- Краткие содержания
- /
- Астафьев
- /
- Зачем я убил коростеля?
В своём произведении «Зачем я убил коростеля» или как его по-другому называют » Застарелое мучение» Виктор Астафьев рассказывает историю о том, как маленький мальчик возвращался с рыбалки.
Я по скошенному лугу мальчишка увидел птичку. Птица услышала его и затихла, притаившись в скошенной осоке. Она вдруг бросилась бежать, и мальчик сломя голову помчался за ней. Птичка бежала очень странно, переваливаясь набок. Мальчишка захлестал её удилищем. Он подошел к ней и взял мертвое, ещё тёплое тельце в руки. Тогда он разглядел в птички коростеля. Его взору открылся невзрачный окрас, вдруг он заметил что у птички нет одной лапки, которую по всей видимости она потеряла под литовкой во время сенокоса. Поэтому Коростель и не смог улететь в теплые края вместе с остальными.
Мальчику стало очень жаль птицу, и он прямо там начал рыть могилку для той, чью жизнь он загубил.
После этих событий мальчишка каждое лето с нетерпением и чувством собственной вины ждал, когда в его края прилетят коростели, чтоб известь о начале лета.
Через некоторое время мальчик узнал, как трудно порой встали добраться в Россию. Он узнал что Коростель зимует в Африке и в начале апреля покидает её для того, чтоб гнездится и вывести потомство, а потом поскорее улететь от холодной зимы. Во время перелетов гибнет очень много хворост или особенно когда они летят над морем. Но точно их маршрутов по которым птицы летают не знает никто. Известно лишь об одном городе во Франции. И когда они там пролетают, в городе начинается праздник, и все пекут фигурки коростеля из теста, как на Руси пекли жаворонков.
Своим рассказом автор показал, что бессмысленные, а иногда и жестокие поступки не забываются даже спустя много лет. Писатель учит нас не совершать поступков, которые будут мучить и преследовать нас до конца жизни.
Астафьев. Все произведения
- Ангел-хранитель
- Бабушка с малиной
- Бабушкин праздник
- Белогрудка
- Васюткино озеро
- Веселый солдат
- Весенний остров
- Гуси в полынье
- Далекая и близкая сказка
- Деревья растут для всех
- Домский собор
- Жизнь Трезора
- Запах сена
- Зачем я убил коростеля?
- Звездопад
- Злодейка
- Зорькина песня
- Капалуха
- Капля
- Карасиная погибель
- Конь с розовой гривой
- Кража
- Людочка
- Мальчик в белой рубахе
- Монах в новых штанах
- Ночь темная-темная
- Пастух и пастушка
- Песнопевица
- Пеструха
- Печальный детектив
- Последний поклон
- Прокляты и убиты
- Стародуб
- Стрижонок Скрип
- Трофейная пушка
- Фотография, на которой меня нет
- Хвостик
- Царь рыба
- Яшка лось
Мальчиком, Виктор Астафьев заблудился в тайге и много дней провел один. А когда в школе все писали сочинение о том, как прошло лето, пятиклассник обо всем этом и написал. Вскоре сочинение было напечатано в школьном журнале «Жив». Так появился первый рассказ для детей «Васюткино озеро» Виктора Петровича Астафьева…
Из серии:
Школьное чтение (АСТ)
* * *
компанией ЛитРес .
Зачем я убил коростеля?
Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.
Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.
От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать – непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!
Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.
Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.
Я узнал птицу – это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края – зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки – в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.
Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.
Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.
Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.
И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.
И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.
Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.
Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «… где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…» Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.
Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути, и особенно при перелете через море.
Как идет коростель, где, какими путями – мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц – небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.
Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.
Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.
Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
* * *
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Лучшие рассказы для детей (В. П. Астафьев, 2015)
предоставлен нашим книжным партнёром —
«Зачем я убил коростеля» Астафьева
Рассказ В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля» невелик по объему, композиция его предельно проста. Да и содержание его можно передать в нескольких предложениях: когда-то давно какой-то мальчишка, возвращаясь с рыбалки, захлестал удилищем убегающую от него птицу. Начало рассказа очень динамично: экспозиция, завязка, развитие действия, тут же кульминация. И вдруг время словно останавливается.
Мальчик рассматривает мертвую птицу, которая мгновение назад еще была полна жизни: «услышала… присела, притаилась, испугалась, бросилась бежать, неуклюже завалилась набок». Мальчик рассматривает убитую птицу. По времени, пожалуй, не очень долго. Но его детская память запечатлит все детали, не пропустит ничего. Смерть загубленного им существа потрясает и вызывает всплеск жалости. Все художественные средства, сконцентрированные в описании птицы, занимающем треть рассказа, подчеркивают безжизненность в каждой ее черте, смерть. В описании преобладают эпитеты: «завядшее, вроде бы бескостное тельце», мертвые, бесцветные веки, невесомое тельце. И только два сказуемых: прищемлены (веки), болталась (шейка) тоже говорят не о движении, а о покое смерти. Сравнение шейки птицы с листом, прихваченным морозом, усиливает мысль о том, что птица гибнет нелепо, внезапно и преждевременно, как зеленый лист, загубленный морозом.
Чувство жалости мальчика углубляется, когда он рассматривает «нехитрую» окраску птицы. «Перо на птице было желтовато, со ржавчинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана». Уменьшительно-ласкательные суффиксы показывают, что в восприятии мальчика загубленная им птица видится как что-то и без того беспомощное и жалкое. Особенно, когда он замечает, что у птицы нет одной ноги. Именно поэтому она вовремя не улетела со своими «друзьями-дергачами» на юг. Именно поэтому ему так легко удалось ее догнать. Потрясение мальчика от содеянного настолько сильно, что он тут же «стал руками выгребать ямку и хоронить так просто, сдуру загубленную живность».
Но погребение птицы не стало развязкой. Этот случай вырос в мучительное воспоминание-вину, преследующее рассказчика в течение всей жизни. А чувство вины стало центром рассказа. И великолепный летний пейзаж, наполненный красками и звуками, кажется рассказчику несовершенным, пока не вернулись коростели. И скрип коростеля дороже соловьиных трелей. И целый каскад восклицательных предложений «Явился бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит!» — нарушает ровный ход дальнейшего повествования, показывая чувство признательности этой птице, снова вернувшейся с юга: «Значит, лето полное началось… значит, все в порядке». Но не все в порядке. И об этом говорит «нетерпение и вина, уже закоренелая», с которой ждет уже взрослый рассказчик каждое лето коростелей. «Томлюсь я и жду коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку».
Инверсия подчеркивает ключевые слова: нетерпение и вина, уже закоренелая, томлюсь, жду. И неторопливый рассказ о нелегкой жизни коростеля, о его вынужденном перелете Средиземного моря дважды в год, с тем чтобы здесь, в России, вывести птенцов, выкормить их и снова добираться до Африки, звучит упреком тому несмышленому мальчишке, который загубил птицу. Рассказчик многое знает теперь о жизни коростелей: то, что коростель в одном старинном городе считается священной птицей, что он изображен на гербе города, что в средневековье за убийство коростеля приговорили бы к смерти… Но наказание, постигшее его, возможно, страшнее смерти.
