Цель: повторить сведения об имени прилагательном на материале «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
- найти в сказке имена прилагательные и определить их роль.
- формировать умение проводить лексический анализ слов — имён прилагательных.
- повторить грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж
- формировать умения определять и обосновывать написание безударных падежных окончания имён прилагательных, проверять правильность написанного.
Развиваюшие:
- развивать умение извлекать информацию из художественного текста;
- развивать умение контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.
- формировать умение ставить цель проекта и выдвигать гипотезу.
Воспитательные:
- формировать интерес к русскому языку как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- воспитывать навыки сотрудничества в совместной деятельности, мотивацию к творческому труду.
Предметные результаты:
- осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;
- распознавать среди предложенных слов устаревшие слова и слова, употребленные в переносном значении;
- подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;
- находить в словах окончание, основу, корень, приставку, суффикс;
- образовывать слова (другой части речи) с помощью суффикса;
- распознавать часть речи имя прилагательное на основе усвоенных признаков;
- выявлять роль и значение прилагательных в речи;
- определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;
- применять ранее изученные правило правописания безударных падежных окончаний имён прилагательных;
Метапредметные результаты.
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);
- выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, учитывать правило (алгоритм) в планировании и способа решения;
- осуществлять пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные:
- использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий;
- извлекать необходимую информацию из художественного текста, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста;
- осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
- строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные:
- слушать и слышать собеседника, вести диалог;
- понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
Личностные:
- восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;
- развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности).
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- парная;
- индивидуальная.
Оборудование: карточки со значками настроения, карточки-светофоры, рисунки с отрывками сказки, рисунки с толкованием устаревших слов, карточки со словами-выводами по проекту, карточки с самостоятельной работой; мультимедийное оборудование.
Подготовительная работа:
- прочитать «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина;
- нарисовать рисунки к отрывкам сказки;
- нарисовать рисунки с толкованием устаревших слов.
Ход урока
1. Организационный этап
— С каким настроением вы сегодня пришли в школу?
Учащиеся по карточкам показывают свое настроение: радостное, хорошее настроение, скучное настроение, грустное настроение.
— Вы видите, что настроение бывает самым разным:
веселым, и грустным.
— Я вам, ребята, желаю только хорошего, веселого настроения!
— Очень рада вас видеть! Давайте день начнем с улыбки. Улыбнитесь мне, своему соседу, всем ребятам.
2. Актуализация знаний
1) Логическое упражнение.
Вокруг доски на стене наклеены буквы (есть лишние): С З К Ч А М К А
— Ребята, посмотрите на буквы, соберите слово. (СКАЗКА)
2) Чистописание.
— Откройте тетради, оформите классную работу.
— У вас прописано слово СКАЗКА карандашом, обведите его, пропишите два раза.
Самопроверка.
— Сравните свое написание с первым словом, если у вас нет замечаний, покажите зеленый светофор, если вы чем-то недовольны, то красный.
— Что бы ты исправил (а) в своем написании….?
3) Орфографическая минутка.
— Разберите по составу слово сказка.
— Найдите орфограмму в корне этого слова. (Парная согласная в корне слова буква З)
— Подберите проверочное однокоренное слово имя прилагательное. (Сказочный)
— Как получилось слово сказочный из слова сказка? (Взяли корень -сказ и добавили суффиксы -оч и -н)
— Докажите, что здесь два суффикса, а не один -очн. (сказ/оч/к/а)
3. Объявление темы урока
— Обозначьте, чем отличаются слова сказка и сказочный, кроме их состава? (Слово сказка — имя существительное. Слово сказочный — имя прилагательное.)
— Что обозначают имена прилагательные, для чего они нужны в речи?
— Прилагательные в русском языке играют очень большую роль. Без них невозможно создать законченный образ предмета, а описание станет серым и скучным. Редко встретишь предложение, в котором бы не упоминалось прилагательное.
— Продолжим разговор о сказке.
— Все любят сказки, и дети, и взрослые. Какую сказку вы читали и рисовали к ней рисунки? («Сказку о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.)
— Сегодня на уроке мы поговорим об именах прилагательных на примере этой сказки и выполним эту работу в виде проекта.
4. Работа над проектом
1) Постановка цели и выдвижение гипотезы проекта.
— Для постановки цели проекта, что постараетесь определить в сказке? (Определить, какие имена прилагательные А.С.Пушкин употребляет в сказке.)
