Татьяна семенова сказка про жабу

Почтовая карточка. серия москва будущего. 1914 год. музей москвыпосетители узнают, как менялись подходы к городу на протяжении последних 100 лет

Утопии, визионеры и творцы: о чем расскажет новая выставка в Музее Москвы

Почтовая карточка. Серия «Москва будущего». 1914 год. Музей Москвы

Посетители узнают, как менялись подходы к городу на протяжении последних 100 лет и как самые смелые идеи воплощались в городской среде.

Поразмышлять над главными утопиями градостроительных планов столицы, увидеть, как рос и развивался город благодаря идеям ярчайших личностей, и помечтать о будущем предлагают в Музее Москвы. 17 декабря здесь открывается выставка «Москва: Проектирование будущего».

«Это выставка о том, как сложилась знакомая нам ткань города, как она могла бы измениться, если бы реализовались головокружительные фантазии градостроителей, как и чьими руками она меняется прямо сейчас и как мы, горожане, можем в этом участвовать. Составные части выставки формируют объемную картину проектирования будущего», — говорит куратор проекта Дмитрий Ликин.

Выставка связана с прошлым, настоящим и будущим. Это уникальная возможность увидеть, какой бы была столица, если бы сбылись мечты конструктивистов и осуществился сталинский генплан. История генеральных планов развития Москвы представлена с помощью мультимедийной инсталляции, которая в доступной форме преподносит концепции, лежавшие в основе сложных градостроительных документов.

Своеобразный противовес — раздел «Утопии», представляющий самые смелые идеи преобразования Москвы, зачастую имевшие с реальностью мало общего. Среди них автомобильный тоннель под Красной площадью, конкурс на развитие Москвы 1932 года, в том числе предложения Ле Корбюзье, знаменитый «Летающий город» Георгия Крутикова и многое другое.

Также посетители увидят цикл документальных короткометражных фильмов, сделанных специально для выставки креативной студией «История будущего» Михаила Зыгаря. Они посвящены развитию дорожной, социальной и культурной инфраструктуре, паркам, а также событиям, которые повлияли на формирование города: переносу столицы, обводнению, пожарам, юбилеям, Олимпиаде-80 и другим.

На сенсорных столах с интерактивными играми посетителям предложат создать свой идеальный город, подобрать подходящие объекты для застроенного участка, а также пройти тест на знание различных тем из области градостроительства и архитектуры.

«Москва: проектирование будущего» — визионерский проект, над которым работали председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, а также специалисты Москомархитектуры, Института генплана Москвы, Музея Москвы и других организаций.

«Если говорить об архитектуре, то я не верю ни в какой “большой стиль”, которому мы должны следовать, — говорит главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Москва — город очень эклектичный. С точки зрения истории каждый стиль современен, будь то белокаменные храмы или сталинский ампир. Каждый слой создавался лучшими представителями своего времени, и зачастую это были иностранные зодчие. Сегодня мы также не должны уклоняться от интернациональной повестки, от глобализации. Не надо бояться приглашать зарубежных архитекторов и проводить международные конкурсы, находиться в поиске новых форм и способов выражения».

По его словам, сама идея выбрать один стиль и законсервировать в нем Москву — большая ошибка. Модерн, авангард, классицизм, барокко — все они соответствовали своему времени. Архитекторы работают в городе, который до них строился очень долго и будет долго строиться после. Свою часть современным архитекторам нужно сделать максимально качественно. Тогда город будущего будет так же прекрасен, как сегодняшняя Москва.

По мнению Татьяны Гук, директора Института генплана Москвы, выставка дает ответ на вопрос, что такое город в современном понимании.

«В свое время генплан 1935 года был инструкцией по воплощению в жизнь идеи идеального города с целью его превращения в столицу мирового пролетариата. И эта идея была вполне жизнеспособной благодаря плановой экономике. Сейчас ситуация другая. Россия не изолирована от остального мира и сильно зависит от глобальных трендов: меняется ситуация в мире — меняется ситуация в стране. Кроме того, включается еще один компонент — жители, горожане, ради которых и ведутся все работы по созданию генерального плана города. Сейчас главная ценность — это человеческий капитал. Поэтому здесь не может быть директивной истории, только стратегическая», — считает она.

В разделе экспозиции, посвященной творцам Москвы, можно будет познакомиться с людьми, которые создавали облик столицы.

