Театрализованные игры в средней группе по сказкам для детей 4 5

Автор: ульданова ирина михайловна организация: мадоу 231 детский сад общеразвивающего вида населенный пункт: г. кемерово недаром дети любят сказку ведь

Автор: Ульданова Ирина Михайловна

Организация: МАДОУ №231 «Детский сад общеразвивающего вида»

Населенный пункт: г. Кемерово

«Недаром дети любят сказку

Ведь сказка тем и хороша

Что в ней счастливую развязку

Уже предчувствует душа…»

Пояснительная записка

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актёрству. Театр – всегда игра, всегда сказка!

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости — это путь через игру. Играя, мы общаемся с детьми на «их территории». Вступая в мир игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Как писал В.А.Сухомлинский «Игра – это огромное окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. С самых ранних лет ребенок стремится к творчеству. Поэтому так важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности.

Актуальность.

Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Важной задачей художественно-эстетического воспитания является формирование у детей творческих способностей. Богатейшим полем для решения данной задачи является театрализованная деятельность.

Проблема.

Недостаточно внимание родителей и детей к театру;

мало сформированы умения детей в «актёрском мастерстве»;

недостаточно театральных костюмов и масок в группе;

застенчивость детей, слабо развито художественное воображение.

В связи с актуальностью данной проблемы целью проекта является: развитие интереса к театру и совместной театральной деятельности, творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально-компетентной и развивающейся личности, личности как субъекта деятельности.

Задачи:

1.Создать условия для развития творческой активности детей.

2. Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

3.Развивать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения

образа, а также их исполнительские умения.

4. Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

5. Воспитывать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству.

Ожидаемый результат проекта

Обогащённая среда в группе;

Картотека аудио, видеоматериалов.

Развитие интереса к драматизации произведений.

Расширение словарного запаса, развитие связной речи;

Активизация творческих способностей детей;

Активное участие родителей в жизни группы;

Формы и методы работы:

Чтение художественной литературы;

Беседы;

Игры – драматизации;

Слушание музыкальных произведений;

Просмотр сказок;

Рассматривание иллюстраций к сказкам;

Театрализованная деятельность.

Участники проекта:

— Воспитатели группы;

— Дети средней группы

— Родители;

Тип проекта: информационно-творческий, групповой.

Продолжительность проекта: средней продолжительности (сентябрь-октябрь).

Группа оформлена, как фае театра (маски настроений, афиши)

Материально-технические ресурсы:

— Сказки, иллюстрации;

— Аудио, видеоматериалы;

— Мультимедийная техника;

— Костюмы для театрализованной деятельности;

— Атрибуты для разных видов театров.

Этапы реализации проекта

1 этап: подготовительный

2 этап: основной

3 этап: итоговый

№ пп

Тема

Цель

Атрибуты

1 этап — подготовительный

Воспитатель:

Сбор и анализ литературы по данной теме;

Разработка плана реализации проекта;

Подборка иллюстративного материала;

Подборка художественных произведений, мультфильмов по теме проекта;

Подборка подвижных, пальчиковых игр;

Подготовка материала для изобразительной деятельности;

Пополнение предметно-развивающей среды группы: маски-шапочки, настольная театральная ширма, напольная театральная ширма, наглядно-дидактическое пособие, фото разных театров «Дети в кукольном театре»;

Встреча с интересными людьми (актер театра).

Цель: Создать необходимые условия для знакомства детей с видами театра. Определение уровня знаний детей по теме проекта.

С родителями:

Консультация: «Играйте в театр дома»;

Папка-передвижка: «Как воспитать юного театрала».

Цель: Приобщение родителей к работе над проектом.

2 этап — основной

1.

Просмотр познавательных мультфильмов: «Детям о театре», «Вежливый зритель», «Теремок», «Театр» (м/ф «Смешарики»), «Театр теней» (м/ф «Фиксики») и т.д.

Заинтересованность детей темой проекта.

Проектор, фланелеграф

2.

Беседы с детьми «Ура! Идём в театр!», «Театральные секреты»

Расширять знания о правилах поведения в театре, о видах театра. Развивать диалогическую речь, самостоятельность суждений, умение применять свои знания в беседе.

Картины, фото

3

Дидактические игры «Собери сказку», «Из какой сказки»; лото «Сказки», «Кто-кто в теремочке живет?», «Угадай и скажи, о ком я говорю», «Занавес».

Развивать словарный запас, мыслительную деятельность детей, умение узнавать персонажа по характерным признакам. Закреплять знания последовательности событий.