— Чтобы выдвинуть гипотезу, подумайте, что можно предположить о количестве прилагательных в этой сказке, о том какие это прилагательные с точки зрения лексики? (А.С.Пушкин использовал много прилагательных в сказке, в том числе устаревших, слов в переносном значении, чтобы приблизить авторскую сказку к народной и подробно описать своих героев, их внешний вид и характер, природу.)
2) Работа над лексическим составом сказки.
— У вас есть на парте рисунки и на обратной стороне отрывки из сказки, прочитайте их, подчеркните все прилагательные. Работаем в паре.
— Откройте учебник упр. 2 с.28, составьте словосочетания.
Примечание: в упр.2 с.28 заданы существительные, задание требует подобрать соответствующие прилагательные из «Сказки о рыбаке и рыбке».
Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, человечий голос, великое чудо, новое корыто, сварливая баба, кирпичная, белёная труба, дубовые, тесовые воро́ты, чёрная крестьянка, столбовая дворянка, дорогая соболья душегрейка, парчева́я кичка, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, грозная стража, старый невежа, царские палаты, морская владычица, чёрная буря, сердитые волны.
— Значения всех ли слов вам известно? (Нет.)
— Приведите примеры таких слов. (парчева́я кичка, столбовая дворянка и т.д)
— Как они называются? (Устаревшие)
— Почему их так называют? (в современном языке их не употребляют, так как не используют предметы, которые они обозначают)
На доске заранее выполненные детьми рисунки и толкование устаревших слов, любое из них учитель может зачитать и проиллюстрировать, в зависимости от пожеланий учеников.
— Как вы думаете, почему в сказке много встречается устаревших слов? (Эти слова приближают сказку к народной. Мы знаем, что свои сказки Пушкин написал на основе народных сказок, услышанных в детстве от своей няни. Устаревшие слова помогают описать внешний вид героев, их характер.)
На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.
- «устаревшие слова»
- «приблизить свою авторскую сказку к народной»
- «красочно описать жизнь героев того времени, их характер»
— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. Какие слова употреблены в сказке в переносном значении?
- Золотая (рыбка) — покрытая золотой чешуёй.
- Сердитые (волны) — большие, высокие.
- Чёрная (крестьянка) — бедная.
- Печатный пряник — с отпечатанным рисунком.
- Чёрная (буря) — сильный ветер и высокие волны на море.
— Почему Пушкин использовал такую лексику? (Чтобы точно и ярко передать чувства и героев и характер природы)
На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы.
- «слова в переносном значении»
- «точно и ярко передать чувства и героев и характер природы»
5. Физминутка
На уроке отдохнём —
На рыбалку мы пойдём!
Накопаем мы червей,
Удочку возьмём скорей,
И вприпрыжку побежим —
Порыбачить мы хотим.
В воду удочку закинем,
Посидим тихонько.
Рыбка, кажется, клюёт?
Вытащим легонько.
Ах, какая красота —
Рыбка небольшая.
Пусть живёт себе в реке,
Выпущу тебя я!
Быстро в школу побежим —
Вот такой у нас режим.
6. Обобщение знаний об имени прилагательном
С обратной стороны доски записаны некоторые словосочетания из упр.2 с.28.
Синее море, ветхая землянка, разбитое корыто, морская трава, золотая рыбка, ласковое слово, золотые перстни, красные сапожки, усердные слуги, вольная царица, целое царство, печатный пряник, заморские вины, царские палаты, чёрная буря, сердитые волны.
— На какие две группы вы можете разделить эти прилагательные? (Ед.ч. и мн.ч.)
— Как определить число прилагательного? (по существительному)
— Я читаю словосочетание, если это множественное число, то зеленый кружок поднимаем, если единственное, то красный.
— На какие три группы вы можете разделить прилагательные ед.ч.? (м.р, ж.р., с.р.)
— Приведите примеры прилагательных каждого рода.
— Почему мы делим на три группы только прилагательные в ед.ч.? (во мн. ч. прилагательные по родам не изменяются)
— Как определить род прилагательного? (по существительному)
— Прочитайте отрывки из сказки и найдите одно прилагательное, но разного рода.
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь, чем только пожелаешь»«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась, чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
— Как еще изменяются прилагательные? (по падежам)
— Как определить падеж прилагательного? (по существительному)
— У вас есть карточка с окончаниями прилагательных. На доске записаны словосочетания из сказки, где прилагательные без окончаний: обсудите в паре, куда можно прикрепить ваши окончания.
