Тэффи рассказ мудрый человек

Урок литературы в 11 классе.тема урока. этапы жизни и творчества а. и. куприна.любовь как высшая ценность мирав рассказе гранатовый браслетцели:

Урок литературы в 11 классе.
ТЕМА УРОКА. ЭТАПЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА А. И. КУПРИНА.
ЛЮБОВЬ КАК ВЫСШАЯ ЦЕННОСТЬ МИРА
В РАССКАЗЕ «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»

Цели: познакомить с особенностями жизни и творчества Куприна; развивать навыки восприятия лекционного материала, самостоятельной работы с книгой.

Задачи: отметить реализм как художественный метод писателя в традициях  классической  русской  литературы;  провести  наблюдение над звучанием вечных тем любви и «маленького» человека в рассказе «Гранатовый браслет», определить роль образа-символа в данном произведении.

Ход уроков

I. Вступительное слово учителя.

Расскажите, что вы умеете делать хорошо. Кто из вас занимается спортом, музыкой, творчеством? Есть ли то, чему вы обязательно хотите научиться?

А вот этот человек в возрасте 20 с небольшим лет «был последовательно… землемером, грузчиком арбузов, подносчиком кирпичей, продавцом в Москве, на Мясницкой… Был лесным объездчиком, нагружал и выгружал мебель во время осеннего и весеннего дачных сезонов, ездил передовым в цирке, занимался… актерским ремеслом…».

Добавим: управлял имением в глухом углу Полесья, заменял псаломщика  в  дальнем  сельском  приходе,  служил  учетчиком  в  кузнице  сталелитейного завода, кажется, даже пробовал себя в качестве циркового борца…

Позже выходил с балаклавскими рыбаками на зимний лов белуги, опускался на дно морское в скафандре водолаза, подымался за облака на аэроплане и аэростате, держал в своей комнате жеребенка, дабы написать рассказ «Изумруд», дружил со знаменитым летчиком Сергеем Уточкиным и еще более знаменитым борцом Иваном Заикиным, с клоунами Жакомино и Таити Джеретти, с дрессировщиком Анатолием Дуровым и его труппой (Дуров писал на афише о своих зверях: «Сам Куприн-писатель // С ними был приятель…»)

А. И. Куприн, по воспоминаниям современников, испытывал жгучий интерес «буквально ко всякой работе». Вечно его мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий: инженеры, фабричные, шарманщики, циркачи, конокрады, монахи, банкиры, шпики – он жаждал узнать о них всю подноготную, ибо в изучении русского быта не терпел никакого полузнайства.

К. И. Чуковский вспоминал: «В 1902 году в Одессе газетный репортер Леон Трецек познакомил Куприна с начальником одной из пожарных команд. Он воспользовался этим знакомством, и, когда в центре города на Екатерининской улице загорелся среди ночи набитый жильцами дом, Куприн в медной каске помчался туда вместе с отрядом пожарников и работал в пламени и в дыму до утра».

Современница Куприна, писательница Тэффи, отмечала его серьезное отношение и к творчеству: «…Когда писал – работал, а не забавлялся и не фиглярничал. И та сторона его души, которая являлась в творчестве, была ясна и проста, и компас его чувств указывал стрелкой на добро». Она  же  вспоминала,  что  как  человек  А. И. Куприн  «был вовсе не простачок».

Как же сложилась его судьба?

II. Лекция учителя с ассистентами.

26 августа 1870 г. в г. Наровчате Пензенской губернии в семье коллежского регистратора Куприна родился сын Александр.

1874. После  смерти  отца  вместе  с  матерью  живет  во  Вдовьем доме (благотворительном учреждении «для призрения престарелых и не имеющих способов к пропитанию своему вдов» дворянского происхождения).

С 1877 начинает писать стихи. С 6 лет началось для мальчика детство, которое он впоследствии во многих своих произведениях назовет «поруганным» и «казенным». В 1880 г. Саша Куприн выдержал вступительные экзамены во 2-ю Московскую военную гимназию. В своем рассказе «На переломе» Куприн описывает, как за незначительный проступок его приговорили к десяти ударам розгами.

«В маленьком масштабе он испытал все, что чувствует преступник, приговоренный к смертной казни». И кончает он рассказ словами: «Прошло очень много лет, пока в душе Буланина (Куприна) не зажила эта кровавая, долго сочившаяся рана».

Во время учения в кадетском корпусе не только пишет свои стихи, но и переводит с немецкого и французского.

1889 г. – напечатан первый рассказ «Последний дебют», за который в училище получил взыскание, так как юнкерам было запрещено выступать в печати. В 1893 г. успешно сдавал экзамены в Академию Генерального штаба, но приказом командующего Киевским военным округом подпоручику Куприну было запрещено поступление в Академию. Рассказывали, что на берегу Днепра околоточный надзиратель вступил в конфликт с группой молодых офицеров, в которой был и Куприн. Человек легендарной физической силы, Куприн сбросил околоточного в реку, а тот составил протокол «об утопии полицейского чина при исполнении служебных обязанностей».

1894 г. – Куприн в чине поручика выходит из полка и оказывается в Киеве «без денег, без родных, без знакомств».

Подготовленный ученик читает наизусть.

Об этом времени сам писатель вспоминал так: «Неожиданно наступили дни жестокого безденежья. Я с трудом перебивался с хлеба на квас. Газета, в которой я работал, перестала платить мне за фельетоны, и только изредка удавалось выпросить у бухгалтера в счет гонорара рубль, а в лучшем случае три рубля. Я задолжал хозяйке за комнату, и она грозила «выбросить мои вещи на улицу».

Пришлось подумать о том, чтобы временно перебраться на жительство в ночлежку и, так как наступало лето, заняться не литературным, а честным трудом грузчика на пристани. С газетой я все же не порывал и в отдел  «Из  городских  происшествий»  давал  заметки  следующего  содержания: «Вчера на Крещатике прекрасная породистая собака господина Н. попала под колеса конки и, раздавленная, кричала нечеловеческим голосом»… Заметки эти я писал с удовольствием… И, что было самое удивительное, никто: ни редактор, ни читатели – не замечали явного издевательства…

1896 г. – выходит  первая  книга  Куприна – книга очерков «Киевские типы».

1898 г. – живет в семье своей сестры в лесничестве. Об этом времени вспоминал: «…я провел самые благодатные месяцы моей жизни,.. впитал в себя самые мощные, самые плодотворные впечатления,.. учился русскому языку и русскому пейзажу». Работает над повестью «Олеся».

1904–1905 гг. – работа над повестью «Поединок».

Внимательное отношение к людям проявлялось не только в творчестве писателя.

И. Бунин так говорил о нем: «Наряду с большой гордостью много неожиданной скромности, наряду с дерзкой запальчивостью много доброты, отходчивости, застенчивости».

Заранее подготовленный ученик читает наизусть.

К. Чуковский в своих воспоминаниях о Куприне рассказал историю о том, как тот, узнав от приятеля о старухе, которую беспощадно колотит сын, громадного роста биндюжник, в тот же день разыскал этого человека в порту.

Рискуя быть изувеченным его кулаками, Куприн сказал ему такие слова, что тот закаялся измываться над матерью. Чуковский писал: «Я видел эту женщину, когда она пришла поблагодарить Куприна. Куприн принял ее с сыновней почтительностью и, не желая, чтобы мы восхваляли его благородство, сказал, когда его гостья ушла:

– Хорошо пахнут старухи на юге: горькой полынью, ромашкой, сухими васильками и – ладаном».

1909 г. – присуждена премия Пушкина.

1911 г. – в альманахе «Земля» увидел свет рассказ «Гранатовый браслет», немного позже, в 1915 г. будет поставлен кинофильм по этому произведению.

