Итоговое сочинение 2021-2022: критерии
Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.
1. Соответствие теме
Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев:
- вступление (тезис)
- собственное мнение, которое будем доказывать аргументами
- аргумент 1 (доказательство и микровывод)
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент)
- вывод (итог рассуждений)
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.
4. Качество письменной речи
Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».
5. Грамотность
«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.
Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022
Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к литературе позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
Примерные темы:
- Почему людям так нравится путешествовать?
- Согласны ли вы с высказыванием Эмиля Золя: «Ничто так не развивает ум, как путешествие»?
- Как вы понимаете смысл высказывания: «Инвестиции в поездки — это инвестиции в себя»?
- Правда ли, что жизнь странника гораздо интереснее, чем жизнь «домашнего» человека?
- Как найти смысл на жизненном пути?
- Согласны ли вы, что лучший этап любого путешествия — возвращение домой?
«Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика» — Ибн Баттута.
- Почему в поездку можно уехать одним человеком, а вернуться совершенно другим?
- Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать — значит развиваться».
Литературные аргументы:
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн
- «Герой нашего времени» М. Лермонтов
- «Шантарам» Грегори Дэвид Робертс
- «Дети капитана Гранта» Жюль Верн
- «Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггерф
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
- «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Примерные темы:
- Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?
- Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность»?
- Может ли прогресс навредить человеку?
- Согласны ли вы с высказыванием: «Лень — двигатель прогресса»?
- Могут ли технологии заменить учителя?
- Как технологический прогресс отражается на природе?
- Один из величайших мифов нашего времени — это то, что технологии сближают нас. Так ли это?
Литературные аргументы:
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «О дивный новый мир» О. Хаксли
- «Отцы и дети» И. С. Тургенев
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Мы» Е. И. Замятин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин
- «Цветы для Элджернона» Дэниел Киз
Преступление и наказание — вечная тема
Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др
Примерные темы:
- Чем страшен человек без совести?
- Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?
«Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?
- Что может толкнуть человека на преступление?
- Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?
- Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?
- Должно ли последовать наказание за возмездие?
Литературные аргументы:
- «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский
- «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин
- «Голодные игры» С. Коллинз
- «Повелитель мух» У. Голдинг
- «Старуха Изергиль» М.Горький
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Тарас Бульба» Н. В. Гоголь
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Анна Каренина» Л. Н. Толстой
Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Очень интересная и неоднозначная тема! Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Примерные темы:
- С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?
- Почему важно приобщаться к искусству с детства?
- Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?
- Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?
- С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и поему?
Литературные аргументы:
- «Зеленая лампа» А. Грин
- «Евгений Онегин» А. С. Пушкин
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Гарри Поттер» Дж. Роулинг
- «Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков
- «Граф Монте-Кристо» А. Дюма
- «Черный человек» С. Есенин
- «Гранатовый браслет» А. И. Куприн
Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Примерные темы:
Какого человека можно назвать гражданином?
Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?
Нужно ли отдавать долг Родине и почему?
Что делает граждан одной страны счастливыми?
Может ли один человек повлиять на общество?
Чего не хватает нашему государству?
За что вы любите Россию?
Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?
Литературные аргументы:
- «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов
- «Война и мир» Л. Н. Толстой
- «Недоросль» Д. И. Фонвизин
- «Похороните меня за плинтусом» П. Санаев
- «451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери
- «Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер
- «1984» Дж. Оруэлл
- «Горе от ума» А. С. Грибоедов
Автор:
Самый Зелёный
·
С каждым днем рассуждения и споры на тему роли технического прогресса в жизни человека набирают обороты: одни доказывают, что прогресс и тяга людей к изучению нового точно приведут наш мир к исчезновению; другие же уверены, что развитие новых направлений науки поможет в спасении человеческих жизней и создании комфортных условий. И как тут разобраться, кто прав и что именно принесет нам технический прогресс? На эту противоречивую тему еще и итоговое сочинение нужно написать! Какой позиции придерживаться и как ее аргументировать? Многомудрый Литрекон уже здесь для того, чтобы помочь Вам подобрать примеры из литературы и успешно написать итоговое сочинение!
Польза
Аргументы о пользе технического прогресса представлены в списке.
- Я. Вишневский «Одиночество в сети». Герои, гонимые одиночеством и отсутствием светлых чувств в своей жизни, пересекаются в программе ICQ, которая позволяет общаться со своим собеседником в режиме реального времени. Печальное сообщение от незнакомки с предложением пообщаться оказывается связующим звеном и непредвиденным толчком в сторону обоих героев. Они быстро находят общий язык и становятся тут же близки и откровенны, от чего между ними выстраивается искренний диалог. Мужчина и женщина начинают общаться каждый день и оказываются очарованы друг другом, что только подогревает их стремление в общении. Оба находят своё спасение в друг друге, и общение плавно перетекает во влюбленность. Они становятся настолько поглощены друг другом, что всерьез задумываются о встрече и совместном досуге, откладывая в дальний угол тот факт, что женщина находится в браке. Их тайная связь и откровенные сообщения заставляют обоих окунуться в те чувства, в которых они так долго нуждались. А ведь всего этого могло и не случиться, не окажись они в этой программе ICQ. Таким образом, развитие технологий и создание новых способов взаимосвязи людей, находящихся на дальних расстояниях, позволило пользователям не только сокращать это самое расстояние, но и находить близких по духу людей.
- Дэниел Киз «Удивительная история Билли Миллигана». Изучение и развитие средств массовой информации, а также способов связи между людьми благоприятно влияют на осведомлённость общества и его возможность в нужный момент попросить о помощи. Так, в указанном произведении никто не верил в межличностное расстройство Билли Миллигана: все хотели усадить его за решетку и уличить во лжи и притворстве. Однако его государственные защитники Гари Швейкарт и Джуди Стивенсон смогли связаться с Дороти Тернер — психологом общественного центра психического здоровья. Женщина уже имела опыт в изучении и лечении подобного рода заболеваний, что было известно практически всем. Поэтому именно с ней связались отчаявшиеся защитники и попросили помощи. Приезд Дороти Тернер в клинику спасли Миллигана от тюрьмы и поспособствовали его дальнейшему переводу в психиатрическую больницу для лечения и оказания нужной помощи. Таким образом, связь между людьми как никогда играет роль в экстренных и стрессовых ситуациях, когда необходим сиюминутный отклик на появившуюся проблему. В этом людям и помогает технологический прогресс.
- Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой». Изучая образ капитана Немо и его подводной лодки, можно сделать определенные выводы, которые мы можем транслировать и на Верна. Во-первых, проживание на подводном чуде без возможности оказаться в хаотичном обществе является идеальной перспективой для тех, кто сторонится всякого рода агрессии и тирании, вне зависимости от того, откуда она исходит. Подводная лодка и способ существования на ней стали пристанищем и отдушиной для тех, кто стремится к саморазвитию, самосовершенствованию, то есть само средство передвижения стало родным домом и самым комфортным местом для всей команды “Наутилуса”. Это необычное изобретение продемонстрировало людям незабываемый морской мир, который они не смогли бы увидеть, находись в шумном городе в окружении людей. Таким образом, технологический прогресс дает возможность узнать что-то новое, оказаться там, где нам комфортнее всего или где мы хотели бы побывать. Любой желающий может свободно путешествовать, изучать науки, общаться с людьми из различных точек мира только благодаря развитию технологий.
- А. Беляев «Человек-амфибия». Часто технический прогресс ассоциируют с благоприятными изменениями в медицине, а также с появлением новых способов лечения и спасения людских жизней. Эта ситуация и описывается в произведении Беляева. Однажды Сальватору принесли младенца с неизлечимой болезнью легких. Доктор всерьез задумался о спасении жизни мальчика и после долгих раздумий решился на сложную операцию по пересадке жабр молодой акулы. Эта операция спасла жизнь ребенку, хоть и имела ряд своих недостатков: мальчику было необходимо поочередно дышать на воздухе и под водой, чтобы легкие не испортились окончательно. Однако достоинством операции было то, что жабры не были видны под одеждой, так как находились на спине и спокойно функционировали, не смущая окружающих. Таким образом, технический прогресс несет свою пользу определенным сферам жизни людей. Не исключено, что требуется проведение огромного количества испытаний, однако хороший результат в будущем закроет собой все недостатки долгого изучения и нескончаемых попыток.