«Они не просто заглянули в будущее Москвы, но и день за днем создавали его: планировали, проектировали, строили город своей мечты. Им оказалось под силу воплотить в жизнь самые смелые планы, придав хрупким образам правильные формы, — говорит председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская. — Такими людьми в ХХ веке можно назвать главных архитекторов Москвы и руководителей архитектурно-градостроительных органов. Среди них — Владимир Семенов и Сергей Чернышев, разработчики документа своего времени — генерального плана Москвы 1935 года, Дмитрий Чечулин, идеолог монументальных архитектурных произведений — знаменитых высоток, определивших облик послевоенной столицы, и многие другие».

По словам директора Музея Москвы Анны Трапковой, выставка рассказывает о московском градостроительстве во всех аспектах. Утопия — неотъемлемая часть проектирования и разговора о городе. Архитекторам и градостроителям всегда было свойственно стремиться к идеалу, однако в каждый период времени в основе образа города будущего лежали разные идеи. Выставка в Музее Москвы расскажет самой широкой аудитории о том, как менялись подходы к городу на протяжении последних 100 лет, и покажет, как инновационные идеи с ходом времени воплощались в городской среде.

На чтение 8 мин. Опубликовано

elizabeth spencer 1505025 unsplash

По залитому солнцем лугу бегала Девочка. На ней было белое кружевное платьице, на кудряшках розовые бантики, а в руках она держала сачок, чтобы ловить бабочек. Ей было весело и хорошо. И тут, на большом зелёном листе лопуха, она увидела огромную Жабу, покрытую бородавками.

— Какая мерзкая жаба, — с отвращением сказала Девочка.
— Кхе-кхе, — прокашлялась Жаба. — А ты в курсе, что я принц заколдованный?
— Не может быть, — недоверчиво сказала Девочка.

— Правда-правда, — подтвердила Жаба. — Злая ведьма заколдовала меня и мое огромное Королевство. Я молод, прекрасен и богат. Если ты расколдуешь меня, я возьму тебя в жены, и мы будем жить долго и счастливо. Я буду носить тебя на руках и каждый день дарить цветы.

— А как тебя расколдовать? — спросила Девочка.
— Это не просто, ведь злая ведьма наложила сложное заклятие. Ты должна взять меня домой, чтобы я спал в твоей мягкой постельке и целовать меня каждый день. Кормить с ложечки и выносить погулять. И тогда всё случится. Однажды утром ты увидишь рядом не мерзкую жабу, а красивого принца. А жизнь твоя станет счастливой и безмятежной.

Девочка зачарованно слушала Жабу. Она смотрела на кожу, покрытую бородавками, на огромные, навыкате глаза, узкую щель рта, а видела высокого статного мужчину с копной чёрных волос и лукавым прищуром зелёных глаз. Рядом с ним она видела себя — в пышном белом платье в красивом замке, слышала слова любви…

Преодолев отвращение, Девочка опустилась на колени, посадила Жабу в подол платья и унесла к себе домой.

С того дня жизнь Девочки изменилась. Она больше не бегала на солнечном лугу за бабочками, не пела и не веселилась. Она ухаживала за Жабой. Жаба оказалась очень капризной: она требовала круассанов на завтрак и спагетти с соусом бешамель на ужин, она хотела спать в постели Девочки, а ещё она оставляла слизские следы на полу и на постели и Девочке приходилось постоянно мыть полы и стирать бельё.

Она перестала завязывать бантики и надевать красивое кружевное платьице. От стирки руки ее покраснели и очень болели. А Жаба продолжала оставаться большой и мерзкой Жабой и никак не превращалась в того красивого принца. Иногда Девочка смотрела на нее и очень хотела выбросить из своего домика, чтобы жить как прежде, но она боялась ошибиться. А вдруг осталось совсем немного? А вдруг уже завтра она проснется и увидит рядом не мерзкое земноводное, а зеленоглазого брюнета?

Так прошло несколько месяцев. Мало кто узнал бы в этой замученной замарашке некогда веселую и беззаботную Девочку. Теперь всем распоряжалась Жаба. А Девочка только обслуживала её и делала грязную работу по дому.

Однажды Жаба накричала на неё за то, что она слишком долго несла ей обед. Девочка вышла из домика и заплакала. Она сидела на крылечке и горько рыдала. Её увидела Птичка, что пела на веточке.

