Театр современник отзывы собрание сочинений

Театральный фестиваль золотая маска 2021, которого с таким нетерпением ожидал эстонский зритель, завершился показом спектакля собрание сочинений театра современник. в

Театральный фестиваль «Золотая Маска 2021», которого с таким нетерпением ожидал эстонский зритель, завершился показом спектакля «Собрание сочинений» театра «Современник». В нем выступила блестящая плеяда московских актеров.

ТАЛЛИН, 28 окт – Sputnik Meedia, Александр Лукьянов. «Собрание сочинений» стал последним спектаклем, показанным в Таллине на фестивале «Золотая Маска 2021». Известных артистов московского театра «Современник» таллинский зритель встретил овациями. В эксклюзивном интервью порталу Sputnik Meedia играющие в спектакле Алена Бабенко и Никита Ефремов рассказали о своих героях и пьесе, а также о театре и немного о себе.

Известная актриса театра и кино, заслуженная артистка Российской Федерации Алена Бабенко заметила, что ей бывает достаточно одного часа перед началом спектакля, чтобы настроиться на роль. Достаточно только нанести грим. Костюм и грим помогают быстро «вскочить» в образ, который придумал режиссер и который она отрепетировала. Когда в результате в зеркале актриса видит другого человека, она сама становится другой.


©
Sputnik Meedia / Александр Лукьянов

Артисты театра «Современник» Алена Бабенко и Никита Ефремов

Продолжатель знаменитой династии, актер, которого зрители знают по ролям как в театре, так и в кино, Никита Ефремов сказал, что ему этот метод, наверное, не подходит. Входя в образ, он начинает волноваться, поэтому для него главное — поймать настроение. В этом спектакле его роль требует от него игривого, трикстерского подхода.

Погружение в судьбу

Спектакль «Собрание сочинений» по одноименной пьесе Евгения Гришковца, которая еще даже не была опубликована, новый художественный руководитель театра «Современник», режиссер Виктор Рыжаков выпустил ровно год назад. Его жанр он определил, как «простая история», которая может произойти и происходит с каждым. Это история о расставании с прошлым и об отношении к нему тех, кто его пережил, представленная на примере одной семьи. Ее главу, вдову, чьи дети давно уже живут своей жизнью, играет знаменитая Марина Неелова.


©
Фото : Даниил Примак

Сцена из спектакля «Собрание сочинений» театра «Современник»

По словам Алены Бабенко, все, что ей удается показать на сцене, она берет из жизни, из своих наблюдений. Наступает определенный момент, когда этим хочется поделиться, и счастье, когда попадается пьеса, которая совпадает с ее внутренними ощущениями. Это настоящий подарок, но такое бывает крайне редко. В пьесе же «Собрание сочинений» — совершенно другое дело. Перед ней стояла сложная и интересная, новая для нее задача, связанная с эксцентрикой существования на сцене.

«Нам привычнее и ближе психологический театр, а в этом жанре мне не доводилось бывать и я до сих пор нахожусь в поиске. Мы выпускали спектакль в то время, когда объявили локдаун, поэтому репетировать пришлось в формате видеоконференций. Но это невозможно в театре! Потом собрались на очень короткое время и быстро после этого вышли на сцену. Зрителей в зале было мало и непонятным казалось, как они реагируют, поэтому когда в Таллине я увидела полный зал, то возникло совершенно иное ощущение — произошла проверка роли на зрителях. Очень интересный опыт лично для меня», — продолжила актриса.

  • Президент Эстонии посмотрел российский спектакль: это мощно >>

Оценивая ситуацию, сложившуюся в семье его героя, Никита Ефремов заметил, что у каждого человека имеется определенный набор потребностей, которые он тем или иным способом старается удовлетворить, думая, в основном, о себе. Но при этом делает вид, что думает о других. И важно понять, чего на самом деле он хочет, чтобы потом возвести это до уровня какой-нибудь чернобыльской трагедии, которая происходила бы на сцене: будет ли герой жить, как жил прежде, или все изменится?


