Текст сказки жихарка русской народной сказки

Я очень люблю читать русские народные сказки. есть у меня и любимая сказка это царевна-лягушка. больше всего в этой
  • Я очень люблю читать русские народные сказки. Есть у меня и любимая сказка – это «Царевна-лягушка». Больше всего в этой сказке мне нравится Иван-Царевич. Правда, в первой половине сказки он вызывает скорее не симпатию, а жалость. Из-за его необычной жены Иван становится предметом насмешек старших братьев и их жён. Очень тяжелы для него приказы царя, ведь они почти невыполнимы.
    Однако уже в начале сказки мы понимаем, что Иван – герой положительный и способен на многое. Он не обижает свою жену, несмотря на её необычный облик. И очень переживает из-за того, что хочет угодить своему отцу, который был царём.
    Особое восхищение Иван-Царевич вызывает во второй половине сказки, когда он отправляется на поиски жены. Здесь он предстаёт перед читателем как настойчивый, целеустремленный, сочувствующий чужой беде юноша, готовый вынести любые испытания, лишь бы вернуть свою возлюбленную. Несмотря на усталость и сильный голод, Иван не стал убивать ни медведя, ни селезня, ни зайца, ни щуку. И доброта его была справедливо вознаграждена – в нужный момент все они пришли ему на выручку, помогли справиться с Кощеем Бессмертным.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс» читают:
    Сочинение на тему «Мой любимый герой»
    Сочинение на тему «Мой любимый литературный герой»
    Поделиться:

  • Я очень люблю читать русские народные сказки, а особенно мне нравятся те из них, в которых среди прочих персонажей есть Баба Яга. Она хоть и всегда страшновато выглядит, но есть у неё свой ни с чем несравнимый колорит. Часто её называют «Костяной ногой».
    Бабу Ягу во всех сказках обычно изображают с длинным носом крючком и лохматыми седыми волосами. На ней длинная юбка, старый фартук, а голова Бабы Яги повязана платком. Жилище коварной Яги располагается в чаще дремучего леса, все свои «злостные» дела она творит в избушке на курьих ножках. Баба Яга передвигается по воздуху в своей деревянной ступе, помогая себе метлой. Избушка у бабки живая, она умеет поворачиваться кругом и даже бегать по лесу на своих курьих лапах.
    В основном у читателей складывается мнение об этом персонаже как о злой старушке, но на самом деле она такая не всегда. В некоторых сказках эта героиня действительно злая, она постоянно норовит отправить в печь какого-нибудь сказочного персонажа. К примеру, с такой недоброй Бабой Ягой мы познакомились в сказке «Гуси-Лебеди».
    Но иногда Яга, наоборот, помогает другим. Например, в сказке про молодильные яблоки эта героиня спасает Ивана-царевича от погони. Она топит баню, кормит уставшего Андрея-стрелка в известной сказке «Пойди туда, не знаю куда». А подарок от Яги в виде волшебной лягушки даже помогает Андрею перебраться через огненную реку.
    Некоторые сказки знакомят нас с дочерью Бабы Яги – это Василиса Прекрасная или Марья-кудесница. Дочь Яги всегда очень красивая. А вот откуда взялась сама Баба-Яга – это настоящая загадка. Хоть и вид у этой героини всегда немного отпугивающий, но без неё трудно представить народные сказки. Поэтому она – мой самый любимый герой русской народной сказки!
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс» читают:
    Сочинение на тему «Мой любимый писатель»

  • Наверное, каждому в детстве родители читали сказки. Мы засыпали под них, мы учились читать с помощью сказок. Эти волшебные истории так завораживают, что нет человека, который не любил бы их. В своей жизни я прочитал очень много сказок, среди них и волшебные, и о животных, и многие другие. Но объединяет их одно – в каждой сказке есть свой урок, своя мораль. Больше всего мне нравятся волшебные сказки, а именно “Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке”, которую я прочитал, когда был еще совсем маленьким.
    Самый любимый мой персонаж в этой сказке – это Иван-царевич, самый младший и любимый сын царя Выслава Андроновича. Вот почему он мне нравится. Для начала, Иван-царевич – самый ответственный среди своих братьев: он единственный, кто старается выполнить просьбы отца и единственный, кто не заснул при охоте на жар-птицу. К тому же Иван-царевич очень хитрый, ведь все добытые им для царей трофеи остались при нем. Отличается он и искренностью, а также отважной смелостью, ради любви он рисковал своей жизнью. Есть у Ивана-царевича, конечно, и минусы. Например, это желание все делать по-своему. Он не послушался предостережений волка и именно из-за этого у него возникли проблемы.
    История этого персонажа показывает нам, что нужно жить по совести, никогда не бояться рисковать всем ради любви и уметь работать в команде, ведь без волка Иван-царевич ничего бы не смог.
    Несмотря на то, что сказка – это выдумка, она учит нас многим жизненным урокам, поэтому читать сказки полезно в любом возрасте.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс» читают:
    Сочинение «Моё любимое время года – осень»
    Сочинение на тему «Зачем я изучаю русский язык», 5 класс
    Сочинение на тему «Моё любимое животное», 5 класс

