Текст абрамова ф сочинение

Удивительно, что главным героем романа является не человек, а только его часть голова, как это и заявлено в названии

Удивительно, что главным героем романа является не человек, а только его часть – голова, как это и заявлено в названии произведения. Профессор Доуэль — великий ученый, ставящий научные эксперименты. У него был помощник, Керн, который не побоялся обернуть смерть Доуэля себе на руку. Керн произвел операцию и отделил голову профессора от тела. С этого момента голова была заключена в прозрачной колбе и оказалась в полной власти злого ученого. Профессор был вынужден помогать своему бывшему союзнику, а теперь врагу, в его новых экспериментах по отделению голов и устройстве их жизни без тела. Керн желал прославиться, присвоив себе достижения другого человека, но по счастливому стечению обстоятельств ему это не удалось. Нашлись люди, готовые разоблачить лжеца и открыть истину, несмотря на все трудности. Так Керн был выведен на чистую воду, и правда восторжествовала, хотя это привело к большой жертве. Избавляясь от улик, Керн с помощью препаратов изменил до неузнаваемости голову профессора Доуэля, от этого она погибла.
Мне кажется, что этот, с одной стороны, развлекательный роман с фантастическим сюжетом можно читать, чтобы отдохнуть и расслабиться, но, с другой стороны, он ненавязчиво учит одной простой истине: правда всегда восторжествует.
Для девочек (222 слова). Война – это наше прошлое, которое нельзя забывать. Мне нравится военная проза. Эта литература помогает в воображении оказаться самой на поле военных действий и почувствовать то, что происходило уже почти век назад. Моя любимая книга – роман Бориса Васильева «В списках не значился».  В ней нет подробного описания военных событий, но зато своей искренностью она вызывает самые сильные эмоции.
В центре внимания — Николай Плужников. Это молодой человек, лейтенант, приехавший на военную службу в Брест. Наступает 22 июня 1941 года, начинается Великая Отечественная война. Николай героически оборонял крепость, вел вместе с другими отрядами постоянные перестрелки с врагом. Силы немецкого войска перевешивали, и советские солдаты погибали один за другим. Вскоре единственным защитником крепости остался Николай. Несмотря на то, что был один, он все равно совершал вылазки и всеми силами истреблял врагов. Так продолжалось на протяжении 9 месяцев. Случайным образом, скрываясь в очередной раз от противника, Плужников оказался в одном каземате с девушкой Миррой. Они полюбили друг друга, ждали ребенка. К сожалению, ей не удалось выбраться из осажденной крепости, ее жестоко убили немцы. Николая тоже нашли, и он был убит.
Роман Бориса Васильева заканчивается словами о том, как важно помнить, за что погибали верные своей Родине солдаты. Но это произведение рассказывает не только о военных действиях, происходящих в Брестской крепости, а, что важнее, о жизни конкретного человека, перенесшего все трудности войны с честью, выполнив свой долг.

10-11 класс

Для мальчика (287 слов). Роман Оруэлла «1984» необычен уже тем, что он написан о прошлом, настоящем и будущем одновременно. Каждый читатель может считать по-своему. Не оспоримо только, что в нем описана жизнь людей, живущих  в системе абсолютного тоталитаризма. При этом существенно, что автор смотрит не только на устройство государственного аппарата. В центре внимания находится жизнь частого лица – Уинстона Смита.
В романе дано довольно подробное описания министерств, поддерживающих замкнутое существование страны и ее жителей: министерство мира, правды, изобилия и любви. Эти государственные организации контролируют все сферы жизни, следят не только за настоящим, но также корректируют историю в зависимости от нынешней внешнеполитической ситуации. Они держат под контролем всю личную жизнь своего народа. Однако, как ни странно, стремление к полному подчинению населения не защищает государство от наличия вольнодумных людей, желающих изменить политический строй и свою частную жизнь в том числе. Одним из таких людей становится Уинстон. Он обретает настоящую любовь, что тоже, конечно, запрещено. Вместе с возлюбленной они стараются вступить в оппозиционное общество, но довольно скоро оказываются в руках у правительства.
Самым страшным моментом в романе является заключение главного героя. Ужасен же этот момент не столько тем фактом, что Уинстона и его возлюбленную лишили свободы, сколько наказанием, предназначенным для них. Их не посадили в тюрьму и не приговорили к смертной казни, как можно было бы подумать. Им избрали гораздо более суровую участь. Пытками, физическими и, что еще страшнее, психологическими воздействиями героев заставляли признать неправоту своих взглядов и искренне отрешиться от них. Это кажется невозможным. Но…нет ничего невозможного.
Оруэлл рисует перед нами не только кровожадный мир тотального контроля над личной жизнью народа, но, что ужаснее, он показывает общество, в котором следят даже за мыслями граждан. Хотя, если подумать, то людей, не обладающих собственными желаниями, чувствами и мыслям, слепо подчиняющихся воли правителя, можно назвать только существами…
Для девочки. (288 слов) Зачем мы читаем книги? Как выбираем из стольких произведений любимое? На эти вопросы нет, и не может быть однозначного ответа. Мне кажется, что любимой мы называем книгу, которую прочитали в нужный момент, благодаря ей, возможно, нам удалось открыть что-то новое в самом себе, решить проблему, или найти ответ на давно волнующий вопрос. Для меня таким произведением оказался роман Толстого «Анна Каренина».
В романе повествование ведется не только о личной жизни главной героини, как это может показаться из названия произведения. В нем несколько сюжетных линий, тесно взаимосвязанных между собой. Параллельно ведется повествование о Кити Щербацкой, страдавшей от неразделенной любви, но нашедшей в итоге семейный уют и покой; о Константине Левине, ищущем душевное равновесие и смысл жизни; о разногласиях и мытарствах Долли и Стивы Облонских и так далее. Кроме того, в романе отражены социальные изменения в обществе, показаны жизнь и быт не только знатных родов, но и крестьян, описываются способы ведения хозяйства и различные мнения дворян по поводу преобразования своих имений. Однако произведение не ограничивается социально-психологическими проблемами. Толстой является не только писателем и публицистом, но еще и религиозным мыслителем. Тема религии, принятия рождения и смерти занимает не менее значимое положение в романе. Не случайно единственная глава, которой автор дает заглавие, называется «Смерть». Одному из главных героев, Константину Левину, прототипом которого стал сам Толстой, свойственны философские размышления о вере.
Могу с уверенностью сказать, что роман Толстого «Анна Каренина» настолько многогранен, что каждый сможет найти в нем частичку себя, как это сделала я. Его можно назвать произведением на все времена. Личные искания героев, социальные проблемы и философские вопросы, поднятые в нем, будут востребованы всегда. Книги дают нам бесценный жизненный опыт, а любимое произведение можно перечитывать снова и снова, открывая в нем все новые детали. Таким для меня стал роман Толстого «Анна Каренина».
Автор: Полина Филиппович

