Текст сказка о царе салтане о сыне его славном гвидоне и о царевне лебеде

Тема : а.с.пушкин сказка о царе салтане, о славном и могучем богатыре князе гвидоне салтановиче и о прекрасной царевне лебеди

Тема : А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям. Цель урока:

Тема :

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

продолжить работу над произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…», анализировать сказку, и учиться давать характеристику её героям.

Цель урока:


Михайловское «…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года. Музей-заповедник «Михайловское» Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».

Михайловское

«…Вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» — писал Александр Сергеевич брату Льву в ноябре 1824 года.

Музей-заповедник «Михайловское»

Здесь Пушкин со слов своей няни Арины Родионовны записал несколько сказочных сюжетов. Один из них и стал основой «Сказки о царе Салтане…».


Игра «Это правда, это неправда». Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.) Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна. Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону. ( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки) Над лебедью носился в море орел. ( Это неправда. Коршун) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.) Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.) Гвидон трижды летал к царю Салтану .

Игра «Это правда, это неправда».

Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон.

(Это неправда. Указ.)

Бочку с сыном и матерью вынесла на берег волна.

Дядька Черномор помог выбраться из бочки Гвидону.

( Это неправда. Гвидон сам выбрался из бочки)

Над лебедью носился в море орел.

( Это неправда. Коршун)

Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян.

(Это неправда. Буян.)

Гвидон сам построил город на острове.

(Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)

Гвидон трижды летал к царю Салтану .


Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.

Читая любое произведение, мы не только знакомимся с героями, но и невольно начинаем сопереживать одним из них и испытывать антипатию к другим.


Самостоятельная работа Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону. 1 вариант 2 вариант заботливый добрый справедливый милосердный энергичный пассивный вспыльчивый любящий сильный гостеприимный Князь Гвидон Царь Салтан

Самостоятельная работа

Какие слова-характеристики можно отнести к царю Салтану, а какие – к князю Гвидону.

1 вариант

2 вариант

заботливый

добрый

справедливый

милосердный

энергичный

пассивный

вспыльчивый

любящий

сильный

гостеприимный

Князь Гвидон

Царь Салтан


Проверим работу добрый справедливый милосердный пассивный вспыльчивый любящий гостеприимный заботливый добрый справедливый энергичный любящий сильный гостеприимный

Проверим работу

добрый справедливый милосердный

пассивный вспыльчивый любящий

гостеприимный

заботливый добрый справедливый

энергичный любящий сильный

гостеприимный


Что объединяет отца и сына? доброта, любовь, гостеприимство. Каковы основные отличительные особенности характеров героев? Царь пассивный, а сын его активный Какой герой вам нравится больше? А автору?

Что объединяет отца и сына?

доброта, любовь, гостеприимство.

Каковы основные отличительные особенности характеров героев?

Царь пассивный, а сын его активный

Какой герой вам нравится больше? А автору?


Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону? А сватья баба Бабариха?

Кем приходились повариха и ткачиха Гвидону?

А сватья баба Бабариха?


Назовите всех герое сказки князь Гвидон повариха коршун царь Салтан ткачиха гонцы царевна Лебедь корабельщики Бабариха царица

Назовите всех герое сказки

князь Гвидон

повариха

коршун

царь Салтан

ткачиха

гонцы

царевна Лебедь

корабельщики

Бабариха

царица


Самостоятельная работа гонцы царь Салтан коршун ткачиха Бабариха царевна Лебедь корабельщики царица князь Гвидон повариха

Самостоятельная работа

гонцы

царь Салтан

коршун

ткачиха

Бабариха

царевна Лебедь

корабельщики

царица

князь Гвидон

повариха


Проверим работу положительные отрицательные нейтральные царь Салтан князь Гвидон царица царевна Лебедь ткачиха повариха Бабариха коршун гонцы корабельщики

Проверим работу

положительные

отрицательные

нейтральные

царь Салтан

князь Гвидон

царица

царевна Лебедь

ткачиха

повариха

Бабариха

коршун

гонцы

корабельщики


Зачем автор создает положительных и отрицательных героев? Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.

Зачем автор создает положительных и отрицательных героев?

Поступки, которые совершают положительные и отрицательные герои помогают разобраться в том, что такое добро, а что на самом деле зло.


Игра «Угадайка» злость, зависть, обман смелость, уважительность, бескорыстие ловкость доброта, любовь, сострадание милосердие пассивность вспыльчивость материнство любовь забота

Игра «Угадайка»

злость, зависть, обман

смелость, уважительность, бескорыстие

ловкость

доброта, любовь, сострадание

милосердие

пассивность

вспыльчивость

материнство

любовь

забота


Работа в группах К какому герою из сказки можно отнести пословицу 1ряд 1. Где гнев, там и милость. 2. Долг платежом красен. 3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 4. Повинную голову и меч не сечёт. 5. Что посеешь, то и пожнёшь. 6. Шила в мешке не утаишь. 2ряд 3ряд

Работа в группах

К какому герою из сказки можно отнести пословицу

1ряд

1. Где гнев, там и милость.

2. Долг платежом красен.

3.Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

4. Повинную голову и меч не сечёт.

5. Что посеешь, то и пожнёшь.

6. Шила в мешке не утаишь.