Другие аргументы по теме Вы найдете в итоговом сочинении «Влияние цивилизации на человека».
Вред
Аргументы о вреде технического прогресса (как и о пользе) могут быть дополнены. Если чего-то не хватило, пишите Многомудрому Литрекону в комментариях:
- Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Проблемой технического прогресса является то, что он затрагивает не только необходимые и важные для жизни сферы, но и сферу развлечения, которая, в буквальном смысле, зомбирует многих людей, утягивая их из реального мира в цифровой. Это случилось и с Милдред, женой Гая Монтэга. Женщина всё время проводила в наушниках, от чего даже научилась читать по губам. Её день состоял из просмотра телешоу, чему способствовали три телевизионные стены в гостиной. Однако женщина была уверена, что им не хватает ещё и четвёртой, чтобы в комнате, помимо них, жили разные необычные, занятые люди. Таким образом, прогресс в сфере телевещания негативно влияет на сознание человека, превращая его в зависимого от обычных, созданных им же гаджетов, которые заменяют ему и живое общение, и сон, и еду, что, безусловно, вредит его здоровью.
- Е. И. Замятин «Мы». В произведении все люди, проживающие в Едином Государстве, обезличены: у них нет имен и точного описания внешности, у них отсутствует чувство прекрасного, они не видят красоты вокруг себя, заменяя это запрограммированным поведением, лишенном волевого сознания личности. В Государстве отсутствуют особенности и отличительные черты людей. Например, любой человек может создать музыку простым взмахом руки, так как для этого не требуется таланта, слуха и умений. Все равны и имеют ряд правил-законов, которые нельзя нарушать. Так, Д-503 называется нарушением закона обычную бессонницу, ведь, как постановлено, ночью нужно спать, чтобы днем работать на благо Единого Государства. Все действия и планы должны быть точно регламентированы, от чего возникает ощущение, что в произведении речь идет не о людях, а роботах. Таким образом, технологический прогресс обезличивает людей: всем нам преподносится одна и та же информация, которая отучает читать книги, открывать мир, создавать нечто новое во всех сферах и проявлять свою индивидуальность. Люди в этом бесконечном беге за прогрессом теряют своё собственное «Я».
- Х. Селби «Реквием по мечте». Жертвой технологического прогресса в данном произведении стала Сара Голдфарб. Героиня утонула в различных телевизионных шоу. Цифровой мир настолько сильно захватил ее жизнь, что единственным желанием женщины стало посещение одного из шоу, которое она обожала смотреть. И вскоре произошло то, чего она так сильно жаждала, — пришло приглашение на съемки. В предвкушении Голдфард придумывает себе будущий образ для съемок, однако с разочарованием осознает, что ее любимое красное платье ей уже мало. Тогда и начинается черная полоса в жизни Сары: он садится на тяжелую диету, с которой не может справиться. Невозможность побороть свой голод и саму себя приводит женщину к врачу-диетологу, который прописывает ей таблетки, избавляющие от голода. Но в итоге эти таблетки оказываются наркотиками и доводят до панического страха холодильника, превращая некогда здоровую женщину в живой труп. Таким образом, навязанные телевизионным шоу идеалы привели Сару Голдфарб к заболеванию и зависимости, из-за чего она попала в психиатрическую больницу. Данный факт показывает нам негативное влияние технологического прогресса.
- М. А. Булгаков «Собачье сердце». В данном произведении технический прогресс показан с самой ужасающей стороны: профессор Преображенский решился на сложную операцию по пересадке человеческих органов собаке Шарику, которого подобрал на улице. Операция прошла успешно — Шарик остался жив. Однако то, что происходило дальше, заставило профессора пожалеть о своем решении. Шарик превратился в ужасного человека, злоупотребляющего алкоголем и нецензурными выражениями, плюющего на пол и не уважающего никого. Другими словами, он превратился в бандита, органы которого ему пересадили. Крайней точкой терпения профессора стало то, что Шариков устроился на работу, где душил котов, а после приставал к Дарье Петровне и Зине и привел в дом барышню, которую заставил жить с собой под угрозой увольнения. Эти выходки вынудили Борменталя усыпить Шарикова, после чего они с профессором вновь превратили его в собаку. Таким образом, технический прогресс — это то, что невозможно проконтролировать и предугадать: никто не знает, чем именно обернется то или иное открытие. Каждый эксперимент необходимо анализировать и проверять, что тоже не всегда бывает легко и возможно, поэтому вероятность того, что открытие будет полезным, равна тому, что оно может принести огромные беды.
- В.Распутин «Прощание с Матерой». В произведении очень ясно и точно представлена картина уходящего старого мира, который слишком быстро и безжалостно был заменен на новый, технологически развитый. Ниже по Ангаре начали строить плотину для дальнейшей установки электростанции, из-за чего береговая линия реки должна была подняться. Данный факт ставил крест на существовании острова и деревни, где все еще проживали люди, не желающие покидать свои дома. Помимо этого рядом с деревней находилось кладбище, которое никто не собирался переносить: бригада, напротив, убирала кресты и изгороди, чтобы территория напоминала обычное поле, что не пришлось по душе старухам, прогнавшим работников. Дарья Васильевна, главная героиня произведения, попросила сына Павла и внука Андрея перенести могилы родственников, но этого так и не произошло, так как оба уехали из деревни по делам, оставив старуху одну. Со временем опустевшие избы начали сжигать, что не оставило выбора оставшимся жителям — необходимо было как можно скорее покинуть родные дома во избежание катастрофы. Таким образом, технологический прогресс, неустанно развивающийся и не стоящий на месте, очень безжалостно обходится со старой жизнью, которую никто не хочет спасти: забываются обычаи, история, традиции, предки — всё сметается на пути к лучшей и технологически развитой жизни.
- М. А. Шолохов «Судьба человека». Чаще всего результаты технического прогресса напрямую связывают с развитием оружия и других средств нападения и защиты. Непонятно, откуда именно взялась эта параллель, однако не раз прогресс в области разработки оружия приводил и приводит по сей день к ужасающим последствиям — к смерти людей. В представленном произведении есть сцена, когда Соколов ехал через минное поле, чтобы доставить солдатам оружие, так как они сражались с пустыми руками. Герой наткнулся на неприятности по пути через поле: повсюду были заложены мины, от чего солдаты “рвались по порядкам”. Похожая ситуация произошла с семьей Соколова. Их дом находился рядом с авиазаводом, который забросали бомбами во время войны. Одна из них прилетела прямо в “хибарку”, от чего все члены семьи погибли. Таким образом, люди массово умирали и продолжают умирать от, казалось бы, обычных открытий в области физики или химии, которые используют в создании ужасающего средства уничтожения.
Другие аргументы о вреде технического прогресса Вы найдете в итоговом сочинении «Какие опасности таит технический прогресс».
Автор: Виктория Семенова
Метки: 11 классаргумент из литературыитоговое сочинениепример из литературыЦивилизация и технологии
Читайте также:
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: ЦивилизаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ â ÑпаÑение, вÑзов или ÑÑагедиÑ?
