Технический прогресс зло или благо итоговое сочинение господин из сан франциско

Преступление и наказание вечная тема.тематическое направление предлагает осмыслить преступление и наказание как социальные и нравственные явления, соотнести их с

Преступление и наказание — вечная тема.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Примерные темы по направлению «Преступление и Наказание – вечная тема»

  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • В чем опасность преступлений?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
  • Можно ли оправдать преступление?
  • Достоин ли преступник сочувствия?
  • Может ли преступник раскаяться в содеянном?
  • Бывает ли так, что в преступлении личности виновато общество?
  • Как бороться с преступностью?
  • Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
  • Что такое совесть?
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Нужно ли быть милосердным к преступникам?
  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Список произведений «Преступление и Наказание – вечная тема»

  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель»,
  • «Война и мир» Л.Н.Толстой
  • «Дубровский» А.С.Пушкин
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • «Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтов
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А. Островский «Гроза»
  • Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • И. Тургенев «Муму»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
  • А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»,»Моцарт и Сальери»

Короткие произведения

  • Л. Андреева «Предстояла кража»
  • О. Генри «Родственные души»
  • А.П. Чехова «Злоумышленник»

Преступление и наказание — вечная тема

Темы этого направления не будут ограничиваться только произведением Ф. М. Достоевского, поскольку затрагивают важную философскую тему «преступления» в широком смысле этого слова. Стоит обсудить и последствия, с которыми сталкивается «преступник».

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

  • мораль и нравственность;
  • совесть;
  • честь;
  • ответственность;
  • вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Из комментариев ФИПИ

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.



Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

Источник: https://ctege.info/napravlenie-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema/primeryi-sochineniy-po-napravleniyu-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema.html

Обратите внимание на структуру сочинения!

1.В выбранной теме выделены ключевые слова.Далее во вступлении они расшифрованы.

2.В конце вступления есть тезис-это то,над чем человек будет рассуждать в своем сочинении и к чему вернется в выводе.

3 В аргументах –продолжение ваших размышлений с опорой на ключевые слова сочинения (в данном сочинении речь о различии ошибки и преступления)

4.Выводы –это не просто слова типа…в этих аргументах мы все доказали..

Это подведение итогов и ответ на поставленный в теме вопрос с опорой на ваши личные размышления.

Список всех аргументов из литературы «Преступление и Наказание — вечная тема»

«Преступление» этимологически означает «преступить черту», которая является запретной. Этого невозможно сделать, если не пренебречь моральными законами и пойти в сговор с собственной совестью. Совесть, будучи голосом Творца в голове человека, никогда не утихнет, если преступник сохранил хотя бы крупицу человечности.

Убегая от совести, человек придумывает оправдания противозаконному поступку, преисполняется гордыней, снимает с себя ответственность, чтобы снова и снова вершить новые преступления. Но если от совести не удается убежать, то появляется единственная надежда искупить содеянное. Это – раскаяние, на что и пошел Родион Раскольников, главный героя романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Есть ли оправдание преступлению?

Родион Раскольников, бедный студент, совершил преступление, находясь в тяжелой жизненной ситуации. Никто, кроме грешницы поневоле Сони Мармеладовой, не готов оправдать его. Только несчастная Соня видит в студенте заблудшую душу, такую же, как она сама, а потому Родион получает сочувствие девушки.

Мирное время – это не война, когда преступления оправдываются, ведь законы перестают действовать. Родион Раскольников живет в мирное время и горе ему, если он не сумел приспособиться к жизни в общих для всех условиях.

Каждый преступник – плохой человек?

Можно ли назвать Родиона Раскольникова, обыкновенного студента, плохим человеком? Он – один из многих, нищих и неспособных прокормить себя, а потому решающих пойти на отчаянный шаг. Родион отличается от них лишь тем, что нашел себе оправдание в виде высшей цели, к которой он стремится.

Был ли Раскольником плохим человеком или просто заблудшим, как думает Соня? А может, он был просто слишком самоуверенным и даже оторванным от реальности? Это гораздо ближе к сути. Так что же произошло в голове этого человека, чтобы решиться на убийство?

Крайняя нужда заставила простого студента пойти на преступление. Он решает убить старуху-процентщицу, чтобы хоть немного решить финансовые проблемы. В качестве оружия он выбирает топор. В миг убийства его обнаруживает сестра потерпевшей, и Родион убивает ее тоже.

Страшное орудие подчеркивает не столько хладнокровие преступника, сколько его отчаяние, страх и нужду. Ведь у студента нет денег на оружие, и он выбирает топор, что делает его преступление еще более ужасающим, в первую очередь – для него самого. Ведь Родион – совсем не плохой человек, в обычном смысле этого слова. Он – не обманщик, не мошенник, не плут, не вор. Так что же сделало из него убийцу?

«Идти по головам» на примере Раскольникова

«Цель оправдывает средства», «идти по головам» – в языке много конструкций, которые означают достижение результата любыми способами. Можно сказать, что герой Достоевского идет к своей цели, не видя препятствий, но это – то, что лежит на поверхности. На самом деле Раскольников прекрасно видит, на что он идет и что совершает, но вступает в сделку с самим собой, доказывая, что он не «тварь дрожащая», а «право имеет». Эта теория заглушает голос совести, опьяняя его в минуты слабости и страшной нужды.

Родион не идет по головам, он не стремится к цели, он – испытывает себя, свою совесть, силу которой изначально недооценивает.

Теория о сверхчеловеке

Преодолеть свое эго ради великой цели – вот что отличает сверхчеловека от обыкновенного в понимании Раскольникова. Руководствуясь этой идеей, Родион и замышляет преступление. Он старательно вытесняет тот факт, что деньги ему действительно нужны, а значит, на преступление он идет не для того, чтобы преодолеть эго, а наоборот – чтобы удовлетворить эгоистичную цель.

Можно ли называть сверхчеловеком того, кто способен на преступление ради удовлетворения собственных нужд? Риторический вопрос, скорее всего, такого человека назовут слабым.

Но Родион под словом «эго» подразумевает совесть, а ее ему преодолеть точно не удалось. Наоборот – она стала его величайшим наказанием.
Какова цена человеческой жизни?

Жизнь человека принадлежит богу, а значит, только он распоряжается ею. Родион, будучи под властью навязчивой идеи, разделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих», за что и поплатился. Он считал, что существует определенная когорта гениев, которым позволено все, ведь они пришли в мир для созидания, и все остальных, являющихся в его понимании расходным материалом, которого не жалко.

Желая проверить свою избранность, Родион идет на убийство. Он доказывал самому себе ничтожность фигуры старухи, сравнивая ее с собой – гением в стесненных обстоятельствах.

Но откуда взялись муки совести? А оттого, что к герою пришло осознание бесценности человеческой жизни, которой не вправе распоряжаться никто, кроме ее создателя. Это осознание привело к жесточайшему раскаянию и падению с воображаемого пьедестала, на котором стоят необыкновенные гении – сверхлюди.

