Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
«Числа в сказках»
Руководитель проекта: Клинникова Н.В.
Участники проекта: дети группы «Журавушки», родители..
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №1 «Аист» -
2 слайд
Описание слайда:
Цель исследования:
Изучение роли чисел в русских народных сказках -
3 слайд
Описание слайда:
Задачи исследования:
проанализировать русских народных сказок;
найти примеры употребления чисел в русских народных сказках;
проанализировать значение чисел в русских народных сказках. -
4 слайд
Описание слайда:
Гипотеза:
«Каждое число в русских народных сказках имеет свое значение» -
5 слайд
Описание слайда:
Актуальность:
Вызвать интерес к
математике через изучение
значений чисел в русском фольклоре -
6 слайд
Описание слайда:
•«Три поросёнка»
«Крошечка- Хаврошечка»
•«Морозко»
•«Гуси-лебеди»
•«Маша и три медведя»
•«Царевна-лягушка»
•«Колобок»
•«Лиса, заяц и петух»
•«Пузырь, соломинка и лапоть»
•«Волк и семеро козлят»
•«Елена Премудрая»
•«Кощей Бессмертный» -
7 слайд
Описание слайда:
.
Результаты опроса
«Какие числа встречаются в русских народных сказках?»
5 -
8 слайд
Описание слайда:
Число 1
Обозначает:
-начало;
-что-то единственное;
-нечто очень малое, но в то же время
очень существенное.Характерными чертами являются :
-сила;
-энергичность;
-воля;
-активность;
-инициатива.Указывает:
-на выбор (один из немногих);
-на сиротство героя («один-одинёшенек»). -
9 слайд
Описание слайда:
Число 2
Символ парности в сказках.
В жизни всегда есть две
противоположности:
-добро и зло;
-чёрное и белое;
-тепло и холодно;
-богатство и нищета. -
10 слайд
Описание слайда:
Число 3
Это магическое число,
число удачи.
Встречается очень часто:
три желания;
три попытки;
камень у трех дорог;
три головы у чудища;
у отца три сына или три дочери;
три царства, которые надо пройти – медное,
серебряное и золотое. -
11 слайд
Описание слайда:
3х9=27
3х10=30 -
12 слайд
-
13 слайд
Описание слайда:
Число 4
— символ 4 стихий;
-четырёх сторон света;
-четыре сезона.
Это порядок, завершенность, надежность, устойчивость и прочность.
Человеческая жизнь разделяется на 4 периода: детство, юность, зрелость и старость. -
14 слайд
Описание слайда:
Число 5
Считается счастливым числом. Оно символизирует постоянный поиск и самосовершенствование. Пятерка символизирует порядок и совершенство. -
15 слайд
Описание слайда:
Число 7
Обозначает положительные моменты жизни людей, считалось символом святости у многих народов. Число 7 состоит из двух совершенных чисел 3 и 4, и поэтому 7 –это не только святое число, но и символ разума -
16 слайд
-
17 слайд
-
18 слайд
Описание слайда:
Вывод:
В русских народных сказках часто встречаются числа 2, 3, 7, 12 .
Числа в сказках используются для обозначения:
— количества главных героев;
— количества испытаний, которые должны пройти герои;
количества предметов,
— волшебных качеств, присущих предметам;
расстояния до царства, в котором происходят сказочные события;
— возраста героев. -
19 слайд
Описание слайда:
Выставка рисунков.
-
20 слайд
-
21 слайд
Описание слайда:
Развлечение «Мы играем, мы считаем.»
-
22 слайд
Описание слайда:
Мы считаем- мы играем.
-
23 слайд
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 964 человека из 79 регионов
- Сейчас обучается 553 человека из 79 регионов
- Сейчас обучается 2933 человека из 84 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Конспект занятия по развитию речи. .Заучивание стихотворения А. Фета «Мама! Глянь – ка из окошка…»
-
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА «УРОЖАЙ СОБИРАЙ И НА ЗИМУ ЗАПАСАЙ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ
-
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей третьего года жизни по поликультурному воспитанию. Тема: «В гости к сказке».
-
ПОДДЕРЖКА В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ОПРЕДЕЛЯЕМЫХ ЦЕЛЕВЫМИ ОРИЕНТИРАМИ ФГОС ДО
-
Презентация на тему: Интерактивная технология «Хоровод»
-
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ «КРАСКИ ЛЕТА»
-
О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ ДОШКОЛЯТ «ОБИДНЫЕ СЛОВА»
-
КОНСПЕКТ НОД ПО ФЭМП В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5449486 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Теория и методика развития дошкольника для организации образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях с учетом ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Организация работы в ДОО по подготовке детей к школе»
-
Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Применение методов арт-терапии в работе со старшими дошкольниками и младшими школьниками»
-
Курс повышения квалификации «Экологическое образование детей дошкольного возраста: развитие кругозора и опытно-исследовательская деятельность в рамках реализации ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Современные методы организации детской игры в ДОУ»
-
Курс повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО»
-
Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»
-
Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»
-
Курс повышения квалификации «Проблемы и перспективы в развитии вариативных форм преемственности между детским садом, школой и системой дополнительного образования»
-
Курс повышения квалификации «Выстраивание системы психологических взаимодействий дошкольника с компьютером и интернетом»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»
(ФГОС, по программе В.Я. Коровиной, 5 класс )
на тему: «В мире сказок»
(итоговый урок по теме «Русские
народные сказки»)
Цель
урока:
подготовка к домашнему письменному ответу на проблемный вопрос, систематизация
и обобщение пройденного материала.
Задачи: привить интерес к
русским народным сказкам; развивать навыки пересказа, анализа текста,
монологической речи, описания иллюстраций; подготовить к домашнему сочинению.
Планируемые
результаты: понимание связи разных жанров фольклора; владение элементами
анализа произведения; умение аргументировать свою точку зрения..
