Текст сказки волк и семеро козлят русская народная сказка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования дом детского творчества созвездиеметодическая разработка по предмету музыка и движение для детей 5-6 лет. сказка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СОЗВЕЗДИЕ»

Методическая разработка по предмету

 «Музыка и движение»

 для детей 5-6 лет.

Сказка «Волк и семеро козлят», как инструмент формирования духовно – нравственного отношения к семье.

Составила

Педагог дополнительного образования

Егорова Ю.П.

г. Краснодар

2021 г.

Актуальность проблемы:

Воспитание духовно – нравственных начал на современном этапе развития общества обязывают детские образовательные учреждения развивать познавательный интерес и любовь к семье, ее традициям, ценностям, моральным нормам поведения в обществе. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля.

Ознакомление детей с понятием «семья» невозможно без непосредственной поддержки самой семьи. Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Родители являются первыми педагогами. Именно родители должны дать понять ребенку, что он часть семьи, что это очень важно. В семье есть свои правила и выполнять их должен каждый член семьи. В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге. Семья для ребенка — это мир, в котором закладываются основы морали, отношение к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, традиции, праздники. Именно в семье прививаются такие понятия как «сострадание», «милосердие», «доброта», «мужественность», «женственность», «сплоченность», «единство», «помощь ближним», «уважение к старшим», «чувство ответственности».

Ежегодный мониторинг среди детей позволил выяснить, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители и бабушки с дедушками, мало кто из детей разбирается в родственных связях, уходят в прошлое семейные праздники и традиции.

Цель: создание условий для формирования духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, воспитание уважения к старшим, вовлечение детей в мероприятия, приуроченные празднованию 8 марта.
Основные задачи.

Образовательные задачи:

 — познакомить детей с образом мамы, семьи;

— познакомить ребят с ежедневными родительскими буднями, их обязаннностями;

— прививать эстетический вкус и любовь детской песне, сказке;

— анализировать средства музыкальной выразительности;

Развивающие задачи:

— развивать физические качества в ходе музыкально — ритмической  и игровой деятельности;

— развивать у учащихся  музыкальный кругозор, эмоциональный отклик, речь, слуховое внимание, творческие способности  – воображение, фантазию;

— развивать ассоциативно — образное мышление через выявление звуковых и зрительных ассоциаций.

Воспитательные задачи:

формировать представление заботы, любви родителей к детям  средствами художественного произведения, музыкального искусства, творчества;

— воспитывать  у учащихся  уважение к взрослым,   правила поведения дома и на улице, при встрече с незнакомыми людьми, в музыке и художественной литературе;

— воспитывать  уважительное отношение друг к другу при работе в  группах, уважения к педагогу,  к старшему поколению.

Тип занятия: комбинированный.

Методы: игровой, музыкальный, объяснительно — иллюстративный, частично — поисковый и творческий, рассказ.

Технологии

Здоровьесберегающие: подвижные игры.

Технологии проектной деятельности: по количеству участников (групповой), по продолжительности (краткосрочный), по приоритетным методам (игровой, информационный), по тематике (включает семью ребенка).

Развивающие: беседы, участие в эксперименте, трудовые поручения, развивающие ситуации.

Информационно – коммуникативные: изложение материала на занятии сопровождается презентацией (видео —  и аудио материалы).

Личностно – ориентированные: при таком подходе личность ребенка ставится во главу образовательного процесса.

Игровые: сюжетно – ролевые игры. Самостоятельная игровая деятельность по составленному плану.

Реализация проекта:

Первый этап. Организационно – подготовительный.

На первом этапе проводилась диагностико — аналитическая деятельность по данному вопросу. Изучена соответствующая психолого – педагогическая и научно – популярная литература. Проанализированы возможности предметно – развивающей среды образовательного учреждения. Полученные результаты позволили обозначить тему, определить цели и задачи,  и содержание проекта. Были подобраны художественные произведения, музыкальные произведения, наглядные пособия. Были разработаны конспекты занятий непосредственной образовательной деятельности детей, сценарии бесед и мультимедийные презентации к ним. Подготовлены конкурсы, игры по теме проекта и составлен план его реализации.

Второй этап. Реализация.

Тематические беседы:

«Мама – первое слово!»

«Один за всех! И все за одного!»

«А мама не велела открывать!»