«Кто я – тварь дрожащая, или право имею?»

Совершив преступление и осознав его цену, Родион Раскольников понимает, что двигало им при составлении теории о сверхлюдях. Гордыня. Всего лишь человеческая гордыня, движимая нуждой, стала спусковым крючком для сделки с совестью.

Не существует великой идеи, для которой все способы хороши. Не принесет счастья злодеяние, как и не превратится в сверхличность бедный студент без гроша в кармане.

Реальность оказалась настолько далека от иллюзий, что чуть не убила несчастного героя. Лишь искреннее раскаяние стало его путеводной звездой, а спасти душу помогла простая человеческая любовь, которой его наградила такая же несчастная, как и он, девушка.

Нравственность и преступление

Нарушение нравственных норм часто влечет за собой наказание, как административное или уголовное преступление. Нормы законы тесно связаны с моралью, что ясно видно на примере героев романа. Здесь каждый преступает черту, при этом стремясь доказать законность своего поступка, ведь иначе никак…

Свидригайлов, литературный «двойник» Раскольникова не мучается от угрызений совести, найдя оправдание всему злу, что нанес другим. Мармеладов переступает через жизнь родных. Его жена переступает через Бога. А его дочь Соня переступает через себя. Все они, как и Родион, простые люди, оправдывающие слабости и пеняющие на судьбу.

Но все-таки, сквозь каждую строку романа сквозит мысль, что остаться человеком можно в любой ситуации, даже самой трудной, но для этого нужна твердость характера, которой нет у «обыкновенных» людей.

Муки совести

Совесть – индикатор нравственности человека. Совесть – самый строгий инквизитор, ведь посылает человеку нестерпимые муки, справиться с которыми по силам не каждому. Родион Раскольников в полной мере столкнулся с муками совести, противиться которым он не смог, будучи, в первую очередь, нравственным человеком, хотя и отрицал это. Только приняв решение о чистосердечном признании, герой чувствует освобождение. Тяжелый камень, лежащий у него на душе, наконец, свалился, и теперь любые физические страдания не кажутся пугающими. Что бы ни пришлось пройти герою – он навсегда запомнит, как невыносимы муки совести, и эти терзания ни за что не согласиться испытать вновь.

Герой решает, что раскаяние – единственный способ искупить преступление. А потому заново ищет путь к самому себе, обретая, наконец, целостность личности и покой в душе.

Вывод

Оступиться легко, искупить вину – невозможно в полной мере, ведь любая жизнь – бесценна, а сделка с собственной совестью не принесет ничего, кроме мучительных страданий.

Источник: https://ctege.info/napravlenie-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema/argumentyi-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema.html

Уже несколько лет ученики 11-х классов пишут в декабре сочинение, чтобы получить допуск к ЕГЭ. Учитель словесности и доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Михаил Павловец комментирует тематические направления для итогового сочинения этого года и рассказывает, почему этот формат тестирования вызывает сомнения.

Три года назад я уже писал об итоговом сочинении, сигнализируя о том, что из сочинения получается совсем не то, что видели в нем его инициаторы.

Следующие три года только укрепили меня в дурных предчувствиях: сочинение медленно, но верно коснеет и закостеневает.

Еще в позапрошлом году анонсировали отказ от объявления «тематических направлений» — слишком быстро в интернете появлялись готовые сочинения, которые потом просто подгонялись школьниками под конкретные выпавшие им темы.

Но вот 2021 год — и вновь самим министром просвещения объявляются тематические направления, не отмененные, видимо, под предлогом «карантинных ограничений». А значит, по крайней мере бизнес изготовителей этих самых «готовых сочинений» не пострадает.

Разве что составители отказались от формулировки этих направлений в виде «двойчаток», прозванных в народе «слабоумие и отвага» (типа «добро и зло» или «смелость и безрассудство»), которые позволяли придумать множество конкретизаций (отдельно темы по добру, отдельно по злу, отдельно — по их борьбе).

Могу предположить, что в нынешнем году сочинители пакетов конкретных тем столкнутся с некоторыми затруднениями при их сочинении.

Тема «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

Такая тема уже была в 2015 году, называлась она односложно — «Путь», но ФИПИ поясняет: «Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей». А это значит, что:

  1. Составители тем не в первый раз уже повторяются и в будущем тематических направлений на круг не будет много;
  2. Заготовленные еще в 2015 году сочинения вновь пригодятся школьникам, как и перечни книг, по которым их можно писать.

Уже давно учителя перед объявлением тем итогового сочинения спрашивают друг друга шутливо: «Ну что, на какие темы в этом году у нас ребята будут писать по „Капитанской дочке?“». Так что можно не мудрствовать лукаво — и еще раз перечесть краткое содержание этого произведения Пушкина на сайте брифли.ру.

Тема «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Тут авторы этого направления явно нагнетают краски — и вообще чувствуется, что они принадлежат к старшему поколению, до сих пор напуганному «восстанием машин» эпохи модерна и алармизмом «писателей-деревенщиков»: сегодня технократическая и экологическая повестка формулируется не в таких категориях.

Итоговое сочинение: Вопросы, волнующие людей в любую эпоху

Но зато школьникам, любящим жанр «постапокалиптики», будет где разгуляться — к ужасу проверяющих учителей, которые вряд ли в большинстве своем с такой литературой знакомы.

А главное — к такой теме никак не подошьешь «Капитанскую дочку»! Разве что пофантазировать, нужен ли был Пете Гриневу провожатый, будь у него GPS.

Но такой поворот может не понравиться учителю, который скорее ждет, что школьник продемонстрирует всю опасность бездумного внедрения технологий в нашу жизнь и сделает из этого нравоучительный вывод. В общем, тематическое направление более или менее удачное, но рисковое: посмотрим, каковы будут сами темы.

Тема «Преступление и наказание — вечная тема»

Когда-то инициаторы «возвращения» сочинения, понимая, что по одному предмету не может быть два государственного экзамена, скрывали, что итоговое сочинение — это сочинение по литературе, тем более что трудно объяснить, почему, чтобы иметь допуск к ЕГЭ по математике, нужно писать сочинение именно по литературе.

Но теперь, когда последний вуз отказался перепроверять их, давая дополнительные баллы своим абитуриентам, и общественный интерес к итоговым сочинениям упал почти до нуля, можно и не стесняться: в пояснении к сочинению на сайте ФИПИ прямо указывается, что среди произведений на эту тему «особое место занимает роман „Преступление и наказание“ Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.», а значит, весь банк готовых сочинений по этой книжке вновь будет актуализирован.

Правда, когда-то мыслилось, что «итоговое сочинение» будет готовить школьников к тому, чтобы они умели самостоятельно вспоминать книжки на тему, над которой они размышляют.