Оборудование: сборники сказок,
иллюстрации к сказкам, компьютер, проектор, карточки для работы в группах,
презентация.
Форма проведения: обобщающий урок
УУД | Ход урока | ||||||||||||||||||
Регулятивные УУД: Принимать и сохранять цели и | 1. Здравствуйте, ребята! У вас сегодня гости, посмотрите на них, | ||||||||||||||||||
2. Сейчас мы с вами отгадаем загадку и узнаем тему урока. Что такое «ложь» с намеком И для всех людей с «уроком»? Это сказка. Сегодня у нас итоговый урок на тему «Русские народные сказки», | |||||||||||||||||||
3. Определите цель урока, это у нас последний урок по теме Обобщение и систематизация знаний, полученные на предыдущих Определим задачи: Повторить вопросы по теории сказки. Вспомнить особенности и содержание изученных сказок. Уметь построить собственное рассуждение о сказках. | |||||||||||||||||||
Познавательные УУД: | 4. 1.Кто с кем такой (Мужик с медведем в 2.Кто варил кашу, (Солдат в 3.Какими словами («Жили-были…»,»В 4.Что приказывал (Испечь хлеб, соткать 5.Чем кормила лиса (Кашей) 6.В какой сказке от (В сказке Молодцы, я вижу вы хорошо знаете сказки. | ||||||||||||||||||
Коммуникативные УУД: Познавательные УУД: активное использование Установление аналогий и | 5. Напоминаю правила работы в группах 1. Вежливо обращайтесь 2. Выслушивайте мнение 3. Не перебивайте 4. Доказывайте свои 5. В группе ответы дает 6. Умеешь сам- научи Желаю удачи. Задание Ребята, вы сейчас получите Задание в приложении | ||||||||||||||||||
Коммуникативные УУД: | 6. Актуализация знаний 1.Прежде чем говорить о 1) Группа №1 Вопросы для опроса: 1.Что такое сказка? (Сказка- занимательный рассказ о 2.Какие бывают сказки? (о животных, бытовые, волшебные) 3.Чем они отличаются друг от друга?( Волшебной
Эту сказку мы называем бытовой, потому что в ней обычные для 4..Выберите из ряда признаков сказки те, которые свойственны волшебной — часто встречается число — герои в этих сказках — на долю героев выпадают — события происходят в — животные разговаривают и — герои этих сказок — — героям помогают 4. Какие волшебные сказки 5. Определите к какой Не подстрелив | ||||||||||||||||||
Какие еще волшебные сказки вы читали в этом учебном Отвечает группа №2. 1.Соотнесите пункты плана и примеры из сказки. 2. Определите вид сказки. (волшебная) 3.Чему посвящена эта сказка? Волшебная сказка
1-Д. 2-Г. 3-Б. 4-А. 5-В. Вывод: мы видим, что сказки играют важную роль в жизни человека, | |||||||||||||||||||
7. Физминутка В темном | |||||||||||||||||||
Коммуникативные УУД: | Сегодня в гости к нам пришли Как называется сказка? Задание 1. Журавлю — Дай пойду Пошел Приходит и — Дома ли — Дома. — Выдь за — Нет, Пошел «Чем Приходит к — Журавль, — Нет, цапля, Цапля «Напрасно 2. 3. Расскажите финал сказки: « Приходит — Цапля! Я вздумал на тебе жениться, — Нет, журавль, не пойду за тебя Пошел журавль домой. Тут цапля «Зачем отказала? Что одной-то Приходит она свататься, а журавль не 4. 5. Сказка Вывод: Сказка | ||||||||||||||||||
4)Группа Задание 1. 2. Эту сказку мы называем 3. 4. Концовка сказки «Солдатская шинель» такая: «Вот как поработаешь Скажите, для современного общества подходит это высказывание. Вывод :сказка учит быть хитрым и ловким, учит проявлять находчивость | |||||||||||||||||||
Личностные УУД: формирование Регулятивные УУД: принимать и | 8.Рефлексия знаний Сделаем вывод. Назовите тему | ||||||||||||||||||
9. Домашнее задание 1. Мой любимый 2. За что я 3. Добро и Дома вам В небольшом Затем Если вы В заключение | |||||||||||||||||||
Личностные УУД: формирование Регулятивные УУД: освоение | 10. Рефлексия Оцените себя, карточки сдайте Обратите внимание на выставку Спасибо за урок. До свидания. |
Приложение.
Ответственный группы: Чуракова Анастасия
Группа№ 2
Правила работы в группе:
7. Вежливо обращайтесь друг с другом
8. Выслушивайте мнение каждого
9. Не перебивайте говорящего
10. Доказывайте
свои версии
11. В
группе ответы дает каждый
12. Умеешь
сам- научи другого
Задание
1.Соотнесите пункты плана и
примеры из сказки.
2. Как называется сказка?
3. Определите вид сказки.
4. Чему посвящена эта сказка? Что она
прославляет?
Композиция сказки,особенности | Подсказка | Примеры |
1.Присказка | Ритмически организованная прибаутка,предшествующая зачину в сказках | А.Буйна голова, луки тугие, звери рыскучие, леса дремучие |
2.Зачин | Начало сказки | Б.И стали они жить дружно ,в любви и согласии |
3. Концовка | Последние слова сказки, завершение.. | В.Лягушка-квакушка, жил-был, шел-шел.. |
4.Постоянные эпитеты | Красочные определения, признаки предмета.. | Г.В некотором царстве, в некотором государстве жил- был царь, и было |
5.Повторы | Не путать с повторениями (н-р, в сказке 3 раза повторяется фраза: | Д. |
Ответственный группы: Козлов Гордей
Группа №1
Правила работы в группе:
1. Вежливо обращайтесь друг с другом
2. Выслушивайте мнение каждого
3. Не перебивайте говорящего
4. Доказывайте свои версии
5. В группе ответы дает каждый
6. Умеешь сам- научи другого
Задание
Вопросы для опроса:
Что такое сказка?
