Первым экзаменом, который будут сдавать 11-классники в 2022 году, станет итоговое сочинение по литературе. Уже известны направления, которые будут предложены выпускникам, поэтому мы предлагаем более детально разобрать каждое из них и возможные темы сочинений, а также узнать, какие советы по подготовке к первому экзамену дают ученикам опытные педагоги и репетиторы.
Итоговое сочинение 2022
Итоговое сочинение – допуск школьников к ЕГЭ в 11 классе. Проводится в первую среду декабря и оценивается по системе «зачет/незачет». Важно успешно сдать экзамен, чтобы получить право участия в ЕГЭ. Написание сочинения не составит труда, если заблаговременно начать подготовку и знать содержание нескольких литературных произведений.
Важно! Местом проведения итогового сочинения является школа, в которой учащийся получает образование. На выполнение работы отводят 3 часа 55 минут.
ФИПИ утвердил такие даты итогового сочинения в 2021-2022 учебном году:
- 1 декабря 2021 года – основной поток;
- 2 февраля 2021 года – первый резерв;
- 4 мая 2022 года – второй резерв.
Требования лояльнее, нежели критерии ЕГЭ, установленные ФИПИ. При «незачете» сочинение можно переписать еще 2 раза в учебном году. Пересдача будет доступна в таких случаях:
- Ученик не посетил экзамен по уважительной причине, подтвердив отсутствие официальным документом (не подойдут причины «проспал», «опоздал на маршрутку», а также любимые школьниками «семейные обстоятельства»).
- Ученик не смог завершить работу по состоянию здоровья (резко ухудшилось самочувствие на сочинении).
- Учащийся получил «незачет».
К пересдачам не будут допущены ученики, не явившиеся на экзамен без уважительной причины, а также лица, отстраненные от выполнения работы за списывание и нарушение дисциплины в аудитории.
Направления и темы 2022 года
Материал данной статьи опирается на официальное письмо Рособрнадзора №04-416 от 26.10.2021 о направлении методических документов, рекомендуемых при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2021/22 учебном году.
В письме говорится о том, что в 2022 году итоговое сочинение 11-классники будут писать по таким четырем актуальным темам.
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
- Преступление и наказание — вечная тема.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Вот краткие пояснения к каждой теме, представленные на официальном сайте ФИПИ.
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Возможные темы итогового сочинения по литературе в 2022 году к направлению «Человек путешествующий»:
- Каким путём человек идёт к самому себе?
- Любовь как путь самопознания. Что может исказить жизненный путь человека?
- Какие цели важно ставить на жизненном пути?
- Как обрести счастье?
- Возможен ли жизненный путь без ошибок?
- Чем путешествия обогащают личность?
- Зачем люди отправляются в путешествие?
- Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
- Путешествие — способ познания себя и мира.
- Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
- Каковы цель и смысл жизни человека?
- Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
- Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
- Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
- Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
- Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
- Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
- Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
- Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
- Что значит «идти по жизни своим путём»?
- Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
- Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
- Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
- Зачем люди отправляются в путешествие? Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
- Чем путешествия обогащают личность?
- Что значит: идти ногу со временем?
- Что человек ищет в путешествиях?
- Почему люди хотят путешествовать?
- Как путешествия развивают личность?
- Чему человек может научиться в путешествии?
- Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?
- Как Вы понимаете слова: «Дорогу осилит идущий»?
- Как Вы понимаете фразу Оноре де Бальзака «Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно — идти»?
- Как выбрать свой жизненный путь?
- Как не сбиться с жизненного курса?
Рекомендованная литература
&feature=emb_imp_woyt
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
В направлении «Цивилизации и технологии…» в 2022 году могут быть предложены такие темы сочинений по литературе:
- Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
- Как развитие технологий повлияло на общество?
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Технический прогресс — зло или благо?
- Чем опасен технический прогресс?
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
- Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
- Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
- Можно ли обойтись без науки в современном мире?
- Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Как ученый должен относиться к научным открытиям?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Каким должен быть технический прогресс?
- К чему могут привести научные открытия?
- Какие научные открытия опасны?
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
- Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие опасности таит в себе технический прогресс?
- Что значит «разумное использование технологий?
- Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
- Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
- Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Почему многие люди боятся достижений цивилизаций? Что значит быть современным?
- Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
Рекомендованная литература
&feature=emb_imp_woyt
Преступление и наказание — вечная тема
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
Для тех, кто в 2022 году для себя выбрал направление «Преступление и наказание…» актуальными будут такие темы итогового сочинения:
- Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Что можно считать преступлением?
- Война: преступление или подвиг.
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- В чем опасность преступлений?
- Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
- Почему важны оправдательные приговоры?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Совместимы ли гений и преступление?
- Почему люди совершают преступления?
- Какие преступления нельзя простить?
- Можно ли оправдать преступление?
- Достоин ли преступник сочувствия?
- Может ли преступник раскаяться в содеянном?
- Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
- Как бороться с преступностью?
- Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
- Что такое совесть?
- Что значит быть совестливым человеком?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Нужно ли быть милосердным к преступникам?
- Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
- Что помогает человеку искоренять зло в себе?
- Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
- Каковы могут быть причины преступлений?
- Почему за преступлением следует наказание?
- Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
- Свобода и ответственность в жизни человека. Что значит быть совестливым человеком?
- Можно ли простить человека, совершившего преступление?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Может ли преступление быть оправдано?
- Какую роль играет совесть в жизни человека?
- Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
- Можно ли искупить свою вину?
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
Рекомендованная литература
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
Творческое направление 2022 года может быть представлено одной из таких тем:
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
- Как Вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
- Какую книгу Вы считаете величайшим достижением культуры?
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
- Нужно ли читать книги в XXI веке?
- Какие книги вдохновляют современную молодежь?
- Может ли книга помочь разобраться в себе?
- Какие литературные герои Вам больше всего нравятся и почему?
- Как искусство влияет на личность?
- Какой вид искусства Вам ближе и почему?
- Как музыка влияет на людей?
- Зачем человек слушает музыку?
