Тех карта по литературному чтению 2 класс сказка о рыбаке и рыбке

Тема сказка о рыбаке и рыбке. цели: познакомить с некоторыми страницами биографии поэта; обобщить и расширить знания учащихся о

Тема “ Сказка о рыбаке и рыбке”.

Цели:

  • познакомить с некоторыми страницами биографии
    поэта;
  • обобщить и расширить знания учащихся о
    творчестве А.С.Пушкина;
  • выявить, насколько они знакомы со сказками
    великого русского поэта;
  • формировать у детей умение выразительно и
    вдумчиво читать отрывки из сказок;
  • участвовать в конкурсах;
  • развивать артистические способности;
  • воспитывать умение видеть красоту окружающего;
  • работать над техникой чтения;
  • расширять кругозор детей и обогащать их
    словарный запас;
  • воспитывать чувство любви к творчеству
    А.С.Пушкина.

Оформление кабинета.

Портрет А.С.Пушкина; родословная поэта;
иллюстрации к сказкам. Цитата поэта “Что за
прелесть эти сказки! Каждая из них-поэма”;
“Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам
урок!”

Высказывания писателей и поэтов об
основоположнике русской поэзии. Журнальный
столик, свечи в подсвечнике, чернильница, перо,
книги; реквизиты и костюмы для инсценировок;
корзинка с орешками; аудио- и видеоматериалы к
уроку; учебник “Маленькая дверь в большой мир” 1
часть (авт. Р.Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.)

До звонка на урок звучит фонограмма “Как
упоительны в России вечера”

Ход урока.

1. Организационный момент

Прежде чем мы начнём серьёзную работу,
выполняем упражнения на развитие
артикуляционного аппарата.

— Упражнения для языка (вращение, “маятник”)

— Упражнения для губ (“пятачок- улыбка”)

— “Радиотеатр”: озвучиваем сказку (дует ветер,
жужжат насекомые, скачет лошадка)

Выполняем упражнения на развитие дикции:

произнесение одной и той же скороговорки с
разными интонациями (удивление, огорчение,
радость).

2. Сообщение темы и цели урока.

Звучит фонограмма “Как упоительны в России
вечера”, на фоне музыки

Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди:
Кто-то год, а кто-то целый век,
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
Мир души царит в кругу друзей
И передаётся в поколеньях.
Тот огонь, что он зажёг у нас,
Не погаснет по веленью ветра.
Где-то из глубин в нежданный час
Воспаляет от искры заветной. (Л.Преображенская)

Музыка продолжается громче

Выходят мальчик и две девочки в белых бальных
платьях. Они зажигают свечи памяти у портрета
Пушкина, которые будут гореть весь урок, согревая
и объединяя присутствующих. Дети садятся.

Добрый день, дорогие дети, уважаемые гости!

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с
произведением нашего любимого писателя
Александра Сергеевича Пушкина.(Показывается
портрет) Прочитайте тему урока.

3. Информация об авторе

Звучит “Вальс” Штрауса

Александр Сергеевич Пушкин входит в нашу жизнь
в самом начале и уже не покидает до конца.

Трудно найти человека, который не знал бы и не
любил этого замечательного поэта. Родился он 6
июня 1799 года в городе Москве. С раннего детства
был окружён заботой и вниманием своих родителей.
Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного
дворянского рода. Он любил литературу, был знаком
со многими литераторами, собрал большую
библиотеку.

Мать поэта, Надежда Осиповна, урождённая
Ганнибал, внучка “арапа Петра Великого” была
остроумна, хороша собой, любила светскую жизнь,
блистала на балах, любила развлечения.

Отец разрешал пользоваться своей библиотекой.
И маленький Саша пристрастился к чтению книг и
перечитал их великое множество. Он любил книги.
Они были верными друзьями.

В детстве рядом с ним были бабушка Мария
Алексеевна Ганнибал (показываю на родословной) и
няня Матвеева Арина Родионовна, крепостная семьи
Пушкиных, получившая вольную, но из-за любви к
детям оставшаяся в этом доме.

Эти две замечательные сказочницы подарили
мудрость, заключённую в волшебных образах.
Образы перешли в сказки.

Его сказки — это тайна, где каждая строчка
хранит частицу души поэта. Читая его
произведения, мы с вами становимся богаче душой,
щедрее, счастливее.

4. Конкурс

Удивительные сказки писал Пушкин: добрые,
весёлые, они полны красоты и вдохновения, не
похожи одна на другую. Давайте вместе вспомним
эти сказки.

Показывается фрагмент из видеофильма “Сказка
о царе Салтане…” Песня Белочки “Во саду ли, в
огороде”.

*В какой сказке Пушкина мы встречаемся с такой
затейницей? (Ответы детей)

Этими непростыми орешками поделилась с вами
Белочка.

Ну-ка, возьмите по орешку и ответьте на вопрос
Белочки.

Звучит “Вальс” Штрауса.

Ребята берут орешки, раскрывают их и отвечают
на вопросы.

* Какие три дива были у князя Гвидона? (Белка с
золотыми орешками, 33 богатыря с дядькой
Черномором, царевна Лебедь)

* В кого превращался князь Гвидон, чтобы
повидать отца, царя Салтана? (В комара, муху,
шмеля.)

* Какими словами заканчивается “ Сказка о
золотом петушке”?

(“Сказка ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок”.)

* Как звали родителей поэта? (Сергей Львович,
Надежда Осиповна.)

* Где встретились поп и Балда? (На базаре.)

Белочке очень понравилось, ребята, как вы
отвечали на вопросы, и решила преподнести вам
сюрприз (раздаются грец. орехи)

5.Чтение сказки А.С.Пушкина.

Итак, домовой Афанасий Федорович приглашает
вас, ребята, к чтению.

Откройте, пожалуйста, стр. 30.

А) Работа с текстом до чтения.

У.- Прочитайте название произведения

Д.- “Сказка о рыбаке и рыбке”

У.- Из чего ясно, что это сказка.

Д.- Из заголовка

У.- Что еще можно узнать из заголовка?

Д.- О героях. Рыбак и рыбка.

У.- Кто изображен на иллюстрации?

Д.- Старик с неводом, старуха, которая прядет
пряжу.

У.- Где будут происходить события

Д.- Около моря

У.- Перелистайте страницы, посмотрите какая
большая сказка. Она не написана сплошным текстом,
а поделена на части.

Каждая часть – это новая картина или рассказ о
новых событиях.

Б) Чтение с комментированием

Читает учитель, дети отмечают карандашом
ключевые слова по ходу чтения.

Звучит музыка.

1 ЧАСТЬ (стр. 30-31)

Словарная работа идет по ходу чтения.

Ветхая землянка — дом, вырытый в земле, очень
старый.

Невод — сеть рыболовная

Откуп — плата

Простофиля — глупый, несообразительный человек

Вопросы после прочтения.

*** Где жили старик со своею старухой?

*** Как жили?

*** Сколько лет?

*** Чем занимался старик? А старуха?

*** Найдите, ребята сказочную примету

(Трижды закинул невод в море)

*** Еще есть сказочная примета?

(Золотая рыбка)

*** Где в ее словах обращение? Найдите.

(Отпусти ты, старче, меня в море)

*** Как разговаривает старик?

(Ласково, тепло)

*** А как он рассказывает о чуде старухе?

(С удивлением)

*** Как предстает море поначалу? Найдите.

(Как безбрежный синий простор)

*** Как отнеслась старуха к рассказу старика?

(Она забранила)

*** Определите тон чтения.

(Спокойный)

2 ЧАСТЬ

Словарная работа. Дети читают “ по цепочке”

Кликать — звать

Пуще — больше

Корысть — выгода

*** Что просила старуха в первый раз?

(Корыто)

Обратите внимание, ребята, на эффект повтора.

Передавая золотой рыбке слова старухи, старик
их полностью повторяет

*** Что заметил старик в этот раз?

(Море слегка разыгралось)

*** Что теперь захотелось старухе?

(Избы)

*** Как менялось море? Найдите.

(Помутилося синее море)

Но красоту свою природную не изменило, осталось
синим.

*** Какими словами обращается старик к рыбке?

(“Смилуйся, государыня рыбка”)

*** Как отзывается старик о своей старухе в
первый раз, во

второй раз?

(“Разбранила меня моя старуха…”

“ Избу просит сварливая баба…”)

6.ФИЗМИНУТКА

Чтобы старик не отчаивался, давайте мы его
поддержим.

(Дети танцуют под песню “ Задумал да старый
дед”) исп. Н.Кадышева

3 ЧАСТЬ

Чтение по ролям.

