Текст два камня сочинение

Поделиться новый тренировочный вариант по заданиям егэ 2021 по информатике 11 класс с ответами для подготовки к экзамену, официальная дата

ПОДЕЛИТЬСЯ

Новый тренировочный вариант по заданиям ЕГЭ 2021 по информатике 11 класс с ответами для подготовки к экзамену, официальная дата проведения пробного ЕГЭ 2021: 26.06.2021 (26 июня 2021 год).

Тренировочный вариант ЕГЭ 2021: скачать задания

Разбор варианта с ответами: скачать ответы

Ссылка для скачивания файлов: скачать файлы

Решать онлайн новый тренировочный вариант с ЕГЭ 2021 по информатике 11 класс:

Видео разбор варианта:

Сложные задания и ответы с варианта:

1)На рисунке справа схема дорог Н-ского района изображена в виде графа, в таблице содержатся сведения о длинах этих дорог (в километрах). Так как таблицу и схему рисовали независимо друг от друга, то нумерация населённых пунктов в таблице никак не связана с буквенными обозначениями на графе. В таблице в левом столбце указаны номера пунктов, откуда совершается движение, в первой строке – куда. Сумму длин дорог из пункта Г в пункт Е и из пункта Д в З.

Правильный ответ: 21

2)Логическая функция F задаётся выражением (¬?⋀¬?) ∨ (? ≡ ?) ∨ ?. На рисунке приведён частично заполненный фрагмент таблицы истинности функции F, содержащий неповторяющиеся строки. Определите, какому столбцу таблицы истинности функции F соответствует каждая из переменных a, b, c, d.

Правильный ответ: сdba

3)В фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. На основании приведенных данных определите, сколько людей родилось в том же городе, что и один из их внуков или одна из их внучек?

Правильный ответ: 4

4)Для кодирования некоторой последовательности используют следующую кодировочную таблицу. Примечание: условие Фано выполняется, когда ни одно кодовое слово не является началом другого кодового слова.

Правильный ответ: 1011

5)Автомат обрабатывает натуральное число N по следующему алгоритму: 1. Строится двоичная запись числа N. 2. Если N четное, то в конец полученной записи (справа) дописывается 0, в начало – 1; если N – нечётное в конец и начало дописывается по две единицы. 3. Результат переводится в десятичную систему и выводится на экран. Пример. Дано число N = 13. Алгоритм работает следующим образом: 1. Двоичная запись числа N: 1101. 2. Число нечетное, следовательно по две единицы по краям – 11110111. 3. На экран выводится число 247. Укажите наименьшее число, большее 52, которое может являться результатом работы автомата.

Правильный ответ: 56

6)Какое максимальное значение переменной s, подаваемое на вход программе, для которого в результате работы программы на экран будет выведено значение 64? Для Вашего удобства программа представлена на нескольких языках программирования.

Правильный ответ: 24

7)Изображение размером 315х3072 пикселей сохраняется в памяти компьютера. Для его хранения выделяется не более 735 Кбайт без учёта заголовка файла. Все пиксели кодируются одинаковым количеством бит и записываются в файл один за другим. Какое максимальное количество цветов может использоваться для хранения такого изображения? В ответе запишите только число.

Правильный ответ: 64

8)Ученица составляет 5-буквенные слова из букв ГЕПАРД. При этом в каждом слове ровно одна буква Г, слово не может начинаться на букву А и заканчиваться буквой Е. Какое количество слов может составить ученица?

Правильный ответ: 2200

9)Откройте файл электронной таблицы, содержащей результаты метеорологических наблюдений. Найдите разницу между максимальной температурой в июле и минимальной температурой в октябре. В ответе запишите только целую часть полученного результата.

Правильный ответ: 49

10)В файле дан текст поэмы Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Сколько раз в тексте поэмы встречается слово «Мой» написанное с прописной буквы. Другие формы слова «Мой», такие как «Мои», «Моего» и пр. не учитывать. В ответе укажите только число.

Правильный ответ: 5

11)При регистрации в компьютерной системе каждому пользователю выдается идентификатор из 101 символа, каждый из которых может быть десятичной цифрой или одним из 4090 символов из специального набора. Каждый символ кодируется с помощью одинакового и минимального количества бит. Идентификатор же записывается в памяти с помощью минимально возможного целого количества байт. Сколько килобайт потребуется для хранения идентификаторов 2048 пользователей?

Правильный ответ: 330

12)Исполнитель Редактор получает на вход строку цифр и преобразовывает её. Редактор может выполнять две команды, в обеих командах v и w обозначают цепочки символов. заменить (v, w) нашлось (v) Первая команда заменяет в строке первое слева вхождение цепочки v на цепочку w. Если цепочки v в строке нет, эта команда не изменяет строку. Вторая команда проверяет, встречается ли цепочка v в строке исполнителя Редактор.

Правильный ответ: 881

13)На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К, Л, М. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город М, проходящих через Г?

Правильный ответ: 16

14)Результат выражения 4 ∙ 6259 −2515 + 2 ∙ 5 11 − 7 записали в 5-ричной системе счисления. Сколько цифр 4 в получившейся записи?

Правильный ответ: 15

15)Найдите максимальное значение параметра А, при котором выражение (2х + у != 70) / (x < y) / (A < x) истинно (т.е. принимает значение 1) при любых неотрицательных значениях x и у.

Правильный ответ: 23

16)Алгоритм вычисления значения функции F(n), где n – натуральное число, задан следующими соотношениями: F(n) = 0, при n ≤ 1 F(n) = F(n–1) + 3n 2 , при n > 1 и n — нечетно F(n) = n/2 + F(n-1) + 2, при n > 1 и n — четно Чему равно значение функции F(49)? В ответе запишите только целое число.

Правильный ответ: 62820

17)Рассматривается множество целых чисел, принадлежащих числовому отрезку [12972; 89322], которые при делении на 13 дают остаток 7, при этом не делятся ни на 7, ни на 11. Найдите наибольшее из таких чисел и их количество. В ответе укажите два числа – сначала количество найденных чисел, затем наибольшее найденное число.

Правильный ответ: 4576, 89317

18)Квадрат разлинован на N×N клеток (1 < N < 17). Исполнитель Робот может перемещаться по клеткам, выполняя за одно перемещение одну из двух команд: вправо или вниз. По команде вправо Робот перемещается в соседнюю правую клетку, по команде вниз – в соседнюю нижнюю. При попытке выхода за границу квадрата Робот разрушается, при столкновении со стеной робот разрушается. В каждой клетке записано число – количество монет, которое добавляется к счету робота.

Правильный ответ: 761, 579

19)Два игрока, Петя и Ваня, играют в следующую игру. Перед игроками лежит куча камней. Игроки ходят по очереди, первый ход делает Петя. За один ход игрок может добавить в кучу один или четыре камня, или увеличить количество камней в куче вдвое. Например, из кучи в 15 камней игрок может получить кучу из 16, 19 или 30 камней. Для того чтобы делать ходы, у каждого игрока есть неограниченное количество камней. Игра завершается в тот момент, когда количество камней в кучах становтся не менее 40. Победителем считается игрок, сделавший последний ход. В начальный момент в куче было S камней, 1 ≤ S ≤ 39. Будем говорить, что игрок имеет выигрышную стратегию, если он может выиграть при любых ходах противника.

Правильный ответ: 19

20)Известно, что Петя имеет выигрышную стратегию в два хода, при этом Петя не может выиграть первым ходом. Укажите два значения S, при которых это возможно. Значения укажите в порядке возрастания.

Правильный ответ: 15, 18

21)Известно, что Ваня имеет выигрышную стратегию за один или два хода, при этом не имеет выигрышной стратегии в один ход. Найдите минимальное значение S, при котором это возможно.

Правильный ответ: 14

22)Ниже записана программа. Получив на вход число x, эта программа печатает два числа a и b. При каком наименьшем значении x после выполнения программы на экран будет выведено два числа 10, а затем 6.

