МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»
Методическая разработка по предмету
«Музыка и движение»
для детей 5-6 лет.
Сказка «Волк и семеро козлят», как инструмент формирования духовно – нравственного отношения к семье.
Составила
Педагог дополнительного образования
Егорова Ю.П.
г. Краснодар
2021 г.
Актуальность проблемы:
Воспитание духовно – нравственных начал на современном этапе развития общества обязывают детские образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к семье, ее традициям, ценностям, моральным нормам поведения в обществе. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.
Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Родители являются первыми педагогами. Именно родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. Семья для ребенка — это мир, в котором закладываются основы морали, отношение к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, традиции, праздники. Именно в семье прививаются такие понятия как «сострадание», «милосердие», «доброта», «мужественность», «женственность», «сплоченность», «единство», «помощь ближним», «уважение к старшим», «чувство ответственности».
Ежегодный мониторинг среди детей позволил выяснить, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей разбирается в родственных связях, уходят в прошлое семейные праздники и традиции.
Цель: создание условий для формирования духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, воспитание уважения к старшим, вовлечение детей в мероприятия, приуроченные празднованию 8 марта.
Основные задачи.
Образовательные задачи:
— познакомить детей с образом мамы, семьи;
— познакомить ребят с ежедневными родительскими буднями, их обязаннностями;
— прививать эстетический вкус и любовь детской песне, сказке;
— анализировать средства музыкальной выразительности;
Развивающие задачи:
— развивать физические качества в ходе музыкально — ритмической и игровой деятельности;
— развивать у учащихся музыкальный кругозор, эмоциональный отклик, речь, слуховое внимание, творческие способности – воображение, фантазию;
— развивать ассоциативно — образное мышление через выявление звуковых и зрительных ассоциаций.
Воспитательные задачи:
— формировать представление заботы, любви родителей к детям средствами художественного произведения, музыкального искусства, творчества;
— воспитывать у учащихся уважение к взрослым, правила поведения дома и на улице, при встрече с незнакомыми людьми, в музыке и художественной литературе;
— воспитывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах, уважения к педагогу, к старшему поколению.
Тип занятия: комбинированный.
Методы: игровой, музыкальный, объяснительно — иллюстративный, частично — поисковый и творческий, рассказ.
Технологии
Здоровьесберегающие: подвижные игры.
Технологии проектной деятельности: по количеству участников (групповой), по продолжительности (краткосрочный), по приоритетным методам (игровой, информационный), по тематике (включает семью ребенка).
Развивающие: беседы, участие в эксперименте, трудовые поручения, развивающие ситуации.
Информационно – коммуникативные: изложение материала на занятии сопровождается презентацией (видео — и аудио материалы).
Личностно – ориентированные: при таком подходе личность ребенка ставится во главу образовательного процесса.
Игровые: сюжетно – ролевые игры. Самостоятельная игровая деятельность по составленному плану.
Реализация проекта:
Первый этап. Организационно – подготовительный.
На первом этапе проводилась диагностико — аналитическая деятельность по данному вопросу. Изучена соответствующая психолого – педагогическая и научно – популярная литература. Проанализированы возможности предметно – развивающей среды образовательного учреждения. Полученные результаты позволили обозначить тему, определить цели и задачи, и содержание проекта. Были подобраны художественные произведения, музыкальные произведения, наглядные пособия. Были разработаны конспекты занятий непосредственной образовательной деятельности детей, сценарии бесед и мультимедийные презентации к ним. Подготовлены конкурсы, игры по теме проекта и составлен план его реализации.
Второй этап. Реализация.
Тематические беседы:
«Мама – первое слово!»
«Один за всех! И все за одного!»
«А мама не велела открывать!»
«Маленькие помощники»
Сюжетно – ролевые игры:
«Кто живет в лесу?»
«Ласточкина семья»
«Мишки топтыжки»
Музыкальный репертуар:
Песни из музыкального фильма сказки «Мама»: «Хороша деревня наша», «Качели», «Волки – бяки», «Песня ласточек», «Песня медведей», «Ярмарка», «Мама – первое слово».
Подвижные игры:
«Веселая карусель»
«На перегонки»
«Тачки»
Художественное творчество
«Моя семья»
Выставки детского творчества
«Мама – ты мое солнышко!»
