Телешова крупеничка текст сказки

Интересный тематический сценарий театрализованного представления с конкурсами сказки старой мельницы на день сельского хозяйства и перерабатывающий промышленности, но может быть

Сценарий театрализованного представленияИнтересный тематический сценарий театрализованного представления с конкурсами «Сказки старой мельницы» на День сельского хозяйства и перерабатывающий промышленности, но может быть использован во многих случаях. Например, сценарий юбилея мелькомбината, или хлебозавода.

Темы хлеба и муки, труда и производителей хлебной продукции используются на многих праздниках. Вам остается отредактировать материал под ваши условия и приступить к его реализации. Местом проведения может быть и ДК, фойе учреждения, или сцена. Реализовать сценарий игрового театрализованного представления «Сказки старой мельницы» не сложно. Материал не требует больших вложений и прост в постановке.

Сценарий театрализованного представления «Сказки старой мельницы»

Оформление — по сторонам зала находятся столы с хлебной продукцией. В момент соревнования идет дегустация продукции. В центре зала расположено изображение старой мельницы. Реквизит — 8 мешков с песком, 8 чашек с зерном, поднос, плотная повязка на глаза.

  • Музыка. Звук работающей мельницы. Появляется Мельник.
  • Он поет песню, например, такую: «Был мельник хорош и в труде, и в беседе…»

Вот она, доля горькая! Полюбил я ее, полюбил горячо, а она на меня смотрит так холодно. Не нравится ей, что я мельник. Ты, говорит, весь в муке, не лезь обниматься. Всю новую кофту измажешь! Опять-таки и руки у тебя в мозолях, и голова по-модному не стрижена. Танцевать начнешь — все ноги обтопчешь. Эх, утопиться, что ли, с горя?

  • Появляется черт.

ЧЕРТ: Вот это по-нашему! Иди сюда, давай выпьем, а потом я тебе покажу, как ловчее камень на шею приладить! Только подпиши сначала бумагу, что мельницу мне в полное владение отдаешь.

МЕЛЬНИК: Ты кто таков? По виду — чистый немец, а по повадкам — вроде русский человек.

ЧЕРТ: Да, уходит былая популярность. Неужели меня в народе уже полностью забыли? Сказок обо мне не рассказывают, фильмов больше не снимают. Ты приглядись получше. Черт я.

МЕЛЬНИК: Ну, и какого черта тебе здесь надобно?

ЧЕРТ: Тебе помочь хочу. Ты ведь выражал желание утопиться.

МЕЛЬНИК: Ты что, думаешь, что у меня самого на это ума не хватит? Без посторонних обойдусь.

ЧЕРТ: Кончай Ваньку валять. Ты что же, меня не боишься? Да ты от одного моего вида должен в пыли валяться.

МЕЛЬНИК: Почему это?

ЧЕРТ: Как что… так это, нечистая сила все-таки. Ибо сказано в Писании, мы, черти, так страшны, что человеческий глаз этого не в силах перенести.

МЕЛЬНИК: Опоздал ты лет этак на сто. Теперь по телевизору такие страхи показывают, что после них ни черта не боимся.

ЧЕРТ: Короче, топиться будем. Вот только бы мне мельницу в полное владение… подпиши, а, будь другом. Ну, на кой тебе она, если утопишься?

МЕЛЬНИК: А тебе она зачем?

ЧЕРТ: Не скажу!

МЕЛЬНИК: Не подпишу.

ЧЕРТ: Ладно, твоя взяла. Знаю я, что горе у тебя. Любимая девушка тебе изменила. А ведь могу сделать так, что она опять тебя полюбит. Хочешь?

МЕЛЬНИК: Хочу.

ЧЕРТ: Вот и договорились! Я тебе девицу, а ты мне — мельницу! Давай, подписывай. Да не чернилами, а кровью.

  • Достает большую иголку или шило.

МЕЛЬНИК: Подпишу, если буду уверен, что инструмент у тебя стерильный. Мне только СПИДа не хватало!

ЧЕРТ: Вот вечно вы привередничаете! Ладно, сгоняю на адскую кухню, продезинфицирую.

  • Черт уходит.
  • Мельник сидит пригорюнившись.

МЕЛЬНИК: Эх, надо бы с мельницей попрощаться. Ты прости меня, старая мельница, не стучи, колесо, не мелите, жернова. Последний день на тебя смотрю. И поила ты меня, и кормила, теперь отдаю тебя в чужие руки.

  • Появляется старая Мельничиха.

МЕЛЬНИЧИХА: Что, сынок, не весел, буйную голову повесил? Аль кредит отдавать нечем, аль налог не заплатил вовремя? Али конкуренты завелись?

МЕЛЬНИК: Шли бы вы домой, маманя! Только вас здесь не хватало! У меня жизнь решается! Не до работы мне!

МЕЛЬНИЧИХА: Как это не до работы? Да ты что, белены объелся? Да мельник был, есть и будет самый нужный человек на свете! Вставай, сынок, слышишь, большой жернов вхолостую работает.

МЕЛЬНИК: Маманя, я ведь мельницу-то продал!