- Какой фильм Вы можете назвать шедевром?
- «Где не хватает слов, говорит музыка» (Ганс Христиан Андерсен). В каких произведениях можно найти подтверждение этой мысли?
- Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
- Кумиры моего поколения: какие они?
- Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
- Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
- В какой книге изображён портрет современного поколения?
- Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
- Какие произведения искусства делают вас счастливым?
- Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
- Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
- Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
- Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
Рекомендованная литература
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
В данном направлении возможны такие темы:
- Всегда ли общество ценит достойных людей?
- Нужны ли перемены современному обществу?
- Что такое общественная справедливость?
- Бывает ли общественное мнение ошибочным?
- Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
- Кто счастлив на Руси?
- Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
- Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
- Что нужно сделать, чтобы на Руси всем жилось хорошо?
- Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
- Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
- Что значит «любить Родину»?
- В чем польза и опасность патриотизма?
- Как нужно относиться к своей Родине?
- Как сделать Россию лучше?
- Возможно ли решить проблему социального неравенства в России?
- Как связаны человек и государство?
- Как связаны общество и государство?
- Какие перемены опасны в обществе и государстве?
- Каким образом можно улучшить общество?
- Как можно улучшить государство?
- Как помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Нужно ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
- Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
- Может ли государство быть справедливым ко всем?
- Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
- Какими качествами должен обладать счастливый человек?
- Что такое репутация человека в обществе?
- Что значит «быть в ладу с самим собой»?
- Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
- Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
- Может ли один человек изменить общество?
- Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
- Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
- Что делает человека подлинно счастливым?
- Всегда ли общество ценит достойных людей?
- Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
- Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?
Рекомендованная литература
Критерии оценивания
При оценивании эксперты будут использовать вполне конкретные критерии, ориентируясь на которые можно максимально хорошо подготовится к первому испытанию (что будет особенно актуально для тех 11-классников, которые планируют получить за сочинение по литературе дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ).
К работе предъявляются два основных требования:
- Требование №1. «Объём итогового сочинения»
- Требование №2. «Самостоятельность написания итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)» и критериям оценивания).
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям:
- «Соответствие теме»;
- «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
- «Композиция и логика рассуждения»;
- «Качество письменной речи»;
- «Грамотность».
Важно! Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям № 1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» по одному из других критериев.
Больше советов от педагогов смотрите в видео уроке:
**************
Подробнее ➤
Уважаемые выпускники! Предлагаем вашему вниманию варианты итоговых сочинений на тему «Как развитие технологий повлияло на общество?», в которых используются материалы произведений отечественных и зарубежных авторов. Те, кто не согласен с представленными точками зрения, могут поспорить, это станет основой собственного сочинения.
Вариант 1
Какова роль технологий в жизни общества? Насколько велико их влияние на жизнь людей? Над этими вопросами хоть раз в жизни задумывается любой здравомыслящий человек. Британские ученые, проведя ряд исследований, пришли к выводу, что технический прогресс позитивно влияет на жизнь общества. Позволю себе не согласиться с их мнением. Компьютеры, смартфоны, беспроводные сети, бытовые приборы – все это прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Общение с друзьями и родственниками очень упростилось: современные гаджеты позволяют ежеминутно оставаться на связи. Машины облегчают труд человека на производстве и дома. Например, компьютерные программы хранят, обрабатывают огромное количество информации. Благодаря банкам данных стало легче находить любую информацию, системы слежения помогают предупреждать правонарушения, умные дома делают жизнь более комфортной. В то же время этими же преимуществами часто пользуются мошенники, жить становится небезопасно.
Создаются мощные устройства, управлять которыми в состоянии один человек. Если такое устройство окажется в руках безнравственной, жестокой личности, одержимой идеей безграничной власти или мести, то миру будет угрожать опасность. Огромные возможности людям дают цифровые технологии. Роман Д. Брауна «Цифровая крепость» рассказывает о противостоянии Агентства национальной безопасности США и одного человека, который поставил под угрозу всю секретную информацию серьезной организации. Энсей Танкадо создает вирус, который сотрудники АНБ сначала приняли за новую программу и дали ей название «Цифровая крепость». Вирус уничтожил мощный суперкомпьютер АНБ, но тайны, которые он хранил, не были обнародованы. Поступками Танкадо двигала месть за бомбардировку Японии в 1945 году, из-за которой он сам стал инвалидом. Действиям США в годы Второй мировой войны нет оправдания, они сбросили атомные бомбы на японские города, пострадало мирное население. Душевную боль Танкадо можно понять, и все же его поступок с точки зрения закона является преступлением. Эта история говорит о том, что один человек способен уничтожить целое государство. Современная технологическая мощь вызывает восторг и пугает одновременно. Поневоле задумываешься о том, готово ли морально человечество к таким открытиям.
Технологии постоянно обновляются, это влечет за собой изменения в обществе. Появление большого количества машин, увеличило городское население, повлияло на сельскую жизнь. Строительство гигантских сооружений отражается на окружающей среде и на душевном состоянии людей. В произведении В. Распутина «Прощание с Матерой» затрагивается несколько вопросов, связанных с внедрением машин в нашу жизнь. Речь в повести идет о строительстве гидроэлектростанции. Это достижение науки и техники доставит электричество во многие населенные пункты, но за это нужно заплатить немалую цену. Автор показывает три поколения жителей деревни Матеры, три точки зрения на событие. Дарья – представитель старшего поколения, она и ее ровесники горюют, что придется расстаться с местом, где прошла их жизнь. Ее сын Павел грустит, но не против переезда. Хотя сомнений в душе много, он понимает, что перемен не избежать. Его жена радуется новой квартире, сын с восторгом рассуждает о возможностях человека, которые ему дает технический прогресс. Молодые всегда идут впереди, оставляя пожилых на привычных местах. Молодежь выбирает новые профессии, большие города, новую музыку, отражающую суть эпохи. Распутин показывает процесс перехода на новую ступень цивилизации и роль, отведенную молодому поколению в этом процессе. Если говорить о современном обществе, когда технические перемены происходят очень стремительно, то новое поколение растет на цифровых технологиях. Поколение 90-х отстало от него на много лет и тяжело приспосабливается к новым условиям жизни, так же и много лет назад старые люди не принимали технических достижений.
