Татьяна толстая рассказ соня читать

жил человек - и нет его. только имя осталось - соня. помните, соня говорила... платье похожее, как у сони... сморкаешься,

94cf460d91926cf2486a6c1198xf fabric brooch bird the snow maiden the festive series embroid

«Жил человек — и нет его. Только имя осталось — Соня. «Помните, Соня
говорила…» «Платье похожее, как у Сони…» «Сморкаешься, сморкаешься без конца,
как Соня…» Потом умерли и те, кто так говорил, в голове остался только след голоса,
бестелесного, как бы исходящего из черной пасти телефонной трубки…»

Ключевые слова: современная проза, духовный потенциал литературы, евангельские мотивы, пасхальный архетип, интертекстуальность, аллюзия, литературные реминисценции.

Русская литература всегда отличалась исповедальностью и проповедничеством. Современная проза также способна воспитывать высокую духовность. Среди авторов, чьи произведения рекомендуются для изучения, — Т.Н. Толстая.

Готовясь к уроку на тему: «Евангельские мотивы в рассказе «Соня» Т.Н. Толстой», учащиеся самостоятельно прочитывают текст произведения и готовят-ответы на следующие вопросы:

С какими литературными героями вы могли бы сравнить Соню?

Найдите в словаре личных имен значение имени главной героини. Поразмышляйте над тем, почему рассказ так назван.

Охарактеризуйте фонетику имен главных героев.

Как вы думаете, почему автор постоянно привлекает внимание к такой детали, как брошка героини? Почему Соня ею так дорожила? Как эта деталь помогает раскрыть внутренний мир героини?

Найдите в тексте и прочитайте описание камеи Ады Адольфовны.

Как вы думаете, почему рассказчик так стремится заполучить письма Сони?

В литературоведческом словаре найдите определение понятий «символ», «реминисценция», «мотив», «артефакт».

Отметьте в тексте рассказа «Соня» эпизоды, сцены, ключевые слова, которые перекликаются с текстом Евангелия.

Основным видом учебной деятельности на занятии становится коллективная работа. Проводится анализ (с элементами дискуссии) рассказа Т.Н. Толстой, попутно ученики ведут записи.

Рассказ «Соня» относится к числу немногих произведений Т.Н. Толстой, основой для которых стали воспоминания детства. В нем, как и в рассказах «На золотом крыльце сидели», «Милая Шура», «Петере», «Любишь — не любишь», «Огонь и пыль», конфликт строится на столкновении «юродивых» и «нормальных», «в ходе которого «нормальные» начинают постигать, что на самом-то деле их жизнь очень далека от нормы и, может быть, не менее нелепа, чем жизнь «юродивых».

Из большого общества «действительно интересных, по-настоящему содержательных людей» в памяти живущих осталась одна Соня. Повествователь вспоминает свою первую встречу с ней в солнечной комнате, в группе людей, сидящих за столом. Первое впечатление от появления героини остается на протяжении всего произведения. Соня — праведница, ее образ вызывает в памяти других литературных героев — Матрену из рассказа А.И. Солженицына, старуху Дарью из повести В.Г. Распутина. Это кроткий, искренний, любящий человек, наделенный разными талантами. Она прекрасно шьет, великолепно готовит, замечательно воспитывает чужих детей («даже ходили на экскурсию в музей»), следит за порядком в доверенной ей квартире («пыль вытерта»). Но для людей, которым она бескорыстно помогает, Соня остается недалеким, глуповатым человеком, «дурой».

Чтобы как-то скрасить ее жизнь и самим развлечься, «большая компания» героев решила написать Соне письмо от «загадочного воздыхателя». Одинокая героиня легко откликается на розыгрыш. В то время, как для компании был интересен текст письма (в нем молодые люди изощрялись в остроумии, сочинительстве), для Сони важен был романтический ритуал.

Каждый вечер Соня и придуманный Николай «должны были в назначенный час поднять взоры к одной и той же звезде». Шутники, если находились в этот момент рядом с ней, старались всячески помешать. Соня приходила в смятение, а выдумщики веселились.

Все поведение героини обличает в ней глубоко верующего человека. Она по-христиански кротко переносила насмешки, любила детей. Так, в рассказе возникает реминисценция на ситуацию «Евангелия от Луки»: «Но Иисус… сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царство Божие»2. Понимая греховность своей любви к женатому Николаю, Соня никогда не делала попытки встретиться с ним. Ежевечерний ритуал нахождения звезды в районе Пулкова, видимо, напоминал ей явление Рождественской звезды.

Из героини «ровным счетом ничего нельзя было вытянуть…», а «в письмах горела неугасимым пламенем высокого чувства». Любовь Сони сравнивается с горящей свечой. «И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме»3. В Евангелии в аллегорической форме речь идет об изучении учения Иисуса Христа и о том, что оно со временем будет открыто всем и это сделают апостолы. В рассказе Т.Н. Толстой сравнение со свечой предвосхищает развязку. Вся жизнь Сони прошла согласно заповеди, оставленной Иисусом Христом апостолам: «… да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга»4.

На день рождении Николая Соня послала ему свое единственное украшение: белого эмалевого голубка. Этот жест одухотворения и освящения любви. Здесь прямая перекличка с ситуацией из Евангелия: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него»5. Реминисценция присутствует и в конце рассказа: «Вот только белого голубка… она должна была оттуда вынуть. Ведь голубков огонь не берет».

Начавшаяся война, а затем блокада Ленинграда подвели затянувшийся розыгрыш к трагической развязке. Переписка продолжалась, за героя писала одна Ада. «Она уже сама стала немного Николаем и порой в зеркале при вечернем освещении ей мерещились усы на ее смугло-розовом личике». Любовь Сони спасла жизнь Аде Адольфовне. Почувствовав смертельную опасность для жизни любимого, Соня «взяла все, что у нее было — баночку довоенного томатного сока… Сока там было ровно на одну жизнь».

К развязке повествование приобретает своеобразную ритмику, увеличивается число глаголов. Придя к «Николаю», Соня напоила его «соком с ложечки», поплакала, «подбросила книг в печку, благословила свою счастливую судьбу и ушла с ведром за водой, чтобы больше никогда не вернуться». Вероятно, она погибла при бомбежке. Соня умерла в счастливом незнании, с ощущением своей необходимости любимому человеку.

Светлый уход из жизни Сони контрастирует с мрачным концом жизни Ады Адольфовны. Красавица превратилась в трясущуюся парализованную старуху. Антитеза конца обнажает антитезу жизни героинь.

В памяти молодого поколения (бывших детей), к которому относится рассказчик, осталась бессребреница Соня, а унижавшее ее блестящее общество оставило после себя «концертные записи, книги, монографии по искусству». И хотя повествователь риторически восклицает: «Какие судьбы! О каждом можно говорить без конца», рассказ все же назван именем простодушной героини и посвящен ее жертвенной любви.

Полное имя героини — «Софья» (греч. — «мудрость») — помогает понять ее поступки. Она живет с пониманием вечности жизни (Евангелие от Иоанна употребляет выражение «вечная жизнь» как обозначение высочайшего блага, вечно присутствующего во Христе6). Героиня стремится помочь каждому, чем может, получая взамен не только насмешки взрослых, но и любовь детей.

Эти выросшие дети сохранили в семейной памяти образ Сони. Рассказчик (одна из них) безуспешно пытается забрать Сонины письма у Ады Адольфовны. Видимо, также безуспешно жена внука не может получить камею («на камее кто-то кого-то убивает: щиты, копья, враг изящно упал»7) — украшение старой женщины с таким говорящим именем.

Всадник, поражающий змия, — это изображение святого Георгия Победоносца, вероятно, именно он был изображен на камее. С его именем связаны два торжества (празднуются 9 декабря): православное и военное. Православная церковь чтит память сооружения Георгиевского храма в Киеве, кроме того, в этот день торжественно празднуется установление в 1769 году ордена святого великомученика и Победоносца Георгия. Это день русской военной доблести, когда благодарная Россия вспоминает подвиги мужества, отваги и верности своих храбрейших сынов.

Ада Адольфовна носит камею в память о подвиге Сони, спасшей ей жизнь, и, возможно, заставившей пересмотреть приоритетные жизненные ориентиры. Так, евангельские реминисценции, пронизывающие ткань рассказа Т.Н. Толстой, помогают полнее раскрыть высокую духовность идеи произведения.

Практическое занятие завершается рефлексией и саморедактированием чернового варианта ответа по одной из предложенных тем:

1. Автор и его роль в рассказе Т. Толстой «Соня».

2. Библейские мотивы в рассказе Т. Толстой «Соня».

3. Брошь и камея — украшение или символ (по рассказу Т. Толстой «Соня»)?

4. «Безупречно воспринятая гармония слова» (М. Ремизова) в рассказе Т. Толстой «Соня».

Главным литературным событием минувшей недели было объявление в ТАСС лауреата премии имени Валентина Катаева за лучший рассказ, в этом году учрежденной журналом «Юность».

