гармонии с ней. В творчестве Лермонтова преобладающим мотивом является мотив одиночества, тоски и изгнанничества. Только в общении с природой он находит успокоение. Ярким примером тому служит стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…».

Тема одиночества, разлада с миром людей проходит сквозной нитью через все творчество поэта. Впервые появившись в ранних стихах («Один среди людского шума», 1830 г.), она остается ведущей и в позднем творчестве («Выхожу один я на дорогу…», 1841 г.).

Своеобразным продолжением темы одиночества является тема смерти. Устав от своих душевных терзаний, лирический герой Лермонтова начинает искать смерти, порой даже бросая вызов Создателю. Как, например, в стихотворении «Благодарность», 1840 года. Лирический герой обращается к Богу, но его слова вместо заявленной благодарности полны едкой иронии. В финальных же строках звучит прямой вызов.

Отказываясь от Бога, Лермонтов фокусирует свое внимание на образе Демона, который становится центральным и в лирических стихотворениях, и в одной из романтических поэм.

В заключение хотелось бы сказать несколько слов о значении творчества Лермонтова для русской литературы. Он был во многом новатором. Так, мотив вызова, брошенного Богу, впоследствии использовал Достоевский при создании образа Ивана Карамазова. А после него многие писатели двадцатого века. Изображение войны глазами простого солдата (прием, использованный в «Бородино») стало обычным явлением в литературе более позднего периода, в частности, в романе Толстого «Война и мир» и произведениях о Великой Отечественной войне. А что стоит его психологизм, положенный в основу создания образа Печорина?! Вся литература второй половины ХIХ буквально училась на примере творчества Лермонтова.

Учащимся</li>Сочинение на тему</li>Лермонтов М.Ю.</li> Сочинение на тему «Творчество М. Ю. Лермонтова»</li>Используемые источники:

  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/lermontov
  • https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-moj-lermontov/
  • https://lit.ukrtvory.ru/kratko-o-m-yu-lermontove/
  • https://litera.su/learner/all-works/lermontov-m-y/composition-creativity-m-lermontov

На чтение 19 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Кавказ в жизни Лермонтова занимал особое место и оказал огромное влияние на творчество поэта. По стечению обстоятельств Кавказ сыграл роковую роль в его судьбе.

В первый раз Лермонтов попал на юг России в пятилетнем возрасте. Вместе с бабушкой он провел все лето в станице Шелкозаводсткой в Чечне, в имении родственников Хастатовых.

Шесть лет спустя он приехал в Кисловодск снова вместе с бабушкой, которая привезла его на воды, чтобы подлечить, укрепить организм. Лермонтов унаследовал от матери слабое здоровье, все детские годы болел золотухой. Болезнь заставила его рано повзрослеть, научила думать. Бабушка приложила немало сил, чтобы победить недуг. И даже держала возле мальчика врача-француза, в обязанность которого входило следить за здоровьем Миши.

Кавказские горы, необычная природа, люди поразили Мишу до глубины души. Он даже пробовал делать зарисовки, некоторые из них сохранились до наших дней.  Здесь он впервые влюбился в девочку. По его собственному признанию, это было самое сильное для его юношеских лет чувство.  Ее имя осталось неизвестным. Через два года Лермонтов написал стихотворение, «К Гению», посвященное его пребыванию на Кавказе.

В 16-летнем возрасте в его дневнике появилась такая запись:

На его отношение к Кавказу оказали влияние произведения Пушкина, Бестужева-Марлинского, которым зачитывалась молодежь  того времени. Бестужев-Марлинский был сослан на Кавказ за участие в декабристском восстании.  Там  была написана повесть романтически-героическая повесть  «Аммалат-бек».

Михаил Юрьевич окончил школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Его ожидала блестящая карьера на военном поприще. Военных в России всегда любили и хорошо принимали в свете. Но в 1937 году, когда ему было 22 года, он написал гневное стихотворение «На смерть поэта». Царская власть не могла простить молодому офицеру подобной вольности и его сослали на Кавказ, в нижегородский драгунский полк, стоявший в Кахетии. В свою первую высылку Лермонтов познакомился с Азербайджаном. Впрочем, тогда еще не было такого государства. Были разрозненные ханства: Кубинское, Шемахинское, Шекинское, Ширванское, Шушинское и др. А местное население называли кавказскими татарами.

В кубинской провинции в этот момент произошло возмущение местных крестьян, которые не хотели служить в царской армии. Недовольство населения разжигалось имамом Шамилем жившем в Дагестане.

Первое пребывание на Кавказе сильно изменило Лермонтова в нравственном плане. Возможно, под влиянием происходивших на севере Азербайджана событий, он другими глазами стал смотреть на отношение российских властей к местным кавказским жителям. Он видел, что местное население душат непомерными налогами, сгоняют с родных земель, богатых пастбищами и плодородными землями, которые потом отдавались русским, или там устанавливались военные гарнизоны. Со своим полком он проехал всю северную часть Азербайджана от Кубы до Шекинского ханства. Михаил Юрьевич участвовал в подавлении восстания лезгин в Шекинском ханстве, знакомился с населением, общался с теми, кто знал русский язык.