Правильный ответ: 46

23)Исполнитель преобразует число, записанное на экране. У исполнителя есть две команды, которым присвоены номера: 1. Прибавить 1 2. Прибавить 2 3. Умножить на 3 Первая команда увеличивает число на 1, вторая – на 2, третья — втрое. Программа для исполнителя – это последовательность команд. Сколько существует таких программ, которые исходное число 2 преобразуют в число 19 и при этом траектория вычислений программы проходит через 9 и не проходит через 12?

Правильный ответ: 650

24)Текстовый файл состоит не более, чем из 107 строчных букв английского алфавита. Найдите максимальную длину подстроки, в которой символы a и d не стоят рядом.

Правильный ответ: 2252

25)Найдите 5 чисел больших 500000, таких, что среди их делителей есть число, оканчивающееся на 8, при этом этот делитель не равен 8 и самому числу. В качестве ответа приведите 5 наименьших чисел, соответствующих условию. Формат вывода: для каждого из 5 таких найденных чисел в отдельной строке сначала выводится само число, затем минимальный делитель, оканчивающийся на 8, не равный 8 и самому числу.

26)Организация купила для своих сотрудников все места в нескольких подряд идущих рядах на концертной площадке. Известно, какие места уже распределены между сотрудниками. Найдите ряд с наибольшим номером, в котором есть два соседних места, таких что слева и справа от них в том же ряду места уже распределены (заняты). Гарантируется, что есть хотя бы один ряд, удовлетворяющий условию. В ответе запишите два целых числа: номер рядя и наименьший номер места из найденных в этом ряду подходящих пар.

27)На вход программы поступает последовательность из целых положительных чисел. Необходимо выбрать такую подпоследовательность подряд идущих чисел, чтобы их сумма была максимальной и делилась на 71, а также её длину. Если таких под последовательностей несколько, выбрать такую, у которой длина меньше.

Другие тренировочные варианты ЕГЭ по информатике для 11 класса:

30.05.2021 Информатика 11 класс новые тренировочные варианты ЕГЭ 2021 с ответами

Тренировочные варианты ЕГЭ по информатике задания с ответами

Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено

Когда Пушкин описывал, как кот ученый «все ходит по цепи кругом», он имел в виду Многомудрого Литрекона — это известный исторический факт. Уже тогда Литрекон начал думать над тем, какие аргументы по направлению «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» можно привести в 2021 году на итоговом сочинении. Хорошие были времена, меду вдоволь наливали, всем хватало. Но и сейчас не хуже, так как наработки Литрекона наконец-то пригодятся общественности! Многолетние труды не должны пропасть даром, но и дополнения им не повредят. Так что если Вы считаете, что каких-то аргументов не хватает в подборке, смело обращайтесь к Литрекону в комментариях — он все сделает. Кстати, посмотрите подробнее темы и направления этого года, а также пример сочинения по этому направлению.