Здесь же у них потребуется другое умение — натягивать заранее известное произведение, а точнее — заготовленное по нему сочинение, как сову на глобус, на ту тему, которая выпадет в рамках данного тематического направления.

Умение сомнительное — но не более сомнительное, чем требование «аргументировать» свою позицию художественным вымыслом, почерпнутым из произведений школьной программы. О чем мне писать тоже доводилось.

Тема «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

С одной стороны, эта тема давно назревала: действительно, что бы мы ни читали или ни смотрели, мы читаем и смотрим прежде всего о себе, примеряя к себе разные роли и ситуации. Особенно в школьном возрасте. Но с другой — тема предполагает искренность ответа от школьника, она носит личностный характер.

Однако автор сочинения ничего, кроме слова «зачет» или «незачет», не узнает о том, насколько хорошо он написал, понравилось ли написанное тому, кто читал.

А это убивает саму идею сочинения: если сочинение пишется не для коммуникации с его читателем, а ради формальной отметки, глупо в него вкладываться, это все равно разговор с глухо-слепо-немым.

Кроме того, в критериях «итогового сочинения» черным по белому прописано требование «привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых» — то есть получается, что разговор все равно пойдет не о том, почему этот музыкальный альбом — про меня, а что про него пишут критики. Ну и наконец — это все-таки тематическое направление или тема? Как будут тогда конкретизироваться темы — по жанрам? «Комедия — про меня?», «Байопик — про меня»? Кажется, составители тематических направлений сами же нарушают ими же установленные правила, и им придется непросто.

Тема «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

И еще одна литературная тема с откровенной подсказкой: «Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г.».

Юбилей писателя — это прекрасно, не отметив его, наверное, и впрямь нельзя быть допущенным к сдаче ЕГЭ по математике, но только замеры того, как читают дети, показывают: эту гениальную поэму уже много лет никто в школе не читает (за исключением тех считаных процентов, кто сдает ЕГЭ, и то только тех их них, кто не довольствуется кратким пересказом).

А значит, заранее будут заготовлены сочинения по поэме Некрасова — и опять будет натягивание совы на глобус

Впрочем, сама по себе тема опасна еще и тем, что может серьезно ввести в искушение сначала автора, а потом учителя: а если школьник захочет порассуждать о ком-то из нынешних оппозиционеров и их разоблачениях вроде… ну, вы сами знаете его имя. Думаю, разумные учителя строго-настрого запретят своим школьникам за подобную тему браться, и отметить юбилей поэта таким причудливым способом не удастся.

Итоговое сочинение: Вопросы, волнующие людей в любую эпоху

В целом же можно сказать, что итоговые сочинения этого года не лучше и не хуже сочинений прежних лет — прежде всего потому, что сам этот формат давно в тупике, и только неготовность его организаторов это признать (возможно, потому что инициировано оно было с самого верха) не позволяет понять, что мы имеем дело в основном с имитацией сочинения, имитацией проверки речевых компетенций и читательских горизонтов, имитации работы по приобщению старшеклассников к чтению и размышлению над прочитанным.

Но хотелось бы напоследок успокоить школьников и их родителей: никто — ни школа, ни Министерство просвещения — не заинтересован в том, чтобы было много «незачетов»: с первого раза с сочинением справляются 98% пишущих, а еще 1,5% делают это со второй или третьей попытки — комфортные для чиновников цифры! Поэтому, вместо того чтобы тревожиться понапрасну, лучше заняться подготовкой к ЕГЭ, олимпиадам — или просто почитать интересную и полезную книжку по важной для тебя теме.

Иллюстрации: Shutterstock / Andrew Stripes

Итоговое сочинение: Какие вопросы волнуют людей в любую эпоху?

Итоговое сочинение: Вопросы, волнующие людей в любую эпоху

(518 слов) Есть такие темы и проблемы, которые именуются «вечными», так как волнуют людей в любую эпоху. К ним относятся такие сферы общественной жизни, как семья, самовыражение, патриотизм, самореализация в работе, взаимоотношения с противоположным полом и другие вопросы, которые во все времена интересовали наших предков. Все они получили воплощение в литературе. Рассмотрим некоторые произведения в качестве примеров.

Так, даже в древнерусской литературе авторы заостряли внимание читателя на вечных темах, рассуждая о любви, самореализации, патриотизме, семье, историческом пути Родины. В поэме «Слово о полку Игореве» неизвестный поэт рассказал о том, как молодой князь собрался в поход, чтобы напасть на кочевников и приобрести славу удалого бойца.

С собой он взял только брата Всеволода, чтобы не делить трофеи и признание со всеми остальными родственниками. Если первый бой за счет внезапности был удачным, то второй окончился полным провалом: Игоря взяли в плен, а его дружину разгромили половцы.

Автор очень переживал за непутевого князя и показал, как его добродетельная супруга плачет и призывает природу вмешаться в дела людей и помочь ее супругу сбежать. Ярославна искренне любит Игоря и тревожится за его судьбу. В то же время старший родственник и сюзерен Игоря Святослав был не менее печален.

Молодые князья нарушили мирный договор с половцами и навлекли на русские земли новые полчища врагов, а все потому, что правители Руси не могли объединиться и выступать единым фронтом. Он призывал своих родичей одуматься и сотрудничать друг с другом, чтобы таких проблем больше не возникало.

Этот пример позволяет нам сделать вывод, что даже древние наши предки интересовались такими темами, как любовь, семья, патриотизм, самореализация и судьба отечества. Это и есть вечные вопросы, которые актуальны и по сей день. 

В этом нас убеждает более современный пример — роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». В этом произведении тоже поднимаются темы любви, отношения к своей стране, призвания, семьи, самовыражения. Талантливый писатель Мастер сочиняет книгу, которую не принимает цензура.

Критики, которые хотят получить побольше наград и привилегий, яростно атакуют литератора. Его поддерживает возлюбленная — Маргарита. Но она замужем, и ей не удается уйти от нелюбимого мужа до исчезновения Мастера. Его забирают в сумасшедший дом. В то же время в Москве объявляется сам сатана. Он намерен осмотреть город и провести Весенний бал.

С помощью поисков шайки Воланда автор разоблачает пороки новой власти и неприглядные стороны советской действительности. Писателя очень волнует судьба родной страны, поэтому он не жалеет красок для очернения и осмеяния тех сил, которые не дают ей развиваться, и эти силы к дьяволу отношения не имеют.

Настоящее зло творят люди, и самое ужасное обстоятельство заключается в том, что власть это зло всячески оправдывает, когда оно служит ей на руку. Но, как известно, истинная любовь способна преодолеть все преграды: Маргарита соглашается помочь Воланду и в обмен получает спасение Мастера. Они оба удостаиваются вечного покоя наедине друг с другом.

В этом произведении 20 века затронуты все те вопросы, которые волновали неизвестного автора в 11 веке. Это означает, что они вечны и актуальны всегда.

