Технологическая карта а с пушкин сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

- проверка домашнего задания. снегурочка - немецкая народная сказка сказка о мертвой царевне и семи богатырях а.с.пушкина. сходство 1. смерть

— Проверка домашнего задания.

«Снегурочка» — немецкая народная сказка

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Сходство

1. Смерть матери, жизнь с мачехой-царицей

2. Соперничество в красоте.

3. Говорящее зеркальце.

4. Царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та
остается жива.

5. Царица пытается убить ее сама и наконец при помощи
отравленного яблока ей это удается.

6. Дело было зимой.

7. Захоронение в хрустальном гробу.

8. Царевны белы, чернобровы

9. Царевен спасают царевичи.

10. Злые царицы умирают в конце сказки

11. Семь карликов и семь богатырей.

12. Царь женится через год.

Различия.

Егерь

Чернавка

У царевны был жених – царевич Елисей.

Царевич спасает случайно (кусок отравленного яблока
выскочил, когда гроб пошатнулся)

Царевич целует царевну.

Карлики

Богатыри

Сильная шнуровка, ядовитый гребень и яблоко

Только яблоко.

Злую царицу убивают

Злая царица умирает от «тоски».

Помощники: пес Соколко, солнце, месяц, ветер,

Злая царица разбивает зеркальце.

Проза

Стихотворная сказка 

— Сказка «Снегурочка» — народная
сказка, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана не народом, а
определенным человеком – А.С.Пушкиным, и потому она – литературная.

— Сегодня мы с вами, работая над
сказкой Пушкина, попробуем назвать некоторые отличия литературной сказки от
фольклорной.

— Первое отличие я уже назвала.
Какое? (фольклорная сказка написана народом, литературная – писателем).

— Посмотрите, пожалуйста, нашу
таблицу в части «Различия» и скажите, с чем вы никогда не встречались, читая
фольклорные сказки? (сказка Пушкина – стихотворная).

— Свою сказку Пушкин написал в
его имении Болдино в ноябре 1833 года. В основу ее легла запись русской
народной сказки, сделанная поэтом еще в Михайловском.

Сейчас я вас познакомлю с
содержанием этой записи, а вы, слушая, подумайте, чем отличается народная
сказка от пушкинской? (народная сказка носит более мрачный характер. Царевна
оказывается способной поднести врагам сонных капель; она не такая кроткая и
светлая, как у Пушкина. Мотив соперничества в красоте мачехи и царевны в
народной сказке почти не дан.)

«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его.
Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то: али мужчина,
али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли
женщина – будь нам мать али сестра…» Сии братья враждуют с другими двенадцатью
богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку: «Если кровию
нальются, то не жди нас». – Приезжая назад, спят сном богатырским. Первый раз –
двенадцать дней, второй – двадцать четыре, третий – тридцать один. Противники
приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель … и прочее. Мачеха ее приходит
в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит
царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице,
натянутой толстыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется … и проч.»

— Но ради чего Пушкин меняет
народную сказку? (предположения ребят)

— Создавая произведение,
писатель рисует свою модель мира. Выражается она и через систему образов
произведения. Давайте посмотрим, что получилось у ребят дома. Они должны были
схематично изобразить систему образов сказки Пушкина и определить, чему учит
эта сказка (Приложение 4).

— Итак, какой вывод мы можем
сделать?

Идея сказки А.С.Пушкина: 1)
внешняя красота не есть показатель душевной красоты; 2) если ты всех любишь, ко
всем с добром, то друзья тебя из гроба поднимут.

— В народных сказках основной
прием обрисовки героев – описание их поступков и взаимоотношений. Пушкин также
использует этот прием.

Возьмем один из ключевых
эпизодов: разговор с зеркальцем. Отметим все действия царицы.

Когда ее зеркальце хвалит:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Когда же царица узнает, что она
не первая красавица, она предстает совершенно иной:

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!…

Обратите внимание на те глаголы
движения, которыми поэт выразительно передает поведение своенравной мачехи.

