Тема герои сказок чуковского

Конспект литературной викторины в старшей группе по теме: наши любимые герои произведений к.и. чуковского подготовила воспитатель аюшеева людмила алексеевна описание

Конспект литературной викторины в старшей
группе по теме: «Наши любимые герои произведений К.И. Чуковского»

Подготовила
воспитатель Аюшеева Людмила Алексеевна


Описание
материала
: Предлагаю конспект
непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6
лет) по теме «Наши любимые герои произведений К.И.Чуковского». Данный материал
будет полезен воспитателям старшей группы. Этот конспект познавательного занятия,
направленного на воспитание интереса к художественной литературе и развитию
любознательности у старших дошкольников.

Интеграция образовательных областей: «Познание»,
«Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы»,
«Художественное творчество».

Цель: Закреплять и систематизировать в игровой форме
знания детей о произведениях К.И. Чуковского.

Задачи:
• Продолжать развивать интерес детей к
художественной литературе, умение чувствовать красоту и выразительность языка произведений.

• Продолжать совершенствовать художественно –
речевые исполнительские навыки детей при чтении отрывков из произведений К.
Чуковского, в драматизациях (эмоциональность, выразительность исполнения).

• Совершенствовать речевые навыки дошкольников.
Продолжать развивать умение содержательно рассказывать об интересном факте,
герое. Формировать умение отстаивать свою точку зрения. Отрабатывать
интонационную выразительность речи.

• Развивать чувство юмора, память, логическое
мышление, внимание.

• Воспитывать уважение к сверстникам, умение
проявлять взаимопомощь в совместной коллективной деятельности.

• Воспитание бережного и уважительного отношения
к книге.

Предварительная
работа:

Чтение произведений К. Чуковского.
Рассматривание иллюстраций. Просмотр мультфильмов по одноименным произведениям.
Прослушивание аудиозаписи со сказками К. Чуковского. Обыгрывание отрывков
(пантомима) из произведений детского поэта. Придумывание девиза и названия
команд. Рисование героев сказок Чуковского, оформление выставки книг в группе.
Разучивание частушек о стихах Чуковского. Изготовление из картона цветных
кружочков по количеству детей (для подсчета правильных ответов).

Демонстрационный
материал
: Иллюстрации с изображением
героев произведений К.И. Чуковского, фото С.-Петербург, презентация, портрет
автора и детские книги с произведениями К.И. Чуковского, игра «Собери картинку»
(для капитанов команд).

Раздаточный
материал и оборудование:
 эмблемы
для каждого ребенка (мойдодыр, слон), маска зайца, крокодила, сундук, картинки
с изображением телефона, Айболита, мухи-цокотухи, тараканище, солнца, предмет —
телефон, разрезные картинки с изображением сказок, диск с записью голосов
лесных птиц, мешочек с цифрами, призы.

Методические приемы: игровая ситуация, беседа,
рассматривание иллюстраций, физкультминутка «Царь горох», анализ, подведение
итогов.

Оформление
зала:

1) детские рисунки по произведениям
К.И.Чуковского;

2) презентация;
3) выставка детских книг.

Ход занятия:

В книжном уголке оформлена выставка произведений К.И. Чуковского.
На магнитной доске размещены рисунки детей с героями сказок. Дети заходят в
группу и садятся на свои места.

Ведущий: Мы давно знакомы с творчеством К.И
Чуковского и знаем много его сказок, стихотворений, рассказов. На нашей
викторине мы обобщим все знания, полученные ранее.

У нас есть 2 команды и два капитана, им было
задано домашнее задание: придумать эмблему, подобрать девиз и название команды,
имеющие отношение к творчеству К.И.Чуковского. Команды, вы готовы?

Проведем жеребьевку, какая команда будет
представлять себя первой, второй (в мешочке лежат цифры: 1,2).

Воспитатель:
1 задание

«Представление команды»
И так давайте представимся (команды по очереди
представляют себя)

Команда «Мойдодыр», команда «Слон».
Воспитатель: Предлагаю вам отправиться в
путешествие по сказкам Корнея Ивановича Чуковского.

Для этого нужно закрыть глаза и сказать:
«Тили — тили — тили — бом,
Открывайся сказки дом!»
(дети произносят волшебные слова, открывают
глаза)

Звучит запись голосов лесных птиц.
Воспитатель: Дети, вот мы и в сказке (раздается плач)
Что случилось не пойму, Кто же плачет? Почему?

Входит ребенок в маске зайца.
Заяц: Горе, горе, крокодил
Солнце в небе проглотил.
Наступила темнота,
Не ходи за ворота.

Воспитатель: Ребята, что же нам делать? Ведь кругом темно,
значит, наше путешествие по сказкам Чуковского отменяется?

Заяц: Нет, ребята, если вы правильно ответите на
вопросы викторины, крокодил вернет солнышко.

Воспитатель: Сейчас каждая команда должна
показать находчивость.

Воспитатель:
2 задание

«Кто
сказал?»

Заяц достает сундук с картинками предметов из
сказок «Телефон», «Айболит», «Муха-цокотуха», «Тараканище».

Воспитатель: Вспомните, из какого стихотворения
К. Чуковского отрывок и кто это сказал.

(Команды по очереди тянут карточки с изображением
героев из сундука. За правильный ответ, команда получает кружочек)

№1- «Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись!» (Цапли «Телефон»)
№2-«И смеётся она и кричит:
«Ну, спасибо тебе. Айболит!» (Зайчиха «Айболит»)

№3- «Бабочка-красавица.
Кушайте варенье!
Или вам не нравится

РЕКЛАМА

Наше угощение?» (Бабушка-пчела «Муха-цокотуха)

№4-«Не кричи и не рычи,
Мы и сами усачи,
Можем мы и сами
Шевелить усами!» (Раки «Тараканище»)

Физкультминутка
Воспитатель:
Ребята, а вы любите делать зарядку? Ответы
детей.

Заяц: Давайте мы с вами сделаем ее.

Давным-давно жил царь Горох
И делал каждый день зарядку.
Он головой крутил – вертел
И танцевал вприсядку.
Плечами уши доставал
И сильно прогибался,
Он руки к небу поднимал,
За солнышко хватался. (Дети повторяют
описываемые движения)

Воспитатель:
3 задание

«Путаница»
Надо определить, что или кто на картинке лишний.
На слайдах изображены персонажи сказок («Путаница», «Краденое солнце»,
«Бармалей» «Федорино горе»), увидев, лишнего, поднимаем руку.

«Театральная пауза»

Воспитатель:
4 задание

«Домашнее задание»
Каждая команда подготовила пантомимы для своих
соперников. Команды по очереди показывают отрывок сценки из своей сказки.

Команда «Мойдодыр», показывает сказку
«Мойдодыр».

Ребенок:
Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
И мочалку, словно галку,
Славно галку, проглотил.
А потом как зарычит
На меня,
Как ногами застучит
На меня,
«Уходи-ка ты домой,
Говорит,
Да лицо своё умой,
Говорит,
А не то как налечу,
Говорит,
Растопчу и проглочу!-
Говорит». (Мойдодыр)

Команда «Слон», показывает сказку «Телефон»

Ребенок:
У меня зазвонил телефон
-Кто говорит?
-Слон.
-Откуда?
-От верблюда.
-Что вам надо?
-Шоколада.
-Для кого?
-Для сына моего.
— А много ли прислать?
— Да пудов этак пять или шесть:
-Больше ему не съесть,
-Он у меня ещё маленький! (Телефон)

Воспитатель:
5 задание

«Собери пазлы»
(задание для капитанов)
Сейчас капитаны выберут конверты с разрезными
картинками.

