Знакомое ощущение: Новый год, минутная стрелка описывает круг, настроение на пике – и вдруг, откуда ни возьмись, эта странная досада: ничего не изменилось. В России стрелка жизни не просто ходит по кругу, а упорно стремится вспять. В декабре на традиционном хоккейном «Кубке Первого канала» хозяева турнира проводили матчи в свитерах с надписью «СССР», тем самым отдавая, как было сказано, дань уважения советским хоккеистам. «…Не помогло», как пелось в известной песне Владимира Высоцкого; в решающем матче сборная Финляндии победила со счетом 3:2.
Цитатой из Высоцкого и продолжу: «Я платье, говорит, взяла у Нади, я буду нынче как Марина Влади!» На киностудии «Мосфильм» воссоздали знаменитую квартиру главной героини «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» Нади Шевелевой. По чертежам воссоздали, пишут, с учетом всех деталей: в ванной висит шуба Ипполита, а в зале платье и гитара Нади. Для тех, кто захочет там встретить Новый год, будет ужин с фирменной заливной рыбой, оливье и так далее. Ну а что – вполне вероятно, найдутся желающие. Для ещё более глубокого погружения в эпоху можно было бы расширить аттракцион – перед посещением предложить гостям, например, постоять в очереди. В 1970-е в Москве или Ленинграде, конечно, с продовольственным снабжением было получше, чем в регионах, но пару-тройку часов за промтоварами пришлось бы отстоять. Попутно можно воссоздать неповторимый колорит советской очереди – описанный Владимиром Сорокиным в одноименном произведении.
Но особенно заметна эта реанимация брежневского «далека» на экране. С момента реанимации киностудии «Союзмультфильм» получили продолжение уже три культовых мультфильма 1970-х. Герои нового «Простоквашина» (2018) более-менее переползли в новый мир, осваивают гаджеты и ведут фермерское хозяйство. Год назад вышел обновлённый мультфильм про Чебурашку и Гену, «Секрет праздника». Герои словно застыли между советским временем и настоящим; причем это так сознательно сделано, говорят авторы, чтобы сохранить «уютный мирок». И вот в декабре 2021-го мы дождались и новой версии «Волка и Зайца» – вышли первые четыре серии.
Попытка насильно втиснуть советские смыслы в современность или «объединить» прежние ценности с нынешними выглядит автоописанием страны на нынешнем этапе
…Чем глубже в это погружаешься, тем заметнее, насколько концептуально обстояло дело в СССР с мультипликацией. Каждый мультик – не просто развлечение: попутно самым маленьким строителям коммунизма объясняли азы советской жизни. Ненавязчиво – тут не поспоришь – мультфильмы знакомили с устройством советского космоса; труд, учеба, отдых. Заяц, конечно, слаб (а с кем же еще ассоциировать себя самым маленьким зрителям?), но на защиту от Волка в случае чего встает весь социум, от медведей до роботов. Этот маленький мир соответствовал декларируемым принципам большого – и, главное, принципу патернализма, столь любимого обывателем до сих пор.
Какая же норма жизни вырисовывается у нас теперь, в новых сериях «Ну, погоди»?
На первый взгляд всё выглядит обнадеживающе. Животные инстинкты преодолены: Волк уже не охотится за Зайцем, чтобы его непременно съесть, но стремится его победить, переиграть; вполне в духе новой этики. Герои обрели вторую молодость (Заяц и Волк по возрасту теперь почти ровесники), еды навалом, на курорте типа сочинского всех ждёт шведский стол. Но, несмотря на бешеную динамику, возникает ощущение, что героям нечем заняться. Может быть, оттого, что они вынуждены гонять по кругу старые смыслы (первые серии посвящены спорту, что, конечно, уже было в советском мультике)? Да и сами герои как-то странно напоминают лишь цифровые копии самих себя.
Заяц и Волк словно превратились в героев пьесы Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо», их окружает максимально условный, пустынный мир, хотя и вовсю разукрашенный. Но даже в этом курортно-гастрономическом раю не получается достичь гармонии. Есть что-то фрейдистское в том, что единственным развлечением в итоге становится нанесение увечий; герои по большому счету занимаются только тем, что лупят и швыряют друг друга (достаётся больше всех Волку, понятно). Что, по замыслу авторов, вероятно, должно вызывать беззаботный смех зрителей.
