Текст для сочинения на лингвистическую тему 9 класс

Подготовка в огэ-2020 по русскому языку немыслима без подготовки к написанию сочинения-рассуждения. одним из вариантов заданий 9 является задание 9.1

Подготовка в ОГЭ-2020 по русскому языку немыслима без подготовки к написанию сочинения-рассуждения. Одним из вариантов заданий 9 является задание 9.1 «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему», которое предполагает раскрытие смысла высказывания о языке с привлечением двух примеров-аргументов из прочитанного текста.

Масленникова Ольга Викторовна предлагает алгоритм выполнения задания 9.1, напоминает композиционные особенности сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, дает речевые клише и образец получившегося сочинения.

На сайте ФИПИ в открытом банке заданий (далее – ОБЗ) размещены примеры заданий ОГЭ. Новые задания к текстам промаркированы годом 2020. К заданию 9.1  даны формулировки 80  высказываний о русском языке, которые можно разбить на темы: «Речь, язык», «Лексика, фразеология»,»Пунктуация. Знаки препинания», «Морфология», «Грамматика», «Синтаксис», «Средства художественной выразительности»,  «Стилистика», «Морфемика».

Особую значимость данного материала представляет анализ вышеназванных 80 высказываний известных лингвистов, приведенных в ОБЗ ФИПИ.

Алгоритм  выполнения задания 9.1.

  1. Внимательно прочитайте цитату, вдумайтесь в её смысл. Определите, о каких языковых явлениях идёт речь.
  2. Перечитайте текст, найдите в нём предложения с языковыми средствами, упомянутыми/подразумеваемыми в цитате, подчеркните эти предложения (или их номера): чтобы не потерять, увидеть, с ними работать.
  3. В 1-м абзаце – вступлении – изложите своё понимание цитаты. Не просто переписывайте!
  4. Во 2-м абзаце приведите первый пример языкового средства (процитируйте или укажите номер предложения) и опишите его роль в тексте

Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1).

  1. Тезис (формулировка цитаты) и рассуждение на его основе
  2. Аргументация:
  • первый пример языкового явления и его роль в тексте.
  • второй пример языкового явления и его роль в тексте.
  1. Вывод (заключение)

Так как тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации, значительно облегчит написание сочинения клише (типовая конструкция).

         Внимание! Не забывайте соблюдать деление текста на смысловые части (абзацы), пишите его связно и логично.

Композиционные части сочинения-рассуждения

1. Тезис и рассуждение на его основе.  

Цель: сформулировать тезис и составить рассуждение на его основе.

Речевые клише

Тезис

Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) … утверждает (или пишет, замечает): «…».

Рассуждение на его основе

Я понимаю высказывание известного лингвиста … следующим образом: …

Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста…, который писал: «…». По-моему, в этом высказывании речь идет о…

Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.

Образец сочинения-рассуждения 9.1.

Тезис

Известный лингвист А.И. Тихонов утверждает: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего- то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов».

Рассуждение на его основе.

Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов ученого. А.И. Тихонов замечает, что в каждой морфеме как значимой части слова содержится определенный смысл, который она вносит в слово. Если соединить значения всех элементов слова, то мы получим общий смысл слова. Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.

2. Аргументация.

Цель: привести два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте:

— вспомните, о каком языковом явлении идет речь в данном высказывании,

— найдите примеры данного явления в тексте,

— выпишите их или укажите номер предложения,

— укажите роль этого языкового явления в тексте/предложении/словосочетании/слове,

— каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац.

Аргумент 1

  • Мое рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста…
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
  • Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста.
  • Пример этого языкового явления можно найти в предложении ….
  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения…
  • Рассмотрим предложение…
  • Предложение…подтверждает мысль о том, что ….

Пример аргумента 1

Рассмотрим предложение 20. Например, в слове принесла (в корне -нес-) содержится основное лексическое значение слова, приставка при- имеет значение приближения, суффикс прошедшего времени -л- показывает, что перед нами глагол, обозначающий действие, которое уже совершилось, окончание -а указывает на форму единственного числа женского рода.

Аргумент 2

  • Также убедительным аргументом может стать…
  • В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения…
  • Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение…

Пример аргумента 2

Также убедительным аргументом может стать слово «сторожевой» из предложения 4, которое состоит из трех морфем: корня, суффикса и окончания. Значение корня — сторож- указывает на обязанности, назначение собаки, суффикс -ев-, с помощью которого прилагательное образовано от существительного «сторож», помогает понять значение данной части речи («предназначенный для охраны чего-либо»), окончание -ой указывает на то, что перед нами прилагательное в форме родительного падежа, единственного числа, мужского рода.

3. Вывод (заключение)

Пишем заключение:

Подведите итог своему рассуждению.

Подчеркните, что вы доказали верность тезиса и правоту ученого.

— Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного лингвиста (писателя, филолога) … справедливо.

— Можно сделать вывод о том, что прав был известный лингвист …, утверждавший, что …

— Следовательно, можно сделать вывод: утверждение известного лингвиста… верно (справедливо, бесспорно).

Пример вывода

Итак, мы смогли доказать, что общий смысл слова составляется из смыслов каждой его части. Таким образом, предложенное для анализа    высказывание лингвиста А.Н. Тихонова справедливо.

Обращаем внимание на то, что примеры сочинений заимствованы из различных источников.

Список литературы

  1. Открытый банк заданий по русскому языку ФИПИ. [Электронный ресурс] URL: http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416 (дата обращения 24.03.2020 г.).
  2. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. [Электронный ресурс] URL: http://feb-web.ru/feb/mas/ (дата обращения 24.03.2020 г.).
  3. 4 ЕГЭ. [Электронный ресурс] URL: https://4ege.ru/ (дата обращения 24.03.2020 г.).