Город Шеки несколько раз менял свое название, нухинские лезгины – это шекинское население.

Тема свободы приобретает для Лермонтова новый смысл, новое звучание. Вернувшись в Петербург, Лермонтов написал «Демона» и «Мцыри». Тогда же поэт записал азербайджанскую сказку «Ашик-Кериб».

Лермонтов начал изучать татарский язык, который сравнивал с французским в Европе. Есть сведения, что он был знаком с азербайджанским просветителем и философом Мирзой Фатали Ахундовым, много лет работавшим в Тифлисе, под руководством которого начал изучение языка.

Вторая ссылка на Кавказ оказалась жестче и суровей первой. Лермонтову пришлось участвовать в боевых операциях на реке Валерик (чеч. ВаларгтӀе). Переводится как река смерти.

В своем донесении генерал-адъютанту Граббе от 8 октября 1840 г. генерал Галафеев писал:

Сам Лермонтов не любил говорить о собственном  участии в этой боевой операции. Хотя сочинил стихотворение «Валерик», в котором подробно рассказал об этой операции, и написал несколько акварельных рисунков.

Зимой на стыке 1840-41 годов Лермонтов приехал в отпуск. Он хотел выйти в отставку и посвятить себя литературному творчеству. Но бабушка была против. Она видела, что ее конфликтный внук всякий раз нарывается на неприятности, оказываясь в Петербурге. Решила, что служба в Армии даст выход его излишней эмоциональности и мечтала, что он дослужится до высших чинов. В начале мая 1841 года он выехал из Петербурга. Но его третья поездка оказалась кратковременной. Уже 15 июля, два с половиной месяца спустя поэт погиб на дуэли.

lertmontov.png

Кавказ играл важную роль в жизни и творчестве великого русского поэта и прозаика М. Ю. Лермонтова.Смотрите: Все материалы по творчеству Лермонтова

Кавказ в жизни и творчестве Лермонтова 

Многие русские поэты и писатели вдохновлялись природой Кавказа, его бытом и традициями. Среди них одно из первых мест занимает великий поэт М. Ю. Лермонтов. Любовь к Кавказу зародилась в душе поэта еще в детстве. Летом 1825 г. в возрасте 10 лет маленький Лермонтов приехал на Кавказ вместе со своей бабушкой на кавказские минеральные воды. Здесь, в Пятигорске, Лермонтов впервые влюбился. 4 года спустя он написал об этом в своей тетради: «Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея десять лет от роду?». Самые ранние свои стихотворения Лермонтов посвятил Кавказу. 14-летний Лермонтов пишет поэмы «Черкесы» (1828 г.), «Кавказский пленник» (1828 г.) и пр., в которых сильно подражает Пушкину. Чуть позже Лермонтов пишет стихотворение «Прими, прими мой грустный труд…» (1830 г.), где описывает природу Кавказа. В этот же период юный поэт выражает свою привязанность к Кавказу в одноименном стихотворении «Кавказ». Вообще в своих юношеских тетрадях Лермонтов часто возвращается в воспоминаниях о Кавказе.Вспоминая Кавказ, юный Лермонтов создает целый ряд поэм из жизни кавказских горцев: в 1830-1831 гг. поэму «Каллы» (черкасская повесть), «Демон» (начало работы), «Измаил-Бей». Немного позже, в 1833-1834 гг., Лермонтов пишет поэмы «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи». Все эти произведения имеют отношение к Кавказу. После гибели Пушкина Лермонтов пишет стихотворения на смерть великого поэта, за что вскоре отправляется в ссылку на Кавказ (в 1837 г.). Это пребывание поэта на Кавказе отразилось в таких произведениях, как поэма «Мцыри» (1839) и роман «Герой нашего времени» (1838-1840). Оба произведения писались уже в Петербурге по возвращении из ссылки. В 1839 г. молодой поэт Лермонтов завершает работу над знаменитой поэмой «Демон», над которой работал с 14 лет. На последних этапах работы в «Демоне» появляются описания природы Кавказа и местных жителей. Главной героиней поэмы является грузинка Тамара.Вторая ссылка Лермонтова на Кавказ состоялась в 1840 году после дуэли. На этот раз ссылка для него оказалась значительно тяжелее: Лермонтов был переведен из гвардии в пехоту. На этот раз Лермонтов чувствует себя на Кавказе совсем не так, как во время первой ссылки. Ни кавказская природа, ни быт горцев, ни боевая жизнь уже не вдохновляют его. Кавказская природа и кавказская жизнь если являются в его произведениях этого времени, то большею частью не главным сюжетом, а лишь фоном для картин совсем иного рода: «Герой нашего времени», «Валерик» и др.К сожалению, с Кавказом связаны самые трагические события в жизни Лермонтова — дуэль и смерть. В июле 1841 г. в Пятигорске поэт участвует в дуэли с Н. С. Мартыновым. В результате поединка 26-летний Лермонтов погибает. Критика о роли Кавказа в творчестве Лермонтова

«Лермонтов не только русский поэт; он, кроме того, поэт кавказский. Он так много воспевал Кавказ, так часто жил здесь, что трудно говорить о творце «Героя нашего времени», «Демон», «Мцыри», не упоминая об его отношениях к нашему краю. 

