Тема и основная мысль рассказа красное яблоко айтматов

Библиотека материалов кгу физико-математический лицей поурочный план раздел дети и взрослые фио педагога литау е.н. дата 8 а 8 б

Инфоурокбиблиотека материалов

КГУ
«Физико-математический лицей»

Поурочный план

Раздел

Дети и взрослые

ФИО педагога

Литау Е.Н.

Дата

8 А

8 Б

8 В

Класс

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

8 А

8 Б

8 В

8 А

8 Б

8 В

Тема урока № 11

Ч. Айтматов.  Рассказ «Красное яблоко». Взаимодействие мира детей и взрослых.

Цели обучения в соответствии
с учебной программой

8.2.2.1 определять тему и идею
произведения, выражая своё мнение о проблематике.

8.4.1.1 участвовать в обсуждении
произведения, отстаивая свою точку зрения, оценивая поведение, поступки
героев, позицию автора.

Цели урока

-прочитать рассказ; определить тему и идею произведения, выражая
своё мнение о проблематике; участвовать в обсуждении произведения, отстаивая
свою точку зрения, оценивая поведение, поступки героев, позицию автор
; отвечать на вопросы, приводя
аргументы, объяснить свой выбор

Ход урока

Этап урока/ Время

Действия педагога

Действия ученика

Оценивание

Ресурсы

1. Начало урока

Определение учебных результатов.

Ты начнешь знакомство с рассказом Ч. Айтматова «Красное
яблоко»; выявишь проблематику и идею рассказа, определишь элементы композиции
и особенности художественного времени в рассказе; охарактеризуешь главных
героев.

Попробуйте спрогнозировать содержание рассказа по названию и
ключевым словам. 

Прогнозируют содержание рассказа по названию и ключевым
словам 

Комментарии учащихся

Иллюстрация

2. Середина урока

1. Открытие нового.

К/И Прием «Чтение вслух»

Прочитать рассказа «Красное яблоко»

И/П. Приём «Тонкие и
толстые» вопросы»

Задание: По шаблонам «тонких» и
«толстых» вопросов, учащиеся в рабочих тетрадях формулируют вопросы к
рассказу. Затем в парах они задают данные вопросы друг другу:

И. Прием «Музыкальная шкатулка»

Прослушать музыку из рассказа, поделиться своими
впечатлениями.

Какое чувство произвела на вас?

Как связана с содержанием рассказа?

2. Работа над рассказом

Г. Стратегия «Делегат».

Задание: В группах учащиеся
отвечают на вопросы учебника рубрики «Литературный герой в оценке» (с.64).
Затем делегат от каждой группы знакомится с ответами на вопросы других групп,
возвращаясь в группу, информирует её участников о полученной информации.
Происходит корректировка своих ответов (по необходимости).

Читают выразительно по очереди рассказ

Записывают вопросы по рассказу;

Отвечают в парах на вопросы;

Высказывают своё отношение к прочитанному рассказу.

Слушают музыку

Читают
и отвечают на
вопросы;

Подводят итоги.

Словесная оценка

Трибуна

Аудиозапись  мелодии из рассказа

3. Конец  урока

К. Рефлексия. Возвращение к целям урока.

 Прием «Ты уже знаешь последние новости? Оказывается…»

Задание: в 1 предложении сказать
самое важное, что узнали на уроке.
Посмотреть фильм по
мотивам рассказа «Красное яблоко» режиссёра Толомуша Океева (1975 год).
Удалось ли режиссёру передать боль за судьбу ребёнка?

Высказывают своё мнение  по теме  урока в одном предложении.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто….                          

Что…

Когда…                         
Может…

Будет..                          

Мог ли..

Как звали…

Согласны ли вы

Верно…

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете……

Почему вы  так считаете…..

