Текст сказки носова живая шляпа

Ответы на вопросы учебника литературное чтение 2 класс, 2 часть, климанова, виноградская, страницы 152-153. маленькие и большие секреты страны литературии.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страницы 152-153. 

Маленькие и большие секреты страны литературии. Раздел «Жизнь дана на добрые дела»

УКМ «Перспектива»

1. Над чем заставили тебя задуматься произведения раздела?

Эти произведения заставили меня задуматься о том, что человек должен помогать другим людям. Не только друзьям или родственникам, но вообще всем.

Человек должен быть честным, отзывчивым и жить по совести. Должен творить добро.

2. Какие качества характера ты хотел бы в себе воспитать? На кого из героев прочитанных рассказов ты хотел бы быть похожим, с кем подружиться?

Я бы хотела воспитать в себе такие качества характера, как отзывчивость, бескорыстие, честность, щедрость, сострадание.

Я бы хотела походить на мальчика из рассказа «Просто старушка» и на героев рассказа «Фантазёры», потому что они помогали другим бескорыстно.

Я хотела бы подружиться с Мишуткой и Стасиком, потому что они добрые и весёлые. С такими друзьями не заскучаешь и они всегда помогут в трудную минуту.

3. Как ты понимаешь пословицу Красив тот, кто красиво поступает?

Человека нужно оценивать не по внешности, а по поступкам. Если человек поступает красиво, хорошо, то и сам растёт в глазах окружающих, становится привлекательным, красивым.

А злой красавец вызывает отвращение.

4. Весёлые или грустные рассказы написал Носов? Нравятся ли тебе герои его произведений?

Николай Носов писал очень весёлые, смешные рассказы. Мне нравятся его герои.

5. Подумайте с друзьями, что такое юмористическое произведение.

В юмористическом произведении автор показывает людей и их недостатки в смешном виде. Герои попадают в нелепые ситуации, вызывают смех у читателя.

6. Ты уже знаком с некоторыми произведениями Носова. Попробуй рассказать о них, используя вопросы:

Какие рассказы Носова ты читал? Какой тебе запомнился? Почему?

Я читала рассказы: «Затейники», «Фантазёры», «Огурцы», «Живая шляпа», «Мишкина каша».

Мне больше всего запомнился рассказ «Мишкина шляпа», потому что там очень много комичных эпизодов. Это самый смешной рассказ, который я читала.

Кто главные герои его произведений? Хочется ли тебе ещё раз встретиться с ними?

Герои его произведений обычные мальчики и девочки. С ними часто случаются смешные ситуации, но они всегда стараются поступать правильно.

Я бы хотела встретить таких весёлых ребят, как Стасик и Миша из рассказа «Фантазёры»

Как ты думаешь, Носов писал свои юмористические рассказы только для того, чтобы посмешить читателя? О чём произведения Носова?

Носов писал рассказы не только для того, чтобы насмешить, но и для того, чтобы научить детей поступать правильно.

Его рассказы о том, как поступать честно, по совести, помогать другим и не обижать слабых.

7. Рассмотри иллюстрацию. Вспомни, к какому произведению Носова она сделана. Восстанови последовательность событий рассказа. Опиши мальчиков. Какие они: находчивые, любопытные, смелые, трусливые? Составь план и перескажи рассказ.

Эта иллюстрация к рассказу Носова «Живая шляпа».

Герои рассказа два мальчика, Вовка и Вадик. Они весёлые и смелые. Они попали в неожиданную ситуацию — шляпа ожила. Поэтому в первый момент мальчики напугались. Но они взяли себя в руки и атаковали шляпу. 

А преодолеть свой страх может лишь очень смелый человек.

План пересказа рассказа «Живая шляпа»

  1. Падение шляпы.
  2. Шляпа ползёт.
  3. На диване.
  4. Побег.
  5. Вовка боится.
  6. Клюшка и лыжная палка.
  7. Картошка
  8. Васька

Пересказ рассказа «Живая шляпа» для 2 класса

Вовка и Вадик рисовали за столом, когда что-то упало. Это была шляпа, которая слетела с комода.

Вовка пошёл поднять шляпу, но вдруг закричал, что шляпа живая, и что она ползёт.

Вадик подошёл к шляпе и увидел, что та действительно ползает.

Мальчик испугались и запрыгнули на диван. Но шляпа тоже двинулась к дивану.

Тогда ребята выскочили из комнаты и захлопнули дверь. Они спрятались на кухне. Вовка стал ныть и говорить, что пойдёт домой. Но Вадик остановил его. 

Он предложил вооружиться и напасть на шляпу. Мальчики взяли клюшку и лыжную палку и вошли в комнату. Шляпа лежала неподвижно и не реагировала на крики и стук по полу.

Тогда ребята набрали картошки и стали издалека бросать в шляпу.

Одна картофелина попала и шляпа подскочила. Раздался истошный крик и из-под шляпы выскочил котёнок Васька. Когда шляпа упала, она накрыла его и поэтому двигалась.