Под влиянием поэзии Байрона воинственный Кавказ представлялся юному Лермонтову, утомленному пустой светской жизнью, чем-то возвышенным, ареною для необыкновенных рыцарских подвигов и, вместе с тем, каким-то священным храмом для истинно-верующего. Едучи сюда, поэт проклял Петербург и ту узкую бюрократическую среду, с которой приходилось ему постоянна соприкасаться. <…> Вдохновившись кавказскою природою и поэзиею боевой жизни на Кавказе, поэт создал здесь лучшие свои произведения. <…>

Если поэт так много заимствовал от кавказской природы и жизни, то не менее ценный дары он принес своей второй родине. Поэтизируя наш край в среде всей образованной части русского общества, он, быть может, более чем кто-нибудь другой сблизился и сроднил Кавказ с остальною Россиею. Всякий приезжий к нам северянин, интересующийся нашим краем, знает наизусть Лермонтова, и наоборот, всякий образованный обитатель обширной русской территории, знающий наизусть Лермонтова… невольно заинтересовывается и нашим краем, как чудным сказочным миром, как волшебною родиною поэзии. Точно также и образованная часть кавказского туземного общества, в лице Лермонтова, полюбила русскую поэзию, русское образование, русскую культуру.» (Г. М. Туманов, «Характеристики и воспоминания. Заметки кавказского хроникера», кн. 1, 1900 г.)

Это были материалы о роли Кавказа в жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова.Смотрите: Все материалы по творчеству ЛермонтоваВ данной статье, предназначенной для подготовки учениками 8 класса доклада по литературе, рассмотрим жизнь Лермонтова на Кавказе: знакомство будущего писателя и поэта с Кавказом еще в детские годы, первую ссылку (1837), вторую ссылку (1840-1841).+

lermontov-na-kavkaze.jpg

Содержание

  1. Знакомство
  2. Первая ссылка на Кавказ
  3. Вторая ссылка на Кавказ
  4. Что мы узнали?
  • Тест по теме

Знакомство

Впервые М. Ю. Лермонтов был на Кавказе, когда ему было только 5 лет (1819).

Говоря кратко о Кавказе в жизни Лермонтова, стоит отметить, что на протяжении детских лет будущий писатель и поэт побывал на Кавказе трижды.

В 10-летнем возрасте М. Ю. Лермонтов, находясь в Пятигорске, стал любоваться красотой Кавказа, что не могло не отразиться на дальнейшем творчестве поэта и писателя.

Первая ссылка на Кавказ

После гибели А. С. Пушкина М. Ю. Лермонтов пишет «непозволительное» стихотворение «Смерть поэта» (1837), за которое поэта отправляют в ссылку на Кавказ.

Ссылка благоприятно повлияла на М. Ю. Лермонтова. Писатель и поэт любовался красотой кавказской природы, знакомился с творчеством кавказских народов, знакомился с гордыми и сильными кавказцами. В этот период М. Ю. Лермонтов и Кавказ оказались связаны еще больше.

Вторая ссылка на Кавказ

В 1838 году М. Ю. Лермонтов из Кавказа был переведен в Гродненский гусарский полк, а затем в Петербург.

После первой ссылки М. Ю. Лермонтов пишет поэму «Мцыри» (1839) и роман «Герой нашего времени» (1838-1840), где отразились впечатления М. Ю. Лермонтова о Кавказе.

Однако уже в 1840 году М. Ю. Лермонтов вновь оказывается на Кавказе. В ссылке М. Ю. Лермонтов оказался за участие в дуэли.

Готовя сообщение, невозможно не отметить, что в этот раз М. Ю. Лермонтов на Кавказе чувствовал себя не так, как в первой ссылке. Теперь писателя и поэта ничего не радовало и не интересовало: ни природа, ни гордые кавказцы, ни народное творчество.

Вернуться из ссылки М. Ю. Лермонтову не удалось: в результате участия в дуэли с Н. С. Мартыновым М. Ю. Лермонтов погиб (1841 г.).

Что мы узнали?

