Ф.И.О.: Игошкина
Александра Анатольевна.
Предмет: музыка.
Класс: 3 «А».
Тема урока: «Мир
С.С. Прокофьева».
Тип урока: урок
«открытия нового знания».
Цель урока: первичное
закрепление новых знаний и способов деятельности по теме: «Мир С.С. Прокофьева».
Форма организации
учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические
средства: учебник: «Музыка 3 класс» Критская Е.Д., презентация, задание на карточке,
карточки для рефлексии.
Интерактивное
оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска (ИД).
Этап урока
Методы и приемы работы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности.
Словесный
(рассказ,
беседа).
Проверяет
готовность.
Организует
мотивацию через стихотворение:
И опять играет музыка,
И для
всех она звучит.
Веселится
с нами музыка,
С нами
музыка молчит.
Снова
мир наполнен радостью,
Но и в
паузах слышна
Грусти
тихая мелодия
И печали
тишина.
Задаёт
вопросы:
— Когда
мы слушаем музыку?
-Музыка
– это целый мир, как неизвестная планета, которую мы будем изучать.
Проверяют
готовность.
Слушают.
Отвечают.
Когда
нам грустно или весело.
Р: самоопределение
к учебной деятельности.
К:
владеть диалогической формой речи.
Учебно-познавательный
интерес.
Актуализация
и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
Словесный
(беседа).
Наглядный
(демонстрация).
Организует
проверку домашнего задания:
—С
какими произведениями мы познакомились на прошлом уроке.
— Кто
является их автором?
—
Посмотрите на доску и определите, под каким номером портрет Г.Свиридова.
— Что вы
можете рассказать о Г. Свиридове?
Отвечают.
«О
России петь…», «Весна».
Г.Свиридов.
2.
Рассказывают.
К:
владеть диалогической формой речи.
Выявление
места и причины затруднения.
Наглядный
(демонстрация).
Словесный
(беседа).
Подводит
к теме урока:
— Кто
изображён на 1 портрете?
— Какие
произведения С.С. Прокофьева вы уже слушали?
—
Определите тему урока, кто затрудняется откройте учебник на стр.122.
— Определите
цель урока.
С.С. Прокофьев.
Перечисляют.
«Мир
С.С.Прокофьева».
Продолжить
знакомство с творчеством С.С. Прокофьева.
К:
владеть диалогической формой речи.
Р:
принимать и сохранять учебную задачу.
Построение
проекта выхода из затруднения.
Словесный
(беседа).
Наглядный
(демонстрация).
Организует
определение задач урока через деформированный текст:
-Расставьте
пункты плана урока по порядку.
Определяют
задачи урока.
1.
1.Повторить
биографию С.С. Прокофьева.
2.
2.Прослушать
и обсудить произведения Прокофьева.
3. 3.Выучить
новую песню.
Р:
планировать свои действия.
Реализация
построенного проекта.
Словесный
(рассказ).
Словесный
(беседа).
Практический
(упражнение).
Словесный
(беседа).
Практический
(упражнение).
Словесный
(беседа).
Организует
работу над темой урока:
— Сергей
Прокофьев родился в 1891 году в Екатеринославской губернии. Его отец – Сергей
Алексеевич – был учёным-агрономом. Мама Сергея Прокофьева – Мария Григорьевна
– занималась ведением домашнего хозяйства. Именно она научила маленького сына
любить музыку. Мария Григорьевна часто играла на пианино, и маленький Сергей
подсаживался к ней и стучал по клавишам.
Уже в
пять лет Сергей начал сочинять небольшие пьесы, а мама записывала это в
специальную тетрадь. К десяти годам у Сергея накопилось много собственных
произведений, среди которых были даже две оперы. Сергей Прокофьев не ходил в школу,
он учился дома. Папа объяснял ему основы математики, а мама учила
французскому и немецкому языкам. Все друзья семьи Прокофьевых говорили, что
Сергей очень талантлив и ему нужно учиться музыке дальше. Поэтому в 13 лет
мальчик поехал в Санкт-Петербург и поступил в консерваторию.
Вскоре
молодой композитор и исполнитель стал знаменитым. Он выступал в
Санкт-Петербурге, Москве и в концертном зале Павловского вокзала.