Смерти он не боится, так спокойно пишет о войне: «Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли». Наказание его в чувстве вины, которую нельзя ни искупить, ни загладить, ни забыть, как нельзя вернуть коростеля. И поэтому рассказ озаглавлен вопросом «Зачем я убил коростеля?», но ответа на этот вопрос нет. Все так же настойчиво звучит он и в конце: «Но отчего же, почему же… зачем я убил коростеля? Зачем?»
Рассказ-исповедь о многом заставляет задуматься: и о том, какую власть над нами имеют детские впечатления, как нередко определяют они нашу дальнейшую жизнь, и о чувстве ответственности за все, что совершаем, и о том, чего нельзя высказать словами, что каждый из нас когда-нибудь вкладывает в этот роковой вопрос «Зачем?…». А для ответа на него иногда не хватает всей жизни.
Цели:
- познакомить с произведением В.П.Астафьева, понятиями “экология”, “экологическая акция”,повторить понятия “синонимы”, “фразеологический оборот”;
- развивать речь, мышление, память, эмоциональное восприятие текста, навык выразительного чтения;
- воспитывать бережное отношение к природе, деятельное сочувствие к “братьям меньшим”, доброту, умение видеть красоту природы.
Оборудование:
портрет В.П.Астафьева,
(Рисунок 5)
тексты рассказа “Зачем я убил коростеля?”, изображение птицы коростеля, его гнезда, гербы городов с изображением коростеля, аудиозапись крика коростеля.
Ребята! Сегодня у нас необычный урок литературы, он проходит в рамках “Недели культуры” и посвящен дню экологии. Прежде чем мы начнем работу с новым произведением давайте послушаем стихотворение М. Дудина “Берегите Землю”.
(Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение.)
Берегите Землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики… Берегите Землю! Берегите Чудо песен городов и весей, Мрак глубин и волю поднебесий… Берегите Землю! Берегите Времени крутые повороты, Радость вдохновенья и работы, Древнего родства живые свойства, Дерево надежд и беспокойства, Откровение земли и неба, Сладость жизни, молока и хлеба. Берегите доброту и жалость, Чтоб они за слабого сражались. Берегите будущего ради, Это слово из моей тетради. Все дарю! И все от вас приемлю! Только берегите эту Землю!
– К чему призывает поэт? – О чем он просит читателя? – О чем мы сегодня будем беседовать, какова тема урока? (Охрана природы, экология.) – Давайте вспомним, что такое экология? (Наука о природе.) – Что такое экологическая акция? – Какие экологические акции вы знаете? (“Птичий домик”, “Покормите птиц зимой”, “Экологический субботник”.)
Сейчас на дворе весна. Замечательное время года!
– Ребята, почему люди любят весну, ждут ее прихода? (Тает снег, ярче светит солнце, становится теплее, прилетают птицы.)
Сегодня мы познакомимся с рассказом В.П.Астафьева, героем которого тоже является птица.
Чтение рассказа подготовленными учениками.
– О чем сожалеет автор? (Об убитой им птице) – Когда произошел этот случай? (В детстве.) Астафьев был примерно в вашем возрасте, когда совершил этот бездушный и бездумный поступок, но он мучал писателя всю жизнь. – Найдите подтверждение этому в тексте. (Последний абзац.) – Почему же этот случай так запал ему в душу? (Птица была совершенно безобидной, не могла защитить себя, обижать слабого – подло.) – Чем трудна жизнь коростеля? Найдите ответ в тексте (Абзацы 3, 4, 5).
Вот эта птица.(Демонстрация изображения коростеля) (Рисунок 1)
Скромное оперение, небольшая по размеру. А это кладка в гнезде.(Демонстрация гнезда с кладкой)
(Рисунок 2)
Птицы вьют его на земле, маскируют в траве. Если вы идете по полю или опушке, то необходимо внимательно смотреть под ноги, чтобы не наступить случайно на гнездо этой птички.
– Можно ли назвать эту птицу привлекательной? (Нет.)
Сейчас мы услышим крик коростеля. (Прослушивание аудиозаписи с криком птицы.)
– На что похож крик птицы? (На скрип.) – Можно ли сказать,что это красивая песня? (Нет.) – Дает ли нам это право уничтожать тех, кто кажется нам непривлекательным, некрасивым? (Нет.) – Назовите еще животных, которые вызывают у человека антипатию. (Змеи, лягушки и др.) – Чем полезны эти животные? (Змеи уничтожают грызунов, лягушки – насекомых.) – Давайте вспомним в какой стране расположен город, где на гербе изображен коростель? (Франция.) Взгляните на герб этого города.(Демонстрация изображения герба.) (Рисунок 3)
– Какому наказанию подвергался человек, убивший птицу, изображенную на гербе? (Приговаривали к смерти.) – На что надеется автор, когда вспоминает убитую птицу? Найдите ответ в тексте. – Чему учит этот рассказ? – Если вы случайно нашли гнездо с кладкой или птенцами, то как нужно поступить? – Какое еще название есть у коростеля? (Дергач.) Оказывается, ребята, не только во Франции есть город, на гербе которого изображен коростель, но и в России. – Кто из вас догадался, как называется город в России, на гербе которого изображена эта птица? (Дергач.)
(Рисунок 4)
– Как называются слова близкие по смыслу, но разные по звучанию и написанию? (Синонимы.) – Найдите в тексте фразеологизм, который обозначает “быстро убежать”. (Унести ноги.) – Что же мы можем сделать для природы? – Почему так важно охранять природу? (Человек– часть природы. Он не может без нее прожить ни в физическом, ни в духовном смысле. Природа вдохновляет нас, помогает восстановить силы, здоровье. Художники рисуют пейзажи, композиторы сочиняют музыку, поэты пишут стихи.)
Завершить урок мне вновь хочется поэзией. Послушаем стихотворение Н.И.Рыленкова “Как мне жалко людей…”. (Подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.)
Как мне жалко людей, про которых Говорят, что угрюмый их глаз Видит лишь водоемы в озерах, А в лесу древесины запас; Кто не может с речушкой сдружиться, Не заплачет навзрыд с куликом, Кто не знает, как пахнет душица На поемном лугу вечерком; Никогда не намокнет под ливнем, Босиком по росе не пройдет И под небом пронзительно-синим Не забудет про дни непогод. И о чем бы они не старались, – Есть присловье одно про таких: – Ни себе, ни другим не на радость Суетливые хлопоты их! Пей же всласть родниковую воду, Росной свежестью луга дыши, Кто не любит родную природу – Тот не знает народной души!
Берегите природу – народную душу, замечайте ее красоту! Помните, что все живое имеет право на жизнь не меньше, чем человек!
Домашнее задание.
Написать развернутый ответ на вопрос: “Чем я могу помочь природе?”
ВИКТОР АСТАФЬЕВ
(1924 –2001)
Виктор Петрович Астафьев – русский писатель-эссеист.