Мальчики рассмеялись и стали гладить котёнка.

8. В чём разница между понятиями добрые дела и добра наживать? Как вы понимаете разницу между словами Добро, Доброта, Добрый, Добротный, Добренький?

Добрые дела: которые приносят добро другим людям.

Добра наживать: значит делать добро себе.

Добро: что-то очень хорошее, приятное. Но также материальные ценности.

Доброта: качество человека, способность творить добро.

Добрый: характеристика человека, делающий добро.

Добротный: хорошо, качественно сделанный.

Добренький: уменьшительно-ласкательное слово к понятию добрый. Может использоваться с иронией: 

На вид он добренький, а на самом деле злой.

1

Тема урока: Н.Н.Носов «Живая шляпа»

Цели:

Образовательная: знакомство обучающихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”

Развивающая: развитие критического мышления, памяти, воображения, речи

$

Воспитательная: создание условий для формирования интереса к чтению.

Задачи:

  • формировать умение выдвигать гипотезы, предположения, аргументировать свою позицию

  • $развивать умение составлять кластер

  • формировать умение прогнозировать развитие сюжета произведения

  • формировать умение определять эмоциональную окрашенность произведения, давать характеристику поступков героев

  • развивать умение определять последовательность происходящих действий в рассказе

  • развивать умение выбирать нужное слово из предложенных для оценки героев;

  • развивать умение соотносить смысл пословицы с содержанием произведения

  • подвести детей к осознанию тог$о, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией

  • формировать умение оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей

$

Тип урока: урок изучения нового материала.

Личностные: проявлять интерес к чтению литературных произведений; допускать существование других точек зрения.

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; оценивать результаты своих действий и результаты работы сверстников, планировать собственную деятельность и контролировать свои действия

$ Познавательные: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя, осознавать сущность и значение произведения, понимать читаемое, фиксировать прочитанную информацию в виде иллюстраций, пользоваться условными знаками для передачи информации.

Коммуникативные: строить диалог в паре; аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства; строить связное высказыван$ие; принимать и сохранять цель деятельности пары, проводить аналогии со своим поведением в различных ситуациях; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, через сеть Интернет.

Методы и формы обучения.

Технологии: игровые, системно- деятельностного подхода, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, разноуровневой дифференциации, ИКТ, технология критического мышления.

Методы: стимулирован$ие мотивации учащихся, проблемные, моделирования.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, парные, групповые.

$

Средства обучения: экран, мультимедийный проектор, презентация, магнитная доска, карточки с заданиями, текст на отдельном листке, карточки с названиями произведений Н.Н.Носова, шляпа, карточки для моделирования.

  1. Организационно- мотивационный момент

Основная задача этапа: подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности чере$з ситуации самоопределения, выбора и принятия решения.

$

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодейс-твия

УУД

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

— Давайте улыбнемся друг другу.

Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут$: внимание, находчивость, смекалка.

Демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Регулятивные: контролируют свои действия

$

  1. Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала

Основная задача этапа: обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся

Установка:

Посмотрите на доску.

Как зовут этого человека?

Подсказка: он автор рассказов: «Фантазёры», «Заплатка», «Витя Малеев в школе и дома».

Это — Н.Н. Носов.

Я предлагаю послушать выступление Попова Ромы о творчестве Носова$

— Давайте вспомним, какие рассказы для детей написал этот замечательный писатель?

Загадка

Отгадайте загадку:

Сижу верхом,
Не ведаю, на ком.
(Шляпа)

Какие ассоциации возникают у вас при слове шляпа?

(головной убор, омоним)

Проблемный вопрос: (Стратегия “верите ли вы в то, что..”)

— Верите ли вы в то,$ что бывают живые шляпы?

— Найдем ответ на вопрос в рассказе Н.Н.Носова.

-Как вы думаете в каком?

Целеполагание

-Следовательно, тема урока какая?

— Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос: бывают ли живые шляпы?

Варианты ответов детей

Презентация о творчестве Н.Носова (Рома Попов)

Обучающиеся называют тему урока, формулируют цели урока:

-познаком$ить-ся с рассказом

-понять его содержание (о ком? и о чем?)

— активно работать и помогать друг другу

Фронтальная

Регулятивные: планируют собственную деятельность.

Коммуникативные: находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, через сеть Интернет.

Познавательные: $разгадывают загадки.

Регулятивные: формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы

$Коммуникативные: строить связное высказывание

3. Этап изучения нового учебного материала

Основная задача этапа: создать условия для освоения учащимися логически и содержательно законченного фрагмента учебного содержания предметного и метапредметного характера, добиться усвоения и осознания учащимися путей, способов, средств, с помощью которы$х осуществляется учебная деятельность

— Итак, сегодня мы познакомимся с одной историей, которая произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

Стратегия “Чтение с остановками”

— Знакомиться с текстом будем по частям, с остановками.