Прокофьев
любил детей и посвятил им много произведений. Он создал «Детский альбом», в
котором 12 вошли 12 произведений, в которых отражён обычный день ребёнка того
времени: начиная с пробуждения и заканчивая сном ночью.
-Сейчас
я предлагаю вам послушать 1 произведения данного альбома и выполнить
№ 1 на листочке. Вам нужно соотнести номер произведения с её названием.
Включает
музыку.
Задаёт
вопросы:
— Что вы
представляли, когда слушали музыку?
— Как
называется произведение? Почему?
—Какая
эта музыка по характеру?
—
Сколько инструментов исполняло?
— Какой
это инструмент?
— К какому
музыкальному киту относиться эта музыка?
— Какое
она вызвала у вас настроение?
— Какая
музыка была по весу — легкая или тяжёлая?
— Музыка
светлая или тёмная? Почему?
Организует
прослушивание произведения «Прогулочка»:
-Прослушайте
следующие произведение и выберите его название на листочке.
— Как
называется произведение? Почему вы так решили?
— Какая
эта музыка по характеру?
—
Сколько инструментов исполняло?
— Какой
это инструмент?
— К
какому музыкальному киту относиться эта музыка?
— Какое
она вызвала у вас настроение?
— Какая
музыка была по весу — легкая или тяжёлая?
Проводит
физминутку:
— Сейчас
я включу музыку, а вы представьте, что находитесь на прогулке и в
соответствии с музыкой прошагайте на месте.
Организует
прослушивание музыки «Сказочка».
—
Посмотрите на листочек с заданием и скажите, какое произведение нам осталось
прослушать?
— Какие
сказки бывают?
—
Давайте послушаем музыку и ответим на вопрос: О чём рассказывается в сказке
Прокофьева?
Включает
запись.
Задаёт
вопросы:
— Какую
сказку изобразил Прокофьев?
— Какое
настроение оно у вас вызвало?
— Как вы
думаете, почему композитор изобразил такую музыку? Для чего нужна была
сказка?
— А вам
читали сказки на ночь? Какие?
Слушают.
Слушают,
выполняют задание.
Отвечают.
«Утро».
Объясняют.
Спокойная.
1.
Пианино.
Лёгкая.
Светлая,
потому что изображает пробуждение.
Слушают
и выбирают название.
«Прогулочка».
Отображает торопливые шаги.
Весёлая.
1.
Пианино.
Весёлое,
радостное.
Лёгкая.
Выполняют.
«Сказочка».
Перечисляют.
Слушают.
Отвечают.
Он
изобразил сказу, которую читают перед сном.
Отвечают.
Представление
о творчестве С.С.Прокофьева, умение размышлять о музыкальных произведениях,
эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему
К:
слушать и понимать речь других.
П:
осуществлять анализ.
К:
владеть диалогической формой речи.
П:
строить рассуждение.
Учебно-познавательный
интерес.
Чувство
прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и
отечественной художественной культурой.
Первичное
закрепление с проговариванием во внешней речи.
Словесный
(беседа).
Практический
(исполнение песни).
Словесный
(беседа).
Организует
прослушивание песни «Сказки гуляют по свету»:
— Сейчас
я предлагаю вам прослушать песню, слова которой написали Е.
Птичкин и М. Пляцковский и определить её название.
Включает
запись.
Задаёт
вопросы:
— О чём
была песня?
— Что
делают сказки в песне?
— Как
вы думаете называется песня?
— К
какому жанру она относится песня, марш или танец?
— Какие
сказочные герои встречаются в песне?
— Какая
фраза повторяется?
Организует
разучивание песни:
-Откройте
конверт и положите перед собой текст песни.
-Я
предлагаю вам выучить её.
-Давайте
сначала выучим 1 куплет.
-Как их
нужно петь?
-Давайте
попробуем спеть.
— Теперь
выучим 2 куплет.
— Какие
строчки главные?
— Как их
нужно петь? (аналогично разучивают всю песню).
Слушают.
Отвечают.
О
сказках.
Перечисляют.
«Сказки
гуляют по свету».
Песня.
Золушка,
Белоснежка, фея, Кощей, Змей Горыныч, Сивка-бурка, Василиса Прекрасная.
Называют.
Поют.
Называют.
Громко
радостно.
Исполнять
песню «Сказки гуляют по свету, владеть певческим голосом как инструментом
духовного самовыражения.