*** Не успокоилась старуха. Чего ей теперь
хочется?

Найдите ответ в тексте.

(“ Не хочу быть черной крестьянкой

Хочу быть столбовою дворянкой…”)

Неспокойно встретило море старика в третий раз,
знать, ведало, что речь пойдет о том, что оно не
приемлет, с чем согласиться не может. Необходимое
в хозяйстве корыто, которое и в самом деле
развалилось или изба вместо обветшавшей
землянки – это одно, но столбовой дворянкой
старухе становиться негоже.

И море дает старику об этом знак

Старуха вздурилась.

Словарь. Чупрун- чуб

Старуха не обращает внимания на богатые
украшения, нисколько не радуется новому дворцу, а
начинает проявлять свою властную натуру.

Получив в подчинение слуг, на конюшне служить
старика посылает.

4. ЧАСТЬ.

Просмотр фрагмента из видеофильма “Сказка о
рыбаке и рыбке”.

*** Кем захотела теперь быть старуха?

(Вольною царицей)

*** Как старик пытался усовестить, урезонить
свою старуху?

Найдите и прочитайте в тексте (стр.34)

Испугался старик, взмолился:
“Что ты, баба, белены объелась?
Ни ступить, не молвить не умеешь!
Насмешишь ты целое царство”)

5 ЧАСТЬ

Чтение вполголоса. Анализ содержания.

*** Как встретило море?

(Почернело синее море)

Но старику пришлось отправляться к золотой
рыбке просить царский сан для своей старухи.

Но что было делать?

Знал, что все равно приведут его сюда силой.

Просмотр фрагмента из видеофильма “ Сказка о
рыбаке и рыбке”

Все беспокойнее становится море, но сама
золотая рыбка, с неизменным радушием встречая
старика, успокаивает:

“ Не печалься, ступай себе с богом!

Добро! Будет старуха царицей!”

6 ЧАСТЬ

Громкое чтение. Обмен впечатлениями.

Властолюбие ненасытно.

И вот старуха уже хочет быть вольною царицей.
Описание самой царицы нет. Она просто “сидит
царицей” — уселась на трон в роли царицы. На
время.

*** А почему народ над старичком насмеялся и
говорил

“Не садися не в свои сани!”

Когда так говорят?

(Когда человек не соответствует месту, которое
занимает)

Словарь. Невежа

7 ЧАСТЬ

Начало читают дети по учебнику

Далее просмотр фрагмента из видеофильма.

*** Что увидел старик на море в последний раз,
когда старуха пожелала стать владычицей морскою,
а сама Золотая рыбка была бы у нее на посылках?

(Черную бурю)

Спокойное синее море превратилось в грозную
стихию, от которой не будет пощады никому.

Сдержанная спокойная рыбка в последний раз:

Ничего не сказала,
Лишь хвостом по воде плеснула
И ушла в глубокое море.

*** Почему?

(Потому что милость небезгранична)

Ушла. Тем самым она положила конец желанию и
стремлению старухи властвовать не только на
земле, но и на море.

Чтение сказки завершено.

*** Как вы думаете, за что золотая рыбка наказала
старуху?

(За жадность)

*** Ребята, как вы думаете, почему в названии нет
старухи, хотя сюжетная канва сказки строится
вокруг нее?

(Злые, корыстные, завистливые люди не достойны
присутствовать в названии)

*** Я, считаю, что старик не положительный герой
сказки? А ВЫ?

(Потому что он выполняет все приказы старухи,
тем провоцирует ее на большее зло).

Не имеет твердого характера, хотя добр и
простоват.

*** Какую ошибку, на ваш взгляд он допустил?

(Не проговорись он о диковинной говорящей рыбке
своей  старухе, не видать бы ему таких
унижений, никто бы его на конюшню служить не
посылал, взашей не выталкивал).

*** Назовите еще одно действующее “ лицо ” в
этой сказке.

(Море)

А.С.Пушкин, как мы уже сказали, обращается к
эффекту повтора, чтобы привлечь наше внимание к
требованиям старухи.

А также принцип повтора у поэта сливается с
традиционным для народного творчества приемом
нарастания

На земле — от корыта до царского сана

На море — от синей безбрежности до черной бури.

*** Огорчился ли старик, увидев снова свою старую
землянку?

(Пожалуй, нет. Потому что он убедился, что все
злое, недоброе не приносит счастья)

7 Подведение итогов урока.

*** Какой же урок извлекли вы из сказки?

(Остался у разбитого корыта.

Все потерял, что было. Остался ни с чем.)

Оценивание работы учащихся на уроке

Домашнее задание: подготовить выразительное
чтение сказки; работать над архаизмами. Написать
мини сочинение(5-6 предл.)

Если бы вы вдруг оказались в этой сказке, о чем
бы вы попросили

Золотую рыбку?

Почему?

8.Заключительная часть урока.

Урок заканчивается. Свечи памяти гаснут, но
строки А.С.Пушкина никогда не гаснут в наших
сердцах.

Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с
нами.

Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное –
любите Пушкина.

Финальная песня.

Сказки Пушкина. (сл. и муз. О.Ященко)

Ночь придет, и в поднебесье
Звезд закружит хоровод.
Это сказка в Лукоморье
Нас с тобою приведет!
Там на острове чудесном
Расписные терема!
Изумрудные орешки
Белка сыплет в закрома!

Сказки Пушкина в сердце живут,
Свет и радость всем детям несут!
Вновь помогут и мне, и тебе
Оказаться опять в той волшебной стране!
Сказки Пушкина – чудо – страна!
Свои Двери открыла она!
Эти сказки опять и опять
Будут дети читать, будут дети читать,
Снова будут их дети читать!

Благодарю всех ребят за активное участие на
уроке, присутствующих гостей за добрую, милую
улыбку и поддержку. Всего самого доброго. До
встречи!

20210413 vu tg sbscrb2

Урок познакомит учащихся с творчеством великого писателя, расширит кругозор детей и обогатит их словарный запас, позволит обобщить изученный материал по теме «Лексика», закрепить знание терминов: «антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы».

Тех карта по литературному чтению 2 класс сказка о рыбаке и рыбке

Описание разработки

Цель:

— знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина;

— обобщение знаний о сказках А.С. Пушкина;

— формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки;

— расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса, обобщить изученный материал на уроках русского языка по теме «Лексика», закрепить знание терминов «устаревшие слова, антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы».

Тип урока: урок открытия нового знания.

Оборудование: ПК, телевизор, портрет А.С. Пушкина,  выставка его  книг; толковый словарь Ожегова.

Планируемые результаты:

— учащиеся должны уметь прогнозировать содержания произведения;

— читать сказку с выражением; находить в сказке те слова, которые помогают представить героев;

— объяснять отдельные выражения в произведении.

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения:  

Проявлять: интерес к изучению темы; интерес к чтению литературных сказок; желание составлять словесный портрет литературного героя для викторины.

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Познавательные УУД:

— определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;

— описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение;

— сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение;

— определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение;

— анализировать содержание иллюстраций к сказке.

РегулятивныеУУД:

— определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

— планировать учебное сотрудничество;

-формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

— использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения, то есть умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника.

— Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:

— формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания;

— умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному.

Сценарий урока.

технологическая карта урока

IV. Открытие новых знаний.

Произведение какого писателя мы сегодня будем читать?

Рассказ учителя о творчестве А.С. Пушкина.

СЛАЙД.

1) Работа с текстом до чтения.

— Прочитайте  название сказки.

— Из чего ясно, что это сказка?

V. Работа по теме урока.

— О чём ещё можно узнать из заголовка?

— Кто изображён на иллюстрации? Где  будут происходить события?

— Что ещё можно предположить до чтения?

Кто уже знаком с содержанием сказки?

2) Первичное чтение сказки по частям с комментированием. Чтение учителя и хорошо читающих  детей.

По ходу идёт словарная работа.

Весь материал — в документе.

Технологическая карта урока

Учитель: Мельникова Светлана Владимировна г. Братск, МБОУ «СОШ№13» Учебный предмет: литературное чтение, русский язык

Образовательная система «Школа 2100» Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литературное чтение 2 класс». М., Баласс, 2012., Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Русский язык» 2 класс». М., Баласс, 2012.,

Класс:  2 класс.