Им стал пермский писатель Павел Селуков. В шорт-лист премии имени Катаева он попал с рассказом «Эмигрант из Беднолэнда». Селуков — финалист премий «Большая книга» и «Национальный бестселлер», автор сборников рассказов «Добыть Тарковского. Неинтеллигентные рассказы» и «Как я был Анной».

Победителю вручили денежный приз в размере 300 тысяч рублей.

В жюри премии вошли писатели Татьяна Толстая, Алексей Варламов и Михаил Тарковский, актриса Любовь Толкалина и президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий Герман Зверев. Председателем жюри стал главный редактор «Юности» Сергей Шаргунов.

Отвечая на вопрос о критериях, которыми она руководствовалась при выборе лауреата, Татьяна Толстая сказала: «Есть такое неопределимое чувство, как «свежесть». Не новизна, а именно свежесть. Если оно возникает при описании самых обычных событий, то рассказ удался. У профессиональных писателей это порой исчезает. И перед нами не пугливая невеста, а такая… хорошо три раза замужем. Жанр короткого рассказа — самый сложный, все ружья должны не просто выстрелить, но выстрелить с глушителем. Писатели, которые пишут рассказы, должны начитаться Набокова, Бунина, Чехова, Юрия Казакова…»

Лауреатом премии за короткий рассказ стал пермский прозаик Павел Селуков

Получая приз, Павел Селуков сказал: «Я был формовщиком на заводе, начал писать в 30 лет, писал рассказы, мне все говорили: пиши роман! И я все пытался понять, чем рассказ хуже романа? Да вот получается, что ничем».

Слушая это, я вспоминал, как в 1983 году в ленинградском журнале «Аврора» был напечатан первый рассказ самой Татьяны Толстой «На золотом крыльце сидели…» и как его сразу же заметила читающая публика. Потом ее рассказы — «Соня», «Река Оккервиль», «Поэт и муза», «Вышел месяц из тумана» и другие — выходили в «Новом мире», и каждый, буквально каждый, был литературным явлением и тепло принимался тогда еще многочисленными читателями главного литературного журнала страны. И, наконец, в 1987 году «рвануло»! В издательстве «Молодая гвардия» вышла книга рассказов Татьяны Толстой, названная, как и ее первый опубликованный рассказ, «На золотом крыльце сидели…».

Эта книга стала без всякого преувеличения литературной сенсацией. Как принято говорить сегодня, это был «вынос мозга». Ну хорошо, тогда еще не все читали Владимира Набокова. Но Бунина, Бабеля, Паустовского и того же Валентина Катаева мы ведь читали. Однако в рассказах Татьяны Толстой была та самая стилистическая «свежесть», о которой она сказала на вручении премии. После прочтения каждого из них возникало четкое ощущение: в русской литературе появился новый писатель, со своим языком, своими героями, но самое главное — со своим мировосприятием.

И для того, чтобы это ощущение возникло, было достаточно прочитать даже не весь сборник, а один (всего лишь один!) из рассказов, в него вошедших.

Процветал роман, а рассказ вял, как бледный цветок, забытый в горшочке в темном углу

С тех пор, как принято писать в романах, прошло больше тридцати лет. И вот я не помню, чтобы за три десятилетия повторилось нечто подобное. Чтобы одна книга рассказов, не говоря об одном рассказе, опубликованном в не самом главном даже в пределах Ленинграда-Петербурга литературном журнале, стала сенсацией. Чтобы об этом говорили все, кто интересуется современной прозой. Взахлеб писали критики. Обсуждали в читательских клубах. Разбирали на семинарах в Литературном институте. Наконец, чтобы книга тиражом 65 тысяч экземпляров разлетелась с книжных прилавков в мгновение ока и стала реальным дефицитом.

Что же это было? Одно из двух. Или Татьяна Толстая талантливее всех, кто писал и печатал свои рассказы за эти тридцать лет, или… Или что-то произошло с самим жанром короткого рассказа. Я думаю, что все-таки второе.

Однажды на Франкфуртской книжной ярмарке на одном из «круглых столов», посвященном проблеме переводов русских писателей за рубежом, зашел разговор о коротком рассказе. Выяснилось, что зарубежные издатели не хотят переводить сборники рассказов русских авторов. Им подавай роман и только роман.

Но такая же ситуация все эти годы была и в русских издательствах. Процветал роман, а рассказ, традиционнейший русский жанр, вял, как бледный цветок, который забыли в горшочке в темном углу. Да, рассказы печатались в «толстых» журналах. Но не они делали погоду любого журнального номера, а опять-таки роман «с продолжением». Единственная премия за короткий рассказ имени Юрия Казакова, учрежденная журналом «Новый мир», была хотя и престижна в узких литературных кругах, но, конечно, никак не могла соперничать с «Русским Букером», «Национальным бестселлером» и «Большой книгой», где все лавры, за редчайшими исключениями, доставались романам. Впрочем, сегодня и эта премия почила в бозе.

Да, сегодня положение потихоньку выправляется. В Редакции Елены Шубиной выходят сборники рассказов Захара Прилепина, Ольги Славниковой, Анны Матвеевой, Дмитрия Быкова, Игоря Сахновского, Михаила Елизарова, других, на мой вкус, превосходных рассказчиков, именно прежде всего рассказчиков, а не романистов. Никого не имея в виду конкретно, возьму на себя смелость утверждать, что многие авторы насиловали свою художественную природу, когда они писали романы «под премии» или в угоду издательствам, которые ждали от них прежде всего романов.

В итоге мы едва не потеряли наш сокровенный литературный жанр, наше национальное достояние.

Очень надеюсь, что учрежденная «Юностью» премия как-то поможет исправить эту ситуацию.

Татьяна Никитична Толстая

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Татьяна Никитична Толстая

    Описание слайда:

    Татьяна Никитична Толстая

  • 2 слайд

    Татьяна Никитична ТолстаяТатьяна Никитична Толстая — российская писательница,

    Описание слайда:

    Татьяна Никитична Толстая
    Татьяна Никитична Толстая — российская писательница, публицист и телеведущая.
    Татьяна Толстая родилась 3 мая 1951 года в Ленинграде, в семье профессора физики Никиты Алексеевича Толстого. Татьяна росла в многодетной семье, где у неё было семь братьев и сестёр. Дедушка будущей писательницы по материнской линии — Лозинский Михаил Леонидович, литературный переводчик, поэт. По отцовской линии является внучкой писателя Алексея Толстого и поэтессы Наталии Крандиевской.

  • 3 слайд

    Начало деятельностиНачать писать её заставило то обстоятельство, что она пере

    Описание слайда:

    Начало деятельности
    Начать писать её заставило то обстоятельство, что она перенесла операцию на глазах. «Это теперь после коррекции лазером повязку снимают через пару дней, а тогда пришлось лежать с повязкой целый месяц. А так как читать было нельзя, в голове начали рождаться сюжеты первых рассказов», — рассказывала Толстая.
    В 1983 году написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели…», опубликованный в журнале «Аврора». Рассказ был отмечен как публикой, так и критикой и признан одним из лучших литературных дебютов 1980-х годов.
    Впоследствии Толстая публикует в периодической печати ещё около двадцати рассказов. Её произведения печатаются в «Новом мире» и других крупных журналах.

  • 4 слайд

    Писательница говорила, что в число её любимой литературы входит русская класс

    Описание слайда:

    Писательница говорила, что в число её любимой литературы входит русская классика. В 2008 году её персональный читательский рейтинг составляли Лев Николаевич Толстой, Антон Павлович Чехов и Николай Васильевич Гоголь. На формирование Толстой, как писателя и человека, сильно повлиял Корней Иванович Чуковский.
    Толстую относят к «новой волне» в литературе. В частности, Виталий Вульф писал в своей книге «Серебряный шар» (2003): «В моде писатели „новой волны“: Б. Акунин, Татьяна Толстая, Виктор Пелевин. Талантливые люди, пишущие без снисхождения, без жалости…».
    Татьяну Толстую также часто относят к жанру «женской» прозы, наряду с такими писательницами, как Виктория Токарева, Людмила Петрушевская и Валерия Нарбикова.

    Творчество Татьяны Толстой

  • 5 слайд

    Первый сборникВ 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаг

    Описание слайда:

    Первый сборник
    В 1987 году выходит первый сборник рассказов писательницы, озаглавленный аналогично её первому рассказу — «На золотом крыльце сидели…». В сборник вошли как известные ранее произведения, так и не опубликованные: «Милая Шура» (1985), «Факир» (1986), «Круг»(1987). После издания сборника Татьяна Толстая была принята в члены Союза писателей СССР.

