Театр сказок поляк лора

Гарипова ольга васильевна воспитатель, мбдоу дс 12 росинка, пгт. высокий ссылка на статью, при указании в списке литературы по гост

Гарипова Ольга Васильевна

Воспитатель, МБДОУ ДС №12 Росинка, пгт. Высокий

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Гарипова О.В. Конспект непосредственного образовательной деятельности «Моя любимая сказка» // Совушка. 2018. N4 (14). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/14/ (дата обращения: 06.01.2022).

Заказ № 124753


Цель: развитие социально-коммуникативных навыков у детей.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать коммуникативных навыки, интерес и потребность детей в восприятии сказки. 

Развивающие:

  • развивать связную речь, развивать воображения, любознательность, мышление;
  • развивать у до школьников способность к сочувствию и сопереживанию;
  • развивать мелкую моторику. 

Воспитательные:

  • воспитывать уверенность в себе, снятие эмоционально-психического напряжения;
  • формировать положительный настрой на совместную деятельность со сверстниками;
  • воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Литература:

  1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 2005.
  3. Кудрявцева Н.Ю. Готовимся к празднику:методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011.
  4. Новиковская О.А. Конспекты занятий по сказкам с детьми 5-6 лет .СПб.: Паритет, 2007.
  5. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. СПб.: Детство-пресс, 2008.

Материалы и оборудование: сундуки, картинки, пазлы, фигурки героев сказок, ковер – самолет, волшебный клубок.

Содержание организованной деятельности детей.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие по сказкам. 

В мире много сказок, грустных и смешных,

И прожить на свете нам нельзя без них.

В сказке может все случится, наша сказка впереди.

Сказка в двери к нам стучится, скажем, гостю: «Заходи»! (О. Высотская)

Воспитатель: Ой, я слышу чьи-то шаги. Кто бы это мог быть? (Появляется Лисичка – кукла и плачет).

— Что случилось, Лисонька?

Лиса: Я несла вам в подарок новую сказку в волшебном сундучке, но по дороге мне попалась колдунья, которая заколдовала мой сундучок….

Воспитатель. Что же делать? Как нам освободить сказку?

Лиса. Для того, чтобы сундук открылся, нужно выполнить задания, тогда чары колдуньи расс….

Воспитатель: Ребята, спасем сказку, выполним задания?

Дети. Да!

Лиса: У меня есть волшебный клубок, вместе с ним вы дойдете до первого задания.

Воспитатель. Походи, покружись

В сказке первой окажись!

Викторина «Угадай сказку» 

Воспитатель: Я вам зачитываю загадку, а вы должны угадать о какой сказке идет речь?

Отворили дверь козлята и пропали все куда-то? 

Ответ детей.

Воспитатель:Был похож на мяч немножко

И катался по дорожкам.

Укатился ото всех,

Кроме «рыжей», вот так смех! 

Ответ детей.

Воспитатель:Лисичка дом себе нашла,

Мышка добрая была.

В доме том, в конце концов,

стало множество жильцов.

Ответ детей. 

Воспитатель: Ой, сколько много сказок вы знаете. Первое задание мы выполнили, угадали сказки.

Походи, покружись

В следующей сказке окажись! За это нам подарили ковер-самолет, на котором мы полетим в следующее задание.

Слушайте загадки, а отгадки ищите на столе и объясните, почему вы так решили.  (Воспитатель заранее раскладывает игрушки героев сказки «Теремок)

Воспитатель: Скачет зверушка — не рот, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар, и мушка. 

Ответ детей.

Воспитатель: Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку. 

Ответ детей.

 Воспитатель: Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живёт, в деревне кур крадет? 

Ответ детей.

Воспитатель: Кто в лесу холодном ходит злой, голодный?

Ответ детей.

Воспитатель: Зимой спит, а летом ульи ворошит. 

Ответ детей.

Воспитатель: Маленькая, серенькая, под столом таится, кошки боится.

Ответ детей

Воспитатель: – Дети, как вы думаете из какой сказки эти животные? 

Ответ детей.

Воспитатель: Правильно! Вот и следующее задание мы выполнили.

По дороге сказок шли,

Сказочный ковер нашли.

А ковер-то не простой,

Он волшебный – вот какой!

На ковер садитесь!

