Тема белки из оперы сказка о царе салтане слушать

Н.а. римский-корсаков опера сказка о царе салтане сказочная опера н.а. римского-корсакова была написана им по случаю 100-летия а.с. пушкина и,

Н.А. Римский-Корсаков опера «Сказка о царе Салтане»

Сказка о царе Салтане

Сказочная опера Н.А. Римского-Корсакова была написана им по случаю 100-летия А.С. Пушкина и, по словам самого композитора, была одним из любимейших его музыкальных произведений. Он сам признавался в письмах к друзьям, что его одолевает гордость и восхищение от собственного творчества.

Краткое содержание оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Голос

Описание

Салтан бас добрый и справедливый царь Тмутаракани
Милитриса сопрано царица, младшая из трех сестер
Ткачиха меццо-сопрано средняя сестра, пожелавшая наткать много полотна
Повариха сопрано старшая сестра, пожелавшая приготовить пир
Гвидон тенор царевич, сын Салтана и Милитрисы
Царевна-Лебедь сопрано прекрасная девушка, превращенная в лебедя
Сватья баба Бабариха контральто сватья сестер царицы

Краткое содержание «Сказки о царе Салтане»

опера сказка о царе салтане

Сюжет сказки начинается в городе Тмутаракани. Царь, проходящий под окнами избы, случайно услышал разговор трех сестер и очень заинтересовался. Больше всего ему понравилась речь младшей сестрицы и ее желание родить ему богатыря. Он тут же пригласил девушек жить во дворец, а третью сестру нарек своей супругой. Но как часто это бывает в сказках, две другие девушки от зависти решили отомстить. Как только царь уехал на войну, они написали ему письмо, в котором сообщили, что государыня родила «неведому зверушку». Конечно же такая неожиданная новость сильно огорчила государя. Стараниями сестриц молодую Милитрису и ее новорожденного сына Гвидона тут же заточили в бочку и пустили в открытое море.

Когда волны прибили большую бочку к берегу острова Буяна, узники наконец-то смогли оказаться на воле. Заметно повзрослевший Гвидон тут же смастерил лук и отправился на поиски добычи. Внезапно он услышал крик Царевны-Лебедь, за которой гнался злобный Коршун. Гвидон поразил коварного злодея, и в благодарность за это Лебедь пообещала отплатить юноше добром.

Тема белки из оперы сказка о царе салтане слушать

Ранним утром Милитриса и Гвидон увидели, что густой туман рассеялся и как по волшебству появился чудесный город Леденец. Жители принялись горячо приветствовать дорогих гостей и попросили Гвидона княжить в их чудесном городе. Однако не весел юноша, потому что все это время не перестает думать о своем отце и сильно тосковать, надеясь хоть когда-нибудь сможет увидеться с ним. Царевна Лебедь пообещала помочь ему в этом деле. Благодаря ее волшебной силе Гвидон смог превратиться в шмеля и отправился на корабле в Тмутаракань, чтобы познакомиться с отцом Салтаном. Там же от богатых купцов он узнал о необычных чудесах: белке, поющей песенки, морских витязях, а также прекрасной царевне.

Вернувшись на остров Буян, Гвидон снова обратился за помощью к Царевне Лебедь. И в этом случае она смогла помочь ему, представив ему белку и отважных витязей с Черномором. Когда же Гвидон попросил помочь ему найти прекрасную царевну, то Лебедь-птица раскрыла свой главный секрет. Оказалось она и есть эта прекрасная царевна! Теперь счастью влюбленных уже ничего не могло помешать, и Милитриса с радостью благословила их.

опера Сказка о царе Салтане

В это время на остров как раз прибыл корабль Салтана вместе с царем и всей свитой. Долгожданные гости зашли в шикарный дворец Гвидона и познакомились с неведомыми чудесами. Удивленный Салтан тут же попросил познакомить его с царицей и к огромной радости узнал в ней свою любимую супругу Милитрису, а в Гвидоне – своего сына, которого уже не надеялся когда-нибудь встретить. Коварные предательницы-сестры тут же стали молить о пощаде, испугавшись, что их ждет суровое наказание, но царь Салтан простил их.

Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт IV Акт
55 мин. 30 мин. 25 мин. 45 мин.

Фото:

Римский Корсаков сказка о царе салтане сказка о царе Салтане краткое содержание

44 47

Интересные факты

  • Когда дирижер В. Сафонов получил партитуру от композитора для ознакомления, чтобы исполнить «музыкальные картинки», то сразу направил ему телеграмму. В послании он признался, что всю ночь читал это произведение, при этом восхищался гением автора. (Речь идет о мастерстве оркестровки Римского-Корсакова)
  • Примечательно, что в опере композитор использовал подлинную колыбельную, причем сам Римский-Корсаков признавался, что её пели ему и его детям когда-то. Это колыбельная младенцу Гвидону.
  • Музыкальный критик Василий Ястребцев назвал «Салтана» русским «Зигфридом».
  • В этом спектакле продолжается линия, берущая начало в произведениях «Шехеразада» и «Садко». Это тема моря и морских образов.

Римский-Корсаков опера «Садко»

  • Композитор активно участвовал в процессе постановки оперы и ему удалось переубедить режиссера исключить механические куклы на сцене в роли белки и шмеля. В результате, эти роли были поручены детям по настоянию Римского-Корсакова.
  • Легендарный и популярный «Полет шмеля» из третьего акта стал визитной карточкой как самого композитора, так и многих виртуозов исполнителей, которые с удовольствием исполняют ее на бис.
  • А вы знаете, что Римский-Корсаков для своих опер на сказочные сюжеты придумал свой особый лад, который называется уменьшенным? С помощью такой новой краски, композитор подчеркнул загадочные и фантастические образы в своих произведениях.
  • Сам автор называл свою партитуру «руководством к фокусам» из-за необычной оркестровки
  • На премьерном показе, партию Царевны исполнила певица Надежда Забела, жена художника Михаила Врубеля, который разрабатывал декорации к спектаклю.