Необходимо быстро, по команде, собрать картинку
и произнести название сказки.

Воспитатель:
6 задание

«Вопрос-ответ»
Задаю вопросы по жизни и творчеству Чуковского,
вы быстро отвечаете, на размышление времени не дается. Если не успели, ход переходит
к другой команде (после правильного ответа детей, воспитатель показывает
картинки с изображением сказанного ответа).

1. Из какой это сказки: «Бабочка-красавица,
кушайте варенье, или вам не нравится наше угощение?» (Муха-цокотуха)

2. В каком городе родился К.И.Чуковский?
(С.-Петербург)

3. В какой сказке гости предали именинницу?
(Муха-цокотуха)

4. За кого вышла замуж Муха-цокотуха? (Комар)
5. Кто воспитывал Чуковского? (Мама)
6. Где работала мама Чуковского? (В прачечной)
7. На чем летают комарики в сказке «Тараканище»?
(На воздушном шарике)

8. Кто спас зверей от злого таракана? (Воробей)
9. Из какой это сказки: «Я за свечку – свечка в
печку, я за книжку, та – бежать и вприпрыжку под кровать»? (Мойдодыр)

10. Кто приучил к порядку мальчика из сказки «Мойдодыр»?
(Умывальник)

11. Добрый доктор, лечащий зверей? (Айболит)
12. Кто доктора Айболита перевозил через море?
(Кит)

13. Почему маленьким детям ни за что на свете
нельзя гулять по Африке? (Там злой и ужасный Бармалей)

14. Кто проучил злого Бармалея? (Крокодил)
15. Почему от Федоры сбежала посуда? (Федора не
мыла посуду)

16. Кто проглотил солнце? Название сказки и
персонаж? (Крокодил, «Краденое солнце»)

17. В какой сказке все наоборот? («Путаница»)
Входит ребенок в маске крокодила и возвращает
детям солнышко (показывает картинку в виде солнца).

Заяц: Вот ребята, какие же вы молодцы, ответили
на все вопросы, спасли наше солнышко!

Заяц и крокодил прощаются с детьми и уходят.
Воспитатель: А сейчас сюрприз от наших девочек – частушки
1. Мы Корнея почитали
Умными такими стали
Но и тут мы не отстали –
Сами сказку мы сыграли.
2. Нет на свете ничего
Лучше сказочек его.
А кого – узнаете
Лишь на фото взглянете.
3. Мы старались, не спешили
И смотри, что сотворили.
Кто Чуковского читал –
Тот рисунки все узнал.
4. Мы ребята золотые
Все талантливы такие.
Вот немного подрастем
Как Корней писать начнем.

Заключение
Воспитатель подсчитывает количество кружочков в
каждой команде.

Воспитатель: Давайте вспомним, что нового мы
узнали, какие игры вам понравились? Дети отвечают на вопросы.

Вот и подошла к концу литературная викторина. Мы
вспомнили и повторили наши любимые произведения К.И.Чуковского. Поиграли в
игры, рассказали стихотворения. Вы, ребята, справились со всеми заданиями, вы —
молодцы! Вас ждут подарки и призы.

На чтение 9 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Скачать:

Вложение Размер
x-office-document.png8istoriya_napisaniya_skazok.docx 20.15 КБ

Стихи и сказки Корнея Чуковского. Краткая биография и творчество.Полный список произведений

 АйболитАйболит и воробейБармалейБутербродБарабекБебекаВерблюдицаГоловастикиДокторЕлкаЕжики смеютсяЗакалякаЗагадкиКурицаКраденое солнцеКрокодилКотауси и МаусиЛенинградским детямМойдодырМуха в банеМуха-ЦокотухаОбжораОгородОдолеем БармалеяПерепутанная сказкаПесня о бедных сапожкахПоросенокПра-пра-правнукамПриключения БибигонаПутаницаРадостьСкрюченная песняСвинкиСказка о царевне ЯсносветеСлониха читаетТоптыгин и лисаТоптыгин и ЛунаТелефонТараканищеФедорино гореФедоткаХрабрецыХрабрый ПерсейЧудо-деревоЧерепахаЧто сделала Мура  

Читать все стихи и сказки Чуковского.Список произведений.Читать стихи и басни других авторов

  Сказки Чуковского читать можно с самого раннего детства. Стихи Чуковского со сказочными мотивами — отличные детские произведения, славящиеся огромным количеством ярких и запоминающихся персонажей, добрых и харизматичных, поучительных и в то же время, любимых детьми.   Стихи Чуковского читать любят без исключения все дети, да и что тут говорить, взрослые тоже с удовольствием вспоминают полюбившихся героев сказок Корнея Чуковского. А даже если вы не прочитаете их своему малышу, встреча с автором в детском саду на утренниках или в школе на уроках – обязательно состоится.  

Корней Иванович Чуковский.Биография.

Предварительный просмотр:

История написания сказки «Крокодил»

У Корнея Ивановича заболел маленький сынишка Коля в г. Хельсинки, и Чуковский вёз его домой в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал и плакал и чтобы хоть как-то облегчить его страдания, отец стал ему рассказывать сказочную историю про Крокодила:   Жил да был Крокодил,

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил,

Крокодил, Крокодил, Крокодилович!

Мальчик перестал капризничать, слушал, не отрываясь, а потом успокоился и уснул. Наутро, едва проснувшись, он тотчас же потребовал, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Так появилась первая детская сказка К.И. Чуковского «Крокодил».

История написания сказки «Чудо-дерево»

Корней Иванович написал эту сказку для себя. Он был многодетным отцом: было у него четыре ребёнка, два мальчика и две девочки, и вопрос с детской обувью стоял очень остро. Каждый месяц кому-нибудь из детей обязательно надо было покупать обувь: то туфли, то галоши, то сапоги, то ботинки. И где-то в глубине души Чуковский мечтал о таком дереве, на котором вместо яблок и груш растет обувь.  Вот так и родилась сказка про чудо-дерево.Интересно, что Мурочка (Мария) — это не вымышленный персонаж, а дочь Корнея Ивановича Чуковского, которой он посвятил много стихотворений и сказок. Так и сказка «Чудо-дерево» заканчивается повествованием про дочь Чуковского Мурочку, которая посадила новое  чудо-дерево. 

История написания сказки «Айболит»

История с этой сказкой не так проста. Корней Иванович давно мечтал написать сказку о целителе зверей, но строки её давались с трудом. Однажды на Кавказе он заплыл далеко от берега. Вдруг возникли строки: О, если я утону,

                                                        Если пойду ко дну…

Чуковский поскорее выбрался на берег, нашёл сырую папиросную коробку и мокрыми руками записал на ней около 20 строк. Но начала и конца у сказки не было. Потом появились варианты: И пришла к Айболиту коза:

                   – У меня заболели глаза!

                   Прилетела к нему сова:

                   – Ой, болит у меня голова!

И только через несколько дней появились строки: И пришла к Айболиту лиса:

                                                                                       – Ой, меня укусила оса!

                                                                                       И пришел к Айболиту барбос:

                                                                                       – Меня курица клюнула в нос.

История написания сказки «Муха-Цокотуха»

Эту сказку он сочинил для внучки Марины. Как вспоминал сам автор, это была единственная сказка, которую он написал за один день, сгоряча. Когда он писал её, у него было очень весёлое настроение и строки появлялись очень быстро: Муха, Муха-Цокотуха,

                                                                                                Позолоченное брюхо!

                                                                                                Муха по полю пошла,

                                                                                                Муха денежку нашла.

Чуковский еле успевал записывать на клочках бумаги, каким-то огрызком карандаша. А когда в сказке дошло до танцев, то, 42-летний, уже седеющий человек, стал танцевать сам.  