  1. Что человек ищет в путешествиях? А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» описал героя, который искал в путешествии забвения и просветления. Евгений убил на дуэли своего друга и раскаивался в содеянном. Он больше не мог оставаться в той деревне, где это произошло, и уехал в длительную поездку по России. Из опубликованных автором отрывков (глава о путешествии Онегина не была включена в текст романа) становится ясно, что Евгений побывал в Нижнем Новгороде, в Астрахани, на Кавказе и других местах. Онегин побывал возле Бахчисарайского фонтана и даже вспомнил там о Пушкине. Скитаясь и наблюдая за жизнью других людей, Евгений хотел развлечься и отбросить «горькие размышления». Однако даже в путешествии он думал: «Я молод, жизнь во мне крепка; Чего мне ждать? тоска, тоска!..». Видимо, именно тогда герой понял, что ему необходимо что-то менять в себе, и встреча с Татьяной показала ему, чего именно не хватает. Таким образом, в поездке персонаж смог развеяться, набраться сил и даже переосмыслить свою жизнь. 
  2. Почему люди хотят путешествовать? А.Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву». Многие люди хотят расширить свой кругозор и получить уникальные знания о мире в путешествии. Туризм является уникальной возможностью обогатить эрудицию. Это доказывает пример Александра Радищева. Будучи богатым дворянином, он не знал, как в действительности живет русский народ. Поэтому он предпринял героическое усилие — отправился на перекладных в Москву, что в его времена было нелегким делом, ведь на лошадях это расстояние преодолеть очень долго и трудно. В поездке он увидел реальное положение дел: простые жители деревень голодали, прозябали в нищете и невежестве, всецело зависели от тирании вышестоящего начальства. Один крестьянин рассказал, что 6 дней работал на барщине, и лишь седьмой мог посвятить работе на себя и содержанию семьи. Радищев был так опечален увиденным, что винил себя в том, что имеет слуг и крепостных. Путешествие открыло ему глаза на положение народа и не только ему. Вся интеллигенция того периода болезненно восприняла открытие автора. Поэтому люди стремятся ездить по миру и узнавать его лучше, чтобы иметь максимально полную картину, как все происходит на самом деле.
  3. Как путешествия развивают личность? А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» доказал благотворное влияние путешествий на личность: главный герой стал намного умнее и добродетельнее своего прежнего окружения, ведь получил новый опыт и новые знания за границей. Раньше Чацкий был частью фамусовского общества, гостил у Павла Афанасьевича и не видел истинной сущности московского дворянства. Он, как и все, принимал действительность в России такой, какой она была. Но увидев иностранные достижения, иную культуру и среду, Александр понял, что его страна идет по ложному пути. Сравнение показало ему, что Россия серьезно отстает от западных государств, а правящая элита стремится лишь к разграблению ее богатств. Чацкий осознал вред крепостного права, безнравственность панибратства на службе, глупость поклонения перед всем иностранным. А его окружение за эти годы никак не изменилось, все люди остались на том же уровне. Это свидетельствует о том, что путешествия и правда делают человека совершеннее.
  4. Что человек ищет на своем жизненном пути? А.С. Пушкин в произведении «Капитанская дочка» показывает, что каждый человек выбирает свою дорогу и ищет то, что соответствует его базовым ценностям. Так, Петр Гринев шел по направлению, указанному ему отцом: берег честь смолоду, бился за свои идеалы, защищал слабых и не пресмыкался перед сильными. Его путь прямой и честный, ведь он никого не обманывал и вел себя по-человечески в любой ситуации. Поэтому он добился того, к чему шел, а именно спас возлюбленную, создал крепкую семью и исполнил свой офицерский долг. А вот Швабрин был лживым, беспринципным и слабым человеком, который хотел получить все и даром. Он свернул на кривую дорожку, чтобы сократить путь, но вышел в тупик: его заключили в тюрьму за измену, ведь он стал слугой Пугачева, чтобы спасти свою жизнь. Очевидно, что каждый герой пришел к тому результату, к которому вела выбранная им тропа.
  5. Возможно ли всегда стремиться к новым открытиям? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» подтвердил точку зрения многих современных людей о том, что развиваться и учиться новому необходимо на протяжении всей жизни. Главная героиня, сбежав из дома и спасшись от корыстной матери, могла бы удовлетвориться ролью скромной помощницы Лопухова. Однако Вера поняла, что ей необходимо стать достойной его поддержки. Она начала обучаться и со временем смогла создать швейную мастерскую, где каждая работница получала процент от доли успеха предприятия. Это нововведение позволило десяткам других девушек спастись от позорной эксплуатации и развращения. Они смогли обеспечить себя честным трудом. Казалось бы, такое достижение дает право на отдых, но Вера не ограничилась им. Она получила медицинское образование и стала совершенствовать свою интеллектуальную подготовку. Она обрела счастье с Александром Кирсановым и осталась подругой Дмитрия Лопухова, и в этом выборе тоже раскрывается степень ее зрелости: Вера не удовлетворилась благодарностью, она нашла настоящую любовь. Весь ее жизненный путь — это стремление к личностному росту, которое постоянно мотивировало ее на достижения.
  6. Согласны ли Вы с тем, что «под лежачий камень вода не течет»? И.А. Гончаров в романе «Обломов» показал, что человек, который ни к чему не движется, живет бесцельно, ничего и не получает от жизни. Книга начинается с описания одного дня из жизни Ильи Ильича. С самого утра и вплоть до приезда Штольца он ничего не делает. Поэтому читателя не удивляют ни грязь в комнате, ни распущенность слуги, ни внешний вид изнеженного барина. Имение Ильи Ильича находится в таком же плачевном состоянии и едва не разоряется. Если бы ни помощь Штольца, Обломов и вовсе остался бы без Обломовки. Сам Илья Ильич не заинтересован в управлении хозяйством и другой работе, поэтому он не может привести финансы в порядок даже ради женитьбы на любимой девушке. А потому вполне логично, что Обломов ничего не добивается, не побеждает себя и умирает в цвете лет от своего ненормального образа жизни. Под лежачий камень вода не течет — это правда.
  7. Согласны ли Вы с утверждением «Где родился — там и пригодился»? А.Т. Твардовский в поэме «Василий Теркин» доказал, что человек не всегда находит призвание там, где рождается. Порой он нужнее где-то в другом месте, ведь судьба непредсказуема. Так, Василий Теркин родился в деревне под Смоленском, но воевал совсем в других областях, потому что его часть была нужна там, где проходили ожесточенные бои за еще не занятые земли. Василий очень сожалеет, что не может биться за родное село, что не использует свое исключительное знание местности, что оставил дом на разграбление врагу. Но его миссия продумана вышестоящими людьми, и его силы понадобились на другом краю русской земли. Он освободил других соотечественников, как и его земляков освободили другие солдаты. Но всех их связывает одно дело, одна страна, и совершенно не важно, родную деревню героя отстоял не он лично. Так что пригодиться человек может в любом месте, ведь у нас очень большая Родина.
  8. Дорога к счастью — какая она? А.П. Чехов в рассказе «Дама с собачкой» описал тернистый путь к личному счастью. Главным героям пришлось переосмыслить свои взгляды на мир и преодолеть неуверенность в себе, чтобы обрести шанс на настоящую любовь. Анна и Дмитрий пошли против предрассудков — своих и чужих. Анна поняла, что в близости с Гуровым совершила не измену или грех, а познание своих истинных чувств. Она смогла принять, что не любит мужа и не хочет больше жить во лжи. Дмитрий признал, что зря думал о женщинах так пренебрежительно и напрасно жил с нелюбимой. Он также осознал, что жил пустой и суетной жизнью, где не было места его истинным потребностям и склонностям. Филолог зря пошел работать в банк, юноша ошибся, женившись так рано и не по любви. С признания ошибок начался путь к счастью — борьбе за свою любовь, за право быть вместе.
  9. Можно ли идти к цели «по головам»? А.П. Чехов в рассказе «Крыжовник» описал путь к цели, который вовсе не мотивирует, а вызывает презрение. Николай Иванович всю жизнь мечтал о приобретении усадьбы и статусе дворянина. Но он был всего лишь мелким чиновником. Дабы осуществить задуманное, ему пришлось ограничивать себя даже в самом необходимом. Ради цели он даже решился на подлость: женился на расчету на некрасивой вдове с капиталом. Николай Иванович положил ее на алтарь своей мечты, и вскоре вдова зачахла от скаредности мужа. И вскоре герой смог реализовать свои планы, правда, речка возле барского дома была кофейного цвета из-за близкого соседства с заводами, но хозяина это не смущало. Он пришел к своей цели и чувствовал себя счастливым человеком. Однако его брату довольство и сытость Николая показались ужасно эгоистичными и достойными презрения, ведь под их влиянием герой деградировал. Идя к своему идеалу по головам, персонаж и не заметил, как стал ограниченным эгоистом с манией дворянского величия. Средства исказили цель, и мечта об успехе привела человека к нравственному падению, а не триумфу.
  10. Какие города России Вы хотели бы посетить и почему? Невероятно красиво А.С. Пушкин описал крымский город в поэме «Бахчисарайский фонтан». Именно там хотелось бы побывать больше всего, ведь там сохранились достопримечательности минувших дней и уникальный природный ландшафт. В «Ханском дворце» в городе Бахчисарай до сих пор стоит древний фонтан слез, который оплакивает гордую Марию и ревнивую Зарему. По легенде, хан привез невольницу из Польши, полюбил ее, но ее сердце оказалось холодным. Мария не хотела жить в заточении и предпочла бы смерть неволе. А вот Зарема, грузинская пленница, любила хана и от ревности убила соперницу. За это правитель велел казнить ее. В знак скорби он возвел фонтан, на который было интересно посмотреть вживую. Конечно, такие красивые пейзажи и экзотические здания привлекают внимание туристов со всего мира.
  11. Согласны ли Вы с утверждением Лао Цзы «Путешествие в тысячу миль начинается с первого шага»? А.П. Чехов в повести «Степь» описал первые шаги маленького Егора к большой цели. В первой главе мы видим растерянность и слезы ребенка: ему непросто дается этот шаг в неизвестность. Он не хочет расставаться с мамой и ехать в гимназию, где все чужие. Дядя не поддерживает мальчика и даже предлагает ему вернуться, его раздражают детские слезы. Но Егор успокаивается, ведь осознает, что ехать нужно, раз мама велела и обо всем договорилась. Прощание с родными местами оставляет осадок на душе, щиплет глаза, но эти шаги Егор все-таки сделал. Он приезжает в новый город и побеждает свой страх, чтобы поступить в гимназию и выйти на большую дорогу жизни, где человека с образованием ожидают новые перспективы и возможности. 
  12. Как не сбиться с жизненного курса? В.Г. Короленко в произведении «Дети подземелья» описывает мальчика, который, по мнению окружения, уже давно сбился с пути истинного. Вася был ребенком из приличной семьи, сыном судьи, но весь день проводил на улице среди беспризорников. Такая компания закрепила за героем дурную славу. Но Вася твердо знал, что люди ошибаются, ведь бездомные дети не такие плохие, как о них говорят. Валя — добрый мальчик, который заботится о сестре и ворует только для того, чтобы утолить голод и спасти Марусю. Эти ребятишки научили Васю отзывчивости, доброте и ответственности. У них был богатый жизненный опыт, который  показал Васе, что обеспеченные люди закрывают глаза на правду и не желают обращать внимание на тех, кто оказался на улице не по своей вине. Общение с беспризорниками помогло Васе найти свой жизненный путь, а не сбило его с курса. Оно открыло ему глаза на проблемы, которые ему предстояло решить во взрослой жизни.
  13. Чему человек может научиться в путешествии? М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон» показывает, как путешествие расширяет кругозор личности и меняет ее мировоззрение. Григорий Мелехов был казаком и всю жизнь провел в родной станице. В ту пору хлеборобам было не до туризма: работа за выживание занимала все время, да и денег не было лишних. Поэтому Григорий был ограниченным и необразованным человеком. Но война заставила казака повидать мир. После ранения он отправился в Москву на лечение и впервые увидел большой город. Новые знакомства и впечатления убедили Григория, что его картина мира была неполной и незрелой. Он убедился, что войну затевают господа, которые сами бороться не идут, а посылают тех, кто от них зависит. Простым людям нечего делить друг с другом. Зато богачи стремятся захватить капиталы и власть. Мелехов проникается идеями социализма и возвращается домой совсем другим человеком — более развитым и независимым. Он узнал окружающий мир намного лучше.
  14. Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно – идти»? М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» доказал, что люди могут достичь любых целей, если будут предпринимать реальные шаги для их достижения. Так, пока соплеменники отчаивались и кляли судьбу, не решаясь двигаться на выход из чащи, Данко решил, что необходимо браться за дело и добиваться решения проблемы. Он призвал народ идти за ним и не бояться. Люди прислушались к лидеру и отправились в путь. Только благодаря нему они, наконец, сдвинулись с мертвой точки. В дороге они устали, отчаялись и выплеснули злобу на предводителя, но Данко все равно смог их спасти, вынув горящее сердце из груди и осветив путь. Как бы люди не осуждали методы юноши, не жаловались на свою слабость, они все равно пришли к цели благодаря его инициативе и конкретным действиям, направленным им на достижение успеха.
  15. Как определить свой путь в жизни? Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» дал людям возможность проследить становление героев и сделать полезные выводы о том, как определить направление своей судьбы. Так, мы наблюдаем за духовными поисками Пьера Безухова. Герой с самого начала ищет свое предназначение, но не имеет знаний, силы воли и опыта, чтобы найти себя безошибочно. Сначала он погряз в легкомысленных светских забавах, потом вступил в брак не по любви и стал дойной коровой для алчного семейства Курагиных. Тлетворное влияние окружения лишь поощрило наклонности Пьера к чревоугодию, разврату и пьянству. Но он все равно стремился выйти из порочного круга и вступил в масонское братство, чтобы помочь обществу и найти себе достойное применение. Однако и эта попытка не увенчалась успехом, ведь в ложе Пьер отыскал только меркантильные интересы собратьев. Пройдя через десятки проб и ошибок, герой попал в плен и пережил духовое возрождение, общаясь с простыми людьми и усвоив народную мудрость. После этого Безухов окончательно понял, для чего был рожден. Он нашел свой путь и стал общественным деятелем и образцовым семьянином. В этих социальных ролях он обрел долгожданное счастье. Его опыт учит нас тому, что путь в жизни определяется методом проб и ошибок — только так. 