Популярные номера

Ария Царевны Лебедь из II действия — слушать

Три чуда (Белочка, 33 богатыря, Лебедь) — слушать

Полет шмеля — слушать

История создания

Николай Андреевич Римский-Корсаков

В основе оперы лежит «Сказка о царе Салтане» А. Пушкина, автором либретто выступил В. И. Бельский. Примечательно, что именно этот либреттист был постоянным автором у композитора после оперы «Садко».

Имеются сведения, что мысль написать сказочную оперу на этот сюжет, маэстро подал известный критик В. Стасов. Уже зимой 1898 года Римский-Корсаков активно принялся разрабатывать сценарий, в следующем году он взялся за музыку. Таким образом, осенью 1899 года опера была написана полностью, а в начале 1900 – закончена партитура. Во время работы над спектаклем, между автором и Бельским постоянно велась переписка и они обсуждали все важные моменты, касающиеся оперы. Так, некоторые предложения Бельского, Римский-Корсаков вынужден был отклонять, например, предложение добавить Гвидону реализма за счет его желания лишить себя жизни, если тот не найдет нигде прекрасную Царевну. Также Бельский предлагал показать Гвидона-ребенка за счет утрированных детских интонаций. Но некоторые идеи либреттиста Римский-Корсаков встретил восторженно – намеченный драматургический план, акцентирование на сцене появления волшебного города. К слову, именно эта сцена произвела настоящий фурор во время премьеры, отчасти и благодаря Врубелю, разработавшему декорации.

Тема белки из оперы сказка о царе салтане слушать

Примечательно, что композитор задумывал оперу максимально приближенной к первоисточнику, вместе с тем она содержит ряд существенных различий. Римский-Корсаков намеренно усилил прекрасный образ Царевны Лебедь и максимально увеличил сатирическую линию в образах Салтана, Бабарихи и ее сестер, высмеивая их пороки. Спектакль пестрит народной жизнью, праздничными гуляньями и скоморохами.

Постановки

сказка о царе салтане

Премьера оперы прошла в Москве в 1900 году в Частной опере Мамонтова. Спектакль был очень восторженно принят публикой. Даже сам композитор в своей автобиографической книге замечает, что «Салтан» был поставлен хорошо. Костюмами и декорациями занимался Врубель. Партию Милитрисы исполнила Е. Цветкова, Лебедя – Н. Забела, Салтана – Мутин. Дирижер – М. Ипполитов-Иванов.

После успешной премьеры, опера блестяще ставилась на сценах Москвы и Санкт-Петербурга. В 1902 году публика Петербургской консерватории смогла оценить работу композитора, в 1906 году премьера прошла в Оперном театре Зимина.

Любопытно, что на главных сценах императорских театров спектакль был поставлен лишь в 1913 (Большой) и 1915 году (Мариинский театр). В советское время театральные сцены разных городов радовали публику сказочной оперой. Кроме того, спектакль был с успехом поставлен в Барселоне, Брюсселе, Милане, Софии и Париже и многих других городах Европы.

Среди современных постановок стоит отметить спектакль 1997 года, поставленный на сцене Московского музыкального театра. Режиссером на этот раз выступил А. Титель. С успехом опера была поставлена также в Мариинском театре (2005 год), Московском детском музыкальном театре им. Наталии Сац и Ростовском музыкальном театре (2008). Интересная версия была представлена публике в ноябре 2016 года в Самарском музыкальном театре. В этом спектакле активно использовались современные технические средства. Яркие картины оперы – появление волшебного города, сказочную Царевну Лебедь, сцену нападения Коршуна, зрители смогли увидеть в формате 3D.

Опера «Сказка о царе Салтане» — это прежде всего сказка, настоящая, добрая, где добро обязательно побеждает зло. Это произведение отлично подойдет для семейного просмотра и понравится всем без исключения. Все есть в этом красивом спектакле: свадьба, любовь, пир на весь мир и необычайно красивая, проникновенная, колоритная, яркая, красочная музыка Римского-Корсакова. Неслучайно сам композитор очень высоко ценил это свое произведение. Предлагаем и вам по достоинству оценить и посмотреть прямо сейчас оперу «Сказка о царе Салтане» в оригинальной постановке и отличном качестве.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Николай Андреевич Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане»

Конспект
урока по музыке для 4 класса по теме:
«Что
за прелесть эти сказки»

Раздел: «День,
полный событий»

Тема урока: «Что за
прелесть эти сказки» Опера Н. А. Римского –Корсакова «Сказка о царе Салтане»

Тип урока:
Комбинированный

Цель
образовательная:
  Создать содержательные и организационные условия для
восприятия, осмысления, первичного закрепления учащимися  особенностей   
воплощения  литературных образов  « Сказки о царе Салтане»  А.С.Пушкина в 
опере Н.А.Римского – Корсакова.

Ход урока.

1.         Организационный
момент.

 Цель: психологический настрой на
учебную деятельность

Приветствуют учителя, настраиваются
на учебную деятельность.

1)
С добрым утром, солнышко, мы тебе рады!

Дети проснулись и
вместе собрались:

И Маша здесь, и
Ваня здесь, и Оля здесь, и Костя здесь.

Очень хорошо!

( При пропевании
имени ребенка погладить по голове) .

2) Утро
начинается, вместе мы встречаемся,

Мы друг другу
рады, все друг другу рады!

И Маша здесь, и
Наташа здесь……….

( Упражнение
исполняется в кругу с наклоном головы на слова «друг другу рады»).

3) Солнце утром
рано встало (потягиваются)

    Всех детишек
приласкало (обнять ребенка)

Учитель:
Ребята, подравнялись, спинки выпрямили, все готовы к уроку, у всех
хорошее настроение и рабочий настрой.

Приветствие:
Пропевание  вокальной  распевки – приветствия.

2. Актуализация
знаний, целеполагание и мотивация на учебную деятельность.

Цель:  мотивация к учебной
деятельности, постановка цели и задач урока.

