Татьяна пельтцер читает детские сказки

Судья из одессы александр гарский признал двоих молодых людей виновными в краже. одного приговорил к году условно, другого к

Судья из Одессы Александр Гарский признал двоих молодых людей виновными в краже. Одного приговорил к году условно, другого – к трем годам условно. Обязал регулярно являться в центр пробации, сообщать о перемене места жительства и так далее. А помимо этого, судья Гарский обязал осужденных читать Марка Твена, Джека Лондона и Тараса Шевченко.

«Я увидел, что они дети»

«Допрашивая обвиняемых в судебном заседании, судом установлено, что они фактически по своему развитию еще несовершеннолетние дети, хотя и имеют соответствующий возраст. Отвечая на вопрос сторон и суда, обвиняемый явно не понимает всех последствий возможной уголовной ответственности за совершение правонарушения против собственности. В целом отношения собственности для обоих обвиняемых являются определенным пробелом в знаниях. И это неудивительно, поскольку воспитанием обоих обвиняемых, очевидно, занимались не в достаточной мере» – так звучит цитата из приговора одесского судьи Александра Гарского по делу о воровстве.

Фигуранты – 23-летний Максим и 19-летний Руслан. Они вытащили из нескольких машин магнитолы и динамики. Их заметил охранник, они бросились бежать и выбросили рюкзаки. А потом за ними вернулись – и были задержаны. Помимо условного срока, судья Малиновского районного суда обязал Максима и Руслана прочесть книги Марка Твена, Джека Лондона и Тараса Шевченко.

«Я стараюсь в каждом деле подойти индивидуально к каждому человеку. Здесь я увидел, что они дети. Они не понимают, что совершили. Они улыбаются, не могут нормально какую-то свою мысль выразить. Для них это какая-то игра, но последствия могли быть гораздо серьезнее, чем они думали», – объясняет Александр Гарский.

Во время процесса судья интересовался, что могло сподвигнуть молодых людей на преступление. От Максима в детстве отказалась мать, а родной отец с мачехой сдали его в интернат. У Руслана отец погиб, когда тот еще учился в школе, юношу воспитывали мать и отчим. Денег вечно не хватало. Кроме Руслана в семье росли еще трое младших братьев. Из-за этого он бросил учебу, книги были не в приоритете. Сейчас Руслан и сам уже отец. Рассказывает, что на воровство они с товарищем решились, чтобы заработать на билет домой:

«Ему не хватало, его с работой тогда кинули. И так закрутилось, получилось. Мы ничего не отрицали, приняли все как есть, помогли следствию. Конечно, я в школе читал. Я до седьмого класса хорошистом был, а потом подрос, учебу забросил, друзья, знакомые…»

Среди произведений, которые по решению суда нужно прочитать осужденным, – «Том Сойер» и «Приключения Гекльберри Финна» Марка Твена, «Белый клык» Джека Лондона и стихотворение «Проходят дни, проходят ночи» Тараса Шевченко.

«Он так хорошо к нам отнесся, не дал по всей мере закона, а так вот, мягко. Больше не хочется в такую ситуацию попадать. Вечером после работы буду читать», – обещает Руслан.

«Я не обращал внимание на название, я обращал внимание на содержание, – объясняет выбор литературы судья Гарский. – Некоторые детские произведения нужно читать и взрослым. Там много чего полезного, и каждый может там из своей жизни увидеть сюжеты. Запомнилось – и мысль пришла сама собой. В англосаксонской системе правил такие решения принимаются очень часто, надо какую-то правовую традицию внедрять и в Украине».

Что думают библиотекари и психолог

Одесский судья благодаря своим решениям прославился на всю страну. Выбор произведений для Руслана и Максима оценили литераторы, филологи и библиотекари. Многие говорят, судья подобрал книги с глубоким смыслом, они дают возможность получить необходимый жизненный опыт.

«Жизнь не всегда так безнадежна, как кому-то кажется. Собственно, что и есть в «Белом клыке» Джека Лондона, где бесконечная тяга к жизни, к хорошему», – комментирует библиотекарь Ольга Нагорнюк.

Но есть и другие мнения. Директор детской библиотеки Татьяна Палий полагает, что наказанные могут просто не понять перечисленные судьей книги: «Мне кажется, что они вообще ничего не читали, и поэтому на первый взгляд кажется, что в этом возрасте им книги того же Марка Твена будут достаточно сложными. Им надо начинать, наверное, со сказок».

По мнению психолога Марии Фендюры, измениться можно в любом возрасте, и судья в этом случае взял на себя воспитательную функцию:

«[Прежде чем] осуждать, надо сначала пройти путь этих детей, понять, с чем они столкнулись в своей жизни, с какими сложностями. У них нет опыта, когда их понимают, принимают, если учитываем историю их жизни. И когда их еще отправляют в тюрьму – наказание такое привело бы к какому-то разочарованию в людях в целом. У такой меры наказания, [которую выбрал судья], есть шансы дать им возможность понять свою ошибку, найти другие возможности в жизни, реализовать себя».

Адвокат Александр Гладенко, комментируя решение судьи, назвал его и законным, и человечным:

«Это способствует воспитанию и исправлению человека. Если люди, которые считают, что наказание в виде отбывания срока в специальных учреждениях способствует перевоспитанию человека, – я не знаю. Но уверен, что вряд ли наши учреждения ориентированы на эту функцию. Скорее делают хуже. У этих ребят есть шанс. Это послужит холодным душем, и они больше не будут повторять таких ошибок».

