Тема и идея рассказа бескорыстие

Сочинения по литературе толстой лев идея и смысл рассказа кавказский пленник рассказ льва николаевича толстого кавказский пленник написан в 1872
  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Идея и смысл рассказа Кавказский пленник

Рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник» написан в 1872 году и впервые опубликован в журнале «Зоря». Этот рассказ можно смело считать повестью, поскольку он описывает исторические факты, в которых учувствовал сам автор.

Рассказ «Кавказский пленник» повествует историю русского офицера Жилина, который по дороге домой, был захвачен в плен вместе с другим офицером по фамилии Костылин. Фамилия Костылин для повести стала именем-нарицательным, ведь костыль применяют для замены физического несовершенства.

Жилин мог бы оставить Костылина при побеге и бежать один, но он не бросил сослуживца. Костылин этого не оценил, он не понял, что жизнь подготовила ему уникальный шанс на спасения. Он предпочел остаться слабым и пустить все на самотек. Жилин понимал, что если Бросит Костылина, то тот не выживет. Чтобы спасти его, герой жертвует собой. Своей свободой. К этому рассказу очень хорошо подходит поговорка: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». Но в конце истории Жилин все-таки выбрал собственную жизнь, которую не стал делить с трусом и предателем.

Жилина спасла Дина. Девочка, которая не должна была этого делать. Поскольку на Кавказе очень строго относятся к женскому воспитанию, спасти русского офицера-мужчину – это верная гибель для нее. И, ведь когда Жилин делал игрушки для Дины, он вовсе не рассчитывал на помощь с ее стороны. Он делал это от чистого сердца. И, когда выручал предателя, также не задавался вопросом о его человеческих качествах. Он спасал ему жизнь.

В повести Жилин – образец русского офицера. Бескорыстный, преданный, сострадательный. Его сила воли не дала ему погибнуть. В последний момент, когда татары его обнаружили, он смог найти силы и позвать на помощь. Костылин бы на его мете просто предался в руки своей судьбе. Герой же был достоин спасения.

На грани жизни и смерти человек показывает свое истинное лицо. Он в последний момент думает либо о  том, как спасти себя, либо о том, как спасти свою честь. В рассказе представлены два образа. Образ жизни и образ чести. Офицер по фамилии Костыли не имел офицерской чести. Однако и он был спасен. Но каким способом? Методом выкупа. Костылин выкупил свою честь. Это и хотел показать Л.Н. Толстой в своем рассказе. Выживут, возможно, все, но кто-то останется после честным и храбрым офицером, а кто-то трусом и предателем.

2 вариант

Произведение «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой написал в 1872 году и его сразу опубликовали в издании «Зоря». Официально произведение является рассказом, но его можно назвать и повестью, так как здесь описываются факты из истории, в которых принимал участие сам писатель.

В рассказе повествуется история одного русского офицера Жилина. Он ехал домой на побывку, и был пленен татарами вместе со своим сослуживцем Костылиным. В произведении фамилия Костылин – это имя нарицательное. Это говорящая фамилия, которая олицетворила костыль – принадлежность, заменяющую физическое несовершенство.

Жилину можно было оставить Костылина в плену, а самому бежать, и никто никогда не узнал бы о его поступке. Но он не смог оставить сослуживца на произвол судьбы. Костылин не воспринял поступок Жилина как единственный  шанс спастись. Он проявил слабость, недопустимую для мужчины и офицера, и пустил ситуацию на самотек. Жилин осознавал, что брось он напарника, тот погибнет. Для его спасения, герой подставляет под удар и себя, жертвуя своей свободой. В рассказе очень четко просматривается поговорка: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих». В конце концов, Жилину приходится делать выбор: либо они погибнут вдвоем, либо выберется хотя бы он. Мужчина делает выбор в свою пользу. Он больше не намерен жертвовать своей жизнью ради никчемного труса.

Девочка Дина, дочь хозяина аула, оказала Жилину содействие в побеге. Кавказцы не позволяли женщинам принимать какие-либо решения, поэтому девочка могла поплатиться за свою помощь даже своей жизнью. Мужчина делал для нее кукол, сидя в яме, но он даже не надеялся, что она решится помочь ему. Он просто хотел порадовать Дину. Когда он при первой попытке побега прихватил с собой Костылина, он тоже не зацикливался на его трусости и предательстве, а просто спасал жизнь человека.

В произведении Жилин выступает как образец мужчины и офицера. Бескорыстие, преданность и сострадание. Воля к жизни заставляла его барахтаться в бурлящем море жизни. Когда татары уже вот-вот его настигли бы, он собрал все свои силы и позвал на помощь. Костылину не хватило бы духу на такой поступок. А герой настаивал на своем праве жить, и был спасен.

Когда человек смотрит в лицо смерти, он снимает все маски, кроме истинной. Последний момент становится решающим. Он либо думает только о себе, либо о своей чести.

Главное

Свой знаменитый рассказ Л.Н. Толстой написал в 1872 году, и включил его в «Азбуку» для народной школы. К тому времени кавказский военный конфликт был уже несколько лет как завершен, описываемые писателем события взяты из его личных воспоминаний о путешествии по Кавказу, именно тогда Толстому чудом удалось избежать плена.

История излагается от лица главного героя Ивана Жилина, русского офицера, проходящего службу на Кавказе. Многолетняя война не позволяла передвигаться по кавказской местности без сопровождения, но главный герой и его приятель Костылин пренебрегают безопасностью и попадают в руки к татарам. Они увозят пленников в горный аул и сажают в сарай под замок.

С этого момента каждый из них сам для себя определяет, принять случившееся как неизбежность и пассивно ждать своей участи, или проявить стойкость и бороться за свободу. Жилин, в отличает от своего товарища, не желает мириться с пассивной ролью жертвы, за внешним спокойствием, маскирует план побега. Новый хозяин приказал пленникам написать родным письма с требованием выкупа. Жилин не стал указывать на письме настоящий адрес, так как понимал, что его мать не в состоянии заплатить.

Пленник с любопытством присматривается к жизни горцев. Ему открывается удивительная и самобытная культура другого народа. Вынужденное бездействие заставило героя заняться изготовлением игрушек из глины для хозяйской дочери, плетением корзин. Дочь хозяина тринадцатилетняя девчушка Дина прониклась симпатией к узнику и тайком приносила пленникам еду. Добродушным, при этом гордым и смелым нравом Жилин расположил к себе местных жителей.

Улучив благоприятный момент, он решается на побег. Долгожданная свобода была близка, но малодушие и слабохарактерность Костылина снова сыграли злую шутку, как и в первый раз по вине товарища Жилин оказывается в плену. Беглецов поймали и вернули хозяину.

Неудача не сломила героя. Он снова ищет способ вырваться на свободу, несмотря на то, что после неудачной попытки побега условия стали невыносимыми, а хозяин в любой момент может убить своих пленников.

Жилин рискнул и обратился за помощью к девочке, и Дина проявила сострадание и помогла ему выбраться из жуткого колодца, в котором находились пленники после побега. Костылин был к тому моменту совсем обессилен, морально раздавлен неудачами. Жилин бежал один, и на этот раз удачно. Спустя время он узнал о судьбе товарища, которого родственникам удалось выкупить.

Идея произведения заключается в том, что главное сохранять силу духа в любых ситуациях и тогда человек способен преодолеть любые тяготы и опасности. Стойкость характера позволила Жилину обрести свободу, а малодушие Костылина чуть не погубило его.

На примере девочки, проявившей доброту, и оказавшей помощь узникам, автор продемонстрировал бессмысленность затянувшейся кровопролитной войны.

Также читают:

Картинка к сочинению Идея и смысл рассказа Кавказский пленник

Идея и смысл рассказа Кавказский пленник

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Голядкина в рассказе Двойник Достоевского сочинение

    Главным героем одной из повестей Федора Михайловича Достоевского «Двойник» является Яков Петрович Голядкин. Образ героя стал очень противоречивым, из-за чего автор получил много критики в свою сторону.

  • Сочинение по роману 451 градус по Фаренгейту Брэдбери

    Данный роман я является классическим примером антиутопии, где силы добра и разума стараются бороться против жестокой системы тоталитарного государства.

  • Сочинение Смысл финала Евгения Онегина Пушкина

    Специально или нет, но Пушкин не закончил роман. Возможно, он даёт шанс читателю самому дописать эпилог и поставить точку. В таком случае, моя версия будет такой.

  • Сочинение Репортаж (в жанре репортаж)

    Репортаж прямиком из школьной столовой. Добрый день уважаемые учителя и ученики 105 лицея города Москва. Сегодня мы с вами будем Ревизоро в самом прекрасном месте нашей школы — в столовой!