1 мая 1924 года в селе Овсянка, что на берегу Енисея, недалеко от Красноярска, в семье Петра Павловича и Лидии Ильиничны Астафьевых родился сын Виктор.
В семь лет мальчик потерял мать — она утонула в реке.
В. П. Астафьев никогда не привыкнет к этой потере. Все ему «не верится, что мамы нет и никогда не будет». Заступницей и кормилицей мальчика становится его бабушка — Екатерина Петровна. С отцом и мачехой Виктор переезжает в Игарку — сюда выслан с семьей раскулаченный дед Павел. «Диких заработков», на которые рассчитывал отец, не оказалось, отношения с мачехой не сложились, она спихивает обузу в лице ребенка с плеч. Мальчик лишается крова и средств к существованию, бродяжничает, затем попадает в детдом- интернат. «Самостоятельную жизнь я начал сразу, безо всякой подготовки», — напишет впоследствии В. П. Астафьев.
Учитель школы-интерната сибирский поэт Игнатий Дмитриевич Рождественский замечает в Викторе склонность к литературе и развивает ее. Сочинение о любимом озере, напечатанное в школьном журнале, развернется позднее в рассказ «Васюткино озеро».
Окончив школу-интернат, подросток зарабатывает себе на хлеб в станке Курейка. «Детство мое осталось в далеком Заполярье, — напишет спустя годы В. П. Астафьев. — Дитя, по выражению деда Павла, „не рожено, не прошено, папой с мамой брошено“, тоже куда-то девалось, точнее — откатилось от меня. Чужой себе и всем, подросток или юноша вступал во взрослую трудовую жизнь военной поры». Собрав денег на билет. Виктор уезжает к Красноярск, поступает и ФЗО. «Группу и профессию в ФЗО я не выбирал — они сами меня выбрали», расскажет впоследствии писатель. Окончив учебу, он работает составителем поездов на станции Базаиха под Красноярском.
Осенью 1942 года Виктор Астафьев добровольцем уходит в армию, а весной 1943 года попадает на фронт. Воюет на Брянском. Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией» и «За освобождение Польши». Несколько раз он был тяжело ранен.
Творчество Астафьева было связано в основном с военной и деревенской прозой. К первым произведениям писателя относится рассказ «Васюткино озеро». Вскоре в журнале «Смена» стали появляться его первые работы, привлекшие внимание критиков. Среди них повести «Стародуб» и «Перевал». Повествование Астафьева велось с точки зрения просто рабочего или солдата. Он также написал немало рассказов для детей. Его книги были переведены на многие языки, так как передавали самобытность русской деревни и военного дела.
ЗАЧЕМ Я УБИЛ КОРОСТЕЛЯ?
Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.
Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.
От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать — непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!
Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.
Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.
Я узнал птицу — это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края — зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки — в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.
Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.
Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.
Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.
И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.
И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.
Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.
Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «…где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.
Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море.
Как идет коростель, где, какими путями — мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц — небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.
Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.
Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.
Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
Размышляем о прочитанном
1 О чем говорит заголовок рассказа? Получает ли повествователь ответ на свой вопрос?
2. Когда происходят описанные события?
3.Что более всего сохранилось в детской памяти? Как в описании птицы переданы чувства повествователя?
4.Почему повествователь каждый год с нетерпением ждет коростелей? Какими языковыми средствами это подчеркивается?
5. В чем наказание за содеянное? Почему рассказ завершается вопросом?О чем заставляет задуматься?
Проблематика текста
1. Проблема взаимосвязи человека и природы. (Прав ли человек, считая себя «царем природы»?Есть ли у человека моральное право на жестокое отношение ко всему живому?)
2. Проблема влияния детских впечатлений на жизнь человека. (Как детские впечатления обусловливают дальнейшую жизнь человека? Может ли проступок быть оправдан тем, что он совершен в детстве?)
3. Проблема угрызений совести.(Можно ли оправдать поступки малым возрастом? Есть ли возраст у ответственности?)
Размышляем над проблемами…
1. Человек — часть природы. Иногда он ставит себя выше и сильнее всего живого. Вправе ли он так поступать? Ответ на этот вопрос можно получить, читая рассказ В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?» Сложны отношения между человеком и природой. Инстинкт охотника движет маленьким человеком, когда он видит убегающую птицу. Догнал и уничтожил, совершив бессмысленный и жестокий поступок. Мертвая птица с одной лапкой вызывает чувство жалости и сострадания. Живое существо нуждалось в защите, а не нападении, но дикий азарт заглушил все человеческое. Повествователь осуждает себя за бездумный поступок, совершенный в детстве. Если ты человек, то должен помнить о сострадании и милосердии по отношению ко всему живому. Повествователь вспоминает убийства на войне и убийство в мирное время бедной птицы. Если первые можно оправдать тем, что человек защищает свою землю, все, что ему дорого и свято, каждую родную березку, то убийство коростеля — черное пятно на совести человека, его мука — возмездие за жестокость. Нет у человека морального права на уничтожение живого.
2. Прошлое встает кричащим укором для взрослого человека в рассказе В.П.Астафьева «Зачем я убил коростеля?»
Потрясение, полученное в детстве, так велико, что перед глазами даже через сорок лет возникает образ убитой птицы. Осмысливая содеянное, повествователь объясняет свой поступок мальчишеством, азартом охотника, игрой. Но от этой игры мальчик внезапно очнулся, держа перед собой невесомое тельце своей жертвы. Беззащитная птица, да еще и без одной лапки, вызывает непреодолимое чувство вины. Пытаясь избавиться от ощущения преступления, мальчик спешно закапывает птицу. Птицы нет в руках, но она так и осталась в его памяти, заставляя ежегодно смотреть в небо и ждать коростелей, тайно надеясь на прощение.
- Нужно ли терпеть муки совести или проще забыть то, что совершено в неразумном возрасте?
«Зачем я убил коростеля?» — рассказ В.П.Астафьева неслучайно содержит вопрос в заголовке. Есть в жизни человека поступки, за которые ему приходится отвечать в течение всей своей жизни, а иногда так и не получать ответы на вопросы своей совести. Бессмысленно убитая в детстве птица заставляет повествователя постоянно задаваться этим вопросом. Он проживает долгую жизнь, проходит военные испытания, но не прощает себя именно за тот мальчишеский поступок, который мог быть объяснимым, но не может быть прощенным самому себе. Зная подробности жизни этих птиц, повествователь говорит о справедливом возмездии, которое было бы возможно, живи он в другое время и в другом месте. Каждую весну он с нетерпением ждет прилета коростелей, как будто этим нетерпеливым ожиданием он может искупить свою вину, чувствуя свою ответственность за поступок, совершенный в далеком детстве.
Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.
Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.
От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать — непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!
Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.
Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.
Я узнал птицу — это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края — зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки — в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.
Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.
Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.
Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.
И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.
И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.
Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.
Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «…где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.
Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море.
Как идет коростель, где, какими путями — мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц — небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.
Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.
Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.
Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?