В чем разница…

Предположите, что будет…

Что, если

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Учебник «Русская литература» (в 2-х частях) 8 класс, Г.З.Шашкина, «Мектеп», 2018

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Конспект урока «Роль учителя Дюйшена в жизни Алтынай»

  • Презентация на тему : Татарская литература 2 века

  • Конспект урока «Дюйшен и Алтынай»

  • Конспект урока «Ч.Айтматов «Первый учитель». Образ главного героя»

  • Конспект урока «Уроки доброты и мужества в рассказе «Уроки французского»»

  • Конспект урока «Образ Лидии Михайловны в рассказе «Уроки французского»

  • Конспект урока «Образ мальчика в рассказе «Уроки французского»

  • Конспект урока «Композиция и художественное время в рассказе «Уроки французского»»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5455948 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Клиническая психология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

Оставьте свой комментарий

Чингиз Айтматов – писатель, прекрасно передающий эмоции и переживания. Рассказ «Красное яблоко» написан в 1964 году, однако посылы, которые он несет, актуальны и сейчас. Произведение «Красное яблоко», смысл которого учит анализировать чувства, неподвластно течению лет и моде. Автор уверяет читателя — человеку требуется мощный толчок для осознания собственной любви.

Краткое содержание

Исабеков женат на Сабире, у четы родилась дочь Анара. Недавно супруги почувствовали серьезное отчуждение. Муж и жена перестали общаться, зашла речь о разводе. Под предлогом написания диссертации, Сабира уезжает в Москву, временно покидая семью. Женщина оставила мужа и дочь.

На заметку! В 1975-м по сюжету сняли одноименный фильм.

Неотправленное письмо

Брошенный Исабеков пытается разобраться, понять, стоит ли спасать брак. Как герою сказать Анаре о разводе с мамой, спросить, с кем дочь захочет жить? Исабеков не представляет подобного разговора.

Мужчина пытается написать Сабире, сознаваясь, что уделял мало внимания жене и дочери. Исабекову недостает смелости. Письмо остается неотправленным.

Исабеков пошел с Анарой прогуляться в сад. Стояла поздняя осень, с деревьев облетели листья. Девочке удалось найти красное яблоко, не замеченное собирателями урожая. Главный герой, увидев находку, предается грустным воспоминаниям.

Рассказ в рассказе

Будучи студентом, Исабеков нашел похожее яблоко в осеннем саду. Парень задумал подарить плод нравившейся девушке. Юноша стеснялся подойти и познакомиться. Девушка часто посещала библиотеку. Герой дождался появления возлюбленной и протянул яблоко. Девушка не поняла благородства жеста, посмеявшись над ухажером. Исабекову сделалось невыносимо горько.

Исабекова пронзает внезапная мысль: Сабира бы никогда не поступила нетактично. Она понимает чувства и переживания людей. Этой женщине по-настоящему следует подарить красное яблоко. Смысл жизни Исабекова ясен – не покидать жену, сделать Сабиру и дочку счастливыми.

Пережив озарение, герой шлет супруге телеграмму. Исабеков сообщает, что едет с Анарой в Москву. В качестве подарка герой произведения берет красное яблоко.

Смысл рассказа Красное яблоко

Раскроем вначале смысл названия рассказа. Красное яблоко в общемировой культуре весьма символично:

  • В Ветхом Завете это запрещенный плод с дерева познания добра и зла. Съев яблоко, Адам и Ева осознали собственную человеческую природу. Первых людей изгнали из Эдема.
  • Красное яблоко вручил Афродите Парис, признав богиню самой красивой в соревновании с Афиной и Герой.
  • Гранат состоит из зернышек, символизируя разобщение. Яблоко означает единство.
  • На языке куртуазных жестов (Айтматов знал о нем) преподнести яблоко равнозначно любовному признанию.

В чем смысл произведения «Красное яблоко»? Герой, увидев плод, найденный дочерью в осеннем, пустом саду, понимает: «суд Париса» выиграла Сабира, и другая женщина ее не заменит.

На заметку! Айтматов отсылает к Библии. Зная, в чем смысл названия произведения «Красное яблоко», читатель понимает — плод озарил главного героя познанием истины. Рассказ написан в 1964 году. Мысль автора выглядит фрондой: в советскую эпоху запрещались религиозные коннотации.