«Маленькие  помощники»

Сюжетно – ролевые игры:

«Кто живет в лесу?»

«Ласточкина семья»

«Мишки топтыжки»

Музыкальный репертуар:

Песни из музыкального фильма сказки «Мама»: «Хороша деревня наша», «Качели», «Волки – бяки», «Песня ласточек», «Песня медведей»,  «Ярмарка», «Мама – первое слово».

Подвижные игры:

«Веселая карусель»

«На перегонки»

«Тачки»

Художественное творчество

«Моя семья»

Выставки детского творчества

«Мама – ты мое солнышко!»

Информационные стены.

Третий. Заключительный этап. Выводы и результаты.

Механизмы реализации (порядок действий, осуществление контроля):

Скоординированная направленная работа всех участников образовательного процесса (семья, ребенок, педагоги), в условиях специально организованной развивающей среде.

Взаимопроникновение воспитательно – образовательных задач.

Адресный подход к участникам проекта, предполагающий использование форм и методов работы с учетом индивидуальных характеристик.

Использование социального опыта прошлых поколений (национальные и семейные традиции).

Последовательность в духовно – нравственном формировании личности: от близкого – к далекому, от малого – к великому (мой дом – моя семья – моя, улица – мой город – моя страна).

Предполагаемые конечные результаты

1. Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, семейных традициях и праздниках.

2. У детей повысятся  знания в области духовно – нравственного воспитания по вопросам семьи, будут заложены основы чувств гордости за свою семью, уважения, любви и заботы к её членам.

3. Совместная деятельность будет способствовать укреплению детско – родительских отношений в области духовно – нравственного воспитания.

4. Повысится педагогическая культура родителей, что позволит педагогам установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

5. Повысится рейтинг  образовательного учреждения среди родителей воспитанников.

Сценарий.

Действующие лица:

Мама Коза, Волк, дети козлята, медвежата, ласточки.

Звучит песня «Хороша деревня наша». Танец козлят.

Дети выстраиваются в полукруг и присаживаются на ковер.

Выход мамы Козы.

Коза – Здравствуйте, милые козлятки!

Дети – Здравствуйте!

Коза – Как вели себя козлятки?

Как вели себя ребятки?

Дети —  Хорошо!

Коза — Вы капусту всю поели?

Дети – Да!

Коза — Покатались на качелях?

Дети – Да!

Коза — И с соседями играли?

Дети – Да!

Коза — Песни пели? Не кричали?

Дети – Да!

Коза — Дяде Миши помогали?

Дети —  Да!

Коза —  Вы зайчишек не пугали?

Дети – Нет!

Коза – Посчитаю всех вас я,

Становитесь, детвора.

Покажите ваши ножки,

(дети показывают)

Постучите — ка немножко.

(стучат  ножками)

Покажите мне хвосты!

(дети поворачиваются спинками)

Повиляйте ими вы!

(виляют хвостами из стороны в сторону)

Покажите  ваши рожки,

(дети выставляют пальчики к голове)

Побадайтеся, немножко.

(дети бадаются).

Покажите язычки

(дети высовывают язычки)

Покричите от души!

(дети кричат).

Все в порядке малыши!

А теперь во двор  пошли!

В гости к нам пришли зайчатки,

Поиграем сними в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Выходи, тебе искать!

 ( Игра «Прятки»)

Коза- Поиграли, пошумели

Покатались на качелях.

А теперь вам, ребятня,

Всем на пасеку пора.

Дядя Миша , наш сосед

Важный даст для вас совет!

Как здоровье укреплять,

Не болеть и не чихать.

(песня Медведя «Ото всяких от болезней». Танцуют мальчики).

Игра  пчелы и мед.

На двух  столах стоят пластиковые стаканчики.

Дети выстраиваются в две команды.

По  сигналу, каждый ребенок должен на  полянке найти цветок – конфету, сорвать,  принести в улей, и положить в соты – стакан так, чтобы стакан не упал.

Коза – Ласточки  в гости к нам прилетели

Кажется, что-то сказать нам хотели.

В танце кружатся красиво они.

Милые ласточки, как прелестны  они.

(танец Ласточек).

Коза – Слышу шорох, вот беда!

Волк спешит к нам детвора!

Со двора не выходить!

Не шуметь и не шалить!

Будет если волк стучать,

Дверь ему не открывать!

Волку нас не напугать!