Каких аргументов не хватает в подборке? Обращайтесь, Многомудрый Литрекон все добавит.

Спасибо за Ваши идеи! Вот новая подборка аргументов по тем книгам, которые Вы рекомендовали.

Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеДорога в жизни человекаитоговое сочинениеподборкапример из литературысписокЧеловек путешествующий

Читайте также:

Тренировочный тест ЕГЭ по русскому языку 2022 (с ответами) соответствует демоверсии ЕГЭ 2022 года.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)Цветная металлургия по размерам производства в мире уступает чёрной примерно в 20 раз. (2)При этом металлургия тяжёлых цветных, легирующих и благородных металлов, в руде которых, как правило, содержание полезного компонента незначительно, обычно «привязана» к странам и районам добычи. (3)Этим, <…>, объясняется и то, что в ряде стран Азии, Африки и Латинской Америки цветная металлургия возникла давно.

Задание 1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Цветная металлургия особенно распространена в странах Азии, Латинской Америки, а в Центральной Африке сложился один из крупнейших в мире регионов медной промышленности.
2) Цветная металлургия обычно «привязана» к странам и районам добычи и по размерам производства в мире примерно в 20 раз уступает чёрной.
3) Металлургия тяжёлых цветных, легирующих и благородных металлов, в руде которых, как правило, очень высокое содержание полезного компонента, обычно «привязана» к странам и районам добычи.
4) Мировое производство цветных металлов превышает производство чёрных металлов в несколько раз, потому что добыча цветных металлов ведётся давно и сразу на нескольких континентах.
5) Цветная металлургия, уступающая чёрной по размерам производства  примерно в 20 раз, развивается, как правило, в странах и районах добычи.

Задание 2
Самостоятельно подберите вводное слово, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это вводное слово.

Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСТУПАТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
УСТУПАТЬ, -аешь, -ает; несов.

1) кого-что кому. Добровольно отказываться в пользу другого. У. место. У. дорогу (посторониться; также перен.). У. свои позиции (перен.).
2) кому в чём. Соглашаться с кем-чем-н., покоряться. У. в споре.
3) кому-чему в чём. Оказываться ниже, хуже кого-чего-н. в каком-н. отношении. Он никому не уступает в храбрости. Наше озеро не уступает настоящему морю.
4) что кому. Продавать или, продавая, отдавать дешевле (разг.). Дёшево у. вещь.

Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

налитА
пОртфель
новостЕй
наделИт
опОшлить

Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Леонид Иванович резко встал и окинул собеседника исполненным ЛЕДЯНОГО высокомерия взглядом.
Весной КОРЕННЫЕ побеги следует осмотреть и вырезать у самого основания.
Родители собрали ЦЕЛУЮ библиотеку о дельтапланеризме.
С. Я. Маршак был пристрастен: к людям трудолюбивым и НЕТЕРПИМ к бездельникам.
БЕЗОТВЕТНОЕ чувство вызывало во мне грусть.

Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Надменное высокомерие и презрение к людям своего племени сделали героя рассказа М. Горького изгоем.

Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

более ПОЛУТОРА часов
ЧЕТВЕРО ножниц
пара БОТИНОК
упал с ПЛЕЧ
взлетал более ВЫШЕ

Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

A) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
B) неправильное построение: предложения с косвенной речью
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
1) После покушения на императора журнал «Современник», отличавшийся резко демократическими взглядами, был закрыт. Вопреки предсказаний старожилов было тепло и солнечно.
2) Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик.
3) Глядя на картину Ван Гога «Ирисы», представляешь, будто сидишь на корточках посреди поля, в самой гуще цветов. Премьера пьесы А. П. Чехова «Вишнёвого сада» состоялась на сцене Художественного театра в 1904 году.
4) Печорин признавался, что «я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами».
5) В юности Н. А. Некрасов выбрал литературную деятельность наперекор желанию отца.
6) Все, кто находился на палубе, наблюдали за стаей дельфинов.
7) Российская Арктика славится природными ресурсами, однако долгий срок реализации проектов, огромные финансовые затраты, тяжёлые климатические условия и сложность логистики стоит на пути их освоения

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Задание 9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
 
 1) документ, горизонтальный, аннотация 
 2) расстегнуть, смотритель, отказаться 
 3) патриот, адресат, эксперимент 
 4) полагать, палисадник, очертания 
 5) костер, ресницы, ветеран 

Задание 10
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) д..гнать, вз..браться, п..дножие (горы)
2) ро..черк, не..гибаемый, и..подтишка
3) без..скусный, вз..мать (штраф), за..нтересованный
4) пр..вязанный (к дереву), пр..интересный, пр..строиться
5) суб..ективный, в..езд, обез..яний

Задание 11
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) расплывч..тый (силуэт), кож..ный (ремень)
2) догадл..вый, гор..вать
3) фланел..вый, претерп..вая
4) доверч..вый, молод..нький
5) исслед..вать, раздум..вать

Задание 12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) добыва..мый, ове..нный (прохладой)
2) накорм..шь, закле..вший
3) (автомобиль) движ..тся, вычист..шь
4) волну..щийся (отец), стро..тся (роты)
5) рокоч..щий (самолёт), (ивы) плач..т

Задание 13
Определите предложение, в котором НЕ (НИ) со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Анна, (НЕ)ОБРАЩАЯ внимания на время, пыталась доказать свою правоту.
Эту отнюдь (НЕ)ПРИЯТНУЮ историю следовало немедленно забыть.
Как (НИ)БЫЛ яростен ураган, он ослабевал.
Солнце, пока (НЕ)СКРЫТОЕ облаками, освещает город удивительно ярким светом.
Где-то здесь, в нескольких шагах от дома, раздавались (НЕ)ЗАБЫВАЕМЫЕ трели соловья и тишина наполнялась дивными звуками.

Задание 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

М. М. Пришвин писал о том, что любит природу, (ПО)ЭТОМУ его творчество стало КАК(БЫ) формой проявления любви к окружающему миру.
Мы с вами говорим (ПО)РУССКИ, (ТО)ЕСТЬ на языке «Капитанской дочки» и «Героя нашего времени».
(ВО)ВРЕМЯ морского путешествия, вглядываясь в пелену туманов, Матвей БУД(ТО) искал там своё место и своё будущее.
Лес стоял тёмный и (ПО)ОСЕННЕМУ молчаливый, (ПО)ТОМУ что птицы улетели, не дожидаясь холодов.
(ИЗ)ДАВНА мосты делали плавучими, ЧТО(БЫ) их можно было убрать в момент опасности.