В чем суть концовки

Чингиз Айтматов не преподносит однозначный «хэппи-энд» на манер советских агиток, призванных сохранить семью как ячейку общества. Отношения главного героя с женой не налажены, не определены. Кризис не преодолен. Но выход виден. Исабеков осознал: Сабира – самая близкая по духу женщина. Герой недостаточно внимательно и чутко относился к родному человеку. Недаром между супругами возникло отчуждение.

Главный герой сочиняет текст телеграммы. Маленькая дочь пишет заглавными буквами послание маме. Анара просит встретить папу. В подарок дочь и отец везут маме красное яблоко!

Автор «подбрасывает» читателю посыл: «Голос ребенка – глас Божий». Смысл рассказа Ч. Айтматова «Красное яблоко» становится мистическим. Девочка не подозревала о семейных разногласиях.

Главный герой в раздумьях о семейной жизни проходит три стадии:

  • мысленно обвиняет Сабиру, рассуждая о «бабьем самолюбии»;
  • критически смотрит на собственное поведение. Исабеков видит себя не образцовым мужем, а эгоистом;
  • сравнивая воспоминания о первой влюбленности к забытой девушке, главный герой осознает любовь к супруге и готовность бороться за взаимность и доверие.

Рассказ «Красное яблоко», смысл которого прост и загадочен одновременно, заставляет задуматься. Идея налаживания человеческих связей через анализ чувств покажется интересной читателю современной эпохи.

Чингиз Айтматов не любит избитых штампов. Читатель не видит развязки, окончательного финала, становясь свидетелем внезапного озарения главного героя: долгое время Исабеков жил рядом с изумительной женщиной, которую недооценивал.

: Мальчик из казахского села слеп из-за глазной болезни. Его бабушка не доверяла врачам, лечила внука народными средствами и молитвами, потом сдалась и отпустила его в больницу, где мальчика вылечили.

Действие происходит в Казахстане, во время Великой Отечественной войны. Названия глав — условные.

Начало болезни

Болтай жил в казахском селе.

Болтай Идрисов — рассказчик; мальчик лет двена­дцати, озорник, вечно попа­дает в пере­дряги.

Шла война, почти все мужчины ушли на фронт, поэтому в колхозе работали дети и старики. Когда с фронта возвращались на побывку или комиссованные из-за ранения, в селе устраивали большой праздник.

В тот день с фронта неожиданно вернулся Ырыскельды.

Ырыскельды — мужчина средних лет, разведчик, вернулся с фронта из-за ранения, стройный, весёлый, честный, любимец местной детворы.

Несмотря на сенокос, все отправились на праздник по случаю его возвращения. Болтай и его друзья тоже отправились в дом Ырыскельды послушать его байки о войне.

Поздно вечером старшие разогнали детвору по домам, но мальчишки решили сразу отправиться в поле, надеясь поспать там несколько часов. Они выкрали самого быстрого в колхозе быка, запрягли его в телегу и отправились в путь.

До поля мальчишки добрались поздно: на полпути быстроходный бык выбился из сил. Старики не дали им поспать — отправили работать. Почувствовав, что падает с сенокосилки от усталости, Болтай удрал к реке и улёгся спать на мягкую траву.

Проснулся он с распухшим лицом и заплывшим глазом: так сильно его искусали комары и оводы. Один из стариков пожалел мальчика и уговорил бригадира отпустить его домой лечиться.

Бабушкино лечение

Кроме Болтая, в их глинобитном домике жили бабушка, мама Карлыгайн и младшая сестрёнка.

Карлыгайн — мама Болтая, красивая, стройная женщина, молча­ливая, сильная и смелая.

Бабушка — мать отца Болтая, лет 60, крепкая, бодрая, моло­жавая, с прон­зи­тельным взглядом и сильным харак­тером, любит внуков и невестку.

Отец мальчика ушёл на фронт осенью 41-го и пропал без вести.