Контролировать исполнение приговора будет центр пробации. После прочтения книг Руслан и Максим должны будут сдать экзамен. А пока они готовятся, судья Гарский вынес новый приговор по еще одному делу о воровстве: обязал мужчину прочесть трилогию Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность» и выучить стихотворение Ивана Франко.

«Дать людям шанс» или «чтение из-под палки»? Судья Лариса Гольник об инициативе коллеги

В эфире Настоящего Времени мы обсудили инициативу судьи из Одессы с его коллегой – украинской судьей Ларисой Гольник. Она сейчас работает в Октябрьском райсуде Полтавы и известна в Украине борьбой за честное и справедливое правосудие, за независимость судей.

— Как вам такой приговор коллеги? Получится у него, по вашему мнению, перевоспитать этих парней?

— Я надеюсь, что получится. Я считаю, нужно, чтобы суд не только карал. Я согласна со своим коллегой – суд должен и воспитывать, давать шанс тем людям, которые оступились. Это называется индивидуальный подход к каждому человеку. Поэтому я думаю, что в данной ситуации это должно сработать. Я тоже читала об этом, очень редко, когда судьи своими решениями становятся известными на всю Украину. Это тот положительный пример, который мы сейчас видим.

— В приговоре судья ссылается на статью 76 Уголовного кодекса Украины, где описаны обязательства, которые суд может наложить на людей при условном сроке. Там есть пункт 6: «Придерживаться установленных судом требований о в том числе проведении досуга». Если так трактовать эту статью, судья, получается, может присудить, например, петь арии по утрам или танцевать гопак на площади перед прохожими?

— Конечно, есть и достаточно скептическое отношение к этому. Нельзя так массово, практически к каждому такое применять – это действительно должен быть индивидуальный подход. Может ли [такое решение судьи] для этого человека повлиять на его дальнейшую жизнь? Видимо, судья подумал, он считает, что через книги возможно перевоспитать этих людей. Тут есть и другая сторона медали, кроме такой позитивной: как же этот приговор будет проверяться? Если эти осужденные не выполнят приговор суда – то как же тогда они будут отбывать наказание?

— Вообще непонятно, честно говоря. Они придут в центр пробации, а там им говорят: «Перескажите содержание», – так это должно быть?

— Да, тут как раз возникает вопрос, как это должно происходить. Знаете, я тоже начала читать, интересоваться, а как же в других странах… Тут действительно [судья] должен быть тонким психологом, тут нужно понимать, что не каждый человек может через книжку измениться.

— Правильно ли я поняла, что этот приговор лежит в рамках украинского законодательства и теоретически любой судья вправе что-то подобное нестандартное присудить?

— Конечно, в принципе этот приговор в рамках законодательства, и он как бы действительно может быть возложен на определенный досуг. Но обычно судьи с таким определенным формализмом подходили к этой статье. Что значит досуг? То есть прибывают в вечернее время туда, где распиваются спиртные напитки, например. Это более понятно.

— Так трактовалась статья.

— Скажем так: я, допустим, не ожидала, что к ней можно так оригинально подойти.

— Будете теперь использовать эту практику?

— Я сейчас не рассматриваю уголовные дела, поэтому я не буду применять, но в принципе для себя на заметку возьму.

Но я скажу еще, что я по первому образованию педагог. И поэтому я думаю, что нужно очень осторожно относиться к такому обязательному чтению, потому что обязаловка может иметь негативный подтекст: «меня заставляют читать».

— Хочется через какое-то время отыскать этих парней и понять, повлияет или нет.

— Это интересно. Некоторые психологи как-то очень настороженно относятся к такого рода мере наказания. Поэтому нужно следить за этим и смотреть, возможно, какие-то научные исследования провести.

Советы библиотекаря. С малышами читаем истории о дружбе с животными, а с подростками обсуждаем классику.

По выходным сотрудники московских библиотек знакомят читателей mos.ru с интересными авторами и их произведениями. Кристина Коледина, которая работает в библиотеке № 160, выбрала веселые истории о зверях, военную повесть и роман-антиутопию.

Малышам

«Ничья собака: две истории о неразлучных друзьях» Эми Хест

Под нежной акварельной обложкой скрываются две истории о дружбе человека и собаки. Американская писательница Эми Хест создала по-настоящему трогательную книгу, которая идеально подходит тем, кто только начинает читать.

Герой первой истории — маленький мальчик, недавно потерявший своего любимого пса. Бродя по берегу моря, с тоской вспоминая своего друга, он встретил забавного щенка, который смог его рассмешить. Вторая история рассказывает о девочке Лии и маленьком кривоухом песике, которые стали лучшими друзьями.

Мне нравится, что в этой книжке природа создает эмоциональный фон действию: одиночество и грусть передаются в тучах и дожде, а встреча и радость — в солнце. Маленький читатель сможет почувствовать, что испытывают герои. Кроме того, книга научит его доброму отношению к животным, покажет, насколько они нуждаются в нашей любви и защите.

Фото Е. Самарина. Mos.ru

«Лизелотта. Охота на почтальона» Александра Штеффенсмайера

Пожалуй, это одна из самых смешных книг для малышей. Немецкий писатель и художник Александр Штеффенсмайер придумал корову по имени Лизелотта, которая находит для себя только одно развлечение — охотиться на ни в чем не повинного почтальона. Ждать его в засаде, а потом весело за ним мчаться — что может быть лучше? Но однажды почтальон решает прекратить это хулиганство раз и навсегда. Обязательно прочитайте эту добрую историю и узнайте, чем все закончилось. Думаю, книга поднимет настроение всей семье.