Раздел: «Там на неведомых дорожках…», обобщение по теме «Лексика»

Тема урока: « Добрым молодцам урок. А.С. Пушкин Сказка о рыбаке и рыбке»

Цель: знакомство учащихся с творчеством А.С. Пушкина; обобщение знаний о сказках А.С. Пушкина; формирование у детей умение выразительно и вдумчиво читать сказки; расширение кругозора детей и обогащение их словарного запаса, обобщить изученный материал на уроках русского языка по теме «Лексика», закрепить знание терминов «устаревшие слова, антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы»

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: ПК, телевизор, портрет А.С. Пушкина, выставка его  книг; толковый словарь Ожегова.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержания произведения; читать сказку с выражением; находить в сказке те слова, которые помогают представить героев; объяснять отдельные выражения в произведении.

Задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения:  

Проявлять: интерес к изучению темы; интерес к чтению литературных сказок; желание составлять словесный портрет литературного героя для викторины.

Задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

ПознавательныеУУД: определять тему, главную мысль сказки и обосновывать своё мнение; описывать героя, его характер и обосновывать своё мнение; сравнивать героев сказок и обосновывать своё мнение; определять особенности литературной сказки и обосновывать своё мнение; анализировать содержание иллюстраций к сказке.

РегулятивныеУУД: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

КоммуникативныеУУД: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения, то есть умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника.

Задачи урока, направленные на достижение предметных результатов обучения:

 формирование осознанного правильного, выразительного чтения и рассказывания; умение выражать своё отношение к прочитанному и услышанному.

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и формы контроля

I.Организационный момент.

II.Речевая разминка.

III. Определение темы урока. Постановка целей урока.

IV. Открытие новых знаний.

V. Работа по теме урока.

VI. Закрепление изученного материала

VII. Итог урока

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Словесный

Беседа

Коллективный

Словесный

Проблемный

Словесный

Словесный

рассказ учителя

Словесный

Проблемный

Работа с толковым словарём

Работа в парах.

Словесный

Проблемный

Работа по алгоритму.

Работа в группах.

Прозвенел звонок для нас

Стали все у парт красиво

Поздоровались учтиво ,

Тихо сели, спинки прямо

Все легонечко вздохнем, улыбнемся и урок начнем

— Подготовим наш речевой аппарат к чтению.

1) Организует работу со звукорядом.

СЛАЙД

2) Встреча с писателем.

Тютчев Ф.И.

Фет А.А.

Пушкин А.С.

СЛАЙД — Кто эти люди?

Есть ли среди перечисленных фамилий, фамилия сказочника?

— Знакомы ли вы с творчеством А.С. Пушкина? Что читали?

— Назовите качества людей, которые бы начинались на каждую букву в фамилии.

СЛАЙД

Эти качества, которые уважал А.С. Пушкин в людях, его сказки тоже наделены этими качествами.

— Кто догадался произведение какого писателя мы сегодня будем читать?

Рассказ учителя о творчестве А.С. Пушкина.

СЛАЙД

1) Работа с текстом до чтения

— Прочитайте название сказки.

-Из чего ясно, что это сказка?

— О чём ещё можно узнать из заголовка?

— Кто изображён на иллюстрации? Где будут происходить события?

— Что ещё можно предположить до чтения?

Кто уже знаком с содержанием сказки?

2) Первичное чтение сказки по частям с комментированием. Чтение учителя и хорошо читающих детей.

По ходу идёт словарная работа.

СЛАЙД

Ветхая землянка — дом, вырытый в земле, очень старый.

Невод- большая рыболовная сеть.

Откуп — плата.

Простофиля — глупый

человек.

Кликать — звать.

Пуще — больше.

Корысть — выгода.

Чупрун — чуб.

Вывод. Как называются такие слова?

2) Подобрать антонимы, записать в тетрадь.

Закинул невод –

Поймал рыбку –

Старое корыто –

Низкая землянка –

Вывод. Какие слова называются антонимами?

3) Работа по содержанию прочитанного.

— Как жили старик со старухой?

— Как изменилась их жизнь после того, как старик поймал золотую рыбку?

— Можно ли утверждать, что каждый раз, когда старик обращался с просьбой к рыбке, море не меняло свой облик? Обоснуйте своё мнение, используя текст сказки.

СЛАЙД

Объясните, почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?

— Можно ли назвать старика из сказки А.С. Пушкина смелым и щедрым? Обоснуйте своё мнение.

— Можно ли утверждать, что старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке» изображена ненасытной и властолюбивой? Обоснуй своё мнение.

4) Объясни значение фразеологизмов:

«Не в свои сани не садись!»

«Что ты, баба, белены объелась?»

«Лишь с очей прогнать его велела»

«Не дерзнул слова поперёк молвить»

«Не печалься, ступай себе с Богом»

«Осталась у разбитого корыта»

Составление словесного портрета литературного героя.

— Вспомнить алгоритм составления словесного портрета литературного героя.

1 группа составляет словесный портрет старика.

2 группа составляет словесный портрет старухи.

Какой урок извлекли из сказки?

Можно ли сказку А. Пушкина назвать волшебной? Есть ли сходство сказки Пушкина с народными сказками?

Обосновать ответ.

— Какова была цель сегодняшнего урока?

Достигли ли цели? Докажите.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Настраиваются на работу

Слушают задания учителя

и выполняют.

Слушают задание и отвечают на вопрос.

Ученики называют сказки, которые им известны.

Рассматривают выставку книг.

Ученики называют свои версии.

П равдивость

У м

Ш аловливость

К расота

И скренность

Н астойчивость

Проявляют интерес к рассказу учителя.

Выражают эмоции при работе с видеоматериалом.

Открывают текст сказки в учебнике стр. 30

Читают название сказки

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Следят за чтением учителя и учеников по учебнику, осознают текст.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Работа с текстом сказки.

Ученики высказывают свои версии. Участвуют в диалоге.

Работа в тетради.

— Для того, чтобы представить литературного героя, надо:

  • назвать, кто герой;

  • описать его внешность;

  • назвать самые яркие черты его характера;

  • кратко рассказать о главных поступках героя.

Ученики оформляют свои мысли в устной форме.

Рассуждения детей.

Ученики отвечают на вопросы учителя.

Осмысливают свою деятельность , отмечают на лестнице успеха.

Фронтальный.

 Наблюдение учителя

Фронтальный

Фронтальный

Устные ответы детей

Фронтальный

Устные ответы детей

Коллективный

Фронтальный

Устные ответы детей

Индивидуальный

Фронтальный

Устные ответы детей

Фронтальный

Устные ответы детей

Коллективный

Фронтальный

Индивидуальный

IX Домашнее задание

Перечитать сказку.

Нарисовать иллюстрации к разным частям сказки.

Индивидуальный

102433 5e313331c61e7

-75%

Сохранить у себя:

Тех карта по литературному чтению 2 класс сказка о рыбаке и рыбке Технологическая карта урока литературного чтения «Добрым молодцам урок. А.С. Пушкин — «Сказка о рыбаке и рыбке»» (62 КB)

starstarstarstarstar
iui2 чел. помогло.

скачать

Тюгаева Ирина Борисовна

Урок литературного чтения для учащихся 2 класса по теме «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин».

Дата проведения: 14.10.2010

Предмет: литературное чтение

Класс:

Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин».

Единица содержания: способ анализа художественного произведения на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цель урока

Обучающий аспект цели: уметь самостоятельно анализировать художественное произведение на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с помощью приёмов и схем, применяемых в стратегиях по продвижению чтения.

Развивающий аспект цели: развивать монологическую, диалогическую и письменную речь; развивать произвольное и непроизвольное внимание в групповой, фронтальной и индивидуальной работе при анализе текста; развивать зрительную память в умении ориентироваться в тексте, развивать долговременную память на примере задания «Узелок на память»; развивать мыслительные операции (анализ и синтез) в работе с текстом; развивать умение аргументировать свою позицию при анализе текста, развивать воссоздающее воображение на примере домашнего задания нарисовать образ одного из главных героев, каким он тебе представляется.

Воспитывающий аспект цели: воспитывать коммуникативные навыки в групповой работе; самостоятельность в групповой и индивидуальной работе; аккуратность при выполнении в письменных заданиях; интерес к анализу текста и любовь к сказкам на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

^ в коллективе.

Развивать учебно-познавательную компетенцию в умении рефлексировать свои действия, обучать целеполаганию и самооцениванию.

^ в формировании мировоззрения, ценностных ориентирах учащихся на жизненные ситуации, поступки, литературных героев в изучаемом произведении с умением сопоставлять их со своими поступками.

^

Этапы урока: I. Подготовительный этап. II. Проверка домашнего задания. III. Применение. IV. Контроль и самоконтроль. V. Итог на рефлексивной основе.