1914 г. – не остался в стороне от военных событий. В доме Куприных в Гатчине был открыт частный лазарет для раненых Первой мировой войны. Сам писатель идет в армию, но признан негодным к военной службе по состоянию здоровья.

1919 г. – во время гражданской войны эмигрирует за границу: сначала уезжает в Хельсинки, потом переезжает в Париж.

В 1924 г. писателю передано полуофициальное предложение вернуться в Советскую Россию, но он отказался: «…пять лет в изгнании… А все же не поеду… Предположим, что с меня заживо шкуру не сдерут, предоставят пастись, где и чем хочу… Надо будет как-нибудь вертеться, крутиться, ловчиться… Да-с, захотели мы революции, как кобыла уксусу. Правда: умереть бы там слаще и легче было».

За границей Куприн жил бедно, но продолжал литературную деятельность: работал в газете, писал роман «Юнкера».

В 1937 г. семья Куприных получает разрешение возвратиться в Россию и покидает Францию. Писатель тепло встречен в Москве новым поколением читателей, но он тяжело болен.

В 1938 г. по желанию Куприна его увозят в Гатчину. В ленинградской больнице он переносит тяжелую онкологическую операцию.

27 августа похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Ленинграде.

Отметьте в форме плана особенности творчества Куприна. (Лекция продолжается.)

1. Реализм Куприна.

Его требования к себе, как к писателю-реалисту, не имели границ. Он по-мальчишески  щеголял  этой  своей  многоопытностью перед другими писателями,  ибо  в том заключалось его честолюбие: знать доподлинно, не из книг, не по слухам, те вещи и факты, о которых он говорит в своих книгах.

Интересно  об  этом  прочитать  в  «Десяти  заповедях  для  писателя-реалиста», которые со слов Куприна записаны литератором Криницким в 1905 г.:

1) Если хочешь что-нибудь изобразить… сначала представь себе это совершенно ясно: запах, вкус. Положение фигуры, выражение лица… Дай сочное восприятие виденного тобою, а если не умеешь видеть сам, отложи перо.

2) Передавая чужую речь, схватывай в ней характерное: пропуски букв, построение фразы. Изучай, прислушивайся, как говорят, живописуй образ речью самого говорящего. Это одна из важнейших красок… для уха.

3) 3най, что, собственно, хочешь сказать. Пиши так, чтобы было видно, что ты знаешь свой предмет основательно. Ходи и смотри, вживайся, слушай, сам прими участие. Из головы никогда не пиши.

В статье «Загадка художника» О. Михайлов так писал о мастерстве Куприна: «Куприн был… великим жизневедом. Все окружающее, в особенности человеческий быт, обиход, служило для него вернейшим показателем внутренней человеческой жизни и ее сложнейших психологических состояний… Познания эти особенно ценны потому, что все они – следствие житейских наблюдений. Это сообщает прозе Куприна неувядаемую свежесть и богатство… Можно открывать наугад том за томом сочинения Куприна и в каждом рассказе находить россыпи глубоких и разносторонних знаний».

Одним из ярких и разнообразных по тематике и проблематике реалистических произведений Куприна является повесть «Поединок».

(Индивидуальное сообщение по материалу учебника и книги В. Лилина «Александр Иванович Куприн. Пособие для учащихся. – Л.: Просвещение, 1975, глава «Поединок».)

2. Любовь к родине.

Где бы ни жил писатель, где бы ни работал, он всегда оставался истинно русским, был связан с Россией кровными корнями. Куприн признавался:

«Есть люди, которые по глупости или от отчаяния утверждают, что и без родины можно или что родина там, где ты счастлив. Но, простите меня, все это притворяжки перед самим собой. Мне нельзя без России. Я дошел до того, что не могу спокойно письма написать туда, комок в горле… Вот уж, правда, «растворях хлеб свой слезами».

Подготовленный  ученик  читает  наизусть  (или художественный пересказ).

В одном из писем Куприна к И. Репину читаем:

«…Не моя воля, но сама судьба наполняет ветром паруса нашего корабля и гонит его в Европу… Тоска здесь… Знаете ли, чего мне не хватает? Это – двух-трех минут разговора с половым из Любимовского уезда, с зарайским извозчиком, с тульским банщиком, с володимирским плотником, с мищевским каменщиком. Я изнемогаю без русского языка! Меня, бывало, одно ловкое, уклюжее словцо приводило на целый день в легкое, теплое настроение…»

3. Необычны герои Куприна.

В журнале «Образование» за 1907 г. в статье «Куприн как выразитель эпохи» можно было прочитать:

«…Герои Куприна искренне проникнуты сознанием значения и красоты жизни, искренне поют ей гимн, но сами от нее мучительно страдают и едва ли способны довлачить ее благополучно до конца – даже при помощи брома и алкоголя…

Беспредельный, крылатый романтизм, в большей степени свойственный нашей старой, чем новой литературе, является отличительной чертой лучших произведений Куприна».

4. Тема любви в творчестве Куприна.

Индивидуальное сообщение ученика.

В своих лучших произведениях А. И. Куприн всегда писал о любви. Достаточно вспомнить такие его рассказы и повести, как «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь», чтобы понять, что писатель не только сам размышлял о любви, но и заставлял задуматься о ее силе и своих читателей.

Любовь в произведениях Куприна всегда бескорыстна, самоотверженна; она не ждет награды и нередко бывает сильнее даже самой смерти. Для многих героев писателя она навсегда осталась величайшей тайной в мире и одновременно трагедией.

Они яснее раскрываются, освещенные любовным чувством. В произведениях Куприна любовь та, для которой совершить любой подвиг, пойти на мучение вовсе не труд, а радость. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.

Именно такая любовь коснулась полесской «ведьмы» Олеси, которая полюбила «доброго, но только слабого» Ивана Тимофеевича. «Чистый и добрый» Ромашов, герой повести «Поединок», жертвует собой ради расчетливой Шурочки Николаевой. Такова и рыцарская, и романтическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне (рассказ «Гранатовый браслет»), поглотившая все его существо.

Несмотря на трагическую развязку, герои Куприна счастливы. Они считают, что осветившая их жизнь любовь – это подлинно прекрасное чувство. Олеся жалеет только о том, что у нее нет ребенка от любимого человека, Желтков умирает, благословляя любимую женщину.

Так описывает любовь Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает. Но, вопреки здравому смыслу, хочется, чтобы было.

О  всепоглощающей  любви,  которая  дороже  любого  богатства, любой  славы  и  даже  дороже  самой  жизни,  Куприн пишет в повести «Суламифь».

Это, наверное, самое поэтичное его произведение, ведь оно было навеяно писателю библейской «песнью песней» – одним из древнейших сказаний о любви. Любовь всесильного и мудрого царя Соломона к «бедной девушке из виноградника» – Суламифи – позволила Куприну раскрыть всю глубину и красоту этого чувства. Такая великая любовь, как пишет автор, «никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, потому что каждая женщина, которая любит, – царица».

Не столь уж важно, существовала ли когда-нибудь настоящая Суламифь или же это всего лишь прекрасная легенда, дошедшая до нас через тысячелетия. Такая любовь, которая «повторяется один раз в тысячу лет», достойна того, чтобы ее выдумать и слагать о ней песни, легенды, писать  о  ней  повести  и  романы. И хотя счастье героев длится недолго (Суламифь трагически погибает, закрыв своим телом Соломона от подосланного убийцы), но память о такой любви переживет века.