М. Ю. Лермонтов, который впервые был на Кавказе в возрасте 5 лет, в детские годы посещал Кавказ трижды. Это не могло не сказаться на творчестве М. Ю. Лермонтова (ранние стихотворения, «Черкесы», «Кавказский пленник», «Прими, прими мой грустный труд», «Кавказ», «Демон», «Калла», «Аул Бастунджи», «Хаджи Абрек»). После написания стихотворения «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтов был отправлен в первую ссылку на Кавказ (1837), которая положительно сказалась на писателе и поэте. Во вторую ссылку М. Ю. Лермонтов направился после участия в дуэли (1840), где он погиб в дуэли с Н. С. Мартыновым (1841).

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 5

    Укажите неверное утверждение.</h3>

    • <label>Впервые М. Ю. Лермонтов был на Кавказе в возрасте 5 лет</label>
    • <label>В возрасте 10 лет М. Ю. Лермонтов осознанно любовался красотой Кавказа</label>
    • <label>Первая ссылка на Кавказ благоприятно повлияла на М. Ю. Лермонтова</label>
    • <label>Вторая ссылка на Кавказ благоприятно повлияла на М. Ю. Лермонтова</label>

(новая вкладка)Главная / Школьные сочинения по литературе / Кавказ в судьбе и творчестве Лермонтова.

Разбирая творчество Лермонтова знаменитый критик Белинский отмечал громадную роль в судьбе поэта, которую сыграл Кавказ.

В«Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благороднейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно-величавой природы, как ЛермонтовВ».

Ещё совсем мальчиком,вместе с бабушкой он посетил имение сестры бабушки Екатерины Арсентьевны Столыпиной. Маленький мальчик -ему только исполнилось четыре года, потерявший мать приезжал на минеральные воды, которые славились своей богатырской силой три раза в 1818, 1820 и 1825 годах.

Неведомая ранее природа, экзотические одежды горцев, первая любовь — всё это позднее ярко переплелись в его творчестве. Вспоминая девочку, которую он увидел в 10 лет, поэт пишет:В«О!Сия минута первого беспокойства страстей до могилы будет терзать мой ум!В»

О, как мне хочется смутить веселость их

Как писал Пушкин В«Дороги наши нынче плохи…В», Лермонтов в дороге заболел.

После выздоровления Лермонтов напраыляется сначала в Тамань, а затем в Караагач, в Грузию, где стоял его Нижегородский драгунский полк.

В Грузии практически все офицеры знали друг друга, но наиболее близким другом для Лермонтова стал поручик лейб-гвардии Семеновского полка Аким Акимович Хастатов, его двоюродный брат.

Этот период много дал поэтической душе Лермонтова — пляски джигитов, великолепная природа…

Чтобы оставить комментарий, войдите на сайт под своим логином или зарегистрируйтесь

Все мы хорошо знаем, что Михаил Юрьевич Лермонтов (на фото) был одним из величайших поэтов России первой половины Х1Х века. Также знаем, что почти половину своей короткой жизни поэт провел на Кавказе.

Но, наверное, не все почитатели его таланта знают о том, что у Лермонтова были и свои любимые зарубежные авторы, произведения, которых он всегда старался читать в свободное время. Одним из таких авторов являлся немецкий сказочник Вильгельм Гауф. И так случилось, что воспетый в стихах Лермонтовым прекрасный Кавказ и имя немецкого писателя довольно невероятно, мистическим образом, переплелись в его непростой и трагической судьбе.

В этом материале я хочу привести только исключительно новые факты, которые касаются жизни и творчества гения русской поэзии.

Впервые Михаил Лермонтов побывал на Кавказе в 1819 году, будучи еще пятилетним мальчиком. Он провел лето в станице Шелкозаводской, где находилось имение его родственников Хастатовых.

Через шесть лет Лермонтов снова приехал со своей бабушкой Арсеньевой на Кавказ. Мальчику все было интересно в этом живописном горном крае. Отдыхали они на Горячих Водах в Кисловодске. Здесь маленький Лермонтов постоянно любовался цепью величественного Кавказского хребта. Любознательный мальчик очень непосредственно и живо общался с жителями гор. И эти простые люди с каждым днем все больше овладевали его впечатлительным воображением.

Спустя пять лет в 1830 году шестнадцатилетний юноша пишет свои первые поэмы «Черкесы» и «Кавказский пленник». Эти произведения были посвящены покорившему его сердце прекрасному краю.

В 1832 году в журнале «Московский телеграф» была опубликована повесть о Дагестане А. Бестужева-Марлинского «Аммалат-Бек». Несмотря на то, что это произведение считалось в художественном плане, не совсем удачным им все равно зачитывались.

Вот как, к примеру, охарактеризовал повесть Александр Пушкин.

«Несомненно, что Бестужев -Марлинский весьма талантлив. «Аммалат-Бек» показывает истинные, настоящие характеры горцев. Но есть и недостатки. Повесть чрезмерно страдает длинными фразами. Отсутствует краткость. Порой читаешь и откровенно не ведаешь, когда же достигнешь в этом чтении заветной точки…»

М. Лермонтов тоже зачитывался произведением Бестужева-Марлинского. И да-же пытался делать к повести свои иллюстрации.