14.10.2021 23:43:04
ÐвÑоÑ: ÐаÑалÑÑ ÐмиÑÑиÑева
Ðногие взÑоÑлÑе лÑди задаÑÑÑÑ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑом: «Ð§Ñо Ñакое ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ: ÑпаÑение, вÑзов или ÑÑагедиÑ?» ÐаждÑй Ñеловек по-ÑÐ²Ð¾ÐµÐ¼Ñ Ð¾ÑвеÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ÑÑÐ¾Ñ Ð²Ð¾Ð¿ÑоÑ. Ðа мой взглÑд, ÑеÑ
нологии â ÑÑо ÑвоеобÑазнÑй вÑзов, коÑоÑÑй Ñеловек бÑоÑÐ°ÐµÑ Ð¾ÐºÑÑжаÑÑей ÑÑеде. ÐоÑледÑÑÐ²Ð¸Ñ Ð±ÑÑного ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑивилизаÑии, вÑледÑÑвие ÑлÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑеÑ
ниÑеÑкой ÑÑоÑÐ¾Ð½Ñ Ð¼Ð¸Ñа Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð¿Ð¾Ð²Ð»ÐµÑÑ Ð·Ð° Ñобой как положиÑелÑнÑе, Ñак и оÑÑиÑаÑелÑнÑе поÑледÑÑвиÑ. РзавиÑимоÑÑи Ð¾Ñ ÑÑого бÑÐ´ÐµÑ Ð²ÑÑÑавлен ÑÑаÑÑÑ: «ÑпаÑение», «ÑÑагедиÑ» или «Ð²Ñзов». ЧÑÐ¾Ð±Ñ Ð´Ð¾ÐºÐ°Ð·Ð°ÑÑ ÑÐ²Ð¾Ñ ÑоÑÐºÑ Ð·ÑениÑ, обÑаÑÑÑÑ Ðº пÑимеÑам из Ñ
ÑдожеÑÑвенной лиÑеÑаÑÑÑÑ.
ÐовоÑÑ Ð¾ ÑеÑ
ниÑеÑком пÑогÑеÑÑе, как о ÑпаÑение, можно взÑÑÑ Ð² пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ ÑаÑÑказ Ð.Ð. ÐлаÑонова «ÐеÑÑÐ°Ð½Ð°Ñ ÑÑиÑелÑниÑа». ÐÐ»Ð°Ð²Ð½Ð°Ñ Ð³ÐµÑÐ¾Ð¸Ð½Ñ — двадÑаÑилеÑнÑÑ ÐаÑÐ¸Ñ ÐаÑÑÑкина, Ñодом из глÑÑ
ого забÑоÑанного пеÑками гоÑодка ÐÑÑÑаÑ
анÑкой гÑбеÑнии, где бедÑÑвием Ð´Ð»Ñ Ñела бÑли пеÑÑанÑе бÑÑи. ÐаÑÐ¸Ñ ÑабоÑала ÑÑиÑелÑниÑей в Ñколе. РаÑÑÑÑаивалаÑÑ Ð¸Ð·-за Ñого, ÑÑо деÑи Ñ
одили в ÑÐºÐ¾Ð»Ñ Ð½ÐµÐ¸ÑпÑавно, а зимой и вовÑе пеÑеÑÑавали, поÑÐ¾Ð¼Ñ ÑÑо ÑаÑÑо бÑли ÑнежнÑе бÑÑи. РебÑÑам не во ÑÑо бÑло одеÑÑÑÑ, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑаÑÑо Ñкола ÑовÑем пÑÑÑовала. Хлеб заканÑивалÑÑ Ðº конÑÑ Ð·Ð¸Ð¼Ñ, деÑи Ñ
Ñдели и ÑеÑÑли инÑеÑÐµÑ Ð´Ð°Ð¶Ðµ к Ñказкам. ÐÐ¾Ð»Ð¾Ð´Ð°Ñ ÑÑиÑелÑниÑа не ÑдалаÑÑ, не впала в оÑÑаÑние. Ðна ÑеÑила ÑделаÑÑ Ð³Ð»Ð°Ð²Ð½Ñм пÑедмеÑом в Ñколе обÑÑение боÑÑбе Ñ Ð¿ÐµÑками, обÑÑение иÑкÑÑÑÑÐ²Ñ Ð¿ÑевÑаÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¿ÑÑÑÑни в живÑÑ Ð·ÐµÐ¼Ð»Ñ. ÐÑо оÑлиÑнÑй пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ ÑомÑ, где ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ- ÑÑо ÑпаÑение Ð´Ð»Ñ Ð»Ñдей.
ТеÑ
ниÑеÑкий пÑоÑеÑÑ- ÑÑо и вÑзов. ÐапÑимеÑ, в ÑаÑÑказе Ð.Ð. ÐлаÑонова «Ð пÑекÑаÑном и ÑÑоÑÑном миÑе». ÐлавнÑй геÑой â ÐалÑÑев ÐлекÑÐ°Ð½Ð´Ñ ÐаÑилÑевиÑ. Ðн ÑÑиÑалÑÑ Ð»ÑÑÑим маÑиниÑÑом ТолÑбевÑкого депо. ÐÐ¼Ñ Ð´Ð¾Ð²ÐµÑили новÑй паÑовоз, где маÑиниÑÑом Ñ Ð½ÐµÐ³Ð¾ бÑл назнаÑен молодой паÑенÑк-ÐоÑÑÑ. ÐалÑÑев ÑÑвÑÑвовал ÑÐ²Ð¾Ñ Ð¿ÑевоÑÑ
одÑÑво и ÑÑиÑал, ÑÑо никÑо, кÑоме него, не ÑÐ¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ñак Ñ
оÑоÑо ÑазбиÑаÑÑÑÑ Ð² паÑовозе. ÐÐ´Ð½Ð°Ð¶Ð´Ñ Ð² пÑÑи пÑоизоÑло непÑедвиденное. ÐаÑалÑÑ Ð²Ð¸Ñ
ÑÑ, гÑозовÑÑ ÑÑÑÑ Ð½ÐµÑло пÑÑмо в лоб паÑовозÑ, а поÑом ÑвеÑкнÑла молниÑ, оÑвеÑив вÑÑ Ð²Ð¾ÐºÑÑг. ÐаÑалÑÑ Ð»Ð¸Ð²ÐµÐ½Ñ. ÐалÑÑев как-Ñо изменилÑÑ Ð² лиÑе, Ñнизил ÑкоÑоÑÑÑ Ð¸ , кажеÑÑÑ, не Ñак ÑвеÑенно вÑл маÑинÑ. Ðн Ñказал ÐоÑÑе, ÑÑо оÑлеп. ÐаÑколÑко Ñ
оÑоÑо надо знаÑÑ Ð¿ÑÑÑ Ð¸ ÑÐ°Ð¼Ñ Ð¼Ð°ÑинÑ, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð½Ðµ довеÑÑи до аваÑии. Ðа данное пÑоиÑÑеÑÑвие ÐалÑÑева поÑадили в ÑÑÑÑмÑ. ÐÑение к Ð½ÐµÐ¼Ñ Ð²ÐµÑнÑлоÑÑ, и никÑо не веÑил, ÑÑо он бÑл Ñлеп. ÐоÑÑÑ Ñзнал, ÑÑо еÑÑÑ ÑÐ°ÐºÐ°Ñ ÑизиÑеÑÐºÐ°Ñ ÑÑÑановка, коÑоÑÐ°Ñ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð²ÑзÑваÑÑ Ð¸ÑкÑÑÑÑвеннÑÑ Ð¼Ð¾Ð»Ð½Ð¸Ñ. Тогда он ÑеÑил добиÑÑÑÑ ÑкÑпеÑименÑа , ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿ÑовеÑиÑÑ, подвеÑÐ¶ÐµÐ½Ñ Ð»Ð¸ зÑиÑелÑнÑе оÑÐ³Ð°Ð½Ñ ÐалÑÑева на ÑлекÑÑомагниÑнÑе ÑазÑÑдÑ. ÐкÑпеÑÐ¸Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð¿Ñовели, ÐалÑÑева оÑвободили. Ðо вÑÐµÐ¼Ñ ÑкÑпеÑименÑа он Ñнова оÑлеп, и Ñже не на неÑколÑко минÑÑ. ЧеÑез год ÐоÑÑÑ Ñдал ÑÐºÐ·Ð°Ð¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ð° маÑиниÑÑа и ÑÑал Ñам возиÑÑ Ð¿Ð°Ñовоз. Ðн ÑаÑÑо видел ÐалÑÑева, ÑидÑÑего на лавоÑке и пÑиÑлÑÑиваÑÑегоÑÑ Ðº ÑомÑ, как вÑвозÑÑ Ð¿Ð°Ñовоз, гоÑовÑÑ ÐµÐ³Ð¾ к оÑпÑавке. ÐоÑÑÑ Ð¿ÑиглаÑил в ÑÐµÐ¹Ñ ÐлекÑандÑа ÐаÑилÑевиÑа и они вдвоÑм вели паÑовоз. РконÑе пÑÑи ÐалÑÑев Ñнова ÑÑал видеÑÑ. ТеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð¿ÑÐµÐ¿Ð¾Ð´Ð½ÐµÑ ÐалÑÑÐµÐ²Ñ Ð²Ñзов, ÑпÑавиÑÑÑÑ Ñо Ñвоей ÑлепоÑой и поÑÑаÑÑвоваÑÑ Ð² ÑкÑпеÑименÑе, пÑи ÑÑом веÑнÑÑÑ Ñебе зÑение.