В произведениях А. И. Куприна любовь предстает перед читателем в разных своих проявлениях. Мы видим ее и как нежное, пламенное, высокое чувство, и как трагическую страсть. Но всегда любовь возвышает человека над другими людьми и делает его равным самому богу, ибо только в любви человек, подобно богам, обретает подлинное бессмертие.

– Сделайте обобщение изученного, расскажите об особенностях творчества А. И. Куприна.

III. Работа с текстом рассказа Куприна «Гранатовый браслет».

1. Слово учителя.

Анализ текста поможет выяснить, какие особенности художественного метода Куприна отразились в рассказе.

К. Паустовский в «Заметках о прозе Куприна» так пишет об этом произведении: Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви… Один из самых благоуханных и томительных рассказов о любви и самых печальных – это купринский «Гранатовый браслет».

Характерно, что великая любовь поражает самого обыкновенного человека – гнущего спину за канцелярским столом чиновника контрольной палаты Желткова.

Невозможно без тяжелого душевного волнения читать конец рассказа с его изумительно найденным рефреном: «Да святится имя твое!».

Особую силу «Гранатовому браслету» придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок, – поэтический и озаряющий жизнь – среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта.

2. Анализ текста рассказа по вопросам.

– Как тема любви воплощена в рассказе?

Звучит тема поэтической любви.

Словами генерала Аносова автор утверждает, что жизнь Шеиных «…пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины».

Последнее письмо Желткова поднимает любовь до трагизма. Прочитайте его текст. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое».

Смерть героя не обрывает любовь. Его смерть раскрывает перед Верой мир неведомых чувств, потому что мужа Вера по-настоящему не любила.

Под звуки сонаты Бетховена душа Веры испытывает потрясение. Она понимает, что мимо прошла любовь, которая «повторяется один раз в тысячу лет».

Образ Желткова помогает раскрыть и тему «маленького человека», традиционную для русской литературы. Докажите это.

В «Гранатовом браслете» нет острой критики буржуазного общества. Господствующие классы обрисованы в более мягких красках по сравнению с провинциальным мещанством. Но в сопоставлении с громадным чувством маленького чиновника Желткова выявляется очерствение души людей, считающих себя выше Желткова.

Духовный облик Желткова ясно виден из его письма, присланного ко дню именин Веры Шеиной. Желтков ни на что не надеется, готов отдать все. В его словах покорность и поклонение, благородство.

В  сцене  прихода  к  Желткову  Булат-Тугановского  и  князя  Шеина герой  имеет  духовный  перевес,  который ему дает его возвышенное чувство.

Муж Веры, князь Василий, склонный к юмору, пародирует чувства Желткова, известные князю из писем, получаемых женой.

Это пародирование кажется пошлым и кощунственным. Куприн не рисует князя Василия дурным и злым, но отмечает его кастовое пренебрежение к «низшим» классам общества. Николай Булат-Тугановский символизирует все дурное, что бывает в аристократии.

Он ограниченный, надменный, жестокий человек. Именно он требует, чтобы Желтков был наказан, потому что осмелился поднять глаза на его сестру Веру.

Чем стал гранатовый браслет в истории любви Желткова к княгине Вере?

Причиной скорой развязки истории, длившейся более восьми лет, стал подарок на день рождения Вере Николаевне. Этот подарок становится символом той самой любви, о которой мечтает каждая женщина.

Гранатовый браслет ценен Желткову тем, что его носила «покойная матушка», кроме того, старинный браслет имеет свою историю: по семейному преданию, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и охраняет от насильственной смерти…

И Вера Николаевна в самом деле неожиданно предсказывает: «Я знаю, что этот человек убьет себя». Куприн сравнивает пять гранатов браслета с «пятью алыми, кровавыми огнями», а княгиня, засмотревшись на браслет, с тревогой восклицает: «Точно кровь!».

Любовь, которую символизирует браслет, не подчиняется никаким законам и правилам. Она может идти наперекор всем устоям общества. Желтков – мелкий, бедный чиновник, а Вера Николаевна – княгиня, но это обстоятельство не смущает героя, он по-прежнему любит, отдавая себе отчет только в том, что ничто, даже смерть, не заставит утихнуть его прекрасное чувство: «…Ваш до смерти и после смерти покорный слуга».

К сожалению, значение браслета Вера Николаевна поняла слишком поздно. Ее одолевает беспокойство: «И все ее мысли были прикованы к тому неведомому человеку, которого она никогда не видела и вряд ли увидит, к этому смешному «Пе Пе Же».

Княгиня мучается тяжелейшим для нее вопросом: что это было: любовь или сумасшествие? Последнее письмо Желткова все ставит на свои места. Он любит. Любит безнадежно, страстно и идет в своей любви до конца. Он принимает свое чувство как божий дар, как великое счастье: «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам».

И, не проклиная судьбу, уходит он из жизни, а людям остается только символ этой прекрасной любви – гранатовый браслет.

3. Отчет о работе группы исследователей.

Сопоставительный анализ рассказа А. Чехова «Дама с собачкой» и рассказа Куприна «Гранатовый браслет».

1. Куприн как ученик и последователь А. П. Чехова. Реализм А. П. Чехова и романтическое мировидение А. И. Куприна.

2. «Дама  с  собачкой»  (1899) и «Гранатовый браслет (1910) – две классические  новеллы  о  любви,  однако  каждая  из  них  принадлежит своему времени.

3. Любовь, выросшая из случайного адюльтера, осенившая двух заурядных людей в рассказе «Дама с собачкой». Как объяснить замечание Чехова «Эта их любовь изменила их обоих»? Что, с вашей точки зрения, подтверждает глубину чувств героев Чехова и что опровергает?

4. Любовь Г. С. Желткова к княгине Вере – «такая любовь, о которой грезят  женщины  и  на  которую  больше  не  способны  мужчины».  Романтический образ героини Куприна. Рыцарственный образ героя. Как вы думаете, как бы распорядился сходным сюжетом, сходными деталями Чехов?

5. Тема «героического поступка» в рассказах Чехова и Куприна.

6. Роль деталей у Чехова и у Куприна. «Обстановка приморской осени» в гл. 1–11 «Дамы с собачкой» и в «Гранатовом браслете». Почему Чехов  переносит  самые  светлые  сцены  любви  героев  из  Ялты – в Москву  и  губернский  город  С.?  Почему  Куприн,  напротив,  «перемещает» историю, «реально» происходившую в Петербурге, в приморский город?

7. В чем принципиальная, полярная разница «концепций любви» в рассказе Чехова и в рассказе Куприна? Какой из рассказов кажется лично вам светлее, человечнее, ближе к реальности? Который из этих двух рассказов более близок вам?

Домашнее задание. Написать сочинение-миниатюру «Любовь в произведениях Куприна» (по рассказу «Гранатовый браслет» и повести «Олеся»); перечитать повесть Куприна «Олеся», сделать закладки с цитатами по образам главных героев.

Индивидуально: подготовить сообщение на тему «Пейзаж в повести Куприна «Олеся».

Уроки 9–10

Краткое содержание рассказа «Жизнь и воротник» (Н. А. Тэффи)

Краткое содержание рассказа

Любителям юмористической литературы советуем читать краткое содержание рассказа «Жизнь и воротник» – произведения, относящегося к раннему творчеству Н. А. Тэффи. Писательницу не зря называли «изящнейшей жемчужиной русского культурного юмора». В самом начале легкого и вроде бы незамысловатого рассказа стоит фраза, над которой стоит серьезно задуматься: «Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами».

Главные герои

Олечка Розова – скромная и порядочная женщина, примерная жена. Решившись однажды бесцельно потратить деньги, Олечка «катится по наклонной плоскости», все глубже погружаясь в ложь, пошлость и разврат.

Воротник – обычный предмет одежды, фантастическим образом оживающий и превращающийся в «повелителя» Олечки.