К:
владеть диалогической формой речи.
П:
осуществлять анализ.
Учебно-познавательный
интерес.
Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону.
Практический
(исполнение песни).
Организует
пение:
А теперь
давайте споём песню полностью.
Поют.
Исполнять
песню «Сказки гуляют по свету, владеть певческим голосом как инструментом
духовного самовыражения.
Включение
в систему знаний и повторение.
Словесный
(беседа).
Подводит
итоги урока:
— О
каком композиторе мы говорили на уроке?
— Что вы
о нём запомнили?
— Как
произведения «Детского альбома» мы слушали?
— Какое
вам понравилось больше всего?
— Какую
песню мы выучили на уроке?
Сообщает
домашнее задание:
—
Нарисовать иллюстрацию к песне «Сказки гуляют по свету».
Отвечают.
О С.С.
Прокофьеве.
«Утро»,
«Прогулочка», «Сказочка».
«Сказки
гуляют по свету».
Записывают.
К:
владеть диалогической формой речи.
Рефлексия
учебной деятельности.
Словесный
(беседа).
Проводит
рефлексию деятельности:
—
Возьмите маленькие листочки из конверта. На них даны изображения девочек или
мальчиков, но у них нет лица. Нарисуйте им такое лицо, которое отображает
ваше настроение от пройденного урока.
—
Поднимите карточки вверх.
Осуществляют
рефлексию.
Р:
осуществлять самооценку деятельности.
Способность
к самооценке.
Конспект ООД в старшей группе «Сказочная
страна»
Цель: закрепить
знания по сказкам и активизировать речь детей.
Задачи:
- развивать слуховое и зрительное внимание,
мыслительные процессы; - развивать память, мышление,
наблюдательность, речь; - побуждать к выразительности в этюдах
(пантомимика), развивать навыки импровизации; - воспитывать у детей бережное отношение к
книгам, навыки культурного общения, сотрудничества, взаимодействия,
самостоятельности, инициативности; - воспитывать эмоциональный отклик на хорошо
знакомые и любимые сказки, дружбу.
Оборудование: фонограмма
песни «Сказки гуляют по свету» (музыка Е.Птичкина, слова М. Пляцковского, исп.
В. Толкунова), письмо от сказочных героев, картинки с изображением персонажей
сказок.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок («Теремок», «Кот, петух и
лиса», «Заячья избушка», «Лиса и дрозд», «Сестрица Аленушка и братец
Иванушка»). Рассматривание иллюстраций к сказкам. Игры-драматизации и
инсценировки сказок.
Работа с родителями: просмотр с детьми мультфильмов по русским народным сказкам, беседа по
ним.
Ход занятия:
Звучит фонограмма песни «Сказки гуляют по свету» (музыка Е.Птичкина, слова М.
Пляцковского, исп. В. Толкунова).
Дети входят в групповую комнату, присаживаются
на стульчики, образуя круг.
Воспитатель: Ребята,
вы любите путешествовать?
Дети: Да,
любим.
Воспитатель:
Хотите отправиться в путешествие по сказкам?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Прежде
чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, какие бывают сказки?
Дети: Сказки,
которые придумал целый народ, и сказки, которые придумал один человек – автор.
Воспитатель: Молодцы.
А как называются сказки, которые придумал целый народ?
Дети: Сказки,
которые придумал народ, называют народные.
Воспитатель: А
как называют сказки, которые придумал один человек – автор?
Дети: Сказки,
которые придумал один автор – авторские.
Раздается стук в дверь. В группу входит
почтальон и передает письмо от сказочных жителей.
Воспитатель зачитывает письмо:
«Ребята! Помогите! Мы совсем запутались, кто в
какой сказке живет. Что нам теперь делать? Помогите нам.
Сказочные персонажи.»
Воспитатель: Ребята,
вы хотите помочь сказочным персонажам?
Дети: Да,
конечно хотим.
Игра «Угадай, какой персонаж, из какой
сказки».
Воспитатель достает по одной карточке, на
которой изображен сказочный персонаж, и показывает детям. Дети должны угадать
сказку, в которой этот герой фигурирует.