^

Знают Испытывают затруднения
Учащиеся знают содержание сказки, знают приёмы и схемы, применяемые в стратегиях при анализе художественного текста («Море вопросов», «Карта рассказа», «Характеристика героя» (описательный образ), «Узелок на память». Примеры стратегий взяты из книги «Стратегиальный подход к обучению чтению» Н Н. Сметанникова). Учащиеся учатся самостоятельно и совместно в группе анализировать художественный текст.

^

Деятельность учителя Деятельность учащихся
^
Проверка готовности к уроку.

Подготовительный этап. Сообщение темы и цели урока.

Урок по теме: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Сегодня у нас основная цель проанализировать сказку при помощи приёмов и схем, применяемых нами на уроке и проверить понимание и знание текста.

Исходя из поставленных перед вами целей, сформулируйте для себя свои цели и задачи на уроке.

Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.

Целеполагание. Высказывание учащимися своих задач для достижения поставленных перед ними целей.

^ быть активными, внимательными, дружелюбными, ответственными, самостоятельными, аккуратным.

Межэтапные связи

Для чего мы ставим цель и задачи на уроке?

^

Цель и задачи ставим для того, чтобы знать, что делаем на уроке, и стремиться её выполнить.
^
Выразительное чтение отрывка из сказки. Начнём с домашнего задания, в котором мы проверим ваше знание и умение ориентироваться в тексте:

  • отрывок, как старик поймал рыбу;
  • отрывок, как менялись требования (желания) старухи.

Рефлексия. Словесное оценивание учителем выразительного чтения отрывков из сказки.

Учащиеся читает отрывки из сказки.

1 вар. Индивидуальное прочтение. 2 вар. Читают отрывок в паре или в группе.

Самооценивание и оценивание другими учащимися выразительного чтения по плану критериев оценивания выразительного чтения.

^

Знание текста и умение в нём ориентироваться пригодятся вам при анализе текста в следующем задании.

^
Анализ литературного произведения через приёмы и схемы, применяемые в стратегиях по чтению в работе с текстами.

^

(«Море вопросов») в игровой форме.

Проверка на знание и понимание текста.

— Ребята, положите перед собой текст сказки. Я предлагаю вам проверить друг друга на знание и понимание этой сказки, пройдя через 3 уровня вопросов. Вам знакомы эти уровни вопросов, по которым можно анализировать текст? Назовите их. Самые интересные вопросы и точные ответы мы отметим. Давайте поиграем. Девочки зададут мальчикам вопросы из 1ого уровня «Поверхностные». Мальчики зададут девочкам вопросы из 2ого уровня «Глубинные». А вопросы из 3его уровня «Кладовые» задам я или любой из вас желающий.

Рефлексия: Словесное оценивание лучших вопросов и точных ответов учащихся.

Сейчас мы смогли проанализировать сказку с помощью вопросов по 3-ём уровням.

^ применяемые в стратегии по чтению («Карта рассказа», описательный образ героя).

Мотивация на работу с текстом.

– Кто главные герои этой сказки? Почему?

Теперь я предлагаю вам проанализировать текст в группах по следующему плану (схеме).

Проанализируйте текст, собрав описательный образ главных героев, обозначив проблему и решение проблемы в этой сказке. (Учащимся предлагается использовать некоторые элементы рассказа из стратегии «Карта рассказа» и сбор материала по созданию образа героя). Учитель предлагает выполнить это задание в группах. Класс делиться на 3 группы по усмотрению учителя.

Учитель предлагает 1ой группе собрать описательный образ «Старухи» (какая?), 2ой группе – «Старика» (Какой?). 3ей группе – «Золотой рыбки» (Какая?). И каждой группе сформулировать проблему и её решение в этой сказке.

*Дополнительный вопрос для группы

^

Рефлексия. Словесное оценивание ответов и выполненного задания каждой группы.

Учащиеся слушают задание и приступают к его выполнению.

Учащиеся самостоятельно формулируют вопросы из 3х уровней по стратегии «Море вопросов». Оценивают лучшие вопросы и точные ответы.

^

1-ый уровень: Кто? Что? Какой? Где? И т.п. Ответы из текста.

2 –ой уровень: Как? Почему? Зачем? И т.п. Ответы через своё понимание с опорой на знание текста.

3 –ий уровень: Как бы ты поступил на месте героя? В каких произведениях ты встречался с такой темой, проблемой…? Какие авторы в своих произведениях рассказывают про такие поступки героев …? И т.п.

Ответы из своего жизненного опыта.

Учащиеся оценивают вопросы и ответы своих одноклассников.

Учащиеся слушают задание.

^

проблема и решение этой проблемы в тексте, а также в названии сказки есть имена главных героев.

Учащиеся делятся на 3 группы. Письменно выполняют своё задание. Защищают свои ответы у доски. Остальные группы учащихся оценивают ответы той группы, которая отвечает по своему заданию.

Сравнивают свою обозначившуюся проблему и её решение в тексте с другими учащимися групп.

^

Какой? (Простоватый, добрый, слабохарактерный, безвольный).

Проблема (что случилось?). Бедная старуха захотела стать богатой и стать морской владычицей.

Решение проблемы (есть или нет). Да. Старуха наказана «золотой рыбкой» за свою жадность, зависть и неблагодарность: «…осталась у разбитого корыта».

^ .

Какая? (Жадная, завистливая, неблагодарная, корыстная, недобрая).

3 гр. «Золотая рыбка».

Какая? (Благодарная, добрая, мудрая, справедливая).* Урок для себя: «Много захочешь – последнее потеряешь», «Много желать – добра не видать».

^

Межэтапные связи

Удалось ли вам проанализировать сказку в группе по плану (схеме)? (Да). Умение работать в группе, а также знание и понимание текста помогло вам выполнить это задание.

^

^
Итоговое задание. Проверка знания и понимание прочитанного текста. Викторина (в игровой форме) по 2-ум уровням.

№ 1 вар. Вопросы с выбором ответа:

  1. Сколько лет прожили старик со старухой? (30, 35, 33)
  2. Сколько было желаний у старухи? (1, 3, 5, 4)
  3. Чем ловил старик рыбу? (удочкой, неводом, сачком)
  4. Кем хотела стать старуха? (столбовою дворянкою, владычицей Земной, крестьянкою, владычицей морской)
  5. Укажите, по какой причине «золотая рыбка» не исполнила последнего желания старухи? (Из вредности, не могла его исполнить, хотела наказать старуху).

№ 2 вар. Отвечают на вопросы самостоятельно без выбора ответа.

Тесты собираются после их выполнения учениками.* Можно озвучить и проверить 5 вопросы по двум вариантам.

^

Слушают и письменно выполняют задание викторины по сказке А.С. Пушкина «Золотая рыбка».

№ 1 вар. Выбирают и подчёркивают правильный ответ на вопрос «викторины».

№ 2 вар. Самостоятельно отвечают на вопросы викторины без выбора ответов.

^
Смогли ли вы достичь цели урока, стоявшей перед нами?

Что мы делали на уроке, чтобы выполнить эту цель? Как мы её выполняли? Расскажите.

Рефлексия. Сформулируйте свой «Узелок на память» после этого урока. Оформить можно в устной или письменной форме.

Учащиеся отвечают на поставленные перед ними вопросы.

^

Анализировали сказку по вопросам, выборочно читали отрывки из сказки, работали в группе по плану (схеме), отвечали на вопросы викторины.

Письменно или устно отвечают про свой «Узелок на память» после этого урока.

* Сказка учит добру, быть благодарными, знать во всём для себя меру в жизни, не быть завистливыми и жадными, не потакать злу, знать своё место в жизни и т.п.

Помнить мудрые высказывания: «Много захочешь – последнее потеряешь», «Много желать – добра не видать». Научился анализировать сказку А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

* Домашнее задание.
^ ^

Самоанализ урока литературного чтения, 2 «А» класс

Учитель: Тюгаева И.Б.

^ «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкин.

Единица содержания: способ анализа художественного произведения на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» через этапы накапливаемых анализов в работе с текстом.

^ уметь самостоятельно анализировать художественное произведение на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с помощью приёмов и схем, применяемых в стратегиях по продвижению чтения.