©
Фото : Даниил Примак

Сцена из спектакля «Собрание сочинений» театра «Современник»

«Что касается моего персонажа, сына, то у него, на мой взгляд, происходит ломка взросления — он не хочет взрослеть, брать на себя ответственность. Он более ретрограден, нежели его мать, которая решается на мужественный поступок, меняя свою жизнь. И он стоит перед выбором: остаться в своеобразной зоне комфорта, где он все еще ребенок, любимый отцом, который уже умер, или встретиться с реальностью, своими страхами, подумать, понаблюдать за всем этим и как-то измениться», — сказал Ефремов.

Всегда современный

В театре «Современник» Алена Бабенко играет с 2008 года, для нее он — все. Она не может себе представить, что окажется где-то еще, что в нем у нее не будет ролей. Не может представить себя вообще без театра «Современник», который для актрисы — огромный подарок в ее жизни, «нечаянная радость», которая свалилась с неба.


©
Фото : Даниил Примак

Сцена из спектакля «Собрание сочинений» театра «Современник»

Как сказала Бабенко, Галина Борисовна Волчек, в то время художественный руководитель «Современника», ей поверила, и за три года актриса набрала репертуар — семь спектаклей, в каждом из которых у нее была главная роль. При этом все они настолько разные: и трагедии, и комедии, из них две роли — в одной пьесе.

«Я считаю нашу профессию солдатской. Никогда не говорите про актера, что он работает, всегда говорите — он служит. Ну и что, что неполный зал: твое дело — играть. Вышел — и все, играешь, для меня это закон. Представьте себе нынешнюю ситуацию в Москве, связанную с пандемией: зрители пришли в зал (неважно сколько их), им хочется в этот вечер отвлечься от кошмара, который их окружает, ну как же не сыграть для них», — пояснила Алена Бабенко.

  • Театр Наций показал таллинцам своего «Горбачева» >>

Никита Ефремов пришел в театр «Современник» в 2009 году сразу после окончания Школы-студии МХАТ. Когда-то, полвека назад, ее выпускниками «Современник» и был основан, а один из них — дед актера, знаменитый Олег Ефремов — театр возглавил и руководил им до 1970 года, после чего главным режиссером «Современника» и его художественным руководителем стала Галина Волчек. С ее уходом из жизни, с начала 2020 года, театром руководит Виктор Рыжаков, дебютом которого на его сцене стала постановка пьесы Гришковца «Собрание сочинений».


©
Фото : Даниил Примак

Сцена из спектакля «Собрание сочинений» театра «Современник»

«В театр после окончания мхатовской школы я приходил с интересом, но одновременно был и некоторый страх относительно того, как ко мне в нем отнесутся. Я даже заранее приготовился обижаться, если бы меня начали сравнивать с дедом. Ну да, соглашусь, можно разглядеть во всем этом и акт некоторого мужества, но все-таки страх преобладал», — рассказал о себе тогдашнем Никита Ефремов.

Жизнь продолжается с каждой новой ролью

Оба артиста заняты не только в театре, но и активно снимаются в кино. Алена Бабенко сказала, что она жадная к работе, поэтому нередко откликается на предложение сыграть где-то еще. Одна из ее последних киноролей — в российском киносериале «Вертинский», только что вышедшем на экраны страны.

«Эту роль автор сценария фильма Авдотья Смирнова сочинила специально для меня. Оказавшаяся в эмиграции в Японии, Елена Павлова в 20-е годы открыла первую в Стране восходящего солнца балетную школу, но женщиной Вертинского она не была. Поэтому я оказалась вольна в выстраивании ее образа», — сообщила Бабенко.

  • Константин Райкин: хотелось бы приезжать в Таллин не только на «Золотую Маску» >>

Так же плотно занят в кино и Никита Ефремов. Как заметила Бабенко, ему нельзя быть в нем не занятым, с его талантом и внешностью. И если бы она сама была режиссером, то тоже никогда не прошла бы мимо Никиты. Сам артист о своей новой роли в кино говорить не стал, заметив, что еще рано, но сообщил о последней работе в театре.