2ряд

3ряд


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. 1       2 5       3         4                  

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

1

2

5

3

4


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. 1     2         3         4                   и ч к о с а з н

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

1

2

3

4

и

ч

к

о

с

а

з

н


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю с   2 к т а     р   з а 3   о т       ч 4 о     р н       и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

с

2

к

т

а

р

з

а

3

о

т

ч

4

о

р

н

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю т с   т к к   р     а а 3 ч з     о и   т ч   х 4 о р     н а       и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

3

ч

з

о

и

т

ч

х

4

о

р

н

а

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и л   л   ю   т с т к к       р а а з з ч     т и о а     4 х о ч   и н   р а       н и     к    

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

з

з

ч

т

и

о

а

4

х

о

ч

и

н

р

а

н

и

к


По горизонтали: 5.Как называют писателя, который пишет сказки? По вертикали: 1.Кто такой И. Билибин? 2.Одна из отрицательных героинь сказки. 3.Как называется начало сказки? 4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина. и   л л   ю т с   т к к     р   а а з з ч   а     и т о х г о ч   н р     и в а     н   и к     д о   н  

По горизонтали:

5.Как называют писателя, который пишет сказки?

По вертикали:

1.Кто такой И. Билибин?

2.Одна из отрицательных героинь сказки.

3.Как называется начало сказки?

4.Имя сына царя в сказке А.С. Пушкина.

и

л

л

ю

т

с

т

к

к

р

а

а

з

з

ч

а

и

т

о

х

г

о

ч

н

р

и

в

а

н

и

к

д

о

н


Домашнее задание 1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть. 2. Нарисовать иллюстрацию 3. творческое задание. Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

Домашнее задание

1.Выучить понравившийся отрывок из сказки А. С. Пушкина наизусть.

2. Нарисовать иллюстрацию

3. творческое задание.

Подумайте, как бы могла закончиться сказка, будь герои другими по характеру? Можно изменить характер только одного героя.

И одной из жемчужин русской литературы является «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Откуда же черпал вдохновение Александр Сергеевич Пушкин, создавая это произведение, в котором фольклорные мотивы причудливо переплелись с его собственной авторской фантазией?

Сюжет

«Сказка о царе Салтане» была написана Пушкиным в 1831 году. Считается, что сюжет был почерпнут им из сказок, которые рассказывала нянюшка Арина Родионовна. Действительно, Арина Родионова (именно так, поскольку по отчеству, Родионовной, няню называли домашние) — крепостная семьи Ганнибал, происходила из северных русских земель, сохранивших в своем фольклоре немало старинных сюжетов и имен. По некоторым сведениям она была ижоркой по происхождению. Но даже если и так, то это не слишком важно, поскольку ощущала себя она, по-видимому, русской. Именно речь няни, ее сказки и прибаутки стали для Пушкина неистощимым кладезем русской национальной поэзии. Это она рассказала Александру Сергеевичу сказки «По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре», «Поющее дерево, живая вода и птица говорунья», а так же «Сказку о трех королевнах, родных сестрах». Названия здесь приведены по сборникам русских сказок, сделанных Афанасьевым и Ончуковым. А как называла эти истории Арина Родионовна нам, конечно же, неизвестно. В этих сказках Пушкин почерпнул основные мотивы будущего шедевра: разговор трех сестер, подслушанный царем, рождение чудесного младенца, наговор завистниц, в результате которого царицу и ее дитя бросают в бочке в воду, чудесные диковины далекого морского острова, 30 витязей, охраняющих этот остров и т.п. Однако, одним лишь русским фольклором источники Пушкина не исчерпываются. Сюжет об оклеветанной матери и чудесных детях очень популярен и встречается в сказках всего мира. Зачастую эти мотивы получали литературную обработку. Так, Пушкин был, безусловно, знаком со сказкой французской баронессы д’Онуа «Принцесса Бель-Этуаль», в которой повествуется о чудесной деве со звездой, а так же с «Повествованием законника» из «Кентерберийских рассказов», где речь идет об оклеветанной дочери императора, отправленной в ладье на волю волн.

Имена

Собственных имен в сказке немного. Это Салтан, Гвидон, царевна Лебедь и сватья баба Бабариха. Остальных персонажей Пушкин называет просто царицей, ткачихой, поварихой и т.п. Каково же происхождение имен?

Салтан — это, очевидно, лубочный «царь-султан», персонаж хорошо известный русскому народу со времен бесконечных войн с турками. Все знали, что где-то далеко есть могучее царство, которым управляет «царь Салтан».

Гвидон — имя, заимствованное из лубочного цикла «О Бове-королевиче», который является переработкой европейского рыцарского романа. Гвидоном в этом цикле зовут отца Бовы. По всей видимости, Гвидон — это производное от итальянского имени Гвидо. Специалисты усматривают в этой паре «Салтан — Гвидон» противопоставление «восток — запад».

Царевна Лебедь — это всецело дитя авторской фантазии Пушкина. Ни в одном из вариантов сказок об оклеветанной супруге и ее чудесном ребенке нет ни слова о прекрасной деве-оборотне. По всей видимости, образ царевны Лебеди родился под влиянием таких персонажей, как Василиса Премудрая или Софья Премудрая и французской принцессы Бель-Этуаль.