Александр Штеффенсмайер провел детство на ферме в маленькой деревушке, где постоянно наблюдал за коровами — их у его семьи было не меньше сотни. Вероятно, воспоминания о тех годах вдохновили его на написание этой книжки.

Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей

Ребятам постарше

«Жила-была» Ильи Миксона

Я считаю, что подрастающему поколению необходимо читать такие книги. Повесть «Жила-была» рассказывает о жизни Тани Савичевой, той самой девочки из блокадного Ленинграда, чей дневник стал одним из самых страшных и сильных документов Великой Отечественной войны.

Писатель-фронтовик подполковник Илья Миксон, как и Таня, жил до войны в Ленинграде. Работая над книгой, он общался с выжившими блокадниками, работал в архивах, чтобы узнать все о тех, чью смерть констатировала в своем дневнике Таня Савичева. В его книге Таня предстает перед нами обычным ребенком. Как и все дети, в мирное время она училась в школе, читала книжки, общалась с другими ребятами.

В книге вы найдете фотографии из архивов Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Также туда вошли рисунки известного художника Александра Траугота, сделанные им во время блокады в возрасте 11–12 лет.

«Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого

Вспоминать о Великой Отечественной войне нужно не только в День Победы. Поэтому рекомендую познакомить детей с документальной «Повестью о настоящем человеке», написанной в 1946 году. Спустя год Борис Полевой получил за нее Сталинскую премию II степени.

Кадр из фильма «Повесть о настоящем человеке». Режиссер А. Столпер. 1948 год

Она основана на реальных событиях. В марте 1942 года летчик-истребитель Алексей Маресьев (в книге Полевого героя зовут Алексеем Мересьевым) потерпел крушение в лесу. Во время бедствия он сильно повредил ноги, но сдаваться не собирался. 18 дней он пробирался к своим — без воды, еды. Ему повезло — его обнаружили жители сожженной деревни, которые скрылись в лесу; они же помогли ему добраться до точки назначения.

В госпитале Алексею ампутировали ступни, однако воли к жизни он все равно не потерял. Каждый день он делал болезненные упражнения, учился ходить на протезах. А потом смог даже бегать и танцевать. «Повесть о настоящем человеке» — прекрасная книга о силе духа, мужестве, стойкости и храбрости.

Подросткам

«Великий Гэтсби» Фрэнсиса Фицджеральда

Это одно из самых известных произведений американской литературы. Действие развивается на побережье Лонг-Айленда среди вилл богачей в век джаза — так в США называют период между Первой мировой войной и Великой депрессией, примерно с 1918 по 1929 год. Молодой человек, безответно влюбленный в девушку из высшего общества, делает все, чтобы достичь немыслимых высот. Фрэнсис Фицджеральд верил, что именно этот роман с незамысловатым сюжетом, но глубокой подоплекой принесет ему признание. Он не ошибся.

Писатель рассмотрел концепцию знаменитой американской мечты под увеличительным стеклом. Но для меня «Великий Гэтсби» — это прежде всего книга о любви, которая случается только раз в жизни, о важности быть верным себе и идти по намеченному пути. А еще о том, что богатый не всегда значит счастливый. Я думаю, эту книгу обязан прочесть каждый подросток.

Кадр из фильма «Великий Гэтсби». Режиссер Б. Лурман. 2013 год

«Мы» Евгения Замятина

Вначале чтение может показаться сложным, но стоит только вникнуть в сюжет — и уже невозможно будет оторваться. Действие романа-антиутопии разворачивается примерно в 32 веке, на планете — тоталитарный режим. Ни имен, ни фамилий у героев нет, только цифры и буквы. Книга представляет собой дневник одного из персонажей. Как ни странно, поначалу он всем доволен и его ничего не возмущает, но потом его жизнь меняется.

Роман был написан в 1920 году. В СССР он был запрещен — его сочли пародией на советскую действительность. Впервые книга вышла за границей на английском языке. На родине автора ее опубликовали только в 1988-м.

Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 апреля 2021; проверки требует 21 правка.

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Пельтцер.

Татьяна Ивановна Пе́льтцер (24 мая (6 июня) 1904, Москва — 16 июля 1992, там же) — советская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1972), лауреат Сталинской премии III степени (1951). Кавалер ордена Ленина (1984). Член КПСС с 1956 года.

Биография

Родилась 24 мая (6 июня) 1904 года (по другим источникам — 6 июля[2]) в Москве.

Отец — Иван Романович (Иога́нн Ро́бертович) Пельтцер (9 ноября 1871 года — 29 марта 1959 года, Москва), российский и советский актёр театра и кино, режиссёр, лауреат Сталинской премии (1941), Заслуженный артист РСФСР (1925).

Мать — Эсфирь Боруховна (Евгения Сергеевна) Ройзен (18 декабря 1884 — 28 ноября 1962), дочь первого казённого раввина Киева в 1862—1863 годах Боруха Ройзена (из бердичевской купеческой семьи)

Актёрскому мастерству училась у отца, который ставил её первые спектакли. На сцену впервые вышла в девять лет в спектакле «Камо грядеши?» по Г. Сенкевичу в роли Авла, в труппе Н. Н. Синельникова в Екатеринославе. А за следующую актёрскую работу — в «Дворянском гнезде» — она впервые получила гонорар. В одиннадцать лет играла роль Серёжи в спектакле «Анна Каренина», актрисой она стала без актёрского образования. Но её путь на сцену не был лёгким[источник не указан 134 дня].

С 1916 года — «актриса по найму» в антрепризе Н. Н. Синельникова.