Дидактические игры, настольно-печатные игры

4

Словесные игры «Один-много», «Я хитрая лиса», «Я грустный заяц», «Измени голос».

Обогащать словарный запас, умение образовывать существительные во множественном числе. Упражнять в умении интонационно передавать эмоциональное состояние героя.

Маски животных

5

Мимические этюды: «Заяц испугался», «Голодный, злой волк», «Добрая лисичка», «Нарисуй эмоцию».

Развивать умение при помощи мимики передавать эмоциональное состояние, характер персонажа.

Мимические маски

6

Комплекс утренней гимнастики – «Хомка — хомка хомячок», «Буратино», «Курочки», «Ветерок»;

Подвижные игры — «У медведя во бору», «Звери», «Что мы делали не скажем, а что видели покажем», «Хитрая лиса», «Мышеловка».

Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма. Развивать умение действовать по сигналу, сдерживать себя, выразительно выполнять движения; развивать воображение.

Шапочки героев

7

Чтение, обсуждение и пересказ (с помощью пальчикового театра) сказок «Теремок», «Колобок».

Развивать интерес к литературе, сказкам, рассказам; развивать речь, внимание.

Книги, настольная ширма

8

Загадывание загадок

Слушать загадки до конца, воспитывать внимательность. Действовать по сигналу воспитателя. Развивать речь и логическое мышление.

картинки

9

Рисование «Мой любимый герой», «Нарисуем сказку»;

Конструирование/ручной труд «Теремок» (изготовление недостающих атрибутов к сказке)

Развивать творческий потенциал детей, желание воплощать образы сказочных героев на бумаге.

Карандаши, краски, цветная бумага, ножницы, клей

10

Игра-драматизация «Теремок»

Упражнять в умении воссоздавать на словесной основе, мысленно представляемые эпизоды и эмоциональные состояния героев.

Оформление в виде леса, маски героев

3 этап — итоговый

Предложить родителям изготовить маску с положительными эмоциями

Оформление выставки рисунков

«Мой любимый герой»; Театрализация сказки «Теремок»; Фотоотчет «Наши театралы»

Презентация результатов проектирования

Вывод: У детей повысился интерес и уровень знаний о театре как искусстве; умение узнавать персонажей и отношения между ними; понимание детьми сюжета; способность понимать связь между событиями; повысилась речевая активность. Стали более совершенными: умение выразительно читать стихи, умение инсценировать. Более развито чувство партнерства. Использование театральной деятельности способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Информационное обеспечение проекта:

  1. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. М., 2003.
  2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. М., 2001.
  3. Мерзлякова С.И. Волшебный мир театра. М., 2002.
  4. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. М., 1999.
  5. Петрова Т.И., Сергеева Е.А., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. М., 2000.
  6. Сорокин Н.Ф. «Сценарии театральных кукольных занятий», Москва, изд-во «Аркти», 2007 год.
  7. Хрестоматия по детской литературе. М., 1996.
  8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2004.
  9. Щёткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду с детьми 4-5 лет», Москва, «Мозаика-Синтез», 2008 год.
  10. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985.

Приложения:

  1. file1.docx.. 23,1 КБ

Опубликовано: 26.10.2021

Театрализованная деятельность в детском саду имеет большое значение. Это не только развлечение, но и сильное педагогическое средство. Использование театрализованной деятельности в ДОУ позволяет решать комплекс взаимосвязанных задач:

— формирование и закрепление разносторонних представлений о действительности;

— развитие памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений,

— развитие мелкой и крупной моторики,

— развитие монологической и диалогической речи, обогащение словаря,

— обучение умению планировать свои действия, развитие произвольности,

— овладение выразительными средствами общения, как вербальными, так и невербальными,

— развитие эмоциональной сферы,

— формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности,

— воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности,

— воспитание этически ценных способов общения в соответствии с нормами и правилами жизни в обществе,

— приобщение к художественной литературе.

Основным вариантом театрализованной деятельности в ДОУ является театрализованная игра.

В психолого-педагогической литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Она близка и к сюжетно-ролевой игре, и к игре с правилами (Л.С. Выготский, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин). Однако в ней отсутствуют отношения состязания (в отличие от игры с правилами), а сюжеты часто берутся из литературных произведений (тогда как в сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления). Также в театрализованной игре может быть конечный продукт – поставленный спектакль, инсценировка (Н.Ф. Губанова).

