Тема царевны лебедь из оперы сказка о царе салтане слушать

цит. по: либретто в.и. бельского по пушкину к опере н.а. римского-корсакова сказка о царе салтане. см.: http://az.lib.ru/b/belxskijwi/text1900skazkaotzaresaltane.shtml картина царевна-лебедь

* Цит. по: Либретто В.И. Бельского (по Пушкину) к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
См.: http://az.lib.ru/b/belxskij_w_i/text_1900_skazka_o_tzare_saltane.shtml

Картина «Царевна-Лебедь» (ГТГ) была создана Михаилом Александровичем Врубелем в 1900 году, в период его работы над художественным оформлением музыкальных спектаклей Николая Андреевича Римского-Корсакова в Русской частной опере С.И. Мамонтова. Подобно картинам «демонического цикла», это произведение обладает таинственной притягательностью. Вокруг истории создания полотна и образа волшебной птицы-девы из сказки содержится множество загадок. Один из главных вопросов связан с моделью, послужившей прототипом для создания облика прекрасной Царевны Лебеди. Действительно ли на полотне изображена Надежда Ивановна Забела-Врубель — блистательная оперная дива, супруга и муза художника, исполнившая партию Царевны Лебеди в опере Николая Андреевича Римского-Корсакова, или мастер воплотил на холсте собирательный фантазийный образ?

М.А. ВРУБЕЛЬ. Царевна-Лебедь. 1900. Фрагмент
М.А. ВРУБЕЛЬ. Царевна-Лебедь. 1900
Холст, масло. 142,5 × 93,5
© ГТГ. Фрагмент

Появлению картины «Царевна-Лебедь» предшествовал многолетний поиск художником русского национального мотива, по его выражению, «музыки цельного человека»[1]. Эта идея воплотилась в образах могучих былинных богатырей (панно «Микула Селянинович и Вольга» (1896, местонахождение неизвестно), панно «Богатырь» (1898, ГРМ), работа над которыми шла параллельно с оформлением оперных спектаклей Римского-Корсакова: «Садко» (1897), «Царская невеста» (1899). В 1898 году Врубель писал композитору: «Я благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду»[2]. Их творческое сотрудничество началось в декабре 1897 года, когда художник вместе с К.А. Коровиным и С.В. Малютиным занимался оформлением постановки оперы «Садко». Надежда Ивановна Забела-Врубель, супруга Михаила Александровича, в это время репетировала партию Ольги в опере Римского-Корсакова «Псковитянка» и пробовалась на роль Волховы. Несмотря на то что два премьерных спектакля «Садко» состоялись при участии другой солистки Русской частной оперы, Э. Негрин-Шмидт, на третьем спектакле партию Морской царевны исполняла Забела, покорив своей особой проникновенностью Римского- Корсакова. М.Ф. Гнесин вспоминал: «…Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные сказочные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело и прекрасные длинные руки <…>. Хотелось, чтобы Морская царевна <…> вошла бы в жизнь слушателей и зрителей и осталась с ними навсегда! Те, кто видели на сцене Н.И. Забелу-Врубель в роли Волховы, с особой силой переживали эти чувства!»[3]. Творческий союз композитора, художника и блистательной исполнительницы открыл новую главу в музыкальном и изобразительном искусстве, посвященную «интимной национальной нотке»[4], так вдохновлявшей Врубеля. Музыка Римского-Корсакова также была одним из важных импульсов, пробуждавших в художнике особенное синестетическое видение, благодаря которому рождалось на свет его искусство.

Когда в 1899 году отмечалось 100-летие со дня рождения А.С. Пушкина, Врубель принял участие в иллюстрировании собрания его сочинений. В марте 1899 года он писал сестре Анне: «…мой Богатырь еще не продался, и я должен был сейчас же приняться за пушкинские иллюстрации[5], а теперь рисую камин для Мамонтова, чтобы поддержать свои финансы…»[6]. Тогда же, в марте, по заказу княгини Марии Клавдиевны Тенишевой Врубель исполнил роспись первой партии балалаек[7] для Всемирной выставки в Париже 1900 года, о чем свидетельствует его письмо сестре[8]. Искусствовед, современник художника А.П. Иванов в своей монографии вспоминал: «В марте следующего [1899. — В.Б.] года Врубель по заказу кн. Тенишевой расписал несколько балалаек, изготовленных в кустарной мастерской в Талашкине; на этих небольших изображениях масляными красками по дереву: царевна лебедь выплывает из синей мглы озера, глядит из воды русалка, древний витязь бьется со змеем.»[9]. Фактически образ Царевны Лебеди, выплывающей из синей мглы озера, впервые был создан Врубелем на балалайке. Можно допустить, что обращение художника к нему было не случайным, ведь в это время он работал над иллюстрациями к собранию сочинений А.С. Пушкина и, вероятно, не раз перечитывал произведения поэта. Первое упоминание о новой опере, задуманной Римским-Корсаковым, встречается в письме композитора Надежде Забеле-Врубель от 11 июня 1899 года, в котором сообщается: «Конечно, в моей новой опере будет партия для лирического сопрано, я уже без этого не могу и предоставляю другим композиторам обходиться без него. Опера моя значительно продвигается…»[10]. В его словах легко уловить то особенное значение, которое он придавал таланту певицы, выделяя ее лирическое сопрано в качестве необходимого компонента для создания цельной музыкальной картины. О том, что Римский-Корсаков начал сочинять оперу «Сказка о Царе Салтане», знал лишь избранный круг, в который входила Надежда Ивановна. В одном из писем Николай Андреевич просил ее не раскрывать эту тайну: «Я прошу Вас, добрая Надежда Ивановна, пока не говорить никому, что я сочиняю оперу. Об этом знают лишь мои, либреттист, Лядов и Глазунов[11]. Савве Ивановичу в одном из писем я дал об этом лишь неясный намек…»[12]. В начале июля 1899 года Врубель и Забела в сопровождении ее аккомпаниатора Б.К. Яновского по приглашению М.К. Тенишевой посетили имение Талашкино. Там Михаил Александрович исполнил портрет княгини в образе Валькирии (1899, Одесский художественный музей, Украина), а также, по воспоминаниям Марии Клавдиевны, «шутя, он набросал на рамках и деках балалаек несколько рисунков, удивительно богатых по колориту и фантазии.»[13]. Так как в воспоминаниях Тенишевой нет конкретного указания на дату, можно лишь предположить, что после работы над тремя балалайками в марте 1899 года Врубель, вероятно, расписал еще две балалайки, а также сделал десять эскизов к будущим росписям. Среди сохранившихся эскизов особый интерес представляет рисунок, на котором изображена Царевна Лебедь (Музей-заповедник «Абрамцево»). Его композиция незначительно отличается от росписи на балалайке, сделанной Врубелем в марте 1899 года. Фигура Царевны Лебеди, плывущей по волнам, развернута вправо и изображена на фоне бледно-киноварного неба и солнца, уходящего за макушки стилизованных елей.

Первый фрагмент партии Царевны Лебеди Римский-Корсаков передал Забеле-Врубель 23 ноября 1899 года, подписав его так: «Дорогой Надежде Ивановне Забеле-Врубель для ее первого знакомства с моей оперой — партией Лебеди. Н. Р.-Корсаков»[14]. Вероятно, с этого момента все мысли художника и певицы полностью захватывает мир сказки А.С. Пушкина, освещенный образом волшебной Царевны. Когда существование оперы «Сказка о Царе Салтане», по выражению самого композитора, перестало быть тайной, постановка в Русской частной опере была запланирована на новый сезон 1900 года.