у синего моря
синее море
грозная царица
ласковое слово
в море синее
к синему морю
новое корыто
сварливая баба
высокий терем
разбитое корыто
глубокое море
в ветхой землянке
чёрной крестьянкой
пряником печатным
На доске записаны словосочетания, дети выходят по одному из пары и крепят свои карточки с окончаниями прилагательных.
Проверка правильности с помощью светофора.
Если есть ошибки, следует их исправить. Может возникнуть ситуация, когда на одно слово окажется две карточки (если окончания одинаковые), а на другое ни одного. Следует разобраться и обсудить, куда можно перенести карточку.
— Какое прилагательное в этом наборе изменено по падежам? (синее море)
— Определите падежи прилагательного синее.
— Сделаем общий вывод: как изменяются имена прилагательные? (по падежам, числам, в единственном числе по родам)
7. Физминутка для глаз
- Смотри сначала вправо, затем влево.
- Делаем круговые движения глазами по часовой стрелке и против часовой стрелки.
- Смотрим сначала вверх, потом вниз.
- Зажмурится на несколько секунд, потом открыть глаза.
- Все повторяем по три раза.
8. Самостоятельная работа
Самостоятельная работа выполняется по карточке, запись ведется в рабочей тетради. Взаимопроверка. Оценка светофором. Разбор ошибок.
Запишите предложения, вставив слово золотой в нужной форме. Укажите над ним число, род, падеж, выдели окончание.
1. Закинул старик в море невод и поймал ……… рыбку.
2. На руках у столбовой дворянки сверкали …….. перстни.
3. Пошел старик опять к ………… рыбке.
4. На голове у старухи ………… кичка.
9. Работа над проектом
— Продолжим разговор о лексическом составе сказки. В самостоятельной работе вам встретилось прилагательное, которое относилось к разным существительным. А наоборот есть ли в сказке моменты, где одно существительное описывается несколькими прилагательными?
— Для чего А.С.Пушкин использует такой прием? (чтобы точно и красочно описать предметы, природу, людей)
На доске следует прикрепить карточки со словами, обозначающими сделанные детьми выводы. «несколько прилагательных к одному существительному»
10. Домашнее задание
Из упр.2 с.28 задание: подобрать антонимы и синонимы к прилагательным из сказки.
11. Итог урока
— Вспомните цель и гипотезу нашего проекта
— Пользуясь словами на доске, составьте вывод о том, какие прилагательные А.С.Пушкин использовал «Сказке о рыбаке и рыбке»
Вывод: в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин использовал много прилагательных, чтобы дать яркую характеристику предметам, характерам людей, природе, точно и красочно описать происходящие события. С этой же целью он использовал и слова в переносном значении. Пушкин использует много устаревших слов, что приближает авторскую сказку к народной и позволяет точно передать нравы и быт представленной в сказке эпохи.
12. Рефлексия
Дополните предложения, выбирая любую фразу из предложенного перечня.
- Сегодня я узнал…
- Мне было интересно…
- Мне было трудно…
- Я понял что…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Меня удивило…
Список литературы
1.Канакина В.П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. П.Канакина, В.Г.Горецкий .- 11-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2020. — 159 с., [2] л.: ил. — (Школа России).
2. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, М.В.Бойкина и др.]. — М.: Просвещение, 2014. — 340 с.
3. Болотова Н.Б. Физминутки. 1 сентября. Открытый урок / https://urok.1sept.ru/articles/561090
4. Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина Пескарь — детская электронная библиотека./ https://peskarlib.ru/aleksandr-pushkin/skazka-o-rybake-i-rybke/
5. Урок 51. Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке «А.С.Пушкина. Российская электронная школа
/https://resh.edu.ru/subject/lesson/3833/train/204645/
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»
Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод, —
Пришел невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,
Пришел невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод, —
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой, — золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
«Отпусти ты, старче, меня в море,
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
«Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе».
Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо.
«Я сегодня поймал было рыбку,
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила рыбка,
Домой в море синее просилась,
Дорогою ценою откупалась:
Откупалась чем только пожелаю.
Не посмел я взять с нее выкуп;
Так пустил ее в синее море».
Старика старуха забранила:
«Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!
Хоть бы взял ты с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось».
Вот пошел он к синему морю;
Видит, — море слегка разыгралось.