Учитель: Добрый день! Я рада
приветствовать всех учеников

Исполнение
попевки «У лукоморья»

У
лукоморья дуб зелёный;

Златая
цепь на дубе том:

И днём и
ночью кот учёный

Всё ходит
по цепи кругом;

Идёт
направо — песнь заводит,

Налево —
сказку говорит.

Там
чудеса: там леший бродит,

Русалка на
ветвях сидит;

Там на
неведомых дорожках

Следы
невиданных зверей;

Избушка
там на курьих ножках

Стоит без
окон, без дверей;

Там лес и
дол видений полны;

Там о заре
прихлынут волны

На брег
песчаный и пустой,

И тридцать
витязей прекрасных

Чредой из
вод выходят ясных,

И с ними
дядька их морской;

Там
королевич мимоходом

Пленяет
грозного царя;

Там в
облаках перед народом

Через
леса, через моря

Колдун
несёт богатыря;

В темнице
там царевна тужит,

А бурый
волк ей верно служит;

Там ступа
с Бабою Ягой

Идёт,
бредёт сама собой,

Там царь
Кащей над златом чахнет;

Там
русский дух… там Русью пахнет!

И там я
был, и мёд я пил;

У моря
видел дуб зелёный;

Под ним
сидел, и кот учёный

Свои мне
сказки говорил.

У.: Кто автор этих строк? Сегодня
мы откроем страничку, посвященную сказкам Пушкина, которые вдохновляли
композиторов на создание своих прекрасных музыкальных сочинений. Прелесть
пушкинских сказок очень умело передал в музыке уже знакомый вам композитор,
фамилию которого, я предлагаю угадать. Этот великий музыкант имел двойную
фамилию, жил во второй половине 19 века.

Кем он является?

Дети: Он является самым известным
композитором-сказочником и композитором-маринистом. Именно этот композитор
написал оперу-былину «Садко», с которой мы знакомились в третьем классе.
Николай Андреевич Римский-Корсаков.

У.: Правильно ребята. «Что за
прелесть эти сказки!» — воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков
при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили
композиторов на создание музыкальных сочинений.

«Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…»

Ребята, из какой сказки А.С.Пушкина
эти стихи?

Д.: «Сказка о царе Салтане».

У.: Верно! Это одна из любимых
сказок Н.А.Римского-Корсакова, ее сюжет он и взял за основу своей оперы,
которую так и назвал – «Сказка о царе Салтане». Именно с этим музыкальным
произведением мы сегодня познакомимся. И тема нашего урока будет называться? «Что
за прелесть эти сказки!»

Но если мы будем слушать и говорить
о сказочном произведении, то и в начале урока исполним новую песню.     Исполнение
песни «В гостях у сказки».

После исполнения учитель задаёт
наводящие вопросы: Скажите, ребята, какую атмосферу создаёт эта песня? Какое
настроение?

Целью нашего урока является: 
показать изобразительные возможности музыки в представлении сказочных образов в
поэзии А. С. Пушкина, раскрыть красочность сказочных музыкальных образов,
созданных русским композитором Н. А. Римским- Корсаковым.   Расширить свои
знания тембрового и регистрового звучания симфонического оркестра

Чтение в учебнике текста: « В синем
небе звезды блещут

В синем море волны хлещут

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

У.: Ребята, прежде чем мы
погрузимся в чарующий мир звуков, ответьте на вопрос: а чем же отличается
сказка от других жанров? В сказке мы обязательно столкнемся с чудом, это мы
знаем с самого детства, когда мамы читали нам сказки на ночь. Может быть,
кто-то помнит, а сколько чудес, которыми удивлял царь Гвидон, было в «Сказке о
царе Салтане»?

Д.: Три чуда.

У.: Верно. В симфонической картине
«Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Римский-Корсаков отразил волшебство
этой сказки. Вам предстоит проанализировать замысел композитора. Определите
музыкальные инструменты, которым Римский-Корсаков поручил темам Чудес. Внимание
на экран. Перед вами первое чудо.

«Ель в лесу, под елью белка,

Белка песенки поет

 (просмотр видео фрагмента
Белка1:02 мин)

У.: А как поет Белка?

Д.: Нежно, ласково, высоко. Белка
поет в высоком регистре. Она маленькая, легкая, юркая, веселая.

У.: Ребята, дело в том, что голос
или любой музыкальный инструмент звучат в определенном регистре.

РЕГИСТР – высота музыкальных
звуков. Регистр бывает трех видов: высокий, средний и низкий.

Тембр- это окраска звука.

У.: Ребята давайте разучим песню
белочки из оперы «Сказка о царе Салтане»

Во саду ли, в
огороде

Девица гуляла —

Невеличка,
круглоличка,

Румяное личко.

За ней ходит, за
ней бродит

Удалой молодчик.

За ней ходит, за
ней носит

Дороги подарки.

Учитель – Скажите пожалуйста, а 
мотив какой песенки положил в основу темы белки Римский – Корсаков?  «Во саду
ли в огороде»

-Эту песню сочинил композитор или
народ? А какие инструменты исполняли тему белочки?

Дети –Флейты

Учитель – А заметили какие инструменты
звучали в аккомпанементе?

Дети- струнные, но звучали
необычно.

Учитель – молодцы, заметили, этот
приём у струнных называется пиццикато, когда по струнам играют щипком, ведь мы
с вами выяснили, что эту песенку сочинил народ, и Римский –Корсаков хотел сымитировать
игру как вы думаете каких инструментов? (балалайка).

Физкультминутка.
А в лесу растёт черника

А
в лесу растёт черника,

Земляника,
голубика.

Чтобы
ягоду сорвать,

Надо
глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся
я в лесу.

Корзинку
с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

 Цель
этапа: снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда. Объяснить
задание (Выполняют танцевальные элементы русского народного танца движения под
песню «Во саду ли в огороде»).

Учитель – Следующее чудо Богатыри.
Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри. Как вы думаете,  каким тембром
голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор

Д.: Дядька Черномор говорит басом в
низком регистре.

У.:  А теперь послушайте, как
композитор в опере передает их богатырскую поступь.

(звучит фрагмент (видео).