К работе над картиной «Царевна-Лебедь» Врубель приступил в начале апреля 1900 года, по возвращении в Москву после больших гастролей мамонтовского театра в Киеве (22 февраля — 26 марта). Новое произведение, над которым работал Михаил Александрович, очень понравилось Екатерине Ге, навещавшей Врубелей в это время в их квартире на Пречистенке, 39. О картине знал и Римский-Корсаков, который 8 апреля писал Забеле-Врубель: «Интересно, что-то за Лебедь будет у Михаила Александровича.»[15]. Предстоящая работа над художественным оформлением сказочной оперы, по всей видимости, очень волновала художника, в связи с чем и появилось на свет одно из его самых притягательных произведений. Картину Врубель завершил очень быстро, так как уже 19 апреля Забела огорченно писала своей сестре: «…Царевну-Лебедь Миша уже продал, и, конечно, очень дешево — за 300 р. Морозову, спросил он 500, но тот торговался, и Миша сразу уступил, хотя наклевывается еще покупатель, но что же делать, когда Миша так жаждет избавиться от своих произведений; впрочем, он думает сейчас еще раз повторить Царев- ну-Лебедь для другого покупателя и этим отплатить Морозову за то, что он так дешево платит»[16]. Другим покупателем стал Владимир Владимирович фон Мекк, на протяжении многих лет оказывавший поддержку художнику. Третий заказ «на тему Царевна-Лебедь»[17] поступил от родственника Забелы, коллекционера Якова Евгеньевича Жуковского, который собирался купить первый вариант картины, однако его опередил М.А. Морозов. На хуторе Ге в селе Плиски Черниговской губернии, куда чета Врубелей отправилась на летние месяцы вместе с аккомпаниатором Б.К. Яновским, мастером был написан второй вариант картины, предназначавшийся для барона фон Мекк. По воспоминаниям Яновского, по вечерам Михаил Александрович читал вслух сказку Пушкина, что помогало Надежде Ивановне вживаться в образ Царевны. Она работала над ним целыми днями, так же как над ролью Марфы для оперы «Царская невеста», придерживаясь своего особого метода: «Она подолгу обдумывала каждую фразу, десятки раз меняла выражение, упорно добивалась надлежащего характера передачи и единства образа на протяжении всей партии. Ее метод изучения при этом был таков: она прежде всего знакомилась с произведением; потом уясняла себе образ, над которым нужно работать, его психологию, переживания, отношение к другим героям оперы; наконец начиналась детальная, строго обдуманная работа над поставленной задачей — воплотить данный образ»[18]. Вдумчивое погружение во внутренний мир персонажа отличал Забелу-Врубель от многих исполнительниц того времени. Ее подход во многом напоминал метод русского драматического театра конца XIX — начала XX века, направленного на раскрытие сложной психологической жизни человека, всей гаммы испытываемых им чувств и эмоциональных переживаний. Именно это имел в виду Римский-Корсаков, когда писал о достоинствах лирического сопрано певицы, подразумевая заключенный в нем драматический потенциал. Склонная к рефлексии, тонко сонастроенная со своим персонажем, Надежда Забела-Врубель каждый спектакль проживала по-новому, с большой самоотдачей. Сестра художника Анна Врубель вспоминала: «Когда публика еще бешено рукоплескала Н[адежде] И[вановне], сама она, приходя домой, просто места себе не находила от отчаяния: “Я знаю, — восклицала она, ломая руки, — эта Царевна Лебедь и будет моей лебединой песнью”»[19]. Однако опера «Сказка о Царе Салтане» стала своего рода «лебединой песнью» для Михаила Врубеля, ведь это была его последняя работа, связанная с музыкальным творчеством Н.А. Римского-Корсакова. Премьера оперы состоялась 21 октября 1900 года и имела необычайный успех у публики. Декорации и костюмы, созданные по эскизам Врубеля, получили больше всего восторженных отзывов. Воспоминания современников свидетельствуют о том, что опера представляла собой живое музыкальное полотно, в котором слились воедино музыка, живопись и исполнительское искусство. Многие художественные решения Врубеля оказывались удивительными для зрителей, так как не совсем совпадали с текстом сказки: например, «вместо одинокого дуба он покрыл остров деревьями, вместо безоблачного дня в первом акте дал вечернее и ночное освещение»[20]; «море г. Врубеля мрачновато и слишком зловеще все время…»[21]. Не случайно эти характеристики подходят и для картины «Царевна-Лебедь», где Царевна изображена на фоне своеобразной декорации волшебного мира сказки, окрашенной закатным освещением.

Особое отношение к натуре выделяет художника среди других мастеров и играет важную роль в понимании его творческого метода. В частности, разрабатывая фон для картины, Врубель тщательно готовился, выбирая тот или иной пейзаж. Для него было важно зафиксировать цветовую гамму определенного времени дня и освещения. Практически во всех его картинах на фантастический сюжет — «Демон (сидящий)» (1890, ГТГ), «Царевна Волхова» (1897, ГРМ), «Богатырь» (1899, ГРМ), «Пан» (1899, ГТГ), «К ночи» (1900, ГТГ) — фон дан в контрастном освещении закатного солнца или при свете луны (серпа месяца). В каких-то произведениях Врубель, прибегая к стилизации, намеренно усиливает эффектное освещение («Демон (сидящий)»), используя неестественно яркий колорит или увеличивая действительные размеры ночного светила («Царевна Волхова»); в других очень точно изображает последние лучи солнца, падающие на кроны и стволы корабельных сосен («Богатырь», «Царевна-Лебедь»), или передает неуловимый взгляду сумрак («К ночи»).

Вместе с тем облик самой Царевны Лебеди построен на сочетании натурного и фантазийного. Мастера привлекала трудная задача изображения мира духовного, невидимого обычным, материалистическим взглядом на вещи. Однако для достижения реалистичности фантазии Врубелю был необходим хотя бы один элемент из вещественного мира, точно переданный с натуры. Эта дуальность изобразительного языка мастера в полной мере раскрылась в образе Царевны Лебеди. Только ему оказалось под силу запечатлеть деву-птицу в момент ее превращения, когда реальное встречается с фантастическим. Врубель искусно изобразил естественную материю невесомой ткани, окутывающей фигуру Царевны, и блеск сверкающих драгоценных камней, обрамляющих ее головной убор, но ее лицо и фигура сочинены художником как некий собирательный образ. Екатерина Ге так писала о методе Врубеля, невольно сравнивая его с методом ее свекра, художника-передвижника: «…Ге все писал с натуры, а Врубель не делал этого; его увлекала сказочность, он и не хотел, чтобы лица и жесты были слишком скопированы с действительности; кажется, он нарочно делал слишком большие глаза, жесты, которые невозможно сделать, точно у его фигур нет костей…»[22]. Вероятно, поэтому невозможно уловить портретное сходство Царевны Лебеди с Надеждой Забелой-Врубель или, напротив, найти в ней черты тех, кто в то или иное время был моделями для его произведений. Так, Николай Адрианович Прахов в воспоминаниях указывает на «значительное сходство»[23] с его сестрой Еленой Адриановной Праховой. Известно, как Врубелю была близка и дорога семья историка Адриана Викторовича Прахова в годы его жизни в Киеве и в период работы над росписью Кирилловской церкви. В этом контексте нельзя не отметить, что полные неизъяснимой тайны выразительные глаза Царевны Лебеди исполнены художником с таким же глубоким чувством, как и глаза на эскизе к иконе «Богоматерь» (1884, ГТГ). Моделью для этого образа стала супруга Адриана Прахова — Эмилия Львовна, сыгравшая роковую роль в жизни Врубеля. Многие образы Надежды Забелы-Врубель, исполненные мастером, отличались своей фантазийностью, об этом писала Екатерина Ге: «Врубель выдумал красоту сестры и осуществил в портретах, хотя, по-моему, он часто преувеличивал ее недостатки, так как они особенно нравились ему[24]. Сама Надежда Ивановна подчеркивала, что ее природные данные, такие как внешность и пластика, позволяют ей с легкостью воплощать на сцене фантастические персонажи: «Для изображения сверхъестественных существ у меня и в голове, и в движениях есть что-то особенное…»[25]. Она была наделена необыкновенным даром, в котором воедино соединились исполнительский и драматический таланты, как заметил М.Ф. Гнесин: «В ее вокальном исполнении изгибы мелодий отливали все новыми и тонкими темброво-эмоциональными оттенками <…> и все эти изгибы и переливы находили пластичное отражение в легких изменениях ее мимики и в еле заметных движениях ее гибкого тела. И вы верили каждому ее слову и звуку»[26]. Поворот фигуры и жест Царевны Лебеди на картине, вероятнее всего, был подсмотрен Врубелем у Забелы в момент ее чуткой сонастройки с музыкальным образом героини. Жест Царевны, левой рукой придерживающей вуаль, легко соотносится с одной из фотографий, на которой Надежда Ивановна изображена в роли Лебеди. Похожий жест и поворот фигуры также можно увидеть у одной из фигур на эскизе «Две морские царевны» (ГРМ, 1898). Использованное Забелой характерное положение руки, с одной стороны, напоминает одну из позиций в русском народном танце с платком, а с другой — отсылает к одной из форм античной изобразительности, применяемой в скульптуре, берущей свое начало от римской богини скромности и целомудрия Пудицитии (лат. Pudicitia). Если в первоначальном образе на балалайке можно было усмотреть лишь жест из русского народного танца, то на картине уже более глубокий по внутренней наполненности сюжет, раскрывающий символическую сущность самого персонажа. Царевна Лебедь представляет собой недостижимый идеал чистоты и непорочности. Вместе с тем ее задумчивый взгляд свидетельствует о тени печали перед скорой утратой прежней свободной жизни. В песенной традиции свадебных обрядов северных и северо-западных регионов России, к которым, в частности, обращался Римский-Корсаков, помимо веселых запевов существовали также и печальные драматические действа, называемые «плачами». Утрированно печальное лицо Царевны Лебеди на балалайке, а также ее задумчивый взгляд, изображенный на картине, представляются связанными с этим традиционным восприятием образа невесты. Не случайно в заключительном ариозо Царевны Лебеди под названием «Разгадай загадку, царь…» заложен особый символический смысл, в нем присутствуют такие строки:

Для живых чудес
Я сошла с небес
И живу незримо
В милых мне сердцах,
Светел им со мной
Жеребий земной,
Горе сладко в песне,
В сказке мил и страх.
Солнце им ясней,
Вешний цвет красней,
Говор волн понятен,
Птичья речь в лесах.

