Ровно 20 лет назад в Петрозаводске возникла мысль создать свой гимн столицы Карелии. Хотя еще не утихли страсти по поводу принятия нового «старого» гимна России. На конкурс на лучший вариант гимна столицы Карелии было представлено 20 музыкальных произведений.
Вокалист Николай Маташин исполнил перед авторитетным жюри все 20 сочинений. Имена поэтов и композиторов для судий оставались тайной, чтобы не возникло соблазна отодвинуть новичков в пользу более именитого претендента. Или наоборот – испытать неловкость от не слишком профессионального творения какого-либо мэтра. «Мы тут прослушали десяток – немножко хуже, немножко лучше – песни… Но все они – только песни! Ничего похожего на гимн», — сказал легендарный руководитель хора ПетрГУ Георгий Терацуянц.
Гимны – это особый жанр. Создать его, как выяснилось, не так-то просто. «Гимн – это нечто более глобальное. Более концептуальное, более торжественное», — пояснил Терацуянц. К предложенным стихам у авторитетного жюри также возникли претензии. Хотелось какого-то разнообразия в песнях о Петре, Онего и Петровском заводе. После прослушивания возник резонный вопрос: а так ли нужен Петрозаводску свой гимн? «Почему же… Вот Псков имеет свой гимн, например. Почему бы не иметь и Петрозаводску гимна? Хотя, конечно, я понимаю вопрос – не каждая деревня должна иметь свой гимн, чтобы это не было такое местечковое… Но думаю, Петрозаводск заслужил иметь гимн», — говорил Терацуянц.
Жюри не выбрало ни один из представленных двадцати вариантов. Конкурс продолжался. Но похоже, что и сегодня своего гимна у Петрозаводска нет. Даже на официальной сайте города рассказывается только о его гербе.
А Музей ИЗО Карелии тогда принял участие в федеральном проекте «Золотая карта России». Экспонаты нашего музея выставлялись в Третьяковской галерее. Журнал «Русская галерея», который издавался Третьяковкой, впервые опубликовал материал о художественной жизни Карелии. И у нас состоялась презентация этого издания.
Этот журнал освещал жизнь самобытных художников, которые жили в российской глубинке. А также рассказывал о тех сокровищах, которые хранились в провинциальных музеях. Карелии было с чем появиться на страницах этого издания. В журнале можно было прочитать об истории музея ИЗО, познакомиться с его знаменитой коллекцией древнерусской живописи, узнать, какие художники России отдали дань эпосу «Калевала». Читателям журнала открывались судьбы искусства Карелии 20 века, история знаменитого Кижского ансамбля.
«Журнал могут читать абсолютно все. Он доступен широкому кругу читателей, — говорила Наталья Вавилова, директор музея. – Потому что он содержит большие информационные разделы. Дополняет познания человека в той или иной области. Кто-то занимается историей портрета – здесь есть информация. Можно узнать о других выставках и событиях в российских регионах». По словам Натальи Ивановны, карельская экспозиция не раз очарует посетителей Третьяковки. А материалы о Карелии будут регулярно появляться на страницах «Русской галереи».
Петрозаводские фотохудожники организовали свою выставку. За последние десять лет это был их первый совместный проект. Торжественное открытие экспозиции черно-белых фотографий состоялось в здании Республиканского центра искусств.
Выставка работ когда-то очень известного клуба «Полюс» собрала лучших фотографов Петрозаводска. Клубу в конце 2001 года исполнилось четверть века. По разным причинам ему пришлось давно свернуть свою деятельность. Однако они сохранили ностальгию по времени, когда существовало содружество мастеров фотографии. Эта экспозиция была ярким примером этому.
«Все фотографы, которые более-менее известны в республики, все прошли фотоклуб «Полюс», — пояснял легендарный мастер Владимир Ларионов. – Сейчас они работают в газетах, на телевидении, где-то еще. Это радует. Это была школа становления мастерства. Ведь вы прекрасно знаете, нигде такому не учат – ни в России, ни в Советском союзе».
Участники выставки вспоминали еженедельные заседания клуба. Собираться было принято каждый вторник в ДК «Машиностроитель». Кроме этого, у фотохудожников была своя студия, возможность вместе ездить по стране и, пожалуй, самое большое счастье – огромное количество фотобумаги. И данная выставка отражала еще один приоритет того времени – черно-белую фотографию.
«И мои работы, и все остальные работы объединены одним временным циклом: здесь фотографии только старые, только черно-белые. Мы их достали из личных архивов. Здесь от 1977 года до примерно 1987-го. Что нашли, что сохранилось – то и повесили. И как видите, по жанрам разноплановые постарались сделать. Хотя здесь нет тех фотографий, которые доминировали на выставках тех самых лет, брежневских. Здесь мало передовиков производства», — рассказал мэтр сегодняшней фотографии Игорь Георгиевский.
Среди жанров экспозиции – пейзаж, портрет, бытовые зарисовки. Особенно интересными стали фотографии, на которых запечатлены известные петрозаводчане в забавных ситуациях.