Подводя итог, можно сказать, что новые технологии двигают общество по пути прогресса. Во все времена технические достижения радовали молодых и пугали старых, повидавших жизнь людей. Я думаю, что правы и те и другие. Достижения прогресса несут как благо, так и опасность. Все зависит от того, в чьих руках окажутся новые технологии и с какими целями будут использоваться.
Вариант 2
Технологический прогресс оказывает огромное влияние на общество. Совершенствование орудий труда неразрывно связано с развитием человека, изменениями в его жизненном укладе и политическом устройстве. С появлением первых машин повысилась производительность труда, стали появляться новые производственные отрасли. Развитие транспортной системы укрепляло экономику. Это способствовало росту городов, в которых остро проявлялись социальные противоречия. Появился рабочий класс, который живет только за счет продажи своего труда, ценящегося не так дорого, как бы хотелось.
Достижения науки и техники не должны усугублять социальное неравенство, они должны вести к созданию более гармоничного общества. Эту мысль подтверждает роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?». На примере швейной мастерской Веры Павловны автор показывает, как должны строиться отношения в обществе. Сначала в мастерской была только одна швея, сама Вера Павловна. Постепенно спрос на ее изделия рос, и она перестала справляться с работой и взяла себе помощниц. Героиня находит деньги на лечение работниц, помогает им с жильем. Производственные отношения строятся по типу коммуны, нет ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых, все счастливы. Я думаю, что небольшие производства, похожие на мастерскую Веры Павловны, существуют и в реальной жизни. Конечно, в больших компаниях редко создаются такие условия для работников, владельцы не заботятся о благе сотрудников. Впрочем, сотрудники также часто не ценят доброго отношения. Техническое развитие могло бы способствовать общественному благу, но этого не происходит. И дело, наверное, не только в техническом прогрессе, а в самой природе человека.
Когда-то К. Маркс в соавторстве с Ф. Энгельсом вывел взаимосвязь производства и общения в труде «Немецкая идеология». Взаимоотношения в обществе, между нациями зависят от развития производства и форм разграничения собственности. Каждая ступень разделения труда определяет отношение людей друг к другу. Технически развитое общество исключает рабство, но не отменяет эксплуатацию людей. Мы представители того общества, законы которого вывел Маркс. Он мечтал о коммунистическом строе и считал, что человечество в итоге придет к нему. Однако, по прошествии веков мало что изменилось. За последние десятилетия техническое развитие сделало огромный скачок, в человеческом обществе серьезных изменений не произошло, по крайней мере, в лучшую сторону. Развитие технологий способствует развитию межнациональных компаний, но разобщает простых людей. Все меньше остается живого общения, настоящих чувств.
В заключение можно сказать, что общество с развитыми технологиями в идеале должно прийти к гармоничным отношениям, смягчающим социальное неравенство. В реальной жизни этого не происходит. Богатые становятся еще богаче, бедные еще беднее, и те и другие тихо ненавидят друг друга. Прогресс породил мощные производительные силы, которые не всегда можно контролировать. Хочется верить, что когда-нибудь сбудутся утопические мечты о счастливом равноправном обществе, но это произойдет очень нескоро.
Аргументы по направлению «Цивилизации и технологии – спасение, вызов или трагедия?» можно найти, пройдя по ссылке https://literoved.ru/bank-argumentov
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация для подготовки к итоговому сочинению 2021/22 «»Цивилизация и технологии»
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Направление
«Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» -
2 слайд
Описание слайда:
ФИПИ
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии. -
3 слайд
Описание слайда:
Направление сформулировано широко — исходя из описания ФИПИ, конкретные темы в рамках данного направления могут касаться следующих аспектов:
Научно-технический прогресс: добро или зло?
Всегда ли технологии – это благо для человечества?
Как научные открытия делают нашу жизнь проще?
Человек и окружающий мир в XXI веке. -
4 слайд
Описание слайда:
Цитаты и афоризмы (их использование украсит твоё сочинение):
Реальная опасность состоит не в том, что компьютеры начнут думать как люди, а в том, что люди станут думать как компьютеры.
(Сидни Харрис, американский журналист)
Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной.
(Ральф Эмерсон, американский писатель)
Важнейшая задача цивилизации — научить человека мыслить.
(Томас Эдисон)
Власть техники привела к страшному ускорению времени, за которым человек не может угнаться. Ни одно мгновение не самоценно, оно есть лишь средство для последующего мгновения.
(Николай Бердяев)
Цивилизация в подлинном смысле слова состоит не в умножении потребностей, а в свободном и хорошо продуманном ограничении своих желаний.
(Махатма Ганди) -
5 слайд
Описание слайда:
Что почитать?
«Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»
М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».
Чернышевский «Что делать?»
М.Шолохов «Поднятая целина»
В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
Ч. Айтматов «Плаха»
А. Платонов «Котлован»
А.И. Куприн «Олеся»
И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие
М. Замятин «Мы»
В. Шукшина «Микроскоп»
М. Гелприна «Свеча горела»
Р. Брэдбери «Все лето в один день«, «И все-таки наш«, «Вельд», «И грянул гром»
У. Эко «Оно»
Р. Шекли «Лавка миров»
Уэллс Г.«Машина времени», «Война миров», «Человек-невидимка»
Рот В.«Дивергент»
Оруэлл Дж. «1984»
Верн Ж.«20000 лье под водой», «Вверх дном»
Лю Цысиньтрилогия «В память о прошлом Земли»
Хаксли О.«О дивный новый мир»………и другие произведения
-
6 слайд
Описание слайда:
Какие темы могут быть?
Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
Как развитие технологий повлияло на общество?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
Чем опасен технический прогресс?
Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
Можно ли обойтись без науки в современном мире?
Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
К чему могут привести научные открытия?
Какие научные открытия опасны?
Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
Какие опасности таит в себе технический прогресс?
Что значит «разумное использование технологий?
Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
Что значит быть современным?
Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей? -
7 слайд
Описание слайда:
Всегда ли технический прогресс — это благо? Ответ на этот вопрос находим в антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир!».
Автор рисует общество, в котором «умнеющая» техника заменила человека в самых разных сферах — от целых секторов экономики до ведения домашнего хозяйства.
В мире Хаксли человек использует высвобождающееся время не для саморазвития, а для беспрестанных развлечений и удовлетворения сиюминутных потребностей. Закономерный исход этому – деградация человека.
Люди, избавленные от необходимости прилагать хотя бы минимальные усилия к тому, чтобы обеспечить своё существование, ограниченные в доступе к образованию и науке, деградировали. Их не интересует ничего, кроме развлечений, беспорядочных связей и сомы (безвредный наркотик, который употребляют все жители Нового мира, чтобы получить удовольствие).
В этом разрезе всеобщее торжество технического прогресса выглядит не столь впечатляющим. -
8 слайд
Описание слайда:
Всесильна ли наука? Могут ли технологии вытеснить человека?
Пищу для размышлений по этим вопросам нам даёт произведение М.А. Булгакова «Собачье сердце».
Профессор Преображенский проводит необыкновенную операцию, в результате которой превращает в человека собаку.
Созданный им Шариков – неуправляемый и грубый, благородство и иные человеческие качества ему неведомы. Назвать этого персонажа человеком, а эксперимент Преображенского удачным не представляется возможным.
Техника, даже самая совершенная, никогда не сможет заменить человека, поскольку она не может мыслить, чувствовать, сопереживать. Эти качества присущи только человеку.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Презентация для подготовки к итоговому сочинению 2021/22 «Человек путешествующий»
-
Презентация для подготовки к итоговому сочинению 2021/22 «Преступление и наказание»
-
Презентация для подготовки к итоговому сочинению 2021/22 «Книга — про меня»
-
Презентация для подготовки к итоговому сочинению 2021/22 «Кому на Руси жить хорошо»
-
Буктрейлер по роману И.С. Шмелёва «Лето Господне»
-
Сценарий мероприятия в школе по пословицам
-
Презентация «Любовь в жизни А.С. Пушкина»
-
Презентация «Дружба в жизни А.С.Пушкина»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5454651 материал.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Применение MS Word, Excel в финансовых расчетах»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Организация маркетинга в туризме»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: ЦивилизаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ â ÑпаÑение, вÑзов или ÑÑагедиÑ?
ÐавеÑное, ни Ð´Ð»Ñ ÐºÐ¾Ð³Ð¾ не ново понÑÑие ÑеÑ
ниÑеÑкого пÑогÑеÑÑа. ÐÑе Ð¼Ñ Ñ Ð½Ð¸Ð¼ где-нибÑÐ´Ñ Ð´Ð° вÑÑÑеÑалиÑÑ. Ð ÑеÑ
ниÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑогÑеÑÑÑ Ð¾ÑноÑÑÑÑÑ Ð¿Ð¾-ÑазномÑ: кÑо-Ñо ÑÑиÑаеÑ, ÑÑо он пÑиноÑÐ¸Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ñ
оÑоÑего, а кÑо-Ñо Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñ Ð² нÑм ÑолÑко плоÑ
ое. Так ÑÑо же, ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ-зло или благо? Я ÑÑиÑаÑ, ÑÑо ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ-ÑÑо благо, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо вÑе ÑеÑ
нологии и инноваÑии ÑоздаÑÑÑÑ ÑолÑко Ñ ÑелÑÑ ÑлÑÑÑиÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñеловека, облегÑиÑÑ ÐµÑ, ÑделаÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ комÑоÑÑной и Ñдобной, а Ñо, ÑÑо обÑÑно пÑипиÑÑваÑÑ Ðº негаÑивной ÑÑоÑоне ÑеÑ
ниÑеÑкого пÑогÑеÑÑа, иÑÑ
Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¾Ñ Ñамого Ñеловека. ÐÐ»Ñ Ð¾Ð±Ð¾ÑÐ½Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ñвоей позиÑии пÑÐ¸Ð²ÐµÐ´Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¸Ð· ÑиÑаÑелÑÑкого опÑÑа.
Так в повеÑÑи ÐиÑ
аила ÐÑанаÑÑевиÑа ÐÑлгакова «СобаÑÑе ÑеÑдÑе» главнÑй геÑой занимаеÑÑÑ Ð¾Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ ÑвоиÑ
паÑиенÑов. Ðока Ñ ÐµÐ³Ð¾ деÑÑелÑноÑÑи еÑÑÑ Ð¾Ð¿ÑеделеннÑе гÑаниÑÑ Ð²Ð¼ÐµÑаÑелÑÑÑва в пÑиÑодÑ, вÑе Ð¸Ð´ÐµÑ Ð¾ÑлиÑно. Ðо как ÑолÑко геÑой пÑеÑÑÑÐ¿Ð°ÐµÑ ÑÑÑ ÑеÑÑÑ, ÑлÑÑаÑÑÑÑ Ð½Ðµ оÑÐµÐ½Ñ Ñ
оÑоÑие веÑи. Человек, коÑоÑÑй бÑл Ñоздан Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð¿ÐµÑеÑадки ÑеловеÑеÑкиÑ
желез и гипоÑиза Ñобаке, Ð²ÐµÐ´ÐµÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð¾ÑвÑаÑиÑелÑно, ÑÑановиÑÑÑÑ Ð¾Ð¿Ð°ÑнÑм Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва. ÐÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваеÑ, ÑÑо не нÑжно вмеÑиваÑÑÑÑ Ñак глÑбоко в пÑиÑодÑ, иÑÑоÑиÑеÑкое ÑазвиÑие. Ðо ÑÑого вмеÑаÑелÑÑÑво пÑогÑеÑÑ Ð² биологиÑеÑкой ÑÑеÑе пÑиноÑил полÑзÑ, а поÑле Ñого как Ñеловек Ñам пеÑеÑÑал видеÑÑ Ð³ÑанÑ, вÑе обеÑнÑлоÑÑ Ð½Ðµ лÑÑÑим обÑазом.