Эти слова, похожие на волшебное заклинание, написанные либреттистом оперы В.И. Бельским, дополнительно усиливают фантастическое происхождение Царевны Лебеди. Она становится главным выразителем идеи совершенной эстетической красоты, преображающей все вокруг. Исполнительский талант Надежды Забелы-Врубель помог раскрыть заложенный в персонаже глубинный смысл: «…Ее Царевна Лебедь, также запечатленная Врубелем на полотне, — это воплощенная в звуках волшебная сказка, настоящее поэтическое видение, созданное народной фантазией. Одухотворите эти кристально чистые звуки светлым чувством и весенней девичьей нежностью — и вы, быть может, услышите и увидите ту Царевну Лебедь, какой была Н.И. Забела и какой впоследствии эта Царевна не была уже ни у одной из исполнительниц»[27].

Картина Михаила Врубеля стала своеобразным портретом не только сказочной девы-птицы, она вобрала в себя очарование предшествовавших ей ярких женских образов, созданных мастером на рубеже веков, и представляет собой символ непостижимой красоты, сокровенной «Души Мира»28, выразить которую он стремился в каждом своем произведении, будь то живопись, графика или скульптура. Запечатленный на полотне образ не был бы таким цельным, если бы не Надежда Забела-Врубель, вдохновившая художника на его создание.

  1. Из письма М.А. Врубеля А.А. Врубель. [Абрамцево, лето 1891 г.] // Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. Л., 1976. С. 57 (Далее: Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике.)
  2. Из письма М.А. Врубеля Н.А. Римскому-Корсакову. [8 мая 1898 г. ] // Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. С. 88.
  3. Барсова Л.Г. Надежда Забела-Врубель глазами современников. Л., 1982. С. 30. (Далее: Барсова Л.Г 1982).
  4. Из письма М.А. Врубеля А.А. Врубель. [Абрамцево, лето 1891 г.] // Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. С. 57.
  5. М.А. Врубель исполнил иллюстрации к стихотворению «Пророк», повести «Египетские ночи», а также титульный лист «1799. А.С. Пушкин» к изданию: Пушкин А.С. Собрание сочинений: [В 3 т.] Т-во тип. А.И. Мамонтова, 1899.
  6. Из письма М.А. Врубеля А.А. Врубель. [Москва, март]. Понедельник [1899 г.] // Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. С. 63.
  7. В каталоге собрания княгини М.К. Тенишевой обозначено, что М.А. Врубелем были расписаны всего пять балалаек (Озер Джеско. Талашкино. Деревянные изделия мастерских кн. М.Кл. Тенишевой: В 2 т. Т. 1. М., 2016. С. 35), четыре из которых находятся в музейных собраниях: «Морская Царевна» (1899, ГТГ); «Богатырь», «Царевна- Лебедь», «Рыбки» с дарственной надписью «На память» (все три — 1899, Смоленский государственный музейзаповедник).
  8. Письмо М.А. Врубеля А.А. Врубель. [Москва, март]. Суббота [1899 г.] // Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. С. 63.
  9. Иванов А.П. Врубель. СПб., 1916. С. 36.
  10. Барсова Л.Г. 1982. С. 52.
  11. Речь идет о композиторах А.К. Лядове и А.К. Глазунове.
  12. Барсова Л.Г 1982. С. 52.
  13. Барсова Л. Врубель. No comments. СПб., 2012. С. 136. (Далее: Барсова Л.Г. 2012.)
  14. Там же. С. 149.
  15. Барсова Л.Г. 1982. С. 60.
  16. Ге Е.И. Последние годы жизни Врубеля // Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. С. 274.
  17. Там же.
  18. Яновский Б.К. Воспоминания о Н.И. Забеле-Врубель // Н.А. Римский-Корсаков. Исследования. Материалы. Письма: В 2 т. Т. 2. М., 1954. С. 340. (Далее: Яновский Б.К. Воспоминания о Н.И. Забеле- Врубель.)
  19. Барсова Л.Г. 1982. С. 65.
  20. Барсова Л.Г 2012. С. 164.
  21. Там же. С. 173.
  22. Барсова Л.Г. 2012. С. 58.
  23. Прахов Н.А. Михаил Александрович Врубель // Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. С. 205.
  24. Ге Е.И. Последние годы жизни Врубеля // Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. С 265.
  25. Яновский Б.К. Воспоминания о Н.И. Забеле-Врубель. С. 339.
  26. Барсова Л.Г. 1982. С. 23.
  27. С.Н. Дурылин — см: Барсова Л.Г. 1982. С. 62.
  28. Иванов В.В. Родное и Вселенское. М., 1994. С. 189.

Иллюстрации

М.А. ВРУБЕЛЬ. Царевна-Лебедь. 1900

М.А. ВРУБЕЛЬ. Царевна-Лебедь. 1900
Холст, масло. 142,5 × 93,5
© ГТГ

М.А. ВРУБЕЛЬ. Эскиз для балалайки. 1899

М.А. ВРУБЕЛЬ. Эскиз для балалайки. 1899
Бумага, акварель, гуашь, краска бронзовая. 28,4 × 43,8 × 5
© Музей-заповедник «Абрамцево»

Балалайка-прима («Царевна-Лебедь»). 1899

Балалайка-прима («Царевна-Лебедь»). 1899
Дерево, роспись. 66,5 × 41,5. Фото: Alexey Smirnov, 2011
© Смоленский государственный музей-заповедник

М.А. ВРУБЕЛЬ. Морская царевна. Портрет Н.И. Забелы-Врубель в роли царевны Волховы. 1898

М.А. ВРУБЕЛЬ. Морская царевна. Портрет Н.И. Забелы-Врубель в роли царевны Волховы. 1898
Бумага на холсте, акварель, белила. 160,1 × 61,5
© ГРМ

М.А. ВРУБЕЛЬ. Царевна-Лебедь. Эскиз. 1900

М.А. ВРУБЕЛЬ. Царевна-Лебедь. Эскиз. 1900
Дерево, масло. 25,2 × 18,7
© ГТГ

М.А. Врубель, Б.К. Яновский, Н.И. Забела-Врубель в Талашкине. 1899.

М.А. Врубель, Б.К. Яновский, Н.И. Забела-Врубель в Талашкине. 1899. Фотография
© ОР ГТГ. Ф. 92. Ед. хр. 18

Н.И. Забела-Врубель в роли Царевны Лебеди

Н.И. Забела-Врубель в роли Царевны Лебеди
Фотография
© Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина (далее: ГЦТМ им. А.А. Бахрушина)

М.А. ВРУБЕЛЬ. Город Леденец. 1900

М.А. ВРУБЕЛЬ. Город Леденец. 1900
Эскиз декорации к опере «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова. Картон, графитный карандаш, акварель. 21,9 × 35,4
© ГЦТМ им. А.А. Бахрушина

Опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Сцена картины 1-й действия IV. 1900

Опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Сцена картины 1-й действия IV. 1900
В роли Царевны Лебеди – Н.И. Забела-Врубель, в роли Гвидона – А.В. Секар-Рожанский, в роли Милитрисы – Е.Я. Цветкова. На переднем плане – дирижер М.М. Ипполитов-Иванов. Фотография
© ГЦТМ им. А.А. Бахрушина

М.А. ВРУБЕЛЬ. К ночи. 1900

М.А. ВРУБЕЛЬ. К ночи. 1900
Холст, масло. 129 × 180
© ГТГ

М.А. ВРУБЕЛЬ. Пан. 1899

М.А. ВРУБЕЛЬ. Пан. 1899
Холст, масло. 124 × 106,3
© ГТГ

В. ВАСНЕЦОВ. Портрет Е.A. Праховой. 1894

В. ВАСНЕЦОВ. Портрет Е.A. Праховой. 1894
Холст, масло. 212,5 × 154,5
© ГТГ

Елена Адриановна Прахова. Киев. 1899

Елена Адриановна Прахова. Киев. 1899
Фотография
© Фотоархив ГТГ

М.А. ВРУБЕЛЬ. Портрет Праховой. 1884–1885

М.А. ВРУБЕЛЬ. Портрет Праховой. 1884–1885
Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь. 43 × 32,3
© ГТГ

Э.Л. Прахова

Э.Л. Прахова. Фотография
© Фотоархив ГТГ

Н.И. Забела-Врубель в роли Царевны Лебеди. 1900

Н.И. Забела-Врубель в роли Царевны Лебеди. 1900
Фотография. © ГЦТМ им. А.А. Бахрушина

М.А. ВРУБЕЛЬ. Портрет жены (Н.И. Забелы-Врубель). 1904

М.А. ВРУБЕЛЬ. Портрет жены (Н.И. Забелы-Врубель). 1904
Бумага, угольный карандаш. 36 × 27
© ГТГ

М.А. ВРУБЕЛЬ. Две морские царевны. Н.И. Забела-Врубель в роли морской царевны Волховы в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Эскиз. 1898

М.А. ВРУБЕЛЬ. Две морские царевны. Н.И. Забела-Врубель в роли морской царевны Волховы в опере Н.А. Римского-Корсакова «Садко». Эскиз. 1898
Картон, акварель, графитный карандаш. 33,5 × 27,7.
© ГРМ

Литературный вечер, посвященный А. С. Пушкину «Люблю я Пушкина творенья…» в подготовительной к школе группе

Образовательная область «Речевое развитие».