  • Хочу вам рассказать про моего любимого героя сказок – Ивана-царевича. Очень часто его можно встретить на страницах книжек и следить за его увлекательными приключениями в волшебных историях.
    Я думаю, что этот персонаж включает в себя большинство самых лучших черт характера. Он благородный и добрый, всегда готов прийти на помощь нуждающимся людям, смело вступает в борьбу со злом. Иван-царевич всегда поступает справедливо и не требует вознаграждений за свои поступки, именно поэтому, в конце любых приключений, его всегда ждет хорошее вознаграждение. Мне кажется, что такие истории учат тому, что на злые поступки всегда отвечают злом, а вот добро вознаграждается намного больше.
    Как и любой человек, Иван-царевич имеет и не очень хорошие качества. Иногда он начинает сомневаться в своих силах, но другие герои, которые окружают его, помогают Ивану поверить в себя. И тогда царевич продолжает свой путь.
    Еще мне очень нравится его мужественный и твердый характер. Иван-царевич очень хорошо понимает как общаться с людьми и животными, где можно попросить, а кому нужно приказать.
    Со страниц сказок Иван-царевич дает нам урок, что многих результатов в жизни приходиться упорно и смело добиваться, показывая не только свое трудолюбие и упорство, но и используя смекалку и хитрость. Особенно это помогает ему в борьбе со злыми героями. А еще он показывает, что всегда и во всем нужно поступать справедливо.
    Для меня образ Ивана-царевича очень похож на образы современных и модных супер-героев. Я считаю, что каждый ребенок, прочитав сказку об Иване-царевиче, задумывается о том, что добрые дела всегда ценятся больше.

    Карлсон

    Любимая книга моего детства – “Малыш и Карлсон, который живет на крыше”. Эта очень добрая история, которая мне особенно полюбилась благодаря одному из главных героев – Карлсону.
    Карлсон – довольно смешной маленький человечек с рыжими волосами, упитанным тельцем и пропеллером на спине. У него на животе есть большая красная кнопка, и если на нее нажать – заведется моторчик, пропеллер весело зажужжит и поднимет Карлсона в воздух. Но просто так моторчик работать не будет – Карлсону обязательно нужно подкрепиться чем-то сладким. Когда дело касается еды, он бывает довольно вредным – например, когда Малыш попросил его не трогать варенье, Карлсон назвал его противным и притворился самым больным человеком на свете.

  • Мой любимый герой русской народной сказки – Иван-Царевич. Этот персонаж бывает как положительным, так и отрицательным. Его можно встретить в сказках: «Иван-царевич и серый волк», «Иван-царевич и Белый Полянин», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Морской Царь и Василиса Премудрая», «Сказка о молодильных яблоках и живой воде», «Иван-царевич и Марфа-царевна».
    Во многих сказках он показан как положительный герой, борющийся со злом и помогающий обиженным или слабым. Нередко в начале сказки Иван-Царевич беден, его преследуют враги и он ничего не подозревает о своём царском происхождении. В подобных сказках Иван-Царевич совершает героические поступки и, в конце концов, он находит своих царственных родителей, получает царство и трон. Но даже если он изначально был царевичем, то в конце сказки за его добрые заслуги ему достаётся своеобразная награда в виде чужого полцарства, королевской дочери, волшебного или дорогого коня, ценных предметов или волшебных умений.
    В некоторых сказках Иван-Царевич предстаёт перед читателем как отрицательный персонаж, который противопоставляется другим царевичам, но чаще персонажам простого происхождения, к примеру, Ивану-рыбацкому сыну. Такой Иван-царевич является злым и коварным персонажем, он всячески пытается погубить положительных героев и отнять у них заслуженные награды. Но в конце он получает по заслугам, его не убивают, но он оказывается посрамлён и наказан.
    Без Ивана-Царевича трудно представить многие известные народные сказки. Он всегда молод и прекрасен, может подружиться со всеми, даже с животными, которые в благодарность помогают ему.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки» читают:
    Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс
    Сочинение на тему «Мой любимый писатель»
    Сочинение на тему «Моя любимая сказка»

  • Мой самый любимый герой русской народной сказки – обычный кот из сказки «Кот и Лиса». Когда кота выгнали из дома и он начал жить в лесу, мне было его очень жалко и казалось, что ему было очень страшно и неуютно остаться без дома и в полном одиночестве. Но кот не растерялся. Он нашёл в лесу заброшенную избушку, питался мышами и птичками и очень весело проводил время, потому что он не тосковал о доме. И когда он встретился с лисой, он снова не растерялся. Он мог бы рассказать ей, какой он бедный и несчастный, как ему одиноко жить в заброшенном доме в лесу. Но вместо этого он представился воеводой из сибирских лесов, сделал вид, что он теперь в лесу самый главный, поэтому лисица сразу стала его уважать. Потом она вышла за него замуж. Так бездомный кот обрел дом и семью, потому что он проявил решительность и уверенность в себе.
    Также мне очень нравится ситуация, когда кот напугал медведя и волка. Он ведь не собирался никого обманывать и, скорее всего, он и сам испугался бы таких опасных зверей, если бы увидел перед собой. Но его уверенность в себе и гордость лисицы за своего мужа сыграли ему на руку: медведь и волк заранее его боялись и поэтому решили не показываться ему на глаза. Кот урчал от жадности или от голода, а им от испуга послышалось, что он говорит: «Мало! Мало!». Поэтому медведь и предположил, что если кот не наестся – он накинется на них. А волку стало интересно посмотреть на такого ненасытного зверя, и он стал потихоньку выбираться из-под листвы. Кот не видел, кто там шуршит, но коты прирожденные охотники, поэтому он бросился в сторону непонятного шума. А потом, когда он увидел, что это волк, он испугался и прыгнул на дерево. Но куда ему было деваться? Он испугался и хотел спастись, а получилось, что напугал двух опасных хищников и заслужил их уважение.
    Конечно, если быть до конца честными, надо признать, что кот – врунишка и на самом деле он никакой не воевода и не имеет власти над другими животными леса. Но я думаю, что именно этот герой является примером поговорки «Смелость города берет». Потому что его смелость, хитрость и находчивость помогли ему устроиться в жизни, обрести дом, семью и уважение окружающих.
    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый герой русской народной сказки», 5 класс» читают:
    Сочинение на тему «Моё любимое животное», 5 класс
    Сочинение на тему «Моё хобби»
    Сочинение на тему «Моя любимая книга», 5 класс