В литературе существует несколько вариантов классификации театрализованных игр. Остановимся на классификации, предложенной Л.В. Артемовой, которая делит театрализованные игры на игры-драматизации и режиссерские игры.

Игры-драматизации основаны на собственных действиях ребенка. Он сам становится исполнителем роли, используя собственные средства выразительности – мимику, пантомимику, жесты.

К играм-драматизациям относят следующие.

Игры-драматизации с пальчиковыми куклами. Куклы ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу сюжета ребёнок действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх используют специальные куклы, состоящие из головы и платья в виде перчатки. Голова имеет специальное отверстие под указательный палец, а большой и средний палец служат для жестикуляции руками куклы. Куклы обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В режиссёрской игре ребенок не является действующим лицом. Он становится «режиссёром»: создаёт сценические действия и ведёт игрушечного персонажа, действуя за него. Основным средством выразительности здесь выступает интонация.

Сюда относят следующие виды театра.

Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи (или руки) и источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

В разных возрастных группах театрализованные игры имеют свои особенности. Рассмотрим эти различия подробнее.

Младшая группа

В этом возрасте происходит первичное знакомство с режиссёрской театрализованной игрой. Ребёнок использует фигурки пальчикового театра совместно со взрослым. Формируется интерес к театрализованным играм и желание играть, дополняя отдельные реплики героев.

Дети пока не способны перевоплощаться в образы персонажей, а только подражают им, копируя внешние черты. Драматизации как таковой ещё нет, но её элементы воспитатель может добавлять в занятия, перевоплощаясь в персонажей, меняя интонацию.

Используются:

— настольный театр игрушек;

— настольный плоскостной театр;

— плоскостной театр на фланелеграфе;

— пальчиковый театр.

Средняя группа

Для детей становится важным не только процесс игры, но и результат, реакция зрителей.

Используемые тексты усложняются: их содержание несёт большую смысловую и эмоциональную нагрузку, и языковые средства становятся интереснее и разнообразнее.

Происходит расширение театрально-игрового опыта детей: малыши осваивают игры-драматизации и настольный театр, коллективные режиссерские игры, в которых детям предоставляется больше самостоятельности.

Используются разные виды настольного театра:

— мягкой игрушки;

— деревянный театр;

— конусный театр;

— театр народной игрушки;

— плоскостных фигур;

— театр ложек;

— театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

Старшая группа

Театрализованная игра становится средством самовыражения личности и реализации способностей. Это период расцвета режиссерской игры, которая становится полноценной совместной деятельностью.

Дети более активно используют разные виды игры (добавляются марионетки, куклы с «живой рукой» и тростевые). За счёт этого происходит частичный переход игры в речевой план. У детей появляется интерес к играм «с продолжением» сюжета.

В старшей группе, детей можно знакомить с марионетками, театром «живой руки», платочный театр, люди-куклы.

Подготовительная группа

Усложняется нравственная составляющая материала: игровые тексты несут большую смысловую нагрузку в таких понятиях, как ответственность, долг, дружба, любовь и т. д.

Детям предоставляется большая свобода в действиях: самостоятельное распределение ролей, подборка костюмов, разработка сюжета.

Происходит совершенствование приобретённых навыков.

Театрализованные игры в детском саду способствуют активному творческому, эмоциональному и психофизическому развитию дошкольников. Ответственный подход к выбору различных видов игровой деятельности и их комбинирование, а также выполнение методических требований позволяют достигать максимальных результатов в этой сфере.

НОД по ОО «Познавательное развитие. ФЭМП» в средней группе

НОД по ОО «Познавательное развитие. ФЭМП» в средней группе

Программное содержание

• Закреплять умение считать в пределах 4, познакомить с порядковым значением числа, учить отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».

• Упражнять в умении различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

• Раскрыть на конкретных примерах значение понятий быстро, медленно.

Активизация словаря:

Первый, второй, третий, четвертый.

Инд. работа:

с Дашей называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Дидактический наглядный материал

Демонстрационный материал.

Пирамидка с колечками разного цвета (красного, синего, зеленого, желтого), обруч с лентами, обручи с геометрическими фигурами.

Раздаточный материал.

Рули с изображениями геометрических фигур; цветные карандаши.

Интеграция образовательных областей

: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

ХОД НОД

1 часть

Воспитатель: Ребята послушайте загадку

Любят детки-малыши Все колечки разложить, А потом одеть их дружно Получилась чтоб игрушка.

Правильно – пирамидка.

