Текст с паронимами сочинение

Задание 5 егэ проверяет умение увидеть лексическую ошибку, а именно смешение паронимов.из демоверсии егэ по русскому языку: в одном из

Задание 5 ЕГЭ проверяет умение увидеть лексическую ошибку, а именно смешение паронимов.

Из демоверсии ЕГЭ по русскому языку: 
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово 

1. Внимательно прочитайте варианты ответов.
2. Определите тип паронима: приставочный, суффиксальный или корневой.
3. Подберите к каждому парониму его пару (или несколько слов).
4. Определите значение паронима. Это можно сделать, выучив все значения слов из словарика паронимов ЕГЭ: Словарь паронимов со значениями от РУСТЬЮТОРС
5. Также важно выделить суффиксы и приставки и определить их значение.
6. При выборе схожих по звучанию слов важно учитывать их смысловые различия, характер лексической сочетаемости, способы управления, функционально-стилевую окраску и употребление.
7. Не забудьте: в ответ необходимо вписать уже исправленный вариант паронима.

Паронимы (от греч. para – возле, onyma – имя) — слова, схожие по звучанию, но разные или частично совпадающие по значению.

Однокоренные паронимы в большинстве своем близки по значению, но различаются тонкими смысловыми оттенками.
Паронимы могут совпадать не во всех, а лишь в некоторых значениях, по этому признаку их делят на: полные и неполные.

При подготовке к ЕГЭ, а именно к заданию 5, мы будем классифицировать паронимы по морфеме, в которой происходит различение, поэтому делим паронимы на:

1) Корневые

2) Суффиксальные

3) Приставочные

Приставочные и суффиксальные паронимы отличаются приставками и суффиксами. У каждой приставки и суффикса в русском языке есть значение. При образовании новых слов при помощи суффиксов и приставок слово получает какое-то обобщенное значение.

Суффиксальные паронимы — паронимы, которые отличаются в написании суффиксов или буквенных сочетаний в суффиксах.

Прилагательные
ИЧЕСК (ЕСК)-ЧН
АРТИСТИЧЕСКИЙ – АРТИСТИЧНЫЙ 
ГАРМОНИЧЕСКИЙ – ГАРМОНИЧНЫЙ 
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ – ГУМАНИТАРНЫЙ – ГУМАННЫЙ 
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ — ДЕМОКРАТИЧНЫЙ 
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ – ДИПЛОМАТИЧНЫЙ 
ДРАМАТИЧЕСКИЙ – ДРАМАТИЧНЫЙ 
ИРОНИЧЕСКИЙ – ИРОНИЧНЫЙ 
МИКРОСКОПИЧЕСКИЙ – МИКРОСКОПИЧНЫЙ 
ОРГАНИЧЕСКИЙ – ОРГАНИЧНЫЙ 
ПРАКТИЧЕСКИЙ – ПРАКТИЧНЫЙ 
ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ – ПУБЛИЦИСТИЧНЫЙ 
РИТМИЧЕСКИЙ -РИТМИЧНЫЙ
РОМАНТИЧЕСКИЙ — РОМАНТИЧНЫЙ
СЦЕНИЧЕСКИЙ – СЦЕНИЧНЫЙ 
ТЕХНИЧЕСКИЙ — ТЕХНИЧНЫЙ
ФАКТИЧЕСКИЙ – ФАКТИЧНЫЙ
ХИЩНИЧЕСКИЙ – ХИЩНЫЙ 
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ — ЭСТЕТИЧНЫЙ
ЭТИЧЕСКИЙ – ЭТИЧНЫЙ

Чередования суффиксов (2 и более)
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — ЭКОНОМИЧНЫЙ – ЭКОНОМНЫЙ
ДЕЛЯЧЕСКИЙ — ДЕЛОВИТЫЙ — ДЕЛОВОЙ — ДЕЛЬНЫЙ

ТЕЛЬН – ТЕЛЬ+СК, Н, НН, ИМ, ЧИВ
ЗРИТЕЛЬНЫЙ — ЗРИТЕЛЬСКИЙ
ИЗОБРЕТАТЕЛЬНЫЙ — ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ — ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ
ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ — ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЙ
ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ – ПОЧТЕННЫЙ – ПОЧЁТНЫЙ
УНИЗИТЕЛЬНЫЙ — УНИЖЕННЫЙ
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ – ПРОСВЕЩЁННЫЙ
ПРИЗНАТЕЛЬНЫЙ – ПРИЗНАННЫЙ
ОБВИНИТЕЛЬНЫЙ – ОБВИНЁННЫЙ
ЖЕЛАТЕЛЬНЫЙ – ЖЕЛАННЫЙ  
ДЛИТЕЛЬНЫЙ — ДЛИННЫЙ 
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ – СРАВНИМЫЙ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЙ — БЛАГОТВОРНЫЙ
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЙ —ДОВЕРЧИВЫЙ
ПОКУПАТЕЛЬНЫЙ — ПОКУПАТЕЛЬСКИЙ — ПОКУПНОЙ
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ – ДЕЙСТВЕННЫЙ  – ДЕЙСТВУЮЩИЙ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЙ  – ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ

АБЕЛЬН  — значение пригодности
КОМФОРТАБЕЛЬНЫЙ – КОМФОРТНЫЙ

Существительны с с суффиксами ТЕЛЬ, АБЕЛЬ
РАЗДРАЖЕНИЕ – РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ – ПРОИЗВОДСТВО
ЗАЧИНАТЕЛЬ – ЗАЧИНЩИК

СТВЕНН – Н/СК/ЮЩ
БЕДНЫЙ – БЕДСТВЕННЫЙ 
БЕЗОТВЕТНЫЙ — БЕЗОТВЕТСТВЕННЫЙ
БЛАГОДАРНЫЙ — БЛАГОДАРСТВЕННЫЙ
ВЕЛИКИЙ — ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ
ДВОИЧНЫЙ — ДВОЙНОЙ — ДВОЙСТВЕННЫЙ — ДВОЯКИЙ – СДВОЕННЫЙ – УДВОЕННЫЙ
ДРУЖЕСКИЙ – ДРУЖЕСТВЕННЫЙ – ДРУЖНЫЙ
ЕДИНИЧНЫЙ – ЕДИНСТВЕННЫЙ
ИСКУСНЫЙ — ИСКУССТВЕННЫЙ
ЦАРСКИЙ – ЦАРСТВЕННЫЙ – ЦАРСТВУЮЩИЙ

ЕСК(СК) – Н, НН
ВРАЖЕСКИЙ — ВРАЖДЕБНЫЙ
ЖИТЕЙСКИЙ – ЖИЗНЕННЫЙ
ЗВЕРСКИЙ – ЗВЕРИНЫЙ 
КОНСКИЙ – КОННЫЙ
ПОПУЛИСТСКИЙ – ПОПУЛЯРНЫЙ
СОСЕДСКИЙ – СОСЕДНИЙ

ИСТ
БОЛОТИСТЫЙ – БОЛОТНЫЙ
ГЛИНИСТЫЙ – ГЛИНЯНЫЙ
КАМЕНИСТЫЙ — КАМЕННЫЙ
ЛЕСИСТЫЙ – ЛЕСНОЙ
 
Прилагательные, образованные при помощи суффиксов ЛИВ, ЧИВ, ИВ, (Т)ИВН
ДОЖДЛИВЫЙ — ДОЖДЕВОЙ 
НЕУДАЧЛИВЫЙ – НЕУДАЧНЫЙ
ПАМЯТЛИВЫЙ — ПАМЯТНЫЙ
ПУГЛИВЫЙ – ПУГАНЫЙ
УДАЧЛИВЫЙ — УДАЧНЫЙ
НЕТЕРПЕЛИВЫЙ – НЕСТЕРПИМЫЙ – НЕТЕРПИМЫЙ
ИНФОРМАТИВНЫЙ — ИНФОРМАЦИОННЫЙ
ПРОДУКТИВНЫЙ – ПРОДУКТОВЫЙ
ЭФФЕКТИВНЫЙ – ЭФФЕКТНЫЙ 