Таким было 5 января ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2002 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.
Íàïðàâëåíèå: Öèâèëèçàöèÿ è òåõíîëîãèè
Ïîäõîäÿùèå òåìû: ×åì îïàñåí òåõíè÷åñêèé ïðîãðåññ?
Ìîæåò ëè òåõíè÷åñêèé ïðîãðåññ ïðèâåñòè ê êàòàñòðîôå?
Òåõíè÷åñêèé ïðîãðåññ — çëî èëè áëàãî?
×åëîâå÷åñêàÿ öèâèëèçàöèÿ ðàçâèâàåòñÿ çà ñ÷¸ò òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà.  íàñòîÿùåå âðåìÿ íîâûå òåõíîëîãèè ïîÿâëÿþòñÿ ñòðåìèòåëüíî. Æèòü áåç òåõíè÷åñêèõ óñòðîéñòâ íåâîçìîæíî: âñå, ÷òî îêðóæàåò íàñ, ñóùåñòâåííî îáëåã÷àåò íàì æèçíü, ýêîíîìèò âðåìÿ. È âñå ýòî — áëàãî äëÿ ÷åëîâåêà! Æèçíü óïðîùàåòñÿ- ïîÿâëÿþòñÿ íîâûå ëåêàðñòâà, íîâûå ìåòîäû â ïðîìûøëåííîñòè, íîâûå ìàòåðèàëû. È ÷åëîâåê ïîëüçóåòñÿ íîâûìè òåõíîëîãèÿìè, íå ïîäîçðåâàÿ, êàêèå îïàñíîñòè òàèò òåõíè÷åñêèé ïðîãðåññ! Ïîýòîìó íà âîïðîñ òåìû ñî÷èíåíèÿ îäíîçíà÷íî îòâåòèòü íåëüçÿ — òåõíè÷åñêèé ïðîãðåññ íåñ¸ò ìíîãèå áëàãà,óäîáñòâà, íî, îäíîâðåìåííî ìîæåò ïðèíåñòè è ñóùåñòâåííîå çëî ÷åëîâåêó, âïëîòü äî êàòàñòðîô è òðàãåäèé.
Âîò íåäàâíî îãðîìíàÿ ñåòü èíòåðíåòà ôåéñáóê, êîòîðûì ïîëüçóåòñÿ ïîëíàñåëåíèÿ çåìëè, âäðóã áûøåë èç ñòðîÿ è íå ðàáîòàë îêîëî ñåìè ÷àñîâ.  ÷åì ïðè÷èíà òàêîãî îòêàçà — òåõíè÷åñêèé ñáîé èëè âíåøíåå âìåøàòåëüñòâî, ïîíÿòü òðóäíî. Íî áåäû ýòîò ôàêò óñïåë ïðèíåñòè ìíîãèì ëþäÿì, êîðïîðàöèÿì, ñâÿçÿì. Çäåñü ÿ áû ñêàçàë, ÷òî íåâîçìîæíî ðàññ÷èòûâàòü íà âå÷íîå áåñïåðåáîéíîå ñëóæåíèå èíòåðíåòà ÷åëîâåêó íà áëàãî: êàæäàÿ ñëîæíàÿ ñèñòåìà ñòðåìèòñÿ ê ñàìîðàçðóøåíèþ, è êîãäà- òî ýòî îáÿçàòåëüíî ñëó÷èòñÿ!Ïîýòîìó íåëüçÿ äîâåðÿòü íà 100% èíòåðíåòó è äîïóñêàòü ïîëíóþ çàâèñèìîñòü îò ñåòåé!
À òàêæå áåçðàññóäíî äîâåðÿòü íîâûì òåõíîëîãèÿì.
Äîêàçàòåëüñòâîì ýòîãî ìîæåò ñëóæèòü ñëó÷èâøàÿñÿ êàòàñòðîôà ìèðîâîãî ìàñøòàáà — àâàðèÿ íà ×åðíîáûëüñêîé ÀÝÑ. Ýòî äîñòîâåðíî ïîêàçàíî â ïðîèçâåäåíèè íîáåëåâñêîãî ëàóðåàòà Ñâåòëàíû Àëåêñèåâè÷ » ×åðíîáûëüñêàÿ ìîëèòâà. Õðîíèêà áóäóùåãî» Çäåñü ñîáðàíû ðàññêàçû ëþäåé- ó÷àñòíèêîâ ñîáûòèÿ, ëèêâèäàòîðîâ.