Прослушивание 1-ой части (до слов “увидели возле комода шляпу”)

$

Словарная работа

Комод — низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей

— Что произойдет дальше?

Прослушивание 2-ой части (до слов “Вовка за ним”)

— Как далее будут развиваться события?

-Что шляпа будет делать в дальнейшем?

-Смогут ли ребята преодолеть свой страх?

Чтение 3-ей части (до слов “ну, пойди, посмотри”)

— Что решили мальчики: почему двигается шляпа? $

— Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель?

— Как далее будут развиваться события?

-Возвратятся ли ребята в комнату?

-Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?

Прослушивание 4-ой части (до слов “шляпа как подскочит кверху”)

— Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы?

5-я часть (читают обучающиеся самостоятельно)

Итог:

Физпауза.

К шляпе дружно подойдем,

$Ее взглядом обведем!

С нами, шляпа, не шути,

Ты не прыгай, не скачи!

Поскорей открой секрет-

Ты живая или нет?

Слушают произведение,

прогнозируют развития сюжета, последнюю часть читают самостоятель-но. Отвечают на вопросы учителя.

Ищут значение слов в приучебном словаре

$

фронтальная

индивидуальная

Познавательные: пользоваться приёмами анализа при изучении небольших литературных текстов с опорой на вопросы учителя Коммуникативные: строить связное высказывание; оценивать поступок героя, учитывая его мотив

Коммуникативные: строить связное высказывание;

находить нужную информацию через словари.

4. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного

Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала учащимися

— Понравился ли вам рассказ?

— Как вы думаете, этот рассказ смешной или страшный?

$

— Кто у вас вызвал смех, а кого было жалко?

— Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой?

— А вы догадывались?

— А как? (в начале рассказа подсказка автора).

ответы детей

Фронтальная

$

5. Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения

Основная задача этапа: создать условия для проверки понимания материала учащимися

$ Задание на размышление

— Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

1 ряд. Характеристика героев.

— Какие были Вова и Вадик? Выберите слово. Объясните.

трусы

фантазёры

чудаки

смелые

милосердные

жестокие

мудрые

Как сказать по-другому, что вам страшно? А если страх прошёл?

2 ряд. Как вы понимаете фразеологизмы? Подходят ли они к нашему рассказу? К какой части текста?

Как гора с плеч свалилась — почувствовать облегчение, избавиться от тягостных переживаний.

Как осиновый лист дрожать — дрожать от страха.

Мороз по коже — возникает неприятное ощущение от страха.

Прийти в себя — упокоиться, перестать волноваться.

Стратегия «Мой эпиграф.»

3 ряд. Собери пословицу, подумай, какая из них подходит к рассказу:

«Храбрость стоит – трусост$ь бежит.»

«У страха глаза велики.»

«Трусливому зайке и пенёк волк.»

С какой целью автор предлагает нам этот рассказ?

Если человек трус, любое дело ему кажется страшным. Любая вещь его может напугать. Страх может превратиться в комическую ситуацию.

Объясните значение слов.

— Приходилось ли вам испытывать страх$? Когда?

— Что нужно делать, чтобы не бояться ничего?

Итог: Надо преодолевать страх

Стратегия «Синквейн»

шляпа

серая, живая

лежит, ползёт, мяукает

под шляпой был котёнок

радость

вариант: у страха глаза велики

смех, ура

Работают в группах: Обучающиеся пытаются самостоятельно охарактеризовать мальчиков.

Затем под$бирают предложенные учителем слова для характеристики героев, работают с пословицами и фразеологизмами.

Работа со словарем.

работа в парах

$

Личностные: допускать существование других точек зрения

6. Инструктаж о выполнении домашнего задания

Д/З 1. Подготовиться к чтению рассказа Н.Носова «Живая шляпа» по ролям.

2. Вспомнить и рассказать историю о вашем четвероногом друге.

$

Рефлексивно-оценочный этап (подведение итогов урока)

Презентация – тест + ключ к тесту

$1) Как звали котенка?

А) Мурзик

Б)  Васька

В)  Матроскин

2) Что делал котенок в начале рассказа?

А) сидел на полу возле комода?

Б) спал на диване

В) играл с мальчиками

3.Как звали мальчиков-героев рассказа?

А)Иван Иванович и Степан Степанович

Б)Толя и Коля

В) Володя и Вадик

4.Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой

$А) огурцы

Б)картофель

В)помидор

5.Почему автор назвал рассказ «Живая шляпа»?

а) она была волшебная

б) под ней сидел котёнок

в) шляпу дёргали за верёвочку

Самопроверка

— Быв$ает ли живая шляпа?

-Оцените свою работу $на уроке.

Я хочу похвалить…Я бы ему поставил…

Выставление отметок

Настроение после урока

Презентация на доске

Спасибо за сотрудничество!

работают на листочках

Заполняют лист самооценки.

Оценивают друг друга.

С помощью движений оценивают настроение после урока.

$

Личностные: оценивать свою работу на уроке.