— А как ведет себя царевна, ну,
например, при появлении в доме семи богатырей?

(«Все порядком убрала, засветила
богу свечку, затопила жарко печку», только после этого «На полати взобралась и
тихонько улеглась» и далее «Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась,
закраснелась, извинилась», «от зеленого вина отрекалася она; пирожок лишь
разломила да кусочек прикусила»).

Мы видим, что характеры героинь
раскрываются в их поведении, в конкретных поступках, действиях.

— Этот прием у Пушкина
преобладающий, но не единственный. Он расширяет способы изображения сказочных
персонажей.

— Обратите, например,  внимание, как Пушкин изображает внешность
своих героинь и как показана внешность героев в народных сказках (в народных
сказках – «Красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать»). В
отличие от народных сказок Пушкин не только описывает внешность своих героев,
но и дополняет это описание характеристикой «нрава» героя, высказывая этим свое
отношение к нему. Вот, например, несмотря на то, что царица «высока, стройна,
бела и умом и всем взяла», она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зато
царевна «белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Встречаемся мы и с
прямой авторской оценкой своих героинь, чего нет в народных сказках. «Вот она,
моя душа, пошатнулась…», «Красавица-душа», «милая девица» — говорит он о царевне,
выражая свою симпатию к ней.

— А теперь обратим внимание, как
говорят пушкинские героини. Обратимся опять к эпизоду «Царица беседует с
зеркальцем». В первом разговоре она предстает перед нами в добром расположении
и речь ее приветлива, весела. «Свет мой, зеркальце!» — обращается она к нему.
Но зеркальце говорит и то, что ей не хочется слышать, и поведение ее меняется.
«Ах ты, мерзкое стекло!» — гневается царица.

А царевна? Она никогда не
накричит, она всегда ласкова, будь это Чернавка («Жизнь моя! В чем, скажи,
виновна я?»), будь это богатыри («Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои
родные…») или нищенка («Постой, бабушка, постой немножко… пригрожу сама я псу и
кой-что тебе снесу».

 Мы с вами видим, что в
зависимости от характера, героини Пушкина говорят по-разному, их речь
индивидуализирована.

— Давайте подведем итог.

Сказка Пушкина «О мертвой
царевне и семи богатырях» является литературной, потому что …. (написана
писателем).

Она имеет форму, которая никогда
не встречается в фольклорных сказках. Какую? (стихотворную). Значит, писатель
сам выбирает форму своего произведения.

Пушкин, как и в фольклорных
сказках, рисует своих героев через описание ….. (их поступков). Но также дает
прямые авторские характеристики, усложняет описание внешности, индивидуализирует
речь, а еще вводит картины природы, помогающие понять переживания героев. Но
обо всем этом мы будем с вами говорить подробнее, когда перейдем к литературным
сказкам. 

Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях читать

Король приветствовал королеву,
Я получил платье на улице,
И королева у окна
Она села ждать его одного.
Жду, жду с утра до вечера,
Смотрит в поле глазами инда
Я заболел, смотрю
От белого рассвета до ночи.
Не видеть дорогого друга!
Он только видит: метет метель,
Снег падает на поля
Вся белая земля.
Проходит девять месяцев
Он не сводит глаз с поля.
Здесь, в канун Рождества, в ту же ночь
Бог дает королеве дочь.
Добро пожаловать в гости рано утром
Долгожданный день и ночь
Издалека наконец
Отец-король вернулся.
Она посмотрела на него,
Я тяжело вздохнул
Восхищения не принес
И она умерла массово.

Долго царь был безутешен,
Но что делать? и он был грешником;
Год прошел как пустой сон
Король женился на другом.

Скажите правду, мисс
Королева действительно была:
Высокий, худой, белый,
И он принял это своим умом и со всеми;
Но тогда она гордая, леденец,
Добровольный и ревнивый.
Он был отдан ей в приданое
Было зеркало;
В свойстве зеркала было:
Умело говорите.