Учитель. Вы наверное заметили как
взволнованно звучала тема моря, ведь из него выходят 33 богатыря, 33 защитника
– воина.

На что похожа эта музыка? Конечно
же на марш — торжественный, величественный.

В каком регистре звучал  марш?
Какие инструменты?

Дети. Марш звучал в низком
регистре. Тему богатырей исполняют медные духовые инструменты (тромбон и
труба). Тема богатырей звучит в низком регистре.

Учитель – Следующее чудо —
Царевна-Лебедь.

Это последнее третье чудо сказки.
Посмотрите, как художник Врубель изобразил Царевну — Лебедь при помощи красок.
Какая она?

Д.: Красивая, волшебная,
таинственная…

У.: Какими инструментами вы бы
изобразили Царевну? В каком регистре?

Учитель – Звучание каких
инструментов вы слышали?

Дети- гобой, арфа.

Учитель – нежно певуче поёт гобой, 
тему на которую потом будет петь лебедь,  «Ты царевич, мой спаситель»

Скажите вы услышали отдельно
звучащие инструменты или  они пели все вместе?

Дети — все вместе.

Учитель – А почему?

Дети —  Чтобы показать главное
чудо.

Учитель – Конечно, ведь Царевна
Лебедь носительница основной идеи оперы: победа красоты, добра, справедливости
над хитростью и злом.

В музыке слово тутти  обозначает 
звучание всего оркестра.

Показ картины Врубеля «царевна —
Лебедь» (слайд № 13)

Учитель. Посмотрите, как художник
изобразил Царевну — Лебедя при помощи красок. Какая она?

Дети. Красивая, волшебная,
таинственная…

Учитель. Какими инструментами вы бы
изобразили Царевну? В каком регистре?

Учитель. Музыка, изображающая
Царевну – Лебедя прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение
фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская
песня.  Звучит гобой, скрипка

Учитель. Молодцы ребята! Мы
познакомились с персонажами оперы «Сказка о царе Салтане». Чтобы нарисовать
яркий неповторимый портрет героя, композитор  находит особые характерные
средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой.
Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает
характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем  Царевну-Лебедя с
богатырями).

А при помощи чего изображались в
опере герои?

Дети. При помощи инструментов.   

Учитель. Назовите знакомые вам
инструменты, звучание которых вы услышали.

— Какие инструменты звучали в высоком
регистре, а какие в низком?

                                
(работа в группах)

Учитель. Сейчас мы разделимся на 
группы. И вы получите  конверты. В этих конвертах части инструментов. Ваша
задача: собрать инструменты, назвать их и определить в каком регистре они
сегодня звучали. В рабочей тетради стр.25, записать какие звучали инструменты у
образов «трех чудес»,на рисунке обвести карандашами разного цвета, к какой
группе оркестра они относятся. Проверим, насколько вы были внимательны. Каждый
из вас получит листок, на котором вы увидите несколько заданий, я прошу вас
взять ручки и ответить на вопросы.

(проверка знаний, самооценка

4.Итог урока

         
Какая была тема урока?

— Что нового узнали?

— Какие задания выполняли?

Спасибо всем вам за интересные
ответы. Сегодняшний урок, безусловно, был уроком творчества. Мы ещё раз
насладились многоликим звучанием симфонического оркестра, его тембровыми и
регистровыми возможностями, познакомились с замечательной оперой. По моему,  вы
сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и
исполнители. А сейчас мне бы хотелось, чтобы вы оценили нашу работу на уроке.
Белка нам приготовила сюрприз. (Достаются орешки двух цветов.)

Прикрепите, пожалуйста, орешки на
ветку белке. Если вам было интересно и легко на уроке, то вы прикрепляете
оранжевый орех. А если вам понравилось, но вы испытывали затруднения в
выполнении заданий, прикрепляйте орехи красного цвета.

(Дети прикрепляют орехи).

 Предлагает продолжить фразу:
Сегодня на уроке я узнал…

Мне показалось интересным….

Предлагает оценить свою
деятельность в группе.

Из всего этого можно сделать
следующие выводы:

* опера-сказка учит нас узнавать
через звучание инструментов симфонического оркестра литературных персонажей.

 * музыкальный инструмент оживает в
звучании, он также как и актер на сцене играет свою роль.

*поэт и композитор каждый своим
языком передал три чуда в произведении: поэт — словами, композитор – звуками.

Задание на дом:

Учащимся предлагается нарисовать
иллюстрацию к симфонической картине «Три чуда» по выбору учащегося (богатыри,
Белка или Царевна – лебедь), в своем рисунке ребята должны отразить свое
понимание музыкальной характеристики героев.

Цель: приобщение учащихся к музыкальной культуре на примере оперы Н.А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Задачи: накопление опыта восприятия произведений крупного жанра, приобщение детей к произведениям высокого художественного уровня, воспитание положительного отношения к высокохудожественным произведениям музыкального искусства.

Элементы сказочности наполняют большинство произведений Римского-Корсакова. Римский-Корсаков умел с необыкновенным мастерством раскрыть великолепные сказочные картины в оркестровых звучностях. Чарующие и таинственные призывы Лебедь – птицы, вариационно изложенная песня «Во саду ли, в огороде», которую с присвисточкой поет Белочка, и мощная остроритмованная, маршеобразная тема «Тридцати трех богатырей» — все это с праздничным великолепием изложено в симфонической картине «Три чуда» из «Сказки о царе Салтане». Под внешней причудливостью, пышным и нарядным сказочным узором произведений композитора всегда усматривается глубокий философский смысл.

Ход урока

Беседу об опере «Сказка о царе Салтане» можно провести следующим образом.

Вы все, наверное, знаете «Сказку о царе Салтане» А.С. Пушкина. Помните — царь Салтан решил жениться и выбрал себе в жены одну из трех девиц, ту, которая пообещала родить для батюшки-царя богатыря. Сестры никак не могли смириться с мыслью, что не он» стали царицами, не знали, что и придумать от зависти и злости.