  • Вариант 1

    Моя любимая сказочная героиня – это хитрая лиса. Как же так, вы скажете, ведь она всех обманывает? Но ведь своими хитростями лиса учит других быть умнее. И еще Патрикеевна может наказать тех, кто ее обижает.
    Лиса любит жить припеваючи. В сказке «Кот и Лиса» рыжая хитрунья сделала своего мужа, кота, воеводой в лесу. И они зажили в довольстве. Всего-то порассказала лиса волкам и медведям, что муж ее страшный и грозный. Они и испугались сразу. Ну не глупцы ли?
    И разве волки и медведи были такими уж хорошими? В самом начале сказки они хотели отобрать у лисы утку. А лиса сама ее поймала и несла домой, чтобы кормить мужа.
    Лиса – самая умная в русских сказках. Ведь только ей удалось съесть хвастливого Колобка. Больше этого не удалось никому. В другой сказке она обманула деда, притворилась мертвой и сбросила с его воза всю рыбу. А когда волк хотел отобрать рыбу, послала его ловить рыбу в проруби хвостом.
    Не всегда лиса в сказках – хорошая. Она и чужое берет, и зайку выгнала из его домика.
    Но за плохие поступки Патрикеевна всегда получает по заслугам. Ей приходится уносить ноги. А вообще лиса в русских сказках – смешная и забавная. О ее хитростях читать очень весело. Поэтому она мне нравится.
    Вариант 3
    Мой любимый герой русской народной сказки – это Андрей-стрелок. О нем можно прочесть в сказке «Пойди туда, не знаю куда». Это храбрый и отчаянный воин.
    Злой царь хотел отобрать у него жену и послал Андрея «принести то, не знаю, что». Царь надеялся, что Андрей не сможет задачу выполнить. Но не тут-то было.
    Андрей не похож на супермена. Он обычный солдат. Но только добрый и ничего не боится. Поэтому ему помогают все, даже злая Баба-Яга. И мне он за это нравится.
    Стрелок преодолевает все преграды. Сначала он привозит царю злого кота Баюна. Того самого, который по дубу «по цепи кругом» ходит. С этим диким котом, кроме Андрея, и справиться-то не может никто. Но царю все мало.
    А потом Андрей встречает «то, не знаю, что». Это оказывается сват Наум, невидимка. И он тоже станет другом Андрею, полюбит его за добрую душу. Ведь Андрей даже невидимку хотел накормить. «Корки мне горелой никто не давал, а ты меня за стол посадил» – сказал сват Наум стрелку и предложил дружить.
    Невидимка оказался волшебником и помог Андрею победить злого царя. Стрелок вернул себе жену. И сказка кончилась хорошо. Так что надо быть таким же добрым душой, как Андрей. И у тебя тогда будет много друзей, они спасут в беде и всегда помогут.

  • Театральная
    постановка по мотивам русской народной сказки « Жихарка»

                                                               1
    сцена

    Занавес закрыт. На переднем
    плане стоит изба. Из-за занавеса под музыку вбегают скоморохи

    1
    Скоморох:
    Здравствуйте, гости дорогие, Малые и большие! 
                            Почтенные и молодые, Мы рады гостям, как добрым вестям!

    2
    Скоморох:
    Посмотрите, чудеса! Публика к нам вновь пришла.

                     
          Значит, праздник настаёт, сказка в гости всех зовёт!

                           
    Что ж пора нам начинать и вам сказку показать!

    1
    Скоморох:
    На полянке на лесной, стоял домик небольшой

                           
    В этом доме небольшом, жили Котик с Воробьем

    2
    Скоморох:
    Этакие молодцы, ковали они с утра и до зари

        
                      У них удары точные, куют железо прочное.

                              
    Скоморохи убегают в раскрываемый занавес

    Открывается
    занавес. Кот и Воробей куют саблю, колесо, подкову затем опускают в ведро с
    водой 

    Воробей:
    Ох, Котофеич! Посмотри, сколько мы с тобой добра наковали.

    Кот: Ну вот, теперь мы молодцы!
    Можно и на ярмарку ехать!