Главой дома была бабушка. Она любила всех проклинать и знала огромное количество проклятий.

Если бы вдруг устроили всемирные состязания по тому, кто больше наговорит леденящих душу проклятий, моя бабушка была бы первой.

Мальчик знал, что бабушка была доброй и ругалась, не вникая в смысл произносимых слов. Однако говорил с ней Болтай с опаской: на любую просьбу она «ответит так, будто в лоб ударит». Соседи тоже её побаивались и старались угодить.

Ужаснувшись при виде распухшего лица внука, бабушка принялась за лечение, но ни один народный способ не помог. Сначала Болтай радовался, что ему не надо работать на жаре, но потом начал скучать по друзьям.

Когда опухоль немного спала, Болтай стал выходить на улицу и играть с малышами в прятки. Однажды во время игры он спрыгнул с высокого стога сена прямо на острые грабли и проткнул себе ступни. Когда ноги зажили, сенокос закончился, и Болтай пошёл пасти овец.

Страшное приключение в степи, мама попадает в больницу

Карлыгайн решила, что сын в этом году не пойдёт в школу: имевшуюся в селе четырёхлетку Болтай окончил, а чтобы учиться дальше, надо было переезжать в райцентр. Карлыгайн была пастухом, она забрала Болтая в степь.

Осенью, после стрижки овец, Карлыгайн поручили перегнать стадо на базу. По дороге началась буря, стало очень холодно, Болтай с матерью сильно замёрзли. Потом появились волки. До утра мальчик и женщина бегали вокруг стада под ледяным дождём и кричали, отгоняя зверей.

Оказывается, крик помогает самому человеку, попавшему в беду.

Утром выяснилось, что от холода стриженые овцы заболели и не могут идти дальше. Карлыгайн отправила Болтая за помощью, но домой её привезли только на следующий день.

Карлыгайн тяжело заболела, и Ырыскельды отвёз её в районную больницу.

Мулла-обманщик лечит мальчика молитвами

Укушенный слепнём глаз у Болтая так и не прошёл, а вскоре заболел и второй — мальчик начал слепнуть. Бабушка обратилась за помощью к Шамшуали, который считался местным муллой.

Шамшуали Караканов — старик, косо­глазый, невзрачный, хитрый и жадный обманщик.

Дочь Шамшуали недавно вышла замуж за председателя колхоза, и старикашку стали уважать. Он пользовался этим, обирая и без того бедных односельчан.

Шамшуали заявил, что к глазу Болтая пристал шайтан, взялся вылечить мальчика молитвами и поселился в доме, объедая бабушку и детей. Об этом узнал Ырыскельды и посоветовал бабушке отвезти Болтая к врачу, а не полагаться на безграмотного старика, который может «только есть и пить за чужой счёт».

Мальчик узнаёт, чем болен, но боится лечиться

Через два месяца начались сильные морозы. Бабушке передали, что в районной больнице нестерпимо холодно, и Карлыгайн становится всё хуже. Бабушка потребовала в колхозе быка и поехала за ней, собираясь заодно показать внука врачу.

Женщина-врач сказала Болтаю, что его болезнь называется трахомой, она заразная, и мальчик ослепнет, если не будет лечиться. Она засыпала мальчику под веки лекарство и велела приходить каждый день, но Болтаю было так больно, что больше он в больнице не появился.

Смерть мамы

Дома Карлыгайн слегла и вскоре умерла. Бабушка сильно горевала и жалела, что позволила отвезти её в больницу. Теперь она совсем перестала доверять врачам.

Шамшуали прочёл над умершей молитвы и забрал последнюю ценную вещь — полотенце, которое Карлыгайн вышивала для мужа.

Муллу-обманщика выгоняют из колхоза

Ырыскельды стал заместителем бессменного председателя колхоза и начал наводить порядок. Он не позволял председателю и его семье красть колхозное добро.

Однажды Ырыскельды поссорился с председателем из-за Шамшуали, который, ни дня не поработав, вознамерился взять себе сено, предназначенное бедной вдове с кучей маленьких детей. Между Ырыскельды и председателем «пролегла чёрная бездонная пропасть».