МЕЛЬНИЧИХА: Кому, горе ты мое? Аспид несусветный, дубинушка стоеросовая!

МЕЛЬНИК: Черту, маманя!

МЕЛЬНИЧИХА: Кому?

МЕЛЬНИК: Черту. Он мне обещал за это мою девушку ко мне приворожить…

МЕЛЬНИЧИХА: Ох, горе, люди добрые! Да знаешь ли ты, что наша мельница — всем псковским мельницам мать! Жернова у нас не простые, а волшебные! Да если они остановятся, то все мукомольное дело в Пскове встанет. Не будет тогда ни хлеба, ни булочек, ни каши.

МЕЛЬНИК: Что же теперь делать, маманя?

МЕЛЬНИЧИХА: Сначала надо было с матерью посоветоваться, а потом с чертом договариваться. Ну да ладно, помогу я тебе. Ты ведь еще договора не подписал? Значит, есть время черта обмануть. Только одним нам не справиться. У народа надо помощи просить. Эй, мельники местные, помогите нам! Вспомните, как в старину мукомольное дело начинали, как дружно за дело взялись. Не отдайте черту нашу мельницу. Выходите, мукомолы-псковичи. За доброе дело постоять, себя показать. А если есть лихие головушки, что к нашему делу доброму хотят присоединиться — просим не стесняться.

  • Собираются команды.

МЕЛЬНИЧИХА: Ну вот, видишь, сынок, свет не без добрых людей. А теперь надо уговориться, как с чертом сладить. Мы его соревноваться с нами заставим. Уж я придумаю задания похитрее.

  • Появляется черт

ЧЕРТ: Ну вот, мельник, иголочку продезинфицировал, адским пламенем опалил. Давай договор подписывать.

МЕЛЬНИЧИХА: Погоди, аспид хвостатый. Тут наша городская Дума новый закон утвердила. Никому нельзя предприятие продавать, пока будущий владелец не докажет, что он сумеет правильно им руководить, все тонкости ремесла знает, да и себя не дураком, а справным хозяином покажет. Правду я говорю, люди добрые? Так что собирайся, хвостатый, не на страшный бой, а на серьезное состязание. Доказывай, что с псковскими мукомолами вровень встать можешь. Наши мельники — люди непростые. В техникумах учатся. Потому они — самые умные, самые хитрые, самые ловкие.

За каждое выигранное состязание — выдаем по баранке. Кто больше баранок наберет — тот мельницей и владеть будет.

ЧЕРТ: Объегорить хотите? Кого, меня, черта? Да я всех раскидаю.

МЕЛЬНИЧИХА: Значит, согласен.

ЧЕРТ: Кто же со мной соревноваться будет? Вы, что ли? Хороша парочка, баран да ярочка.

МЕЛЬНИЧИХА: Ан нет, не угадал, твое хвастовство.

Есть у нас родственники младшие, сначала с ними потягайся.

ЧЕРТ: Да ты что ж, меня за дурака последнего почитаешь? Наперегонки с зайцами я больше бегать не буду! И кобыл тягать тоже! Был тут уже умник один, Балда, чтоб ему… А мне и годочков было всего ничего, хоть бы совесть поимел. Изгалялся, хам, как хотел, над ребенком, да еще и денег за это огреб по заслугам…

МЕЛЬНИЧИХА: Нет, мы не такие садисты. Все проще — наши родственники — это мукомолы мелькомбината.

ЧЕРТ: И что же, так все и родственники?

МЕЛЬНИЧИХА: Все. Вот мой старший брат —

  • Представление участников команд

ЧЕРТ: Ну и как соревноваться будем?

МЕЛЬНИЧИХА: Может, посвистим, кто громче?

ЧЕРТ: Ну, нет. Было. Потребуешь, чтобы глаза завязал, а сама поленом по загривку. Не пойдет.

МЕЛЬНИЧИХА: Тогда давай так. Буду я вопросы задавать об истории хлеба да мукомольного дела. Кто быстрее и точнее ответит — того и верх будет.

ЧЕРТ: Согласен.

  • Музыка

МЕЛЬНИЧИХА: Внимание, внимание. Начинаем состязание. В черном углу — черт из болота, поглядишь — плюнуть охота, в остальных углах — мукомолы-псковичи, кулаки что кирпичи. А вот суды мудрые да справедливые. Хоть в больших чинах, да не спесивые.

Состязание открывается, первое испытание объявляется. Вопросы для команд:

Что было раньше — хлеб или каша? — (Каша).

Что раньше возделывали люди — пшеницу или рожь? — (Пшеницу).

Где был поставлен первый памятник пекарю? — (В Древнем Риме ок. 30 г. до н.э. Марку Вергилию Эврисаку и его жене Атисии).

Что такое «зеленая каша»? — (Ржаная.)

В «Сказке о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина Балда уговаривается с попом, чтобы за работу его кормили «вареной полбой». Что такое полба? — (Вид пшеницы — пленчатая пшеница, из нее нельзя выпекать хлеб, а только варить кашу).