Темы и готовые сочинения 9.1. на лингвистическую тему (30 вариантов) для подготовки к ОГЭ 2020 года по русскому языку.

1. «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!.. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла» — К.И. Чуковский (по тексту М.А. Чванова)

2. «Посредством существительного мы можем представлять любые лексические значения, и действия, и состояния, и качества, не говоря уже о предметах» — Л.В. Щерба (по тексту А.А. Лиханова)

3. «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира» — Н.Ф. Бунаков (по тексту Ю.Н. Нагибина)

4. «Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» — В.Г. Короленко (по тексту Г.Н. Троепольского)

5. «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» — Л.С. Сухоруков (по тексту Л.Ф. Воронковой)

6. «Деепричастия позволяют уточнить и живописать производимое действие, сделать его осязаемым и выпуклым» — В.Н. Александров (по тексту Е. Рудакова)

7. «Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет» — Н. Арутюнова (по тексту Ю.Я. Яковлева)

8. «Фразеологизмы наделены оценочным значением и яркой эмоционально-экспрессивной окраской» — В.Н. Жуков (по тексту Ю.Н. Нагибина)

9. «Главная задача речи — творить новые образы, вливать их сверкающее великолепие в души людей» — А. Белый (по тексту Н.В. Жукова)

10. «Интонация — это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания» — Б.Н. Головин (по тексту В.К. Железникова)

11. «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается» — Дж. Свифт (по тексту В.С. Токаревой)

12. «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» …выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова» — А.А. Реформатский (по тексту Ю.В. Трифонова)

13. «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения» — Л.Ю. Максимов (по тексту А.Г. Алексина)

14. «Эпитеты – одежда слов» — В.А. Солоухин (по тексту Э.Ю. Шима)

15. «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений» — Н.М. Шанский (по тексту В.П. Крапивина)

16. «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость» — Н.С. Валгина (по тексту Т. Толстого)

17. «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения» — Н.М. Шанский (по тексту А.Г. Алексина)

18. «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)» — С.И. Ожегов (по тексту А.Г. Алексина)

19. «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего» — И.Г. Милославский (по тексту В.Л. Осеевой-Хмелёвой)

20. «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» — Л.Т. Григорян (по тексту К.Г. Шахназарова)

21. «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума» — Л.С. Сухоруков (по тексту А.Г. Алексина)

22. «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью «маленьких» слов, слов, которые принято считать служебными, – частиц и союзов» — И.Г. Милославский (по тексту Н.И. Дубова)

23. «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности» — А.А. Аверинцев (по тексту В. Гришковца)

24. «Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость» — Н.С. Валгина (по тексту В.Л. Осеевой-Хмелёвой)

25. «Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании» — А.А. Реформатский (по тексту А.И. Деникина)

26. «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться» — К.Г. Паустовский (по тексту М.Л. Москвиной)

27. «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки» — Ф.И. Буслаев (по тексту К.Г. Паустовского)

28. «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое» — Л.А. Новиков (по тексту А.Г. Алексина)

29. «У каждой части речи свои достоинства» — А.М. Пешковский (по тексту А.Г. Алексина)

30. «Имя существительное – это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним» — В.Г. Ветвицкий (по тексту А.Г. Алексина)



Подписи к слайдам:
  • Готовимся
  • к сочинению
  • ОГЭ 2022 (9.1)
  • на лингвистическую
  • тему

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл

  • ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ 9.1
  • Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл
  • высказывания современного лингвиста В.В.Виноградова:
  • «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи.
  • Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого
  • предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности,
  • переживаниях, о настроении».
  • Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного
  • текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или
  • применяйте цитирование.
  • Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле,
  • раскрывая тему на лингвистическом материале.
  • Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по

  • ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ 9.1
  • Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по
  • данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет
  • собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст
  • без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается
  • нулём баллов.
  • Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
  • 1-Й АРГУМЕНТ+ПОЯСНЕНИЕ
  • СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ 9.1
  • 2-Й АРГУМЕНТ + ПОЯСНЕНИЕ
  • ВЫВОД
  • ВСТУПЛЕНИЕ + КОММЕНТАРИЙ
  • Вступление = цитата в виде прямой речи
  • Комментарий = раскрытие сути цитаты
  • (подумайте, о каком лингвистическом понятии идёт
  • речь и что именно хотел донести автор до читателя)
  • ВСТУПЛЕНИЕ + КОММЕНТАРИЙ
  • Известный лингвист В.В.Виноградов говорил:
  • «Прилагательное – это самая изобразительная часть
  • речи. Прилагательные могут описать цвет, запах,
  • форму любого предмета, рассказать о наших чувствах,
  • характере, внешности, переживаниях, о настроении».
  • Я полностью согласен с данным высказыванием.
  • Действительно, имя прилагательное играет важную
  • роль в русском языке. С его помощью мы можем более
  • полно описать человеческие чувства и эмоции, а
  • также передать признаки объектов, окружающих нас.
  • ВСТУПЛЕНИЕ + КОММЕНТАРИЙ
  • Найдите в тексте предложения, в которых
  • используются понятия из высказывания (в данном
  • случае прилагательные).
  • С помощью предложений докажите тезис
  • (прилагательные могут описать чувства, эмоции и т.д).
  • Выбирайте прилагательные, которые наиболее
  • ярко доказывают вашу позицию.
  • РАБОТА С АРГУМЕНТАМИ
  • (1)Метрах в пяти от огромного офисного здания на обледенелом
  • грязном асфальте стояла на трёх ногах худая бездомная собака со
  • слезящимися глазами и кого-то высматривала в дверях. (2)Больная
  • нога, видимо, мёрзла, и собака, прижимая её к животу, невольно
  • приседала.
  • (3)Выражающим муку, загнанным взглядом она равнодушно
  • провожала одних, заискивающе виляла хвостом перед другими, третьи
  • бросали ей что-то вроде: «Ну что, Жучка?» – и её глаза загорались
  • надеждой. (4)Но машинально заметившие её уже забывали о ней и
  • равнодушно уходили или брезгливо отмахивались, и её слезящиеся
  • глаза тухли, и она опять приседала, поджимая под себя больную ногу.
  • (5)И я понял, что она никого не ждёт, а выбирает себе хозяина. 
  • (6)Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она
  • выбирала хозяина. (7)Она дрожала от холода, была голодна, и глаза её,
  • худое тело, хвост умоляли: «Ну, посмотрите на меня кто-нибудь, ну,
  • возьмите меня кто-нибудь, а я отвечу вам такой любовью!..» (8)Но
  • усталые люди шли дальше. (9)Бедная собака порывалась идти то за
  • одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же
  • возвращалась.
  • (10)Она остановила свой выбор на молодой женщине, такой же
  • усталой. (11)Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо,
  • но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и
  • безоглядно. (12)Женщина случайно оглянулась, увидела собаку, сразу
  • преданно завилявшую хвостом, но тут же пошла дальше. (13)Собака
  • легла и положила голову на лапы. (14)Она уже не ласкалась униженно,
  • она просто ждала, не сводя с женщины глаз. (15)Женщина что-то сказала
  • ей, и собака завиляла хвостом и почти на брюхе подползла к её ногам.
  • (16)Женщина достала из сумки булку, положила её перед
  • собакой, но та не ела, глядела в глаза женщине: она понимала, что от
  • неё хотят отделаться подачкой.
  • (17)Тогда женщина опустилась на корточки и погладила её по
  • голове, протянула ей булочку, и собака начала есть, то и дело
  • поглядывая на женщину: она боялась, что та уйдёт. 
  • (18)Женщина всё гладила собаку и что-то тихо и печально
  • говорила так же печально вздрагивающей животине. (19)Потом достала
  • из сумки ливерный пирожок, положила его перед собакой и быстро,
  • не оглядываясь, пошла.
  • (20)Собака, оставив недоеденный пирожок, побежала за
  • женщиной, заскулила, та растерянно остановилась.
  • – (21)Ну, что мне с тобой делать? – почти со слезами спросила
  • женщина.
  • (22)Собака благоговейно смотрела на неё.
  • (23)Женщина вынула из сумки конфету, положила перед собакой. 
  • (24)Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не
  • спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. 
  • (25)Так они скрылись за углом.
  • (26)Почему из сотен других собака выбрала именно эту
  • женщину?..
  • (По М. А. Чванову*)
  • Михаил Андреевич Чванов (род. в 1944 г.) – русский писатель,
  • публицист, директор мемориального дома-музея С.Т. Аксакова.
  • Внешний вид собаки и её положение
  • Отношение автора к животному
  • (1)Метрах в пяти от огромного
  • офисного здания на обледенелом
  • грязном асфальте стояла на трёх
  • ногах худая бездомная собака со
  • слезящимися глазами и кого-то
  • высматривала в дверях.
  • (9)Бедная собака порывалась идти
  • то за одним, то за другим, даже
  • делала несколько шагов вслед, но
  • тут же возвращалась.
  • РАБОТА С АРГУМЕНТАМИ
  • В подтверждение своих слов хочу обратиться к
  • примерам из текста М.А.Чванова. В предложении (1)
  • автор использует прилагательные «худая» и
  • «бездомная», с помощью которых он описывает
  • внешний вид собаки и сообщает о том, что у неё нет
  • хозяина.
  • 1-й АРГУМЕНТ + ПОЯСНЕНИЕ
  • В качестве ещё одного примера приведу
  • предложение (9). В нём с помощью прилагательного
  • «бедная» автор передаёт отношение
  • героя-рассказчика к животному.
  • 2-й АРГУМЕНТ + ПОЯСНЕНИЕ
  • ВЫВОД = пересказ цитаты в косвенной речи
  • Таким образом, я думаю, мне удалось
  • доказать, что прилагательное – это самая
  • изобразительная часть речи.
  • ВЫВОД
  • ПОСЛЕ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ
  • ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОВЕРЬТЕ,
  • ПРАВИЛЬНО ЛИ СВЯЗАНЫ
  • ПРЕДЛОЖЕНИЯ МЕЖДУ СОБОЙ!!!
  • Известный лингвист В.В.Виноградов говорил:
  • «Прилагательное – это самая изобразительная часть речи.
  • Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого
  • предмета, рассказать о наших чувствах, характере, внешности,
  • переживаниях, о настроении». Я полностью согласен с данным
  • высказыванием. Действительно, имя прилагательное играет
  • важную роль в русском языке. С его помощью мы можем более
  • полно описать человеческие чувства и эмоции, а также передать
  • признаки объектов, окружающих нас.
  • В подтверждение своих слов хочу обратиться к примерам
  • из текста М.А.Чванова. В предложении (1) автор использует
  • прилагательные «худая» и «бездомная», с помощью которых он
  • описывает внешний вид собаки и сообщает о том, что у неё нет
  • хозяина.
  • В качестве ещё одного примера приведу предложение (9).
  • В нём с помощью прилагательного «бедная» автор передаёт
  • отношение героя-рассказчика к животному.
  • Таким образом, я думаю, мне удалось доказать, что
  • прилагательное – это самая изобразительная часть речи.
  • Синим цветом обозначены части текста, которые можно
  • использовать при написании любого сочинения на
  • лингвистическую тему (9.1)

Запятая — это знак препинания. Это маленький, но очень важный знак. Чтобы понять, насколько важны запятые, достаточно вспомнить пример «казнить нельзя помиловать». От того, где поставлена запятая, во многом зависит смысл написанного. Можно написать целое сочинение, зачем нужны запятые, но мы поговорим о конкретных случаях и примерах.