ЧН – ОВ, Н,
ВЕЧНЫЙ – ВЕКОВОЙ  
ЗВУЧНЫЙ – ЗВУКОВОЙ  
ГОДИЧНЫЙ – ГОДОВОЙ – ГОДОВАЛЫЙ
ОТБОРОЧНЫЙ — ОТБОРНЫЙ

ОСТ – Н
ЛИЧНОСТНЫЙ – ЛИЧНЫЙ
ЦЕЛОСТНЫЙ — ЦЕЛЬНЫЙ — ЦЕЛЫЙ

Образовано при помощи суффиксов ОТ+Н
ВЫСОКИЙ – ВЫСОТНЫЙ
ДОБРЫЙ – ДОБРОТНЫЙ

ЯН
КОСТЯНОЙ — КОСТНЫЙ
ЛЕДЯНОЙ – ЛЕДОВЫЙ

 
Отглагольные прилагательные и причастия
 
МОРОЖЕНЫЙ – МОРОЗИЛЬНЫЙ – МОРОЗНЫЙ 
КРАШЕНЫЙ – КРАСОЧНЫЙ – КРАСЯЩИЙ   
ИСХОДЯЩИЙ – ИСХОДНЫЙ
СКРЫТЫЙ – СКРЫТНЫЙ
ГАРАНТИРОВАННЫЙ – ГАРАНТИЙНЫЙ
ЛАКИРОВАННЫЙ – ЛАКОВЫЙ

Л

БЫЛОЙ – БЫВШИЙ
ЖИЛОЙ – ЖИЛИЩНЫЙ

Паронимы-существительные

АБОНЕМЕНТ — АБОНЕНТ. 
НЕВЕЖА — НЕВЕЖДА

Суффикс АНТ
ДИКТАНТ — ДИКТАТ
ДИПЛОМАНТ — ДИПЛОМАТ

Существительные на ОСТЬ
Суффикс ОСТЬ  образует существительные со значением абстрактного признака, свойства или состояния (свежесть, бледность, жалость, смелость).
НАЛИЧНОСТЬ — НАЛИЧИЕ
ВЫГОДНОСТЬ – ВЫГОДА
ГОРДОСТЬ – ГОРДЫНЯ
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ – ИНФОРМАЦИЯ
ГУМАННОСТЬ – ГУМАНИЗМ
СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ — СОПРОТИВЛЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ — ЭФФЕКТНОСТЬ

Суффикс ИЧЕСК
при добавлении к основе имен существительных образует имена прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом, в качестве которого выступают нарицательные имена существительные, обозначающие область науки, искусства, литературы, а также отвлеченные понятия
 ◆ символ → символический ◆ артист → артистический ◆ гигиена → гигиенический ◆ идеалист → идеалистический ◆ куб → кубический ◆ нерв → нервический ◆ педант → педантический ◆ сцена → сценический ◆ логика → логический 

Суффикс ЕСК-
в безударной позиции при добавлении к основе существительных образует прилагательные со значением свойственности тому, характерности для того или связанности с тем, что названо мотивирующим словом
◆ друг → дружеский ◆ творец → творческий 
В безударной позиции при добавлении к основе существительных, обозначающих материал, образует прилагательные со значением сделанный из этого материала.

Суффикс -ТЕЛЬН образует прилагательные со значением: 1) производящий или способный произвести действие (наблюдательный, удовлетворительный); 2) являющийся объектом действия или способный им стать ( желательный, осязательный); 3) предназначенный для выполнения действия ( плавательный, летательный);

Суффикс СК- обозначает принадлежность.

Суффикс -ИСТ- образует  прилагательные со значением:
 1) похожий на что-то (серебристый, бархатистый);
 2) обладающий чем-то в большом количестве (голосистый, ветвистый);
 3) имеющий склонность к какому-нибудь действию (задиристый, отрывистый, порывистый)

Суффиксы -ИСТ, -АСТ, -АТ- (особенно -ИСТ-) являются продуктивными для образования прилагательных в русском языке. Их можно признать синонимичными и имеющими значение: обладающий чем-то или каким-то качеством, содержащий что-то. Например, сноровистый (обладающий сноровкой), железистый (содержащий железо), йодистый (содержащий йод), очкастый (обладающий очками), клыкастый (обладающий клыками), горбатый (обладающий горбом), косматый (обладающий космами), крылатый (обладающий крыльями).

Суффикс -ЛИВ- образует прилагательные, обозначающие 1) состояние, действие, свойство; 2) склонность к чему-нибудь; 3) или обладание каким-нибудь качеством (молчаливый, счастливый, крикливый).

Суффикс -ИВ- образует прилагательные со значением: 1) постоянного свойства, качества, склонности к чему-нибудь; 2) обладания каким-нибудь качеством в большой степени (ленивый, лживый, красивый, игривый).

Суффикс -ЧИВ- образует прилагательные со значением: способный, склонный что-нибудь делать, проявлять какое-нибудь свойство (находчивый, сговорчивый, устойчивый).

Суффикс -ЕВ-
1) принадлежности предмета лицу или животному (дедов, слесарев, волч[j+а], собач[j+а]);
2) сделанный из чего-либо, относящийся к кому-либо, чему-либо (грушевый, садовый).

Суффикс -Н- (-ШН) образует  прилагательные  со значением:
1) признака или свойства, относящегося к предмету, явлению, действию, месту, времени или числу, названному исходным словом (весенний, дальний, вчерашний, домашний, тысячный);
2) подверженности какому-нибудь действию или результата какого-либо действия, которое названо исходным словом (отглагольные прилагательные (рваный, читаный, званый, драный).

Суффикс ИМ/ЕМ – при помощи такого суффикса образуются отглагольные прилагательные и причастия (движимый, необитаемый)

Суффикс АНТ имеет значение ЛИЦА:
лицо по производимому действию или по роду деятельности (адресант, диверсант, квартирант, симулянт и т.п.);
лицо по объекту занятий или владения (дипломант, диссертант, музыкант, фабрикант и т.п.);
лицо — объект действия (арестант);
лицо — участник совместного действия (дуэлянт, конкурсант, концертант, экскурсант и т.п.);
лицо по отношению к месту работы или учебы (курсант, лаборант и т.п.);
лицо — член коллектива (оркестрант, сектант и т.п.);
лицо по отношению к тому, кем оно готовится стать (докторант, магистрант и т.п.).
Имеет значение ДЕЙСТВИЯ или результата действия: вариант, диктант

СЛОВАРНЫЙ – СЛОВЕСНЫЙ
ЖЕСТОКИЙ — ЖЕСТКИЙ
КОРЕНАСТЫЙ – КОРЕННОЙ – КОРНЕВОЙ

Приставочные паронимы (однокоренные паронимы с разными приставками)

Поскольку каждая приставка имеет свое значение, то при образовании слов с теми же корнями, но новыми приставками, меняется и значение слова.