Таким образом, к вопросам, которые волнуют людей в любую эпоху, относятся любовь, семья, отношение к Родине, самовыражение, призвание. Эти темы всегда злободневны и интересны читателю. Их в том или ином виде можно найти в каждом произведении, ведь все мы думаем об этих сферах общественной жизни каждый день.

Итоговые сочинения
Между прошлым и будущим

Поделиться

Сочинение-рассуждение Какие «вечные» вопросы встречаются в произведениях Бунина?

К каким «вечным» вопросам обращается И. А. Бунин в своих рассказах?

Ивана Алексеевича Бунина можно считать писателя – философом, потому что в его произведения часто встречаются вопросы и размышления о смысле жизни, настоящей любви и счастье. Эти проблемы считаются «вечными», так как они являются часто обсуждаемыми и на них нельзя дать однозначный ответ.

Так, в рассказе «Господин из Сан-Франциско» автор обращается к читателям с проблемой о жизни, как о вечном движении, которое нельзя предугадать.

Как богатые и успешные люди, герой все свои годы просто «просуществовал», решив, что только на старость лет может себе позволить уделить время на отдых и семью, и распланировав свое путешествие до мельчайших деталей («в декабре и январе он надеялся наслаждаться солнцем Южной Италии, памятниками древности, тарантеллой…»).

Но в стихии «живой жизни» нет места графикам и маршрутам, она служит контрастом миру господина и является непредсказуемой.

Это и хотел донести писатель через смерть центрального персонажа, ведь тот учел в своем плане все, кроме того, что он стар.

Таким образом, люди, которые считают, что властны над временем и над своей судьбой, никогда не смогут жить в гармонии, их существование будет жалким.

Также в этом произведении встает вопрос о смерти. Герой всю жизнь только и делал, что преумножал свое богатство.

Продумав свой отдых на ближайшие два года, он воображал о том, как прекрасно развлечется. Но все планы разрушились, когда Господина настигла смерть, а перед ее лицом равен каждый.

Автор показывает, что в жизни нужно сделать что-то стоящее, чтобы тебя помнили и уважали даже после смерти.

В рассказе «Чистый понедельник» раскрывается тема истинного предназначения человека в жизни.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Главная героиня учится на курсах, ведет праздный образ жизни. Но она не понимает, зачем ей это, ее душа полна противоречий, моментами все это ей кажется пустым и неправильным. Однако девушка находит свой путь – она уходит в монастырь. Но если бы она ошиблась и вышла замуж за рассказчика, то навсегда бы осталась несчастной, ведь героиня ищет себя не в семье, а в духовном призвании.

Таким образом, в своих произведениях Бунин обращается к читателям с «вечными» вопросами, где каждый должен для себя найти истинный ответ.

Полезный материал по теме:

Итоговое сочинение: Вопросы, волнующие людей в любую эпоху

Сочинение-рассуждение Какие «вечные» вопросы встречаются в произведениях Бунина?ЕГЭСтр. 1

Образец выпускного сочинения по литературе на тему «Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху» (вариант 3)

Какие вопросы волнуют человечество в любую эпоху?

Эпохи сменяют друг друга, строятся и погибают цивилизации, мир меняется под воздействием войн, научно-технического прогресса. Что же волнует человечество всегда, в любую эпоху? Наверное, прежде всего, человек задумывается о смысле жизни.

Мы начинаем выбирать свою дорогу, научившись ходить, но немногие люди хотели бы пройти свой жизненный путь еще раз.

Действительно, каждый человек, стремясь найти свою дорогу в жизни, хочет занять прочную и стабильную ячейку общества, стать полезным и востребованным, получать удовольствие от собственной жизнедеятельности.

Зачастую это оказывается нелегко, и вместо успешной карьеры, красивого дома и других благ человечества, мы получаем «дорогу в никуда». Отчего это происходит? Какими правилами следует руководствоваться, чтобы этого избежать? И можно ли все исправить, если совершил ошибку?

Средства массовой информации, родители, родственники, учителя в школе постоянно твердят о том, что вредные привычки способны разрушить жизнь человека. И в этом мы убеждаемся, читая пьесу М.Горького «На дне». У каждого из персонажей, оказавшихся в ночлежке, своя жизнь, но Актер, оказался здесь, позволив вредным привычкам взять верх над своим существом.

Он пропил не только материальные ценности, но и самое главное, что было в его жизни — актерский талант. Он пытается цитировать знаменитых людей, но осознает, что не помнит даже своего любимого стихотворения.

Пытаясь изменить свою жизнь к лучшему, он, по совету Луки, перестает пить и собирает деньги на лечение, но узнав, что все напрасно, заканчивает жизнь самоубийством.

Другим залогом успешной жизни является карьера, и поэтому так важно вовремя выбрать профессию, которая будет вести по жизни. Но, вероятно, нужно не только выбрать профессию, хорошо знать свое дело и быть трудолюбивым, как думал другой персонаж из пьесы М.

Горького, Клещ. Он трудился не покладая рук, но однажды был уволен с работы и вся жизнь его пошла под откос.

Сначала этот персонаж надеется на лучшее, но после смерти жены, вместе с другими обитателями ночлежки, начинает намеренно убивать свой никому не нужный организм.

К заведомому неуспеху приводит и предумышленное преступление закона. В произведении Ф.М.

Достоевского «Преступление и наказание» бедный студент Раскольников решает поправить свое материальное положение, избавив человечество от нелюбимой многими старухи процентщицы.

Но оказывается совершить преступление не самое тяжелое испытание в отличие от мук совести, которые во многом усугубляют и без того плачевное состояние молодого человека.

Во всех приведенных выше произведениях мы видим людей, жизненный путь которых сложился вопреки ожиданиям и привел к тому, что они оказались «на дне» жизни.

«Береги честь смолоду, а платье снову» – эта пословица, на мой взгляд, как нельзя лучше говорит о том, что необходимо человеку, чтобы избежать краха своего жизненного пути, свернув один раз с которого, практически невозможно вернуться к нормальной жизни.

190 тем для итогового сочинения. Направления прошлых лет

190 тем для итогового сочинения. Направления прошлых лет.

«Время»

101.Какого человека можно назвать героем своего времени?
102.Зачем человеку заглядывать в будущее?
104.Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
105.Как судьба человека связана с историей народа?
106.Когда хочется остановить мгновение?
107.Почему потеря времени считается невосполнимой потерей?
108.Может ли человек влиять на ход истории?
109.Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
110.Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
111.Какие вопросы называют «вечными»?

113.Какую роль в становлении личности играют детство и юность?

  • «Дом»

201.Что значит в жизни человека родительский дом?
202.Что дом может рассказать о своём хозяине?
203.Как связаны понятия «дом» и «отечество»?
204.Война и дом.
205.Дом – это место или люди?
206.Хорош ли принцип «моя хата с краю»?
209.Может ли человек прожить без Дома?
210.Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
211.В какой дом хочется приходить снова и снова?
212.Какие нравственные ценности укрепляют семью?

