Тема и основная мысль сказки ашик кериб

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 19 г.новоалтайска алтайского края урок чтения в 4 классем.ю.лермонтов. турецкая сказка ашик-кериб. подготовила

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 19 г.Новоалтайска Алтайского края»

Урок чтения в 4 классе
М.Ю.Лермонтов. Турецкая сказка «Ашик-Кериб.»

Подготовила

учитель начальных классов

Чахоткина Галина Петровна

г. Новоалтайск

2011

Урок чтения в 4 классе по традиционной программе
Автор учебника:
Тема:
Лермонтов « Ашик-Кериб »- турецкая сказка
.

Цели урока:
По
знавательный аспект

    Создать условия, для ознакомления детей с

турецкой культурой: архитектурой, музыкой

    Совершенствование осознанного чтения

Развивающий аспект

    Развивать умения: анализировать, сравнивать, доказывать, обосновывать, обобщать высказывать своё мнение, работать в паре, группе Развивать творческие способности

Воспитательный аспект

    Воспитывать потребность в совершенствовании нравственных качеств: доброты, дружбы, взаимопомощи, терпения Воспитывать уважение к людям другой национальности

Оборудование

    Проектор Экран Компьютер Диск с презентацией урока

Методическое обеспечение
:
книга чтения для 4 классаТип урока
:
изучение нового материалаПланируемая результативность
:

    достигнуть максимального чувственного восприятия услышанного и прочитанного пробудить желание к самостоятельному чтению и анализу произведения

ХОД УРОКА
I. Организационный момент.II. Проверка домашнего задания. -Какое задание выполняли дома по чтению?

(Читали выразительно стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дары Терека») -О чём это стихотворение? (О реке Терек.)-Какая это была река? (Быстрая, шумная, горная.)

Кто хочет выразительно прочитать нам стихотворение? (Дети по желанию выходят и читают стихотворение. После чтения одноклассники обмениваются мнениями: что понравилось, задают дополнительные вопросы по содержанию.) III. Подготовка к познавательной деятельности
-Что вдохновило Лермонтова на написание этого стихотворения? (Красивая природа, горная река, любовь к Кавказу…) -Когда Лермонтов побывал на Кавказе в первый раз? (В детские годы.) -Почему и зачем он туда приезжал? (Приезжал с бабушкой на лечение, т.к. в детстве был очень болезненным мальчиком.) Слайд № 1
-Вот таким Лермонтов маленьким мальчиком увидел Кавказ в детстве. -В таком возрасте он вернулся на Кавказ, служил и одновременно писал стихи, поэмы, занимался творчеством.
IV. Изучение нового материала1. Работа над заглавием
.



-Сегодня мы будем читать ещё одно произведение Лермонтова написанное под впечатлением о Кавказе. -Прочитайте, как она называется? («Ашик-Кериб».) — Что можете сказать о сказке по её названию: о чём она? (По названию трудно определить. Дети высказывают разные предположения.) Слайд № 2- А по иллюстрации к обложке сказки можно предположить о чём эта сказка? (Дети высказывают разные предположения.)
2. Создание условий для благоприятного эмоционального

настроения на чтение сказки.

-Лермонтов был русским поэтом и писателем. -Почему сказка турецкая? (Дети высказывают своё мнение…)
— Лермонтов много лет жил на Кавказе, с детства понимал язык местных жителей, сам изучал азербайджанский язык – основной для восточных языков. Однажды он услышал эту сказку изаписал её как запомнил.
-Если не было подзаголовка о том, что это сказка турецкая, можно догадаться, что действие происходит в другой стране? (Мнения детей…)
— Просмотрите содержание 1 страницы сказки. -Где происходит действие? (В городе Тифлизе.)
-Город Тифлиз находился на Кавказе. Сейчас на этом месте расположен город Тбилиси. Город находится между гор.

Сегодня вы увидите, как выглядел старинный город Тифлиз. Обратите внимание на городские постройки, природу Кавказа, чтобы лучше почувствовать атмосферу того времени. Обратите внимание на музыкальное сопровождение. Всё вместе: архитектура, природа, и музыка и впечатлило Лермонтова на запись сказки «Ашик- Кериб».
Слайд № 3,4,5,6,7,8,9,10
– Детям демонстрируют особенности архитектуры, природы, музыки народов востока.(После просмотра дети высказывают своё мнение об увиденном и услышанном.)-Хотели бы вы услышать сказку и почему?
3
.Художественное восприятие текста.
3.1.Установка на чтение

-Начало сказки мы сейчас прочитаем:

    Почувствуйте настроение, которое передаёт сказка По ходу чтения выделяйте непонятные слова. Как поняли задание? (Один ученик повторяет задание, которое нужно выполнить.)

3
.2.Чтение сказки
(учеником из класса)
Физкультурная пауза
4.Работа с текстом после чтения.

-Выскажите, какие чувства вызвал у вас отрывок прочитанной сказки? (Мнения детей) -Правильно ли мы предположили, о чём сказка?

4.1..Словарная работа.

Индивидуальная работа

-Зачитайте слова из текста, которые вам непонятны. (Дети называют слова Пророк, витязь, газель, Аян-Ага, зарок, благословение, Ашик-Кериб, наречённая невеста.)
Работа у парах
-Попробуйте сами найти значение этих слов. (Детям раздаются карточки с непонятными словами и Отдельно карточки с их значением. Соотнести слово и его значение) Проверка
(фронтально) Слайд № 11
(На слайде показывается слово, значение которого надо объяснить, Дети устно говорят, что оно означает, Затем на слайде показывается точное значение этого слова4.2
.
Уровень понимания текста
Фронтально
-Назовите действующих лиц в сказке. — Какие события там происходят? -Для чего автор описал нам эти события? — Может ли для тебя это быть ценным? — Была ли у Магуль-Мегери и Ашик-Кериба любовь взаимная? -Чем вызвана печаль Ашик-Кериба? -Можно ли было поступить по другому? Почему? -Все ли были рады помочь?4.3
. Анализ поступков героев
Работа в группах
-Чтобы лучше понять поступки героев, составим их словесный портрет.-Для этого можно использовать план (работа в группах).