ВДОХ – ВЗДОХ
ВЫБИРАЯ — ИЗБИРАЯ 
ВЫДАЧА — ОТДАЧА — ПЕРЕДАЧА – РАЗДАЧА
ВЫПЛАТА — ОПЛАТА — ПЛАТА — УПЛАТА
ВЫПЛАТИТЬ — ЗАПЛАТИТЬ — ОПЛАТИТЬ — ОТПЛАТИТЬ – УПЛАТИТЬ
ВЫРАСТИТЬ — НАРАСТИТЬ — ОТРАСТИТЬ
ВЫРАЩИВАНИЕ — НАРАЩИВАНИЕ — ОТРАЩИВАНИЕ
ВОСПОЛНИТЬ — ДОПОЛНИТЬ — ЗАПОЛНИТЬ — НАПОЛНИТЬ — ПЕРЕПОЛНИТЬ — ПОПОЛНИТЬ;  
ЗАПОЛНЕН — НАПОЛНЕН – ПЕРЕПОЛНЕН
ЗАГОРОДИТЬ – ОГОРОДИТЬ – ОГРАДИТЬ – ОТГОРОДИТЬ – ПЕРЕГОРОДИТЬ
ЗАНИЗИТЬ – ПОНИЗИТЬ – СНИЗИТЬ
НАДЕТЬ — ОДЕТЬ
НАПОМИНАНИЕ — УПОМИНАНИЕ 
ОБРЫВОК – ОТРЫВОК
ОБХВАТИТЬ – ОХВАТИТЬ
ОГРАНИЧИТЬ — ОТГРАНИЧИТЬ – РАЗГРАНИЧИТЬ
ОТКЛОНЕНИЕ – УКЛОНЕНИЕ (ОТКЛОНИТЬСЯ – УКЛОНИТЬСЯ)
ОТЛИЧАТЬ(-СЯ) — РАЗЛИЧАТЬ(-СЯ)
ОТЛИЧИЕ – РАЗЛИЧИЕ 
ОКЛИК – ОТКЛИК
ПЕРЕТЕРПЕТЬ – ПРЕТЕРПЕТЬ
ПРЕДОСТАВИТЬ – ПРЕДСТАВИТЬ

Значение самых частотных приставок, которые мы встречаем в словаре паронимов:
Приставка ВЫ- употребляется при образовании глаголов и обозначает:
 а) направленность движения изнутри наружу (выбежать, выпрыгнуть);
 б) доведение действия до нужного предела (вылечить);
 в) доведение действия до естественного предела (вырасти);
 г) изъятие, извлечение, удаление какой-либо части предмета или одного предмета из другого (выломать);
 д) достижение чего-либо посредством действия (выпросить, выстоять).

Приставка О- (ОБ-, ОБО-) употребляется при образовании глаголов и обозначает:
 а) направленность действия, движения по окружности вокруг предмета, рапространение действия на всю поверхность предмета, на все его стороны (облететь);
 б) направленность движения мимо предмета, обход его стороной (обойти, объехать);
 в) произведение  действия до нужного предела (обыскать);
 г) доведение действия до излишнего предела (обкормить);
 д) доведение действия до естественного предела (обеднеть);
 е) распространение действия на ряд лиц, предметов, охват действием многих лиц, предметов (одарить);
 ж) направленность действия во все стороны, на всю поверхность предмета или вокруг предмета (оклеить, обжарить).

Приставка ЗА- употребляется при образовании:
1. Существительных и прилагательных со значением: нахождение по ту сторону или за пределами того, что названо исходным словом (Заполярье, заоблачный).
2. Глаголов и обозначает:
 а) начало действия (заблестеть, заговорить);
 б) достижение результата действия, состояния (завоевать);
 в) чрезмерность действия (замучить, заморозить);
 г) направленность действия, движения за какие-либо пределы, куда-либо далеко (завести);
 д) направленность внутрь (закатить);
 е) попутное действие (зайти, занести);
 ж) распространение действия на всю поверхность предмета (засеять);
 з) совершение действия заранее (засолить, заготовить);
 и) ограничение пространства чем-либо (завязать).
3. Наречий с обстоятельным значением (задаром, заранее).

Приставка У- употребляется при образовании глаголов и обозначает:
 а) направленность действия, движения от чего-либо, удаление, устранение, исчезновение чего-либо (убежать);
 б) полноту действия, распространение действия на всю поверхность предмета (уложить);
 в) совершение действия, несмотря на трудности, неблагоприятные условия (уберечь);
 г) уменьшение количества чего-либо (ушить);
 д) сделать предмет или лицо каким-либо, чем-либо, кем-либо (улучшить);
 е) доведение действия до нужного предела (упаковать);
 ж) доведение действия до естественного предела (увидеть).

Приставки РАЗ- (РАЗО-, РАС-), РОЗ- (РОС-) употребляется при образовании:
1.Существительных и прилагательных и обозначает высшую степень проявления какого-либо качества, свойства (разум, разудалый).
2. Глаголов и обозначает:
 а) раздробление, разделение на части (разорвать); 
 б) аннулирование результата предшествующего действия (разоружить);
 в) распространение действия в разные стороны (разбросать);
 г) распространение действия на всю поверхность (разрисовать).

Приставка ПЕРЕ употребляется при образовании:
1. Существительных со значением повторного действия или явления (перевыборы, перерасчет).
2. Глаголов и обозначает:
 а) направленность действия или движения через какое-либо пространство или предмет (перешагнуть);
 б) направленность действия или движения из одного места в другое (передвинуть, передача);
 в) совершение действия вновь (переделать, перешить);
 г) распространение действия на ряд предметов (переложить);
 д) доведение действия до нужного предела (перезимовать);
 е) доведение действия до излишнего предела (перекормить)

Приставка В- (ВО-) употребляется при образовании:
1. Глаголов со значением:
 а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);
 б) доведения действия до нужного предела (влезть).
2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени (вблизи, впоследствии).

Приставка ОТ- (ОТО-) употребляется при образовании:
1. Существительных и обозначает:
 а) явление, подобное тому, что названо исходным словом, но происходящее после него (отголосок);
 б) частичное проявление признака (оттепель).
2. Глаголов и обозначает:
 а) удаление, отдаление, отстранение от кого-либо, чего-либо (отбежать, отодвинуть);
 б) удаление, отделение от предмета его части или же от другого предмета, тесно связанного (отпилить);
 в) завершение и прекращение действия (отработать, отцвести);
 г) доведение действия до излишнего предела (отлежать, отдавить).

Приставка НА- употребляется при образовании:
1. Существительных со значением: нахождение на поверхности (настенный, нагрудный).
2. Глаголов и обозначает:
 а) направленность действия на поверхность извне (наклеить);
 б) направленность внутрь (налить); 
 в) действие в большом количестве (наварить);
 г) доведение действия до естественного предела (намусорить);
 д) доведение действия до нужного предела (написать).
3. Наречий со значением:
 а) высшей меры, предельной степени какого-либо признака (накрепко);
 б) обстоятельства времени, направления и образа действия  (наверх, назавтра, напрокат).

Приставка ДО- употребляется при образовании:
1. Прилагательных со значением: предшествовавший, совершавшийся прежде того, что обозначено основой (доисторический, довоенный).
2. Глаголов со значением:
 а) доведения действия до его завершения, конца (добежать, дотащить);
 б) совершения недостающего действия (доплатить);
 в) совершения  действия дополнительно (догрузить)

Приставка ВОЗ- (ВОС-) употребляется при образовании глаголов и обозначает:
 а) направленность движения  или действия вверх (возвести, воспарить);
 б) совершение действия вновь, заново (воссоздать);
 в) доведение действия до нужного предела (востребовать, возмужать);
 г) начало действия (воссиять, возликовать).