Она была с ним наедине
Добродушная, веселая,
Я пошутил с ним
И, выпендриваясь, сказал:
«Мой свет, зеркало! рассказать,
Да, скажите всю правду:
Я самая красивая на свете,
Все красные и белые?”
И его зеркало ответило:
«Вы, конечно, без сомнения;
Ты, королева, самая милая из всех
Все краснеет и белее”.
И королева смеется,
И пожимает плечами
И прищуриться
И щелкни пальцами
И это оборачивается,
Гордо смотрите в зеркало.

Но принцесса молода
Тихо цветет
Между тем он вырос, вырос,
Роза — распустилась,
Белолицый, чернобровый,
К характеру такого кроткого человека.
И жених нашел ее,
Князь Елисей.

Сваха пришла, король слово дал,
И приданое готово:
Семь торговых городов
Да, сто сорок башен.

Сходи на девичник,
Вот королева наряжается
Перед зеркалом
Я говорил с ним:
«Я, скажи мне, намного слаще,
Все красные и белые?”
Какой ответ в зеркале?
«Вы, несомненно, красивы;
Но принцесса самая красивая из всех,
Все краснеет и белее”.
Как королева сдует
Да как дверная ручка будет качаться,
Да он по зеркалу хлопнет,
Пяткой, как топчет!..
«Ах, паршивое стекло!
Вы лжете назло мне.
Как он может конкурировать со мной?
Я успокою ее безумие.
Посмотрите, как они выросли!
И не зря он белый:
Живот матери сидел
Да он только что посмотрел на снег!
Но скажи мне: как это может
За то, что во всем был мне дороже?
Признайся: я самая красивая из всех.
Обойди все наше королевство,
По крайней мере, весь мир; Я даже не.
Не правда ли? »Зеркало в ответ:
«А принцесса намного красивее,
Все краснее и белее”.
Ни за что. Она,
Полный черной зависти
Бросьте зеркало под скамейку
Чернавка позвонила ей
И наказывает ее
Его сенной девушке,
Послание принцессы в скрытый лес
И, связав ее, живьем
Оставь там сосну
Быть съеденным волками.

Сможет ли дьявол справиться с рассерженной женщиной?
Обсуждать нечего. С принцессой
Потом Чернавка ушла в лес
И это заняло у меня такое расстояние,
Что догадалась принцесса
И до смерти напуган
И она молилась: «Моя жизнь!
В чем, скажите, я виноват?
Не балуй меня, девочка!
И как я буду королевой,
Даю тебе”.
Что, любя ее душой,
Он не убивал, не связывал,
Она отпустила и сказала:
«Не крути, Бог с тобой”.
И сама вернулась домой.

«Что? — сказала королева. —
Где красивая девушка?” —
«Там, в лесу, есть один, —
Она отвечает.-
Его локти тесно связаны;
Он попадет в когти зверя
Она будет меньше сопротивляться,
Умереть будет легче”.

И голос зазвонил:
Королевская дочь ушла!
Бедный король скорбит по ней.
Князь Елисей,
Усердно молясь Богу,
Иди на улицу
Для красивой души
Для молодой невесты.

Но невеста молода
Блуждая по лесу до рассвета,
А пока все продолжалось и продолжалось
И я наткнулся на башню.
Собака на нее лает,
он прибежал и замолчал, играя.
Он вошел в ворота,
Во дворе тишина.

Собака бежит за ней, гладит ее
И принцесса, украдкой,
Встал на крыльцо
И схватил кольцо;
Дверь бесшумно открылась
И принцесса нашла себя
В светлой комнате; около
Скамейки покрытые ковром
Стол дубовый под святых,
Печь со скамейкой из майолики.
Девушка видит, что здесь
Хорошие люди живут;
Знайте, что он не обидится! —
Между тем никого не видно.
Княжна ходила по дому,
Я все убрал,
Он зажег свечу для Бога
Залил горячую печь
Попал на пол
И спокойно ложись.