Какие бывают сказки?
Чем они отличаются друг от
друга?
2.Выберите из ряда
признаков сказки те, которые свойственны волшебной сказке
— часто встречается число три: три брата, три
ночи; и события повторяются троекратно;
— герои в этих сказках отправляются на поиски
невесты или диковинных предметов;
— на долю героев выпадают тяжелые испытания и
невероятные приключения;
— события происходят в тридевятом царстве, в
тридевятом государстве;
— животные разговаривают и ведут себя как
люди;
— герои этих сказок — крестьянин, солдат,
барин — живут в реальном мире.
— героям помогают ковер-самолет, волшебный
клубок, скатерть-самобранка, живая вода.
3. Какие волшебные сказки вы изучили в этом
учебном году?
4. Определите к какой прочитанной на уроках
сказке относятся эти пословицы, аргументируйте свой ответ.
Не
подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего
бранить его.
Погоди хвалиться: как бы не осрамиться!
5. — Чему посвящена эта сказка? Что она
прославляет?
Ответственный группы: Стрелова Анна
Группа №3
Правила работы в группе:
1. Вежливо обращайтесь друг с другом
2. Выслушивайте мнение каждого
3. Не перебивайте говорящего
4. Доказывайте свои версии
5. В группе ответы дает каждый
6. Умеешь сам- научи другого
Задание
3. Инсценировка сказки
Журавлю стало скучно жить одному, и
задумал он жениться.
— Дай пойду посватаюсь к цапле!
Пошел журавль, — тяп-тяп! — семь верст
болото месил.
Приходит и говорит:
— Дома ли цапля?
— Дома.
— Выдь за меня замуж!
— Нет, журавль, не пойду за тебя
замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе
меня нечем! Ступай прочь, долговязый!
Пошел журавль домой несолоно хлебавши.
Цапля после раздумалась:
«Чем жить одной, лучше пойду
замуж за журавля».
Приходит к журавлю и говорит:
— Журавль, возьми меня замуж!
— Нет, цапля, мне тебя не надо! Не
хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся.
Цапля заплакала со стыда и воротилась
домой. Ушла цапля, а журавль раздумался:
«Напрасно не взял за себя цаплю!
Ведь одному-то скучно».
4.
Как называется сказка?
5.
Расскажите финал сказки
6.
К какому виду сказок относится эта сказка
7.
Чему учит сказка.
Ответственный группы: Никитина
Виктория
Группа №4
Правила работы в группе:
1. Вежливо обращайтесь друг с другом
2. Выслушивайте мнение каждого
3. Не перебивайте говорящего
4. Доказывайте свои версии
5. В группе ответы дает каждый
6. Умеешь сам- научи другого
Задание
5.
Рассмотрите внимательно иллюстрацию.
6.
К какой сказке она относится. Определите вид
сказки, аргументируйте свой ответ
7.
Какой фрагмент изображен на иллюстрации
8.
Каких героев не хватает на рисунке
9.
Чему учит сказка
Домашнее 1. Мой любимый сказочный герой. Почему? 2. За что я люблю русские народные сказки? 3. Добро и зло в русских народных сказках. Дома вам предстоит написать небольшое сочинение по русским В небольшом вступлении обоснуйте выбор темы: чем она вам Затем подробнее раскройте то, что вы написали во вступлении, Если вы пишете о добре и зле в сказках, надо сопоставить В заключение подведите итоги, покажите ваше отношение к тому, о | Домашнее 1. Мой любимый сказочный герой. Почему? 2. За что я люблю русские народные сказки? 3. Добро и зло в русских народных сказках. Дома вам предстоит написать небольшое сочинение по русским В небольшом вступлении обоснуйте выбор темы: чем она вам Затем подробнее раскройте то, что вы написали во вступлении, Если вы пишете о добре и зле в сказках, надо сопоставить В заключение подведите итоги, покажите ваше отношение к тому, о |
Ф.И. | класс | ||
Настроение в начале урока | Настроение в конце урока | Форма оценки | Шкала самооценки |
Разминка | самооценка | ||
Самостоятельная работа в группе | взаимооценка | ||
Ответы на вопросы | взаимооценка | ||
Умение делать выводы | самооценка |
Ф.И. | класс | ||
Настроение в начале урока | Настроение в конце урока | Форма оценки | Шкала самооценки |
Разминка | самооценка | ||
Самостоятельная работа в группе | взаимооценка | ||
Ответы на вопросы | взаимооценка | ||
Умение делать выводы | самооценка |
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 44 «Сибирячок»
(МБДОУ № 44 «Сибирячок»)
Картотека
«Русские народные игры»
Воспитатель:
Саранча Е.В.
г. Сургут
«Ворон»
Цель: двигаться в соответствии с плясовым характером музыки и передавать содержание текста песни. Уметь расширять и сужать круг. Отрабатывать дробный шаг и разнообразные знакомые плясовые движения.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. Выбирается заранее один ребёнок, изображающий «ворона». (Он стоит в кругу вместе со всеми)
Ой, ребята, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах,
В позолоченных серьгах.
Черный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.
С окончание песни «Ворон» выбегает из круга, все закрывают глаза, «ворон» обегает круг, дотрагивается до чьей-нибудь спины, а сам становится в круг.
«Гори ясно»
Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.
Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.
Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.
Играющие хором поют считалочку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Раз, два, три!»
На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.
«Теремок»
Цель: развивать у детей умение передавать в движении содержание музыкального произведения. Воспитывать выдержку, выразительность игровых образов.
Ход игры:
Дети стоят, взявшись за руки в кругу. Заранее выбранные «звери» — Мышка, Лягушка, Лисичка, Зайка и Медведь.
Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по
Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю, полю мышка бежит, Мышка бежит за кругом.
У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт? Мышка стучит, поёт,
Кто, кто в не высоком живёт?» вбегает в круг.
Стоит в поле теремок, теремок. Дети («теремок») идут по
Он не низок, не высок, не высок. кругу и поют.
Вот по полю лягушка бежит, Лягушка прыгает за кругом.
У дверей остановилась и стучит: Дети останавливаются.
«Кто, кто в теремочке живёт? Лягушка стучит и поёт.
Кто, кто в не высоком живёт?»
Мышка. «Я – Мышка – норушка, а ты кто?»
Лягушка. «А я – Лягушка – квакушка»
Мышка. «Иди ко мне жить!»
Таким же образом входят в круг «Лисичка» и «Зайка». Когда к терему подходит «Медведь», он говорит: «Я Мишка – всех ловишка» — все звери разбегаются, а Медведь их ловит.
«Солнце»
Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу.
Ход игры:
Дети стоят по кругу. В центре «солнце» — ребёнок.
Гори солнце ярче, — Дети ходят
Лето будет жарче. — по кругу.
Я зима теплее, — Идут в центр.
А весна милее — Из центра обратно.
А зима теплее, — В центр.
А весна милее. — Обратно.
После слов «солнце» (ловишка) ловит детей
«Чурилки»
Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.
Ход игры:
Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:
Колокольцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы.
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон?
После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.
Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.
«Сова»
Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество.
Ход игры:
Один из играющих изображает «сову», остальные –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер1» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:
Ах ты, совушка — сова,
Золотая голова.
Что ты ночью не спишь,
Всё на нас глядишь?
Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.
«Медведь»
Цель: развивать эмоциональное отношение к игре. Вырабатывать у детей выдержку. Продолжать учить стремительному бегу.
Ход игры:
Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит.
А потом как зарычит
И за нами побежит.
Медведь встает и начинает гоняться за детьми.
«Баба — Яга»
Цель: продолжать учить стремительному бегу, развивать творчество, передавая игровой образ.
Ход игры:
Играющие выбирают Баба – Яга. Она находится в центре круга. Дети ходят по кругу и поют:
Баба-Яга, костяная нога,, — Дети ходят
С печки упала, ногу сломала. — по кругу.
Пошла в огород, испугала народ. — Идут в центр.
Побежала в баньку, — Из круга обратно.
Испугала зайку.
После песни дети разбегаются, Баба-Яга ловит детей.
«Репка»
Цель: продолжать учить спокойному, хороводному шагу и легкому бегу. Воспитывать выдержку, выразительность игро
Ход игры:
Один из детей изображает медведя. Он делает вид, что спит. Дети собирают грибы и ягоды, поют:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Всё на нас глядит.
А потом как зарычит
И за нами побежит.
Медведь встает и начинает гоняться за детьми.
«Угадай, кто зовёт?»
Цель: развивать у детей тембровый слух. Упражнять в умении самостоятельно начинать движение и заканчивать его.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. В центре водящий – «медведь».
Дети идут по кругу и поют:
Медведь, медведь, мы к тебе пришли, Мы к тебе пришли, медку принесли. | «Медведь» ходит вперевалочку. |
Дети протягивают руки вперед, ладошками вверх, предлагают медведю мёду. | |
Медведь, медведь, получай-ка мёд, Получай-ка мёд, угадай, кто зовёт? | «Медведь» кушает мед. |
Медведь закрывает глаза. Взрослый предлагает (показывая на ребенка) позвать медведя. Ребенок, кого выбрали, говорит: «Медведь», «Медведь» старается угадать того, кто его позвал.
«Ловушка»
Цель: выразительно передавать содержание музыки. Самостоятельно начинать движение после вступления. Быстро реагировать на смену регистра, сменой движений. Упражнять в поскоке, легком беге и простом шаге. Воспитывать выдержку, умение подчиняться правилам игры, укреплять дружеские, доброжелательные взаимоотношения.
Ход игры:
Играющие стоят в кругу, в разных местах которого выбирают 5-6 детей. Им дают цветные платочки. Все стоят в общем кругу.
Дети идут по кругу и поют:
Скок, скок, сапожок,
Выходи-ка на лужок,
То прыжком, то бочком,
Топай, топай каблучком.
Останавливаются. Дети с платочками выходят в середину круга, двигаются внутри него легким поскоком. Стоящие по кругу хлопают в ладоши.
«Сороконожка»
Цель: совершенствовать умение детей ходить пружинным шагом, высоко поднимая ноги, легко бегать, ходить топающим шагом. Движения передавать в характере музыки
Ход игры:
Дети встают друг с другом и поют:
Шла сороконожка По сухой дорожке. Вдруг закапал дождик: кап! — Ой, промокнут сорок лап! | — Идут «паровозиком» пружинным шагом. — лёгкий бег. |
Насморк мне не нужен, Обойду я лужи. Грязи в дом не принесу, Каждой лапкой потрясу. | Идут, высоко поднимая ноги — стоя, трясут правой ногой — левой ногой |
Шла сороконожка По сухой дорожке И затопала потом, — Ой, какой от лапок гром! | — Идут «паровозиком» пружинным шагом. — Идут топающим шагом |
«Обеги круг»
Цель: учить двигаться спокойным шагом по кругу. Воспитывать внимание, выдержку.
Ход игры:
Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Идут по кругу и поют народную считалку:
Водица, водица,
Студеная быстрица,
Обеги вокруг,
Напои наш луг!
Воспитатель называет двух детей, стоящих рядом друг с другом. Дети поворачиваются спиной и бегут в разные стороны. Каждый старается прибежать на свое место первым.
«Скок — поскок»
Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага, сужения и расширения круга.