  • Крылатые выражения и пословицы из басен Крылова

    А Васька слушает да ест. (Кот и повар)
    А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. (Квартет)

Суть рассказа

Матренин двор – рассказ о жизни простой советской сельской женщины-колхозницы по имени Матрена. Мы узнаем её историю из уст квартиранта Матрены — бывшего политзаключенного Игнатьича, который выступает в роли рассказчика. Игнатьич для деревни — человек новый, с Матреной он знакомится лишь в начале книги. История о судьбе Матрены и о сельской колхозной жизни, о порядках и нравах местных жителей звучит как рассказ человека со стороны.

Автор погружает нас в реалии после-сталинского СССР. Прошло три года, как умер Иосиф Виссарионович. Через сюжет произведения вскрываются негативные стороны советского режима, раскрываются специфика сельского быта, показывается жестокость и несправедливость мира.

В рассказе «Матренин двор» можно выделить три части:

  1. В первой части Игнатьич рассказывает о себе. Освободившись, он едет из Средней Азии в центральную Россию, хочет обустроить быт и найти работу. Отсидевших трудоустраивали неохотно. Герой хочет быть учителем, преподавать детям математику, а на эту профессию в селе дефицит, и герой решает уехать подальше от цивилизации. Он оказывается в поселке с характерным советским названием Торфопродукт. Но ему там не нравится, и при помощи знакомой Игнатьич поселяется в Тальново, в доме у Матрены, старушки лет за шестьдесят. Избу Матрены сложно назвать зажиточной, но даже в скромном жилище эта добрая светлая женщина сумела создать уют.
  2. Во второй части Игнатьич рассказывает нам о Матрене, он частично описывает то, что наблюдает сам, а частично ориентируется на рассказы героини и её родственников. Однажды дома у Матрены герой застает Фаддея, брата её покойного мужа и отца одного из учеников Игнатьича. Он пришел к учителю, чтобы просить за своего нерадивого сына. Читателю рассказывается о жизни Матрены, о том, как в молодости, ещё до начала первой мировой войны, у неё был роман с Фаддеем. Жених ушел на войну и пропал. Матрена была вынуждена выйти замуж за брата. Освободившись из немецкого плена, Фаддей приезжает в родную деревню и узнает о свадьбе своей невесты и брата Игната. «Если бы не брат родной – убил бы обоих», — говорит Фаддей. Он женится на другой женщине, которую тоже зовут Матреной. Мужа Игната у Матрены тоже забрала война, на него даже «похоронка» не пришла. Все шестеро детей, которых Матрена родила, умерли. Она живет в одиночестве, хотя у неё есть родственники – сестры. Одинокая женщина берет себе на воспитание одну из дочерей Фаддея, свою племянницу Киру. Девушка выросла, вышла замуж и переехала в Черусти, где им с мужем необходимо построить дом. Кира – наследница Матрены, и родственники начинают делить её скромное имущество ещё при жизни женщины. Чтобы построить дом для Киры решено разобрать горницу матрениного дома. Сердобольная, добросердечная Матрена не только не препятствует этому, а даже помогает мужикам таскать бревна. Стройматериалы несут через переезд, где происходит несчастный случай – Матрена умирает, попав под поезд. Вместе с ней гибнут ещё несколько персонажей. Она отдает свою жизнь за других людей, хотя её саму не щадила ни судьба, ни окружающие, ни государство. В колхозе женщина долгие годы работала «за палочки», а когда состояние здоровья не позволило ей продолжать трудиться, она долго пыталась выбить пенсию. Алчность Фаддея и равнодушие односельчан оказались для неё губительны.
  3. В заключительной части описываются события, происходящие после смерти Матрены. Рассказчик узнает о трагедии и задается вопросом «Зачем героиня полезла помогать?». Отдала горницу – и хватит с неё. Описываются похороны и поминки Матрены. У гроба плакали родственники и односельчане, причитая «Погубила тебя горница». Автор ставит извечный русский вопрос «кто виноват»? Кто-то обвиняет родственников мужа, а те выставляют всё таким образом, будто-то сама Матрена во всем и виновата. Рассуждая, Игнатьич приходит к мысли, что вина лежит, в том числе, и на работниках управления железной дороги, которые безалаберно отнеслись к своим обязанностям и обеспечению безопасности. А между тем после смерти Матрены каждый думает не о погибшей, а о собственных интересах. Кира, потерявшая не только вырастившую её тетку, но и брата, переживает о том, чтобы не посадили мужа. А Фаддей даже на поминки не является, зато на следующий же день приходит к родственникам Матрены «делить дом». Разобранной и перевезенной на свой участок горницы ему оказалось мало. Такие поступки вскрывают истинную сущность героя. Игнатьич переселяется к другой женщине, которая не очень хорошо отзывается о Матрене. Обидно и горько от такого финала.

Анализ рассказа Матрёнин двор Солженицына

В рассказе Александра Исаевича Солженицына повествуется о человеке, который хотел затеряться в глубинках России. При чем герой хотел по-настоящему спокойной, почти затворнической жизни. Он хотел устроиться учителем в школу. И ему это удалось. Но для того, чтобы работать в школе, ему нужно было где-то жить. Он прошел по всей деревне и заглянул в каждую избу. Везде было тесно. Вот и пришлось ему поселиться в большой и просторной избе Матрены Васильевны. Обстановка в избе была не из лучших: тараканы, мыши, трехногая кошка, старая коза и запущенность строения – все это по началу казалось страшным. Но со временем герой привык и освоился у Матрены Васильевны.

Хозяйку избы писатель описывает как старуху лет шестидесяти. Она ходила в рваных вещах, но очень их любила. У нее из хозяйства была все одна старая, облезлая коза. Матрена Васильевна перед читателем предстает обычной, но в то же время загадочной женщиной. Она в основном молчит, ничего не рассказывает, да и не спрашивает у героя ничего. Лишь однажды Матрена рассказала кусочек своей жизни герою. Как она собиралась замуж за одного брата, а вышла за другого, потому что первого брата не дождалась с войны. Все думали, что он умер. Так и вышла Матрена Васильевна за второго брата. Он был младше ее на год. Но никогда Ефим не тронул и пальцем Матрену. Придя с войны, старший брат бранился порубить их, но вскоре затих и нашел себе жену с тем же именем. На этом ее рассказ и закончился. И то рассказала она это все потому, что Фаддей пришел к ней, чтобы поговорить со школьным учителем Антошки, который жил у Матрены.

Читателю Матрена Васильевна представлена таким образом, что ее хочется пожалеть и помочь ей. Детей у нее не было. Так вышло, что они умирали после трех месяцев жизни. Так и получилось, что Васильевна взяла себе на воспитание одну из дочерей деверя. Девочку звали Кира. Воспитала и выдала замуж Матрена Васильевна дочку. Именно Кира хотя бы иногда, но помогала Матрене, а так женщина сама старалась выжить. Она, как и все бабы в деревне, воровала торф на болотах, чтобы согреваться холодными зимами. А питалась тем, что «Бог пошлёт». Матрена Васильевна была простодушным и добрым человеком, никогда не отказывала в помощи и ничего не брала, если помогала.

Избу, в которой жила героиня рассказа, Васильевна завещала Кире. Так вот наступил день, когда пришли разбирать половину избы, Матрена погоревала немного и пошла помогать доски грузить. Такая вот она была, Матрена Васильевна, всегда мужскую работу брала на себя. В этот день и случилось несчастье. Когда перевозили доски на санях через железную дорогу, тогда и раздавил почти всех поезд.

О Матрене Васильевне как-то горевали не по-настоящему все. Может от того, что так принято среди людей, что надо слезы лить по умершим, только поэтому вроде как люди плакали. Но читатель не увидит искренности в этих слезах. Все плачут лишь только потому, что так положено. Одна только приемная дочь горевала по-настоящему о Матрене Васильевне. Она на поминках сидела в стороне и тихонько плакала.

После смерти Матрены Васильевны все только и думали о том, кому что достанется из очень бедного имущества ее. Сестры кричали громко о том, кому что достанется. Многие другие высказывали, что кому обещала Васильевна. Даже муж брата думал о том, что доски, которые остались целые, нужно забрать обратно и пустить их в дело.

На мой взгляд, рассказ А. И. Солженицын хотел рассказать о простой русской женщине. Именно о такой, которая на первый взгляд не приметна, но если познакомиться и пообщаться поближе с ней, то раскроется вся ее многогранная душа. Автор рассказа хотел рассказать о крепком женском характере. Когда, претерпевая невзгоды и несчастья, падая, но снова поднимаясь, русская женщина всегда остается крепкой духом и не злится на простые житейские мелочи. Именно такие люди, неприметные и не требующие многого, как Матрена Васильевна, делают нашу жизнь легче. Когда такого человека не становится рядом, именно тогда люди осознают потерю и важность присутствия рядом именно этого человека. На мой взгляд автор отлично подобрал слова в конце рассказа «…праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша.».