Приближалось время обеда
Раздался топот по двору:
Введите семь героев,
Семь румяных бород.
Старец сказал: «Какое чудо!
Все так чисто и красиво.
Кто-то чистил
Да, хозяева ждали.
Кто? Выходи и покажись
Подружитесь с нами честно.
Если ты старик
Ты навсегда будешь нашим дядей.
Если ты румяный тип
Брат, тебя позовут для нас.
Старый Коля, будь нам матерью,
Так мы отдадим достоинство.
Если красная девушка
Будь нам дорогой сестрой”.

И царевна спустилась к ним,
Почитал хозяев,
Он низко поклонился своему поясу;
Покраснев, она извинилась
Зачем я пришел посмотреть на них,
Даже если ее не пригласили.
Мгновенно они узнали слово,
Принцесса была принята;
Они сели в угол
Принесли торт;
Налили полный стакан,
Подается на подносе.
Из зеленого вина
Он отрицал;
Я только что разбил торт
Да я кусочек откусил
И с улицы отдыхать
Я попросил кровать.
Они забрали девушку
В светлой комнате
И остался один
Спать.

День за днем ​​проходит, дрожа
И юная принцесса
Все в лесу; не надоедает
Семь героев.
Перед рассветом утром
Братья в дружной толпе
Они идут гулять
Стреляй в серых уток
Правую руку развлечь,
Сорочин в поле спешит,
Или голова широкие плечи
Резать татарин,
Или стереть из леса
Черкесский Пятигорск.
И она любовница
А пока один в спальне
Собирайте и готовьте.
Она им не станет противоречить,
Они не противоречат этому.
Так что дни идут.

Сладкие братья девушки
Возлюбленный. В его комнате
Однажды, как только рассвело,
Все семеро вошли.
Старец сказал ей: «Семья маленькая,
Знаешь: ты все сестра наша,
Нас всех семеро, ты
Мы все любим для себя
Мы возьмем вас всех ради
Да это невозможно, ради бога
Как-то нас примирить:
Будь одной женой
Еще одна любящая сестра.
Зачем качать головой?
Отказать нам?
Разве не все товары для торговцев?”

«Ой, ребята хорошие, честные,
Братья, вы моя семья, —
Княгиня им говорит, —
Если я лгу, Бог повелит
Я не могу выбраться из этого живым.
Что я должен делать? Я невеста.
Вы все для меня одинаковы
Все смелые, все умные,
Я люблю вас всех от всего сердца;
Но для другого я навсегда
Данный. Все слаще для меня
Князь Елисей”.

Братья молчали
Да, почесали мне затылок.
«Вопрос не в грехе. Простите нас, —
Сказал старец с поклоном. —
Если так, я не буду заикаться
Об этом »-« Я не сержусь, —
Он сказал спокойно, —
И мой отказ — это не моя вина”.
Кланялись ей молодожены,
Мы ушли тайно,
И все сходится
Они стали жить и ладить.

Между тем злая королева,
Вспоминая принцессу,
Я не мог простить ей
И твое в зеркале
Долго хмурилась и злилась:
В конце концов он это пропустил
И она последовала за ним, и, сев
Перед ним я забыл свой гнев,
Он снова начал хвастаться
И с улыбкой сказал:
«Привет, зеркало! рассказать,
Да, скажите всю правду:
Я самая красивая на свете,
Все красные и белые?”
И его зеркало ответило:
«Вы, несомненно, красивы;
Но он живет без славы
Среди зеленых дубовых лесов,
Семь героев
Что тебе дороже”.
И королева упала
На Чернавке: «Как ты посмел
Обмани меня? и что!..”
Он во всем сознался:
В любом слючае. Королева плохая
Угрожая ей рогаткой
Я решил не жить,
Или баловать принцессу.

Поскольку принцесса молода,
С нетерпением жду милых братьев
Расстрелян, сидя под окном.