Задание 15
Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Романтичность свойстве(1)а всему. Романтическая настрое(2)ость не позволяет человеку быть лживым, невежестве(3)ым, трусливым и жестоким. В романтике заключе(4)а облагораживающая сила.

Задание 16
Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
 
 1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей. 
 2) В конце октября или в начале ноября этот оригинальнейший уголок пестрой русской империи начинает жить своеобразной жизнью.
 3) Кум стоял ни жив ни мертв. 
 4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения. 
 5) Внезапно из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо. 

Задание 17
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В. С. Соловьёв известен как философ (1) восставший против материализма и позитивизма (2) и (3) подготовивший своими трудами русскую философию XX века (4) продолженную в работах Н. А. Бердяева, Л. И. Шестова, С. Н. Булгакова.

Задание 18
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Никнут (1) шелковые травы,
Пахнет (2) смолистой сосной.
Ой вы (3) луга и дубравы (4)
Я одурманен весной.
Сыпь ты (5) черёмуха (6) снегом,
Пойте вы (7) птахи (8) в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
(С. А. Есенин)

Задание 19
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Архипелаг Земля Франца-Иосифа (1) включает 192 острова (2) 83 % территории (3) которых (4) до сих пор покрыто льдом (5) и входит в состав Приморского района Архангельской области.

Задание 20
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ольга вошла к Рябовскому без звонка (1) и (2) когда в передней снимала калоши (3) ей послышалось (4) как будто в мастерской кто-то тихо пробежал.

Задание 21
Найдите предложения, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Но чуден, всё ещё чуден Енисей летней порою! (2)Есть по его течению места, когда сотни километров, словно на фантастической киноленте, сменяются виды один прекраснее другого — вот представьте: версту-другую, забредя в реку по грудь, стоят могучие утёсы (быками их здесь зовут), по утёсам — где гривы леса, где отдельная сосенка, частью корней, а то и одним корнем уцепившаяся за родной камень, и по каждой проточине, по каждому распадку ворохи кустарников акации, жимолости, таволожника. (3)По всем утёсам кипень цветов: примул, лилий, орхидей, красоднев. (4)Увидев эти красодневы в Колумбии, я, помнится, заорал от счастья, будто самое себе родное узрел: эти в жёлтый рупор кричащие цветы неведомым путём попали сюда из Сибири. (5)И хотя меня заверяли, что, пожалуй, всё было наоборот, я упорно не соглашался с вескими доводами и со всякой ботанической наукой.
(По В. П. Астафьеву)

Прочитайте текст и выполните задания 22–27. 

(1)С перебитой ногой я лежал у окна санитарного поезда спиной к движению. (2)Уходящая местность открывалась передо мной, и поэтому я увидел эти три танка, когда мы уже прошли мимо них. (3)Открыв люки, танкисты смотрели на нас. (4)Они были без шлемов, и мы приняли их за своих. (5)Потом люки закрылись, и это была последняя минута, когда ещё невозможно было предположить, что по санитарному эшелону, в котором находилось, вероятно, не меньше тысячи раненых, другие, здоровые люди могут стрелять из пушек.

(6)Но именно это и произошло.

(7)С железным скрежетом сдвинулись вагоны, меня подбросило, и я невольно застонал, навалившись на раненую ногу. (8)Мне видно было через окно, как первые раненые, выскочив из теплушек, бежали и падали, потому что танки стреляли по ним шрапнелью.

(9)Кое-как я сполз с койки, и толпа раненых вынесла меня на площадку. (10)Я лёг под вагон, беспомощный, томящийся от бешенства и боли.

(11)Кто-то крепко взял меня за руку. (12)Это была санитарка.

– (13)Я никуда не пойду! – сказал я. – (14)Оставьте меня! (15)У меня есть пистолет, и живым они меня не получат.

(16)Но две санитарки схватили меня, и мы втроём скатились под насыпь. (17)Ромашов мелькнул где-то впереди в эту минуту.

(18)Кое-как перебравшись через болото, мы залегли в маленькой осиновой роще: девушки, я, Ромашов и два легко раненных бойца, присоединившихся к нам по дороге. (19)Я послал этих бойцов в разведку, и, вернувшись, они доложили, что на разных направлениях стоят немцы.

– (20)Уйти, конечно, можно, но, поскольку капитан не может самостоятельно двигаться, лучше воспользоваться дрезиной.

(21)Дрезину они нашли под насыпью у разъезда. (22)Бойцы и санитарки ушли, чтобы поднять её и поставить на рельсы.

(23)Мы с Ромашовым остались одни в маленькой мокрой берёзовой роще. (24)Мне трудно рассказать о том, каким был этот день. (25)Мы ждали и ждали без конца.

(26)Уходя, санитарка сунула мне под голову свой заплечный мешок. (27)Очевидно, в мешке были сухари: что-то хрустнуло, когда я кулаком подбил мешок повыше. (28)Ромашов стал ныть, что он умирает от голода, но я прикрикнул на него, и он замолчал.

– (29)Они не вернутся, – нервно сказал он. – (30)Они бросили нас.

(31)Вероятно, у меня было плохое настроение, потому что я вытащил пистолет и сказал Ромашову, что убью его, если он не перестанет ныть. (32)Он замолчал и, кажется, с трудом удержался, чтобы не заплакать.

(33)Плохо было дело! (34)Уже первые сумерки крадучись стали пробираться в рощу, а девушки не возвращались. (35)Разумеется, я и мысли не допускал, что они могли уехать на дрезине без нас, как это подло предполагал Ромашов. (36)Пока лучше было не думать, что они не вернутся.

(37)Лёжа на спине, я незаметно уснул. (38)Когда я открыл глаза, туман лениво бродил между деревьями. (39)Ромашов сидел поодаль в прежней сонно-равнодушной позе. (40)Всё, кажется, было, как прежде, но всё уже было совершенно другим.

(41)Он посмотрел на меня искоса, очень быстро, и я сразу понял, почему мне так неудобно лежать. (42)Он вытащил из-под моей головы мешок с сухарями. (43)Кроме того, он вытащил флягу с водой и пистолет.

(44)Кровь бросилась мне в лицо. (45)Он вытащил пистолет!

– (46)Сейчас же верни оружие, болван! – сказал я спокойно.

– (47)Ты всё равно умрёшь, – сказал он торопливо. – (48)Тебе не нужно оружие.

– (49)Верни пистолет, если не хочешь попасть под полевой суд. (50)Понятно?

(51)Он стал коротко, быстро дышать:

– Какой там полевой суд! (52)Мы одни, и никто ничего не узнает.

(53)Он уложил мешки и пошёл по направлению к болоту, и через пять минут среди далёких осин мелькала его сутулая фигура.

(54)Оставить меня одного, голодного и безоружного, тяжело раненного в лесу, в двух шагах от расположения немецкого десанта… (55)Он ушёл, что было равносильно убийству, а может быть, даже и хуже.

(По В.А. Каверину*)

* Вениамин Александрович Каверин (1902–1989) – русский советский писатель, драматург и сценарист.

Задание 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Немецкие танки безжалостно расстреляли санитарный поезд.
2) Ромашов помог раненному в ногу рассказчику выбраться из поезда, перебраться через болото и спрятаться в берёзовой роще.
3) Ромашов хотел пойти вместе с бойцами и санитарками ставить дрезину на рельсы, но рассказчик не пустил его, пригрозив пистолетом.
4) Когда рассказчик уснул, Ромашов вытащил у него мешок с едой, флягу и пистолет.
5) Ромашов ушёл искать пропавших бойцов и санитарок.