Татьяна пельтцер читает детские сказки

Татьяна Пельтцер.
1920-е годы

Постоянную профессиональную актёрскую деятельность начала в 1920 году в передвижном театре политуправления. В дальнейшем, в 1920—1921 годах — актриса драматического театра в Нахичевани, в 1921—1922 годах — театра военно-морского ведомства и 1-го художественного коллектива артистов русской драмы в Ейске, в 1922—1923 годах — «3-го театра РСФСР. Комедия» (бывший театр Корша) в Москве. В 1923—1930 годах — актриса театра имени МГСПС (ныне театр имени Моссовета).

В 1927 году вышла замуж за немецкого коммуниста и философа Ганса Тейблера и в 1930 году уехала с мужем в Берлин, где работала машинисткой в торговом представительстве СССР. Известный режиссёр Э. Пискатор, узнав, что молодая жена Ганса — театральная актриса, пригласил её в свою постановку «Инги» (по А. Г. Глебову). У Татьяны не было языкового барьера, в повседневности отсутствовали бытовые трудности, но благополучная, обеспеченная жизнь вне России оказалась всё же не для неё — она развелась с мужем и вернулась в Москву, где восстановила себе фамилию Пельтцер; однако хорошие отношения они с Гансом поддерживали всю оставшуюся жизнь.

В 1931 году вновь стала актрисой театра имени МОСПС, в 1934 году уволена «за профнепригодность» (ибо не имела актерского образования). С 1935 года — машинистка на заводе ЗИС, где главным инженером работал её брат Александр.

С 1936 года — актриса Ярославского драматического театра им. Ф. Г. Волкова, с 1937 — Московского областного колхозно-совхозного театра в Москве. В 1938 году вернулась в театр имени Моссовета.

В Московском театре миниатюр

С 1940 года играла в Московском театре эстрады и миниатюр (ныне театр «Эрмитаж»), где наконец раскрылся её талант. Она играла почти всё — скетчи, сценки, вела концерты, заявила о себе как острохарактерная актриса в ролях банщиц, молочниц, нянек. Много позже, когда актриса уже служила в «Ленкоме», М. А. Захаров в одном из интервью, говоря об актёрах, которые вокруг себя на сцене создают особую ауру, способны захватить и «держать зал», как М. А. Чехов, заметил: «Из наших, безусловно, Татьяна Ивановна Пельтцер»[источник не указан 3454 дня].

В 1946—1947 годах — актриса театра-студии киноактёра (отыграла один сезон в спектакле «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренева, режиссёр Н. С. Плотников)

В Театре сатиры

В 1947—1977 годах играла в Московском театре сатиры. Была Секретарем парторганизации КПСС театра. Именно она дала Марку Захарову рекомендацию для вступления в партию.

Настоящая, всенародная известность пришла с выходом экранизации киноверсии спектакля театра сатиры «Свадьба с приданым», поставленного Б. И. Равенских. После роли в фильме «Солдат Иван Бровкин» она получила эпитет «мать русского солдата», и в следующем фильме о Бровкине её роль переписывается специально, чтобы стать одной из основных в фильме.

В «Ленкоме»

В феврале 1977 года, после скандала с главным режиссёром театра В. Н. Плучеком, перешла в театр им. Ленинского комсомола. Переход был связан с М. А. Захаровым, именно в его спектаклях, поставленных в Театре сатиры, она «создавала поле», «держала зал». В «Ленкоме» актриса работала почти до самого последнего дня своей жизни.

Один из последних спектаклей с участием актрисы — «Поминальная молитва», где актриса играла практически без слов (сказывалась ужасная для актёра болезнь — потеря памяти), а реплики за неё говорил А. Г. Абдулов. Несмотря на это, публика её обожала. Каждый выход актрисы на сцену сопровождался продолжительными аплодисментами зрительного зала.

Была заядлой курильщицей, предпочитала сигареты Marlboro. Обожала преферанс. Многие отмечают, что она была очень темпераментным игроком, была готова играть всегда, даже на последние деньги, очень строго подходила к выбору партнёра по игре, такой чести удостаивались только уважаемые ею люди[3].

В 1950 году окончила университет марксизма-ленинизма; была депутатом райсовета и Моссовета. Член КПСС с 1956 года.

Последние годы

Татьяна пельтцер читает детские сказки

Могила Пельтцеров на Введенском кладбище

С 1980-х годов начала пропадать память. В конце 1980-х годов развилась подозрительность и мания преследования[4]. Большую часть 1991 года провела в психиатрической больнице им. Ганнушкина, откуда её привозили на спектакли[5]. В 1992 году вновь попала в психиатрическую лечебницу. Там получила травму — упав, сломала шейку бедра[6].

Скончалась 16 июля 1992 года в Москве на 89-м году жизни после инфаркта и пневмонии, похоронена на Введенском кладбище (28 участок) рядом с отцом и братом[7].

Согласно завещанию актрисы, двухкомнатная квартира в актёрском доме на улице Черняховского отписана домработнице — Анне Александровне Кукиной, ухаживавшей за ней более двадцати лет, архивы с фотографиями — театру, библиотека — М. А. Захарову[8].

Семья

Татьяна пельтцер читает детские сказки

По отцовской линии семья Пельтцер происходила из российских немцев. Основатель династии, Наполеон Пельтцер, в 1821 году девятнадцатилетним юношей пришёл пешком в Россию из Рейнской области (Германия)[9].