  • 6 слайд

    Роман «Кысь» В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь». Кни

    Описание слайда:

    Роман «Кысь»
    В 2000 году писательница публикует свой первый роман «Кысь». Книга вызвала много откликов и стала очень популярной. По роману многими театрами были поставлены спектакли

  • 7 слайд

    Рассказы В свет вышло двадцать четыре рассказа писательницы: «На золотом крыл

    Описание слайда:

    Рассказы
    В свет вышло двадцать четыре рассказа писательницы: «На золотом крыльце сидели» (1983), «Свидание с птицей» (1983), «Соня» (1984), «Чистый лист» (1984), «Река Оккервиль» (1985), «Милая Шура» (1985), «Охота на мамонта» (1985), «Петерс» (1986), «Спи спокойно, сынок» (1986), «Огонь и пыль» (1986), «Самая любимая» (1986), «Поэт и муза» (1986), «Факир» (1986), «Серафим» (1986), «Вышел месяц из тумана» (1987), «Любишь — не любишь» (1984), «Ночь» (1987), «Круг» (1987), «Пламень небесный» (1987), «Сомнамбула в тумане» (1988), «Лимпопо» (1990), «Сюжет» (1991), «Йорик» (2000), «Окошко» (2007). Тринадцать из них составили вышедший в 1987 г. сборник рассказов «На золотом крыльце сидели…» («Факир», «Круг», «Петерс», «Милая Шура», «Река Оккервиль» и др.). В 1988 году — «Сомнамбула в тумане».

  • 8 слайд

    Рассказы«Река Оккервиль»«Любишь – не любишь»

    Описание слайда:

    Рассказы
    «Река Оккервиль»
    «Любишь – не любишь»

  • 9 слайд

    Татьяна Толстая – публицистЯркая поэтическая индивидуальность Т.Н. Тол

    Описание слайда:

    Татьяна Толстая – публицист
    Яркая поэтическая индивидуальность Т.Н. Толстой не менее полно проявилась и в ее художественной публицистике. Сборники прозы и эссеистики выходили, чередуясь друг с другом: «Ночь» (2002) — «День» (2002), «Изюм» (2002) — «Двое» (2002), «Круг» (2003) — «Белые стены» (2004); «Кысь» (2000) — «Не Кысь» (2004)[2], что доказывает их одинаковую значимость для художника. Некоторые сборники содержали и прозу, и публицистику одновременно («Двое», «Не Кысь»).

  • 10 слайд

    Публицистика

    Описание слайда:

    Публицистика

  • 11 слайд

    ПублицистикаПублицистику Татьяны Толстой можно охарактеризовать как публицист

    Описание слайда:

    Публицистика
    Публицистику Татьяны Толстой можно охарактеризовать как публицистику сатирическую, которая проявляется благодаря окказиональным соединениям слов и словосочетаний, разбиению фраз, вставным конструкциям, снижению стиля, игре слов с возникновением каламбуров, тропам. Отмечается ярко выраженная оценочность и экспрессивность Толстой.

  • 12 слайд

    Сборник «Женский день»Кто-то может подумать, взглянув на название¸ будто это

    Описание слайда:

    Сборник «Женский день»
    Кто-то может подумать, взглянув на название¸ будто это какой-то женский роман. Отнюдь. Герои рассказов — люди совершенно разные: первоклассница и пенсионерка, мужчина и женщина, завистливая «бабища», разочарованная в бесплодной своей жизни, и отзывчиво-чуткая девушка, любящая всех и вся.

  • 13 слайд

    ТелевидениеВ 2002 году писательница также впервые появляется на телевидении,

    Описание слайда:

    Телевидение
    В 2002 году писательница также впервые появляется на телевидении, в телевизионной передаче «Основной инстинкт». В том же году становится соведущей (совместно с Авдотьей Смирновой) телепередачи «Школа злословия», вышедшей в эфире телеканала Культура. Передача получает признание телекритики и в 2003 году Татьяна Толстая и Авдотья Смирнова получили премию «ТЭФИ», в категории «Лучшее ток-шоу».
    Совместно с Александром Масляковым являлась постоянным членом жюри телепроекта «Минута славы» на Первом канале с 2007 года (1-3 сезоны).

  • 14 слайд

    ТелевидениеТатьяна Толстая в жюри на передаче «Минута славы»Татьяна Толстая н

    Описание слайда:

    Телевидение
    Татьяна Толстая в жюри на передаче «Минута славы»
    Татьяна Толстая на передаче «Школа злословия»

  • 15 слайд

    ЗаключениеСовременная публицистика использует активное воздействие на читател

    Описание слайда:

    Заключение
    Современная публицистика использует активное воздействие на читателя. Оно осуществляется за счет диалога с читателем, приема речевых масок и внешней объективизации в сочетании с субъективной интерпретацией, сцеплений и повторов, использования прецедентных текстов, разговорной речи, близкой читателю и «стирающей» дистанцию между автором и читателем.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Этот материал поможет учащимся ознакомиться с жизнью и творчеством российской писательницы Т. Н. Толстой, с её публицистической деятельностью.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (базовый уровень) (в 2 частях)», Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В.А. и др. / Под ред. Журавлёва В.П.

Похожие материалы

  • Презентация «Художники — иллюстраторы басен Крылова»

  • Элективный курс. Стилистика. Основы культуры речи

  • Элективный курс. Решение орфографических задач

  • Элективный курс, Русская литература: классика и современность

  • Научная статья «Три Толстяка» Ю.Олеши как романтическая сказка

  • Список литературы на лето для 9 класса

  • Внеклассное мероприятие по литературе

  • «Характеристика художественной системы ранней лирики В.Маяковского»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5449486 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС юридических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Основы менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Корпоративная культура как фактор эффективности современной организации»

Татьяна Толстая

Биография

Татьяна Никитична Толстая – писатель, телеведущая интеллектуальной передачи «Школа злословия», автор романа «Кысь».

Татьяна родилась в Санкт-Петербурге (Ленинграде) в мае 1951 года. Семья писательницы такая же колоритная и необычная, как и Татьяна. Дедушка по маминой линии – известный литературный переводчик Михаил Лозинский, поэт. Дедушка по отцу – знаменитый писатель Алексей Толстой, создавший незабвенный «Золотой ключик, или Приключения Буратино» и «Гиперболоид инженера Гарина». Жена Толстого, бабушка Татьяны Никитичны, поэтесса Наталия Крандиевская.

maxresdefault 1Писатель Татьяна Толстая

Добился успехов и отец Татьяны Толстой, который пошел не по литературной, а по научной линии и стал профессором физики.

В доме, в котором родилась будущая писательница, всегда было шумно и весело. Ведь у Толстых росло 7 сыновей и дочерей. Позднее сестра Татьяны Наталья также стала писателем и преподавателем шведского языка. Филологией и историей периода холодной войны увлекся и брат Иван, высказывания которого можно услышать на радио «Свобода». Естественным наукам посвятил себя брат Михаил, который, помимо физики, позднее обратил внимание на политологию.

tolstaya star12 2 Ds3ylN3Фекла, Петр и Татьяна Толстые — родственники

В детстве Татьяна увлеклась чтением. Окончив школу, девушка отправилась поступать в Ленинградский университет, выбрав классическую филологию. Здесь Толстая изучала литературу и два языка – латынь и греческий.

По окончании университета в 1974 году будущая писательница и телеведущая переехала в столицу вместе с мужем, филологом-классиком Андреем Лебедевым.

Книги и телевидение

В столице литератор из Питера устраивается корректором в редакции издательства «Наука». Здесь началась литературная биография Татьяны Толстой. Дебют писательницы – это критическая статья «Клеем и ножницами…», опубликованная в журнале «Вопросы литературы» в 1983 году.

normalТатьяна Толстая в молодости

Как позже поделилась Татьяна Никитична, взяться за перо самой, а не только читать и рецензировать чужие произведения, девушку заставило банальное обстоятельство. После произведенной на глаза операции Татьяне пришлось месяц пролежать с повязкой. От безделья, чтобы скоротать время, Татьяна Никитична начала сочинять тексты. Так родились первые сюжеты будущих произведений писательницы Толстой.

Сняв повязку, Татьяна Толстая сразу же взялась переносить фантазии на бумагу. Так родился дебютный рассказ, вышедший в популярном журнале «Аврора» под названием «На золотом крыльце сидели…». Рассказ тут же был признан лучшим литературным дебютом 1980-ых. Вдохновленная успехом, Толстая пишет еще два десятка рассказов, которые были напечатаны с 1984-го по 1988-ой годы – «Свидание с птицей», «Соня», «Чистый лист», «Любишь — не любишь», «Река Оккервиль», «Охота на мамонта» и другие. Эти произведения охотно приняли модные «толстые» журналы – «Новый мир», «Знамя» и «Октябрь».

img 5061 rs fEMM1h9Татьяна Толстая

Первый сборник рассказов питерской писательницы получил такое же название, как и первый рассказ. Почитатели таланта Татьяны Никитичны смогли приобрести книгу в 1987 году.

Вскоре после издания сборника Татьяну Толстую приняли в Союз писателей СССР. Но вот советская критика отреагировала на произведения нового члена Союза писателей довольно холодно. Молодого литератора упрекали в «густом» письме, умничанье и шаблонности произведений.