    Как звали героя? Чем занимался? Возраст. Бедный или богатый. В какой семье воспитывался? Кто его друзья? Черты характера.

Ашик-Кериб Магуль-Мегери Куршуд-бек
Молодой молодая богатый красивый богатая завистливый бедный красивая жестокий музыкант приветливая дружелюбный добрая приветливый

Проверка.

1 группа отвечает, 2 дополняет 3 группа отвечает, 4 дополняет, 5 группа отвечает, 6 дополняет.
-Когда девушка узнала о гибели Ашик-Кериба, почему она не поверила? (Хорошо знала Куршуд-бека) —Попробуйте представить, о чём она пела на саазе, а музыка тебе поможет (на слайде появляются картины с изображением Ашик-Кериба и Магуль-Мегери и звучит восточная музыка)
Слайд № 12
-О чём пела Магуль-Мегери? (Мнения детей)
V. Итог урока -На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему? (Мнения детей) -Хотел бы ты узнать, чем закончилась сказка?
IV. Домашнее задание Слайд № 13

    Дочитать сказку. Выделить непонятные слова. К понравившемуся отрывку нарисовать рисунок, а мы попробуем угадать этот отрывок из сказки.

Сказка написана Лермонтовым, во времена его службы в Закавказье. Сказка о любви между богатой девушкой Магуль-Мегери и бедным музыкантом Ашик-Керибом. Он даёт клятву за семь лет стать богачём и вернуться к ней, только тогда он станет достойным женихом. А Магуль-Мегери обещает его ждать, но если он не вернётся в назначенный день, то она станет женой Куршуд-Бека. Отправляется Ашик богатство искать, и пришлось ему идти с Куршуд-Беком. Доходят до реки, раздевается Ашик и плывет, а Куршуд-Бек ворует одежду и показывает матери Ашика-Кериба, говоря, что тот утонул. Мать поверила и рассказала Магуль. Но, невеста осталась верна своей клятве, а мать Ашика-Кериба с горя ослепла. Странствует певец, пока не поступает на службу к Паше. Он богатеет и забывает об обещании, пока на базаре не увидел блюдо Магуль. Он признался к нему. До назначенного времени осталось три дня и он понимает, что не успевает, дорога займёт два месяца. Встречается ему на пути всадник Хадерилиаз на белом коне и вмиг доставляет его до Тифлиза. Ашик берёт у слепой матери сааз и идёт играть и петь на свадьбу Магуль, та его сразу узнает. В доказательство своих слов, он мажет глаза слепой матери грязью из-под копыт белого коня и она тут же начинает видеть. Все ему поверили и он с Магуль сыграл свадьбу.

Чему учит сказка

Эта сказка учит нас следующим вещам:

  1. Нужно всегда держать слово. Магуль-Мегери до последнего ждала своего Ашика-Кериба, она верила в него. И клятву свою она исполнила.
  2. Нельзя рассчитывать на чужое богатство, а нужно добиваться всего самому. Ашик мог жениться без денег и жить за счёт отца невесты, но это было против его совести и это было нечестно, по отношению к невесте и противоречило их традициям.
  3. Нельзя врать, как Куршуд-Бек, ведь можно причинить людям боль, а тайное всегда станет явным.
  4. Ради любви человек готов на любые подвиги. Ашика-Кериб вынес тяжести бродяжничества. Он заработал состояние, чтобы женится на любимой и содержать будущую семью и свою мать с сестрой. А Магуль-Мегери была готова умереть, лишь бы не стать женой нелюбимого.

Популярная сказка «Ашик-Кериб» была написана Лермонтовым в ссылке на Кавказе в 1837 году. Любому читателю будет очень интересно узнать, в чем главная мысль сказки «Ашик-Кериб». Ведь и в восточных странах история про Ашика-Кериба была очень распространена. Гениальный поэт тоже не мог не обратить на нее внимания, так как в то время очень сильно увлекался народными сказаниями, мифами и легендами. Вскоре он представил ее в собственной фольклорной обработке. И теперь, чтобы глубже понять, чему учит сказка «Ашик-Кериб», начнем с совершенно другого.

Восточная повесть

М. Ю. Лермонтов, как одаренный незаурядным литературным талантом человек, всегда интересовался разнородными языковыми потоками и культурными традициями. И вот на примере анализа поэмы «Демон» можно увидеть, что написана она в жанре «восточной повести», где центральным персонажем является демон.

В христианстве же демон является сатаной, дьяволом или падшим ангелом, который занимает позицию полного противопоставления Богу (Аллаху). Поэтому поэма акцентирована на дуалистическое восприятие мира, где душа человеческая представляется ареной для борьбы добра и зла. Очеловеченный романтичный образ демона по традиции имеет философское соответствие всей этой борьбы в мусульманском понимании, которое и повлияло, со своей стороны, на российскую и европейскую литературную культуру.

В сказке «Ашик-Кериб» вырисовывается одна из граней трагического романтизма (борьбы в стихах) поэта. Лермонтов, предвосхищая Достоевского, очень глубоко проникся антитезой между мечтой человека о счастье и о несчастье в реальной обыденности, между красотой жизни, возвышенной любовью и единением людей с реальностью безобразия лика жестокого современного мира.

639856

Мусульманские мотивы

Мусульманские мотивы в творчестве Михаила Юрьевича можно поместить в некий философско-символический комплекс, в котором проявляется, с одной стороны, обобщенный мировоззренческий смысл, например, в таких опорных понятиях, как «Восток», «книга», «судьба», «странничество». С другой стороны, можно наблюдать и конкретные элементы поэтического иносказания, характерные для всего творчества поэта Лермонтова. Это небо, земля, пути и игры. Примеры — турецкая сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», стихи и поэмы «Кинжал», «Испанцы», «Жалобы турка», «Спор», «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи», «Две невольницы».

Жанр сказки «Ашик-Кериб»

На примере этой турецкой сказки можно подробно рассмотреть мусульманские компоненты. В чем же главная мысль сказки «Ашик-Кериб»? В ее композиционную схему легли традиционные для Ближнего Востока и Средней Азии мотивы типа обещаний вечной любви и нарушение их исполнения в связи с трагическими обстоятельствами, а также волшебство, странствия, переодевания, узнавания и возвращения.