213.Что в доме самое главное?

  1. «Любовь»

301.Какие качества раскрывает в человеке любовь?
303.Что такое «любовь к жизни»?
304.Почему в любви важно понимать и прощать?
305.Почему любовь не всегда приносит счастье?
306.Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»?
308.Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?
309.Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»? 310.Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
311.Светлые и трагические стороны любви.
312.Можно ли быть счастливым без любви?

313.Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?

  • «Путь»

401.Что значит идти дорогой чести?
402.Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
403.К чему может привести человека болезненное самолюбие?
405.На пути к благородной цели все ли средства хороши?
406.Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
407.Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
408.Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
409.Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
411.Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
412.Каким может быть путь к познанию самого себя?

413.Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?

  1. «Год литературы»

501.Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
502.Почему литературу часто называют «человековедением»?
503.Чтение литературного произведения – труд или отдых?
504.Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
506.Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
508.Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
509.Помогает ли человеку книга лучше понять себя?
510.Какие произведения становятся классическими?
511.Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
512.Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?

513.Почему некоторые книги люди перечитывают?

  • «Разум и чувства»

102.Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
105.Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
108.Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
110.Над какими чувствами разум может быть не властен?
109.Когда разум и чувство борются в человеке?
101.Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
104.Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
111.Когда нужно сдерживать душевные порывы?
113.Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?

103.Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?

  1. «Честь и бесчестие»

213.Какими качествами должен обладать человек чести?
206.Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
201.Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
205.Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
209.Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
208.Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
212.Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
210.Почему человеку важно не запятнать свою честь?
211.Что может привести человека к бесчестному поступку?

207.Какой поступок можно назвать бесчестным?

  • «Победа и поражение»

304.Что значит достойно пережить поражение?
308.Какие уроки можно извлечь из поражения?
305.Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?
310.Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
312.Только ли горечь несут человеку поражения?
306.Всегда ли победа возвышает победителя?
302.Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
309.Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
307.Можно ли добиваться победы любыми средствами?

313.Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?

  1. «Опыт и ошибки»

410.Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
404.Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
402.Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
407.В чём ценность исторического опыта?
412.Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
403.Что значит «учиться на горьком опыте»?
411.Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
408.Нужно ли анализировать свои ошибки?
409.В чём различие между ошибкой и преступлением?

401.Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?

  • «Дружба и вражда»

501.Может ли дружба принести человеку разочарование?
510.Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
503.Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
505.Почему человек стремится обрести друзей?
508.В чём причины вражды между людьми?
511.Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
507.Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
504.Какими качествами должен обладать настоящий друг?
513.Когда непонимание между людьми приводит к вражде?

506.Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?

  1. «Верность и измена»

104.Кого можно назвать верным другом?
107.Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
112.Какие причины могут привести человека к измене?
102.Как и почему становятся изменниками?
110.Можно ли изменить мечте?
109.Как Вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?
101.Когда человек оказывается перед выбором между верностью и изменой?
108.Что значит быть верным долгу?
113.Могут ли быть оправдания у измены?
111.Когда измену можно простить?

106.Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…

  • «Равнодушие и отзывчивость»

211.Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека?
201.Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?
209.Когда равнодушие бывает показным?
204.Может ли отзывчивый человек быть одиноким?
205.Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?
202.Какого человека называют отзывчивым?
206.Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?
208.Равнодушие – вина человека или его беда?
210.Чем опасно равнодушие?
203.Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?

213.Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»?

  1. «Цели и средства»

307.Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?
312.Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?
306.Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу?
303.Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели?
309.Что помогает людям достигать намеченных целей?
313.В чём разница между целью и мечтой?
304.Какие цели в жизни можно считать главными?
310.Какого человека называют целеустремленным?
311.Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?
305.Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?

308.Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?

  • «Смелость и трусость»

411.Что помогает человеку преодолеть страх?
403.Чем смелость отличается от безрассудства?
405.Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?
402.Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?
409.Как связаны трусость и слабость?
412.В каких жизненных ситуациях нужно быть готовым к смелым поступкам?
407.Почему человек может бояться высказать свою позицию?
413.Согласны ли Вы с утверждением Н.М. Карамзина: «Мужество есть великое свойство души»?
404.Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?
406.Хорош ли принцип: «как бы чего не вышло…»?

401.Что помогает человеку стать смелым?

  1. «Человек и общество»

505.Можно ли быть независимым от общественного мнения?
502.Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
506.Может ли человек ставить себя выше общества?
512.Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
510.Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
503.Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
504.Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
507.В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
511.Конфликт поколений как общественная проблема.
508.Бывает ли общественное мнение ошибочным?

513.Какого человека можно назвать сложившейся личностью?

  • «Отцы и дети»

105.Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
101.Когда родители могут гордиться детьми?
103.Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
107.Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
111.Что такое мудрая родительская любовь?
104.Неизбежен ли конфликт между поколениями?
102.Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
113.Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
106.Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?
110.Что важнее для детей: советы родителей или их пример?

109.Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?

  1. «Мечта и реальность»

207.Без чего любые мечты бесплодны?
208.Всякая ли мечта достойна человека?
202.Какую мечту можно назвать благородной?
204.Как характеризует человека его мечта?
205.Может ли мечта изменить реальность?
213.Что помогает мечтам сбываться?
203.Всегда ли мечта возвышает человека?
209.Стоит ли мечтать о несбыточном?
211.Какого человека можно назвать праздным мечтателем?
210.Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?

212.Что мешает человеку реализовать свою мечту?

  • «Месть и великодушие»

302.Важно ли уметь прощать?
304.Какого человека называют великодушным?
309.Месть – это уничтожение или умножение зла?
306.Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
301.Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
303.Как связаны великодушие и сострадание?
310.Почему желание мстить опустошает душу?
308.Почему месть не помогает искоренить зло?
312.Опасна ли месть для самого мстителя?
305.Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?

313.Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым изпод новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?

  1. «Искусство и ремесло»

411.Что такое вечная тема в искусстве?
409.Как искусство помогает понять действительность?
403.Почему нужно учиться понимать искусство?
410.Что важнее в книге – как она написана или о чём?
407. Нужно ли классическое искусство современному человеку?
412.Какова роль искусства в жизни общества?
406.Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»? 413.Какое искусство называют настоящим?
408.Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
405.Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?

404.Какое произведение искусства можно назвать великим?

  • «Доброта и жестокость»

501.Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
508.Что значит быть добрым?
509.Почему жестокость разрушительна?
504.Как связаны между собой любовь и доброта?
503.В чём заключается сила доброты?
507.Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
513.Какие времена можно назвать жестокими?
505.В каких поступках человека проявляется доброта?
502.Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
506.Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?

510.Есть ли разница между жестокостью и суровостью?

Источник: ОК ЕГЭ

«Универсальное», небольшое по объёму произведение для итогового сочинения 2020

Ни для кого не секрет, что, ознакомившись с тематическими направлениями, каждый преподаватель спешит составить список универсальных (и желательно небольших по объёму) произведений, с помощью которых можно написать итоговое сочинение. Лидером этого списка всегда была “Капитанская дочка”.

