Тексты для самостоятельного чтения короткие рассказы

Текст: годлитературы.рфновые формы бытования литературы возродили интерес к короткому рассказу: текст в смартфоне на одну поездку, голос в наушниках на

Текст: ГодЛитературы.РФ

Новые формы бытования литературы возродили интерес к короткому рассказу: текст в смартфоне на одну поездку, голос в наушниках на одну пробежку… Портал ГодЛитературы.РФ решил помочь читателям «войти в контекст» и напомнить лучшие образцы этого трудного жанра. Мы попросили писателей, издателей, редакторов и литературных критиков назвать четыре коротких рассказа, когда-либо произведших на них сильное впечатление. Три – классические, вплоть до конца ХХ века, и один – непосредственно XXI века.

Участие в опросе приняли 19 экспертов. Всего в итоговый список вошли 74 рассказа. Лидером по количеству выдвинутых рассказов оказался Иван Бунин (было выдвинуто пять его рассказов), а вот два рассказа Антона Чехова – «Скучная история» и «Спать хочется» – выбрали сразу по двое экспертов.

Публикуем списки рассказов в алфавитном порядке с указанием экспертов, выбравших их. При этом мы не стали делить тексты на написанные изначально по-русски и переводные, ведь мировая литература едина, и литература русская – ее неотъемлемая часть.

Лучшие рассказы до XXI века

  1. Амброз Бирс «Один офицер, один солдат» (Александр Снегирев)
  2. Хорхе Луис Борхес «Роза Парацельса» (Михаил Визель)
  3. Исаак Бабель «Ги де Мопассан» (Михаил Визель)
  4. Исаак Бабель «Письмо» (Ольга Аминова)
  5. Василий Белов «Колоколена» (Дмитрий Шеваров)
  6. Иван Бунин «Господин из Сан-Франциско» (Сергей Самсонов)
  7. Иван Бунин «Красавица» (Андрей Василевский)
  8. Иван Бунин «Натали» (Максим Замшев)
  9. Иван Бунин «Ворон» (Арсений Замостьянов)
  10. Иван Бунин «Чистый понедельник» (Ольга Аминова)
  11. Кир Булычев «Корона профессора Козарина» (Шамиль Идиатуллин)
  12. Анатолий Гаврилов «В преддверии новой жизни» (Владислав Толстов)
  13. Александр Вельтман «Иоланда» (Максим Амелин)
  14. О. Генри «Дары волхвов», пер. Владимира Бобкова (Ася Петрова)
  15. Николай Гоголь «Старосветские помещики» (Евгений Водолазкин)
  16. Федор Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» (Арсений Замостьянов)
  17. Георгий Жжёнов «Саночки» (Василий Авченко)
  18. Юрий Казаков «Проклятый Север» (Василий Авченко)
  19. Юрий Казаков «Вон бежит собака» (Александр Снегирев)
  20. Юрий Казаков «Осень в дубовых лесах» (Дмитрий Шеваров)
  21. Раймонд Карвер «Что не танцуете», пер. Григория Дашевского (Александр Снегирев)
  22. Дэниел Киз «Цветы для Элджернона», пер. Светланы Васильевой (Шамиль Идиатуллин)
  23. Редьярд Киплинг «Мэ-э, паршивая овца…», пер. Марии Кан (Шамиль Идиатуллин)
  24. Юрий Коваль «Капитан Клюквин» (Дмитрий Шеваров)
  25. Хулио Кортасар «Письмо в Париж одной сеньорите» (Ольга Аминова)
  26. Сигизмунд Кржижановский «Сбежавшие пальцы» (Максим Амелин)
  27. Николай Лесков «Запечатлённый ангел» (Евгений Водолазкин)
  28. Джек Лондон «Кусок мяса» (Сергей Самсонов)
  29. Джек Лондон «Любовь к жизни» (Василий Авченко)
  30. Ги де Мопассан «Драгоценности» (Евгений Водолазкин)
  31. Владимир Набоков «Круг» (Михаил Эдельштейн)
  32. Владимир Набоков «Весна в Фиальте» (Вадим Левенталь)
  33. Николай Носов «Фантазёры» (Лев Данилкин)
  34. Константин Паустовский «Бриз» (Максим Замшев)
  35. Виктор Пелевин «Хрустальный мир» (Михаил Визель)
  36. Андрей Платонов «Возвращение» (Сергей Самсонов)
  37. Эдгар Аллан По «Низвержение в Мальстрём» (Вадим Левенталь)
  38. Валентин Распутин «Рудольфино» (Лев Данилкин)
  39. Александр Солженицын «Пасхальный крестный ход» (Андрей Немзер)
  40. Александр Солженицын «Абрикосовое варенье» (Андрей Василевский)
  41. Владимир Соллогуб «Метель» (Андрей Немзер)
  42. Владимир Сорокин «Геологи» (Лев Данилкин)
  43. Джером Дэвид Сэлинджер «Дорогой Эсме — с любовью и всяческой мерзостью», пер. Риты Райт-Ковалёвой (Ася Петрова)
  44. Джером Дэвид Сэлинджер «О эти губы и глаза зеленые» (Максим Замшев, Михаил Эдельштейн)
  45. Абрам Терц «Пхенц» (Владислав Толстов)
  46. Алексей Толстой «Гадюка» (Владислав Толстов)
  47. Иван Тургенев « Мой сосед Радилов» (Андрей Немзер)
  48. Эрнест Хемингуэй «Там, где чисто и светло», пер. Екатерины Романовой (Ася Петрова)
  49. Эрнест Хемингуэй «Снега Килиманджаро» (Александр Мелихов)
  50. Эрнест Хемингуэй «Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера» (Михаил Эдельштейн)
  51. Антон Чехов «Черный монах» (Александр Мелихов)
  52. Антон Чехов «Спать хочется» (Максим Амелин, Вадим Левенталь)
  53. Антон Чехов «Скучная история» (Александр Мелихов, Арсений Замостьянов)
  54. Василий Шукшин «Земляки» (Арсений Замостьянов)
  55. Василий Шукшин «Срезал» (Андрей Василевский)