Баба Бабариха. Этот персонаж взят поэтом, вероятно, из русских заговоров, в которых присутствует некая Бабариха, «коя на камне на синем море сидит, калену сковороду держит недуги жечь-палить».

География

«Царство славного Салтана» не имеет какой-либо географической привязки. Зато остров, на котором оказываются царица и князь Гвидон, имеет название — Буян. И относительно его происхождения у специалистов имеются несколько версий.

Во-первых, остров Буян имеет общие черты с чудесным царством, расположенным где-то за морем, которое встречается в фольклоре едва ли не всех европейских народов.

Во-вторых, остров Буян иногда связывают с Соловецкими островами. Дело в том, что знаменитый Соловецкий монастырь возник на острове не в одну ночь, конечно же, но достаточно быстро. И стал, как считают исследователи, причиной немалого удивления мореходов. Плавали-плавали мимо пустынного острова, и вдруг видят на нем «Новый город со дворцом, с златоглавыми церквами, с теремами и садами».

И, наконец, наиболее популярная версия связывает фольклорный остров Буян с островом Рюген в Балтийском море. Там, на Рюгене, на мысе Аркона в древности располагалось святилище славянского языческого божества Свентовита (Святовита). Населяли Рюген славяне, и этот остов был, вероятно, важным духовным, сакральным центром славянского мира. Были на Рюгене в изобилии и меловые камни, отсюда, видимо, и образ камня Алатырь в народных поверьях. Многие заговоры начинаются словами: «На море-окияне, на острове Буяне стоит бел-горюч камень Алатырь…». Пушкин, конечно же, слышал от няни сказки и заговоры, в которых поминается остров Буян.

Зимняя (р.пианистка)

А Достоевского когда обсудим))?
26.12.2021 16:03:19, Зимняя (р.пианистка)

Cat-S

[ссылка-1]

Вот здесь. Тема вниз уже убежала. Можете новую начать, если есть еще интересные идеи для обсуждения.


26.12.2021 16:19:18, Cat-S

так она была же анонсирована неоднократно. и традиционно была открыта в 11 часов в субботу

26.12.2021 17:26:53, ALora

Зимняя (р.пианистка)

А суббота разве 25-е? Ну я там написала, а вообще пас, как-то непонятно кто пишет когда пишет зачем написали вперёд Cat-s

26.12.2021 17:34:59, Зимняя (р.пианистка)

Cat-S

Это было объявление

[ссылка-1]..

Суббота — 25, сегодня 26, воскресенье


26.12.2021 17:37:57, Cat-S

Cat-S

Ничего абсолютно страшного.

Кмк, можно смело вторую тему заводить. Несколько человек поздно пришли. Не только Вы.


26.12.2021 17:40:50, Cat-S

Не надо было анонсировать, кмк.))
«а то мы сегодня все переделаем, а на завтра ничего не останется.» («Девчата»)

26.12.2021 15:11:58, oks024240

Mary M.

Всегда анонсируется, а то большинство уже забыло. Что читать то надо. И ссылки — очень удобно — искать специально не надо.

26.12.2021 15:30:22, Mary M.

Ссылки — это очень полезно. ))
Особенное спасибо ТС за Марецкую.

26.12.2021 15:35:15, oks024240

Что это, не анонсировать? Неделя предпраздничные, окончание года, надо выкроить время на чтение.
26.12.2021 15:25:32, Etagerka

Это да, проблема. Тогда может тему надо было «зажать», никто же не помнит за что конкретно голосовал.

26.12.2021 15:28:38, oks024240

Mary M.

Она за 10 минут читается.

26.12.2021 15:28:20, Mary M.

А вдумчиво?
26.12.2021 16:04:35, Etagerka

Mary M.

Я вдумчиво читала)

26.12.2021 16:08:20, Mary M.

Я понимаю, что уже поздно. Не ругайтесь:) но меня в этой сказке все время очень удивляло навязчивое желание сына напомнить о себе папаше. Казалось бы, все есть, зачем ещё комаром оборачиваться. В общем, для меня это скорее сказка про незакрытые гештальты…
Жду обсуждения 2 январч

26.12.2021 14:13:44, Катятян

как раз не удивило. приемные-то очень нередко стараются разыскать своих чертичто родителей, а тут настоящий биоотец, по повелению которого мать с младенцем засунули в бочку и кинули в пучину волн. Хотелось посмотреть такому в глаза:) и сделать ему пакость. Но комар разобрался в ситуации

26.12.2021 15:08:37, ALora

Я бы поспорила о реализации этого желания. Но сейчас не время? Главное, до 2 января не остыть :)))
26.12.2021 18:08:30, Катятян

Cat-S

Скорее рано, чем поздно.

Обсуждение всегда выходит на ту тему, на которую выходит.


26.12.2021 14:44:18, Cat-S

Как же поздно, если обсуждать будем через неделю?))
26.12.2021 14:15:23, Etagerka

Поздно тему обсуждения предлагать поменять
26.12.2021 18:08:59, Катятян

В процессе обсуждения обычно начинают затрагиваться и другие темы, затронутые в произведении. Если другим участникам есть что сказать — идёт развитие в ту сторону. Вроде, не проблема. ))

В ветке по Достоевскому, к примеру, обсудили тему антисемитизма. )


26.12.2021 20:06:01, Mops

Mary M.