Приставка ВЗ- (ВЗО-, ВС-) употребляется при образовании
1. Глаголов со значением:
 а) направленности движения или действия внутрь (вбежать, ворваться);
 б) доведения действия до нужного предела (влезть).
2. Наречий, имеющих обстоятельственное значение места, времени  (вблизи, впоследствии).

Приставка ИЗ- (ИЗО-, ИС-) употребляется при образовании:
1. Глаголов и обозначает:
 а) направление действия, движения, изнутри наружу (извлечь);
 б) распространение движения по всем направлениям (изъездить);
 в) доведение действия до нужного предела (изготовить);
 г) доведение действия до излишнего предела (износить);
 д) доведение действия до естественного предела (измучить);
 е) выделение, удаление откуда-либо (изгнать, излить);
 ж) распространение действия на всю поверхность предмета (исписать).
2. Наречий с обстоятельным значением (издали, искоса).

Приставка С- (СО-) употребляется при образовании:
1. Существительных и прилагательных  и  обозначает:
 а) совместность, общность, взаимосвязь (содружество, созвучие);
 б) явление или состояние, характеризующиеся соединением одинаковых предметов (созвездие, соцветие).
2. Глаголов и обозначает:
 а) движение сверху вниз (сбросить);
 б) удаление с какой-либо поверхности, какого-либо места (сгрузить);
 в) сближение, соединение, скрепление чего-либо (связать);
 г) воспроизведение чего-либо (срисовать);
 д) ненаправленность действия, движение туда и обратно (съездить);
 е) совместность чувств, действий, помощи (содействовать);
 ж) доведение действия до естественного предела (стемнеть);
 з) доведение действия до нужного предела (сыграть).
3. Наречий с обстоятельственным значением места, образа действия и времени (свыше, сгоряча, смолоду).

  • Задание 5 Практика 
  • Решать варианты ЕГЭ

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2021. К.Г. Паустовский

Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. С него отправлялись эшелоны на фронт. По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых.

Каждую ночь, часам к двум, когда жизнь в городе замирала, мы, трамвайщики, подавали к Брестскому вокзалу белые санитарные вагоны. Внутри вагонов были устроены подвесные пружинные койки.

Ждать приходилось долго. Мы курили около вагонов. Каждый раз к нам подходили женщины в теплых платках и робко спрашивали, скоро ли будут грузить раненых. Самые эти слова — «грузить раненых»,- то есть втаскивать в вагоны, как мертвый груз, живых, изодранных осколками людей, были одной из нелепостей, порожденных войной.

— Ждите!- отвечали мы. Женщины, вздохнув, отходили на тротуар, останавливались в тени и молча следили за тяжелой вокзальной дверью.

Женщины эти приходили к вокзалу на всякий случай — может быть, среди раненых найдется муж, брат, сын или однополчанин родного человека и расскажет об его судьбе.

Все мы, кондукторы, люди разных возрастов, характеров и взглядов, больше всего боялись, чтобы какая-нибудь из этих женщин не нашла при нас родного искалеченного человека.

Когда в вокзальных дверях появлялись санитары с носилками, женщины бросались к ним, исступленно всматривались в почернелые лица раненых и совали им в руки связки баранок, яблоки, пачки дешевых рассыпных папирос. Иные из женщин плакали от жалости. Раненые, сдерживая стоны, успокаивали женщин доходчивыми словами. Эти слова простой русский человек носит в себе про черный день и поверяет только такому же простому, своему человеку.

Раненых вносили в вагоны, и начинался томительный рейс через ночную Москву. Вожатые вели вагоны медленно и осторожно.

Чаще всего мы возили раненых в главный военный госпиталь в Лефортово. С тех пор воспоминание о Лефортове связано у меня с осенними холодными ночами. Прошло уже много лет, а мне все чудится, что в Лефортове всегда стоит такая ночь и в ней светятся скучными рядами окна военного госпиталя. Я не могу отделаться от этого впечатления потому, что с той поры я ни разу не был в Лефортове и не видел военный госпиталь и обширный плац перед ним при дневном свете.

В Лефортове мы помогали санитарам переносить тяжелораненых в палаты и бараки, разбросанные в саду вдалеке от главного корпуса. Там по дну оврага шумел пахнувший хлором ручей. Переносили раненых мы медленно и потому зачастую простаивали в Лефортове до рассвета.

Иногда мы возили раненых австрийцев. В то время Австрию насмешливо называли «лоскутной империей», а австрийскую армию — «цыганским базаром». Разноплеменная эта армия производила на первый взгляд впечатление скопища чернявых и невероятно худых людей в синих шинелях и выгоревших кепи с оловянной кокардой и насквозь пробитыми на ней буквами «Ф» и «И». Это были инициалы впавшего в детство австрийского императора Франца-Иосифа.

Мы расспрашивали пленных и удивлялись: кого только не было в этой армии! Там были чехи, немцы, итальянцы, тирольцы, поляки, босняки, сербы, хорваты, черногорцы, венгры, цыгане, герцеговинцы, гуцулы и словаки… О существовании некоторых из этих народов я и не подозревал, хотя окончил гимназию с пятеркой по географии.

Однажды вместе с нашими ранеными ко мне в вагон внесли длинного, как жердь, австрийца в серых обмотках. Он был ранен в горло и лежал, хрипя и поводя желтыми глазами. Когда я проходил мимо, он пошевелил смуглой рукой. Я думал, что он просит пить, нагнулся к его небритому, обтянутому пересохшей кожей лицу и услышал клекочущий шепот. Мне показалось, что австриец говорит по-русски, и я даже отшатнулся. Тогда я с трудом повторил:

— Есмь славянин! Полоненный у велика-велика битва… брат мой.

Он закрыл глаза. Очевидно, он вкладывал в эти слова очень важный для него и непонятный мне смысл. Очевидно, он долго ждал случая, чтобы сказать эти слова. Потом я долго раздумывал над тем, что хотел сказать этот умирающий человек с запекшимся от крови бинтом на горле. Почему он не пожаловался, не попросил пить, не вытащил из-за пазухи за стальную цепочку полковой значок с адресом родных, как это делали все раненые австрийцы? Очевидно, он хотел сказать, что сила ломит и солому и не его вина, что он поднял оружие против братьев. Эта мысль соединилась в горячечном его сознании с памятью о кровавом сражении, куда он попал по воле «швабов» прямо из своей деревни. Из той деревни, где растут вековые ореховые деревья, бросая широкую тень, и по праздникам пляшет на базаре под шарманку ручной динарский медведь.

(По К. Г. Паустовскому*)

* Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) — известный русский писатель, классик отечественной литературы.

Источник:  https://vk.com/ege100ballov
Обсуждение текста

Примерный круг проблем:
 
1. В чем заключался героизм людей в годы войны?
2. Что объединяло людей в годы войны?
3. В чем заключался главный ужас войны?
4. В чем заключается бесчеловечность войны?
5. Как люди проявляли заботу друг о друге в годы войны?
6. Как война повлияла на человека?