Цель: продолжать формировать у детей интерес к художественной литературе, развивать интерес к творчеству великого русского поэта А.С.Пушкина.

Задачи:

   Образовательные: закрепить знания о творчестве и биографии А.С.Пушкина; учить детей понимать поэтическое слово А.С. Пушкина, вдумываться в смысловое значение сказок и стихов поэта; формировать умение чётко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы; совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений, в драматизациях.

Развивающие: развивать творческие способности, умение создавать выразительные образы героев сказок.

Воспитательные: воспитывать любовь и уважение к творчеству великого русского поэта.

Предварительная работа:

·        Знакомство с биографией и творчеством А.С. Пушкина.

·        Чтение сказок и стихотворений А.С. Пушкина.

·        Рассматривание иллюстраций к сказкам А.С. Пукшина.

·        Проведение выставки книг со сказками А.С. Пушкина.

·        Рисование иллюстраций к сказкам А.С. Пушкина.

·        Разучивание небольших отрывков из сказок А.С. Пушкина и чтение по ролям.
Методы: худ.слово, игровой метод, физ.минутка, поощрение, использование наглядного материала, смена видов деятельности, беседа, вопросы, объяснение, демонстрация, побуждение к ответам, прослушивание аудиозаписи.
Оборудование:
сказки А. С. Пушкина«Сказка о царе Салтане»«Сказка о рыбаке и рыбке»«Сказка о мертвой царевне»«Сказка о золотом Петушке»«Сказка о попе и его работнике Балде», отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» — «Лукоморье»; презентация, сундук (зеркало, яблоко), аудиозапись Римского-Корсакова «Полет шмеля», восточная музыка; картинки (собака, конь, муха, белка, лебедь, комар), зеркало с ручкой, картинки героев из сказок А.С. Пушкина.

Ход литературного вечера:

Более 200-х лет назад в России произошло замечательное событие. Родился великий русский поэт — А. С. Пушкин.

В радостные праздники и суровые дни помним мы его прекрасные стихи и волшебные сказки. И «ветер по морю гуляет», и «Ученого кота» и «царя Салтана».

Идут и идут годы, а пушкинские строки бегут, как волны, сквозь время, радуют нас, дарят нам силу, красоту и учат любить жизнь — любить друзей, свой народ и родную Землю.

Мы много с вами читали стихов, сказок Пушкина. А сегодня я вам расскажу о детстве и семье ПушкинаПушкин родился в Москве. Вот таким он был маленьким мальчиком с голубыми глазами и с кудрявой головкой. У Саши Пушкина была сестра Ольга и младший брат Лев.

Маленький Саша был шаловливым и смышленым мальчиком. В 6 лет он сочинил свое первое стихотворение. А в 8 и 9 лет писал басни, пьесы и поэмы со сказочным сюжетом.

Родители поэта Сергей Львович и Надежда Осипова были не богатыми, но умными, образованными, интеллигентными людьми, они очень любили литературу. Поэтому у них в доме была большая, богатая библиотека.

Маленький Саша часто засиживался там. А отец не запрещал ему брать и читать самые взрослые, самые сложные книги. А читать, писать и говорить прекрасным русским языком его научила бабушка Мария Алексеевна. А еще его любимая няня Арина Родионовна.

«Подруга дней моих суровых

Голубка дряхлая моя …» —

Напишет Пушкин позже о ней. Няня Пушкина знала очень много народных песен и сказок. Замечательно их рассказывала, а Александр часами мог сидеть и слушать их. «Что за прелесть эти сказки» напишет он в письме к брату.

Когда Александру исполнилось 12 лет, родители отправили его в музей в царское село. Детство кончилось.

Множество своих стихов посвятил поэт прекрасной русской природе, ее красоте в разные времена года. И хотя любимым временем года поэта была осень.

Унылая пора! Очей очарованье

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыхание,

И мглой волнистою покрыты небеса

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Но и о зиме Пушкин написал много прекрасных стихов. Ведь зима — это волшебница, это проказница, это матушка – так ласково называл ее Пушкин.

А сейчас приглашаю прочитать стихи А.С., кто хотел бы прочитать.

Уже давно нет А. С. Пушкина, но стихи, сказки, поэмы его продолжают жить. Ну а сейчас игра — викторина по сказкам А. С. Пушкина.

Игра-викторина по сказкам А. С. Пушкин

Ход викторины:

Ведущий: Итак, друзья, начнем программу.

Затей у нас большой запас!

А для кого они? Для вас!

Песни, загадки и пляски.

Но нет ничего интересней,

Чем наши волшебные сказки.

Сказку нередко наполняют разные чудеса. Сейчас мы вспомним любимые вами сказки А. С. Пушкина и пригласим в гости героев сказок.

Дорогие, дети! Я приглашаю вас в сказочную страну «Лукоморье»

— Кто автор этих строк «У Лукоморья дуб зеленый…»

— Сколько всего сказок написал А. С. Пушкин(7)

— Сейчас мы проведем викторину по этим сказкам и узнаем, как хорошо вы знаете произведения А. С. Пушкина.

Итак, давайте приоткроем дверь в прекрасный мир сказок.

Разминка:

На нашей выставке рисунков и иллюстраций много героев из самых разных сказок А. С. Пушкина. А ну-ка узнайте, кто они?

1.задание«Музыкальный конкурс»

— Кто и в какой сказке поет песенку «Во саду ли во городе» (вед. поет).

Белка в «Сказке о царе Салтане».

2.задание«Сундук»

— В ящике лежит предмет, с помощью которого злая мачеха пыталась погубить прекрасную царевну. Что это за предмет, и какая сказка?
Яблоко, «Сказка о мертвой царевне»

3.задание«Сундук-2»

В ящике лежит предмет, который в сказке А. С. Пушкина говорил человеческим голосом. Что это? В какой сказке?

Зеркало, в «Сказке о мертвой царевне…».

4.задание«Отгадай».

— На листе бумаги, изображены различные животные, нужно найти тех из них, о ком говорится в сказках А. С. Пушкина (собака, конь, муха, белка, лебедь, комар).

5.задание«Назови сказку»

Из какой сказки этот отрывок.

а) — И в глазах у всей столицы

Петушок спорхнул со спицы,

К колеснице полетел

И царю на темя сел.

Встрепенулся, клюнул в темя

Взился… и в тоже время

С колесницы пал Дадон-

Охнул раз – и умер он.

(«Сказка о золотом петушке»)

б) Старичок к старухе воротился

Что ж? пред ним царские палаты,

В палатах видит сваю старуху,

За столом сидит она царствует,

Служат ей бояре да дворяне.

(«Сказка о рыбаке и рыбке».)

в) В тот же день царица злая,

Доброй вести ожидая,

В тайне зеркальце взяла

И вопрос свой задала.

«Я ль, скажи мне, всех милее,

Всех румяней и белее?»

(«Сказка о мертвой царевне и 7 богатырях».)

г) Жил — был поп толоконный лоб

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

(«Сказка о попе и его работнике Балде».)

д) Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком

Кабы я была царица, —

Говорит одна девица

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

(«Сказка о царе Салтане».)

6.задание«Конкурс для девочек».

— Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи…»

Героиня какой сказки, обращается к зеркалу с такими словами?

Попробуйте и вы, девочки, обратитесь к зеркалу, выигрывает та, которая наиболее выразительно скажет слова.

7-е задание: Послушайте, дети фрагмент из известной вам сказки — оперы и узнайте его. (Полет шмеля из сказки-оперы «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков)

8-е задание: Музыкальная пауза.

Вот шатер вдруг распахнулся

И девица, Шамаханская царица

Вся сияя, как заря,

Тихо к нам она вошла. «Восточный танец»

9-е задание: Игра

1. Сказочный персонаж, исполняющий желания? (золотая рыбка)

2. Назовите место, где спала мертвая царевна (гора)

3. Кто сказал королевичу Елисею, где находится царевна? (ветер)

4. Жилище старика и старухи (землянка)

5. Сколько раз закидывал старик невод в море? (3раза)

6. В кого превращался князь Гвидон, чтобы попасть к царю Салтану? (комара, муху, шмеля).

7. Что у Царевны-Лебеди блестело под косой? (месяц).

А во лбу? (звезда).

8. Сторож, извещающий об опасности? (петушок).

9. Как звали находчивого, трудолюбивого работника в сказке Пушкина(Балда).

10. Сколько сыновей у царя Додона? (2 сына).

10-е задание: Игра «Найди пару»

Объединить героев по парам и назвать сказку, повествующую об этих героях.
Ведущая: Заканчивается наша встреча с великим русским поэтом А.С.Пушкиным. Пусть всегда стихи поэта озаряют нашу жизнь. Проходят века, но все так же светло и молодо звучат пушкинские стихи, и мы приклоняемся перед великим русским поэтом.