Запятая служит для выделения и разделения частей, выделения одного или нескольких элементов и расстановки интонаций. При чтении запятую можно понимать как небольшую паузу. Она ориентирует человека и направляет.

Зачем нужны запятые в тексте

Продолжим рассуждение о том, зачем нужны запятые, примерами и правилами расстановки запятых. Например, запятыми отделяют однородные члены предложения, если между ними нет союза: «Мама купила в магазине хлеб, масло, сыр и печенье». Без запятых такое перечисление визуально срослось бы в один поток слов.

Также запятые используют для выделения обстоятельств: «Задание было выполнено, несмотря на трудности». Для выделения причастных и деепричастных оборотов: «Дети вернулись домой, вдоволь нагулявшись на улице».

Сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания?»

В русском языке есть много разных знаков препинания. Каждый из них играет свою роль в предложении. Все они нужны нам для того, чтобы наша речь была ясной, точной и выразительной.

При помощи знаков препинания мы передаём смысл предложения, текста, рассказа. Они помогают выразить эмоциональную окраску предложения.

Например: Пришла зима. Пришла зима! Пришла зима?

У каждого из этих предложений свой определённый эмоциональный характер, правильно расставленные знаки препинания помогают нам без труда понимать смысл предложения. Чего бы мы не написали, без знаков препинания это будет неясным набором символов. Выражая свои мысли в письменном виде, мы стремимся к тому, чтобы нас правильно поняли. Знаки препинания помогают нам в этом.

Например, точка обозначает конец предыдущей мысли и начало следующей. Точка, запятая и пробел могут выделять или разделять слова в тексте, предложении. Запятая также обозначает паузу в предложении, передаёт правильный смысл в сложных предложениях, обозначает перечисления, выделяет обращения, вводные слова, уточнения.

Тире в предложении противопоставляет смысл предыдущих слов последующим, ставится вместо пропуска, какого-либо слова (в неполных предложениях).

Чтобы понять важность знаков препинания в тексте, можно, к примеру, составить такое предложение: «Я вернулся домой с радостным мурлыканьем, меня встретила любимая Мурка». Как мы видим, всего лишь из-за одной неправильно поставленной запятой предложение превратилось в полную несуразицу.

Знаки препинания помогают понимать и правильно воспринимать написанное, а при прослушивании помогают легче воспринимать услышанное.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания?» читают:

Сочинение на тему «Если бы я был учителем»

Сочинение на тему «Когда моя мама училась в школе», 6 класс
Поделиться:
(оценок: 17, в среднем: 4,29 из 5)

Зачем нужны запятые при письменном общении

Запятую необходимо ставить для выделения обращений: «Уважаемая Ольга Леонидовна, вчера я получил Ваше письмо». Теперь немного жизненных примеров, в которых отсутствие или наличие запятой после обращения меняет смысл: «Идиот выкинул важные документы!». Если запятой после слова «идиот» нет, значит, речь идет каком-то идиоте, который сильно напортачил, если же запятая после слова «идиот» есть, то тогда идиотом называют собеседника, и видимо, это он напортачил.

Запятую используют для выделения междометий: «Ой, это так неожиданно!», так на междометие усиливается смысловая нагрузка. Если же читать такое предложение без запятой, создается ощущение, что это шутка или сарказм. Вот зачем нужны запятые на письме, особенно, если вы общаетесь с собеседником посредством переписки. При неправильной расстановке запятых вас могут неправильно понять.

Запятые нужны для выделения уточнений: «Ждите звонка завтра вечером, после 18.00». Так мы обращаем внимание человека на само уточнение, и его будет сложнее пропустить и не заметить. Для выделения вводных слов: «Несомненно, в тот день случилось маленькое чудо». В таком предложении, если убрать запятую, смысл также может меняться, ударение может сместиться на слова «в тот день», на слово «случилось» или на слово «маленькое», и каждый раз будет меняться смысл написанного.

Теперь поговорим о том, зачем нужны запятые в предложениях сложных, сложноподчиненных и сложносочиненных. Запятые используются для разделения простых предложений в составе сложносочиненного: «На улице стояла жара, и шел теплый дождь» и сложноподчиненного: «Она успокоилась, когда узнала, что причин для волнения не было» и сложного бессоюзного предложения: «Трава зеленеет, солнце становится теплей, мысли не идут в голову». Теперь разберем примеры того, как нарушается строение сложного предложения, если в нем нет запятых: «Солнце светило в воздухе веяло теплом красиво летали ласточки». При прочтении могут получиться весьма странные простые предложения: солнце будет светить в воздухе и теплом будет веять красиво. И наконец, запятые используются для разделения прямой и косвенной речи: «Она сказала, что я похож на идиота».

Таким образом, запятые помогают разделить целое на части, помочь выделить один или несколько элементов и смысловые части определенной интонацией.

Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»

Описание слайда: Исходный текст (1)Пятый день несло непроглядной вьюгой. (2)В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе: был тяжело болен ребенок. (3)И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-то красные лапти. (4)И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха и от своей беспомощности. (5)Что сделать, чем помочь? (6)Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть… (7)Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул: -(8) Ну что, барыня, как? (9)Не полегчало? — (10)Куда там, Нефедушка! (11)Верно, и не выживет! (12)Все какие-то красные лапти просит… — (13)Лапти? (14)Что за лапти такие? — (15)А господь его знает. (16) Бредит, весь огнем горит. — (17)Мотнул шапкой, задумался. (18)Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, — все в снегу, все обмерзло…(19) И вдруг твердо: — (20)Значит, надо добывать. (21)Значит, душа желает. (22)Надо добывать. — (23)Как добывать? — (24)В Новоселки идти. (25)В лавку. (26)Покрасить фуксином нехитрое дело. — (27)Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! (28)Где ж в такой ужас дойти! (29)Еще подумал. — (30)Нет, пойду. (31)Ничего, пойду. (32)Доехать не доедешь, а пешком, может, ничего.(33) Она будет мне в зад, пыль-то… (34)И, притворив дверь, ушел. (35)А на кухне, ни слова не говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море. (36)Пообедали, стало смеркаться, смерклось — Нефеда не было. (37) Решили, что, значит, ночевать остался, если бог донес. (38)Обыденкой в такую погоду не вернешься. (39)Надо ждать завтра не раньше обеда. (40)Но оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. (41)Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака. (42)Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. (43)Мать поставила ее на пол, за отвал кровати. (44)Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. (45) А порой он как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти: — (46)Мамочка, дай! (47)Мамочка дорогая, ну что тебе стоит! (48)И мать кидалась на колени и била себя в грудь: (49)- Господи, помоги! (50)Господи, защити! (51)И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый зловещий стук в окно. (52)Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в розвальнях Нефеда. (53)Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. (54)Кинулись разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек. — (55)Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье… (56)За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином. И.А.Бунин. Лапти

Обращения

Если в предложении присутствует обращение, и это не местоимение, значит, оно должно быть отделено запятыми с двух сторон.

Здравствуйте, дорогой Лев!

До свидания, Лидия Борисовна.

Знаешь, Маша, что я тебе хочу сказать?

Линда, ко мне!

К сожалению, незнание того, в каких случаях ставится запятая при обращении, часто приводит к неграмотному оформлению деловых писем. Среди этих ошибок — и пропуск запятой при обращении, и постановка лишней запятой при местоимении:

Добрый день Павел Евгеньевич! (Нужно: Добрый день, Павел Евгеньевич!)

Светлана Борисовна мы также подготовили для Вас наши новые образцы. (Нужно: Светлана Борисовна, мы также подготовили для Вас наши новые образцы.)

Как, Вы, полагаете, этот договор целесообразно заключать? (Нужно: Как Вы полагаете, этот договор целесообразно заключать?)

Ох уж эти междометия

Постановки запятой требуют утвердительные, вопросительные, отрицательные слова, а также междометия. После междометия всегда ставится запятая: «Грамотная речь, увы, в наши дни большая редкость». Но из здесь не все так просто. Междометие нужно отличать от таких частиц, как ох, ах, ну – они используются для усиления, а также частицы о, употребляемой при обращении. «У ты какая!», «О закрой свои бледные ноги!» (В.Брюсов). Здесь, конечно, все очень схематично и кратко – русская пунктуация гораздо сложнее и богаче. Но даже эти советы, надеюсь, помогут писать грамотно и ставить запятые там, где они оправданы правилами, и не использовать их там, где в них надобности нет. Желаю успехов в освоении «великого и могучего» и напоминаю:

Как верно произносить, говорить и писать – проверит знания и научит программа «Знаем русский». Новый сезон в эфире телеканала «МИР» с 3 сентября. Программа будет выходить на 18-й кнопке по воскресеньям в 7:20.

Каждую неделю телезрители смогут узнавать все новые и интересные факты о «великом и могучем». Вести передачу будет по-прежнему харизматичный Сергей Федоров, который обещает наполнить передачу не только интеллектом, но и искрометным юмором.

Иван Ракович

Главное – смысл

Самое главное – понять смысл предложения понять смысл предложения. Одна из функций знаков препинания – передача правильной семантики. Если запятая ставится не в том месте, смысл моментально искажается и появляется комический эффект. Например: «Вчера я развлекал сестру, которая болела игрой на гитаре». Для выделения самостоятельной части предложения необходимо прочесть предложение без этой части. Если смысл предложения понятен, то убранная часть – самостоятельная. Запятыми, как правило, всегда выделяются деепричастные обороты, вводные предложения и слова. Например: «На днях стало известно, что моя знакомая, возвращаясь из отпуска, забыла в вагоне поезда телефон». Если убрать из этого предложения деепричастный оборот, то его смысл почти не изменится: «На днях стало известно, что моя знакомая забыла в вагоне поезда телефон».

Однако встречаются случаи, когда деепричастие примыкает к сказуемому и по своему значению становится похожим на наречие. В таких случаях одиночные деепричастия запятыми не выделяют. «Что, сударь, плачете? Живите-ка смеясь» (А.С. Грибоедов). Если из этого предложения изъять деепричастие, то оно станет непонятным.

Обособленное определение

Если вы заучиваете правила о том, в каких случаях ставится запятая, то третьим пунктом должно быть обособленное определение.

Под обособленным определением подразумевается прежде всего причастный оборот. Он отделяется запятыми в том случае, когда следует за тем словом, к которому относится:

Мальчик, начитавшийся книг о путешествиях, никогда не пройдет равнодушно мимо туристического агентства или мимо магазина с палатками и фонариками.

Кошка, еле дождавшаяся угощения, теперь мурлыкала и ласково поглядывала на хозяина.

Ср.:

Начитавшийся книг о путешествиях мальчик никогда не пройдет равнодушно мимо туристического агентства или мимо магазина с палатками и фонариками.

Еле дождавшаяся угощения кошка теперь мурлыкала и ласково поглядывала на хозяина.

Исключение: объединяющее слово

Если части сложносочиненного предложения объединяются неким одним словом (например, подчинительным союзом), то запятая между этими частями предложения не ставится:

Когда пришла весна и птицы прилетели, наша компания как-то оживилась.