Вдруг разозлился на крыльце
Собака залаяла и девочка
Смотрите: нищий мау
Прогуляйтесь по двору с тростью
Прогоните собаку. «Ждать.
Бабушка, погоди, —
Он кричит на нее через окно, —
Я сам буду угрожать собаке
А я тебе кое-что возьму”.
Девушка отвечает:
«О, маленькая девочка!
Проклятая собака победила
Я чуть не съел это до смерти.
Посмотри, какой он занят!
Выходи из меня. »- хочет принцесса
Иди к ней и возьми хлеб,
Но я только что сошел с крыльца,
Собака под ногами — а он лает
И она не пускает его к старухе;
Как только к ней пойдет старуха,
Он, лесной зверь, зол,
Старушке. Какое чудо?
«Судя по всему, он плохо спал, —
Принцесса разговаривает с ней. —
Ну возьми! »- и хлеб летит.
Старуха взяла хлеб;
«Спасибо», — сказал он, —
Будьте здоровы;
Вот тебе кое-что, возьми!”
И принцессе жидкость,
Молодой, золотой,
Яблоко летит прямо…
Собака будет прыгать, кричать…
Но принцесса в обеих руках
Хватай — поймали. «Ради скуки
Съешь яблоко, мой свет.
Спасибо за обед…” —
Старая дама сказала
Он поклонился и исчез…
И с принцессой на крыльце
Собака бежит ей по лицу
Жалко смотреть, грозно выть,
Как болит собачье сердце
Как будто он хотел ей сказать:
Сдаться! — ласкает,
Дрожание нежной рукой:
«Что, Соколко, что с тобой?
Сложить! «- и вошел в комнату,
Дверь тихо заперта
Я сидел под окном за проволокой
Ждите хозяев и смотрите
Все для яблока. Это
Полный спелого сока
Такой свежий и такой ароматный
Так розово с золотом
Как будто мед пролился!
Семена видны насквозь…
Он хотел подождать
До обеда; Я не мог вынести
Я взяла яблоко в руки,
Поднесла к алым губам,
Понемногу
И я проглотил кусок…
Вдруг ты, душа моя,
Я шатался, не дыша
Она опустила руки,
Я уронил розовый фрукт,
Глаза к небу
И она под картинкой
Я упал головой на скамейку
И она замолчала, по-прежнему…

Братья в то время дома
Я снова в толпе
С храбрым ограблением.
Им навстречу грозно завывая,
Собака бегает по двору
Их путь показывает. «Не навсегда! —
Братья сказали — боль
Мы не проедем «скакали,
Они входят, запыхавшись. Беги внутрь,
Собака с головой в яблоко
Я бросился лаять, разозлился
Я проглотил, он упал
И он умер. Пьяный
Знаешь, это был яд.
Перед мертвой принцессой
Братья по душевной боли
Все склонили головы
И молитвой святого
Они встали из-за прилавка, оделись,
Они хотели ее похоронить
И они передумали. Она,
Как под крылом мечты,
Я лежу так тихо, круто,
Что он просто не дышал.
Он ждал три дня, но она
Она не просыпалась.

Создав печальный ритуал,
Вот они в хрустальном гробу
Труп юной принцессы
Ставят — и толпа
Принесен к пустой горе
И в полночь
Его шестистолпный гроб
На чугунных цепях есть
Ввинчивается с осторожностью
Огорожена решеткой;
И перед мертвой сестрой
Поклонившись земле,
Старец сказал: «Сон в могиле;
Вдруг он умер жертвой злобы,
На земле твоя красота;
Небеса примут твой дух.
Мы любили тебя
И бережем на родину —
Никто этого не понял
Один гроб”.

В тот же день злая королева
С нетерпением жду хороших новостей
Он тайно взял зеркало
И она задала свой вопрос:
«Я, скажи мне, намного слаще,
Все красные и белые?”
И я услышал в ответ:
«Ты, королева, без сомнения,
Ты самый милый в мире
Все краснеет и белее”.