Интерес юноши к горному краю был всегда очень велик. Этот интерес подогревали и его товарищи. В это время (1832 год) Лермонтов жил в Петербурге и учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. И весьма примечательно, что вместе с ним в этой школе учились и два кумыка из Дагестана. Это были сыновья шамхала Тарковского Шах-Вали и Мехти Гасан-хан.

Один из братьев, Шах-Вали бывал в ауле Буйнак — на родине Аммалат-Бека, и очень многое рассказывал Лермонтову об этом легендарном человеке. Много рассказывал поэту о Дагестане и Мехти Гасан-хан, который впоследствии служил вместе с ним в лейб-гвардии в гусарском полку.

В 1837 году, после того как поэт написал стихотворение «Смерть поэта», посвященное памяти Пушкина, его тут же, по указанию Николая, первого отправляют на Кавказ.

В это время в Дагестане имамом Шамилем было организовано крупное восстание нухинских лезгин и аварцев. Произошло это недалеко от Темир-хан-Шуры.

И вот Лермонтов был командирован именно туда в составе гвардейского экспедиционного корпуса.

Вот что поэт записывал в своем походном дневнике: «Сражение у «Грозной скалы» было коротким, но яростным. Наши солдаты немного растерялись и отступили за речку. Горцы отличные стрелки, и очень метко попадают в цель. Я чудом остался жив, а фуражку мою пробили свинцом… В этот день мы так и не смогли предпринять существенных действий…».

Известно, что сам Лермонтов был храбрым воином. Он мог один на лошади скакать неподалеку от позиций, где находились горцы, нисколько не думая о том, что может быть убитым. Также известно, что сами горцы очень уважали Лермонтова за его беспримерную смелость. Один из очевидцев вспоминал: «Он был отчаянно храбр, удивлял своей удалью даже старых кавказских джигитов.

Солдаты любили своего отважного поручика, который всегда был вместе с ними в жарких делах».

Вот что мы читаем в дневнике Лермонтова:

«Следующим утром снова был бой. Мы оттеснили горцев, но окружить их не смогли. Потери с обеих сторон были ужасающие. Горцы атаковали нас с криками и с длинными кинжалами. Я увидел, как неподалеку упал молодой солдат, истекая кровью. У него была отрублена рука…и я невольно вспомнил трагический рассказ немецкого сказочника Вильгельма Гауфа….»

Об этом эпизоде в жизни Лермонтова, который произошел с ним в Дагестане у местности, под названием «Грозная скала» почему-то почти нигде и никогда не указывалось.

Так вот, как уже говорилось, любимым иностранным автором у Лермонтова был немецкий сказочник В. Гауф. У этого писателя есть произведение, которое называется «Рассказ об отрубленной руке». Об этом упоминает и сам Лермонтов в своих путевых заметках.

«Читал Гауфа. Он в своих сказках делает Германию совершенно другой страной, чем я представлял. Пишет он очень понятно и талантливо…»

Тут надо отметить, что еще одно обстоятельство сильно удивило и ужаснуло Лермонтова после жаркой схватки с горцами около «Грозной скалы». Обратимся к записям:

«Когда бой завершился, я увидел, что у солдата не только отрублена рука, но и отсечена также и голова…»

Кто читал новеллу «Рассказ об отрубленной руке», тот знает, что главный персонаж произведения, хирург по имени Целевкос, сам того не ведая (его вводят в заблуждение) отрезает голову принцессе Бианки. Происходит это во Флоренции. Он думает, что она мертвая, а оказалось, что девушка спала крепким сном. После этого самому Целевкосу отрубают на плахе руку.

Лермонтов записывает:

«… рука и голова солдата снились мне изрядное время. Не давали покоя. На ум приходили строчки из произведения Гауфа, об отрубленной руке… Я, почему-то, постоянно думаю, что могу быть подвержен участи этого несчастного солдата. Но не желаю этого. Хотел бы умереть на поле боя мгновенно…»

Почему тревожился поэт? Прежде всего, как мы видим, он боялся остаться инвалидом, предпочитал смерть мгновенную.

Вместе с тем мы знаем о том, что поэт всегда бывал, удручен тем фактом, что ему, будучи человеком военным приходилось воевать с горцами. Ведь он очень любил Кавказ и всегда с большим почитанием относился к горскому народу. Его больше возмущали мелкие интриги, которые плели чиновники и богатые дворяне в светских салонах. Но больше всего докучал поэту шеф жандармов Бекендорф. Про него поэт иронически писал:

И с грустью тайной и

сердечной

Я думал: жалкий человек

Чего он хочет!… небо ясно,

Под небом места много

всем,

Но беспрестанно и

напрасно

Один враждует он —

зачем?