XXI век

  1. Дмитрий Бакин «Нельзя остаться» (Сергей Самсонов)
  2. Сергей Болмат «Объект» (Лев Данилкин)
  3. Алексей Варламов «Ойоха» (Евгений Водолазкин)
  4. Марина Вишневецкая «Увидеть дерево» (Андрей Немзер)
  5. Мария Галина «В плавнях» (Шамиль Идиатуллин)
  6. Марианна Гончарова «Янкель, инклоц ин барабан» (Ася Петрова)
  7. Борис Екимов «Фетисыч» (Арсений Замостьянов)
  8. Борис Екимов «Ралли» (Дмитрий Шеваров)
  9. Олег Зоберн «Отмена посадки» (Александр Снегирев)
  10. Этгар Керет «Пони» (Михаил Визель)
  11. Павел Крусанов «Сотворение праха» (Максим Замшев)
  12. Павел Крусанов «Бессмертник» (Вадим Левенталь)
  13. Анна Матвеева «Девять девяностых» (Владислав Толстов)
  14. Павел Мейлахс «Вспышка» (Александр Мелихов)
  15. Захар Прилепин «Убийца и его маленький друг» (Василий Авченко)
  16. Дина Рубина «Посох деда Мороза» (Ольга Аминова)
  17. Ольга Славникова «Вещество» (Максим Амелин)
  18. Сергей Солоух «Метаморфозы» (Михаил Эдельштейн)
  19. Карина Шаинян «Что ты знаешь о любви» (Андрей Василевский)


СПИСОК ЭКСПЕРТОВ

  • Василий Авченко, писатель и журналист, лауреат общероссийской литературной премии «Дальний Восток» имени В. К. Арсеньева.
  • Максим Амелин, поэт, переводчик, лауреат премии «Поэт», главный редактор издательства «ОГИ».
  • Ольга Аминова, редактор, литературный агент.
  • Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир», поэт, лауреат премии Правительства РФ.
  • Михаил Визель, шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ, критик, писатель, переводчик.
  • Евгений Водолазкин, писатель, лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна», доктор филологических наук.
  • Лев Данилкин, писатель, критик, лауреат премии «Большая книга».
  • Арсений Замостьянов, писатель, литературовед, заместитель главного редактора журнала «Историк».
  • Максим Замшев, писатель, главный редактор «Литературной газеты»
  • Шамиль Идиатуллин, писатель, журналист, лауреат премии «Большая книга».
  • Вадим Левенталь, писатель, редактор серии «Книжная полка Вадима Левенталя» издательства «Городец».
  • Александр Мелихов, писатель, публицист.
  • Андрей Немзер, литературовед и литературный критик, кандидат филологических наук, профессор НИУ ВШЭ.
  • Ася Петрова, прозаик, лауреат премии «Книгуру», переводчик французской литературы.
  • Сергей Самсонов, писатель, лауреат премий «Дебют» и «Ясная Поляна».
  • Александр Снегирев, писатель, лауреат премии «Русский Букер», заместитель главного редактора журнала «Дружба народов».
  • Владислав Толстов, журналист, публицист, редактор, ответственный секретарь премии «Национальный бестселлер».
  • Дмитрий Шеваров, журналист, литературный критик, прозаик.
  • Михаил Эдельштейн, литературный критик и литературовед.

Советы библиотекаря: малышам — книги о милых зверятах, подросткам — фэнтези о спасении человечества.

По выходным сотрудники библиотек рассказывают читателям mos.ru о книгах, которые запросто смогут увлечь всю семью. Ирина Корсакова, главный библиотекарь в библиотеке № 63 имени И.С. Соколова-Микитова, выбрала шесть книг — среди них есть и добрые сказки, и нон-фикшен, и психологическая повесть.