_________
Недвижимость
Юридические документы
Трудовые отношения
Сейчас читают
- Краткое содержание Стендаль Ванина Ванини
Произведение начинается с того, что герцог дает пышный бал в своем новом дворце. И благодаря красоте, юности и очарованию, которое Ванина Ванини излучала как солнечные лучи. Ее сделали королевой бала, она на бал пришла в сопровождении отца. - Краткое содержание Быков Волчья стая
Во время войны небольшую группу раненых партизан в составе тяжело раненого Тихонова, беременной на последнем месяце радистки Клавы, пулеметчика из группы разведки Левчука - Краткое содержание Аверченко Специалист
- Краткое содержание Чехов Юбилей
Банку некоего Общества взаимного кредита предстоит годовщина – пятнадцать лет. Сотрудники банка нарядно одеты, а вокруг обстановка праздника и роскоши. - Краткое содержание Бунин Митина любовь
Митя влюблен в Катю. Она учится в театральной школе и живет со своей мамой. Директор занимается с Катей индивидуально. Митя ревнует Катю к нему. Отношения между влюбленными меняются.
Пересказ
События этого поучительного рассказа сорокалетней давности. Герой повествования спешит домой после рыбной ловли. Вдруг мальчик замечает птичку, мирно сидящую у края дороги. Птица, увидев мальчика, пытается скрыться, но у нее не получается. Героя охватил дикий азарт, стремление догнать и убить птицу. Мальчик настиг бедное существо и забил насмерть удочкой. Это оказался коростель, у него отсутствовала одна лапка. Ребенку стало жалко убитую понапрасну птицу. Он взял мертвое тельце и закопал у дороги.
С той самой поры наш герой ждет не дождется весны, ждет, когда прилетят коростели. Он до сих пор не может простить себе тот ужасный поступок, ту глупость, которую он совершил много лет назад. Эта вина тяжелым грузом лежит у него на душе.
Герой рассказа теперь знает, какая сложная жизнь у этого рода птиц, как им трудно перебираться с места на место. Сколько сил им стоит прилететь в наши края.
И вот уже много, много лет прошло, мальчишка уже вырос и состарился. Бывал он и на войне, убивал людей, но так и не простил себя за то, что будучи ребенком лишил жизни того самого раненого коростеля.
Астафьев в своем произведении затронул тему бессмысленности необдуманных поступков. О том, как порою жесток человек, и к чему это приводит. Не следует сдуру совершать глупостей, ведь об этом будешь жалеть всю жизнь.
Оцените произведение:
- 3.18
Голосов: 49
Читать краткое содержание Зачем я убил коростеля?. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Краткое содержание
Рассказчик вспоминает о событиях, случившихся около сорока лет назад, и пускается в рассуждения о неправильном поступке, который тогда совершил. Он был ещё совсем мальчишкой, ранней осенью возвращавшимся с рыбалки по скошенному лугу. Там, в траве, он увидел птицу, которая сначала притаилась, но, чувствуя на себе чужой взгляд, побежала, неуклюже заваливаясь набок.
Автор сравнивает себя в тот момент с настоящим хищником вроде гончей собаки: убегая от него, ещё больше разожжёшь в нём азарт. Полностью охваченный охотничьей страстью, он догнал птицу и захлестал её сырым удилищем.
Но после этого азарт мальчика прошёл. Он взял в руки бесчувственное тело птицы. Окрас её перьев был желтоватым, со ржавчинкой по бокам, а на спине — будто россыпь темноватых гнилушек. Мальчуган узнал птицу — это был коростель, которого также называли дергачом. Его сородичи отправились на зиму в тёплые края, а у этого не было одной лапки, так как в сенокос он попал под литовку. Поэтому он и бежал так неуклюже.
Мальчик почувствовал сильную жалость к птице и осознал, что загубил её сдуру. Он выкопал ямку в земле, чтобы похоронить её и тем самым хоть немного облегчить свою вину.
С тех пор прошло много лет. Мальчик, выросший в семье охотника, потом сам начал охотиться, но никогда не стрелял без необходимости. Каждое лето он ждал из тёплых краёв коростелей — настоящих вестников лета и сенокоса. Слыша звуки птиц, он надеялся, что среди них есть и голос того, кто прощает несмышлёного мальчишку за ужасный проступок.
Главный герой также узнал, что жизнь коростелей и их дорога в тёплые края и обратно в Россию очень трудны. Они зимуют в Африке, а в апреле начинают путь домой, чтобы там свить гнездо, выкормить потомство, а затем вновь уносить ноги от лютой зимы. Они не привыкли летать, зато быстры в беге, но им всё же приходится дважды перелетать Средиземное море, в результате чего тысячи птиц гибнут при перелёте.
На их пути находится небольшой древний город на юге Франции, где коростель считается священным и даже изображён на городском гербе. День, когда эти птицы входят в город, считается большим праздником.
Рассказчик также добавляет, что за свою жизнь много чего повидал, был на войне, где стреляли в него, и он стрелял, но самой мучительной мыслью для него по-прежнему остаётся вопрос, почему он когда-то в детстве необдуманно загубил коростеля.