РаÑÑмоÑÑим еÑÑ Ð¾Ð´Ð¸Ð½ пÑимеÑ, ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ- ÑÑо ÑÑагедиÑ. РаÑÑказ Ð.Ð. ÐÑлгакова, «РоковÑе ÑйÑа». УÑенÑй ÐеÑÑиков Ñоздал ÑникалÑнÑй лÑÑ, коÑоÑÑй мог влиÑÑÑ Ð½Ð° ÑоÑÑ ÐºÐ»ÐµÑок и пÑоизводиÑÑ Ð¶Ð¸Ð²ÑÑ
ÑÑÑеÑÑв небÑвалÑÑ
ÑазмеÑов. ÐÑоÑеÑÑоÑÑ Ð½Ðµ дали пÑоÑеÑÑиÑоваÑÑ Ð¸ изÑÑиÑÑ Ñвое оÑкÑÑÑие. РазÑабоÑÐºÑ Ð´Ð°Ð»Ð¸ непÑоÑеÑÑионалÑÐ½Ð¾Ð¼Ñ ÑÐµÐ»Ð¾Ð²ÐµÐºÑ â пÑедÑедаÑÐµÐ»Ñ ÐºÐ¾Ð»Ñ
оза РоккÑ. Ðн ÑÑÑ Ð¶Ðµ пÑименил наÑ
одкÑ, ÑолÑко пеÑепÑÑал кÑÑинÑе ÑйÑа Ñо змеинÑми. РиÑоге полÑÑилиÑÑ Ð¾Ð³ÑомнÑе монÑÑÑÑ, коÑоÑÑе оÑлиÑалиÑÑ Ð½ÐµÐºÐ¾Ð½ÑÑолиÑÑемой агÑеÑÑией и ÑилÑной вÑеÑдноÑÑÑÑ. Ðни поÑодили Ñ
аоÑ, ÑазÑÑÑили многие обÑекÑÑ Ð¸Ð½ÑÑаÑÑÑÑкÑÑÑÑ, Ñбили и Ñанили многиÑ
лÑдей. ÐÑо поÑледÑÑвие пÑогÑеÑÑа ÑÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñ Ð±ÑÑÑ Ñмнее и оÑÑоÑожнее Ñ Ð½Ð¾Ð²Ñми ÑеÑ
нологиÑми. Ðез подÑобного изÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð¸Ñего пÑименÑÑÑ Ð½Ðµ ÑледÑеÑ.
Таким обÑазом, ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð¼Ð¾Ð¶ÐµÑ Ð½ÐµÑÑи поÑледÑÑвиÑ, как и ÑпаÑениÑ, Ñак и вÑзова Ñ ÑÑагедией. ÐÑе ÑÑи пÑоÑеÑÑÑ Ð¼Ð¾Ð³ÑÑ ÑаÑÑмаÑÑиваÑÑÑÑ Ð² ÑазлиÑнÑÑ
ÑлÑÑаÑÑ
по-ÑазномÑ. ÐÑо вÑегда вÑзов â ÑпÑавиÑÑÑ Ð»Ð¸ Ñеловек Ñ Ð¿Ð¾ÑледÑÑвиÑми, не навÑÐµÐ´Ð¸Ñ Ð»Ð¸ пÑиÑоде и ÑлÑÑÑÐ¸Ñ Ð»Ð¸ Ð¶Ð¸Ð·Ð½Ñ Ñебе.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐаÑалÑÑ!
ÐаÑе ÑоÑинение напиÑано неÑамоÑÑоÑÑелÑно. ÐÑе ÑÑи аÑгÑменÑа ÑпиÑÐ°Ð½Ñ Ñ ÑазнÑÑ ÑайÑов: ÐÑиÑика-24, ÐиÑеÑаÑÑÑа-ÐÐÐ, Ðанк аÑгÑменÑов.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа полÑÑÐ°ÐµÑ Â«Ð½ÐµÐ·Ð°ÑеÑ».
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 0 баллов
Ð2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 0 баллов
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 0 баллов
Ð4 (ÑеÑÑ) + 0 баллов
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 0 баллов
ÐÐ°Ð»Ð»Ñ Ð¿Ð¾ кÑиÑеÑиÑм Ð1: 0; Ð2: 0; Ð3: 0; Ð4: 0; Ð5: 0;
ÐÑоговÑй балл — 0 ÐезаÑÑÑ
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
«Мороз и солнце; день чудесный!» — Пушкин писал эти строки, не зная о том, что на нас надвигается «Итоговое сочинение», и морозного декабрьского утра мы ждем не с радостью и полудремой, а с содроганием и тоской. Но ничего страшного, Многомудрый Литрекон всех перемудрит и заготовит аргументы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» для итогового сочинения 2021-2022 года. В этой подборке каждый может найти оригинальные литературные примеры и вдохновиться на создание своего шедевра, только в жанре итогового сочинения. Если их нужно дополнить, напишите в комментариях, и Литрекон все сделает в лучшем виде. Приятного просвещения! Кстати, не забудьте взглянуть на темы и направления этого года, а также на пример сочинения по данному направлению.
- Технический прогресс — зло или благо? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» доказал, что развитие техники является благом для общества. Благодаря появлению и совершенствованию швейных машин героини произведения смогли зарабатывать на жизнь честным трудом и избежать торговли собой. Вера спаслась от брака по расчету и стала обеспечивать себя сама. Она открыла швейную мастерскую, в которой все работницы были пайщицами одного дела и имели мотивацию для его развития. Этот бизнес помог многим девушкам избавиться от зависимости в семье и в отношениях и жить благополучно. Если бы техника не дошла до такого уровня автоматизации процессов, женщины по-прежнему не могли бы трудиться и оказались бы во власти домашней тирании.
- Чем опасен технический прогресс? Е. Замятин в антиутопии «Мы» показал опасность прогресса. Технические новшества в обществе будущего могут поспособствовать полному порабощению человека в государстве. Тотальный контроль, машины для избавления от фантазии и свободы воли, изощренные пытки, средства для слежки и шантажа — все это сковывает личность и лишает ее всех прав. Главный герой Д-503 в финале был лишен воли и способности мыслить самостоятельно, а потому предал свои оппозиционные идеи и стал лишь винтиком в государственной машине. То есть у человека отняли его личность и свели его значение до базовой функции. Это не было бы возможно без научного прогресса и технической революции, которые были направлены против своих создателей.
- «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» осудил войну и на убедительных примерах доказал, что прогресс в человеческом обществе предполагает отказ от животной агрессии борьбы. Мы можем сравнить мирные и военные картины быта и нравов народа и увидим процветание и разруху, жизнь и смерть, счастье и горе. Как можно отказаться от одного и выбрать второе? Вооруженные конфликты отнимают у общества лучших людей вроде Андрея Болконского и Пети Ростова. Они приносят страдания и увечья всем семьям, ведь даже у Курагиных произошло трагическое событие: Анатоль потерял ногу на Бородинском поле. Может ли мир развиваться в таких условиях? Нет. За французской армией тянется вереница пожаров, потерь, разрушений. И в этой борьбе нет победителя, все лишь пострадали от нее. Поэтому война и прогресс несовместимы.