Ìèðíûé àòîì ïîñòàâëåí íà ñëóæáó ÷åëîâåêó äëÿ âûðàáîòêè ýëåêòðîýíåðãèè áîëåå äåøåâûì ñïîñîáîì, ÷åì ãèäðîýëåêòðîñòàíöèè. È ñåé÷àñ ïî âñåìó ìèðó ïîñòðîåíî ïî ýòîé òåõíîëîãèè òûñÿ÷è ÀÝÑ ïî ìèðó. Ýòî òîæå ñëîæíàÿ ñèñòåìà, êîòîðàÿ òðåáóåò ïîñòîÿííîãî êîíòðîëÿ ñî ñòîðîíû îáñëóæèâàþùåãî å¸ ÷åëîâåêà, îñòîðîæíîñòè, âíèìàíèÿ.
Ëþäè, èñïîëüçóþùèå íîâûå òåõíîëîãèè, äîëæíû î÷åíü âíèìàòåëüíî îòíîñèòüñÿ ê íèì, ÷òîáû íå äîïóñòèòü òåõíîãåííûõ êàòàñòðîô. Çäåñü àâòîð ïðîèçâåäåíèÿ, èùà îòâåòû íà âîïðîñû- êòî âèíîâàò? è ÷òî äåëàòü? , îïðåäåëÿåò, ÷òî èçíà÷àëüíî ïðè ñòðîèòåëüñòâå áûëè èñïîëüçîâàíû ìàòåðèàëû, íåäîïóñòèìûå â àòîìíîé ýíåðãåòèêå, îáíàðóæèëà, ÷òî çàðàíåå íå áûëî ïðåäóñìîòðåíî íà òàêîé ñëó÷àé ñïîñîáîâ è ñðåäñòâ ëèêâèäàöèè àâàðèé. Äàæå ñàìó âîçìîæíîñòü òàêîé àâàðèè ïðîñòî îòðèöàëè. Òî åñòü, ÷åëîâåê íå áûë èçíà÷àëüíî ïîäãîòîâëåí ê èñïîëüçîâàíèþ òàêèõ òåõíîëîãèé. Íå áûëè ïðîäóìàíû âîïðîñû è ýêîëîãè÷åñêîãî êîëëàïñà, äàæå èìåþùèéñÿ ïðîôåññîð ïî ýêîëîãèè íà äàííîì îáúåêòå áûëà óâîëåíà èìåííî èç- çà ñàìîóâåðåííîñòè âëàñòåé â áåçîïàñíîñòè. È äàæå ïîòîì, ïîñëå âçðûâà, íå áûëè ïðåäïðèíÿòû íåîáõîäèìûå ìåðû ïî ñíèæåíèþ çàðàæ¸ííîñòè áëèçêî æèâóùåãî íàñåëåíèÿ éîäîì, êîòîðûé òàê è îñòàëñÿ íà ñêëàäàõ. Íå áûëà ïðîâåäåíà â áûñòðûå ñðîêè ýâàêóàöèÿ ëþäåé. À êîãäà ôèçèê- ÿäåðùèê âèäåë â Êèåâå ñîñòàâû ñ âûâîçèìûìè ïåðåïóãàííûìè äåòüìè, îí ñìîòðåë â ýòè ëèöà ëþäåé è äóìàë : è çà÷åì òàêîé àòîì, åñëè òàê äîðîãî îí îáõîäèòñÿ?!
Çäåñü Àëåêñèåâè÷ ïðèâîäèò ðàññêàçû ëþäåé- ëèêâèäàòîðîâ àâàðèè. Ñêîëüêî ìóæåñòâà ïðîÿâèëè îíè! Òåõíèêà íå âûäåðæèâàëà ðàäèàöèè, à ëþäè øëè óñòðàíÿòü óòå÷êó öåíîé ñâîèõ æèçíåé. Ïðîñòûå øàõòåðû ñïàñàëè ïî÷âó îò çàðàæåííûõ âîä,ñäåðæèâàÿ èõ ïîä çåìë¸é ñïåöèàëüíûìè ðóêîòâîðíûìè ïðåãðàäàìè, îáðàáîòêîé àçîòîì, ÷òîáû óìåíüøèòü çàðàæåíèå âîäîåìîâ. Ñêîëüêî ëþäåé ïîãèáëî ñðàçó, à ñêîëüêî óìèðàëî ìó÷èòåëüíîé ñìåðòüþ åù¸ ìíîãî ëåò! Ñêîëüêî ðàäèîàêòèâíûõ äîæäåé âûïàëî íà âñå ñòðàíû! Ïîèñòèíå àâàðèÿ íà ×åðíîáûëüñêîé ÀÝÑ — âçðûâ ðåàêòîðà è ðàäèàöèîííûå âûáðîñû — ýòî âñåìèðíàÿ òðàãåäèÿ, ïîêàçàâøàÿ, ÷òî íåñåðü¸çíûé, õàëàòíûé ïîäõîä ïåðñîíàëà ñïðîâîöèðîâàë êàòàñòðîôó. È êàæäûé ïîãèáøèé îò íå¸ — æåðòâà òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà!