Радостная душа (дилогия Элинор Портер о Поллианне)

Рассказы старого книгочея
Портер, Элинор. Поллианна: повесть / пер. с англ. М. Батищевой. – М.: АСТ; Астрель, 2005. – 304 с. – (Внеклассное
чтение)
Портер, Элинор. Поллианна вырастает: повесть / пер. с англ. М. Батищевой. – М.: АСТ; Астрель, 2005. – 318 с. – (Любимое
чтение)
Год издания: 2005
Рецензент: Распопин В. Н.
Здравствуйте, друзья мои!
Сегодня, в последний день зимы, когда солнце уже задерживается в синем небе
и даже, кажется, немножко пригревает, радуя нас светом и надеждой на скорую весну,
мы познакомимся с двумя повестями американской писательницы Элинор Портер о маленькой
девочке, которая, подобно солнышку, умела подарить радость всем и каждому из тех,
кто её окружал.
Разговор наш не будет долгим, ведь сегодня воскресенье, и, конечно, вам в
такой сияющий день хочется погулять. Да и рассказывать-то мне, в сущности, придётся
лишь об одной книжке, потому что вторая… Однако всё по порядку.
Элинор (а точнее Элеанор) Ходсон Портер жила давно, далеко и недолго, всего
51 год. Она родилась 19 декабря 1868 года в Америке, в Нью-Гемпшире, в семье потомков
первых английских переселенцев в Новый Свет. Уже в детстве проявила недюжинные
способности к пению, закончила бостонскую консерваторию, выступала в светских
концертах, пела в церковном хоре, но, двадцати четырёх лет выйдя замуж за бизнесмена
и перебравшись на жительство в Нью-Йорк, предпочла музыке литературу и добилась
в ней существенных успехов. Уже первые её опубликованные произведения – рассказы
90-х годов и роман “Пересечь поток” (1907) – имели большой успех у читателей.
В дальнейшем Портер выпускала по роману в год, книги её успешно расходились, привлекая
внимание критики и читателей глубоко христианским осмыслением бытия, однако главной
книгой писательницы, книгой, не только принесшей ей бешеную популярность при жизни,
но и, не побоимся громких слов, литературное бессмертие, стала повесть для детей
“Поллианна”, написанная в 1912 и вышедшая в свет в 1913 году.
Американцы чрезвычайно любят всякого рода рекорды, и “Поллианна”, впрочем,
вполне заслуженно, принесла Элинор Портер звание создательницы самого оптимистичного
литературного персонажа. А помимо того, множество требований продолжить историю
необычной героини. В 1915 году вышла повесть “Поллианна вырастает”, по уровню
значительно уступающая первой книге, как, собственно, и бывает почти со всеми
продолжениями. Тем не менее популярность Поллианны и её литературной “мамы” ничуть
не уменьшилась, напротив, скорее, выросла, поскольку история отчасти вышла за
пределы словесности и вступила в область фан-клубов, масс-медиа и т.п. Например,
имя героини стало чрезвычайно популярным, его стали давать не только новорождённым
младенцам, но и коммерческим фирмам, сортам молока и т.п.
Мы сейчас не будем ни восхищаться этим, ни осуждать Элинор
Портер за то, что совершенно законченную вещь, в которой автору, как канатоходцу,
удалось счастливо пробалансировать над бездной дешёвой слезливости, она не удержалась
и продолжила и, конечно, вторую книгу выдержать на том же уровне уже не смогла.
Что ж, фанаты получили отштампованную копию любимой иконы, семья Портер – огромные
деньги, ну а литература осталась при своём – при первой части “Поллианны”, навсегда
вошедшей в детское чтение, причём не только в Америке, но и во всём мире, ибо
переведена эта книга, наверное, на все основные языки. Что же касается денег,
то, рассказывают, знаменитая кинодива немого кино, Мэри Пикфорд, заплатила Элинор
Портер немыслимую сумму за право экранизации “Поллианны”, которая и была снята
в 1920-м году. Чёрно-белый кадр, приведённый здесь, я полагаю, даст вам достаточное
представление о том, что это был за фильм, где 11-летнюю некрасивую девочку играла
25-летняя красотка-травести. Впрочем, вряд ли Элинор Портер успела увидеть картину,
ведь как раз в мае 1920 писательница скончалась.
А биография её героини продолжалась. И не только переизданиями книжек Элинор