Краткое содержание

Олечка Розова была застенчивой и скромной женщиной, ведущей вместе с мужем спокойную семейную жизнь. Одна незначительная покупка в корне изменила все.

Однажды Олечка увидела в магазине дамский воротник, который украшала желтая ленточка. Женщина всегда берегла деньги, но почему-то взяла и купила красивую вещицу.

Воротник потребовал к себе кофточку, а затем – юбку. Олечке пришлось потратить деньги, отложенные на хозяйство.

Воротник не успокаивался. Ему были нужны новые башмаки, шляпа, пояс и перчатки. Олечка плакала ночами, но старалась любой ценой угодить воротнику. Женщина заложила свои драгоценности и часы, а затем обманом выклянчила деньги у доброй бабушки.

Легче Олечке не стало. Аппетиты воротника только возрастали. Несчастная женщина стала выпрашивать деньги у родных и знакомых. Набрав достаточную сумму, она купила диван.

Изменения стали происходить и с самой Олечкой. Она коротко подстриглась, научилась курить и стал вести себя очень развязно. Иногда Олечка с ужасом смотрела на себя со стороны и поражалась. Вступить с воротником в борьбу у нее не хватало сил.

Однажды Олечка попыталась попросить помощи у мужа и во всем ему призналась. Тот посчитал рассказ о власти воротника глупой шуткой.

Один раз Олечку пригласили в гости. Раньше она избегала шумных компаний, но теперь ею управлял воротник, который приказал поехать. На вечере женщина вела себя очень неприлично. Сидящий рядом студент, осмелев, дотронулся до ее ноги. Олечка хотела возмутиться, но, повинуясь воротнику, заманчиво спросила: «Только-то?».

Дальше было еще хуже. Воротник приказал сесть вместе со студентом на извозчика и согласиться поехать с ним в ресторан. Там настойчивый кавалер заказал отдельный кабинет. Все ночь студент и Олечка (или воротник?) пили ликер и целовались.

Пьяная Олечка приехала домой под утро. Муж не находил себе места от беспокойства. Он случайно обнаружил квитанции из ломбарда, а также узнал, что жена назанимала кучу денег у знакомых.

На встревоженные вопросы супруга Олечка ответила так, как ей приказал воротник: она всю ночь гуляла со студентом, а деньги «профукала».

Как и следовало ожидать, муж был в шоке. Он сразу же подал на развод и уехал в другой город.

На следующий день после отъезда мужа воротник «потерялся в стирке». Избавившись от своего «мучителя», Олечка моментально вернулась к прежнему скромному образу жизни. Она работает в банке и ведет себя «тише воды, ниже травы».

Краткое содержание Тэффи Жизнь и воротник

Рассказ начинается с насмешки над мыслью, что это человек властвует над всеми вещами. Бывает наоборот, что вещь «захватывает» царя природы. Вот хотя бы воротник.

И начинается история о том, как жила-была хорошая девушка, верная жена, примерная дочь и так далее – Оля Розова, точней – Олечка.

Однажды (абсолютно случайно) она увидела в магазине накладной воротник. Красивый – не поспоришь. Белый с желтой лентой. Померила его, просто влюбилась. И стоил он не так дорого, купила себе «игрушку».

Но оказалось, что у воротника свой характер – требовательный. Как бывает с новыми вещами, он потребовал к себе, чтоб лучше смотреться – новую кофту. Ни к одной старой он не подходил. Хорошо, Олечка пошла покупать кофту. Дальше воротник потребовал юбку, туфли и весь костюм. Оля никак не могла ему «перечить», хотя денег-то уже не было. Она сдала свои украшения, она попросила денег у бабушки. Но тут пришлось обманывать. И так пошло-поехало. Воротник требовал новый диван… Оля не понимала, зачем ей все эти вещи и долги. Но опять ничего не могла поделать. Она страдала… Но и выкинуть жуткий воротник за окно тоже не могла! Она слабела в этой борьбе, а воротник словно наливался сознанием, силой… Он уже мог даже злобно хихикать, упиваясь своей властью. Страшная вещь!

Дальше воротник совсем распоясался, потребовал гулять. В таком красивом костюме грех было б не выйти! И Олечка пошла… На вечеринку в гости, хотя раньше, вообще, никуда не ходила. Более того, на этом вечере она вела себя вызывающе, смеялась громко… Там воротник крутил её головой, как хотел. И он притянул её к студенту. Тот осыпал Олю комплиментами, стало приставать. Она краснела-бледнела, но под воздействием воротника только фыркала кокетливо. Ещё она повторяла, подначивая ухажера: «Только-то?» Они поехали с неприятным студентом в ресторан, пили в отдельном кабинете и целовались. Вернулась к мужу Оля только под утро.

Дома муж встретил Олечку неласково. Он волновался – не спал всю ночь, а ещё он нашел долговые счета… Оля пыталась ему раньше пожаловаться на Воротник, но муж (хороший парень) подумал, что это шутка. Теперь они разошлись…

И вот роковой Воротник потерялся в стирке. Теперь Оля снова прежняя – краснеет от любого слова. Бедняжка одна, но, возможно, ждёт другую сильную… вещь.

А пропавший воротник – совсем другая история. Тэффи намекает, что нужно спросить у вороватой прачки, чем там всё закончилось.

Рассказ учит ответственности за свою собственную жизнь.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Тэффи. Все произведения

Жизнь и воротник. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Герой рассказа поддался на уговоры товарища и приготовился убежать с урока. Однако выйти из школы с портфелем не так-то просто: вахтер, тетя Даша, обязательно остановит и вернет обратно. Заговорщики придумали решение

В деревне вблизи города Мурома у крестьян рождается долгожданный сын, которого нарекают Ильей. Однако радость родителей омрачается тем, что ребенок не может ходить по причине болезни ног.

Декабрь 1831 года принёс людям лютый мороз. Земля стала твёрдой. Деревья, кусты и камыши заблестели инеем, вода покрылась льдом. Холод не щадил даже птиц

Александр Иванович Куприн родился в дворянской семье, поступил учиться в военное училище, где предпринимал свои первые творческие шаги. Его произведение Впотьмах было написано в 1893 году, во времена учёбы, а также появилось и несколько рассказов.

Два лучших друга Денис и Мишка были на репетиции хора. Их учитель поинтересовался, что они подарили своим мамам на праздник 8 марта. Денис ответил, что подарком была игольница

Краткое содержание рассказа «Жизнь и воротник» Н. А. Тэффи

Рассказ «Жизнь и воротник» Тэффи был опубликован в сборнике «Тонкая психология», собравший в себя произведения 1904–1911 годов. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Жизнь и воротник», которое пригодится для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. В рассказе тонко и иронично показано губительное влияние вещей на поведение человека, его зависимость от комфорта и условностей.

Основные персонажи рассказа

  • Олечка Розова – скромная, застенчивая, слабохарактерная девушка.
  • Супруг Олечки – честный, любящий мужчина.
  • Бабушка Олечки – добрая, отзывчивая старушка.
  • Студент – наглый, развязный юноша.

Тэффи «Жизнь и воротник» очень кратко

Краткое содержание «Жизнь и воротник» Тэффи для читательского дневника:

Олечка Розова три года замужем и все в ее тихой, скромной жизни хорошо. Но однажды в витрине магазина она видит воротничок с желтой ленточкой, не то чтобы он ей понравился, но она все же покупает его.

Это покупка становится роковой. Воротник потребовал новую одежду, которой не было у скромной Оленьки. Она врала и занимала у всех, покупая новые и новые вещи.