Через два месяца состоялось колхозное собрание, на котором присутствовал уполномоченный из района. Ырыскельды рассказал, как Шамшуали сводил людей в могилу своим «лечением», обирал бедняков, бездельничал, когда работали даже дети.

Страшнее внешнего врага — внутренний. Он молча приходит, незаметно уничтожает!

В результате Шамшуали исключили из колхоза.

Ночью после собрания сгорел дом Ырыскельды. Он и его семья чудом уцелели. Как возник пожар, так и не выяснили.

Мальчик начинает слепнуть

Наступил апрель 1945 года. Ырыскельды стал председателем колхоза.

Глаза Болтая болели всё сильнее. Бабушка узнала, что в соседнее село приехал настоящий знахарь, изгоняющий все болезни, и повезла внука к нему. Знахарь, огромный мужик похожий на разбойника, оказался обманщиком и Болтаю, конечно, не помог. Односельчане начали называть мальчика слепым.

Мальчик попадает в больницу

Закончилась война, но отец Болтая так и не вернулся. Жизнь начала налаживаться, в селе построили новую школу-семилетку. Однажды в село из райцентра приехала группа врачей. Болтай попал в список нуждающихся в стационарном лечении. Бабушка смирилась и отпустила внука, а Ырыскельды дал лошадей.

Из районной больницы Болтая отправили в областную, где работал известный на всю округу Сергей Иванович Трапезников.

Сергей Иванович Трапезников — врач, крупный, с силь­ными руками, круглым лицом и маленькой бородкой, главный специ­а­лист по глазным болезням.

Осмотрев Болтая, Трапезников положил его в больницу и назначил операцию. Это сильно напугало мальчика, и он чуть не сбежал, но его вернули, вымыли, обрили и оставили в больнице.

Побег с операции

Наступил день операции. Болтая отвели в операционную и положили на стол. Над ним уже склонились врачи, когда на соседнем столе начала кричать женщина. Пока больную усмиряли, Болтай сбежал в свою палату.

За мальчиком пришёл сам Трапезников, ласково погладил по голове, утешил. Узнав, что Болтай — круглый сирота, доктор пообещал, что через неделю прооперирует его сам, хотя обычно делал только самые сложные операции.

Операция проходит успешно

Трапезников успешно прооперировал Болтая, убрал бельмо с глаза — мальчик прозрел. Навестить его приехала бабушка. Она долго благодарила смущённого доктора за то, что он вылечил «её жеребёночка», и кляла себя за доверие к старому глупому мулле.

Возвращение домой

Болтая выписали — он вернулся домой. Бабушка зарезала последнюю овцу и устроила праздник.

— Такую же овцу я отдала проклятому Шамшуали, когда он Болтая моего «лечил»! Сейчас мне ничего не жалко! — говорила она гостям и выкладывала на стол все свои запасы.

Гордый Болтай всем желающим рассказывал про операцию, сильно преувеличивая свою храбрость.

На праздник явилась жена Шамшуали и рассказала, как в ночь пожара у Ырыскельды её муж откуда-то вернулся и от него сильно пахло керосином. Женщина поняла, что он виноват в пожаре. Потом они спешно уехали в Омск, но там от «лечения» Шамшуали умерла какая-то старушка. Его посадили в тюрьму, а жена вернулась домой.

Мальчик идёт в школу

Раннее утро первого сентября. Село уже проснулось: на фермах и колхозном дворе кипела работа, пустовало пока только здание новой школы. Первым туда пришёл Болтай с новым портфелем, в белой рубашке с красным пионерским галстуком. Он был самым старшим в классе и, чтобы не заслонять малышам доску, занял последнюю парту.

Иван Алексеевич Бунин по праву считается выдающимся деятелем русской литературы, его произведения отличаются тонким психологизмом и вниманием к деталям. В таких небольших работах, как «Подснежник», в полной мере раскрывается его писательский талант — литератор заставляет читателя увидеть в рассказе нечто большее, чем сам текст.