В сказке Ершова о Коньке-горбунке Иван ловит Жар-птицу с помощью вина и белоярого пшена. Что такое белоярое пшено из сказки? — (Это кукуруза или иначе белоярая пшеница).

Какую кашу царь Петр 1 признавал самой спорой да вкусной? — (Яшную — из ячменной крупы или перловку).

О каком растении, из которого получается любимая русским народом каша, написана сказка Телешова «Крупеничка»? — (О гречихе). (Кормилица ты наша, радость сердца! Цвети, расцветай, молодейся, мудрее, кудрявей завивайся. Будь всем добрым людям на угоду).

Сколько граммов муки получается из одного размолотого зерна? — (20 миллиграмм).

Какой народ построил первую водяную мельницу? — (Древние римляне. Она просуществовала почти без изменений до наших дней).

Старинные загадки:

Вы можете здесь загадать многочисленные загадки о хлебе или каравае.

МЕЛЬНИЧИХА: Итак, посмотрим, кто выиграл первое состязание. Подсчитаем баранки.

МЕЛЬНИЧИХА: Что, съел хвостатый?

ЧЕРТ: Ладно же, вот я вас вдруг опять обыграю, то есть одолею… Тьфу, нечистая.

МЕЛЬНИЧИХА: Давай-давай! Не хвались, на рать едучи. А проверим мы теперь, можешь ли ты, сила нечистая, отличить, какое зерно тебе на мельницу привезли. Вот стоят плошки, а в них зерно. Пшеница, ячмень, овес, рожь да другие зерна. Сейчас будем определять, в какой плошке какое зерно находится, да не просто так, а на ощупь да на вкус. А глаза мы завяжем. От артелей пусть выйдет один человек, а черт и так один.

(На подносе выносятся несколько чашек с зерном. Команды подходят по очереди и определяют, где какое зерно лежит).

МЕЛЬНИЧИХА: И это состязание ты, черт, проиграл.

ЧЕРТ: Подумаешь, не разобрался. Вот если бы со мной силой померились, я бы вас всех в бараний рог согнул. Сила есть — ума не надо.

МЕЛЬНИЧИХА: Ничему ты, черт, так и не научился. С Балдой один раз силой мерился. Помнишь, как он тебя с кобылой нагрел?

ЧЕРТ: Зато теперь ученый. Никаких кобыл.

МЕЛЬНИЧИХА: Ну, без кобыл, так без кобыл… Вот здесь у меня мешки с мукой стоят. Надо их быстро все перетаскать. А чтобы задание простым не было, нести их будем не на плече, а между ног. Бери мешок да становись в рядок с мельниками.

  • Перетаскивание мешков

МЕЛЬНИЧИХА: Вот и опять ты, черт, опозорился. Какой из тебя мельник — ни ума, ни силы.

ЧЕРТ: Зато я талантливый. Песен много знаю. Я даже в конкурсе «Адская фабрика» первую премию взял. Когда я пою, то грешники в аду такие муки испытывают! Куца здешним певцам!

(Караоке на темы популярных песен — только 2 первые строки).

МЕЛЬНИЧИХА: И здесь тебе, хвостатый, ничего не обломилось.

ЧЕРТ: А я зато говорить красно умею. Любого разговором за пояс заткну.

МЕЛЬНИЧИХА: Да уж, за твоим языком не поспеешь босиком. Мелет день до вечера, а послушать нечего. Говорил бы что-нибудь дельное. Ну, вот, хотя бы девиз сегодняшнего праздника Мелькомбината. Знаешь его? — Шестьдесят лет на родной земле.

ЧЕРТ: Ну, скажу. Шестьдесят лет на родной земле. Ну и что?

МЕЛЬНИЧИХА: А теперь я попрошу повторить этот девиз участников наших артелей. Хорошо справились! А теперь я тебе, черт, в рот сушку засуну. Скажи-ка эти же слова теперь. Вот так и будем соревноваться. Кто больше сушек в рот наберет и у кого слова разборчивее будут.

  • Соревнование на произношение текста с помехой во рту

МЕЛЬНИЧИХА: И здесь у тебя, черт, дырка от бублика получилась. Так что не быть тебе хозяином мельницы. Снимай свою кандидатуру.

ЧЕРТ: Справились, да? С сиротой справились, с инвалидом адского труда первой степени. Ну, мельник, не видать тебе теперь своей любимой никогда. И правильно она тебя бросила.

МЕЛЬНИК: Маманя, я тут сидел, на соревнование смотрел и вот что решил. Поступлю я пожалуй в техникум, буду специалистом не хуже других. А то, что меня девушка бросила — я не волнуюсь. Мне тут другая приглянулась, она не такая видная, но очень уж симпатичная. Может посвататься, маманя?

(Выходит с девушкой)

МЕЛЬНИЧИХА: Девка приглядная. А пойдёшь в нашу семью? Много достатка не обещаю, а почет и уважение — беспременно. Скажи свои слова, девица.

ДЕВУШКА: Лучший парень наших дней,

Славный мельник, статный мельник,

Не болтлив он, не хвастлив,

Сразу видно — не бездельник.

Мелет мельник нашу рожь и пшеницу белую,

Я для мельника-дружка

Все, что хочешь, сделаю.