Для его невесты
Князь Елисей
Тем временем скачет по миру.
Девятое! Он горько плачет
И кто бы ни спросил его
Весь ваш вопрос сложен;
Кто смеется ему в глаза
Кто предпочел бы уйти;
Наконец под красным солнцем
Коллега обратился:

«Свет — наше солнце! Пути
Весь год в небе несешь
Зима с горячим источником
Вы можете видеть всех нас под собой.
Ал, ты откажешь мне в ответе?
Вы не видели где в мире
Вы юная принцесса?
Я ее парень. — «Ты мой свет, —
Солнце ответило красным, —
Я не видел принцессу.
Знайте, что ее больше нет в живых.
прошел месяц, сосед мой,
Я встречал ее где-то
Или путь это заметил”.

Елисей темной ночи
Я ждал в своем отчаянии.

появился всего месяц
Он гнался за ним, умоляя его.
«Месяц, месяц, друг мой,
Золотой рог!
Вы встаете в темноте
Пухленькая, зоркая,
И, любя привычку,
Звезды смотрят на тебя.
Ал, ты откажешь мне в ответе?
Вы видели где в мире
Вы юная принцесса?
Я ее парень. — «Мой брат, —
Ответ ясный месяц, —
Я не видел рыжую девушку.
Я начеку
Только в свою очередь.
Без меня, царевны, видно,
Я сбежал ». — «Какое оскорбление!” —
Принц ответил.
Ясный месяц продолжался:
«Подожди минутку; о ней, может быть
Ветер знает. Он поможет.
Иди к нему сейчас,
Не грусти, до свидания”.

Елисей, не унывай,
Он бросился по ветру, крича:
«Ветер, ветер! ты сильный
Погоня за стаями облаков
Вы качаете синее море
Везде вы дуете в открытую
Ты никого не боишься
Кроме бога.
Ал, ты откажешь мне в ответе?
Вы видели где в мире
Вы юная принцесса?
Я ее парень »-« Подожди, —
Штормовой ветер отвечает, —
Там, за медленной рекой
Там высокая гора
В нем глубокая дыра;
В этой дыре, в грустной тьме,
Гроб качается в кристалле
На цепях между столбами.
Я не вижу никого и следа
Вокруг этого пустого места;
В том гробу твоя невеста”.

Ветер убегал.
Принц заплакал
И я пошел в пустое место
Для красивой невесты
Посмотрите еще раз.
Вот оно, и розовый
Впереди крутая гора;
Вокруг нее страна пуста;
Под горой темный вход.

Он идет туда первым.
Перед ним, в грустной тьме,
Хрустальный гроб качается
И в хрустальном гробу, который
Принцесса спит вечным сном.
И о гроб дорогой невесты
Он ударил изо всех сил.
Гроб был разбит вдребезги. Вдруг девственница
Он ожил, ты смотришь вокруг
С удивленными глазами;
И качается на цепях
Вздохнув, он сказал:
«Как долго я спал!”
И она встает из гроба…
Ах! и они оба залились слезами.
Он берет это в руки
И выводит из тьмы,
И, приятно говоря,
Они начинают свой обратный путь
И голос уже трубит:
Царская дочь жива!

Дом неактивен в то время
Злая мачеха села
Перед твоим зеркалом
И я поговорил с ним
Говоря: «Я самая красивая из всех,
Все красные и белые?”
И я услышал в ответ:
«Ты красивая, нет ни слова,
Но принцесса намного красивее
Все краснее и белее”.
Плохая мачеха, вскакивая,
Разбивая зеркало на полу,
Я побежал прямо в дверь
И он встретил принцессу.
Тогда его желание осуществилось
И королева умерла.
Только ее похоронили
Свадьбу тут же устроили,
И с его невестой
Елисей женился;
И никто с самого начала мира
Я не видел такой вечеринки;
Я был там мед, пил пиво
Да, он просто намочил усы.