— Почему ты плачешь? — спросила её Птичка.
— В моем доме живет мерзкая Жаба, которая кричит на меня. Целый день я мою, убираю и готовлю ей есть. Я очень устала и не хочу так больше.

— А чей это дом? – спросила Птичка.
— Мой, — ответила Девочка, вытирая слезы.

— А кто принес к тебе домой эту Жабу?
— Я сама, — грустно сказала Девочка.

— Зачем? – удивилась Птичка.
— Она обещала мне, что превратится в принца, если я буду ухаживать за ней. Но прошло уже много месяцев, а ничего не изменилось.

— Почему бы тебе тогда не выбросить Жабу из дома?
— А вдруг это правда? И уже скоро она превратится в принца? И я не дождусь совсем немного? Я так много сил потратила уже. Будет обидно, что я не дождалась совсем чуть-чуть.
— А если ты проведешь всю жизнь ухаживая за Жабой, которая никогда не превратится в принца? – спросила Птичка.
Девочка задумалась.
— Если бы я знала точно…, — проговорила она.

Тут Девочка подняла голову и её глаза просияли: — А не сходить ли мне к старой Ведьме, что живёт за лесом? Она стара и мудра, может она скажет мне — станет Жаба принцем или нет?

Девочка обрадовалась и немедленно пошла к Ведьме. Старая Ведьма жила за лесом в покосившейся избушке.
— Мне бы узнать, — рассказывала ей Девочка. — Не упущу ли я возможность выйти замуж за принца.

Ведьма взяла куриные потроха, глаза летучих мышей и болотную траву и стала гадать. Она трясла седой головой и смотрела в свой горшочек над которым поднимался густой вонючий пар.

— Это просто жаба, — сказала она, наконец. — Не трать своё время. Она никогда не станет принцем.

Девочка грустно вышла от колдуньи. Она шла какое-то время, опустив голову, и тут ей пришла в голову идея.

— Ведьма может ошибаться. Что знает эта старуха о принцах? Мне нужно сходить к доброй Волшебнице! Она-то скажет мне точно!

Добрая Волшебница жила в красивом замке со стрельчатыми окошками и высокими башенками.

— Я так устала, — говорила ей девочка. — Но я боюсь, что если прогоню Жабу, то никогда не выйду замуж за Принца!

Волшебница покачала головой и попросила один день. Она гадала по лунному свету и звёздам, выводила сложные формулы из облачных завитков и белых ромашек. И на следующий день она вынесла свой вердикт:

— Это просто жаба, — сказала она девочке. — Она никогда не станет принцем. Тебе лучше отнести ее обратно на луг.

Девочка молча выслушала Волшебницу и ушла. Но внутри она кипела от возмущения:
— Они мне завидуют! — воскликнула она, выйдя на улицу. — Конечно, всем хочется выйти замуж за Принца. Я лучше их знаю! Я же чувствую, что делаю это не напрасно.

И Девочка вернулась к Жабе. Она выслушала много неприятных слов за то, что ушла надолго и не кормила Жабу это время. Отмыла дом от слизи, приготовила обед и искупала Жабу. Жаба была довольна. Большая, буро-зеленая, в бородавках, она лежала на кружевной подушке в кроватке Девочки. Сама Девочка не могла спать с Жабой и уже давно уступила ей свое место. Она спала на узкой кушетке на кухне. Перед сном она, как обычно, думала о том, как прекрасна станет её жизнь, когда Жаба превратится в Принца. Она придумывала имена своим детям, размышляла, какие цветы будут расти в её саду. В этих сладких мыслях она и уснула.

И приснился ей сон: вот идёт она по тропинке к своему домику и видит, что весь он обветшал и обвалился, окна пыльные и тёмные, а на крылечке у домика сидит старуха. Страшная и лохматая, похожая на лесную ведьму. И вот старуха смотрит на неё и манит её к себе крючковатым пальцем, а Девочка и хочет убежать, да ноги не слушаются. Подходит она к старухе, а та смотрит на неё своими блеклыми выцветшими глазами и спрашивает:
— Узнаешь меня?
— Нет, — отвечает ей Девочка с испугом. — Я никогда не видела тебя прежде.