Например:
щука (сказка «По щучьему велению»),
курочка-Ряба («Курочка-Ряба»), Жучка («Репка»), лягушка («Сказка о
царевне-лягушке»), мышка-норушка («Теремок»), козленок («Сестрица Аленушка и
братец Иванушка»), крошечка-Хаврошечка («Хаврошечка»), лиса («Лиса и кувшин»,
«Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух, лиса»,
«Петушок – золотой гребешок»), кот («Кот, петух, лиса»).
Воспитатель: Молодцы,
вы очень добрые дети. Ребята, сказочные персонажи приготовили для вас игру.
Хотите поиграть?
Ответы детей.
Игра «Найди ошибку в сказке».
Воспитатель зачитывает сказку детям, а одно
слово меняет на другое. Дети на скорость должны «исправить ошибку» рассказчика.
Например:
– … Бабка била-била, не разбила. Дед
бил-бил не разбил. Кошка бежала, хвостиком махнула, яйцо и разбилось. (Кошка —
мышка).
– … Вот едет дед и видит: серый
волк свернулся калачиком и лежит на дороге. Дед слез с воза, подошел к волку, а
он не ворохнется, лежит себе как мертвый. «Вот будет подарок жене», — сказал
дед, взял волка и положил на воз, а сам пошел впереди. (Волк — лиса).
– … А у младшего сына,
Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. Вот он шёл, шёл,
дошёл до болота, видит – сидит мышка, подхватила его стрелу. (Мышка — лягушка).
– … Вдруг идет слон. Увидел
теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я слон.
— Иди к нам жить! (Слон – медведь косолапый).
Воспитатель: Молодцы.
Ребята, я предлагаю немного отдохнуть, вы согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Замечательно, а сказочные
персонажи нам помогут.
Физминутка «На лесной опушке в ряд».
На лесной опушке в ряд
Звери делают зарядку.
Заяц головой вращает –
Мышцы шеи разминает.
Делает старательно каждое движение –
Очень ему нравится это упражнение.
Полосатенький енот изображает вертолет –
Лапками машет назад и вперед,
Словно собрался в далекий полет.
Серый волк немного сонный,
Выполняет он наклоны.
Ты, волчишка, не ленись,
Вправо-влево поклонись,
А потом вперед-назад
Получишь бодрости заряд.
Медвежонок приседает,
От пола пятки отрывает.
Спину держит прямо-прямо,
Как учила его мама.
Ну а белки, словно мячики
Дружно прыгают и скачут.
Дети выполняют движения по тексту.
Воспитатель: Ну
что ж, немного отдохнули. Наше путешествие по сказкам продолжается.
Игровое упражнение «Перепиши сказку на свой
лад».
Воспитатель: Ребята,
вам интересно будет узнать, что приключилось с героями после окончания сказки?
Например, что стало с лисой и волком из сказки «Лисичка-сестричка и серый
волк», как сложилась судьба Хаврошечки?
Ответы детей.
Игра «Исправь ошибку».
Воспитатель: Ребята,
вы столько знаете сказок и помните сказочных персонажей. А сможете ли вы найти
ошибку в названии сказки? Проверим?
Ответы детей.
Воспитатель называет сказки, умышленно
допустив ошибку, а дети исправляют.
«Петушок Ряба»
«Даша и медведь»
«Волк и семеро ягнят»
«Утки – лебеди»
«Лисичка с кастрюлькой»
«Заюшкин домик»
«Царевна Индюшка»
«Мальчик с кулачок»
Воспитатель: Ребята, молодцы, вас не
проведёшь, как я ни старалась, названия сказок вы очень хорошо знаете! А
теперь я предлагаю вам стать героями сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
Вы согласны?
Ответы детей.
Пантомимический этюд «Горе», «Хитрость»,
«Голод», «Злость» по русской народной сказке «Лисичка-сестричка и серый волк».
Дети изображают: дед горюет – подставляют
ладошки к щекам, прикрывают глаза, вздёргивают брови под углом, опускают
голову; лиса хитрая – прищуривают глаза, делают повороты туловищем; волк
голодный – поглаживают по животу, облизывают губы языком; волк злится на лису –
одна рука согнута в локте, другая сжата в кулак, брови нахмурены, сердитое
выражение лица.