История создания

«Подснежник» был написан в 1927 году, в это время писатель жил в Париже. Лишь через шесть лет Иван Алексеевич получил свою знаменитую Нобелевскую премию, но уже на тот момент Бунин написал многие из своих знаменитых произведений. В том же году автор приступил к своему роману «Жизнь Арсеньева» — литератор считал, что именно за это произведение он получил Нобелевскую премию.

В двадцатые годы Бунин писал очень мало, это были его первые годы жизни во Франции, мысли писателя были заняты размышлениями о тяжелой судьбе послереволюционной России. О написании самого «Подснежника» известно крайне мало; обычно такие рассказы пишутся быстро, по зову сердца, и выходят короткими и зачастую очень меткими. Они не входят в список лучших произведений автора, но порой трогают до глубины души.

Жанр, направление

Как и большинство произведений Бунина, этот рассказ относится к реалистическому направлению литературы. Писатель правдиво и точно воспроизводит действительность, жизнь настоящих людей, показывает читателю реальные переживания, в которых отражается подлинная суть человеческой души.

Жанр рассказа позволяет Бунину сосредоточиться в произведении на главном, это лучшая форма для донесения нескольких важных мыслей; читатель сосредотачивается на повествовании и не упускает важных деталей. За свою писательскую карьеру он мастерски овладел умением писать в сложном и непопулярном нынче жанре рассказа.

Суть

Саша — десятилетний мальчик, он живёт с тётей Варей, которая заменяет ребёнку мать. Основные события из книги — это встреча ребенка с отцом, тот работал на усадьбе и приезжал лишь изредка. В этот раз мужчина приехал на масленицу, и для Саши это праздник вдвойне — ведь мальчик каждый раз с нетерпением ждет приезда папы.

Ребенок проводит выходные с отцом, он в это время живёт на подворье, в номере отца всегда душно и накурено. По утрам они отправляются в трактир завтракать. Но наступает понедельник: «До свиданья, Сашенька, Христос с тобой», — говорит отец и снова уезжает. Более подробно сюжет рассказа описывается в кратком содержании.

Главные герои и их характеристика

Рассказ не зря назван «Подснежник». Это простая метафора, раскрывающая отношение автора к главному герою. Саша чист душой, он открыт миру. Хотя ему и приходится жить с чужими людьми, он искренне любит отца. Он, как прекрасный цветок, должен вырасти и пробиться сквозь снег – холодность родителя по отношению к нему.

Отец явственно контрастирует с образом Саши, его окружает гомон, сигаретный дым и духота. На его фоне ещё отчетливее видна невинность и чистота мальчика. Отец груб и не отесан, его времяпровождение нельзя назвать осознанным, он, как и все люди в трактире, медленно плывет по течению жизни без единой мысли. Отец и весь взрослый мещанский мир выступает в рассказе в виде того самого «снега», через который Саша должен пробиться, не потеряв своей природной красоты.

Темы и проблемы

  1. Мещанская пошлость. Бунин в этом произведении выражает безграничную грусть за людей, обнажая скупой и постылый обывательский быт. Неопределенное начало рассказа задаёт определенный тон всему произведению: «Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица — и был гимназистик Саша».
  2. Отцы и дети. Мальчик Саша кажется инородным существом среди гула и грохота взрослого мира. Ребенок угнетен этой атмосферой, но чувствует он только одно — любовь к своему отцу. Он с трепетом ожидает его приезда и необыкновенно расстраивается, когда тот уезжает. Бунин показывает, что Саша проникнут человеколюбием и смирением, писатель осторожно сравнивает мальчика с ангелом: «Он счастлив, он свеж и чист, как ангел».
  3. Равнодушие. Отец не уделяет времени воспитанию ребенка, его заботят лишь дела, и мальчик растет заброшенным. К сожалению, он не получает ласки и теплоты, к которым из всех сил тянется.
  4. Одиночество. Ребенок еще мал, но уже познал горечь одиночества. Жизнь с чужими людьми нельзя сравнить с семейной жизнью, поэтому мальчик вызывает жалость читателя. Кажется, автор непроизвольно ассоциирует себя с ним: он также лишился Родины-матери и также тоскует по ней.