Информационные стены.
Третий. Заключительный этап. Выводы и результаты.
Механизмы реализации (порядок действий, осуществление контроля):
Скоординированная направленная работа всех участников образовательного процесса (семья, ребенок, педагоги), в условиях специально организованной развивающей среде.
Взаимопроникновение воспитательно – образовательных задач.
Адресный подход к участникам проекта, предполагающий использование форм и методов работы с учетом индивидуальных характеристик.
Использование социального опыта прошлых поколений (национальные и семейные традиции).
Последовательность в духовно – нравственном формировании личности: от близкого – к далекому, от малого – к великому (мой дом – моя семья – моя, улица – мой город – моя страна).
Предполагаемые конечные результаты
1. Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, семейных традициях и праздниках.
2. У детей повысятся знания в области духовно – нравственного воспитания по вопросам семьи, будут заложены основы чувств гордости за свою семью, уважения, любви и заботы к её членам.
3. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области духовно – нравственного воспитания.
4. Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.
5. Повысится рейтинг образовательного учреждения среди родителей воспитанников.
Сценарий.
Действующие лица:
Мама Коза, Волк, дети козлята, медвежата, ласточки.
Звучит песня «Хороша деревня наша». Танец козлят.
Дети выстраиваются в полукруг и присаживаются на ковер.
Выход мамы Козы.
Коза – Здравствуйте, милые козлятки!
Дети – Здравствуйте!
Коза – Как вели себя козлятки?
Как вели себя ребятки?
Дети — Хорошо!
Коза — Вы капусту всю поели?
Дети – Да!
Коза — Покатались на качелях?
Дети – Да!
Коза — И с соседями играли?
Дети – Да!
Коза — Песни пели? Не кричали?
Дети – Да!
Коза — Дяде Миши помогали?
Дети — Да!
Коза — Вы зайчишек не пугали?
Дети – Нет!
Коза – Посчитаю всех вас я,
Становитесь, детвора.
Покажите ваши ножки,
(дети показывают)
Постучите — ка немножко.
(стучат ножками)
Покажите мне хвосты!
(дети поворачиваются спинками)
Повиляйте ими вы!
(виляют хвостами из стороны в сторону)
Покажите ваши рожки,
(дети выставляют пальчики к голове)
Побадайтеся, немножко.
(дети бадаются).
Покажите язычки
(дети высовывают язычки)
Покричите от души!
(дети кричат).
Все в порядке малыши!
А теперь во двор пошли!
В гости к нам пришли зайчатки,
Поиграем сними в прятки.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи, тебе искать!
( Игра «Прятки»)
Коза- Поиграли, пошумели
Покатались на качелях.
А теперь вам, ребятня,
Всем на пасеку пора.
Дядя Миша , наш сосед
Важный даст для вас совет!
Как здоровье укреплять,
Не болеть и не чихать.
(песня Медведя «Ото всяких от болезней». Танцуют мальчики).
Игра пчелы и мед.
На двух столах стоят пластиковые стаканчики.
Дети выстраиваются в две команды.
По сигналу, каждый ребенок должен на полянке найти цветок – конфету, сорвать, принести в улей, и положить в соты – стакан так, чтобы стакан не упал.
Коза – Ласточки в гости к нам прилетели
Кажется, что-то сказать нам хотели.
В танце кружатся красиво они.
Милые ласточки, как прелестны они.
(танец Ласточек).
Коза – Слышу шорох, вот беда!
Волк спешит к нам детвора!
Со двора не выходить!
Не шуметь и не шалить!
Будет если волк стучать,
Дверь ему не открывать!
Волку нас не напугать!
Он – один, а нас… – раз, два, три, четыре…
Двадцать пять!
(выход Волка. Фокусы)
(игра «Пугало»).
Коза – Обмануть хотел нас волк,
Но не вышел видно толк.
Убежал аж без оглядки,
Видно как сверкают пятки.
Так и надо, поделом,
Не придет сюда потом…
Коза – Посчитаю всех вас я,
Становитесь, детвора.
Покажите ваши ножки,
(дети показывают)
Постучите — ка немножко.
(стучат ножками)
Покажите мне хвосты!
(дети поворачиваются спинками)
Повиляйте ими вы!