Коммуникативные: давать характеристику работе других обучающихся

На чтение 6 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Николай Носов “Живая шляпа”

15 Июня 2017

Книги Н. Носова занимают особое место в детской литературе. Он писал для детей разного возраста, да и взрослые с удовольствием читают его произведения.

Его герои – дети-непоседы, дети-выдумщики, которые попадают в разные курьезные ситуации. Писатель создает яркие, живые характеры. Ситуации, описанные в его произведениях, вполне могли произойти с каждым из нас, это делает их близкими и понятными читателю. Можно отметить способность понимать детей, умение разговаривать на их языке, естественность повествования в манере его письма.

Носов долгое время работал в сфере кинематографии, в литературу, по его словам, пришел случайно. Родился сын, и первые произведения были для него и его друзей-дошкольников. А разве можно писать плохо для собственного ребенка? Наверное, поэтому в книгах Носова чувствуется любовь и уважение к детям.

«Живая шляпа» написана в лучших традициях русской классической литературы. Издательство «Мелик-Пашаев» не случайно выбрало ее для издания в серии «Тонкие шедевры для самых маленьких». С самого начала читатель понимает, почему шляпа двигается, не понимают этого только незадачливые герои рассказа Володя и Вадик. Когда шляпа поползла к ним, они оба заскочили на диван от страха.

Конечно, шутка ли шляпа сама по себе двигается! Они придумывают разные планы противостояния непонятному явлению. Хотели кочергой ударить по ней, хорошо, что шляпа вовремя замерла, а то бы Ваське несдобровать. А вот картошка все-таки достигла своей цели, тут уж Васька не стерпел, подпрыгнул и закричал на своем кошачьем языке. Мальчишки догадались, в чем дело и обрадовались.

Тайна живой шляпы была раскрыта.

Рассказ чрезвычайно динамичен, по мере того, как страшнее становится героям, ситуация становится все комичнее. Меру страха можно измерить теми орудиями, которые они готовили против беззащитного котенка. И даже зная заранее о коте Ваське, читать все равно интересно и смешно. А может быть, кто-то узнал себя в героях рассказа?

В этом произведении Н. Носов показывает глубокое понимание психологии и умственной работы ребенка. Герои рассказа – обычные мальчишки, которых читатель встречает в своей жизни каждый день, а эти вот стали героями рассказа.

Он тонко чувствует душу ребенка и понимает, как важна его роль в воспитании детей, поэтому к творчеству относится предельно ответственно и считает его важным для общества. Носов рассказывал, что удивился, увидев рядом с собой мир детства в лице своего сына. А настоящий писатель и художник начинается именно с удивления.

Важно

Рассказ Носова о детях, для детей и для их родителей, потому что родителям тоже не помешает вспомнить то время, когда они были маленькими. Рассказ «Живая шляпа» поможет в этом как нельзя лучше.

Купить книгу Живая шляпа

Иллюстрации к этому рассказу выполнены художником И. М. Семеновым, который известен как мастер карикатуры и главный редактор журнала «Веселые картинки». Рисунки помогают полнее почувствовать комизм ситуации. Если бы мальчишки сразу увидели, что у шляпы вырос хвост, то быстрее догадались бы, в чем дело.

Книга, созданная веселыми и творческими авторами, достойна занять место на книжной полке.

Источник: https://womensec.ru/articles/books/dlya-detey-ot-2-let/nikolay-nosov-zhivaya-shlyapa.html

Читательский дневник краткие ответы 2 класс

Обратите внимание, что в готовом дневнике ребенку предлагается кротко ответить на вопросы.

Читайте также:  «Трагическое и лирическое в романе И. А. Гончарова «Обломов»»

Золотой ключик или приключения Буратино Алексея Николаевича Толстого.

Краткое содержание рассказа

Двое приятелей, Вовка и Вадик, сидели за столом и увлеченно разукрашивали, когда за их спиной раздалось странное шуршание. Они оторвались от своих дел и обнаружили, что шляпа со шкафа оказалась на полу. Казалось бы, произошло событие, в котором нет ничего необычного. Вовка решил положить ее туда, где она находилась прежде. Но тут случилось то, чего они совсем не ожидали! Головной убор пополз прямо на них. Мальчики так испугались, что запрыгнули на кушетку, а шляпа, как ни в чем не бывало, выползла в центр зала. Вовка, заикаясь, сообщил, что он уходит, хотя Вадик и пытался найти логическое объяснение всему происходящему. Он подумал, что это чья-то шутка, и вещь кто-то дергает за веревочку.