- Что такое технический прогресс? М.А. Шолохов в романе «Поднятая целина» показал технический прогресс в деле: объединение людей в колхоз позволило им скинуться и приобрести трактор. Техника высвободила бы десятки рабочих рук и увеличила бы объемы сельскохозяйственного производства. Если раньше все казаки от мала до велика были задействованы в пахоте и сборе урожая и получали столько денег, сколько хватало только на выживание, то теперь люди могли освободить время для развития и обучения, чтобы сделать свой труд более качественным и результативным. Так, молодая девушка Варя теперь могла позволить себе учебу и работу на себя. Прошли времена ночного бдения на полях, появление техники ознаменовало новый этап в развитии сельского хозяйства.
- Как развитие технологий влияет на общество? К. Булычев в повести «Приключения Алисы» рассказывает о фантастическом мире научного прогресса. Здесь люди запросто летают в космос и путешествуют по разным планетам. Алиса и ее отец полетели в космическую экспедицию, чтобы привезти животных с разных планет. Они занимаются благими делами, используя новые знания. Благодаря прогрессу герои могут охранять редких животных в любой точке галактики. Однако научные знания становятся не только достоянием каждого, но и причиной преступлений. Например, космические пираты охотятся за формулой абсолютного топлива и используют новые достижения цивилизации для незаконного обогащения. Таким образом, наука может подарить человечеству широкие возможности, если относиться к открытиям обдуманно и бережно, но она же дает новое оружие тем, кто настроен агрессивно и враждебно. Технологии дают возможности, но как их использовать, решает только сам человек, и в этом смысле они никак не влияют на нашу истинную природу.
- Верно ли, что наука всесильна? Наука не всесильна и нельзя с ее помощью сделать все, что угодно, презрев законы природы. Об этом говорит М. А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Шариков, которого известный ученый сделал из собаки, настоящим человеком все равно не становится и продолжает бросаться на кошек. Несмотря на старания профессора Преображенского, эксперимент оказался неудачным, и пришлось все вернуть обратно. Кроме темы науки, здесь проводится аналогия с только что появившимся советским государством, у которого был схожий подход: убрать все и переделать по своему усмотрению. И это также не принесло результата. Наука может ошибиться, но важно признать свои ошибки вовремя, как и сделал герой.
- Всегда ли люди понимают и принимают прогресс? К сожалению, лили очень консервативны и не всегда могут понять и принять прогресс. Например, доктор Сальватор из повести А. Р. Беляева «Человек-амфибия» спас человека, обогатил его уникальными способностями, но от общества получил лишь осуждение и непонимание за свой подвиг. Доктор пытался вывести живых существ, приспособленных к любым условиям. Он пересадил жабры больному мальчику Ихтиандру, и тот стал человеком-амфибией, который мог жить в воде и на суше. Окружающие не могли понять гуманитарных стремлений доктора. Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра и заставить доставать со дна жемчуг. Его не беспокоят никакие научные прорывы, главное – нажива, прибыль, которую может принести Ихтиандр. Конец истории печален: доктор Сальватор в тюрьме, а Ихтиандр в изгнании. Учёные могут быть не поняты и не приняты обществом, несмотря на высокие цели их исследований. Подчас люди попросту оказываются неготовыми к научным прорывам.
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе? М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Результаты научных открытий могут быть непредсказуемы и даже опасны. Об этом рассказывает М. А. Булгаков в повести «Роковые яйца». Профессор Персиков придумал луч, который провоцировал бурный рост, но повышал агрессию живых существ. Провести качественные исследования ему не дали, изобретение попало в руки заведующего совхоза Рокка. Он решил вывести устойчивых к болезням цыплят с помощью особого луча, не задумываясь о последствиях. Ещё и куриные яйца перепутали со змеиными. И вывелись не свирепые цыплята, а анаконды и другие рептилии. Только к зиме этих существ победили, и то благодаря морозу. Фантастическая история показывает, что наука требует тщательного и аккуратного отношения, с применением открытий нельзя торопиться, иначе может произойти катастрофа.
- Ложная и истинная наука, определяющая ход прогресса. Ироническое отношение к науке показал В. Пелевин в романе «Искусство лёгких касаний». Вторая часть романа, одноименная названию, представляет собой рецензию на книгу историка Голгофского. Этот ученый развивает теорию о существовании особенных слов, которые могут менять сознание целых народов. Он считает, например, что особые слова, которые распространяются в соцсетях, развивают излишнюю толерантность. Теория звучит как крайне сомнительная, однако такое произведение публикуют, оценивают и анализируют. Здесь поднимается вопрос подлинной науки и ложной. Ради собственного продвижения некоторые учёные занимаются не исследованиями, а скандалами. И это одна из проблем современной науки. Ведь новая мысль порождает направление прогресса, определяет будущее, а лженаука искажает его, ведет человечество по ложному пути.
- Почему люди отстают от цивилизации? К сожалению, многие люди не хотят развиваться и замыкаются в собственном скудоумии. Им куда проще плыть по течению и пользоваться достижениями других. Например, Митрофанушка, герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», является символом невежества и глупости. Его обучение лишь только для вида, он ничего не знает и не запоминает. Такое постижение науки абсолютно бессмысленно, оно высмеивается и порицается автором. «Не хочу учиться, а хочу жениться,» – говорит Митрофан. Научное знание крайне важно, его постижение не может восприниматься как тяжкая обязанность, оно делает людей гуманнее – об этом говорит автор, показывая Митрофанушку жалким и ничтожным тираном. Главная проблема, которая тормозит развитие мира, заключается в нежелании людей учиться и идти в ногу со временем. Такие Митрофанушки, которые замыкаются в своем невежестве, не подставляют ножку прогрессу.
- Как обучение людей способствует техническому прогрессу? Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», занимается естественными науками. Причем он предпочитает не теоретические, а практические знания. По мнению Базарова, наука должна быть применима к жизни, иначе она ничего не стоит. Несмотря на свои радикальные воззрения, Евгений действительно постиг медицину, чтобы лечить людей, приносить пользу обществу. Приехав в родителям, он начал помогать местным жителям и исцелять их современными методами. Его образование нашло применение в жизни: он смог поднять уровень медицины в своем регионе. Наука должна служить каждому человеку. Этот подход в современном обществе не вызывает удивления, ведь главный запрос в каждом обучении – применимость знаний в жизни. Чем больше мы учимся, тем лучше и масштабнее будет наш вклад в развитие прогресса.
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы? А. Платонов в рассказе «Песчаная учительница» показал практическое применение новых технологий и знаний в решении глобальных проблем. Главная героиня приехала в пустыню, чтобы преподавать в школе, но со временем убедилась, что местным жителям не до просвещения. Они не жили, а выживали, потому что на их родине не было воды, еды, дров — ничего для создания быта. Дома и скудные посевы постоянно заносил песок, и люди только и делали, что откапывали свои жилища. Тогда Мария Нарышкина решила изучить вопрос с научной точки зрения и переделать программу. Она начала читать лекции на темы, близкие обитателям пустыни. В школу потянулись и взрослые. Общими усилиями герои посадили деревья, оградили поселок от песка, нашли способ получать воду. Такова сила прогресса: человек может преобразить мир и сделать место, непригодное для жилья, плодородным и процветающим.
- Для чего необходим прогресс? Наука должна служить обществу и улучшать жизнь людей, особенно это касается медицины. Рассказ А. П. Чехова «Хирургия» показывает, насколько важны знания для врача. Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать ему зуб. У пациентов в сельской местности нет выбора, поэтому им остаётся только терпеть. Однако врач как человек, который напрямую влияет на состояние человека, обязан постигать медицинскую науку как можно более тщательно. К сожалению, Курятин об этом не заботился, считая, что и так сойдёт. В другом рассказе автора под названием «Лошадиная фамилия» врач оказался профессионалом и помог своему пациенту вылечиться. Пока больной искал народного целителя и готов был терпеть боль вплоть до встречи с магом, экспертная помощь была близко и могла избавить его от недуга. Это и есть главная функция прогресса — облегчение и усовершенствование жизни людей.