Ребята, а вы хотите посчитаем колечки у пирамидки?

2 часть

Игровое упражнение «Сосчитай колечки у пирамидки».

Дети вместе с воспитателем рассматривают пирамидку:

Воспитатель:

— Что это? Из чего собрана пирамидка? Колечки одинакового цвета? Что надо сделать, чтобы узнать, сколько колечек у пирамидки?

-Сколько колечек у пирамидки?

Когда мы хотим узнать, которое по счету колечко, то мы должны считать по другому: первое колечко желтое, второе …., третье… и т. д.

(Затем напоминает правила порядкового счета и просит ребенка посчитать колечки по порядку, называя их цвет)

Игровое упражнение «Угадай, что изменилось?»

Воспитатель раскладывает на столе колечки и предлагает детям запомнить порядок их расположения. Дети закрывают глаза. Воспитатель меняет колечки местами. Дети открывают глаза и определяют, что изменилось (например: «Желтое колечко лежало на четвертом месте, а сейчас на втором месте».)

Упражнение повторяется 2–3 раза.

Игровое упражнение «Разложи карандаши».

У каждого ребенка цветные карандаши.

Воспитатель предлагает детям разложить карандаши на стол, в соответствии с его указаниями, например: «Первый карандаш красный, второй карандаш синий» и т. д. Потом уточняет, который по счету тот или иной карандаш.

Подвижная игра «Найди свой гараж».

Воспитатель на ковре составляет обручи с геометрическими фигурами (гаражи).

Воспитатель выясняет у детей названия геометрических фигур и их отличительные признаки. Затем раздает детям рули и предлагает поиграть. Дети по сигналу воспитателя начинают двигаться по группе, изображая водителей. По второму сигналу они ставят свои машины в гаражи в соответствии с их номерами – геометрическими фигурами, нарисованными на руле. Воспитатель проверяет правильность выбора гаража и предлагает детям обосновать его.

Организация НОД в условиях ФГОС ДО

Познавательно-исследовательская деятельность: (Решение проблемных ситуаций, экспериментирование, моделирование, коллекционирование, реализация проекта , интеллектуальные, наблюдение, экскурсия, дидактические игры, рассматривание, решение проблемных ситуаций, иллюстраций, сюжетных картин, исследование, мини-музеи, конструирование, увлечения).

Двигательная деятельность:( Игровые упражнения, соревнования, эстафеты, спортивные игры и упражнения, игровая беседа с элементами движений, подвижные и дидактические игры с правилами, игровые ситуации, досуг, ритмика, аэробика, детский фитнес, гимнастика ,аттракционы, спортивные праздники, организация плавания).

Продуктивная деятельность: (Реализация проектов, выставки, мини-музеи, детский дизайн, мастерская по изготовлению продуктов детского творчества, создание творческой группы, опытно-экспериментальная деятельность).

Коммуникативная деятельность: (Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление и отгадывание загадок, игры (сюжетные, с правилами, театрализованные), составление рассказов по картине, игровые ситуации, этюды и постановки, логоритмика).

Чтение (восприятие) художественной литературы: (Чтение, обсуждение, заучивание, рассказывание, беседа по произведениям, ситуативный разговор с детьми, литературные праздники, досуги, театрализованная деятельность, самостоятельная художественная речевая деятельность, викторина, КВН, вопросы и ответы, презентация книжек, выставки в книжном уголки).

Музыкально-художественная деятельность: (Слушание и исполнение музыкальных произведений, музыкально-дидактические игры, беседа, музыкально-ритмические движения , элементарное музицирование , элементарное музыкальное творчество, рассматривание картин художников слушание, импровизация, исполнение, экспериментирование, подвижные игры (с музыкальным сопровождением).

Трудовая: (Самообслуживание, дежурство (по столовой, по уголку природы, подготовке к деятельности), трудовые поручения, задания, совместные действия экскурсия, реализация проекта).

Использование разных форм организации детей:

Форма организации обучения — это способ организации обучения, который осуществляется в определенном порядке и режиме.

Формы отличаются: по количественному составу участников, способам деятельности, характеру взаимодействия между ними, месту проведения.

-Индивидуальная (с одним ребенком) Позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт, неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. (Работа с литературой; письменные упражнения; экспериментальная деятельность – опыты, наблюдения; работа на компьютере).

Конспект интегрированного занятия.

Тема: Русская народная сказка «Зимовье зверей» в обработке И. Соколова-Микитова.

Цель:

Развитие интереса к художественной литературе.