639812

И поэтому в русской литературе это произведение функционирует как одно из стилизованных произведений так сказать «под Восток» со свойственной стилистикой, обозначениями и именами, например, ана — мать, ага — господин, гёрурсез — узнаете, сааз — балалайка, или на примере восклицаний типа «О Всемогущий Аллах!» и т. п. В этом случае восточные элементы не образуют самостоятельную системную структуру, с помощью которой можно выйти в философское и символическое пространство.

Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» — любовь Ашика-Кериба и Магуль-Мегери, которая разворачивается с нарративной последовательностью, присущей основам классической поэзии народов Востока. Что интересно, такого рода композиционные схемы в западном литературоведении воспринимались всего лишь как примитивность. И все потому, что подробно не описывают любовные томления и страдания и не акцентируют внимание на сознательном усилении воображения, которое действует оживляюще на образы возлюбленных. Такой взгляд на это произведение делает любовную историю слишком упрощенной.

«Ашик-Кериб»: главная мысль сказки

Главный герой — Ашик-Кериб. Не желая быть финансово зависимым, он отправляется на семь лет в дальние края, чтобы заработать деньги и устроить свадьбу с Магуль-Мегери — дочкой богатого турецкого купца. Сразу ощущается, что любовь в тексте представляется как данность, и больше никакой динамики до самого конца.

В продолжение сюжета, распрощавшись, влюбленные герои договариваются о том, что если Ашик-Кериб по истечении семи лет не вернется, то Магуль-Мегери выйдет замуж за другого. Но через некоторое время разбогатевший Ашик вдруг забывает о своем обещании, и только напоминание в виде золотого блюда, отправленное его возлюбленной через знакомого торговца, заставляет его двинуться в путь, но времени уже нет. Чудесным образом добраться до дома и воссоединиться с любимой ему помогает мистический всадник на белом коне.

639795

Анализ

В большинстве случаев народные сюжеты мусульманского мира, независимо от даты и места происхождения, обладают своими философско-религиозными кодами, которые и открывают скрытый смысл текста. Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» заключается не в описании жизни и развитии любовной линии, а в мистическом перемещении героя и подробном описании его возвращения.

При расшифровке текста произведения получается, что человек, когда рождается в этом мире, затем как бы отправляется в путь. Таким образом, он на время расстается с единой мировой душой. Мир для человека в этом случае и есть путь со всеми его испытаниями и препятствиями.

И вот тут самое важное и самое трудное испытание, то, чему учит сказка «Ашик-Кериб», — однажды вспомнить о том мире, для чего был начат весь этот путь, и где его начало и конец.

И, конечно же, человек в этом пути не оставлен. «Высший Судия» по всему пути расставляет свои знаки, которые и поспособствуют припоминанию, это и посылание пророков, и прозрение, которое дарится поэтам и музыкантам. Вспомнить все, вернуться душой и тем самым получить новое испытание и новые чудеса в награждение.

Любовь в сказке и есть главная движущая сила. Всякий человек в исламе гарип — чужестранец, которого во многом определяет его нравственная чистота и соблюдение религиозных требований, и кто сохранил «завет», тому и возвращение будет со всеми почестями. Ашик-Кериб не пропускал намаз и чтил все вековые исламские традиции. Благодаря его чистоте он и получил чудеса — встреча с Хадерилиязом (Георгием Победоносцем), исцеление от слепоты своей матери, которая подразумевалась как слепота духовная.

639883

Мудрости мироустройства

Совсем непростым получился главный герой Ашик-Кериб. Главная мысль сказки заключается в том, что с помощью собирательного образа в виде коранического мудреца акцентируется идея двойного бытия (явного и скрытого) и глубокой мудрости мироустройства. То, что может оказаться злом на каком-то этапе для человека, потом обернется для него великим благом. Так и в сказке вынужденное странствование Ашика-Кериба, коварность Куршуд-Бека и слепота матери впоследствии обернулись торжеством справедливости, которая реализовалась через счастливое стечение обстоятельств и появление чудесного посланника. Знаковыми были и слова врага Куршуд-Бека, который остановил своего брата, кинувшегося с кинжалом на соединившихся возлюбленных. Он сказал: «Успокойся немедленно и знай, что на лбу у человека при рождении уже написано то, что он не минует…»

Сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» (2й урок)

Цель урока:

Продолжить знакомство со сказкой М. Ю. Лермонтова «Ашик- Кериб»

Задачи урока:

Создать условия, для ознакомления детей с турецкой культурой;

Совершенствование осознанного чтения;

Закрепить особенности волшебных сказок;

Обогащать словарный запас детей;

Воспитывать чувства сопереживания, сострадания, уважение к людям другой национальности.

Оборудование: портрет писателя, презентация, карточки для работы в парах, группах.

Ход урока.

    Мотивация и актуализация знаний.

Слайды 1 – 3.

Ребята, сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением писателя, которого зовут ….(Михаил Юрьевич Лермонтов)

Какие жанры произведений Лермонтова мы знаем?

(Стихи и сказки)

Как называется произведение, с которым мы начали знакомиться на прошлом уроке? «Ашик- Кериб»

К какому жанру мы отнесём это произведение? (сказка)

Какие бывают типы сказок? (народные и авторские)

К какой группе отнесём сказку М. Ю. Лермонтова? (авторская)- Давайте вспомним, на какие виды делятся сказки? (волшебные, бытовые, о животных).

Опираясь на схему, расскажите мне о сказке «Ашик-кериб» (авторская, волшебная).

Докажите, что эта сказка волшебная, назвав особенности таких сказок. (чудеса, волшебные предметы, троекратный повтор)

    Постановка целей и задач

Итак, цель нашего урока продолжить знакомство с этой сказкой, какие познавательные задачи мы поставим перед собой?

    Вспомнить сюжет сказки.

    Охарактеризовать героев.

    Выяснить, чему учит нас эта сказка и что хотел сказать нам автор.

    Проверка домашнего задания.

Слайд 5.

1. Работа в парах

.