— Кхе-кхе, -кашляет старуха. — Я — это ты. Много лет я ухаживала за Жабой и ждала, что она станет принцем. Мне все говорили, что это просто Жаба, но я никому не верила. Я верила только Жабе. Я очень хотела выйти замуж за принца. И я очень боялась, что если прогоню Жабу, то этого никогда не случится. Так прошло много лет, а вчера Жаба умерла.

Просто умерла от старости. И я долго плакала о том, что никогда уже не произойдет. О своей жизни, которую потратила на то, чтобы ухаживать за ней. Я плакала о том, что стала стара и не могу как прежде бегать по лугу и ловить бабочек. И о принце за которого никогда не выйду замуж.

— Посмотри на меня, посмотри! — стала кричать старуха. — Я — твоё будущее!

— Нет, нет, — закричала Девочка. Она хотела убежать, но ноги не слушались её и она только закрывала глаза руками и кричала: — Нет, нет!!

— Ты мешаешь мне спать, — услышала она скрипучий голос. Открыла глаза и увидела, что спит на кушетке, а Жаба сидит на полу и смотрит на неё.
— Отнеси меня в кроватку и веди себя тихо! — велела Жаба.
Девочка смотрела на неё и в голове ее крутились одна за другой фразы, которые ей говорили Птичка, Ведьма, Волшебница и эта старуха в её сне:
— Это просто Жаба!

Она встала с постели, взяла в руки Жабу, подошла к двери и открыла её.
Жаба почувствовала неладное:
— Эй! Куда ты несёшь меня?! — вопила она.

Девочка открыла дверь, широко размахнулась и бросила Жабу так далеко, как только могла.

— Уходи! — крикнула она. — И не возвращайся. Я больше никогда не буду кормить тебя и класть на свою постельку! Это мой дом и я буду делать то, что нравится мне. Я снова буду бегать по лугу, ловить бабочек и радоваться жизни! Я не верю твоим обещаниям. Ты просто Жаба!

Она закрыла дверь и впервые за многие месяцы улыбнулась.

Автор: Татьяна Семенова

для авторки этой сказки, Татьяны Семеновой, скорее всего, это сказка про мужчин-нарциссов. Для меня как лесбийской феминистки, эта сказка конечно же глубже и про гетеросексуализм и мужчин в целом. Почитайте, любопытно

____________

По залитому солнцем лугу бегала Девочка. На ней было белое кружевное платьице, на кудряшках розовые бантики, а в руках она держала сачок, чтобы ловить бабочек. Ей было весело и хорошо. И тут, на большом зелёном листе лопуха, она увидела огромную Жабу, покрытую бородавками.

— Какая мерзкая жаба, — с отвращением сказала Девочка.

— Кхе-кхе, — прокашлялась Жаба. — А ты в курсе, что я принц заколдованный?

— Не может быть, — недоверчиво сказала Девочка.

— Правда-правда, — подтвердила Жаба. — Злая ведьма заколдовала меня и мое огромное Королевство. Я молод, прекрасен и богат. Если ты расколдуешь меня, я возьму тебя в жены, и мы будем жить долго и счастливо. Я буду носить тебя на руках и каждый день дарить цветы.

— А как тебя расколдовать? — спросила Девочка.

— Это не просто, ведь злая ведьма наложила сложное заклятие. Ты должна взять меня домой, чтобы я спал в твоей мягкой постельке и целовать меня каждый день. Кормить с ложечки и выносить погулять. И тогда всё случится. Однажды утром ты увидишь рядом не мерзкую жабу, а красивого принца. А жизнь твоя станет счастливой и безмятежной.

Девочка зачарованно слушала Жабу. Она смотрела на кожу, покрытую бородавками, на огромные, навыкате глаза, узкую щель рта, а видела высокого статного мужчину с копной чёрных волос и лукавым прищуром зелёных глаз. Рядом с ним она видела себя — в пышном белом платье в красивом замке, слышала слова любви…

Преодолев отвращение, Девочка опустилась на колени, посадила Жабу в подол платья и унесла к себе домой.

С того дня жизнь Девочки изменилась. Она больше не бегала на солнечном лугу за бабочками, не пела и не веселилась. Она ухаживала за Жабой. Жаба оказалась очень капризной: она требовала круассанов на завтрак и спагетти с соусом бешамель на ужин, она хотела спать в постели Девочки, а ещё она оставляла слизские следы на полу и на постели и Девочке приходилось постоянно мыть полы и стирать бельё.