Главные герои

Матрена Васильевна Григорьева

– центральный персонаж книги. Она – образец трудолюбия, добропорядочности и самопожертвования. На таких, как Матрена, держится русское село в непростые советские времена. Главная её черта – желание помогать людям, не требуя многого взамен. Женщина находится в бедственном материальном положении, однако, когда к ней приводят Игнатьича, готового снять у неё жильё, женщина говорит о том, что не ищет постояльцев. Она пускает мужчину в дом и не стремится «содрать с него побольше денег», как поступили бы многие на её месте.

Всю свою жизнь Матрена трудилась с утра и до вечера, никогда не жаловалась на усталость, не причитала. А нажила немногое. Делила свою скромную избу с мышами да тараканами, которые стали издержками сельского быта. Из живности в её хозяйстве была коза и кошка. Последнюю героиня подобрала на улице, пожалела живое существо, что тоже хорошо её характеризует. Она бескорыстно подарила горницу названной дочери, а сама никогда не просила о помощи, и не хотела навязываться, причинять другим неудобства и даже врача позвать стеснялась. Такие люди как Матрена достойны всяческого уважения, но, к сожалению, судьба и окружающий мир зачастую к ним не справедливы.

Рассказчик Игнатьич.

Александр Исаевич не случайно общается с нами от лица этого героя, под этим образом он в некоторой степени подразумевал самого себя. Прослеживаются очевидные параллели между судьбой Игнатьича и самого писателя. Через историю Игнатьича автор затрагивает в рассказе острую тему лагерей и невинно осужденных. Герой отсидел срок, но был оправдан и реабилитирован. Игнатьич отправляется жить в деревню не только из-за «клейма», наложенного на него судьбой, но и ввиду особенностей своего характера. Герой нелюдим и необщителен, он стремится уйти от мира, хочет жить в тишине и покое. Матрена оказывается как раз тем человеком, с которым ему удается сойтись характерами, они живут душа в душу, но «жизненные принципы» женщины он понимает не сразу. По-настоящему Матрена открывается герою лишь после своей смерти. В истории главной героини Игнатьич становится невольным «третейским судьей».

Все темы в одном произведении Солженицын А.И. «Матрёнин двор»

Рассказ «Матрёнин двор» был написан в 1959г., напечатан в 1963 году в журнале «Новый мир».Рассказ достоверен, автобиографичен.
Матрёна Васильевна Григорьева — главная героиня рассказа, хозяйка дома, в которой живёт автор , приехавший в глубинную деревню Тальново( ближе к Москве его просто не брали на работу : 10 лет отсидел в сталинских лагерях).

Трагична личная судьба: любимый человек – Фаддей, пропал без вести на фронте в Первую мировую. По настоянию родственников вышла замуж за нелюбимого брата Фаддея — Ефима. А потом вдруг и Фаддей вернулся ( был в венгерском плену) , женился на женщине с таким же именем- Матрёна( уж очень он любил героиню)

Все шестеро детей Матрёны умерли во младенчестве. Тогда она взяла на воспитание одну из дочек Фаддея ( у того тоже было шестеро детей) – Киру. Но та выросла, вышла замуж и уехала в соседний посёлок.

Трагичен конец произведения: Матрёна завещала свою избу Кире. Но Фаддей не захотел дожидаться смерти Матрёны, решил избу ещё при её смерти перевезти на новое место. Матрёна помогала ему в этом, но , перетаскивая по рельсам брёвна, попала под поезд и погибал.

О чём же рассказ « Матрёнин двор»? Какие проблемы поднимает в нём автор? О чём заставляет задуматься читателей?

При всей простоте сюжета, в произведении подняты очень многие важные проблемы. Разберёмся в них.

Размышления по поводу некоторых тем и проблем произведения

Проблема выбора жизненного пути.

Как прожить жизнь? Посвятить её только себе или жить, помогая другим, быть нужными им? Каждый сам отвечает себе на этот вопрос.

Матрёна — главная героиня рассказа Солженицына А.И., сделала свой выбор. Всю доброту сердца она отдаёт людям. Словно живёт для других, а не для себя. Воспитала дочку когда-то любимого ею мужчины Фаддея ( своих-то детей Бог прибирал к себе ещё во младенчестве), всегда помогала другим: то картошку посадить — собрать, то тяжести какие-то перенести. Никто в деревне и не думал, что Матрёна может отказать им — во всём помогала, да и денег не брала. Удобно соседям.

А Матрёна и не обижалась ни на кого. Всё делала от души, с радостью. Оказывать людям безответную помощь — вот нравственный выбор, который сделала Матрёна .Она не ждёт в ответ даже простой благодарности, привыкла, что люди вокруг грубые, корыстные. Но продолжает делать добро. Это суть её характера, её души, она не может без этого.

О многом заставляет задуматься рассказ. Как нужно прожить жизнь? И ответ автора однозначен: нельзя жить эгоистично, корыстно, любя только себя и думая лишь о своих проблемах. Чем больше будет таких людей, как Матрёна, тем радостнее будет жизнь.

Надо делать свой выбор в жизни, очень важно, чтобы он был нравственно правильным.

Проблема нравственной красоты человека.

В чём истинная красота человека? Какие нравственные качества делают человека прекрасным?

Матрёна внешне очень простая, ничем не выделяющаяся крестьянская женщина, всю жизнь занимающаяся тяжёлым деревенским трудом. Трудно жилось Матрёне, как и всем жителям деревни: и купить-то им нечего в магазине, и еда у них очень скудная и скромная- картошка одна. И дом Матрёны такой ветхий, словно рассыплется на щепочки. Мыши и тараканы соседствуют с героиней. А она уже и привыкла к ним.

Темы и проблемы

Мотивы произведения А. И. Солженицына «Матренин двор» лежат в двух плоскостях: социально-бытовой и морально-нравственной. На страницах рассказа они переплетаются между собой.

Социальный аспект раскрывается через тему отношения власти к обществу и к людям и через описание быта крестьян. Писатель поведал нам о незавидной участи сельских жителей, нарисовал яркие бытовые картины. Государство «рабочих и колхозников» на деле проявляет равнодушие к судьбе и к уровню жизни честных тружеников. Крестьяне не имеют ни паспортов, ни материального вознаграждения за свою работу. Сельчане вынуждены воровать торф, чтоб хоть как-то прокормиться. Пожилую женщину Матрену власти «гоняют по кабинетам», не спеша назначать добросовестному работнику пенсию.

Ещё более значимой в рассказе представляется морально-нравственная сторона, выраженная через проблемы отношения человека к человеку, через тему труда и мировосприятия героев. По большому счету, автор ставит вопрос о том, как надо жить, и демонстрирует несправедливость этого мира и общества. За текстом рассказа скрываются глубокие философские вопросы.

Героиня всю жизнь самоотверженно делала своё дело, отдавала себя труду. Но что дали ей трудолюбие и праведность, что она получила? Односельчане её не ценили, меркантильный интерес оказался выше простых человеческих отношений. Образ Матрены — глубокий и высоконравственный, её характер резко контрастирует с окружающими. Антиподом Матрены является Фаддей. В тот момент, когда в семье большое горе, несколько близких людей ушло на тот свет, а ещё одному родному человеку светит тюрьма, Фаддея заботит лишь наследство.

Обличая корысть и алчность людей, Солженицын дополняет свой социально-бытовой и философско-нравственный рассказ «мистическими» мотивами. Всё, чего касаются нечестивые люди, становится проклятым. Матренин двор был чистым и светлым местом, пока здесь жила праведница, но из-за действий Фаддея горница стала «нечистой» и принесла в село большую беду. Теперь жизнь деревни уже никогда не будет прежней.

Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор»

Рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор» (1959) имел автобиографическую основу. То, что увидел писатель в русской деревне после своего освобождения, было типич­ным, а поэтому особенно болезненным. Тяжелое положе­ние деревни, испытавшей страшные годы коллективиза­ции, кормившей страну во время войны, поднимавшей после лихолетья разрушенное хозяйство, так правдиво не представало на страницах произведений. Работа в колхозе за трудодни вместо денег, отсутствие пенсии и какой бы то ни было благодарности («Государство — оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет») — все это реаль­ность крестьянской жизни, о которой нужно было громко заявить. Первоначальным названием было — «Не стоит село без праведника», окончательный вариант был пред­ложен А. Т. Твардовским.