Для этого вы решите кроссворд, поработав в парах. Как только вы будете готовы, покажите мне это.

    Работа по теме урока.

Давайте мы поработаем с текстом, но сделаем это с помощью иллюстрации.

Слайды 6 – 11.

Ваша задача, узнать эпизод по картинке и найти его в тексте и зачитать.

1. — Чем занимался Ашик-Кериб?

Почему люди уважали его?

Как он познакомился со своей невестой?

(чтение отрывка)

Что предложила девушка Ашик-Керибу?

Почему Ашик-Кериб отказался от предложения невесты?

2. — Кто помог Ашик-Керибу?

3. – Из-за чего ослепла мать?Почему мать не разрешала сестре открывать дверь?

4. — Почему девушка держала кинжал и яд?

5. — Что спасло слепую мать Ашика?

Чем заканчивается сказка?

Слайд 13.

    Физминутка

Слушай, сказочный народ,
Собираемся на сход.
Поскорее в строй вставайте
И зарядку начинайте.

Потягушка, потянись!
Поскорей, скорей проснись!
День настал давным-давно,
Он стучит в твое окно.

    Закрепление нового материала.

— Давайте выполним с вами небольшой тест по сюжету

Слайд №15 – 18.

Работа в группах

.

Хорошо. Мы вспомнили сюжет сказки и главных героев. Назовите кто является главными героями сказки? (Ашик — Кериб, Магуль – Мегери и Куршид – Бек.)

Кто, по вашему мнению второстепенный герой? (мать, подруга, сестра, брат Куршид – бека и Георгий).

Давайте дадим характеристику главным героям, заполнив их паспорт.

Для этого вы будете работать в группах.

Что же автор хотел сказать нам, наделяя своих героев таким характером? (важно иметь верных друзей, не идти на подлости, быть терпеливым и добро всегда будет вознаграждено. Уметь прощать и не держать обиды)

Прочитаем пословицы стр. 113.

Может ли для тебя это быть ценным?

    Рефлексия.

Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным? Что главное поняли на уроке?

Сказку какого народа нам пересказал М. Ю. Лермонтов?

На кого из героев ты бы хотел быть похож или взять в друзья? Почему?

Домашнее задание.

hello html 1e30ada9

Словарик восточных слов.

Аян- Ага

— знатный господин.

Ана

— мать.

Ашик

— музыкант, балалаечник.

Аллах

— бог.

Газель

— родственное антилопе полорогое млекопитающее, отличающееся стройностью и быстротой бега.

Зарок-

клятвенное обещание.

Караван

— сарай- постоялый и торговый дом в городе, на дороге.

Маулям

— создатель.

Минарет

— башня у мечети, откуда созывали мусульман на молитву.

Намаз

— ежедневное пятикратное моление у мусульман.

Оглан

— юноша.

Пророк

— истолкователь воли божества, богов; тот, кто пророчит, предсказывает что-нибудь.

Паша-

в старой Турции титул генералов.

Сааз

— турецкая баладайка.

Салям- алейкум

— здравствуйте.

Чауши

— слуги.

Известное произведение Лермонтова под названием «Ашик Кериб» является литературно обработанной версией восточной народной сказки, которую он услышал, находясь в ссылке на Кавказе. Эта изумительная история о вечной любви и торжестве добра настолько поразила поэта, что он решил донести ее более широкой аудитории. Именно благодаря такому решению детишки-четвероклассники могут сегодня наслаждаться восточной мудростью и красивым сюжетом, ведь эта известная история теперь входит в школьную программу. Если вы пока не успели прочитать ее полную версию, не стоит огорчаться, ведь пересказ сказки Ашик Кериб позволит вам ознакомиться с сюжетом, главными героями и основной идеей произведения.

Краткий пересказ сказки Ашик Кериб

Сюжет сказки завязывается вокруг романтических отношений двух молодых людей: красавицы-дочери богатого купца Магуль-Мегери и талантливого, но очень бедного певца Ашик-Кериба. Он зарабатывает себе на жизнь уличными песнями.
Однажды Ашик-Кериб пел под сааз на свадьбе, на которой присутствовала Магуль-Мегери. Нежная, как газель, девушка сразу понравилась юному парню, но он даже не мог мечтать о взаимности, ведь понимал в насколько разных мирах они живут. Она – единственная и любимая дочь богача, а у него нет ничего, кроме изумительного таланта и доброго сердца.
Но все же, спустя некоторое время певец решился рассказать о своих чувствах. Это случилось возле виноградника, где Магуль-Мегери однажды прогуливалась с подругами. Каково же было его удивление, когда красавица не только ответила взаимностью, но еще и заверила, что ее отец даст им достаточно денег для безбедного существования.
Юноша обрадовался, но его восточное достоинство не позволило согласиться на такие условия, ведь по законам именно молодой человек должен обеспечить семью. Поэтому он, пообещав девушки верность и любовь, отправился на поиски богатства.
Ашик-Кериб долго странствовал, но заработать состояние у него не получалось: денег едва хватало на обеспечение минимальных нужд. Но надежда на лучшее его не покидала: в моменты, когда хотелось разочароваться и разувериться, он вспоминал о своей возлюбленной и ее обещании ждать парня 7 лет. Согласно уговору по окончании этого срока девушка выйдет замуж за богатого, но нелюбимого Куршуд-бека.
И вот однажды счастье улыбнулось нашему герою: великий паша услышал пение Ашик-Кериба, и пригласил его в свой дворец. Именно благодаря этому юноше удалось разбогатеть, и даже случайно забыть о своем обещании. Но изобретательная Магуль-Мегери придумала, как напомнить о себе: послала одного купца на поиски хозяина золотого блюда. Вспомнивший все Ашик-Кериб немедленно возвращается к любимой, успевая точно к концу уговоренного срока. Конец этой поэтической сказки-легенды добрый и счастливый, причем не только для позитивных, но и для негативных героев, поэтому после ее прочтения становится очень светло и радостно на душе.