Она перестала завязывать бантики и надевать красивое кружевное платьице. От стирки руки ее покраснели и очень болели. А Жаба продолжала оставаться большой и мерзкой Жабой и никак не превращалась в того красивого принца. Иногда Девочка смотрела на нее и очень хотела выбросить из своего домика, чтобы жить как прежде, но она боялась ошибиться. А вдруг осталось совсем немного? А вдруг уже завтра она проснется и увидит рядом не мерзкое земноводное, а зеленоглазого брюнета?

Так прошло несколько месяцев. Мало кто узнал бы в этой замученной замарашке некогда веселую и беззаботную Девочку. Теперь всем распоряжалась Жаба. А Девочка только обслуживала её и делала грязную работу по дому.

Однажды Жаба накричала на неё за то, что она слишком долго несла ей обед. Девочка вышла из домика и заплакала. Она сидела на крылечке и горько рыдала. Её увидела Птичка, что пела на веточке.

— Почему ты плачешь? — спросила её Птичка.

— В моем доме живет мерзкая Жаба, которая кричит на меня. Целый день я мою, убираю и готовлю ей есть. Я очень устала и не хочу так больше.

— А чей это дом? — спросила Птичка.

— Мой, — ответила Девочка, вытирая слезы.

— А кто принес к тебе домой эту Жабу?

— Я сама, — грустно сказала Девочка.

— Зачем? — удивилась Птичка.

— Она обещала мне, что превратится в принца, если я буду ухаживать за ней. Но прошло уже много месяцев, а ничего не изменилось.

— Почему бы тебе тогда не выбросить Жабу из дома?

— А вдруг это правда? И уже скоро она превратится в принца? И я не дождусь совсем немного? Я так много сил потратила уже. Будет обидно, что я не дождалась совсем чуть-чуть.

— А если ты проведешь всю жизнь ухаживая за Жабой, которая никогда не превратится в принца? — спросила Птичка.

Девочка задумалась.

— Если бы я знала точно…, — проговорила она.

Тут Девочка подняла голову и её глаза просияли: — А не сходить ли мне к старой Ведьме, что живёт за лесом? Она стара и мудра, может она скажет мне — станет Жаба принцем или нет?

Девочка обрадовалась и немедленно пошла к Ведьме. Старая Ведьма жила за лесом в покосившейся избушке.

— Мне бы узнать, — рассказывала ей Девочка. — Не упущу ли я возможность выйти замуж за принца.

Ведьма взяла куриные потроха, глаза летучих мышей и болотную траву и стала гадать. Она трясла седой головой и смотрела в свой горшочек над которым поднимался густой вонючий пар.

— Это просто жаба, — сказала она, наконец. — Не трать своё время. Она никогда не станет принцем.

Девочка грустно вышла от колдуньи. Она шла какое-то время, опустив голову, и тут ей пришла в голову идея.

— Ведьма может ошибаться. Что знает эта старуха о принцах? Мне нужно сходить к доброй Волшебнице! Она-то скажет мне точно!

Добрая Волшебница жила в красивом замке со стрельчатыми окошками и высокими башенками.

— Я так устала, — говорила ей девочка. — Но я боюсь, что если прогоню Жабу, то никогда не выйду замуж за Принца!

Волшебница покачала головой и попросила один день. Она гадала по лунному свету и звёздам, выводила сложные формулы из облачных завитков и белых ромашек. И на следующий день она вынесла свой вердикт:

— Это просто жаба, — сказала она девочке. — Она никогда не станет принцем. Тебе лучше отнести ее обратно на луг.

Девочка молча выслушала Волшебницу и ушла. Но внутри она кипела от возмущения:

— Они мне завидуют! — воскликнула она, выйдя на улицу. — Конечно, всем хочется выйти замуж за Принца. Я лучше их знаю! Я же чувствую, что делаю это не напрасно.

И Девочка вернулась к Жабе. Она выслушала много неприятных слов за то, что ушла надолго и не кормила Жабу это время. Отмыла дом от слизи, приготовила обед и искупала Жабу. Жаба была довольна. Большая, буро-зеленая, в бородавках, она лежала на кружевной подушке в кроватке Девочки.

Сама Девочка не могла спать с Жабой и уже давно уступила ей свое место. Она спала на узкой кушетке на кухне. Перед сном она, как обычно, думала о том, как прекрасна станет её жизнь, когда Жаба превратится в Принца. Она придумывала имена своим детям, размышляла, какие цветы будут расти в её саду. В этих сладких мыслях она и уснула.