МЕЛЬНИЧИХА: Вот и ладно. Пойдёмте, гости дорогие, чайку с сушками попьем. А мельница пусть работает и никогда не останавливается.

  • Конец действия

Тематический сценарий игрового театрализованного представления «Сказки старой мельницы» впервые булл реализован на День сельского хозяйства и перерабатывающий промышленности в 1991 году. Редакция сайта Донковье, будет рада, если вам помог этот материал. Свое мнение и отзывы, вы всегда можете оставить на странице «Отзывы о сайте».

© ДОНКОВЬЕ: Праздничный сценарий

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях, чтобы получать свежие и нужные материалы для творчества и культработы.

  • Наша группа Вконтакте 
  • Наша группа Одноклассники  

Доклад   на
тему

«Использование
художественной литературы как средства развития связной речи у дошкольников»

                             
                            Обратите
свое сердце к книгам…

                                                           
 «Какое богатство мудрость и доброта

рассыпано
по книгам всех времен и народов!»

Л.Н.Толстой

Проблема приобщения детей
дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных,
так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой
получения  информации из общедоступных источников. В таком случае,
страдают, прежде всего, дети, теряя связь с семейным чтением. В связи с этим
перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров
воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И
здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным
образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы. По словам В.
А. Сухомлинского: «Чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий
воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

В работе с детьми особое значение
имеет обращение к разным по жанру произведениям, которые, наилучшим образом
открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств
и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение
ребенка, обогащает его эмоции, формирует связную речь.

Ценность чтения художественной
литературы в том, что с её помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный
контакт с ребенком. Обращение  к художественной литературе, как к
культурной ценности устного творчества, является определяющей позицией моей
работы с воспитанниками.

Цель: развитие
связной речи детей  при ознакомлении с художественной литературой.

Для достижения цели выделила
следующие задачи:

  • Сформировать интерес к
    художественной литературе.
  • Расширять и активизировать
    словарный запас детей.
  • Знакомить с основными
    жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.
  • Совершенствовать
    художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении
    стихотворений, в драматизациях.
  • Обращать внимание детей на
    изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и
    выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому
    слову.
  • Развивать творческие
    способности у детей.

Выстраивая систему работы по
развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

  • создание речевой развивающей
    среды;
  • работа с детьми; работа с
    родителями;
  • работа с социумом (детская
    библиотека, музей,  книжные магазины, конкурсы чтецов);
  • подобрала и систематизировала
    дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас,
    совершенствующие звуковую культуру речи, развивающие связную речь, память,
    мышление, воображение у дошкольников сделала копилку выразительных средств
    языка «Волшебный сундучок»;
  • приобрела
    наглядно-дидактические пособия «Рассказы по картинкам», портреты детских
    писателей, с помощью родителей оформила в группе библиотеку, в которой
    находятся разнообразные по жанру книги: авторские сказки, рассказы о
    детях, их поступках и переживаниях; произведения о взаимоотношениях в мире
    людей, животных; юмористические рассказы;
  • приобрела разные виды театров:
    пальчиковый, театр игрушки, театр на магнитах, би-ба-бо, плоскостной
    театр;
  • оформила пособие лэпбук
    «Волшебные сказки»;
  • приобрела кубики по сказкам,
    развивающие игры по сказкам: «Составь сказку», «Волшебные сказки» и др;
  • сделана подборка дисков для
    прослушивания сказок и литературных произведений.

При ознакомлении с художественной
литературой  использовала  следующие методы:

  • Чтение воспитателем
    книги или передача текста наизусть. Читающий, сохраняя язык автора,
    передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства
    слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по
    книге.
  • Рассказываниевоспитателя.
    Это относительно свободная передача текста. Рассказывание дает большие
    возможности для привлечения внимания детей.
  • Инсценирование.Этот
    метод можно  использовать  как средство вторичного ознакомления
    с художественным произведением.
  • Заучивание
    наизусть.
    Выбор способа передачи произведения
    зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Разработала перспективное
планирование по реализации поставленных задач.  Система работы по
ознакомлению с произведениями художественной литературы включает:

  • ежедневное чтение сказок,
    рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание детьми книг;
  • образовательную деятельность
    по сетке;
  • свободное общение воспитателя
    с детьми на основе художественной литературы.

Список художественных произведений
для старшего дошкольного возраста довольно объемен и разнообразен. Он включает
песенки и заклички, но интерес детей к ним уже не так ярко выражен, как в
предыдущем возрасте. Зато популярны считалки, скороговорки, загадки, волшебные
сказки. Поэтому  решила объединить произведения в блоки на основе жанровой
принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из
книг в течение месяца. Это выглядело так:

  • 1-я неделя:
    чтение народных и авторских сказок; драматизация небольших произведений
    или отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок
    (моноизданий, сборников);
  • 2–я неделя: чтение
    стихотворений (лирических, игровых, юмористических), рассматривание
    сборников стихов, чтение стихов в лицах;
  • 3-я неделя: чтение
    рассказов и повестей, рассматривание иллюстраций к отдельным
    произведениям, сборникам рассказов;
  • 4-я неделя: путешествие
    по страницам «толстой» книги.