ÐапÑимеÑ, в пÑоизведении бÑаÑÑев СÑÑÑгаÑкиÑ
«ÐÐ¸Ñ Ð¸Ð½Ð¾Ð¹Â» гÑÑппа геологов обнаÑÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑдивиÑелÑнÑй подземнÑй гоÑод, коÑоÑÑй наÑелÑÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±ÑÑнÑе ÑÑÑеÑÑва. ÐÑ
меÑÑо полно инноваÑий и ÑеÑ
нологий, но Ñами жиÑели оÑÐµÐ½Ñ Ð´Ð¾Ð±ÑÑ, милоÑеÑднÑ, гоÑÐ¾Ð²Ñ Ð½Ð° ÑамопожеÑÑвование. ТеÑ
нологиÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°Ðº не повлиÑл на иÑ
нÑавÑÑвеннÑе каÑеÑÑва. ÐÑо ознаÑаеÑ, ÑÑо Ñам ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð½ÐµÐ¹ÑÑален, вÑе дело в наÑем оÑноÑении к немÑ.
ÐÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñоги, можно ÑказаÑÑ, ÑÑо ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð½ÐµÑÑÑ ÑолÑко Ñ
оÑоÑее, ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ-ÑÑо благо, коÑоÑое вноÑÐ¸Ñ ÑÑÑеÑÑвеннÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÐ·Ñ Ð² ÑеловеÑеÑкÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ. РвÑе непÑиÑÑноÑÑи лÑди ÑоздаÑÑ Ñебе Ñами, пеÑÐµÐ»Ð°Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð²Ð¸Ð½Ñ Ð¸ оÑвеÑÑÑвенноÑÑÑ Ð½Ð° ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ, Ñего делаÑÑ Ð½Ðµ ÑÑоиÑ.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ЯÑоÑлав!
Ðам ÑдалоÑÑ Ð² ÑоÑинении ÑаÑкÑÑÑÑ ÑемÑ, вÑÐ¹Ð´Ñ Ð·Ð° пÑÐµÐ´ÐµÐ»Ñ ÑколÑной пÑогÑаммÑ, ÑÑо Ñделало ÑабоÑÑ Ð¸Ð½ÑеÑеÑной, индивидÑалÑной. ÐмеÑÑе Ñ Ñем ÑледÑÐµÑ Ð¾Ð±ÑаÑиÑÑ Ð²Ð½Ð¸Ð¼Ð°Ð½Ð¸Ðµ на логиÑеÑкое неÑооÑвеÑÑÑвие Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑезиÑом, доказаÑелÑÑÑвом и вÑводом.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл.
Ðнализ пÑоизведений оÑлиÑаеÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð²ÐµÑÑ Ð½Ð¾ÑÑноÑÑÑÑ, одноÑÑоÑонноÑÑÑÑ
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 1 балл
ÐогиÑеÑкое пÑоÑивоÑеÑие Ð¼ÐµÐ¶Ð´Ñ ÑезиÑом и доказаÑелÑÑÑвом пÑÐ¸Ð²Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ðº ÑаÑÑокÑÑиÑовке главной мÑÑли: Ñак вÑе-Ñаки ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкий пÑогÑеÑÑ — ÑÑо благо или он нейÑÑален? Ð 1 аÑгÑменÑе опиÑан ÑкÑпеÑименÑ, ÑвлÑÑÑийÑÑ Ð¾Ð±ÑзаÑелÑной ÑаÑÑÑÑ Ð¿ÑогÑеÑÑа, во 2 обÑо Ñказано о ÑезÑлÑÑаÑÐ°Ñ Ð¿ÑогÑеÑÑа (инноваÑиÑÑ ) — Ð¼Ñ ÑÑавниваем ÑÑÐ°Ð´Ð¸Ñ Ð¿ÑоÑеÑÑа Ñ Ð²Ð½ÐµÐ´ÑеннÑм ÑезÑлÑÑаÑом?
ÐÑибки
Я ÑÑиÑаÑ, ÑÑо ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкий пÑогÑеÑÑ-ÑÑо благо, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо вÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ и инноваÑии ÑоздаÑÑÑÑ ÑолÑко Ñ ÑелÑÑ ÑлÑÑÑиÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñеловека
ÐÑо ÑпоÑное ÑÑвеÑждение, Ñак как ÑÑÑеÑÑвÑÑÑ Ð»Ð°Ð±Ð¾ÑаÑоÑии, ÑоздаÑÑие ÑазлиÑнÑе Ð²Ð¸Ð´Ñ Ð¾ÑÑжиÑ, виÑÑÑÑ — неÑжели ÑÑо Ñоже вÑе Ñ ÑелÑÑ ÑлÑÑÑиÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñеловека?
ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ и инноваÑии ÑоздаÑÑÑÑ ÑолÑко Ñ ÑелÑÑ ÑлÑÑÑиÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñеловека, облегÑиÑÑ ÐµÑ, ÑделаÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ комÑоÑÑной и Ñдобной, а Ñо, ÑÑо обÑÑно пÑипиÑÑваÑÑ Ðº негаÑивной ÑÑоÑоне ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкого пÑогÑеÑÑа, иÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¾Ñ Ñамого Ñеловека.