Однажды она пошла на бал, естественно, с воротником. Там она стала флиртовать со студентом. Воротник полностью овладевает ей, и она даже изменят мужу.

Вернулась домой Оля под утро, где на пороге её ждал верный муж. Она ему нахамила, и честный муж ее бросил и переехал в другой город. Воротник теряется у прачки, и Олечка вновь становится собой. Кроткая Оля стала служить в банке, но сделанных ошибок не исправить.

Это интересно: В рассказе «Беззащитное существо» Чехов с грустной иронией показывает, как энергетический вампир, найдя подходящую жертву, способен лишить его не только душевных, но и физических сил. И беззащитным здесь является вовсе не визжащая женщина, а люди, попавшие в радиус воздействия этой особы. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Беззащитное существо» для читательского дневника.

Сжатый пересказ «Жизни и воротника»

Тэффи «Жизнь и воротник» краткое содержание:

Олечка Розова замужем за человеком чести. Она была тихой, любящей и скромной женой. Но все поменялось в один миг, после того, как она купила женский беленький накрахмаленный воротник с желтой лентой, продетой сквозь него.

Олечка захотела перемен и поняла, что этого требует белый воротник. Она подумала, что нужно срочно обновить свой гардероб, потому что воротничок совершенно не смотрится на старых вещах. Олечка решила купить башмачки, платье, легкий шарфик, юбочку, кофточку и поясок. Но на этом женщина не остановилась.

Она приобрела новый диван, который, как ей показалось, больше подходит под ее красивый воротничок. Позже посмотрев на полосатый диван, они с мужем поняли, что он совершенно не смотрится и даже раздражает их.

Дальше у Олечки появились новые привычки. Она изменила прическу, стала курить и совершенно безобразно вести себя. Розова громко хохотала над неприличными шутками и остротами. Глубоко в душе, она начала понимать, что ее жизнью руководит беленький воротничок. Когда воротник был в стирке, Ольга громко рыдала и ничего не могла поделать.

Постепенно у женщины закончились деньги. Ей пришлось отнести все свои драгоценности в ломбард. Потом закончились и эти деньги. Она стала брать товары в долг и обманывать людей. Как-то раз Оленька обманула пожилую женщину, сказав ей, что деньги ей нужны, чтобы вылечить мужа.

В конце концов, Олечка решила поделиться своим несчастьем с мужем, но муж просто посмеялся над переживаниями жены. Продать воротничок женщина тоже не смогла.

Эта история завершилась очень печально. Именно беленький воротничок заставил Олечку, находясь в гостях, отдаться молодому студенту. Когда она вернулась домой, разъяренный муж встретил ее, держа в руках квитанции из ломбарда. Муж оставил Олечку и уехал жить в другой город. А злосчастный воротник потерялся при стирке.

Читайте также: Рассказ «Судьба человека» повествует о жизни солдата Великой Отечественной Войны, Андрее Соколове. Вы можете прочитать краткое содержание «Судьба человека» Шолохова, чтобы ознакомиться с самыми важными эпизодами рассказа.

Сюжет «Жизни и воротника» с цитатами

Краткое содержание Тэффи «Жизнь и воротник» с цитатами из произведения:

В течение трех лет скромная, застенчивая Олечка Розова «была честной женой честного человека». Она довольствовалась малым, и считала себя счастливым человеком.

Размеренная, привычная жизнь девушки закончилась в тот миг, когда ей на глаза попался кокетливый «дамский воротник, с продернутой в него жёлтой ленточкой». Не выдержав соблазна, Олечка купила его, но вскоре поняла, что модная вещица настоятельно требует полного обновления гардероба.

Так Олечка была вынуждена потратить все хозяйственные деньги, а после – влезть в большие долги и заложить собственные украшения, чтобы стать обладательницей новой блузки, юбки «с глубокими складками», башмаков, шляпки, пояса и перчаток.

Чтобы полностью соответствовать капризному и требовательному воротничку, Олечка «бегала по всем родным и знакомым, лгала и выклянчивала деньги», и даже обманула свою бабушку, которая по доброте душевной отдала ей все деньги.

Покончив с обновлением гардероба, Олечка «купила безобразный полосатый диван», который не нравился ни ей, ни мужу, но этой покупки требовал все тот же злополучный воротничок.

Дальше – больше. Поведение Олечки стало меняться на глазах – «она обстригла волосы, стала курить и громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность». Где-то в глубине души она понимала, что поступает неправильно, но, будучи слабой и бесхарактерной, девушка «опустила руки и поплыла по течению».

Однажды Олечку «пригласили на вечер», где она вела себя крайне вызывающе. Ответив на недвусмысленные заигрывания студента, она провела с ним всю ночь, внутренне негодуя, но не смея противостоять воротничку.

Утром Олечку встретил взволнованный муж, который «держал в руках ломбардные квитанции, вытащенные из Олечкиного стола». Без тени смущения она призналась в измене и своих огромных тратах.

Так закончилась семейная жизнь Олечки – «честный муж бросил ее и перевелся в другой город». Вскоре злополучный воротничок был утерян, а девушка стала все той же скромной и застенчивой служащей банка, которая «краснеет даже при слове «омнибус», потому что оно похоже на «обнимусь».

Это интересно: Рассказ «Свои и Чужие» Надежда Тэффи написала в 1913 году. В рассказе автор говорит о повседневных вещах, об обыденной жизни, перед нами появляются узнаваемые ситуации, которые были с каждым из нас. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Свои и чужие» для подготовки к уроку литературы: Тэффи в произведении размышляет о том, чем различаются свои и чужие, близкие люди и те, кто находится в разряде «знакомые».

Видео краткое содержание Жизнь и воротник Тэффи

В своем рассказе писательница высмеивает пошлость, обывательщину, мещанство, которые способны разложить даже самые чистые и невинные души.

«Кайгородская средняя общеобразовательная школа» филиал
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №2

РАССМОТРЕНО
на заседании
ШМО гуманит. цикла
Руководитель ШМО
Подпись________/Н.Н.Морозова
Протокол №__6__
от «30 » июня 2021 г.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
___________ /Е.П.Фалалеева
«02» июля 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО
Директор
_______________
И.С.Паньшина

Приказ № 691- Д
от «05» июля 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
8 КЛАСС
ФГОС ООО
НА
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
КЛАСС

2021- 2022 УЧЕБНЫЙ ГОД
литература

8 класс

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: в неделю

2 ч.

;

всего за год

68 ч.

УЧИТЕЛЬ Агафонова Наталья Яковлевна
КАТЕГОРИЯ первая квалификационная категория
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ ПРОГРАММЫ Программа общеобразовательных

учреждений 5-11 под редакцией В.Я.Коровиной, 2016.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНИК

Литература 8 класс под редакцией В.Я.Коровиной в 2х

частях -М. «Просвещение» 2016 г.