Малышам

«Мышкин дом. Самми и Юлия» Карины Схапман

Современная голландская писательница и художница Карина Схапман создала целый мир из картонных коробок и папье-маше — огромный домик с множеством комнаток, чуланов и балконов. Она поселила там двух очаровательных вязаных мышат — Юлию и Самми, их семью и друзей, смастерила из цветных лоскутков им одежду, а также шторы и предметы интерьера.

Иллюстрации в «Мышкином доме» представляют собой фотографии, сделанные самой писательницей, — они, пожалуй, самое интересное в книге, хотя простые короткие истории об обитателях домика вам тоже понравятся. Мебель, посуда, вещи и множество других предметов, которыми пользуются мышата, — все это приводит малышей в восторг, они могут рассматривать картинки бесконечно.

Книга идеально подойдет для игры «Найди и покажи». Кроме того, вместе с малышом можно придумывать собственные рассказы по картинкам — для этого там достаточно деталей.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

Серия книг «Жили-были кролики» Женевьевы Юрье

Эта серия уже долгое время остается одной из самых популярных и любимых у наших читателей. Веселые проделки шустрых шаловливых крольчат (четырех братьев и сестренки), их игры и переживания близки и понятны малышам. Им никогда не бывает скучно: они то летают на воздушном шаре, то мчатся на санках по заснеженным горкам, то придумывают еще что-то интересное.

Добрые истории сочинила французская писательница Женевьева Юрье. Сначала она придумывала их для своих внуков, а потом, через какое-то время, решила поделиться ими с другими детьми. Ее книжки быстро стали очень популярными, они переведены на 28 языков. Чудесные иллюстрации, сделанные художником Лоиком Жуанниго, тоже не могут оставить читателей равнодушными.

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Ребятам постарше

Серия книг «Добрые истории о зверятах» Холли Вебб

Скажу по опыту: эта серия, созданная британской писательницей Холли Вебб, пробуждает у многих ребят любовь к чтению. Даже те дети, которые предпочитают книгам гаджеты, полностью погружаются в мир лисят, оленят, пони и других очаровательных животных. Начинать можно с любой книги, их сюжеты не связаны между собой. Но в каждой вы найдете трогательную историю дружбы.

Книги небольшие, прочитаете их быстро. А еще в них крупный шрифт, очень удобный для детей. Если понравится, возьмите и другие книги Холли Вебб, например произведения «Мейзи Хитчинс. Приключения девочки-детектива», «Котенок Милли, или С возвращением, леопард!», «Котенок Дымка, или Тайна домика на дереве». Каждая написана с огромной добротой и любовью.

Фото Ю. Иванко. Mos.ru

«Животные-космонавты. Первые покорители космоса» Дарьи Чудной

Все ребята слышали про собак Белку и Стрелку, но многие ли знают подробности их биографии? Автор и популяризатор космонавтики Дарья Чудная рассказывает, как выбирали животных, как проходили тренировки, как они жили после полета. Фактический материал о животных в космосе подается здесь в очень интересной и живой форме. Оторваться невозможно! Даже взрослый человек будет читать с огромным удовольствием и найдет для себя что-то такое, о чем он не знал раньше.

В книге много фотографий с тренировок героев, красочных рисунков, а еще — воспоминания ученых, дневниковые записи тех, кто работал с собаками, и многое другое.

Тренировки, щенки и ласка. Как жили Белка и Стрелка до и после полета

Подросткам

«Дарители» Екатерины Соболь

«Дарители» — это серия из пяти книг, которая обязательно придется по вкусу любителям фэнтези. Главному герою Генри 16 лет. Детство он провел в лесу с отцом, почти не общаясь с другими людьми. Однажды Генри узнает, что именно от его действий зависит судьба всей страны и, возможно, человечества. Задача перед ним стоит непростая: вернуть в мир давно утерянное волшебство. Сможет ли Генри принять правильные решения, найти друзей, понять и принять себя самого?

Взрослым эти книги могут показаться немного наивными, но зато многие подростки узнают в героях себя. Вместе с Генри они пройдут трудный, но захватывающий путь. Я считаю, что «Дарители» — отличные повести о ценности семьи, дружбы, самопожертвования. В библиотеке мы советуем этот цикл очень часто, а взамен получаем много положительных отзывов.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

«Просто жить!» Николая и Светланы Пономаревых

У 15-летнего Матвея рушится вся жизнь: неприятности в личной жизни, отсутствие взаимопонимания в семье и острая нехватка настоящих друзей. В голову мальчика закрадываются мысли одна отчаяннее другой. Но внезапно приходит помощь с совершенно неожиданной стороны — в лице учителя. Именно он показывает Матвею, что на все можно посмотреть под другим углом.