КАЛЕНДАРНО – | |||||||||
№ п/п | Тема урока | Организация | Формы контроля | Теоретические понятия | Дата проведения | ||||
План | Факт | ||||||||
Темы, не | |||||||||
1 | У. МАЦУО БАСЁ. Образ поэта. Основные Р. Р.Л. | — знакомство со страницами — чтение и анализ | — индивидуальные сообщения — анализ эпизодов — ответы на вопросы | — сонет — хокку — лиро-эпическая песня — баллада — аллегория приключенческая литера | |||||
2 | А. Р.БРЕДБЕРИ. Рассказ «Все лето в Я. | — беседа по вопросам — анализ эпизодов — исследовательская работа с текстом — — характеристика образов | — пересказ от другого лица — рисунки учащихся к рассказу | — позиция автора — фантастика — поэтический образ | |||||
Введение (1 | |||||||||
3 | Художественная литература и история. | — беседа по содержанию курса и учебника — обмен впечатлениями о прочитанном летом — повторение материала о жанровом своеобразии и | — устное высказывание — ответы на вопросы на стр.4-5 | — творческий процесс — афоризм — историзм — жанры и роды литературы. | |||||
Из устного | |||||||||
4 | Исторические песни. Исторические песни XVI | — сообщения и презентация учащихся по теме — беседа о событиях Грозного — исследовательская работа с текстом — работа с иллюстрацией учебника, репродукцией картины | — сообщения о событиях Грозного — рассказ по тезисному плану — ответы на вопросы | — песня как жанр фольклора — историческая песня — отличие исторической песни от былины и летописи — песня-плач — солдатские песни — параллелизм — постоянные эпитеты | |||||
5 | Исторические песни XVII века. | — презентация об исторических песнях XVII — обмен впечатлениями — анализ художественного строя, ритма, поэтики песен — беседа символическом значении образов | — заполнить сравни-тельную таблицу по материалам — выписать из текста гиперболы, повторы — письменный отзыв о герое | ||||||
Из | |||||||||
6 | Житийная литература. «Житие Сергия Радонежского» (анализ | — презентации по теме — запись определений — сообщение о картине М.В. Нестерова — историческая справка о Куликовской битве, Сергии — комментированное чтение — беседа с элементами анализа — рассматривание иллюстраций и составление устного рассказа | — проверка и оценка сообщений учащихся, выборочных — оценка ответов на вопросы в процессе комментированного чтения | — житийная литература — летописный свод. — житие как жанр древнерусской литературы — слово как жанр древнерусской литературы — авторская позиция — тропы — фигуры | |||||
7 | «Слово о погибели Русской земли…». Подвиг во имя Руси. «Житие Александра Невского». | — сообщения учащихся о церкви Покрова на Нерли, — комментированное чтение — исследовательская работа с — беседа по вопросам — беседа-лекция об исторических событиях, связанных с — комментированное чтение — беседа по вопросам — просмотр эпизодов фильма «Александр Невский» | — сообщения по теме урока — проверка и оценка сообщений , выборочных пересказов — анализ личности князя Александра Невского по тексту сочинение-размышление «Кто он – сын земли Русской» | ||||||
Из русской | |||||||||
8 | Г.Р. Державин — поэт и государственный деятель. Основные | — знакомство с презентацией биографии — выразительное чтение стихов — определение ключевых мотивов произведения — лексическая работа — языковой анализ — лекция- беседа — комментированное чтение — исследовательская работа с текстом — словарная работа | — проверка и оценка сообщений учащихся — развернутый ответ на вопросы — анализ лирического произведения — чтение наизусть стихотворения Г.Р.Державина — оценка домашнего задания — проверка сравнитель-ной таблицы | — классицизм — ода — авторская позиция | |||||
9 | Сентиментализм как литературное направление. Н.М. | — чтение статьи учебника и составление развернутого плана — беседа по вопросам — знакомство со страницами жизни и творчества писателя — исследовательская работа с текстом и оформление результатов — анализ эпизодов повести; работа с репродукциями картин художников | — таблиц «Основные — сообщения по теме урока — оценка домашнего задания — пересказ эпизодов — тестирование — развернутый ответ на вопросы | — сентиментализм как литературное направление — сентиментализм и классицизм — жанр сентиментальной повести | |||||
10 | Новый тип героя в произведении. | — работа над проблемными вопросами — аналитическая беседа — характеристика Лизы — заполнение таблицы — обсуждение тем сочинений — работа над структурой сочинения | — сравнительная характеристика героев — сочинение-миниатюра | ||||||
| |||||||||
11 | Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. | — работа со статьями учебника — презентация биографии поэтов — составление сравнительной таблицы — чтение наизусть и анализ стихотворений — определение ключевых мотивов произведений — комментированное чтение баллады — беседа по вопросам — составление таблицы — анализ языковых средств | — чтение наизусть — презентация — устное высказывание — развернутый ответ на вопросы — анализ лирического произведения | — романтизм как литературное направление — философская лирика — элегия — манифест — оксюморон — анафора — баллада — дума | |||||
12 | В.А. Жуковский. Анализ стихотворений «Море», «Невыразимое». | — исследовательская с текстами — обмен впечатлениями — анализ языковых средств | — словесное рисование — развернутый ответ на вопросы — анализ лирического произведения | ||||||
13 | К. Ф. Рылеев. « Иван Сусанин», «Смерть Ермака». | — презентация биографии поэта — историческая справка — комментированное чтение произведений — беседа по вопросам — характеристика героев — анализ языковых средств | — чтение наизусть — анализ стихотворений | ||||||
14 | Основные темы, мотивы лирики | — исследовательская с текстами — лексическая работа — работа с репродукциями картин художников — работа над составлением сравнительного анализа поэтов на одну тему — обмен впечатлениями — анализ языковых средств | — — чтение наизусть | — баллада — элегия — дума — — — интонация — тема — мотив — «легкая» поэзия | |||||
15 | Тематическое богатство поэзии А. С. Пушкина. Анализ «И.И. Пущину», «19 октября». А.С.Пушкин. «Бесы». «Песни о Стеньке Разине». | — презентация биографии — лекция- беседа — комментированное чтение стихов сообщения учащихся — подготовка вопросов к анализу стихотворений — выявление настроения стихотворений — исследовательская работа с текстами — комментированное чтение — словарная работа — анализ языковых средств | — проверка и оценка сообщений учащихся — развернутый ответ на вопросы — анализ лирического произведения — словесное рисование — анализ стихотворения — чтение наизусть | ||||||
16 | «Маленькие трагедии» (обзор). | — выступления учащихся с характеристикой и анализом по предварительно составленному плану | — характеристика тематики и системы образов по | — трагедия | |||||
17 | «Капитанская дочка». Историческая основа и творческая Тема семейной чести в романе. Порядки в Белогорской крепости. | — историческая справка — беседа по вопросам — обсуждение эпиграфа повести — чтение и обсуждение статьи учебника — исследовательская работа с текстом — составление цитатного плана главы повести — художественный пересказ — беседа по вопросам — заполнение таблицы — характеристика персонажей — анализ эпизодов | — развернутый ответ на вопросы — анализ эпизода — характеристика героев — цитатный план главы «Поединок» и художест—венный пересказ главы. — выписать из текста детали, воссоздающие — рассказ о Швабрине | — исторический роман. | |||||
18 | Изображение народной войны и ее вождя. Образ Пугачева. Становление Смысл названия повести. | — чтение по ролям — работа с иллюстрациями — пересказ и анализ эпизодов — составление тезисного и сложного планов эпизодов — беседа по вопросам — характеристика Пугачева — работа с текстом — анализ эпизодов — беседа по содержанию повести — выявление основных нравственных проблем — характеристика жанровых особенностей — беседа по содержанию — характеристика Маши — заполнение таблицы | — развернутый ответ на вопросы — чтение наизусть калмыцкой сказки — характеристика героев — развернутый ответ на вопросы — анализ эпизода — характеристика героев — индивидуальные сообщения — ответы на вопросы — словесное рисование | ||||||