Ход игры:
Скок – скок, поскок, Молодой дроздок. | Продвигаются вперед прыжками. |
По водичку пошел, Молодичку нашел. | Идут мягким шагом. |
Молодиченька Невеличенька. | Сужают круг. |
Сама с вершок, Голова с горшок. | Присаживаются. Расширяют круг бодрым шагом. |
Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя «хвостик».
«Золотые ворота»
Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.
Ход игры:
Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).
Стоящие поют:
Золотые ворота
Пропускают не всегда:
Первый раз прощается,
Второй – запрещается,
А на третий раз
Не пропустим вас!
«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».
- Что такое тавтология и плеоназм?
- Примеры
- Прижившиеся плеоназмы и тавтологии
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Хочу продолжить серию маленьких публикаций (заметок на полях), посвященных теме трактования довольно часто используемых на просторах рунета оборотов и «словечек». Чуть ранее мы заострили внимание на харизме, аннотации и дайждесте.
Сегодня хочу буквально пару слов сказать за тавтологию и плеоназм (вариант написания «тафтология» считается неправильным, хотя многие именно так это слово и произносят, делая его созвучным с «туфталогия», что в общем-то недалеко от истины).
Что же это такое? Какая крылатая фраза стала по сути синонимом тавтологии и почему чаще всего за это «ругают», а не «хвалят»? Чем плеоназм отличается от тавтологии? Или это одно и тоже? Все это, естественно, на примерах, ибо куда же без них.
Что такое тавтология и плеоназм?
Итак, сами по себе эти слова имеют однозначно греческие корни (точнее древне-греческие, когда эта страна была колыбелью философской мысли). Многих раздражает (и раздражало раньше), когда в речи собеседника присутствует множество «слов-паразитов» не несущих смысловой нагрузки, но сильно затягивающих и размывающих основную мысль (краткость, как известно, сестра таланта).
Так вот, ярким примером таких паразитических аномалий в нашей речи является плеоназм и одна из его вариаций — тавтология.
В переводе с древне-греческого слово плеоназм — это излишество (употребление ненужных для понимания слов или фраз), а тавтология — это повторение одного и того же (мысли, причины, описания) в одном предложении (по сути, это частный случай плеоназма).
Это то, что можно охарактеризовать термином — речевые излишества (ошибки). Они очень часто режут слух и засоряют нашу речь.
Подчеркну, что плеоназм представляет более емкое определение, ибо избыточность (излишество) в предложении может создаваться ведь не только употреблением похожих по смыслу слов, но и путем фраз, которые смело можно опустить. Примером такого плеоназма, который нельзя назвать тавтологией, могут служить такие вот фразы-пустышки:
- По направлению к дому ехала телега (можно убрать фразу «по направлению» и ничего по смыслу не изменится и не потеряется)
- Он рассказал мне о том, что… (фразу «о том» можно опустить без утери сути и лаконичости)
- Полезный навык (слово «полезный» тут лишние, ибо навык сам по себе подразумевает «полезное умение»)
Вроде бы пустяки, но это мусор, который засоряет наш мозг.
Но все же, под плеоназмами чаще всего подразумевают именно дублирование смыслов, т.е. чистой воды тавтологию. К тому же такие примеры намного ярче и производят больше впечатление, чем то, что уже было приведено выше.
Примеры тавтологии и плеоназма
Чаще всего такое безобразие происходит, когда употребляют однокоренные слова стоящие рядом. Это можно назвать «детской болезнью», ибо присуще чаще всего именно тем, кто только учится правильно и, что важно, четко формировать свои мысли.
Наверное, вы уже сталкивались с тем, что кто-то кому-то говорит, что это дескать «масло масляное». По сути, данная фраза уже стала сейчас синонимом слова «тавтология» и ее гораздо чаще употребляют, когда хотят указать человеку на выявленный в его речи очевидный недостаток, связанный с речевыми излишествами. «Ну, это же масло масляное!» — говорят в таких случаях.
Примерами «однокоренной» тавтологии могут служить фразы:
- старый старик
- заплатить плату
- высокая высота
- гость в гостях
- спросить вопрос
- белые белила
- проливной ливень
- писатель описывает
- рассказчик рассказал
- улыбнулся широкой улыбкой
- заработанная зарплата
- звенящий звонок
- закончить до конца
- добродушный добряк
- дымом дымится
- маленькие мелочи
- болел болезнью
- открытия открывать
Но есть примеры плеоназма (тавтологического толка, т.е. излишество за счет дублирования смыслов, а не за счет пустых фраз), когда используют не однокоренные слова, но очень близкие по смыслу:
- отрицательный недостаток
- горячий кипяток
- более лучшее
- очень прекрасно
- впервые познакомиться
- бесплатный подарок
- светловолосая блондинка
- мертвый труп
Ну, и еще примеры плеоназма без тавтологии (просто одно из слов лишнее, ибо по-другому просто быть не может и уточнять будет излишне):
- январь месяц
- минута времени
- затылок головы
- перспективы на будущее
- главный фаворит
- ностальгия по родине (что это такое?)
- промышленная индустрия
- моргать глазами
Примеры не раздражающей тавтологии п плеоназмов
Однако, есть примеры, когда явная тавтология совсем не раздражает:
- варить варенье
- начать сначала
- застегивать застежку
- угощать гостя
- закрыть крышкой
- облокотиться на локоть
- белое белье
- черные чернила
- приснилось во сне
- несоразмерность размера
- цветы расцветают
- отслужить службу
- битком набита
- сегодняшний день
- высочайшие вершины
- остановите на остановке
- делать дело
- шутки шутить
- петь песни
- тренировать у тренера
- работу работать
- красная краска (оба слова фразы имеют в своей основе корень «красивый»)
Так же можно много привести примеров, когда явные плеоназмы таковыми уже особо и не смотрятся из-за их частого и повседневного употребления:
- мимика лица
- спускаться вниз
- подниматься вверх
- другая альтернатива
- неприятный инцидент
- толпа людей
- сжатый кулак
- упал вниз
- идти пешком
- в конечном итоге
- лично я
- реальная действительность
- моя автобиография
- молодой парень
- полезный навык (навык — это само по себе «полезное умение»)
Объясняется последнее, скорее всего, просто силой привычки. Если вы эти фразы слышите с детства, употребляете их сами и все ваши окружающие, то замечания по поводу того, что это тавтология будут выглядеть просто напросто неуместными. Эти фразы уже не режут слух, как те, что употребляют по недоразумению.