Эта книга о жизни и любви, о том, что каждый день — это чудо, а все потери обязательно восполняются новыми радостями, превращаясь в полезный опыт. Глубокая и добрая история заставляет задуматься над многими вещами. Ее авторы, супруги Николай и Светлана Пономаревы, — лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова, участники Международного фестиваля детской и юношеской литературы в Мюнхене.

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Чтение вслух. Оратор студент

Когда вы в последний раз читали с листа вслух?

Почему люди плохо читают вслух? Из-за чего так происходит? Почему кажется: «Сейчас, ах, как прочитаю!», а выходит сухое чтение? Об этом и поразмышляем. 

А когда в последний раз вы читали вслух?

В этой статье

  • почему люди плохо читают вслух,
  • как правильно читать вслух
  • практические упражнения
  • где этому обучают

Что такое чтение

Как пишет Википедия: Чтение — сложный когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста.

Почему люди плохо читают вслух.

Когда мы читали вслух? Наверное, еще в школе.

Причем, не в старших классах, а в начальных. Когда заставляли читать вслух.

Потом всем мы перешли на чтение «про себя». И в этом достигли хороших успехов.

Неудивительно, что ораторы (и не ораторы) с трибуны не могут хорошо и красочно прочитать вслух текст. Почему?

Потому что невостребованная функция, как говорят медики, она атрофируется. С чтением «вслух» происходит тоже самое.

Сейчас как прочитаю!

Оратору кажется:

— Сейчас как прочитаю! Я ведь читаю красиво и красочно. Прочитал сотни книг!

А что выходит в результате?

Монотонное чтение. Маловыразительное. Без желаемых переливов голоса.

Так?

Во всяком случае, так слышится со стороны.

Что делать, чтобы улучшить качество чтения вслух?

Обычно, ассоциируют оратора с таким образом. Оратор читает, звучит пламенная речь, жесты устремлены вперёд к публике, листики разлетаются с трибуны… А как на самом деле происходит?

Полезно осознать, что навык «чтения вслух» мы уже давно не развивали, а упражнялись в чтении «про себя». А это, хоть  и похожие, но разные навыки нашего мозга.

И начать читать вслух.

Можно читать разные тексты: и красочные тексты великих писателей, и «сухие» тексты энциклопедий.

Ведь многие тексты хорошо написаны. Они тщательно продуманы писателями. В них содержатся слова, мало используемые в быту, слова, которые полезны для развития словарного запаса.

Как оратор должен читать с листа перед публикой

Посмотрите это видео, где рассказывается о том, как оратор должен читать текст на публике. Впрочем, это касается не только оратора

В советские времена читать «по бумажке» было принято.

Вспомните, к примеру, речи Леонида Ильича Брежнева.

Как, обычно, происходит выступление оратора. Оратор занят текстом — публика занята своими делами.

Впрочем, бывает, современные ораторы которые читают речи очень хорошо.

А что, хорошие ораторы с листа не читают? – Читают! И еще как читают.

Вспомните Жванецкого, Альтова, и других эстрадных юмористов. Читают, и очень хорошо читают с листа.

Даже Барак Обама часто выступает, глядя в лист бумаги.

Но читает он так, что никто и не замечает чтения.

Вот, к примеру, одно из видео, где Барак Обама выступает, используя написанный текст. Но ведь это выглядит красиво. Почему? — Потому что он умеет читать.

Публичное чтение

Правильное публичное чтение.

Почему «правильное» — потому что есть правило: нужно смотреть в глаза тем людям, которым адресуется речь, не важно, написанная или нет.

Нужно читать вслух так, чтобы и публику видеть, и текст перед собой.

Публичное чтение (чтение перед аудиторией), действительно сложнее обычной речи, и требует особых навыков.

Почему сложнее? Потому что, как и при любом публичном выступлении, здесь важен зрительный контакт с аудиторией, а во время чтения с листа создать, а тем более, удержать этот контакт сложно.

И читать, и видеть тех, кому читаешь.

И не только видеть, но и чувствовать, насколько хорошо аудитория принимает и усваивает ваш материал.

Увидеть, почувствовать, поняли ли предыдущее слова мои дорогие слушатели.

Часто, очень часто, оратор не замечает, как быстро он перегружает восприятие слушателей.

Вспомним наши замечательные лекции в институте…

Так как же читать вслух с листа, не теряя зрительного контакта?

На что обратим внимание: паузы, зрительный контакт и скорость нашей речи. С какой скоростью вы, можете читать вслух? Предполагаю, что быстро, а нам нужно так, чтобы каждое ваше слово было воспринято аудиторией.

Важная техника: читайте во время паузы, а когда говорите – смотрите в зал. И так попеременно.

Нужно отрегулировать скорость речи, длительность пауз и фраз. Все это достигается упражнениями.