Ознакомление детей с нетрадиционным видом театра из пакетов.

Изготовление с детьми персонажей для сказки «Зимовье зверей».

Задачи:

Образовательные:

  • Расширить у детей имеющиеся у детей знания, умения по теме «Домашние животные», познакомить детей с русской народной сказкой «Зимовье зверей».
  • Продолжать приучать детей слушать художественное произведение, оценивать поведение героев.
  • Формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу.
  • Активизировать речь детей, развивать фонематический слух, произносительные умения и навыки, словарный запас.
  • Упражнять в умении аккуратно наклеивать детали-заготовки изображения персонажей.
  • Продолжать учить детей правильно пользоваться клеем-карандашом. (держать и приклеивать детали крепко прижимая к основе).

Развивающие:

  • Развивать познавательные способности, умение анализировать, делать выводы.
  • Развивать внимание, диалогическую и интонационную выразительность речи.
  • Развивать умение отгадывать загадки.
  • Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
  • Развивать слуховое и зрительное восприятие, эмоциональный отклик на литературное и музыкальное произведение.

Воспитательные:

  • Способствовать формированию положительных эмоций детей, при общении друг с другом.
  • Воспитывать интерес к чтению художественного произведения, стремление внимательно слушать.
  • Воспитывать желание и умение взаимодействовать с педагогами и сверстниками, участвуя в интерактивном театре.

Интеграция образовательных областей:

познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Оборудование:

персонажи из бумажных пакетов, иллюстрации и декорации настольного театра, мольберт, магниты, картинки-отгадки к загадкам, аудио запись к сказке, пакеты, заготовки изображения персонажей, клей-карандаши, подносы, тряпочки, клеёнки, влажные салфетки, музыкальный фон для аппликации.

 Ход занятия:

Вводно-организационный этап.

Дети стоят в кругу.

Педагог показывает детям картонный дом «Зимовье». В нём лежат загадки про домашних животных, картинки-отгадки и бумажные пакеты. Сначала педагог вынимает бумажные пакеты и показывает их детям.

— Дети, как вы думаете, что это? (ответы детей)

— Как пакеты можно использовать? (ответы детей)

— А вот как ещё можно использовать пакеты, мы скоро узнаем!

— Дети, вы хотите узнать какие герои живут в этом сказочном доме? (ответы детей)

— Все дети любят отгадывать загадки, а вы? (ответы детей)

— Тогда слушайте (загадка, затем показ картинки, которая прикрепляется на мольберт):

Большой, рогатый,

Мычит, траву ест.

Кольцо в носу, глаза налиты кровью.

Оберегает он семью коровью.

Всегда на страже собственного стада.

Дразнить его совсем не надо.

Он к разным шуткам не привык,

Не понимает их. Он?

(Бык)

И в жару, и в холод.

По горам, по долам.

Ходит шуба, да кафтан?

(Баран)

Вместо хвостика крючок,

Вместо носа пятачок,

Розовая спинка,

На спине щетинка.

(Свинья)

Хвост с узорами,

а сапоги со шпорами,

рано встаёт, громко поёт.

О том, что солнышко встает?

(Петух)

Мягкие лапки,

На лапках царапки,

Ходит легко, любит молоко?

(Кот)

— Какие молодцы дети, загадки отгадали, а теперь и увидели отгадки.

— Как одним словом можно назвать быка, барана, свинью, петуха и кота? (ответы детей)

— Ребята, а вы любите слушать сказки? (ответы детей)

— Сегодня я расскажу вам одну историю, которая приключилась с домашними животными поздней осенью в лесу.

— А разве домашние животные живут в лесу? (ответы детей)

— Где обычно живут домашние животные? (ответы детей)

— Как же домашние животные из нашей сказки могли оказаться в лесу? (примерные ответы детей: заблудились, хозяин прогнал, всякое могло случиться)

— Садитесь удобно, смотрите, да слушайте внимательно русскую народную сказку, которая называется: «Зимовье зверей».

Звучит музыкальное сопровождение. Педагог рассказывает сказку и манипулирует персонажами настольного театра из бумажных пакетов и декорациями. Дети участвуют в интерактивном театре.

Русская народная сказка «Зимовье зверей».

Надумали бык, баран, свинья, кот да петух жить в лесу.

Хорошо летом в лесу, привольно! Быку и барану травы вволю, кот ловит мышей, петух собирает ягоды, червяков клюет, свинья под деревьями корешки да желуди роет. Только и худо бывало друзьям, ежели дождик пойдет.