Портер, но и новыми сочинениями на тему – американцы и это страшно любят. После
смерти авторов полюбившихся книг они нередко сочиняют то сиквелы, то приквелы,
которые, разумеется, далеко не достигая уровня оригинальных произведений, приносят
тем не менее неплохой доход издателям и подбрасывают в топку фанатичных поклонников
очередные сырые полешки.
Любовь к Поллианне не утихает и по сей день. Так, в 1960-м году в свет вышла
масштабная экранизация, осуществлённая студией Уолта Диснея, в которой, однако,
сценаристской отсебятины было намного больше, чем материала, придуманного Портер.
В 1973 году вышла новая картина, о которой мне, к сожалению, почти ничего не известно.
Наконец, в 2003 году появилась английская лента, тоже не без домыслов, однако,
на мой взгляд, более близкая к книжке и, пожалуй, близкая к идеалу экранизации.
Кадры из этих фильмов здесь тоже представлены.
Вторая книга, насколько мне известно, не экранизировалась, если не считать
многосерийного японского анимэ, в котором рисованное воплощение, кажется, получили
не только повести Портер, но и те издательские продолжения, о которых мы упоминали
выше. Анимэ я не видел, так что ни рекомендовать, ни осуждать его не могу. Из
экранизаций же рекомендую вам английскую, очень сдержанную, не в пример, кстати,
книжке, однако достаточно точно и художественно передающую всё самое главное,
что есть в тексте, – характеры, юмор, женский тип мировосприятия. Наконец, и работа
юной актрисы Джорджины Терри представляется мне вполне удачной, разве что она,
в соответствии с духом фильма, чуть менее эмоциональна, нежели литературный персонаж.
Вот и все, что мне хотелось сказать о феномене Поллианны, теперь пора поговорить
непосредственно о книжках.
Поллианна” Элинор Портер – история, чем-то похожая на романы сестёр Бронте и Чарлза Диккенса,
но больше всё-таки на их американские отражения в исполнении Луизы Олкотт и Мэри
Додж. Кроме того, нельзя умолчать, конечно, и о том, что ни одно значительное
произведение американской литературы не свободно от влияния Марка Твена, тем более
если речь идёт о детских книгах. Любовь к Тому Сойеру и Гекльберри Финну, разумеется,
чувствуется и в повестях Элинор Портер. Уже сама по себе сюжетная конструкция,
в которой главными героями являются племянница и тётка, да к тому же ещё и тётка
по имени Полли, со всей очевидностью отсылает к “Приключениям Тома Сойера”.
Поллианна – некрасивая девочка с добрым сердцем, хорошим характером, болтушка,
умеющая радоваться даже тогда, когда радоваться нечему и, мало того, своим примером
возвращающая радость окружающим. У неё есть игра, которой научил девочку отец,
бедный пастор маленькой церкви на дальнем западе. Когда в числе пожертвований
в посылке вместо куклы, которую так хотелось получить крохотной Поллианне, оказались
костыли, пастор, в полном согласии с христианскими духом и буквой, сказал ребёнку,
что плакать не надо, а надо радоваться тому, что костыли ей не нужны. Они, костыли,
кстати, ещё сыграют свою роль и в первой, и во второй книгах. Но во всяком случае
Поллианна и правда сумела обрадоваться, и с тех пор всегда играла в эту игру,
когда ей было плохо. А плохо ей было, увы, слишком часто. Мама Поллианны умерла,
когда она была ещё совсем младенцем, а отец – когда девочке исполнилось десять
лет. Других родственников она не знала, потому что мама, жившая в молодости в
большой богатой семье на востоке США, вышла замуж за папу вопреки воле родителей
и сестёр, и отношений семья пастора с родственниками жены не поддерживала. Какое-то
время о девочке заботились чужие люди – дамы из благотворительного комитета, пока
младшая сестра её матери, унаследовавшая всё состояние семьи, не согласилась исполнить
свой долг и взять племянницу на воспитание.
Пережившая немало трагедий и крах собственной любви, замкнувшаяся на самой
себе чопорная дама приняла 11-летнюю девочку, добиравшуюся до её дома через всю
страну, холодно, строго и определила ей в богатом большом доме комнату на чердаке,