Часто «тафто-фразы» приходят в нашу речь из пословиц и поговорок:
- сказка сказывается
- сидеть сиднем
- горе горькое
- ходить ходуном
- жизнь прожить
- есть поедом
- без вины виноватый
- вольному воля
- пропадать пропадом
- видать виды
Очень часто к устоявшимся (не разражающим) тавтологиям (плеоназмам) приводят употребления в одной фразе слов заимствованных из разных языков, но означающих почти одно и то же:
- выставочный экспонат (экспонат — это по определению «выставляемый предмет»)
- народная демократия (демократия — это и есть по определению «власть народа»)
- мемориальный памятник (мемориал — это и есть памятник по определению данного слова)
- впервые дебютировать
- свободная вакансия
- внутренний интерьер
- прейскурант цен
- госпитализировать в стационар
- памятные сувениры
- период времени
- полный аншлаг
- импортировать из-за рубежа
- первая премьера (первый дебют)
- народный фольклор
Кроме силы привычки, тавтология может использоваться для усиления эффекта. Об этом можно судить по большей части приведенных выше примеров. К ним еще можно добавить, например:
- крепко накрепко
- целиком и полностью
- истинная правда
- горе горькое
- яснее ясного
- суета сует
- полным полна
- всякая всячина
- нелепый абсурд
Как не допускать тавтологии и плеоназмов в своей речи? Побольше читать (или писать, как это делаю я ???? ). Тем самым вы неизбежно будете повышать свой словарный запас и формировать культуру речи. Все банально, но, к сожалению, в текущем 21 веке интернета не так то уж просто и осуществимо, ибо мы регулярно читаем лишь заголовки новостей и сообщения в соцсетях таких же как мы сами «книгочеев».
Тавтология и плеоназм, речевая избыточность
Русский язык
03.09.2021
Комментариев нет
Когда в коротком высказывании масса ненужных слов, то это называется речевой избыточностью или многословием. Например, в течение последних суток были сильные снегопады и выпало большое количество снега.
Когда в письменной или устной речи много лишних слов, то это называется стилистической небрежностью. Она доказывает, что автор не имеет представления об объекте, который описывает. Между многословием и пустословием тонкая грань.
Пример речевой избыточности. Спортивный комментатор соревнований уведомляет: спортсмены, прибывшие на спортивные соревнования, принимают участие в соревнованиях с иностранными спортсменами.
Многословие выступает в виде:
- плеоназмов — использование слов, которые имеют одинаковый смысл, но лишние в тексте (в результате повседневной обыденности, поднялся вверх, главная суть).
- тавтологии (вариация плеоназма). Повторный термин, только другими словами (дважды умножаем, необъяснимые феномены). Тавтология явно выражена в соединении слов с одним корнем: Как спросить правильно вопрос?
Лексический повтор, встречающийся в тексте — признак того, что писателю не хватает четкости, лаконичности для формулирования мысли, возможно эпитетов. Иногда лексический повтор способен помочь автору сконцентрировать внимание на чем-то главном, например: Век живи, век учись.
Как использовать речевую избыточность?
Речевая недостаточность и речевая избыточность не во всех ситуациях оказывается погрешностью во время написания художественных произведений. Еще хуже, когда человек использует речевые штампы и канцеляризм.
Плеоназмы и тавтологии используются в стилистике для усиления результативности и воодушевления высказываний, а также, чтобы выделить афористичность речи. К этим приемам прибегают литераторы юмористы, чтобы создать шутку.
Главная цель речевой избыточности и тавтологии в стилистике:
- указать на бедность речи, необразованность определенных героев;
- усилить смысловую значимость ситуации;
- выделить определенную мысль в тексте;
- тавтологическое повторение подчеркивает насыщенность или длительность ситуации, например: «Мы шли и шли»;
- подчеркнуть плеоназмами признаки предмета или его характеристику. Авторы могут использовать для того, чтобы уточнить чрезмерное количество предметов, например: «А повсюду шарики, шарики, шарики, шарики…»;
- создание смешных ситуаций, например:»Разрешите мне не разрешать».
Тавтология
Тавтология — мысль, представленная необоснованными повторениями одних и тех же однокоренных слов. Есть такое понятие, как тавтологическая рифма — повторение одного слова в измененном виде в стихотворной форме. Но для риторики — это нельзя использовать.
Однокоренные слова в одном предложении, создающие тавтологию — одна из распространенных ошибок. Таким образом, в одном предложении мы топчемся на одном месте. Это похоже на переспам в тексте.
Чтобы в предложении выделить определенную мысль, необходимо очистить его от лишнего, то есть избавиться от тавтологии, примеры: … совершенно закономерно могут вытекать определения, указывающие, что производительность трудового процесса на определенной ступени развития технического процесса определяется совершенно определенной закономерностью.
В данном предложении все запутанно и слишком много повторений. Очищаем его от мусора и получаем:
Производительность труда на разной степени развития технического процесса определена объективной закономерностью — это обоснованный вывод.
Не во всех ситуациях стоит воспринимать слова с одним корнем, как ошибку стилистики. Их не всегда нужно заменять синонимами в одном суждении, в некоторых ситуациях это невозможно, тест может обеднеть.