Сюжетная основа рассказа и его проблематика. В цент­ре повествования находится простая русская крестьянка, до краев испившая беды своей страны, своей малой родины. Но никакие жизненные трудности не могут изменить этого душевного человека, сделать его черствым и бессердечным. Вот Матрена никому и не могла отказать, всем помогала. Потеря шестерых детей не ожесточила героиню: всю мате­ринскую любовь и заботу она отдала приемной дочери Кире. Сама жизнь Матрены — нравственный урок, она не уклады­валась в традиционную деревенскую схему: «Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, чтобы купить вещи и потом бе­речь’ их больше своей жизни. Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев. Не понятая и брошенная даже своим мужем, схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сестрам, золовкам, смеш­ная, по-глупому работающая на других бесплатно, — она не скопила имущества к смерти…»

Идея

Основные мотивы и темы произведения доносят главную идею автора, она заключается в том, чтобы раскрыть сущность человеческой души, показать глубину характера героини. Трудности и сложная судьба только закаляют человека, раскрывают его сердце миру. Пережив многое, героиня построила свой собственный маленький мир, в котором жила по своим законам и правилам. Всё, что ей удалось создать, было не во внешнем материальном мире, а прежде всего внутри её самой. С уходом Матрены из жизни этот мир начинает рушиться. То же самое после смерти ждет и богача, его имущество растащат, а о нём самом через какое-то время забудут. Но со смертью Матрены село лишилось самого главного – оно лишилось человека в подлинном смысле этого слова. Придет ли к людям понимание этой потери? Через образ конкретной деревни и конкретный Матренин двор автор передает «мини-модель» всего мира. В «невзрачных сельских декорациях» Александр Исаевич рисует глобальную моральную катастрофу.

Произведение «матренин двор» — проблема и аргументы. Нравственные проблемы рассказа «Матренин двор

История создания произведения Солженицына «Матрёнин двор»

В 1962 г. в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший имя Солженицына известным всей стране и далеко за ее пределами. Через год в том же журнале Солженицын опубликовал несколько рассказов, в том числе — «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было допущено к изданию в СССР. А в 1970 г. Солженицын был удостоен Нобелевской премии. Первоначально рассказ «Матренин двор» назывался «Не стоит село без праведников». Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий название было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе с 1956-го был заменен автором на 1953-й. «Матренин двор», как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен». Во всех примечаниях к рассказу сообщается о прототипе героини — Матрёне Васильевне Захаровой из деревни Мильцово Курловского района Владимирской области. Рассказчик, как и сам автор, учительствует в рязанской деревне, живя у героини рассказа, да и само отчество рассказчика — Игнатич — созвучно с отчеством А. Солженицына — Исаевич. Рассказ, написанный в 1956 г., повествует о жизни русской деревни в пятидесятые годы. Критика высоко оценила рассказ. Суть произведения Солженицына отметил А. Твардовский: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И однако ее душевный мир наделен такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Прочтя эти слова в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому: «Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрене, много для меня значит. Вы указали на самую суть— на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние». Первое название рассказа «Не стоит село без праведников» заключало в себе глубокий смысл: российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи. Так как праведником называют, во-первых, человека, живущего в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человека, ни в чем не погрешающего против правил нравственности (правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе). Второе название — «Матренин двор» — несколько изменило угол зрения: нравственные начала стали иметь четкие границы только в пределах Матрениного двора. В более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто отличаются от нее. Озаглавив рассказ «Матренин двор», Солженицын сосредоточил внимание читателей на удивительном мире русской женщины.

Род, жанр, творческий метод анализируемого произведения

Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, для «художественного удовольствия»: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение — работать над малой формой. Потому что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя». В рассказе «Матренин двор» все грани отточены с блеском, и встреча с рассказом становится, в свою очередь, большим наслаждением для читателя. В основе рассказа обычно — случай, раскрывающий характер главного героя. По поводу рассказа «Матренин двор» в литературоведении имели место две точки зрения. Одна из них представляла рассказ Солженицына как явление «деревенской прозы». В.Астафьев, назвав «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики», считал, что наша «деревенская проза» вышла из этого рассказа. Несколько позже эта мысль получила развитие и в литературной критике. Вместе с тем рассказ «Матренин двор» связывали со сформировавшимся во второй половине 1950-х годов оригинальным жанром «монументального рассказа». Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова «Судьба человека». В 1960-е годы жанровые черты «монументального рассказа» узнаются в «Матренином дворе» А. Солженицына», «Матери человеческой» В. Закруткина, «При свете дня» Э. Казакевича. Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем общечеловеческих ценностей. Причем изображение простого человека дается в возвышенных тонах, а сам рассказ ориентирован на высокий жанр. Так, в рассказе «Судьба человека» просматриваются черты эпоса. А в «Матренином дворе» уклон сделан на жития святых. Перед нами житие Матрены Васильевны Григорьевой, праведницы и великомученицы эпохи «сплошной коллективизации» и трагического эксперимента над целой страной. Матрена рисовалась автором как святая («Только грехов у нее было меньше, чем у колченогой кошки»).

Тематика произведения

Темой рассказа является описание жизни патриархального российского села, где отражается, как процветающий эгоизм и хищность обезображивают Россию и «рушат связи и смысл». Писатель поднимает в небольшом рассказе серьезные проблемы русской деревни начала 50-х гг. (ее жизнь, обычаи и нравы, взаимоотношение власти и человека-труженика). Автор неоднократно подчеркивает, что государству нужны только рабочие руки, а не сам человек: «Была она одинока кругом, а с тех пор, как стала болеть — из колхоза ее отпустили». Человек, по мнению автора, должен заниматься своим делом. Вот и Матрена смысл жизни находит в работе, ее сердит недобросовестное отношение других к делу.

Анализ произведения показывает, что поднятые в нём проблемы подчинены одной цели: раскрыть красоту христианско-православного мировоззрения героини. На примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей. Но гибнет Матрена — и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни города. Ни вся земля наша». Последние фразы расширяют границы Матрени-ного двора (как личного мира героини) до масштабов человечества.

Основные герои произведения

Главной героиней рассказа, как это и обозначено в названии, является Матрена Васильевна Григорьева. Матрена — одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни — дом:«… не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда своего, ни добра своего…». Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способности сопереживать с другими радость и горе. Она бескорыстна: искренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песке его никогда не бывает. Все богатство Матрены составляют грязно-белая коза, хроменькая кошка да большие цветы в кадках. Матрена — сосредоточие лучших черт национального характера: стеснительна, понимает «образованность» рассказчика, уважает его за это. Автор ценит в Матрене ее деликатность, отсутствие досаждающего любопытства к жизни другого человека, трудолюбие. Четверть века проработала она в колхозе, но потому, что не на заводе, — не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за кормильца. В итоге пенсии она так и не добилась. Жить приходилось чрезвычайно трудно. Она добывала траву для козы, торф для тепла, собирала старые, вывороченные трактором пеньки, мочила на зиму бруснику, растила картошку, помогая выживать и тем, кто находился рядом. Анализ произведения говорит, что образ Матрены и отдельные детали в рассказе носят символический характер. Матрена у Солженицына — воплощение идеала русской женщины. Как отмечается в критической литературе, облик героини подобен иконе, а жизнь — житию святых. Ее дом как бы символизирует ковчег библейского Ноя, в котором он спасается от всемирного потопа. Гибель Матрены символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила. Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не всегда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Матрену окружают сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей. Однако никто не оценил ее по достоинству. Жила она бедно, убого, одиноко — «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работает всю жизнь. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно судили ее за это. Среди окружавших ее людей с большой симпатией относится к своей героине автор, любит ее и сын Фаддея, и ее воспитанница Кира. Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу жестокого и алчного Фаддея, который стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни. Двор Матрены — один из ключевых образов рассказа. Описание двора, дома подробное, с массой деталей, лишено ярких красок Матрена живет «в запуши». Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом — погибнет и его хозяйка. Эта слитность заявлена уже в самом названии рассказа. Изба для Матрены наполнена особым духом и светом, жизнь женщины связана с «жизнью» дома. Поэтому она долго не соглашалась ломать избу.

Сюжет и композиция

Рассказ состоит их трех частей. В первой части речь идет о том, как судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием — Торфопродукт. Бывший заключенный, а ныне школьный учитель, жаждущий обрести покой в каком-нибудь глухом и тихом уголке России, находит приют и тепло в доме пожилой и познавшей жизнь Матрены. «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны. Кроме Матрены и меня, жили в избе еще — кошка, мыши и тараканы». Они сразу находят общий язык. Рядом с Матреной герой успокаивается душой. Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодости, о страшном испытании, выпавшем на ее долю. Ее жених Фаддей пропал без вести на Первой мировой войне. К ней посватался младший брат пропавшего мужа, Ефим, оставшийся после смерти один с младшими детьми на руках. Пожалела Матрена Ефима, вышла замуж за нелюбимого. А здесь после трех лет отсутствия неожиданно вернулся и сам Фаддей, которого Матрена продолжала любить. Тяжелая жизнь не ожесточила сердце Матрены. В заботах о хлебе насущном прошла она свой путь до конца. И даже смерть настигла женщину в трудовых заботах. Матрена погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее гибель. В третьей части квартирант узнает о гибели хозяйки дома. Описание похорон и поминок показали истинное отношение к Матрене близких ей людей. Когда родственники хоронят Матрену, они плачут скорее по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрениного имущества. А Фаддей даже не приходит на поминки.