    Выбегают
    Скоморохи

    1 Скоморох: Девочка маленькая с ними жила

                           По дому
    помогала, хозяйство вела

    2 Скоморох: Девченка – хохотушка, Жихарка –
    вертушка

                          
    Рукодельница, да затейница.

                           Кашу варила
    – кузнецов кормила

                  Скоморохи убегают в
    зрительские двери

    (Из – за кулис
    появляется заяц, за ним на палке, как на коне скачет Жихарка. Заяц прыгает от
    нее по кругу)

    Жихарка: Эй, зайка, зайка,
    стой, давай поиграем
    ! (Заяц убегает за дверь. Жихарка
    ему вслед кричит)
    . Ну, куда же ты, я еще с тобой не поиграла! (Слезает с палки,
    проходит в избу).
     

    Кот:  Жихарка, опять
    озорничаешь, зайчат гоняешь.  Лучше в избе прибери, да обед приготовь, на
    стол накрой, а мы с Воробьем на ярмарку поедем…

    Воробей: Привезем тебе
    леденец… Вку-уу-усный, да валенки новые.

    Кот: Только смотри, не
    шали, да двери никому не открывай!

    Жихарка: Хорошо, не
    волнуйтесь мои милые. Поезжайте, да товар продавайте.

    Кот и Воробей:  (Кот и Воробей
    берут тележку и проходят по кругу в зрительские двери). Жихарка машет
    платочком.

    Кот:( поют
    частушки)
    Как на рынок мы ходили, репу продавали!

    Воробей: Как мы нашей
    Жихарке! Валеночки взяли

    Кот и Воробей: Ай, лю-ли,
    ай, лю-ли!

                              
    Ты дорожка не пыли-и! 

    Звучит музыка
    выбегают козлята к домику (играют, бодаются) Их замечает Жихарка

    Жихарка: Ой, козлятушки!
    Здравствуйте, ребятушки!

    Козлята: Жихарка, выходи к
    нам поплясать, свои ножки поразмять.

    Жихарка: Я бы вышла
    поплясать, дверь нельзя мне открывать.

                     У
    окошка посижу, на козлят я погляжу!

                                     
    Танец козлят

    Жихарка: Котофей накакзывал.
    Надо кашу сварить, да стол успеть накрыть

     (Льет воду
    ковшом из ведра в чугунок, мешает большой ложкой, будто варит кашу.

    Ай,
    тату, ай, тату – варю кашу я круту

    (берет
    кувшин) Молочка  подолью, Котю с Воробьем я накормлю

    Жихарка
    подходит к столу и начинает раскладывать ложки

    Эту
    ложечку простую, Воробью положу

    Эту
    ложечку простую, другу Коте предложу

    А
    вот эту расписную, позолоченную никому не отдам. Сама  ей буду кушать

    (Жихарка
    садится за стол, берет бересту)

    Жихарка:
    А пока я посижу, бусы с бересты сплету. Друзей с ярмарки
    подожду.        Занавес закрывается

           
                                     2сцена

    На
    первом плане оформлена картина ярмарки. Возле окна оформлена зона для гуляния.  Под
    музыку выбегают Скоморохи

    1
    Скоморох:
    Внимание, внимание! Народное гуляние!

                          
    Торопись, честной народ, Всех вас ярмарка зовет!

    2 Скоморох: Тары-бары растобары, есть хорошие товары.
                           Не товар, а сущий клад,
    разбирайте нарасхват.

    1
    Скоморох:
    Эй, не стойте у дверей, Заходите
    к нам скорей!

                           Народ собирается — Наша ярмарка открывается!

    Звучит
    музыка. Заходят медведь, цыган, кот, воробей, торговцы. Проходят круг и все
    встают на свои места, а медведь, цыган и 2 скомороха в зону гуляния

    1 торговец: Подходите,
    подходите яблочки румяные, сочные берите! 

                        
    Выходят покупатели        
                          Вот морковка, вот лучок, помидорчик, кабачок,
                          А картошка – хлеб второй, это знаем мы с тобой.

         Катя: Ну,
    раз так, вот тебе пятак!

        
    Степа отдает деньги

    2
    торговец: Подходи, гляди: матрешки… Раскошелишься
    немножко?

                        
    Все они лицом румяны, все
    в нарядных сарафанах

                        
    Покупай поскорей, и полтинник не жалей!

    Полина:
         
    За румяную матрешку, вот даю тебе я трешку

    Захар
    отдает деньги

    3
    торговец:     
    Тары-бары-растабары,
    продаются самовары!

                            
    Посидеть за самоваром, рады все наверняка.

                            
    Ярким солнечным пожаром, у него горят бока!

    Захар: За хороший товар, и серебра не жалко. (подает мешочек с серебром и
    забирает маленький самоварчик)

    Воробей: Подходите, подходите, колесо
    приобретите.

    Степа: Сколько за товар хотите?

    Воробей: За полтиник,  заберите.

    Степа: Что продаете?

    Кот: Подкова железная, в хозяйстве
    полезная.

    Степа: Сколько хотите?

    Кот: За рубль отдам

    Покупатели
    забирают ковку и с Котом и Воробьем  идут к торговцам.