Главная мысль

Именно в Саше, в этом прелестном «подснежнике», заложена основная идея автора. В этом случае события, происходящие в самом рассказе, отходят на второй план. С помощью простого сюжета Бунин словно требует от читателя, чтобы тот заглянул в глаза светлому и умному мальчику по имени Саша.

Писатель возлагает надежды на новое поколение, которое должно вознестись над прежним миром и наконец — расцвести. Автор верит, что черствый мир не сломает этот прекрасный и хрупкий цветок. Бунин указывает на трагическую разность поколений, младшее из которых задыхается в дыме, изнывает в духоте огромного трактира. В этом символизме – смысл книги. Когда-нибудь новые люди стряхнут с себя снежный покров и выпрямятся во весь свой рост, чтобы сделать мир лучше.

Чему учит?

Иван Алексеевич Бунин в своем коротком рассказе учит читателя ценить и подмечать красоту зарождающегося ума. Это призыв к «подснежникам» — им нужно вырваться и воспрянуть. В первую очередь это рассказ о любви, об искренней любви к человеку как к существу.

Из этого произведения неимоверно важно почерпнуть своеобразное авторское напутствие — Бунин желает, чтобы настал мир новых людей. Это поколение должно вытеснить все отжившее и тщетное, только новые люди смогут осветить мир своими сердцами.

Автор: Семён Карелин

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа «Подснежник» (И. Бунин)

Тема и основная мысль рассказа красное яблоко айтматов

литок-листок :))))))))))))))))))))))))))))))))))))))

Тема и основная мысль рассказа красное яблоко айтматов

Музыка моей жизни. мне нравитсявся музыка

Тема и основная мысль рассказа красное яблоко айтматов

Андрий – младший сын Тараса Бульбы. Он вместе со своим старшим братом Остапом окончил Киевскую бурсу, где учился охотно, без напряжения, мечтал о подвигах и сражениях. Он был изобретательнее, чем его брат, умел увёртываться от наказания.
В отличие от Остапа Андрий был более привязан к мирной жизни, полной разнообразных наслаждений. С самой ранней юности он начал ощущать «потребность любви» . Именно любовь заставляет Андрия совершить преступление, перейти на сторону врага. Для него воплощением любви становиться прекрасная панночка: «Кто сказал, что моя отчизна Украина? Кто дал мне её в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя – ты!… и всё, что ни есть, продам, отдам, погублю за такую отчизну! » Андрий готов был служить паночке до последней капли крови. Из — за любви козак предаёт свою отчизну: «А что мне отец, товарищи и отчизна? Так если ж так, вот что: нет у меня никого! Никого, никого!» . Андрий отказался от своей родины, от верности своему народу, от отца и брата.
<span> Андрий  начинает сражаться на стороне врага против своих вчерашних друзей соратников. Смерть выступает достойным наказанием для человека, совершившего такое предательство. Тарас убивает своего сына и долго смотрит «на бездыханный труп» Андрия, который «был и мёртвый прекрасен» .  Андрий погиб за свою любовь, судьба его была трагична.
Надеюсь помог  </span>

Тема и основная мысль рассказа красное яблоко айтматов

Кирибеевич-опричник,слуга царя.он влюбился в красавицу алену дмитреевну,которая была уже давно обвенчена.из-за любви он совершил тяжкий поступок ,после чего следует возмездие.удалой боец,преданный своему делу,царю.у него есть так и полож. так и отриц. качества,он не оставилв покое алену и вечером ,когда она возвращалась домой ,он ее поцеловал насильно.
калащников -почтенный купец,муж алены.он мужественный храбрый смелый героический верный муж и добрый отец.он защищает честь своей жены и честь семьи,он не боится погибнуть в бою и мужественно принимает казнь.удачи!