Когда царь Салтан уехал на войну, Милитриса родила сына. Злые же сестры подменили гонцу письмо, и царь получил такое известие:

«Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку».
А. дальше по приказу царя
Царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян —
Так велел-де царь Салтан.
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.

Волны выбрасывают бочку на остров, и царевич выбивает дно, «Мать и сын теперь на воле». Здесь он встречает Лебедь-птицу, которую спасает от злого коршуна. В благодарность за это волшебная Лебедь-птица ведет Гвидона с Милитрисой в сказочный город Леденец. Гремят пушечные выстрелы, раздается торжественный колокольный звон, народ приветствует князя Гвидона.

Но Гвидон и его мать Милитриса все думают о царе Салтане. На помощь приходит Лебедь-птица. Она превращает Гвидона в шмеля, и тот отправляется к своему отцу в Тмутараканское царство. Там Гвидон слышит, как прибывшие к царю Салтану корабельщики рассказывают ему о тех чудесах, которые они видели на острове, о волшебном городе Леденце, о прекрасной Царевне-лебеди, о белочке, которая грызет изумрудные орешки с золотыми скорлупками, о тридцати трех богатырях, выходящих из морской пучины.

Конечно, как и в каждой сказке, здесь все окончилось благополучно. Лебедь-птица превратилась в прекрасную девицу, и Гвидон женился на ней, а царь Салтан, заинтересовавшись чудесами, о которых ему рассказали, решил сам поехать на остров Буян, чтобы посмотреть на них. Тут он встретился с царицей Милитрисой и своим сыном Гвидоном. На радостях простили злых сестер — повариху и ткачиху. Сказка закончилась веселым пиром.

Композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков написал на этот сказочный сюжет оперу. Его единомышленниками были: С.И. Мамонтов, И. Врубель, Забела Врубель.

Просмотр презентации №1.

Мы послушаем из этой оперы оркестровые фрагменты.

Прежде чем начать беседу преподаватель дает детям прослушать «Полет шмеля.

Вы, наверное, не раз слышали эту музыку. Ее исполняют на различных инструментах — на скрипке, на кларнете, на баяне и на ксилофоне. Музыка гудящая, «шмелиная». Но это не назойливое гудение. Вспомните, сколько в нем радости, ликования, А почему? Кто помнит, кого Царевна-лебедь превратила в шмеля и зачем? Верно: царевич Гвидон стал шмелем. Он очень тосковал по своему отцу — царю Салтану, хотел повидать родные края. Когда Лебедь превратила Гвидона в шмеля, шмель полетел за кораблем, забился в щель и поплыл в гости к славному Салтану. Вот почему полет шмеля звучит так радостно.

А теперь послушаем целую симфоническую картину. В ней композитор различными оркестровыми красками рассказывает об отдельных персонажах сказки. (Включается аудиозапись «Три чуда»).

Наверное, все сразу поняли, о каких персонажах идет речь.

Дети вспоминают, что в сказке говорится о белочке, которая грызет золотые орешки, о тридцати трех богатырях и о Царевне-лебеди. Они узнают все три чуда в этой оркестровой музыке.

Да, это «Три чуда» — так назвал Римский-Корсаков вступление ко второй картине четвертого действия оперы. Это программное произведение можно услышать не только в опере, но и в концертном исполнении.

А теперь сравним, как поэт и композитор, каждый своими средствами (словом и музыкой), рассказал нам о чудесах острова Буяна.

Чудо первое.

…под елкою высокой
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки ровные кладет,
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».

Маленькая, юркая, грациозная белочка, грызущая золотые орешки, характеризуется легкой и подвижной музыкой и народной песенкой «Во саду ли, в огороде», которую композитор поручает флейте-пикколо (самому высокому и звонкому духовому инструменту) и пиццикато струнных.

Чудо второе:

Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Расплеснется в шумном беге,
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар, горя,
Тридцать три богатыря.

В этом чуде нисходящие гаммаобразные пассажи в сопровождении создают впечатление рокота морских волн. Сигнальные возгласы труб и энергичные аккорды передают маршеобразную поступь тридцати трех богатырей, выходящих из пены морской под предводительством дядьки Черномора.

Третье чудо:

За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

Царевну-лебедь характеризует нежная «узорчатая» музыка. Мягкие, размеренные аккорды идут на фоне спокойного восходящего движения у арф. Эта тема сменяется причудливым мелодическим рисунком солирующих скрипок.

(Сравнение репродукции картины М.Врубеля «Царевна Лебедь» с музыкальным образом Н.А. Римского-Корсакова).

На примере музыки оперы. «Сказка о царе Салтане» можно провести с детьми полезную работу по дифференцированию ими тембровых звучаний. Римский-Корсаков, великолепный колорист, дал яркую тембровую окраску каждому образу.

Педагог включает какой-либо фрагмент из симфонической картины «Три чуда» и просит ребят сказать, о каком персонаже рассказывает музыка. Дети обычно сопоставляют поэтический и музыкальный текст и, опираясь на яркую тембровую окраску, а также на другие средства выразительности, в большинстве своем правильно определяют каждое из чудес.

В настоящее время постановка оперы «Сказка о царе Салтане» осуществляется во многих театрах России. Вашему вниманию предается просмотр фрагментов из спектакля государственного музыкального театра национального искусства п/р Владимира Назарова.

Просмотр презентации №2

Для закрепления пройденного материала проводится музыкальная викторина-кроссворд.

По вертикали.

1. Главный персонаж оперы, сын царя Салтана и царицы Милитрисы?

3. (Звучит в аудиозаписи тема богатырей из сюиты «Три чуда».) Кто изображен в этом музыкальном фрагменте?

4. (Звучит в аудиозаписи тема царевны – Лебедь из сюиты «Три чуда».) Кто изображен в этом музыкальном фрагменте?

5. (Звучит в аудиозаписи фрагмент «Полет шмеля»). Кто изображен в этом музыкальном фрагменте?

8. Кто из персонажей оперы произносит эти слова:
«Здравствуй, красная девица, –
Говорит он, – будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября»?

10. Кто из персонажей оперы произносит эти слова?
«Кабы я была царица, –
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».