Россия – сколько в этом звуке

Для сердца русского слилось.

Поля, равнины золотые —

О, сколько в нем отозвалось!

Подведем итоги. Награждение победителей викторины.

ДОСУГ ПО ТЕАТРАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ РИМСКОГО-КОРСАКОВА»ДОСУГ ПО ТЕАТРАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ РИМСКОГО-КОРСАКОВА»

Подготовил: музыкальный руководитель Кольцова Наталия Александровна г. Сергиев Посад, 2021

Цель: Развитие творческих способностей средствами театральной деятельности через арт-пространство

Задачи:

  • Формировать навыки детей четко произносить текст, используя разную эмоциональную окраску
  • Закреплять умение исполнять песни выразительно, точно интонируя, передавая их выразительность
  • Закреплять умение непринужденно двигаться в соответствии с характером музыки, менять их в соответствии с музыкальными фразами, сопровождать песни плясовыми движениями хоровода
  • Развивать психофизические способности (мимику, жесты)
  • Закреплять знания детей о русском композиторе Н. Римском-Корсакове и его произведениях
  • Воспитывать познавательный интерес к театрализованной деятельности

Дети заходят в зал, их встречает Бабушка-Рассказушка

БР: (с грустью) Здравствуйте, ребята! Я Бабушка-Рассказушка, я сказки рассказываю, у меня очень много книг.

Дети: Здравствуйте, Бабушка-Рассказушка

МР: Здравствуй, бабушка, что случилось, почему ты такая грустная?

БР: Беда случилась с одной книгой. Захотел злой Кощей, чтобы в этой книге была только одна сказка, про него – про Кощея Бессмертного, и навел путаницу в других сказках этой книги. Ребятушки, помогите мне навести в книге порядок.

МР: Ребята, поможем? (Ответ детей: Да) Конечно же бабушка мы тебе поможем. А что нам сделать, как тебе помочь?

БР: Отправляйтесь вы в путешествие, но не простое. А в путешествие по сказкам.

В сказки разные идите,
Там предметы отыщите.
Перепутал их злодей
Грозный, страшный Царь Кощей.

Сказки эти отгадайте,
И предметы забирайте.
Принесите их сюда,
В книгу их верну сама!

МР: Бабушка-Рассказушка, а как же мы найдем дорогу в эти сказки?

БР: А укажет вам дорогу к сказкам волшебный клубок. (показывает клубок).

МР: Ну, что отправляемся? До свидания, бабушка! (МР бросает клубок, клубок на леске, медленно идем в первую сказку)

Ты катись, катись клубок
Через степи и лесок
Нам дорогу укажи
И нас в сказку приведи

1. Сказка о царе Салтане, сыне его……Царевне Лебедь

МР: Вот, ребята, и привел нас волшебный клубок в первую сказку. (2 детей с помощью воспитателя быстро надевают элементы костюмов). Посмотрите, нас встречают герои этой сказки. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент сказки.

Инсценировка фрагмента про Белочку

Чтец: Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!

Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые (вместо скорлупок и орехов лежат монетки из сказки Золотой петушок)

Танец Белочки (р. н. п. «Во саду ли, в огороде…»)

МР: Ребята, вы узнали эту сказку? Как она называется? (Ответы детей) Правильно, молодцы. А что же здесь напутал злой Кощей.

Дети: В этой сказке Белочка грызет орешки, у которых золотые скорлупки и изумрудные ядра.

МР: Правильно. Эти монетки из какой-то другой сказки. Заберем их с собой и отдадим их Бабушке-Рассказушке, чтобы она вернула их на место. Ну, а нам пора отправляться дальше… (МР бросает клубок, медленно идем во вторую сказку)

Ты катись, катись клубок

Через степи и лесок

Нам дорогу укажи

И нас в сказку приведи

2. Сказка о Золотом Петушке

МР: Вот мы и оказались в другой сказке (дети с помощью воспитателя быстро надевают элементы костюмов). А вот и герои сказки. Будьте внимательны, смотрим.

Инсценировка фрагмента

Мудрец стоит перед Додоном.

Мудрец: Славен будь великий царь!

В дар принес тебе я птицу –

Посади ее на спицу.

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой

Царь: Посадить его на спицу

Сторожить мою границу

Звучит музыка из оперы «Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова

Петушок летит на спицу.

Петушок: Кири-ку-ку – царствуй лежа на боку!

Царь предлагает ракушки из сказки Садко, Мудрец отказывается

Царь: Ну, так вот мое решение

За такое одолжение

Волю первую твою

Я исполню, как свою!

Мудрец кланяется и уходит

МР: Ну а эту сказку вы узнали? Как она называется? (Ответы детей). Молодцы ребята, вы узнали две сказки. А что в этой сказке напутано?

Дети: Царь в этой сказке предлагал в дар Мудрецу мешок с ракушками, а в сказке не ракушки, а золотые монеты

МР: Правильно, ребята. Мудрец отказался в сказке от золота. Молодцы! Заберем с собой и ракушки. Ну, что, отправляемся дальше… (МР бросает клубок, медленно идем в третью сказку)

Ты катись, катись клубок

Через степи и лесок

Нам дорогу укажи

И нас в сказку приведи

3. Сказка Снегурочка

МР: В третью сказку мы пришли. (Часть детей с помощью воспитателя быстро надевают элементы костюмов). И здесь нас вновь встречают герои сказки. Смотрим внимательно.

Инсценировка фрагмента

Старик: А пойдем-ка мы себе из снега внучку сделаем

Старуха: Пойдем!

Звучит музыка из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова

Выходят на улицу, лепят Снегурочку и ведут ее домой

Чтец: Привели старик со старухой внучку домой и стали жить-поживать. (Снегурочка сидит за столом и разбирает на две части скорлупки и орехи из сказки о царе Салтане) Прошла зима, весна, настало лето. Загрустила внучка.

Идут девицы мимо дома и зовут Снегурочку.

Старуха: Иди, погуляй с подружками

Хоровод подружек (р. н. п. «Во поле береза стояла…»)

МР: Ну, что ж, ребята, как называется эта сказка? (Ответы детей). Правильно! Вы узнали и третью сказку! А что здесь напутал Кощей?

Дети: Орехи из другой сказки. Эти орехи должна грызть Белочка из сказки о царе Салтане. Правильно, ребята, заберем эти орешки и отдадим их бабушке. А мы отправляемся дальше… (МР бросает клубок, медленно идем в четвертую сказку)

Ты катись, катись клубок

Через степи и лесок

Нам дорогу укажи

И нас в сказку приведи

4. СказкаСадко

МР: А мы с вами пришли в следующую, четвертую сказку. (Часть детей с помощью воспитателя быстро надевают элементы костюмов) И здесь нас встречают герои сказки. Смотрим внимательно.

Инсценировка фрагмента

Морской царь: Здравствуй!

Садко: Здравствуй, Морской царь!

Морской царь: Гляжу в гости ко мне пожаловал и гусли с собой прихватил

Садко: Прихватил.

Морской царь: А, ну, сыграй на гуслях, повесели Морского царя и все мое подводное царство.

Пляска в подводном царстве под музыку из оперы «Садко» Римского-Корсакова. Часть морских жителей играют в снежки

В конце пляски Садко рвет струны

Морской царь: Ты почему играть перестал

Садко: Струны порвались. Надобно мне на землю вернуться за струнами.

Морской царь: Эх, ты какой хитрый…Обмануть меня решил… А ты возьми дочь мою с собой тогда отпущу.

Садко берет царскую дочь, прощаются

МР: А эту сказку вы узнали? (Ответы детей). Молодцы, правильно. Вы назвали все четыре сказки. Что же здесь натворил Кощей.

Дети: Морские жители не могут в подводном царстве играть в снежки.

МР: Конечно, снег этот из какой сказки? (Ответ детей) Заберем с собой и снежные комочки, передадим их Бабушке-Рассказушке.

Ты катись, катись клубок

Через степи и лесок

Нам дорогу укажи

И нас в садик возврати

Встречает детей Бабушка-Рассказушка

МР: Здравствуй, бабушка. Возвратились мы к тебе

БР: Ой, ребятушки, вернулись. Ну что все сказки отгадали, нашли, что Кощей напутал? (Ответ детей) А в каких сказках вы побывали?

Дети: Снегурочка, Садко, Сказка о Царе Салтане…, Сказка о Золотом петушке

МР: В сказках разных побывали

Сказки эти отгадали

И пришли мы не с пустыми руками. Посмотри, что мы тебе принесли (МР протягивает предметы из сказок)

БР: Молодцы, ребята.

Все ошибки вы нашли

Очень мне вы помогли.

Теперь я наведу в книге порядок и продолжу рассказывать сказки всем детям на свете.

МР: Ребята, а вам не кажется, что с этими сказками мы с вами уже встречались? И у них есть, что-то общее?

Дети: Мы слушали музыку к этим сказкам

МР: Правильно. А кто написал эту музыку?

Дети: Музыку к этим сказкам написал русский композитор Николай Римский-Корсаков.