    4 торговец:  Леденец на палочке – петушок из сахара!
                            Леденец на палочке – он
    сюрприз для всякого!( Кот берет)

    Кот: Вот держи
    монетку, порадуем Жихарку -детку

    5 торговец: Гуляйте,
    милые, чего уж там!

                         Валенки новые,
    почти не ношены…
                         Эх, ради
    праздника! И так отдам! (Воробей берет)

    Воробей: Благодарствую за такой подарок!

    Кот,
    Воробей, покупатели идут в зону гуляния. Медведь с Цыганом играют в шахматы,
    Скоморохи сидят на лавочке играют на балалайке и на дудочке. Затем медведь
    начинает танцевать, а Цыган стоя на одном колено хлопает. Цыган дрессирует
    Медведя. Все хлопают.

                                        Танец
    « Ярмарка»

    Все
    убегают в зрительские двери

    1
    Скоморох:
    Как же долго мы гуляли

                           
    Мы уже совсем устали

    2
    Скоморох:
    До
    Свидание пока! Удалая ярмарка! (Убегают)

    Занавес
    закрывается, за печку заходит воспитатель с палочкой

                                       
     3 сцена

    Занавес
    открывается

     Жихарка
    сидит и делает бусы. Звучит музыка, входит Лиса из зрительских дверей и
    приговаривает:

    Лиса: Я лисичка, я сестричка. Я хожу совсем не слышно.

              Нет ни мышки, нет ни птички. Нет нигде
    зайчонка

              Прогуляюсь я в деревню и стащу девченку

    Идет к домику и стучит.

    Лиса: Ух,  какая я
    голодная! Вот кем я сегодня пообедаю! 
    (Жалобно). Эй, девочка,
    угости меня ложечкой каши.

    Жихарка: Уходи, Лиса, мне
    Кот и Воробей наказывали, чтоб дверь не открывала и никого не пускала.

    Лиса:  А ты через
    окошечко, немножечко 
    (Жихарка заходит в дом и открывает окошко)

    Жихарка: (стукает ей
    ложкой в лоб)
     Нет! Не дам!

    Лиса: (Лиса
    отскакивает, слышит песню Кота и
    Воробья,

     Все равно я тобой пообедаю! (убегает
    в зрительскиедвери, а 
    Жихарка грозит Лисе
    ложкой)

    Входят Кот и Воробей

    Кот: Жихарка, встречай скорей. Пришли Кот и Воробей!

    Жихарка: А я кашу варила. 
    Ко мне Лиса хитрющая приходила. Каши хотела, дверь открыть просила. А я ей
    дверь не открыла – в избу не пустила.

    Воробей:  Молодец,  Жихарка!

    Кот: А мы тебе подарки принесли, как обещали.

    Воробей:  Леденец медовый, да валенки новые.

    Жихарка: Спасибо, мои друзья. Кашу –то я сварила, а на самовар дров не
    хватило.

    Кот: Я сейчас во двор пойду, да дровишек наколю

    (Кот рубит, а Жихарка с Воробьем собирают дрова несут и
    кидают в печку. Она начинает дымить. Жихарка берет самовар с печки и ставит на
    стол. Все садятся и пьют чай)

    Воробей: Мы чайку сейчас попьем, да и в лес с тобой пойдем!

    Кот: Я березу подеру, соберу нам бересту

              Мы корзинки наплетем, и на ярмарку свезем.

    Воробей: А я на кедр залечу, много шишек наберу.

    Кот: А ты Жихарка оставайся дома, за хозяйством следи, двери никому не
    отпирай.

    Кот и Воробей:  Ваня- Ваня —
    простота, купил лошадь без хвоста!

                                 Сел
     задом наперед и поехал в огород!

                              
    Ай, лю-ли, ай, лю-ли!
    Ты дорожка не пыли-и! 

     (Жихарка машет им рукой,
    берет веник и начинает подметать)

    Звучит музыка, входит Лиса из зрительских дверей,
    подходит к избушке и стучит

    Лиса: Жихарка!

    Жихарка: Я же дверь забыла запереть! (бежит и прячется за печку)

    Лиса: (Входит в
    избушку)
    все равно я сегодня пообедаю! (Начинает
    приговаривать)

     – Эта ложка простая – Котина, эта
    ложечка простая – Воробушкина, а эта –Жихаркина. Она у нее непростая — ручка
    точеная, золоченая, заберу ее себе!

    Жихарка: ( Кричит из-за
    печки)
    . Не трогай лиса мою ложечку!

    Лиса: Ага! (подходит
    к печке и достает Жихарку из-за печки,
    )

               Вылезай дружочек мой, я
    полакомлюсь тобой

               Будет блюдо не простое, будет у
    меня жаркое!

    Звучит музыка из зрительских
    дверей выбегают березки и образовывают лес. Жихарка роняет свою ложку посреди
    зала. )

    Занавес закрывается и меняется на
    сцену дома лисы)

    Жихарка: Несет меня лиса, за
    темные леса.

                       За быстрые реки, за
    высокие горы

                       Кот и Воробей спасите
    меня! (бегают мимо берез и убегают)

    Входят
    Кот и Воробей, находят ложку.

    Воробей: Видно беда случилась, Жихаркина ложка обронилась.

    Кот: Видимо Лиса приходила, Жихарку к себе домой утащила.