История написания сказки «Путаница»

Сказка “Путаница” была написана по заказу и рецепту Мурочки. В то время Чуковский ломал голову над тем, зачем нужны в языке нелепицы. Чуковский долго думал, для чего русский и английский народ создают небылицы. Ответ ему помогла найти двухлетняя Мурочка. Однажды она вошла в кабинет отца с очень озорным и в то же время смущенным лицом, которое говорило о том, что она затевает необыкновенную каверзу. Писатель ещё никогда не видел такого сложного выражения у неё на лице. Ещё издали она крикнула ему: “Папа, ава – мяу!” – то есть сообщила отцу сенсационную и заведомо неверную весть, что собака, вместо того чтобы лаять, мяукает. И засмеялась несколько искусственным смехом, приглашая Чуковского тоже посмеяться над этой выдумкой. Но папа ответил: “Нет, ава – гав”. Тогда Мурочка снова засмеялась и сказала: “Ава – мяу!”, хотя в свои два года она твёрдо знала, что собака лает, кошка мяукает, а петух кукарекает. И тогда Чуковский решил поддержать её игру и сказал: “А петух кричит гав!” Это игра продолжалась достаточно долго и в результате привела к написанию сказки “Путаница”. Сам же Чуковский понял, что нелепицы и небылицы существуют не только для развлечения малышей, они ещё играют важную роль в развитие детей.

История написания сказки «Федорино горе»

Эту сказку писатель писал очень долго, как он сам признавался строки зарождались в моменты возвращения его подсознания в детство, но создавались в результате упорного и долгого труда. Но вот, однажды летом, когда Чуковский был на даче, он забрёл в глушь и провел там 3 часа.  Неподалеку в ручейке копались дети и Корней Иванович с удовольствием к ним присоединился. Вместе с детьми Чуковский лепил из глины и грязи человечков и зайцев, бросали в ручеёк шишки и даже ходили дразнить индюка. Домой он возвратился счастливый, отдохнувший, его даже не смутили грязные штаны, об которые дети вытирали руки при лепке. Воодушевлённый Корней принялся за написание сказки, которую он начал писать еще позапрошлым летом. Вдруг в его мыслях появились грязные стаканы, утюги, корыта, блюдца, вилки, которые начали убегать из дома.  Чуковский записывал все образы, рифму и звучание на бумагу. Так была написана сказка «Федорино горе», которая учит детей аккуратности, показывает, к чему приводит лень и нежелание содержать свой дом в чистоте.

История написания сказки «Мойдодыр»

Эту сказку он посвятил своей дочке Мурочки – она, будучи маленькой, не хотела умываться и у папы родились строчки:   Надо, надо умываться

                                                   По утрам и вечерам,

                                                   А нечистым трубочистам

                                                   Стыд и срам, стыд и срам.

История написания сказки «Телефон»

Корней Иванович Чуковский написал сказку в 1926 году. Сказка написана в форме диалога. Главному герою постоянно кто-то звонит и просит помочь. И, конечно же, то ли Доктор Айболит, то ли сам Чуковский никому не отказывает, а всем помогает. Практически все просьбы, кроме последней (спасение бегемота), кажутся взрослому человеку смешными и нелепыми. Но ведь Чуковский писал для детей. В первую очередь, по мнению автора, сказка должна быть интересна и понятна детям. События должны развиваться очень быстро, чтобы маленький читатель (или слушатель) ни в коем случае не заскучал.

«Я три ночи не спал,

Я устал.

Мне бы заснуть,

Отдохнуть…Но только я лёг —

Звонок!»

Это реальные строчки из жизни самого Чуковского. Он писал сказку не в самый лучший момент своей жизни. Куча навалившихся проблем не давали ему заснуть. И свою проблему он отобразил в сказке «Телефон».

II.Основная часть

(За дверью крики Федоры и потом она вбегает в музыкальный зал) Федора: Ребятки, горе большое у меня! Я посуду не любила, и не часто мыла, даже била! Вот, она и убежала! Вы не видели куда?

Воспитатель: Здравствуйте, а вы кто?

Федора: А, разве вы не знаете меня?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто это и из какой сказки?

Федора: посуда убежала и спряталась от меня! Вы мне, ребята помогите, посуду мою найти и вернуть!

Воспитатель: Ребята, чтобы помочь найти посуду Федоры надо вспомнить сказки Корнея Ивановича Чуковского и в этом нам поможет вот это дерево. Это чудо дерево, на котором растут не только листья, но и еще посмотрите, что это?

Воспитатель: чтобы помочь Федоре найти посуду, надо ответить на вопросы, отгадать загадки и выполнить различные задания. А место где спряталась посуда, укажет вам картинка, которая разлетелась на части по сказкам Корнея Ивановича Чуковского, и вам надо её собрать.

Воспитатель: Федора. А какие сказки Корнея Ивановича Чуковского ты знаешь?

Федора: Сейчас, сейчас, скажу. Я их знаю.

Воспитатель: Ну, что Федора, трудно вспомнить тебе.

Федора: Ох, и трудно. Думаю, ребята помогут мне.

Воспитатель: Сейчас к нам в гости придут герои сказок, а кто они и из какой сказки вам с ребятами нужно будет отгадать.

 Элемент театрализации…. дети показывают отрывки

Выход мухи-цокотухи

Я по полю шла денежку нашла

И пошла я на базар, там купила самовар

Приходите ко мне в гости

Я вас чаем угощу

(«Муха-цокотуха»)

Выход таракана:

Воспитатель: Вдруг из подворотни страшный великан, он рычит и кричит и усами шевелит.

Таракан:

Погодите, не спешите

Я вас мигом проглочу!

Проглочу, проглочу

Не помилую!

(Таракан)

Воспитатель: Ну, что Федора ты с ребятами справились с заданием за это вы получаете часть картинки.

Федора: Все уже, можно найти мою посуду?

Воспитатель: Нет Федора не спиши нам надо найти все части картинки, тогда мы узнаем, где прячется посуда.

 Воспитатель: Ребята послушайте к нам еще кто-то спешит:

Сцена Доктор Айболит сидит под пальмой

Воспитатель: и сказал он тогда…..

Доктор Айболит:

Не беда!

Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по дорожке.

Воспитатель: Ребята вы узнали кто это?

Воспитатель: Федора, а ты знаешь где доктор Айболит лечил зверят?

Федора: Я, знаю, дома у себя в квартире!

Воспитатель: Все верно, ребята. А вы знаете, каких животных Айболит лечил в Африке? Сейчас я вам предлагаю вместе с Федорой превратиться в Мартышек и поиграть в весёлую игру.

Музыкальная игра «Мартышки» 

Воспитатель: Молодцы! За такую весёлую игру Айболит передал нам ещё одну часть картинки, где спряталась посуда.

 Федора: все, уже точно нашли мою посуду.

Воспитатель: Не торопись Федора, посмотри картинка ещё не целая! Продолжаем поиски частей картинки выполняя задание.

Федора: Я вижу ребята у вас в садике очень умные, они мне уж точно помогут. Вы уж постарайтесь, я надеюсь на вас!!!

Воспитатель: Ну а нам нужно продолжать дальше, встречаем следующего героя:

Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает страшный дядя и качает головой:

Мойдодыр:

Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.

Воспитатель: вы узнали кто это и из какой сказки?

Воспитатель: Правильно ребята. Мойдодыр хочет с вами поиграть в игру

Дело в том, что пока он бегал за грязнулей, по дороге он забрал себе нечаянно вещи из разных сказок и забыл, что откуда. Давайте поможем ему вспомнить.