Воспитатель: Ребята
наше путешествие по сказкам подошло к концу. Вам понравилось путешествие в
страну сказок? А в какие игры со сказками мы играли? А что вам
понравилось больше всего?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите
на наш книжный уголок. Здесь у нас тоже живут книжки со сказками. Для того
чтобы им хорошо жилось, нужно бережно к ним относиться: не рвать, не мять,
аккуратно читать.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 77»
Конспект развлечения
В средней группе
на тему: «Сказки гуляют по свету»
Воспитатель
Бобкина Татьяна Николаевна
Воронеж 2021г.
Цель: приобщение детей к народной культуре — знанию сказок.
Задачи:
• активизировать знания детей о русских народных сказках;
• способствовать развитию речи, внимания, памяти с помощью различных заданий;
• создавать условия для угадывания названий сказок и сказочных персонажей по их репликам;
• формировать у детей умение составлять целое из отдельных частей.
Оборудование: разрезные картинки к сказкам, аудиозапись песни «В мире много сказок», аудиозаписи для сопровождения заданий, магнитофон, картинки – подсказки, иллюстрации сказок, иллюстрация дерева яблони
Ход развлечения
Воспитатель: Приветствует детей: Добрый день ребята, добрый день наши гости. Ребята, а какое у вас настроение? Как без слов, подарить свое хорошее настроение другим людям?
Худ. слово
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята сегодня я хочу пригласить вас в интересное и увлекательное путешествие по стране сказок. Итак, в путь! В страну сказок, чудес и волшебства!
Звучит волшебная музыка перед детьми появляется картинка дерева (яблоня)
Ведущая: Ребята, посмотрите, а что это за дерево здесь растет? (Ответы детей)
Ведущая — Посмотрите, а яблочки на ней не простые, а с загадками.
Надо отгадать загадки (отрывает яблочко с дерева и читает…)
Конкурс 1 «Загадки по сказкам» (на интерактивной доске появляются картинки отгадки)
(Дети слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название.)
1.Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца.
(сестрица Аленушка и братец Иванушка)
2. Лечит маленьких детей, Лечит маленьких зверей.
Сквозь очки на всех глядит Добрый доктор…
(Айболит)
3. Из леса птицы прилетают, Детишек малых забирают,
К Яге в избушку их несут и в детской сказочке живут.
(Гуси-лебеди)
4. На сметане мешен. На окошке стужен,
Перед волком не дрожал, от медведя убежал,
А лисице на зубок все ж попался…
(Колобок)
5. Девочка хорошая по лесу идет, но не знает девочка, что опасность ждет.
За кустами светится пара хищных глаз.
Кто-то страшный встретится девочке сейчас.
(Красная Шапочка)
6. Сидит в корзине девочка у мишки за спиной,
Он, сам того не ведая, несет ее домой.
А дорога — нелегка, а корзина — высока.
Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок.
(Маша и медведь)
7. Он кривой и хромоногий, всех мочалок командир.
Он, конечно, всех отмоет, Умывальник…
(Мойдодыр)
8. Вышел дедка в огород. Видит — чудо там растет:
Кругла, а не мячик, желта, а не солнце,
С хвостом, а не мышь…И никак не вытащишь.
(Репка)
Воспитатель: Какие молодцы! Прекрасно справились, все загадки отгадали. Продолжаем путь по сказочной стране. Я вам предлагаю поиграть в игру
«Веселая старушка» (пальчиковая гимнастика)
У веселенькой старушки Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
Жили в маленькой избушке Сложить руки углом и показать избушку.
Десять сыновей. Показать десять пальцев.
Все без бровей Очертить брови пальцами.
Вот с такими ушами, Растопыренные ладони поднесены к ушам.
Вот с такими носами, Показать длинный нос пальцами.
Вот с такими усами, Очертить пальцами длинные «гусарские» усы.
Вот с такой головой, Очертить большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой! Показать руками большую бороду.
Они не пили, не ели, Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку».
На старушку все глядели, Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами.
И все делали вот так… Показать любые загаданные им действия.
Воспитатель: Путь наш продолжается, смотрите, ребята, впереди болото, поэтому, чтобы не утонуть в нем, нужно прыгать на двух ногах по кочкам.
Дети прыгают по кочкам через болото и оказываются возле избушки
Воспитатель: Мы пришли к избушке. Скажите, а какой герой из сказок может жить в избушке?