При подборе книг для чтения в
течение недели, старалась знакомить детей с произведениями одного писателя,
например, со сказками А. Пушкина, рассказами М. Зощенко, стихами Д. Хармса.

Знакомя детей с художественной
литературой, использую следующие  приемы:

–  беседы по тексту,

–  придумывание однокоренных
слов;

–  использование
фразеологизмов и пословиц в речи детей;

–  пересказ сказки по ролям;

–  чтение народных сказок;

–  беседы на этические темы
«Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой?»;

–  игры-драматизации;

–  игры с геометрическими
фигурами «Составь фигуру» (например, Заяц, Лиса, Колобок);

–  игра со счётными палочками
«Изобрази героев сказки»;

–  беседы на тему «Всё в
природе взаимосвязано и всё находится в развитии»;

–  дидактические игры,
направленные развитие логического мышления «А если бы пропал  ветер?» или
«А если бы исчезла вода?», «Вред – польза» и др.

Подготовку к восприятию нового
произведения осуществляю непосредственно перед чтением или же накануне, при
этом использую самые разнообразные приемы:

  • В книжный уголок помещаю новую
    книгу. Дети самостоятельно рассматривают иллюстрации, пробуют определить
    жанр произведения (сказка, рассказ, стихотворение), о чем оно. В начале
    образовательной деятельности расспрашиваю детей об их предположениях,
    хвалю за наблюдательность, называю произведение.
  • Показываю предметы, о которых
    упоминается в произведении и которые дети не знают, называю их, объясняю
    назначение. Например, перед чтением сказки Н.Телешова «Крупеничка»
    предлагаю рассмотреть гречку (крупу и картинку с изображением этого
    растения).
  • Предлагаю, ориентируясь на
    название, высказать предположения относительно содержания книги. Например,
    сказка Б.Заходера «Серая звёздочка». Спрашиваю: — «Как думаете, про кого
    она? (Ответы детей). Сообщаю: — «А вообще-то эта сказка про жабу». Дети
    нахмурились и замахали руками. – Почему вы машете руками?

Непосредственно после чтения
беседую с детьми. Лучшему усвоению содержания способствовали следующие приемы:

  • вопросы воспитателя;
  • рассматривание иллюстраций к произведению;
  • демонстрация рисунков, на
    которых изображены герои произведения, различные эпизоды.  Например,
    предлагаю детям закрыть глаза и представить козлика из сказки П.Бажова
    «Серебряное копытце». Затем показываю рисунок. «Это не он,- говорят дети,
    — у сказочного козлика на правой передней ноге серебряное копытце, ножки
    тоненькие, головка легонькая, на рожках по пять веток». Ещё раз прошу
    детей закрыть глаза и меняю прежний рисунок на новый  (козлик с
    серебряным копытцем, из-под которого разлетаются драгоценные камни).
  • словесные зарисовки. Предлагаю
    детям вообразить себя художниками-иллюстраторами, придумать и рассказать,
    какие картинки к произведению они нарисовали бы. Выслушиваю высказывания
    детей, задаю уточняющие вопросы.
  • чтение отрывков из текста по
    просьбе детей.

Для того, чтобы дети лучше
почувствовали особенности жанра, языка произведения, предлагаю им:

  • рассказать о самом смешном
    (самом грустном, самом страшном и т.п.) эпизоде. Затем зачитываю
    соответствующие отрывки;
  • рассказать об одном из эпизодов
    (по выбору) подробнее. Потом зачитываю текст, а дети договаривают концовки
    предложений: «Марьюшка была хороша – красавица писаная, и от доброты …(краса
    ее прибавлялась
    ) из русской народной сказки  («Финист – Ясный
    сокол»). Или: «Крупеничка, красная девица, живи, цвети, молодейся…(добрым
    людям на радость)!
    А ты, гречка, выцветай, созревай, завивайся – будь
    ты …(всем людям на угоду)! Из сказки «Крупеничка» Н. Телешов.
  • драматизировать отрывки,
    наиболее интересные с точки зрения активизации словарного запаса или
    содержащие диалоги, которые дети с удовольствием воспроизводят и слушают.

Например, разговор Наташи с
домовёнком Кузей (по мотивам произведения «Домовёнок Кузька» Т.Александровой).
Дети,  исполняя роль Домовёнка, очень радуются, надев лохматый парик. Он
помогает им войти в роль.

Необходимость в беседе по
прочитанному произведению важна, так как любое произведение искусства
становится эстетическим объектом только тогда, когда оно осмыслено. Беседуя по
прочитанному произведению в процессе образовательной деятельности  и
задавая вопросы, требующие размышлений и доказательств, выслушав детей, мы
снова зачитывали отрывок из произведения. Очень важно, чтобы дети чаще слышали
текст, нежели  рассуждения о том, что и почему случилось – приключилось.