В сказку снарядитесь!

Устраивайтесь поудобнее. 

Вот и прилетели. 

Звучит отрывок аудиозаписи из русской народной сказки «Петушок- золотой гребешок»).».

 Воспитатель: Дети, вы узнали, в какую сказку мы прилетели?

Ответы детей.

Воспитатель: Я вам предлагаю попутешествовать по этой сказке. Закройте, пожалуйста, свои глаза и постарайтесь запомнить, кого вы почувствуете во время нашего путешествия. 

Открывайте глаза. Дети, вы хотите поделиться с друзьями тем, что вы увидели?

Что вы услышали?

Что вы почувствовали?

Ответы детей.

Воспитатель, выслушав ответы детей, делится своими впечатлениями, мыслями, чувствами.

Воспитатель: Наш полет в сказку «Петушок- золотой гребешок» подошел к концу!

Хороводная игра «А в лесу полно зверят».

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в группу. 

Глазки закрывайте,

Немного помечтайте.

Ветерок нас подхватил,

В группу нас переместил.

Ура! Вот и справились мы со всеми заданиями колдуньи. Все вместе мы освободили сказки и все теперь будет хорошо. Чары развеялись, наш сундук со сказкой открыт. Давайте посмотрим, какая сказка там живет? (Открываем сундук – там герои кукольного театра к сказке «Гуси-Лебеди»). Теперь мы можем познакомиться с новой сказкой и посмотреть ее в театрализации.

Ресурсный круг «Моя любимая сказка» 

Воспитатель: Давайте сядем в круг. Ребята, у каждого из вас есть своя любимая сказка, которую рассказывали вам мама или бабушка. Когда вы слушаете ее, то представляете любимых героев, мечтаете стать такими же храбрыми и добрыми, как они. Вы хотите рассказать о своей любимой сказке?

А рассказать вам поможет сказочное волшебное яблочко.

Рассказы детей.

Воспитатель: Дети, а сейчас вы подумайте и попробуйте ответить на вопрос: «Чему научила вас ваша любимая сказка?»

Ответы детей по кругу. 

Воспитатель: «Ребята, почему так говорят: «Доброго человека лес встречает добротой»?

Ответ детей.

Завершает ответы ресурсного круга воспитатель. А после занятия мы можем начать работу над созданием книги «Любимые сказки» — вы нарисуете иллюстрации к своим любимым сказкам.

В гости к сказке

Автор: Федорова Жанна Анатольевна

Организация: МАДОУ детский сад №369

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Цель: Формирование интереса к театральной игровой деятельности через создания совместного творчества детей и взрослых.

Задачи:

  • Вызвать положительный эмоциональный отклик детей на деятельность в процессе развлечения.
  • Закреплять представления детей о курице и ее пользе для человека.
  • Способствовать интересу к народному творчеству через знакомство с театрализацией сказки.

Возраст: дети младшей группы 3-4 года.

Атрибуты, оборудование:

  • Музыкальная колонка;
  • Звукозапись:

      • Фонограмма песни «Чок да чок!». Слова и музыка: Е. Макшанцевой в исполнении Е. Железновой.
      • Фонограмма (минус) песни «К нам гости пришли» Музыка Ан. Александрова, слова М. Ивенсен.
      • Фонограмма. Балалайка. Оркестр – плясовая (фоновая музыка для сказки «Курочка Ряба»).
      • Фонограмма (минус) песни «Пирожки». Музыка А. Филиппенко, слова Н. Кукловской.
      • Фонограмма песни «В Мире Много сказок». Музыка Владимира Шаинского, слова Юрия Энтина.
  • Атрибуты к игре «Яйца»

      • Разноцветные яйца из бумаги, разрезанные на две половинки разными способами.
  • Атрибуты к сказке «Курочка Ряба»

      • Стол с макетом русской печки. (На столе сервиз чайный, чайник с заваренным охлажденным чаем, блюдце с сушками, сушки на веревочке, глиняный горшочек, скатерть).
      • Два стула для героев «Дед» и «Баба».
      • Кресло -мешок для гнезда курочки
      • Корзинка с золотым и простым яйцами.
      • Балалайка (муляж)
      • Шапочки мышки (для ребенка)

Герои:

  • Сказочница
  • Курочка
  • Бабушка
  • Дедушка
  • Мышка (ребенок)

В группу к детям приходит сказочница.