Ср.: Пришла весна, птицы прилетели, и наша компания как-то оживилась.

Это слово может быть не только в самом начале предложения:

Мы пойдем на эту встречу только в крайнем случае, только если все условия будут оговорены и текст договора будет согласован.

Текст 1  Напишите соч. — рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного писателя Л. В. Успенского:   «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».

         (1)Осколок снаряда порвал струны на скрипке. (2)Осталась только одна,  последняя. (3)Запасных струн у музыканта Егорова не было, достать их было  негде, потому что дело происходило осенью 1941 года на крохотном   островке в Балтийском море, где советские воины отбивали непрерывные   атаки немцев.

      (4)Война застала на острове нескольких актёров – мужчин и женщин. (5)Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки,  а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам белье. (6)Ночью, если  не было боя, актёры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах  в лесу.

         – (7)Хорошо, – скажете вы, – в темноте, конечно, можно расслышать  пение или музыку, но непонятно, как актёры ухитрялись разыгрывать    спектакли в ночном лесу. (8)Что в этом мраке могли увидеть зрители?   (9)Но война и отсутствие света по ночам создали свои традиции и   выдумки. (10)Как только начинался спектакль, зрители наводили на актёров    узкие лучи карманных электрических фонариков, и лучи эти всё время   перелетали, как маленькие огненные птицы, с одного лица на другое    в зависимости от того, кто из актёров в это время говорил.

       (11)На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков.   12)Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света, какую он часто  видел перед собой, была большая звезда, что лежала на краю моря, как     забытый маяк.

     (13)…Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть.  (14)На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям.  (15)Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос ответил:

– (16)А Паганини играл и на одной струне…

(17)Паганини! (18)Разве Егоров мог равняться с ним, с великим  музыкантом!

(19)Всё же он медленно поднял скрипку к плечу. (20)Звезда спокойно

горела на краю залива. (21)Свет её не мерцал, не переливался, как всегда.

(22)Егоров заиграл, и неожиданно одна струна запела с такой же силой и

нежностью, как могли бы петь все струны.

         (23)Тотчас вспыхнули электрические фонарики. (24)Впервые их лучи   ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. (25)Играть было легко, будто  сухие, лёгкие пальцы Паганини водили по изуродованной скрипке.   (26)В коротком антракте войны, в глухом лесу, где пахло гарью, звенела   и росла мелодия Чайковского, и от её томительного напева, казалось,    разорвётся, не выдержит сердце.

          (27)И последняя струна, действительно, не выдержала силы звуков и

порвалась. (28)Сразу же свет фонариков перелетел с лица Егорова на

скрипку. (29)Скрипка замолчала надолго. (30)И свет фонариков погас.

(31)Толпа слушателей только вздохнула.

(32)Егорову не на чем было играть, он стал обыкновенным бойцом  в обыкновенном отряде. (33)И во время одного ночного боя отдал свою   жизнь за Родину.  (34)Скрипку Егорова бойцы положили в футляр, зашили в старое    байковое одеяло и передали лётчику, улетавшему в Ленинград.

        (35)В Ленинграде лётчик отнёс скрипку известному дирижёру. (36)Тот

взял её двумя пальцами, взвесил в воздухе и улыбнулся: это была  итальянская скрипка, потерявшая вес от старости и многолетнего пения.

– (37)Я передам её лучшему скрипачу нашего оркестра, – сказал лётчику

дирижёр.

         (38)Где теперь эта скрипка – я не знаю. (39)Но где бы она ни была, она

играет прекрасные мелодии, знакомые нам и любимые нами. (40)Она играет,

заставляя сердца слушателей дрожать, потому что в каждом сердце есть

струна, которая обязательно отзовётся даже на слабый призыв прекрасного.

                                                                                            (По К. Паустовскому)*

         *Паустовский Константин Георгиевич (18921968) – русский писатель,

        мастер романтической прозы, автор произведений о природе, исторических

          повестей, художественных мемуаров.

Текст №2

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста  Б. Н. Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые

единицы?».

           (1)На третьем году от рождения охотничьего пса Иван Иваныч, хозяин

Бима, познакомил его с лесом. (2)Была ранняя весна. (3)Когда они пришли впервые, вечерняя заря  только начиналась, а меж деревьев уже сумерки, хотя листья ещё и не появились. (4)Всё внизу в тёмных тонах: и стволы, и прошлогодние тёмно- коричневые листья, и коричнево-серые сухие стебли трав, и даже плоды шиповника, густо рубиновые осенью, теперь, выдержав зиму, казались   кофейными зёрнами.

       (5)Ветки слегка шумели от лёгкого ветра, жидко и голо они будто ощупывали друг друга, то притрагиваясь концами, то чуть прикасаясь серединой сучьев. (6)Верхушки стволов легонько покачивались – деревья казались живыми, даже и безлистые. (7)Всё было таинственно шуршащим и густо пахучим: и деревья, и листва под ногами, мягкая, с весенним запахом  лесной земли, и шаги Ивана Иваныча, осторожные и тихие. (8)Его кожаные

ботинки тоже шуршали, а следы пахли куда сильнее, чем в поле. (9)За каждым деревом что-то неизвестное, пугающее. (10)Поэтому-то Бим и не отходил от Ивана Иваныча дальше двадцати шагов: пробежит он вперед и катит назад, смотрит в лицо, спрашивая: (11)«Мы зачем сюда попали?»

– (12)Не поймёшь, что к чему? – догадался Иван Иваныч. – (13)Поймёшь,

Бимка, поймёшь.(14)Подожди малость.  (15)Так и шли, присматривая друг за другом.