  • Отец — Иоганн Робертович (Иван Романович) Пельтцер (1871—1959), актёр театра и кино, режиссёр, заслуженный артист республики (1925).
  • Мать — Эсфирь Боруховна (Евгения Сергеевна) Ройзен (18 декабря 1874 (на могиле 1884) — 28 ноября 1962), дочь первого казённого раввина Киева в 1862—1863 годах Боруха Ройзена (из бердичевской купеческой семьи)[10][11][12].
  • Младший брат — Александр Иванович Пельтцер (1906—1975), автоконструктор, главный инженер ЗИС, после войны — создатель и испытатель первого отечественного гоночного автомобиля «Звезда-1», трёхкратный рекордсмен СССР в автомобильных гонках.
  • Муж (1927—1930) — Ганс Тейблер (1902—1992), немецкий коммунист и философ.

Награды и звания

  • Сталинская премия третьей степени (1951) — за исполнение роли Лукерьи Власьевны Похлёбкиной в спектакле «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова
  • Заслуженная артистка РСФСР (1954)[13]
  • Народная артистка РСФСР (1960) — за заслуги в области советского искусства[14]
  • Народная артистка СССР (1972)
  • Орден Ленина (1984)
  • Орден Октябрьской Революции (1974)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1967)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945)
  • Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948)
  • Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Медаль «Ветеран труда»

Крылатые фразы

  • «Ни один спектакль от репетиции лучше не становится».
  • «Вот вы, Марк Анатольевич, всё сидите, подолгу репетируете, а вот у Корша каждую пятницу была премьера»[15].

Творчество

Театральные работы

Театр имени МГСПС

  • 1925 — «Шторм» В. Н. Билль-Белоцерковского (режиссёр Е. О. Любимов-Ланской) — Параша и беременная женщина.

Театр-студия киноактёра (1946—1947)

  • «За тех, кто в море!» Б. А. Лавренева. Режиссёр Н. С. Плотников

Театр сатиры (1947—1977)

  • 1947 — «Человек с того света» В. А. Дыховичного, М. Р. Слободского (режиссёр Э. Б. Краснянский) — Клавдия Павловна, жена Матвеева
  • 1948 — «Вас вызывает Таймыр» А. А. Галича и К. Ф. Исаева (режиссёр А. А. Гончаров) — дежурная по 13-му этажу
  • 1948 — «Остров мира» Е. П. Петрова (режиссёр Э. Б. Краснянский) — миссис Джекобс
  • 1949 — «Кто виноват?» Г. Д. Мдивани (режиссёр Э. Б. Краснянский) — Маслова
  • 1950 — «Свадьба с приданым» Н. М. Дьяконова (режиссёр Б. И. Равенских) — Лукерья Власьевна Похлёбкина
  • 1950 — «Не ваше дело» В. С. Полякова (режиссёр В. Н. Плучек) — Анна Мироновна, мама
  • 1952 — «Пролитая чаша» Ван Шифу (режиссёры Н. В. Петров, В. Н. Плучек) — Цю, вдова министра
  • 1952 — «Личная жизнь» К. Я. Финна (режиссёры Ю. П. Егоров, Г. С. Победоносцев) — Татьяна Игнатьевна Филимонова
  • 1953 — «Где эта улица, где этот дом?» В. А. Дыховичного, М. Р. Слободского (постановка Э. Б. Краснянского) — Мария Степановна
  • 1953 — «Страницы минувшего» («Завтрак у предводителя») И. С. Тургенева (постановка В. Н. Плучека) — Каурова
  • 1955 — «Чужой ребёнок» В. В. Шкваркина (режиссёр О. П. Солюс — Караулова
  • 1955 — «Поцелуй феи» З. Е. Гердта, М. Г. Львовского (постановка Э. Б. Краснянского) — Аделаида Николаевна
  • 1956 — «Дело было в Конске» («Домик») В. П. Катаева (постановка Э. Б. Краснянского) — Есаулова, председатель городского исполкома
  • 1957 — «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета (режиссёр В. Н. Плучек) — Анна
  • 1958 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Манефа
  • 1960 — «200 000 на мелкие расходы» В. А. Дыховичного, М. Р. Слободского (режиссёр Э. Б. Краснянский) — Лобашкова Таисия Мироновна, мать
  • 1960 — «Слепое счастье» А. Ю. Кузнецова, Г. Г. Штайна (режиссёр О. П. Солюс) — Евдокия
  • 1961 — «Будем знакомы» Т. Г. Сытиной (режиссёр И. М. Туманов) — Анна Александровна, жена профессора Андриевского
  • 1961 — «Яблоко раздора» М. Бирюкова (режиссёр В. Н. Плучек) — Дудукалка
  • 1962 — «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу (режиссёр В. Н. Плучек) — няня Гинесс
  • 1964 — «Ложь для узкого круга» А. Д. Салынского (постановка Г. П. Менглета) — Мария Ипполитовна, бабушка Андрея
  • 1966 — «Старая дева» И. В. Штока (режиссёр А. Б. Шатрин) — Прасковья Дмитриевна
  • 1967 — «Интервенция» Л. И. Славина (режиссёр В. Н. Плучек — мадам Ксидиас
  • 1967 — «Доходное место» А. Н. Островского (режиссёр М. А. Захаров) — Кукушкина
  • 1968 — «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» (режиссёр С. В. Мишулин) — Фрекен Бок
  • 1969 — «Безумный день или женитьба Фигаро» Бомарше (режиссёр В. Н. Плучек) — Марселина
  • 1969 — «Мой дом — моя крепость» Дж. Купера (режиссёр О. П. Солюс — Леони Пимоз
  • 1970 — «У времени в плену» А. П. Штейна (режиссёр В. Н. Плучек — мать Скитальца морей
  • 1970 — «Проснись и пой» М. Дьярфаша (режиссёр М. А. Захаров) — тётя Тони
  • 1971 — «Темп-1929» по произведениям Н. Ф. Погодина (режиссёр М. А. Захаров) — Софья
  • 1972 — «Мамаша Кураж и её дети» Б. Брехта (режиссёр М. А. Захаров) — Мамаша Кураж
  • 1973 — «Маленькие комедии большого дома» А. М. Арканова, Г. И. Горина (режиссёры А. А. Ширвиндт, А. А. Миронов) — Иванова Мария Ивановна