Он – один, а нас… – раз, два, три, четыре…

Двадцать пять!

(выход Волка. Фокусы)

(игра «Пугало»).

Коза – Обмануть хотел нас волк,

Но не вышел видно толк.

Убежал аж без оглядки,

Видно как сверкают пятки.

Так и надо, поделом,

Не придет сюда потом…

Коза – Посчитаю всех вас я,

Становитесь, детвора.

Покажите ваши ножки,

(дети показывают)

Постучите — ка немножко.

(стучат  ножками)

Покажите мне хвосты!

(дети поворачиваются спинками)

Повиляйте ими вы!

(виляют хвостами из стороны в сторону)

Покажите  ваши рожки,

(дети выставляют пальчики к голове)

Побадайтеся, немножко.

(дети бадаются).

Покажите язычки

(дети высовывают язычки)

Покричите от души!

(дети кричат).

Все в порядке малыши!

Танцевать теперь пошли!

(финальный танец )

(песня «Мама – первое слово)

Список использованных источников:

  1. https://infourok.ru/prekt-moya-semya-metodicheskaya-razrabotka-2430803.html
  2. http://gorenka.org/index.php/detskaya/1480-pesni-i-muzyka-iz-filma-mama-1976
  3. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2016/01/12/konspekt-zanyatiya-moya-semya
  4. https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/17486-poznavatelno-tvorcheskij-proekt-vsekh-vazhnej-na-svete-mama.html
  5. https://urok.1sept.ru/articles/642252

Краткий пересказ сказки «Волк и семеро козлят»

У козы было семеро козлят. Жила она с ними одна. Мужа-козла не было у нее, поэтому все свои женские заботы о подрастающем поколении лежали на ее козлиных плечиках.

Козе приходилось каждый день уходить на работу, чтобы у безотцовского семейства было чего покушать.

Детей коза запирала дома, а сама отправлялась за пропитанием. Козлята каждый день получали от мамы строгое указание: никому не открывать дверь, хоть застучись там кто.

Только вечером, когда коза возвращалась, она начинала петь своим козлиным голоском одну и ту же песенку про то, что она нагулялась за день и теперь у нее полные груди молока. А козлята же голодные, они должны были только на эту песенку дверь отпирать, пока у мамы-козы все молоко не вытекло из вымя в земельку.

Козлят много, еды им надо много. Поэтому после кормления коза снова уходила из дома молочко в вымечко нагуливать.

И вот про это дело волк узнал. Захотелось ему козлят покушать. Тоже живой он, кушать хочет.

Но они ему дверь не открывали. Ведь у него ни молочка, ни вообще вымени никакого нет. Чего ему открывать-то. Матери-то родной и то не сразу открывали дверь, только после того как она им песню исполнит соответствующего содержания.

Тут волк смекнул и решил пойти на хитрость. Выучил он слова козлиной песни, откашлялся, открякался и начал исполнять на знакомый мотив теми же козлиными словами песню.

Козлята насторожились. Голос козлиный, мотив песни знакомый, да и слова те же. Ну и открыли дверь. А там волк. Он быстренько так позавтракал, а заодно пообедал и поужинал.

Полное пузо набил козлятами. Глотал их целиком, даже не пережевывая. Да это и к лучшему. Зато козлята все целы остались. Сидят в животе у волка, не знают, чем им там заняться в такой тесноте и темноте.

А тем временем коза домой вернулась. Вымя округлилось, молоко вот-вот закапает. Поет она, старается, все силы в мелодию вложила. А никто ей не открывает.

Долго ждать не стала, сама открыла дверь.

Зашла в дом, а там шаром покати, нет детей. Кто будет молоко отсасывать, не понятно.

Догадалась, кто мог опустошить ее дом. И к волку рванула. Сходу ему поиграть предложила, через костерок попрыгать. Коза хоть и была переполнена молоком в своем вымени, но прыгнула.

А волк же прыгать не умеет, как козел. Прыгнул, да и свалился в яму с костром. От жары пузо у него лопнуло, как надувной шарик, а из брюха козлята повыпрыгивали, живые и целенькие.

Воссоединилась козлиная семейка и стали дальше жить-поживать, горя не знать.

«Волк и семеро козлят»: читать сказку ОНЛАЙН

Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет — козлятки запрут избушку и сами никуда не выходят.