Значительное место в детском чтении
занимают рассказы детских писателей. Реалистические рассказы являются
одной из форм познания мира ребенком, расширения его жизненного опыта. Они
помогают ребенку вырабатывать то или иное отношение к явлениям окружающей жизни,
к поступкам людей. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка,
пересказывая их, ребенок упражняется в литературной речи, обогащается его
словарь образными словами и выражениями. Дети с удовольствием слушают рассказы
о природе. Писатели-природоведы знакомят детей с жизнью животного и
растительного мира, учат их тонкой наблюдательности, материалистическому
пониманию явлений природы, воспитывают гуманистическое отношение к живой
природе. Лаконичным и простым языком писатели показывают богатство и красоту природы.
Например, «пришла весна, потекла вода». Эти описания ребенок легко запоминает и
может использовать в своей речи. У каждого писателя-природоведа свой любимый
жанр, они по-разному говорят о природе. М. М Пришвин писал короткие рассказы –
заметки в дневнике; В. В. Бианки чаще всего создавал научные сказки на
фольклорной основе; Е. И. Чарушин создавал короткие реалистические рассказы, в
которых сообщаются бытовые сведения (как животные попадают в зоопарк, как в
неволе кормят малышей, как они играют, о чем «думают», что им снится).

Нужно учитывать, что в
«природоведческой» книге очень большое значение имеют иллюстрации. Поэтому,
чтобы обеспечить полноценное восприятие детьми текстов, необходимо подбирать
красочно оформленные издания с иллюстрациями большого формата. Прежде всего,
эти книги показывают, а потом читают. Через зрение у детей развивается особый
вид мышления – визуальное мышление.  Зрительные образы дают пищу мышлению
и воображению ребенка, дают темы для разговоров и создают потребность в речевой
деятельности. Важным приемом в ознакомлении с рассказом является выразительное
чтение. Поскольку маленький ребенок – не читатель в прямом смысле этого слова,
а только слушатель, выразительное чтение взрослым рассказа для малыша – первый
и важный шаг, от которого во многом зависит первое впечатление ребенка о
рассказе. Эмоциональные переживания напрямую связаны с теми мыслями и
впечатлениями, которые у него возникают в результате чтения. Объединяю чтение
рассказа с музыкой и поэзией, с показом иллюстраций.

Знакомя детей с жанром рассказа,
учу их замечать выразительно-изобразительные средства, какими автор
характеризует образ. Например, при чтении «Волчишко» Е.И.Чарушина
 задавался детям вопрос: «Какими словами писатель сказал о том, как плохо
было  Волчишке  в доме человека? («Стал жить – дрожать», «стал
тихонько жить»).          Большое
значение имеет чтение рассказов с моральным содержанием. Они учат
«вглядываться» в человека, видеть и понимать его, воспитывать
человечность.  Рассказы  Л .Н. Толстого,  В. В.
Сухомлинского,  В. А. Осеевой, К. Д. Ушинского приобщают ребенка к миру
нравственных отношений. Они очень поучительны. Писатели рассказывают детям о
них самих и ставят перед необходимостью решать жизненно важные нравственные
проблемы. Чтение обязательно сопровождаю беседой, где дети учатся оценивать
поступки персонажей, их мотивы. При правильной постановке вопроса у детей
возникает желание подражать нравственным поступкам героев. Интересно проходят
занятия по тематическому объединению двух и более произведений. Например, по
теме «дружба» хорошо сочетать рассказ Л. Н. Толстого «Два товарища» и В. А.
Осеевой «Синие листья». О вежливости и уважении – «Волшебное слово», «Просто
старушка», «Печенье» В. А. Осеевой.

Дети любят повторное чтение, и при
вторичной встрече с рассказом мы его инсценируем  (пересказываем по ролям,
от лица героев).  В книге «Воспитываем сказкой» предлагаются следующие
творческие задания: изменить конец рассказа, объединить два рассказа и
придумать продолжение, внести новую ситуацию, придумать похожий рассказ с
другим животным.

Огромной любовью пользуется 
сказка.  Она вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и
заставляет пережить вместе с героем его чувства. Сказка развивает воображение,
воспитывает эстетически и способствует усвоению языка. Сказка дает ребенку
первые уроки нравственности (формирует представление о добре и зле, о дружбе,
взаимопомощи, доброжелательности), вселяет веру в то, что правда восторжествует
над ложью, добро над злом. Изумителен по меткости и красоте язык народной
сказки, благодаря чему образы и картины рисуются словно живые. Один меткий
эпитет сказки создает картину, пейзаж: «чистое поле», «дремучий лес», «быстрая
реченька» и т.д.

Лаконичное описание языка в сказке
дополняется живой интонацией: «Приходи, куманек, приходи дорогой! Уж как я тебя
угощу!», «Василиса Премудрая такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать,
только в сказке сказать». Сказка дает своим героям меткие прозвища:
«лисичка-сестричка»,  «мышка-норушка». Слова-прозвища часто подкрепляются
и звукоподражанием: «Ку-ка-ре-ку!», «Ква-ква» и т.д. Многие сказки построены на
диалогах, где рисуется характер действующих лиц, их поступки. Через них дети
учатся разговорной речи. Развивается диалогическая, связная речь. Содержатся в
сказках правила общения людей друг с другом, правила вежливого обращения,
высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим: «Здравствуй, кумушка,
хлеб да соль», «Ты бы меня прежде накормила, напоила, в бане выпарила».