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка и спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня моя старуха,
Не дает старику мне покою:
Надобно ей новое корыто;
Наше-то совсем раскололось».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Будет вам новое корыто».
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
«Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?
Воротись, дурачина, ты к рыбке;
Поклонись ей, выпроси уж избу».
Вот пошел он к синему морю,
(Помутилося синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Еще пуще старуха бранится,
Не дает старику мне покою:
Избу просит сварливая баба».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом,
Так и быть: изба вам уж будет».
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми вороты.
Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает.
«Дурачина ты, прямой простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовою дворянкой».
Пошел старик к синему морю;
(Не спокойно синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Пуще прежнего старуха вздурилась,
Не дает старику мне покою:
Уж не хочет быть она крестьянкой,
Хочет быть столбовою дворянкой».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом».
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги;
Она бьет их, за чупрун таскает.
Говорит старик своей старухе:
«Здравствуй, барыня сударыня дворянка!
Чай, теперь твоя душенька довольна».
На него прикрикнула старуха,
На конюшне служить его послала.
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Опять к рыбке старика посылает.
«Воротись, поклонися рыбке:
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей».
Испугался старик, взмолился:
«Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, ни молвить не умеешь,
Насмешишь ты целое царство».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.
«Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою? —
Ступай к морю, говорят тебе честью,
Не пойдешь, поведут поневоле».
Старичок отправился к морю,
(Почернело синее море.)
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей с поклоном старик отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Опять моя старуха бунтует:
Уж не хочет быть она дворянкой,
Хочет быть вольною царицей».
Отвечает золотая рыбка:
«Не печалься, ступай себе с богом!
Добро! будет старуха царицей!»
Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей,
Служат ей бояре да дворяне,
Наливают ей заморские вины;
Заедает она пряником печатным;
Вкруг ее стоит грозная стража,
На плечах топорики держат.
Как увидел старик, — испугался!
В ноги он старухе поклонился,
Молвил: «Здравствуй, грозная царица!
Ну, теперь твоя душенька довольна».
На него старуха не взглянула,
Лишь с очей прогнать его велела.
Подбежали бояре и дворяне,
Старика взашеи затолкали.
А в дверях-то стража подбежала,
Топорами чуть не изрубила.
А народ-то над ним насмеялся:
«Поделом тебе, старый невежа!
Впредь тебе, невежа, наука:
Не садися не в свои сани!»
Вот неделя, другая проходит,
Еще пуще старуха вздурилась:
Царедворцев за мужем посылает,
Отыскали старика, привели к ней.
Говорит старику старуха:
«Воротись, поклонися рыбке.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою,
Чтобы жить мне в Окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была б у меня на посылках».
Старик не осмелился перечить,
Не дерзнул поперек слова молвить.
Вот идет он к синему морю,
Видит, на море черная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так воем и воют.
Стал он кликать золотую рыбку.
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
Ей старик с поклоном отвечает:
«Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морскою;
Чтобы жить ей в Окияне-море,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках».
Ничего не сказала рыбка,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился —
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто.
Анализ «Сказки о рыбаке и рыбке» Пушкина
«Сказка о рыбаке и рыбке» — самая простая и назидательная из всех сказок Пушкина. Он написал ее в 1833 г. в Болдино. За основу поэт взял одну из сказок братьев Гримм, но серьезно ее переработал в духе русских национальных традиций.
Главный смысл сказки о золотой рыбке заключается в порицании человеческой жадности. Пушкин показывает, что это отрицательное качество присуще всем людям, независимо от материального или общественного положения. В центре сюжета – бедные старик со старухой, прожившие у моря всю свою жизнь. Несмотря на то, что оба работали в поте лица, они так и не нажили хоть какого-нибудь состояния. Старик продолжает ловить рыбу для пропитания, а старуха целыми днями сидит за «своей пряжей». Пушкин не указывает причины, но у бедных стариков нет детей, либо они давно покинули своих родителей. Это еще больше увеличивает их страдания, так как надеяться им больше не на кого.
Старик часто остается без улова, но однажды ему улыбается удача. Невод приносит волшебную золотую рыбку, которая в обмен на свободу предлагает старику исполнить любое его желание. Даже бедность не способна уничтожить в старике чувства добра и сострадания. Он просто так отпускает рыбку, говоря «Бог с тобою».