Тема и основная мысль рассказа красное яблоко айтматов

Роман “Война и мир” является исторической эпопеей доблести и мужества русского народа — победителя в войне 1812 года. Главный герой романа — русский народ. Толстой говорит нам о тяжести войны, о ее ужасах, горе ( уход населения из Смоленска и Москвы, голод) , смерти (умирает после ранения Андрей Болконский, погибает Петя Ростов) . Война от каждого требует предельного напряжения моральных и физических сил. Россия в период Отечественной войны, в период грабежа, насилия и зверств, учиненных захватчиками, несет огромные материальные жертвы. Это сожжение и опустошение городов. Большое значение в ходе военных событий имеет общее настроение солдат, партизан и других защитников Родины. Война 1905-1907 гг. велась за пределами России и была чужда русскому народу. Когда же французы вторглись на территорию России, то весь русский народ от мала до велика поднялся на защиту своего Отечества. В романе “ Война и мир” Толстой разделяет людей по нравственному принципу, особенно выделяя отношение к патриотическому долгу. Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный, который даже нельзя назвать патриотизмом. Настоящий патриотизм- это прежде всего патриотизм долга, поступка во имя Отечества, умение в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности за судьбу народа. По мнению Толстого, русский народ глубоко патриотичен. При занятии французами Смоленска крестьяне сжигали сено, чтобы не продавать его своим врагам. Каждый по-своему старался причинить боль врагу, чтобы они почувствовали ненависть истинных хозяев земли. Купец Ферапонтов сжег собственную лавку, чтобы она не досталась французам. Истинными патриотами показаны жители Москвы, которые уходя из родного города, покидают жилища, так как считают невозможным остаться под властью самозванцев.
Настоящими патриотами являются русские солдаты. Мы видим истинный патриотизм и героизм народа в изображении классических сцен под Шенграбеном, Аустерлицем, Смоленском, Бородиным. Именно в Бородинском сражении с особой проявилась необычайная стойкость и мужество русских солдат. Бородинское сражение является нравственной победой русских солдат. Чувство патриотизма- истинно народное чувство. Оно охватывает всех солдат без исключения. Солдаты спокойно, просто, уверенно делают свое дело не говоря громких слов. Толстой рассказывает о боях под Смоленском. Не смотря на мужество и стойкость русской армии, она вынуждена отступать. Героями и истинными патриотами у Толстого становятся внешне ничем не примечательные люди. Таков капитан Тушин, оказавшийся перед лицом начальства в комическом положении без сапог, конфузящийся, спотыкающийся и вместе с тем в самый критический момент делающий именно то. что надо. Сила народного духа родит выдающихся полководцев. Таких как Михаил Кутузов. Он живет одними чувствами, мыслями, интересами солдат, прекрасно понимает их настроение, по-отцовски заботится о них. Он твердо верит, что исход сражения определяет “неуловимая сила, называемая духом войска” и всеми силами стремится поддержать в армии эту скрытую теплоту патриотизма. Для Кутузова, которому глубоко чуждо все фальшивые, надуманные, бессмысленные разглагольствования Бенигсена на военном совете в Филях о защите священной древней столицы Москвы. Для русского человека, настоящего патриота понятно, что такое Москва. Но вопрос о ее судьбе, о судьбе России решался Кутузовым в чисто военном плане.
<span> Большое значение писатель придает партизанскому движению. Вот как Толстой описывает его стихийный рост: ” Прежде чем партизанская война была официально принята нашим правительством, уже тысячи людей неприятельской армии — отсталые мародеры, фуражиры — были истреблены казаками и мужиками, побивавшими этих людей также бессознательно, как бессознательно собаки загрызают бешеную собаку”.</span>

  • Тема и главная мысль сказки стойкий оловянный солдатик
  • Тема и идея сказки о мертвой царевне и о семи богатырях
  • Тема и основная мысль сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Тема дороги в повести капитанская дочка сочинение
  • Тема и идея рассказа штраф