Художественные особенности анализируемого рассказа

Художественный мир в рассказе выстраивается линейно — в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, человека, много претерпевшего на своем веку, мечтавшего «затесаться и затеряться в самой нутряной России». Рассказчик оценивает ее жизнь со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во второй части героиня рассказывает о себе сама. Сочетание страниц лирического и эпического, сцепление эпизодов по принципу эмоционального контраста позволяет автору менять ритмику повествования, его тональность. Таким путем идет автор к воссозданию многослойной картины жизни. Уже первые страницы рассказа служат убедительным примером. Его открывает зачин, рассказывающий о трагедии на железнодорожном разъезде. Подробности этой трагедии мы узнаем в конце рассказа. Солженицын в своем произведении не дает подробного, конкретного описания героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором — «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Уже в самой тональности фразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, — и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее — уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Даже после страшной гибели героини ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое». В Матрене воплощен народный характер, который в первую очередь проявляется в ее речи. Выразительность, яркую индивидуальность придает ее языку обилие просторечной, диалектной лексики (приспею, кужоткаму, летость, молонья). Глубоко народна и манера ее речи, то, как она выговаривает свои слова: «Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». «Матрёнин двор» минимально включает пейзаж, больше внимания он уделяет интерьеру, который появляется не сам по себе, а в оживленном сплетении с «жителями» и со звуками — от шорохов мышей и тараканов до состояния фикусов и колченогой кошки. Каждая деталь здесь характеризует не только крестьянский быт, Матрёнин двор, но и рассказчика. Голос рассказчика открывает в нем психолога, моралиста, даже поэта — в том, как наблюдает он за Матрёной, её соседями и родственниками, как оценивает их и её. Поэтическое чувство проявляется в эмоциях автора: «Только грехов у неё было меньше, чем у кошки…»; «Зато и вознаградила меня Матрёна…». Особенно очевиден лирический пафос в самом финале рассказа, где даже синтаксический строй меняется, включая абзацы, переводя речь в белый стих: «Веемы жили рядам с ней/и не поняли, / что есть она тот самый праведник, / без которого, по пословице, / не стоит село. /Ни город./Ни вся земля наша». Писатель искал новое слово. Примером тому могут служить его убедительные статьи о языке в «Литературной газете», фантастическая приверженность Далю (исследователи отмечают, что примерно 40% лексики в рассказе Солженицын заимствовал из словаря Даля), изобретательность в лексике. В рассказе «Матренин двор» Солженицын пришел к языку проповеди.

Значение произведения

«Есть такие прирожденные ангелы, — писал в статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын, как бы характеризуя и Матрену, — они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это — праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, — и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину». В чем суть праведности Матрены? В жизни не по лжи, скажем мы теперь словами самого писателя, произнесенными значительно позже. Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства сельской колхозной жизни 50-х гг. Праведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях. Как писал Н.С.Лесков, праведность — это способность жить, «не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и не осудив пристрастного врага». Рассказ называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». В отзывах о нем отмечалось, что он и среди рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художественного вкуса. Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» — на все времена. Особенно он актуален сегодня, когда вопросы нравственных ценностей и жизненных приоритетов остро стоят в современном российском обществе.

Точка зрения

Анна Ахматова Когда вышла его большая вещь («Один день Ивана Денисовича»), я сказала: это должны прочесть все 200 миллионов. А когда я читала «Матренин двор», я плакала, а я редко плачу. В. Сурганов В конце концов ведь не столько облик солженицынской Матрены вызывает у нас внутренний отпор, сколько откровенное авторское любование нищенским бескорыстием и не менее откровенное стремление вознести и противопоставить его хищности собственника, гнездящейся в окружающих ее, близких ей людях. (Из книги «Слово пробивает себе дорогу». Сборник статей и документов об А.И. Солженицыне. 1962-1974. — М.: Русский путь, 1978.) Это интересно 20 августа 1956 г. Солженицын выехал к месту работы. Таких названий, как «Торфопродукт», во Владимирской области было немало. Торфопродукт (здешняя молодёжь называла его «Тыр-пыр») — был железнодорожной станцией в 180 километрах и четырёх часах езды от Москвы по Казанской дороге. Школа находилась в ближнем посёлке Мезиновском, а жить Солженицыну довелось в двух километрах от школы — в мещерской деревне Мильцево. Пройдёт всего три года, и Солженицын напишет рассказ, который обессмертит эти места: станцию с топорным названием, посёлок с крохотным базарцем, дом квартирной хозяйки Матрёны Васильевны Захаровой и саму Матрёну, праведницу и страдалицу. Фотография же уголка избы, где поставит постоялец раскладушку и, оттеснив хозяйские фикусы, устроит стол с лампой, обойдёт весь мир. Педагогический коллектив Мезиновки насчитывал в тот год около полусотни членов и заметно влиял на жизнь посёлка. Здесь было четыре школы: начальная, семилетняя, средняя и вечерняя для рабочей молодёжи. Солженицын получил направление в среднюю школу — она находилась в старом одноэтажном здании. Учебный год начинался августовской учительской конференцией, так что, прибыв в Торфопродукт, учитель математики и электротехники 8-10 классов успел съездить в Курловское районо на традиционное совещание. «Исаич», как его окрестили коллеги, мог бы при желании сослаться на тяжёлую болезнь, но нет, он ни с кем о ней не заговаривал. Только видели, как он ищет в лесу берёзовый гриб-чагу и какие-то травы, а на вопросы коротко отвечает: «Лечебные напитки делаю». Его считали стеснительным: всё-таки пострадал человек… Но дело было совсем не в этом: «Я приехал со своей целью, со своим прошлым. Чтоуони могли знать, чтоуя мог им рассказать? Я сидел у Матрёны и каждую свободную минуту писал роман. Чего ради я буду болтать про себя? У меня такой манеры не было. Я был конспиратор до конца». Потом все привыкнут, что этот худой, бледный, высокий мужчина в костюме и галстуке, носивший, как и все учителя, шляпу, пальто или плащ, держит дистанцию и ни с кем не сближается. Промолчит, когда через полгода придёт документ о реабилитации — просто школьный завуч Б.С. Процеров получит уведомление из поселкового совета и пошлёт учителя за справкой. Никаких разговоров, когда начнёт приезжать жена. «Какое кому дело? Живу у Матрёны и живу». Многих настораживало (не шпион ли?), что он повсюду ходит с фотоаппаратом «Зоркий» и снимает совсем не то, что обычно снимают любители: вместо родных и знакомых — дома, фермы-развалюхи, скучные пейзажи. Придя в школу в начале учебного года, он предложил собственную методику — дав всем классам контрольную, по результатам разделил учеников на сильных и посредственных, а далее работал индивидуально. На уроках каждый получал отдельное задание, так что списывать не было ни возможности, ни желания. Ценились не только решение задачи, но и способ решения. Максимально была сокращена вводная часть урока: учитель жалел время на «пустяки». Точно знал, кого и когда нужно вызвать к доске, кого спрашивать чаще, кому доверить самостоятельную работу. Учитель никогда не садился за учительский стол. В класс не входил, а врывался. Он всех зажигал своей энергией, умел построить урок так, что скучать или дремать было некогда. Он уважал своих учеников. Никогда не кричал, даже голоса не повышал. И только вне класса Солженицын был молчалив и замкнут. Уходил после уроков домой, съедал приготовленный Матрёной «картонный» суп и садился работать. Соседки долго помнили, как неприметно квартировал постоялец, гулянок не устраивал, в весельях не участвовал, а всё читал да писал. «Любила Матрёна Исаича, — говаривала Шура Романова, приёмная дочь Матрёны (в рассказе она Кира). — Бывало, приедет ко мне в Черусти, я её уговариваю подольше погостить. «Нет», говорит. «У меня Исаич — надо ему варить, печку топить». И обратно домой». Привязался к потерянной старухе и квартирант, дорожа её бескорыстием, совестливостью, сердечной простотой, улыбкой, которую тщетно пытался поймать в объектив фотоаппарата. «Так привыкла Матрёна ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами». В ней начисто отсутствовало бабье любопытство, и квартирант тоже не бередил ей душу, но вышло так, что они открылись друг другу. Узнала она и про тюрьму, и про тяжёлую болезнь постояльца, и про его одиночество. И не было горше потери для него в те времена, чем нелепая смерть Матрёны 21 февраля 1957 года под колесами товарняка на переезде сто восемьдесят четвёртого километра от Москвы по ветке, что идет к Мурому от Казани, ровно через полгода после того дня, когда он поселился в её избе. (Из книги Людмилы Сараскиной «Александр Солженицын») Матренин двор беден, как прежде Знакомство Солженицына с «кондовой», «нутряной» Россией, в которой он так хотел оказаться после экибастузской ссылки, через несколько лет воплотилось в получившем мировую известность рассказе «Матренин двор». В этом году исполнилось 40 лет со времени его создания. Как оказалось, в самом Мезиновском это произведение Солженицына стало букинистической редкостью. Нет этой книги и на самом Матренином дворе, на котором сейчас живет Люба — племянница героини солженицынского рассказа. «Были у меня странички из журнала, как-то попросили соседи, когда стали его в школе проходить, так и не вернули», — сетует Люба, сегодня воспитывающая в «исторических» стенах своего внука на пособие по инвалидности. Матренина изба досталась ей от матери — самой младшей сестры Матрены. Избу в Мезиновский перевезли из соседней деревни Мильцево (в рассказе Солженицына — Тальново), где у Матрены Захаровой (у Солженицына — Матрены Григорьевой) и квартировал будущий писатель. В деревне Мильцево к визиту сюда Александра Солженицына в 1994 г. спешно возвели похожий, но куда более добротный дом. Вскоре после памятного приезда Солженицына из этого стоящего на отшибе деревни неохраняемого строения Матренины земляки выкорчевали оконные рамы и половые доски. В «новой» мезиновской школе, построенной в 1957 г., сейчас учится 240 учеников. В несохранившемся здании старой, в которой вел уроки Солженицын, обучалось около тысячи. За полвека не только обмелела мильцевская речка и оскудели запасы торфа в окрестных болотах, но и опустели соседние деревни. И при этом не перевелись солженицынские Фаддеи, называющие добро народное «нашим» и считающие, что терять его «постыдно и глупо». Разваливающийся дом Матрены, переставленный на новое место без фундамента, на два венца врос в землю, под худую крышу в дожди подставляют ведра. Как и у Матрены, здесь вовсю промышляют тараканы, но мышей нет: в доме четыре кошки, две свои и две прибившиеся. Бывшая литейщица на местном заводе Люба, как когда-то месяцами выправлявшая пенсию Матрена, ходит по инстанциям, чтобы продлить пособие по инвалидности. «Никто, кроме Солженицына, не помогает, — жалуется она. — Как-то на джипе приехал один, назвался Алексеем, осмотрел дом и денег дал». За домом, как и у Матрены, огород в 15 соток, на котором Люба сажает картошку. Как и прежде, «картошка-мятуха», грибы и капуста — основные продукты для ее жизни. Кроме кошек, у нее на подворье нет даже козы, какая была у Матрены. Так жили и живут многие мезиновские праведники. О пребывании великого писателя в Мезиновском сочиняют книги краеведы, местные поэты слагают стихи, новые пионеры пишут сочинения «О непростой судьбе Александра Солженицына, нобелевского лауреата», как когда-то писали сочинения о брежневской «Целине» и «Малой земле». Подумывают снова возродить музейную избу Матрены на окраине опустевшей деревни Мильцево. А старый Матренин двор живет все той же жизнью, как и полвека назад. Леонид Новиков, Владимирская область.