Воротится коза, постучится в дверь и запоет:
— Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлятки отопрут дверь и впустят мать.

Она их покормит, напоит и опять уйдет в лес, а козлята запрутся крепко-накрепко.

Волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:
— Вы, детушки!
Вы, козлятушки!
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла.
Полны копытцы водицы!

Козлята ему отвечают:
— Слышим, слышим — да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тонюсеньким голосом и не так причитает.

Волку делать нечего. Пошел он в кузницу и велел себе горло перековать, чтоб петь тонюсеньким голосом. Кузнец ему горло перековал. Волк опять побежал к избушке и спрятался за куст.
Вот приходит коза и стучится:
— Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!

Козлята впустили мать и давай рассказывать, как приходил волк, хотел их съесть.

Коза накормила, напоила козлят и строго-настрого наказала:
— Кто придет к избушечке, станет проситься толстым голосом да не переберет всего, что я вам причитываю, — дверь не отворяйте, никого не впускайте.

Только ушла коза, волк опять шасть к избушке, постучался и начал причитывать тонюсеньким голосом:
— Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
Козлята отворили дверь, волк кинулся в избу и всех козлят съел. Только один козленочек схоронился в печке.

Приходит коза; сколько ни звала, ни причитывала — никто ей не отвечает. Видит — дверь отворена, вбежала в избушку — там нет никого. Заглянула в печь и нашла одного козленочка.

Как узнала коза о своей беде, как села она на лавку — начала горевать, горько плакать:
— Ох вы, детушки мои, козлятушки!
На что отпиралися-отворялися,
Злому волку доставалися?

Услыхал это волк, входит в избушку и говорит козе:
— Что ты на меня грешишь, кума? Не я твоих козлят съел. Полно горевать, пойдем лучше в лес, погуляем.

Пошли они в лес, а в лесу была яма, а в яме костер горел. Коза и говорит волку:
— Давай, волк, попробуем, кто перепрыгнет через яму?
Стали они прыгать. Коза перепрыгнула, а волк прыгнул, да и ввалился в горячую яму.
Брюхо у него от огня лопнуло, козлята оттуда выскочили, все живые, да — прыг к матери! И стали они жить-поживать по-прежнему.

Конспект урока музыки

по программе «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной

(с применением ИКТ).

Тема: «Сказка будет впереди».

Раздел: «В музыкальном театре».

2 класс

Наговицына Елена Анатольевна,

I квалификационная категория.

Планируемый результат: получить начальные представления о музыкальном театре, о детской опере.

Метапредметные УУД:

— личностные: участвовать в индивидуальном творческом процессе, выявлять смысл произведения, учиться выражать свое мнение; учиться проявлять самостоятельность в разных видах деятельности.

— регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя; принимать учебную задачу, планировать необходимые действия, действовать по плану;

— познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной форме; понимать особенности музыкального жанра оперы;

— коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Задачи:

  • расширить представления о музыкальном театре, дать определение жанру «опера», познакомить с понятиями афиша, солист, хор;

  • научиться анализировать прослушанные музыкальные фрагменты, определять характер героя;

  • воспитывать у школьников любовь к музыкальному искусству.

  • воспитывать уважение к мнению одноклассников, умение работать в группах.

Основные понятия и новые имена, изучаемые на уроке: музыкальный театр, опера, афиша, солист, хор,

Тип учебного занятия: комбинированный.

Форма проведения занятия: эвристическая беседа.

Методы обучения: Объяснительно-иллюстративный и эвристический, элементы продуктивного, словесный метод обучения (объяснение, беседа), наглядный метод.

Методическое обеспечение занятия: иллюстрации оперы, рисунки иллюстраций из сказки «Волк и семеро козлят», карточки с заданиями.

Оборудование: компьютер, проектор.

Музыкальное оформление: М. Коваль фрагменты из оперы «Волк и семеро козлят»: темы Всезнайки, Топтушки, Бодайки, Болтушки, Малыша, песенка мамы Козы, хор «Целый день поём, играем», заключительный хор «Семеро козлят».

Ход урока

1. Орг. момент.

Дети усаживаются под музыку песни «Приходи, сказка»

— Здравствуйте, ребята!

— Здравствуйте,

Скажите, о чем поется в песне, которую вы только что слышали?