Рекомендуем посмотреть, как мы обучаем ораторскому искусству детей онлайн:

Упражнения

Как правильно читать вслух

Итак, подытожим всё выше написанное.

1. Не проблема

Ну кто же так читает? А где эмоции?

Если вы (или кто-то другой) плохо читаете вслух — это не проблема. Это — задача.  Нужно начать читать вслух, и этот навык быстро разовьется.

Причем, очень быстро. Только нужно начать это делать.

Чтобы научиться читать вслух (или научить другого), нужно читать любые тексты. Как правило, написанные тексты хорошо продуманны. В них присутствуют «новые» слова для нашего разговорного словарного запаса.

О том, как как увеличить словарный запас очень подробно написано здесь:

Как увеличить словарный запас

2. Что читать вслух

Можно читать сказки, читать истории, читать притчи.

Очень рекомендую читать именно притчи. Это — короткие рассказы. И нет желания читать быстро, чтобы дочитать до конца. Как правило, они очень хорошо написаны.

  • Рекомендую эти притчи
  • А это — целый сайт хороших притч

3. Как читать вслух

Желательно читать не спеша, медленно. Не более 100 слов в минуту. Лучше: 60. Еще лучше (хотя это трудно) — 40 слов в минуту.

Да. Именно. Сомневаетесь? И — правильно делаете. Ведь в Инете есть много рекомендаций где рекомендуют читать со скоростью «120 слов в минуту». Но я — тренер по ораторскому искусству, знаю, что рекомендую.
При обычной скорости чтения нет времени уделять внимание паузам, интонациям, жестам, мимике. При такой скорости, 120 и более, мозг успевает только читать.
А когда же запоминать слова?
При такой скорости (120 слов в минуту) можно читать, только глядя в текст. Но ведь смотреть нужно не в текст, а прямо, на слушателя или слушателей, или на себя в зеркале.

  • Об этом подробно написано в моей книге «Ошибки ораторов»: Как читать текст перед публикой.

4. Читая вслух медленно, вы сможете читать красиво

Прочитай вот это! ?

Сможете контролировать и свою речь и голос.

Старайтесь, чтобы фразы были разные: что-то громче, что-то тише, что-то быстрее, что-то размеренно, рас-стягивая звуки, что-то интонационно выше или ниже.
Читая медленно, можно успевать переключать эмоции, и — любоваться ими в зеркале.

5. Сначала потренируйтесь читать вслух сами себе

Без диктофона, но глядя на свое лицо в зеркале. Следите за тем, чтобы каждую фразу, которую вы произносите вы говорили глядя себе в глаза.

Ошибкой считается (в данном упражнении) произнесение слов, подымая глаза. когда вы начинаете говорить, но свои глаза еще не увидели. На публике будет тоже самое, только вместо своих глаз в зеркале вы увидите глаза публики.

  • Зачем смотреть в глаза публике во время выступления подробно написано здесь: Ошибка №1. Куда смотрит оратор?

6. Послушайте (посмотрите) как вы читаете вслух

Включите видеокамеру (сейчас она есть в любом смартфоне). Или веб-камеру на запись. Прослушивайте себя. Корректируйте свою речь.

Проверьте, есть ли мусорные звуки «э-ээ», «м-мм».

  • Если есть, то рекомендую прочитать: Мусор в словах, и как с этим бороться

Обратите внимание на то, чтобы голос не был монотонным, чтобы были интонации.

7. Учитесь на одном тексте

Более полезно перечитывать один и тот же текст, нежели постоянно читать новые страницы.

Так вы будете видеть свой результат.

8. Не переживайте, если вам не нравится ваш голос

Чтение вслух. Практические упражнения на тренинге по ораторскому искусству.

Это нормальная реакция нашего подсознания на услышанный голос.

90% учеников нашей Школы Ораторского Мастерства утверждают, что им нравятся голоса других учеников, но совершенно не нравится свой собственный.

Наверное вы знаете, что мы себя слышим «внутренним ухом» (это такое устройство в нашей ушной раковине), а других людей — «внешним ухом». И вдруг — мы и себя услышали «внешним ухом». Это совсем другой звук, другой голос. Вот подсознание и «возмущается»: «Это не я говорю! Это чужой человек!».

К своему голосу из динамиков нужно привыкнуть. Привыкание происходит быстро, хоть и не сразу. Как правило, после седьмого прослушивания ни у кого из моих учеников не происходит «неприятия» своего голоса.

9. То же самое можно сказать и о видео

Вы ведь видели выступления моих учеников, на моем канале Ютуб, например с рассказыванием притч. Так вот, с первого раза эти видео всем, кроме… самих участников. Самих участников приходится убеждать, что видео хорошее, что вот всем участникам тренинга оно нравится, что это одно из лучших выступлений группы… Но на лицах ораторов написано обратное: «Ужас какой!». Проходит время, и уже спустя несколько таких просмотров ораторы привыкают к своему видео-изображению со стороны.