В 1840 году после дуэли Лермонтова с де Барантом, поэт был арестован и помещен на гауптвахту. Узнав об этом, поэта стали навещать некоторые его друзья-литераторы.

Побывал у него и критик В. Белинский. его слова!

«Был я у него в заточении, и в первый раз разговорился с ним от души. Лермонтов — это глубокий и могучий дух! Как он, верно, смотрит на искусство, какой глубокий и чисто непосредственный вкус изящного!».

А вот, что вспоминал Белинский после смерти поэта:

« Мы виделись незадолго до его гибели. Он был очень грустен. И я вспомнил, что тогда на гауптвахте он мне говорил что-то о немецком сказочнике Гауфе, и о каких-то мистических явлениях в его собственной жизни. Я успокоил Лермонтова, и не придал тогда его словам глубокого значения. А потом, изучив, биографию Гауфа был весьма удивлен многими совпадениями в их жизни…»

Вот еще один немаловажный штрих. В семидесятых годах литературовед И. Андроников, который являлся биографом Лермонтова, писал в письме писателю Л. Леонову:

«Уважаемый Леонид Максимович, Вы даже не представляете себе, как много сходного было в жизни этих двух талантливых людей. Немецкий сказочник Вильгельм Гауф точно также, как и русский поэт Лермонтов прожил только 26 лет. Стрелялся два раза на дуэли. Воспитывался исключительно бабушкой. Родителей лишился в раннем детстве. Был на военной службе, но недолго. Также, как и Лермонтов, был награжден «золотой» саблей за храбрость…».

Не правда ли, действительно очень много схожего находим мы в их кратких биографиях. Это просто удивительно. Но что самое интересное? После создания новеллы «Рассказ об отрубленной руке», В. Гауф сам чуть не лишился руки, когда дрался на дуэли. Произошло это за год до его смерти.

М. Лермонтов практически не писал мистических произведений (разве что «Фаталист»), но все-таки до конца своей жизни опасался, остаться инвалидом.

Литературовед И. Андроников отмечал:

«Лермонтов любил произведения Гауфа за их оригинальность. Но в тоже время боялся повторения в своей жизни участи, которая произошла с немецким сказочником. Это отчетливо прослеживается в его дневниковых записях…»

Скорее всего, как мы знаем из выше приведенных слов навязчивые галлюцинации, связанные с отрубленной рукой в новелле Гауфа крепко засели в голове Лермонтова, после того как он увидел окровавленную руку и голову солдата. Другого объяснения этому нет.

Чем еще тогда можно объяснить тревогу, в которой пребывал русский поэт в последние годы своей жизни.

Непохожим в судьбах немецкого писателя и русского поэта было только то, что Вильгельм Гауф не погиб на дуэли, как Лермонтов, а умер в 1827 году от нервной горячки.

Используемые источники:

  • https://lermontovm.ru/zhizn-i-tvorchestvo/lermontov-na-kavkaze
  • https://www.literaturus.ru/2018/03/kavkaz-v-zhizni-i-tvorchestve-lermontova.html
  • https://obrazovaka.ru/literatura/lermontov-na-kavkaze-kratko.html
  • http://arts-bridge.ru/article/3116
  • http://www.ansar.ru/history/lermontov-na-kavkaze

shkololo2

Лермонтов был великим поэтом девятнадцатого века. Он оставил после себя огромное наследие, где особое место можно отвести лирике. В целом писатель творил в эпоху романтизма, что не могло не отразиться на его произведениях. Однако поэту удавалось каждое стихотворение дополнить своим видением, что делало его стихи особенными. В своем творчестве Лермонтов охватывал разнообразные темы, многие из которых актуальны и в настоящее время.

Темы и мотивы лирики Лермонтова

Лирика Лермонтова, основные ее темы и мотивы писатель направлял на поиски духовности, на борьбу против общества, что было настроено против него. Он пытался философствовать, размышляя не тему смысла жизни, взаимоотношений природы и человека, затрагивал и тему одиночества. Если о лирике Лермонтова сказать очень кратко, то писал он на разные темы, и его стихи отличались по настроению. Однако все их можно мысленно разделить на категории, где характерными будут несколько направлений.

Ранняя лирика Лермонтова

Свои силы на литературном поприще поэт стал пробовать в раннем возрасте. Несмотря на разнообразие жанров его произведений, основой его работ была лирика. Здесь стоит отметить именно раннюю лирику Лермонтова, которая сначала имела подражательный характер. И это понятно, писатель только учится, и глядя на предшественников, берет с них пример. Но вместе с этим, он не следует установленным традициям, а пытается все переосмыслить и выдать читателю свое видение, затрагивая важные темы и мотивы в своей лирике.