Однако, когда выяснилось, что она передвигается самостоятельно, мальчики решили защищаться при помощи подручных предметов — кочерги и лыжной палки, а потом и вовсе стали бросать в нее картошку.

kratkoe-soderzhanie-n-nosov-zhivaya-shlyapa.jpg

Друзья защищаются от непрошенного гостя

Когда Вадик попал точно в цель, из-под загадочного предмета раздался звук «мяу» и показался кошачий хвост. Тут-то мальчики и догадались, что произошло: котенок Васька сидел у комода и на него упал головной убор, из-под которого выбраться ему не удавалось, вот он и скитался по комнате.

kratkoe-soderzhanie-n-nosov-zhivaya-shlyapa2.jpg

Из-под шляпы появился котенок

Воспитательное значение рассказа

Несмотря на кажущуюся простоту и незначительность описанной ситуации, из произведения дети могут извлечь несколько уроков. Во-первых, главные герои – смелые, деятельные мальчики. Преодолев свой страх, вызванный фантазиями, они стали искать логическое объяснение увиденному. Например, решили, что кто-то просто дергает шляпу за веревку. Важно и то, что мальчики решили вместе докопаться до правды, и собравшийся было убежать домой Вовка остался вместе с другом. Взаимовыручка, смелость, смекалка помогут найти выход из любой ситуации, подчеркивает Носов.

«Живая шляпа» — рассказ и о том, какая прекрасная пора детство, когда можно быть искренним и непосредственным.

Отзывы о книге

Интересный рассказ, даже поучительный. После пережитого приключения, думаю, ребята уже не будут бояться чего-то необычного. Вместо этого они сразу выяснят суть дела. Автор затронул важные темы, необходимые для формирования характера ребенка: смелость, храбрость, решительность. На примере героев показано, что нужно действовать сообща, не бросать друга, даже если очень страшно. Я рекомендую прочитать всем без исключения этот рассказ. Предварительно можно ознакомиться с аннотацией, узнать суть книги и сколько в ней страниц.

Кристина

Я с удовольствием прочла этот рассказ. Мальчики не выходя из дома получили интересный опыт. У меня на обложке книги была картинка к рассказу Носова «Живая шляпа», где изображен котенок, а на нем — шляпка. Поэтому я сразу догадалась в чем суть, а жаль. Хотелось бы вместе с ребятами постепенно понять, в чем дело. Но зато я узнала некоторые новые слова, их значение (например, слово «швырять» — не слышала его ранее). Я советую прочитать этот рассказ, а еще «Фантазеры» и сказку «Клякса».

Любовь

Недавно в классе мы читали это произведение, даже нарисовали рисунок. Мне оно очень понравилось. История увлекательная и веселая. У меня книга была с иллюстрациями, отчего

УМК «Школа России»

Урок литературного чтения по теме «Герои – сверстники. О жизни детей, их дружбе и товариществе» 2 класс

Н.Н. Носов «Живая шляпа»

Автор: Хохлова Ирина Борисовна, уч$итель

начальных классов

МОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска

Алтайского края»

$

Новоалтайск 2010

Цель: Формировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего

$прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой, обладающего

определённой начитанностью.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с содержанием произведения Н. Н. Носова “Живая шляпа”.

  2. Подвести детей к осознанию того, что страх к неизведанному может обратиться комической ситуацией.

  3. Формировать умение выдвигать предположения, сравнивать, аргументировать своё мнение.

  4. Развивать критическое мышление, память, воображение, речь.

  5. Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотруд$ничество.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: медиапроектор, экран, презентация.

Используемые учебные пособия, литература:

  • Калейдоскоп юбилейных дат: Сборник сценариев для проведения массовых мероприятий в школьных и детских библиотеках.- М.: Школьная библиотека, 2006.-240с.

  • На$чальная школа: Справочник школьника: Учеб. изд. для 1-4 кл. /Сост. Бирюкова А.А., Синицына Е.И. – М: Филолог. об- во «Слово»: Компания «Ключ – С»: АСТ, 1999 – 640 с.

  • Ожегов С.И. Словарь русского языка. М. : Рус.яз., 1989 – 750 с.

  • Родная речь, 2 класс: Учеб. для 2 кл. общеобразоват. учреждений/ М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова — М.$: Просвещение, 2006.

Педагогические технологии:

  • объяснительно – иллюстративного обучения;

  • словесной продуктивной и творческой деятельности;

  • педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);

  • информационно- коммуникативная технология.

Ожидаемые результаты:

  • п$овышение активности на уроках;

  • улучшение результатов обучения;

  • развитие творчества у учащихся.

Содержание урока

1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

— Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, н$аходчивость, смекалка.

2. Целеполагание.

(Слайд № 2)

$

-Рассмотрите внимательно фото, и попробуйте понять каким, был человек, изображённый на слайде. Лицо отражает жизнь. Обратите внимание на глаза, улыбку. Какие они?

-Для кого знакомо имя автора?

-Есть ли у вас дома книги Николая Николаевича Носова?

(Слайд № 3-4)

-Есть писатели, произведения которых намного переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится Никола$й Николаевич Носов. Несмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самых популярных и любимых детьми авторов. Обратите внимание на его произведения. Я думаю, что вы уже познакомились с некоторыми их них.

(Слайд № 5-6-7)

Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе. Но ег$о сильно влекло искусство, но поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, ваши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории.