Совсем другие чувства рождаются в душе у старухи при известии об улове мужа. Она обрушивается на него с яростной руганью, обвиняя старика в глупости. Но сама, видимо, до конца не верит в волшебное обещание, так как для проверки просит всего лишь новое корыто.
После исполнения желания старуха входит во вкус. Ее аппетит разгорается, и с каждым разом она посылает старика с еще большими запросами. Причем становится заметна убогость мышления человека, вся жизнь которого прошла в бедности. Ей не хватает ума, чтобы сразу попросить, к примеру, много денег, которые бы надолго избавили старика от постоянных обращений к рыбке. Старуха постепенно просит новый дом, дворянство, царскую власть. Высшим пределом мечтаний для нее становится желание стать морской царицей.
Старик безропотно исполняет каждое желание старухи. Он чувствует свою вину перед ней за все годы безрадостной жизни. При этом ему стыдно перед рыбкой, которая не выказывает недовольства от новых запросов. Рыбке жаль старика, она понимает его зависимость от старухи. Но последнее безумное желание доводит и ее терпение до конца. Она никак не наказывает старуху, сошедшую с ума от жадности, а просто возвращает все к разбитому корыту.
Для старика это даже лучший выход, так как он вновь становится хозяином в своем доме. А старуха получила серьезный урок. Всю оставшуюся недолгую жизнь она будет вспоминать, как из-за жадности своими руками уничтожила плывущие в руки власть и богатство.
Предмет | Литературное чтение | ||
Класс | 2 | ||
Тема урока | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке | ||
Цель урока | Обеспечить освоение | ||
Задачи урока | обучающие | развивающие | воспитательные |
Уметь самостоятельно | Развитие устной | Воспитывать интерес к тексту | |
Тип урока | Урок открытия нового знания | ||
Формы работы учащихся | Индивидуальная работа, | ||
Актуальность и вид | Мультимедийный проектор, | ||
Учебные материалы | Учебник, презентация, |
Формируемые
УУД: Познавательные УУД: формирование умения
определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание
иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности
литературной сказки.
Регулятивные
УУД: выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять
взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения
одноклассников.
Коммуникативные
УУД: формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в
рамках учебного диалога.
Предметные
УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам,
желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение
выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.
Личностные
УУД: умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему
решению.
Ход урока:
1.
Мотивационный этап
— Ребята,
отгадайте загадку.
Есть у радости подруга
В виде полукруга
На лице она живет.
То куда-то вдруг уйдет
То внезапно возвратиться
Грусть-тоска ее боится.
(Улыбка)
— Улыбка нужна нам самим и
другим людям, чтобы им было с нами хорошо, легко и радостно. Давайте подарим
друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне.
Речевая
разминка (данная речевая разминка также развивает правильное произношение буквы
«Р»)
—
Прочитайте стихотворение (размещено на слайде) Приложение1.
Страусы
строят гнёзда в сторонке.
Странными
смотрятся эти воронки.
Ямы
в песке роют быстро и просто
Стройные
птицы высокого роста.
— Прочитайте
стихотворение медленно.
— Начните
читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните
читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте весело, с удивлением, сожалением, восхищением.
2.
Актуализация знаний.
(Фронтальная
работа)
—
А сейчас проведем небольшую разминку. Попробуйте узнать сказку.
1. Служивый,
котел, варево, горсточка крупы. («Каша из топора»)
2. Яблоня, печка, речка, мышка, пирожок.
(«Гуси – лебеди»)
3. Куманек, окрошка, каша, тарелка,
кувшин. («Лиса и журавль»)
— Молодцы, ребята!
—
Ребята, мы вспомнили сказки. На какие две группы делятся сказки? (народные,
авторские)
— Чем авторская
сказка отличается от народной? (Авторскую написал автор, народную –
народ)
Авторы
народных сказок неизвестны, сказки передаются из поколения в поколения с
возможными изменениями. У авторской сказки есть свой сочинитель, автор, который
раскрывает свой замысел, делает сказку неповторимой.
—
Среди авторов, писавших сказки есть особенный. Догадайтесь, о ком идёт речь:
Дуб
зелёный, цепь, кот, песнь, сказка, чудеса, леший, русалка.
—
Сможете ли вы восстановить строки? Какому автору они принадлежат?
(Конечно же, это знаменитый на весь мир поэт и писатель, гордость нашей русской
литературы — Александр Сергеевич Пушкин.)
— Давайте
вспомним творчество А.С.Пушкина.