Ответы детей
Воспитатель: А сейчас, нас ждет второе испытание, хорошо ли вы знаете героев сказок.
Конкурс 2 “Хорошо ли вы знаете сказки”
По иллюстрациям участники называют сказки: Колобок, Курочка Ряба, Гуси-лебеди, Царевна-лягушка, Теремок, Волк и козлята, По-Щучьему веленью, Лиса и волк.
Ответы детей
Воспитатель: Все отгадали, молодцы. Пойдем те дальше.
И на пути встречают корзинку с предметами.
Воспитатель: Кто – то потерял свои вещи. Ребята, помогите мне узнать из какой сказки эти предмет.
Конкурс 3 «Угадай-ка, из какой сказки предмет» (картинки)
Пирожок – «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»
Репка – «Репка»
Яблоко – «Гуси-лебеди»
Три ложки – «Три медведя»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Рыба – «Лисичка-сестричка и серый волк», «По щучьему веленью»
Красная шапочка – «Красная шапочка»
Воспитатель: Хорошо ребята, вы справились со своим заданием угадали все предметы.
Был Кощей вчера в гостях.
Что наделал, просто ах!
Все картинки перепутал,
Сказки все мои он спутал.
Картинки вы должны собрать,
Сказку русскую назвать.
Конкурс 4. Игра «Собери сказку».
Дети собирают из разрезных картинок изображения и называют сказку.
Воспитатель: Давайте немножко отдохнем, потанцуем под песенку «Бабка Ёжка». Ой, как хорошо повеселились.
Хорошо, что у нас получилось помочь сказочным жителям, значит нам пора возвращаться в д/с.
Для того, что бы очутиться в д/с, давайте все вместе произнесем волшебные слова
2 раза хлопни,
3 раза топни,
Вокруг себя обернись, В детском саду очутись!
Воспитатель: Вот мы и дома. Вам понравилось путешествовать по сказкам?
Дети: Да!
Воспитатель:
В мире много сказок,
Добрых и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло,
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
Звучит Песня в исполнении В. Толкуновой «Сказки гуляют по свету».
Жительница села Моховое Аннинского района Надежда Подольская коллекционирует открытки. Этим ее увлек отец – когда девочке было десять лет, он привез ей большой набор рисованных почтовых карточек. Свое хобби Надежда пронесла через всю жизнь.
Какие знания необходимы филокартисту, что могут рассказать старые открытки и как собиралась коллекция, в которой отражена история второй половины ХХ века, – в материале РИА «Воронеж».
Открытки, привезенные отцом Надежды
1940−1950-е годы
Самые редкие экземпляры в коллекции Надежды Подольской – немецкие, датированные 1949 годом.
– Мы тогда жили на Урале, и по соседству у меня был друг, который, с разрешения мамы, принес мне две эти открытки. Это первые послевоенные рисованные открытки. Что интересно, в Германии ими до сих пор активно пользуются, а на самих открытках никогда не указывают ни дату выпуска, ни тираж, – рассказала она.
У Надежды четкая система организации коллекции – по годам, по темам. Отдельное место занимают наборы открыток.
Популярные открытки 1950-х годов
Филокартист не просто собирает коллекцию, но и знает историю развития почтовых карточек. По ее словам, в этот период темы открыток не отличались особенным разнообразием, а практически все экземпляры были рисованными. Фотографические попадались крайне редко.
– Печатали изображения городов – например, Ленинграда, Владивостока и т. д. Очень много открыток-иллюстраций к старым сказкам и мультикам – «Теремок», «Кошкин дом», «По щучьему велению» и другие. Впервые на открытках стали размещать фотографии детей. Для меня очень интересно вспоминать, во что тогда одевали детей, какие у них были игрушки и т. д. Также были популярны воспитательные наборы – открытки с поучительным содержанием для детей, – сообщила коллекционер.
Воспитательный набор для детей
1960-е годы
В это время открыток стало куда больше, но рисованные по-прежнему занимали лидирующую позицию.
– В 1960-е пошла новая мода – на открытках стали размещать слова стихов и песен. Их тоже выпускали наборами, и получалось что-то вроде сборника. Активно стали печатать фотокарточки – с простыми портретами или фотографиями известных личностей. Например, Гагарина.
Надежда рассказала, что именно в период 1960-х годов эта сфера активно развивалась – стало много тематических выпусков, появились поздравительные открытки.