Игра «Сундучок мойдодыра»

 (Из сундука достаются предметы. (детям предлагается определить, в каких произведениях К.И.Чуковского есть эти вещи)

1. мочалка («Мойдодыр»)

2. фонарик («Муха-Цокотуха»)

3. телефон («Телефон»)

4. коробок спичек («Путаница»)

5. чашка («Федорино- горе»)

6. Градусник (Доктор Айболит)

7.Зубная паста(Мойдодыр)

Воспитатель: Молодцы, ребята помогли Мойдодыру вернуть вещи в сказки. И за это Мойдодыр даёт ещё вам одну часть подсказки.

Федора: Ну это было просто.

Воспитатель: А вот следующие задание будет труднее. Есть у Корнея Ивановича Чуковского сказка «Путаница», вот и у меня все перепуталось на столе.

 игра «Путаница» (стоят  2 стола, на одном столе все предметы, перепутанные из сказок).

На втором столе Таблички со сказками.

Сказка Айболит (пузырёк с лекарствами, градусник, шприц, стетоскоп)

Сказка Мойдодыр (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).

Сказка Муха-цокотуха (баранки, самовар, фонарик,

Воспитатель: Вот, видишь Федора- какие молодцы наши ребята.

Федора: Ох, спасибо, наверное, сейчас нам дадут последнюю часть картинки.

Воспитатель: Вы молодцы, хорошо постарались и за это получаете последнюю часть картинки. Теперь ребята нам осталось собрать картинку.

Федора: Ребята вы молодцы! Мы сумели выполнить все задания, собрать картинку. Федора находит по картинке посуду.

Воспитатель:  Федора мы с детьми советуем больше не обижать посуду и как можно чаще её намывать. И она больше не сбежит от тебя.

Федора: Благодарит детей и уходит

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

города Новосибирска «Детский сад № 303»

Квест-игра

по сказкам К.И. Чуковского

Подготовили воспитатели: Козина С.П

Косолапова Т.С.

2020

Цель:

  • актуализировать знания детей о творчестве детского писателя, сказочника, переводчика и литературоведа К.И. Чуковского;
  • способствовать формированию устойчивого интереса к чтению посредством литературной игры;
  • воспитание культуры поведения, доброго отношения друг к другу, умения действовать в команде: преодолевать трудности, договариваться, советоваться для достижения общего результата.

Подготовка:

  • оформляется выставка книг К.И.Чуковского;
  • дети читают и вспоминают сказки К.И.Чуковского;
  • оформляется выставка детских рисунков – иллюстраций к сказкам К.И.Чуковского;

Ведущий:

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны.

Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.

Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. 31 марта 2020 года, если бы он был жив, ему исполнилось бы 138 лет. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя — Николай Васильевич Корнейчуков. Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

С ранних лет стихи его приносят всем нам радость.

 Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!

Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, вспомним героев сказок и стихов Корнея Чуковского, или как его часто называли дети, его современники дедушки Корнея.

Соревнование знатоков творчества Чуковского будет проходить у нас в форме игры – квест.

Квест в переводе с английского означает поиск, розыск.

 В квесте будут участвовать 3 команды и сейчас мы поделимся на команды с помощью жребия, каждый из вас должен вытянуть конверт со знаком отличия команды, у кого значки окажутся одинаковыми, те и объединяются в одну команду.

(Происходит жеребьевка: дети по очереди берут конверт со стола и прикрепляют знак на одежду)

И так, в квесте участвуют 3 команды, давайте их назовем и поприветствуем друг друга:

Команда красных: ф. и участников

Команда зеленых: ф. и участников

Команда синих: ф. и участников

Дети аплодируют друг другу

Вспомним правила, которые должен выполнять каждый во время игры:

  • Играй честно!
  • Обидно, когда проигрываешь, но не злись.
  • Не злорадствуй, когда проигрывают другие.
  • Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся.
  • Помни что ты командный игрок, от умения действовать сообща зависит результат.
  • Будь стойким, не унывай при неудаче.

Это так сказать, моральные правила, а сейчас я познакомлю вас с правилами квеста.

Каждая команда получит маршрутный лист, где обозначены пункты назначения, которые каждая команда должна найти, ориентируясь на опознавательные значки или расшифровав название пункта следования, на каждом из которых есть дежурный, у которого вы будете получать задания и баллы за них, за каждый правильный ответ 1 балл, на обратной стороне маршрутного листа ставятся дежурным баллы и выдается одна буква. Всего восемь пунктов следования, восемь игровых зон и соответственно вы соберете по окончанию игры 8 букв, из них нудно составить слово – название первой сказки, которую сочинил К.И.Чуковский. Я не называю пункты назначения, ваша задача самим их найти, проявив командный дух и смекалку. У каждой команды свой маршрут. Время на каждый пункт следования отводится ровно 5 минут. За 5 минут нужно выполнить все задания и следовать дальше согласно карте. Выиграет та команда, которая быстрее пройдет маршрут, наберет больше баллов и отгадает ключевое слово.

Пункт «Загадкино»

Ведущий:

 Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием.

 «Всегда,  – писал он,  – где бы ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача,  –   я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности».

Далее читает детям загадки, которые им нужно отгадать:

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда.

Живое выбежало чудо,-

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю! (Губы и зубы)

Лежу я у вас под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер)

Хожу брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа)

На малину налетели,

Поклевать её хотели,

Но увидели урода,-

И скорей из огорода!

А урод сидит на палке,

С бородою из мочалки. (Пугало)

Паровоз без колёс!

Вот так чудо паровоз!

Не сума ли он сошёл?-

Прямо по морю пошёл! (Корабль)


Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.(Зеркало)

Два коня у меня, два коня,
А вода тверда,
Словно каменная!(Коньки и лёд)

(Ставятся баллы – 1 за правильный ответ, выдается буква О)Пункт «Ретпорт»

(зашифровано слово на карте, на двери комнаты слово портрет)

Оборудуется темная комната, в которой на стенах размещены портреты.

 Ведущий:

 В этой темной комнате оживут приметы, отгадайте все дети вы портреты. Включает фонарик и освещает по очереди портреты писателей.

«Галерея писателей»

Выбрать портрет К.И. Чуковского из нескольких представленных портретов детских писателей.

Если вы узнали  К.И. говорите «Стоп»

Далее так же с помощью фонарика освещает портреты героев книг писателя.

Иллюстрации с изображением ; Муха Цокотуха, Бармалей, Мойдодор, Бабушка Федора, Топтыгин, Тараканище, Айболит, Закаляка, акула Каракула

(Ставятся баллы – 1 за правильный ответ, выдается две буквы К)

Пункт «Рифмы»

Ведущий:

Скажите, что такое рифмы? (Это сходные по звучанию слова.)

Человек какой профессии без рифм не сможет обойтись? (Поэт.)

К.И. Чуковский мастер рифмы, поэт, переводчик. На время превращаю и вас в поэтов.

 Задание команде, продолжи строчки К.И.Чуковского Доскажи рифму.

Добрый доктор Айболит … (Он под деревом сидит)

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик … (и в руке его горит маленький фонарик)

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю … (но пузатый от меня убежал, как от огня)

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало…(Глянул заинька в окно, стало заиньке темно)

Милая девочка Лялечка

С куклой гуляла она

И на Тверской улице… (вдруг увидала слона)

А потом позвонила свинья… (нельзя ли прислать соловья?)

Скачет сито по полям, … ( а корыто по лугам)

Замяукали котята;

«Надоело нам мяукать…( мы хотим, как поросята. Хрюкать! Хрюкать!)