БР: Ой, какие вы молодцы. И сказки знаете, и композитора, который музыку написал к ним тоже знаете. Ну, мне, ребятушки пора возвращаться наводить в сказках порядок. До свидания, до новых встреч! (Уходит)

МР: До свидания, Бабушка-Рассказушка! Приходи к нам в гости, сказки рассказывать!

БР: Обязательно прийду!

МР: Ну что, ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие? (Ответы детей). Вы сегодня совершили доброе дело, спасли книгу сказок. А сейчас нам пора прощаться, до свидания.

Форма: устный журнал.

Цели занятия:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся по творчеству А.С.Пушкина;
  • • развивать навыки выразительного чтения, речь, память, мышление, внимание учащихся;
  • формирование коммуникативных и регулятивных УУД;
  • воспитывать нравственные качества и этическое сознание: чувство товарищества, личности на основе морали.

Задачи:

  • формирование активной читательской позиции;
  • азвитие коммуникативных навыков школьников.
  • воспитание гражданственности и патриотизма учащихся посредством русской классической литературы

Метапредметные результаты:

  • умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях, формулировать выводы;
  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее;
  • умение работать с разными источниками информации.

Оборудование урока:

  • портреты А.С.Пушкина, фотографии о жизни А.С.Пушкина;
  • выставка книг с произведениями А.С.Пушкина и о Пушкине;
  • презентация к уроку.
  • Рисунки детей

Ожидаемый результат:

  • обобщены и систематизированы знания учащихся по теме «Русские писатели».
  • учащимися показаны умения: выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировка эпизодов из произведений; знание изученных произведений, их авторов понимание смысла пословиц, поговорок, устаревших слов.
  • продемонстрированы навыки работы учащихся в группе.
  • рефлексия.

1. Оргмомент

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

— Наш урок посвящён творчеству А.С.Пушкину. Вы уже читали сказки и стихи великого поэта, немало знаете наизусть. Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик, у каждого человека Пушкин свой.

— Как вы понимаете, что у каждого свой Пушкин? (ответы)

— Как бы вы назвали тему нашего урока по творчеству А.С.Пушкину? (Мой Пушкин)

— Кто может предположить какая цель нашего урока?

— Через более глубокое изучение творчества и жизни Пушкина, попробуем открыть для себя своего А.С.Пушкина.

— Итак, наш урок действительно называется «Мой Пушкин», пройдёт он в форме устного журнала. Надеюсь, что каждый из вас сумеет глубже понять душу великого поэта, его творчество и насладиться его волшебными произведениями, а в конце урока дать себе ответ на вопрос: какой он — мой Пушкин?

3. Актуализация знаний. Обобщение и систематизация знаний

— Итак, первая глава нашего журнала посвящена

1 страница биографии А.С.Пушкина

6 июня 1799 года на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе у Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

Отец поэта, Сергей Львович, отставной военный, был старинного дворянского рода, но не богат и не очень удачлив в службе. Был он «нрава пылкого, раздражительного», но очень любил поэзию. Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была красива, любила выезжать на балы, пользовалась в обществе большим успехом. Характер имела вспыльчивый: то гневалась, что и дети и муж старались не попадаться ей на глаза, то вдруг снова становилась ласковой и оживлённой. Кроме Александра у Пушкиных было ещё двое детей Ольга и Лев. Любимцем матери был младший сын Лев. Александр чаще раздражал её: своим упрямством, привычкой грызть ногти, а главное он был непохож на других детей.

Бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, выучила его читать и писать по — русски, она и французские гувернёры занимались образованием Пушкина до поступления в лицей.

Совсем ребёнком, когда отроду ему было 12 лет, Александр Пушкин был зачислен в Царскосельский лицей. Во время учёбы в лицее Пушкину никак не давалась такая наука как математика, и очень часто он по ней получал двойки, но дела с литературой обстояли иначе. Свои первые стихотворения, представленные педагогическому составу он представлял под псевдонимом, который являлся и его прозвищем — Феофаний Косичкин.

2 страница журнала «Стихи о природе»

— На уроках мы говорили о том, что Пушкин очень любил русскую природу во все времена года, перелистнув следующую страницу нашего журнала мы увидим наступление зимы в русской деревне из творчества Пушкина.

«Стихи о зиме»

— Я предлагаю послушать отрывок из романа «Евгений Онегин», где поэт описывает приход зимы и передаёт радость, которую испытывает главная героиня Татьяна с её приходом. Прочитает Майорова Даша.

В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа.

Снег выпал только в январе

На третье в ночь. Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор,

Куртины, кровли и забор,

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре,

Сорок веселых на дворе

И мягко устланные горы

Зимы блистательным ковром.

Все ярко, все бело кругом.

— Ещё я хочу напомнить поэтический отрывок, который мы узнали в 1 классе. В нём Пушкин рассказывает о том, как с приходом зимы преобразилась природа.

Равковская Даша

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл — и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сравняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

— Мне очень нравится стихотворение «Зимнее утро». Оно веселит, бодрит и создаёт праздничное настроение.

Щепелева Даша

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный —

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела —

А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

— Ребята, а как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал стихи о зиме? (Приподнятое, бодрое, радостное, весёлое)

-У Пушкина было любимое время года осень и ей он посвятил много стихотворений. Мы послушаем одно из них.

«Уж небо осенью дышало». Слинкина Алена

— Ребята, на 3 странице нашего журнала «Пушкин и живопись», хочу познакомить вас с известным портретом Пушкина выполненным Орестом Адамовичем Кипренским. Жизнь поэта не была лёгкой и безоблачной, поэтому нередко Пушкину приходилось переживать и другое настроение: печальное, грустное. Художник сумел понять Пушкина, и передать через портрет его мысли, его печали, его мечты. Об этом портрете сам поэт в одном из своих стихотворений сказал: «Себя, как в зеркале я вижу…»

Есть у Пушкина стихотворение, в которых нашло отражение печальное и грустное настроение поэта?

Пушкину приходилось много путешествовать, ездили в то время на лошадях, дорога, особенно с зимой, была скучной и однообразной. И я думаю, что во время одного из таких путешествий поэт сочинил эти строчки.

— Зимняя дорога Котурбаш Кристина

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска…

Ни огня, ни черной хаты,

Глушь и снег… Навстречу мне

Только версты полосаты

Попадаются одне…

— Чтобы завершить тему, связанную с живописью, хочу обратить ваше внимание на то, что на полях своих рукописей Пушкин постоянно рисовал своих персонажей. Рисовал он и самого себя. Когда Пушкин чувствовал себя одиноким, автор портрета получался грустным. А если ему было весело, он рисовал себя в каком — нибудь смешном виде в огромном картузе, всадником в бурке, мчавшимся во весь опор. Рисунков А.С.Пушкина множество

4 страница «Няня»

— Следующая страница «Няня».

Очень большое влияние на Пушкина, как на писателя, оказала его няня Арина Родионовна Яковлева. Эта удивительная изначально крепостная женщина знала множество сказок, интересных историй, и долгими зимними вечерами она их рассказывала маленькому Саше Пушкину, пела русские народные песни. Позже многие из них лягут в основу его многих произведений. С любовью и уважением относился Пушкин к няне. Называл её «подругой юности» своей, «ангелом кротким, безмятежным», «бесценным другом». Он доверял ей свои мысли, мечты. Нередко Арина Родионовна становилась первой слушательницей его сочинений. Немало стихотворений посвятил ей.

«Няне» Юлдашева Алина

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя,

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках.

Глядишь в забытые вороты

На черный, отдаленный путь:

Тоска, предчувствия, заботы

Теснят твою всечасно грудь…

-Великий поэт обессмертил имя Арины Родионовны. Оно навсегда рядом с Пушкиным — как символ доброты и бескорыстной любви.

— А мы открываем новую главу 5 страница нашего журнала, посвящённую сказкам великого поэта. Здесь, я думаю, вы все большие знатоки.

Лущик Полина «У лукоморья…!»

Задание 1.

Узнать героя по его описанию. Кто он и из какого произведения?/

1.

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама — то величава,

Выступает, будто пава;

А как речь — то говорит,

Словно реченька журчит.

(Царевна — лебедь из сказки «О царе Салтане…»)

2.

Смолоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело,

Но под старость захотел

Отдохнуть от ратных дел.

(Царь Дадон из «Сказки о золотом петушке»)

3.

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

(Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

4.

Правду молвит, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла.

(Царица из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Задание 2.

А сейчас узнайте героя по его словам. Кто так говорил?

1.

«Ты прекрасна, спору нет;

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее».

(Зеркальце из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

2.

«Ох, ты дитятко девица!

Пёс проклятый одолел,

Чуть до смерти не заел».

(Черница из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

3.

«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно».

(Балда из «Сказки о попе и о работнике его Балде»)

4.

«Не печалься, ступай себе с Богом!»

(Золотая рыбка из «Сказки о рыбаке и рыбке»)

Задание 3 «Узнай сказку по предмету».