В подтверждении моих слов, посмотрите это видео известного артиста кино, который рассказывает, как он сам не любил смотреть на себя со стороны:

Когда я впервые себя увидел на экране – волосы встали дыбом

10. Сделайте анализ своей речи

Поставьте себе новые задачи.

И… читайте, читайте, читайте вслух.

Где можно обучиться правильно читать вслух

Тренеры нашей Школы Ораторского Мастерства обучают взрослых и детей ораторскому искусству. В том числе и правильному чтению вслух. Это не дорогое, но эффективное практическое обучение. Можно попробовать только один урок.

  • Онлайн-обучение ораторскому искусству

Рекомендуем посмотреть, как мы обучаем ораторскому искусству взрослых онлайн

Уважаемый читатель! На сайте есть много других полезных статей.

С уважением, тренер риторики Болсунов Олег.

Читать далее: как развить словарный запас у ребёнка →

↑ Оглавление книги 

/ Чтение вслух / Как правильно читать вслух / Книги для чтения вслух / Чтение вслух это / Что нужно делать, чтобы правильно читать вслух /

Крупнейший в России проект по поддержке чтения «Живая классика» ежегодно проводит «Неделю «Живой классики» — серию мероприятий и событий в библиотеках и школах России.

«Неделя «Живой классики» — это способ рассказать о главном проекте – конкурсе юных чтецов, привлечь к программам фонда «Живая классика» новых участников, с помощью наработок и материалов помочь библиотекам в их работе по популяризации чтения и качественной литературы для подростков.

Организатор Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» в Пензенской области — Институт регионального развития Пензенской области, а региональный куратор — Елена Фирсова, директор центра гуманитарного образования.

Организаторы акции всегда готовят для участников «Недели «Живой классики» большое количество интересных и полезных материалов о чтении — их можно публиковать в соцсетях, устраивать онлайн и офлайн встречи с читателями в библиотеках, школах, организовывать совместные проекты с центрами дополнительного образования.

К сожалению, в этом году из-за эпидемиологической ситуации мы вынуждены провести «Неделю «Живой классики» в онлайн-формате.

Кураторы (классные, школьные, муниципальные) смогут предложить своим читателям зарегистрироваться в специальной форме для того, чтобы не пропустить интересные мероприятия и новые конкурсы от «Живой классики».

В этом году «Неделя «Живой классики» состоится в период с 6 по 12 декабря 2021 года.

Основная тема программы — юбилей «Живой классики» и его герои.

На всех площадках «Недели» важно показать читающих детей, ролики, в которых финалисты международного и всероссийского конкурсов читают отрывки из своих любимых произведений. Это яркие короткие видео, которые очень наглядно показывают, как прекрасны читающие дети и подростки!

Организаторы сделали интервью с финалистами — в них ребята рассказывают о том, что значит для них чтение и как они добились успеха в конкурсе. Эти видео очень мотивируют и к чтению, и к участию в творческом состязании. Данные материалы — замечательный повод рассказать о начале нового сезона и приглашение детей и взрослых к участию в конкурсе.

Кроме того, всегда в фокусе внимания фонда и конкурса — помощь с выбором той самой книги для каждого читателя: для участия в конкурсе или самостоятельного чтения. В этом году, чтобы помочь подросткам и взрослым, участникам конкурса и просто вашим читателям, выбрать свой круг чтения, открыть новые произведения и имена, подготовлены:

— вебинар о том, где искать качественную современную русскую детскую литературу, ориентироваться в ней. Кто сейчас пишет и издает короткую прозу — рассказы, короткие повести, пьесы, как найти их и на каких авторов стоит обратить особенное внимание. Подробный обзор литературы проведет PR-директор фонда «Живая классика», эксперт в области детской и подростковой современной литературы Мария Орлова.

— вебинар с современными авторами книг для подростков. Говорить о книгах прекрасно и с их создателями! С радостью организуем для вас вебинар с любимыми современными авторами наших чтецов: Ниной Дашевской, Асей Кравченко, Андреем Жвалевским и Евгенией Пастернак, Анастасией Строкиной, Асей Петровой, Анной Ремез, Ольгой Громовой. Все эти авторы — лауреаты литературных премий, яркие и самобытные писатели, с которыми интересно познакомиться и задать им свои вопросы. Вы также можете прислать нам свой запрос, с каким современным автором вы хотели бы провести встречу: мы проанализируем заявки и попробуем организовать встречи с самыми желанными вами авторами!

Кроме того, за этот год организаторы выпустили серию ток-шоу о классической литературе из школьной программы «Большие разборки». Сейчас в процессе подготовки 16 серий, где эксперты в разных областях знания обсуждают самые известные произведения школьной программы с точки зрения психологии, юриспруденции, истории, литературоведения. Получилось очень интересно! Будем рады, если этот проект станет поводом для дискуссии в ваших библиотеках или соцсетях, также это прекрасный вариант для сотрудничества с школами, с которыми вы работаете.