Тем не менее, число поклонников творчества Татьяны Толстой росло стремительно. Молодой автор с острым умом и оригинальной точкой зрения, не боящийся резкости и броских красок, Толстая стремительно ворвалась в современную литературную тусовку. Писательница слывет интеллектуалкой и даже бунтаркой. Героями произведений становятся неожиданные персонажи – старорежимные старушки, инвалиды детства, городские сумасшедшие и бомжи. Особо резко высмеивается мещанство и потребительская психология современного общества.

dsc 4790 We9e2XvПисатель Татьяна Толстая

В 1989 году Татьяну Толстую приняли в Российский ПЕН-центр. А в следующем году писательница отправилась в США, где предложили преподавать русскую литературу и письмо в одном из колледжей, расположенном в Принстоне. В этот период Толстая сотрудничает с известными журналами, среди которых «The New Yorker» и «TLS».

Все 1990-ые Татьяна Никитична регулярно наведывалась в Америку, где читала лекции в разных университетах. Толстая по нескольку месяцев жила в США и вскоре заметила, что под влиянием окружающей среды язык эмигрантов наполняется «недословами», некими уродливыми гибридами нескольких языков. Детально это явление остроумная писательница сумела отобразить в эссе «Надежда и опора».

В 90-е не забывала Татьяна и родину, где в еженедельнике «Московские новости» писательнице предоставили собственную рубрику под названием «Своя колокольня». В журнале «Столица» Толстая занимала пост редактора. Статьи литератора появлялись также в издании «Русский телеграф». За рубежом Татьяна Толстая принялась за создание переводов собственных произведений, благодаря чему приобрела мировую литературную славу. В 1998 году вместе с сестрой Натальей Толстой выпустила книгу «Сестры».

i4000rtwТатьяна Толстая на презентации своей книги «Сестры»

В России, куда писательница окончательно вернулась в 1999 году, Татьяна Толстая вернулась к журналистской и преподавательской деятельности.

В 2000 году появился первый роман Татьяны Толстой, названный «Кысь». Произведение было встречено неоднозначно, но приобрело множество поклонников. В книге речь пошла о России, пережившей ядерный взрыв, после которого интеллектуальные способности населения резко снизились. Первобытные инстинкты заменили человеку нормы морали и нравственности. В романе, созданном без единого положительно персонажа, каждая строчка сквозит сарказмом. Создательнице роман принес премию «Триумф» и вскоре превратился в бестселлер. Сюжет неоднократно становился основой для сценических постановок, в том числе и для радиоспектакля.

А в следующем году вышло еще три книги Толстой: сборники рассказов «День», «Ночь» и «Двое», тираж которых составил 200 тысяч экземпляров. В этом же году писательница была удостоена премии XIV Московской Международной книжной ярмарки в категории «Проза».

tolstaja tatjana 48442957Татьяна Толстая в шоу «Минута славы»

С 2002-го Татьяна Никитична Толстая появилась на экране. Сначала в передаче «Основной инстинкт», а потом и в «Школе злословия». Последнее ток-шоу она вела вместе с Авдотьей Смирновой. Передача стала любимой для многих интеллектуалов и принесла ведущим премию «ТЭФИ». Позже Толстая появилась в еще одном шоу под названием «Минута славы».

В начале 2000-х библиография Татьяны Толстой пополняется работами «Изюм», «Круг», «Белые стены», «Женский день», «Не Кысь», «Река». В 2010 году Толстая вместе с племянницей Ольгой Прохоровой публикует первую книгу для детей, которая получила название «Та самая Азбука Буратино». Здесь прослеживается связь с известнейшим произведением деда Татьяны Никитичны «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

В 2010 году литератору вручается ряд международных премий. Через два года радиостанция «Эхо Москвы» и журнал «Огонек» помещает имя писательницы в список «Ста самых влиятельных женщин России». В 2014 году после выпуска повестей «На малом огне», «Невидимая дева», «Легкие миры» Татьяна Толстая становится лауреатом литературной премии Белкина. Через год писательница порадовала поклонников сборниками «Войлочный век» и «Девушка в цвету».

14265162199 da5886b47a bТатьяна Толстая на презентации своей книги «Легкие миры»

Еще один талант Татьяны Толстой – кулинария. За плечами писательницы большой багаж рецептов приготовления блюд европейской и русской кухни. Описание приготовления пирогов, салатов, тортов писательница размещает на собственной страничке в «Фейсбуке» и в блоге ЖЖ. Описания рецептов Татьяна сопровождает красочными фото, которые увеличивают просмотр аккаунтов пользователями сетей.

Личная жизнь

Как человек умный и интеллигентный, Татьяна Никитична не обсуждает приватную жизнь и не выставляет подробности на всеобщее рассмотрение. Известно, что личная жизнь Татьяны – это сыновья Артемий Лебедев и Алексей Лебедев, которые родились от брака с Андреем Лебедевым, потомком знаменитого военачальника.

1459439376 tolstaya s semey minТатьяна Толстая и Андрей Лебедев с сыновьями

Артемий – талантливый дизайнер, у которого есть собственная студия, где Лебедев осуществляет художественное руководство.

Младший сын Татьяны Толстой – Алексей – фотограф, живет в Америке и занимается компьютерной графикой и архитектурой.

Татьяна Толстая сейчас

Сейчас писательница свободное время уделяет блоггингу, а также творческим встречам с поклонниками. В 2017 году Татьяна Толстая посетила Ригу, где пообщалась с читателями в формате творческого вечера, после чего дала интервью порталу, посвященному новостям культуры.

Татьяна Толстая

tatyana tolstaya big

Имя: Татьяна Толстая (Tatyana Tolstaya)

Отчество: Никитична

День рождения: 3 мая 1951 (70 лет)

Кто родился в этот день: 12 чел.

Место рождения: Ленинград, СССР

Вес: 75 кг

Семейное положение: не замужем

  • Детство, юность, семья
  • Литературное творчество
  • Телевидение и «Школа злословия»
  • Личная жизнь Татьяны Толстой
  • Татьяна Толстая сейчас

Биография Татьяны Толстой

uzn 16045675245

Детство, юность, семья

uzn 16045675574

uzn 16045679103

Одним из ярких потрясений детства, сильно повлиявшим на Татьяны дальнейшее мировоззрение и отношение к миру, стала случайная встреча семилетней девочки со стариками-блокадниками.

Писательница вспоминала, как в школе в 1958 году, несмотря на то, что уже состоялся знаменитый двадцатый съезд КПСС, на котором был осужден культ личности Сталина и его идеологического наследия, их, первоклашек, учили бдительности. Учительница наставляла детей, что повсюду могут быть шпионы, которые хотят навредить великой родине. И если к ним, детям, кто-нибудь обратится на улице с вопросом, куда и как пройти, они дождны знать: перед ними – шпион. И вот однажды весной маленькая Таня играла во дворе, лепила в песочнице куличики, а мимо проходили старик со старухой, еле-еле переставляя раздутые ноги:

uzn 16045676466

Литературное творчество

Однажды у Татьяны начались проблемы со зрением, ей понадобилась операция на глазах. После коррекции зрения длительное время приходилось носить повязку на глазах, поскольку свет очень болезненно воздействовал на роговицу. От того, что ей приходилось либо лежать, либо передвигаться практически на ощупь, Татьяна от скуки стала придумывать сюжеты, в ее голове рождались идеи, которые позже она воплотит на бумаге.

Первый рассказ, название которого вскоре озаглавит и первый сборник, был напечатан в журнале «Аврора». «На золотом крыльце сидели…» (1983) читатели восприняли как новое явление в советской литературе. Критики также были лояльны к начинающей писательнице.

uzn 16046588725

То ли рассказ от имени ребенка, то ли наполовину сказку сочли лучшим литературным дебютом года. После этого толстые литературные журналы, которые в библиотеках зачитывались до дыр, а из почтовых ящиков их просто воровали «интеллигенты-читатели», стали радушно привечать молодого автора.

В «Авроре», «Новом мире», «Звезде» публикуются «Свидание с птицей» и «Соня», «Чистый лист» и «Любишь – не любишь». За пять лет Толстая написала и опубликовала более двадцати рассказов. После выхода первого сборника литератора приняли в Союз писателей СССР.

Плодовитость автора и её самобытный стиль раздражали литературных критиков. Их претензии к Толстой сводились к упрекам в излишней образности и детализации, так называемой «густоте» письма. К тому же, по их мнению, все рассказы были написаны по одному и тому же сценарию. Но благодарные читатели называли Татьяну новатором с оригинальным видением мира, неравнодушной к проблемам самых неожиданных людей – от слабоумных инвалидов до поэтов-гениев – словом, всех, кому нелегко социализироваться в мещанском обывательском обществе.

Толстая становится членом российского ПЕН-центра, а в 1990 году ее пригласили в Америку, предложив вести курс русской литературы и языка в колледже Саратоги-Спрингс.

Деятельная натура писательницы не довольствовалась исключительно преподаванием. Татьяна писала статьи в TLS, The New Yorker и другие издания, а также читала лекции в высших учебных заведениях. Более всего литератор была поражена, насколько под влиянием среды изменился русский язык, на котором разговаривали эмигранты. Свою точку зрения на это явление она изложила в публикации «Надежда и опора».