«Ленком»

  • 1974 — «Тиль» Г. И. Горина по роману Ш. де Костера (режиссёр М. А. Захаров) — старуха Стивен
  • 1975 — «Иванов» А. П. Чехова (режиссёр М. А. Захаров) — Авдотья Назаровна, старуха с неопределённою профессией
  • 1977 — «Мои Надежды» М. Ф. Шатрова (режиссёр М. А. Захаров) — тётя Надя Бурыгина, бывшая ткачиха
  • 1977 — «Хория» («Именем Земли и Солнца») И. Друцэ (режиссёр М. А. Захаров) — тётушка Арвира, школьная уборщица
  • 1978 — «Революционный этюд» М. Ф. Шатрова (режиссёр М. А. Захаров (совместно с Ю. А. Махаевым) — Клара Цеткин
  • 1985 — «Три девушки в голубом» Л. С. Петрушевской (режиссёр М. А. Захаров) — Фёдоровна
  • 1985 — «Встречи на Сретенке» В. Л. Кондратьева (режиссёр Г. М. Черняховский) — тётя Варя
  • 1986 — «Диктатура совести» М. Ф. Шатрова (режиссёр М. А. Захаров) — Н. К. Крупская
  • 1987 — «Царь-Рыба» В. П. Астафьева (режиссёр Г. М. Черняховский) — царь-рыба
  • 1989 — «Мудрец» («На всякого мудреца довольно простоты») А. Н. Островского — Манефа
  • 1989 — «Поминальная молитва» Г. И. Горина (режиссёр М. А. Захаров) — Берта

Фильмография

  1. 1943 — Она защищает Родину — колхозница
  2. 1944 — Свадьба — жена доктора
  3. 1945 — Простые люди — Плаксина
  4. 1948 — Драгоценные зёрна — сотрудница редакции
  5. 1953 — Сеанс гипноза (короткометражный) — работница птицесовхоза
  6. 1953 — Свадьба с приданым — Лукерья Власьевна Похлёбкина
  7. 1954 — Укротительница тигров — Эмми Степановна Воронцова
  8. 1954 — Большая семья — тётя Лиза
  9. 1954 — Аттестат зрелости — дворничиха
  10. 1955 — Бахтияр («Любимая песня») — Наталья Алексеевна, тётя Саши
  11. 1955 — Два капитана — Нина Капитоновна
  12. 1955 — Солдат Иван Бровкин — Евдокия Макаровна Бровкина
  13. 1955 — Максим Перепелица — бабка, соседка Максима
  14. 1956 — Медовый месяц — Вера Аркадьевна, медсестра
  15. 1957 — Не на своём месте — жена Вранбуци
  16. 1958 — Иван Бровкин на целине — Евдокия Макаровна Бровкина
  17. 1959 — В этот праздничный вечер — Матильда Прохоровна Щипухина
  18. 1959 — Косолапый друг — ветеринарный врач
  19. 1959 — Повесть о молодожёнах — Варвара Васильевна
  20. 1959 — Необыкновенное путешествие Мишки Стрекачёва — Дарья Семёновна, уборщица
  21. 1960 — Конец старой Берёзовки — Галина Павловна
  22. 1960 — Первое свидание — Маргарита Михайловна
  23. 1960 — Своя голова на плечах — Пелагея Степановна
  24. 1961 — Чёртова дюжина — Надежда Ивановна
  25. 1962 — Конец света — Матрёна
  26. 1962 — Яблоко раздора — Дудукалка
  27. 1963 — Трудные дети — бабушка Севы
  28. 1963 — Ход конём — бабушка Алёши
  29. 1964 — Всё для вас — тётя Саша
  30. 1964 — Морозко — мать жениха
  31. 1964 — Ноль три — Карринг, доктор
  32. 1964 — Приключения Толи Клюквина — Дарья Семёновна
  33. 1965 — Путешественник с багажом — пассажирка в автобусе
  34. 1967 — Фитиль (сюжет № 50 «Что же вы поёте, дьяволы?») — пассажирка
  35. 1967 — Большие хлопоты из-за маленького мальчика — бабушка Артура
  36. 1968 — Как велит сердце — Лидия Фёдоровна
  37. 1968 — Журавушка — Настасья
  38. 1968 — Фитиль (сюжет № 67 «Так в жизни не бывает») — пожилая сотрудница
  39. 1968 — Деревенский детектив — Глафира Анискина
  40. 1970 — Приключения жёлтого чемоданчика — Анна Петровна Верёвкина, бабушка Томы
  41. 1971 — Молодые — Нюша, няня
  42. 1972 — Двенадцать месяцев — гофмейстерина
  43. 1972 — Чудак из пятого «Б» — бабушка Нины
  44. 1973 — Исполняющий обязанности — Вера Борисовна
  45. 1973 — Анискин и Фантомас — Глафира Анискина
  46. 1974 — Большой аттракцион — Ольховикова
  47. 1974 — Есть у меня друг (короткометражный) — бабушка
  48. 1974 — Одиножды один — Матвеиха
  49. 1974 — Царевич Проша — Берта
  50. 1975 — В стране ловушек (анимационно-игровой) — бабушка Олега
  51. 1975 — Это мы не проходили — Надежда Александровна, преподаватель пединститута
  52. 1975 — Единственная… — врач-невропатолог
  53. 1976 — 12 стульев — Клавдия Ивановна, тёща Воробьянинова
  54. 1976 — Колыбельная для мужчин — тётя Таня
  55. 1976 — Ты — мне, я — тебе! — тётя Люба
  56. 1977 — Как Иванушка-дурачок за чудом ходил — баба Варвара
  57. 1977 — И снова Анискин — Глафира Анискина
  58. 1977 — Личное счастье — Агриппина Савельевна Тикоцкая
  59. 1978 — Василий Шукшин. По страницам прозы — Марья
  60. 1978 — Здравствуй, река — бабушка Стёпки
  61. 1979 — Трое в лодке, не считая собаки — миссис Поппитс
  62. 1979 — Примите телеграмму в долг — Пивашиха
  63. 1980 — У матросов нет вопросов — Клавдия Михайловна
  64. 1980 — Вам и не снилось… — бабушка Ромы
  65. 1980 — Ночное происшествие — Александра Алексеевна, соседка Воронова по коммунальной квартире
  66. 1980 — Дульсинея Тобосская — Тереса
  67. 1981 — Руки вверх! — бабушка Наталья Николаевна
  68. 1981 — Отставной козы барабанщик — бабка Агапа
  69. 1982 — Ослиная шкура — Гравидана
  70. 1982 — Там, на неведомых дорожках… — Баба-Яга
  71. 1982 — Не было печали — Юлия Дмитриевна, мать Вадима
  72. 1983 — Карантин — Дуся, прабабушка
  73. 1983 — Племянник (короткометражный)
  74. 1984 — И вот пришёл Бумбо… — бонна, немка-учительница
  75. 1984 — Формула любви — Федосья Ивановна, тётушка Алексея и барыня Фимки
  76. 1984 — Рыжий, честный, влюблённый — сова Илона
  77. 1985 — После дождичка в четверг — сторожиха
  78. 1985 — Личное дело судьи Ивановой — Анна Николаевна, соседка бабушки
  79. 1985 — Как стать счастливым — Лидия Михайловна, бабушка Лиды
  80. 1986 — Малявкин и компания — Анна Петровна
  81. 1986 — Кто войдёт в последний вагон — Антонина Николаевна, клоунесса
  82. 1988 — Раз, два — горе не беда! — бабушка
  83. 1989 — Князь Удача Андреевич — соседка Северьяна