2

Пересказ сказки Ашик Кериб: 4 класс изучает восточную мудрость

Таким образом, основание сюжета сказки составляет любовь и целеустремленность главных героев, которые смело и решительно преодолевают все преграды на пути к счастью. Казалось бы, именно в этом и заключается смысл произведения и главная идея, которую захотел донести автор до своего читателя. Но кроме того, следует отметить и великую восточную мудрость, скрытую в сказке. Поэт затрагивает не только тему верности, но также пишет о торжестве справедливости и добра. Особое внимание следует уделить и развязке истории: брат Куршуд-бека собирался напасть с кинжалом на влюбленных, но брошенный жених остановил его, говоря, что ни один человек не способен изменить то, что ему предначертано судьбой. Но, как можно сделать вывод, прочитав краткий пересказ сказки Ашик Кериб, нельзя бездействовать, ожидая перемен. Нужно брать на себя ответственность за будущее и бороться за свое счастье, оставаясь при этом добрым и честным.

Ми створили більше 300 безкоштовних казок на сайті Dobranich. Прагнемо перетворити звичайне вкладання спати у родинний ритуал, сповнений турботи та тепла.
Бажаєте підтримати наш проект? Будемо вдячні, з новою силою продовжимо писати для вас далі!

Михаил Юрьевич Лермонтов создавал не только русские сказки. Писатель интересовался мифами, фольклором восточных стран. Он нередко писал произведения, основанные на традициях других государств. Не исключением стала и сказка «Ашик-Кериб». Анализ показывает, что в произведении используется литературный жанр турецкого народа. Писатель не старался изменить сказку на русский стиль, так как в ней присутствуют имена и традиции другой страны.

Восточная повесть

М. Ю. Лермонтов, как одаренный незаурядным литературным талантом человек, всегда интересовался разнородными языковыми потоками и культурными традициями. И вот на примере анализа поэмы «Демон» можно увидеть, что написана она в жанре «восточной повести», где центральным персонажем является демон.

В христианстве же демон является сатаной, дьяволом или падшим ангелом, который занимает позицию полного противопоставления Богу (Аллаху). Поэтому поэма акцентирована на дуалистическое восприятие мира, где душа человеческая представляется ареной для борьбы добра и зла. Очеловеченный романтичный образ демона по традиции имеет философское соответствие всей этой борьбы в мусульманском понимании, которое и повлияло, со своей стороны, на российскую и европейскую литературную культуру.

В сказке «Ашик-Кериб» вырисовывается одна из граней трагического романтизма (борьбы в стихах) поэта. Лермонтов, предвосхищая Достоевского, очень глубоко проникся антитезой между мечтой человека о счастье и о несчастье в реальной обыденности, между красотой жизни, возвышенной любовью и единением людей с реальностью безобразия лика жестокого современного мира.

Мусульманские мотивы

Мусульманские мотивы в творчестве Михаила Юрьевича можно поместить в некий философско-символический комплекс, в котором проявляется, с одной стороны, обобщенный мировоззренческий смысл, например, в таких опорных понятиях, как «Восток», «книга», «судьба», «странничество». С другой стороны, можно наблюдать и конкретные элементы поэтического иносказания, характерные для всего творчества поэта Лермонтова. Это небо, земля, пути и игры. Примеры — турецкая сказка М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб», стихи и поэмы «Кинжал», «Испанцы», «Жалобы турка», «Спор», «Хаджи Абрек», «Аул Бастунджи», «Две невольницы».

Жанр сказки «Ашик-Кериб»

На примере этой турецкой сказки можно подробно рассмотреть мусульманские компоненты. В чем же главная мысль сказки «Ашик-Кериб»? В ее композиционную схему легли традиционные для Ближнего Востока и Средней Азии мотивы типа обещаний вечной любви и нарушение их исполнения в связи с трагическими обстоятельствами, а также волшебство, странствия, переодевания, узнавания и возвращения.

И поэтому в русской литературе это произведение функционирует как одно из стилизованных произведений так сказать «под Восток» со свойственной стилистикой, обозначениями и именами, например, ана — мать, ага — господин, гёрурсез – узнаете, сааз – балалайка, или на примере восклицаний типа «О Всемогущий Аллах!» и т. п. В этом случае восточные элементы не образуют самостоятельную системную структуру, с помощью которой можно выйти в философское и символическое пространство.

Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» — любовь Ашика-Кериба и Магуль-Мегери, которая разворачивается с нарративной последовательностью, присущей основам классической поэзии народов Востока. Что интересно, такого рода композиционные схемы в западном литературоведении воспринимались всего лишь как примитивность. И все потому, что подробно не описывают любовные томления и страдания и не акцентируют внимание на сознательном усилении воображения, которое действует оживляюще на образы возлюбленных. Такой взгляд на это произведение делает любовную историю слишком упрощенной.

Короткий пересказ «Ашик-Кериба» Лермонтова

«Ашик-Кериба» Лермонтов краткое содержание:

Много лет назад жил в Тифлизе богатый турок Аян-Ага и была у него единственная дочь Магуль-Мегери, самая красивая девушка в городе.

Жил в Тифлизе и певец Ашик-Кериб, бедный юноша с благородным сердцем. На жизнь он зарабатывал тем, что пел на свадьбах, подыгрывая себе на саазе (турецкой лютне).

На одной из свадеб Ашик-Кериб увидел Магуль-Мегери и они полюбили друг друга. Бедный певец не надеялся жениться на дочери богача, поэтому «стал грустен, как зимнее небо».

Однажды лежал Ашик-Кериб в саду. Мимо шла Магуль-Мегери и заговорила с ним. Увидев его печальное лицо, девушка посоветовала пойти к Аян-Аге и просить у него её руки. Аян-Ага богат и не пожалеет денег для счастья дочери.

Ашик-Кериб, однако, не хотел быть бедным мужем при богатой жене, он решил отправиться в семилетнее странствие по свету и «нажить себе богатство». Магуль-Мегери согласилась ждать семь лет, но предупредила: если Ашик-Кериб не вернётся по истечении этого срока, она выйдет замуж за Куршуд-бека, который давно к ней сватается.