(о сказках)

Ребята, урок у нас сегодня будет необычный, потому что к нам на урок сегодня придет Сказка!

Как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

(сказка будет впереди)

Но что это будет за сказка? Я думаю, об этом вы сами догадаетесь, когда отгадаете мои загадки, а заодно повторите материал прошлых уроков!

2. Актуализация опорных знаний.

  1. Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

И песни сочиняет? (Композитор) 

  1. Нужен музыке не только «сочинитель»,

Нужен тот, кто будет петь. Он… (Исполнитель)

  1. Тот, кто песни не поет, а слушает,

Называется, ребята, … (Слушатель)

  1. Если текст соединить с мелодией

И потом исполнить это вместе,

То, что вы услышите, конечно же,

Называется легко и просто — … (Песня)

  1. Под музыку эту проводят парад,

Чтоб в ногу шагал генерал и солдат.     (Марш.)

  1. Ярко зал весь засверкал,

Приглашает всех на бал,

Попрошу ответить вас,

Что за танец этот? (Вальс)

  1. Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (Оркестр)

  1. Он руками машет плавно,

Слышит каждый инструмент.

Он в оркестре самый главный,

Он в оркестре — президент!     (Дирижёр.)

  1. В кинотеатре – широкий экран,
    В цирке – манеж иль арена.
    Ну, а в театре, существует,
    Площадка особая — …(Сцена)

Молодцы! Скажите, кто догадался, о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

(о театре)

Да, мы отправимся в путешествие в театр, но в театр не простой, а музыкальный и увидим в нем музыкальную сказку.

Давайте попробуем поставить перед собой цели, чего мы должны будем достигнуть к концу урока, в этом нам помогут опорные слова:

познакомиться опера-сказка

узнать либретто, соло, дуэт, хор

научиться характер героев

повторить музыкальные образы

слушать и понимать афиша

Сегодня на уроке вы узнаете, может ли сказка быть музыкальной, как музыка может изобразить какую-нибудь сказочную картину, передать характер сказочного героя, выразить его чувства и мысли. Слушая музыку, мы сможем представить себе то, о чем рассказывается в сказке. Приготовились? Тогда в путь!

3.Открытие новых знаний.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА

В музыкальном театре спектакли называются «опера» и «балет». Но посмотрите, перед входом в театр висит афиша.

А кто из вас знает, что такое афиша?

Афиша – это красочное объявление о спектакле.

А какую информацию мы можем узнать из афиши?

Давайте внимательно посмотрим на эту афишу (на слайде афиша оперы Коваля «Волк и семеро козлят»)

Скажите, с каким музыкальным спектаклем мы сегодня познакомимся?

(«Волк и семеро козлят»)

Вам знакомо это название?

(Да, это сказка)

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с оперой-сказкой «Волк и семеро козлят».

А что же такое опера?

Опера – это музыкальный спектакль, в котором все действующие лица поют в сопровождении оркестра.

В основе оперы «Волк и семеро козлят» лежит сказка.

А кто мне назовет фамилию композитора, написавшего эту детскую оперу?

(Мариан Коваль) Абсолютно верно! И всю эту информацию мы с вами узнали из афиши.

Слышали вы что-нибудь об этом композиторе? Я предлагаю вам разделиться на 2 команды, выйти к доске, в течение одной минуты вам надо прочитать сведения о композиторе, постараться запомнить их, сесть на место и коротко записать на листочке запомнившиеся факты. Проверяем вместе. Каждая команда по очереди озвучивает факт биографии композитора, не повторяться. Кто был точнее? Кто запомнил больше фактов?

А теперь давайте войдем в театр….

Посмотрите, все готово к началу спектакля: зрители сидят в зале, на сцене стоят красочные декорации, и артисты загримировались и готовы к выступлению.

Все зрители оперы получили либретто, кто из вас помнит, что это такое?

Давайте сравним русскую народную сказку и либретто оперы «Волк и семеро козлят». Одна группа будет работать со сказкой, а вторая группа с либретто оперы, заполните табличку.

Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»

1. Герои

2. Кто помог Волку изменить голос?

3. Кто спасает козлят?

4. Конец сказки (краткий пересказ)

устно

Опера — сказка «Волк и семеро козлят»

1. Герои

2. Кто помог Волку изменить голос?

3. Кто спасает козлят?