- Может ли увлечение новыми технологиями и научными достижениями быть во вред человеку? К сожалению, люди часто изучают какую-либо сферу мысли просто для того, чтобы показаться значительнее, чем они есть на самом деле. Наука для Евгения Онегина, героя одноименного романа А. С. Пушкина, является способом выглядеть модным и просвещенным. Именно по этой причине Онегин «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом». Онегин считал себя образованным человеком, но в реальности все науки знал он поверхностно, только чтобы поддержать светскую беседу. Единственная наука, которую Евгений постиг, была «наука страсти нежной» – герой был умелым соблазнителем, однако пользы это ему не принесло. Наука ценна сама по себе, она необходима, чтобы менять жизнь человечества к лучшему, а не ради того, чтобы казаться лучше. И если знания человека поверхностны и выставляются напоказ только ради одобрения других, ему обучение на пользу не пошло.
- Какие люди способны стать двигателями прогресса? Андрей Штольц, герой романа И. А. Гончарова «Обломов», стремился к деятельности, хотел принести пользу обществу. Это невозможно без образования, научных знаний. И Андрей жадно учился, трудился над тем, чтоб получить как можно больше информации и навыков в разных сферах. Штольц стал образованным человеком и смог достичь успеха. Благодаря трудолюбию и тяге к знаниям герой занимает высокое положение в обществе и получает дворянский чин. Несмотря на то, что современный человек уже не стремится быть дворянином, не изменилось одно: наука и знания (если они применяются на практике) помогут поменять мир к лучшему, подарят независимость. Андрей открыл свое дело и сделал нашу страну более передовой, ведь развил международную торговлю. Такие деятельные, умные и целеустремленные люди, как он, двигают мир вперед.
Наука – это то, что двигает человеческое общество вперед. Образование и технический прогресс прославляли многие писатели XVII-XIX веков. Однако в XX-XXI веках философы, литераторы и общественные деятели задумались об обратной стороне цивилизации – о том, какие могут быть опасные последствия тех или иных изобретений. Мы поможем вам вспомнить аргументы из литературы на эту тему. А если нужных здесь нет, напишите Многомудрому Литрекону, он добавит еще.
Спасибо за Ваши комментарии! Вот отдельная подборка аргументов по книгам из них.
Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкапример из литературысписокЦивилизация и технологии
Читайте также:
ТемаÑиÑеÑкое напÑавление: ЦивилизаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑÐµÑ Ð½Ð¾Ð»Ð¾Ð³Ð¸Ð¸ â ÑпаÑение, вÑзов или ÑÑагедиÑ?
16.10.2021 15:02:26
ÐвÑоÑ: ÐÑÐ±Ð¾Ð²Ñ ÐибниÑкаÑ
ТеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ ÑвлÑеÑÑÑ Ð½ÐµÐ¾ÑÑемлемой ÑаÑÑÑÑ ÑазвиÑÐ¸Ñ ÑивилизаÑии. ЧеÑнÑÑевÑкий Ñказал: «ÐÑогÑеÑÑ-ÑÑÑемление к Ð²Ð¾Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñеловека в ÑеловеÑеÑкий Ñан». ÐейÑÑвиÑелÑно, ÑÑÑдно не ÑоглаÑиÑÑÑÑ Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑелем, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð²Ñе, ÑÑо Ñоздано Ñеловеком Ð¾Ñ ÐºÐ¾Ð»ÐµÑа до ÐнÑеÑнеÑа, пÑидÑмано Ð´Ð»Ñ ÑлÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°ÑеÑÑва жизни. С одной ÑÑоÑонÑ, Ð¼Ñ Ð±Ð»Ð°Ð³Ð¾Ð´Ð°Ñим ÑÑенÑÑ
и инженеÑов за иÑ
ÑÑÑдÑ. Ðо, взглÑнÑв на ÑÑо под дÑÑгим Ñглом, ÑÑановиÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑно, ÑÑо Ñем болÑÑе ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð¿ÑиноÑиÑ, Ñем болÑÑе он ÑазÑÑÑаеÑ.
Ðногие пиÑаÑели задÑмÑвалиÑÑ Ð½Ð°Ð´ Ñем, ÑколÑко бед влеÑÐµÑ Ð·Ð° Ñобой ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ. Ð Ñй ÐÑÑдбеÑи ÑÑал пиÑаÑелем, в ÑÑем ÑвоÑÑеÑÑве моÑив безÑадоÑÑного ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñего обÑеÑÑва вÑÑÑеÑаеÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑи во вÑеÑ
пÑоизведениÑÑ
. ÐÑÐµÐ´Ð»Ð°Ð³Ð°Ñ Ð¾ÑÑановиÑÑÑÑ Ð½Ð° Ñомане-анÑиÑÑопии «451 гÑадÑÑ Ð¿Ð¾ ФаÑенгейÑÑ». Ð ÑÑой книге ÑаÑÑказÑваеÑÑÑ Ð¾ недалеком бÑдÑÑем, каким оно виделоÑÑ Ð°Ð²ÑоÑÑ Ð² наÑале пÑÑидеÑÑÑÑÑ
годов. ÐмеÑика бÑдÑÑего ÑмоделиÑована на оÑнове ÑÑÑеÑÑвовавÑиÑ
Ñогда ÑенденÑий: кÑлÑÑÑÑе поÑÑеблениÑ, навÑзÑивой Ñекламе, ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð°Ñомного вооÑÑжениÑ. ТолÑко вÑе доведено до кÑайноÑÑи, до абÑÑÑда: книги ÑиÑаÑÑ Ð·Ð°Ð¿ÑеÑено-иÑ
заменили ÑелеÑÑенÑ; пожаÑнÑе ÑепеÑÑ Ð½Ðµ ÑÑÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ð¶Ð°ÑÑ, а поджигаÑÑ Ð´Ð¾Ð¼Ð°, в коÑоÑÑÑ
Ð½Ð°Ð¹Ð´ÐµÐ½Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³Ð¸. УÑкоÑение Ñемпа жизни, ÑÑавÑие ÑезÑлÑÑаÑом ÑеÑ
ниÑеÑкого ÑазвиÑиÑ, пÑивело ÑнаÑала к ÑокÑаÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³ до пÑÑнадÑаÑиминÑÑной пеÑедаÑи, заÑем до одной колонки, иÑогом ÑÑал запÑÐµÑ ÑÑениÑ. ÐÐ»Ñ Ñего? ÐÐ»Ñ Ñого ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð±Ñло пÑоÑе ÑгодиÑÑ Ð²Ñем, ÑделаÑÑ Ð»Ñдей одинаковÑми. Ð ÑÑом, в ÑбийÑÑве индивидÑалÑноÑÑи, авÑÐ¾Ñ Ð²Ð¸Ð´Ð¸Ñ Ð¾Ð¿Ð°ÑноÑÑÑ ÑеÑ
ниÑеÑкого пÑогÑеÑÑа. ÐеÑлÑÑайно книга заканÑиваеÑÑÑ Ð²Ð·ÑÑвом аÑомной бомбÑ. Ð Ñй ÐÑÑдбеÑи ÑÑиÑаеÑ, ÑÑо необÑ
одимо возвÑаÑиÑÑ Ð¼Ð¸Ñ Ðº наÑалÑной ÑоÑке оÑÑÑеÑа, но, ÑÑÐ¾Ð±Ñ ÑÑо ÑделаÑÑ, нÑжно поконÑиÑÑ Ñ Ð¿ÑогÑеÑÑом, Ñ ÑивилизаÑией.