Лирика Лермонтова: основные темы и мотивы

В ранней лирике Лермонтов виден как романтическая личность, где его творческие работы представляли собой некий дневник человека, что пытается познать себя. В своем раннем творчестве Лермонтов затрагивает проблемы социально-исторического характера, и в его работах мы видим патриотическое начало, которое только начинает закладываться в поэте. Примером того может быть стих Я видел тень блаженства. К тому же на начальном этапе писательской деятельности поэт затрагивает тему любви, где выделяется лермонтовский Нищий. Завершается этап ранней лирики поэта его стихотворением Нет, я не Байрон.

Любовная лирика Лермонтова

Среди раскрытых тем в лирике Лермонтова можно выделить и тему любви. Однако, читая произведения поэта, возникает грусть. Ведь вся его любовная лирика наполнена пессимистическими нотами. У Лермонтова очень много стихотворений о любви, но эта любовь не взаимная, да и для героев его стихотворений о любви сама любовь и понятие люби разное. Если для лирического героя все серьезно и он готов отдаться прекрасному чувству, то для героини это всего лишь очередная интрижка. Тому примером может быть стих Заблужденье купидона. А вообще, лермонтовские стихотворения о любви перечислять можно долго. Все они составляют любовную лирику писателя и все они противоречивы. С одной стороны мы видим надежду, но в итоге она сменяется мотивами одиночества и разочарованием.

Философская лирика Лермонтова

Какую бы тему поэт не затрагивал, какой бы мотив он ни выбирал, все равно основным направлением его работ были философские размышления. Здесь прослеживаются рассуждения о бытии, боге, о свободе и неволе человека, и смысле жизни. Лермонтов пытается понять тему смерти, раскрыть и понять тему любовного чувства и многое другое. Философская лирика Лермонтова направлена на борьбу двух начал, на поиск гармонии, на раскрытие тем и мотивов веры и неверия.

Родина в лирике Лермонтова

В своих работах писатель не прошел и мимо темы Родины. Он затрагивал ее, как и многие другие русские писатели. В своих стихотворениях поэт противопоставляет Родину государству и заявляет, что ему не приемлемо политическое устройство с его прогнившими схемами правления. Он называет Россию страной рабов и господ. Однако Родину свою Лермонтов любил. С ее природой, пейзажами, самобытностью. Эта любовь чувствуется и в стихотворении Родина или Русская мелодия.

Одиночество в лирике Лермонтова

На уроке, посвященному лирике Лермонтова, мы познакомились с основными темами и мотивами его стихотворений. Как раз тема одиночества является одной из важных тематик писателя и поэта. При этом мы видим, что чувство одиночества для Лермонтова естественно, ведь в душе писатель чувствовал себя чужим среди людей. Как говорил Белинский, Лермонтов был поэтом другой эпохи. Вот и его лирический герой постоянно ищет покой для души, бежит от толпы, подобно изгнаннику. Тему одиночества мы видим, например, в стихотворении Узник. Лермонтов пишет, что одинок его герой и нет отрады. Также видим тему одиночества в его стихотворении Пленный рыцарь и во многих других работах.

Как написать сочинение на тему — Родина в лирике Лермонтова?

Как написать сочинение на тему — Родина в лирике Лермонтова?

Для написания сочинения на тему «Родина в лирике Лермонтова» необходимо сначала составить последовательный план — вот такой например:

Ob1jMD3WqSqgh0YF5oFUro51BGaund3r

Теперь в начале сочинения хорошо будет привести цитату из стихотворения Лермонтова, а затем, следуя приведённому выше плану, писать сочинение взяв, за основу то сочинение, которое предложено ниже. Конечно, полностью один в один списывать сочинение нехорошо, но использовать его как образец вполне возможно — просто нужно взять саму суть предложенного сочинения и описать её своими словами:

CsCSJydrXsEDCIBuJjrFvVn7F3uH48a6

С именем Лермонтова в русской литературе открылась новая страница. Жизнь и творчество поэта протекали в мрачное и тяжелое для России время, время реакции и засилья «голубых мундиров». Поэтому стремление Лермонтова к прекрасному переплелось с огромным желанием воспеть Россию, какой бы она ни была.

ap6810tNjBoPpoMZTnW3eRCuIXQZHaaF

bXB2PZj6OE2XlBqJNKDEVL85901avQHs

CW3edymw7LBkkPF0hMt3IbuYwCC3R3

E3d6E056OWs0CvGLbnliitbdqlQLh4y

План предлагаю такой.

1.Описание места, где находится школа. Сколько лет работает. Чем известна.

2 Описать, почему мне нравится ходить в школу.

3 Рассказать о любимых предметах, учителях.

4 Для чего надо ходить в школу?

Моя школа находится в большом посёлке. Её построили почти у самого озера и идти к ней надо по дубовой аллее, где можно увидеть настоящих белок. А зимой можно скатится с горки, которая тоже по пути к школе. Весело! Школа работает очень давно, её построили сразу после войны. Здесь всегда были хорошие учителя и те кто хотел, поступали в институты и там тоже хорошо учились.