Попытка насильно втиснуть советские смыслы в современность (всё это, заметим, происходит в тридцатую годовщину распада СССР) или, что ещё ужаснее, «объединить» прежние ценности с нынешними выглядит, собственно, автоописанием страны на нынешнем этапе. Перепридуманный, подправленный задним числом мир прошлого теперь лишен недостатков, но зато подчеркнуты все его преимущества. И опять, как встарь, противостояние с НАТО – пока что риторическое; надеемся, что только таким оно и останется. Но вот какая штука, на примере кино особенно заметная: насильно втиснутые в современность старые смыслы по какой-то необъяснимой внутренней логике не трансформируются, не взаимодействуют, а как бы тают, испаряются, постепенно превращаясь в ничто. На наших глазах происходит – как бы это выразиться? – мультипликация прошлого. А заодно и настоящего. С Новым годом, как говорится, дорогие товарищи!
Андрей Архангельский – журналист и культуролог
Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не отражать точку зрения редакции
Сказка «Ёжик в тумане»- произведение Сергея Козлова. Эта история о Ёжике, который пошёл в гости к медвежонку, и по дороге заблудился в тумане. Что ёжик увидит и с кем встретится вы узнаете, прочитав или послушав эту сказку.
Аудиосказка Ёжик в тумане
https://totushkaskazka.ru/wp-content/uploads/2021/09/Audioskazka-YOzhik-v-tumane.mp3
Читать сказку Ёжик в тумане с картинками
По вечерам Ёжик ходил к Медвежонку в гости считать звёзды.
Они усаживались на брёвнышке и, прихлёбывая чай, смотрели на звездное небо.
Оно висело над крышей, прямо за печной трубой.
Справа от трубы были звёзды Медвежонка, а слева — Ёжика.
Сначала Ёжик шёл полем, где его окружила стайка ночных Бабочек-Подёнок, потом вошёл в сосновый лесок.
А когда вышел, за ним уже крался Филин, растопырив крылья.
Но Ёжик его не заметил.
Он нёс Медвежонку малиновое варенье и смотрел в небо.
«Звезда!» — вдруг остановился Ёжик.
Филин чуть не налетел на него и тоже уставился в небо.
«И в луже Звезда…» — сам себе сказал Ёжик, увидев её отражение.
Филин тоже наклонился над лужей, но ничего, кроме себя, не увидел и, рассердившись, взрыхлил своей мохнатой лапой воду.
А Ёжик уже глядел в тёмный старый колодец.
«Угу!» — крикнул Ёжик.
«Угу-у-у!» — загудел в ответ старый колодец.
Ёжик спрыгнул на землю и на ходу гукнул, словно бросил камушек: «У-гу!».
И Филин, проходя мимо колодца, тоже крикнул: «Угу!..» и остановился, удивленный.
Колодец и ему ответил: «Угу-у-у-у-у!».
Филин взгромоздился на сруб колодца и снова крикнул: «Угу!».
И колодец в ответ, гулко: «Угу-у-у-у-у-у-у…».
Филин хихикнул и они заухали, прислушиваясь друг к другу — Филин и старый колодец.
А Ёжик со своим узелком уже семенил дальше, сам про себя беседуя с Медвежонком:
«А я ему скажу: „А я тебе малиновое варенье принёс”.
А он мне скажет: „Вот и самовар простыл, надо бы веточек подбросить… этих… ну как их… можжевеловых!”
А я ему скажу… а я ему скажу… а я е-му ска-жу…».
И вдруг застыл.
Прямо перед ним из тумана выплыла белая Лошадь.
«А интересно, — подумал Ёжик, — если Лошадь ляжет спать, она захлебнётся в тумане?»
И он стал медленно спускаться с горки, чтобы попасть в туман и посмотреть, как там внутри.
«Вот, ничего не видно. И даже лапы не видно».
«Лошадь!» — позвал Ёжик.
Но Лошадь ничего не сказала.
И тут на Ёжика обрушился сухой Лист.
Ёжик от испуга закрыл лапами глаза… а когда выглянул… из под Листа, таинственно покачивая своим домиком, уплыла в туман Улитка…
Ёжик опасливо приподнял сухой Лист…
И совсем рядом услышал дыхание:
«А-ха, а-ха!» — вздымая боками и раздуваясь до неба, задышал Слон. Или это был не Слон?
Ёжик аккуратно положил Лист на место и, пятясь, на цыпочках, ушёл в туман.
А из тумана выглянула большая, добрая голова Лошади. Голова вкусно пофыркивала и хрумтела травой.