 çàêëþ÷åíèå ïîâòîðþñü, ÷òî ñåðü¸çíûå ñëîæíûå ñèñòåìû ñ èñïîëüçîâàíèåì íîâûõ òåõíîëîãèé ñòðåìÿòñÿ ê ñàìîóíè÷òîæåíèþ. È ðàáîòà òàêèõ îáúåêòîâ íà áëàãî ÷åëîâåêó çàâèñèò îò ìíîãèõ ôàêòîðîâ: ïðèìåíåíèå òîëüêî íóæíûõ ìàòåðèàëîâ, ïîäãîòîâêà ê òàêèì ñèòóàöèÿì çàðàíåå, îáó÷åíèå ëþäåé, ïîñòîÿííûé êîíòðîëü ñïåöèàëèñòîâ, âíèìàòåëüíîñòü è îñòîðîæíîñòü- âñå ýòî çàëîã áåçîïàñíîé ðàáîòû íîâûõ òåõíîëîãèé. È íàîáîðîò, õàëàòíîñòü, ïðåíåáðåæåíèå, áåçäåéñòâèå ÷åëîâåêà ïðèâîäÿò ê ìàñøòàáíûì ïðåñòóïëåíèÿì! Òàêèì îáðàçîì, ñîöèàëüíûå ïîðîêè — ýòî òðèãåð, ïðèâîäÿùèé ðàáîòó ñëîæíûõ îáúåêòîâ ê òðàãåäèè! Ïîýòîìó ÷åëîâåê îñòà¸òñÿ ãëàâíûì â èñïîëüçîâàíèè òåõíè÷åñêîãî ïðîãðåññà íà áëàãî ÷åëîâå÷åñòâà!
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: ЦивилизаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ â ÑпаÑение, вÑзов или ÑÑагедиÑ?
ÐÑегда ли ÑовÑеменнÑе ÑеÑ
нологии â ÑÑо благо? Ðне кажеÑÑÑ, каждÑй задавалÑÑ ÑÑим вопÑоÑом, безÑÑловно, новÑе, ÑовÑеменнÑе ÑеÑ
нологии â ÑÑо в пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ ÑазвиÑие и пÑогÑеÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва. «СлÑÐ¶Ð¸Ñ Ð»Ð¸ ÑÑо ÑазвиÑие â благом?» — здеÑÑ, оÑÐµÐ½Ñ Ñложно даÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ оÑвеÑ. Я ÑÑиÑаÑ, ÑÑо ÑовÑеменнÑе ÑеÑ
нологии могÑÑ Ð¿ÑинеÑÑи, как полÑзÑ, Ñак и вÑед Ð´Ð»Ñ Ð½ÑнеÑнего обÑеÑÑва. СовÑеменнÑе ÑеÑ
нологии могÑÑ Ð¾ÑлиÑно влиÑÑÑ Ð½Ð° наÑÑнÑй пÑогÑеÑÑ, на ÑазвиÑие во многиÑ
ÑÑеÑаÑ
жизни и помоÑÑ ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ Ð² ÑовÑеменной жизни, но Ñакже могÑÑ Ð½ÐµÑÑи новÑе пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¸ менÑÑÑ Ñеловека в оÑÑиÑаÑелÑнÑÑ ÑÑоÑонÑ. ÐÐ»Ñ Ð°ÑгÑменÑаÑии Ñвоего Ð¼Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¸Ð· ÑиÑаÑелÑÑкого опÑÑа.
РпÑоизведение ÐÑÑдбеÑи «ÐелÑд» ÑаÑÑказÑваеÑÑÑ Ð¾Ð± авÑомаÑизиÑованном доме, где вÑÑ ÑабоÑа Ñленов ÑемÑи вÑполнÑеÑÑÑ Ð²ÑÑÑоеннÑми меÑ
анизмами. Родин Ð¼Ð¾Ð¼ÐµÐ½Ñ ÑодиÑелей наÑÐ¸Ð½Ð°ÐµÑ Ð±ÐµÑпокоиÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ðµ ÑвоиÑ
деÑей, и они вÑнÑÐ¶Ð´ÐµÐ½Ñ Ð½Ð°Ð¿ÑавиÑÑÑÑ Ðº пÑиÑ
ологÑ. Ðа пÑиеме, пÑиÑ
олог даÑÑ Ð¸Ð¼ ÑÑно понÑÑÑ, ÑÑо вÑе пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð² пÑиÑ
ике деÑей именно из-за ÑÑого дома, из-за Ñазбалованного оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ним, и пÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ð¸Ð¼ оÑклÑÑиÑÑ Ð´Ð¾Ð¼. У деÑей ÑлÑÑаеÑÑÑ Ð¸ÑÑеÑика, когда они ÑзнаÑÑ Ð¾ задÑманном ÑодиÑелей и пÑиказÑваÑÑ ÑбиÑÑ Ð¸Ñ
ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ ÑÐ¼Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð´Ð¾Ð¼Ñ. ÐвÑÐ¾Ñ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваеÑ, к каким поÑледÑÑвиÑм могÑÑ Ð¿ÑивеÑÑи ÑовÑеменнÑе ÑеÑ
нологии. Таким обÑазом, Ð¼Ð¾Ñ ÑоÑка зÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿Ð¾Ð´ÑвеÑждаеÑÑÑ, новÑе ÑеÑ
Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð½Ðµ вÑегда положиÑелÑно влиÑÑÑ Ð½Ð° Ñеловека и на Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва.
ÐÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñог, Ñ Ñ
оÑÑ ÑказаÑÑ, ÑÑо ÑеÑ
нологии можно ÑÑиÑаÑÑ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð¼, но ÑолÑко, еÑли они положиÑелÑно влиÑÑÑ Ð½Ð° Ñеловека и Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва в Ñелом, но пÑежде, Ñем вводиÑÑ Ð½Ð¾Ð²ÑеÑÑва ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¾ÑениÑÑ Ð¸ пÑоанализиÑоваÑÑ, как они бÑдÑÑ Ð²Ð»Ð¸ÑÑÑ Ð½Ð° лÑдей и наÑколÑко ÑÑи ÑеÑ
нологии ÑпоÑÐ¾Ð±Ð½Ñ Ð¸Ð·Ð¼ÐµÐ½Ð¸ÑÑ Ð¼Ð¸Ñ. Также нÑжно ÑÑиÑÑваÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°ÑивнÑе поÑледÑÑвиÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½Ð¸ не обеÑнÑлиÑÑ Ð² каÑаÑÑÑоÑÑ.
ÐобÑого вÑемени ÑÑÑок!
Ðам ÑолÑко-ÑолÑко ÑдалоÑÑ Ð² Ñвоем ÑоÑинении вÑполниÑÑ ÑÑебование по обÑÑÐ¼Ñ Ñлов, напиÑаÑÑ ÑаÑÑÑждение на пÑедложеннÑÑ ÑемÑ, пÑивлеÑÑ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑнÑй маÑеÑиал. ÐмеÑÑе Ñ Ñем ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на ÑÑÑеÑÑвенное иÑкажение ÑодеÑжание вÑбÑанного ÑекÑÑа, повеÑÑ Ð½Ð¾ÑÑнÑй анализ, обилие ÑеÑевÑÑ Ð¾Ñибок.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.
Ð ÑоÑинении пÑоÑлеживаеÑÑÑ ÑÐµÐ»Ñ Ð²ÑÑказÑваниÑ, дан оÑÐ²ÐµÑ Ð½Ð° вопÑоÑ. Тема ÑаÑкÑÑÑа, но Ñделано ÑÑо повеÑÑ Ð½Ð¾ÑÑно.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл.
Ðнализ пÑоизведениÑ, вÑбÑанного Ð´Ð»Ñ Ð°ÑгÑменÑаÑии, неглÑбокий.
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 1 балл
ÐомпозиÑÐ¸Ñ ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²ÐºÐ»ÑÑÐ°ÐµÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±Ñ
одимÑе ÑлеменÑÑ(вÑÑÑпление, оÑновнÑÑ ÑаÑÑÑ, заклÑÑение), Ñ
оÑÑ Ð¸Ð½Ð¾Ð³Ð´Ð° пеÑеÑ
од Ð¾Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾Ð¹ ÑаÑÑи к дÑÑгой Ñделан Ñ Ð½Ð°ÑÑÑениÑми. Также видим наÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÐºÐ¸ вÑÑказÑваниÑ.
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 0 баллов
РеÑевÑе оÑибки:
Ðо ÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÐºÑиÑеÑÐ¸Ñ Ð·Ð°Ð¼ÐµÑаний болÑÑе вÑего
могÑÑ Ð¾ÑлиÑно влиÑÑÑ Ð½Ð° наÑÑнÑй пÑогÑеÑÑ
из-за Ñазбалованного оÑноÑениÑ
вÑе пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð² пÑÐ¸Ñ Ð¸ÐºÐµ деÑей именно из-за ÑÑого дома, из-за Ñазбалованного оÑноÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ðº ним, и пÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°ÐµÑ Ð¸Ð¼ оÑклÑÑиÑÑ Ð´Ð¾Ð¼.
Также нÑжно ÑÑиÑÑваÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð°ÑивнÑе поÑледÑÑвиÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð½Ð¸ не обеÑнÑлиÑÑ Ð² каÑаÑÑÑоÑÑ.