Так лето прошло, наступила поздняя осень, стало в лесу холодать. Бык прежде всех спохватился зимовье строить. Встретил в лесу барана:

— Давай, друг, зимовье строить! Я стану из леса бревна носить да столбы тесать, а ты будешь щепу драть.

— Ладно, — отвечает баран, — согласен.

Повстречали бык и баран свинью:

— Пойдем, Хавроньюшка, с нами зимовье строить. Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, а ты будешь глину месить, кирпичи делать, печку класть.

Согласилась и свинья.

Увидели бык, баран и свинья кота:

— Здравствуй, Котофеич! Пойдем вместе зимовье строить! Мы станем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, а ты будешь мох таскать, стены конопатить.

Согласился и кот.

Повстречали бык, баран, свинья и кот в лесу петуха:

— Здравствуй, Петя! Идем с нами зимовье строить! Мы будем бревна носить, столбы тесать, щепу драть, глину месить, кирпичи делать, печку класть, мох таскать, стены конопатить, а ты — крышу крыть.

Согласился и петух.

Выбрали друзья в лесу место посуше, наносили бревен, натесали столбов, щепы надрали, наделали кирпичей, мху натаскали — стали рубить избу.

Избу срубили, печку сложили, стены проконопатили, крышу покрыли. Наготовили на зиму запасов и дров.

Пришла лютая зима, затрещал мороз. Иному в лесу холодно, а друзьям в зимовье тепло. Бык и баран на полу спят, свинья забралась в подполье, кот на печи песни поет, а петух под потолком на жердочке пристроился.

Живут друзья — не горюют.

А бродили по лесу семь голодных волков, увидели новое зимовье. Один, самый смелый волк, говорит:

— Пойду-ка я, братцы, посмотрю, кто в этом зимовье живет. Если скоро не вернусь, прибегайте на выручку.

Вошел волк в зимовье и прямо на барана угодил.

Барану деваться некуда. Забился баран в угол, заблеял страшным голосом:

— Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!.. Бэ-э-э!..

Петух увидел волка, слетел с жердочки, крыльями захлопал:

— Ку- ка-ре-ку-у!..

Соскочил кот с печи, зафыркал, замяукал:

— Мя-у-у!.. Мя-у-у!.. Мя-у-у!..

Набежал бык, рогами волка в бок:

— У-у-у!.. У-у-у!.. У-у-у!..

А свинья услыхала, что наверху бой идет, вылезла из подполья и кричит:

— Хрю!.. Хрю!.. Хрю! Кого тут съесть?

Туго пришлось волку, едва жив из беды вырвался. Бежит, товарищам кричит:

— Ой, братцы, уходите! Ой, братцы, бегите!

Услыхали волки, пустились наутек.

Бежали час, бежали два, присели отдохнуть, красные языки вывалили.

А старый волк отдышался, им говорит: — Вошел я, братцы мои, в зимовье, вижу: уставился на меня страшный да косматый. Наверху захлопало, внизу зафыркало! Выскочил из угла рогатый, бодатый — мне рогами в бок! А снизу кричат: «Кого тут съесть?» Не взвидел я свету — и вон… Ой, бежимте, братцы!..

Поднялись волки, хвосты трубой — только снег столбом.

— Дети, вам понравилась сказка? (ответы детей)

— Так как, ещё можно использовать эти пакеты? (ответы детей)

— Дети, а вы хотите, научиться делать таких персонажей для театра, а потом играть с ними? (ответы детей)

— Но сначала, давайте немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз «Глазки» (для снятия зрительного напряжения).

Глазки влево,

Глазки вправо,

Вверх и вниз,

И всё сначала.

Быстро, быстро

Поморгай –

Отдых своим глазкам

Дай!

Чтобы зоркими нам быть –

Нужно глазками крутить.

Зорче глазки чтоб глядели,

Разотрём их еле-еле.

Движения глазами выполняют медленно, не поворачивая головы.

Моргают глазами.

Глаза отдыхают.

Вращают глазами по кругу.

Массируют верхние и нижние веки, не закрывая глаз.

Продуктивная деятельность:

— Дети, давайте перед работой разомнём наши пальчики.

Пальчиковая игра «Петух».

Ладонь поднять вверх. Указательный палец опирается на большой палец – это «клюв». Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх – это «гребешок».

Петя – Петя – петушок,

Красный чудо – гребешок.

Пальчиковая игра «Кошка».