— Всё ли вам понятно в моём рассказе?

Актёр – артист – исполнитель ролей в театральных представлениях, в кино, на телевидении

$

Институт – высшее учебное заведение.

Кинематография – искусство воспроизведения на экране заснятых на плёнку движущихся изображений, которые создают впечатления живой действительности.

Режиссёр – творческий работник, руководитель театральных, зрел$ищных программ.

Ровесник – человек одинакового возраста с кем-нибудь, сверстник.

$ -Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова.

(Слайд № 8-9)

$По его произведениям созданы мультипликационные фильмы.

(Слайд № 10)

-Прочитайте предложение. Какое сочетание слов вызывает интерес, кажется необычным? Верите ли вы в то, что бывают живые шляпы?

-А вот автор считает, что может. Николай Носов написал очень много детских забавных историй, которые могли приключиться с каждым из вас. Сегодня мы познакомимся с одной из них. Она произошла с такими же ребятами, как вы, когда они сидели дома.

-С чего начнем работу?

-Что для этого нужно сделать?

-Чему я учусь сегодня на уроке?

— Как учиться читать?

3. Прогнозирование содержания по заголовку.

-Можете ли вы по назван$ию рассказа определить, о чем пойдет речь? (запись предложенных ответов на доске)

Словарная работа

-В тексте встретятся слова, давайте уточним их значение

(Слайд № 11)

$ Комод — низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.

Кочерга — железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива в печи.

Треснуть — ударить.

Плюхнуться – тяжело сесть, упасть.

4. Физминутка

«Пи$рамидка»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда$ ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

5. Чтение учителем + прогнозирование развития сюжета.

(Читают учитель и хорошо читающие дети, остальн$ые учащиеся следят по тексту. В ходе чтения учитель делает остановки, дети думают над тем, как дальше будут развиваться события.)

— Читать текст будем по частям, с остановками.

Чтение 1-ой части (до слов “увидели возле комода шляпу”)

— Что произойдет дальше?

Чтение 2-ой части (до слов “Вовка за ним”)

— Как далее будут развиваться события?

Что шляпа будет делать в дальнейшем?

-Смогут ли ребята преодолеть свой страх?

Чтение 3-ей части (до слов “ну, пойди, посмотр$и”)

Есть ли разница в значении слов: напугаться, трястись от страха. Какое выражение использует писатель?

— Как далее будут ра$звиваться события?

-Возвратятся ли ребята в комнату?

-Как будут защищаться, если шляпа набросится на них?

Чтение 4-ой части (до слов “шляпа как подскочит кверху”)

— Чем закончится произведение? В чем секрет живой шляпы?

(Слайд № 12)

5-я часть (рассказывает учитель)

6. Анализ произведения, выборочное чтение.

-Понравился ли вам рассказ? Чем? Как менялось настроение мальчиков?

$- Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? Докажите словами из текста.

— А читатели?

-Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу.

— Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа?

— Какие они были по характеру?$

Чтобы понять характер героев, отношение к ним автора, давайте проследим, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как о них рассказывает.

— Что же испугало мальчиков?

— Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми? Найдите в тексте слова, которые говорят об этом.

— Приходилось ли вам испытывать страх? Когда? Случались ли с вами такие необычные истории, кода было страшно, а затем смешно?

-Как можно побороть$ свой страх?

— Какая пословица наиболее удачно подходит к содержанию рассказа?

(Слайд № 13)

  • Волков бояться – в лес не ходить.

  • $Семь раз отмерь – один раз отрежь.

  • У страха глаза велики.

-Определите идею (главную мысль рассказа).

-Значит, они испугались того, что обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.

— Как повели себя дети в первый момент, когда увидели «живую» шляпу?

Найдите слова, характеризующие их пове$дение.

Запись на доске: 1. Испугались

$ — Почему сначала они боялись, даже убежали на кухню, а потом стали нападать на шляпу?

— Оказавшись на кухне, изменили ли они своё поведение?

Давайте прочитаем диалог на кухне.

— Какое чувство испытали мальчики, когда узнали «секрет» шляпы?

Запись на доске: 2. Осмелели.

— Почему Вадик стал обнимать котёнка, ласкать его?

Запись на доске: 3. Обрадовались.

— Как бы вы поступили, оказавшись на месте героев произведения?

— Как автор относится к своим$ героям?

Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

7. Итог урока. Рефлексия

$-Как называется рассказ, который мы читали? Кто его написал?

— Можете ли посоветовать друзьям прочитать это произведение, почему?

-Вернемся к вашим высказываниям и посмотрим, есть ли совпадения в ваших ответах с замыслом автора?

$-Есть и небольшие расхождения. Но все мы разные, мыслить одинаково не можем, у каждого своё мнение.

— Как вам кажется, легко ли быть хорошим читателем?

— Что для этого нужно? (хорошо читать, думать, выражать свои мысли вслух)

-Оцените свою работу на уроке.

-Продолжите предложение:

Мне было интересно…

Мне захотелось…

Я узнал, что ….