Банда Ю. Служба Солженицына // Новое время. — 1995. № 24. Запевалов В. А. Солженицын. К 30-летию выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича» // Русская литература. — 1993. № 2. Литвинова В.И. Жить не во лжи. Методические рекомендации по изучению творчества А.И. Солженицына. — Абакан: издательство ХГУ, 1997. МуринД. Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А.И. Солженицына // Литература в школе. — 1995. № 5. Паламарчук П. Александр Солженицын: Путеводитель. — М., 1991. СараскинаЛ. Александр Солженицын. Серия ЖЗЛ. — М.: Молодая гвардия, 2009. Слово пробивает себе дорогу. Сборник статей и документов об А.И. Солженицыне. 1962-1974. — М.: Русский путь, 1978. ЧалмаевВ. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. — М., 1994. Урманов А.В. Творчество Александра Солженицына. — М., 2003.

Народный характер в произведении

Матренин двор – произведение о судьбе и облике народа. На страницах рассказа представлена целая вереница «народных» образов, составлен коллективный потрет эпохи и общества. А в центре этого портрета – Матрена. Она представляется «ангелом, не совместимым с этим миром». Героиня благодаря своим жизненным принципам, установкам и характеру как будто «возвышается» над миром. Её добротой все пользуются, но Матрена вовсе не безвольна, её неспособность отказать — это не слабость, а сила её характера. Русский народ силен характером и внутренним стержнем, и не утратили мы этот стрежень как раз благодаря таким Матренам, которых осталось мало, но всё же они есть ещё в русских селениях.

Творчество Аркадия Тимофеевича Аверченко, к сожалению, не слишком знакомо широкому читателю. Его юмористические и сатирические произведения интересны тем, что показывают общество начала XX века со всеми его недостатками и пороками. И поднимаемые проблемы, несмотря на сменившуюся эпоху, остаются актуальными и по сей день. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с анализом рассказа “Специалист” по плану ниже.

История создания

“Специалист” вместе с другими произведениями вошел в сборник “Рассказы (юмористические). Книга первая”. Напечатан он был одним из Санкт-Петербургских издательств в 1910 году. Данный сборник сделал автора известным массовому читателю. За ним закрепилось прозвище «Король смеха».

В ту пору Аверченко уже издавал свой журнал «Сатирикон», открытый в 1907 году. Он работал со знаменитыми писателями, которые трудились в юмористическом направлении. Острая политическая направленность СМИ часто доводила редактора до скамьи подсудимых, но от этого популярность журнала только росла. «Сатирикон» продолжал свое существование вплоть до революции. После переворота его закрыли, как и все оппозиционные СМИ. Аверченко негативно воспринял приход советской власти, а потому эмигрировал.

Жанр, направление

Относится произведение «Специалист» к жанру сатирического рассказа.

О том, что это рассказ, можно судить по небольшому размеру текста. Помимо этого, в основном сюжете задействованы всего два центральных героя, остальные лишь помогают раскрывать характеры персонажей. Также события даются короткими эпизодами, но относятся к одной линии — отражают несостоятельность Усатова как специалиста во всех сферах.

Из сатирического же здесь: наличие обличаемых пороков (самоуверенность, заносчивость, горделивость), насмешка над поведением героя, преувеличение ситуаций. 

В целом, можно сказать, что произведение реалистическое. Ведь таких людей вокруг нас очень много. Смотря на окружающих свысока, они мнят себя самыми умными, знающими, но на самом деле ничего собой не представляют. Описываемые эпизоды бытовые: замена звонка, стрижка, лечение от болезней и другие. Язык приближен к тому, как общаются люди в реальной жизни.

Смысл названия

Заголовок рассказа очень ироничен. Специалистами называют тех, кто достиг высокого уровня мастерства в какой-либо сфере. Усатов — один из главных героев — безусловно, считает себя таковым, раз предлагает свои услуги каждому — независимо от того, что нужно сделать. И читатель настраивается на повествование о каком-либо профессионале в своем деле. Вот только все эти предположения оказываются полностью разрушены.

Так, с помощью неожиданного обмана ожиданий, Аверченко и создает комический эффект.

Суть: о чем?

Начинается рассказ с личного мнения повествователя о необычном друге, который постоянно пытается всем помогать, но оборачивается это каждый раз какой-нибудь маленькой трагедией.

Например, Усатов — так зовут деятельного мужчину — отговаривает рассказчика от похода к парикмахеру и навязывает свои услуги. В итоге он случайно ранит “клиента”. Стрижку приходится отложить.

Далее, находясь в гостях у семьи повествователя, Усатов вызывается настроить пианино, починить горелку и очистить скатерть от пятна. Естественно, разбираться с последствиями его работы потом приходится настоящим профессионалам и самим хозяевам квартиры. Но горе-мастера уже не остановить: затем он пытается поставить в квартире товарища новый дверной звонок и заменить лампочку. Ожидаемо, что достойных результатов нет. 

Завершается все разговором Усатова со страдающей ревматизмом бабушкой. Услышав, что врачи не могут справиться, мужчина тут же составляет список рекомендаций. В него входят прогулки на три-четыре квадратных версты, цианистый калий внутрь по четыре килограмма и многое другое. О последствиях такого “лечения” читатель уже не узнает — рассказ обрывается на многообещающей фразе Усатова: “Ручаюсь вам, что через неделю вас не узнаешь!”.