^ : развивать монологическую речь на примере выразительного чтения отрывков из сказки; развивать диалогическую речь в задании «Море вопросов»; развивать письменную речь в письменном задании при анализе текста на примере создания описательного образа героя, в формулировке проблемы и её решения и в тестовом задании; развивать произвольное групповое внимание в групповой работе при анализе текста, произвольное индивидуальное внимание в тестовом задании, непроизвольное внимание на примере игровой формы в задании «Море вопросов». Развивать зрительную память в умении ориентироваться в тексте на примере выборочного чтения отрывка из сказки, при нахождении ответа на вопрос по тексту, при создании описательного образа героя по тексту, развивать долговременную память на примере задания «Узелок на память». Развивать мыслительные операции: анализ на примере обсуждения проблемы и её решения, урока (идеи) произведения и синтез в умении сформулировать полный ответ по заданию в групповой работе. Развивать умение аргументировать свою позицию при анализе текста. Развивать воссоздающее воображение на примере домашнего задания нарисовать образ одного из главных героев, каким он тебе представляется.

^ : воспитывать коммуникативные навыки в групповой работе; самостоятельность в групповой и индивидуальной работе с текстом; аккуратность при выполнении в письменных заданиях. Прививать интерес к анализу текста и любовь к сказкам на примере сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

^ в коллективе.

Развивать учебно-познавательную компетенцию в умении рефлексировать свои действия, обучать целеполаганию и самооцениванию.

^ в формировании мировоззрения, ценностных ориентирах учащихся на жизненные ситуации, поступки, литературных героев в изучаемом произведении с умением сопоставлять их со своими поступками.

^

Этапы урока: I. Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности. II. Этап проверки домашнего задания. III. Этап применения знаний и способов действий. IV. Этап контроля и самоконтроля степени усвоения. V. Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе.

Граница знания и незнания:

Знают Испытывают затруднения
Учащиеся знают содержание сказки, знают приёмы и схемы, применяемые в стратегиях при анализе художественного текста («Море вопросов», «Карта рассказа», «Характеристика героя» (описательный образ), «Узелок на память». Примеры стратегий взяты из книги «Стратегиальный подход к чтению» Н.Н. Сметанникова). Учащиеся учатся самостоятельно и совместно в группе анализировать художественный текст.
  1. Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока. Целеполагание.

Задачи. 1. Обучать целеполаганию. 2. Развивать учебно-познаветельную компетенцию.3. Воспитывать организованность, собранность, целеустремлённость.

Методы и приёмы. Словесные. Наглядные. Частично поисковые (при формулировке своих целей).

Средства. Наглядность (записи на доске).

^

Для чего мы ставим цель и задачи на уроке?

Цель и задачи мы ставим на уроке, чтобы знать, что мы делаем на уроке, и как помочь себе выполнить её.

Цель и задачи ставим для того, чтобы знать, что делаем на уроке, и стремиться её выполнить.

^

Задачи. 1. Обучать умению работать с текстом, находить нужный отрывок по заданному вопросу. 2. Развивать навыки выразительного, правильного и беглого чтения, развивать монологическую речь на примере чтения отрывков из текста по заданию, развивать зрительную память в умении ориентироваться в тексте на примере выборочного чтения отрывка из текста. 3. Воспитывать ответственность за выполненное домашнее задание

^ Словесные. Репродуктивные.

Средства. Учебная книга. Текст «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. Памятки по критериям оценивания выразительного чтения.

^

Знание текста и умение в нём ориентироваться пригодятся вам при анализе текста в следующем задании.

III. Этап применения знаний и способов действий. Основной этап. Работа с текстом.

Задачи: 1. Обучать умению самостоятельно анализировать текст по вопросам 3-х уровней, по плану (схеме) в групповой работе, применяемых в стратегиях по продвижению чтения. 2. Развивать диалогическую речь учащихся в задании «Море вопросов»; развивать письменную речь в письменном задании при анализе текста на примере создания описательного образа героя, в формулировке проблемы и её решения. Развивать зрительную память при нахождении ответа на вопрос по тексту, развивать произвольное внимание в групповой работе при анализе текста, развивать непроизвольное внимание на примере игровой формы в задании «Море вопросов». Развивать мыслительные операции: анализ на примере обсуждения проблемы и её решения, урока (идеи) произведения и синтез в умении сформулировать полный ответ по заданию в групповой работе, развивать умение аргументировать свою позицию при анализе текста. 3. Воспитывать коммуникативные навыки в групповой работе, аккуратность при выполнении письменных заданий, воспитывать самостоятельность в заданиях при анализе текста в групповой работе, прививать интерес к анализу текста и любовь к сказкам на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

^ Словесные. Наглядные (схемы). Репродуктивные и частично-поисковые методы при анализе текста.

Средства. Схемы — план (таблички). Учебная книга (текст). Доска.

^

Удалось ли вам проанализировать сказку в группе по плану (схеме)? (Да). Умение работать в группе, а также знание и понимание текста помогло вам выполнить это задание.

^

^

Задачи. 1. Обучать умению работать с тестами; умению самоконтролировать свои знания. 2. Развивать письменную речь в записях тестовой работы, зрительную и слуховую память при чтении, обсуждении и анализе текста сказки дома и на уроке. 3. Воспитывать аккуратность при выполнении записей в тесте.

^ Наглядный метод (тест № 1 – с выбором ответов, № 2 – без выбора ответов). Репродуктивный метод.

Средства. Тест. Викторина «Самый внимательный читатель» по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

^

Задачи. 1. Обучать умению определять для себя о решении выполненной им цели на уроке и с помощью чего он её выполнял. Обучать умению извлекать урок из художественного текста и урок для себя. 2. Развивать ценностно-смысловую компетенцию в формировании мировоззрения, ценностных ориентирах учащихся на жизненные ситуации, поступки, литературных героев в изучаемом произведении с умением сопоставлять их со своими поступками, развивать долговременную память на примере задания «Узелок на память». 3. Воспитывать интерес к анализу текста и любовь к сказкам на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

^ Словесные и наглядные (пословицы на доске). Репродуктивные (при анализе, что я делал на уроке, чтобы выполнить цель и задачи урока) и частично-поисковые (при формулировании своего урока для себя).

Средства. Таблички (пословицы). «Узелок на память» (листок с рефлексией).

Приложение 1

^

  1. Название произведения (автор, заглавие).
  2. Точная передача содержания текста (сохранена правильная последовательность событий, нет искажений в передаче текста).
  3. Безошибочное прочтение слов (нет искажений: в окончаниях слов, постановки ударений в словах, замены слов, повторов).
  4. ^ (темп, соблюдение интонационных знаков, эмоциональная окраска голоса, интонация, точная передача настроения в стихотворении или в характеристике героя).

Приложение 2

^

Золотая рыбка

Какая?

Проблема (Что случилось?)

_____________________________________________________________________________

Решение проблемы

_____________________________________________________________________________

Старик

Какой?

_____________________________________________________________________________

Проблема (Что случилось?)

_____________________________________________________________________________

Решение проблемы

_____________________________________________________________________________

Старуха

Какая?

Проблема (Что случилось?)

_____________________________________________________________________________

Решение проблемы

_____________________________________________________________________________

Приложение 3

^

Вариант №1.

Выберите и подчеркните правильный ответ на вопрос «викторины».

  1. Сколько лет прожили старик со старухой? Ответ: (30, 35, 33).
  2. Сколько было желаний у старухи? Ответ: (1, 3, 4, 5).
  3. Чем ловил старик рыбу? Ответ: (удочкой, неводом, сачком).
  4. Кем хотела стать старуха? Ответ: (столбовою дворянкою, владычицей Земной, крестьянкой, владычицей морской).
  5. Укажите, по какой причине «золотая рыбка» не исполнила последнего желания старухи? Ответ: (не могла его исполнить, из вредности, хотела наказать старуху).

Ф.И. ______________________________________

Викторина по сказке А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Вариант №2.

Напишите правильный ответ на вопрос «викторины».

  1. Сколько лет прожили старик со старухой? Ответ: ________________________________
  2. Сколько было желаний у старухи? Ответ:_______________________________________
  3. Чем ловил старик рыбу? Ответ:________________________________________________
  4. Кем хотела стать старуха? Ответ: ______________________________________________
  5. Укажите, по какой причине «золотая рыбка» не исполнила последнего желания старухи? Ответ:________________________________________________________________

Ф.И. _______________________________________

Добавить документ в свой блог или на сайт

Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературное чтение для 2 класса

по теме « Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

Тип урока:обобщение и систематизация знаний.