У меня получилось…

-На следующем уроке мы продолжим работу над данным произведением. Спасибо за сотрудничество на у$роке.

8. Домашнее задание: прочитать текст по ролям, нарисовать рисунок: каким вы представили себе котенка.

г.Людиново, 2020.

Цель:  создать условия для ознакомления с рассказом Н.Носова «Живая шляпа»; способствовать развитию навыков чтения, умения воспринимать информацию на слух.

Оборудование для учащихся: конверты с пословицами, карточки розового и жёлтого цвета, раскраска (шляпка) для этапа рефлексии, учебник по литературному чтению Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др. «Литературное чтение» 2 класс, часть 2 (УМК «Школа России»).

Дидактическая структура урока

Содержание взаимодействия учителя и обучающихся

Характеристика деятельности обучающихся

I.Организационный момент.

— Здравствуйте, ребята! У нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости. Давайте подарим свои улыбки нашим гостям, улыбнёмся друг другу.

 а). Психологический настрой

Итак, друзья, начнём урок

Затей у нас большой мешок

А для кого они? Для вас.

Я знаю, любите вы игры

Загадки, песни, сказки,

Но нет ничего интереснее

Чем наши весёлые книги!

— Ребята, а когда интересно на уроках? (Когда интересный материал урока, когда над вопросами можно подумать и самим найти ответ)

— Вот и я сегодня хочу пожелать, чтобы вам на уроке было комфортно, уютно, чтобы вы с удовольствием работали, помогали своим товарищам, получили много полезной и нужной информации.

Включаются в коллективный ответ в диалоге с учителем.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

II.Мотивация к учебной деятельности.

б). Разминка. Работа со скороговоркой.

А сейчас я вам предлагаю поработать со скороговоркой.

Мышка кошке сшила сапожки. (НА ДОСКЕ)

— Прочитайте скороговорку медленно.

— Прочитайте скороговорку с радостным настроением.

— Прочитайте скороговорку, чтобы выразить грусть.

— Скороговорки помогают развивать дикцию человека. Какие звуки отрабатываются в этой скороговорке? [ш]               

-Молодцы, эти звуки присутствуют в названии нашего произведения.

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

III.Постановка учебной задачи.

 Сегодня мы познакомимся с новым произведением. А чтобы узнать, с каким, я вам предлагаю отгадать загадку. Слушайте внимательно.

Край ее зовут полями,

Верх украшен весь цветами.

Головной убор-загадка

— Есть у многих, это….(шляпка)

(На доске)
Правильно, молодцы.

Скажите, как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? (Мы будем говорить про шляпу)

Верно, ну не про обычную шляпу, а про какую узнаем, сейчас подобрав антоним к слову «мертвая» (живая)

Все…Давайте прочитаем, что у нас получилось. (Живая шляпа). Вот с этим произведением мы с вами познакомимся сегодня на уроке.

Это произведение написал писатель, с творчеством которого  вы уже познакомились. Давайте вспомним, кто написал произведение «Затейники»?

 (Николай Николаевич Носов)

 Правильно, на сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство  с его произведениями.

(портрет на доске) (см. приложение 1)

Какие цели мы поставим перед собой на уроке? (ответы детей)

Верно, сегодня на уроке мы прочитаем и начнем анализировать новое произведение.

Слушают учителя.

Выдвигают предположения.

Формулируют тему урока.

IV. Открытие новых знаний.

Физкультминука

Работа с текстом до чтения

 -А кто из вас знает, что такое шляпа?

(Высказывают своё мнение).

-А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре С.И.Ожегова.

 («Шляпа  — головной убор с полями») (1 СЛАЙД) (см. приложение 1)

-Какие бывают шляпы?

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные.)

— А бывают шляпы живые?

— Когда шляпы бывают живые?

— Проверить наши предположения мы сможем, познакомившись с самим произведением.

СЛУШАЮТ АУДИОЗАПИСЬ

— Во время слушания вы следите по тексту в учебнике и обращаете внимание на непонятные вам слова.

-Верны ли ваши предположения?

— В тексте встретятся слова, значение которых необходимо уточнить.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА

КОЧЕРГА  — железный прут с закругленным концом для перемешивания в печи дров, угля.

КОМОД – низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья, разных мелких домашних вещей.(2 СЛАЙД ) 

(см. приложение 1)

— Назовите  героев рассказа.

— Смешной или грустной показалась эта история?

— Какие чувства вы испытали?

— В рассказе нам встретятся длинные слова. Чтобы нам было легче их прочитать, прочитаем их вместе (хоровое чтение). Сначала по слогам, а потом целыми словами.

Плюх-ну-лось

Со- скольз-ну-ли

Под-прыг-нет

Рас-кра-ши-ва-ли

При-от-кры-ли (на доске)

— Давайте представим, что мы стали кошками. Я вам предлагаю выполнить физминктку.