Сказочница: Здравствуйте ребята. Я пришла сегодня к Вам в гости. А знаете, как меня зовут?

Ответы детей.

Сказочница: Меня зовут Сказочница. Я очень люблю рассказывать сказки. А какие сказки знаете вы?

Ответы детей.

Сказочница: Сколько вы знаете сказок. Молодцы. А я сегодня хочу пригласить Вас тоже в одну сказку. Согласны.

Дети проходят за Сказочницей в музыкальный зал под фонограмму (минус) песни «К нам гости пришли».

Сказочница: Вот мы и попали в сказку. Посмотрите, как здесь красиво.

Дети рассматривают декорации.

Сказочница: Ребята, а нам пора позвать сказку.

Сказок много есть на свете,

Сказки очень любят дети.

Ждём мы чуда впереди.

Сказка, в гости заходи!

Сказочница включает фоновую музыку.

Сказочница:

Жили –были дед, да баба

Выходят баба и дед. Имитируют действия сказочницы.

Жили хорошо, чай пили. Да не простой, а с вареньем, да с медом. Чай пили, сушки ели, которые баба пекла. Дружно жили. Дед любил на балалайке играть. Веселую плясовую, а баба плясать под нее любила.

И была у них курочка ряба.

Выходит, курочка. Имитирует слова ведущего, с голосовым сопровождением «Ко-Ко-Ко».

Сказочница: Курочка по двору ходила, зернышки собирала. Поклюет, да возвращается к себе в гнездышко.

Курочка садится в гнездышко.

Курочка: Я живу в тепле и ласке

Ну не жизнь, а просто сказка

Бабе с дедом удружу

Я им чудо покажу.

Ко-ко-ко…

Баба: Слышишь дед, кудахчет Ряба

Дед: Ты скорей сходи к ней Баба.

Пришла баба к курочке, а курочка отдаем им яичко.

Курочка: Я снесла Вам сегодня яичко не простое, а золотое.

Сказочница: Сказочница: взяла бабушка яичко и пошла дедушке показывать

Баба: Ой, снесла яичко Ряба

Золотое на обед.

Ну –ка, вот разбей — ка, Дед!

Дед: Постучу легонько ложкой

По яичку я немножко.

Не разбил…. Ударю с силой

(Разочарованно)

Ну никак…. Не тут-то было…

Баба: Тут, видать нужна смекалка:

Вот возьму я с полки скалку,

Изо всей ударю силы.

(Удивленно)

Что за диво?! Не разбила….

Кладет яйцо на стол.

Сказочница:

Сели дед, да баба дальше чай пьют.

В темном подполе избушки

Скучно Мышке жить, Норушке.

Мышка: Вот и вышла погулять

Хлебных крошек поискать.

Сказочница: Мышка мимо стола бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Мышка бежит мимо стола, смахивает яичко на пол и убегает.

Сказочница: Дед плачет. Баба плачет. А курочка кудахчет.

Курочка: Не плач дед, не плачь баба. (Жалеет). Снесу Вам другое, не золотое, простое.

Сказочница: Ушла курочка в гнездышко, посидела, и запела

Курочка: Ко-ко-ко, ко-ко-ко.

Баба: Иди, Дед посмотри.

Сказочница: Пришел дед

Курочка: Вот вам яичко простое, ну зачем Вам золотое.

Вернулся дед к бабе.

Дед: Держи баба яички простые. Испеки- ка мне пирог.

Баба. Дед, посмотри, сколько ребят у нас в гостях. Яиц больше надо.

Сказочница обращается к ребятам:

Я ребята к другим курочкам ходила, да яйца красивые, разноцветные принесла. Правда по дороге они рассыпались. Поможете их собрать, да после бабушки отдать.

Игра «Собери яйцо из двух половинок».

Сказочница: Помогли набрать яиц. Давайте поможем и пирожки испечь.

Ребята вставайте в кружок с нашими героями.

Музыкальная игра «Я пеку, пеку, пеку» с движениями.

Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

Сложить руки перед собой, переворачивать округленные кисти

А для милой мамочки

Положить ладошки на щечки и качать головой

Испеку два пряничка.