Девяностые годы для Толстой прошли в курсировании между Россией и США. В Москве она возглавила редколлегию журнала «Столица» и вела собственную еженедельную рубрику «Своя колокольня» в «Московских новостях». Печаталась со своими новыми статьями в «Русском телеграфе». В Америке и Европе тем временем начали переводиться ее книги. Параллельно две Толстых, Татьяна и Наталья, работали над книгой «Сестры», которая была издана в 1998 году. Еще через год писательница, устав мотаться между странами, вернулась в Россию, чтобы вплотную заняться публицистикой и преподаванием.

uzn 16046587900

Начало нового тысячелетия писательница отметила выпуском своего первого романа «Кысь». Ажиотаж вокруг него небывалый. Если человек не прочитал «Кысь», на него смотрели недоуменно: о чем тогда с тобой разговаривать?

Антиутопическая книга о России будущего, весьма незавидного, была отмечена литературной премией «Триумф». Ее называли современной русской классикой, по ней ставились спектакли, создавались радиопостановки.

uzn 16046590974

Тем временем Толстая выпустила три новых книги: «День», «Ночь» и «Двое». Она становится лауреатом четырнадцатой московской международной книжной ярмарки в номинации «Проза». Книги раскупались с небывалой скоростью, несмотря на общий внушительный тираж в двести тысяч экземпляров. Вскоре Толстой предложили пост главного редактора в издании «Консерватор» и она приняла предложение.

В двухтысячных поклонники творчества Толстой стали зачитываться такими произведениями как «Женский день», «Река», «Не Кысь», «Белые стены», «Река». Кроме того, Татьяна реализовала свою давнишнюю мечту и в паре с племянницей, Ольгой Прохоровой, выпустила детскую книгу «Та самая Азбука Буратино». Сюжет книги перекликался с известной сказкой дедушки Татьяны Алексея Толстого.

Тогда же Толстую, по версии журнала «Огонек», назвали в числе ста самых влиятельных россиянок. Вскоре вышли новые произведения писательницы: «Невидимая дева», «На малом огне» и «Легкие миры». В 2015 году вышли два новых сборника «Войлочный век», а также «Девушка в цвету».

В 2010 года Татьяна Толстая начала писать книги не только для взрослых, но и для детей. В соавторстве с Ольгой Прохоровой она выпутила книгу «Та самая Азбука Буратино», связанную общим сюжетом со знаменитой книгой дедушки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Идея книги, по словам Толстой, родилась еще тридцать лет назад, однако времени и вдохновения на реализацию проекта не хватало. Однажды в разговоре со своей племянницей Ольгой Прохоровой Толстая упомянула об этом, и та, загоревшись идеей, предложила написать книгу в соавторстве. В итоге произведение заняло второе место в рейтинге детской литературы XXIII Московской книжной ярмарки.

Телевидение и «Школа злословия»

uzn 16049975090

За этот период в гостях у ведущих побывало более четырехсот гостей, но некоторые выпуски так и не появились в эфире. К примеру, актер и автогонщик Николай Фоменко заявил, что передачу с его участием запретила лично редактор телеканала «Культура», которая усмотрела в его высказываниях непочтительное отношение к власти.

Татьяна Никитична побывала также в составе жюри проекта «Минута славы», а в «Большой разнице» появились пародии на писательницу.

Личная жизнь Татьяны Толстой

Избранник студентки Толстой учился в том же университете, что и она сама. Возникшая симпатия между Андреем Лебедевым и Татьяной вскоре переросла в неподдельный интерес друг к другу. У Андрея в роду тоже были выдающиеся личности, к примеру, его дед, генерал-полковник Валентин Лебедев, женившийся в свое время на гречанке.

Обоим было интересно разбираться в хитросплетениях генеалогии. Молодые люди сами не заметили, как уже не могли обходиться друг без друга. Вскоре они расписались. По окончании вуза Андрея, как подающего надежды молодого ученого, направили по распределению в Москву. За ним поехала и коренная ленинградка Татьяна. Впоследствии супруг стал одним из авторов Большой Советской энциклопедии, получил профессорскую должность.

Татьяна Никитична Толстая

Фото Все

432324 4

213231

4231 1

42123123

Видео Все

mqdefault

mqdefault

mqdefault

«Антропология»: Татьяна Толстая

Татьяна Толстая — биография

Татьяна Толстая – российский литератор, публицист, литературный критик, ведущая на ТВ. Автор романа-антиутопии «Кысь» и ряда других произведений, принесших ей славу в России и за рубежом.

Российского автора Татьяну Толстую широкая публика знает по телепередаче «Школа злословия» и ряду литературных произведений, среди которых роман-антиутопия «Кысь». Ее книги переведены на несколько языков мира. Авторству Татьяны Никитичны принадлежат сборники рассказов «Изюм», «На золотом крыльце сидели…», «Белые стены», «Любишь – не любишь» и многие другие.

Детство и юность

Писательница родилась в Ленинграде через несколько лет после окончания войны – 3 мая 1951 года. Девочка росла в колоритной семье, имена членов которой широко известны в России и за ее пределами. Дедушка по матери – уважаемый в литературных кругах переводчик и поэт Михаил Лозинский. Дед со стороны отца – автор легендарного «Золотого ключика» и фантастического романа «Гиперболоид инженера Гарина», знаменитый русский и советский литератор Алексей Толстой. Его супруга, бабушка Тани, Наталия Крандиевская – известная поэтесса. Отец Татьяны Никитичны литератором не стал, зато добился успехов в научной деятельности, став профессором-физиком.

23424 6Татьяна Толстая в юности

Дом Толстых всегда был наполнен детским смехом и весельем – в семье воспитывалось семеро мальчиков и девочек. Кроме Татьяны, на литературном поприще прославились и ее брат с сестрой. Наталья стала известной писательницей, она преподает шведский язык. Иван глубоко изучал филологию и историю, и сейчас его цитаты звучат в эфире радиостанции «Свобода». А вот брат Миша отдал предпочтение естественным наукам и политологии.

С ранних лет Таня много читала. После школы она стала студенткой филологического факультета Ленинградского университета. В стенах этого учебного заведения девушка занималась литературой и овладела двумя языками – греческим и латынью.

К моменту окончания университета в 1974 году Толстая была уже замужем за философом Андреем Лебедевым. Пара решила переехать жить в Москву.

Литература и ТВ

После переезда молодая писательница устроилась на работу в столичное издательство «Наука» на должность корректора. Творческая биография Татьяны началась именно здесь, а ее первым шагом в мир писательства стала опубликованная в 1983 году статья «Клеем и ножницами…». До этого продолжательница династии писателей только читала и рецензировала чужие труды.

232332 3Татьяна Толстая в молодости

Позже Толстая призналась, что писать собственные произведения она начала при банальных обстоятельствах. В молодости Татьяне Никитичне пришлось перенести операцию на глаза, после чего она около месяца провела на больничной койке в отделении офтальмологии. Заняться было нечем, время шло медленно. Девушка решила взяться за перо – так появились первые наброски будущих книг писательницы. Первой известной работой стал рассказ «На золотом крыльце сидели…», опубликованный на страницах популярного издания «Аврора» и признанный лучшим дебютным произведением 80-х годов. Успех вдохновил Толстую, и она сочинила еще около двух десятков рассказов, изданных с 1984 по 1988 годы. Самыми читаемыми среди них стали «Охота на мамонта», «Любишь – не любишь», «Чистый лист», «Соня», «Свидание с птицей», «Река Оккервиль». Этим сочинениям с радостью открыли свои страницы популярные издания «Новый мир», «Октябрь» и «Знамя».

Первую опубликованную книгу литератор назвала так же, как и дебютный рассказ – «На золотом крыльце сидели…». На тот момент у Татьяны Никитичны уже образовался круг почитателей, которые смогли приобрести этот сборник в 1987 году.

Вскоре Толстая была удостоена чести стать членом Союза писателей СССР. Однако, литературные критики тех лет не спешили баловать молодую писательницу положительными рецензиями. В своих отзывах они ругали Татьяну за шаблонность, «густое» письмо и заумность.

234234 38Татьяна Толстая

Несмотря ни на что, читательская аудитория Толстой стремительно расширялась. Книголюбам нравился стиль молодого автора, который не боялся выражать свою точку зрения, порой используя для этого острое словцо. Набирающая популярность писательница стала членом литературной тусовки столицы. За Татьяной Никитичной прочно закрепилась репутация интеллектуального автора с бунтарским характером. В ее сочинениях можно встретить самых неожиданных героев – городских сумасшедших, бомжей, инвалидов детства, старорежимных бабушек. Ее произведения зачастую резко высмеивают проявления мещанства и потребительского отношения к миру.

В конце 80-х литератор стала членом Российского ПЕН-центра. Вскоре Толстая отправилась в американский город Принстон, где в одном из колледжей стала преподавателем русской литературы и письма. Здесь началось ее сотрудничество с известными изданиями «TLS» и «The New Yorker».