РеÑевÑе повÑоÑÑ:
Ðне кажеÑÑÑ, каждÑй задавалÑÑ ÑÑим вопÑоÑом, безÑÑловно, новÑе, ÑовÑеменнÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ â ÑÑо в пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ ÑазвиÑие и пÑогÑеÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва. «СлÑÐ¶Ð¸Ñ Ð»Ð¸ ÑÑо ÑазвиÑие â благом?» — здеÑÑ, оÑÐµÐ½Ñ Ñложно даÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ оÑвеÑ. Я ÑÑиÑаÑ, ÑÑо ÑовÑеменнÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ могÑÑ Ð¿ÑинеÑÑи, как полÑзÑ, Ñак и вÑед Ð´Ð»Ñ Ð½ÑнеÑнего обÑеÑÑва. СовÑеменнÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ могÑÑ Ð¾ÑлиÑно влиÑÑÑ Ð½Ð° наÑÑнÑй пÑогÑеÑÑ
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 0 баллов, вÑего допÑÑено оÑибок: 15, допÑÑÑимо 13
ÐÑнкÑÑаÑионнÑе оÑибки:
ÑÑо в пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ ÑазвиÑие и пÑогÑеÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва
РпеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ — вводное ÑловоÑоÑеÑание вÑделÑеÑÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑÑми
«СлÑÐ¶Ð¸Ñ Ð»Ð¸ ÑÑо ÑазвиÑие â благом?»
ÐиÑнее ÑиÑе
здеÑÑ, оÑÐµÐ½Ñ Ñложно даÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ оÑвеÑ.
ÐиÑнÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑаÑ
ÑÑо ÑовÑеменнÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ могÑÑ Ð¿ÑинеÑÑи, как полÑзÑ, Ñак и вÑед
ÐиÑнÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑÐ°Ñ Ð¿ÐµÑед как
Ðа пÑиеме, пÑÐ¸Ñ Ð¾Ð»Ð¾Ð³ даÑÑ Ð¸Ð¼ ÑÑно понÑÑÑ
ÐиÑнÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑаÑ
но ÑолÑко, еÑли они положиÑелÑно влиÑÑÑ Ð½Ð° Ñеловека
ÐиÑнÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑаÑ
но пÑежде, Ñем вводиÑÑ
ÐиÑнÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑÑаÑ
вводиÑÑ Ð½Ð¾Ð²ÑеÑÑва ÑÑÐ¾Ð¸Ñ Ð¾ÑениÑÑ Ð¸ пÑоанализиÑоваÑÑ
ÐÐµÐ¾Ð±Ñ Ð¾Ð´Ð¸Ð¼Ð° запÑÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ñле Ñлова новÑеÑÑва
ÐÑаммаÑиÑеÑкие оÑибки:
Ðне кажеÑÑÑ, каждÑй задавалÑÑ ÑÑим вопÑоÑом, безÑÑловно, новÑе, ÑовÑеменнÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ â ÑÑо в пеÑвÑÑ Ð¾ÑеÑÐµÐ´Ñ ÑазвиÑие и пÑогÑеÑÑ Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва.
ÐаждÑй ÑлиÑком гÑомко Ñказана. ÐÑÑÑе ÑказаÑÑ Ñак: многие из Ð½Ð°Ñ Ð·Ð°Ð´Ð°Ð²Ð°Ð»Ð¸ÑÑ ….
вÑед Ð´Ð»Ñ Ð½ÑнеÑнего обÑеÑÑва
ÐÑед обÑеÑÑвÑ
на ÑазвиÑие во Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ ÑÑеÑÐ°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ и помоÑÑ ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ Ð² ÑовÑеменной жизни,
Ðа ÑазвиÑие Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ ÑÑÐµÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ и помоÑÑ ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ Ð² ÑовÑеменной жизни
на наÑÑнÑй пÑогÑеÑÑ, на ÑазвиÑие во Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ ÑÑеÑÐ°Ñ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ð¸ и помоÑÑ ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ Ð² ÑовÑеменной жизни, но Ñакже могÑÑ Ð½ÐµÑÑи новÑе пÑÐ¾Ð±Ð»ÐµÐ¼Ñ Ð¸ менÑÑÑ Ñеловека в оÑÑиÑаÑелÑнÑÑ ÑÑоÑонÑ.
ÐаÑÑÑение ÑпÑавлениÑ
ÑзнаÑÑ Ð¾ задÑманном ÑодиÑелей
о задÑманном ÑодиÑелÑми
когда они ÑзнаÑÑ Ð¾ задÑманном ÑодиÑелей и пÑиказÑваÑÑ ÑбиÑÑ Ð¸Ñ ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ ÑÐ¼Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð´Ð¾Ð¼Ñ
наÑÑÑение видо-вÑеменной ÑвÑзи глаголов (ÑзнаÑÑ Ð¸ пÑикажÑÑ)
еÑли они положиÑелÑно влиÑÑÑ Ð½Ð° Ñеловека и Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва в Ñелом,
влиÑÑÑ Ð½Ð° Ñеловека и на обÑеÑÑво в Ñелом.