Спасибо! Фильм никогда не видела, надо посмотреть.

26.12.2021 12:48:28, Mary M.

фильм красивый

26.12.2021 14:33:33, ALora

=^..^=

спасибо)

26.12.2021 12:41:06, =^..^=

Шиповник (экс-Василиса)

Не поняла тему, но постараюсь)))
26.12.2021 12:38:37, Шиповник (экс-Василиса)

Cat-S

Разверну тему.

Три девицы высказали свои желания. Одна сказала то, что желала искренне, другие — ну, неизвестно, что ими двигало, это предмет обсуждения.

Сбылось все и у всех. Одной принесло ее желание счастье, две других были крайне не довольны.


26.12.2021 12:43:40, Cat-S

а зачем царю женщины,которые не смогут исполнять супружеские обязанности?:) На весь мир закатить пир и наткать,это затратно слишком для царя во всех отношениях. И жену не увидит, и наследника, и казна отощает. Третья мыслила реально

26.12.2021 19:46:46, Шрайбикус

Прочитаем, конечно, свежим взрослым взглядом, именно себе, а не детям. Но с темой тоже не согласна. Если только поискать там конспирологическую составляющую. Возможно, как раз две высказались искренне, от души и не подумав, а вот третья ..))
26.12.2021 14:12:00, Etagerka

Все высказывались совершенно искренне, исходя из того, что это просто поболтать. Но когда мечты стали реальностью, двум девушкам из трех стало завидно, что они не попросили бОльшего.
26.12.2021 13:49:44, читаю иногда с осени 2012

VarNa

Давайте подождём 2-ого числа, а то всё обсудим заранее :)
26.12.2021 14:02:07, VarNa

Давайте, но мне это будет непросто :)
26.12.2021 15:03:10, читаю иногда с осени 2012

Cat-S

Ну, в общем, тема вокруг этого. А там каждый понимает по-своему.

26.12.2021 13:52:25, Cat-S

УникаЛьнаЯ

Вообще мне всегда казалось, что они не желания высказывал, а просто фантазировали. Типа «кабы я была царица…», «кабы я была волшебница…», «кабы я была президентом, я бы…».
26.12.2021 13:21:13, УникаЛьнаЯ

Кабы у меня было много денег! — тема из недавних местных обсуждений :)
26.12.2021 14:08:05, Катятян

Когда фантазии удачно исполняются в реальности, их легко для себя перевести в разряд искренних желаний. А исполнение — в заслуженное. ;))
26.12.2021 13:25:04, Mops

Birke

И мне тоже. Но я подожду обсуждения, если время будет.
26.12.2021 13:23:56, Birke

УникаЛьнаЯ

Более того, мне всегда казалось, что первые две хоть что-то умели и хотели пользу приносить, трудиться, а третья… ну, как бы ничего делать и не планировала, окромя «за себя полежать» :)
Так что с моей точки зрения заявленной темы для обсуждения просто нет.

26.12.2021 13:29:01, УникаЛьнаЯ

XXL

Вторая обрела типа счастье по умолчанию?. В силу врождённого характера . «По вере». Будь кроткой, доброй, честной и пр-и тебе будет счастье. За греховные помыслы и жлобство -тоже получи соответственно. Христианские ценности во главе угла. Как и положено в древней Руси
26.12.2021 14:11:13, XXL

на опережение идете, нехорошо-с:)

26.12.2021 14:34:49, ALora

Реклама

XXL

Не утерпела. Извините :)
26.12.2021 18:29:38, XXL

Но решал то царь! Ему пофиг на пир на весь крещеный пир. Ему сына богатыря хотелось. Жаль, что сегодня не 2 января:)
26.12.2021 14:09:15, Катятян

=^..^=

является ли ваше желание вступить в брак искренним свободным :))

26.12.2021 12:40:47, =^..^=

                        Подготовила:
Четайкина Т.Ф.,учитель начальных классов МОУ « Средняя школа №
36»                                                                                                        

                            Урок литературного
чтения

(3 класс)

                            А.С. Пушкин «Сказка о царе
Салтане».

Эпиграф: «Сказка
ложь, да в ней намёк,

добрым молодцам урок!»

А.С.Пушкин

Тип урока: урок обобщения                                            
                                           Форма урока: урок-беседа                                                                                    
Цели урока:
                                                                                                                               Обобщить
знания о «Сказке о царе Салтане» и сделать необходимые выводы; развивать умение
выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение; находить
нужный отрывок в тексте по вопросам; отличать сказку от других произведений; учить
характеризовать героев и их поступки;                                                                                         учить
детей выделять главную мысль сказки; воспитывать доброту, милосердие.                                                                                                              Воспитывать
интерес к творчеству А. С. Пушкина через умение толковать мысли и чувства
поэта.                                                                                 
                    Воспитание любви к чтению, к родному языку, интереса к
истории родного края.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, презентация,
учебник, тесты, рисунки детей.

                                                     Ход урока

1.     Организационный
момент.
Мотивация учебной деятельности.