Попрощался Ашик-Кериб с маленькой сестрой, получил благословение у матери и отправился в путь. По дороге к нему в попутчики напросился Куршуд-бек. Вскоре подошли они к реке, на которой не было ни моста, ни брода. Ашик-Кериб разделся и переплыл реку, а Куршуд-бек взял его одежду и вернулся в Тифлиз.

Прибыв в город, Куршуд-бек явился к старой матери Ашик-Кериба и сказал, что певец утонул, переплывая реку. Обливаясь слезами, женщина побежала к Магуль-Мегери и обо всём ей рассказала, но девушка не поверила выдумкам Куршуд-бека и заявила, что никто не станет её мужем, пока не истечёт семь лет.

Между тем Ашик-Кериб, босой и раздетый, добрался до деревни, где добрые люди накормили его и дали одежду. Он переходил «из деревни в деревню, из города в город, и слава его разносилась повсюду».

Наконец, Ашик-Кериб прибыл в город Халаф, где жил паша — большой любитель музыки. Его слуги с ног сбились, разыскивая певцов, но ни один из них не нравился паше. Пробегая мимо кофейни, где в это время пел Ашик-Кериб, слуга паши услышал его дивный голос и отвёл к своему господину.

Посыпалось к нему серебро и золото, заблистали на нём богатые одежды; счастливо и весело стал жить Ашик-Кериб и сделался очень богат…

Неизвестно, забыл ли он свою Магуль-Мегери, но последний год семилетнего срока уже истекал, а возвращаться в Тефлис Ашик-Кериб не собирался. Магуль-Мегери начала отчаиваться. Она вручила купцу золотое блюдо и попросила выставлять его в лавке в каждом городе, куда зайдёт караван, и объявить, что узнавший блюдо получит и его, и его вес золотом.

В каждом городе купец выполнял поручение Магуль-Мегери, но никто блюдо не узнал. Наконец, караван прибыл в Халаф. Ашик-Кериб услышал о блюде, пришёл в лавку купца и узнал его. Купец тоже узнал певца и передал ему от Магуль-Мегери, что срок истекает, и она скоро выйдет за другого.

В отчаянии Ашик-Кериб сел на коня и поскакал, не надеясь успеть, ведь от Халафа до Тифлиза было несколько месяцев пути, а до свадьбы Магуль-Мегери оставалось три дня. Решив, что нечего ему делать на земле, Ашик-Кериб решил сброситься с высокого утёса и вдруг увидел внизу незнакомого всадника.

Всадник велел Ашик-Керибу спуститься с утёса и спросил, куда ему нужно попасть. Ашик-Кериб солгал ему три раза, называя неправильные места, и всадник каждый раз переносил его туда в мгновение ока.

Наконец, певец признался, что ему надо в Тифлиз, и всадник доставил его к воротам города. Ашик-Кериб понимал, что никто не поверит, если он расскажет о путешествии из Халафа в Тифлиз за один день, и попросил всадника дать ему какое-нибудь доказательство.

Всадник дал певцу комок земли из-под копыт своего коня. Если Ашик-Керибу не поверят, он должен будет намазать этой землёй глаза женщины, ослепшей семь лет назад. Певец убедился, что всадник был не кто иной, как Хадерилиаз (святой Георгий).

Поздно вечером Ашик-Кериб отыскал свой дом и попросился переночевать. Мать, ослепшая от слёз семь лет назад, не поверила, что напросившийся в дом странник — её сын, которого она считала погибшим. Сестра же поверила Ашик-Керибу и отдала ему его сааз.

В ту ночь Магуль-Мегери выходила замуж за Куршуд-бека. Девушка решила, что никогда не «опустит голову» на его ложе, и приготовила для себя яд и кинжал. Сестра отвела Ашик-Кериба в дом, где проходил свадебный пир, и осталась у дверей послушать, что будет дальше.

Ашик-Кериб, притворившийся бедным певцом, начал петь о том, как перенёсся из Халафа в Тифлиз за один день. Брат Куруш-бека заявил, что певец лжёт. Магуль-Мегери сразу же узнала голос любимого и бросилась ему на шею. Брат жениха хотел заколоть певца кинжалом, но Куруш-бек остановил его.

Успокойся и знай: что написано у человека на лбу при его рождении, того он не минует.

Куруш-бек попросил Ашик-Кериба доказать, что тот действительно переместился из Халафа в Тифлиз за один день. Певец попросил привести ослепшую семь лет назад женщину. Его сестра, подслушивавшая под дверью, привела мать. Ашик-Кериб развёл волшебный комок земли в воде, помазал этой грязью глаза матери, и та прозрела.

Увидев это чудо, никто не усомнился в словах Ашик-Кериба, и Куруш-бек уступил ему Магуль-Мегери. Взамен певец выдал за Куруш-бека свою сестру, за которой дал хорошее приданое.

«Ашик-Кериб»: главная мысль сказки

Главный герой — Ашик-Кериб. Не желая быть финансово зависимым, он отправляется на семь лет в дальние края, чтобы заработать деньги и устроить свадьбу с Магуль-Мегери — дочкой богатого турецкого купца. Сразу ощущается, что любовь в тексте представляется как данность, и больше никакой динамики до самого конца.

В продолжение сюжета, распрощавшись, влюбленные герои договариваются о том, что если Ашик-Кериб по истечении семи лет не вернется, то Магуль-Мегери выйдет замуж за другого. Но через некоторое время разбогатевший Ашик вдруг забывает о своем обещании, и только напоминание в виде золотого блюда, отправленное его возлюбленной через знакомого торговца, заставляет его двинуться в путь, но времени уже нет. Чудесным образом добраться до дома и воссоединиться с любимой ему помогает мистический всадник на белом коне.

Краткое содержание

Ашик-Кериб является главным героем. Это молодой человек, музыкант из бедной семьи. Он влюбился в богатую девушку и не согласился просто так взять приданное. Парень понимал, что всю жизнь будет обязан ее отцу. Он дает обещание, что ровно через 7 лет разбогатеет. Его невеста соглашается ждать его все это время. Но, кроме этого, девушка дает обещание, что как только ей нужно будет выйти замуж за нелюбимого, она покончит жизнь самоубийством.