Ладонь поставить вертикально вверх. Пальцы выпрямить и развести в стороны. Сильно сгибать и разгибать кончики пальцев.

Если когти точит кошка,

Будет дождик за окошком.

Аппликация «Персонажи для театра из бумажных пакетов».

На столах лежит материал для аппликации.

Педагог продолжает учить детей правильно пользоваться клеем-карандашом. Упражняет детей в умении аккуратно наклеивать детали-заготовки изображения персонажей, держать и приклеивать детали крепко прижимая к основе.

Каждый ребёнок выбирает на подносе изображение персонажа и наклеивает его на пакет. В конце занятия показывают друг другу своего персонажа.

В процессе работы, педагог может задать детям вопросы:

Речевая зарядка:

— Как назвать зимовье по — другому? (хлев);

— Как по-другому назвать подполье? (подвал);

— Как по-другому назвать жердочку? (насест, палочка);

— Что сделал баран? (заблеял), петух? (закукарекал), свинья? (захрюкала), кот? (замурлыкал);

— Какими можно назвать друзей? (верные, смелые, добрые, трудолюбивые, находчивые).

Нравственный урок:

— Как думаете, почему животным удалось спастись?

Воспитание добрых чувств:

— Смогли бы животные построить зимовье, если были бы по одному?

Рефлексия:

— Молодцы дети, все постарались! У вас получились прекрасные персонажи, будущие герои ваших сказок!

— Ребята, посмотрите, что у меня есть (показать свою ладонь)!

— У меня на ладони маленькое солнышко, оно улыбается потому что с вами на занятии мне было очень весело и интересно.

— А вам понравилось занятие?

— Что интересного вы делали на занятии?

— Хотите нарисовать солнышко у себя на ладони? (желающие дети рисуют солнышко на свое ладони)

— Спасибо вам за активное участие.

           МБДОУ «Детский сад «Светлячок»

Проект по театрализованной деятельности

в средней группе «Театр и дети»

                                                  Подготовила Магдычанская И. Ю.

2018 — 2019 уч. год.

Значение театрализованной деятельности

В детских образовательных учреждениях можно и нужно уделять, всем видам детского театра, потому что они помогают:

 — совершенствовать речь ребенка, активизировать словарь, совершенствовать звуковую культуру речи, ее интонационный строй; улучшают диалогическую речь, ее грамматический строй;
— повысить общую культуру ребенка, приобщить к духовным ценностям;
-познакомить ребенка с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями.

— дают элементарные представления о видах театра;
— побуждают к созданию новых образов;

— развивают навыки публичного выступления  и творческого содружества.

Тип проекта: творческий, игровой

Продолжительность: долгосрочный

Возраст детей: средняя группа

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Актуальность: Театрализованная деятельность-это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку. Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию, развитию речи, проявлению любознательности, стремление к познанию нового. В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности. У ребенка появляется возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты. Реализация данного проекта позволит сделать жизнь детей интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

 Проблема: . Недостаточный словарный запас, серьёзные нарушения звуковой стороны речи, слабая интонационная выразительность .

Цель проекта: развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность, создание условий для развития творческих способностей детей.

 Задачи проекта: 

-Создать условия для обогащения словаря и развития творческой активности детей.

-Познакомить детей с различными видами театра, приобщать их к театральной культуре, обогащать  опыт.

-Вызвать у детей желание участвовать в театральной деятельности, развивать артистические навыки  и исполнительские умения.

-Создать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки.

-Развивать инициативу, самостоятельность, воображение и фантазию.

Для родителей:

-Формировать у родителей интерес к театру и совместной театральной деятельности.

Для педагога:

-Разработать план на год;

-Разработать сценарии открытых мероприятий на год.

-Разработать конспект ООД для открытого мероприятия на методическом объединении.

 Ожидаемый результат проекта:

-Обогащённая среда в группе, пополнение театрального уголка;

-Расширение словарного запаса, развитие связной речи у детей, повышение темпа развития речи в целом за счет включения дошкольников в творческую деятельность;

-Развитие интереса к художественной литературе и драматизации произведений.

— Активизация творческих способностей детей, развитие эмоционального фона дошкольников.

-Активное участие родителей в жизни группы.

Формы и методы работы:

-Чтение художественной литературы;

-Беседы;

-Игры – драматизации;

-Слушание музыкальных произведений;

-Просмотр мультфильмов;

-Рассматривание иллюстраций к сказкам;

-Заучивание потешек, стихов;

-Театрализованная деятельность.