С ÑазвиÑием иÑполÑÐ·Ð¾Ð²Ð°Ð½Ð¸Ñ Ð°Ñомной ÑнеÑгии Ð´Ð»Ñ Ð¾Ð±ÐµÑпеÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÑлекÑÑиÑеÑÑвом наÑеленнÑÑ
пÑнкÑов ÑокÑаÑилоÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑебление ÑглÑ, ÑменÑÑилиÑÑ Ð²ÑбÑоÑÑ Ð² аÑмоÑÑеÑÑ. Ðо ÑлÑÑивÑиеÑÑ Ð² ноÑÑ Ñ 25 на 26 апÑÐµÐ»Ñ 1986 года ÑобÑÑие заÑÑавило задÑмаÑÑÑÑ Ð²ÐµÑÑ Ð¼Ð¸Ñ Ð¾Ð± опаÑноÑÑи Ñакого ÑпоÑоба вÑÑабоÑки ÑлекÑÑоÑнеÑгии. Я говоÑÑ Ð¾Ð± аваÑии на ЧеÑнобÑлÑÑкой ÐÐС. ÐваÑÐ¸Ñ Ð±Ñла вÑзвана ÑазÑÑÑением одного из ÑнеÑгоблоков, и в окÑÑжаÑÑÑÑ ÑÑÐµÐ´Ñ Ð±Ñло вÑбÑоÑено болÑÑое колиÑеÑÑво ÑадиоакÑивнÑÑ
веÑеÑÑв. ÐÑо ÑобÑÑие пÑинеÑло множеÑÑво ÑмеÑÑей и болезней: многие из ÑиÑла ликвидаÑоÑов поÑледÑÑвий аваÑии пеÑенеÑли оÑÑÑÑÑ Ð»ÑÑевÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñ, возÑоÑло ÑиÑло вÑожденнÑÑ
паÑологий ÑÑеди новоÑожденнÑÑ
. Ðомимо ÑÑого на загÑÑзненнÑÑ
ÑеÑÑиÑоÑиÑÑ
УкÑаинÑ, ÐелоÑÑÑÑии, РоÑÑии возÑоÑли ÑлÑÑаи Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ°ÑаÑакÑой, ÑеÑдеÑно-ÑоÑÑдиÑÑой ÑиÑÑемÑ, а Ñакже ÑаÑпÑоÑÑÑанилиÑÑ ÑлÑÑаи вÑÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð»Ñдей злокаÑеÑÑвеннÑÑ
опÑÑ
олей. ÐваÑÐ¸Ñ Ð½Ð° ЧеÑнобÑлÑÑкой ÐÐС бÑла бÑла и оÑÑаеÑÑÑ ÐºÑÑпнейÑей за вÑÑ Ð¸ÑÑоÑÐ¸Ñ Ð°Ñомной ÑнеÑгеÑики, как по колиÑеÑÑÐ²Ñ Ð¿Ð¾Ð³Ð¸Ð±ÑиÑ
, поÑÑÑадавÑиÑ
лÑдей, Ñак и по ÑкономиÑеÑÐºÐ¾Ð¼Ñ ÑÑеÑбÑ.
ÐÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñог ÑказанномÑ, Ñ
оÑеÑÑÑ Ð²ÑÑазиÑÑ Ð½Ð°Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо Ñ
ÑдожеÑÑвеннÑе пÑоизведениÑ, ÑÑагиÑеÑкие ÑÑагменÑÑ Ð¸ÑÑоÑии никогда не бÑдÑÑ Ð·Ð°Ð±ÑÑÑ. ÐеобÑ
одимо помниÑÑ, ÑÑо ÑеÑ
ниÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð½Ðµ ÑолÑко полезен, но и без пÑеÑвелиÑÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¾Ð¿Ð°Ñен. ÐпаÑен Ð´Ð»Ñ Ð´ÑÑ
овного ÑазвиÑиÑ: лÑди вÑе ÑаÑе оÑдаÑÑ Ð¿ÑедпоÑÑение компÑÑÑеÑнÑм игÑам, а не книгам или обÑениÑ. Ðн опаÑен еÑе и ÑизиÑеÑки: ежегодно лÑди ÑмиÑаÑÑ Ð² болÑÑиÑ
колиÑеÑÑваÑ
в ÑезÑлÑÑаÑе каÑаÑÑÑоÑ. ÐавайÑе же беÑеÑÑ Ð½Ð°ÑÑ ÑивилизаÑÐ¸Ñ Ð¸ ÑаÑионалÑно иÑполÑзоваÑÑ Ð¿Ð»Ð¾Ð´Ñ ÑеÑ
ниÑеÑкого пÑогÑеÑÑа.
ÐдÑавÑÑвÑйÑе, ÐÑбовÑ!
ÐÑ Ð½Ð°Ð¿Ð¸Ñали ÑамоÑÑоÑÑелÑное ÑаÑÑÑждение, вÑбÑав в каÑеÑÑве аÑгÑменÑов пÑимеÑÑ Ð¸Ð· лиÑеÑаÑÑÑного пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ из иÑÑоÑиÑеÑкого пÑоÑлого.
Ð ÑооÑвеÑÑÑвии Ñ ÐºÑиÑеÑиÑми пÑовеÑки иÑогового ÑоÑÐ¸Ð½ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ð°Ñа ÑабоÑа оÑениваеÑÑÑ ÑледÑÑÑим обÑазом.
Ð1 (ÑооÑвеÑÑÑвие Ñеме) + 1 балл.
Ð 2 (налиÑие лиÑеÑаÑÑÑного аÑгÑменÑа) + 1 балл.
ÐÑиÑÑÑÑÑвÑÐµÑ ÑолÑко один пÑÐ¸Ð¼ÐµÑ Ð¸Ð· лиÑеÑаÑÑÑÑ, но ÑÑого доÑÑаÑоÑно, ÑÑÐ¾Ð±Ñ Ð¿Ð¾Ð»ÑÑиÑÑ Ð±Ð°Ð»Ð» по Ð´Ð°Ð½Ð½Ð¾Ð¼Ñ ÐºÑиÑеÑиÑ. Ðнализ лиÑеÑаÑÑÑного пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð²Ñполнен без ÑакÑиÑеÑÐºÐ¸Ñ Ð¾Ñибок, пÑиÑÑÑÑÑвÑÐµÑ Ð¿Ð¾ÑÑнение Ñпизодов в аÑпекÑе заданной ÑемÑ.
ÐбÑаÑÐ°Ñ Ð²Ð°Ñе внимание, ÑÑо аÑгÑÐ¼ÐµÐ½Ñ Ð½Ðµ из лиÑеÑаÑÑÑного пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ðµ ÑÑиÑÑваеÑÑÑ Ð¿Ñи пÑовеÑке иÑогового ÑоÑинениÑ, поÑÑÐ¾Ð¼Ñ ÑелеÑообÑазно опиÑаÑÑÑÑ Ð² аÑгÑменÑаÑии ÑолÑко на лиÑеÑаÑÑÑнÑе пÑимеÑÑ.
Ð3 (логика и композиÑиÑ) + 1 балл
ÐÑибки
ÐÐ¾Ð´Ð²Ð¾Ð´Ñ Ð¸Ñог ÑказанномÑ, Ñ Ð¾ÑеÑÑÑ Ð²ÑÑазиÑÑ Ð½Ð°Ð´ÐµÐ¶Ð´Ñ Ð½Ð° Ñо, ÑÑо Ñ ÑдожеÑÑвеннÑе пÑоизведениÑ, ÑÑагиÑеÑкие ÑÑагменÑÑ Ð¸ÑÑоÑии никогда не бÑдÑÑ Ð·Ð°Ð±ÑÑÑ.
ФÑаза нелогиÑна. ÐÑ ÑопоÑÑавлÑеÑе неÑопоÑÑавимÑе обÑекÑÑ (Ñ ÑдожеÑÑвеннÑе пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¸ ÑÑагиÑеÑкие ÑÑагменÑÑ Ð¸ÑÑоÑии). РпоÑÐµÐ¼Ñ Ñ ÑдожеÑÑвеннÑе пÑÐ¾Ð¸Ð·Ð²ÐµÐ´ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð½Ð¸ÐºÐ¾Ð³Ð´Ð° не бÑдÑÑ Ð·Ð°Ð±ÑÑÑ? ÐÑе, коÑоÑÑе еÑÑÑ Ð² миÑе? ÐепонÑÑно.