«В планах у нас стоит один документальный спектакль, который планируется к репетициям в феврале-марте. У меня был однокурсник, Казимир Лиске (Виктор Рыжаков был одним из руководителей курса), который несколько лет назад погиб. Black & Simpson — его пьеса, про прощение. Мне будет очень интересно в ней сыграть», — поделился планами артист.

Все новости о фестивале «Золотая Маска в Эстонии» – в сюжете Sputnik Media.

Вам также может быть интересно:

  • Премьера Эстонии хотят уволить через петицию: у нее признаки паранойи, пора в отставку
  • Финских чиновников завалили сообщениями о «побочках» от вакцинации
  • Время шуток прошло: в Эстонии полиция начинает отлавливать антимасочников
  • Хлеб, яйки, млеко есть? В Эстонии хотят узаконить «мародерство» военных
  • Евросоюз обязал Польшу ежедневно выплачивать по миллиону евро — за что наказали

Фото: пресс-служба

© пресс-служба

Автор

Елена Смородинова

12 марта 2021

Первым спектаклем Виктора Рыжакова в статусе худрука театра «Современник» стало «Собрание сочинений». Текст написал Евгений Гришковец. Разбираемся, чем примечательна постановка и как бытовой сюжет стал поводом для объединения поколений «современниковцев»

С чего все начиналось

«Собрание сочинений» априори воспринималось как программное высказывание Рыжакова, который сменил в начале 2020 года на посту художественного руководителя театра Галину Волчек, скончавшуюся в конце декабря 2019 года. Созданный в 2020 году писателем Евгением Гришковцом текст нигде не публиковался и не ставился, а театр к драматургии Гришковца обратился впервые. 

Свою работу команда Рыжакова и приглашенные им режиссеры начали с рефлексии — 65-й для театра сезон 2020-2021 посвящен Галине Волчек. А концепцией развития театра объявлено «Будущее в прошлом/Future in the past». Движение вперед предполагается через переосмысление мужественного опыта «Современника» и возвращение к истокам. Интересно, что роль Марины Сергеевны, вдовы, собирающей детей попрощаться с домом, играет главная актриса Волчек Марина Неелова, а уехавшего в Америку старшего сына Сергея — внук основателя театра Никита Ефремов. А новый владелец квартиры, которому и достанется «Собрание сочинений» — Виктор. Совпадение? Едва ли.

Фото: пресс-служба

Кто такой Евгений Гришковец для театра нулевых

Евгений Гришковец в начале 2000-х практически ввел моду на новую искренность и задушевность — отчасти простодушную, но оттого будто бы еще более притягательную. Гришковец в нулевые поразил театральную Москву спектаклями-монологами и получил признание не только зрителей, которые скупали билеты на «Как я съел собаку» и «ОдноврЕмЕнно», но и критиков. Сейчас уже в это трудно поверить, но в Москву Гришковца и его «Как я съел собаку» привез фестиваль NET («Новый европейский театр»), который считается одним из самых продвинутых. В целом фокус NETa — театр завтрашнего дня и европейский театр.

«Золотая маска» 2000 года досталась драматургу и писателю сразу в двух номинациях: «Новация» (сейчас «Эксперимент») и «Приз критики». Потом Гришковец вместе с калининградской группой «Бигуди» стал соединять выступления в жанре мелодекламации под музыку, написал роман «Рубашка», разошелся с группой «Бигуди», год назад снова воссоединился, но в связке с актуальным театром его имя не ассоциировалось довольно давно. Тем интереснее, что в этом же сезоне, после премьеры «Собрания сочинений», в Театре им. Пушкина вышла почти документальная драма «Между делом». И, как и в «Собрании сочинений», в программке спектакля — звезды труппы.