    Воробей: Бежим Жихарку спасать, из беды выручать! (убегают в зрит. Двери
    так же через березы)

                                          
     4 сцена « Дом Лисы»

    Занавес
    открывается. Лиса закидывает дрова в печку

    Жихарка:  Лиса, а что ты делаешь?

    Лиса: Я печку топлю!

    Жихарка: Лисонька, отпусти
    меня домой, а то Кот и Воробей вернуться, а меня нет. Расстроятся.

    Лиса: Да не буду я
    тебя кушать!

    Жихарка: Правда? А что же ты
    меня к себе притащила?

    Лиса: Скучно мне,
    поиграть не с кем.

    Жихарка: А во что играть
    будем?

    Лиса: В калачики –
    куличики!

    Жихарка: А это как?

    Лиса: А это в печку
    надо залезть.  Садись на лопату. 
    (Пихает ее в печь, а Жихарка – ручки
    – ножки растопырила, не пролазит в печь).

    Не получается,
    покажи мне!

    Лиса: (Раздражённо). Смотри,
    показываю.

    Лиса не садясь на лопату, сразу пролазиет
    в печь, а жихарка закрывает заслонку

    Жихарка:  Ой, все Лиса, мне
    домой надо! Потом доиграем!

    Лиса: (Из печки) Ай, куличики!
    Ай, калачики! Ай, куличики! Ай, калачики!!!!  
    (показывается
    из-за печки Лиса вся в золе перепачканная, лохматая)

    Лиса: (Бежит за ней). Стой! Все равно
    поймаю!  Ловите ее, ловите!

    Бегают по залу. Выбегают Кот и
    Воробей с ружьем. Жихарка прячется за Воробья. Лиса останавливается

    Кот: А ну лиса, убирайся
    по добру по здорову!

    Воробей: Улепётывай,
    пока шкура цела 
    (целится в нее из ружья). Да в нашем
    лесу больше не попадайся!

    Лиса: Все, все,
    все! Ухожу.
    (Лиса убегает в зрит. двери).

    1 Скоморох: С тех пор стали они
    жить счастливо!  А лиса больше свой нос и не показывала.

    2 Скоморох: Тут и сказочке
    конец! А кто слушал – молодец.

                             Все артисты
    выходят на поклон.

    Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89. 

    УКМ «Перспектива»

    Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

    1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.

    Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».

    2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.

    Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.

    Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».

    Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.

    3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?

    Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 

    Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.

    В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.

    4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.

    Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.

    Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.

    Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.

    5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.

    Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.

    Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.

    6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.

    Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»

    Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.

    Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.

    Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.

    Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.

    7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?

    Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.

    Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.

    Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.

    8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:

    Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.

    Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.

    9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?

    Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».

    10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.

    Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса

    Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.

    Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.

    Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.

    Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.

    11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?

    Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.

    Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.

    12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?

    Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.

    А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.

    Поэтому лису называют хитрой, но не умной.

    13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.

    Описание лисы для энциклопедии.

    Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.

    Описание лисы для сборника сказок.

    Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

    14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?

    Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.

    15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.

    Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»

    Обновлено: 23.06.2021 11:44:46

    Сказки излюбленный «литературный тренд» всех детей без исключения. Со сказкой связано тепло солнечных дней детства, вера в чудеса и необыкновенные приключения. Через сказки входит в жизнь ребенка представления о жизни, о добре, зле и нравственных основах. Сказка учит, предостерегает и просто развлекает ребенка. Сказки делятся на два основных лагеря, в зависимости от их авторства. Они могут быть народными и литературными. Они имеют определённые различия и некоторое сходство, об этом и будет рассказано в статье.

    Отличие народной сказки от литературной

    Отличие народной сказки от литературной

    Фото: theculturetrip.com/europe/russia/articles/russian-fairy-tales-every-russian-knows/

    Базовое различие видно из самого наименования, — народная сказка стала плодом фольклорного творчества народа и передавалась из уст в уста на протяжении многих лет, даже столетий, позднее большинство из них было записано. Народная сказка представляет собой древнейший литературный «слепок» с этноса, который передает представление далеких предков о природе окружающих их вещей и отношений. В этих сказках заложены основные принципы сосуществования людей в условиях борьбы за выживаемость рода, и всей общности. Народные сказки четко выставляют грани добра и зла, несут в себе национальные черты, характер верований и бытовые элементы присущие народу.

    Литературная же сказка имеет автора, возникли они значительно позже, как следствие развития литературы. Лишь во второй половине XVIII века в европейской литературе появляются авторские обработки народного сказочного фольклора, и только в XIX веке традиционно сказочные сюжеты начинают использовать писатели. Можно напомнить классиков этого жанра, таких признанных мастеров как Ганс Христиан Андерсон или братья Гримм. Постепенно фольклорные элементы сказки в литературной обработке перестают следовать строгой сюжетной линии и используются автором для передачи метафорических идей, более свойственных в изложении притчи, но с художественным оттенком

    В народной сказке рассказчик обязан придерживаться сюжета, выстроенного по традиционной схеме. Эта схема позволяла не растерять направление повествования и сохранить его смысл при неоднократном пересказе одного человека другому из поколения в поколение.