Учитель:Годовикова Галина Александровна, учитель I категории

Цель: обобщить и систематизировать знания по составлению характеристик главных героев « Сказки о рыбаке и рыбке»

Задачи:

Формируемые УУД: Познавательные УУД: обобщению знаний учащихся о сказке А.С.Пушкина, его творчестве, формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

Регулятивные УУД: формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текстом;

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать других в рамках учебного диалога; формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре( планирование совместной деятельности);

Предметные УУД: формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД: формирование умения высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией; умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

Методы обучения: Словесные и наглядные, репродуктивные, частично-поисковые, мотивации и стимулирования; практически-творческие; рефлексии.Средства обучения: а) портрет А.С.Пушкина

б) пословицы: Много захочешь-последнее потеряешь.

Много желать-добра не видать.

Жадность всякому горю начало.

Ненасытному все мало.

г) Выставка произведений А.С.Пушкина.

д) Видеосюжет сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»(Инсценирование)

Этапы урока

Ход урока

Деятельность
учащихся и предполагаемые ответы

Формирование УУД

Организационный момент.

(Содействовать воспитанию мотивации к учению)

Плывут угрюмые века,

Плывут, как в небе облака.

Спешат, бегут за годом год,

А сказка — на тебе! — живет!

Когда и кто ее сложил

В своей избушке где-то —

И самый старый старожил

Не даст тебе ответа.

И про зверей,

И про царей,

И что на свете было —

Все сказка в памяти своей

Нам с вами сохранила.

Она живет в любом дому

И странствует по странам.

А почему?

Да потому,

Что без нее нельзя нам.

— О чем сегодня пойдет речь на уроке?

Учитель: Итак, сегодня мы побываем у моря, где жили старик и старуха из сказки А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Давайте пожелаем успехов друг другу.

Приветствие учителя

О сказке А.С.Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке»

Объявляют тему урока.

Дать характеристику героям сказки. Выяснить в каких поступках присутствует добро и зло.

Пожелания успехов друг другу

Личностные УУД:

— осознанность учения

Цели и задачи урока

(направить деятельность учащихся на постановку цели и задач на основе обобщения знаний о сказках А.С.Пушкина, его творчестве)

Вступительная беседа.

Учитель:

— Сегодня у нас необычный урок, к нам в гости приплыла Золотая рыбка. С ней мы отправимся в путешествие по сказке. Рыбка нам приготовила интересные задания. А где живет Золотая рыбка?

Ребята, так кто написал сказку «О рыбаке и рыбке»?

— Где родился А.С.Пушкин?

— От кого маленький Саша узнал русские народные сказки?

— Посмотрите и назовите сказки А.С.Пушкина.

-Как называется произведение, которое мы изучаем?

В течение урока чему мы будем учиться.

Ребята попробуйте сами составить вопросы к уроку.

  • Может ли человек изменить ситуацию? Как? Каким образом?

— Золотая рыбка живет в море.

Учащиеся достают из ракушки вопросы и отвечают на них.

-Александр Сергеевич Пушкин родился в городе Москве.

— Маленький Саша узнал сказки от няни Арины Родионовны.

— Многие сказки и песни своей няни Пушкин пересказал в своих стихах.

— Пушкин написал шесть сказок, одну не закончил.

1. «Сказка о рыбаке и рыбке»

2. «Сказка о царе Салтане…»

3. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

4. «Сказка о золотом петушке»

5. «Сказка о попе и его работнике Балде»

Мы изучаем «Сказку о рыбаке и рыбке»

Составлять характеристики героев сказки и отвечать на вопросы.

— Кто из героев в сказке добрый, а кто злой?

-Встречаются ли подобные герои в жизни?

Коммуникативные УУД: — речевая деятельность с целью получения информации, построение речевых высказываний

Познавательное УУД:

— Умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать.

Коммуникативные УУД:

— учитывать разные мнения, договариваться, адекватно использовать речевые средства, строить монологическое высказывание

Регулятивные УУД:

— определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.умение включаться в урок; ориентация на положительную мотивацию к учебной деятельности

Физминутка для глаз

Упражнения для мышц глаза (работа по схеме).

Личностные:

установка на здоровый образ жизни

Оперирование знаниями и способами действий в стандартных и нестандартных ситуациях

(умение выразительно и вдумчиво читать отрывки из сказок, анализировать содержание текста)

(Развития отдельных логических операций)

(расширение кругозора детей, обогащения их словарного запаса)

Работа со сказкой.

— Анализ сказочных примет.

— Ребята, можно ли назвать это произведение сказкой. Если да — докажите. А для этого найдем все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке»

(Дети выборочно читают, доказывая свое суждение)

Работа с иллюстрацией (старуха, старик, рыбка).

Постановка проблемы

Характеристика героев — персонажей сказки

  • Назовите главных героев сказки.

  • Ребята, рыбка предлагает разобраться, кто же в сказке добрый, кто злой и предлагает вам выбрать нужные слова , которые могут охарактеризовать сказочных героев.

На доске карточки со словами: СТАРИК, СТАРУХА, РЫБКА

(доброта, послушание, скромность, жестокость, смирение, ворчливость, искренность, бескорыстность, жадность, скупость, вежливость, отзывчивость).

— Почему вы так считаете?

Словарная работа. Слайд 3,4

Работа с устаревшими словами.

Работа по учебнику.

Видеосюжет (инсценированное детьми отрывок из сказки «О рыбаке и рыбке»

— Найдите в тексте этот отрывок. Продолжите выразительное чтение.

Ребята, обратите внимание, что это за схема?

Объясняют понятия : завязка, кульминация, развязка.

Выборочное чтение по вопросам( работа с текстом)

Найдите на линии сюжета узелки событий. Где история завязалась, развязалась? Где переломная точка сюжета — кульминация?

— Сказки начинаются словами «Жил старик со своею старухой…», «жили тридцать лет и три года».

В сказке повторяют все по три раза — «три раза старик закидывал невод».

— Сказочный герой — золотая рыбка, исполняет желания, разговаривает.

— ( ответы учащихся: зачин «Жил старик со своею старухой…», троекратный повтор (три раза закидывал невод…; сказочный герой- золотая рыбка; магическое число лет (жили тридцать лет и три года); чудеса(рыбка говорит человечьим голосом); повторение сюжета (разговор старика и рыбки).

Главные герои сказки — старик, старуха, Золотая рыбка

Дети подбирают слова и прикрепляют к каждой иллюстрации, соотносят и объясняют качества характера.

Старуха посылает старика к рыбке за корытом, избой.

Невод- сеть рыболовная

Столбовая дворянка- почетная родовая дворянка. И т.д.

Выразительно читают продолжение видеосюжета.

Сюжетная линия.

Завязка- начало событий (старик поймал золотую рыбку)

Кульминация — Самый напряженный момент в сюжете ( когда старуха повелела быть владычицей морскою)

Развязка — конец событий ( старуха осталась с разбитым корытом)

Коммуникативные УУД:

-слушать и понимать речь других

Познавательные:

-находить ответы на вопросы в тексте;

— делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Познавательные УУД:

— анализ объектов

Коммуникативные УУД:

-умение строить речевое высказывание

Познавательные УУД:

— осознанное построение речевого высказывания

Личностные УУД:

— учебная мотивация

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;

анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД:

— учёт разных мнений и умение обосновать собственное

Познавательные УУД:

— построение логической цепи рассуждений

Регулятивные УУД:

  • проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Коммуникативные УУД:

— слушать и понимать речь других;

Коммуникативные УУД: — речевая деятельность с целью получения информации.

Познавательные УУД:

— построение логической цепи рассуждений

Физкультурная минутка

Физминутка «Морская» (анимация) Представим что мы рыбки и плывем по синему морю в поисках своего друга, найдите своего друга и поприветствуйте его.

Имитируют под мелодию , представляют себя рыбками.

Личностные:

— установка на здоровый образ жизни

Работа по учебнику.

( анализ своей деятельности на уроке, развития речи, памяти)

(прививать нравственные качества дружбы, сплочённости, доброжелательности).

Ребята, так как наша рыбка непростая за каждый правильный ответ, она подарит жемчужину. И кто соберет больше всех жемчужин — ожидает сюрприз.

Вместе с золотой рыбкой мы отправимся дальше в плавание. Золотая рыбка приготовила нам задания. Попробуем справиться с ними. Слайд 5,6,7. Составление логической цепочки.

Работа в парах. С помощь бластеров составляют схему действующих героев (автор, старуха, старик, рыбка, море)

— А мы, ребята, отправимся дальше в путешествие по сказке. Слайд 8 .

— Как вы думаете, какую роль играет море.

Отправимся к морю. Игра рыбалка.

Ответить на вопросы викторины. Викторина выполняется в виде игры , ответы прикрепляем на плакат.