с. Кайгородское
2021

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:
российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и
• воспитание
уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание
истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных
ценностей
многонационального
российского
общества;
воспитание
чувства
ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
целостного мировоззрения, соответствующего современному
• формирование
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во
всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к
окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей
семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
эстетического сознания через освоение художественного наследия
• развитие
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
• умение
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
• умение
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
2

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
• владение
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
определять понятия, создавать обобщения.устанавливать аналогии,
• умение
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы
для решения учебных и познавательных задач;
• смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить
общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
• умение
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
и развитие компетентности в области использования
• формирование
информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и
фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских
писателей XIX-XXвв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление
заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их
современного звучания;
анализировать
литературное
произведение:
определять
его
• умение
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать
тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительновыразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного
содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной
литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры,
сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных
• собственная
произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное
чтение и адекватное восприятие;
пересказывать прозаические произведения или их отрывки с
• умение
использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы
по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические
высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой
изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на
литературные и общекультурные темы;
•

3

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства;
эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительновыразительных языковых средств в создании художественных образов литературных
произведений.Содержание деятельности по предмету
В этой возрастной группе формируются представления о специфике литературы как
искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с
художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор
текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном
сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны
с анализом внутренней структуры художественного произведения — от метафоры до
композиции.
Эта группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет
собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках важно уделять внимание чтению
вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы,
проектной деятельности учащихся.
Курс литературы строится с опорой на взаимосвязь литературы и истории, что
определяет подготовку учащихся к восприятию курса на историко- литературной основе.
•

4

2. Содержание учебного курса
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому
своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)
В мире русской народной песни (лирические, исторические песни).
«В темном лесе», «Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице метелица метет...»,
«Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Отражение жизни народа в народной песне
Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в
частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек.
Предания как исторический жанр русской народной прозы.
«О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком...».
Особенности содержания и формы народных преданий.
Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений). Предание
(развитие представлений).
Развитие речи (далее — P.P.).Выразительное чтение. Устное рецензирование
выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану с использованием
цитирования. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
Из «Жития Александра Невского».Зашита русских земель от нашествий и набегов врагов.
Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования.
Художественные особенности воинской повести и жития.
«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное
новшество литературы XVII в.
Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие
представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления).
Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).
P.P.Выразительное чтение фрагментов древнерусской житийной литературы в
современном переводе и сатирических произведений XVII в. Устное рецензирование
выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы. Характеристика героев
литературы XVII в. и их нравственная оценка.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 ч)
Денис Иванович Фонвизин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания
истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии. Проблемы
воспитания, образования гражданина. Говорящие фамилии и имена. Речевые
характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Проект.
Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правилаклассицизма в
драматическом произведении.
Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа N° 1 по комедии Д.И. Фонвизина
«Недоросль».
P.P.Выразительное чтение фрагментов комедии. Устное рецензирование выразительного
чтения. Письменный анализ эпизода комедии.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч)
Иван .Андреевич Крылов (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и
баснописец.
«Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику М.И.
Кутузова в Отечественной войне 1812 г. Мораль басни. Осмеяние пороков:
самонадеянности, безответственности, зазнайства.
5

Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлении).
P.P.Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие
в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на вопрос с использованием
цитирования. Составление плана басни (в том числе цитатного).
Кондратий Федорович Рылеев (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Автор сатир и дум. Оценка дум
современниками.
«Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы,
один из предводителей казаков. Тема расширения русских земель. Текст думы К.Ф.
Рылеева — основа народной песни о Ермаке.
Теория литературы. Дума (начальное представление).
P.P.Выразительное чтение отрывков думы. Устное рецензирование выразительного чтения.
Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответы на вопросы.
Александр Сергеевич Пушкин (9 ч)
Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.
«Туча».Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на
десятилетие восстания декабристов.
«К***» («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами
пробуждения души к творчеству.
«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как
нравственный жизненный стержень сообщества избранных.
«История Пугачева» (отрывки). Заглавие А.С. Пушкина («История Пугачева») и поправка
Николая 1 («История пугачевского бунта»), принятая Пушкиным как более точная.
Смысловое различие. История Пугачевского восстания в художественном произведении и
историческом труде писателя и историка. Пугачев и народное восстание. Отношение
народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и
беспощадный» (А.С. Пушкин). История создания романа. Пугачев в историческом труде
А.С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на
отечественную историю.
Роман «Капитанская дочка». Петр Гринев — жизненный путь героя, формирование
характера («Береги честь смолоду»). Маша Миронова — нравственная красота героини.
Швабрин — антигерой. Значение образа Савельича в романе. Особенности композиции.
Гуманизм и историзм А.С. Пушкина. Историческая правда и художественный вымысел в
романе. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской
дочке» и в «Истории Пугачева». Проект.
Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления).
Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 2 по произведениям А.С. Пушкина.
P.P.Выразительное чтение стихотворений, фрагментов романа. Устное рецензирование
выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная
характеристика героя или групповой характеристики героев (в том числе сравнительная).
Составление анализа эпизода. Характеристик сюжета романа, его тематики, проблематики,
идейно-эмоционального содержания.
Михаил Юрьевич Лермонтов (5 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение М.Ю. Лермонтова к
историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве.
Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Романтический герой. Смысл
человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека
и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Исповедь
героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы,
6

смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского
отношения. Смысл финала поэмы.
Теория литературы. Поэма (развитие представлений). Романтический герой (начальные
представления), романтическая поэма (начальные представления).
К. Р. Контрольная работа № 3 по произведениям М.Ю. Лермонтова.
P.P.Составление плана анализа фрагмента лиро-эпического произведения. Письменный
анализ эпизода по плану. Написание сочинения на литературном материале с
использованием собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста.
Устный и письменный анализ текста. Участие в коллективном диалоге. Устный и
письменный ответы на проблемные вопросы.
Николай Васильевич Гоголь (7 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Отношение Н.В. Гоголя к истории,
исторической теме в художественном произведении. «Ревизор». Комедия «со злостью и
солью». История создания и история постановки комедии. Поворот русской драматургии к
социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии
«Ревизор». Разоблачение пороков чиновничества. Цель автора — высмеять «все дурное в
России» (Н.В. Гоголь). Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от
начала до конца вытекает из характеров» (В.И. Немирович-Данченко). Хлестаков и
«миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление.
«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем
Башмач-киным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда
согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты. Петербург как символ вечного адского
холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и
противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.
Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие
представлений). Ремарки как форма выражения авторской позиции (начальные
представления). Фантастическое (развитие представлений).
К. Р. Контрольная работа № 4 по произведению
Н.В. Гоголя «Ревизор».
P.P. Письменный ответ на вопрос проблемного характера с использованием цитирования.
Составление плана анализа фрагмента драматического произведения. Устный и
письменный анализ эпизодов комедии по плану. Устное рецензирование выразительного
чтения. Написание сочинения на литературном материале и с использованием
собственного жизненного и читательского опыта. Редактирование текста сочинения.
Иван Сергеевич Тургенев (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. И.С. Тургенев как пропагандист русской
литературы в Европе.
Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ
рассказчика. Способы выражения авторской позиции.
Теория литературы. Образ рассказчика (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение отрывков рассказа. Рецензирование выразительного чтения.
Устный и письменный ответы на проблемные вопросы.
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. М.Е. Салтыков-Щедрин - писатель,
редактор, издатель.
«История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на современные
писателю порядки. Ирония писателя-гражданина, бичующего основанный на бесправии
народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные
исторические сочинения.
7

Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная
пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).
P.P. Выразительное чтение фрагментов романа. Устное рецензирование выразительного
чтения. Устная и письменная характеристика героев и средств создания их образов.
Составление плана письменного высказывания.
Николай Семенович Лесков (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Старый гений». Сатира на чиновничество. Зашита беззащитных. Нравственные
проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.
Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь
(развитие представлений).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение рассказа. Устное
рецензирование выразительного чтения. Различные виды пересказов. Составление плана
анализа эпизода. Анализ фрагмента рассказа.
Лев Николаевич Толстой (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Идеал взаимной любви и согласия в
обществе.
«После бала». Идея разделенности двух Россий. Противоречие между сословиями и
внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа.
Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.
Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений).
Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.
P.P. Составление плана речевой характеристики героев. Участие в коллективном диалоге.
Различные виды пересказов. Устная и письменная характеристика героев и средств
создания их образов.
Поэзия родной природы в русской литературе XIX в. (обзор) (2 ч)
А.С. Пушкин «Цветы последние милей...»; М.Ю. Лермонтов «Осень»;Ф.И. Тютчев
«Осенний вечер»;А.А. Фет «Первый ландыш»;А.Н. Майков «Поле зыблется цветами...».
Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения,
миросозерцания.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие
представлений).
P.P.Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование
выразительного чтения. Составление плана письменного высказывания. Устный и
письменный анализ стихотворений по плану.
Антон Павлович Чехов (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье.
Теория
литературы.
Психологизм
художественной
литературы
(начальные
представления).
P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения.
Устный или письменный ответ на вопрос, в том числе с использованием цитирования.
Участие в коллективном диалоге.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)
Иван Алексеевич Бунин (1ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Кавказ». Повествование о любви в различных ее состояниях и в различных жизненных
ситуациях. Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.
Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (развитие представлений).
8