(Выставляются баллы – 1 за правильный ответ, выдается буква Л)

Пункт «Шифровальный»

Ведущий:

 Вы попали на станцию «Шифровальная». Ваша задача отгадать зашифрованные слова – названия произведений К.И. Чуковского. Команда получает карточки с шифровкой, за каждый правильный ответ 1 балл.

1. Ногибиб.

2.Тилобйа

3.Ещинакарат.

4.Ацинатуп

5.Йеламраб

6.Рыдодйом

7.Нофелет

8.Лидокорк.

Ведущий:

 Еще одно задание« Расшифруйте имена сказочных героев».

Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных героев.

« Прыг да прыг, да чик –чирик, чики-рики-чик-чирик»

Ведущий:

 Моя остановка называется так, потому что в одной из известных сказок К.И. Чуковского так сделал один персонаж и победил при этом великана. Кто это?

Воробей!

« Из далеких из полей

Прилетает Воробей.

Прыг да прыг,

да чик –чирик,

чики-рики-чик-чирик!

Взял и клюнул Таракана

Вот и нету великана»

Ваша задача допрыгать до стола с заданиями на двух ногах. Прыгать из обруча в обруч, но только в те обручи, де написаны названия животных, которые можно встретить в сказках Чуковского (крокодил, гиппопотам, медведь, слониха, зайчиха, волк, свинья, белый медведь, крот, бобер)

2 Задание:

Соедини героя сказки с поступком, который он совершил. Команде раздаются карточки, задача быстро соединить их.

Пункт «Чудо дерево»

Ведущий:

Приветствую вас у чудо-дерева.

«Чудо дерево»  – это название стихотворения К.И.Чуковского

Вот  у наших у ворот

Чудо- дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

Расчудесное!

Ни листочка на нём,

Ни цветочка на нём

А чулки и башмаки,

Словно яблоки!

Так начинается это стихотворение.

На нашем чудо — дереве, вещи, ваша задача, выбрать те которые встречаются в сказках К.И. Чуковского и сказать в какой именно.

Телефон (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло (Вот и мыло подскочило)

Блюдце (А за ними блюдца)

Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)

Термометр (И ставит им градусник)

Сито (Скачет сито по полям)

Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)

Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)

Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

Скорлупа грецкого ореха

Цветной карандаш

Лампа

(Выставляются баллы  –  1 за правильный ответ, выдается буква Д)

Пункт «Чистота – залог здоровья!»

Ведущий:

 К.И. написал две сказки, которые учат нас тому чтоб соблюдать чистоту и порядок.

 Давайте вспомним их.

Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам.

А нечистым трубочистам

Стыд и срам! Стыд и срам!»

Так родился на свет («Мойдодыр»)

Выбрать из предложенных отрывков, отрывки из сказки «Мойдодыр»

Вдруг из маминой из спальни

Кривоногий и хромой

Выбегает умывальник

И качает головой.

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня.

Ах, ты, гадкий, ах, ты грязный, не умытый поросенок!

Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя!

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил…

Долго, долго целовала

И ласкала их она,

Поливала, умывала.

Полоскала их она.

Вон акула Каракула

Распахнула злую пасть.

Вы к акуле Каракуле

Не хотите ли попасть

Прямо в пасть.

Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал:

Вот вам телеграмма

От гиппопотама!

Ведущий:

А вот как создавалась Чуковским другая сказка о чистоте

Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было («Федорино горе».)

Составь строчку, кто так сказал

 Но ответило корыто:

«На Федору я сердито!»

И сказала кочерга:

 «Я Федоре не слуга!»

И кастрюля на бегу

Закричала утюгу:

Я бегу, бегу, бегу, удержаться не могу.

Мимо курица бежала

И посуду увидала:

«Куд-куда, куд-куда!

Вы откуда и куда!»

И чайник шепнул утюгу:

«Я дальше идти не могу»

И сказала скалка:

«Мне Федору жалко»

(Выставляются баллы  – 1 за правильный ответ, выдается буква Р)

Команды, после прохождения маршрута, собираются в общем зале, отгадывают ключевое слово, пишут его на обороте листа и сдают маршрутные. Подводятся итоги, подсчет баллов, определение победителей.

Ведущий:

Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. К. Чуковский вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как – нибудь развлечь его, отец стал сочинять ему сказку:

Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать.

Первая сказка К.И. Чуковского называлась «Крокодил»

Называю те, команды, которые угадали ключевое слово, это слово – крокодил.

Оглашение результатов квеста, награждение команд.

Рефлексия:

Понравилась ли вам, ребята, наша игра квест?

Что нового вы узнали о К.И.Чуковском?

Какой из пунктов маршрута оказался для вас самым трудным? Легким?

Почувствовали ли вы дух соревнования, соперничества?

Довольны ли вы своими результатами?

Что нужно делать, чтобы в следующий раз показать лучший результат?

Пусть книги друзьями

Заходят в дома.

Читайте всю жизнь

Набирайтесь ума!

До встречи и спасибо за активное участие в игре!

Анализ сказки Айболит Чуковского

Сказка «Айболит» восхваляет профессию доктора, которая нелегко даётся Айболиту. Сколько препятствий и переживаний на своём пути переживает врач, но все равно достигает свои цели. Он борется за жизнь и здравие животных, тем самым оказывая любовь и заботу беззащитным зверькам и их малышам.

Оказавшись в Африке, 10 дней он должным образом не ест, не пьет, весь предаётся своему делу, что учит врачам нашего времени быть истинным лекарем и незаменимым помощником в здоровом образе жизни. Он безотказно помогает и лечит всех, доказывая веру в добро и победу над горестями. Айболит учит состраданию по отношению к живым существам, которых тоже создала природа для этого мира.

Произведение прививает детям чувство ответственности, долга и чести во время любых препятствий. Детским языком, направляя в праведный путь, воспитывая развивающий интеллект с чуткостью оказывать своевременную помощь нуждающимся.

Кроме доктора Айболита описываются персонажи, которые ему помогли преодолеть трудности во время поездки в Африку, а именно в Лимпопо, оказав неизменную помощь в доставке врача целым и невредимым. Автор отмечает любую помощь, оказанную во время долгой дороги и лечения, и даже действия врага Бармалея. Именно он преграждает путь врачу, вредя своей враждой, завистливостью и злостью.

Чуковский делает ударение на дружбу с большой буквы, к дружбе не только с близкими, но и со всем не знакомым, но с добрыми существами. Это и приближает живых существ и помогает жить дружно и быть равными друг с другом.

Когда Доктор Айболит, жил в городе Пиндемонте в лечении всех жителей принимал подмогу от утки Кики, совы Бумба и многих других персонажей. Сплоченная работа желающих мир сделать лучше не остается не замеченным, доказывая положительным высказыванием в адрес Айболита, восхваляя его способности и доброту, которая заразно действует на окружающих ему живых существ.

Преодолевая препятствия на жизненном пути, он обретает друзей, которые в свою очередь отвечает ему взаимностью и всегда оказываются рядом. Профессия доктору помогает завоевать уважение, призвание и честь.

В стихотворениях Чуковского с умением получается смена образов, соблюдение графичности и лиричная живопись. Речь звучит музыкально и поэтично, а в ритме играет переменчивость и подвижность. Рифмы загружены смыслом и не загромождены прилагательными, создающие некую игру слов.