(виляют хвостами из стороны в сторону)
Покажите ваши рожки,
(дети выставляют пальчики к голове)
Побадайтеся, немножко.
(дети бадаются).
Покажите язычки
(дети высовывают язычки)
Покричите от души!
(дети кричат).
Все в порядке малыши!
Танцевать теперь пошли!
(финальный танец )
(песня «Мама – первое слово)
Список использованных источников:
- https://infourok.ru/prekt-moya-semya-metodicheskaya-razrabotka-2430803.html
- http://gorenka.org/index.php/detskaya/1480-pesni-i-muzyka-iz-filma-mama-1976
- https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/01/12/konspekt-zanyatiya-moya-semya
- https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/17486-poznavatelno-tvorcheskij-proekt-vsekh-vazhnej-na-svete-mama.html
- https://urok.1sept.ru/articles/642252
Краткий пересказ сказки «Волк и семеро козлят»
У козы было семеро козлят. Жила она с ними одна. Мужа-козла не было у нее, поэтому все свои женские заботы о подрастающем поколении лежали на ее козлиных плечиках.
Козе приходилось каждый день уходить на работу, чтобы у безотцовского семейства было чего покушать.
Детей коза запирала дома, а сама отправлялась за пропитанием. Козлята каждый день получали от мамы строгое указание: никому не открывать дверь, хоть застучись там кто.
Только вечером, когда коза возвращалась, она начинала петь своим козлиным голоском одну и ту же песенку про то, что она нагулялась за день и теперь у нее полные груди молока. А козлята же голодные, они должны были только на эту песенку дверь отпирать, пока у мамы-козы все молоко не вытекло из вымя в земельку.
Козлят много, еды им надо много. Поэтому после кормления коза снова уходила из дома молочко в вымечко нагуливать.
И вот про это дело волк узнал. Захотелось ему козлят покушать. Тоже живой он, кушать хочет.
Но они ему дверь не открывали. Ведь у него ни молочка, ни вообще вымени никакого нет. Чего ему открывать-то. Матери-то родной и то не сразу открывали дверь, только после того как она им песню исполнит соответствующего содержания.
Тут волк смекнул и решил пойти на хитрость. Выучил он слова козлиной песни, откашлялся, открякался и начал исполнять на знакомый мотив теми же козлиными словами песню.
Козлята насторожились. Голос козлиный, мотив песни знакомый, да и слова те же. Ну и открыли дверь. А там волк. Он быстренько так позавтракал, а заодно пообедал и поужинал.
Полное пузо набил козлятами. Глотал их целиком, даже не пережевывая. Да это и к лучшему. Зато козлята все целы остались. Сидят в животе у волка, не знают, чем им там заняться в такой тесноте и темноте.
А тем временем коза домой вернулась. Вымя округлилось, молоко вот-вот закапает. Поет она, старается, все силы в мелодию вложила. А никто ей не открывает.
Долго ждать не стала, сама открыла дверь.
Зашла в дом, а там шаром покати, нет детей. Кто будет молоко отсасывать, не понятно.
Догадалась, кто мог опустошить ее дом. И к волку рванула. Сходу ему поиграть предложила, через костерок попрыгать. Коза хоть и была переполнена молоком в своем вымени, но прыгнула.
А волк же прыгать не умеет, как козел. Прыгнул, да и свалился в яму с костром. От жары пузо у него лопнуло, как надувной шарик, а из брюха козлята повыпрыгивали, живые и целенькие.
Воссоединилась козлиная семейка и стали дальше жить-поживать, горя не знать.
«Волк и семеро козлят»: читать сказку ОНЛАЙН
Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.
Воротится коза, постучится в дверь и запоет:
— Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлятки отопрут дверь и впустят мать.
Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.
Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:
— Вы, детушки!
Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Полны копытцы водицы!
Козлята ему отвечают:
— Слышим, слышим — да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитает.
Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.
Вот приходит коза и стучится:
— Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.
Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:
— Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, — дверь не отворяйте, никого не впускайте.
Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:
— Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.
Приходит коза; сколько ни звала, ни причитывала — никто ей не отвечает. Видит — дверь отворена, вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.
Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку — начала горевать, горько плакать:
— Ох вы, детушки мои, козлятушки!