Телеспектакли

Киножурнал «Ералаш»

  1. 1980 — «Вот это внук!», реж. М. Юзовский (выпуск 23, эпизод 3)[16]бабушка Вити
  2. 1986 — «Дышите глубже», реж. С. Шпаковский (выпуск 57, эпизод 3)[17]бабушка Маши
  3. 1988 — «Артур и его команда», реж. В. Мартынов (выпуск 69, эпизод 3)[18]бабуся-дачница

Озвучивание мультфильмов

Озвучивание фильмов

  1. 1951 — Два гроша надежды — мать Антонио (роль Ф. Руссо)
  2. 1953 — Граф Монте-Кристо — мадам Пикар (роль Ж. Зорелли)
  3. 1956 — Наш двор — сплетница Васаси (роль С. Д. Такаишвили)
  4. 1957 — Пока не поздно — Петронеле (роль В. Летувайтите)
  5. 1958 — Капитанская дочка — племянница истопника (роль Е. Ф. Савицкой)

Архивные кадры

  • 2009 — Татьяна Пельтцер. Осторожно, бабушка! (документальный)
  • 2006 — Татьяна Пельтцер (из цикла передач телеканала ДТВ «Как уходили кумиры») (документальный)
  • 2021 — Татьяна Пельтцер. Бабушка—скандал (из цикла передач телеканала НТВ) (документальный)

Радиопостановки

  • 1954 — Ч. Диккенс, «Наследник торгового дома» — миссис Пипчин
  • 1961 — М. Сизова, «Юность Ломоносова» — Настасья Ивановна
  • 1966 — И. Л. Прут, «Моя мечта» — Петровна
  • 1969 — И. Навотный, «Моя знакомая», В. С. Высоцкий, В. М. Невинный, Т. И. Пельтцер (Фрау Шурих), др. Режиссёр (радио) В. Шонендорф
  • 1976 — В. В. Смирнов, «Тревожный месяц Вересень», Н. П. Караченцов, Т. И. Пельтцер (Серафима), Б. К. Новиков и др. Режиссёр (радио) А. Шипов
  • 1976 — «Пельтцер Татьяна. Творческий портрет». Фрагменты спектаклей: «Кораблевская тётка» (Ф. Ф. Кнорре); «Темп — 1929» (сценическая композиция М. А. Захарова по пьесам Н. Ф. Погодина); «Тревожный месяц вересень» (В. В. Смирнов); «Старая дева» (И. В. Шток); «Мамаша Кураж и её дети» (Б. Брехт). Пояснительный текст читает Г. Куликов
  • 1977 — Ю. З. Крелин, «Будни доктора Мишкина», О. П. Табаков, Т. И. Пельтцер.
  • 1977 — В. С. Токарева, «Между небом и землёй», А. А. Миронов, М. М. Неелова, Т. И. Пельтцер и др. Режиссёр В. В. Фокин
  • 1978 — А. П. Чехов, «Из записок вспыльчивого человека», О. П. Табаков, Т. Г. Васильева, Т. И. Пельтцер
  • 1983 — Н. Г. Гарин-Михайловский, «Детство Тёмы». Режиссёр (радио) Л. Веледницкая — няня
  • 1988 — Л. А. Филатов, «Про Федота-стрельца, удалого молодца». Режиссёр (радио) А. Горовацкий — нянька
  • 1989 — З. Чернышёва, «Неутомимый», Е. А. Киндинов, Е. А. Евстигнеев, Н. Н. Пшенная, Т. И. Пельтцер (Макарьевна).
  • И. С. Тургенев, «Записки охотника» — «Татьяна Борисовна и её племянник» (читает Т. И. Пельтцер)
  • П. В. Георгий, «Здравствуй учитель», Р. Я. Плятт, Т. И. Пельтцер (бабка Дарья), Г. Л. Бортников.