В течение 90-х годов визиты в Штаты стали для писательницы регулярными. Преподавая в американских ВУЗах Татьяна Никитична обратила внимание, что окружающая среда оказывает огромное влияние на речь эмигрантов. В их языке поселяются различные «недослова» и гибриды, полученные в результате смешения разных языков. Мыслями об этом явлении писательница поделилась в своем эссе «Надежда и опора».

В это же время Толстая вела литературную деятельность и на родине. Еженедельный журнал «Московские новости» выделил ей авторскую рубрику, получившую название «Своя колокольня». В издание «Столица» литератора пригласили на должность главного редактора. Публиковалась Татьяна Никитична и в «Русском телеграфе».

В США писательница переводила собственные труды, и вскоре о ее творчестве узнали зарубежные читатели. В конце 1990-х в соавторстве с сестрой Наталией Толстая издала произведение «Сестры».

Вернувшись на родину окончательно, автор продолжила заниматься журналистской и преподавательской работой.

23221

Знаменитый роман Татьяны Толстой «Кысь» увидел свет в 2000 году. Реакция на произведение была неоднозначной, но книга быстро нашла своего читателя. В ней повествуется о жизни в России после произошедшего ядерного взрыва, когда население резко утратило интеллект. Люди «откатились» в первобытные времена, мораль и нравственность уступили место животным инстинктам. Роман уникален тем, что в нем нет ни одного положительного героя. Произведение, в котором между строк сквозит сарказм, стало настоящим хитом и получило престижную награду – литературную премию «Триумф». На основе сюжета «Кысь» было поставлено несколько спектаклей и радиопостановок.

В начале 2000-х из-под пера Толстой вышло еще три сборника: «Двое», «Ночь» и «День». Книги были изданы двухсоттысячным тиражом. Вскоре на Московской Международной книжной ярмарке писательницу представили к награде в номинации «Проза».

324234243 2Татьяна Толстая ведущая передачи «Школа злословия»

Начало телевизионной карьеры литератора пришлось на 2002 год. Дебютным появлением на экране стало участие в программе «Основной инстинкт», после чего ее пригласили вести «Школу злословия». В последней передаче ее соведущей стала кинорежиссер Авдотья Смирнова. Передачу высоко оценили интеллектуалы, она стала пользоваться популярностью на ТВ, а талантливые ведущие были удостоены премии «ТЭФИ». Чуть позже писательница приняла участие в еще одном популярном шоу – «Минуте славы».

2323 12Книги Татьяны Толстой

С начала 2000-х годов Татьяна Никитична написала ряд произведений, самыми известными из которых стали «Река», «Не Кысь», «Женский день», «Круг» и «Изюм». В 2010 году совместно с родственницей Ольгой Пороховой Толстая создала детскую книгу «Та самая Азбука Буратино». Это произведение тесно связано со сказкой «Золотой ключик, или приключения Буратино», написанной знаменитым дедом писательницы.

В том же году литератор получила несколько премий международного уровня. Татьяна Никитична попала в рейтинг «Ста самых влиятельных женщин России», куда ее имя было помещено благодаря радиостанции «Эхо Москвы» и журналу «Огонек».

В 2014 году вышли повести «Легкие миры», «Невидимая дева» и «На малом огне», принесшие автору литературную премию И. П. Белкина. В следующем году поклонники творчества Толстой увидели сборники «Девушка в цвету» и «Войлочный век».

343423

234234234 15

223424

Писательство – не единственная страсть Татьяны Никитичны. Будучи отличным кулинаром, она собирает лучшие рецепты мировой кухни и публикует их на своих страничках в социальных сетях. Описание выпечки, салатов и горячих блюд можно найти в аккаунтах литератора на «Фейсбуке» и в «Живом журнале». Все рецепты сопровождены красочными фото, поэтому пользуются огромной популярностью у подписчиков.

Личная жизнь

Являясь интеллигентной и умной женщиной, Толстая никогда не выносит свою личную жизнь на публику.

Татьяна Никитична на всю жизнь связала себя узами брака с Андреем Лебедевым, от которого родила двоих мальчиков – Артемия и Алексея.

324324423Татьяна Толстая с мужем Андреем Лебедевым и сыновьями Артемием и Алексеем

Первенец Артемий Лебедев стал талантливым художником и дизайнером, чьи работы высоко ценятся в творческой среде.

Младший Алексей посвятил свою жизнь фотографии, архитектуре и компьютерному дизайну. Проживает и работает в Соединенных Штатах.

В настоящее время

Сейчас Татьяна Толстая активно развивается как блогер и организовывает встречи с почитателями своего таланта. В 2017 году писательница побывала в Прибалтике, где провела творческий вечер для книголюбов.

24243 5Татьяна Толстая

После мероприятия у литератора взяли интервью, в котором она рассказала о новостях культуры и своих творческих планах.

Ссылки

  • Инстаграм
  • Facebook
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Биография Татьяны Толстой

t tolstaja 0

Муж — Андрей Валентинович Лебедев (с 1974 г.)
Родители — Никита Алексеевич Толстой, Наталья Михайловна Лозинская
Дети — Артемий Лебедев

Татьяна Никитична Толстая — российская писательница, телеведущая и публицистка, она родилась третьего мая 1951 года в Ленинграде. Произведения этой женщины известны по всему миру. Они были переведены на английский, французский, шведский и другие языки.

Многодетная семья

Будущая писательница родилась в семье литераторов. Её дедом был Алексей Толстой, также Татьяна находится в родстве с Михаилом Лозинским и Наталией Крандиевской. Отец девочки, Никита Алексеевич, был профессором физики. О деятельности матери, Натальи Михайловны, ничего не известно.

У Тани было шестеро братьев и сестёр. Многодетная семья проживала в доме Ленсовета у реки Карповки. Толстая с детства любила читать, её увлекали языки и литература. Именно поэтому после окончания школы девушка подала документы в Ленинградский университет на отделение классической филологии. Там Таня изучала латинскую и греческую литературу, диплом она получила в 1974 году. Сразу же после окончания учебного заведения Толстая вышла замуж за филолога Андрея Лебедева. Вместе они переехали в Москву. Позже у супругов родилось двое сыновей — Артемий и Алексей.

Первые статьи

После переезда девушка устроилась в Главную редакцию издательства «Наука». Её приняли на должность корректора. В течение десяти лет Таня трудилась там, и только в 1983 году она опубликовала своё первое сочинение. Дебютом стала критическая статья под названием «Клеем и ножницами».

Позднее писательница признавалась, что писать начала после проведённой операции на глазах. Ей пришлось лежать с повязкой в течение месяца, в это время и начали появляться в голове идеи для рассказов. За это время девушка придумала сюжеты для таких произведений, как «Соня», «Свидание с птицей» и «На золотом крыльце сидели…». Последнее из них было опубликовано также в 1983 году на страницах журнала «Аврора». Именно этот рассказ был признан лучшим литературным дебютом года.

t tolstaja 2

Критики и читатели высоко оценили талант Татьяны. После успешного дебюта она регулярно публиковала свои сочинения в журналах «Новый мир», «Октябрь» и «Знамя». За четыре года было издано несколько десятков рассказов. В 1987 г. Толстая выпускает первый сборник, названный в честь дебютного рассказа «На золотом крыльце сидели…». Спустя некоторое время женщину принимают в союз писателей СССР.

Непонимание и переезд в Америку

Не всем представителям советской власти пришлись по душе рассказы писательницы. Её упрекали в отсутствии оригинальности, шаблонной схеме развития сюжета, излишне «густом» письме. Некоторые критики не могли за один раз осилить произведения Толстой, другие же испытывали скуку во время прочтения. Кроме того, ажиотаж вызывали и главные герои рассказов. В их числе были старорежимные старушки, инвалиды, «городские сумасшедшие» и даже бомжи. Женщина высмеивала потребительскую психологию общества, она критично относилась к мещанству.

В 1989 году Татьяна Никитична стала постоянным членом Российского ПЕН-центра. В следующем году она переезжает в США. Там писательница занялась педагогической деятельностью. Она преподавала студентам колледжа Скидмор русскую литературу и художественное письмо. Параллельно с этим Толстая печаталась в американских журналах, иногда её приглашали прочесть лекции в других университетах.

Почти десять лет писательница провела в регулярных командировках в США. За это время она заметила изменения в своём словарном запасе, появление «недослов», представляющих собой гибриды нескольких языков. Это явление Толстая отлично отобразила в своём рассказе «Надежда и опора».

С 1991 г. женщина пробует себя в качестве журналистки. Она ведёт авторскую колонку «Своя колокольня» в печатном издании «Московские новости». Также Татьяна входит в состав редакционной коллегии журнала «Столица». Её очерки, статьи и эссе публиковались и в издании «Русский телеграф».