    Сказки, написанные автором составлены как бы из сегментов или пазлов фольклорных элементов сказки народной, но соединённых в свободном варианте изложения, в зависимости от замысла автора. Придерживаться традиционной схемы в литературной сказке автору не важно, он просто стремиться облечь свой замысел в сказочную атрибутику. Однако если у автора был замысел подражать манере повествование народного фольклора эта схема может быть им соблюдена.

    Литературная сказка несет отпечаток авторства. В ней неизбежно более четко описываются детали, — внешность и характер героев, места происходящих событий и сами события описаны более подробно. Отношение автора к каждому из героев сказки легко угадывается при чтении.

    Народная сказка несет в себе отражение целого пласта культуры всего этноса. Понятия более масштабные и на фоне этих понятий детали и фрагменты более размыты и незаметны. Если рассказчик был более речист он мог «подкрасить» повествование без ущерба для его смысла, а если более консервативен, он мог рассказать ее детям пользуясь памятью и традицией, и она не теряла своего заданного смысла. В этом плане, в литературной сказке, эксперименты с вариациями могут привести к созданию «Буратино» из «Пиноккио», с потерей, как мы знаем первоначального изложения и возникновением нового.

    Основная особенность народной сказки — это её устный пересказ, который возводит ее в ранг народного фольклора, на одну ступень с песнями, поговорками и пословицами. Этим самым фиксируя весь смысл излагаемой сути, но допуская вариативность повествования для рассказчика. Народные сказки в зависимости от повествования классифицируются как волшебные, былины, житейские, сатирические, отдельное место занимают сказки о животных. Последние исследователи относят к связям с древними языческими обрядами

    Литературная сказка является жанром художественной литературы, со сложной системой метафор переложенных на атрибуты сказки, с вкраплением древних языческих поверий и волшебства, но полностью подчинённые идеи автора при формировании сюжета, выборе героев и характеристик этих персонажей. Единожды записанная и изданная она остается неизменной, если конечно не будет экранизирована. Тогда полет творчества продолжиться, в чем все могут убедиться при просмотре современных экранизаций сказок, в которых от первоисточника порой остается только название.

    Появившись в глубокой древности народные сказки несли задачу передачи следующему поколению базовых норм морали свойственных этносу, элементы верований, представление людей о добре и зле и окружающем мире. Разные народы, по-разному рассматривали эти вопросы и имели разные культурные традиции, все эти элементы легко отследить, читая народную сказку.

    Появившись намного позже, чем народные литературные сказки прежде всего передавали идеи самого автора. Конечно он также ретранслировал видение вопросов исходя из той социальной среды в которой жил, но его видение имело более узкую направленность и не охватывала глобально всю ментальность этноса. Зато многие моменты прорисовывались автором четче, глубже и что немаловажно для восприятия ребенком художественней и ярче.

    Вот такой вот пространный экскурс в мир сказки.

    Статья составлена на основании книг: С.Б. Рассадин, Б.М. Сарнов «Рассказы о литературе» 1977 г., А.И. Ефимов «История русского литературного языка» 1961 г. и педагогической практики сотрудников ЧУ Детский дом «Солнышко» РК domsolnyshko.kz/o-nas/o-detskom-dome/

    Оцените статью

     

    Всего голосов: 0, рейтинг: 0

    Интегрированное занятие (для средней группы, 4-5
    лет):

    Открытое занятие по ознакомлению детей с
    художественной литературой с решением задач
    гендерного воспитания (гендерной социализации) и
    ознакомления детей с русской народной культурой.

    Тема: Русская народная сказка “Жихарка”.

    Задачи.

    1. Учить эмоционально воспринимать сказки,
      понимать их содержание.
    2. Учить представлять образы персонажей, понимать
      их характер
    3. Обогащение речи новыми эпитетами
    4. Подвести к пониманию жанровых особенностей
      сказки
    5. Находить особенности героя сказки характерные
      его полу, подчёркивать сильные стороны мужской
      гендерной роли.
    6. Закрепление и расширение знаний о русском
      крестьянском быте

    Материалы к занятию:

    • куклы-персонажи для театрализации сказки
      “Жихарка”;

    img1

    • иллюстрации к сказке (перед занятием
      вывешиваются на доске)

    img2 1

    • предметы русского крестьянского быта.
    • Издание «Аппликация: Жихарка (+ детали)»
      Автор разработки — кандидат педагогических наук
      Ирина Лыкова. Издательство “Карапуз”, 2007.

    Ход занятия

    Воспитатель: Сегодня я расскажу вам русскую
    народную сказку “Жихарка”.

    Жихарка – это имя маленького мальчика. Да вот и
    он сам (воспитатель показывает куклу-мальчика)…

    Когда в далёкие времена начинали детям
    рассказывать сказки, очень часто сказка
    начиналась присказкой. Вот и я начну
    рассказывать именно с такой присказки, а вы
    внимательно слушайте:

    Ни в каком далёком царстве, тридевятом
    государстве,
    Дело было на Руси, стариков о том спроси…
    Жили-были в избушке у опушки
    Кот, Петух да маленький человечек – Жихарка.