По горизонтали.

2. Художник, написавший картину «Царевна-Лебедь»?

6. Поэт, чей литературный текст лежит в основе оперы?

7. (Звучит в аудиозаписи тема белки из сюиты «Три чуда»). Кто изображен в этом музыкальном фрагменте?

9. Кто из персонажей оперы произносит эти слова?
«Кабы я была царица, –
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».

01

ДОСУГ ПО ТЕАТРАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ РИМСКОГО-КОРСАКОВА»ДОСУГ ПО ТЕАТРАЛЬНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ РИМСКОГО-КОРСАКОВА»

Подготовил: музыкальный руководитель Кольцова Наталия Александровна г. Сергиев Посад, 2021

Цель: Развитие творческих способностей средствами театральной деятельности через арт-пространство

Задачи:

  • Формировать навыки детей четко произносить текст, используя разную эмоциональную окраску
  • Закреплять умение исполнять песни выразительно, точно интонируя, передавая их выразительность
  • Закреплять умение непринужденно двигаться в соответствии с характером музыки, менять их в соответствии с музыкальными фразами, сопровождать песни плясовыми движениями хоровода
  • Развивать психофизические способности (мимику, жесты)
  • Закреплять знания детей о русском композиторе Н. Римском-Корсакове и его произведениях
  • Воспитывать познавательный интерес к театрализованной деятельности

Дети заходят в зал, их встречает Бабушка-Рассказушка

БР: (с грустью) Здравствуйте, ребята! Я Бабушка-Рассказушка, я сказки рассказываю, у меня очень много книг.

Дети: Здравствуйте, Бабушка-Рассказушка

МР: Здравствуй, бабушка, что случилось, почему ты такая грустная?

БР: Беда случилась с одной книгой. Захотел злой Кощей, чтобы в этой книге была только одна сказка, про него – про Кощея Бессмертного, и навел путаницу в других сказках этой книги. Ребятушки, помогите мне навести в книге порядок.

МР: Ребята, поможем? (Ответ детей: Да) Конечно же бабушка мы тебе поможем. А что нам сделать, как тебе помочь?

БР: Отправляйтесь вы в путешествие, но не простое. А в путешествие по сказкам.

В сказки разные идите,
Там предметы отыщите.
Перепутал их злодей
Грозный, страшный Царь Кощей.

Сказки эти отгадайте,
И предметы забирайте.
Принесите их сюда,
В книгу их верну сама!

МР: Бабушка-Рассказушка, а как же мы найдем дорогу в эти сказки?

БР: А укажет вам дорогу к сказкам волшебный клубок. (показывает клубок).

МР: Ну, что отправляемся? До свидания, бабушка! (МР бросает клубок, клубок на леске, медленно идем в первую сказку)

Ты катись, катись клубок
Через степи и лесок
Нам дорогу укажи
И нас в сказку приведи

1. Сказка о царе Салтане, сыне его……Царевне Лебедь

МР: Вот, ребята, и привел нас волшебный клубок в первую сказку. (2 детей с помощью воспитателя быстро надевают элементы костюмов). Посмотрите, нас встречают герои этой сказки. Я предлагаю вам посмотреть фрагмент сказки.

Инсценировка фрагмента про Белочку

Чтец: Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!

Белка песенки поет,
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые (вместо скорлупок и орехов лежат монетки из сказки Золотой петушок)

Танец Белочки (р. н. п. «Во саду ли, в огороде…»)

МР: Ребята, вы узнали эту сказку? Как она называется? (Ответы детей) Правильно, молодцы. А что же здесь напутал злой Кощей.

Дети: В этой сказке Белочка грызет орешки, у которых золотые скорлупки и изумрудные ядра.

МР: Правильно. Эти монетки из какой-то другой сказки. Заберем их с собой и отдадим их Бабушке-Рассказушке, чтобы она вернула их на место. Ну, а нам пора отправляться дальше… (МР бросает клубок, медленно идем во вторую сказку)

Ты катись, катись клубок

Через степи и лесок

Нам дорогу укажи

И нас в сказку приведи

2. Сказка о Золотом Петушке

МР: Вот мы и оказались в другой сказке (дети с помощью воспитателя быстро надевают элементы костюмов). А вот и герои сказки. Будьте внимательны, смотрим.

Инсценировка фрагмента

Мудрец стоит перед Додоном.

Мудрец: Славен будь великий царь!

В дар принес тебе я птицу –

Посади ее на спицу.

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой

Царь: Посадить его на спицу

Сторожить мою границу

Звучит музыка из оперы «Золотой петушок» Н.Римского-Корсакова

Петушок летит на спицу.

Петушок: Кири-ку-ку – царствуй лежа на боку!

Царь предлагает ракушки из сказки Садко, Мудрец отказывается

Царь: Ну, так вот мое решение

За такое одолжение

Волю первую твою

Я исполню, как свою!

Мудрец кланяется и уходит

МР: Ну а эту сказку вы узнали? Как она называется? (Ответы детей). Молодцы ребята, вы узнали две сказки. А что в этой сказке напутано?

Дети: Царь в этой сказке предлагал в дар Мудрецу мешок с ракушками, а в сказке не ракушки, а золотые монеты

МР: Правильно, ребята. Мудрец отказался в сказке от золота. Молодцы! Заберем с собой и ракушки. Ну, что, отправляемся дальше… (МР бросает клубок, медленно идем в третью сказку)

Ты катись, катись клубок

Через степи и лесок

Нам дорогу укажи

И нас в сказку приведи

3. Сказка Снегурочка

МР: В третью сказку мы пришли. (Часть детей с помощью воспитателя быстро надевают элементы костюмов). И здесь нас вновь встречают герои сказки. Смотрим внимательно.

Инсценировка фрагмента

Старик: А пойдем-ка мы себе из снега внучку сделаем

Старуха: Пойдем!

Звучит музыка из оперы «Снегурочка» Римского-Корсакова

Выходят на улицу, лепят Снегурочку и ведут ее домой

Чтец: Привели старик со старухой внучку домой и стали жить-поживать. (Снегурочка сидит за столом и разбирает на две части скорлупки и орехи из сказки о царе Салтане) Прошла зима, весна, настало лето. Загрустила внучка.