а Ñазве ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ и инноваÑии не ÑоздаÑÑÑÑ Ñеловеком? Разве Ð¼Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÐ¼ оÑделиÑÑ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ Ð¾Ñ Ð´ÑÑгого, еÑли не бÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹ и инноваÑий, ÑозданнÑÑ Ð½Ðµ Ñеловеком, а кем-Ñо инÑм? Ðак желание ÑлÑÑÑиÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ, Ñак и желание ÑазÑÑÑиÑÑ ÐµÐµ иÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð² Ñавной ÑÑепени Ð¾Ñ Ñеловека, и ÑолÑко Ð¾Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾. ÐогиÑеÑкое пÑоÑивоÑеÑие
Человек, коÑоÑÑй бÑл Ñоздан Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð¿ÐµÑеÑадки ÑеловеÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¶ÐµÐ»ÐµÐ· и гипоÑиза Ñобаке, Ð²ÐµÐ´ÐµÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð¾ÑвÑаÑиÑелÑно, ÑÑановиÑÑÑÑ Ð¾Ð¿Ð°ÑнÑм Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва. ÐÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваеÑ, ÑÑо не нÑжно вмеÑиваÑÑÑÑ Ñак глÑбоко в пÑиÑодÑ, иÑÑоÑиÑеÑкое ÑазвиÑие.
в повеÑÑи ÑÑÐ¾Ñ ÑезÑлÑÑÐ°Ñ Ð±Ñл вÑзван непÑавилÑнÑм вÑбоÑом доноÑа, коÑоÑÑй изнаÑалÑно не оÑлиÑалÑÑ Ð¿ÑаведнÑм поведением и воÑпиÑанием. СооÑвеÑÑÑвенно, он показÑваеÑ, ÑÑо лÑбое наÑÑное оÑкÑÑÑие до внедÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð² обÑеÑÑвеннÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ð´Ð¾Ð»Ð¶Ð½Ð¾ пÑойÑи множеÑÑво пÑовеÑок, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¾ÑениÑÑ Ð²Ñе возможнÑе поÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð¸ ÑакÑоÑÑ Ð²Ð»Ð¸ÑÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð° ÑезÑлÑÑаÑ.
Ðо ÑÑого вмеÑаÑелÑÑÑво пÑогÑеÑÑ Ð² биологиÑеÑкой ÑÑеÑе пÑиноÑил полÑзÑ, а поÑле Ñого как Ñеловек Ñам пеÑеÑÑал видеÑÑ Ð³ÑанÑ, вÑе обеÑнÑлоÑÑ Ð½Ðµ лÑÑÑим обÑазом.
Ðо и до ХХ ÑÑолеÑÐ¸Ñ Ð±Ñли вÑаÑебнÑе оÑибки, ÑÑоивÑие жизни как пÑавиÑелÑм, Ñак и пÑоÑÑÐ¾Ð¼Ñ Ð½Ð°ÑодÑ, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо знаÑÐ¸Ñ «Ð´Ð¾ ÑÑого», ÑÑо знаÑÐ¸Ñ «Ð¿Ð¾Ñле Ñого»? РоÑнове наÑки Ð»ÐµÐ¶Ð¸Ñ ÑкÑпеÑименÑ, и не вÑегда он бÑÐ²Ð°ÐµÑ ÑдаÑнÑм.
ÐапÑимеÑ, в пÑоизведении бÑаÑÑев СÑÑÑгаÑÐºÐ¸Ñ Â«ÐÐ¸Ñ Ð¸Ð½Ð¾Ð¹Â» гÑÑппа геологов обнаÑÑÐ¶Ð¸Ð²Ð°ÐµÑ ÑдивиÑелÑнÑй подземнÑй гоÑод, коÑоÑÑй наÑелÑÑÑ Ð½ÐµÐ¾Ð±ÑÑнÑе ÑÑÑеÑÑва.
Ñак как ÑÐµÐ·Ð¸Ñ Ð½Ð°Ñ Ð¾Ð´Ð¸ÑÑÑ Ð´Ð°Ð»ÐµÐºÐ¾ (во вÑÑÑплении), Ñо наÑинаÑÑ Ð°Ð±Ð·Ð°Ñ Ñо Ñлова «Ð½Ð°Ð¿Ñимеѻ поÑле ÑазвеÑнÑÑого паÑÑажа о пÑоÑеÑÑоÑе ÐÑеобÑаженÑком и ШаÑикове некоÑÑекÑно. ÐÑÑÑе пÑопиÑаÑÑ ÐµÑе Ñаз Ñам ÑÐµÐ·Ð¸Ñ (дÑÑгими Ñловами).
ÐÑо ознаÑаеÑ, ÑÑо Ñам ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð½ÐµÐ¹ÑÑален, вÑе дело в наÑем оÑноÑении к немÑ.
ÑÑо пÑоÑивоÑеÑÐ¸Ñ Ð²ÑÑÐºÐ°Ð·Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ Ð² наÑале ÑабоÑÑ ÑезиÑÑ Ð¾ Ñом, ÑÑо ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкий пÑогÑеÑÑ ÐµÑÑÑ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 1 балл
РеÑевÑе оÑибки не влиÑÑÑ ÑÑÑеÑÑвеннÑм обÑазом на воÑпÑиÑÑие ÑекÑÑа.
ÐÑибки
⦠РÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ Ð¿ÑогÑеÑÑÑ Ð¾ÑноÑÑÑÑÑ Ð¿Ð¾-ÑазномÑ: кÑо-Ñо ÑÑиÑаеÑ, ÑÑо он пÑиноÑÐ¸Ñ Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¾ Ñ Ð¾ÑоÑего, а кÑо-Ñо Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñ Ð² нÑм ÑолÑко Ð¿Ð»Ð¾Ñ Ð¾Ðµ. Так ÑÑо же, ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкий пÑогÑеÑÑ-зло или благо? Я ÑÑиÑаÑ, ÑÑо ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкий пÑогÑеÑÑ-ÑÑо благо, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо вÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ и инноваÑии ÑоздаÑÑÑÑ ÑолÑко Ñ ÑелÑÑ ÑлÑÑÑиÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñеловека, облегÑиÑÑ ÐµÑ, ÑделаÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ комÑоÑÑной и Ñдобной, а Ñо, ÑÑо обÑÑно пÑипиÑÑваÑÑ Ðº негаÑивной ÑÑоÑоне ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкого пÑогÑеÑÑа, иÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ñ Ð¾Ñ Ñамого Ñеловека.