Главные герои и их характеристика

Главные герои рассказа «Специалист» и их характеристика представлены Многомудрым Литреконом в таблице:

Усатов активный человек, который считает, что умеет делать все гораздо лучше настоящих мастеров. Отзывчивый, готов прийти на помощь в любую секунду, как только услышит, что у кого-то есть трудности. Несмотря на это, его действия приводят только к плачевным результатам, так как настоящих знаний у него нет (советует пить цианистый калий при ревматизме; выводит пятна камфорным маслом, хотя оно наоборот только пачкает ткань и пр.). Также он не терпит критики, не принимает замечаний. Как только люди пытаются ему возразить, Усатов тут же находит множество причин, почему именно он прав, и быстро приступает к выполнению задуманного.
Рассказчик можно сказать, друг Усатова, еще один объект его бесконечных советов. Постоянно несет потери (как моральные, так и физические) от действий своего приятеля. Тот ранит его, когда стрижет, портит фортепиано при настройке, и приходится вызывать профессионалов за свои деньги; случайно обливает сына горячим супом, когда пытается прикрепить звонок к висячей лампе. Несмотря на множество сложностей, герой продолжает общаться с Усатовым и даже приглашает его в гости.

Темы

Темы, описываемые автором, различны. В основном, он говорит о чрезмерной уверенности в себе и своих силах. Помимо этого, затрагиваются темы отзывчивости, желания бескорыстно помогать ближнему. 

  1. Самоуверенность. Это качество может быть и положительным, и отрицательным, но в данном случае оно играет против героя. Он не терпит критики, не сомневается в себе, поэтому не может научиться делать что-то по-настоящему хорошее.
  2. Отзывчивость. Усатов по-настоящему добр к людям и способен на сочувствие, но эти качества бесполезны, потому что этот человек не может сделать ту работу, за которую берется.
  3. Дружба. Рассказчик хорошо знает о недостатках своего друга, но не прекращает общение с ним.
  4. Желание сэкономить. Чтобы не тратить деньги на помощь специалистов, герои соглашаются на услуги Усатова, и потом скупой платит дважды.

Проблемы

Главные проблемы, безусловно, связаны с образом Усатова. Конечно, он стремится делать добро людям, но за этим сочувствием скрывается желание ощутить себя умнее и лучше других. Он хочет самоутвердиться над «неумехами» и доказать, что специалистов не существует: любой может выполнить их работу, для этого не нужно образования и опыта. Усатов так выражает свое высокомерие.

“Усатов всё знал, всё мог сделать и на всех затрудняющихся и сомневающихся смотрел с чувством затаённого презрения и жалости…”

Собственно, поэтому методы достижения целей и итоги всегда крайне неудачные. Например, Усатов очень грубо обращается с музыкальным инструментом, уверенный, что так сможет починить его. Хотя пианино требует бережного, мягкого отношения:

“Он долго возился, стуча по пианино кулаками, прижимал к деке ухо так сильно, что даже измял его, а потом долго для чего-то ощупывал педаль…”

Кроме того, центральный персонаж не слишком доверяет остальным, считая себя экспертом во всех вопросах. Это является признаком высокомерия, причем, совершенно не оправданного и даже комичного.

“Вы говорите, что доктора не могут изгнать вашего застарелого ревматизма? Я не удивляюсь… К сожалению, медицина теперь — синоним шарлатанства…”

Основная идея

На примере Усатова писатель показывает, что помощь будет полезна только тогда, когда предлагающий ее человек на самом деле понимает, что необходимо делать. И дополнительно осознает ответственность за возможные ошибки. А самоуверенность иногда способна привести к очень плохим результатам. Такова главная мысль рассказа «Специалист».

К сожалению, отзывчивость часто становится формой выражения высокомерия и тщеславия. Люди хотят самоутвердиться, а не помочь по-настоящему. Для них это шанс почувствовать себя более значимыми, чем они есть на самом деле. Таков смысл рассказа «Специалист».

Чему учит?

В первую очередь, рассказ «Специалист» заставляет задуматься о своем поведении тех людей, которые хотят запомниться самыми знающими и опытными, но на деле ими не являются. Они называются мастерами любого дела, думают, что могут ответить на любой вопрос, но, по сути, лишь выставляют себя глупцами. 

Мораль рассказа «Специалист» заключается в том, что человек может взять на себя ответственность за плоды своих усилий только тогда, когда реально разбирается в этой сфере, имеет опыт и знания. Если их нет, то помощь обернется вредом и плохими последствиями. Особенно опасно давать такие непрофессиональные советы в медицине, как делает это герой.

Художественные особенности

Текст «Специалист» преимущественно состоит из диалогов и редких размышлений рассказчика. Это позволяет взглянуть на персонажей не через авторское описание, а через их собственные слова. 

Встречается множество восклицательных предложений, которые передают настроение героев: “К тебе не дозвонишься!”, “Дружище!”, “Видишь, как просто!”. 

Состояние людей передается и через эмоционально окрашенные глаголы (“вооружился щипцами”, “всплеснул руками”), наречия (“сухо сказал”, “робко спросил”).

Так как рассказ сатирический, ситуации преувеличиваются за счет гиперболизации (Усатов советует принимать теплые ванны температурой по 40-50 градусов, хотя это, очевидно, очень горячо и др.). Комическое создается с помощью противопоставлений (“Кроме того, он был добр, и это было скверно. Услужлив, внимателен — и это наполовину сокращало долголетие его ближних”).

Критика

Многие сравнивали рассказы А. Т. Аверченко с произведениями М. Твена и А. П. Чехова. Все они показывали общество, можно сказать, “в срезе”: с проблемами, пороками, недостатками. С тем, что обычно скрывается под маской внешнего благополучия и идеальности. 

Современники отмечали и острый язык, которым повествуется о событиях, и яркие образы героев. Писатель не боялся указывать на слабости людей, и в “Специалисте” это отчетливо проявилось.

Автор: Инна Колокольникова

Примером авторитета мирового масштаба может служить личность русского писателя Л.Н. Толстого. Так, М. Горький писал о Толстом: «Весь мир, вся земля смотрит на него; из Китая, Индии, Америки — отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити…». Прославленный художник, подлинный друг простых тружеников, Толстой был непримиримым и страстным противником угнетателей и деспотов. Безбоязненная критика несправедливости, стремление до конца исследовать причины зла снискали Толстому огромное уважение со стороны людей, живущих в разных точках земного шара. Как к «гражданину мира» — к Толстому обращались за советом и помощью не только частные лица, но и многие общественные организации, в первую очередь те, которые выступали против войны. Толстого радовало, что взгляд на войну как на зло «все более проникает в общественное сознание», это вселяло в него надежду, что недалеко то время, «когда войны станут невозможны — никто не станет воевать». Смело выдвигая на первый план борьбу за мир как важнейшую проблему современности и стремясь найти реальные способы ее решения, Толстой завоевал признательность и уважение всех искренних сторонников мира. Толстой принадлежал к тем художникам и мыслителям, в натуре которых, как говорил Белинский, лежит все, чем живет человечество. «Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, — писал Белинский, — она не полна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества».

Настоящая любовь – это чувство, лишенное эгоизма, способное преодолеть любые преграды. Пример истинной любви можно найти на страницах трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Отпрыски враждующих кланов, вопреки всем обстоятельствам, влюбляются друг в друга. Впервые встретившись на балу, молодые люди больше хотят расставаться. Чувство, поглотившее их, важнее предрассудков, важнее родовой вражды. К сожалению, влюбленным не суждено быть вместе: ряд трагических событий приводит к смерти молодых. Сила любви так потрясает их семьи, что Монтекки и Капулетти заключают мир, а герцог под занавес изрекает бессмертную сентенцию: «Нет повести печальнее на свете, / Чем повесть о Ромео и Джульетте».

Маленький принц – герой одноименной повести-сказки А. де Сент-Экзюпери только на земле осознал, что любить означает видеть не только то, что на поверхности, но и хрупкую душу, спрятанную за капризами. «Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения». Любовь не терпит сомнения в любимом существе. Так мы понимаем, что принц убежал от своей любви из-за того, что не до конца любил. И это очень скоро он понимает: «Я не должен был бежать! За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность». Принц перестает жалеть себя, он начинает рассматривать события с точки зрения любимого существа и тем самым приближается к истинной любви. Маленький принц попадает в розовый сад, где сначала чувствует себя «очень-очень несчастным» оттого, что его роза оказалась не единственной, таких цветов целый сад. . И он плакал и думал о своей ничтожности, о том, какой же он «после этого принц…». И тут появляется Лис, который и научил принца замечательному правилу, которое теперь стало крылатым выражением: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». что любить — это отдавать себя всего другому, любимому существу. И принц всего себя отдавал розе, а понял это, только убежав от нее. И только благодаря Лису. Он понял, что любить — это ответственность, самое главное именно это. Приручить — это и есть любить».
 Любовь к розе перерастает у принца в любовь ко всему живому. «Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо глядеть на небо. Все звезды расцветают». Если по-настоящему любишь кого-то, то это и есть, что ты любишь все.