Так как практически все направления (кроме юбилейного лермонтовского в первый год написания сочинения и толстовского в прошлом учебном году) можно раскрыть на материале повести Пушкина, филолог Михаил Павловец, доцент НИУ ВШЭ, иронично называет декабрьскую работу «сочинением по “Капитанской дочке”».

Однако многие ученики к 11-му классу забывают не только основные сюжетные линии этого произведения, но и имена главных героев. А перечитывать не хотят. Ну, не “цепляет” их история о бывшем «недоросле» Петруше Гринёве, который под воздействием невзгод, испытаний и любви превратился в бесстрашного офицера, готового во имя сохранения дворянской чести и спасения своей возлюбленной на подвиг.

Сегодня спешу напомнить о произведении, которое школьники читают более охотно, которое меньше по объёму, но тоже достаточно “универсально”. Это повесть-феерия Александра Грина “Алые паруса”.

Кадр из художественного фильма “Алые паруса”. Мосфильм, 1961 год. Ассоль – Анастасия Вертинская. Фото из открытых интернет-источников.Кадр из художественного фильма “Алые паруса”. Мосфильм, 1961 год. Ассоль – Анастасия Вертинская. Фото из открытых интернет-источников.

В прошлом учебном году “Алыми парусами” можно было проиллюстрировать всё, кроме направления по “Войне и миру”. В этом году ко многим темам, произведение по-прежнему может подойти. Например:

ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ

  • Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти? 
  • Какие произведения становятся классическими? 
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют актуальности с течением времени? 
  • Что такое вечная тема в искусстве? 
  • Как Вы понимаете слова Лао Цзы “Кто умер, но не забыт, тот бессмертен”?
  • Согласны ли вы со словами: «Тысячи слов оставят меньший след, чем память об одном поступке» (Г. Ибсен)?
  • Согласны ли вы с высказыванием древнеримского философа Цицерона: «Жизнь мёртвых продолжается в памяти живых»? (С примером сочинения по этой теме можно ознакомиться здесь. Я в данном сочинении использовала другие литературные произведения, но можно было обратиться и к “Алым парусам” и вспомнить, что Лонгрен хранил память о жене и не допускал даже мысли о другой женщине в своём доме и своём сердце).

Я И ДРУГИЕ 

  • Как вы понимаете выражение «быть самим собой»?
  • Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе? 
  • Можно ли быть независимым от общественного мнения? 
  • На чем должны основываться отношения между родителями и детьми?
  • Когда родители могут гордиться детьми? 
  • На чем должны основываться отношения между людьми?  
  • Каковы причины конфликтов между людьми? 
  • В чём могут быть истоки конфликта между личностью и обществом?
  • Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?
  • Согласны ли вы с высказыванием Александра Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»? 
  • Почему общество не принимает некоторых людей?
  • Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?
  • Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
  • Согласны ли вы с мнением А. Моруа: «Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни»?

РАЗГОВОР С СОБОЙ 

  • Нужно ли стремиться к познанию самого себя? 
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? 
  • Как избежать ошибок в поиске жизненного пути? 
  • Как научиться понимать самого себя? 
  • Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь? 
  • Когда человек чувствует себя счастливым? (С моим примером сочинения по этой теме можно ознакомиться здесь)

ВРЕМЯ ПЕРЕМЕН

Казалось бы, в повести Грина не показаны глобальные социальные или культурные изменения, но некоторые темы всё же можно проиллюстрировать, опираясь на это произведение.

  • Согласны ли вы с высказыванием А.Грина: “Все, что неожиданно изменяет нашу жизнь, — не случайность. Оно — в нас самих и ждет лишь внешнего повода для выражения действием”?
  • Согласны ли вы с мнением А. Жида: “Чтобы открыть новые части света, нужно иметь смелость потерять из виду старые берега”?
  • Может ли человек изменить свою судьбу?
  • Нужны ли в современном мире вечные ценности?  
  • Какие жизненные перемены могут быть важны для человека? 

МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ 

К данному направлению я отношусь с осторожностью. Меня смущает комментарий ФИПИ: “О сущности сегодняшнего поколения, чертах людей ХХI века размышляют современные писатели, ученые, журналисты”.

Это наталкивает на мысль о необходимости использовать именно современную литературу, которая не входит в школьную программу. Предложила своим ученикам прочитать “Авиатора”.

С энтузиазмом отреагировала только одна девочка, хотя я всех уверяла, что произведение универсальное: идеально ложится на пять направлений этого года. Возможно, скоро о романе Е. Водолазкина сделаю отдельную статью.

Но примерные темы, гуляющие по различным сайтам, в большинстве своём пока сводятся к конфликту “отцов и детей”. Если именно так всё будет выглядеть в декабре, то взаимоотношения Артура Грэя с родителями могут проиллюстрировать этот конфликт. Вот темы, которые можно раскрыть на основе “Алых парусов”:

  • В чем причина конфликтов между родителями и детьми? 
  • В чем причина конфликтов между представителями различных поколений? 
  • Какие вопросы волнуют людей в любую эпоху? 
  • Почему старшему поколению порой бывает трудно понять молодёжь?
  • Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»? 
  • Согласны ли Вы со словами Элеоноры Рузвельт: «Будущее принадлежит тем, кто верит в красоту своей мечты». 
  • Как Вы понимаете слова Н.В.Гоголя: «Стоит только попристальнее вглядеться в настоящее, будущее вдруг выступит само собой»? 
  • Действительно ли «лучший способ предсказать свое будущее – это создать его» (Стивен Кови)?

Кадр из телевизионного фильма “Ассоль”. 1982 г. В роли Артура Грэя – Андрей Харитонов. Фото из открытых интернет-источников.Кадр из телевизионного фильма “Ассоль”. 1982 г. В роли Артура Грэя – Андрей Харитонов. Фото из открытых интернет-источников.

Предлагаю заварить вкусный чай (у меня осталась дачная мята и хакасский чабрец), закутаться в плед и провести этот субботний вечер за чтением “Алых парусов”. На следующей неделе поговорим о характерах героев и основных сюжетных линиях. Всем удачи и здоровья.

Чабрец. Фото из личного архива автораЧабрец. Фото из личного архива автора

  • С другими материалами для подготовки к итоговому сочинению можно ознакомиться здесь:
  • “Забвению не подлежит” – не самое простое направление
  • “Забвению не подлежит” – примерные темы сочинений и короткие произведения о войне для аргументации
  • Подготовка к итоговому сочинению: статья в вопросах и ответах
  • Готовимся к итоговому сочинению: составляем логическую схему

Завершаем изучение рассказа «Господин из Сан-Франциско»

1. Из этой статьи выписать в тетрадь главное.