Пару слов с одним корнем, которые упомянуты в одном отрывке текста стилистически оправдываются, когда считаются единственными носителями значения. Приходится смириться с тем, что в предложении присутствует тавтология, примеры: на кустах расцветают розовые цветы, тренировать команду будет главный тренер.
В русском языке существуют тавтологические совмещения, которые неизбежны: словарь русских слов, бригадир двух бригад, следователи оперативной группы вели расследование.
Когда авторы сталкиваются с такой проблемой, как сочетание русского слова и иностранного, то не понимают точного смысла второго, например: маленький вундеркинд, ведущие лидеры. Прежде чем сочетать иностранные слова с другими, надо думать об их значении.
Тавтологию можно встретить в русском фольклоре и пословицах. Писатели намеренно применяют их для лексической выразительности: дружба дружбой, а служба службой; ходить ходуном; жизнь прожить не поле перейти.
Плеоназм
Этот термин имеет греческие корни и переводится, как «чрезмерный», «избыточный».
Разберемся, что такое плеоназм? Означает переизбыток в одном суждении слов одинакового смысла.
Примеры: они увидели мертвый труп; я познакомился с темной брюнеткой; он сидел без слов и молчал.
Перечисленные суждения усложнены лишними уточнениями. Как и другие формы речевой избыточности, плеоназм указывает на недостаточную образованность автора. Нужно проанализировать лексику и научиться вовремя устранять ошибки.
В русском языке существует такой тезис, как «мнимый плеоназм». Писатели используют его сознательно, чтобы усилить выразительность речи и эффект восприятия.
Плеонастические сочетания используются для фольклора. Еще ранее авторы пользовались экспрессивно окрашенными плеоназмами в рассказах, например: море-океан, пути-дорожки, жили- были.
Ляпалиссиады
Одной из форм речевой избыточности выступают ляпалиссиады. Они создают эффект юмора в трагической (неуместной) ситуации,
Например:
Мертвое тело лежало и не подавало признаков жизни, слепой человек абсолютно ничего не видел.
Одной из главных ошибок в письменной речи выступает речевая избыточность — это проявление тавтологии и плеоназма. Такие ошибки придают словарному запасу скудности и бедности. Но их используют в написании художественной литературы, с целью придать ей ярких красок.
При работе с текстом всегда нужно стремиться к тому, чтобы своевременно устранять тавтологию и плеоназм. В этом случае тексты читаются быстрее и будут интереснее. Маленький словарный запас и речевая избыточность ухудшают подачу информации.
Если вам понравилась статья на Редачим, оставляйте комментарии и делитесь с друзьями.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Интересное:
кто хочет в группу единомышленников присоединяйтесь к нам
Присоединиться
Тавтология и плеоназм
Со школьных лет всем известно понятие «тавтология» — наличие в одном предложении однокоренных слов: случился случай, спросить вопрос, крайняя крайность…
Не стоит забывать, что такая на первый взгляд избыточность не всегда является ошибкой. Тавтология свойственна устному народному творчеству, вспомните русские сказки с их зачинами и повторами. Тавтология широко представлена в пословицах и поговорках: «Дружба дружбой, а служба службой», «От добра добра не ищут», «Вольному воля», «Без вины виноват» и многие другие, а также во фразеологизмах (ходить ходуном, битком набит, есть поедом и т. п.).
Тавтология используется как стилистический приём и в художественной литературе, причём как в поэтических, так и в прозаических текстах. Она может акцентировать внимание на деталях, усиливать убедительность высказывания, подчёркивать продолжительность действия, может выступать в роли каламбура, создавать ритм стихотворения и пр.:
«Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда» (А. Чехов. «Письмо к учёному соседу»)
«Она невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами» (Л. Толстой. «Война и мир»)
«Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты…» (Н. Гоголь. «Мёртвые души»)
«Вот на берег вышли гости,
Царь Салтан зовёт их в гости»
(А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»)
В отличие от тавтологии плеоназм подразумевает использование слов, значение которых повторяет друг друга, другими словами, плеоназм — это словесная избыточность (свободная вакансия, темноволосая брюнетка, прейскурант цен, первая премьера, импортировать из-за рубежа и т. п.). Однако и плеоназм далеко не всегда является стилистическим изъяном.
Плеоназм часто сознательно используется как в письменной, так и в устной речи, делая её более яркой, образной, убедительной и звучной. Есть выражения, широко использующиеся в повседневной жизни, уже закрепившиеся в языке и являющиеся нормой. Вспомните: спуститься вниз, сжатый кулак, видел своими глазами, из глаз текли слёзы, кивал головой, в конечном итоге, природный инстинкт, сервисное обслуживание, установленный факт; пути-дороги, друзья-товарищи, грусть-тоска, конца-края не видать, жить-поживать. Всё это плеоназмы, используемые для смысловой полноты и стилистической выразительности.
Увы, не все это понимают. Частенько приходится видеть и слышать высказывания типа «ах, как режет слух это ваше в мае-месяце» или «кровь хлещет из глаз при виде лично мне». Поберегите свои уши и глаза, ведь ни то, ни другое не является речевой ошибкой.
Если обратиться к самому происхождению названий месяцев, то мы поймём, что в оригинале они звучат будто бы «косноязычно», ведь Martius mensis — месяц Марса (март), Maius mensis — месяц Майа (май), Julius mensis — месяц Юлия (июль), September mensis — седьмой месяц (сентябрь) и т. д. И во многих языках названия месяцев года по сей день звучат аналогично.
Кроме того, есть случаи, когда слово «месяц» может и даже должно выступать уточнением. В предложении «Август/Май обещает быть томным» вполне логично уточнить, что «Август месяц обещает быть томным», если речь идёт о месяце, а не о человеке. Или во фразе «Октябрь в 1917 году наступил внезапно» нужно уточнить, что «Октябрь месяц в 1917 году наступил внезапно», если речь идёт о месяце, а не об Октябрьской революции.