       Тихо сядьте, закройте глаза, опустите голову на
грудь и медленно за мной
повторяем:                                                                                                                             
                          – Я в школе на
уроке.                                                                                                             
– Сейчас я начну
учиться.                                                                         
                                           – Я радуюсь этому
(пауза).                                                                                                       
— Внимание моё
растёт.                                                                                                                 —
Память моя
крепка.                                                                                                                             
– Голова мыслит ясно (пауза).                                                                                                             —
Я хочу
учиться.                                                                                                                                         
– Я очень хочу учиться.                                                                                                                          
             — Я готов к работе (глазки
открыли).                                                                                 
                                                                                                                                                                                —
Добрый день, дорогие ребята и уважаемые взрослые!

2.Актуализация знаний. Введение в
тему.

Беседа                                                                                                                                       -Иногда
вы можете услышать  «Ты еще в сказки веришь?», «Ты сказки рассказываешь»                                                                                                                    
Что такое сказка?                                                                                                           
(Это произведение, где всегда рассказывается о чём-то необыкновенном,
волшебном)                                                                              
                                             Сказка–это богатейшая сокровищница
народной мудрости.   

Послушайте, пожалуйста, начало народной
сказки                                                       «Некоторый царь
задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды
разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит,
вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После
девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился
чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в
затылке месяц
                                                                                                                            

— Вам ничего это сказка не напоминает?                                                                  
( Сказку «О царе Салтане…»)
                                                   

Эпиграф нашего урока   «Сказка  ложь, да в ней намёк, добрым
молодцам урок!»

-Почему  сказка ложь? ( В сказках выдуманные
сюжеты, персонажи)

— О каком тогда намёке говорится  в сказке?
(Хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы)

— В чём  сила сказок? ( Добро побеждает зло)                                                           
– О чём же сегодня пойдёт разговор на уроке? ( О сказке)

Да, сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок, пяти
великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать
«симфонией русской души».                                                                                                  У
нас с вами заключительный урок  и  мы проведем его, в необычной форме. Это будет
путешествие по сказке. А от вас потребуется знание сказки, внимание и память.

                                                                                         
                                                
— Подумайте, о
каких пяти сказках я вела разговор?                                                                       
 («
Сказка о царе Салтане…»,  « Сказка о рыбаке и рыбке», « Сказка о золотом
петушке», « Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях».)                                                                                                                                 
Кто автор  сказок?
  ( А.С. Пушкин)                                                                             
— Как называются эти сказки? ( Авторские или литературные)                                     
Почему?                                                                                                                                     
— 
Что вы знаете об А.С.Пушкине?
                                                                                                   
 Великий
русский поэт родился в Москве более двух веков назад.
Он
был любителем и ценителем сказок с детских лет. Эту любовь ему привили его
бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна.                                                                                     
С раннего
детства он был окружён заботой и вниманием родителей.                                  
                                                            Но
особенно заботилась о нём его няня – простая крестьянка, у которой был особый,
певучий голос, она была мастерица петь песни, рассказывать сказки. Маленький
Саша называл её ласково матушкой.

Когда — то няня поэта рассказала ему
сказку, из которой вы  услышали отрывок и в ней
не было никакой
белочки,  вместо неё были две свиньи, которые грызлись (дрались), а между ними
сыпалось золото и серебро.
                                                                                                                                    

Переработав сюжет, Пушкин создает
поэтический рассказ о необычном рождении Гвидона,  о его приключениях, об
истории любви к царевне Лебеди,о чудесной встречи отца царя Салтана со своей
семьей.                                                                                                                           
 Через 9
лет

в далёком 1831 году
  появилась  сказка созданная Пушкиным  «О
царе Салтане…
»,
которую начал

писать поэт в 1822 году

3.Работа по теме урока.                                                                                                             
1.Анализ сказки.                                                                                                                      
В этой сказке отсутствует  зачин. Как
вы думаете, почему?                                                                                                                                                      
( Герои, и события существуют, не где-то далеко, в тридевятом царстве, а
здесь, рядом с нами, на Русской
земле.)                                                                       
Что  заметили вы необычного в начале
сказки?                                                                            
    
( Начало, как бывает в русских народных сказках, – о трех сестрах или
трех братьях,  но царь Салтан ведет себя необычно, подслушивает под окном
разговор трех девиц; стоит  на улице один, без свиты; жену выбирает и тут же  женится
в тот же вечер
.)                                                                                    
 Похож ли он на царя в нашем представлении?
(Нет)                                                         
— Почему?                                                                                                                            —
Как  начинается действие сказки?
(Три девицы
под
окном,                                                                                                                      
Пряли поздно вечерком.)
                                                                                                      
Послушайте отрывок из сказки  в исполнение  детей.                                                                                                                  

Три девицы под окном,                                                                      
                                                Пряли поздно вечерком.

·        
1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)

·        
То на весь крещёный мир,
приготовила б я пир                                                                        
2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)

·        
То на весь бы мир одна,
наткала я  полотна

·        
3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)

·        
Я б, для батюшки – царя,
родила богатыря.

·        
Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

·        
И в светлицу входит царь,
стороны той государь (кланяется третьей сестре)

·        
Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)

·        
Будь царица и роди богатыря

·        
Мне к исходу сентября.