В этом рассказе очень много аллегорий, ассоциаций и символов. Корабль

«Атлантида» выступает как символ цивилизации; сам господин — символ буржуазного благополучия общества, где люди вкусно едят, изысканно одеваются и не заботятся об окружающем мире. Он их не интересует. Они живут в обществе, как в футляре, закрытом навсегда для людей другого круга. Корабль символизирует эту оболочку, море — весь остальной мир, бушующий, но никак не касающийся героя и ему подобных. А рядом, в этой же оболочке,— люди, управляющие кораблём, работающие в поте лица у гигантской топки, которую автор называет девятым кругом ада.

В этом рассказе много библейских аллегорий. Трюм корабля можно сравнить

с преисподней. Автор намекает на то, что господин из Сан-Франциско продал

душу за земные блага и теперь расплачивается за это смертью. Символичен в рассказе образ огромного, как утёс, Дьявола, который является символом надвигающейся катастрофы, своеобразным предупреждением человечеству. Символично в рассказе и то, что после смерти богача веселье продолжается, абсолютно ничего не изменилось. Корабль плывёт в обратном направлении, только уже с теломбогача в ящике из-под содовой, а бальная музыка гремит опять «среди бешеной

вьюги, проносившейся над гудевшим, как погребальная месса… океаном».

— «Господин из Сан-Франциско» — это Влияние научно-технического прогресса на человека

безымянного американского дельца, который всю жизнь успешно делал деньги

и, наконец решив отдохнуть, отправился в круиз с женой и дочерью. Находясь на Капри, герой скоропостижно умирает. Центральная метафора рассказа, появляющаяся как в начале, так и в финале рассказа,— это описание парохода «Атлантида», который отвозит героя в Италию, а затем его тело назад в Америку. Пароход — последнее слово техники — является моделью человеческого общества.

На верхних этажах размеренно протекает жизнь богатых. Привлекает внимание

изобилие неопределённо-личных предложений, занимающих почти страницу:

«вставали рано, пили кофе, делали гимнастику…». Особенности синтаксиса подчёркивают обезличенность, ненатуральность тех, кто считает себя хозяевами

жизни. Имён нет… Это искусственный рай, где есть свет, тепло и музыка. А есть и ад — трюмы корабля, похожие на преисподнюю. Верх — это роскошь, низ —нищета, а между ними пропасть непонимания…

2. Сопоставьте две характеристики рассказа — критика А. Б. Дермана и писателя Ю. К. Олеши. Какая позиция вам ближе? Ответить на вопрос письменно. Развернуто.

А) «Более десяти лет отделяет нас от конца творчества Чехова, и за этот срок,

если исключить то, что было обнародовано после смерти Л. Н. Толстого, не появлялось на русском языке художественного произведения, равного по силе и значению рассказу «Господин из Сан-Франциско». Художник недву смысленно

намекает на то, что необходимо прежде всего помнить про неизбежность конца

и затем сообщать жизни тот смысл, который не может быть смертью уничтожен.

Эта идея — чисто религиозно-нравственная, воплощённая в форму, где социальная несправедливость проявляется нравственной тупостью, а нрав ственная

тупость ведёт с неизбежностью к бессмысленной гибели религиозного существования — характерная для толстовского миропонимания схема, усвоенная, по

крайней мере, в разбираемом рассказе Бунина.

В чём же эволюционировал художник? В масштабе своего чувства. Его нелюбовь к американцу не заключает в себе и тени раздражения, и она необычайно (и плодотворно) раздвинута. С какой-то торжественной и праведной печалью

художник нарисовал крупный образ громадного зла,— образ греха, в котором

протекает жизнь современного гордого человека со старым сердцем, и читатель

чувствует здесь не только законность, но и справедливость и красоту самой авторской холодности к своему герою… Замечателен в целом стиль рассказа, мерная, металлическая музыка этих безукоризненных, строго наполненных фраз,

точно глубокого ритма раскачивающихся гулких колоколов, одновременно богатство и целомудрие слов, без единого лишнего и без единого недостающего»

(А. Б. Дерман).

Б) «Нужно ли такое обилие красок, как у Бунина? «Господин из Сан-Франциско» просто подавляет красками, от них становится тягостно. Каждая в отдельности, разумеется, великолепна, однако, когда читаешь этот рассказ, получается такое впечатление, будто присутствуешь на некоем сеансе, где демонстрируется какое-то исключительное умение — в данном случае определять

предметы. В рассказе, кроме развития темы и высказывания мыслей, ещё происходит нечто не имеющее прямого отношения к рассказу — вот именно этот самый сеанс называния красок. Это снижает достоинство рассказа. Его рассуждения о душе, сливающейся с бесконечностью, или в этом роде, кажутся иногда

просто глупыми. Пресловутый «Господин из Сан-Франциско» — беспросветен,

краски в нём нагромождены до тошноты. Критика буржуазного мира? Не думаю. Собственный страх смерти, зависть к молодым и богатым, какое-то даже

лакейство» (Ю. К. Олеша).

Вывод по рассказу. (вам информация для сочинения)

Кульминацией рассказа является неожиданная смерть главного героя.

В её внезапности заложен глубочайший философский смысл. Мы видим, что

пир жизни на борту «Атлантиды» подобен пиру во время чумы. Тень возмездия,

воплощённая не только в образе Дьявола, но и в разгуле стихии за бортом корабля, незримо витает над этим пиром. В финале рассказа чувствуется трагический накал: в залитом светом салоне уже иные «хозяева жизни» пытаются веселиться, но о хрупкости их мира, о тщете их усилий напоминает просмолённый гроб, стоящий глубоко в трюме,— символ конца, обречённости мира, охваченного войной. Мысль о неминуемой катастрофе приобретает окончательную завершённость, становится страшным пророчеством, которое во многом сбылось в XX в. Автору важно было подчеркнуть мысль о ничтожности могущества человека перед лицом одинакового для всех смертного итога. Оказалось, что всё накопленное господином не имеет никакого значения перед вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, смысл жизни не в приобретении богатства, а в чём-то ином, не поддающемся денежной оценке или эстетской мудрости.

3. Литературная викторина «Возвращаясь к прочитанному…» Закончите фразу.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА.

Как построен сюжет рассказа? Сюжет рассказа построен на..

• Какие образы в рассказе имеют символическое значение?

• Где расположено основное место действия рассказа?

• Какой приём использует автор для изображения разделения общества?

• Как зовут главного героя?

• Когда герой начинает меняться?

• Как к господину относятся люди после его смерти?

• Назовите эпизодических героев рассказа.

• Какой образ в рассказе является обобщающим?

• Как первоначально назывался рассказ?

• В чём заключался пафос рассказа?

ИТОГО: Мне надо прислать конспект, ответ на вопрос, тест. Тогда изучение этого произведения для вас закончится.

Р.S.