где не было ни зеркала, ни ковра, ни штор и где запрещено было даже в жару открывать
окна, потому что в них летели с улицы мухи, с которыми тётя Полли яростно боролась.
Не имея собственных детей, эта, в сущности, неплохая женщина, просто ничего о
них не знала, кроме того, что они по неосторожности, а то и из злого умысла могут
испортить ковры или мебель, как ничего не знала она и о любви, которая умеет всё
прощать и учит радоваться даже тому, что, в общем-то, не радует, например, детским
проказам.
Впрочем, Поллианна скоро растопила этот холод и открыла сердце тётки для
любви, хотя поначалу девочке пришлось нелегко. Нелегко, надо сказать, и читать
обо всём этом чувствительным людям – то слёзы застилают глаза, то смех мешает
перелистнуть страницу. Одновременно, даже ещё раньше Поллианна покорила сердца
слуг, работавших в доме, а потом соседей, а потом и всех жителей городка. И всех
она научила играть в свою игру, и каждому эта игра помогала справиться с болезнями,
неприятностями и обидами.
Поллианна, таким образом, нашла много-много друзей и среди взрослых, и среди
сверстников, а между делом изменила у лучшему не только характер тётушки, но и
её судьбу. К несчастью, на долю добрых и светлых людей выпадают наиболее тяжёлые
испытания, как будто судьба сознательно проверяет их на прочность. Так и Поллианну
подстерегала большая беда. Однако к тому времени она приобрела себе множество
друзей, и они, конечно, не могли не помочь ей хотя бы из благодарности за то,
что она сделала для них.
Вторая книга, “Поллианна вырастает“, в отличие от первой, не
является сколько-нибудь оригинальной книгой, потому что лишь эксплуатирует уже
рассказанное в первой истории. Не выдерживает она и жанра детской повести, а кажется,
скорее, фрагментами то готического, то любовного романа, но больше всего напоминает
латиноамериканскую и – как ни прискорбно – ново-русскую мыльную оперу, в которой
бесконечное действие охватывает немало лет, тогда как персонажи остаются совершенно
статичными, ничего, кроме бесконечных любовных разборок, не происходит, ну а зритель
(читатель) от эпизода к эпизоду всё больше запутывается в том, кто кого родил,
кто в кого влюблён и – главное – кто на ком в конечном итоге должен жениться.
Выросшая в милую, пусть и неброской красоты девушку, Поллианна по-прежнему
обучает всех встречных и поперечных, как в родном городке, так и в большом Бостоне,
своей “игре в радость”, поддерживает увечного мальчика, вызывая тем самым ревность
другого мальчика, не увечного, облагодетельствованного ею ещё в первой книжке.
Оба мальчика, один из которых в своё время сбежал из приюта, а другой вырос в
совершенной нищете, оказываются вдруг богаче самой Поллианны и её в одночасье
овдовевшей и разорившейся тётки. И проявляют чудеса благородства по отношению
к Поллианне и друг к другу.
Короче говоря, читать это совершенно ни к чему – да и не для читателя, конечно,
“Поллианна вырастает” написана, как я уже сказал выше, – а для фаната. Мы же с
вами к ним, слава Богу, не относимся. Но остаёмся благодарны автору, написавшему
первую книгу, и переводчице Марине Батищевой, познакомившей российского читателя
с этой неординарной книжкой.
Заканчивая рассказ, я хочу сказать, что вовсе не настаиваю на том, чтобы
вы все непременно прочли “Поллианну”. Это все-таки, хоть и классика, но литература
прежде всего для девочек, и до мальчишек, вполне возможно, Поллианне со всей её
непосредственностью и оригинальной игрой достучаться не удастся. А жаль, хотя
по большому счёту вряд ли это так уж страшно, ведь мальчишки-то могут вновь открыть
“Тома Сойера”, из которого, как сказал ещё Эрнест Хемингуэй, вся американская
литература и выросла. Как русская – из гоголевской “Шинели”. А впрочем, прежде
попробуйте почитать, я же вот сумел. И не без удовольствия. Хотя тоже мальчишка.
По крайней мере, когда-то им был.
Будьте здоровы, до новых встреч.
«Радостная душа (дилогия Элинор Портер о Поллианне)»
Год издания: 2005
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Урок
русского языка в 10 классе