Р. Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное и письменное рецензирование
выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Письменный ответ на вопрос с использованием цитирования.
Александр Иванович Куприн (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье.
Самоотверженность и находчивость главной героини.
Теория литературы. Сюжет и фабула.
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Устное или письменное рецензирование
выразительного чтения. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.
Устный или письменный ответ на проблемный вопрос с использованием цитирования.
Александр Александрович Блок (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Россия». Историческая тема в стихотворении, ее современное звучание и смысл.
Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений). Обогащение знаний о
ритме и рифме.
P.P. Участие в коллективном диалоге. Выразительное чтение. Рецензирование
выразительного чтения.
Сергей Александрович Есенин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.
«Пугачев». Поэма на историческую тему. Характер Пугачева. Сопоставление образа
предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А.С.
Пушкина, С.А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме
С.А. Есенина.
Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).
К. Р. Контрольная работа № 5 по творчеству С.А. Есенина и А.А. Блока.
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное и письменное рецензирование
выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на
проблемный вопрос. Анализ отрывков драматической поэмы.
Иван Сергеевич Шмелев (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя (детство, юность, начало творческого
пути).
«Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного
произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).
Теория литературы. Мемуарная литература (развитие представлений).
P.P. Участие в коллективном диалоге. Различные виды пересказа. Устный и письменный
ответ на проблемный вопрос. Анализ эпизода. Устная и письменная характеристика
героев.
Писатели улыбаются (4 ч)
Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А.Т. .Аверченко, «Всеобщая история,
обработанная “Сатириконом”». Сатирическое изображение исторических событий.
Приемы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического
повествования о прошлом. Проект.
Теория литературы. Сатира, сатирические приемы (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения. Участие в
коллективном диалоге.
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Другие рассказы писательницы (для внеклассного
чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Историко-литературный комментарий (развитие представлений).
9

P.P.У стные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге.
Характеристика сюжета и героев рассказа, их идейно-эмоционального содержания.
Михаил Михайлович Зощенко. Рассказ «История болезни». Другие рассказы писателя
(для внеклассного чтения). Сатира и юмор в рассказе.
Теория литературы. Литературные традиции. Сатира. Юмор (развитие
представлений).
P.P. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Характеристика сюжета и героев
рассказа, их идейно-эмоционального содержания
Михаил Андреевич Осоргин. Рассказ «Пенсне». Сочетание фантастики и реальности в
рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание. Проект.
Теория литературы. Литературный комментарий (развитие представлений).
Фантастика и реальность (развитие представлений)
P.P. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в
коллективном диалоге.
Александр Трифонович Твардовский (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Василий Теркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в
произведениях поэта. Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема
служения Родине. Новаторский характер Василия Теркина - сочетание черт крестьянина и
убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа.
Реалистическая правда о войне в поэме. Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и
литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка
поэмы в литературной критике.
Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские
отступления как элемент композиции (развитие понятий).
К.Р. Контрольная работа № 6 по творчеству А.Т. Твардовского.
P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и
письменный анализ эпизода.
Стихи и песни о Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. (обзор) (2 ч)
Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов,
защищавших свою Родину. М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную
хату»;Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»;А.И. Фатьянов
«Соловьи»;Л.И. Ошанин«Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой
Отечественной войны. Их призывно-воодушевляюший характер. Выражение в лирической
песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата. Проект.
Теория литературы. Лирическое стихотворение, ставшее песней (развитие
представлений). Песня как синтетический жанр искусства (развитие представления).
P.P. Выразительное чтение. Устное и письменное рецензирование выразительного чтения.
Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос.
Виктор Петрович Астафьев (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение
военного времени. Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера,
объединяющая жителей деревни.
Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).
К.Р. Контрольная работа № 7 по произведениям о Великой Отечественной войне.
P.P. Выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование
выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Русские поэты о Родине, родной природе (обзор) (2 ч)
10

И.Ф. Анненский «Снег»;Д.С. Мережковский «Родное», «Не надо звуков»;Н.А.
Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»;Н.М. Рубцов «По вечерам»,
«Встреча», «Привет, Россия...».
Поэты русского зарубежья об оставленной ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без
России...» (отрывок); З.Н.Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо «Бабье
лето»; И.А. Бунин «У птицы есть гнездо...». Общее и индивидуальное в произведениях
поэтов русского зарубежья о Родине. Проект.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства языка (развитие
представлений).
P. P.выразительное чтение отрывков. Комплексный анализ эпизодов. Рецензирование
выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)
Уильям Шекспир (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ
любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве У. Шекспира.
Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.
Сонеты «Ее глаза на звезды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...».
В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом
любви и дружбы. Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии»
(В.Г. Белинский).
Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.
P.P Выразительное чтение и устное рецензирование выразительного чтения отрывков
драматического произведения и сонетов. Устный и письменный ответы на вопросы с
использованием цитирования. Участие в коллективном диалоге.
Жан Батист Мольер (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен). XVII в. — эпоха расцвета
классицизма в искусстве Франции. Ж.-Б. Мольер — великий комедиограф эпохи
классицизма. «Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных
буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Ж.-Б. Мольера.
Народные истоки смеха Ж.-Б. Мольера. Общечеловеческий смысл комедии.
Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятии).
Р. Р. Устный анализ фрагментов комедии. Выразительное чтение. Рецензирование
выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев по плану.
Вальтер Скотт (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Айвенго». Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и
события. История, изображенная «домашним образом»; мысли и чувства героев,
переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений.
Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение отрывков. Рецензирование выразительного чтения. Анализ
эпизодов. Устный и письменный ответ на проблемный вопрос. Участие в коллективном
диалоге.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ (1 ч)
К.Р. Контрольное тестирование по итогам изучения курса.

11

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ЛИТЕРАТУРА 8 КЛАСС
№
п/п
1
2

3

4
5

6
7
8

Дата проведения Примеча
ние
факт
план

Название раздела,
тема урока

Русская литература и история
1 неделя
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2 ч)
В мире русской народной песни. «В темном лесе...», 1 неделя
«Уж ты ночка, ноченька темная...», «Вдоль по улице
метелица метет...», «Пугачев в темнице», «Пугачев
казнен». Частушки
P.P.Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири 2 неделя
Ермаком». Духовный подвиг самопожертвования
Александра Невского
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 ч)
Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита 2 неделя
русских земель от нашествия врагов
Изображение действительных и вымышленных
3 неделя
событий в повести «Шемякин суд»
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (3 Ч)
Сатирическая направленность комедии Д.И.
3 неделя
Фонвизина «Недоросль»
Речевые характеристики персонажей как средство
4 неделя
создания комической ситуации. Проект
4 неделя
Контрольная работа № 1 по комедии Д.И.
Фонвизина «Недоросль»

9

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (35 ч)
ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ (2 Ч)
5 неделя.
Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов

10

Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз»

11

12
13

14

5 неделя.

КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ (1 Ч)
Историческая тема думы «Смерть Ермака» К.Ф.
6 неделя
Рылеева
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН (9 Ч)
.P.Разноплановость содержания стихотворения
6 неделя
А.С. Пушкина «Туча»
7 неделя
P.P.Темы любви и дружбы в стихотворениях А.С.
Пушкина «****» и «19 октября»
История Пугачевского восстания в художественном
произведении и историческом труде писателя и
12

7 неделя

историка А.С. Пушкина
(«История Пугачева», «Капитанская дочка»)
15

Петр Гринев: жизненный путь, формирование его
характера в повести А.С. Пушкина «Капитанская
дочка»

8 неделя

16

P.P.Маша Миронова - нравственная красота героини
повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

8 неделя

17

Швабрин — антигерой повести А.С. Пушкина
«Капитанская дочка»

9 неделя

1819

P.P.Проект. Составление электронной презентации
«Герои повести “ Капитанская дочка”и их
прототипы»

9 неделя
10 неделя

20

Контрольная работа № 2 по произведениям А.С.
Пушкина

10 неделя

21
22

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (5 Ч)
«Мцыри» М.Ю. Лермонтова как романтическая
11 неделя
поэма
11 неделя
Трагическое противопоставление человека и
обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

23

Особенности композиции поэмы М.Ю. Лермонтова
«Мцыри». Эпиграф и сюжет поэмы

12 неделя

24

P.P.Портрет и речь героя как средства выражения
авторского отношения. Смысл финала поэмы.
Проект

12 неделя

25

Контрольная работа №3 по произведениям М.Ю.
Лермонтова

13 неделя

26

27
28
29
30

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (7 Ч)
13 неделя
«Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и
солью»
Поворот русской драматургии к социальной теме.
«Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»
P.P.Образ «маленького» человека в литературе.
Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Проект
P.P.Шинель как последняя надежда согреться в
холодном мире (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»)
Петербург как символ вечного адского холода в
13

14 неделя
14 неделя
15 неделя
15неделя

повести Н.В. Гоголя «Шинель»
31

Роль фантастики в произведениях Н.В. Гоголя

16 неделя

32

Контрольная работа № 4 по произведениям Н.В.
Гоголя

16 неделя

33

34

35

36

37
38
39

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ (1Ч)
Изображение русской жизни и русских характеров в 17 неделя
рассказе «Певцы»
МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (2 Ч)
Художественная сатира на современные писателю
17 неделя
порядки в романе «История одного города»
(отрывок)
Роман
18 неделя
М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»
как пародия на официальные исторические
сочинения
НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ (1Ч)
Сатира на чиновничество в рассказе Н.С. Лескова
18 неделя
«Старый гений»
ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ (3 Ч)
Идеал взаимной любви и согласия в обществе.
19 неделя
Рассказ «После бала» Л.Н. Толстого
19 неделя
Психологизм рассказа Л.H. Толстого «После база»
P.P.Нравственность в основе поступков героя
рассказа J1.H. Толстого «После бала»

20 неделя

ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА (2 Ч)
Вн. чт.А.С. Пушкин «Цветы последние милеи...»,
20 неделя
М.Ю. Лермонтов «Осень»,
Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»
P.P.А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков
21 неделя
41
«Поле зыблется цветами...» Поэтическое
изображение родной природы и выражение
авторского настроения, миросозерцания
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ (2 Ч)
История о любви и упущенном счастье в рассказе
21 неделя
42
А.П. Чехова «О любви»
Психологизм рассказа А.П. Чехова «О любви»
22 неделя
43
40

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (19 ч)
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН (1 Ч)

44

Повествование о любви в различных ее состояниях 22 неделя
и в различных жизненных ситуациях в рассказе
И.А. Бунина «Кавказ»
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (1Ч)
14

45

46

47
48

49

50

51
52
53

54

55

P.P.Утверждение согласия и взаимопонимания,
23 неделя
любви и счастья в семье (по рассказу «Куст сирени»
А.И. Куприна)
АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК (1Ч)
P.P.Историческая тема в стихотворении А.А. Блока 23 неделя
«Россия», ее современное звучание и смысл
СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН (2 Ч)
Поэма «Пугачев» С.А. Есенина на историческую
24 неделя
тему
24 неделя
Контрольная работа № 5 по творчеству С.А.
Есенина и А.А. Блока
ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ШМЕЛЕВ (1Ч)
И.С. Шмелев. Рассказ о пути к творчеству. «Как я
25 неделя
стал писателем»
ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ (4 Ч)
P.P.Журнал «Сатирикон». Тэффи,
25 неделя
О. Дымов,
А.Т. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная
«Сатириконом» (отрывки). Проект
Тэффи. Рассказ «Жизнь и воротник». Сатира и
26
юмор в рассказе
неделя.
P.P.М.М. Зощенко. Рассказ «История болезни».
26
Сатира и юмор в рассказе
неделя.
М.А. Осоргин. Сочетание фантастики и реальности 27 неделя
в рассказе «Пенсне»
АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ (2 Ч)
Жизнь народа на крутых переломах и поворотах
27 неделя
истории в произведении А. Твардовского «Василий
Теркин»
28
Контрольная работа № 6 по творчеству А. Т.
неделя
Твардовского

СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941-1945 ГГ.
(ОБЗОР) (2 Ч)
56 М.В. Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную 28 неделя
хату»; Б.Ш. Окуджава «Песенка о пехоте», «Здесь
птицы не поют»
57

А.И. Фатьянов «Соловьи»;

29
неделя.

Л.И. Ошанин «Дороги».
Лирические и героические песни о Великой
Отечественной войне
58

ВИКТОР ПЕТРОВИЧ АСТАФЬЕВ (3 Ч)
Автобиографический характер рассказа В.П.
29
Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
неделя
15

59
60

61

62

63
64
65

66

Мечты и реальность военного детства в рассказе
30 неделя
В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
30
Контрольная работа № 7 по произведениям о
неделя
Великой Отечественной войне
РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ (ОБЗОР) (2 Ч)
И.Ф. Анненский «Снег»;
31
Д.С. Мережковский «Родное», «Не надозвуков»;
неделя
Н.А. Заболоцкий «Вечер на Оке», «Уступи мне,
скворец,уголок...»;
Н.М. Рубцов «По вечерам», «Встреча». «Привет,
Россия...»
Поэты русского зарубежья обоставленной
31
ими Родине. Н.А. Оцуп «Мне трудно без России...»;
неделя
З.Н. Гиппиус «Знайте!», «Так и есть»;
Дон-Аминадо «Бабье лето»; И.А. Бунин «У птицы
есть гнездо...» Общееи индивидуальное в
произведениях русских поэтов о Родине
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (5 ч)
Семейная вражда и любовь героев в трагедии
32
«Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Сонеты
неделя
Ромео и Джульетта — символ любви и верности.
32
Тема жертвенности
неделя
Ж.-Б. Мольер - великий комедиограф. «Мещанин во
33
дворянстве» — сатира на дворянство и невежество
неделя
буржуа
33
Особенности классицизма в комедии «Мещанин во
неделя
дворянстве» Ж.- Б. Мольера

67

Вальтер Скотт. Исторический роман «Айвенго»

34
неделя.

68

Комплексная контрольная работа

34
неделя.
68

Итого

16

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

  • Тэффи писательница рассказы читать
  • Тэффи короткие рассказы для детей
  • Тэффи рассказ ведьма краткое содержание
  • Тэффи жизнь и воротник читать полностью рассказ
  • Тэффи блины тема и идея рассказа