Тексты сказок расширяют словарный
запас детей, помогают сделать речь образной, колоритной. Сказка помогает
перенести слова из пассивного словаря в активный. К. Д. Ушинский писал: «У
ребенка запас слов не мал, но быстро отыскать в памяти нужное слово и
составляет активность речи».

Чтение русских народных
сказок  начинаю читать  с присказки: «Начинаются наши сказки,
заплетаются наши сказки. На море-океане, на острове Буяне…». Рассказывание
сказок завершаю одной из традиционных для русского фольклора концовок,
например: «Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают».
Или концовкой из сказки А.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым 
молодцам урок!».

Ребенку нравятся веселые и смешные
стихи, словесные  игры  они  помогают детям овладеть 
родным языком в совершенстве. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему
словами и выражениями, развивается фонематический слух, обостряется внимание к
грамматической лексической норме. В этом нам помогают перевертыши,
путаницы, прибаутки, докучные сказки, небылицы.

Небылицы – это здоровая пища для
детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе, веселье и радости.
Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить. Смешные,
неправильные слова в стихах не запутывают  ребенка,  а  служат,
 по  выражению  К. И. Чуковского  экзаменом умственных сил.
Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат творчеству,
будят мысль и фантазию. После прослушивания небылицы ребенок анализирует ее с
точки зрения достоверности фактов, старается восстановить порядок. Задание
требует внимания и сообразительности. Мы знакомим детей с фольклорными и
литературными небылицами.  Виртуозами  перевертышей  являются
 детские  поэты  К. И. Чуковский, С. Я. Маршак,  Б. В.
Заходер  и другие, которые помещены в сборнике Л.Е. Стрельцовой
 «Литература и фантазия». Дети не только любят слушать небылицы, но и сами
сочиняют их, делая к ним рисунки. Упражняя их в составлении небылиц, предлагаю
им в стихотворении найти ошибку:

Стала  льдом  вода
 и  грязь,
Снег покрыл дома,
Это значит началась
В городе осень.

Затем дети сами придумывают
небылицы на тему: «Чего не бывает в это время года?» Далее предлагаю более
сложный вариант. Придумываю предложение, отражающее реальное событие, а дети в
ответ предложение с нереальными событиями, или наоборот:

Ночью ярко светит луна.

Зимой в лесу все тропинки заросли
травой.

От составления предложений
переходим к составлению «странных рассказов».В качестве образца служат
произведения «Путаница» К.И.Чуковского, «Вот какой рассеянный» С.Я.Маршака,
фольклорные небылицы. В работе с небылицами помогают учебные пособия
Л.Б.Фесюковой «От трех до семи», О.А.Белобрыкиной «Речь и общение» и
О.С.Ушаковой «Знакомим дошкольников с литературой».

Важное место в моей работе отвожу
обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и
поговорок. К.Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством
развития образной речи. Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод
правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно.
Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.

Пословицы имеют форму совета,
предупреждения, воспитывают в людях благородство, честность, трудолюбие,
доброту и решительность, осуждает лень, лживость и другие людские пороки.
Подспорьем в работе с пословицами является пособие О. С. Ушаковой «Знакомим
дошкольников с литературой». Где отмечается, что пословицы и поговорки нельзя
искусственно «привязывать» к процессу речевого общения с детьми. Пословица и
поговорка должна сама вытекать из содержания художественного текста. Важным
условием их использования является уместность. Ребенок должен чувствовать, что
это именно те слова, с помощью которых можно наилучшим образом выразить свою
мысль. Разбору пословицы предшествую чтение художественного произведения,
подводя тем самым детей к осознанию ее смысла.

После того как у детей уже накоплен
запас пословиц, учу подбирать пословицу к соответствующей ситуации на картине,
к художественному образу, к произведению. Иногда иллюстрирую ту или иную 
пословицу  в рисунке, это помогает легче выразить её в слове. Затем учу
детей по пословицам составлять рассказы, сказки. Использование детьми пословиц
в речи придает ей особую яркость, меткость и образность.

При  знакомстве  с 
поэзией детей учу понимать, чувствовать и воссоздавать стихотворение.
Заучивание стихов развивает память ребенка, это несет огромный эмоциональный,
нравственный и эстетический заряд.