Идут девицы мимо дома и зовут Снегурочку.

Старуха: Иди, погуляй с подружками

Хоровод подружек (р. н. п. «Во поле береза стояла…»)

МР: Ну, что ж, ребята, как называется эта сказка? (Ответы детей). Правильно! Вы узнали и третью сказку! А что здесь напутал Кощей?

Дети: Орехи из другой сказки. Эти орехи должна грызть Белочка из сказки о царе Салтане. Правильно, ребята, заберем эти орешки и отдадим их бабушке. А мы отправляемся дальше… (МР бросает клубок, медленно идем в четвертую сказку)

Ты катись, катись клубок

Через степи и лесок

Нам дорогу укажи

И нас в сказку приведи

4. СказкаСадко

МР: А мы с вами пришли в следующую, четвертую сказку. (Часть детей с помощью воспитателя быстро надевают элементы костюмов) И здесь нас встречают герои сказки. Смотрим внимательно.

Инсценировка фрагмента

Морской царь: Здравствуй!

Садко: Здравствуй, Морской царь!

Морской царь: Гляжу в гости ко мне пожаловал и гусли с собой прихватил

Садко: Прихватил.

Морской царь: А, ну, сыграй на гуслях, повесели Морского царя и все мое подводное царство.

Пляска в подводном царстве под музыку из оперы «Садко» Римского-Корсакова. Часть морских жителей играют в снежки

В конце пляски Садко рвет струны

Морской царь: Ты почему играть перестал

Садко: Струны порвались. Надобно мне на землю вернуться за струнами.

Морской царь: Эх, ты какой хитрый…Обмануть меня решил… А ты возьми дочь мою с собой тогда отпущу.

Садко берет царскую дочь, прощаются

МР: А эту сказку вы узнали? (Ответы детей). Молодцы, правильно. Вы назвали все четыре сказки. Что же здесь натворил Кощей.

Дети: Морские жители не могут в подводном царстве играть в снежки.

МР: Конечно, снег этот из какой сказки? (Ответ детей) Заберем с собой и снежные комочки, передадим их Бабушке-Рассказушке.

Ты катись, катись клубок

Через степи и лесок

Нам дорогу укажи

И нас в садик возврати

Встречает детей Бабушка-Рассказушка

МР: Здравствуй, бабушка. Возвратились мы к тебе

БР: Ой, ребятушки, вернулись. Ну что все сказки отгадали, нашли, что Кощей напутал? (Ответ детей) А в каких сказках вы побывали?

Дети: Снегурочка, Садко, Сказка о Царе Салтане…, Сказка о Золотом петушке

МР: В сказках разных побывали

Сказки эти отгадали

И пришли мы не с пустыми руками. Посмотри, что мы тебе принесли (МР протягивает предметы из сказок)

БР: Молодцы, ребята.

Все ошибки вы нашли

Очень мне вы помогли.

Теперь я наведу в книге порядок и продолжу рассказывать сказки всем детям на свете.

МР: Ребята, а вам не кажется, что с этими сказками мы с вами уже встречались? И у них есть, что-то общее?

Дети: Мы слушали музыку к этим сказкам

МР: Правильно. А кто написал эту музыку?

Дети: Музыку к этим сказкам написал русский композитор Николай Римский-Корсаков.

БР: Ой, какие вы молодцы. И сказки знаете, и композитора, который музыку написал к ним тоже знаете. Ну, мне, ребятушки пора возвращаться наводить в сказках порядок. До свидания, до новых встреч! (Уходит)

МР: До свидания, Бабушка-Рассказушка! Приходи к нам в гости, сказки рассказывать!

БР: Обязательно прийду!

МР: Ну что, ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие? (Ответы детей). Вы сегодня совершили доброе дело, спасли книгу сказок. А сейчас нам пора прощаться, до свидания.

Викторина по сказкам Пушкина

(учитель: Ивандеева Елена Викторовна)

Цель:

— познакомить учащихся с некоторыми страницами биографии поэта;
— пробудить интерес  к  творчеству поэта;
— воспитывать умение видеть красоту родной природы слушая и читая стихи поэта;

Предварительная работа:
конкурс рисунков по сказкам А.С.Пушкина, чтение сказок поэта.

Используемая литература: 
сказки А.С.Пушкина, книга с загадками.Ход конкурсной программы:

          — Добрый день, уважаемые дети и наши гости. Я приглашаю вас в удивительный мир сказок А. С. Пушкина. Александр Сергеевич родился 6 июня 1799 года, в Москве. Отец его, Сергей Львович, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Мать, Надежда Осиповна, -внучка «арапа Петра великого», Абрама Ганнибала. Детство будущего поэта прошло в Москве. У него были старшая сестра и два младших брата. Отец Пушкина любил читать, сам немного сочинял стихи. Писатели, поэты любили бывать в доме Пушкиных. Смышленого мальчика нередко оставляли в гостиной, когда гости читали там свои произведения. Саша начал сочинять стихи, когда ему было три года.

        Русскому языку мальчика учили бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна. Няня знала много песен, сказок, замечательно их рассказывала. Маленький Саша очень любил слушать. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил её ещё и ещё повторить их. Сегодня мы проведем викторину по этим сказкам. Но для начала, вам необходимо разделиться на 2 команды. Каждая из команд должна придумать себе название и выбрать капитана (капитаны говорят названия своих команд). Условия нашей викторины такие: я задаю вопрос для одной из команд. Если команда ошибается, то на него могут ответить другая команды. За каждый правильный ответ вы получаете жетон. В конце викторины мы посчитаем жетоны, и выясним, какая команда лучше всех знает сказки Пушкина и достойна приза.

Задание 1:  Шифровка (каждая команда получает по две шифровки, в них названия животных из сказок Пушкина).

GJRРWFЫNZJБDSКLQАU – ( рыбка).

JRПWQRЕLJGТSZУFШGYОКUW – (петушок).