Поэзия богата эмоциональными повторами, интересными как для детей так и для взрослых. Дети с удовольствием просят прочесть эту сказку вновь и вновь, благодаря мастерству написания и содержательности произведения, до наших дней сохранившего свою актуальность.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Чуковского Айболит

Популярные сегодня темы

Вакула – это главный герой рассказа «Ночь перед Рождеством». Он – молодой, сильный и крепкий «парубок», как говорят на Украине. Молодой человек зарабатывал на жизнь

Хамелеонство – способность человека подстраиваться, маскироваться под ситуацию словно хамелеон, меняющий окрас в зависимости от окружающей среды. Такое качество человека вызывает у других неприятные чувства

Городничий города N, Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, первостепенный и важный персонаж произведения. Именно благодаря нему развивается действие комедии: он сообщает чиновникам

Тема добра и зла является причиной вековых споров. Детей учат, что добро всегда побеждает зло, в сказке ведущим мотивом часто выступает борьба добра и зла.

В числе трудов В. Короленко существует небольшое творение «Огоньки». Напоминающее стихи в прозе Ивана Сергеевича Тургенева по жанру и серьезности мыслей, это сочинение сразу стало знаменитым в кругу коллег Короленко

Анализ стихотворения «Айболит» Корнея Чуковского

md foto

В основе произведения Корнея Ивановича Чуковского заложена тема любви к животным и прославление одной из самых трудных, но благородных профессий — врач. Главным героем сказки является доктор Айболит, который воплощает в себе доброту, чуткость и сострадание к ближним.

Центральная идея сказочного произведения: исцеление бедных и больных животных. Доктор берется за лечение любых зверей, обратившихся к нему за помощью. Так у безутешной зайчихи трамвай переехал сынишке ноги. Айболит лечит малыша: пришивает ему новые лапки.

Однажды доктору приносят тревожную телеграмму. Звери очень просили в ней поехать Айболита в Африку, чтобы вылечить их детей, которые заболели серьезными и непонятными заболеваниями. Доктор отправляется в путь: бежит по полям и лесам, даже не останавливаясь, чтобы отдохнуть. Врачу оказывают помощь волки: они везут его на своих спинах. Кит помогает переплыть море, а орлы — перелететь высокие горы.

Десять дней Айболит занимается лечением больных в Африке: измеряет животным температуру, дает шоколад и гоголь-моголь. Когда все окончательно выздоравливают, звери устраивают праздник. Они поют, пляшут и прославляют доброго доктора. Произведение демонстрирует нам то, что к животным нельзя относиться также, как к вещам или предметам. Они точно такие же живые существа.

Сказка написана максимально простым детским языком. Она легко читается, но в то же время оказывает огромное воспитательное значение. Произведение выдвигает на первый план те базовые качества, без которых невозможно жить в мире. Айболит никому не отказывает в помощи, старается уделить внимание и время любому животному. Своим примером доктор показывает, как важно оказаться рядом с теми, кому требуется помощь.

В замечательном произведении Чуковского мы наглядно видим, как крепкая дружба и взаимопомощь способны сотворить настоящее чудо. Доктор лечит зверят, и они отвечают ему любовью и благодарностью. Здесь отлично продемонстрирована сила сплоченного коллектива. В одиночку будет сложно противостоять такому опасному врагу как Бармалей, а общими усилиями это прекрасно получается.

Абсолютно не важно — человек ты или зверь. Все мы одинаково нуждаемся в любви, поддержке и вере в чудо. Если каждый из нас в один определенный момент сможет протянуть руку помощи тому, кто слабее, этот мир точно станет лучше. Друзей нужно иметь всегда и не бросать их в трудную минуту.

Полный анализ стихотворения «Айболит» (К.И. Чуковский)

Полный анализ «Айболит» К.И. Чуковский

Полный анализ стихотворения «Айболит», которое написал Корней Иванович Чуковский, помогает узнать историю создания произведения, а так же его основные особенности. Команда Литеровед.ру подготовила необходимый материал, благодаря которому изучение произведения будет намного легче.

История создания

Стихотворение «Доктор Айболит» К.И. Чуковского было написано на основании сюжета произведений английского автора Хью Лофтинга, главным героем которых был доктор Дулитл.

Поскольку Корней Иванович Чуковский был переводчиком, и переводил произведения с английского языка, то, прочитав произведения Хью Лофтинга, он взял их в основу для создания своего произведения. Так и появилось на свет стихотворение «Доктор Айболит», написанное в 1929 году. Но не стоит думать, что стихотворная сказка «Доктор Айболит» — это просто перевод «Доктора Дулитла». Нет, Корней Иванович опускает многие моменты, а многие придумывает самостоятельно. Автор убирает некоторых персонажей, и добавляет новых, своих. Но некоторые моменты Корней Иванович заимствует у Хью Лофтинга. Например, используется прием «перевертышей». Когда доктор обращается к своим животным, он так же начинает разговаривать на их языке.

Сюжет произведения

К доброму доктору по имени Айболит обращаются за помощью разные звери. Всех их беспокоит какой-либо недуг, которые они как можно скорее хотят вылечить, для чего и обращаются за помощью к Айболиту. Но однажды доктор получает срочную телеграмму, в которой его просят незамедлительно приехать в далекую Африку, где очень сильно заболели дети гиппопотама. Добрый доктор, не раздумывая ни минуты, отправляется на выручку зверям. По дороге он неоднократно рискует своей жизнью. Но он понимает, что в далекой Африке без его помощи могут погибнуть бегемотики и другие звери. Все его ждут с нетерпением.

Дорога была очень сложной, но на помощь доктору вовремя приходили животные.

Наконец он в Африке:
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьёт и не спит,
Десять ночей подряд

Прототип доктора Айболита

Прототипом Доктора Айболита является не только литературный Доктор Дулитл, а и вполне реальный детский врач по имени Цемах Шабад. Автор был лично знаком с ним. Их первая встреча произошла ещё в 1912 году. Доктор совершенно бесплатно оказывал медицинскую помощь детям бедняков, занимался организацией детских приютов и больниц, всегда помогал животным, которых ему приносили или же он находил на улице.

Жители боготворили Тимофея Осиповича Шабада, в честь которого установили памятник великому доктору Айболиту в городе Вильнюс. Расположен данный памятник на территории детского приюта, который Тимофей Осипович открыл еще при жизни.

Композиция произведения

Композиционно данное произведение состоит из небольших частей, что очень характерно для творчества Корнея Ивановича. У каждой части произведения есть своя определенная функция. Первая часть выступает своего рода зачином, что весьма характерно для народных сказок. Она помогает создать атмосферу сказки весьма необычным описанием места событий и самого доктора. В этот же момент, каждое из двустиший можно проиллюстрировать отдельной картинкой. Автор использует смежную рифмовку.

Во второй части стихотворения разворачиваются события, которые идут перед самой завязкой сказки. Главным событием в этой части можно выделить выздоровление бедного зайчонка, которому отрезало ножки. Эта часть стихотворения является самостоятельной, но без неё не получилось бы показать всю яркость описываемых событий. Она раскрывает истинную сущность доктора, чтобы читатель лучше понял, о каком человеке идет речь. Если убрать данную часть произведения, то воображение читателя не сможет нарисовать полный образ всемогущего доктора, который способен исцелить любого.

В третьей части произведения мы видим уже завязку основного события, которое и является центральным в произведении. Здесь меняется ритм повествования, он становится более торопливым и порывистым по сравнению с предыдущими частями. Да и строки становятся намного короче, передавая все беды и несчастья, которые обрушились на маленьких жителей далекой Африки.

В четвертой, пятой и шестой частях произведения идет описание того, как Айболит добирался по Африке до места назначения. В пути он сталкивается с различными препятствиями и опасностями, но он знает, что его ждут бедные животные. Он должен им помочь. Именно это и придает ему силы двигаться дальше. Он активно борется со стихией, которая активно препятствует его передвижению. Но на пути Айболита встречаются верные помощники, которые оказывают доктору огромную услугу. Здесь каждому испытанию автор при помощи рифмы ставит в противовес определенного помощника.