Ð 4 (ÑеÑÑ)+ 1 балл
ÐÑибки
Ð Ñй ÐÑÑдбеÑи ÑÑал пиÑаÑелем, в ÑÑем ÑвоÑÑеÑÑве моÑив безÑадоÑÑного ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð½Ð°Ñего обÑеÑÑва вÑÑÑеÑаеÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑи во вÑÐµÑ Ð¿ÑоизведениÑÑ .
ÐÑ Ð²ÑбÑали ÑложнÑÑ, многоÑловнÑÑ ÐºÐ¾Ð½ÑÑÑÑкÑÐ¸Ñ Ð´Ð»Ñ Ð²ÑÑÐ°Ð¶ÐµÐ½Ð¸Ñ Ð¼ÑÑли. Ðожно бÑло напиÑаÑÑ Ð¿ÑоÑе, без повÑоÑов и многоÑловиÑ:Ðо Ð¼Ð½Ð¾Ð³Ð¸Ñ Ð¿ÑоизведениÑÑ Ð ÑÑ ÐÑÑдбеÑи пÑоÑлеживаеÑÑÑ Ð¼ÑÑÐ»Ñ Ð¾ безÑадоÑÑнÑÑ Ð¿ÐµÑÑпекÑÐ¸Ð²Ð°Ñ ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð¾Ð±ÑеÑÑва.
ÐÑо ÑобÑÑие пÑинеÑло множеÑÑво ÑмеÑÑей и болезней: многие из ÑиÑла ликвидаÑоÑов поÑледÑÑвий аваÑии пеÑенеÑли оÑÑÑÑÑ Ð»ÑÑевÑÑ Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ·Ð½Ñ, возÑоÑло ÑиÑло вÑожденнÑÑ Ð¿Ð°Ñологий ÑÑеди новоÑожденнÑÑ .
ÐовÑоÑ. ÐеÑвое Ñлово нÑжно ÑбÑаÑÑ Ð¸Ð»Ð¸ замениÑÑ Ð²ÑоÑое Ñлово на «Ð¼Ð»Ð°Ð´ÐµÐ½Ñев».
Ð5 (гÑамоÑноÑÑÑ) + 1 балл, вÑего допÑÑено оÑибок: 6
ÐÑнкÑÑаÑиÑ
ÐейÑÑвиÑелÑно, ÑÑÑдно не ÑоглаÑиÑÑÑÑ Ñ Ð¿Ð¸ÑаÑелем, Ð²ÐµÐ´Ñ Ð²Ñе, ÑÑо Ñоздано Ñеловеком ÐÐТ Ð¾Ñ ÐºÐ¾Ð»ÐµÑа до ÐнÑеÑнеÑа, пÑидÑмано Ð´Ð»Ñ ÑлÑÑÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ°ÑеÑÑва жизни.
ÐÑопÑÑена запÑÑÐ°Ñ Ð¿Ð¾Ñле пÑидаÑоÑной ÑаÑÑи.
ÐÑаммаÑика
Ðо, взглÑнÑв на ÑÑо под дÑÑгим Ñглом, ÑÑановиÑÑÑ Ð¿Ð¾Ð½ÑÑно, ÑÑо Ñем болÑÑе ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкий пÑогÑеÑÑ Ð¿ÑиноÑиÑ, Ñем болÑÑе он ÑазÑÑÑаеÑ.
ÐÑибка в пÑедложении Ñ Ð´ÐµÐµÐ¿ÑиÑаÑÑнÑм обоÑоÑом.
УÑкоÑение Ñемпа жизни, ÑÑавÑие ÑезÑлÑÑаÑом ÑÐµÑ Ð½Ð¸ÑеÑкого ÑазвиÑиÑ, пÑивело ÑнаÑала к ÑокÑаÑÐµÐ½Ð¸Ñ ÐºÐ½Ð¸Ð³ до пÑÑнадÑаÑиминÑÑной пеÑедаÑи, заÑем до одной колонки, иÑогом ÑÑал запÑÐµÑ ÑÑениÑ.
УÑкоÑение (какое?) ÑÑавÑÐÐ. ÐÑибка в пÑедложении Ñ Ð¿ÑиÑаÑÑнÑм обоÑоÑом.
ÐмеÑика бÑдÑÑего ÑмоделиÑована на оÑнове ÑÑÑеÑÑвовавÑÐ¸Ñ Ñогда ÑенденÑий: кÑлÑÑÑÑе поÑÑеблениÑ, навÑзÑивой Ñекламе, ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð°Ñомного вооÑÑжениÑ.
ÐÑедложение ÑоÑÑавлено гÑаммаÑиÑеÑки невеÑно. ÐÑавилÑно: ÐмеÑика бÑдÑÑего ÑмоделиÑована на оÑнове ÑÑÑеÑÑвовавÑÐ¸Ñ Ñогда ÑенденÑий, ÑÐ°ÐºÐ¸Ñ ÐºÐ°Ðº пÑиоÑиÑÐµÑ ÐºÑлÑÑÑÑÑ Ð¿Ð¾ÑÑеблениÑ, обилие навÑзÑивой ÑекламÑ, ÑÑкоÑение ÑазвиÑÐ¸Ñ Ð°Ñомного вооÑÑжениÑ.
Ðо ÑлÑÑивÑиеÑÑ Ð² ноÑÑ Ñ 25 на 26 апÑÐµÐ»Ñ 1986 года ÑобÑÑие заÑÑавило задÑмаÑÑÑÑ Ð²ÐµÑÑ Ð¼Ð¸Ñ Ð¾Ð± опаÑноÑÑи Ñакого ÑпоÑоба вÑÑабоÑки ÑлекÑÑоÑнеÑгии.
ÑобÑÑие (какое?) ÑлÑÑивÑÐÐÑÑ. ÐÑибка в пÑедложении Ñ Ð¿ÑиÑаÑÑнÑм обоÑоÑом.
Ðомимо ÑÑого на загÑÑзненнÑÑ ÑеÑÑиÑоÑиÑÑ Ð£ÐºÑаинÑ, ÐелоÑÑÑÑии, РоÑÑии возÑоÑли ÑлÑÑаи Ð·Ð°Ð±Ð¾Ð»ÐµÐ²Ð°Ð½Ð¸Ñ ÐºÐ°ÑаÑакÑой, ÑеÑдеÑно-ÑоÑÑдиÑÑой ÑиÑÑемÑ, а Ñакже ÑаÑпÑоÑÑÑанилиÑÑ ÑлÑÑаи вÑÑÐ²Ð»ÐµÐ½Ð¸Ñ Ñ Ð»Ñдей злокаÑеÑÑвеннÑÑ Ð¾Ð¿ÑÑ Ð¾Ð»ÐµÐ¹.
ÐÑибка в конÑÑÑÑкÑии Ñ Ð¾Ð´Ð½Ð¾ÑоднÑми Ñленами. ÐÑавилÑно: ÑеÑдеÑно-ÑоÑÑдиÑÑÑÑ Ð½Ð°ÑÑÑений.
ÐбÑий вÑвод по ÑабоÑе
ÐÑак, ÐÑбовÑ, ваÑе ÑоÑинение оÑениваеÑÑÑ Ð½Ð° «заÑеÑ», однако ÑледÑÐµÑ ÑÑаÑелÑно поÑабоÑаÑÑ Ð½Ð°Ð´ гÑаммаÑикой.
УдаÑи!
ÐÐ°Ð»Ð»Ñ Ð¿Ð¾ кÑиÑеÑиÑм Ð1: 1; Ð2: 1; Ð3: 1; Ð4: 1; Ð5: 1;
ÐÑоговÑй балл — 5 ÐаÑÑÑ