Вытянуть руки вперед, ладошки вверх. Качать ладошками

Кушай, кушай, мамочка,

Показываем движением, как едим

Вкусные два пряничка.

Вытянуть руки вперед, ладошки вверх. Качать ладошками

А ребяток позову,

кистями рук махать к себе,

Пирожками угощу.

Развести руки в стороны и поклониться

Сказочница:

Спасибо, ребята, что помогли бабушке и дедушке испечь пирожки.

Баба обращается к Курочке: Впрямь, не надо золотого.

Лучше нет яйца простого.

Вот спасибо, Рябушка,

И поклон от бабушки.

Дед: Что ж, спасибо и от Деда.

Ты кормилица наша.

А давайте, ка теперь все спляшем.

Танец. «Чок, да чок танцуют ножки».

Баба: Спасибо ребята, что пришли в нашу сказку в гости. А у меня уже и пирог из печи готов вам на угощение.

Дети и сказочница говорят спасибо, берут пирог и под песню «В Мире Много сказок», прощаются с героями.

Сказочница провожает детей до группы.

Сказочница:

Ребята мне с Вами было сегодня очень интересно. Вам понравилась моя сказка?

Ответы детей.

Сказочница: Мне пора возвращаться в сказку. Но я обязательно еще приду к вам в гости. А вы угощайтесь замечательным пирогом из сказки. До свидания.

Литература:

  1. Поляк Л.Я. Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок. / Л.Я. Поляк. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. -48с.
  2. Карелина Н.Н. Пирожки, с пылу с жару из печи. // Н.Н. Карелина// Музыкальный руководитель. 2017. №9 с. 33

Приложения:

  1. file0.docx.. 503,2 КБ

Опубликовано: 04.12.2021

Умение вступать в контакты с другими людьми, правильно и грамотно произносить слова, устанавливать взаимоотношения с окружающими во многом определяют будущий социальный статус ребенка в современном обществе. Речевые умения — одни из ключевых умений дошкольников, что обусловлено ведущей ролью коммуникации в современном информационном обществе и жизни отдельного человека. Речь является базовой для других видов деятельности, сопровождает их и одновременно служит условием успешной социализации.

На сегодняшний день педагогика превращается из дидактической в развивающую, в связи с чем, использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания дошкольников становится все более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Главные принципы воспитания и обучения по-прежнему остаются развитие, творчество и игра. Развитие ребенка — это активный процесс самосознания, деятельного творения ребенком собственной личности, а взрослые, в том числе педагоги, являются связными узлами взаимодействия и сотрудничества.

ФГОС ДОО нацеливает на достижение цели овладения детьми конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими. Одной из задач реализации данной цели является развитие свободного общения со взрослыми и детьми, требующей развития специфических коммуникативных умений. Основной функцией речи является коммуникативная, назначение речи — средство общения, установление диалогических, партнерских отношений, взаимодействие, обмен мыслями, чувствами, деятельностью. Одновременно с этим подчеркивается необходимость использования в работе с детьми новых, инновационных методов из развития и обучения. Поскольку игра обладает огромным потенциалом развития и формирования личности ребенка дошкольного возраста необходимо должное внимание уделять данному методу. Через игру ребенок постигает особенности отношений, взаимодействий, структуру и механизмы действия окружающего мира.

Особенно интересной в данном случае является такая разновидность игры как театральная игра. Вопросами использования и применения театрально-игровой деятельности в работе с дошкольниками занимались такие авторы как А.С.Выготский, В.Я.Воронова, Л.Б.Фесюкова, Т.Г.Казакова, О.Радынова, М.И.Лисина и многие другие.

Для реализации коррекционной работы в логопедической группе мною спланирована и разработана программа театрально-игровой деятельности по следующим темам:

  1. Инсценирование русской народной сказки «Колобок»
  2. Праздник красок, целью которого выступает развить у дошкольников интерес к изобразительному искусству и изобразительной деятельности.
  3. Приключение в осеннем лесу — тема занятий в дошкольном учебном учреждении в октябре.
  4. Инсценировка по мотивам басни И.Крылова «Стрекоза и муравей»
  5. Праздник урожая, включающий организованную в детском саду ярмарку мастеров, конкурс стихов и постановку кукольного театра «Курочка Ряба»
  6. 6.Занятие, посвященное Дню рождению детского сада, — «Как у наших у ворот»
  7. Театрализованное представление «Оранжевая сказка»
  8. Театрализованная инсценировка сказки «Госпожа Кастрюля»
  9. Вечер развлечений «Книга дружит с детворой», инсценировка любимых сказок дошкольников, викторина по сказкам
  10. Театрализованная кукольная постановка «Кисонька-мурысонька»
  11. Театрализованная инсценировка украинской сказки «Рукавичка», целью которой выступает развитие у дошкольников интереса к устному творчеству разных народов
  12. Театрализованная кукольная инсценировка по сказке В.Сутеева «Кто сказал Мяу?»
  13. Инсценировка произведения К.Чуковского «Путаница»
  14. Театрализованная инсценировка сказки «У телефона»
  15. Театрализованная кукольная инсценировка «Заяц-хвастун» по мотивам русской сказки, целью которой выступает развитие у дошкольников интереса к народному творчеству разных народов
  16. Кукольная инсценировка сказки С.Я.Маршака «Кто колечко найдет»
  17. Театрализованная инсценировка, составленная по мотивам сказки М.Горького «Воробьишка».

Реализуя театральные постановки в группе, дошкольники учатся грамотно и выразительно передавать свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность действий, развивать свою речь. Театрализованная игровая деятельность позволяет создать необходимые условия для того, чтобы ребенок мог выражать свои мысли и чувства самостоятельно, при этом не опасаясь быть осужденным или непонятым окружающими сверстниками и взрослыми.

Работа осуществляется с использованием следующих методов театральной игровой деятельности:

  • чтение воспитателя литературных и художественных произведений вслух по книге или наизусть по памяти. Благодаря данному приему педагог передает все мысли и чувства писателя, оттенки его эмоций, воздействуя при этом на ум и чувства слушающих. При этом большая часть произведений читается по книге;
  • рассказывание воспитателя, выражающееся в свободной передаче текста автора. Данный прием создает большие возможности привлечения детского внимания;
  • инсценирование, подразумевающий под собой средство вторичного ознакомления с литературным произведением — сказкой, рассказом, басней;
  • заучивание наизусть самим дошкольником, при этом под этим методом подразумевается и рассказывание и чтение. Выбор зависит от самого произведения и возраста участников.

Использование театрализованной игры в коррекционной работе делает ее наиболее разнообразной, интересной, поддерживает энтузиазм к логопедическим занятиям, помогает более качественно подготовить ребят к школе. Логопеду следует более обширно применять игры в логопедической работе, при этом не нужно ещё забывать об их физическом, умственном, нравственном и эстетическом значении в обучении детей.

Театрализованная игра используется самыми разными возрастными группами. Метод театрализованной игры применяется довольно часто и в различных видах психологических, педагогических и логопедических работ. Однако это весьма трудоемко и требует больших эмоциональных, физических и временных затрат, если конечно речь идет о полноценной театрализованной постановке. При всем том данные затраты дают ощутимый положительный результат, оказывают действенное влияние на развитие личности. А коммуникативные взаимодействия, возникнувшие в процессе игры, переходят в действительность.

Список использованной литературы

  1. Акулова, О. Театрализованные игры [Текст] / О.Акулова // Начальная школа. — 2015. — № 4. — С. 24-26.
  2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада / А.К.Бондаренко. — М.: Просвещение, 2005. — 160 с.
  3. Климова, Т.А., Косинец Е.И., Никитина. Театральная педагогика [Текст] / Т.А.Климова // Начальная школа. — 2015. — № 11. — С. 34- 39.
  4. Любинский, И.Л. Театр для детей [Текст] / И.Л.Любинский. — М.: Детская литература. — С.45-53.
  5. Лямина, Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. — 2015. — N 9. — с. 49-55.
  6. Никитина, А.Б. Школьная театральная педагогика в контексте современного российского образования [Текст] / А.Б.Никитина // Учительская газета Москва. — 2012. -11 дек. — 2012. — №. 50.
  7. Поляк, Л.Я. Театр сказок: Сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок / Л.Я.Поляк — СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2015.
  8. Соловьева, И.А. Приемы театральной педагогики в обучении общению [Текст] / И.А.Соловьева // Молодой ученый. — 2016. — №16. — С. 382-384. — URL https://moluch.ru/archive/120/33242/
  9. Урсин, Н.П. Детский театр [Текст] / Н.П.Урсин. — СПб.: Питер, 2015. — 78 с.
  10. Харитонова, А.А. Формирование театральной культуры у старших дошкольников [Текст] /А.А.Харитонова //Начальная школа плюс до и после. — 2011. -№3. — С.73-80.