Вопросы викторины

Рыбка нам приготовила новое задание

— Объясните смысл каждой пословицы. Слайд 10,11

-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?

(у каждого ученика нарисованная рыбка)

Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.

Зачитывают отрывки из сказки.

Отвечают на вопросы.

С помощью кружков дети составляют логическую цепочку.

Составляют схему, объясняя свой выбор.

Отвечают на вопросы.

Ловят рыбку и отвечают на вопросы.

Познавательные УУД:

— умение работать с тестом .

Познавательные УУД:

-установление причинно-следственных связей

Личностные УУД:

— самооценка

Познавательные УУД:

— контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Подведение итогов, выводы

Оценивание.

Рефлексия.

Вот рыбка помогла нам разобраться, кто здесь добрый, кто злой. О чем же эта сказка?

— Хорошо ли быть такой, как старуха?

— Кто из героев сказки вам нравится? Почему?

Критерии оценивания

Выразительное чтение.

Полные ответы.

Умение описывать характер и поступки героев.

Умение выразить свое мнение.

(предложить оценить работу одного-двух учащихся)

Комментирование поставленных оценок учителем

— Ребята, что вам понравилось на уроке?

— Что получилось?

— Что не получилось?

С какими трудностями вы встретились?

— Удалось ли нам ответить на вопросы которые мы задали в начале урока? Какие это были вопросы.

Проходят года. Но время не властно над памятью поэта. Во многих городах России поставлены памятники великому поэту. (на экране памятники А.С. Пушкину). Имя Пушкина никогда не забудется: оно всегда с нами. Читайте Пушкина, учите Пушкина, а главное — любите Пушкина

Сказка о доброй, справедливой рыбке, о вежливом работящем старике, а также о жадной, злой старухе. Насмешка над бездельниками и любителями пользоваться чужим трудом.

Дети оценивают ответ учащегося

Личностные УУД:

— самооценка;

— осознанность учения;

— адекватное реагирование на трудности; адекватно воспринимать оценку учителя

Регулятивные УУД:

-умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные УУД:

— социализация учащихся — способность сохранять; доброжелательное отношение друг к другу

Домашнее задание

Домашнее задание:

— А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?

-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?

(у каждого ученика нарисованная рыбка)

— Ребята, вы нарисовали свою золотую рыбку, не простую, а волшебную.

Ход урока.

Структура урока и содержание

Метапредметные УУД

  1. Организационный момент

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Здравствуйте, ребята!

Приготовтесь слушать меня внимательно и не отвлекаться. Проверьте, у всех ли на парте есть учебник, ручка и тетрадка.

Давайте вспомним правила поведения на уроке.

Скажите, как должен вести себя ученик на уроке? (При ответе поднимать руку, не выкрикивать, не мешать соседу, слушать внимательно учителя и тд)

Верно, я думаю, что сегодня каждый из вас будет следовать этим правилам и не нарушать их.

А теперь, внимание, посмотрите на меня, выпрямите спинки, сложите аккуратно руки на парту.

Покажите мне, что вы все готовы.

Принимать и уважать требования учителя. Самостоятельно организовать свое рабочее место .

Учить самоконтролю готовности к уроку.

  1. Постановка темы и задач урока

На доске высказывание «Что за прелесть эти сказки»…

6d2dd099 0a56 445f a71e a9b8a5ae5801

Ребята, посмотрите на это высказывание.

Скажите, кто его автор? (А.С.Пушкин)

Как вы понимаете это высказывание? (Сказки – это волшебство, радость, поэтому Пушкин так говорит)

Скажите, а любите ли вы читать сказки?

Почему? (Сказки любят читать и взрослые, в сказках есть волшебные герои, сказки учат мудрости, всегда добро побеждает зло)

Какие сказки А.С.Пушкина вам известны?

На доске выставка книг.

«Сказка о попе и работнике Балде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане, о сыне его Гвидоне…»

f70e5df3 7c62 4368 8510 416610c88864a1ff59ab 37ca 4f6c ab7a b220d225b97d028d1b6b d724 4425 a097 360836312c5e9dfed5f8 d13b 4729 9433 26da5ff619e7a26186ac c979 437f a5e9 19de88fe3ed9

Есть такие ребята, которым знакомы эти сказки?

Если вы не знакомы с какими-нибудь из этих сказок, то вы обязательно с ними когда-нибудь познакомитесь.

У А.С.Пушкина много сказок, это всего лишь небольшая часть его сказок.

Внимательно послушайте, а я вам сейчас загадаю загадку о сказке, которую мы будем сегодня читать.

Эта сказка находится в книжке, которая является одним произведением. Эта сказка, где герою – старику помогают волшебные силы. (На обложке изображены главные герои – это старик на берегу моря)

Кто уже догадался, что это за сказка? (Сказка о рыбаке и рыбке)

Чему будем учиться?

(Прочитаем сказку «Сказка о рыбаке и рыбке», поймем о чем она, поговорить о героях сказки)

Давайте найдем сказку в учебнике на стр.30

Формировать мыслительные операции.

Способствовать развитию логического мышления.

Формировать умение взаимодействовать.

Учить строить устное высказывание.

  1. Работа с текстом до чтения.

Антиципация чтения

Предугадывание.

А теперь давайте тихонько договоримся, кто читал уже эту сказку, подсказывать нам не будут.

Прочитайте название сказки. (А.С. Пушкин
«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Кто главные герои? (Рыбак и рыбка)

Как думаете, что будет происходить между главными героями? (Рыбак поймает рыбку)

Работа с иллюстрацией.

Теперь мы поработаем с иллюстрацией, она тоже поможет догадаться о чем сказка.

О чем может быть эта сказка? ( О жизни старика и старухи)

Где происходят события? (На берегу моря, в давние времена)

Посмотрите внимательно, что делает старик? (Несет сеть, идя с моря)

Полистайте следующие страницы, посмотрите на иллюстрации.

Какие еще герои появляются? (Старуха, золотая рыбка)

Кто сумел точнее всех предугадать содержание сказки?

Давайте прочитаем сказку и узнаем как развивались события.

Способствовать развитию логического мышления, воображения.

Формировать умение предполагать, выдвигать свою точку зрения и обосновывать ее.

Учить анализировать данный учителем материал.

Формировать умение участвовать в беседе. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы.

  1. Работа с текстом во время чтения.

Первичное восприятие текста

1) Чтение 1-ой части вслух.

Анализ содержания сказки.

Где жили старик со старухой? Найдите слова в тексте и прочитайте. (Жил старик со своей старухой у самого синего моря, они жили в ветхой землянке)

Кто скажет, что значит «Ветхая землянка»?(Выкопанное в земле жилище)

156f986b 0122 476b 9c78 34b7c42e4246d8802479 351b 41a1 bb26 772a2a807bcb

(Слайд) Пояснение: Землянка –это ветхий домик, она находится на половину в земле.

Чем занимался старик? (Ловил неводом рыбу)

Что значит слово «Невод»? (рыболовная сеть)

47fbe7da 433a 40c1 b87c beccf95eb8de08ff4f67 9561 4daf bafa c8adbd47c0d3

(Слайд) Пояснение: Невод – это рыболовная сеть.

Чем занималась старуха? (Пряла свою пряжу)

Что значит «Прясть пряжу»? (крутить нить из шерсти овец, скручивать нитку с помощью веретена)

80c7731c d6fe 4d1e 839d 0263b6ade3ca56f25ca0 b9d7 48a5 8c7e 262211fe9bc6

(Слайд)Пояснение: Прясть пряжу – это крутить нить из шерсти овец, скручивать нитку с помощью веретена.

С чем пришел невод в первый раз? Найдите слова и прочитайте. (Раз он в море закинул невод – пришел невод с одной тиной)

Что значит слово тина?

5b58e411 2ed0 410f afc1 c264b7bf612a

(Слайд) Пояснение: Тина – это скопление водорослей в воде.

Что значит слово «Взмолиться»? (Просит, умоляет)

Что сделал старик с золотой рыбкой? (Отпустил)

2) Чтение 2-ой части вслух.

Что сделала старуха, когда воротился старик? (Забранила его)

Что значит «Забранила»? (Ругаться, выражать свое недовольствие)

Что велела попросить старуха у золотой рыбке? (Новое корыто)

А что случилось со старым корытом? (Раскололось)

Что значит раскололось? (Сломалось)

3)Чтение 3-ей части вслух.