Задание 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 5 представлено описание.
2) В предложениях 9, 10 содержится повествование.
3) В предложении 20 представлено рассуждение.
4) Предложение 34 поясняет, раскрывает смысл предложения 33.
5) В предложении 55 содержится указание на причину того, о чём говорится в предложении 54.

Задание 24
Из предложений 21–28 выпишите один фразеологизм.

Задание 25
Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью однокоренных слов и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Задание 26
«В.А. Каверин – мастер психологического повествования. Конфликт между героями показан с помощью такой формы речи, как (А)__________ (предложения 46–50). Возмущение, негодование рассказчика ярко передаёт лексическое средство – (Б)__________ (в предложении 44). Синтаксические средства: (В)__________ (предложение 33) и (Г)__________ (в предложениях 31, 40, 55) – помогают автору передать, как рассказчик оценивает события».

Список терминов:
1) эпитет
2) анафора
3) вопросительное предложение
4) диалог
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) восклицательное предложение
8) вводные конструкции
9) ряд однородных членов предложения

Задание 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21»

 ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК»

Сценарий
 урока

Тема:  Подготовка
к сочинению-рассуждению по сказке Феликса
Кривина «Два камня»

Автор:
Леонтьева Татьяна Валентиновна,

учитель
русского языка и литературы

 МОБУ
СОШ №21 г. Якутска

Тема урока: Подготовка
к сочинению-рассуждению по сказке Феликса
Кривина «Два камня»

Цели урока:

1.           
Формирование следующих
речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции
школьника:

·      
Формирование 
навыков  анализа содержания и проблематики текста;

·      
Дать
представление о способах интерпретации авторской позиции,  навыков
комментирования проблемы;

·      
Формирование 
способности обосновывать собственную позицию и корректно выразить её;

·      
Организация
работы над речевым оформлением сочинения-рассуждения (развитие навыков отбора 
в авторском тексте выразительных средств родного языка, совершенствование
практической грамотности – навыков оформления высказывания в соответствии с
нормами современного русского языка)

2.           
Развитие
умения логически мыслить, делать обоснованные выводы, доказывать свою точку
зрения.

3.           
Формирование
активной жизненной позиции обучающихся, способности ориентироваться в жизненных
ситуациях.

Тип урока: урок
применения полученных знаний

Формы работы:
фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Методы обучения:
беседа, наблюдение, анализ, сопоставление.

Оборудование:
компьютер, толковый словарь, шаблоны, справочники, карточки-информаторы, проектор,
экран, фортепианное сопровождение.

ХОД УРОКА

Для  того,  чтобы  совершенствовать, развивать
ум, надо больше рассуждать,  чем заучивать.

              Рене
Декар, французский физик,     математик, философ 16 века

Ход урока

1.      
Целеполагание
(слайды 1,2,3)

  
       Сегодня  мы  будем учиться  рассуждать,  доказывать свою мысль.

  
       Одно  дело —  думать иначе,  чем  остальные,   другое — убедить  в 
своей   правоте, отстоять свое мнение. Оказывается, и этому можно и нужно
учиться. Основная цель урока – познакомиться со структурой
сочинения-рассуждения, подобрать материал для создания сочинения по замечательной
сказке «Два камня», созданной  писателем Феликсом Давидовичем Кривиным.

2.     Структура
сочинения-рассуждения (слайд4)

3.     Рассказ об
авторе. Прочитайте биографическую справку. (слайд 5)

4.     Прочитайте
текст, подумайте, о чём заставляет задуматься это произведение, каков его
смысл.  (слайд 6,7,8 музыка моря, изображение морского пейзажа, камни)

Два камня

У самого берега лежали два камня — два неразлучных и  давних 
приятеля.

Целыми днями грелись они в лучах  южного  солнца  и,  казалось, 
счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного
уюта.

Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась  дружба 
двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и  унесла  с
собой далеко в море. Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел
удержаться на  берегу и долго не мог прийти в себя от страха. А когда немного
успокоился,  нашёл себе новых друзей. Это были старые, высохшие и потрескавшиеся 
от  времени комья глины. Они с утра до вечера слушали рассказы Камня  о  том, 
как  он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время шторма. И,
ежедневно повторяя им эту историю, Камень в конце концов почувствовал себя
героем.

Шли годы… Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался 
и  уже почти ничем не отличался от своих друзей — комьев глины.

Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень,
каких ещё не видали в этих краях. — Здравствуй, дружище! — крикнул он Растрескавшемуся
Камню.

Старый Камень был удивлен.

 — Извините, я вас впервые вижу.

  Эх,
ты! Впервые вижу! Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу,
прежде чем меня унесло в море?

  И
он рассказал своему  старому  другу,  что  ему  пришлось  пережить  в морской
пучине и как все-таки там было здорово интересно.

— Пошли со мной! — предложил Кремень. —  Ты  увидишь  настоящую 
жизнь, узнаешь настоящие бури.
Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, 
которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и
сказал:

— Нет, это не по мне. Я и здесь прекрасно устроен.

— Что ж, как знаешь! — Кремень вскочил на подбежавшую волну и
умчался в море.

…Долго молчали все  оставшиеся  на  берегу.  Наконец 
Растрескавшийся Камень сказал:

— Повезло ему, вот и зазнался. Разве стоило ради него рисковать
жизнью? Где же правда? Где справедливость?

И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.

5.    
Вопросы на восприятие

·      
Назовите героев этого произведения?

·      
Почему они были счастливы?

·      
С какого времени кончилась дружба между ними?

·      
Что случилось с приятелями?

·      
Каких друзей нашёл Камень?

·      
О чём рассказывал им Камень?

·      
Почему он почувствовал себя героем?

·      
Каким стал Камень со временем?

·      
Почему Камень не узнал своего давнего друга?

·      
Что предложил Кремень Камню?

·      
Почему Камень не принял предложения Кремня?

·      
Какова основная мысль текста?

·      
Как должен жить человек? Человек должен жить полной жизнью или
прятаться от жизненных трудностей?

6.     Игра Цепочка ассоциаций

 Ученики
по очереди выходят к доске и магнитами прикрепляют слова под соответствующими
словами.

Камень

Кремень

старые

блестящий

высохшие

интересно

потрескавшиеся

буря

растрескался

риск

рассыпаться
от страха

 опасность

гнилая
коряга

умчался
в море

существовать

жить

пассивность

активная
жизненная позиция

7.    
Комплексный анализ текста (работа в группах)

1              
группа.
Сформулировать проблему
  (слайд 9)

О чем заставляет
задуматься сказка, каков её смысл?

К какому жанру
обращается автор? Почему автор выбрал жанр философской сказки?

Как ему удалось
создать образы главных героев, кто угадывается за созданными им образами?
(иносказание – аллегория)

Как должен жить
человек? Человек должен жить полной жизнью или прятаться от жизненных
трудностей? (Проблема выбора жизненной позиции)

2       группа. Определить авторскую позицию.

 Каких людей
изображает автор?  Как ему удалось выразить свое отношение к ним? Какую мысль
писатель стремится донести до нас?

Работа
над лексическим значением слова «кремень»

Какую
оценку передает словосочетание «растрескавшийся камень»?

Как
называется такой приём? (антитеза) (посмотреть в словаре).

Как
вы думаете, на чьей стороне автор?

А
вы согласны с автором?

3       Группа. Подобрать афоризмы из Энциклопедии
мудрости.

4 группа. Подобрать пословицы

4       группа: Приведите примеры из художественной
литературы (раздаются тексты)

5       группа: Нарисовать иллюстрацию.

8.     Выступление групп.

9.     Вывод

Каким
должен быть человек?

Как
вы понимаете словосочетание «активная жизненная позиция»?

Какую
пользу миру приносят такие люди?