И приснился ей сон: вот идёт она по тропинке к своему домику и видит, что весь он обветшал и обвалился, окна пыльные и тёмные, а на крылечке у домика сидит старуха. Страшная и лохматая, похожая на лесную ведьму. И вот старуха смотрит на неё и манит её к себе крючковатым пальцем, а Девочка и хочет убежать, да ноги не слушаются. Подходит она к старухе, а та смотрит на неё своими блеклыми выцветшими глазами и спрашивает:

— Узнаешь меня?

— Нет, — отвечает ей Девочка с испугом. — Я никогда не видела тебя прежде.

— Кхе-кхе, -кашляет старуха. — Я — это ты. Много лет я ухаживала за Жабой и ждала, что она станет принцем. Мне все говорили, что это просто Жаба, но я никому не верила. Я верила только Жабе. Я очень хотела выйти замуж за принца. И я очень боялась, что если прогоню Жабу, то этого никогда не случится. Так прошло много лет, а вчера Жаба умерла.

Просто умерла от старости. И я долго плакала о том, что никогда уже не произойдет. О своей жизни, которую потратила на то, чтобы ухаживать за ней. Я плакала о том, что стала стара и не могу как прежде бегать по лугу и ловить бабочек. И о принце за которого никогда не выйду замуж.

— Посмотри на меня, посмотри! — стала кричать старуха. — Я — твоё будущее!

— Нет, нет, — закричала Девочка. Она хотела убежать, но ноги не слушались её и она только закрывала глаза руками и кричала: — Нет, нет!

— Ты мешаешь мне спать, — услышала она скрипучий голос. Открыла глаза и увидела, что спит на кушетке, а Жаба сидит на полу и смотрит на неё.

— Отнеси меня в кроватку и веди себя тихо! — велела Жаба.

Девочка смотрела на неё и в голове ее крутились одна за другой фразы, которые ей говорили Птичка, Ведьма, Волшебница и эта старуха в её сне:

— Это просто Жаба!

Она встала с постели, взяла в руки Жабу, подошла к двери и открыла её.

Жаба почувствовала неладное:

— Эй! Куда ты несёшь меня?! — вопила она.

Девочка открыла дверь, широко размахнулась и бросила Жабу так далеко, как только могла.

— Уходи! — крикнула она. — И не возвращайся. Я больше никогда не буду кормить тебя и класть на свою постельку! Это мой дом и я буду делать то, что нравится мне. Я снова буду бегать по лугу, ловить бабочек и радоваться жизни! Я не верю твоим обещаниям. Ты просто Жаба!

Она закрыла дверь и впервые за многие месяцы улыбнулась.

Авторка — Татьяна Семенова

Посетители с особенностями зрительного восприятия могут побывать на выставках, где предметы доступны для тактильного осмотра, а также на экскурсиях с тифлокомментированием.

Предоставить всем без исключения гражданам доступ к культурному наследию — важная задача многих московских музеев. Благодаря приспособлению музейных пространств люди с инвалидностью по зрению могут ознакомиться с экспозициями и поучаствовать в образовательных проектах наравне с остальным посетителями.

Дотронуться до знаний руками

Бесплатно посетить Государственный Дарвиновский музей могут как слабовидящие, так и незрячие люди, в том числе в компании сопровождающего или собаки-проводника (при условии что она в шлейке и с опознавательными знаками, а у хозяина есть соответствующие документы).

В постоянной экспозиции музея представлены интерактивные экспонаты, доступные для тактильного осмотра. Пояснительные надписи к ним выполнены шрифтом Брайля. Адаптированные экскурсии проводят подготовленные специалисты. Также в музее работает дипломированный тифлокомментатор, который дает специальные пояснения для слабовидящих и незрячих людей.

«Вот уже более 100 лет Государственный Дарвиновский музей принимает незрячих, слабовидящих и слепоглухих посетителей в своих стенах. Еще в двадцатых годах прошлого века основатель и первый директор музея Александр Котс проводил экскурсии для незрячих посетителей. Сегодня музей активно работает в области развития инклюзии и проводит методическую работу в данном направлении. Гостям с особенностями зрительного восприятия доступны основная экспозиция и интерактивные зоны», — рассказывает Татьяна Кубасова, заместитель директора по научно-исследовательской работе Государственного Дарвиновского музея.