  • Реальные тексты ЕГЭ
  • Подготовка к сочинению ЕГЭ
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

2021-12-15T05:51:00+03:00

2021-12-15T12:06:45+03:00

2021-12-15T05:51:00+03:00

2021

https://inosmi.ru/politic/20211215/251125996.html

Зеленский превратил Украину в пороховую бочку. Скоро рванет

Зеленский превратил Украину в пороховую бочку. Скоро рванет

Политика

Новости

ru-RU

https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html

https://россиясегодня.рф

Состоявшийся в прошлый вторник телефонный разговор президента Байдена с его российским коллегой президентом Владимиром Путиным, скорее всего, позволит избежать эскалации на… ИНОСМИ, 15.12.2021

политика, сша и канада, сша, английский, украина, владимир зеленский, реформы

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25108/15/251081508.jpg

1920

1920

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25108/15/251081508.jpg

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25108/15/251081503.jpg

1920

1080

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25108/15/251081503.jpg

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25108/15/251081502.jpg

1920

1440

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25108/15/251081502.jpg

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25108/15/251081501.jpg

1200

630

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25108/15/251081501.jpg

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25108/14/251081463.jpg

1200

798

true

https://cdnn1.inosmi.ru/images/25108/14/251081463.jpg

https://inosmi.ru/politic/20211209/251085330.html

https://inosmi.ru/politic/20211201/251028324.html

https://inosmi.ru/politic/20211129/251011971.html

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Издание ИноСМИ

7 495 645-37-00

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://россиясегодня.рф/awards/

Состоявшийся в прошлый вторник телефонный разговор президента Байдена с его российским коллегой президентом Владимиром Путиным, скорее всего, позволит избежать эскалации на Украине в ближайшее время. Однако разведывательное сообщество США выступает с серьезными предупреждениями о том, что Россия может готовиться к штурму Украины, а президент Владимир Зеленский, по имеющимся сведениям, напуган тем, что русские и украинцы замышляют государственный переворот. Если Москва и Вашингтон не смогут разрядить ситуацию, Украина останется второй по значимости горячей точкой в мире после Тайбэя.

Несмотря на сообщения в СМИ о состоявшемся на прошлой неделе под руководством США виртуальном Саммите за демократию и дипломатическом бойкоте Олимпийских игр в Пекине, власти США проявляют здравомыслие, следя за надвигающейся бурей в Восточной Европе, где на границах Украины с 2014 года наблюдается сосредоточение российских войск.

Напряженность в отношениях между Москвой и Киевом накаляется, и дальнейшая эскалация между геополитическими соперниками может привести к расчленению территории Украины Россией, что безвозвратно изменит соотношение сил в Европе и на Ближнем Востоке.

В условиях «глубокой озабоченности» в связи с тем, что русские и украинцы готовят заговор с целью свержения г-на Зеленского, его администрация, по имеющимся сведениям, нацелилась на самого богатого человека на Украине, энергетического магната Рината Ахметова, одновременно сплачиваясь с олигархом, в отношении которого США ввели санкции за «коррупцию».

Поддержка Ахметовым лидера украинской оппозиции и бывшего спикера украинского парламента Дмитрия Разумкова (который сегодня пользуется все большей популярностью) привела к тому, что в ноябре Зеленский фактически объявил Ахметову войну, связывая его с подготовкой предполагаемого госпереворота при поддержке российских сил.

Время для конфликта с Ринатом Ахметовым выбрано крайне неудачно: власти не сделали запасов угля для электростанций, и стране угрожают перебои с подачей электричества. Если бы не закупки угля за рубежом, осуществляемые компанией Ахметова ДТЭК, на Украине уже произошел бы энергетический коллапс. Владимиру Зеленскому не следовало начинать странную, надуманную войну внутри страны, когда на границах ему, возможно, грозит реальная война.

То, что Зеленский боится проиграть на следующих президентских выборах, вряд ли кого удивляет. Газета «Вашингтон пост» (The Washington Post) справедливо заметила, что, хотя бывший комик «в ходе предвыборной кампании выступал против истеблишмента, ратовал за проведение реформ, обещая ослабить власть могущественных олигархов в стране, особых успехов в этом он не добился».

На брифинге «Атлантического совета» Кира Рудик отметила, что «антиолигархический закон, недавно подписанный президентом Украины Владимиром Зеленским,… больше похож на попытку скрыть усиление президентских полномочий за фасадом популистской риторики».

С момента обретения Украиной независимости от бывшего Советского Союза в 1991 году жизненно важным стратегическим интересом США является ее стабильность и безопасность. Соединенные Штаты помогают стране противодействовать «продолжающейся российской агрессии по мере продвижения ею реформ по укреплению демократических институтов, борьбе с коррупцией и созданию условий для экономического роста и конкуренции».
С этой целью США и ЕС за последнее десятилетие предоставили Украине финансовую помощь на миллиарды долларов, направленную на поддержку необходимых энергетических, земельных и судебных реформ. Существенной была и помощь Международного валютного фонда.

На первый взгляд, недавние законодательные инициативы Владимира Зеленского будто бы направлены на проведение необходимых реформ. Однако, нацелившись на украинские бизнес-элиты в условиях, когда страна является объектом агрессии Кремля, он вызвал политический и социальный хаос, который сводит на нет иностранные инвестиции, и страна становится незащищенной от угрозы разногласий в обществе.

Да и от реформ тоже отдает лицемерием.

Борясь с Ринатом Ахметовым, Владимир Зеленский поддерживает теплые отношения со своим самым значимым сторонником, миллиардером Игорем Коломойским — олигархом, который поддерживал его избрание и был ключевым инвестором в телевизионную компанию президента. Г-н Коломойский находится в привилегированном положении. Недавно принятый «ресурсный» закон о налогообложении добычи полезных ископаемых не коснулся добычи марганцевых руд, которую контролирует Игорь Коломойский, зато налог на добычу железной руды, контролируемую Ринатом Ахметовым, увеличился.

В марте 2021 года в заявлении для прессы госсекретарь Энтони Блинкен выразил обеспокоенность тем, что Коломойский «причастен к коррупционным действиям, которые подрывают верховенство закона и веру украинской общественности в демократические институты и общественные процессы своего правительства, в том числе использует свое политическое влияние и служебные полномочия ради личной выгоды». Далее он отметил, что «наблюдаемые и продолжающиеся в настоящее время действия г-на Коломойского, направленные на подрыв демократических процессов и институтов Украины,… представляют серьезную угрозу для ее будущего».

Пока Киев продолжает свой нелегкий путь к демократии и рыночной экономике, власти США должны следить за тем, чтобы поддержка, оказываемая Украине, не привела к безрассудно благосклонному отношению к политике, проводимой теряющим популярность украинским президентом. Дело в том, что эта политика может свести на нет успехи, достигнутые страной за последние 30 лет.

Вне всякого сомнения, влияние олигархов на украинскую политику слишком велико, и на это следует обратить внимание. Но политика «деолигархизации», проводимая Владимиром Зеленским, отдает субъективизмом, и это ложный крестовый поход, в основе которого — недовольство и обида. То, что правила меняются для всех, кроме любимых покровителей и спонсоров Зеленского, говорит о многом.

Дэвид Кларк, специальный советник по Европе в Министерстве иностранных дел Великобритании в период с 1997 по 2001 годы, проницательно замечает, что антиолигархический закон Украины, возможно, предназначен лишь для того, чтобы укрепить позиции молодого украинского президента в тот момент, когда ничего другого он больше предложить не может.

«Зеленского обвиняют в поддержании связей с олигархом с момента вступления в должность, формировании политики и кадрового состава своего правительства в соответствии с интересами Коломойского и получении взамен положительного освещения в СМИ. Эта зависимость, вероятно, усилится по мере того, как президент будет бороться с падением популярности до истечения своих полномочий и начнет планировать свою кампанию по переизбранию на 2024 год».