Тема
урока:
Лингвистический анализ текста. Тема, главная мысль.

Выявление
лексических, морфологических и синтаксических особенностей текста.

Цели урока

1.     Повторение
сложных случаев постановки ударения, словарных слов.

2.     Повторение
пунктуационных правил.

3.     Совершенствование
навыков анализа текста.

4.     Подготовка
к написанию сочинения рассуждения (задание 25 из ЕГЭ)

Ход
урока

I.                  
Объявление темы и цели урока

II.              
А. Орфоэпическая разминка. Класс делится
на 4 варианта. Выписать из предложенных слов лишь те, которые соответствуют
условию:

1
вар. – с ударением на первом слоге;

2
вар. – с ударением на втором слоге;

3
вар. – с ударением на третьем слоге;

4
вар. – с ударением на четвёртом слоге.

На
экран проецируются слова:

ЗНАМЕНИЕ, СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ. МАРКЕТИНГ,
УПРОЧЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ТАНЦОВЩИЦА, ДОГОВОР, ГАЗОПРОВОД, СТОЛЯР, ИСПОВЕДАНИЕ,
ИЗЫСК, ХРИСТИАНИН, КАТАЛОГ, СИНОНИМИЯ, ТУФЛЯ, ЖАЛЮЗИ, МЫТАРСТВО, БАРМЕН,
РАЗНОВРЕМЕННОСТЬ.

Проецируются ответы:

1в.
– знАмение, мАркетинг, Иконопись, тУфля, бАрмен

2в.
– упрОчение, танцОвщица, столЯр, изЫск, мытАрство

3в.
– обеспЕчение, договОр, исповЕдание, каталОг, жалюзИ

4в.
– сосредотОчение, газопровОд, христианИн, синонимИя, разновремЕность.

Б. Орфографическая разминка. Класс делится на два
варианта. 1вар. – выписывает из предложенных слова с пропущенной Е, 2 вар. – с
пропущенной И.

На доску проецируются слова:

АККОМПАН..МЕНТ, 
Б..ФСТРОГАНОВ, ДЕЛ..КАТЕС, Д..ЛЕТАНТ, ДИСКР..МИНАЦИЯ, Н..ГИЛИЗМ, ПЕРИФ..РИЯ,
ПР..ТЕНДЕНТ, ПР..ВИЛЕГИЯ, ПР..ЗИДЕНТ, ИЖД..ВЕНИЕ, ИНТ..ЛЛИГЕНЦИЯ,
Г..НЕАЛОГИЯ, МАН..ПУЛЯЦИЯ, ЭКСП..Р..МЕНТ.

 Проецируются
ответы:

II.

Работа с текстом

1)
Русская литература всегда жила проблемами человечности            проблемами
совести и сострадания и в числе писателей поставивших в центр своего творчества
тему взаимосвязи памяти и нравстве…ой жизни человека можно назвать Ф. Абрамова.
2) Герои Ф. Абрамова помогают нам лучше понять ту истину что без высоких
(духовно) нравстве…ых це…остей и обог…щё…ых сегодняшней практикой национальных
традиций Россия н…когда (не) будет ни великой ни свободной. 3) Поэтому в
повести “Поездка в прошлое” автор говорит о совест…  и чест… долге проявленном
не только в экстр…мальных условиях но и повседневной жизни.

4)Заглавие
повести должно подвести к размышлению о роли прошлого в нашей жизни. 5) Долгое
время мы пр…выкали мечтать о будущем делая его смыслом нашего существования и
уходя от насущных проблем настоящего. 6) Но прошлое всегда с нами и оторват…ся
от него (не) возможно в нем и память поколений и наши собстве…ые пр…ступления
перед совестью которые (не) могут растворит…ся во времени и прошлое становится
нашим судьёй самым грозным и бе…пощадным.

7)
По мнению писателя обладание памятью является важнейшей духовной потребностью
человека так как совесть это память к которой пр…соед…няется моральная оценка
соверше….ого. 8) Именно поэтому будущее нашего Отечества будет завис…ть от тех
до кого всё же достучалась наша российская память.

(По Распутину)

1) Работа с эпиграфом
(записано предложение без знаков препинания и с пропусками на месте орфограмм 1
человек у доски)

Совесть – сила, которая
сд…рает с человека всё (не)гативное: и эг…изм, и затхлость, и равнодушие (Федор
Абрамов).

— Вставить орфограммы на месте пропусков,
объяснить написание.

— Расставить знаки препинания,
объяснить их. Составить схему однородных членов.

— Дать характеристику предложения
(общую).

— Рассказать о знаках препинания в
предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения.

2) Чтение текста (работа с классом)

— Подготовьтесь к выразительному
чтению текста.

— Прочитайте выразительно текст.

3) Беседа
по тексту

— о чем говорится в тексте?

— как можно озаглавить текст?

4)Орфографическая пятиминутка

— Вставить пропущенную букву в указанных
словах:

I вариант – в 1абзаце,

II вариант – во 2,3 абзацах.

— Какие слова показались наиболее
трудными для написания?

— Какие виды орфографии повторили?

5) Проверка работы у доски (с
эпиграфом)

IV.
Смысловой, речеведческий, языковой анализ текста

1. О чем говорится в тексте? (тема
текста)

Автор в своей статье размышляет о:

1.                
взаимосвязи памяти и нравственной жизни
человека;

2.                
о роли памяти в жизни человека;

3.                
о человеческой душе.

2. Какое название точнее всего
отражает главную мысль текста?

1) Важнейшая духовная потребность
человека.

2) Память и совесть

3) Роль прошлого в нашей жизни.

3. В каких предложениях выражена
главная мысль текста?

1) № 2,7

2) № 3

3) № 6

4) № 1

4. В чем, по мнению В. Распутина,
состоит главная заслуга Ф. Абрамова?

1) Абрамов раскрывает “нравственное”
значение понятия “память”: человек с памятью – это человек с душой, а
беспамятный лишен способности совершать добрые поступки.