Нынешний год – яблочный. Открываешь ленту социальных сетей, и то там, то тут мелькают фотографии деревьев, склонившихся под тяжестью зрелых, сверкающих на солнце плодов… Я начала ходить на репетиции «Войны и мира» весной 2021‑го, когда яблони только зацветали. Знаю, что до этого Римас Туминас долго работал с актерами и всей творческой командой «в дистанте», он – в Литве, они – в Москве. Но в конце марта худрук Вахтанговского вернулся после самоизоляции в театр, и репетиции пошли ежедневными марафонами. Помню, как практически в самом начале он сказал: «Это спектакль о том, что никто не хотел умирать. Помните, был такой литовский фильм?» Сидящий рядом композитор Гиедрюс Пускунигис сразу добавил: «Это цитата, ее полный текст: «А вокруг цвели яблони, и никто не хотел умирать».

Театр сказок поляк лора

Впервые про «Войну и мир» в театре заговорили еще в 2017‑м, после триумфальной постановки «Царя Эдипа». Спустя год на одном из вечеров композитор Фаустас Латенас даже посетовал: «Не успеет Римас зайти в театр, как все вахтеры и билетеры атакуют, мол, так что же будет дальше, мы ждем. Но большие вещи не рождаются просто так – придумал и сделал. Даже в мыслях новая постановка растет, как ребенок».

Многолетний соавтор Фаустас Латенас, «композитор печали и надежды», трагически уйдет из жизни в ноябре 2020‑го, не успев написать музыку к новому спектаклю. Римас Владимирович скажет о нем: «Я похоронил друга, и спектакль будет посвящен его памяти». В музыкальную ткань «Войны и мира» вплетена мелодия Фаустаса Латенаса к спектаклю «Вишневый сад». Именно этой работой в 1990 году открылся Вильнюсский Малый театр. О чем думает режиссер, «кольцуя» свою самую первую значительную постановку и сегодняшнюю «Войну и мир» и сопровождая этой музыкальной темой знаменитый диалог князя Андрея и Пьера о смысле жизни? Именно там звучат слова: «Высшее достижение человека состоит в том, чтобы хотеть жить».

Сегодня Театр имени Евгения Вахтангова – большая театральная империя, спектакли идут на шести сценах. За счет собственных средств театра продолжаются реконструкция и превращение в культурный центр дома во Владикавказе, где родился Евгений Вахтангов. Слово «дом» звучало чаще всего в процессе репетиций «Войны и мира». Римас Туминас воспринял роман-эпопею Льва Толстого прежде всего как высказывание об отчем доме. Здесь зритель не увидит ни Кутузова, ни Наполеона, ни народа, ни батальных сцен. В центре внимания – семьи. Ростовы, Болконские, Безуховы, Курагины…

Из репетиций острее всего запомнилась сцена, когда искался рисунок ухода из жизни князя Николая Болконского. Евгений Князев, слегка согнувшись, как раненый зверь, кругами бродил по пустому пространству… Помните, у Толстого герой ищет, где бы прилечь: «Он ходил, примеривая каждый уголок. Везде ему казалось нехорошо». Человек не знает, в какой час завершится его земная жизнь. А что, если старый князь, закрывая глаза, боится не проснуться? У Толстого напрямую этого нет, но гений Туминаса как раз в том, чтобы пробрасывать, предупреждать, подготавливать нас, зрителей, к тому, что случится позже. Ведь все пока вместе и счастливы. Скоро все рухнет. Но пока все хорошо. Как сыграть это «пока»?

Или сцена первого бала Наташи. На репетициях я увидела удивительную, возможно, случайную метафору, когда сначала Наташа кружит в вальсе с князем Андреем, как вдруг его место занимает Пьер. Не важно, что в окончательный вариант эта сцена не вошла, но и в этом весь Туминас. В предугадывании, в намеке, в полувзгляде.