19, 20 | Подготовка к контрольному сочинению №1 по творчеству А.С. Пушкина. Контрольное сочинение №1 по творчеству А.С. Пушкина. | — обсуждение тем сочинений — работа над структурой сочинения | — контрольное сочинение | ||||||
21 | М.Ю. Лермонтов. Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри». к произведению. | — знакомство со страницами жизни и творчества поэта — беседа по содержанию поэмы — обмен впечатлениями — определение ключевых мотивов произведения — обсуждение композиции произведения — чтение эпизодов и анализ поэмы — характеристика героя | — индивидуальные сообщения — анализ эпизода — словесное рисование — цитатный план поэмы — нарисовать обложку к произведению | — лиро-эпическая поэма — сюжет и фабула в поэме — роль вступления лирического монолога романтическое поэтический синтаксис (риторические фигуры). — романтические традиции — обращения — восклицания | |||||
22 | Художественная идея поэмы и средства ее выражения; | — чтение и анализ эпизодов — выявление авторской позиции — словесное рисование — пересказ и анализ эпизодов — подбор цитат для характеристики персонажа — чтение статьи учебника | — словесное рисование — анализ поэмы — наизусть фрагмент поэмы — составление характеристики Мцыри (письменно) — чтение наизусть фрагмента поэмы | ||||||
23 | Контрольная тестовая работа №1. | — выполнение тестовых заданий | — контрольная тестовая работа | ||||||
24 | Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творчес-кая и сценическая история | — знакомство со страницами жизни и — презентация «А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь» — знакомство с творческой и сценической историей — обсуждение афиши — обмен впечатлениями | — индивидуальные сообщения — развернутый ответ на вопросы — сообщение «Первое представление комедии «Ревизор» | — драма как род литературы — своеобразие драматических произведений — комедия — юмор — сатира — «говорящие» фамилии — реплика — ремарки — гротеск — гипербола — фантастический элемент как прием создания комической ситуации | |||||
25 | «Сборный город всей темной | — исследовательская работа с текстом — составление таблицы о чиновниках — анализ эпизодов — беседа | — заполнить наиболее показательными цитатами — сообщение о реальных событиях, нашедших отражение в комедии | ||||||
26 | Растерянный Хлестаков и испуганный | — выразительное чтение по ролям — художественный — исследовательская — беседа — инсценирование | — пересказ и анализ эпизодов — словесное рисование — ответы на вопросы по произведению | ||||||
27 | Хлестаков — «вельможа» и «значительное лицо». Анализ третьего действия. | — анализ эпизодов — составление таблицы — исследовательская — чтение по ролям | — ответы на вопросы — письменный отзыв о произведении | ||||||
28 | Дары города. Разоблачение пороков чиновничества Анализ четвертого действия. | — пересказ сцен с купцами, слесаршей, — характеристика чиновников — заполнение таблицы — беседа — | — индивидуальные сообщения :объяснить смысл фамилии | ||||||
29 | Художественная идея комедии. Анализ пятого действия. | — комментированное чтение — беседа на основе прочитанного — определение роли диалога — ролевое чтение — выявление авторской позиции | — написать новеллу «Звездный час Ивана Александровича | — комический рассказ | |||||
30 | Речь как средство создания образов героев комедии. Н.В. Гоголя «Ревизор». | — составление словаря комедии — чтение и анализ сцен и диалогов — чтение по ролям с элементами инсценирования — составление речевой характеристики героев — обсуждение тем сочинений — работа над структурой сочинения — составление тезисного плана | — устное высказывание — письменный ответ на вопрос по произведению — контрольное сочинение | — реплика — интонация — комедия — юмор — сатира | |||||
31 | И.С. Тургенев. Основные вехи | — знакомство со страницами жизни и творчества поэта — обзор-лекция с презентацией о — обмен впечатлениями — беседа по повести «Ася» — анализ вопросов домашнего задания — аналитическая беседа — работа над композицией — комментированное чтение | — индивидуальные сообщения — развернутый ответ на вопросы — составление рассказа очевидца — анализ эпизодов | — лирическая повесть — — — — — — — символ — метафора — — символ | |||||
32 | Господин N. N. Образ природы.Тема рока в повести. Образ Аси. Цельность | — беседа по вопросам — определение функции образов — анализ авторского отношения к — комментированное чтение — беседа на основе прочитанного — определение роли диалога — характеристика героев — выявление авторской позиции — ответы на вопросы | — письменный отзыв о герое — выписать из текста фрагменты, — ответы на вопросы — цитатный — пересказ | ||||||
33 | Подготовка к контрольному сочинению №3 по повести И.С. | — обсуждение тем сочинений — работа над структурой сочинения — составление тезисного плана | — контрольное сочинение | ||||||
34 | Н.А. Некрасов. Основные вехи «Зеленый шум». | — знакомство со страницами жизни и — комментированное чтение — беседа на основе прочитанного — обмен впечатлениями — анализ языковых средств — определение темы и идеи произведения — выявление авторской позиции | — презентация и индивидуальные сообщения — анализ лирического произведения по плану — чтение наизусть | — песня — олицетворение — риторические — восклицания — фольклорные приемы в поэзии — народность — эпитет — бессоюзие — рефрен | |||||
35 | А.А. Фет. Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии поэта. | — знакомство со страницами жизни и — комментированное чтение — беседа на основе прочитанного — определение темы и идеи произведения — обмен впечатлениями — выявление авторской позиции — анализ языковых средств | — словесное рисование — анализ стихотворений по плану — чтение наизусть | — стих — строфа — инверсия | |||||
36 | Краткие сведения об А. Н. Островском. Пьеса-сказка «Снегурочка». Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы | — знакомство со страницами жизни и — комментированное чтение — беседа по вопросам — обсуждение проблематики произведения и своеобразия — беседа по содержанию рассказа — определение ключевых мотивов произведения — анализ эпизодов — характеристика героев — беседа по содержанию произведения — анализ эпизодов — литературоведческий анализ — анализ художественных средств и приемов создания образов — заполнение таблицы | — презентация и индивидуальные сообщения — анализ эпизодов — словесное рисование — — письменный отзыв на эпизод — характеристика Снегурочки | — драма — конфликт композиция лирическая песня эпическая песня — пролог | |||||
37 | Л. Н. Толстой. вехи биографии «Отрочество» (главы из повести). Отражение | — знакомство со страницами жизни и творчества — комментированное чтение — беседа по вопросам — анализ авторского отношения к героям | — презентация и индивидуальные сообщения — устные высказывания — творческая работа | — автобиографическая проза | |||||
38 | Л. Н. Толстой «После бала». История создания. Анализ | — беседа и комментарий на основе прочитанного — чтение и анализ эпизодов — определение ключевых мотивов произведения — работа над образами | — художественный пересказ — ответы на вопросы — анализ эпизодов — развернутый ответ на вопросы — заполнение таблицы «Полковник и наказываемый» — выписать из рассказа цитаты, передающие наиболее | — рассказ — композиция — фабула | |||||
39, 40 | Подготовка к контрольному сочинению №4 по творчеству Контрольное сочинение №4 по творчеству Л.Н.Толстого. | — обсуждение тем сочинений — работа над структурой сочинения | — контрольное сочинение | ||||||
| |||||||||