2) Показывает губительное влияние зла
на душу человека.

3) Объективно изображает прошлое.

5. Какое высказывание правильно
отражает позицию автора?

1) Автор развивает мысль о
нравственной сущности памяти: человек, лишенный способности помнить, становится
безответственным, он утрачивает связь с прошлым, он не думает над тем, как
отзовется его поступок в будущем.

2) Память является важнейшим
свойством бытия.

3) Память – это просто способность
запоминать.

6. К какому выводу нас подводит
автор?

Автор подводит нас к тому, что память
и совесть, память и душа – это близкие понятия. Обладание памятью является
важнейшей духовной потребностью человека, и будущее нашего Отечества зависит от
тех, кто умеет помнить.

Прошлое и будущее неразрывно связаны.

Надо забыть прошлое, если в нем были
неприятные события.

7. Укажите стиль и тип речи текста.

1) Публицистический, повествование.

2) Художественный, описание.

3) Публицистический, рассуждение –
размышление.

4) Художественный, рассуждение.

V.
Повторение сведений о сочинении-рассуждении.

— Как строится сочинение рассуждение?

        
—  В результате коллективной работы записываем следующую схему
сочинения-рассуждения:

Сочинение-рассуждение

 Вступление

1.                
Тема текста

2.                
Главная мысль текста

3.                
Проблемы, которые ставит автор текста

 Основная
часть

1.                
Почему именно эту проблему поднимает автор
в своей статье?

2.                
Как главная мысль текста развивается
далее?

3.                
Каково отношение автора к поднятой им
проблеме?

4.                
Какие средства художественной
выразительности позволяют автору ярче выразить свою позицию?

5.                
К какому выводу приводит нас автор текста?

Заключение (свое отношение к
поднятым проблемам + аргументы)

VI.
Итог урока

VII.
Домашнее задание

1.                
Написать сочинение-рассуждение по тексту
В. Распутина.

2.                
В тексте (на листках) расставить знаки
препинания, вставить пропущенные буквы (если все задания не успели выполнить на
уроке).

Лучшие примеры сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019-2020 по текстам из сборников (соответствуют критериям оценивания сочинения ЕГЭ).

NEW!!! Сочинения по реальным текстам ЕГЭ 2021 (03.06.2021г.-04.06.2021)

Пример сочинения ЕГЭ по тексту С.Л. Соловейчика 2021:О СВОБОДЕ И СОВЕСТИ (Кого можно назвать свободным человеком?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ю.М. Лотмана 2021:О КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ (Что такое культурные ценности? )
Пример сочинения ЕГЭ по тексту В.А. Солоухина 2021:ОБ ИСКУССТВЕ (Каковы истоки искусства?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ф.А. Абрамова 2021:ОБ ИСТИННОМ МУЖЕСТВЕ (Какие качества должны быть воспитаны в человеке?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту О.К. Кожуховой 2021:О ДЕТСТВЕ (В чем ценность воспоминаний о детстве?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Л.Н. Толстого 2021:О ЛЮБВИ К ЛЮДЯМ (Как нужно относиться к окружающим?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Б.Л. Пастернака 2021:О МУЗЫКЕ (Что позволяет человеку реализовать свой потенциал и добиться больших высот в профессии?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту К.Г. Паустовского 2021:О ВОЙНЕ (Что объединяло людей в годы войны?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту А.Н. Толстого 2021:О ВОЕННОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ (Какую роль играли средства массовой информации в годы Великой Отечественной войны?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Л.Н. Толстого 2021:О НАСИЛИИ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИИ (Как изменить жизнь людей к лучшему?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Л.Н. Толстого 2021:О МЫСЛИ и СОВЕСТИ (Что помогает человеку стать лучше?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту К.Г. Паустовского 2021:ОБ ОТНОШЕНИИ К РОДИНЕ (Как человек должен относиться к Родине?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту В.Н. Афонина 2021: О ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЯХ (Какова роль воспоминаний о детстве?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ю.П. Казакова 2021: ОБ ОТЧЕМ ДОМЕ (Почему отчий дом имеет большое значение в жизни человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту К.М. Симонова 2021: О КОМАНДИРЕ ДИВИЗИИ (Какая ответственность лежала на плечах командиров к годы Великой Отечественной войны?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту М. Глушко 2021: О ГОРЕЧИ УТРАТЫ (Для чего нужна утешительная ложь?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту В.М. Шукшина 2021: О РОДИНЕ (Как проявляется любовь к Родине?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Н.И. Батыгиной 2021: ОБ ОТЗЫВЧИВОСТИ (В чем проявляется доброта человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ю.Я. Яковлева 2021: О МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ (В чем заключается сила материнской любви?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту В.В. Корчагина 2021: О СТРАХЕ И ПРЕДАТЕЛЬСТВЕ (Как трудности раскрывают характер человека?)

Будем обновлять страницу по мере поступления текстов.