«Фр-р-р!» — вздохнула лошадиная голова и сухой Лист, как живой, взметнулся и отполз в сторону.
Где-то вдали зазвенело и вдруг — «В-з-з-з!» — над головой Ёжика прянула и мгновенно пропала Летучая Мышь.
Ёжик даже не успел перепугаться, а вокруг него затрепетала, засеребрилась легкая стайка ночных Бабочек-Подёнок.
«Хе-хе-хе-хе-хе!» — передразнил Ёжик и даже пробежал следом за ними, подпрыгнул, замахал лапами, представив себя ночной Бабочкой, но вдруг замер, прижав узелок…
Из тумана, как из форточки, выглянул Филин, ухнул: «Угу! У-гу-гу-гу-гу-гу!..» и растворился в тумане.
«Псих», — подумал Ёжик, поднял сухую палку и, ощупывая ею туман, двинулся вперед.
Палка, как слепая, блуждала в темноте, пока не упёрлась во что-то твёрдое.
«Тук-тук!» — постучал Ёжик.
Положил узелок и, перебирая по палке лапами, увидел перед собой дерево с огромным дуплом.
«А-га!» — осторожно выдохнул в дупло Ёжик.
«А-а-а-а!» — загудело дерево. Ёжик попятился и вдруг вспомнил про узелок.
Он метнулся назад, обежал дерево, крутнулся на месте… Узелка не было. Дерево медленно заволокло туманом. Ёжик остался один.
«Ё-ёж-и-и-и-и-к!» — будто с края земли донёсся чей-то крик.
Туман сгущался вокруг Ёжика.
Ёжик сорвал травинку, на которой сидел Светлячок, и, высоко подняв её над головой, как со свечой, наклоняясь и вглядываясь себе под ноги, побрёл в тумане.
Деревья, как мачты, тонули во мгле. Светлячок — маленький зеленый маяк — еле-еле теплясь, покачивался в тумане, освещая дорогу.
Но и он упал в траву и погас. Стало совсем темно.
Туман закружился вокруг Ёжика. И Ёжик побежал. Ему казалось, что из тумана за ним несётся огромная Улитка, Летучая Мышь, Филин… задышал Слон, обрушился Лист с дерева.
Ёжик упал в траву и закрыл лапами голову.
Но тут из тумана появилась Собака. Она положила перед Ёжиком узелок, зевнула во всю собачью пасть и пропала в тумане.
Издалека донёсся голос Медвежонка:
«Ё-ёжи-и-и-и-ик!».
«О-го-го-го-го!» — рванулся на крик Ёжик, но — бул-тых! — упал в воду.
«Я — в реке, — похолодел от страха Ёжик и, немного погодя, решил, — пускай река сама несёт меня».
Он глубоко вздохнул и река понесла его вниз по течению.
Высоко в небе горели звёзды, над ним проплыла голова Лошади, где-то далеко тоненько играла балалайка…
«Я совсем промок. Я скоро утону», — подумал Ёжик.
Вдруг кто-то дотронулся до его задней лапы.
«Извините… — беззвучно спросил Кто-то, — кто Вы и как сюда попали?»
«Я — Ёжик, — тоже беззвучно ответил Ёжик, — я упал в реку».
«Тогда садитесь ко мне на спину, — беззвучно проговорил Кто-то, — я отвезу Вас на берег».
Ёжик сел на чью-то широкую скользкую спину и через минуту оказался на берегу.
«Спасибо!» — вслух сказал Ёжик.
«Не за что!» — беззвучно сказал Кто-то, кого Ёжик даже не видел, и пропал в волнах.
Ёжик с узелком сидел на брёвнышке и смотрел прямо перед собой остановившимися глазами.
Послышались чьи-то торопливые шаги.
«Ёжик! Где же ты был? — плюхнулся рядом запыхавшийся Медвежонок, — я звал, звал, а ты не откликался!..»
Ёжик ничего не сказал. Он только чуть скосил глаза в сторону Медвежонка…
«Я уже и самовар на крыльце раздул, креслице плетёное придвинул, чтобы удобнее звёзды считать было… вот, думаю, сейчас придёшь, сядем, чайку попьём, с малиновым вареньем, ты ведь малиновое варенье несёшь, да? А я и самовар раздул и веточек этих… как их?..»
«Мож-же-ве-ло-вых», — медленно подсказал Ёжик.
«Можжевеловых! — Обрадовался Медвежонок, — чтобы дымок пах… И… и… и… и в… и в… ведь кто же, кроме тебя, звёзды-то считать будет?!»