Что стал делать старик когда пришел к морю во второй раз? (Стал он кликать золотую рыбку)

Что значит «Кликать»? (Звать)

Прочитайте, что происходило с морем. (Видит – море слегка разыгралось)

4)Чтение 4-ой части вслух.

Как вела себя старуха, когда старик воротился? Найдите слова в тексте. (Еще пуще старуха браниться)

Как вы понимаете «Пуще браниться»? (Сильнее злиться, ругается)

Что велела выпросить старуха старика у золотой рыбки во второй раз? (Избу)

Физминутка.

Вот мы руки развели, 
Словно удивились. 
И друг другу до земли 
В пояс поклонились! 
Наклонились, выпрямились, 
Наклонились, выпрямились. 
Ниже, ниже, не ленись, 
Поклонись и улыбнусь. 

5)Чтение 5-ой части в полголоса.

Что происходит с морем? (Помутилось синее море)

Найдите и прочитайте только те слова, что старик просит у золотой рыбки. («Смилуйся, государыня рыбка, еще пуще старуха бранится, не дает старику мне покою. Избу просит сварливая баба»)

Как вы понимаете «Сварливая баба»? (Всегда чем-то недовольная)

6)Чтение 6-ой части в полголоса.

Какими словами старуха сидела под окошком и ругала мужа? Найдите слова из текста. Прочитайте.

Что значит слово «Простофиля»? (Глупый)

Какие незнакомые слова вы встретили в этой части? (Светелкой, вороты)

Обратите внимание, в конце страницы у вас есть сноски. Прочитайте, что значат эти слова.

7) Чтение 7-ой части в полголоса.

Каким стало море, когда старик пришел? (Неспокойное синее море)

Почему море стало неспокойным? (Старик пришел в 3 раз)

Кем захотела быть старуха? (столбовой дворянкой)

c11b5ca3 c5b8 4d1c b596 add8397e85c3

(Слайд) Столбовая дворянка — дворянка старинного и знатного рода.

8)Чтение 8-ой части в полголоса.

Что увидел старик, когда воротился к старухе? (Высокий терем. На крыльце стоит его старуха. Перед нею усердные слуги. Она бьет их, за чупрун таскает)

f8439ead 7137 4c44 a797 ada016f61a12

(Слайд) Пояснение: Терем – высокий дом.

Что означает слово «Чупрун»?

Посмотрите сноску в конце страницы(Это чуб, хохол)

fbf71253 9dc3 4261 814a e25afcadd2a7

(Слайд) Пояснение: Чупрун – прядь волос, спадающая на лоб.

9) Чтение 9-ой части про себя.

Кем захотела быть столбовая дворянка? Найдите слова в тексте. (Не хочу быть столбовою дворянкой, а хочу быть вольною царицей)

Что спросил, старик, когда испугался? (Что ты, баба, белены объелась?)

Что значит «Белены объелась»? (Обезумела, одурела)

10)Чтение 10-ой части про себя.

С какой просьбой старик обратился к золотой рыбке?

Найдите слова в тексте.

Как изменилось море? (Почернело синее море)

Формировать умение удерживать собственную мысль.

Формировать умение ориентироваться в тексте.

Формировать умение работать с текстом. Способствовать развитию мышления.

Формировать умение извлекать точные ответы, на поставленные вопросы.

Формировать умение извлекать нужную информацию.

Учить воспринимать информацию через чтение про себя.

Формировать умение точно отвечать на поставленные вопросы, умение полно и ясно выражать свои мысли.

Формировать умение связно выражать свои мысли.

  1. Работа с текстом после чтения

1) Словарная работа в парах.

А сейчас, ребята, давайте посмотрим, кто у нас был внимательным. Выполнять задание будем в парах. Давайте вспомним, как надо работать в парах? (Работать сообща, разговаривать шепотом, не мешать друг другу)

Возьмите карточку.

Прочитайте слова в первом столбике.

Прочитайте слова во втором столбике.

В первом столбике это слова из сказки.

Во втором столбике их значение.

Вы должны соединить слова из первого столбика со значением слова со второго столбика.

Давайте первое слово соединим вместе.

Найдем первое слово в первом столбике – Невод.

Что значит слово невод, найдите значение во втором столбике.(Невод – рыболовная сеть)

Соедините линией.

невод

землянка

забранить

кликать

пуще

прясть

пряжа

чупрун

сильнее

ругаться

крутить нить из шерсти овец

полученные нитки

прядь волос, спадающая на лоб

звать

ветхий домик

рыболовная сеть

Давайте проверим. (Правильные ответы на доске)

Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки.

Поднимите руку, те кто сделал одну-две ошибки.

Где возникли ваши ошибки?

2)Обобщение

Почему это произведение сказка? (Есть волшебство, золотая рыбка разговаривает, выполняет желания старухи)

Какое впечатление у вас сложилось о старухе? Какая она? (Скупая, жадная, просит все только для себя)

Есть ли у вас желание дочитать эту сказку до конца и узнать чем же она закончилась?

Что же произошло дальше, вы узнаете, когда прочитаете сказку до конца.

3)Творческая работа.

А) Составление викторины.

Сейчас мы с вами проведем небольшую викторину.

Ваша задача, в паре, по прочитанным частям составить интересный вопрос. Посмотрим, чей вопрос в викторине, класс признает самым интересным.

Б)Требования к составлению вопросов.

Какими должны быть вопросы? (Слайд)

1. Вопрос должен быть трудным. (Ведь на легкий вопрос отвечать будет не интересно)

2. Вопрос должен быть интересным

3. Не должно быть вопроса, на кот который ответ «Да», «Нет»

В)Самостоятельная работа в парах по созданию вопроса.

У каждого на парте есть листок, для того, чтобы вы записали свой вопрос. Сначала каждый придумывает вопрос, записывает его на листок, затем вы вместе в паре обсуждаете и выбираете тот вопрос, который подходит по всем требованиям.

Г) Проверка.

А сейчас мы с вами превратимся в рыбаков и будем вылавливать с доски золотую рыбку и отвечать на вопрос, который будут задавать нам ваши товарищи. Кто верно ответит на вопрос, получает рыбку. Ответы принимаются только по поднятой руке.

Посмотрим, у кого будет большой улов.

Д) Проведение викторины.

Вопросы, которые будут задавать ваши товарищи, слушаем внимательно. Потом определим, какой вопрос будет лучшим.

Е)Подведение итогов. Награждение победителя.

Сосчитайте своих рыбок.

Какой рыбак поймал больше всего рыбок? Почему? (Были внимательны, читали выразительно)

(Ученик выходи к доске)

Посмотрите ___ больше всех поймал рыбок!

Скажите, тяжело ли вам было ловить рыбок?

А теперь каждый получит по золотой рыбке, загадает желание и оно обязательно у вас исполниться. Эту золотую рыбку вы положите в книжку на то место сказки, где вы остановились.

Ё) Определение самого интересного вопроса.

Какой вопрос, по вашему мнению, самый интересный и соответствует всем требованиям?

(Возможно выбор нескольких вопросов)

Далее обсуждение по требованиям к вопросам.

При составлении, какого вопроса, были учтены все требования?

Награждение учеников, за лучший составленный вопрос в викторине.

1182ca40 66b6 442f 82b6 9f15477d0385

Формировать умение удерживать собственную мысль.

Формировать умение верно отвечать на поставленные вопросы.

Формировать умение четко и полно отвечать на вопросы учителя.

Способствовать формированию умения контролировать свою деятельность на уроке.

Формировать умение делать выводы

Формировать умение извлекать нужную информацию для составления вопроса.

Формировать умение связно выражать свои мысли.

Формировать нравственно-эстетическую ориентацию. (уважать друг друга)

Учить договариваться и приходить к общему мнению.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия

Наш урок подошел к завершению.

С каким произведением мы сегодня познакомились? (Сказка о рыбаке и рыбке)

Кто его автор? (А.С.Пушкин)

Какую задачу в начале урока мы перед собой ставили? (Прочитать, познакомиться со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Смогли мы выполнить эту задачу?

Как могли бы развиваться события дальше? (Предположения детей)

Если вам сегодня было интересно на уроке, хлопните в ладоши.

Соотнести результат своей деятельности с задачами.

Формировать умение делать обобщение, делать выводы

  1. Домашнее задание

Прочитать сказку до конца.

По желанию можно к любому отрывку из сказки нарисовать рисунок.

  • Технический прогресс зло или добро итоговое сочинение
  • Технический прогресс зло или благо итоговое сочинение аргументы
  • Технический прогресс это зло или благо сочинение по литературе
  • Технический прогресс темы итогового сочинения
  • Тех зачет как пишется