И, наконец, участникам «Недели «Живой классики» предлагается несколько ярких промо-роликов фонда: специальный ролик к юбилею Федора Михайловича Достоевского и ролики о проекте «Живая классика».

Для взрослой профессиональной аудитории могут быть доступны качественные и невероятно познавательные видеолекции с Международного педагогического форума «Живой классики» — о том, как цифровые технологии могут применяться на уроках литературы.

И, конечно, один из наших любимых проектов — курс актерского мастерства, который специально для фонда «Живая классика» мы записали совместно с театральным институтом имени Бориса Щукина.

Рассказать о конкурсе могут не только библиотекари, но и учителя русского языка и литературы или классные руководители на классном часе или перед уроком литературы. Если вам нужна помощь, презентация, другие материалы для организации мероприятия — обязательно напишите нам, мы во всем вам поможем.

Итак, определяйте формат участия вашей библиотеки – из предложенных вариантов или напишите нам ваши варианты, может быть, мы сможем помочь вам организовать «Неделю «Живой классики» в вашем оригинальном формате — и заполняйте заявку по ссылке. В ответ будут направлены все материалы, к каждому мы добавим сопровождающие релизы для публикаций и анонсов. Также будут направлены кураторам баннеры и шаблоны афиш и анонсов «Недели «Живой классики», которые вы можете использовать для анонсирования мероприятий.

Чтобы об акции узнало как можно больше людей — делитесь информацией и новостями в социальных сетях. Ставьте в постах хештег #НеделяЖивойКлассики2021 и призывайте принимать участие в мероприятии, отмечайте группу Фонда «Живая классика» в социальной сети «ВКонтакте».

Что почитать первокласснику: ТОП-5 книг для самостоятельного чтения

Первые книги для самостоятельного чтения должны быть с крупным шрифтом и картинками

istockphoto.com

Как привить ребенку любовь к чтению: разбираемся, как правильно выбрать первые книги для самостоятельного чтения деткам, которые только научились читать

Ваш ребенок наконец-то читает. Не просто составляет буквы в слоги, а слоги в слова. Именно читает, с пониманием и осмыслением прочитанного. К кому-то этот навык приходит легко и непринужденно. Для кого-то чтение – это совместная победа всей семьи с привлечением бабушек и дедушек. Как бы там ни было, сейчас перед родителями стоит важная задача: сделать из навыка приятную и полезную привычку. Мы составили рейтинг детских книг, которые точно понравятся вашему малышу, затронут его любопытство и помогут привить ему любовь к чтению.

Практика показывает, что стоять над ребенком с книгой в руках – это худший из способов помочь ему полюбить книги. «Три страницы, а потом мультики» превращают чтение в обязаловку, и делают из таинства познания нового скучный и нудный процесс. Заставить любить невозможно в принципе, и любить чтение в том числе. Куда лучше работает подложенная невзначай любопытная книжка, которую мама начала читать и отложила на самом интересном месте. Если книга подобрана правильно, природное любопытство возьмет верх и подтолкнет малыша открыть заветные страницы.

Тексты для самостоятельного чтения короткие рассказы

Выбирайте яркие и красочные книги небольшого формата / istockphoto.com

Поэтому, выбирая первую книгу для самостоятельного чтения, придерживайтесь нескольких простых правил:

  • книга должна соответствовать возрасту ребенка, рекомендации на форзаце любого издания написаны не зря
  • книга должна быть интересной конкретно для вашего малыша: если он любит ракеты, пусть это будет книга о космических приключениях, а не о домашних животных
  • книга должна быть небольшого формата, чтобы ребенку было удобно ее держать в руках: а4 и больше для уютного чтения на диване не подходит
  • в книге должны быть картинки, пусть не на каждой странице, но на каждом развороте: большие полотна цельного текста пугают ребенка и отбивают желание даже начать чтение
  • в книге не должно быть больших абзацев, выбирайте такие, где повествование структурировано по 2-3 предложения на абзац – опять-таки, чтобы не было эффекта сплошного текста
  • размер шрифта должен быть крупным: во-первых, это удобно ребенку для чтения, во-вторых – меньше текста на одной странице
  • повествования должны быть короткими (максимум на 3-4 страницы), если это отдельные рассказы, либо должна быть разбивка на небольшие главы

«Милый дом Чи» («Чі. Життя однєї киці»). Конами Каната

Тексты для самостоятельного чтения короткие рассказы

Для первого чтения малышу отлично подходят комиксы / istockphoto.com

Если в детстве вы листали комиксы, то вспомните, что это прекрасная книга для первого чтения. Вся история представлена в виде сюжетных картинок с небольшими подписями – репликами героев. Минимум текста и максимум визуализации – такие книги отлично подходят для того, чтобы поощрить ребенка к чтению без лишнего напряжения. «Милый дом Чи» – это добрая и трогательная история жизни одного котенка, который потерялся и хочет вернуться к маме. В процессе своих злоключений он находит новое пристанище и прекрасных хозяев, но по-прежнему не оставляет надежду попасть в родной дом. Из недостатков: книга довольно объемная, поэтому детки часто пролистывают страницы, особо их не рассматривая, из-за чего теряют сюжетную линию. Из достоинств – у истории Чи есть продолжение, целых 12 томов. Три из них уже адаптированы к нашему читателю.