Медвежонок говорил, говорил, а Ёжик думал:
«Всё-таки хорошо, что мы снова вместе».
А ещё Ёжик думал о Лошади:
«Как она там, в тумане?..»
Было тихо.
В ночном небе ярко горели звезды.
Филин переговаривался с колодцем.
«Угу-у!» — говорил Филин.
«Угу-гу-гу-гу-гу-гу!» — отвечал ему Колодец.
«Угу-у!» — кричал Филин.
«Угу-гу-гу-гу-гу-гу!» — гудел Колодец.
«Угу-у!»
«Угу-гу-гу-гу-гу-гу!»
«Угу-у!»
«Угу-гу-гу-гу-гу-гу-у-у!»
Смотреть сказку Ёжик в тумане
Скачать текст сказки Ёжик в тумане
Скачать docx
Скачать pdf
Другие сказки Сергея Козлова
Другие сказки на ночь
Конспект интегрированного
занятия
Чтение художественной
литературы и развитие речи
Тема:
«Игра в сказку «У солнышка в гостях»
Цель: обучение детей моделированию пространства
помещения группы при помощи заместителей – геометрических фигур, их размещения в
пространстве для проведения в последующем игры-драматизации по сюжету сказки.
Задачи:
1. Обучение детей пересказу литературного
произведения с опорой на заместители;
2. Развитие речи детей (ответы на вопросы педагога);
создание условий для развития выразительных движений;
3. Воспитывать отзывчивость, желание действовать
дружно.
Предварительная
работа: чтение и обсуждение
содержания словацкой сказки «У солнышка в гостях».
Материал:
глобус, украшенный цветами, на
трёх цветах вопросы, на двух из них круговые диаграммы: сутки и времена года;
знаки природы; геометрические фигуры: круги: зелёный – улитка, чёрный – сорока,
серый – заяц, красный – утка, коричневый – ёж; условные знаки: домик и дом,
огород – 2 шт., забор – 2 шт., ручеёк и ручей, гора – 2 шт., облако, ворота – 2
шт.; насосы: зелёный и синий, фишки, контейнеры; солнышко – жёлтый круг,
цветные салфетки, клей ПВА, кисти.
Ход занятия
1. Дети идут по кругу со словами:
Все мы дружные ребята
Мы
ребята – дошколята.
Никого
не обижаем,
Как
заботиться, мы знаем.
Никого
в беде не бросим,
Не
отнимем, а попросим.
Всем нам
будет хорошо
Вместе
весело, светло!
—
Ребята, поздоровайтесь, пожалуйста, с гостями. Подарите свою улыбку.
— Ой,
а что же это произошло с нашим глобусом. На нем появились цветочки… Кажется, я
поняла, глобус – это модель нашей планеты. А ведь сегодня День Земли. А
цветочки не простые.. вижу здесь для вас вопросы.
—
Ответьте, дети, что происходит, когда Земля вращается вокруг своей оси?
Назовите части суток (круговая диаграмма)
—
Следующий вопрос: что происходит, когда Земля делает круг вокруг Солнца?
Назовите времена года (круговая диаграмма). Какое сейчас время года? Выберите
из предложенных знаков только весенние.
— А вы
знаете, что такое Солнце? Как вы думаете, что было бы, если Солнце перестало
светить и греть? (всё живое на Земле погибло бы).
—
Сегодня я предлагаю вам поиграть в сказку «У солнышка в гостях».
2. Но для этого нам надо приготовить сцену.
— Давайте
посмотрим, что у нас есть и что значит каждый знак и фигура.
—
Давайте я начну, а вы продолжите.
— Однажды
большая туча занавесила небо. Солнце три дня не показывалось.
Заскучали
цыплята без солнечного света.
— Куда это солнышко девалось? — говорят. — Нужно его поскорее
на небо вернуть.
— Где же вы его найдете? — закудахтала наседка.
— Разве вы знаете, где оно живет?
— Знать-то мы не знаем, а кого встретим, того
спросим, — ответили цыплята.
Собрала
их наседка в дорогу. Дала мешочек и сумочку.
В мешочке — зернышко, в сумочке — маковинка.
— Вот
домик, в котором живут цыплята с мамой.
—
Посмотрите на группу, где можно обозначить домик цыплят?
Отправились
цыплята. Шли-шли — и видят: в огороде, за кочаном
капусты, сидит улитка. Сама большая, рогатая, а на спине хатка стоит.