Мультфильм «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Источники

  • https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/russkie-skazochniki/skazki-pushkina/skazka-o-mjortvoj-carevne-i-semi-bogatyrjah/
  • https://detskie-skazki.net/pushkin/39-skazka-o-myortvoj-carevne-i-semi-bogatyryah.html
  • https://shkolnaiapora.ru/literaturnoe-chtenie/pushkin-aleksandr-sergeevich/skazka-o-mertvoj-carevne-i-o-semi-bogatyryax.html

Этап урока

Содержание учебного материала

Деятельность

Учителя

Деятельность обучающихся

Планирование результатов

Формирование УУД

Промежуточный контроль

Организационный
момент.

Эмоциональная,
подготовка

— Здравствуйте, ребята!

— Проверим вашу готовность к уроку, все ли есть на
парте?

— Садитесь!

Готовятся
к уроку, приветствие учителя

Личностные
1

Актуализация
знаний.

Проверка
домашнего задания

Самоопределение
деятельности.

Презентация
ИКТ

— Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с
творчеством и стихотворениями какого русского поэта?

— А.С. Пушкин был только поэтом?

— Вспомните, когда и где родился А. С. Пушкин? /слайд
/

— Кто был лучшим другом  поэта?

— Где учился А. С. Пушкин?

— С кем из известных писателей дружил А. С. Пушкин?

— Какие стихи Пушкина вы знаете наизусть?

— Кто готов сегодня их прочесть?

—  Домашнее задание у вас было по выбору, вы выучили
то стихотворение, которое вам больше всего понравилось.

Ответы у доски (3 ученика)

—  Какое чувство возникает у тебя при чтении
стихотворения «Осень»?

— Как вы думаете, какие чувства владели поэтом,
когда он писал стихотворение «Няне»?

— В своих стихотворениях А.С. Пушкин воспевает
красоту природы, замечает необыкновенные изменения в ней, оживляет природу,
будто в сказке.

—  Какие сказки А. С. Пушкина вы знаете?/слайд/

—  Сейчас давайте отгадаем загадку, которая подскажет о чем
будет идти сегодня речь на уроке./слайд/

Отвечают
на вопросы. Выполняют задания учителя.

Высказывают свои предположения.

Возникает чувство грусти, так как приближается зима.

Любовь,
тоска, уважение.

Сказка
о рыбаке и рыбке”, “Сказка о золотом петушке”, “Сказка о царе Салтане…”.

Коммуникативные
1, 2

Устные
ответы

Изучение
нового материала.

Формирование
новых понятий, обеспечение восприятия и осмысления нового материала

Презентация
ИКТ

  В основе этой сказки – народная сказка,
рассказанная няней, Ариной Родионовной. Многие элементы введены поэтом.
Пушкин написал сказку в стихах. В няниной сказке у царевны нет жениха,
королевича Елисея.

—  При чтении  сказки вам встретятся незнакомые
слова. Давайте разберём значение этих  устаревших слов.

Лексическая работа.

Инда очи разболелись – глаза разболелись

Сочельник – вечер накануне Рождества

Перст – палец

Сенная девушка – служанка

Чтение
сказки
.


Ребята, вы сейчас прослушайте 1 часть сказки, внимательно слушаете, т.к.
нужно будет отвечать на вопросы.

Беседа
о прочитанном.


С какими героями сказки вы познакомились?

— 
Какое время года описывается в данной части?

— 
Сколько месяцев ждала царица своего царя?

— 
Какое чудо произошло накануне Рождества?


Когда воротился царь-отец?


Что произошло с царицей?


Через сколько времени царь женился на другой?

_
Молодцы, вы внимательно слушали, и поэтому правильно отвечали.