– Но, на мой взгляд, фотографические поздравительные открытки того периода довольно однотипные. У них нет настроения. Рисованные открытки, в принципе, симпатичнее и колоритнее. Одна из моих любимых тем – открытки с куклами и фотографиями детей. Их начали выпускать уже ближе к 1970-м годам, – поделилась сельчанка.
1970-е годы
В этот период появился новый вид открыток – с рецептами и фотографиями блюд.
– Раньше рецепты печатали в журналах. А журналов привозили очень мало, хотя население поселка было около 7,5 тыс. человек. За выпусками настоящую охоту устраивали. Хозяйки брали рецепты друг у друга, переписывали в тетрадки. Открытки с рецептами стали настоящей находкой – и удобно, и красиво. За наборами этих открыток тоже гонялись, записывались в очередь в киоск. Их порой вообще привозили по одному.
По словам Надежды, тогда стали активно печатать фотографические открытки с пейзажами. По этому поводу однажды разразился скандал.
– Видимо, в какой-то типографии набралось очень много невостребованных пейзажных снимков, и они решили напечатать их на новогодних открытках вместе с поздравлениями. Журнал «Огонек» выпустил очень гневный текст по этому поводу – мол, недостаточно праздничные и торжественные получились открытки. Насколько я знаю, пейзажные фото вообще не в чести были в то время, – вспоминает филокартист.
На рубеже 1970-х и 1980-х появились поздравительные телеграммы.
– Краешки этих открыток склеивали между собой маркой, чтобы посторонний не прочитал. А внутрь приклеивали бланк для телеграммы. Такие открытки должны были доставить адресату в течение двух часов, так же, как и обычные телеграммы.
1980-е годы
В это время появились очень редкие открытки, которые после уже никогда не выпускали, – стереооткрытки, то есть с эффектом объемного изображения. Картинки на них «переливались», меняясь при небольшом повороте.
– Они стоили очень много, как целый журнал. Я, конечно, старалась покупать их по возможности. После 1980-х их больше не выпускали, – заметила Надежда.
Тогда же впервые увидели свет открытки-книжки, которые по внешнему виду максимально похожи на современные.
– С тех лет остался еще небольшой набор по мультикам, но их тоже потом перестали выпускать.
1990-е годы
В последнее десятилетие ХХ века рисованных открыток уже почти нет – только фотографические. Вышел последний набор карточек с рецептами. Зато «распустились» цветочные открытки.
– Цветы – это главная тема моей коллекции. Наборов у меня много. Домашние цветы, дикорастущие, цветы-часы, ядовитые, кактусы, ирисы, тюльпаны, розы и так далее. Есть в коллекции и наборы с насекомыми, грибами, обитателями аквариумов, стрекозами, бабочками. Мне вообще вся эта тема близка, потому что я по образованию – лесник. И, хоть уже давно не работаю по профессии, до сих пор помню латинские названия растений. Десять лет назад в коллекции уже было больше 1000 экземпляров. Сколько их сейчас – даже не сосчитать, – улыбается Надежда.
Есть у Надежды Подольской и современные экземпляры – выпущенные после 2000 года. Но их она не жалует и покупает, просто чтобы следить за развитием открыток. «Новоделов» в коллекции всего несколько десятков – по одной-две на год. Помимо филокартии, сельчанка увлекается рукоделием – алмазной мозаикой и «живописью по номерам».
Самые красивые поздравления с Рождеством Христовым в прозе, стихах и картинках на Korrespondent.net.
Приближается светлый праздник Рождества Христова. Это второй по значению, после Пасхи, важный день в православном календаре, знаменующий рождение Иисуса Христа от непорочного зачатия матери — Девы-Марии.
В этот праздник, который ежегодно отмечают 7 января, принято веселиться и радоваться новой эпохе жизни на земле. В день рождения сына Божьего также заканчивается длинный рождественский пост.
В Украине по этому случаю устраивают колядки — поют песни-оды Иисусу Христу, и дарят друг другу подарки с искренними пожеланиями добра, мира, здоровья и благополучия.
Фото: pozdravok.ru
Поздравления с Рождеством
Поздравления с Рождеством в стихах, прозе и картинках
Пусть Рождество войдет в ваш дом,
С собой неся всё то, что свято!