повÑоÑÑ
…ÑоздаÑÑÑÑ ÑолÑко Ñ ÑелÑÑ ÑлÑÑÑиÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñеловека, облегÑиÑÑ ÐµÑ, ÑделаÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐµ комÑоÑÑной и Ñдобной
плеоназм (пÑилагаÑелÑнÑе дÑблиÑÑÑÑ Ð´ÑÑг дÑÑга по ÑмÑÑлÑ)
ÐÑÐ¾Ñ Ð¿ÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¿Ð¾ÐºÐ°Ð·ÑваеÑ, ÑÑо не нÑжно вмеÑиваÑÑÑÑ Ñак глÑбоко в пÑиÑодÑ, иÑÑоÑиÑеÑкое ÑазвиÑие. Ðо ÑÑого вмеÑаÑелÑÑÑво пÑогÑеÑÑ Ð² биологиÑеÑкой ÑÑеÑе пÑиноÑил полÑзÑ, а поÑле Ñого как Ñеловек Ñам пеÑеÑÑал видеÑÑ Ð³ÑанÑ, вÑе обеÑнÑлоÑÑ Ð½Ðµ лÑÑÑим обÑазом.
повÑоÑ
ÐÑ Ð¼ÐµÑÑо полно инноваÑий и ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¹
наÑÑÑение лекÑ.ÑоÑеÑаемоÑÑи.
Ð¢ÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸ÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð½Ð¸ÐºÐ°Ðº не повлиÑл на Ð¸Ñ Ð½ÑавÑÑвеннÑе каÑеÑÑва. ÐÑо ознаÑаеÑ, ÑÑо Ñам ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð½ÐµÐ¹ÑÑален, вÑе дело в наÑем оÑноÑении к немÑ.
повÑоÑ
ÐÑо ознаÑаеÑ, ÑÑо Ñам ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð½ÐµÐ¹ÑÑален, вÑе дело в наÑем оÑноÑении к немÑ.
ÐÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñоги, можно ÑказаÑÑ, ÑÑо ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð½ÐµÑÑÑ ÑолÑко Ñ
оÑоÑее, ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ-ÑÑо благо, коÑоÑое вноÑÐ¸Ñ ÑÑÑеÑÑвеннÑÑ Ð¿Ð¾Ð»ÑÐ·Ñ Ð² ÑеловеÑеÑкÑÑ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ. РвÑе непÑиÑÑноÑÑи лÑди ÑоздаÑÑ Ñебе Ñами, пеÑÐµÐ»Ð°Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð²Ð¸Ð½Ñ Ð¸ оÑвеÑÑÑвенноÑÑÑ Ð½Ð° ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ, Ñего делаÑÑ Ð½Ðµ ÑÑоиÑ.
повÑоÑÑ
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл, вÑего допÑÑено оÑибок: 3
ÐÑÑогÑаÑиÑ
Человек, коÑоÑÑй бÑл Ñоздан Ñ Ð¿Ð¾Ð¼Ð¾ÑÑÑ Ð¿ÐµÑеÑадки ÑеловеÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¶ÐµÐ»ÐµÐ· и гипоÑиза Ñобаке, Ð²ÐµÐ´ÐµÑ ÑÐµÐ±Ñ Ð¾ÑвÑаÑиÑелÑно, ÑÑановиÑÑÑÑ Ð¾Ð¿Ð°ÑнÑм Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва.
СТÐÐÐÐÐТСЯ
ÐÑнкÑÑаÑиÑ
Так ÐÐТ в повеÑÑи ÐÐ¸Ñ Ð°Ð¸Ð»Ð° ÐÑанаÑÑевиÑа ÐÑлгакова «СобаÑÑе ÑеÑдÑе» главнÑй геÑой занимаеÑÑÑ Ð¾Ð¼Ð¾Ð»Ð¾Ð¶ÐµÐ½Ð¸ÐµÐ¼ ÑÐ²Ð¾Ð¸Ñ Ð¿Ð°ÑиенÑов.
запÑÑÐ°Ñ Ð¿Ñи вв.Ñлове
ÐÑаммаÑика
РвÑе непÑиÑÑноÑÑи лÑди ÑоздаÑÑ Ñебе Ñами, пеÑÐµÐ»Ð°Ð¶Ð¸Ð²Ð°Ñ Ð²Ð¸Ð½Ñ Ð¸ оÑвеÑÑÑвенноÑÑÑ Ð½Ð° ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкий пÑогÑеÑÑ, Ñего делаÑÑ Ð½Ðµ ÑÑоиÑ.
пеÑекладÑваÑ
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐÑак, ЯÑоÑлав, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», однако ÑледÑÐµÑ ÑÑаÑелÑно поÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ аналиÑиÑеÑкой ÑаÑÑÑÑ ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ логикой доказаÑелÑÑÑва.
УдаÑи!
Биологи специализируются на исследовании живых организмов. История профессии напрямую связана с зарождением медицины и корнями уходит в древность. Первые труды по описанию различных видов, физиологии и анатомии как человека, так и животных появились в Древней Греции. В те времена философы размышляли об устройстве мира и организмов.
С течением времени знания в области медицины и устройства окружающего мира постепенно увеличивались и развивались. Люди узнавали о полезных свойствах тех или иных видов, учились выращивать скот более крупным и питательным, узнавали новые подробности о внутреннем устройстве тела человека.
Все приостановилось в период Средневековья. Темные времена – это страшное время для всех естествоведов. Наличие знаний о свойствах трав, устройстве организмов и человеческих болезнях приравнивалось к поклонению дьяволу. Лекари, целители, травники – все признавались слугами сатаны и подвергались очищению огнем.
Просветление наступает с эпохой Возрождения. Естественные науки начинают стремительно развиваться. Открываются музеи естествознания, появляются зверинцы и больницы. Наступает эпоха расцвета биологических наук.