Мне нравится ходит в школу. Там же все мои друзья и не только с моего класса. Особенно интересно, когда нас возят на разные экскурсии — на пекарню, на стекольный завод и даже на ферму, где доят коров. Нас там молоком угощали!

Больше всего мне интересна физкультура и домашнего задания по ней не задают. А ещё люблю литературу и Татьяну Ивановну, которая ведёт этот предмет. Она самая добрая и справедливая.

Иногда не хочется вставать рано, идти в школу. Но чтобы быть умным человеком, а не дурачком — надо учится. Если хочешь получить хорошую работу, когда станешь взрослым — надо учится.

Посмотрим, как красиво завершает свое стихотворение «Русь» поэт Иван Никитин:

Но написать четверостишие собственного сочинения о Родине может любой ребенок. Просто надо в таком стихотворении попытаться передать свои чувства и свое отношение к родной земле, ну а рифма как получится. Не все сразу становятся поэтами.

Вот пример такого четверостиший о Родине, которое получилось у меня:

Как прекрасна родная земля

Как прекрасна родная природа

Я люблю тебя, ты вся моя

От земли и до небосвода.

В задании для 3 класса по литературном чтению так же предлагается сделать иллюстрацию для своего четверостишия о Родине. К моему четверостишию можно нарисовать что-нибудь такое:

referat5vip.ru

Тема отношения к Родине, любви к родной земле стала сквозной в творчестве многих писателей и поэтов. Наиболее сильной тоской и любовью к Родине проникнуты, на мой взгляд, поэтические произведения великих гениев русской литературы, таких как М. Ю. Лермонтов. Стихотворениями «Прощай, немытая Россия» и «Родина» Лермонтов выражает свое презрение к отсталой, «немытой», далекой от цивилизации и демократии России. Это презрение выражает оскорбительный эпитет «немытая». Перед ссылкой на Кавказ поэт высказывает свою ненависть к рабской психологии современников, смирившихся с реакцией, как и в позднем стихотворении Россия в представлении поэта — замученная страна, которую заполонили жандармы. Лермонтов не щадит и народ за его слепую преданность властям. Поэт также раскрывает угнетающую атмосферу на Родине, используя для этого выразительные эпитеты-неологизмы, например, «всеслышащие уши». В шестидесятые годы эту мысль подхватит Чернышевский, заявив о рабской натуре русской нацииСтихотворение Лермонтова «Родина» поражает уникальной трактовкой чувства патриотизма. О любви к стране Лермонтов пишет почти интимно, говоря с самого начала о том, что любовь его к России необычна. Поэт любит Родину не за то, что она огромна и богата историческим прошлым, не за славу, «купленную кровью» парадной официальной России он противопоставляет Россию народную. Прежде всего поэт любит родину за ее удивительную природу, скромную и трогательную В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов продолжает размышлять о своей «странной любви» к Родине. Она заключается в любви к полям, лесам, незатейливым пейзажам, к чете «белеющих берез». Родные простор, природа как бы лечат поэта, он чувствует свое единение с богомТогда смиряются души моей тревоги. Тогда расходятся морщины на челе,И счастья я могу постигнуть на земле,И в небесах я вижу бога. В стихотворении «Бородино» раскрывается тема патриотизма простых людей В этом поэтическом произведении Лермонтов воспевает подвиг российских солдат, «богатырей», победивших в Отечественной войне. А Бородинская битва воспринималась современниками Лермонтова как символ победы, как главное сражение войны Особый демократический пафос «Бородино» состоит в том, что Лермонтов впервые в своей поэзии вкладывает повествование событий в уста простого человека из народа, солдата, раскрывая богатство его внутреннего мира, скромность, патриотизм, умение осознавать величие события. Автор восхищается поколением десятых годов девятнадцатого века, на плечи которых легла основная тяжесть войны.

Да! Были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя,
Богатыри — не вы!

Как простой офицер, умирающий за Родину, даст наказ товарищу в стихотворении «Завещание» умирающий лирический герой. Перед смертью он просит лишь сообщить.

Что полк в поход услали,
И чтоб меня не ждали

Таким образом, мы видим, что любовью к Родине проникнуты думы всех лирических героев Лермонтова в его лирике, посвященной Отечеству. Для самого автора любовь к Родине хоть и была совершенно неоднозначным чувством, однако, поэт без сомнения любил Россию, посвящая родному Отечеству многие и многие проникнутые тонкими думами стихотворения Как никто другой, осознавая всю порочность государственного устройства российского Лермонтов оставался истовым патриотом, хранившим любовь к России в своем сердце, осознавая всю неразрывную связь с родной страной

  • Тема и идея сказки дикий помещик
  • Тема и идея сказки коняга
  • Тема и идея сказки премудрый пескарь
  • Тема и основная мысль сказки ашик кериб
  • Тема и идея рассказа чехова радость