ÐбÑие вÑÐ²Ð¾Ð´Ñ Ð¿Ð¾ ÑабоÑе:
ÐÑ Ð½Ð°Ð¿Ð¸Ñали ÑамоÑÑоÑÑелÑное ÑоÑинение, однако неÑколÑко повеÑÑ Ð½Ð¾ÑÑно подоÑли к Ð°Ð½Ð°Ð»Ð¸Ð·Ñ Ð»Ð¸ÑеÑаÑÑÑного маÑеÑиала, в ÑвÑзи Ñ ÑÑим ÐаÑе ÑоÑинение полÑÑилоÑÑ Ð½ÐµÐ³Ð»Ñбоким и неÑбедиÑелÑнÑм. Ðам ÑледÑÐµÑ ÑÑаÑелÑно поÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ Ñемой, логикой ÑаÑÑÑждениÑ, ÑеÑÑÑ Ð¸ пÑнкÑÑаÑионной и гÑаммаÑиÑеÑкой гÑамоÑноÑÑÑÑ.
УдаÑи!
Итоговое сочинение 2021-2022: критерии
Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.
1. Соответствие теме
Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев:
- вступление (тезис)
- собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
- аргумент 1 (доказательство и микровывод)
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
- вывод (итог рассуждений)
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.
4. Качество письменной речи
Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».
5. Грамотность
«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.
Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к литературе позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Примерные темы:
- Почему людям так нравится путешествовать?
- Согласны ли вы с высказыванием Эмиля Золя: «Ничто так не развивает ум, как путешествие»?
- Как вы понимаете смысл высказывания: «Инвестиции в поездки — это инвестиции в себя»?
- Правда ли, что жизнь странника гораздо интереснее, чем жизнь «домашнего» человека?
- Как найти смысл на жизненном пути?
- Согласны ли вы, что лучший этап любого путешествия — возвращение домой?
«Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика» — Ибн Баттута.
- Почему в поездку можно уехать одним человеком, а вернуться совершенно другим?
- Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать — значит развиваться».
Литературные аргументы:
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн
- «Герой нашего времени» М. Лермонтов
- «Шантарам» Грегори Дэвид Робертс
- «Дети капитана Гранта» Жюль Верн
- «Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггерф
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
- «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Примерные темы:
- Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?
- Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность»?
- Может ли прогресс навредить человеку?
- Согласны ли вы с высказыванием: «Лень — двигатель прогресса»?
- Могут ли технологии заменить учителя?
- Как технологический прогресс отражается на природе?
- Один из величайших мифов нашего времени — это то, что технологии сближают нас. Так ли это?
Литературные аргументы:
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «О дивный новый мир» О. Хаксли
- «Отцы и дети» И. С. Тургенев
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Мы» Е. И. Замятин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
- «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
Преступление и наказание — вечная тема
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др
Примерные темы:
- Чем страшен человек без совести?
- Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?
«Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?
- Что может толкнуть человека на преступление?
- Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?
- Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?
- Должно ли последовать наказание за возмездие?
Литературные аргументы:
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
- «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Старуха Изергиль» М.Горький
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Очень интересная и неоднозначная тема! Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Примерные темы:
- С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
- Почему важно приобщаться к искусству с детства?
- Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
- Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
- С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и поему?
Литературные аргументы:
- «Зеленая лампа» А. Грин
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
- «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
- «Черный человек» С. Есенин
- «Гранатовый браслет» А. И. Куприн
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Примерные темы:
Какого человека можно назвать гражданином?
Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
Что делает граждан одной страны счастливыми?
Может ли один человек повлиять на общество?
Чего не хватает нашему государству?
За что вы любите Россию?
Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?
Литературные аргументы:
- «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Недоросль» Д. И. Фонвизин
- «Похороните меня за плинтусом» П. Санаев
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
Итоговое Сочинение 2021, 2022: даты, темы, примеры и советы к написанию
Недавно ФИПИ опубликовал новые направления итогового сочинения 2021/22 учебного года. Что-то новенькое и интересное! Это наш допуск до ЕГЭ, поэтому давайте разберемся, как идеально подготовиться к декабрьскому сочинению. В статье вы найдете примеры тем и аргументы, которые помогут вам написать итоговое сочинение 2021-2022
Основные правила
1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем. Объём должен быть не меньше 250 слов иначе незачёт. Сочинение должно быть написано самостоятельно
Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022
По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной
Итоговое сочинение 2021-2022: критерии
Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.
1. Соответствие теме
Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев:
вступление (тезис)
собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
аргумент 1 (доказательство и микровывод)
аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
вывод (итог рассуждений)
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.
4. Качество письменной речи
Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».
5. Грамотность
«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.
Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Здесь нам предлагают поразмышлять о путешествиях и странниках. Причём речь может пойти как о реальной дороге, так и о жизненном пути. Темы могут попросить выпускников порассуждать о своих поездках, впечатлениях, опыте, полученном в путешествиях, а также обратиться к образу странника из литературы. Поиск смысла жизни, творческий путь, понятие «дом» — всё это может лечь в основу темы этого направления, ведь путешествие всегда было и остаётся средством познания мира внешнего и внутреннего.
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Примерные темы
Почему людям так нравится путешествовать?
Согласны ли вы с высказыванием Эмиля Золя: «Ничто так не развивает ум, как путешествие»?
Как вы понимаете смысл высказывания: «Инвестиции в поездки — это инвестиции в себя»?