В седьмой части произведения мы видим непосредственно саму кульминацию. Действие начинает происходить в далекой Африке, где автор не скупится на описание заболевших животных и их тяжелого состояния. Тем самым он накаляет эмоции, держа читателя в напряжении. Все с нетерпением ждут приезда доктора, который сможет их вылечить и облегчить состояние. Ритм стихотворения так же меняется, он снова набирает обороты, становясь прерывистым, полным нетерпения. В каждой строчке нагнетается состояние беды.

В восьмой части стихотворения читатель наблюдает развязку событий. Описывается труд доктора, в которых ярко выражены энергичность и действенность.

В заключительной части произведения рассказывает о счастье зверей, которые, наконец-то, избавлены от боли и мучений. Они здоровы, энергичны и счастливы. Они готовы прославлять доброго доктора Айболита, который спас их от гибели.

Особенности произведения

Сказка в стихотворной форме читается очень легко, поскольку для её написания Корней Иванович Чуковский выбирает простой детский язык. В ней заключается огромный смысл, который благотворно влияет на воспитание и формирование личности. Здесь показаны основные качества человека, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в жизни. Добрый доктор готов помочь абсолютно каждому, кто нуждается в его помощи. На данном примере автор показывает, какую огромную роль играет умение вовремя прийти на помощь тому, кто очень в ней нуждается.

В произведении «Айболит» показано то, на что способны крепкая дружба и взаимопомощь. Благодаря тому, что доктор помогал всем животным, они готовы оказать ему любую помощь. Звери очень ценят доктора, любят и благодарят. Так же автор показывает, насколько важен сплоченный коллектив и его слаженные действия. Если с какой-то бедой мы не можем справиться в одиночку, то вместе со своими верными товарищами мы обязательно добьемся успеха!

Это поучительное детское произведение на самом деле затрагивает очень важные и актуальные темы, которые очень необходимы для правильного воспитания ребенка и формирования его личности.

Анализ стихотворения «Айболит» К. И. Чуковский

«Доктор Айболит» – это чудесная добрая история о том, как важно быть милосердным, чутким по отношению ко всем, кто попал в беду. Сказка учит взаимовыручке, сопереживанию, настойчивости в достижении цели. Ниже можете ознакомиться с кратким анализом по плану стихотворения-сказки «Айболит» К. И. Чуковский.

Отрывок стихотворения-сказки «Айболит» К. И. Чуковский

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Краткий анализ «Айболит» К. И. Чуковский

Вариант 1

В основе произведения Корнея Ивановича Чуковского заложена тема любви к животным и прославление одной из самых трудных, но благородных профессий — врач. Главным героем сказки является доктор Айболит, который воплощает в себе доброту, чуткость и сострадание к ближним.

Центральная идея сказочного произведения: исцеление бедных и больных животных. Доктор берется за лечение любых зверей, обратившихся к нему за помощью. Так у безутешной зайчихи трамвай переехал сынишке ноги. Айболит лечит малыша: пришивает ему новые лапки.

Однажды доктору приносят тревожную телеграмму. Звери очень просили в ней поехать Айболита в Африку, чтобы вылечить их детей, которые заболели серьезными и непонятными заболеваниями. Доктор отправляется в путь: бежит по полям и лесам, даже не останавливаясь, чтобы отдохнуть. Врачу оказывают помощь волки: они везут его на своих спинах. Кит помогает переплыть море, а орлы — перелететь высокие горы.

Десять дней Айболит занимается лечением больных в Африке: измеряет животным температуру, дает шоколад и гоголь-моголь. Когда все окончательно выздоравливают, звери устраивают праздник. Они поют, пляшут и прославляют доброго доктора. Произведение демонстрирует нам то, что к животным нельзя относиться также, как к вещам или предметам. Они точно такие же живые существа.

Сказка написана максимально простым детским языком. Она легко читается, но в то же время оказывает огромное воспитательное значение. Произведение выдвигает на первый план те базовые качества, без которых невозможно жить в мире. Айболит никому не отказывает в помощи, старается уделить внимание и время любому животному. Своим примером доктор показывает, как важно оказаться рядом с теми, кому требуется помощь.

В замечательном произведении Чуковского мы наглядно видим, как крепкая дружба и взаимопомощь способны сотворить настоящее чудо. Доктор лечит зверят, и они отвечают ему любовью и благодарностью. Здесь отлично продемонстрирована сила сплоченного коллектива. В одиночку будет сложно противостоять такому опасному врагу как Бармалей, а общими усилиями это прекрасно получается.

Абсолютно не важно — человек ты или зверь. Все мы одинаково нуждаемся в любви, поддержке и вере в чудо. Если каждый из нас в один определенный момент сможет протянуть руку помощи тому, кто слабее, этот мир точно станет лучше. Друзей нужно иметь всегда и не бросать их в трудную минуту.

Вариант 2

В основе поэмы – сказки К. И. Чуковского “Айболит” лежит тема большой любви к животным и прославление тяжелой и трудной, но в то же время очень интересной профессии – доктор (врач лечащий людей и животных ) .

Доктор Айболит – в центре сюжета. Он является воплощением доброты, ума, чуткости, сострадания к ближним, сильным героем, идущим к поставленной цели, побеждающим все зло – и это главные качества, характеризующие большинство героев сказок Чуковского.

Идеей сказки является факт исцеления бедных, больных животных, живущих в далекой Африке добрым доктором Айболитом.

Создавая сказки для малышей К. И. Чуковский непосредственно следовал своим заповедям. Сказка написана простым детским языком, эмоциональна, доступна для детей, легко воспринимается, но в то же время она оказывает большое воспитательное значение.

Все знают, что Доктор Айболит с утра до ночи лечит птиц и зверей, которые прилетают и приходят к нему со всех концов света. Он живет в сказочном городе Пиндемонте на берегу теплого моря. И помогают доктору утка Кики, собака Авва, свинка Хрю-Хрю, попугай Карудо, сова Бумба и соседские дети Таня и Ваня.

У доктора Айболита никогда не получалось жить спокойно и мирно в своем маленьком домике. С ним постоянно случаются невероятные истории. Он сражается с пиратами и попадает к ним в плен, он спасает от гибели корабль, путешествует по свету но главное – везде находит верных друзей.

Вариант 3

Сказка «Айболит» восхваляет профессию доктора, которая нелегко даётся Айболиту. Сколько препятствий и переживаний на своём пути переживает врач, но все равно достигает свои цели. Он борется за жизнь и здравие животных, тем самым оказывая любовь и заботу беззащитным зверькам и их малышам.

Оказавшись в Африке, 10 дней он должным образом не ест, не пьет, весь предаётся своему делу, что учит врачам нашего времени быть истинным лекарем и незаменимым помощником в здоровом образе жизни. Он безотказно помогает и лечит всех, доказывая веру в добро и победу над горестями. Айболит учит состраданию по отношению к живым существам, которых тоже создала природа для этого мира.

Произведение прививает детям чувство ответственности, долга и чести во время любых препятствий. Детским языком, направляя в праведный путь, воспитывая развивающий интеллект с чуткостью оказывать своевременную помощь нуждающимся.

Кроме доктора Айболита описываются персонажи, которые ему помогли преодолеть трудности во время поездки в Африку, а именно в Лимпопо, оказав неизменную помощь в доставке врача целым и невредимым. Автор отмечает любую помощь, оказанную во время долгой дороги и лечения, и даже действия врага Бармалея. Именно он преграждает путь врачу, вредя своей враждой, завистливостью и злостью.