41 | М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Свобода и М. Горького. «Песня о Соколе». | — знакомство со страницами жизни и — беседа и комментарий на основе прочитанного -чтение и анализ эпизодов — анализ художественных средств и приемов | — презентация и индивидуальные сообщения — устные высказывания — анализ эпизодов — письменный ответ на вопрос | — романтизм — образ- символ | |||||
42 | Рассказ «Макар Чудра». Проблема Специфика песни и романтического рассказа. Художественное | — анализ вопросов домашнего задания — беседа по вопросам — выявление сюжетных линий и проблематики рассказа — определение ключевых мотивов произведения — беседа по вопросам — анализ авторского отношения к героям | — беседа по вопросам учебника — сопоставительная характеристика героев; — выписать из текста рассказа цитаты-размышления Макара | — рассказ — легенда — рассказчик | |||||
43 | М. Горький «Мой спутник». Образ Шакро и рассказчика. Проблема слияния «разумного» и | — беседа и комментарий на основе прочитанного — анализ языковых средств — обмен впечатлениями | — устное высказывание — рассказ о литературном герое по плану | ||||||
44 | В. В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и | — знакомство со страницами жизни и творчества поэта — комментированное чтение и анализ стихотворений — анализ языковых средств — обмен впечатлениями | — выучить наизусть фрагмент стихотворения | — рифма — ритм — неологизм — аллитерация — ассонанс | |||||
45 | Краткие сведения о Н.А. Тэффи. Темы творчества. «Свои | — знакомство со страницами жизни и творчества писателя — беседа и комментарий на основе прочитанного — анализ языковых средств — обмен впечатлениями | — выписать 2—3 афоризма на тему «Смех», объяснить их | — сатира — юмор — ирония — литературный анекдот | |||||
46 | Краткие сведения о М.М. Зощенко. Художественное | — знакомство со страницами жизни и творчества писателя — беседа и комментарий на основе прочитанного — анализ языковых средств — обмен впечатлениями — беседа и комментарий на основе прочитанного — анализ языковых средств — обмен впечатлениями — анализ эпизодов | — характеристика героев — словесное рисование — письменный отзыв об эпизоде — презентация и индивидуальные сообщения — творческая работа — выразительное чтение | — фельетон — градация — сказ — сатира — ирония — юмор — жанр — тема — афоризм | |||||
47 | Краткие сведения о 1940-1950-х годов. «Я не ищу | — слово о поэте — чтение и выразительными средствами — творческая работа — обмен впечатлениями | — презентация и индивидуальные сообщения — чтение наизусть — анализ лирического произведения по плану | — тема стихотворения. — глагольная метафора — метафорический эпитет — портрет | |||||
48 | М.В. Исаковский. Основные вехи биографии поэта. | — знакомство со страницами жизни и — комментированное чтение — — беседа по вопросам | — чтение наизусть — анализ лирического произведения по плану | — лирическая песня — поэтика — риторическое обращение — стилизация — устная народная поэзия — тема стихотворения. | |||||
49 | М.В. | — чтение и выразительными средствами — творческая работа — обмен впечатлениями | — чтение наизусть — анализ лирического произведения по плану | ||||||
50 | Анализ стихотворения М.В. Исаковского | — беседа с — анализ языковых средств — обмен впечатлениями — ответы на вопросы | — чтение наизусть — анализ лирического произведения по плану | ||||||
51 | А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в «За далью – даль». | — знакомство со страницами жизни и — чтение и анализ — обмен впечатлениями — беседа по вопросам | — презентация и индивидуальные сообщения — анализ лирического произведения по плану | — дорога и путешествие в эпосе А.Т. Твардовского — тема — художественная идея — лирический герой — авторская позиция | |||||
52 | Художественное своеобразие поэмы «За далью – даль». | — беседа и комментарий на основе прочитанного — чтение и анализ эпизодов — анализ языковых средств — словесное рисование | — наизусть отрывок из поэмы «За далью – даль» | ||||||
53 | Краткие сведения о В.П. Астафьеве. «Последний поклон». Тема человека и | — знакомство со страницами жизни и творчества писателя — беседа по вопросам — определение основной сюжетной линии и идеи произведения — анализ эпизодов | — пересказ и анализ эпизодов — отзыв на эпизод | — композиция — образ — сюжет | |||||
54 | Проблема | — беседа и комментарий на основе прочитанного — чтение и анализ эпизодов — определение ключевых мотивов произведения — работа над образами | — цитатный план статьи «Уроки доброты» — выписать из текста фразы, воссоздающие — художественный пересказ эпизодов с посылкой и приглашением к обеду | ||||||
55 | Сочинение-эссе по | — комментарий по написанию сочинения-эссе — рекомендации по формулировке темы | |||||||
56 | Краткие о В.Г. XX | — знакомство со страницами жизни и творчества писателя — лекция-беседа о прозе В.Г. Распутина | — письменный анализ эпизода — словесное рисование — ответы на вопросы | ||||||
57 | Нравственная | — беседа и комментарий на основе прочитанного — чтение и анализ эпизодов — определение ключевых мотивов произведения — работа над образами | — презентация и индивидуальные сообщения — сочинение — ответы на вопросы | — рассказ — конфликт — сюжет — портрет — эпизод — художественная идея | |||||
58 | Центральный конфликт и основные | — беседа по вопросам — комментированное чтение и анализ эпизодов — определение темы и идеи — характеристика героев | — словесное рисование — ответы на вопросы — эссе — характеристика героев | ||||||
59 | Контрольное сочинению №5 по творчеству В.Г.Распутина. | — обсуждение тем сочинений — работа над структурой сочинения — составление тезисного плана | — контрольное сочинение | ||||||
60 | Внеклассное чтение. «Этих дней не смолкнет слава». Чтение и восприятие | — музыкально-литературная — восприятие и анализ | — чтение наизусть | поэтический образ | |||||
61 | Проза писателей 20 века. В.П. Астафьев «Ангел-хранитель», В.Шукшин | — представление группами учащихся произведений писателей — обсуждение проблематики произведений — характеристика героев | — художественный пересказ — оценка ответов на вопросы в ходе беседы | ||||||
| |||||||||
62 | У. Шекспир. Краткие сведения о | — знакомство со страницами жизни и творчества — беседа о жанре произведения — чтение по ролям (трактовка персонажей) — беседа по вопросам | — индивидуальные сообщения — словесное рисование — чтение наизусть | — прототип — творческая история | |||||
63 | Проблематика трагедии. Герои трагедии как символ верной и чистой любви | — просмотр фрагментов художественного фильма — беседа по вопросам — комментированное чтение и анализ эпизодов — характеристика героев | — выразительное чтение — ответы на вопросы | — трагедия | |||||
64 | Краткие сведения О М. Сервантесе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика и | знакомство со страницами жизни и творчества писателя — беседа по вопросам — определение основной сюжетной линии и идеи произведения — анализ эпизодов — комментированное чтение и анализ эпизодов — характеристика героев | — художественный пересказ — оценка ответов на вопросы в ходе беседы — письменный отзыв на произведение | — рыцарский роман — пародия | |||||
Заключительные | |||||||||
65 | Контрольная тестовая работа №2. | — выполнение тестовых заданий | — контрольная работа | ||||||
66 | Защита творческих проектов. | — защита проектов | — творческий проект | ||||||
67 | Читательская конференция. Поэтические и прозаические | — знакомство с поэтическими | — поэтические и прозаические опыты учащихся. | ||||||
68 | Встреча с литературными героями. | — беседа по вопросам — викторина -инсценировка — художественное чтение | — викторина -инсценировка — художественное чтение | сюжет герой проблематика | |||||
В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет».
8 класс
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №22 Пос.Пересыпь Темрюкского района Краснодарского края
Радюшкина Галина Владимировна
Беседа по вопросам
– Что нового о сельской жизни в первой половине ХХ века вы узнали из рассказа В. П. Астафьева?