Для ясности следует отметить, что украинский лидер находится в сложной ситуации: практически все, к чему прикасается государство — «Энергоатом» (атомная промышленность), «Нафтогаз» (нефть и газ), «Южмаш» (космос и ракеты), «Укроборонпром» (оборонная промышленность) — коррумпировано, некомпетентно, терпит убытки и не производит необходимую продукцию. В то же время, Украина больше не может игнорировать пагубное влияние олигархов на ее политику.

Но одно можно сказать наверняка: если Владимир Зеленский продолжит проталкивать лицемерные законы, которые являются фальшивыми, его политика будет препятствовать проведению необходимых реформ. Хуже того, он может ввергнуть страну в региональный конфликт, требующий вмешательства США и Европы. Властям США следует обратить на это внимание, пока не поздно.    

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Тексты с ЕГЭ по русскому языку 2021 (4 июня)

Текст 1. Б.Л. Пастернак о музыке

Исходный текст: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней — Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства…»

Примерный круг проблем:
1. Как найти свое призвание?
2. Может ли человек реализовать себя в профессии, если у него нет природных способностей?
3. Почему важно быть честным с самим собой?
4. Почему бывает сложно найти свое призвание?
5. Как преодолеть сомнения, когда принимаешь судьбоносные решения?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Б.Л. Пастернака: Что позволяет человеку реализовать свой потенциал и добиться больших высот в профессии?  

Текст 2. Т. Скок про великодушие

Исходный текст: «В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир»…»

Примерный круг проблем:
1. Что такое великодушие?/В чем проявляется великодушие?
2. Как проявляется величие духа?
3. Что значит быть истинно смелым?
4. Как стать великодушным?

Текст 3. Соловейчик о свободе и совести

Исходный текст: «Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения…»

Примерный круг проблем
1. Чем отличается внутренняя свобода от внешней?
2. Что значит быть свободным человеком?
3. Что должно быть главной целью воспитания?
4. Что такое внутренняя свобода?
5. Как связаны совесть и свобода?
6. Что такое совесть?
7. Каким должен быть учитель?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту С.Л. Соловейчика: «Кого можно назвать свободным человеком?»

Текст 4. К.М. Симонов о жизненных ценностях

Исходный текст: «Таня вышла из госпиталя, еще не зная, что делать: до девятнадцати оставалось больше часа. И вдруг с испугом вспомнила, что оставила там, на Сретенке, бумажку с телефоном Артемьева….»

Примерный круг проблем:
1. Как война раскрывает качества человека?
2. Какими должны быть жизненные цели человека?
3. Почему важно отстаивать свои жизненные принципы?
4. Чем опасна алчность?
5. Как страх влияет на поступки человека?
6. Что важнее: материальное и духовное?
7. Чем опасно стремление к наживе?
8. Чем опасна подмена жизненных ценностей?

Текст 5. Л.Н. Толстой о любви к человеку

Исходный текст: «Для того, чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним»

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет любовь в жизни человека?
2. Как нужно общаться с людьми?
3. Какие принципами нужно руководствоваться в жизни?
4. Как полюбить человека?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Л.Н. Толстого: Как нужно относиться к окружающим?

Текст 6. Ю. Лотман о культурных ценностях

Исходный текст: «Что такое настоящие культурные ценности? Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки».

Примерный круг проблем:
1. Что такое настоящие культурные ценности? 
2. Какие произведения искусства можно отнести к подлинной культуре?
3. Какую роль играет культура в жизни человека?
4. Есть ли незаменимые люди в культуре?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Ю.М. Лотмана: «Что такое культурные ценности?»

Текст 7. И. Грекова о взрослении

Исходный текст: «Ну, что ж? В общем, дома не существовало. Были какие-то обрывки, клочья. Циля, Роза и дедушка — в одном месте, комната и воспоминания — в другом»

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет школа в жизни человека?
2. Какую роль играет школа в становлении личности?
3. Какие изменения происходят в жизни человека, когда он взрослеет?
4. Какое значение имеет дружба в жизни человека?
 

Текст 8. О.К. Кожухова о детстве

Исходный текст: «Нет, наверно, еще не пришла пора ворошить пережитое. К тому же ведь существуют и другие, куда более важные темы, неотложные и трудные. Но уже начинают уходить из жизни мои близкие, дорогие мне люди, и каждый такой уход, как черта, как итог, заставляет задуматься…»

Примерный круг проблем:

1. Какую роль играют воспоминания детства в жизни человека?
2. В чем заключается ценность детских воспоминаний?
3. Как детство влияет на формирование личности ребенка?
4. В чем проявляется родительская любовь?
5. Каким должно быть отношение ребенка к родителям?
6. Какое влияние на формирование человека оказывают впечатления, которые он получил в детстве?
7. Когда человек осознает любовь к Родине?
8. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?
9. Какую роль играют родители в жизни человека?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту О.К. Кожуховой: «В чем ценность воспоминаний о детстве?»

Текст 9. В.А. Солоухин о техническом прогрессе

Исходный текст: «Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать дней…»

Примерный круг проблем:
1. Какое влияние оказывает технический прогресс на жизнь человека?/на жизнь общества
2. Экономил ли развитие технологий человеку время?
3. Сделала ли техника человека могущественней?

Текст 10. В.А. Солоухин об искусстве

Исходный текст: «До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже?Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека…»

Примерный круг проблем:

1. Каковы истоки искусства?
2. Как природа влияет на душу человека?
3. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?
4. Что дает человеку созерцание красоты природы?
5. Что включает в себя понятие произведение искусства?
6. В чем заключается уникальность/ценность произведения искусства?

Пример Сочинение по тексту В.А. Солоухина «Каковы истоки искусства?»

Текст 11. Ф.А. Абрамов об истинном мужестве

Исходный текст: «Лида, бухгалтер, попала в беду: пять месяцев без работы! Выгнали за то, что отказалась подписать фальшивые документы на списание уцененных товаров…»

Примерный круг проблем:
1. В чем заключается истинное мужество?
2. Как связаны смелость и нравственные качества человека?
3. Что влияет на нравственный выбор человека?
4. Чем должен руководствоваться человек, делая нравственный выбор?
5. Какие качества должны быть главными в человеке?
6. В чем опасность карьеризма?
7. Чему нужно обучить человека в первую очередь? 
8. Почему люди оказывают несостоятельными в жизни?
9. Почему люди потворствуют несправедливости?
10. Как жажда власти влияет на поведение человека?

Пример сочинения по тексту Ф.А. Абрамова: Какие качества должны быть воспитаны в человеке?

Текст 13. Л.Н. Толстой о любви к ближнему

Исходный текст: «Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я»

Примерный круг проблем:

1. Чем опасна чрезмерная любовь к себе?
2. В чем заключается радость самоотречения?
3. В чем заключается истинная доброта?
4. В чем проявляется истинное бескорыстие?
5. Чем опасен эгоизм?
6. Почему важно воспитывать в себе умение делиться?
7. Что представляет собой истинная любовь к людям?

Тексты с ЕГЭ по русскому языку 2021 (3 июня)

Текст 1. К.Г. Паустовский «Лефортовские ночи» о войне.

Исходный текст: «Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. С него отправлялись эшелоны на фронт. По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых…»

Примерный круг проблем:
1. В чем заключается бесчеловечность войны? 
2. В чем заключался героизм людей в годы войны?
3. Что объединяло людей в годы войны?
4. В чем заключался главный ужас войны?
5. Как люди проявляли заботу друг о друге в годы войны?
6. Как война повлияла на человека?