Одновременно с этим женщина продолжает писать художественные произведения. В 1998 году на книжных полках появляется книга «Сёстры», написанная в соавторстве с Натальей Толстой. В это же время книги Татьяны начинают переводить на иностранные языки. Также в этом году писательницу принимают в редколлегию американского журнала «Контрапункт».

t tolstaja 3

Возвращение на родину

В 1999 г. Толстая окончательно вернулась в Россию. В следующем году выходит её первая объёмная работа — роман, названный «Кысь». Критики неоднозначно отреагировали на новое сочинение писательницы, но у книги было немало поклонников среди обычных читателей. За своё творчество женщина получила премию «Триумф», вскоре роман получил звание бестселлера.

В 2001 г. опубликовано ещё три книги писательницы — «Двое», «День» и «Ночь». В этом же году Татьяна Никитична получает приз Московской международной книжной ярмарки. В 2002 г. она становится главой редакционного совета издания «Консерватор».

Через несколько месяцев Толстая впервые появляется на телевизионных экранах. Она ведёт передачу «Основной инстинкт», а также становится соведущей Авдотьи Смирновой в проекте «Школа злословия». Последнее шоу принесло женщине премию «ТЭФИ». В 2014 г. проект закрыли. Позже Толстая стала ведущей ещё одной телепередачи под названием «Минуты славы».

В 2010 г. выпускается книга для детей «Та самая азбука Буратино». Это произведение напрямую связано с рассказом дедушки Толстой «Золотой ключик». Такой проект Татьяна готовила уже давно, но не находила для него времени. В разработке «Азбуки» принимала участие племянница писательницы Ольга Прохорова.

Сейчас Татьяна продолжает писать, изредка появляется на телевизионных экранах. Она получила несколько государственных и международных премий за свои достижения. Женщина предпочитает не распространяться о своей личной жизни. Известно, что у неё есть два взрослых сына от первого и единственного супруга. Вместе с семьёй Толстая проживает в Москве.

Татьяна Толстая: «Отец был необычайно ярким человеком, я его таким помню»

Подписаться

Поделиться

В рамках культурных встреч «Первые воспоминания» в Музее современного искусства «Эрарта» писательница Татьяна Толстая рассказала о детстве, семье и схожести с Гоголевским Плюшкиным.

normal

На фото: отец Татьяны Толстой — Никита Алексеевич Толстой.

О родителях

После убийства Кирова в 34-м было решено выслать интеллигенцию из Ленинграда. В их число попал и мой дед, Михаил Леонидович Лозинский. Он, собственно, уже сидел на чемоданах: дважды его уже арестовывали, но отпускали. Первый раз по делу Гумилёва, второй – для порядка. Чтобы мою маму – Наталью – не сослали как дочь врага народа, мой отец Никита Алексеевич Толстой предложил ей расписаться. Они отпраздновали фальшивую свадьбу и разошлись. А Алексей Толстой, мой дед по отцовской линии, подключил свои связи и стал просить, чтобы Лозинского не трогали ─ в итоге так и получилось.

Что касается родителей, их фиктивный брак нескоро перерос в настоящий, но вместе они прожили почти 60 лет: отец не дожил всего год до юбилея. Вчера папе исполнилось 100 лет. Он был необычайно ярким и обаятельным человеком, я его таким помню.

normal

На фото: портрет Татьяны Толстой фотографа Джерри Бауэра

О Доме Ленсовета и Сергее Кирове

Я родилась в 51-м году, тогда мы жили в маленькой квартирке в Первом Доме Ленсовета на Карповке, 13 ─ в него должны были въехать разные партийные начальники. Там все было по последнему слову техники: нестандартные планировки, двухэтажные квартиры, а на первом этаже располагалась отдельная прачечная.

Нашей большой семье (Татьяна Толстая – четвертый ребенок в семье – Прим. ред) понемногу стало тесно, тогда отец пошел к председателю исполкома с просьбой улучшить жилищные условия. Тот обрадовался: «Голубчик, вы меня спасли, ─ говорит, ─ берите чемоданы и занимайте квартиру 33». Оказалось, что по закону многодетным семьям предоставляли дополнительную жилплощадь, а на эту квартиру претендовали сразу два важных человека ─ исполкомовец не знал, кого выбрать.

Ставшая нашей квартира в свое время предназначалась для ленинградского number one ─ Сергея Мироновича Кирова. Но 1 декабря 1934-го года злодейская пуля пресекла его партийное существование, и в эту квартиру он так и не въехал.

Когда мы переехали, к отцу с просьбой обратился сосед:
— Никита Алексеевич, вы физик? Не подскажете, что у меня в стене?
Отец посмотрел, а там одни провода – готовились прослушивать Кирова.

Прошло много лет: я купила себе другую квартиру и начала ее обживать. Заглянула в один магазин старья и купила белую скульптурную «голову» Кирова. Чтобы не разбить статуэтку, было решено на время отнести ее в квартиру к родителям на Карповке. Прихожу с «головой» под мышкой, меня спрашивают:

— Что там у тебя?
— Да, Киров…

И тут меня осенило: впервые Киров вошел в свою квартиру. Как было ему предназначено, так и свершилось. Я растрогалась, поцеловала его в белую голову и сказала: «Пойдем, Сергуль, все тебе покажу. Не удалось при жизни? Посмотрим сейчас!».

normal

На фото: Татьяна Толстая с мамой — Натальей Михайловной Лозинской (Толстой).

О неблагословенной квартире

Квартира на Карповке – непростая. Она была последним помещением, куда до ареста вошел Мейерхольд.

В 90-х годах я вместе с мамой была за границей, моя старшая сестра написала нам по факсу: «Помните, наша няня все время бормотала: «Неблагословенная эта квартира. Надо освятить». Пока вас нет, я решила пригласить попа. Мы с ним поднялись на второй этаж, а на родительской кровати лежал откуда-то взявшийся рыжий кот. Священник его окропил, и тот с чудовищным ревом бросился в сторону балкона, только его и видели».

Мы посмеялись. Проходит два дня ─ получаем новый факс. История имела продолжение: когда сестра вышла на балкон, то увидела в углу ведро, а в нем лежал мертвый кот. «Теперь вы понимаете, что это было? Дьявол. Мы изгнали его».

О предках по отцовской линии

Родители моей бабушки по отцу Натальи Крандиевской – Василий Афанасьевич и Анастасия Романовна – были оба из Ставрополя. Типичная интеллигенция: они протестовала против политики правительства, но, разумеется, дома, играли на гитаре и пели украинские песни. Он издавал скучный литературный журнал. Она была красавицей, но с 25-ти лет начала глохнуть, а после его смерти оглохла совсем и начала немного сходить с ума. Глухота – это ведь не тишина, а чудовищный грохот ─ невыносимое заболевание.

С 35-го года ее поселили в дом престарелых писателей на Миллионной улице, где Анастасия Романовна «переписывалась» с товарищами в блокнотах. Это как смс-ки, только застывшие во времени.

Потом «Вестник глухих» заказал у нее статью о ее опыте болезни. Она написала и рассказала о своем деде: тот был крепостным крестьянином, прекрасно пел и был очень красив – верю. В него влюбилась помещичья дочь, и ему была дана вольная. Дед стал купцом и к концу жизни тоже совершенно оглох . Вот так глухота Анастасии Романовны позволила копнуть глубже в прошлое.

О памяти

Моя бабушка Татьяна Борисовна была удивительным человеком и очень скромным. Своего мужа Михаила Леонидовича Лозинского она обожала и ничего не делала для себя, все для других. Во время советской власти – ссылок и арестов – ей писали с просьбой помочь, и она собирала посылки с провизией ─ со сгущенкой и колбасой твердого копчения ─ чтобы не испортилось.

Много лет Михаил Леонидович тяжело болел, а когда стало понятно, что он умирает, бабушка покончила с собой. В суете вокруг него сразу никто и не заметил.

Мне кажется, что я их помню, но, если задуматься, наверное, нет. Я помню момент исчезновения. Будто память ампутировали, ужасное ощущение. Я вообще Плюшкин, я ничего не «выбрасываю». У меня огромное количество вещей пылится в коробках и распадается на части от старости. Билетик, дешевые серьги – ерунда. Нормальный человек бы выбросил, а я смотрю на них и вспоминаю разные истории. Как их выбросить-то? Каждая такая вещь ведет к целому миру.

© ngonb.ru

Татьяна Толстая: «Интеллигент оказался дико живуч и выжил!»

28 Ноя 2021, 13:43

Известная российская писательница и телеведущая Татьяна Толстая стала хедлайнером литературного фестиваля «Белое пятно» в Новосибирске. Она провела три встречи с читателями. Поклонников романа «Кысь» и «Школы злословия», которая умудрилась продержаться в рейтинговом телеэфире 12 лет, оказалось очень много. Татьяна Толстая ответила на вопросы, которые ей были заданы в стенах Новосибирской государственной областной научной библиотеки. Получился откровенный рассказ про жизнь и про литературу.

Публикуем выдержки из бесед — о фатализме и живучести интеллигентов, тенденции к реализму и словесной кулинарии, про русский мир и «феминистический раж» и «доносы» в США.