Кто будет играть главные роли в спектакле, долго оставалось тайной. В приказе о начале работы был просто перечень актерских фамилий. На каждую роль месяцами пробовались по три-четыре человека. Но режиссер кого-то не оставил, заменил уже этой осенью. И не важно, мастер ты или стажер труппы. На сцене критерий один – не врать. Так как они – Ольга Лерман, Мария Волкова, Евгений Князев, Юрий Поляк, Виктор Добронравов, Андрей Ильин, Ирина Купченко, Сергей Маковецкий, Анна Дубровская (перечислила только несколько имен, но в этом спектакле весь ансамбль) – на искренних нотах.

Когда Римас Владимирович проводил разбор после прогона и актеры спектакля буквально заполнили сцену, мне вспомнилась юбилейная фотография труппы, которую делали недавно к столетию театра. Это оттого, что «Война и мир» – густонаселенная работа, здесь заняты все поколения вахтанговцев. При этом спектакль прозрачный и воздушный, здесь каждый рассказывает про свое одиночество. Оно сквозит из всего – из пустоты сцены, из серой стены, из костюмов пастельных тонов, из черных ядер и даже из пронзительного бала Наташи, где кружат в вальсе только два человека. И никого вокруг. Эту войну каждый человек проходит в одиночку. У каждого с ней свои счеты. В своем собственном мире.

Поразительна сцена боя в третьем акте, в которой Николай Ростов, сказочный эльф, «Щелкунчик»-хохотунчик в начале спектакля поднимается до трагических высот, накалывая и вскидывая на штык солдатские шинели. Вместо людей – вещи, которые всякий бросает, уходя в вечность. Отчего же так много времени и сил мы тратим на бренное, ненужное, неважное, лишнее в жизни? Князь Андрей в этом спектакле не произносит свой отчаянный монолог про «жизнь не кончена в 30 лет», он высокомерен, холоден.

Амбициозно сжигает рекомендательные письма отца, съедаемый изнутри непомерной гордыней, и готов за минуту славы, торжества над людьми отдать все. Он губит Наташу тем, что не умеет любить, и прозревает только на пороге ухода из жизни. Туминас сводит в одном действии две смерти – в грязной оборванной шинели, перепачканный кровью, на одной ноге уползает из этого мира Анатоль. И совсем по-другому покидает землю князь Андрей Болконский – весь в белом, с золотыми эполетами, аристократично выпрямленный, натянутый как струна.

Декорация «Войны и мира» – то ли мраморная скала, то ли огромная книга. Лаконичная красота. Вселенная, на фоне которой одни жалки и ничтожны, а другие масштабно величественны. Изредка появляются яркие детали – вот проплыло пианино, пролетел шарф, взмахнули красным платком, но тут же все исчезает. На таком фоне не сфальшивишь, все выпукло, зримо. «Главное – не искусничать. Не выходить на сцену голыми мастерами. Никаких лишних жестов. Все только глазами. Элегантно и просто», – повторяет Туминас, возвращая на пьедестал театра главную вахтанговскую ценность – актерское искусство.

Как-то на репетиции молодые актеры, готовясь сыграть смерть князя Андрея, сложили кровать из шинелей, окружили героя какими-то ящиками. Пришел Римас Владимирович, поулыбался, помолчал. А потом со свойственной ему иронией сказал: «Да, в таких декорациях любой сыграет». Позже в интервью он добавит: «Был соблазн на громадную пустую стену и видео пустить, и эффектов добавить. Но нет. Прошло время «крутого» театра. Театра «по поводу» Толстого, Шекспира, Чехова. Сегодня время театра-няни. Сказку рассказать, утешить».

В каком возрасте мы читали роман Льва Толстого? В каком перечитывали? Теперь к этим вопросам добавится: а в каком смотрели в театре? С юности в каждом из нас живут клише про этот самый главный роман Толстого, в спектакле с удивлением отмечаешь новые фразы, другие смыслы, поражаешься, как же ты пропустил это раньше и мог бы прожить всю жизнь, не уловив таких важных слов.