(Работа
с презентацией, заполнение пропусков – фактов об авторе) Приложение 2
А.С. Пушкин в
детстве. Родился поэт 6 июня 1799
г. В городе Москва.
Родители
поэта. Его родители: отец Пушкин
Сергей Львович, мама Надежда Осиповна были дворяне, но не богатые.
Бабушка
поэта. Грамоте Пушкина обучала его
бабушка Мария Алексеевна. Затем его учили русские и иностранные гувернеры.
Няня
Арина Родионовна. Воспитывала будущего поэта и
прививала любовь к сказкам няня Арина Родионовна.
Царскосельский
лицей. В 12 лет Александра Пушкина увезли на
обучение в Царскосельский лицей.
Там
он написал первые стихи.
3. Изучение
нового материала.
(Просмотр отрывка из
мультфильма)
1.
Просмотрите отрывок из мультфильма и сформулируйте тему урока. («Сказка
о рыбаке и рыбке»).
–
Знакома вам эта сказка?
—
Назовите главных героев. (Старик, старуха.)
—
Какое чудо великое произошло? (Рыбка заговорила)
2.
Первичное чтение. Учитель включает аудиозапись сказки.
Внимательно слушаем и ищем непонятные слова.
3.
Чтение с комментированием. Читают учащиеся по цепочке. По ходу чтения
идет словарная работа. Объясняются слова и выражения:
1
часть
Ветхая
землянка — старый дом, вырытый в земле;
Невод —
большая рыболовная сеть
Пряла
пряжу – крутить нить из волокон
Тина
– скопление живущих в воде растений, в основном
водорослей.
Взмолится
– просить, умолять
Молвит
– говорит
Старче
– старик
Откуп — плата;
— Где жили старик со старухой?
— Сколько лет они жили?
— Какое чудо произошло?
2
часть
Простофиля —
глупый, несообразительный человек.
Корыто
— большой открытый сосуд, предназначенный для стирки белья, кормления скота и
для других домашних дел.
— Как отнеслась старуха к рассказу старика?
— Какой вам представляется старуха?
— Каким вам представляется старик?
3 часть
Кликать
— звать
Разбранила
– разругать
— Что попросил старик у рыбки? (Новое
корыто)
— Что ответила рыбка старику? Зачитайте из
текста. («Не печалься, ступай себе с Богом. Будет вам новое корыто».)
4. Физкультминутка.
Подвижная
музыкальная пауза
https://www.youtube.com/watch?v=svdeRxCX_-A&t=20s
4 часть
Воротился
– вернулся
Пуще
– больше
Бранится
– ругается
В корыте много ль корысти
– в корыте много ль выгоды, пользы.
— Что теперь захотелось
старухе? (Избу)
5 часть
Сварливая баба – ворчливая,
склонная к ссорам
Землянка – углубленное в
землю жилище
Изба со светёлкой – светлая комната, отделённая сенями от кухни.
Тесовые ворота – сделанные из
теса, из тонких досок.
Черная крестьянка – простая
крестьянка
Столбовая дворянка – дворянка старинного и знатного рода.
— Была ли рада старуха избе? (Нет)
— Кем захотела быть старуха? (Столбовою дворянкой)
6 часть
Душегрейка — верхняя
женская одежда для праздников наподобие кофты
Парчовая – плотная
узорчатая шелковая ткань
Кичка – старинный
женский головной убор
Перстень – кольцо,
надеваемое на безымянный палец
Чупрун – прядь волос,
спадающая на лоб
— Отблагодарила старуха старика?
— Куда, отправила его старуха? (Служить на конюшне)
— Во что была одета старуха? (Душегрейка, кичка, жемчуга на
шее, золотые перстни, красные сапожки.)
Гимнастика для глаз
8 часть
Белены объелась – обезумел,
одурел
Осердилась – рассердилась
Поведут поневоле – вопреки
желанию
— Кем теперь хочет быть старуха? (Вольною
царицей)
9 — 10 часть
Бунтует – возмущается
Царские палаты – большая
красивая комната в них жили бояре и цари царевны.
Заморские вина – привезенные
из-за границы
Пряник печатный – пряник с оттиснутым (отпечатанным) рисунком или
буквами.
Вкруг – вокруг
Очи
– глаза
Поделом
тебе старый – справедливо, заслуженно
Невежа –
грубый, невоспитанный человек
— Кем теперь захотела стать старуха?