Смыслом жизни людей другой позиции является «жизнь для других».
Может быть, великое счастье в том, чтобы чувствовать, что твоя жизнь где-нибудь
и каким-либо образом действует на благо другой жизни. Таких личностей в
переломные моменты истории было немало. Среди них философы, художники, поэты,
врачи – люди, готовые отдать результаты своих творений на сотни жизней вперед.
Можете ли вы назвать именно таких людей, плодами деятельности которых мы
пользуемся до сих пор, несмотря на то, что их давно нет?
(Звучит жизнеутверждающая песня). На экране
проецируются портреты людей с активной жизненной позицией.

10. Подведение
итогов урока, обобщение. Рефлексия.

О чем мы говорили на уроке?

Запомнили ли вы структуру
сочинения-рассуждения?

Из каких частей оно должно
состоять?

Какие
выводы вы сделали для себя?

Спасибо всем за участие в уроке!

В
жизни по-разному можно жить.

В горе
можно и в радости,

Вовремя
есть. Вовремя спать.

Вовремя
делать гадости.

А
можно и так: на рассвете встать

И,
помышляя о чуде,

Рукой
обнаженною солнце достать

И
подарить его людям!

История знает немало случаев чудесного спасения людей, оказавшихся в экстремальных условиях. 17-летняя школьница Джулиана Маргарет выжила после авиакатастрофы и девяти дней скитаний в тропическом лесу среди опасных диких животных. Удивительно, но незадолго до происшествия отец девушки обучал ее навыкам нахождения в лесу, благодаря чему ей и удалось спастись.
Еще один случай выживания в лесу попал в Книгу рекордов Гиннесса. Лариса Савицкая, студентка из Амурской области выжила в авиакатастрофе после падения с 5-ти километровой высоты и, несмотря на полученные увечья, в тайге смогла построить хижину из обломков самолета и несколько дней жить в лесу, пока спасатели не нашли ее.
Оказавшись в экстремальной ситуации, очень часто люди психологически не могут настроиться на спасение и теряются под действием паники, даже несмотря на имеющиеся знания и умения. Как же должен вести себя человек, заблудившись в лесу? Правила выживания в лесу достаточно просты.

Выжить в лесу можно, если победить панику

В 1981 студентка Наталья Косорукова, входившая в состав экспедиции в тайге, отстала от основного отряда. Больше месяца девушку пытались найти спасатели. За это время она прошла 200 км по тайге. Вопреки проведённому инструктажу, девушка передвигалась вверх по течению реки, а не вниз. Этим она усложняла поиски. Несмотря на то, что в ее рюкзаке была лупа и спички, развести костер ей не удалось.
Этот случай еще раз доказывает, что если вы заблудились в лесу, главное — победить панику. Это самое первое и необходимое правило.
Немало людей, заблудившихся в лесу, погибло от голода, не израсходовав даже запаса пищи. Это состояние человека описал писатель Д. Кольер в своей повести «Трое против дебрей»: «Человек, сбившись с пути в лесной чаще, все больше и больше теряет ориентировку, легко переходит грань между трезвой рассудительностью и лихорадочной паникой. Обезумев, мечется он по лесу, спотыкается о кучи бурелома, падает и, поднявшись, снова спешит вперед, уже не думая о верном направлении, и, наконец, когда физическое и умственное напряжение доходит до предела, он останавливается не в силах сделать ни шагу».
Чтобы победить нахлынувшее чувство безысходности и желание бежать во все стороны разом, нужно сначала остановиться, заставить себя сесть и задавать вопросы: где меня видели в последний раз? Будут ли меня искать? На какие ориентиры я могу опираться в своем пути (шоссе, железнодорожные пути, река, лесная сторожка, деревня). Когда паника снова начинает захватывать разум, молитесь, читайте стихи, пойте песни, только не давайте этому состоянию сбить вас с толку — это, пожалуй, половина успеха в деле выживания в лесу.

Природные компасы

В зависимости от обстоятельств, при которых вы заблудились или потерялись, следует определиться — ждать помощи на месте или постараться выйти к людям. Если вас будут искать, то лучше оставаться на месте, разжечь костер и громко разговаривать или петь.
Когда мобильный телефон с собой и заряжен. Чаще всего в лесу нет связи, но всегда есть возможность позвонить в экстренную службу спасения 112. Этим и рекомендуется воспользоваться, если Вы потерялись в лесу. Если же мобильный ловит сеть оператора, Вы можете позвонить близким и попросить начать поиски.
В случае, когда есть уверенность, что поисков не будет, нужно отправляться в путь.
В поисках укрытия или людей, самое первое, что стоит сделать — сориентироваться на местности и определить, куда идти. Прислушайтесь, не слышно ли шума воды, звука проезжающих машин. Идти необходимо в одном направлении, никуда не сворачивать, не забывая о метках-зарубках на деревьях, чтобы по ним вас смогли найти. Двигаясь вдоль реки, нужно идти все время ВНИЗ по течению. Не начинайте путь вечером, лучше остаться на ночлег на том же месте, чем замерзнуть ночью в лесу. Если ориентиров мало, то чтобы определить направление пути подойдут природные компасы, которые хорошо известны нам из уроков ОБЖ.
Солнце.
В зависимости от времени года, ориентироваться по солнцу достаточно просто. На северо-востоке восходит солнце летом, а заходит на северо-западе. На востоке восходит солнце весной и осенью, а заходит на западе.
Полярная звезда указывает север.
Найти полярную звезду достаточно просто, нужно отыскать большой ковш с ручкой и малый ковш. Затем провести линию через две звезды «ковша», как показано на схеме.
Деревья.
Наиболее густая крона деревьев, как правило, на юге. После дождя южная сторона быстрее высыхает. Муравейники находятся с южной стороны дерева. С северной же стороны на коре располагаются мхи, а сама кора более темная и пятнистая.

Быстрая постройка шалаша

Как только вы сориентировались на местности и поняли, куда нужно держать свой путь, необходимо определиться, сколько физически по времени вы сможете пройти по лесу до захода солнца, учитывая что вам нужно будет найти место укрытия, развести костер и добыть воду. Дело в том, что эту часть своего выживания в лесу необходимо всегда совершать засветло. Старайтесь не переоценить свои силы и  оставить время на отдых особенно в первый день своего пути.
Если время уже близится к вечеру, лучше заночевать на месте, соорудив шалаш. Самым лучшим для постройки шалаша будет холм около небольшого водоема, прикрытый с одной стороны густым лесом от ветра.
Материалом для постройки крыши шалаша могут послужить еловый лапник или же мох, свернутый в ковер. Однако, в начале необходимо сделать хорошую опору и обрешетку из сухих веток. Для опорной конструкции можно выбрать два параллельно стоящих дерева или же сваленное дерево. Для лучшего укрытия от дождя лапник можно покрыть травой или папоротником. Мох, прикрытый лапником, можно использовать в качестве подстилки для сна. Боковые открытые части шалаша должны располагаться по направлению к густому лесу. Отвесные же части крыши могут быть обращены к местам, откуда будет дуть ветер — просекам или поляне.

После обустройства места для ночлега, необходимо добыть огонь и развести костер

Опытные туристы советуют всегда брать в лес спички и складной нож. Если спички вы все-таки забыли, то существует множество вариантов розжига костра. Однако, самый простой способ мы опишем ниже. Прежде чем добывать огонь, необходимо сложить сам костер таким образом, чтобы внизу была сухая трава и мох. Следующим слоем будет игла сосны или тоненькие палочки, затем кора деревьев и только сверху толстые палки.
Теперь о том, как добыть огонь без спичек.
Найдите сухую прямую палку, сухой мох, сухую траву или труху от дерева, сухое дерево.
Из сухой палки и шнурков от ботинок сделайте лук.
Сделайте небольшое отверстие в сухом дереве.
Затем в отверстие вставляете палку без сучков, в которую продеваете лук и быстро крутите тетиву лука вокруг этой палки. В результате получится порошок-пыль, в котором и появится искра.Затем искру следует перенести на сухую траву или труху от дерева.
После того, как разведен огонь, следует приготовить запас дров и накрыть его лапником или убрать в шалаш. Заниматься поиском воды и еды стоит только после разведения костра.