4. Конец сказки (краткий пересказ)

устно

Проверка с учителем: найти отличия сказки от текста либретто (есть новые герои, волк меняет голос по-другому, различается спасение козлят)

Назовите, пожалуйста, главных героев оперы-сказки «Волк и семеро козлят».

(мама Коза, козлята и Волк)

Правильно. Сначала мы познакомимся с Мамой-Козой и послушаем ее песню. Постарайтесь услышать имена козлят, о которых поет мама Коза.

Прослушивание Колыбельной мамы Козы

Скажите, какую песню поет коза?

(колыбельную)

Коза исполняла песню соло, то есть одна.

Сольные номера в опере – это характеристика героев.

Скажите, какой вам представилась Коза в колыбельной

(добрая, нежная, любит своих козлят)

Кто услышал имена козлят?

(Топтушка, Бодайка, Болтушка, Дразнилка, Мазилка, Всезнайка, Малыш.)

Обратите внимание, какие необычные имена у козлят. О чем они говорят?

(о характере козлят)

В опере композитор каждому козлёночку дал своё имя. Имена у них очень смешные, они все очень весёлые. И музыка первого отрывка, где мы с ними познакомимся, тоже весёлая. Это их общая песенка, хор, которой мы можем подпевать.

«Семеро, семеро, семеро козлят, Весело, весело, весело шумят:

Весело Всезнайке, весело Бодайке, Весело Топтушке, весело Болтушке,

Весело Мазилке, весело Дразнилке. Ну, давайте, братцы, Прыгать и бодаться»

(дети разучивают песенку козлят).

Педагог: Давайте послушаем этот хор, тихонечко подпевая героям оперы.

(Слушание хора «Семеро козлят», разучивание текста и мелодии с сопровождением).

Давайте познакомимся с музыкальными образами козлят.

Давайте послушаем музыкальные отрывочки, можете подпевать героям оперы. Слушание фрагмента из сцены оперы-сказки

  1. Топтушка – на месте топчется, что-то хочет сказать, а никак не решит, всем мешает, путается под ногами.

«Я на венике верхом объезжаю всё кругом.

Ты беги, Мазилка, вслед! Ну? Догонишь или нет?»

  1. Всезнайка — в музыке и танец, и песня. Козленок ласковый, умный и прилежный. Музыка спокойная, мелодичная, негромкая, темп средний, лад мажорный, ритм ровный.

«А я знаю, за лежанкой

Прячет мать с вареньем банку»

  1. Бодайка — музыка, эмоциональная, драчливая, звуки короткие, отрывистые, мелодия то вверх, то вниз, темп быстрый, веселый характер. Козленок не злой, просто любит поиграть и любит пободаться, и попрыгать, лад – мажор.

«Забодаю, забодаю!»

  1. Болтушка – музыка “несобранная”, часто меняется мелодия (болтает на разные темы), не умеет молчать, неуклюжая.

«Вот Всезнайка и Топтушка

Говорят, что я – Болтушка,

Говорят, что много вру,

А я правду говорю!»

Роль каждого козленка исполнял один артист, т.е. соло. Но в опере могут петь одновременно много певцов. Как мы, скажем, поет… ?

(хор)

«Целый день поём, играем –

Очень весело живем,

Очень весело живем!»

  1. Дразнилка – музыка “вредная”, задорная, вздорная, дразнящаяся.

«У Мазилки нос грибом!»

  1. Мазилка – музыка жалобная, плаксивая, писклявая.

«Не дразни меня! Не дразни меня!»

Вот какие разные козлята. Что помогает их охарактеризовать?

узыка)

Давайте познакомимся с самым маленьким козленком, его зовут Малыш.

Слушание темы Малыша и Военного марша

«Стойте, друзья, комадиром стал я!

По команде стройтесь в ряд!

Начинаем наш парад!»

Скажите, почему композитор в характеристику героя включил Военный марш?

(потому, что Малыш представляет себя командиром на параде, он вместе с козлятами марширует под звуки военного марша)

Физминутка:

(мальчики и девочки маршируют под звуки Военного марша)

5.Вокальная работа

Итак, мы познакомились с козлятами, узнали их характер. А теперь, я предлагаю вам разыграть фрагмент оперы, а именно, заключительную сцену, где звучит хор козлят. Скажите, как заканчивается сказка «Волк и семеро козлят»? (Ответы детей). Козлята живы, они радуются и поют финальную песню все вместе, то есть хором.