В. Г. Белинский писал: «Читайте
детям стихи, пусть ухо приучится к гармонии русского языка, сердце
преисполнится изящного, пусть поэзия действует на них так же, как музыка».
Стихи привлекают к себе детей миром звуков, ритма, мелодии. Лирические стихи
известных русских поэтов: А. С. Пушкина, Ф. И. Тютчева, А.  Плещеева, И.
З. Сурикова, И. П. Токмаковой,  Л. Квитко и других учат ребенка любить
природу, зовут ребенка в мир прекрасного, способствуют освоению норм
литературного языка. Восприятие поэзии, как известно, требует особого духовного
настроения. Когда жизненные впечатления ребенка совпадают с их настроением,
содержание побуждает в детях поэтическое вдохновение, вызывает особый интерес к
произведению.  Первое знакомство детей со стихотворением по возможности
организуется при восприятии явления, о котором в нем говорится. Природа –
лучшее место для знакомства с лирической поэзией. Ребенок становится не только
слушателем, но и созерцателем окружающего. Он сопоставляет видимое и слышимое,
что активно развивает его ассоциативное мышление, помогающее понять художественный
и эмоциональный строй поэзии. Стихи действуют на чувства ребенка, на его
эмоции.  Лирические стихи предназначены не для однократного чтения детям.
Моя задача – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Учить
детей ставить цель – запоминать. Стихи учат детей вслушиваться в слова и звуки
– развивается фонетический слух, это нужно для подготовки к чтению и письму,
это образец грамматической и лексической речи. При заучивании стихотворений
использую разные приемы:

  • образец выразительного чтения;
  • помощь в выборе нужной
    интонации;
  • умение регулировать силу
    голоса, темп речи; правильная артикуляция звуков, правильное произношение
    слов;
  • оценка чтения;
  • в конце занятия выразительное
    чтение педагога.

В  последствии  для
 лучшего запоминания текста, использую другие формы повторения:

  • досказывание  детьми
     рифмующего слова;
  • воспроизведение стихотворения
    по цепочке;
  • зарисовка с помощью
    мнемотаблиц;
  • чтение стихотворения по схеме.

Так в дидактической игре «Читаем
стихотворение», основная задача – к прослушанному стихотворению подобрать схему
с изображением настроения человека

«Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною-
В сени к нам летит …».

В процессе совместного с
детьми  чтения совершенствуется выразительное чтение, развивается литературный
интерес к поэзии на вечерах поэзии, конкурсах чтецов. При чтении стихотворений
создаю поэтическую атмосферу в группе на занятиях, праздниках, в повседневном
общении, на прогулке, на природе.

Каждое занятие по ознакомлению с
произведениями художественной литературы начинаю с повторения, чтобы дети не
забывали пройденный материал: «Сегодня я познакомлю вас с новым стихотворением
С.Я. Маршака. А какие его стихи и сказки вы уже знаете?».

Таким образом, знакомя
детей с художественной литературой, мы развиваем культуру речи детей, а главным
ее результатом —  умение  говорить  грамматически правильно,
точно и выразительно.

Прежде чем организовать работу с
родителями я провела анкетирование, которое показало, что 43% родителей не так
часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием.
Читают родители в основном сказки (50%), стихи (36%), классическую детскую
литературу (7%), энциклопедии (7%), а после прочитанного не обсуждают с детьми
содержание. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо:

  • Познакомить со значением
    художественной литературы в развитии дошкольника;
  • Научить правильно подбирать
    художественную литературу;
  • Порекомендовать как
    использовать художественную литературу в разных жизненных ситуациях.

Подготовила  и  провела
 с родителями  консультации:

  1. Роль книги в развитии ребёнка.
  2. Книжка в вашем доме.
  3. Как превратить чтение в удовольствие.
  4. Учим стихи – развиваем память.

Папки – передвижки:

  1. Воспитание будущего читателя.
  2. «10 правил для родителей»
  3. Стихи к Дню книги.
  4. Пословицы и загадки о книгах.

Для родителей проводим выставки
книг на определённые темы («Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что
прочитать о природе» и т. д.) Ежемесячно помещаем в родительский уголок список
литературы, рекомендованный программой к прочтению на данный месяц, текст
стихотворения для заучивания наизусть.

Предлагаем родителям выучить
стихотворение с ребёнком дома.

Приглашаем родителей на конкурс
детских стихов.

Традиционно в группе проводится
совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые
сказки из детства, обсуждают прочитанные произведения.

Таким образом,
взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у
детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной
литературой.

Для более эффективной работы с
детьми по данному направлению, организована работа с социумом.  С
 детьми   посещаем  городскую  детскую 
библиотеку, в ходе экскурсии библиотекари  рассказали  детям о
назначении библиотеки, способах её использования, о книгах, показали детям
спектакль, познакомили  с новинками книжной продукции. Некоторые
дети  с родителями посещают детскую библиотеку и имеют возможность взять
книгу домой.

В результате приобщения детей к
художественной литературе   анализ  мониторинга позволяет 
отметить положительную  динамику в развитии речи детей. Воспитанники с
желанием слушают произведения художественной литературы;  дети
  научились   определять жанр произведения; знают и
называют любимые сказки и рассказы; испытывают интерес к объемным
произведениям, которые читаются по главам; драматизируют небольшие произведения; 
эмоционально рассказывают стихи; знают  2-3 считалки; с удовольствием
загадывают и отгадывают загадки. Узнают по иллюстрациям и называют любимого
детского писателя.

  • Телефон сказка чуковского видео
  • Телеспектакль сказки старого арбата
  • Телефон автомат как пишется
  • Телепрограмма рассказ паустовского слушать
  • Телефон на английском языке как пишется