— Почему это желание испугало старика?
— Выполнил ли он приказ старухи?
— Как изменилась старуха?
— А почему народ над
стариком насмехался и говорил: «Не садися не в свои сани!»?
— Когда так говорят? {Когда человек не соответствует
месту, которое занимает.)
11 часть
Царедворцы – лицо, занимающее должность при царском дворе,
придворный
Морская владычица – морская
царица
Была на посылках – служить
кому-н., исполняя мелкие и простые поручения.
12 — 13 часть
Перечить – возражать
кому-нибудь, говорить (или делать) наперекор.
Глядь — смотреть
— Почему рыбка ничего не сказав, ушла в
глубокое море?
5.Закрепление пройденного
материала
— Посмотрите, как постепенно меняется
море. Проследим за изменениями и свяжем с тем, что требовала старуха.
Карточки для самостоятельной работы Приложение
3
Море слегка разыгралось Корыто
Помутилось синее море Изба
Не спокойно синее море Дворянка
Почернело синее море Царица
— Почему так происходит?
— Как заканчивается сказка?
Работа
в парах. Карточки с заданиями. Приложение
4
— Кто
является главными героями сказки? Давайте выясним, какой характер у
каждого героя. Слова, которые характеризуют старуху, подчеркните красным
цветом. Слова, которые характеризуют старика — зеленым цветом. Попробуйте
доказать характер каждого героя, примером из текста.
Мягкий, добрый, злобный,
податливый, безвольный, жадный, смиренный, властный, грубый, неуживчивый,
требовательный, безответный, неблагодарный.
-Кто
из героев вам больше нравится? Почему вам не нравится характер
старухи? (Все черты её характера — отрицательные. Жадных, грубых, злобных
людей не любят в обществе, их поступки осуждаются.)
— Как была
наказана старуха за свою жадность и неблагодарность? (Она опять осталась
у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение
«остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи.)
— Что
оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел.)
—
Почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, добрым
характером?
—
Являются ли положительными такие качества, как безвольность, смиренность,
безответность? (Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие
воли) — отрицательная черта. Смиренность, безответность,
податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но
в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять жадной старухе,
возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «…не
смел ей перечить…», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.)
6.
Итог урока.
—
Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»»
—
А какой урок мы возьмем из этой сказки? (А еще, ребята, когда человек
жадничает, он добра не видит, становится злобным. Жадный человек ничего не
достигнет, он останется у разбитого корыта.)
—
Ребята, а что бы вы попросили у золотой рыбки?
7.
Рефлексия. Приложение 5
Выбери
картинку (золотую рыбку, старика или старуху) п прикрепи на доску.
1.
Если ты
успешно справлялся со всеми заданиями, возьми золотую рыбку
2.
Если тебе на
уроке было трудно, но ты смог прийти к верному ответу – выбери старика.
3.
Если тебе было
трудно на уроке справляться с заданиями и тебе требуется помощь учителя – выбери
старуху.
Домашнее задание.
— Дайте характеристику
золотой рыбке. Запишите в тетрадь.
Приложение 1
Речевая разминка
Приложение 2
Задание
Проверка
Приложение 3
Карточки для
самостоятельной работы
Соотнеси состояние моря с тем, что требовала
старуха.
Море слегка разыгралось Корыто
Помутилось синее море Изба
Не спокойно синее море Дворянка
Почернело синее море Царица
Приложение 4
Карточки для работы в
парах
Слова,
которые характеризуют старуху, подчеркните красным цветом. Слова,
которые характеризуют старика — зеленым цветом. Попробуйте доказать
характер каждого героя, примером из текста.
Мягкий, добрый, злобный, податливый,
безвольный, жадный, смиренный, властный, грубый, неуживчивый, требовательный,
безответный, неблагодарный.
Приложение 5
Карточки для рефлексии
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101.
УКМ «Школа России»
1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».
Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.
2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?
Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.
Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.
Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.
3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?
Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.
4. Сравни начало и конец сказки.
Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта.
5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?
Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.
Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.
Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.
6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?
Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.
7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.
План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»
- Старики и землянка.
- Спасение рыбки.
- Новое корыто.
- Новая изба
- Столбовая дворянка.
- Вольная царица.
- Последняя просьба.
- Опять землянка.
Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса
Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.
Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.
Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.
Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.
Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.
Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.
Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.
Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.
8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.
Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.
В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.
Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».
9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».
Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса
Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.
На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.
Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.
И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.
Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.
А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.