Разучивание попевки «Семеро козлят» из оперы-сказки «Волк и семеро козлят»

Молодцы! Замечательный финал оперы получился у нас. Каждый спектакль в музыкальном театре заканчивается аплодисментами, которые благодарные зрители дарят актерам. Давайте и мы подарим друг другу аплодисменты.

6. Работа в парах. Прием «Ассоциации»

Сейчас вы получите картинку с изображением козленка.

Ваша задача: рядом написать по три слова-ассоциации к данному образу козленка.

Результаты работы: каждый представляет своего героя, не называя имени. Класс должен отгадать имя козленка.

7. Подведение итогов урока:

Давайте обратимся к нашим целям, достигли ли мы их?

  1. Как называется музыкальный спектакль, в котором все персонажи поют?

  2. Как называется опера, с которой мы познакомились сегодня?

  3. Кто композитор оперы?

  4. Как называется красочное объявление о спектакле?

  5. Как в опере или балете называется краткое содержание спектакля?

8. Рефлексия.

Чемодан Мясорубка Корзина

На столе у меня стикеры с написанными на них понятиями, которые мы изучали на уроке, выберите, понравившиеся вам и прикрепите их:

чемодан – это то, что вы возьмёте с собой, это нужно вам;

мясорубка – эти знания вы переработаете, осмыслите, остались ещё какие-то вопросы;

корзина – эти знания вам не нужны в жизни, вы их выкидываете из головы.

(опера, соло, хор, дуэт, песня, танец, марш, композитор, Коваль, спектакль, афиша, либретто, сказка, музыкальный образ, характер)

Этапы урока

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению
планируемых результатов

Деятельность  учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

УУД (кодификатор УУД)

1.Организационный
момент

Психологическая

и
мотивационная подготовка

к усвоению
изучаемого материала

Приветствует
учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; настраивает на учебную
деятельность.

Слушают
учителя.

Демонстрируют
готовность к уроку, организуют рабочее место (проверяют наличие учебника,
рабочей тетради, школьных принадлежностей)

Фронтальная,
индивидуальная

Л-организация
форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества

2. Проверка
домашнего задания


Представьте небольшой спектакль по сказке «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка».

Предлагает
продемонстрировать 1 часть сказки группе учащихся

Представляют
инсценирование 1 части сказки.

Групповая

Л -проявляют интерес к урока литературного чтения

3.
Мотивация учебной деятельности (Постановка цели и задач)

-Вы
узнаете, о чём пойдёт речь на уроке, если отгадаете загадку:

Легенда,
приданье народное,

Ребята её
обожают,

Родители,
если свободные,

Её тебе на
ночь читают. (Сказка)

— На уроке
мы познакомимся с замечательной сказкой «Иван-царевич и Серый
волк». В сказках очень часто главным героем выступает волк. Попробуем
вспомнить эти сказки, их авторов, и дать характеристики герою:

1.»
Красная Шапочка»

-Кто автор
сказки? Дать характеристику волку.  (Ш.Перро, волк злой, хитрый).

2.»Три
поросёнка»(Ш.Перро, волк злой, хитрый).

3.»Волк
и семеро козлят» (Русская народная сказка, волк злой, хитрый)

4.»Волк
и лиса» (Русская народная сказка, волк добрый, отзывчивый)

— Вы
обратили внимание, что только в одной сказке волк положительный герой? Как вы
думаете, почему?

— Во многих
русских народных сказках главного героя звали Иваном. Вспомним сказки с
участием Иванушек:

1.
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (Русская народная сказка,
Иванушка добрый, ласковый, непослушный)

2.»Иван
Крестьянский сын и чудо-юдо» (Русская народная сказка, Иван храбрый,
смелый, добрый)

3.»Сивка-
Бурка» (Русская народная сказка, Иван храбрый, смелый, добрый)

— Что общего
у героев сказок? (они добрые, помогают людям)

Предлагает
отгадать загадку.

Озвучивает
тему урока.

Предлагает
сформулировать цель.

Предлагает
вспомнить сказки, в которых главными героями были: волк, Иванушка. Дать им
характеристику.

Отгадывают загадку. 
Формулируют цель урока.

Отвечают на
вопросы

.

Вспоминают
сказки, и авторов этих сказок. Дают характеристики героям.