Правда ли, что жизнь странника гораздо интереснее, чем жизнь «домашнего» человека?
Как найти смысл на жизненном пути?
Согласны ли вы, что лучший этап любого путешествия — возвращение домой?
«Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика» — Ибн Баттута.
Почему в поездку можно уехать одним человеком, а вернуться совершенно другим?
Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать — значит развиваться».
Литературные аргументы:
«Война и мир» Л. Н. Толстой
«Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн
«Герой нашего времени» М. Лермонтов
«Шантарам» Грегори Дэвид Робертс
«Дети капитана Гранта» Жюль Верн
«Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггерф
«Горе от ума» А. С. Грибоедов
«Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Это направление заставляет нас задуматься о плюсах и минусах, которые приносит нам технологический прогресс. Человек развивается, меняет мир вокруг, и каждый день мы, с одной стороны, пользуемся дарами цивилизации, с другой – подвергаемся риску и боремся с негативными последствиями. Темы позволят выпускникам задуматься о том, что каждый великий шаг прогресса несёт за собой последствия, которые порой могут оказаться катастрофическими: для экологии и здоровья самого человека. Обращаясь к классической литературе, мы сравниваем мир «до» с нашим современным миром, прослеживаем, как меняются ценности людей, духовный мир, социум. Отдельного внимания заслуживают антиутопии, авторы которых много лет назад старались спрогнозировать возможный вред от прогресса.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Примерные темы
Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?
Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность»?
Может ли прогресс навредить человеку?
Согласны ли вы с высказыванием: «Лень — двигатель прогресса»?
Могут ли технологии заменить учителя?
Как технологический прогресс отражается на природе?
Один из величайших мифов нашего времени — это то, что технологии сближают нас. Так ли это?
Литературные аргументы:
«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
«О дивный новый мир» О. Хаксли
«Отцы и дети» И. С. Тургенев
«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
«1984» Дж. Оруэлл
«Мы» Е. И. Замятин
«Голодные игры» С. Коллинз
«Повелитель мух» У. Голдинг
«Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
«Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
Преступление и наказание — вечная тема
Темы этого направления не будут ограничиваться только произведением Ф. М. Достоевского, поскольку затрагивают важную философскую тему «преступления» в широком смысле этого слова. Стоит обсудить и последствия, с которыми сталкивается «преступник».
В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:
мораль и нравственность;
совесть;
честь;
ответственность;
вина и раскаяние.
Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
Примерные темы
Чем страшен человек без совести?
Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?
«Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?
Что может толкнуть человека на преступление?
Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?
Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?
Должно ли последовать наказание за возмездие?
Литературные аргументы:
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
«Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
«Голодные игры» С. Коллинз
«Повелитель мух» У. Голдинг
«Старуха Изергиль» М.Горький
«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
«Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин
«Анна Каренина» Л. Н. Толстой
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Очень интересная и неоднозначная тема! Каждый из нас может назвать произведение искусства (фильм, книгу, стихотворение или музыкальную композицию), которое поразило, впечатлило, а может, даже изменило нас. Анализ такого произведения, его интерпретацию ожидают увидеть эксперты от тех, кто выбирает данное направление. Немаловажно также вспомнить литературных героев, на жизнь и судьбу которых повлияло искусство, ведь все мы знаем, какое огромное влияние оно может оказывать на человека. Разумеется, многие авторы не обошли эту тему: искусство – сила, которая способна менять мир, в том числе духовный мир персонажей. Это направление однозначно можно считать одним из самых популярных среди выпускников.
С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
Почему важно приобщаться к искусству с детства?
Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и почему?
Литературные аргументы:
«Зеленая лампа» А. Грин
«Евгений Онегин» А. С. Пушкин
«Война и мир» Л. Н. Толстой
«Гарри Поттер» Дж. Роулинг
«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
«Граф Монте-Кристо» А. Дюма
«Черный человек» С. Есенин
«Гранатовый браслет» А. И. Куприн
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Это направление отсылает нас к одноимённому произведению Н. А. Некрасова. Однако, как и в случае третьей темой, оно не замыкается только на нём. Здесь выпускнику следует подумать об острых социальных и общественных вопросах: кто такой «гражданин»? В чем его ответственность перед обществом и родиной? Как меняется страна с ходом истории, взгляды народа и уровень его жизни? Могут ли жители нашей страны обрести счастье, а все государственные проблемы – разрешиться? Рассуждения о долге, родине, патриотизме лягут в основу сочинений тех, ко выберет это направление
Какого человека можно назвать гражданином?
Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
Что делает граждан одной страны счастливыми?
Может ли один человек повлиять на общество?
Чего не хватает нашему государству?
За что вы любите Россию?
Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?
Литературные аргументы:
«Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
«Война и мир» Л. Н. Толстой
«Недоросль» Д. И. Фонвизин
«Похороните меня за плинтусом» П. Санаев
«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
«1984» Дж. Оруэлл
«Горе от ума» А. С. Грибоедов
источник https://blog.maximumtest.ru