(16)Но вот они остановились на широкой поляне, на пересечении двух просек, где дороги расходились на все четыре стороны. (17)Иван Иваныч  остановился у куста орешника, лицом к заре, и стал глядеть вверх. (18)Бим   тоже там стал что-то выглядывать.

         (19)Вверху было светло, а здесь, внизу, становилось всё темнее и темнее. (20)Кто-то прошуршал по лесу и притих. (21)Бим прижался к ноге Иван Иваныча, будто спрашивая: (22)«Что там? (23)Кто там? (24)Может, пойдем  посмотрим?»

       –(25)Заяц, – еле слышно сказал хозяин. –(26)Всё хорошо, Бим. (27)Хорошо. (28)Пусть здесь бегает. (29)Вдруг вверху кто-то, невидимый и неведомый, захоркал: (30)«Хор-хор-  хор!..» (31)Бим услышал это первым и вздрогнул. (32)Хозяин тоже. (33)Обасмотрели вверх… (34)Неожиданно на фоне багряно-синеватой зари вдоль  просеки показалась птица.

(35)Она летела в двух шагах от них, изредка  выкрикивала так, будто это не птица, а зверёк, летит и хоркает.

     (36)А лес слегка шумел, но всё тише и тише. (37)Потом и совсем затих как- то сразу, будто кто-то невидимый легонько взмахнул могучим крылом над деревьями в последний раз: хватит шороху. (38)Ветви стали недвижны,  деревья, казалось, засыпали, разве что изредка вздрагивая в полутьме.  (39)Иван Иваныч или просто смотрел вверх, или, потупившись,   слушал  тишину.

        (40)Оба молчали. (41)Вот уж когда не надо никаких слов – ни человеку, ни

собаке! (42)Только напоследок, перед уходом, Иван Иваныч проговорил:

(43)«Хорошо, Бим! (44)Жизнь начинается вновь. (45)Весна».

                                                                              (По Г.Н.Троепольскому)

         Троепольский Гавриил Николаевич (1905–1995) – русский писатель и

           публицист. Самым известным его произведением стала повесть «Белый

          Бим Чёрное ухо», за которую автор был удостоен Государственной премии.

         Главному герою книги, псу Биму, в Воронеже был установлен памятник.

Текст 3

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

 (1)Между двумя деревеньками раскинулся могучий косогор.

(2)Однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница. (З)Вскоре у неё появились детки. (4)Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда малыши чуть подросли, стала добывать для них еду. (5)Она была заботливой матерью и вдосталь снабжала едой кунят.

(6)Но как-то Белогрудку выследили местные мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. (7)Белогрудка долго петляла по лесу, перемахивая с дерева на дерево, потом решила, что люди ушли, и вернулась к гнезду.

(8)Но за ней следило несколько человеческих глаз. (9)Белогрудка не почувствовала присутствия людей, потому что кормила малышей и ни на что не обращала внимания.

(10)Корм добывать становилось всё трудней. (11)Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла к большому болоту за озером. (12)Там она поймала сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду.

(13)Гнездо было пустое. (14)Белогрудка выронила из зубов птицу, что добыла с таким трудом, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять к гнезду, хитро упрятанному в густом еловом лапнике. (15)Детёнышей не было. (16)Если бы она умела кричать – закричала бы.

(17)К вечеру Белогрудка выследила, что её детёнышей унесли в деревню, и нашла дом, где их держали. (18)До рассвета она металась возле дома, часами сидела на черёмухе, под окном, слушала, не запищат ли малыши.

(19)На следующий день Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до рассвета, а днём увидела своих малышей. (20)Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. (21)Пришли ещё мальчишки, стали кормить малышей сырым мясом. (22)На крыльцо вышел хозяин и, показывая на кунят, сказал:

 – (23)3ачем мучаете зверушек? (24)Отнесите в гнездо. (25)Пропадут.

(26)Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. (27)Они появились на крыльце и о чём-то спорили. (28)Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

 – (29)Э, подох один…

(30)В ту же ночь на селе было придушено особенно много цыплят и кур, а в крайних домах, расположенных ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

(31)Долго не могли узнать на селе, кто это разбойничает ночами. (32)Но Белогрудка стала появляться у домов даже днём – её выследили и ранили из ружья. (ЗЗ)Куница временно исчезла, но когда она поправилась и окрепла, то она снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянуло. (34)Она ещё, конечно, не знала, что взрослые велели детям отнести кунят обратно в гнездо, но беззаботные мальчишки поленились лезть в лесную чащобу, бросили малышей возле леса и ушли.

(З5)Белогрудка совсем рассвирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. (36)Её всё же изловили и посадили в ящик, где она грызла доски, крошила щепу. (37)Но местный охотник сказал:

 – (38)Куница не виновата. (39)Её обидели, – и выпустил зверька на волю.

(40)До сих пор помнят в деревне Белогрудку. (41)До сих пор здесь строго велят ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц. (42)Спокойно живут вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. (43)И когда я бываю в этом селе, думаю одно и то же: «Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов».

(По В. Астафьеву)*

* Астафьев Виктор Петрович (1924 – 2001)  – русский писатель. В его творчестве в равной мере воплотились две важные темы отечественной литературы – военная и деревенская.

Текст 4

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Ивана Александровича Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

(1)Толик посмотрел на небо. (2)Низко над городом плавали чёрные тучи. (3)Толик вгляделся получше. (4)Это был дым, который поднимался всё выше и выше.

— (5)Что это? — спросил Толик, и сердце его дрогнуло.

— (6)Горит, — рассеянно ответил отец, думая о своём.

— (7)Что горит?

— (8)Как будто выселенная деревня за городом.

— (9)Что? — вскинулся Толик. — (10)Тёмка! (11)Там Тёмка!