Фото: пресс-служба

О чем же это «Собрание»

В середине нулевых Евгений Гришковец прощался с «Бумагой» — моноспектаклем, где он в привычной манере рассуждал об уходе бумажных книг, написанных от руки текстов, о диджитализации и цифровизации. В «Собрании сочинений» старая библиотека, собираемая со времен, когда книги доставались и коллекционировались, — почти как чемодан без ручки. Расстаться невозможно, но что с этим всем делать — совершенно неясно. Или как хрустальная туфелька: «Как же Золушка не разбила туфельку на лестнице?» — интересуются особенно сообразительные дети.

По сюжету оставшаяся вдовой преподаватель римского права Марина Сергеевна (Марина Неелова) продает семейную квартиру, в которой прожила с мужем счастливо, вырастив троих детей (один в Америке, другой — служит на флоте, третья — замужем за немцем), и оставаться в этих стенах больше не может. Машину мужа она уже продала (при этом записалась в автошколу и решила наконец-то сесть за руль, но за какой-нибудь другой), теперь дело за малым — попрощаться с прошлым и уехать в новостройку. Вечером накануне отъезда Марина Сергеевна собирает детей, чтобы подвести черту под старым и начать новую жизнь. Впрочем, задушевного прощания не получается, да и детям, которые, кажется, не могут предъявить ни ей, ни отцу счета на психотерапевтов, потому что воспитывали их в любви и принятии, все это не очень нужно. И вроде бы они любят и мать, и друг друга, и примчались по первому зову, но зачем все это прощание — им не вполне понятно. Практически «Вишневый сад», только на новый лад.

Фото: пресс-служба

Как и кто сделал «Собрание сочинений»

За то, что «Собрание сочинений» стало успешной премьерой — такой, как и задумывалось, стоит поблагодарить генерального партнера театра, фонд «Вольное Дело». Его основатель Олег Дерипаска и раньше помогал осуществляться проектам Виктора Рыжакова, поддержал он режиссера и в новом начинании.

На этот раз Рыжаков и художник Николай Симонов предложили практически стерильное холодное пространство, ассоциирующееся скорее с европейским, чем с российским театром. Сцена за счет цифровых эффектов трансформируется то в трехмерное пространство комнаты, то в черно-белую проекцию огромной библиотеки, и меняет цвета вслед за настроением героини Неёловой. Такой эффект создает камера на 360 градусов, которую подарил театру любитель прогресса Дерипаска.

Художница по костюмам Галя Солодовникова практически превратила детей Марины Сергеевны в героев комиксов: у старшего Николая, живущего в Америке, — огромный живот, у средней Тани — попа, как у куклы Барби, у младшего Сергея, служащего на флоте, — горы накладных мышц.

Фото: пресс-служба

Состав звездный: Марина Неелова — Марина Сергеевна, Никита Ефремов в составе с Дмитрием Лысенковым — в роли Сергея, Светлана Иванова — в роли Тани, практически неузнаваемая Алена Бабненко — в роли дизайнера интерьеров Иоланты, «но можно просто Илоны». Ставшую звездой после роли избалованной генеральской дочки в фильме-хите начала нулевых «Водитель для Веры» Алену Бабенко сложно узнать в роли картавой, явно одинокой, да и в целом тяжелой судьбы провинциалки Илоны. Она всеми силами пытается отговорить свою клиентку и от продажи книг, и от переезда. Сергей Никиты Ефремова — когда-то самый умный мальчик семьи, мечтавший об Америке, успеха за океаном не достиг, превратился в «диванного критика» и спорщика, жалок, как жалки люди, подававшие надежды, но на этом и закончившие. Ефремов так же, как и Алена Бабенко, практически неузнаваем в своем персонаже и ведет карикатурного недоамериканца как настоящую трагическую роль. 

Собирая в одном спектакле «современников» разных поколений, Рыжаков вслед за Гришковцом предлагает поговорить о том, что связывает этих разных людей. Как известно, общее вырастает из подробностей, которые здесь намечены, скорее, пунктиром, и отыскать их и театру, и зрителям предстоит вместе.  

  • Театр студия как пишется
  • Театр сказок поляк лора
  • Театр сказки на московском официальный сайт репертуар
  • Театр сказки на московском официальный сайт афиша на октябрь
  • Театр сказки на неве афиша на октябрь