Сочинения по реальным текстам ЕГЭ 2020 (06.07.2020г.-07.07.2020)

Пример сочинения ЕГЭ по тексту Пескова 2020:О ДНЕПРЕ (как война влияет на людей?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Паустовского 2020:О КРАСОТЕ РУССКОГО ЯЗЫКА (в чем заключаются красота и сила русского языка?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Нагибина 2020:О МАТЕРИНСКОЙ ЛЮБВИ (всегда ли материнская любовь должна быть заметна окружающим?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Паустовского 2020:О ВООБРАЖЕНИИ (какова роль воображения в любом деле?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Богомолова 2020:О ВОЙНЕ, ПОЭЗИИ, ПРИРОДЕ (Что особенно ценит человек, прошедший через ужасы войны?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Паустовского 2020:О ВЕЛИЧИИ РУССКОГО ЯЗЫКА (В чём заключается величие русского языка?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Горького 2020:О СВОБОДЕ МЫСЛИ (Какой человек может обладать свободой мысли?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Лиханова 2020:О ВОСПИТАНИИ, ЛЮБВИ (Как нужно воспитывать подрастающее поколение?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Солоухина 2020:О РАЗРУШЕНИИ ПАМЯТНИКОВ (К чему приводит уничтожение памятников?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Быкова 2020:О ТАЛАНТЕ ПИСАТЕЛЯ (В чем заключается истинность таланта литератора?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Крупина 2020:О РОЛИ ДЕТСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ (Какое значение для человека имеют детские воспоминания?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Ильина 2020:О РУССКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ХАРАКТЕРЕ (В чём заключается русский национальный характер?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гранина 2020:ОБ ИСКУССТВЕ (Какие эмоции возникают у человека, соприкоснувшегося с произведениями искусства?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Философова 2020:О ЧЕХОВЕ (В чем заключается гений А.П. Чехова?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Екимова 2020:О КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (Что дает человеку классическая литература?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Кожуховой 2020:О РОДИНЕ (Почему человек стремится вернуться на родину?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту В. Белова 2020:О КРАСОТЕ МИРА (В чём заключается красота мира?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Сагаловича 2020:О ПАМЯТИ (Почему молодое поколение «забывает» о подвиге героев Великой Отечественной войны?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гроссмана 2020:О ВЛИЯНИИ ВОЙНЫ НА ПРИРОДУ (Как война влияет на природу?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Москвина 2020:О РОДИТЕЛЬСКОЙ ЗАБОТЕ (В чем проявляется забота родителей о детях?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Белова 2020:О НАРОДНОЙ ЖИЗНИ (Почему важно знать и помнить историю и традиции своего народа?)


Другие темы сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019-2021, по которым написаны образцы:
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гришковца:О ПРОФЕССИИ(каковы критерии выбора профессии?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Быкова:О ТАЛАНТЕ (в чем проявляется истинный талант писателя?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Васильева:О ПРИРОДЕ (как нужно относиться к природе?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Лотмана: О КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕКА (что определяет культуру человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Чехова: О ЗАДАЧАХ КУЛЬТУРНОГО ЧЕЛОВЕКА (что является главной задачей культурного человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Легасова: О ТЕХНИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ(какие люди двигают технический прогресс?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Мольца: О СЧАСТЬЕ (как обрести счастье?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гранина: О ВОЙНЕ (как война влияет на жизнь человека?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гениса: О НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ (что важнее: настоящее или будущее?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Бондарева: О ДРУЖБЕ (для чего человеку нужен друг?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гранина: ОБ УТРАТЕ МИЛОСЕРДИЯ (почему исчезает милосердие?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Астафьева: ОБ ОТНОШЕНИИ К ПЛЕННЫМ НА ВОЙНЕ (как русские солдаты относились к пленным на войне?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Толстого: О НЕСЧАСТЬЕ (почему люди бывают несчастны?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Паустовского: ОБ ОТНОШЕНИИ ПИСАТЕЛЯ К ИСКУССТВУ (как прозаик должен относиться к смежным видам искусств?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Куприна: О ЧУВСТВИТЕЛЬНОЙ ДУШЕ (как люди с чувствительной душой относятся к жизни?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Чехова: О ХОРОШЕМ ВОСПИТАНИИ (для чего человеку необходимо хорошее воспитание?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Бондарева: О СТИЛЕ ТОЛСТОГО (в чем особенность стиля Толстого?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Симонова: О ВОЙНЕ (почему война — самое страшное преступление?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Гранина: О ДЕТСКОМ ВОСПРИЯТИИ МИРА (как ребенок воспринимает окружающий мир?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Каверина: О САМОПОЖЕРТВОВАНИИ (почему люди жертвуют собой ради других?)
Пример сочинения ЕГЭ по тексту Грина: О СОСТРАДАНИИ К ПРЕСТУПНИКАМ (заслуживают ли преступники сострадания?)

Реальный текст ЕГЭ по русскому языку 2021. Ф.А. Абрамов об истинном мужестве

Лида, бухгалтер, попала в беду: пять месяцев без работы! Выгнали за то, что отказалась подписать фальшивые документы на списание уцененных товаров.

Дело разбирал комитет народного контроля, партбюро – все признали: честный человек Лида. Немедленно восстановить на работе.