Про что эта новая «Война и мир», спектакль, который выбрали к постановке в честь 100‑летия Театра имени Евгения Вахтангова? «На свете счастья нет, но есть покой и воля», – писал Пушкин. «Нам всем обещали счастье. В детстве. Родители говорили, что пусть у них не получилось, но у нас непременно будет счастье», – говорит Римас Туминас. Но сам ставит про несчастных людей. Красивых, сильных, умных, добрых, но они все несчастливы. Их души рвутся, как испорченная виолончель Сони. Никто ни в чем не виноват, но каждый несчастен. И никто не хочет умирать.

В спектакле рефреном звучит молитва «Ты моя Мати, Царице Небесная». «Смерти нет», – иногда говорит Римас Владимирович и улыбается. Я давно уже знаю этот его философский настрой, он часто повторяет слова поэта: «Радость иль беда постучится в мой дом, скажу: «Заходи, авось проживем». Это такой истинно вахтанговский дух: понимание бед и проблем, но возвышение над ними.

Десять лет назад, к 90‑летию театра, Римас Туминас сочинил «Пристань» и занял в том спектакле всех великих стариков. Но за эти годы они потихоньку ушли – Галина Коновалова, Юрий Яковлев, Вячеслав Шалевич, Владимир Этуш, Василий Лановой… Год назад, в декабре, режиссер месяц провел в Германии на лечении в абсолютно темной комнате. О чем думал долгими днями? Как умудрился почувствовать далекую историю как свою и нашу биографию и сказать со сцены главные слова тем, кому не успел при жизни, – маме, отцу, ушедшим друзьям?

«Мне грустно и легко, печаль моя светла» – снова вспоминается Пушкин. А Римас Туминас подтверждает: «После Лермонтова я хотел ставить только Пушкина. А после Пушкина – Толстого… В театре я делаю то, чего мне не хватает в жизни». А мы, зрители, и приходим в театр за тем, чтобы получить то, чего не хватает нам, – светлую надежду. Даже когда вокруг война, слом эпох, события, в которые нас вовлекли против нашей воли, несчастья, несправедливость, обман. Мы ни в чем не виноваты. Просто надо жить, ведь вокруг цветут яблони. Жизнь стоит того, чтобы тратить на нее столько сил. И даже если в пьесе герой погибает, зритель должен дописать новый акт, в котором герой продолжает жить, так считает Римас Туминас. Режиссер, который на наших глазах становится классиком, задающим безмерные горизонты.

Нужен ли сегодня театр? Стонущий от пандемии мир еще год назад легковесно решил, что театр относится к добавочным ценностям, без которых в эпоху испытаний можно обойтись. Мол, в театре жизни разыгрываются трагедии помощнее и пострашнее. Где-то театры попеременно работают, где-то до сих пор закрыты. Гуманитарный ущерб от этого нам всем еще предстоит осознать, ведь задача искусства – гармонизировать мир. На подобном фоне большая удача, что спектакль «Война и мир» дошел до зрителя. Что он научит нас, нет, не сражаться – не сдаваться.

Прочитала в комментариях в соцсетях мнение одной зрительницы, что такого спектакля мы сегодня и не заслуживаем. Может быть. Слишком долго мы все смотрели придуманный «крутой» театр, чтобы так в одночасье принять и осознать философское полотно-осмысление, куда и к чему пришел мир за 200 лет. И что же делает человека человеком? Счастье или страдание?

«Если у меня не получается очень хорошо, то тогда я делаю хорошо», – говорил театральный художник Сергей Бархин. У Римаса Туминаса получилось очень хорошо. Пусть у спектакля случатся большая жизнь, поездки и фестивали, пусть его увидит мир. Осенью 2019‑го, еще до пандемии, мы снимали фильм о гастролях вахтанговских спектаклей «Евгений Онегин» и «Дядя Ваня» в Париже. Фильм завершался словами: «Говорят, Римас Туминас приступил к репетициям «Войны и мира». Что ж, Марсово поле в Париже – подходящее место для новой премьеры».

А ведь что написано, непременно сбудется?

Май – ноябрь 2021 года

Марина МЕРКУЛОВА, кандидат филологических наук, доцент РГГУ

  • Театр сказки на московском официальный сайт репертуар
  • Театр сказки на московском официальный сайт афиша на октябрь
  • Театр сказки на неве афиша на октябрь
  • Театр сказки на горьковской в спб афиша
  • Театр сказки пушкина в пушкине официальный сайт