На что отпиралися-отворялися,
Злому волку доставалися?
Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:
— Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, погуляем.
Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:
— Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?
Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму.
Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да — прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.
Конспект урока музыки
по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной
(с применением ИКТ).
Тема: «Сказка будет впереди».
Раздел: «В музыкальном театре».
2 класс
Наговицына Елена Анатольевна,
I квалификационная категория.
Планируемый результат: получить начальные представления о музыкальном театре, о детской опере.
Метапредметные УУД:
— личностные: участвовать в индивидуальном творческом процессе, выявлять смысл произведения, учиться выражать свое мнение; учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.
— регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;
— познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной форме; понимать особенности музыкального жанра оперы;
— коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Задачи:
-
расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанру «опера», познакомить с понятиями афиша, солист, хор;
-
научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя;
-
воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству.
-
воспитывать уважение к мнению одноклассников, умение работать в группах.
Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке: музыкальный театр, опера, афиша, солист, хор,
Тип учебного занятия: комбинированный.
Форма проведения занятия: эвристическая беседа.
Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный и эвристический, элементы продуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный метод.
Методическое обеспечение занятия: иллюстрации оперы, рисунки иллюстраций из сказки «Волк и семеро козлят», карточки с заданиями.
Оборудование: компьютер, проектор.
Музыкальное оформление: М. Коваль фрагменты из оперы «Волк и семеро козлят»: темы Всезнайки, Топтушки, Бодайки, Болтушки, Малыша, песенка мамы Козы, хор «Целый день поём, играем», заключительный хор «Семеро козлят».
Ход урока
1. Орг. момент.
Дети усаживаются под музыку песни «Приходи, сказка»
— Здравствуйте, ребята!
— Здравствуйте,
Скажите, о чем поется в песне, которую вы только что слышали?
(о сказках)
Ребята, урок у нас сегодня будет необычный, потому что к нам на урок сегодня придет Сказка!
Как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
(сказка будет впереди)
Но что это будет за сказка? Я думаю, об этом вы сами догадаетесь, когда отгадаете мои загадки, а заодно повторите материал прошлых уроков!
2. Актуализация опорных знаний.
-
Он пишет музыку для нас,
Мелодии играет,
Стихи положит он на вальс.
И песни сочиняет? (Композитор)
-
Нужен музыке не только «сочинитель»,
Нужен тот, кто будет петь. Он… (Исполнитель)
-
Тот, кто песни не поет, а слушает,
Называется, ребята, … (Слушатель)
-
Если текст соединить с мелодией
И потом исполнить это вместе,
То, что вы услышите, конечно же,
Называется легко и просто — … (Песня)
-
Под музыку эту проводят парад,
Чтоб в ногу шагал генерал и солдат. (Марш.)
-
Ярко зал весь засверкал,
Приглашает всех на бал,
Попрошу ответить вас,
Что за танец этот? (Вальс)
-
Коллектив музыкантов, что вместе играют,
И музыку вместе они исполняют.
Бывает он струнный и духовой,
Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)
-
Он руками машет плавно,
Слышит каждый инструмент.
Он в оркестре самый главный,
Он в оркестре — президент! (Дирижёр.)
-
В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, существует,
Площадка особая — …(Сцена)
Молодцы! Скажите, кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?
(о театре)
Да, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный и увидим в нем музыкальную сказку.
Давайте попробуем поставить перед собой цели, чего мы должны будем достигнуть к концу урока, в этом нам помогут опорные слова:
познакомиться опера-сказка
узнать либретто, соло, дуэт, хор
научиться характер героев
повторить музыкальные образы
слушать и понимать афиша
Сегодня на уроке вы узнаете, может ли сказка быть музыкальной, как музыка может изобразить какую-нибудь сказочную картину, передать характер сказочного героя, выразить его чувства и мысли. Слушая музыку, мы сможем представить себе то, о чем рассказывается в сказке. Приготовились? Тогда в путь!
3.Открытие новых знаний.
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА
В музыкальном театре спектакли называются «опера» и «балет». Но посмотрите, перед входом в театр висит афиша.
А кто из вас знает, что такое афиша?
Афиша – это красочное объявление о спектакле.
А какую информацию мы можем узнать из афиши?