Но Москва уперлась: нет и нет. Потому что восстановить на работе Лиду – значит признать виновной Т., а заодно с нею и кое-кого из московских тузов. Одна шайка-лейка. Да и первого секретаря РК пришлось бы потревожить: она горой встала за Т. (…)

Мне начали названивать разные люди:

– Федор Александрович, да что же это у нас делается? Человек пропадает за правду! Где мы живем? До ручки довели бабу. Затравили. С голоду подыхает, белье продает. И если бы, говорит, не ребенок малый, давно бы петлю на шею накинула.

Не хотелось мне влезать в эту грязь – время, нервы, а с другой стороны, если я не помогу, если другой не поможет, то кто же поможет?

Пошел в обком к А. Нравился мне этот человек. Простой, демократичный. Не глуп. Умеет пошутить, выпить, наконец, не дурак. А его прошлое? Помню, козырнул как-то в разговоре с ним своим ранением: дескать, воевал. Немецкими пулями на теле записан патриотизм.

– А у меня, Федор Александрович, тоже сорок девять дырок в теле, – очень скромно, как бы между прочим заметил А.

Я так и присел. А потом кое-какие подробности из его фронтовой жизни и до меня дошли. Рядовой матрос. Бесстрашно, с одной финкой в зубах на врага ползал. Двумя орденами Славы, тремя медалями «За боевые заслуги» награжден, а этими наградами, как известно, и в войну не кидались. Свой, одним словом, парень, нашенский, как сказал о нем один приятель.

Встретил меня А. радушно, просто, вышел из-за стола (так теперь заведено у крупных партийных работников, так меня и Демичев встречал), от души пожал руку.

– Ну как живем-можем, Федор Александрович? Как здоровье? Как творческие успехи?

– Благодарю, вашими молитвами.

– Ну, ежели нашими молитвами – отлично. Мы тут частенько молимся за здоровье творческой интеллигенции. На этот счет у обкома взгляды широкие – признаем Господа Бога.

В таком вот непринужденном тоне – с шутками, с прибаутками – мы поговорили о моем круизе вокруг Европы, дали надлежащую – партийную – оценку поступку Рябкова, оставшегося в Англии, и только после этого я начал излагать суть дела, по поводу которого я пришел.

– Так, так, – время от времени кивал мне А. – Дальше. – И лицо его при этом все более и более каменело.

Я решил зайти с другой стороны – может, там у него незащищенное место? Стыд ведь, срам, говорю. Вся организация взбудоражена. Весь город языком чешет. Обком треплют…

– Разберемся, – бесстрастно роняет А., и кумачовое, чернобровое лицо его еще больше мрачнеет.

– Да чего разбираться-то! – уже совсем выхожу из себя. – Разобрались. Народный контроль разбирался, партбюро. Все сказали: покарать жуликов!

– Разобраться всегда полезно, товарищ Абрамов.

Да, уже не Федор Александрович, а товарищ Абрамов. И с угрозой, с начальственным рыком в голосе.

И я смотрю на этого раскормленного, краснорожего дядю, смотрю на его мрачно сдвинутые брови, на стиснутый рот, и мне понятно, какие заботы и мысли обуревают его секретарскую голову. Прихлопнуть надо. И нетрудно прихлопнуть. Да стукнешь в Т., а попадешь в Д., в М. Вот ведь как жизнь устроена. А что значит тронуть их? Рубить сук, на котором ты сидишь. Потому что они держат в своих руках две могущественные организации. От них зависит твой авторитет. А их связи с верхами? Ты, к примеру, секретарь Ленинградского обкома, бывал хоть раз на приеме у Генерального? А М. вхож к нему запросто. Публично, перед всесоюзной телекамерой, был обласкан и расцелован Генеральным.

Да, что делается у А. в голове, мне понятно. Непонятно другое – откуда у него дремучий чертополох в сердце? Человек молодым парнишкой не щадил себя, жизнь в любую минуту готов был отдать за Родину, а тут надо вступиться за оклеветанного, затравленного человека – струсил? И только ли дело в нежелании рисковать своей карьерой? А может, все проще? Может, дело все в том, что умереть за Родину – это ему внушали, вколачивали с детства, а человеком быть не учили? И не потому ли у нас сплошь и рядом: люди спокойно и мужественно умирают на войне и оказываются совершенно несостоятельными в повседневной, будничной жизни?

Примерный круг проблем:

1. В чем заключается истинное мужество?
2. Как связаны смелость и нравственные качества человека?
3. Что влияет на нравственный выбор человека?
4. Чем должен руководствоваться человек, делая нравственный выбор?
5. Какие качества должны быть главными в человеке?
6. В чем опасность карьеризма?
7. Чему нужно обучить человека в первую очередь? 
8. Почему люди оказывают несостоятельными в жизни?
9. Почему люди потворствуют несправедливости?
10. Как жажда власти влияет на поведение человека?

  • Реальные тексты ЕГЭ
  • Подготовка к сочинению ЕГЭ
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

  • Тейквандо как правильно пишется
  • Текст alkonost сказки странствий
  • Тезисы для сочинения огэ
  • Тезисы для сочинения по литературе
  • Тезис про любовь для сочинения