Пример сочинения по тексту К.Г. Паустовского «Что объединяло людей в годы войны?»

Текст 2. А.Н. Толстой «В кабинете редактора» (о прессе в военное время)

Исходный текст: В кабинете редактора большой либеральной газеты «Слово народа» шло чрезвычайное редакционное заседание, и так как вчера законом спиртные напитки были запрещены, то к редакционному чаю, сверх обычая, были поданы коньяк и ром»

Примерный круг проблем:
1. В чем проявляется истинный патриотизм?/ Что может объединить людей перед лицом опасности?
2. Что способно объединить людей с разными взглядами?
3. В каких ситуациях особенно важно пойти на компромисс?
4. Какую роль играла/должна играть журналистика в военное время?

Текст 3. А.Н. Толстой о военной журналистике

Исходный текст: «Годы Великой Отечественной войны вызвали к жизни различные формы и методы работы советской журналистики, усиливавшие ее воздействие на массы. Многие редакции и военные журналисты были тесно связаны с бойцами и командирами, с рабочими, колхозниками, вели с ними переписку, привлекали к участию в работе газет и на радио..»

Примерный круг проблем:
1. Какую роль играли средства массовой информации в годы войны?
2. Как война отразилась на журналистике?
3. В чем была особенность публицистики Великой Отечественной войны?
4. В чем проявлялось единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны?

Пример сочинения по тексту А.Н. Толстого «Какую роль играли средства массовой информации в годы Великой Отечественной войны?»

Текст 4. Л.Н. Толстой о насилии и самосовершенствовании

Исходный текст: «Ничто так не мешает улучшению жизни людей, как то, что они хотят улучшить свою жизнь делами насилия. Насилие же людей над людьми более всего отвлекает людей от того одного, что может улучшить их жизнь, а именно от того, чтобы стараться самим становиться лучше…»

Примерный круг проблем:
1. Чем опасно насилие?
2. Какие люди способны на насилие?
3. Что помогает сделать жизнь людей лучше?
4. Кто/что может изменить жизнь людей к лучшему?
5. Как изменить жизнь людей/устройство общества к лучшему?
6. Какова роль самосовершенствования в жизни человека?
7. Как общество может избавиться о пороков?
8. Почему насилие не способно изменить мир к лучшему?
9. В чем причины несчастий людей?

Пример сочинения по тексту Л.Н. Толстого «Как изменить жизнь людей к лучшему?»

Текст 5. Л.Н. Толстой о способности мыслить

Исходный текст: «Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. Избавиться можно только усилиями мысли. Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым….»

Примерный круг проблем:
1. Что помогает человеку стать лучше?
2. Почему человеку важна способность мыслить?
3. Каково значение совести в жизни человека?
4. Как человек может познать истину?
5. Как человек может избавиться от пороков?
6. Что помогает человеку переносить трудности?
7. Почему важно самостоятельно мыслить?

Пример сочинения по тексту Л.Н. Толстого «Что помогает человеку стать лучше?»

Текст 6. К.Г. Паустовский «Базарный Сызган…»

Исходный текст: «Базарный Сызган. Я запомнил эту станцию из-за одного пустого случая. Мы простояли на запасных путях в Сызгане всю ночь. Была вьюга…»

Примерный круг проблем:
1. Почему в тяжелые времена у человека обостряется любовь к родной земле?
2. Какую роль играет Родина/дом в жизни человека?
3. Как человек должен относиться к Родине?
4. Что составляет главное счастье в жизни человека?
5. Что означает/включает в себя «чувство родной страны»?
6. Как формируется любовь к родному краю?

Пример сочинения по тексту К.Г. Паустовского «Как человек должен относиться к Родине?»

Текст 7. В.Н. Афонин о детских воспоминаниях

Исходный текст: «Полуденный зной после сыроватой прохлады родительского дома показался даже приятным. Женька окинул взглядом опалённую солнцем безлюдную улицу.»

Примерный круг проблем:
1. Какова роль детских воспоминаний в жизни?
2. В чем заключается ценность воспоминаний о детстве?
3. Чем отличается детское восприятие мира от восприятия мира взрослыми людьми? 

Пример сочинения по тексту В.Н. Афонина: «Какова роль воспоминаний о детстве?» 

Текст 8. Н.И. Батыгина об отзывчивости

Исходный текст: «На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже суровым. Это и понятно — снимок-то сделан для заводской Доски почета…»

Примерный круг проблем:
1. В чем заключается сила доброты?
2. Какую роль играют забота и поддержка в жизни людей?
3. Что помогает человеку пережить горе?/ сохранить силу духа?
4. Как проявляется истинная доброта?

Пример сочинения по тексту Н.И. Батыгиной: В чем проявляется доброта человека?

Текст 9. В.В. Корчагин о страхе и предательстве

Исходный текст: «Утро следующего дня было холодным и пасмурным. Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на землю…»

Примерный круг проблем:
1. Как проявляется внутренний конфликт?
2. Как проявляется любовь человека к ближнему?
3. Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека?
4. Чем опасна трусость?
5. Почему люди проявляют эгоизм?
6. Что толкает человека на предательство?
7. Как страх влияет на поступки человека?
8. В какие моменты жизни особенно важно сохранять силу духа?

Пример сочинения по тексту В.В. Корчагина: «Как трудности раскрывают характер человека?»

Текст 10. Д.А. Гранин. Новый год на фронте

Исходный текст: Спустя двадцать пять лет я держал в руках письмо фронтового друга Волкова, написанное девушке по имени Женя.
«…Встречали мы Новый год 1-го января в той самой деревеньке, из которой я писал Вам первое свое письмо…»

Примерный круг проблем:
1. Какие чувства испытывает человек на войне?
2. Есть на войне место радости?
3. Какие воспоминания важны для человека?
4. В чем люди черпали силы в годы Великой Отечественной войны?

Текст 11. Ю.Я. Яковлев о силе материнской любви

Исходный текст: «У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют…»

Примерный круг проблем:
1. В чем проявляется материнский подвиг?
2. В чем заключается сила материнской любви?
2. Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека?
3. Что такое честь?
4. В чем заключается истинная смелость?
5. В чем заключается нравственный выбор?
6. Чем руководствуется человек, делая нравственный выбор

Пример сочинения по тексту Ю.Я. Яковлева: «В чем заключается сила материнской любви?»

Текст 12. Ю.П. Казаков об отчем доме

Исходный текст: «Горько это, сынок, горько, когда нету у тебя отчего дома! – Вот, знаешь, ехали мы в один прекрасный день на пароходе с приятелем по чудесной реке Оке…»

Примерный круг проблем:
1. Какую роль играет Родина в жизни человека?
2. Какое значение имеет отчий дом в жизни человека?

Пример сочинения по тексту Ю.П. Казакова «Почему отчий дом имеет большое значение в жизни человека?»

Текст 13. Ю.М. Нагибин о воспоминаниях юности

Исходный текст: «Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка…»

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет первая любовь в жизни человека?
2. Какую роль играет юность в жизни человека?
3. Каковы последствия упущенных возможностей?
4. Почему нужно ценить время? 

Текст 14. М.В. Глушко о горечи утраты

Исходный текст: «С работы в этот раз Нина возвращалась поздно. Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту…»

Примерный круг проблем:

1. Как война повлияла на жизни людей?
2. Какую роль играла поддержка в годы Великой Отечественной войны?
3. Оправдана ли ложь во спасение?
4. В чем заключается ужас войны?
5. Для чего нужна спасительная ложь?