Вместе с ним на заработки отправился Куршуд-бек. В дороге с ними приключается один случай. Двум парням нужно было перебраться на другой берег реки. И попутчик Ашика предлагает раздеться и переплыть. Но на самом деле Куршуд лишь хочет обмануть героя и украсть его одежду. Именно так он и поступил, когда парень прыгнул в реку.

Вернувшись домой с вещами Ашика, Куршуд сказал, что он утонул. Узнав о таком сообщении мать главного героя, теряет зрение и все 7 лет не догадывается, что ее сын жив. На самом деле парень все эти годы занимался только работой и накопил много денег.

Интересна эта сказка тем, что в погоне за богатством он забывает о времени, а ведь его любимая должна выйти замуж. Вскоре он вспомнил, что до свадьбы осталось всего 3 дня. В этот же миг герой садится на коня и отправляется домой. Ашик скакал без остановки и все же понимал, что ему не добраться до города за такой короткий период. В это время он задумывается, чтобы броситься со скалы и разом решить свою проблему. И в этот момент к нему является всадник и только потом герой понял, что это святой человек.

Несколько раз он проверял его посредством обмана. Этот незнакомец творил чудеса и мог перенести героя в любой город.

После того как Ашик понимает, что перед ним волшебник, он признался в обмане. Святой простил его, доставил в родной город и исцелил мать.

Анализ

В большинстве случаев народные сюжеты мусульманского мира, независимо от даты и места происхождения, обладают своими философско-религиозными кодами, которые и открывают скрытый смысл текста. Главная мысль сказки «Ашик-Кериб» заключается не в описании жизни и развитии любовной линии, а в мистическом перемещении героя и подробном описании его возвращения.

При расшифровке текста произведения получается, что человек, когда рождается в этом мире, затем как бы отправляется в путь. Таким образом, он на время расстается с единой мировой душой. Мир для человека в этом случае и есть путь со всеми его испытаниями и препятствиями.

И вот тут самое важное и самое трудное испытание, то, чему учит сказка «Ашик-Кериб», — однажды вспомнить о том мире, для чего был начат весь этот путь, и где его начало и конец.

И, конечно же, человек в этом пути не оставлен. «Высший Судия» по всему пути расставляет свои знаки, которые и поспособствуют припоминанию, это и посылание пророков, и прозрение, которое дарится поэтам и музыкантам. Вспомнить все, вернуться душой и тем самым получить новое испытание и новые чудеса в награждение.

Любовь в сказке и есть главная движущая сила. Всякий человек в исламе гарип – чужестранец, которого во многом определяет его нравственная чистота и соблюдение религиозных требований, и кто сохранил «завет», тому и возвращение будет со всеми почестями. Ашик-Кериб не пропускал намаз и чтил все вековые исламские традиции. Благодаря его чистоте он и получил чудеса — встреча с Хадерилиязом (Георгием Победоносцем), исцеление от слепоты своей матери, которая подразумевалась как слепота духовная.

Основа задумки

Концовка рассказа дает возможность понять, чему учит сказка «Ашик-Кериб». Автор хотел донести читателям, что всегда нужно быть смелым и стремиться к задуманному. Только после того, как человек поверит в свои силы, у него все получится.

Это произведение имеет 2 основных мысли:

  • Если намерения человека чисты, он всегда добьется желаемого.
  • Зависть и злость не исполнят планы и желания человека.
  • В произведении видно, как главный герой долго шел к своей цели, и в конце трудного пути его ждало чудо, благодаря которому он смог добиться успеха. Развязка показывает отношение автора к главному герою. Он представил его как честного человека и призывал читателей быть такими.

    Писатель также охарактеризовал Куршуда и каким он был на самом деле. Этот человек злой и преследует только корыстные цели. Отрицательный герой мечтал жениться на любимой девушке Ашика, пока он будет находиться в отъезде.

Мудрости мироустройства

Совсем непростым получился главный герой Ашик-Кериб. Главная мысль сказки заключается в том, что с помощью собирательного образа в виде коранического мудреца акцентируется идея двойного бытия (явного и скрытого) и глубокой мудрости мироустройства. То, что может оказаться злом на каком-то этапе для человека, потом обернется для него великим благом. Так и в сказке вынужденное странствование Ашика-Кериба, коварность Куршуд-Бека и слепота матери впоследствии обернулись торжеством справедливости, которая реализовалась через счастливое стечение обстоятельств и появление чудесного посланника. Знаковыми были и слова врага Куршуд-Бека, который остановил своего брата, кинувшегося с кинжалом на соединившихся возлюбленных. Он сказал: «Успокойся немедленно и знай, что на лбу у человека при рождении уже написано то, что он не минует…»



Главные герои: Ашик-Кериб (музыкант), Магуль-Мегери (дочь турецкого паши), Куршуд (друг Ашик-Кериба)

Автор: Лермонтов М.Ю. | Дата публикации: 1846 | Форма произведения: сказка |
Жанр: легенда, фантастический | Время событий: XIX век | Место событий: Европа | В школе: 1-4 класс | Возраст: дети 6-12 лет | Время чтения: до 1 часа |

Темы: верность и предательство, любовь

Тема и основная мысль сказки ашик кериб

А. Рейпольский. Иллюстрация к сказке

В замечательной сказке Лермонтова рассказана история вечной любви. Любви настолько сильной, что ей ничто не может помешать: ни людская злоба, ни бедность, на зависть, ни само время. Главным героем сказки является певец из очень бедной семьи по имени Ашик-Кериб. Ему довелось влюбиться в красавицу по имени Магуль-Мегери, дочь богатого турка. Невзирая на сильное чувство, Ашик отказался брать приданое возлюбленной, так как не желал быть всю жизнь обязанным её отцу. Своей любимой  Ашик-Кериб даёт обещание разбогатеть через семь лет. Невеста соглашается с доводами своего жениха, обещая преданно ждать его.

Ашик отправляется на заработки не один, а вместе с другом Куршудом. В пути с парнями приключается один случай. Им необходимо перебраться на противоположный берег реки, и попутчик Куршуд предлагает Ашику раздеться, чтобы переплыть реку. Но на самом деле Куршуд решает обмануть доверчивого друга и похитить его одежду. Именно так он и поступает, едва парень нырнул в воду.