·        
Вы ж, голубушки-сестрицы,
выбирайтесь из светлицы,

·        
Поезжайте вслед за мной, вслед
за мной и за сестрой.

·        
Будь одна из вас ткачиха, а
другая повариха.

-Назовите, пожалуйста,  полное  название   
сказки?                                                                 
(«Сказка 
о  царе  Салтане, о сыне его  славном  и 
могучем  богатыре князе  Гвидоне  Салтановиче и  о 
прекрасной  царевне  Лебеди».)                                                                                                                             
Что подсказывает  название сказки?                                               
                                              
(Все
перечисленные герои являются главными в сказочном повествовании                                                                                
                                   и герои не просто называются,  им дается  краткая
характеристика, отношение к ним автора).                                                                                                                        
Вы слышали  когда – нибудь имена героев в жизни?
                                                     (
Большинство имен сказочные, редко встречающиеся в жизни. В словаре личных имен
Гвидон – это реальное имя, но мало употребительное. Салтан – взято из восточной
традиции. Лебедь – эта героиня в поэзии Пушкина. Она впервые появляется там,
где рождаются сказки,  у лукоморья. В ней гармонично соединились черты белой
лебедушки-невесты из свадебных песен, девы-волшебницы и невесты-помощницы из
народных сказок.
                                    

2.Словарная работа

В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи                                           
-Как они называются? (устаревшие или  архаизмы)                                                           
— Давайте заменим некоторые устаревшие слова, современными слова, которые
объясняют их смысл:

          Вымолвить

Светлица

Град

     Грамота

Нарёкся

Тужить

Город

Сказать

Назвался

Горевать

     Сообщение, письмо

     Светлая комната

3.Выборочное
чтение.  Работа по учебнику.
                                                                            А 
теперь более подробно разберём сказку. Но отвечать на мои вопросы нужно словами
из текста, зачитывая их.

1. Почему  царь
выбрал третью сестрицу? (с. 92)

2.Почему царю
пришлось проститься с женой? ( с. 94)

3. Что же стало причиной несчастий молодой
царицы? (с 94)                                                                              4.Кого
родила царица? (с.94)                                                                                     
5.Какой текст письма послали с гонцом царю? (с.94-95)                                              
6.Какое указание дал гонцу царь? (с 95)                                                                                     
7 Как изменили настоящий приказ? (с.95)                                                                     8.Как
чувствовали мать и сын себя в неволе?  (с.96)                                                                                     
                                                                                                9.О
чём просило дитя волну? (с.96)                                                                                     
10.Где оказались мать и сын, после спасения? (с.97)                                                 
                                                                                                                                    11.О
чём подумал сын, выйдя на волю? (с. 97-98)                                                                         12.
Кого увидел царевич на море? (с.97-98)                                                                                   
13. Как наградила царевна Лебедь Гвидона за свое спасение? (с.99-100)

        
 Скажите мне, пожалуйста, сколько раз и в кого превращался  князь      

          
Гвидон?

               (
1- комар, 2 – муха, 3 – шмель)
                                                                                                                                                      

         
14. Что же заставило Гвидона превращаться в эти облики? (с.102)                                                                    
                     

          
15.О каких трёх чудесах говорится в сказке? (с.105,111,117-118)

 4.Физминутка         
                                                                    

(имитирование
движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова)

 — Изобразите богатырей,
выходящих из моря.

 — Изобразите волны,
набегающие на берег.

— Летящую царевну
Лебедь.

— Гвидона,
натягивающего лук.

— Танцующую белку,
поющую песенки.

Кто из вас
знает, что за музыка звучала?

— Это отрывок из
оперы «Сказка о царе Салтане»  «Три чуда».

А написал её в 1889 г выдающийся
русский композитор Николай Андреевич Римский — Корсаков, восхищённый сказкой и
в честь 100-летия со дня рождения поэта.                                                                                                                           

 К  творчеству Пушкина
обращаются не только композиторы, но и художники.
Особого блеска и
выдумки  достигает в своих иллюстрациях выдающийся иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.

Перед вами
репродукция картины русского художника М. А. Врубеля  «Царевна Лебедь».  Царевна
Лебедь изображена в момент волшебного превращения белоснежной птицы в девушку.                                                                                   
А как вы думаете, что олицетворяет образ лебедя в сказке?
(добро)                            —
А ещё мы с вами организовали чудесную выставку ваших рисунков, посмотрите
на неё,   вы  тоже выступили в роли художников — иллюстраторов.

5.Чтение понравившихся отрывков

6.Характеристика
героев.

Читая  любое  произведение,  мы  не 
только  знакомимся  с  героями,  но 
и невольно  начинаем  сопереживать  одним  из 
них  и  испытывать  антипатию  к  другим.

-А сейчас ребята
мы проведём работу в
группах                                                                            
— На столе у вас карточки с именами героев, вы должны описать своего героя  (характер,
действия и поступки героя, ваше отношение к нему)

Царь Салтан (добрый,
щедрый, властный, доверчивый, мудрый, храбрый, сильный, воинственный.)

Царь Салтандобрый и справедливый, щедрый  и очень
доверчивый. Он с лёгкостью верит письму гонца, однако мудро приказывает ничего
не решать до своего возвращения. Вновь обретя жену и сына, царь гневается на
ткачиху, повариху и сватью бабу Бабариху, но искренне прощает их и
отпускает домой.