Пример сочинения по тексту М.В. Глушко «Для чего нужна утешительная ложь?»

Текст 15. В.М. Шукшин о Родине

Исходный текст: «Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда». 

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет Родина в жизни человека?
2. Почему человек всегда стремится вернуться на Родину?
3. Как характеризует человека его отношение к Родине?
4. Как человек должен относиться к Родине?
5. Что значит быть истинным патриотом?
6. Когда человек осознает любовь к Родине? 

Пример сочинения по тексту В.М. Шукшина: «Как проявляется любовь к Родине?»

Текст 16. К.М. Симонов о командире дивизии

Исходный текст: «Ни одна работа на свете не поглощает человека так целиком, как работа войны. И вдруг, когда он сегодня в первый раз, еще не вслух, а про себя, прочел шестинедельные итоги боев, он ощутил весь тот истинный масштаб событий, который обычно скрадывался повседневными заботами…»

Примерный круг проблем:
1. Что помогало людям преодолеть тяготы войны?
2. Какая ответственность лежала на плечах командиров к годы Великой Отечественной войны?
3. Какова цена ошибки на войне?
4. Почему нужно помнить о событиях Великой Отечественной войны?
5. Как военные действия влияли на душевное состояние людей?
6. В каких ситуациях человек с особой силой ощущает ценность жизни?
7. Какова была роль лидера в годы войны?

Пример сочинения по тексту К.М. Симонова «Какая ответственность лежала на плечах командиров к годы Великой Отечественной войны?»

Текст 17. Л.Н. Толстой о душе

Исходный текст: «Кто ты? – Человек. – Какой человек? Чем отличаешься от других? – Я таких-то родителей сын, дочь, я старый, я молодой, я богатый, я бедный»

Примерный круг проблем:
1. Что объединяет людей?/ Что есть общего у всех людей?
2. Что важнее душа или тело?/Как соотносятся душа и тело?
3. Что представляет собой духовная часть человека?/ Какую роль она играет в жизни человека?
4. Что такое совесть?
5. Какую роль играет совесть в жизни человека? /Для чего человеку нужна совесть?

Рассказы мальчиков -это отражение действительности жизни крестьян.Каждый рассказывает свою историю,но все они говорят о страхах,тревогах,переживаниях простых людей.Суеверия,основанные на безграмотности , показывают уровень деревенской жизни.Люди боятся непонятного ,если они не могут объяснить что-либо,то это проделки нечистой силы.Необразованность рождает страхи ,истории детей передают отношение взрослых к жизни,тяжёлой и безрадостной.Покойники в рассказах ,тема смерти -это актуальная тема,о которой говорят простые люди,многие не выдерживают  тягот жизни и уходят добровольно.Тайна жизни и смерти непостижима для ума простого люда,поэтому они пытаются осмыслить непонятное ,через рассказы и поверья,невероятные истории.
Илюша,мальчик лет 12-ти ,работает с братом на бумажной фабрике.Работа не из лёгких ,частенько они остаются ночевать на фабрике ,чтобы не терять время на дорогу домой.Рассказ мальчика о домовом,который пугал рабочих на фабрике.Сам он не видел нечисть,рассказывает со слов “очевидцев”,но очень красочно и подробно описывает проделки нечистой силы.История с утопленником показывает страхи рабочих перед смертью,барашки на могилах ,как попытка осмысления смерти,даже паперть перед церковью,в рассказе Илюши,звучит как предсказание,кто умрёт в следующем году.История о Тришке и солнечном затмении-это крестьянские страхи о конце света.
Костя,болезненный и худой крестьянский мальчик,лет 10-ти.Он боится рассказов товарищей,трусишка ,по словам автора.Его рассказ о встрече русалки с плотником ,которая зазывала его к себе.Плотник нашёл дорогу домой,но после этого стал нелюдимым.Как сказку ,рассказывает Костя свою историю.Рассказ о гибели Васи и его матери ,как народная песня.Деревенские страхи отражены в рассказах мальчика.
Павлуша ,из бедной семьи,даже лаптей нет у него.Ему 12 лет,но он один из всей компании пытается дать объяснения суевериям.Подбадривая товарищей,он пытает им показать,что крик птицы в ночи не проделки нечисти,а всего лишь природа.Не стоит призывать крестную силу,можно и посмотреть происходящее .Он один не боится ночи и её звуков,смело бежит с собаками ,набирает воду из реки ,не смотря на зов утопленника Васи.Смелость,попытка рационального объяснения многих событий ,знание природы ,критика суеверий и предрассудков-это отличает Павлушу от всех остальных мальчиков.
Федя самый старший из всех,ему 14 лет и он из богатой крестьянской семьи.В ночное он пошёл не из за нужды,а для развлечения,ему не надо работать,у него “даже сапоги свои ” есть.Ему нравятся рассказы о нечистой силе ,но самому ему нечего рассказать,в его спокойной ,сытой жизни ничего сверхъестественного не происходит,его семью не будоражат слухи и россказни,он ограждён от суеверных страстей своим положением.Немногословностьнасмешливый тон показывает снисходительное отношение к остальным,он подражает отцу,который командует работниками.Федя не хочет уронить достоинство , много не говорит ,как это делают взрослые из его окружения,говоря с подчинёнными. немногословны ,словно делают одолжение.
Ваня самый маленький из ребят,около 7 лет.Он спал ,когда все делились историями,а проснувшись ,увидел небо.Звёзды он сравнил с роящимися пчёлками и тоненьким голоском сообщил это товарищам.
Рассказы детей показывают разницу в их положении,самому бедному некогда “бояться”,терять время на страхи,он работает,чтобы получить кусок хлеба, самый богатый и не знает этих страхов,они ему чужды,вызывают лишь интерес,будоража воображение,для него это лишь приключение в его спокойной жизни.А самый маленький ещё далёк от предрассудков,он  только начинает познавать удивительный мир и видит его глазами ребёнка ,где звёзды-это волшебный пчёлки.

Федя – это крестьянский
мальчик:
“…Это просто были крестьянские ребятишки из соседних деревень, которые
стерегли табун…”
Федя – сын богатого крестьянина:
“…Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле
не по нужде, а так, для забавы…”
“…сыну богатого крестьянина…”
Возраст Феди – около 14 лет. Он – старший из пяти мальчиков в рассказе:
“…Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать…”
О внешности Феди известно следующее:
“…Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими
чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и
постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой…”
“…На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой
новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках;
на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами
были точно его сапоги — не отцовские…”
“…раскинув полы своего армяка…” (армяк – кафтан из толстого сукна)
Федя ведет себя важно, так как он – мальчик из богатой семьи и старше
остальных ребят:
“…Ну, слушаем, — с покровительствующим видом сказал Федя…”
Федя мало говорит, чтобы казаться важным:
“…сам же он говорил мало, как бы боясь уронить свое достоинство…”
Это был цитатный образ и характеристика Феди в рассказе “Бежин луг”
Тургенева: портрет, описание характера и внешности героя в цитатах.
Источник: http://www.literaturus.ru/2015/11/Fedja-rasskaz-Bezhin-lug-Turgenev.html
© Literaturus.ru : Мир русской литературы

  • Текст сказка о рыбаке и рыбке александр сергеевич пушкин
  • Текст рассказа синие листья осеевой
  • Текст рассказа руслан и людмила
  • Текст рассказа телеграмма паустовского
  • Текст рассказа чехова ванька