Давайте внимательно посмотрим на эту афишу (на слайде афиша оперы Коваля «Волк и семеро козлят»)
Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся?
(«Волк и семеро козлят»)
Вам знакомо это название?
(Да, это сказка)
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с оперой-сказкой «Волк и семеро козлят».
А что же такое опера?
Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении оркестра.
В основе оперы «Волк и семеро козлят» лежит сказка.
А кто мне назовет фамилию композитора, написавшего эту детскую оперу?
(Мариан Коваль) Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.
Слышали вы что-нибудь об этом композиторе? Я предлагаю вам разделиться на 2 команды, выйти к доске, в течение одной минуты вам надо прочитать сведения о композиторе, постараться запомнить их, сесть на место и коротко записать на листочке запомнившиеся факты. Проверяем вместе. Каждая команда по очереди озвучивает факт биографии композитора, не повторяться. Кто был точнее? Кто запомнил больше фактов?
А теперь давайте войдем в театр….
Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.
Все зрители оперы получили либретто, кто из вас помнит, что это такое?
Давайте сравним русскую народную сказку и либретто оперы «Волк и семеро козлят». Одна группа будет работать со сказкой, а вторая группа с либретто оперы, заполните табличку.
Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» | |
1. Герои | |
2. Кто помог Волку изменить голос? | |
3. Кто спасает козлят? | |
4. Конец сказки (краткий пересказ) | устно |
Опера — сказка «Волк и семеро козлят» | |
1. Герои | |
2. Кто помог Волку изменить голос? | |
3. Кто спасает козлят? | |
4. Конец сказки (краткий пересказ) | устно |
Проверка с учителем: найти отличия сказки от текста либретто (есть новые герои, волк меняет голос по-другому, различается спасение козлят)
Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».
(мама Коза, козлята и Волк)
Правильно. Сначала мы познакомимся с Мамой-Козой и послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза.
Прослушивание Колыбельной мамы Козы
Скажите, какую песню поет коза?
(колыбельную)
Коза исполняла песню соло, то есть одна.
Сольные номера в опере – это характеристика героев.
Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной
(добрая, нежная, любит своих козлят)
Кто услышал имена козлят?
(Топтушка, Бодайка, Болтушка, Дразнилка, Мазилка, Всезнайка, Малыш.)
Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят?
(о характере козлят)
В опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные, они все очень весёлые. И музыка первого отрывка, где мы с ними познакомимся, тоже весёлая. Это их общая песенка, хор, которой мы можем подпевать.
«Семеро, семеро, семеро козлят, Весело, весело, весело шумят:
Весело Всезнайке, весело Бодайке, Весело Топтушке, весело Болтушке,
Весело Мазилке, весело Дразнилке. Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться»
(дети разучивают песенку козлят).
Педагог: Давайте послушаем этот хор, тихонечко подпевая героям оперы.
(Слушание хора «Семеро козлят», разучивание текста и мелодии с сопровождением).
Давайте познакомимся с музыкальными образами козлят.
Давайте послушаем музыкальные отрывочки, можете подпевать героям оперы. Слушание фрагмента из сцены оперы-сказки
-
Топтушка – на месте топчется, что-то хочет сказать, а никак не решит, всем мешает, путается под ногами.
«Я на венике верхом объезжаю всё кругом.
Ты беги, Мазилка, вслед! Ну? Догонишь или нет?»
-
Всезнайка — в музыке и танец, и песня. Козленок ласковый, умный и прилежный. Музыка спокойная, мелодичная, негромкая, темп средний, лад мажорный, ритм ровный.
«А я знаю, за лежанкой
Прячет мать с вареньем банку»
-
Бодайка — музыка, эмоциональная, драчливая, звуки короткие, отрывистые, мелодия то вверх, то вниз, темп быстрый, веселый характер. Козленок не злой, просто любит поиграть и любит пободаться, и попрыгать, лад – мажор.
«Забодаю, забодаю!»
-
Болтушка – музыка “несобранная”, часто меняется мелодия (болтает на разные темы), не умеет молчать, неуклюжая.
«Вот Всезнайка и Топтушка
Говорят, что я – Болтушка,
Говорят, что много вру,
А я правду говорю!»