Царица (верная, добрая,
мягкая, выносливая, душевная
,
доверчивая,
мудрая.)

Князь Гвидон (храбрый,
выносливый, смелый, находчивый, благодарный,
славный, могучий богатырь, умный, ловкий,
крепкий, сильный, мудрый, душевный, добрый
.)

Князь Гвидон сын царя Салтана , прекрасный, сильный,
смелый и отважный юноша. Он спас Царевну Лебедь от коршуна, справедливо правит
в городе на острове Буяне, гостеприимно встречает проплывающих мимо купцов. За
свои хорошие качества и добрые поступки он получает заслуженную награду:
чудесную белку, дружину из тридцати трёх богатырей и прекрасную невесту.

Царевна Лебедь (добрая, отзывчивая,
скромная, благодарная

)

Царевна Лебедьпрекрасная и мудрая волшебница. Спасённая
Гвидоном от злого коршуна, она помогает князю советом и волшебством, а затем
становится его женой.

Ткачиха, Повариха, сватья Баба
Бабариха

(жадные, завистливые, лживые, неблагодарные).

На какие группы  можно разделить
героев?

(положительные и отрицательные герои)                                                                                                                                            
 
Каких  героев  вы  отнесли бы  в  группу 
положительных?

(Князь  Гвидон,  царица,  царь  Салтан.)

— Каких  героев  вы  отнесли  в 
группу  отрицательных  героев?

(Ткачиха,  повариха,  сватья  баба  Бабариха.                                                     
                    

Действия, которые совершают положительные и отрицательные
персонажи помогают разобраться нам в том, что такое добро, а что на самом деле
зло, при этом осознавая, что зло всё равно будет наказано, а добро в любом
случае победит!                                                                                                                    

–Вспомните, как заканчивается сказка                                                                                                       
  — Как вы думаете, счастливый ли конец у сказки?                                                                                                            
Почему? (Семья воссоединилась  и в сказке добро всегда побеждает
зло).                                                                                                                                                                                               
Какой  пословицей мы могли бы закончить
сказку?                                                                         
(
Вся семья вместе и душа на месте).                                                                                                   
                                

При чтении сказок  мы можем сделать выводы о том, что добром воздается
тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убивай», «Почитай отца твоего
и мать твою», «Не лжесвидетельствуй », «Не завидуй», а к тем, кто нарушает
заповеди, приходит возмездие.

-Какие
Божьи
заповеди были нарушены в сказке?                                                          
 ( «Не
желай зла ближнему», «Не завидуй», «Не убивай», «Не лжесвидетельствуй»                                                                                                                  
 — Кто  в сказке нарушил  заповеди  данные человеку Богом?                                               
— Какая заповедь была
выполнена?                                                                                   

7. Тест по
сказке.                                                                                                                

8. Рефлексия.                                                                                                               

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, забытый век.

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Покидать нам сказку жалко,
Как  уютный милый  дом.
Сказка в жизни помогает,                                                                                       Принимать
людей с добром!

9. Подведение итогов урока

— Вот и подошёл к концу наш урок.
Мы не только вспомнили и проанализировали сказку А. С. Пушкина, но открыли для
себя что – то новое.

Чему
же нас, современного читателя, научила сказка о царе Салтане?
           
Начните со слов:  Меня эта сказка научила…
(доброте,
терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим, а
учиться радоваться за других людей
 и следовать заповедям, данным человеку
Богом, жить в гармонии с собой и миром.) 

 — Как вы думаете, для чего нужны чудеса?                                                            
 (чтобы исполнять желания, мечту)
                                                                                                            
В жизни чудеса встречаются?                                                                                
 (Если мы хотим верить в чудеса, то тогда — да)                                                    
 

Настроены ли вы, на Чудо? –
Оно нас окружает всюду!
Его не разъять, не измерить –
В него нужно просто поверить!
                                                                             
                                                                 

И одно из чудес нашего урока, это подарок от белочки вам и нашим
гостям.
                                                                

Спасибо вам, ребята, за работу на уроке. Все молодцы!

I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности)

— Здравствуйте ребята!

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Пусть сегодня для нас всех

На урок придёт успех!

Пожелайте всем удачи,

И успешности в придачу!

Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок.

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

К – планируют учебное сотрудничество
с учителем и сверстниками.

II. Актуализация знаний.

Постановка учебной задачи.

-Прочитайте про себя скороговорку, которая представлена на слайде:

«Жил-был царь Овес, он все сказки унес»

-Давайте прочитаем вместе медленно. Теперь чуть быстрее. Прочитайте разными интонациями.

-Определите ключевое слово в данной поговорке. (Сказка) Что это за  жанр – сказка? (СКАЗКА — произведение о вымышленных событиях чаще всего в повествовательной форме со счастливым концом).

По таблице определите, какие бывают сказки?