Чуковский делает ударение на дружбу с большой буквы, к дружбе не только с близкими, но и со всем не знакомым, но с добрыми существами. Это и приближает живых существ и помогает жить дружно и быть равными друг с другом.

Когда Доктор Айболит, жил в городе Пиндемонте в лечении всех жителей принимал подмогу от утки Кики, совы Бумба и многих других персонажей. Сплоченная работа желающих мир сделать лучше не остается не замеченным, доказывая положительным высказыванием в адрес Айболита, восхваляя его способности и доброту, которая заразно действует на окружающих ему живых существ.

Преодолевая препятствия на жизненном пути, он обретает друзей, которые в свою очередь отвечает ему взаимностью и всегда оказываются рядом. Профессия доктору помогает завоевать уважение, призвание и честь.

В стихотворениях Чуковского с умением получается смена образов, соблюдение графичности и лиричная живопись. Речь звучит музыкально и поэтично, а в ритме играет переменчивость и подвижность. Рифмы загружены смыслом и не загромождены прилагательными, создающие некую игру слов.

Поэзия богата эмоциональными повторами, интересными как для детей так и для взрослых. Дети с удовольствием просят прочесть эту сказку вновь и вновь, благодаря мастерству написания и содержательности произведения, до наших дней сохранившего свою актуальность.

Стихотворение «Айболит» – анализ по плану

Вариант 1

есьма характерна для творческой манеры Чуковского сказка «Айболит», анализ которой мы предлагаем вам. Она создана по мотивам произведения английского писателя Хью Лофтинга «Доктор Дулитл». (Имеется и прозаический вариант переделки этой сказки К. Чуковским.)

Композиционно эта стихотворная сказка состоит, как обычно бывает у Чуковского, из небольших главок, каждая из которых имеет определенные функции. Так, первая выполняет функции зачина, как известно, необходимого элемента сказок народных.

Создавая свой «детский комический эпос», автор опирается на устнопоэтическое творчество народа, но не следует ему буквально, а трансформирует те или иные детали и приемы. Так, в «Айболите» Чуковского первая главка создает сказочную атмосферу и описанием места действия, и необычностью доктора Айболита. В то же время каждое двустишие ее дает, как минимум, материал для одного рисунка. Рифмовка стиха смежная (Айболит — сидит; лечиться — волчица, медведица; Айболит — исцелит).

Вторая главка — описывает предзавязочные события, центральное из которых — исцеление безногого зайчонка. Главка композиционно самостоятельна, но необходима в цепи глав всей сказки, так как конкретизирует информацию, заявленную в зачине («Всех излечит, исцелит, добрый доктор Айболит»). Без этой главки не было бы у маленького читателя полной уверенности во всемогущей целительной способности Айболита, и сопереживание трудностям его путешествия в Африку не достигало бы такого напряжения.

Третья глава — завязка нового, основного события. Ритм ее меняется по сравнению с первыми двумя главками, он тороплив, порывист. Строка почти вдвое короче, чем в них. Это скоропись беды, настигшей малышей далекой Африки, с непривычно и поэтому почти неправдоподобно звучащими названиями: Занзибар, Калахари, Сахара, Лимпопо.

Три следующие главы (четвертая, пятая, шестая) описывают путешествие Айболита. Если вспомнить народные сказки и сравнить путешествия их героев, то общность не может остаться незамеченной. Герой, в данном случае Айболит, отправляется на поиски далекой страны. Он искатель, как классифицируют фольклористы этот тип героя. Его цель — спасение попавших в беду, и сам он не минует ее.

Трижды (излюбленное в народных сказках число) испытывает его эта беда. Антагонистом, с которым приходится вступать в единоборство, в сказке Чуковского оказывается не Змей-Горыныч, не кощей, как в сказке “Марья Моревна”, а стихия и препятствия: ветер, снег, град, море, горы. Но недобрым силам стихии и препятствиям противодействуют добрые помощники: волки, кит, орлы. Опять-таки близкое народной сказке решение проблемы испытания героя. Обратим внимание на роль рифмованных слов в этих главах (град — назад, не дойду — пропаду, елки — волки, утону — ко дну, кит — Айболит, круче — тучи, скалы — орлы, верхом — довезем), по ним можно воссоздать смысл ситуации, они действительно опора и носители главного смысла фраз.

Седьмая глава — кульминационная. Действие ее переносится в Африку, нагнетаются детали картин болезни животных, создавая рост напряженности в ожидании приезда Айболита. И опять меняется ритм, как и в третьей главе, становясь прерывистым, нетерпеливым, снова та же интонация, по которой узнается беда.

Восьмая глава — благополучная развязка. В описании труда Айболита преобладают глагольные формы, энергичность, действенность.

Девятая, последняя глава, посвящена послеразвязочным событиям: ликованию зверей, излеченных Айболитом и прославлению его и всех добрых докторов, своеобразная концовка сказки.

Анализ стихотворения «Айболит»

Вариант 1

Главный герой сказки «Айболит» – добрый доктор с примечательным именем Айболит. Этот доктор берется за лечение любых животных, которые обращаются к нему за помощью. Например, когда к нему явилась безутешная зайчиха, у которой сынишке трамвай переехал ноги, Айболит вылечил малыша – пришил ему новые ножки и теперь зайчонок может снова бодро прыгать.

Но однажды шакал доставил доктору тревожную телеграмму. Звери, живущие в Африке, сообщали, что их дети заболели разными тяжелыми болезнями. Звери очень просили Айболита приехать в Африку и вылечить их детей.

Доктор незамедлительно отправился в путь. Он бежал по полям и лесам, не зная отдыха. Но в какой-то момент доктор упал, поняв, что не может двигаться дальше. На помощь ему пришли волки. Они вышли из леса и повезли Айболита на своих спинах. Волки доставили доктора к морю, и он с тревогой смотрел в необъятную голубую даль, думая, как же ему проплыть такое большое расстояние. Тут появился кит, который усадил Айболита на свою огромную спину и переправил его через море.

За морем начались высокие горы, которые мешали доктору двигаться дальше. Но положение спасли орлы. Они понесли Айболита высоко над горами, направляясь прямо в Африку.

А тем временем в Африке, у реки Лимпопо, звери с нетерпением ждали прибытия доктора. Под пальмой сидел гиппопотам. Он непрерывно смотрел на море, предполагая, что доктор приплывет на корабле. А по дорогам бродили носороги и слоны. Они досадовали, что доктора очень долго нет.

Но вот кто-то заметил птицу, летящую высоко в небе. Это орел доставил доктора Айболита. Добрый доктор незамедлительно приступил к лечению зверят. Он измерял им температуру, давал гоголь-моголь и шоколад. Десять дней доктор занимался лечением больных, не ведая ни сна, ни отдыха. И вот, наконец, лечение принесло свои плоды, все больные выздоровели. И тогда в Африке начался праздник. Все пели и плясали, прославляя доброго доктора. Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки “Айболит” заключается в том, что доброта и милосердие – это то ценное, без чего невозможно жить в мире. Доктор Айболит никому не отказывал в лечении, он старался помочь всем. Сказка учит быть добрым и отзывчивым, помогать всем, кто болен, слаб или беспомощен.

В сказке мне понравился главный герой, Айболит. Добрый доктор является ярким примером бескорыстного, самоотверженного человека, который старается помочь всем, не жалея своих сил, не считаясь со временем.

  • Тема детей сказка о звездном мальчике
  • Тема волка из симфонической сказки петя и волк
  • Тема белки из оперы сказка о царе салтане слушать
  • Тем неимением как пишется
  • Тем не менее как пишется правильно