Роль каждого козленка исполнял один артист, т.е. соло. Но в опере могут петь одновременно много певцов. Как мы, скажем, поет… ?
(хор)
«Целый день поём, играем –
Очень весело живем,
Очень весело живем!»
-
Дразнилка – музыка “вредная”, задорная, вздорная, дразнящаяся.
«У Мазилки нос грибом!»
-
Мазилка – музыка жалобная, плаксивая, писклявая.
«Не дразни меня! Не дразни меня!»
Вот какие разные козлята. Что помогает их охарактеризовать?
(музыка)
Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.
Слушание темы Малыша и Военного марша
«Стойте, друзья, комадиром стал я!
По команде стройтесь в ряд!
Начинаем наш парад!»
Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш?
(потому, что Малыш представляет себя командиром на параде, он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша)
Физминутка:
(мальчики и девочки маршируют под звуки Военного марша)
5.Вокальная работа
Итак, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. А теперь, я предлагаю вам разыграть фрагмент оперы, а именно, заключительную сцену, где звучит хор козлят. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? (Ответы детей). Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе, то есть хором.
Разучивание попевки «Семеро козлят» из оперы-сказки «Волк и семеро козлят»
Молодцы! Замечательный финал оперы получился у нас. Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты.
6. Работа в парах. Прием «Ассоциации»
Сейчас вы получите картинку с изображением козленка.
Ваша задача: рядом написать по три слова-ассоциации к данному образу козленка.
Результаты работы: каждый представляет своего героя, не называя имени. Класс должен отгадать имя козленка.
7. Подведение итогов урока:
Давайте обратимся к нашим целям, достигли ли мы их?
-
Как называется музыкальный спектакль, в котором все персонажи поют?
-
Как называется опера, с которой мы познакомились сегодня?
-
Кто композитор оперы?
-
Как называется красочное объявление о спектакле?
-
Как в опере или балете называется краткое содержание спектакля?
8. Рефлексия.
Чемодан Мясорубка Корзина
На столе у меня стикеры с написанными на них понятиями, которые мы изучали на уроке, выберите, понравившиеся вам и прикрепите их:
чемодан – это то, что вы возьмёте с собой, это нужно вам;
мясорубка – эти знания вы переработаете, осмыслите, остались ещё какие-то вопросы;
корзина – эти знания вам не нужны в жизни, вы их выкидываете из головы.
(опера, соло, хор, дуэт, песня, танец, марш, композитор, Коваль, спектакль, афиша, либретто, сказка, музыкальный образ, характер)
Этапы урока
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению
планируемых результатов
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия
УУД (кодификатор УУД)
1.Организационный
момент
Психологическая
и
мотивационная подготовка
к усвоению
изучаемого материала
Приветствует
учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; настраивает на учебную
деятельность.
Слушают
учителя.
Демонстрируют
готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника,
рабочей тетради, школьных принадлежностей)
Фронтальная,
индивидуальная
Л-организация
форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества
2. Проверка
домашнего задания
—
Представьте небольшой спектакль по сказке «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка».
Предлагает
продемонстрировать 1 часть сказки группе учащихся
Представляют
инсценирование 1 части сказки.
Групповая
Л -проявляют интерес к урока литературного чтения
3.
Мотивация учебной деятельности (Постановка цели и задач)
-Вы
узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если отгадаете загадку:
Легенда,
приданье народное,
Ребята её
обожают,
Родители,
если свободные,
Её тебе на
ночь читают. (Сказка)
— На уроке
мы познакомимся с замечательной сказкой «Иван-царевич и Серый
волк». В сказках очень часто главным героем выступает волк. Попробуем
вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:
1.»
Красная Шапочка»
-Кто автор
сказки? Дать характеристику волку. (Ш.Перро, волк злой, хитрый).
2.»Три
поросёнка»(Ш.Перро, волк злой, хитрый).
3.»Волк
и семеро козлят» (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)
4.»Волк
и лиса» (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)
— Вы
обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы
думаете, почему?
— Во многих
русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с
участием Иванушек:
1.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Русская народная сказка,
Иванушка добрый, ласковый, непослушный)
2.»Иван
Крестьянский сын и чудо-юдо» (Русская народная сказка, Иван храбрый,
смелый, добрый)
3.»Сивка-
Бурка» (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)
— Что общего
у героев сказок? (они добрые, помогают людям)
Предлагает
отгадать загадку.