Физкультминутка

Кошечка проснулась утром,

Потянулась, улыбнулась,

Один раз росой  умылась,

Один раз изящно покружилась,

Два – нагнулась и присела,

А потом на три  –

Стала спинку выгибать.

Работа с текстом во время чтения

1. Чтение первой части вслух учеником  (по 2 предложения).

Вопросы:

— Как звали кота?

— Где сидел Васька?

— Как Васька попал под шляпу?

— Предположите, что произойдет дальше?

2. Вторую часть мы прочитаете «хором все вместе»

-Как далее будут развиваться события?

-Что шляпа будет делать в дальнейшем?

-Смогут ли ребята преодолеть свой страх?

Вопросы:

3. Чтение III части по цепочке (по предложению)

Вопросы:

— Исчез ли страх у детей?

— А почему мы не испугались? (Знали что там Васька).

— А отчего бывает страх? (часто он бывает от незнания).

— Как думаете, Возвратятся ли ребята в комнату?

4 часть. Продолжим читать по одному

Вопросы:

— Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой? Найти в тексте.

— Что происходило со шляпой? Найдите в тексте

-Чем закончится произведение?

5. Чтение V части (с.57).

Вопросы:

-Каким стало настроение ребят, когда они увидели вылезшего Ваську?

-Как вы думаете, а котенок, какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

— Какое чувство появилось у ребят? Стали смелее. Найдите слова, которые доказывают, что ребята осмелели.

-Какие чувства вы испытали?

Работа с текстом после чтения

– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

Действие здесь развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Очень трудно изобразить на картинке действие. Но, посмотрите, как вышел из трудного положения художник. Для этого рассмотрите иллюстрации к рассказу.

(Дети рассматривают иллюстрации на с. 55 и с. 57).

Читают информацию в учебнике, отвечают на вопросы, делают предположения.

Выполняют упражнения.

Читают информацию в учебнике, отвечают на вопросы, делают предположения.

V. Этап закрепления знаний.

Работа в паре.

Предлагаю поработать в парах, перед вами листочки на которых написаны слова. Вам нужно подумать, что вы можете сказать о ребятах из рассказа? Какими они себя показали в момент встречи со шляпой? Докажите.

смелыми;

любопытными;

злыми;

находчивыми;

догадливыми;

ленивыми;

добрыми.

 (см. приложение 1)

Работа в группах. 

Чтобы не пострадать или не попасть в подобную ситуацию, вам помогут пословицы.

А вы мне поможете составить из слов пословицы и объяснить их смысл. (Соединим стрелками)

Робкого       и тень                 страшит

У страха      глаза                   велики

Всё хорошо,    что хорошо    кончается

Волков бояться – в лес не ходить

Вам нужно объяснить, как вы пословицы понимаете.

-Можно ли этой пословицей обозначить основную мысль этого рассказа?

— Как автор относится к героям своего произведения? (ребята ему нравятся, он над ними посмеивается)

— С какой целью нам автор предлагает этот рассказ? (если человек трус, любое дело ему кажется страшным. Любая вещь его может испугать.)

-Что нужно делать, чтобы не бояться ничего? (надо преодолевать страх).

(КОНВЕРТЫ) (см. приложение 2)

Игра «Да-нет».

Перед вами листочки жёлтого цвета. Я буду задавать вопрос, а вы ставить + или – напротив номера вопроса.

Номер вопроса

Да

Нет

1.

2.

3.

4.

5.

  1. Шляпа лежала на комоде? (Да)
  2. Шляпа упала, потому что: дунул ветер? (Нет) –уцепился кот.
  3. Кот быстро выбрался из шляпы? (Нет)
  4. У кота Васьки был хвост белого цвета? (Нет) – серого.
  5. Первым раскрыл секрет «живой» шляпы Володя? (Да)

Самопроверка (3 СЛАЙД) (см. приложение 2)

Находят на стенах таблички с числами.

Выдвигают предположения.

Слушают сообщение. Уточняют и расширяют свои знания.

VI. Итог урока.

— Чему учит нас этот рассказ? Посоветуете ли вы его прочитать своим друзьям? Почему?

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Представьте, что наша шляпа стала волшебной, я вам предлагаю оценить свою работу.

— Если у вас всё получалось, то бант шляпки разукрасить зелёным цветом;

-Если вы работали хорошо, но могли бы лучше, то жёлтым цветом;

— Если у вас на уроке не всё получалось, то красным цветом.

— оценки учителя. (см. приложение 2)

Оценивают свою деятельность на уроке.

VIII. Домашнее задание.

Выразительное чтение текста – для всех учащихся.

По желанию:

— подготовка к чтению по ролям.

— сделать иллюстрации. (4 СЛАЙД)

(см. приложение 2)

Записывают домашнее задание, задают вопросы по его выполнению.

  • Текст сказки мойдодыр распечатать
  • Текст сказки крылова волк и ягненок
  • Текст сказки красная плесень красная шапочка
  • Текст сказки л дюсса
  • Текст сказки иван царевич на сером волке