Про жизнь

Это такая сущность. Очень многозначная, много чем наполняется. И это есть некая совокупность, и, однозначно, сила. Есть вещи, которым ты ничем не можешь сопротивляться. Вот где-то в Канаде или в Америке на берегу озера образуется лед и начинает ползти на берег. А там стоит дом, и людям сначала интересно, но лед все давит и ползет. В итоге он разваливает дом… Вот это такая сила, с которой ты ничего не можешь поделать. Это — часть природы — жизнь! Она может быть и неприятной, но она идет по каким-то своим дорогам и путям. И ничего ты с ней сделать не можешь.

Я в принципе не поддаюсь отчаянию. Это у меня отключено.

Я очень легко переношу ограничения, потому что мне как интроверту общение совсем не нужно. Я совершенно легко общаюсь в «Зуме» и не вижу никаких повреждений психических от этого. Я знаю, что многие это не любят, а уж детям тем более тяжело. Но нужно просто искать интересных собеседников и знать, что они интересны.

Про фатализм

В общем и целом, я фаталист. Могут быть какие-то варианты — судьба не ломит так прямо. Ты можешь болтаться туда-сюда, но это как идти в вагоне, который катит по рельсам. Все предначертано

Про интеллигентов

Интеллигент описан Максимилианом Волошиным в поэме. Он считал, что интеллигент умер. Вымер! Он описывает интеллигента русского как порожденного петровской эпохой и как сделанного по слепку против власти: если у одного выгнутое, то у другого выпуклое. И он растворился в горниле революции и гражданской войны.

Но Волошин не прав. Интеллигент оказался дико живуч и выжил. Да еще как выжил и до наших дней дошел! Интеллигент — человек чуткий к культурным вещам, имеющий чуткое ухо, внимательный к языку.

Про Чехова

Почему никто не знал, в какой лагерь Чехова отнести? Либералы говорили: как ты можешь с этим дружить и там печататься? В ненаших изданиях! Они его терпели за талант, но не понимали, как он так может? А ему было все равно: для Чехова этих лагерей как бы не существует. Он знает, что они существуют, но для него совсем не важно это. Он воспроизводит жизнь и человека в постоянной динамике. Чехов никогда не осуждает, потому что это глупо — осуждать. Это для примитивных писателей.

Про писателей

Писатель должен почувствовать, должен встать на свой голос. Он должен ощущать этот свой голос. Тяжело молодому и начинающему — обнаглеть надо как-то! Но обнаглеешь — что-то теряешь… Сложно это. И, вообще, нельзя научить писать — это понятное дело. Но можно научить чему-то в этом плане. Я вот учила людей в Америке: называлось это creative writing — творческое письмо. Учила, с чего должен начинать, чем заканчивать и каким-то правилам. В художественном письме нет законов. Очень полезно учить метафоры. Но вот почему-то американское сознание плохо воспринимает метафоры. А ведь метафора — это когда ты отрываешься от реальности и что-то происходит…

Я пишу в разных жанрах. И в каждом из них я другой человек.

Про «Кысь»

У персонажей книги вообще нет прототипов. Технически можно назвать это антиутопией, но не было у меня этой схемы в голове. Привиделось, наверное. Можно сказать, что это такая метафора нашей жизни — о том, что культура уничтожается. Люди начинают делиться на тех, кто помнит старую культуру и на новых — тех, кто ничего не знает. Обрушиваются какие-то пласты, люди не могут наладить коммуникацию. Старый культурный код исчез, а нового нет.

Это и о том, что если ты глупый и у тебя нет какого-то воспринимающего устройства, то книги не несут тебе ни света, ни разума. Да, есть книжная наркомания, но если нету соображения, то не в коня корм. Главный герой — невежественный, глупый; он эгоистичен и у него нет нравственного стержня. Интересно продумать само ощущение героя-дурака! Считается, что очень трудно писать героя умнее себя. Льву Толстому удавались такие фокусы! Но, оказывается, написать героя глупее тебя тоже довольно трудно. Так же трудно, как в Мертвое море нырнуть.

Про «Школу злословия»

Мы — не профессионалы. Мы работали экспромтом. В этом есть фишка, но она может не сработать. Поскольку мы не профессионалы, а организаторы — профессионалы, то они хотели встречаться еженедельно для разбора полетов. Чтобы рассказать, что было плохо, неправильно и как нам надо было себя вести. Я сразу сказала, что ничего не буду делать из того, о чем они говорят. Потому, что я абсолютно ничего не запоминаю и не выучу! Я сказала, что буду делать так, как мне удобно и больше никак… Говоришь с человеком и все как-то летает, поскольку он знаменит, интересно отвечает на вопросы. Тогда и сама программа так и летит…

Возродить передачу невозможно ни в каком виде. Это абсолютно исключено и даже думать об этом не нужно. Мир унесся далеко вперед.

Про современную литературу

Произошло какое-то перенасыщение солевого раствора. Огромное количество вещей, ходов разных, того, что составляет суповой набор литературы, уже много раз использовалось. Все темы конечны, непостижимо только одно — индивидуальность. Ты можешь писать от своего лица, даже если с тобой произошло то же, что с другими. Сегодня действительно есть тенденция идти в реализм какой-то, мемуарный план развивается.

Про новую «Войну и мир»

Нет, не появится! И понятно почему. Для того, чтобы написать роман такого масштаба и такой важности, нужно родиться гением. И потом, время таких кирпичей» все-таки прошло. Многие пробовали, но вот мир у них как-то не присоединился к войне…

Про экранизации

Я плохо к этому отношусь. Это разные вещи. То, что мне было нужно и важно, я в этом вот виде вылила на бумагу. Я это сконструировала и отвечаю за каждую запятую. Любая переделка — кино, театр, еще что-то — это уничтожение моего труда. Это может быть совершенно замечательно по-своему, но мне это не нравится.

Про Русский мир

Русский мир? Это апроприация! Русский мир апроприирован не самыми симпатичными мне группами людей.

Про культуру в США

Сейчас там ужасно — правда, ужасно в смысле выражения своих мыслей. Может быть, даже хуже, чем я себе представляю. Я уехала в 1998 году — они политкорректность свою внедряли тогда сильно. Уже тогда, в 90-е, считалось, что мужчина — это плохо, это белая шовинистическая свинья. Сейчас и другие определения добавились: например, цисгендерность… И существует представление, что классики, как Шекспир и Лев Толстой — это плохо, потому что это мертвые белые шовинистические свиньи… Было такое движение и оно густым липким слоем покрыло кафедры колледжей и университетов.

Представление о России совсем превратное. Ну, сейчас-то уже совсем все плохо. Им казалось, что мы, как бурлаки на Волге, где-то бредем с этой лямкой… А последние два года с этим БЛМ — полный кошмар: феминистический раж, внесудебные расправы, доносы, радостное кликушество и все прочее.

Одна женщина написала неплохую пьесу и напечатала ее. И тут набежали со всех сторон, а они ведь всегда толпой набегают! Стали возмущаться, что в этой пьесе нет ни одного черного персонажа. Начинают ее шеймить, доводят до слез, и она пишет покаянное письмо про то, как она ошибалась.

Это чистый РАПП! У нас были люди, которые пострадали за это. И я им говорю, что вы только сейчас проходите 20-е годы — так сильно от нас отстали. Вы слыхали про наши 30-е годы, про Большой террор, а вот про 20-е вы, голубчики, не слыхали! И даже не представляете себе, как это!

Про кулинарию

Из меня, конечно, кулинар еще тот. Я из рецептов не делаю никакого секрета — я их публикую полностью. Но известно, что по одному и тому же рецепту у людей блюда получаются разные… Тем не менее, все в открытом доступе. Я немножко готовлю, но я готовлю достаточно редко и не увлекаюсь этим делом. Я больше в словесной кулинарии.

Ресторанные критики, конечно, великие люди, но их возможности словесные довольно сильно ограничены. Они начинают метаться, у них там все сочное и хрустит… Читать их невыносимо, особенно, если ты сыт. Противно почему-то становится. Нужно искать какие-то другие ходы для того, чтобы писать о ресторанах. У меня вышло где-то шесть эссе о ресторанах, довольно больших. Я буду это издавать. Добавлю какие-то свои тексты из фейсбука или ЖЖ, которые имеют отношение к еде. И, наверное, туда же впендюрю какие-то рецепты.

Про фейсбук

Я опыты ставила. Например, у меня давно в фейсбуке был пост из одной точки. И что вы думаете?! Уже через десять комментариев драка с украинцами… То есть, людям все равно на какой почве! Им совершенно все равно: они с утра встают и выходят где-то желчь погонять.

Я как-то писала, что комментатор, как и сапер, ошибается только один раз. А потом придумывает себе новую личность, тихо сидит под новым аватаром, помалкивает, посматривает… Я на них абсолютно не обижаюсь, я им говорю: пошел ты в жопу!

Подготовил Владимир Кузменкин

  • Таунсенд и другие рассказы теодор драйзер книга
  • Татьяна толстая на златом крыльце сидели читать рассказ
  • Татьяна фомина дзен яндекс читать рассказы
  • Татьяна тэсс хранитель времени итоговое сочинение
  • Татьяна толстая легкие миры рассказ