Питание в лесу и добыча воды

Многолетние исследования показали, что без еды человек может прожить намного дольше, чем без воды. В жаркую погоду от обезвоживания можно даже умереть за несколько часов. Поэтому первое, что стоит сделать до приготовления пищи это добыть воду, очистить ее и прокипятить.
Если рядом с вами есть естественные источники воды (ручьи, родники, озера, болота), то достаточно прокипятить эту воду предварительно профильтровав ее через древесный уголь и обеззаразить от бактерий. Хорошим растительным антибиотиком для обеззараживания воды являются ягоды рябины, мох сфагнол, березовый гриб чага, ромашка, зверобой, брусника, кора ивы, дуба, ветки можжевельника.
Если же природных источников воды рядом нет, то можно использовать способ сбора росы и конденсата с деревьев и растений. Для сбора росы подойдет любая одежда. Росу собирают ранним утром с неядовитых растений, проводя одеждой по ним. Затем выжимают ткань в емкость и кипятят.Если у вас есть с собой полиэтиленовый пакет, то с помощью него можно собрать жидкость с веток деревьев. Необходимо просто надеть пакет на ветку, завязать его шнурком и подождать несколько часов.

Самодельная посуда для приготовления пищи

Для кипячения и сбора воды понадобятся емкости. Хорошо, если вам удастся найти железную банку из под консервов или любую другую емкость, оставленную в лесу беззаботными туристами. Изготовить емкость для кипячения можно и самим.
Чтобы изготовить посуду для кипячения воды и приготовления пищи, необходимо взять толстую бересту и вырезать из нее овал или прямоугольник. При этом белая сторона должна быть внутри котелка. Края сдвигаются и зажимаются деревянной самодельной прищепкой. Такую посуду нельзя использовать на открытом огне, только для приготовления на углях.
Когда у вас есть небольшой запас воды, построено укрытие и разведен костер, то стоит подумать о добыче еды. Прокормить себя в лесу можно в любое время года. Достаточно знать о полезных и питательных свойствах окружающих нас растений. Оказывается, что в лесу можно приготовить муку, испечь хлеб и даже сварить кашу.
Самым простым и питательным источником еды в лесу являются деревья, дикорастущие травы, ягоды и грибы. Перечислим ниже наиболее распространённые варианты приготовление еды в условиях выживания в лесу.
Береза
березовый сок содержит витамины и другие питательные вещества, прост в добыче и не требует очистки
из коры березы можно заварить чай.
Сосна
из иголок сосны можно заварить чай, содержащий витамин С
измельченную внутреннюю часть коры сосны можно употреблять в пищу
для получения крупы из коры сосны, нужно настрогать внутренний слой коры в виде полосок. Затем просушить полоски и растолочь их. Такая крупа очень калорийная. Перемешав ее, например, с мукой из корня лопуха или одуванчика можно испечь хлеб и лепешки.
Липа
листья липы и внутреннюю часть коры можно употреблять в пищу.
Дуб
желуди можно перемолоть и сделать муку для приготовления хлеба.
Ива (так как ива влаголюбивое растение, то она является индикатором того, что где-то поблизости находится водоем)
в пищу можно употреблять внутреннюю часть коры.
Крапива
листья крапивы можно употреблять в виде щей и отваров.
Щавель
обыкновенный щавель часто растет в лесных просеках и на лугах, его можно употреблять в необработанном виде в составе салатов( например, с одуванчиком, крапивой).
Одуванчик
ошпаренные листья одуванчика вместе с листьями крапивы и иван-чая можно употреблять в виде салата
поджаренные измельченные корни одуванчика употребляют как«кофейный» напиток.
Иван-чай
свежие корни можно употреблять в сыром или вареном виде вместо спаржи или капусты.
обжаренные корни иван-чая также можно использовать для приготовления «кофе». Из высушенных и измельченных корней иван-чая готовят муку, затем выпекают хлеб и лепешки.
высушенные листья заваривают и получают вкусный чай.
Лопух
известен своими ценными и полезными пищевыми свойствами. В блокадном Ленинграде корни лопуха использовали вместо картошки в отварном виде. Можно также его запекать в углях.
Мокрица
сорная трава мокрица также может пригодиться для приготовления салата или супа. Для салата можно употреблять в необработанном виде.
Кислица (заячья капуста)
богата витамином С, яблочной и фолиевой кислотой. Можно употреблять в свежем виде.
Рогоз (в простонародье камыш)
подойдет для приготовления муки или каши на воде. Корень рогоза нарезают на куски, просушивают и размалывают. Молодые побеги нарезают и отваривают (отдаленно похожи на спаржу).
Если вы чувствуете, что растительная пища недостаточно калорийна для преодоления трудного пути, то возможно приготовление белковой питательной пищи. Белковой пищей лес богат:
яйца диких птиц, найденные в гнездах,
дождевые черви — вымачивание их в проточной воде и дальнейшая варка позволяет сделать червей ценной и безопасной для человека пищей;
лягушки (на вкус похожи на курицу, необходимо снять кожу и обжарить на огне)
мыши.
Также в лесу можно употреблять в пищу грибы и ягоды, но только в том случае, если вы точно уверены, что они не ядовиты. Не стоит впадать в уныние, если в первый день вы не раздобудете еду. Пейте больше теплой кипяченой воды. Это позволит снизить чувство голода и согреться.

Как защититься от диких животных в лесу?

Нередко заблудившихся в лесу людей, кроме чувства голода, также одолевает страх встречи с дикими животными. В средней полосе нашей страны такие случаи крайне редки, особенно в летний период. Нападение животных происходят только, если человек крайне близко подходит к ним и препятствует их проходу по тропам. В лесу необходимо быть крайне наблюдательным, стараться замечать звериные тропы, овраги, берлоги и обходить их. Кроме того, давать животным знать о своем существовании в лесу не только можно, но и нужно. При движении по лесу громко разговаривайте и старайтесь наступать на трещащие сухие ветки. При выборе места стоянки и шалаша следует пометить место своего ночлега в радиусе 50 метров собственной мочой. Таким же образом сами животные помечают свой периметр.

Лесная аптечка для выживания

Не стоит забывать о том, что в таких экстремальных условиях риск переохладиться или схватить кишечную инфекцию достаточно высок. Поэтому необходимо знать о простейших природных лекарствах, которые вам могут понадобиться.
При расстройстве желудка, дизентерии, болей в желудке  — чай из дубовой коры, древесный уголь внутрь.
Жаропонижающие средства – пожевать кору ивы (в коре содержится салицин, подобие аспирина), чай из дубовой коры.
Укусы насекомых- обработать ранку соком одуванчика или подорожника.
Укус змей- отсосать из ранки яд, наложить на ранку череду.
Раны, язвы, трещины — дубовая кора, пепел, смола хвойных деревьев, отваренные листья черники (гнойные раны), чай из зверобоя внутрь.
При любых воспалительных процессах — отвар из брусничных листьев, ромашки, зверобоя, черники, исландского лишайника.
Конечно, существуют ситуации, при которых человек вынужден выживать в лесу в результате стихийного бедствия, например, лесного пожара или аварии самолета.
Но наиболее часто все же люди теряются во время похода в лес за грибами и ягодами в летний период, так как не могут оценить собственные силы и не знают простейших навыков поведения в лесу. Основная ошибка потерявшихся в лесу людей заключается в том, что они неправильно расставляют приоритеты в своих действиях, начинают первым делом думать о еде. Только равномерное распределение физической нагрузки в поисках еды и ночлега поможет избежать переутомления и сохранить жизнь.

  • Текст горлановой об учителе сочинение
  • Текст гаршина о пальме огэ сочинение
  • Текст быкова он упал на заборонованную мякоть сочинение
  • Текст в голубом просторе 3 класс сочинение
  • Текст аня помнила из рассказов матери что она родилась на юге под одессой