Озвучивает
тему урока.
Предлагает
сформулировать цель.
Предлагает
вспомнить сказки, в которых главными героями были: волк, Иванушка. Дать им
характеристику.
Отгадывают загадку.
Формулируют цель урока.
Отвечают на
вопросы
.
Вспоминают
сказки, и авторов этих сказок. Дают характеристики героям.
Фронтальная,
индивидуальная
К –
планируют учебное сотрудничество
с учителем
и сверстниками.
Л –
понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют
интерес к изучаемому предмету, понимают его важность
4.
Актуализация знаний
Но вернемся
к нашей сказке. Знакома ли вам эта картина? (показ иллюстрации на слайде)
-Её написал
замечательный русский художник В.Васнецов.
-Кто
изображён на картине?
— Где
находятся герои?
-Какие
чувства испытываете вы, глядя на картину?
— Что вы
можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк помогает
Ивану царевичу)
— Как вы
думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал
верным другом? (Хорошее отношение).
— Какие
пословицы о хорошем отношении вы знаете? ( Доброе слово и камень точит; Плохо
тому, кто добра не делает никому)
Физкультминутка
Предлагает
рассмотреть иллюстрацию сказки, ответить на вопросы.
Предлагает
вспомнить пословицы о хорошем отношении
Организует
проведение физкультминутки
Рассматривают
иллюстрацию, вспоминают, если кому-то из учеников уже знакома данная сказка.
Отвечая на
вопросы учителя, описывают иллюстрацию к сказке.
Вспоминают
пословицы о хорошем отношении
Выполняют
движения согласно инструкции учителя
Фронтальная
Р — постановка
учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимся
К –
обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для
партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью
получения необходимой для решения проблемы
5.
Первичная проверка понимания
Учебник
с.28-38
Словарная
работа по ходу сказки:
Караулы
(учебник)
Похитник (
похититель, кто ворует) устар.слово
Задолит
(одолевает)
Позарился
(пожелал владеть этим)
Наутек
(учебник)
Предлагает
открыть учебник.
Следить и
слушать внимательно сказку.
Предлагает
объяснить значения слов
Открывают
учебник. Слушают. Следят за чтением.
Дают
объяснения непонятным словам
.
Индивидуальная
Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно
рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с
усилиями, трудолюбием
6.
Первичное закрепление
—
Понравилась вам сказка?
-Изменилось
ли ваше отношение к героям?
— Можно ли
назвать эту сказку волшебной? Почему?
1.
волшебный помощник (Серый волк, жар-птица)
2.предмет
из золота (яблоки, клетка, уздечка)
3.Наличие
числа 3 (3 испытания, 3 сына)
— На какие
3 части можно разделить текст?
1.
Похищение яблок. (с. 28 – 29 до слов Это, батюшка…)
2.Испытания
Ивана- Царевича.(с.29 -37 я тебе еще пригожусь)
3.
Справедливость. (до конца)
Предлагает
ответить на вопросы
Предлагает
разделить текст на смысловые части
Отвечают на
вопросы учителя.
Делят текст
на смысловые части
Фронтальная,
индивидуальная
П –
осуществляют
анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификацию, поиск необходимой информации,
моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.);
устанавливают причинно-следственные связи;
7. Домашнее
задание
-Дочитать
сказку до конца, нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.
Дает
комментарий к домашнему заданию
Задают
уточняющие вопросы.
Записывают
домашнее задание в дневники.
Фронтальная
Р –
принимают
и сохраняют
учебные задачи
8.
Рефлексия (подведение итогов уроков)
Сказка
ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
-Чему
научила вас эта сказка?
– Как вы
оцениваете свою деятельность на уроке?
– Как
оцениваете деятельность класса?
Побуждает к
высказыванию своего мнения.
Отмечает
степень вовлеченности учащихся
в работу на
уроке.
Рассуждают,
отвечают на вопросы учителя
Фронтальная,
индивидуальная
П –
ориентируются
в своей
системе
знаний.
Р –
оценивают собственную деятельность
на уроке.
Л –
проявляют интерес к предмету