    (Воспитатель рассказывает сказку с элементами
    театрализации)

    Беседа после прочтения сказки:

    Воспитатель предлагает взглянуть на
    вывешенные на доске иллюстрации к сказке и
    ответить на вопрос: Понравилась сказка? Что же в
    ней было сказочного, что не бывает в обычной
    жизни? (Дети отвечают)

    Воспитатель (резюмируя и подчёркивая
    важную мысль): Да, в сказках всё может случиться,
    потому что сказка – это история, которая не может
    произойти в жизни, в ней есть выдумка, фантазия,
    волшебство.

    Воспитатель: А, Жихарка, вам
    понравился? Чем?

    Можно ли о нём сказать “Мал, да удал”? а как ещё
    его можно похвалить?

    Дети: Сообразительный, находчивый, смелый,
    ловкий, удалец, молодец и т.п.

    Воспитатель: Ребята, а как жили Жихарка, кот и
    петух?

    Дети: Дружно.

    Воспитатель: Да, правильно. Кот и петух куда
    уходили?

    Дети: На охоту.

    Воспитатель: А Жикарка что делал? (Дети
    отвечают)

    Воспитатель: Каким словом в сказке об этом
    говорится?

    Жикарка домовничал.

    Воспитатель: Как вы считаете,
    хозяйственность, домовитость – это мужские
    качества? (Ответы детей)

    Воспитатель: Когда в доме есть
    мужчина-хозяин, т и в доме всё благополучно. Об
    этом говорится в русских пословицах:

    Всякий дом хозяином славится.
    Без хозяина дом плачет.

    Для того чтобы наши мальчики могли вырасти и
    стать хорошими хозяевами в своих домах, надо
    приучаться к труду с детства. Мне бы хотелось,
    чтобы вы были такими же хозяйственными,
    серьёзными и ответственными в работе, в
    исполнении тех поручений, которые я даю вам в
    детском саду как Жихарка.

    Какие ещё мужские качества вы заметили у
    Жихарки?

    Дети: он не трусливый (смелый), не плакса и т.д.

    Воспитатель: А почему Жихарка клал Петуху и
    Коту обычные ложки, а себе – ложку точённую,
    ручку золочённую ? (Дети отвечают)

    img3

    Воспитатель (резюмирует ответы детей,
    подчёркивает главную мысль): Потому что этим в
    сказке подчёркивается, что Жикарка в доме хозяин,
    за это ему любовь и почёт. Об этом и говорит
    русская пословица:

    Порядок в доме есть — хозяину честь.

    Воспитатель предлагает детям встать и
    подвигаться, сделать физкультминутку.

    Нам пора передохнуть,
    Потянуться и вздохнуть.
    (Глубокий вздох и выдох)
    Покрутили головой,
    И усталость вся долой!
    Раз-два, три-четыре-пять,
    Надо шею разминать.
    (Вращение головой)
    Солнце вышло из-за тучки,
    Мы протянем к солнцу ручки.
    (Потягивание — руки вверх)
    Руки в стороны потом,
    Мы пошире разведём.
    (Потягивание — руки в стороны)
    Мы закончили разминку,
    Отдохнули ножки, спинка.

    Воспитатель: Давайте рассмотрим внимательно,
    что есть в дом у Жихарки, Кота и Петуха? (Дети
    называют)

    Воспитатель: Где спрятался Жихарка от лисы?

    Дети: Под печкой.

    Воспитатель: В какой ещё сказке детей спасла
    печка?

    Дети: Гуси-лебеди.

    Воспитатель: Давайте вспомним, как Машенька
    обращалась к печке?

    Дети: Печка-матушка, спрячь нас.

    Воспитатель: Печь очень важна для
    крестьянского дома, она даёт тепло и еду.

    Давайте посмотрим, из чего сделана посуда у
    Жихарки, Кота и Петуха?

    Дети: Из дерева.

    Воспитатель: у всех ли были свои тарелки в
    крестьянской избе?

    (Дети отвечают)

    Воспитатель: Как правило, ели из общего
    котелка (чугунка). По очереди, каждый своей
    ложкой, как и в нашей сказке.

    Воспитатель показывает предметы и их
    назначение: У печи стояла кочерга, ухват, помело,
    деревянная лопата. Рядом — ступа с пестом, ручные
    жернова (меленка) и кадка-квашня для закваски
    теста. Кочергой выгребали золу из печи. Ухватом
    стряпуха цепляла пузатые глиняные или чугунные
    горшки (чугуны), и отправляла их в жар. В ступе она
    толкла зерно, очищая его от шелухи. Ручные
    жернова для перемалывания зерен в муку.

    img4

    Закрепление: Воспитатель раздаёт каждому
    ребёнку иллюстрацию сказки (разные сюжетные
    моменты) и “наклейки” (смотрите материалы к
    занятию, 4).

    Задание: Добавить к иллюстрациям
    аппликативные детали (“наклейки”)
    соответственно сюжету. У 2-3 детей воспитатель
    просит напомнить, какой момент сказки им
    достался, какой элемент пришлось доклеить на
    иллюстрацию и где и почему они решили этот
    элемент расположить. (Дети отвечают)

    Воспитатель благодарит детей за работу.

  • Текст сказки али баба и сорок разбойников
  • Текст сказка о золотой рыбке и рыбаке и рыбке
  • Текст сказка о семи богатырях и спящей царевне и семи богатырях
  • Текст сказки александра сергеевича пушкина золотая рыбка
  • Текст сказки заюшкина избушка по ролям