– Сюжет очень прост и не исчерпывает содержание рассказа. Что же необычного в этом произведении?
– Почему мы читаем его с
неослабевающим вниманием,
хотя и не следим за изгибами
сюжета?
Понятие двух типов сюжетов
Сюжет – система событий и действий, заключенная в произведении, его событийная цепь в той последовательности, которая дана в произведении.
Фабула – «выпрямленный сюжет».
Два типа сюжетов
а) динамический – развитие действия происходит напряженно, стремительно, в событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателей, сюжетные элементы четко выражены, развязка несет огромную содержательную нагрузку;
б) адинамический – развитие действия замедленно и не стремится к развязке, события сюжета не заключают в себе особого интереса, элементы сюжета выражены нечетко, развязка отсутствует или является формальной; в общей композиции много внесюжетных элементов, которые перемещают на себя внимание читателя. В таком сюжете главное – картина устойчивого бытия, которую рисует автор.
Вывод: сюжет рассказа Астафьева – адинамический; в нем важно не столько то, чем закончится история с фотографией, важен тот уклад сибирской деревни, довоенный, глубоко русский быт, который описывает автор.
Внесюжетные элементы
Внесюжетные элементы: элементы, которые не продвигают действие вперед, во время которых ничего в сюжете не изменяется, герои остаются в прежних положениях: описание, авторские отступления и вставные эпизоды.
Описание – литературное изображение внешнего мира или устойчивого жизненного уклада.
Авторские отступления – более или менее развернутые авторские высказывания философского, лирического или автобиографического характера, не характеризующие отдельных персонажей или отношение между ними.
Вставные эпизоды – относительно законченные фрагменты, в которых действуют другие персонажи, действие переносится в другое место и время и т. п.
Самостоятельная работа
Найти в рассказе указанные внесюжетные элементы.
1. Описания: «Деревенское окно, заделанное на зиму, – своего рода произведение искусства»; «Люблю я смотреть на оживающие цветы».
2. Авторские отступления: «А я таким вот и помню деревенского учителя…»; «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история».
3. Вставные эпизоды: беседа дяди Левонтия с учителем, помощь деревенских людей учителям («Уважение к нашему учителю и учительнице всеобщее, молчаливое»); сбор утильсырья («А в какой школе начали работать наши учителя!»); уроки в лесу, встреча со змеей («Как он много знал!»).
Словарная работа:
яркость и красочность языка Астафьева
катанки – это…
куть – это…
магарыч – это…
прострел – это…
сарана – это…
талина – это…
туес – это…
увал – это…
швырок – это…
А как вы понимаете смысл таких слов?
парниша-ревун,
домовничать,
деревенская молодица,
гужом ходили,
ухарски гикая,
настегала прутом,
нудь в ногах,
догляд людской.
Найдите в тексте диалектные и устаревшие слова.
Подведение итогов урока
1. Мир природы тесно связан с миром простых сельских жителей. О какой народной примете, раскрывающей глубокие знания свойств растений, вы узнали из рассказа Астафьева?
2. Почему «малоприметное» лицо учителя запомнилось герою на всю жизнь? Найдите описание учителя.
3. Почему в селе все уважали учителей? Почему учитель так никогда и не узнал, кто свалил ему воз дров?
4. Перескажите эпизод встречи со змеей от лица ребят. Дайте оценку поступку учителя.
5. Перечитайте следующий отрывок:
«Тут, я думаю, сработала благодарная человеческая память, сблизив и сроднив дорогих людей, а вот фамилии учителя с учительницей никто в Овсянке вспомнить не может. Но фамилию учителя можно и забыть, важно, чтоб осталось слово «учитель»! И каждый человек, мечтающий стать учителем, пусть доживет до такой почести, как наши учителя, чтоб раствориться в памяти народа, с которым и для которого они жили, чтоб сделаться частицей его и навечно остаться в сердце даже таких нерадивых и непослушных людей, как я и Санька» (с. 219).
– Какова, с точки зрения автора рассказа, главная цель жизни учителя?
6. Как вы поняли смысл финальной части рассказа Астафьева?
– Каким чувством проникнуто описание старых фотографий? Что хотел донести автор до современного читателя?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение описания со слов: «Люблю я смотреть на оживающие цветы» – до слов: «… и боязно было спугнуть среди зимы впорхнувшего к нам предвестника тепла, солнца, зеленой земли».
Написать минисочинение – развёрнутый ответ на вопрос: «Как вы понимаете фразу, заканчивающую повествование: «Деревенская фотография – своеобычная летопись нашего народа, настенная его история…»?
Презентация на тему Виктор Петрович Астафьев. Рассказ Фотография, на которой меня нет., предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 20 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.
Слайды и текст этой презентации
Фотография — это летопись в лицах.
Первый портрет — парсуна.
Парсуна — ранний «примитивный» жанр портрета
в Русском царстве.
Виктор Петрович Астафьев
(1924–2001 гг.)
Произведение Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» рассказывает
о воспоминаниях детства.
Герман Алексеевич Татаринов
В рассказе Астафьева читатель узнаёт о редком событии в жизни маленькой сибирской деревни Овсянки.
Весь день школьники, которым предстояло фотографироваться решали, что надеть, кто и где сядет.
Витя со своим другом Санькой никогда не удивляли мир хорошим поведением.
Чтобы доказать, что они — люди пропащие, герои полезли в драку.
Состояние молчаливого несогласия выражено и в катании с увала.
Захлестнувшая обида на мир обернулась страданием.
«Я ли тебе не говорила? Я ли тебя не упреждала?.. Эк его умучило! Эк его крюком скрючило? Посинел, будто на лёде, а не на пече сидел…»
Намучившись, напарившись
в бане, он засыпает. Проснулся Витя от голоса Сашки, которого послал учитель.
Чувствуя и свою вину, Санька отказывается возвращаться в школу, чтобы сфотографироваться вместе со всеми.
Витя ищет глазами себя, Саньку, хотя знает, что их там нет.
Герман Алексеевич Татаринов
Витя хранит всю жизнь фотографию, пожелтевшую,
с обломанными краями, кусочек жизни, детства рассматривает и вспоминает, бабушку, родную довоенную деревню.
Светлый образ бабушки дорог, потому что автор рассказывает всё, что с ней связано.
Автор воспроизводит речь бабушки, пересыпанную диалектными словами:
не студися, послушат, воньмёт, загибат — ругает она простудившегося внука.
Удивляется: обутки у него починеты, догляд людской…
Дорогой образ родного человека встречается
в творчестве Астафьева
не один раз.
В рассказе «Фотография, на которой меня нет» образ бабушки несёт
в себе и мотив очищения. Герой проходит страдания, расплату за содеянное.
Детство, родная деревня Овсянка, фотография
на которой нет героя, будят воспоминания.
Герман Алексеевич Татаринов
Деревенская фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история, а ещё не смешно и оттого, что фото сделано на фоне родового, разорённого гнезда.