Структура проекта.

1 этап- подготовительный, информационно-исследовательский: СЕНТЯБРЬ

-Сбор и обработка методических пособий, интернет материалов для ознакомления детей с театральным искусством.

— Создание совместно с родителями и детьми разных видов театра;

-Чтение художественных произведений (сказки, рассказы);

-Подбор игр, пальчиковой, артикуляционной, дыхательной гимнастики, пластических этюдов;

-Разработка сценария развлечения для детей.

-Разработка открытого мероприятия для МО.

Второй этап основной: 

ОКТЯБРЬ

1. Беседа о театре «Что такое театр?».

2. Разучивание этюдов на выразительность жестов, мимики «Покажи сказку».

3. Игра – драматизация «Репка»

4. Театрализованный праздник «Здравствуй, Осень».

5. Показ сказки «Репка» на родительском собрании.

6.Мастер-класс для родителей «Игрушка своими руками».

НОЯБРЬ

1. Разучивание потешек, песенок на выразительность пантомимики «Зайка серенький сидит», «Сорока-ворона», «Гули-гули» и др.

2. Игры-экспромты с игрушками.

3. Разучивание сказки «Снегурушка и Лиса».

4. Театрализованный спортивный досуг «Осень в лесу».

ДЕКАБРЬ

1. Театрализованная игра с привлечением родителей (мам) «Клоун Клёпа у нас в гостях».

2. «Веселые пляски» (пластичность, раскованность, выразительные движения под музыку).

3. Игра «Придумай небылицу» (совместное словесное творчество).

4. Новогодний театрализованный праздник.

ЯНВАРЬ

1. Игра «Давайте хохотать».

2.Чтение-конкурс стихотворений наизусть: выразительность, дикция, проникновенность.

3.Показ сказки «Снегурушка и Лиса» младшим детям.

ФЕВРАЛЬ

1. Театрализованное представление «В гости бабушка пришла, игры, сказки принесла» (с участием  бабушки).

2. Музыкальное развлечение «Будем в армии служить».

3. Игра – импровизация «Сказки на новый лад» (изменение концовки).

4. Литературная викторина

МАРТ

1. Этюды на составление различных эмоций: «Сделай лицо».

2. Праздник  с приглашением мам, бабушек «День 8 Марта».

3. Пальчиковый театр «Теремок» с показом малышам.

4.Фотоотчёт «Театр и дети».

5.Открытое занятие для МО «Путешествие в сказку».

АПРЕЛЬ

1. «Праздник смеха» в группе — рисование масок с различным выражением лица, костюмированный праздник.

2. Драматизация сказки «Жихарка» для детей младшей группы.

3. Показ варежкового театра «Жихарка» детям старшей группы.

4. Показ костюмированных сценок «Игра в «Пожарного» и «Спички в руки не возьмём» к Дню Пожарного работника.

МАЙ

1. Игра-пантомима «Поиграем – угадаем».

2. Участие в костюмированном развлечении»Праздник Пчелы».

3. Импровизации «Играем в кукольный театр».

4.Подготовка к празднику «День защиты детей».

3 этап. Заключительный

Фотоотчёт «Театр и дети».

Оформление центра театрализованных игр и детского творчества.

ООД «Путешествие в сказку» на методическом объединении .

Содержание работы с родителями.

Мастер-класс «Игрушка своими руками»;

Изготовление варежкового театра «Жихарка», ложкового театра «Теремок», пальчикового театра «Три поросёнка»,кукол из киндер-сюрприза, пошив шапочек к сказкам, изготовление деревянной ширмы для театрализованной деятельности;

Консультации для родителей на тему: «Театр в жизни ребёнка», «Играйте вместе с детьми ».

-Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

— Задания для родителей и детей (изготовление поделок, рисование масок).

-Чтение сказок с детьми.

-Помощь в пополнении книжного уголка сказками.

Список литературы:

— «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой)

 Методический инструментарий (конспекты образовательной деятельности, картотека дидактических игр, подборка художественных произведений, сценарии развлечений и т.д.).

Рыжова Л. В Акулова О. Театрализованные игры /Дошкольное воспитание, 2016. — №4.

Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А.Д. Кошелевой. — М., 1983.

 Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. — М., 2000. .

 Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009

  • Театрализованная сказка для взрослых на новый год
  • Театрализация сказки теремок во второй младшей группе
  • Театрализация сказки в старшей группе сценарий
  • Театр у микрофона сказки для детей советские
  • Театр теней трафареты к сказке