Пусть будут смех и радость в нём,
От счастья и душа богата!
Пускай уютом дышит дом,
Пусть ангел вас оберегает!
Мы поздравляем с Рождеством
И только лучшего желаем!
В Рождество Христово
В тишине ночной
Счастье в дом заходит
С первою звездой.
Фото: pruvitannja.com.ua
Поздравления с Рождеством
***
На снежинках ангелы
Спустятся с небес,
Наступает время
Сказок и чудес.
На душе пусть станет
Чисто и светло,
Все мечты исполнятся
В Христово Рождество.
Фото: pozdravok.ru
Поздравления с Рождеством
***
В светлый праздник Рождества желаем вам добра и счастья, благополучия и уюта вашему дому, душевной теплоты, взаимопонимания и поддержки в семье. Пусть жизнь ваша будет мирной, спокойной, счастливой.
Фото: pruvitannja.com.ua
Поздравления с Рождеством
***
В дом стучится Рождество,
С ним приходит волшебство.
От души вас поздравляю,
Счастья светлого желаю!
И пусть даже тень забот
Вас обходит в этот год.
Пусть сбываются желания,
Ваши светлые мечтания.
Пусть печаль не тронет вас,
А Господь здоровья даст.
Будьте счастливы всегда,
Не болейте ни когда.
Будьте добрыми с родными,
Дорожите нежно ими.
Фото: pozdravok.ru
Поздравления с Рождеством
***
И пусть Рождество святое
Счастье принесет большое!
Тихо в ночь под Рождество
В мир шагает волшебство:
Ходит сказка по домам,
В сны заглядывая к нам.
Рождество Христово дарит
Сердцу радость и покой.
И надежду, что сияет
Нам Рождественской звездой.
В этот праздник я желаю
Счастья всем, любви, добра.
Принесет нам мир и радость
Пусть рождение Христа.
Фото: etnosoft.com.ua
Поздравления с Рождеством
***
В чудесный праздник Рождества
Хочу я пожелать добра,
Побольше в жизни волшебства,
Удачи, счастья и тепла!
Твой Ангел пусть тебя хранит
От всех болезней и невзгод,
Господь тебя пусть защитит
От огорчений и забот!
Фото: pozdravok.ru
Поздравления с Рождеством
***
Пускай Господь оберегает
Вас каждый день и каждый час,
Во всех делах пусть помогает
И пусть всегда хранит он Вас!
Чтоб в доме был уют, покой,
А близкие ― здоровы,
Вас поздравляю всей душой
Я с Рождеством Христовым!
Фото: pruvitannja.com.ua
Поздравления с Рождеством
***
Поздравляем с Рождеством!
Открывайте двери в дом,
Запускайте в него счастье
Да гоните прочь ненастье.
Радуйтесь и улыбайтесь,
А вот веру постарайтесь
В сердце бережно хранить,
О добре Христа молить.
К свету вы душой стремитесь,
Рады будьте, не гордитесь,
Умным словом насладитесь!
Поздравляем с Рождеством,
Радость пусть войдет в ваш дом,
Бог хранит от всех проблем,
Бед чтоб не было совсем,
Мир, спокойствие, уют
Вместе с Рождеством придут,
Мы желаем вам добра,
Благ всех, счастья и тепла!
С Рождеством вас поздравляем,
Счастья, радости желаем.
Мира, света, теплоты…
Пусть сбываются мечты!
Фото: pozdravok.ru
Поздравления с Рождеством
***
Пусть Господь хранит от бед,
От невзгод, и от ненастья…
Ангел с неба даст совет
И наполнит сердце счастьем!
Поздравляю нынче с Рождеством,
Обязательно желаю счастья,
Заглянуло чтоб оно в ваш дом
Да пришлось вам чаще с ним встречаться.
Рады мы, что знакомы с вами.
А взаимности у нас с вами — рекой.
Вас мы угостим сегодня пирогами,
От праздника хотим судьбы такой,
Которая бы шла всегда за нами.
Работаем ли мы, а может, заняты делами —
У нас всегда пусть связь не пропадает с вами.
***
Фото: pruvitannja.com.ua
Поздравления с Рождеством
Новости от Корреспондент.net в Telegram. Подписывайтесь на наш канал https://t.me/korrespondentnet