Выполняют
задания учителя, выстраивают свои мысли в устной форме, изучают материал
через презентацию

Царь,
царица, дочь

Зима

9
месяцев

Родилась
у царя дочь

Рано
утром

Умерла

Через
год

Личностные
2

Познавательные
1, 2, 3

Коммуникативные
1, 2

Устные
ответы, работа в учебнике

Физкультминутка

Гимнастика для
глаз


Чтобы продолжить работу со сказкой давайте отдохнем

Раз – налево, два – направо.

Три –наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим, 
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд  направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас! 
/слайд/

Использование
здровозберегающей технологии

Прогнозирование
содержания сказки.

Изучение нового
материала.

Закрепление
материала.

Учебник

Презентация
ИКТ

— Ребята,
давайте посмотрим, как дальше будут развиваться  события в сказке.

Самостоятельное
чтение учащимися.
С. 72 – 74

— Вы сейчас
самостоятельно прочитываете 2 часть сказки в парах. 1 вариант читает половину
части 2варианту, а потом наоборот 2 вариант читает 2 часть 1 варианту.
Читаете внимательно, так как вам предстоит найти ответы  на следующие
вопросы:

— 
Найти и прочитать описание царицы.


Что было дано ей в приданое?

— 
Какое свойство имело зеркало?


Молодцы, вы правильно ответили на мои вопросы.

Чтение
по цепочке
 3 части с. 74 — 76


А сейчас мы прочитаем 3 часть по цепочке.


Подумайте, какую иллюстрацию вы нарисуете к прочитанной части.

Беседа
о прочитанном.


Какую иллюстрацию вы нарисовали в своём воображении?

— 
Какой была молодая царица?


Как звали её жениха?

— 
Какое приданое приготовил царь своей дочери?


Вспомните разговор мачехи с зеркалом. Что ответило ей зеркало?

— 
Как повела себя царица с зеркалом?

— 
О каком качестве царицы этот поступок говорит?

— 
Зависть – это положительное или отрицательное чувство?

— 
Ребята, как вы думаете, царица, страдающая чёрной завистью, способна на какие
поступки?

Итог:
Зависть — это негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные
действия.

Это
плохое качество и каждый человек должен искоренять его в своем характере
.


Как вы думаете, царица изменится в следующих частях? На последующих уроках мы
и узнаем.

Закрепляют
учебный материал, выстраивают высказывания в устной форме, работают в парах.

Высока,
стройна, бела,

И
умом и всем взяла;

Но
зато горда, ломлива,

Своенравна
и ревнива.

Ей
в приданое дано

Было
зеркальце одно;

Свойство
зеркальце имело:

Говорить
оно умело.

Царицу
с зеркалом.

Белолица,
черноброва

Елисей

Семь
торговых городов, да 140 теремов

Но
царевна всех милее, всех румяней и белее.

Злость,
зависть

Злые,
низкие, мстительные

Коммуникативные
1, 2

Устные
ответы.

Запись
в тетради.

Итоги
урока. Рефлексия

Домашнее
задание.

Дать
анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей
работы


Что особенно вам понравилось на уроке?
— Что нового для себя вы узнали на этом уроке?
— Ребята, может быть вы хотите прочитать еще другие произведения А. Пушкина.


Вшкольной библиотеки вы найдите  очень много интересных произведений А.С.
Пушкина?


Оценки, которые вы получили в парах, это оценки за урок. Сегодня вы работали
активно. Молодцы.

·       
Подготовить выразительное чтение 1-3
части сказки

— А вот следующее задание
по выбору:

·       
Составить кроссворд по сказке А.
Пушкина.

Отвечают
на вопросы учителя.

Рефлексия.

Регулятивные
1, 2

Коммуникативные
1, 2

Устные
ответы, работа на карточках.

  • Технический прогресс зло или благо итоговое сочинение собачье сердце
  • Тех карта по литературному чтению 2 класс сказка о рыбаке и рыбке
  • Технический прогресс зло или добро итоговое сочинение
  • Технический прогресс зло или благо итоговое сочинение аргументы
  • Технический прогресс это зло или благо сочинение по литературе