Рассказ ПОДОЙДЕТ В КАЧЕСТВЕ АГРУМЕНТАЦИИ К НАПРАВЛЕНИям ИС «ЦИВИЛИЗАЦИЯ…» И «ПУТЕШЕСТВИЕ»

Например, на вопрос про цивилизацию.. благо или зло. Влияние научно-технического прогресса на человека. Можно ответить Пароход — последнее слово техники — является моделью человеческого общества…

На вопрос, почему люди путешествуют, тоже здесь есть ответ. Это история последнего путешествия человека.

Кроме того, для аргументации к сочинению в ЕГЭ . Это проблемы жизни и смерти, несправедливости в обществе, денег, богатства, истинных ценностей, духовности.

(708 слов) В знаменитом рассказе «Господин из Сан-франциско» Иван Алексеевич Бунин поднимает тему жизни и смерти. Герои книги сталкиваются не только с богатством и наслаждением, но и с унижениями и оскорблениями, и границей между этими состояниями является смерть. Она снимает покровы лицемерия и показывает истинное значение человека как личности. Чтобы лучше разобраться в замысле автора, рассмотрим характеристику главных персонажей известного произведения Ивана Бунина.

Господин из Сан-франциско — главный персонаж рассказа Ивана Алексеевича Бунина. Это богатый человек из Нового Света, который решил отправиться со своей семьёй в долгое путешествие, когда ему было пятьдесят восемь лет. Автор не наделил героя именем, ведь у него не было индивидуальности. Его никто не смог запомнить и даже никто не знал, кто он такой. Все знали лишь о высоком статусе человека, который можно купить за деньги. Господин на протяжении всей своей жизни, как говорится, трудился «не покладая рук». Однако это были не его руки, а руки китайцев, которые тысячами умирали от непосильной работы. Для персонажа совсем не важно благополучие других людей, для него превыше всего — богатство, власть, выгодное положение. Именно эти блага позволили равнодушно относиться к окружающим, находящимся по социальному статусу ниже его. Однако времени на путешествия и семейный досуг у него не было, а появилось оно лишь к концу жизни. Первый отпуск стал для него последним. Смерть не обошла героя стороной, но богатство и власть на тот свет не заберёшь. А купленное уважение рано или поздно превращается в пыль. Никто даже и не заметил, что Господина не стала: всё так же продолжается праздник, и о последней дани мёртвому некому позаботиться. Тело героя лишь путешествует в ящике из-под содовой. Но самое страшное, что даже семья героя не проявила особого горя. Супругу и дочь больше волновали проблемы бытового характера и свои личные заботы. За деньги Господин не смог купить любви.  

Супруга Господина из Сан-франциско — довольно крупная женщина, у которой любимым занятием было богато одеваться. У женщины было небогатое воображение, и жизнь её была однообразная: она представляла собой лишь череду тянущихся друг за другом праздных дней. Времяпрепровождение героини было лишено эмоций. Она всегда была очень спокойной, независимо от происходивших событий. Единственное, о чем она волнуется — это о будущем её дочери. Женщина считает, что необходимо дочке найти подходящую и выгодную партию, чтобы она также беззаботно и спокойно плыла по течению жизни. 

Дочь Господина из Сан-франциско была уже не молодая и немного болезненная. Это была девушка высокого роста и с прекрасными волосами. Она всячески пыталась показывать невинность, но и вместе с тем и откровенность, стараясь привлечь представителей мужского пола. Именно это и волновало ее больше всего. Однажды девушка встретилась с непривлекательным и неинтересным человеком, однако он оказался принцем, и эта встреча запомнилась девушке. Наверное, это стало одним из самых сильных чувств в её несамостоятельной жизни. В будущем ведь девушку ждали лишь перспективы, нарисованные её матерью. Однако, в отличие от матери, дочери были присущи некоторые благородные эмоции: 

«Сердце ее вдруг сжала тоска, чувство страшного одиночества на этом чужом, темном острове». 

Она прочувствовала невероятную грусть, и стала плакать об отце. 

Наследный принц одного государства в Азии — человек небольшого роста, который любил носить золотые очки. Внешне он был весьма неприятным и выглядел очень странно, носил европейскую, простую, не подходящую его высокому статусу, одежду. Он является олицетворением мечты дочери Господина из Сан-франциско, вероятнее всего, потому что он богат и наделён огромной властью. 

Хозяин отеля — внешне приятный и элегантно одетый молодой человек. Однако его внутренняя сущность не соответствует его внешнему виду. Сначала герой был очень признателен к гостям, однако все поменялось после смерти Господина из Сан-франциско. Когда Господину стало плохо, хозяин отеля не поспешил оказать ему помощь. Вместо этого он бросился к убегающим посетителям, извиняясь за неприличное поведение Господина.  Есть еще один поступок хозяина, который вызывает к нему неприязнь и презрение. На просьбу вдовы перенести умершего Господина в дорогой номер, хозяин не отвечает согласием, боясь испортить репутацию отеля. Все, что смог хозяин предложить — это деревянный ящик от содовой для транспортировки трупа.

Можно утверждать, что основной проблемой, поднятой Буниным в произведении, является проблема поиска смысла жизни и своего предназначения. Писатель размышляет над тем, как бы провести свой жизненный путь с пользой и не во вред окружающим. Автор пытается донести до читателя мысль, что душевные качества человека и внутренняя красота намного важнее материальных благ. На примере главного героя Господина из Сан-франциско Бунин показывает,  как ничтожна жизнь человека, стремящегося к богатству любой ценой. Герой не жил, а лишь существовал.

Автор: Виктория Комарова

Сочинения по литературе
Сочинение рассуждение

Поделиться

2 сентября 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Обзор направлений, примерные темы и подборка литературы.

itogovoe21-22.pptx
itogovoe21-22.pdf

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Примерные темы

  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?

Литература

  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Р. Брэдбери «И грянул гром»
  • Г. Уэллс «Машина-времени»
  • Д. Лондон «Любовь к жизни»

Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Примерные темы

  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Литература

  • В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
  • Ч. Айтматов «Плаха»
  • А. Платонов «Котлован»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие
  • Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»
  • М. Замятин «Мы»

Преступление и Наказание – вечная тема

Примерные темы

  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Литература

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель»
  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

Примерные темы

  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Литература

  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • М. Горький «На дне»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
  • А. Н. Толстой «Русский характер»
  • А. С. Грин «Зелёная лампа»
  • Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Примерные темы

  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Литература

  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • А.С. Пушкин «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • Н.С. Лесков «Левша»
  • Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Горький «На дне»
  • Горький «Старуха Изергиль»

Автор: Аксёнова Екатерина Михайловна.

Орфоэпический диктант

4 варианта для проведения самостоятельной работы.


О разграничении грамматических и речевых ошибок

Рекомендации по методике разграничения ошибок разного типа и перечни наиболее распространённых грамматических и речевых ошибок.


  • Технический прогресс зло или благо пример сочинения
  • Технический прогресс зло или благо итоговое сочинение роковые яйца
  • Техника сказка для исполнения желаний
  • Технические сказки мартина содомки
  • Технически неисправен как пишется