WQЛGFSJЕLJNБSЕRZДЬJ – (лебедь).

JHGFБHGЕSZLЛVYWКQАR – (белка).

Задание 2: «Назови сказку правильно»
Ведущий: Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина.
— «Сказка о рыбаке и ….» 
(рыбке)

— «Сказка о царе Салтане и …» (сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче)
— «Сказка о Золотом …» 
(петушке)
— «Сказка о попе и …» 
(о работнике его Балде)
— «Сказка о спящей царевне и…» 
(семи богатырях)


Задание 3:  «Найдите ошибку в данном отрывке»
(Отрывок из сказки напечатан на листе и зачитывается ведущим, потом передаётся в команды. Каждой команде – один отрывок. На обсуждение даётся 1-2 минуты. За правильный ответ жюри присуждает 3 жетона, за ответ с подсказкой – 2 жетона. Первым правом подсказки обладают команды-соперницы.)


А) Свет мой, солнышко, скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее, 
Всех румяней и белее. (правильно: зеркальце)
Б) Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно двадцать лет и три года. (правильно: тридцать)
В) За морем принцесса есть, 
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает, 
Месяц на косе блестит,
А во лбу звезда горит. (правильно: царевна)

Задание 4: «Вспомни название сказки»  (по опорным словам участники викторины называют название сказки)

1) Окошко, царь, сестры, бочка, остров.  («Сказка о царе Салтане»).
2) Простофиля, дурачина, изба, корыто.  («Сказка о рыбаке и рыбке»)
3) Базар, жадность, оброк, веревка. («Сказка о попе и работнике его Балде»)
4) Мудрец, шамаханская царица, шатер, звездочет.    («Сказка о золотом петушке»)
5) Солнышко, месяц, зеркальце, ветер.   («Сказка о мертвой царевне»)

Задание 5:  «Из какой сказки отрывок»

  Сейчас я буду читать вам отрывки из сказок, а вы отгадывайте, из какой сказки этот отрывок.
1. Три девицы под окном, Пряли поздно вечерком. 
(«Сказка о царе Салтане…»)
2. «Свет мой, зеркальце! Скажи и всю правду доложи…» 
(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях».)
3. «Год, другой проходит мирно. Петушок сидит все смирно». 
( «Сказка о золотом петушке».)
4. «Воротился старик домой. На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто». 
( « Сказка о рыбаке и рыбке»)
5. «Жил-был поп, толоконный лоб». 
(«Сказка о попе и его работнике Балде»)
6. «В тридевятом царстве, В тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон» 
(«Сказка о золотом петушке».)
7. Снова князь у моря ходит, С синя моря глаз не сводит; Глядь – поверх текучих вод Лебедь белая плывет. 
(«Сказка о царе Салтане».)
8. «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч, Ты волнуешь сине море, Всюду веешь на просторе. Не видал ли где царевны?» 
(«Сказка о спящей царевне и семи богатырях»)


Задание 6:  «Знатоки сказок».
(1. Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-куку,
Царствуй, лежа на боку.

2. Из какой сказки эти строки?

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

(“Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь”.)

3. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру.)

4. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)

5. Из какой сказки эти строки?

… Дева вдруг 
ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”

(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)

6. Из какой сказки эти строки?

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.

(“Сказка о попе и работнике его Балде”.)

7. Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?

(“.. Волю первую твою
Я исполню, как мою”.)

8. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколка)

9. Сколько лет прожил старик со старухой “у самого синего моря”? (Тридцать лет и три года.)

10. Кого назвал Балда меньшим братом? (Зайца.)

Задание 7:  «Самый внимательный» 
1.Сколько раз менялось море в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (4 раза) 
2.Как море менялось? («Море слегка разыгралось», «Помутилося синее море», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море») 
3.Продолжи строфы: 
«Приплыла к нему рыбка, спросила …» («-Чего тебе надобно, старче?») 
«Белка песенки поёт, да …» (« … орешки всё грызёт.) 
«Я ль, скажи мне, всех …» ( « … милее, всех румяней и белее?») 
«Сказка – ложь, да в ней …» (« … намёк! Добрым молодцам урок.») 
4.Чем старик ловил рыбу в «Сказке о рыбаке и рыбке»? 
5.В кого превращался князь Гвидон в «Сказке о царе Салтане…»? (В муху, комара, шмеля) 
6.Что пела белочка, грызя орешки в «Сказке о царе Салтане…»? («Во саду ли, в огороде») 
7.Где жил старик со всоею старухой? («У самого синего моря») 
8.Почему пушки с пристани палят в «Сказке о царе Салтане…»? («Кораблю пристать велят») 
9.Что приговаривал Балда с укоризной в «Сказке о попе и о работнике его Балде»? 
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной») 
10. Какой был у попа лоб? (Толоконный) 
11.Отчего умерла царевна из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»? 
(Съела отравленное яблоко) 
12.На ком хотел жениться царь Дадон из «Сказки о золотом петушке»? (На Шамаханской царице)

 
Задание 8: «Собери картинку»
Ведущий: У вас на столах лежат разрезанные картинки, вам необходимо их собрать и отгадать из какой сказки, изображенный на них герой. Та команда, которая быстрее справиться с заданием получит 3 жетона. Вторая команда – 2 жетона.

Задание 9: «Сказочные прилагательные» 
Назовите существительные из сказок А. С. Пушкина, которые согласуются со следующими прилагательными: 

хрустальный (гроб, дом белки), разбитое (корыто), золотой (петушок), синее (море), распроклятая (мошка), бедненький (бес), золотые (скорлупки), красная (девица), чудный (остров), славный (царь), столбовая (дворянка), парчовая (кичка), печальная (тьма, мгла). 

Подведение итогов викторины
Подсчитываются очки. Команда, получившая наибольшее количество баллов, награждается книгами с произведениями А. С. Пушкин

  • Тем неимением как пишется
  • Тем не менее как пишется правильно
  • Телефон сказка корнея чуковского текст
  • Телефон сотовый как пишется правильно
  • Телешова крупеничка текст сказки