«Читаємо по черзі» и «Читальня». Издательство «Ранок»

Замечательные серии книг для «запуска» самостоятельного чтения у дошкольников. В серии «Читаємо по черзі» небольшие забавные истории о диких и домашних животных, тайнах природы и приключениях детворы написаны с выделением отдельных слов. Основной текст читает родитель, а выделенные слова нужно прочесть ребенку. В серии несколько уровней – чем выше уровень, тем больше в книге выделенного текста, и соответственно, тем больше читает малыш. Серия «Читальня» — следующий этап, где детки всю книгу читают самостоятельно. Одна книга – одна простая, часто смешная или легко-поучительная история. Здесь также есть уровни: на самом простом уровне книга написана очень крупным шрифтом, всего по 3-4 предложения на странице. Чем выше уровень, тем больше текста предлагается прочесть ребенку. Очень веселые и интересные истории «Геній на 5 секунд», «Хто з’їв мою піжаму», «Драконе, киш», «Електромобіль Сашко». Есть истории в стихах, так что каждый из родителей найдет подходящую историю для своего ребенка.

«Рексик. Велика книга пригод». Ева Барская, Марек Глоговски, Анна Сойка

Тексты для самостоятельного чтения короткие рассказы

Истории должны быть написаны простым, понятным ребенку языком / istockphoto.com

Это яркая и красочная книга, которая сможет надолго увлечь вашего малыша. Во-первых, в ней целых 270 страниц. Во-вторых, на каждой странице есть милые и забавные иллюстрации. В-третьих, все истории небольшие и по силам для прочтения ребенком за раз. В четвертых, они связаны общими персонажами, а значит, на завтра маленький читатель будет хотеть продолжения. В историях про деревенского пса Рексика авторы соблюли все правила хорошей первой книги для самостоятельного чтения. Сами истории написаны простым и понятным для ребенка языком, и кроме того, они веселые, легкие, часто с неожиданным поворотом событий.

«Шустирик и Тишка» («Мануель і Діді»). Ервин Мозер

Незамысловатые и простые истории приключений двух симпатичных мышат, которые должны понравиться каждому ребенку. Сами герои озорные, милые и непосредственные, очень близкие детям по духу и настроению. Они часто попадают в обычные ситуации, из которых умудряются сделать необычные приключения. Истории смешные и короткие, на каждой странице есть иллюстрация, нарисованная самим автором книги. А внизу на страничках есть рисованные истории про разных насекомых, которые интересно рассматривать сами по себе, отдельно от текста. У книги есть вторая часть с теми же персонажами. А если ребенку понравится стиль изложения автора, можно купить один из его сборников сказок – «Фантастичні історії на добраніч»,  «Чудові історії на добраніч» или «Веселі історії на добраніч». Только не берите все сборники сразу, потому что многие сказки в них повторяются.

«Капосна книжка Малого Вовчика». Иан Вайброу

Тексты для самостоятельного чтения короткие рассказы

Многие дети очень привязываются к персонажам и любят книги с продолжением / istockphoto.com

Интересная книга с большим «заделом на будущее» для тех деток, которые привязываются к персонажу во время чтения. На нашем книжном рынке историй про Маленького Волчонка целых шесть, и ни одна из них не хуже, чем предыдущая. Завязка событий очень похожа на знаменитый мультфильм о Капитошке: Маленький Волчонок никак не хочет быть похожим на настоящего, злого и коварного волка. Волчонка отправляют в Школу Негодяев, и там начинаются настоящие приключения. Для самостоятельного чтения книга подойдет деткам младшего школьного возраста (8-10 лет). Несмотря на легкий слог, в тексте встречаются незнакомые детям слова и понятия, которые нужно объяснять. Также обратите внимание, что картинки в книгах есть не на каждой странице, они черно-белые, хотя и довольно смешные.

Вам также будет интересно почитать:

Самые интересные книги про принцев и принцесс для детей и подростков

2 апреля День детской книги: Лучшие украинские издательства для детей

Телеканал ПЛЮСПЛЮС представил для детей развивающие серии книг

  • Текст сказки сивка бурка читать для детей
  • Текст сказки савельева в три микроба
  • Текст сказки про змея горыныча
  • Текст сказки о царе салтане читать с начала до конца
  • Текст сказки крылатый мохнатый да масляный обр карнауховой