 Придя домой с вещами Ашика, подлый Куршуд объявил всем, что его «друг» утонул. От такой страшной новости мать Ашика ослепла: бедняжка все семь лет не догадывалась, что её сын жив. А в это время Ашик был всецело поглощён работой и заработком: ему удалось накопить немало денег.

Много работая, парень абсолютно забывает о времени, и об установленном сроке ожидания в семь лет, после которого любимая девушка  должна будет выйти замуж за другого человека. Вскоре он вспоминает, что до свадьбы остаётся всего трое суток. Тогда Ашик садится на коня и срочно отправляется по направлению к родному Тифлису.

Наш герой скачет без отдыха и остановок, прекрасно понимая, что ему никак не успеть к положенному сроку. В момент полного отчаяния он принимает решение покончить с собой, бросившись со скалы. Но внезапно перед ним появляется всадник: как оказалось, это был настоящий волшебник, способный творить чудеса. Чтобы удостовериться в способностях всадника, Ашик многократно подвергает его проверкам посредством обмана. В итоге всадник прощает парня и переносит его в родной город прямо к свадьбе, также он излечивает мать Ашика от слепоты.

Анализ

История создания

«Ашик-Кериб» является известной восточной сказкой. Лермонтов, находясь в кавказской ссылке, записал эту замечательную сказку, адаптировав её под русского читателя. Предположительно, произведение было создано в 1837 г., в период очередной ссылки поэта на Кавказ. Рукопись была найдена уже после трагической гибели автора на дуэли, в 1841 году. Первая публикация состоялась лишь в 1846 году. В странах востока данное произведение было невероятно популярным. Лермонтов представил его соотечественникам в собственной фольклорной обработке.

Жанр, направление

Произведение относится к жанру авторской сказки. Также его справедливо будет отнести к группе волшебных сказок. На это указывают характерные маркеры:

  1. Присутствие чудес.
  2. Наличие волшебных предметов.
  3. Троекратные повторы.

Таким образом, автор, сохранив в произведении явные черты народной сказки, внёс в фольклорный колорит собственные правки.

Композиция

С композиционной точки зрения произведение можно разделить на пять сюжетных частей:

  1. Часть первая – экспозиция. Повествование о том, что в Тифлисе живёт бедный музыкант Ашик-Кериб, и чем он занимается.
  2. Часть вторая – завязка. Сообщение о том, что главный герой отравляется в долгий путь на заработки.
  3. Часть третья – развитие сюжета. Повествование о скитаниях Кериба.
  4. Часть четвёртая – кульминация. Ашик попадает в тяжёлое положение, и только своевременное появление всадника (волшебника) помогает ему.
  5. Часть пятая – развязка. Разбогатевший главный герой с почётом возвращается в родной Тифлис к матери и воссоединяется со своей возлюбленной.

В целом сказка включает в себя три раздела – описание жизни главного героя, развитие любовной линии, мистическое возвращение и исцеление.

Образы и символы

В сказке представлено множество образов, каждый их которых несёт большую смысловую нагрузку:

  • образ главного героя – бедный певец и музыкант Ашик-Кериб является талантливым, неунывающим, смелым парнем. Он знает себе цену и поэтому не желает брать богатое приданое невесты. Главный герой готов на всё, ради своей любви. Ашик даже не держит зла на Куршуда, похитившего у него одежду и обманувшего всех. В знак примирения Ашик отдаёт свою сестру в жёны Куршуду;
  • образ возлюбленной – Магуль-Мегери является прекрасной и доброй девушкой. Её сердце способно искренне любить. Будучи единственной дочерью богатого турка Аян-Аги, она сохранила скромность и отзывчивость. Магуль является символом верности и чистоты. Она предпочитает погибнуть, чем жить с нелюбимым человеком;
  • образ Куршуда – он давно имел виды на прекрасную Магуль. Это злой, подлый и завистливый молодой человек, притворяющийся другом главного героя ради собственной выгоды. Но Куршуд имеет и положительные качества, благодаря которым получает прощение Ашика;
  • образ волшебного всадника – загадочный всадник Хадерилиаз, обладающий волшебными способностями, спасает главного героя, вовремя доставляя его в Тифлис к матери и невесте. Волшебником оказывается Святой Георгий, ставший покровителем Ашика;
  • образ матери Ашика в произведении символизирует такие качества, как доброта, забота, безусловная любовь. Узнав о том, что сын утонул, женщина слепнет от слёз, не переставая верить в чудо и ждать его возвращения;
  • образ сестры Ашика – в произведении этот образ символизирует доброту, проницательность и пытливый ум. Сестра самой первой узнала брата, не побоявшись отворить дверь перед «незнакомцем».

Темы и настроение

Главная тема сказки – увлекательные приключения бедного и доброго музыканта Ашик-Кериба, с целью заработка денег и женитьбы на возлюбленной Магуль-Мегери. Всё произведение проникнуто чувством ожидания возможного чуда, радостью победы добра над злом, невероятной любовью двух преданных друг другу сердец.

Основная идея

В этой замечательной сказке Лермонтов доносит до читателей две важных мысли:

  1. Если устремления человека искренни и чисты, он всегда сможет добиться успеха. Сама судьба будет ему в этом помогать.
  2. Если человек преисполнен злости и зависти, его планам и желаниям не суждено сбыться. Они могут осуществиться лишь на короткое время, а затем придёт горький час расплаты.

Средства выразительности

Лермонтов использует в произведении богатую палитру выразительных средств:

  • эпитеты – «богатый турок», «добрые люди», «золотое блюдо»;
  • метафоры – «бог дал мне крылья», «за звёздами живут ангелы»;
  • сравнения – «грустен, как зимнее небо», «конь летит как ветер»;
  • олицетворения – «пыль вилась», «слава разнеслась», «струны заговорили».

Ирина Зарицкая | Просмотров: 959 | Оценить:

  • Тема и идея рассказа чехова радость
  • Тема и идея рассказа улыбка брэдбери
  • Тема и идея сказки каша из топора
  • Тема и идея рассказа зеленая лампа
  • Тема и жучка распечатать рассказ