(12)Толик ринулся вперёд, выскочил на мостовую и побежал изо всех сил. (13)Он несся сломя голову так, как не бегал никогда в жизни. (14)Он мчался как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд. (16)Он узнал отца.

(17)Горело с той стороны, где ещё утром были дома. (18)Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красными смерчами, и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки, просохшие насквозь за много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.

(20)Пожарные впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до крыш.

— (21)Там мальчик! — кричал отец. — (22)Там мальчик!

(23)Толик  разглядел,  как в  дыму,  окутавшем окрестности,  к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.

(25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (26)Он уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.

— (28)Назад! — крикнул отец. — (29)Немедленно назад!

(30)Но Толик мотнул головой. (31)Собрав силы, он кинулся вперёд и, обогнав отца, вскочил в дом. (32)Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым. (33)Толик на ощупь пробрался к кровати, потрогал матрас. (34)Тёмки не было.

(35)Кашляя, мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Тёмку.

(36)Накинув на голову куртку, тот ползал по земле, хватал что-то и прятал за пазуху — он ловил цыплят, спасая их от огня.

(37)В это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же красный уголёк — сгоревшая тополиная ветка — упал ему на рубашку, и рубашка загорелась.

(39)Отец стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле. (40)Потом отец поднялся, схватил Тёмку на руки и побежал к машине скорой помощи.

(41)Толику стало страшно. (42)Он увидел машину с красным крестом, согнутую, мокрую спину отца и носилки. (43)На носилках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то странно, будто хотел отжаться от носилок.

(45)Ложись! (46)Ложись! — говорил ему отец, но Тёмка непослушно тряс головой, и Толик понял его. (47)Он подбежал к Тёмке и стал вытаскивать у него из-за пазухи жёлтых перепуганных цыплят. (48)Он прятал их к себе за рубашку, разглядывая рану на Тёмкиной спине, и плача ругался:

— (49)Что же ты наделал, юный натуралист!

(50)Толик вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?

(51)Толик завидовал Теме, своему геройскому товарищу, и глядел на него уважительно, будто на взрослого.

(52)В самом деле, этот пожар как бы разделил их. (53)Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.        (По А. Лиханову)*  * Лиханов Альберт Анатольевич (род. в 1935 г.) писатель, журналист. Особое внимание в своих произведениях писатель уделяет роли семьи и школы в воспитании ребёнка, в формировании его характера.

Текст № 5

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

(1)Иногда ночью в нашем доме раздавались звонки. (2)Звонили из других городов бывшие папины пациенты.

(З)Однажды, когда в очередной раз ночью позвонили, пала сказал в трубку:

  • (4)Ну что за вопрос?! (5)Пусть мальчик приезжает… (б)Остановится прямо у нас. (7)Я покажу его специалистам.

(8)Утром мама спросила:

  • (9)А кто эта женщина, которая звонила тебе?
  • (Ю)Дальняя родственница.
  • (11)Но кем она всё же тебе приходится?

(12)Папа думал в течение всего завтрака, но так и не вспомнил. (13)Мальчик приехал через три дня. (14)Это был мужчина лет тридцати. (15)Приезжего звали Игнатий.

  • (16)Я бы, поверьте, не отважился к вам вторгаться, — сказал приезжий. — (17)Если бы они не сказали ей, моей матери, про этот свой «предполагаемый диагноз». (18)Теперь она не будет ни спать, ни есть. (19)Я должен немедленно доказать ей, что «предполагаемый диагноз» предположили напрасно, что всё будет хорошо.

(20)На следующий день рано утром папа повёл Игнатия к себе в больницу.

  • (21)Вечером вы узнаете о результатах, — сказал нам папа.
  • (22)Нет, дорогой, позвони мне на работу, — сказала мама. — (23)Если я вдруг выйду из комнаты, передай: всё хорошо.
  • (24)Или всё плохо, — бодро сказал Игнатий.
  • (25)Это исключается! — тихо сказала мама. — (26)Я уверена…
  • (27)Мне тоже сообщите, пожалуйста, — попросил я.

(28)После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался. (29)Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30)А тут пришла днём и, забыв раздеться, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. (31)А потом всё, что находится в коридоре возле столика. (32)Наконец мы дождались: позвонил папа. (ЗЗ)Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34}Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу.

  • (35)«Этого диагноза у Игнатия нет. (Зб)Точно установили. (37)Он болен серьёзно. (38)Надо делать сложную операцию. (39)Но этого нет!» — повторила бабушка.

(40)Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (41)Мать Игнатия плакала на другом конце провода. (42)Тогда я радостно заорал:

  • (43)Он будет жив и здоров! (44)Этого у него нет. (45)Точно установили! (46)Этого нет. (47)Клянусь своим здоровьем!

(48)В школе мы часто пишем сочинения на тему: «Кем быть?». (49)Чтобы не повторяться, я один раз написал, что мне очень хочется стать отважным геологом, в другой раз — что хочется стать уверенным в себе биологом, а в третий — что отважным  космонавтом.  (50)Но  на самом  деле  я  ещё  не  выбрал профессии.

(51)В тот день мне тоже было неясно, кем я в будущем стану. (52)«Но как это здорово, — думал я, — выйти из операционной, увидеть глаза матери, которые остановились от страха и ожидания, устало так улыбнуться и тихо сказать: (53)»Он будет жив… и здоров. (54) Не волнуйтесь…»».

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (род. в 1924 г.) — писатель, драматург, общественный деятель. По произведениям А. Алексина сняты кинофильмы, пьесы автора ставятся во многих театрах страны и за рубежом.

  • Тебе следовало бы еще раз прочитать свое сочинение там наверное есть ошибки
  • Театр сказок на московском проспекте спб
  • Театр сказок краснодар думенко
  • Театрализация в средней группе сказка репка
  • Театр наций рассказы шукшина кто играет