Фронтальная,
индивидуальная

К –
планируют учебное сотрудничество

с учителем
и сверстниками.

Л –
понимают значение знаний для чело-века; имеют желание учиться; проявляют
интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

4.
Актуализация знаний

Но вернемся
к нашей сказке. Знакома ли вам эта картина? (показ иллюстрации на слайде)

-Её написал
замечательный русский художник В.Васнецов.

-Кто
изображён на картине?

— Где
находятся герои?

-Какие
чувства испытываете вы, глядя на картину?

— Что вы
можете сказать о главных героях и их отношениях? (Серый волк    помогает
Ивану царевичу)

— Как вы
думаете, почему в других сказках волк злой и жестокий, а в этой он стал
верным другом? (Хорошее отношение).

— Какие
пословицы о хорошем отношении вы знаете? ( Доброе слово и камень точит; Плохо
тому, кто добра не делает никому)

Физкультминутка

Предлагает
рассмотреть иллюстрацию сказки, ответить на вопросы.

Предлагает
вспомнить пословицы о хорошем отношении

Организует
проведение физкультминутки

Рассматривают
иллюстрацию, вспоминают, если кому-то из учеников уже знакома данная сказка.

Отвечая на
вопросы учителя, описывают  иллюстрацию к сказке.

Вспоминают
пословицы о хорошем отношении

Выполняют
движения согласно инструкции учителя

Фронтальная

Р — постановка
учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено
учащимся

К –
обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для
партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью
получения необходимой для решения проблемы

5.
Первичная проверка понимания

Учебник
с.28-38

Словарная
работа по ходу сказки:

Караулы
(учебник)

Похитник (
похититель, кто ворует) устар.слово

Задолит
(одолевает)

Позарился
(пожелал владеть этим)

Наутек
(учебник)

Предлагает
открыть учебник.

Следить и
слушать внимательно сказку.

Предлагает
объяснить значения слов

Открывают
учебник. Слушают. Следят за чтением.

Дают
объяснения непонятным словам

.

Индивидуальная

Л – осознают свои возможности в учении; способны адекватно
рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с
усилиями, трудолюбием

6.
Первичное закрепление


Понравилась вам сказка?

-Изменилось
ли ваше отношение к героям?

— Можно ли
назвать эту сказку волшебной? Почему?

1.
волшебный помощник (Серый волк, жар-птица)

2.предмет 
из золота (яблоки, клетка, уздечка)

3.Наличие
числа 3 (3 испытания, 3 сына)

— На какие
3 части можно разделить текст?

1.
Похищение яблок. (с. 28 – 29 до слов Это, батюшка…)

2.Испытания
Ивана- Царевича.(с.29 -37 я тебе еще пригожусь)

3.
Справедливость. (до конца)

Предлагает
ответить на вопросы

Предлагает
разделить текст на смысловые части

Отвечают на
вопросы учителя.

Делят текст
на смысловые части

Фронтальная,
индивидуальная

П –
осуществляют

анализ,
синтез, сравнение, обобщение, классификацию, поиск необходимой информации,
моделирование и преобразование моделей разных типов (схемы, знаки и т. д.);
устанавливают причинно-следственные связи;

7. Домашнее
задание

-Дочитать
сказку до конца, нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.

Дает
комментарий к домашнему заданию

Задают
уточняющие вопросы.

Записывают
домашнее задание в дневники.

Фронтальная

Р –
принимают

и сохраняют
учебные задачи

8.
Рефлексия (подведение итогов уроков)

Сказка
ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

-Чему
научила вас эта сказка?

– Как вы
оцениваете свою деятельность на уроке?

– Как
оцениваете деятельность класса?

Побуждает к
высказыванию своего мнения.

Отмечает
степень вовлеченности учащихся

в работу на
уроке.

Рассуждают,
отвечают на вопросы учителя

Фронтальная,
индивидуальная

П –
ориентируются

в своей
системе

знаний.

Р –
оценивают собственную деятельность

на уроке.

Л –
проявляют интерес к предмету

  • Текст сказки алиса в стране чудес
  • Текст сказка у солнышка в гостях текст с картинками
  • Текст сказки ашик кериб разделить на части
  • Текст сказки барышня крестьянка а с пушкин
  • Текст сказка о царе салтане о сыне его славном гвидоне и о царевне лебеде