Детям показывают предметы или рисунки, вывешивают их на доску:

  1. Кораблик («Сказка о царе Салтане…»);
  2. Зеркальце («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»);
  3. Яблоко («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»);
  4. Зайчонок («Сказка о попе и о работнике его Балде»);
  5. Лебедь («Сказка о царе Салтане…»);
  6. Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»).
  7. Кусочек хлеба («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»);

6 страница. «Пушкин и Петербург»

— Осталось прочитать последнюю страницу нашего журнала. Она посвящена любимому городу поэта Петербургу.

— А.С.Пушкин знал и любил Петербург, во многих своих произведениях он писал о городе как историк и летописец, как бытописатель «города пышного, города бедного».

В своих бессмертных творениях поэт запечатлел красоту и совершенство города на Неве, создав в его честь поэтический гимн.

Послушайте отрывок из поэмы «Медный всадник» (Усков Дима)

— Здесь же в окрестностях Питера произошла дуэль Пушкина и француза Дантеса, в которой поэт был смертельно ранен. Дуэль состоялась 27 января 1837 года после 16 часов дня. Поэту было 37 лет, его противнику оставалась неделя до 25 лет. Пушкина привезли после дуэли с Дантесом, где он прожил всего два дня. Здесь в 14 часов 45 минут оборвалась жизнь солнца русской поэзии А.С.Пушкина. Каждый год 10 февраля множество самых разных людей приходят к петербуржскому дому с простым адресом — Мойка 12, что бы почтить память А.С.Пушкина. Здесь была последняя его квартира, здесь завершилась его яркая, но короткая жизнь. Здесь происходило и прощание народа с поэтом. В настоящее время в этом доме находится один из самых популярных музеев России — музей-квартира А.С.Пушкина.

5. Контроль усвоения, обсуждение материала

— Какую задачу мы поставили перед собой? (Открыть своего Пушкина)

— Что нового вы открыли для себя о Пушкине?

Мой Пушкин — это….

— Какая страница о Пушкине вам оказалась ближе для вашего внутреннего мира?

6. Рефлексия

— Перевернув последнюю страницу нашего журнала мы говорим П. «До скорого свидания!». Вас ждёт ещё много прекрасных встреч с великим поэтом, вы прочтёте его стихи о дружбе, свободе, любви к Отечеству, его повести, поэмы, романы.

Приложение

Даже самые маленькие жители нашей планеты знакомы с творчеством Александра Сергеевича Пушкина по его известным произведениям, таким как «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мёртвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «У лукоморья дуб зелёный», «Сказка о попе и о работнике его Балде». А.С.Пушкин – величайший поэт России, его произведения – это целые сокровища, оставленные потомкам, это достояние всей нашей страны, не зря век, в котором жил и творил этот необычайно талантливый поэт, вошёл в историю литературы как золотой век. Очень жаль, что жизнь Пушкина оборвалась трагически на дуэли, когда ему было всего 37 лет. Наверное, ещё очень многие великие произведения должны были родиться, если бы не эта злополучная дуэль.
Несмотря на свою короткую жизнь, Пушкин успел написать много произведений, впоследствии ставших мировой классикой. С творчеством Пушкина мы знакомимся с раннего детства, маленьким детям, ещё не умеющим читать самостоятельно, родители рассказывают «Сказку о рыбаке и рыбке» и другие известные творения А.С.Пушкина. Каждый из нас в своё время заучивал стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» и, наверное, оно остаётся в нашей памяти на всю жизнь.
На протяжении всей жизни мы читаем Пушкина, почти в каждом городе есть памятник, посвящённый этому величайшему поэту. Творчество Пушкина не может оставлять нас равнодушными. Все мы переживали за судьбу Дубровского, с интересом следили за историей любви героев повести «Капитанская дочка» Маши Мироновой и Петра Гринева. В романе «Евгений Онегин» есть ответы на многие жизненные вопросы, поэтому это произведение называют энциклопедией русской жизни.
Больше всего из творчества Пушкина мне нравится роман «Евгений Онегин», любимый герой этого произведения у меня Татьяна Ларина. Да и сам автор любит эту героиню за её естественность, близость с природой, искренность. Из деревни она перебирается в Москву, но аристократическая жизнь её совсем не портит, её индивидуальность никуда не девается. Возлюбленный Татьяны Евгений Онегин в конце романа признаётся ей в любви, Татьяна любит его, но не остаётся с ним, потому что не может нарушить клятву, данную мужу.

Наверное, на этой земле не существует ни одного человека, который бы не слышал о великом русском писателе Александре Сергеевиче Пушкине. Каждый из нас, будь то, взрослый или ребенок знаком с его творчеством.
Еще с детства мне полюбились его сказочные герои. Из каждой его сказки можно вынести урок, который пригодиться в дальнейшей жизни.
Александр Сергеевич настоящий творческий волшебник, в его сказках добро всегда берет верх над злом.
Моей любимой сказкой, конечно же является сказка о золотой рыбке. Эта сказка научила меня довольствоваться необходимым, не быть жадным и знать меру в своих желаниях и запросах.
В своих гениальных произведениях Александр Сергеевич поднимает извечные темы свободы, любви и дружбы, затрагивает насущные проблемы общества. Он восхваляет честность и трудолюбие.
Пушкин обладал огромным талантом донести до читателя главное, глубоко проникнуть в душу и навсегда остаться в ней. У этого талантливого писателя множество интересных и незабываемых произведений. В каждом своем шедевре он растворялся полностью.
Особенно приятно читать его стихи, наполненные романтизмом и любовью. Часто, в памяти всплывают великолепные строчки из его стихотворений. Они вдохновляют, наполняют энергией, обладают силой исцеления.
Если бы не трагическая гибель поэта на дуэли, литература была бы еще больше заполнена его поучительными шедеврами. Пушкин, несмотря на то, что прожил короткую жизнь, покорил тысячи сердец благодарных читателей.
Читая его произведения моя жизнь наполняется смыслом, мои мысли приобретают правильное направление. Хотелось бы, чтобы этот легендарный человек жил вечно и дарил миру все новые и новые гениальные произведения.
Пушкин – величайший, талантливый писатель. Он навсегда останется в моей душе и памяти.

Мой Пушкин сочинение

С Пушкиным мы все знакомимся ещё в раннем детстве. И это знакомство продолжается всю сознательную жизнь. Пушкин – мой любимый поэт. У него лёгкий слог и стихи легко запоминаются. У моей мамы была большая книга произведений Пушкина. Это был подарок, и она им очень дорожила. Оттуда она мне по вечерам читала стихи.