Однако, сам термин «биология» возник лишь в 19 веке. Биологию выделяют в отдельную науку, которая объединяет массу ответвлений: зоологию, анатомию, физиологию и т.д. Ранее все эти отрасли знания существовали по отдельности, но именно в 19 веке ученые заметили, что у всего живого есть общие черты, что и привело к обобщению всех естественных наук под крылом биологии.
В наши дни биологи имеют колоссальные возможности в плане технологий и возможностей. Современные механизмы исследований, огромный багаж знаний прошлых лет в совокупности со сверхмощным оборудованием – все это открывает новый этап в профессии биолога и развитии науки.
Краткое описание профессии
Профессия биолога довольно многогранна. Стандартно ее классифицируют по отраслям биологической науки:
Биолог-ботаник. Данный специалист занимается растениями. Он изучает их свойства, отыскивает новые разновидности и классифицирует виды. Также именно данный специалист выясняет влияние растений на человека и животных.
Биолог-зоолог. Данный специалист изучает животных и все, что с ними связано, исследует их заболевания и их влияние на человека, занимается поиском новых видов. Зоологи имеют широкий спектр деятельности. Именно они указывают на причины исчезновения видов, стимулируя людей беречь природу.
Микробиолог. Это специалист, изучающий микроорганизмы. Он знает все о бактериях, проводит различные исследования, направленные на борьбу с ними и способы их полезного применения. Данная отрасль биологической науки стремительно развивается и имеет ряд перспектив.
Каждый из трех основных подразделений биологической науки классифицируется на 10-ки видов знаний, которые еще более узко направлены. Биолог может изучать все и сразу. Это специалист широкого профиля, знающий массу информации об устройстве и принципах жизнедеятельности живых организмов. Именно биология помогает человеку проводить исследования, необходимые для открытия панацеи от страшных заболеваний современности.
Работа у биолога может быть как лабораторной, так и весьма увлекательной, связанной с поездками по всему земному шару. Биологи-исследователи постоянно путешествуют в поиске новых видов и попытках остановить массовое уничтожение лесов.
На каких специальностях учиться
Для того чтобы иметь возможность работать биологом, вам необходимо выбрать одну из таких специализаций в высшем учебном заведении:
Биология.
Биотехнология.
Биоинженерия и биоинформатика.
Биология и химия (педагогическое образование).
Водные биоресурсы и аквакультура.
Почвоведение.
Медицинская кибернетика.
Медицинская биофизика.
Все данные специализации дадут вам право работать как преподавателем биологии, так и биологом в научно-исследовательском центре.
Где учиться
В каждом региональном центре Российской Федерации обязательно найдется высшее учебное заведение, в котором есть нужный факультет. Самыми престижными по праву считаются:
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.
Московский государственный университет пищевых производств.
Московский педагогический государственный университет.
Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А. Тимирязева.
Московский государственный университет геодезии и картографии.
Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (Первый казачий университет).
Чем приходится заниматься на работе и специализации
Работа биолога в основном заключается в постоянном проведении исследовательской деятельности. Спектр ежедневных обязанностей включает:
Сбор информации, который входит в планирование исследования.
Подготовка материалов к исследованию. Биолог постоянно изучает информацию. Это необходимо для того, чтобы подобрать методы для эффективного проведения исследования.
Подбор и разработка необходимого оборудования.
Непосредственное проведение исследований. Для этого пригодится не только знание биологии, но и отличные навыки в химии.
Фиксация результатов исследования. Биолог постоянно фиксирует показатели приборов и записывает все виды реакций и процессов.
Обобщение результатов. В данный этап входит их повторное изучение и обработка.
Составление выводов. Это уже аналитический вид работ. На основе результатов исследований появляются выводы и рекомендации.
Путешествия. Это один из излюбленных видов работ. Биологи занимаются изучением видов в естественной среде обитания, фиксируют результаты и описывают их.
Открытие и описание новых видов. Многие растения и животные все еще не обнаружены человеком.
Преподавательская деятельность. Обучение студентов и школьников тонкостям биологии и более узких ее отраслей.
Профессия биолога – это интересная и динамично развивающаяся деятельность, дело, которое приносит максимум пользы человеку и природе.
Кому подходит данная профессия
Биолог – это в первую очередь большой любитель природы и всего живого. Данная профессия требует усидчивости, аккуратности и внимательности – эти качества помогут в проведении исследований и наблюдений. Аналитический склад ума сделает исследовательскую деятельность максимально эффективной. Биолог должен обладать хорошо развитой долговременной памятью, так как довольно часто может пригодиться какая-либо информация.
Еще одним качеством для хорошего биолога является отсутствие аллергических реакций на животных и растений. Она может стать помехой при проведении исследований.
Востребованность
Профессия биолога не является востребованной. Обычно вакансии появляются только в университетах и школах. Немногие компании на территории нашего государства занимаются исследовательской деятельностью. На рынке замечается существенный спад интереса к биологии.
Сколько получают люди, работающие по данной профессии
В среднем биологи зарабатывают 8 до 60 тысяч рублей в месяц. Уровень дохода зависит от сферы применения своих навыков.
Легко ли устроиться на работу
Устроиться на работу довольно сложно, связано это не с высокими требованиями, а с тем, что вакансии появляются крайне редко. При их появлении диплома обычно оказывается недостаточно. Ключевую роль играет опыт и наличие исследовательской практики.
Как обычно строится карьера
Карьера биолога строится в зависимости от сферы применения знаний:
Педагоги могут вырасти до завучей, деканов и ректоров. Главное, постоянно повышать уровень своих знаний.
Биологи-исследователи часто становятся заведующими лабораторией и начальниками проектов. Для роста важно проявить себя. Постоянно развиваться, демонстрировать осведомленность и находить материалы для проведения качественных исследований.
Перспективы профессии
Профессия биолога уже давно находится далеко не на пике популярности. Большинство исследований отведено медикам и более узконаправленным профессорам и ученым. Перспективы роста есть всегда. Так биологи могут стать деканами факультетов или же заведующими лабораторией.