Татьяна семенова сказка про жабу

В 2014 году в основном здании музея начал работу интерактивный образовательный центр «Познай себя — познай мир», оснащенный комплексами для тактильного осмотра. Название центра говорит само за себя: гости в интерактивной форме узнают об устройстве человека и окружающей среды. Здесь можно, например, измерить свой пульс и сравнить его с пульсом разных птиц и животных. А еще на бронзовых моделях, выполненных лучшими скульпторами-анималистами, можно изучить мелких животных и насекомых — жабу, кузнечика, ящерицу и других.

С 2015 года в музее также работает программа «Мир в руках», включающая цикл специализированных экскурсий и занятий с тифлокомментированием для слабовидящих посетителей разного возраста и людей с тотальной потерей зрения, в том числе слепоглухих. Участники открывают для себя окружающий мир, знакомятся с живыми представителями флоры и фауны, узнают о законах природы и учатся различать виды живых организмов. Экспозицию дополняет тактильный осмотр специально подобранных экспонатов в методическом кабинете. К ним относятся чучела птиц и зверей, перья и шкурки животных, раковины моллюсков и окаменевшие остатки древних организмов.

Ежегодно в музее проводят выставки творческих работ авторов с инвалидностью, в том числе незрячих. Также регулярно проходят тематические мероприятия, например ко Дню белой трости.

«Положительные эмоции и непосредственное общение разрушают внутренние барьеры и вовлекают людей в социум. Музеи как самые демократичные площадки дают возможность каждому посетителю получить доступ к культурному наследию, познакомиться с интересными людьми и найти свой путь к самореализации (например, определиться с будущей профессией или поделиться своими умениями как волонтер на мероприятии). Некоторым людям в течение жизни бывают нужны особые условия (в силу возраста или временного нездоровья). Наш музей старается обеспечить такие условия и стать доступным для всех», — отмечает Татьяна Кубасова.

Татьяна семенова сказка про жабу

Инклюзия как норма

Дружелюбную среду для всех, в том числе для слабовидящих и незрячих посетителей, создают и в Государственном музее-заповеднике «Царицыно». Здесь гости с особенностями зрительного восприятия также могут побывать на специальных экскурсиях и поучаствовать в интерактивных программах. Самостоятельно ориентироваться на территории музея им помогают рельефная карта и альбом условных обозначений, выполненные шрифтом Брайля. При необходимости их могут сопровождать дежурные администраторы.

По словам генерального директора музея-заповедника «Царицыно» Елизаветы Фокиной, инклюзия, то есть безбарьерная среда и равные возможности для всех гостей, для многих современных музеев не просто хороший тон или акт доброй воли, а скорее норма.

В этом году для IV Триеннале текстильного искусства и современного гобелена в музее-заповеднике разработали программу для незрячих и слабовидящих людей под названием «То, что нас связывает». Участники знакомятся с современными гобеленами и создают арт-объекты своими руками. Творческие занятия устраивают и для детей.

«Наша глобальная задача — строить широкую инклюзию, формировать музей для всех и со всеми. Эта задача предполагает большую работу и, главное, оценку ее результатов. Оценка не может быть однократной, а инклюзия — сделанной раз и навсегда. Например, мы планируем оснастить наши постоянные экспозиции тактильными копиями экспонатов», — отмечает Елизавета Фокина.

caricino 1 1

caricino 1 2

Широкая инклюзия предполагает и трудоустройство. В «Царицыне» работают люди с инвалидностью, а адаптировать пространство для незрячих и слабовидящих помогает методист Александр Новиков, который сам является незрячим. Сейчас он как эксперт участвует в проекте «Гуляем по парку», который реализуется при поддержке музея-заповедника совместно с Государственным музеем — культурным центром «Интеграция» имени Н.А. Островского и Московской городской организацией Всероссийского общества слепых в рамках программы «Действуй без барьеров».

Он уверен, что проект поможет сделать многие парковые пространства города более доступными, безопасными и комфортными для незрячих людей.

Татьяна семенова сказка про жабу

  • Татьяна толстая рассказ соня читать
  • Таунсенд и другие рассказы теодор драйзер книга
  • Татьяна толстая на златом крыльце сидели читать рассказ
  • Татьяна фомина дзен яндекс читать рассказы
  • Татьяна тэсс хранитель времени итоговое сочинение