Сочинение «Творчество А.С. Пушкина в моей жизни»
Качанов Илья, 15 лет
Ул. Высокогорная, 13а /35
т. 89631623685
Учитель Пунтусова А. П. ( anastasy.puntusova@mail.ru )
Краснодарский край, г.Сочи,
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Директор В.Р. Шишков
«Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт!»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин»
Александр Сергеевич Пушкин. Это имя понятно на любом языке. Весь мир
благоговейно склоняет голову перед творчеством этого грандиозного человека.
Пушкина в каждом доме нашей необъятной страны исповедуют как национальную
святыню. Произнесите его имя в кругу друзей, знакомых или даже незнакомых людей и
вы увидите, как потеплеют их глаза.
В них загорится огонёк любви, теплоты и уважения к великому поэту. Пушкин жил
втрое быстрее, чем все мы живём. Он прошёл такой огромный коридор жизненного
пространства и столько всего накопил, что иному человеку хватило бы на несколько
жизней. За свой короткий век гениальный творец создал множество произведений во
многих литературных жанрах: поэзия, проза драматургия, и во всех он был
непревзойденным мастером. Такое разнообразие может вызвать только искреннее
восхищение. Из-под пера великого русского художника слова рождались величайшие
произведения, ставшие настоящим золотом мировой литературы. По пушкинским
творениям ставились спектакли, кинематографисты были счастливы снимать фильмы
по сюжетам его произведений, для детишек делались мультфильмы. Александр
Сергеевич открыл всему миру красоту и могучую силу русского слова. Как известно,
творчество Пушкина весьма существенно представлено в русской музыке. К его
произведениям обращались такие композиторы как Глинка, Мусоргский, РимскийКорсаков, Чайковский. Оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» по праву
считаются шедеврами мировой оперной сцены. Пушкин давно и прочно вошёл в жизнь
и сердца людей всех возрастов и народов.
Моё первое знакомство с поэтом состоялось ещё в раннем детстве, когда мама
прочитала мне первую книжку. В моё сознание, как волшебное заклинание, вошло: « У
лукоморья дуб зелёный, златая цепь на дубе том…», я чистосердечно восхищался
храбростью и смекалкой царя Гвидона, от всей души сочувствовал молодой царевне из
«Сказки о мертвой царевне и семи богатырях», искренне сопереживал бедному старику
из «Сказки о рыбаке и рыбке», которого третировала злобная старуха. Хоть в жизни не
всегда бывает счастливый конец, не всегда добро побеждает зло, но сказки тем и
хороши, что в них добро побеждает зло, почти всегда – счастливое окончание.
Сказочный мир Пушкина яркий, колоритный. Герои пушкинских сказок тронули душу,
став моими друзьями; они учили меня добру, состраданию, честности, справедливости.
Именно по его сказкам я научился читать, и с тех пор творения поэта стали
неотъемлемой частью моей жизни. Я взрослел, и у меня появлялись новые любимые
герои: я присоединился к союзу «друзей Людмилы и Руслана», став добрым
«приятелем» Онегина. И вот уже меня пронзает непреходящая точность строк:
Я знаю: век уж мой измерен,
Но чтоб продлилась жизнь моя,
Я утром должен быть уверен,
Что с вами днём увижусь я…
Для меня каждое произведение Пушкина – это небольшая энциклопедия. Например,
рассказ «Выстрел». Это целая сокровищница старинных слов, военных терминов, а
также мыслей, над которыми мне раньше не приходилось задумываться. Автор показал
нам, что человек может стать выше жажды мести, может простить даже самую
тяжёлую обиду. Читая «Выстрел», понимаешь, что жажда первенства не должна
превращаться в страсть, и мы не должны ради неё вредить другим людям.
«Дубровский» учит нас благородству, честности, чувству долга. «Капитанская дочка»
предлагает поразмышлять над историческими событиями, оценить бессмысленность и
беспощадность русского бунта, помыслить о главных человеческих качествах.
Удивительный язык «Евгения Онегина», лирические отступления, созданный
типичный образ дворянства девятнадцатого века позволяют лучше понять внутренний
мир поэта. В произведениях Александра Сергеевича Пушкина передо мной всё
оживает: слова, звуки, образы. Народному языку Пушкин с детства учился у своей няни
Арины Родионовны. «Подруга дней моих суровых» называл её поэт. Простая
крепостная женщина стала его самым близким другом. Она приобщила его к устному
народному творчеству, пробудила в нем интерес к песням и сказкам родного народа. И
вот, читая стихотворение «Няне», передо мной предстаёт такая картина: зимний вечер,
ветхий домик, Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывает поэту сказки, и
сказочный мир расцветает передо мной: золотая рыбка, царевна Лебедь, Черномор и
морские богатыри, золотой петушок и затейница–белка. И как-то спокойно и радостно
становится на душе.
Именно Пушкин научил меня любить родную природу, замечательны его стихи о ней.
В стихотворениях мастерски описаны все четыре времени года. Поэт открыл для меня
родную землю в её неповторимой красоте. Он с такой нежностью и любовью передал
все краски природы, что невозможно не проникнуться ощущением красоты. Приходит
золотая осень, и я мысленно повторяю:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…
Моя любимая пора – зима, наверное, потому что я родился в студеном январе. И мне
ближе пушкинские строки о зиме:
Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…
И речка подо льдом блестит.
Когда читаешь эти незабываемые строчки, хочется самому почувствовать на ладонях
приятную свежесть молодого снега, со свистом промчаться по горному склону на
борде. Разве можно сказать ещё точнее, ещё прекраснее?!
Пушкинские строки всегда рядом. Его творчество возникает передо мной в самых
разных жизненных ситуациях. Когда на душе тяжесть и обида, я просто беру в руки
томик сочинений гениального автора, и сразу становится легче:
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Когда моё сердце поёт от любви, я снова беру в руки заветный томик и вместе с
поэтом переживаю:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты…
или
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединённый,
Печальным снегом занесённый,
Твой колокольчик огласил…
или
Глазами следовать за ней и в тишине
Благословлять её на радость и на счастье,
И сердцем ей желать всё благо жизни сей,
Весёлый мир души, беспечные досуги…
Каким душевным теплом согреты эти строки!
Первой клятвой верности Родине я вслед за Пушкиным повторяю бессмертные слова:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Я становлюсь взрослее, и мне открываются в творчестве Пушкина такие глубины,
такие красоты, о которых раньше и не подозревал, снова и снова я нахожу что-то новое
и неведомое. Произведения Пушкина учат меня понимать жизнь и друг друга. Пушкин
помогает мне не утратить понятия чести и достоинства, сострадания к ближнему. Уже
наступил двадцать первый век – век Интернета и электронных технологий, но я попрежнему продолжаю любить творчество Александра Сергеевича Пушкина – «солнца
русской поэзии»!
Я горд и счастлив, что этот великий человек – мой соотечественник, что я дышу тем же
воздухом, что и он, вижу те же небо и звёзды, любуюсь теми же красками природы, что
и он.
Нам сегодня нужна новая эпоха Возрождения, возрождения духовных ценностей.
Чтобы мы жили сообразно натуре нашей национальной и по законам, данным Богом,
природой, самой землёй, жизнью, в которой естественно присутствие Пушкина – чтобы
мы жили русскими. Пушкин показывает нам путь к этому, ведь он величайший поэт, а
настоящий поэт, как никто другой, может раскрыть тайну человеческого сердца и
указать людям путь добра и света. Каждый из нас сам решает, идти по этому пути или
нет. Одно очевидно для меня сегодня: там, где Пушкин отсутствует, – там исчезает всё,
что мы зовём русским. И тогда эти люди начинают задыхаться, озлобляться и
проклинать свою жизнь, становящуюся пустой, пошлой и бессмысленной. Люди,
живущие без Пушкина, могут быть кем угодно – только не русскими людьми.
Я думаю, что меня еще ждет много открытий на пути знакомства с творчеством этого
гениального поэта. Жизнь Пушкина и его произведения останутся в моей памяти
навсегда.
Благодаря произведениям Пушкина я научился мечтать и фантазировать, замечать
красоты родной земли, писать стихи. Может быть, благодаря творчеству Пушкина
родились и эти строки:
Вам, книги, спасибо – меня вы растили,
Во все времена со мною вы были.
Вы, даже, отчасти меня воспитали
Во взрослую жизнь мы вместе вступали.
Лишь стоить взять в руки мудрую книгу,
И день мой становится равным мигу.
Истории будто меня обнимают,
Знакомые лица повсюду встречают.
Герои из книжек вдруг оживают,
Меня за собою они увлекают.
Я с ними легко борозжу океаны
И открываю разные страны,
Спасаю друзей, убиваю драконов,
Иль выступаю на страже законов
Влюбляюсь, страдаю и тщетно мечусь,
С героями книги я жизни учусь.
Век целый прожить я могу лишь за вечер.
Хорошая книга морально излечит
И вытащит разум с подвала на крышу,
За повесть одну я душевно стал выше.
А память моя состоит из фрагментов,
В моей голове целый мир из моментов:
Истории, песни, символы, фразы
Не только жизни моей, но и рассказов.

Сочинение на тему: “Как я познакомилась с творчеством А. С. Пушкина и что мне нравится в нем?”

Ответы:

У каждого свой Пушкин .Более того ,у каждого возраста свой взгляд на Пушкина .
Ещё с детства меня веселил портрет кудрявого мальчика на книжке с занимательными сказками про глупую старуху со своим корытом ,покорного деда и терпеливую золотую рыбку.Мне и то было понятно ,что всему есть предел
Меня удивляла ловкость Балды ,и я понимала ,что это неправда ,никакой он не Балда .
Полной тайн и загадок была для меня поэма “Руслан и Людмила ” Да много чего казалось в детстве непонятным .
Удивительно ,что годы прошли ,я повзрослела,а Пушкин никуда не ушёл .Он шагает со мной по жизни ,и я всё более убеждаюсь в его неисчерпаемости.Судите сами – в среднем возрасте – это Гринёв и Маша .Образец их высоких отношений .И чудо взаимодействия с Пугачёвым .Я понимаю ,что такого не было .Но мне дан образец поведения .нравственный урок .
А “Дубровский”? Какой жестокой может быть человеческая натура .Не могу слышать фамилию Троекурова!   И чудо как хороши вроде бы простенькие “Повести Белкина ” .И опять – уроки ,уроки ,уроки жизни и нравственности .И это всё Пушкин .
Нет слов ,чтобы описать моё впечатление от Онегина !Я пол блокнота исписала стихотворными строчками из романа .Они мне помогают по жизни .Например ,”Привычка свыше нам дана ..Замена счастию она ” или “Любви все возрасты покорны …”Я даже оперу Чайковского прослушала .И было потрясение .
Как Пушкин пишет о любви – это вообще особый разговор .Гимн любви “Я помню чудное мгновенье”Но есть ещё масса гениальных стихов ,и среди них – “Я вас любил” Ведь тут формула отношений показана ,которая в принципе чужда человеку -“Как дай вам бог любимой быть другим” .Как бы не так .У людей принято отравить жизнь ,тому ,кто выбрал не тебя.Но если читать Пушкина с детства ,то ,как метко сказал Белинский “можно превосходным образом воспитать в себе человека”
Я с этим полностью согласна .
Мой Пушкин именно такой,потому что “он памятник себе воздвиг нерукотворный”!

  • Тема трагической любви в гранатовом браслете сочинение
  • Тема совести итоговое сочинение аргументы
  • Тема сказки чуковского 6 букв поле чудес ответ
  • Тема счастья в русской литературе сочинение
  • Тема сказки стойкий оловянный солдатик для читательского дневника