Зависть не даёт человеку покоя, толкает его на дурные поступки, заставляет предавать друзей и родных. Так, зависть к своей сестре, ставшей женой царя, толкает двух оставшихся девиц из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкина на преступление. Они обрекают царицу и младенца на смерть в бочке посреди моря. К счастью, все заканчивается благополучно, а завистницы получают по заслугам. Князь Гвидон, перевоплощаясь в насекомых, кусает каждую женщину по очереди за их враньё.

Одна из самых замечательных установок произведений А. Платонова – признание за нравственностью, составляющей смысл искусства, созидательной силы не только саморазвития, духовного, социального самодвижения личности, но и производительной силы в масштабах общества, государства, человечества. Производительной силы, которая может иметь и положительное и разрушительное действие. Именно это конечное действие и составляет главную заботу художника: «Рабочий человек должен глубоко понимать, что ведер и паровозов можно наделать сколько угодно, а песню и волнение сделать нельзя. Песня дороже вещей, она человека к человеку приближает. А это трудней и нужнее всего». В этом и выражается созидательная сила искусства, производящая главное – человеческое, бессмертное в людях – их единение в усилии к жизни, их силу жизни.

Родителям необходимо внимание детей, участие. В повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» мы видим трагическую судьбу «маленького человека», обиженного не только обществом , но и собственной дочерью. Самсон Вырин любит Дуню, желает ей счастья. Однако девушка жестко поступает по отношению к отцу: бросает его одного. Дуня вспоминает о дочернем долге слишком поздно: отца уже нет в живых.

Герои романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» показывают нам своим примером, что значит «помощь», «взаимовыручка», «благодарность». Когда Гринев оказывается в беде, его выручает Пугачев. Из благодарности Гринев дарит Пугачеву заячий тулуп, наливает ему вина. Впоследствии Пугачев еще не раз поможет Гриневу только потому, что тот в свое время не проявил пренебрежения к простому крестьянину.  Он милует Гринева во время расправы над офицерами белогорского гарнизона за его «добродетель». Когда Гринев отказывается присягнуть самозванцу, то Пугачев, пораженный искренностью Петра, отпускает его «на все четыре стороны». Когда Гринева схватили казаки, Пугачев снова приходит ему на помощь. Несмотря на то что Пугачев знал, что Маша – дочь казненного капитана Миронова, он простил Гринева и, благословив молодых людей, отпустил их.

Повесть-феерия, как сам ее назвал автор, сюжетно нехитра: молодая девушка Ассоль дожидается своего прекрасного принца на берегу Каперны.
В повести «Алые паруса» А. Грин развивает свою давнюю мысль о том, насколько важным элементом в жизни человека является мечта. Она вдохновляет на подвиги, делает жизнь ярче, помогает отвлечься от серости будней. Маленькая мечтательница Ассоль живет в нехитром мире среди игрушек, созданных ее отцом Лонгреном. У нее нет друзей, а в городе к ним относятся недружелюбно. Единственным лучом света для героини становится мечта. Вдохновленная предсказанием волшебника Эгля, героиня обретает мечту о том, как приплывет за ней принц на корабле с алыми парусами. У Грея тоже есть мечта – увидеть мир. Ему хочется изменить судьбу: стать мореплавателем, выбраться из тесного фамильного замка. 
Вера в мечту позволяет героям справиться с жизненными трудностями: помогает Ассоль вытерпеть насмешки и жестокость жителей Каперны, а Грею придает смелости и наделяет его даром – способностью воплощать чудо в жизнь, что он и делает, превращая сказку Ассоль в реальность.
Эта история поражает воображение читателя, помогая поверить в то, что все на свете возможно. Два человека встретились совершенно случайно, но их объединила способность мечтать, стремление к свободе и жажда любви.
 Благодаря замечательному произведению А. Грина, мы понимаем, что мечтать, действительно, не вредно. Мечта украшает жизнь, позволяет человеку ставить высокие цели и идти к ним.

Ярким примером бескорыстности, является, безусловно, праведница Матрена, героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор». Много лет она не получала никакой помощи: Матрену отправили на покой по болезни без пенсии, а с соседей, которым она помогает, она не берет денег. Несмотря на постоянную нехватку средств, она не пытается заработать на людских бедах, для нее чужда идея наживы. Например, она не раз отказывала квартиранту, обещавшему платить ей и привезти машину торфа. Единственной заботой, связанной с деньгами, стали для Матрены хлопоты о пенсии за погибшего мужа. Ее невероятная любовь к окружающим совершенно бескорыстна. 

Любовь к жизни особенно ярко проявляется в детстве. Так, герой рассказа «Железная старуха» Егор даже спать старался меньше, потому любил жить без перерыва, чтоб видеть все, что живет без него, и жалел, что ночью надо закрывать глаза и звезды тогда горят на небе одни, без его участия». Егору хотелось участвовать во всем, быть ко всему причастным, во всем разобраться, принимать во всем участие, быть полезным. Именно такое отношение к миру и можно назвать любовью к жизни.

У В. П. Астафьева есть сборник рассказов, который называется «Затеси» («затесь» – это зарубка на дереве, которую делает человек, чтобы не заблудиться в незнакомом месте). Название этой книги символично: в жизни человека тоже должны быть какие-то «затеси», то есть ориентиры, по которым он должен прокладывать свой путь. Вот такие «затеси» в душе и оставляют книги В.П. Астафьева: повесть «Кража» о беспризорном детстве мальчика-сироты, повесть «Пастух и пастушка», рассказывающая о любви, трагически обреченной войной на разлуку, удивительная книга «Царь-рыба», проникнутая страстной любовью к родной природе и многие другие.

Семнадцатилетний Гринев по воле судьбы оказался в центре пугачевского восстания, которое повлияло на его жизнь самым чудесным образом.  Участвуя в кровопролитных событиях, он сохранил честь – проявил храбрость, благородство, доброту, искренность. Честь, которую сберег Гринев по завету отца, позволила герою на склоне его жизни, когда он писал воспоминания, быть честным в описании всего виденного, быть, быть благодарным за добро Пугачеву. Честь помогла быть искренним и в неприятии вооруженной борьбы народа, и в симпатиях к своему «странному приятелю» Пугачеву. Несмотря на то что социальный инстинкт подсказывал отрицательное отношение к «бунтовщикам», мятежникам, «преступникам», Гринев в реально возникавших ситуациях больше доверял личным впечатлениям. Как дворянин он считал, что бунтовщик Пугачев – злодей и враг. Как человек, испытавший на себе его милости, он полагал своим долгом сказать правду о его поведении, не считаясь с тем, что она противоречит официальному мнению о Пугачеве. Личный опыт оказывался более значимым, чем социальный. Способность быть благодарным характеризует Гринева как человека с высокими моральными устоями, как самостоятельного, не зависящего от обстоятельств и времени, человека.

Жизненные ценности формируются еще в детстве. Фундаментом будущего ребенка становятся не только воспитание и образование, которое родители дают ребенку, но и пример, который они показывают. В комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» мы видим, к чему может привести родительский пример. Простакова – мать главного героя – самовластна, груба и невежественна, но для сына находит и ласку, и доброе слово. В такие моменты в ней даже проступает что-то человеческое. К сожалению, ее отношения недостаточно для того, чтобы воспитать достойного человека. Митрофан вырастает грубым, глупым лентяем. Однако это не его вина, он лишь зеркало Простаковой с ее грубостью, невежеством, жестоким отношением к окружающим людям. Так же, как и мать, Митрофан признает лишь право сильного. Пока мать держит в своих руках власть, он с ней; как только она эту власть утрачивает, сын ее предает. Простакова минуты не живет без брани. Митрофан вслед за матерью кричит на кормилицу, грубит учителям. Во время урока математики Простакова так прокомментирует решение задачи: «Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка». Слова героини продиктованы заботой о сыне, а в результате лишь воспитывается эгоизм. Пренебрежение к чувствам других людей, к закону проявляет Простакова в сцене похищения Софьи. Митрофан в этой ситуации оказывается заодно с матерью. Таким образом, Митрофан, как достойный сын своей матери, не умеет любить, переживать, сочувствовать. Его вырастили эгоистом, способным любить только себя.

  • Тема и идея рассказа телеграмма паустовского
  • Тема и идея рассказа первый учитель
  • Тема и жучка план рассказа 3 класс
  • Тема и идея рассказа ионыч
  • Тема и идея рассказа станционный смотритель