—
Обозначим огород коричневым прямоугольником. А в группе где будет огород?
— Увидели цыплята улитку.. Покажите пальчиками улитку.
Пальчиковая
игра «Улитка»
Улитка в домике она сидит, рожки
высунув, молчит.
(Одна из рук — «цветочек». Она стоит на
столе, опираясь на локоть. Пальцы полусогнуты, растопырены. Ладошка — чашечка
цветка. Вторая рука — улитка. Большой, средний и безымянный пальцы соприкасаются
кончиками. Указательный и мизинец вытянуты вперёд (рога улитки).
Вот улиточка ползёт
(«Улитка» раскачивается из стороны в сторону).
Потихонечку вперёд.
(Ползёт вперёд по столу).
На цветочек заползёт,
(«Улитка» заползает на «цветочек»).
Лепесточки погрызёт.
(«Улитка» поочерёдно обхватывает пальцы («лепесточки»)
второй руки («цветочка»).
Рожки в голову втянула,
(Рука («улитка») сворачивается в кулак («втягивает
рожки»).
В домик спряталась, заснула.
(Вторая рука («цветочек») закрывается, пряча «улитку» в
«бутоне»).
—
Остановились цыплята… , пожалуйста, продолжайте.. (улитка посоветовала
обратиться к сороке, которая сидела на плетне (определяем местоположение
«забора» на игровой площадке), а сорока отправила к зайцу за межой (граница
земельных участков,), заяц посоветовал спросить у утки, которая живёт в камышах
у ручья. Только утка тоже не знает, где солнышко живёт, а вот ёж, который живёт
под буком, должен знать.
—
Отправляемся к ежу. Поиграем в «Ручеёк».
Ручей,
ручей, ручеёк!
Здравствуй,
миленький дружок!
Можно
с вами поиграть?
Ты
скорее забегай и друзей здесь выбирай!
Ты
дружок остановись
И друг
другу поклонись.
Хорошо
мы поиграли
И
друзей своих узнали.
—
Как не знать! Знаю, где солнышко живет. За буком — большая гора.
На горе — большое облако. Над облаком — серебристый месяц,
а там и до солнца рукой подать!
Вот
пришли они на макушку высокой горы. А там облако за вершину
уцепилось и лежит-полеживает.
— Дети,
где мы отметим место горы? Гора близко или далеко находится от дома цыплят?
Конечно, далеко, ведь они долго шли.
Залезли
на облако цыплята, сорока, заяц, утка и еж, уселись покрепче,
и полетело облако прямехонько к месяцу в гости. А месяц
увидел их и поскорее засветил свой серебряный рожок.
—
Месяц, месяц, — закричали ему цыплята, сорока, заяц, утка
да еж, — покажи нам, где солнышко живет! Три дня его не было
на небе, соскучились мы без него.
Привел
их месяц прямо к воротам солнцева дома, а в доме темно,
света нет: заспалось, видно, солнышко и просыпаться не хочет.
Тут
сорока затрещала, цыплята запищали, утка закрякала, заяц ушами захлопал,
а еж палочкой застучал. Выберите нужный муз. инструмент
для передачи писка цыплят, стрёкота сороки, кряканья утки, стука палочки ежа,
хлопанья ушами зайца.
— Ох, ох!.. — застонало солнышко. — Да как мне на небо выглянуть?
Три дня меня тучи прятали, три дня собой заслоняли, я теперь
и заблестеть не смогу…
Услыхал
про это заяц — схватил ведро и давай воду таскать. Услыхала про это
утка — давай солнце водой умывать. А сорока — полотенцем
вытирать. А еж давай колючей щетиной начищать. А цыплята —
те стали с солнышка соринки смахивать.
— Давайте
и мы поможем. Вот у нас насосы, будем качать только не водичку, о слова
со звуками С и СЬ. (дети называют слова, фишками обозначают твёрдый и мягкий
согласные звуки)
Выглянуло
солнце на небо, чистое, ясное да золотое. И всюду стало светло
и тепло.
—
А чтоб солнышко больше не грустило, предлагаю сделать ему лучики.
Проходите к столу, берите цветную салфетку, делаем жгутики и приклеиваем их к
солнышку.
3.
— Ребята, как же стало светло и тепло на Земле!
—
Как вы думаете, ребята, чему учит нас эта сказка? (действовать дружно, быть
добрыми, отзывчивыми)
—
Благодарю вас за работу!