Текст сказка о царе салтане о сыне его славном гвидоне и о царевне лебедеТекст сказка о царе салтане о сыне его славном гвидоне и о царевне лебедеТекст сказка о царе салтане о сыне его славном гвидоне и о царевне лебедеТекст сказка о царе салтане о сыне его славном гвидоне и о царевне лебеде

Текст сказка о царе салтане о сыне его славном гвидоне и о царевне лебедеТекст сказка о царе салтане о сыне его славном гвидоне и о царевне лебедеТекст сказка о царе салтане о сыне его славном гвидоне и о царевне лебеде

-Чем отличаются волшебные сказки от других? (Волшебные предметы, троекратные повторы, чудеса, герои, владеющие магией).

— «Мал бывал – сказки слушал, а вырос – сам стал сказывать», про какого русского писателя можно  сказать эти слова? Можно ли назвать сказки Пушкина волшебными?

Посмотрите: на выставке представлены книги, со сказками Пушкина. Проверим, насколько внимательно вы их читали.

– Вы знаете, что такое «Бюро находок»? Сегодня у нас открылось «Бюро литературных находок». К нам попали герои пушкинских сказок, помогите им найти свои сказки.

Рыбка        «Сказка о рыбаке и рыбке»

Белка         «Сказка о царе Салтане…»

Петушок    «Сказка о золотом петушке»

Яблоко       «Сказка о мертвой царевне…»

Заяц           «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Кораблик   «Сказка о царе Салтане…»

Лебедь       «Сказка о царе Салтане…»

— Из какой сказки предметов оказалось больше?

-А как вы думаете, сегодня чему мы посвятим наш урок? Какая же будет тема урока?

— Какие цели мы перед собой поставим?

( Попробуем определить тему, главную мысль сказки; проанализируем поступки героев)

Речевая разминка

Читают поговорку разными интонациями.

Определяют отличительные признаки сказки от других литературных жанров.

А.С.Пушкин, в детстве ему сказки сказывала няня Арина Родионовна.

Называют сказки.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулирую тему и цели урока.

Познавательные:
самостоятельно находят информацию и способы решения задач.

Регулятивные: определяют тему, цели и задачи урока.

Коммуникативные: вступают в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

III. Работа над сказкой.

Повторение изученного.

Характеристика героев.

Работа с пословицей.

— Давайте вспомним сюжет, для этого вам необходимо восстановить последовательность событий в сказке.

1) Царь Салтан выбирает жену

2) отъезд царя Салтана на войну

3) подмена грамоты

4) морское путешествие царица и Гвидона

5) избавление царевны от злого коршуна

6) превращение князя Гвидона в комара

7) превращение князя Гвидона в муху

8) превращение князя Гвидона в шмеля

9) встреча Салтана с семьёй

10) счастливый конец.

— Прочитайте полное название сказки. Что ты из него можно узнать? 

В любой сказке есть положительные и отрицательные герои. Положительным героям мы сочувствуем, переживаем за них. Противоположность этим героям – злодеи, они совершают поступки, которые приносят вред.

 Посмотрите на таблицу:

Герои

положительные

отрицательные

нейтральные (второго плана)

— Перед началом урока каждой паре достался герой из сказки, переверните листочек, прочитайте и подумайте,  в какую колонку вы его поместите: Царь Салтан, царица, князь Гвидон, царевна Лебедь, повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха, (коршун-чародей, бояре, корабельщики, гонец, 33 богатыря – это нейтральные герои).

Дайте ему характеристику по следующему плану.
1. Имя героя и кем он является.
2. Внешность и характер героя.
3. Поступки героя и их оценка.
4. Отношение автора к герою.
5. Ваше отношение к герою.

При составлении характеристики, можете воспользоваться карточкой подсказкой.

— Прочитай русскую пословицу. Объясните её смысл.

Где счастье родится, там и зависть плодится.

Какую роль сыграла зависть в сказке?

Зависть сестриц едва не обернулась трагедией для царевны и её новорожденного сына. Но нет худа без добра. Бочка, брошенная в море, приплыла к чудному острову, где князь обрёл истинное счастье.

В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?

— А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?

— Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

 -Сказка, да, намёк, ложь, в ней, урок, добрым, молодцам. Чему учит данная сказка.

Групповая работа.

В группе восстанавливают последовательность событий.

Из заголовка можно узнать о героях сказки. (“Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди”

Работают в парах.

Успех ближнего порождает зависть.

Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной завистью, а учит радоваться за других, учит сохранить любовь к близким, не смотря на трудности и испытания, которые встали на пути героев.

К. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания.

Познавательные:
самостоятельно находят информацию и способы решения задач;

высказывают предположения,

строят речевое высказывание в устной форме.

Личностные: оценивают жизненные ситуации и поступки героев художественного текста

Предметные:  определяют тему, главную мысль сказки; характеризуют героев произведения.

IV. Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок наизусть.

V. Итог урока. Рефлексия

– Что вам дал этот урок?

– Выберите одно предложение и закончите его:

•  Теперь я знаю…

•  Мне стало понятно…

•  Раньше мне не приходилось…

•  Пока мне трудно дается…

Оценка деятельности на уроке

Формулируют свое отношение к уроку

регулятивные: фиксируют удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой;

  • Текст сказка про муху цокотуху
  • Текст рассказа чехова хамелеон
  • Текст синонимы к слову для сочинения
  • Текст сказка о царе салтане о сыне его славном и могучем богатыре князе гвидоне
  • Текст рассказа чук и гек