Звукозапись спектаклей

  • 1953 — В. Дыховичный, М. Слободской, «Где эта улица, где этот дом»
  • 1964 — Б. Бертольд, «Мамаша Кураж и её дети» — маркитантка Анна Фирлинг
  • 1968 — Л. И. Славин, «Интервенция», А. Д. Папанов, А. А. Миронов, Т. И. Пельтцер (мадам Ксидиас).
  • 1968 — И. В. Шток «Старая дева» — Прасковья Дмитриевна
  • 1970 — М. Дьярфаш, «Проснись и пой!». Режиссёр (радио) Т. Заборовская — тётя Тони
  • 1975 — Б. Шоу, «Дом, где разбиваются сердца», радиоверсия спектакля Московского театра Сатиры с участием Г. П. Менглет, Т. И. Пельтцер (няня Гинесс). Режиссёр: В. Н. Плучек
  • 1979 — М. Ф. Шатров, «Синие кони на красной траве» О. И. Янковский, Т. И. Пельтцер (Клара Цеткин) и др. Режиссёр (радио) В. Терсков
  • 1990 — Г. И. Горин, «Поминальная молитва»
  • Бомарше — «Женитьба Фигаро» (Театр Сатиры с уч. А. А. Миронова, Т. И. Пельтцер, А. Ширвиндта).

Детские пластинки

  • 1953 — В. Дыховичный, М. Слободской, «Где эта улица, где этот дом»
  • 1965 — А. В. Цессарский, «Возвращение». Режиссёр Л. Веледницкая
  • 1969 — Э. Александрова, В. Лёвшин, «Приключения нулика». Режиссёр (радио) В. Иванов
  • 1971 — В. Гауф, «Маленький Мук». Режиссёр (радио) Я. Губенко
  • 1975 — Р. Э. Распе, «Самый правдивый человек на свете». Режиссёр (радио) Б. Тираспольский
  • 1977 — Ю. З. Крелин, «Будни доктора Мишкина». Запись Всесоюзного радио
  • 1978 — З. Чернышёва, «Алло, такси!». Режиссёр (радио) Э. Кольбус. Запись Всесоюзного радио. Из передачи «С добрым утром»
  • 1980 — В. А. Каверин, «Песочные часы». Режиссёр (радио) Ф. Шейн
  • 1982 — Ю. И. Коваль, «Недопёсок». Режиссёр (радио) Н. Литвинов
  • 1982 — Ю. И. Коваль, «Чистый Дор». Режиссёр (радио) Н. Литвинов
  • 1983 — П. Панчев, «Сказка о четырёх близнецах». Режиссёр (радио) Л. Эйдлин
  • 1973 — Русские сказки. «Пузырь, соломинка и лапоть». «Волк и семеро козлят». «Курочка Ряба». «Лисичка со скалочкой» (читала Т. И. Пельтцер). СССР, «Мелодия», ЛЗГ
  • 1982 — Русские народные сказки. «Волшебное яблочко». «Лиса и волк». «Кот и лиса». «Волк и семеро козлят». «Пузырь, соломинка и лапоть». «Курочка-ряба». «Лисичка со скалочкой». СССР, Мелодия, АЗГ.

Фильмы о Татьяне Пельтцер

  • 2004 — Документальный фильм «Родное лицо. Татьяна Пельтцер» (режиссёр Е. Никитан).
  • 2009 — Документальный фильм телеканала «Россия» «Драма Татьяны Пельтцер» (автор сценария К. Беляева, режиссёр А. Смирнов).
  • 2009 — Документальный фильм телеканала «ТВ Центр» «Татьяна Пельтцер. Осторожно, бабушка!» (автор сценария Е. Пахоменков).

Библиография

  • Аросева О., Максимова В. Без грима. — М.: Центрполиграф, 2003. ISBN 5-9524-0272-0
  • Скороходов Г. В поисках утраченного. — М.: Рутена, 1999.
  • Московский театр Ленком. — М.: Центрполиграф, 2000.
  • Капков С. Эти разные, разные лица. (серия «Легенды советского кино») — М.: Алгоритм-книга, 2001, 496 с., тираж 3000 экз.; ISBN 5-9265-0041-9 / 5926500419
  • Капков С. Королевы смеха. Жизнь, которой не было? (Серия: Лица и лицедеи) — М.: Эксмо, 2011, 352с. Татьяна Пельтцер с.166-198. ISBN 978-5-699-52042-8 .

Примечания

  • Татьяна по английскому языку как пишется
  • Татьяна с урала встреча на дороге рассказ
  • Татьяна назаренко церковь вознесения на улице неждановой сочинение описание
  • Татьяна ниловна яблонская утро сочинение 6 класс
  • Татьяна маврина васильки на окне сочинение 2 класс