Великие русские авторы часто писали о месяцах года именно так:
В апреле месяце войска оживились известием о приезде государя к армии (Л. Толстой. «Война и мир»)
Это было в феврале, а в апреле месяце как-то утром мама объявила, что скопила из заработков… (Б. Пастернак. «Охранная грамота»)
В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному… (А. Пушкин. «Станционный смотритель»)
Пред ним сидела совершенно другая женщина, нисколько не похожая на ту, которую он знал доселе и оставил всего только в июле месяце (Ф. Достоевский. «Идиот»)
В сентябре месяце Варвара Павловна увезла своего мужа в Петербург… (И. Тургенев. «Дворянское гнездо»)
Он был дописан в августе месяце, был отдан какой-то безвестной машинистке, и та перепечатала его в пяти экземплярах (М. Булгаков. «Мастер и Маргарита»)
Весной, в мае месяце, старая, почерневшая мельница казалась убогой, горбатой старушонкой… (А. Грин. «Лебедь»)
А скрутило, милые мои, её в январе месяце. В январе месяце её скрутило, а в феврале месяце бежит наша тетя Нюша к врачу за бесплатным советом… (М. Зощенко. «Бабье счастье»)
То же касается и выражений «лично мне» или «лично я». В разговорной речи мы очень часто, даже сами не замечая того, употребляем обороты «Лично я считаю, что так делать неправильно», «Передать данные нужно лично мне», «Я лично прослежу за выполнением задания». Заглянем в словари.
Толковый словарь Д. Ушакова: ЛИ́ЧНО, нареч. Сам (сама, сами), своей особой, персонально (книжн., офиц.). Явиться лично. Лично расписаться. || Непосредственно, с своей стороны (в сочетании с личным местоимением). Лично я ничего не имею против.
Толковый словарь Д. Дмитриева: Ли́чно — нар., употр. очень часто
Если человек делает что-то лично, значит, он делает это сам, без других людей. Я лично прослежу за этим. | Он лично обратился к администрации завода.
Передать что-то кому-то лично значит передать это непосредственно этому человеку. Сообщить ему лично. | Доложить об этом только лично генералу. | Вручить письмо лично адресату.
Вы можете использовать слово лично, чтобы подчеркнуть, что говорите именно о себе. Лично меня это не касается. | Лично я считаю, что нужно отменить этот приказ.
Толковый словарь Т.Ефремовой: ли́чно — нареч. Сам, сама; персонально.
По индивидуальным, присущим данному лицу свойствам, качествам.
Непосредственно (в сочетании с личным местоимением или именем собственным).
Энциклопедический словарь русского языка: ЛИ́ЧНО нареч. Сам (сама, сами), собственной персоной; персонально. Лично написал письмо. Лично обратиться к администрации завода. Лично сам решал задачи для сына. // Непосредственно. Сообщить ему лично. Доложить лично генералу. Вручить письмо лично адресату. Лично меня это не касается.
Мы видим, что употребление выражений «лично мне», «лично я» указывает на непосредственность участия и даже на физическую вовлечённость говорящего в процесс, подчёркивает персональность точки зрения говорящего, усиливает эмоцию говорящего, который выражает именно свои и только свои чувства. Более того, есть смысловая разница в употреблении «мне» и «лично мне», последнее конкретизирует: если я говорю, что вещь нужно передать мне, то вполне возможно сделать это через кого-то, а если я прошу передать вещь мне лично, значит, я прошу передать эту вещь непременно в мои руки.
И в русской литературе есть немало примеров употребления данных выражений:
Я лично сожалел ужо о том, что был сектантом, желающий в искусстве держаться только что доказанных истин (Л. Толстой. Неделание)
И когда он произносит свой приговор «Я вижу неминуемую гибель старой Европы и не жалею ничего из существующего», когда утверждает, что в дверях старого мира ― «не Катилина, а смерть», и на лбу его цицероновское: «vixerunt», ― то можно не принимать этого приговора, ― я лично его не принимаю, ― но нельзя не признать, что в устах Герцена он имеет страшный вес (Д. Мережковский. Грядущий хам)
Никого не насилуя или не трогая, ничего ни от кого и ни от чего не отнимая, тут, по видимости, можно согласиться, но я лично не думаю, что такое соглашение возможно в ближайшем будущем, а всё же начаться сближение это должно, и всего желательнее, чтобы началось оно с Англии… (Д. Менделеев. Заветные мысли)
Лично я буду очень признателен за возможно скорый ответ по следующему адресу: Полтава, Мало-Садовая, дом Будаговского, Владимиру Галактионовичу Короленко (В. Короленко. Письма 1904 г.)
Лично я смотрю на охоту только как на средство быть в лесу (Д. Мамин-Сибиряк. Зелёные горы)
Но лично я привык к трупам довольно скоро и с увлечением просиживал целые часы за препаровкою, раскрывавшею передо мною все тайны человеческого тела… (В. Вересаев. Записки врача)
Лично я никогда не обращал никакого внимания на квартиры, так что этот переезд с точки зрения перемены квартиры мог быть только неприятен моей жене (С. Витте. Воспоминания)
Лично я его увидел в первый раз в доме председателя казённой палаты Я.И.П., где он мне показался очень странным (Н. Лесков. Владычный суд)
Говоря по совести, лично я даже не имею ни малейшего основания что-либо возражать против них (М. Салтыков-Щедрин. В среде умеренности и аккуратности)
Лично я не имею ни малейших причин не уважать вас (Ф. Достоевский. Дневник писателя)
Итак, вы можете смело говорить «лично мне это нужно», «поеду в отпуск в сентябре месяце». А тем, кому это не нравится, советуйте читать классику и любить русский язык.