Ода к радости
Чувство цвета, как голос у певца, дано Т. А. Мавриной от природы
16 апреля 2021 года в Третьяковской галерее, Лаврушинский переулок дом 10, открылась выставка работ Татьяны Алексеевны Мавриной «Ода к радости».
Эта выставка — первая большая ретроспектива произведений Мавриной, представляющая все творчество Татьяны Алексеевны в наибольшей полноте и разнообразии.
В экспозиции более 200 произведений: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, а также иконопись XV–XVII веков из личной коллекции Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина.
Многие ее работы, к примеру, иллюстрации 1930-х годов и расписанные бутылки, экспонируются впервые.
Татьяна Алексеевна Маврина — одна из выдающихся фигур в русском искусстве ХХ века.
Живописец, иллюстратор, график, сценограф, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР.
В 1976 году Татьяну Маврину, единственного советского художника, удостоили премии имени Х. К. Андерсена «За международный вклад в дело иллюстрации детской книги».
В справочнике «Единый художественный рейтинг» Татьяна Маврина отнесена к высшей категории — 1А, художник мировой известности.
В 1921–1929 годах она училась во Вхутемасе-Вхутеине, была членом группы художников-графиков и мастеров живописного рисунка «Тринадцать».
С 1930 года подписывала свои работы как Маврина, девичья фамилию матери.
Она часто обращалась и к живописи маслом, но ее излюбленными техниками были рисунок тушью, а также акварель, гуашь и темпера.
Позднее свои рисунки часто переводила в цветную литографию.
С большим увлечением занималась графикой и книжной иллюстрацией произведений Бальзака, Гофмана, Франса, Золя, Лермонтова.
С конца 1930-х художница и ее супруг, иллюстратор Николай Кузьмин, начали собирать коллекцию икон, включавших выдающиеся образцы древнерусского и народного искусства.
Увлечение иконописью и народным творчеством повлияло на творчестве Мавриной — ее довоенная живопись и станковая графика «выделяются» свободной композицией и насыщенностью колорита.
С начала 1950-х, Татьяна Маврина, после увлечения примитивизмом, импрессионизмом, фовизмом стала заниматься иллюстрациями и станковой графикой.
Она оформила пушкинские «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Руслан и Людмила», «У лукоморья» и сборники: «По щучьему веленью», «Русские сказки».
«Художницу всегда отличало радостное и оптимистическое восприятие действительности, в каком бы стиле и в какое бы время она ни работала, как бы ни складывалась жизнь.
Все ее произведения наполнены светом, радостью, юмором.
В работах Мавриной нет никакой псевдопатриотической фальши и наигранного пафоса, которые проникали тогда в творчество многих представителей творческой интеллигенции.
Татьяна Алексеевна действительно так воспринимала работу и окружающий мир, она нашла свой стиль, свою неповторимую манеру письма».
Она проиллюстрировала и оформила более 200 книг, больше всего — сказок.
Впечатления от поездок и прогулок по Загорску, Угличу, Ростову Великому, Александрову, Суздалю, Переславлю-Залесскому и другим, Маврина «запечатлела» в многолетнем станковом цикле «По старым русским городам», 1942–1968 годы.
В 1996 году состоялась последняя выставка Мавриной в Третьяковской галерее.
Особое внимание на ней было уделено ранним произведениям из собрания Галереи, не отражавшим весь творческий путь художницы.
Работы Мавриной периодически экспонируется на групповых тематических выставках, например «Москва в творчестве художников группы 13» в Государственном музее А. С. Пушкина в 2018 году, «Альбер Марке. Распахнутое окно. Произведения из музеев и частных собраний России и Франции» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в 2016–2017 годах, и других.
Экспозиция выставки «Ода к радости» в Инженерном корпусе в связи с особенностями музейного пространства включает три раздела.
В первом зале ранняя графика 1920-х и иллюстрации 1930-х годов к произведениям европейской литературы.
В центральном зале демонстрируются живопись и станковая графика Мавриной 1930–1990-х годов.
В этом же пространстве представлены иконы из собрания мастера, вступающие в диалог с работами художницы разных лет.
В третьем, Малом зале, находятся иллюстрации к сказкам, графике из серии «Бестиарий», портретам Мавриной и расписанным ею бутылкам и тарелкам со сказочными сюжетами.
Специально к выставке издали каталог произведений Мавриной, представляющий все многообразие ее творчества.
Безусловно, выставка заинтересует не только знатоков искусства XX века, но и широкий круг зрителей.
В столь тревожное из-за пандемии время наполненные цветом произведения Татьяны Мавриной, талантливой художницы, несмотря на все драмы эпохи видевшей мир в светлых тонах, станут для зрителя источником ярких эмоциональных переживаний, утешением и настоящей «Одой к радости».
Выставка продлится до 15 августа 2021 года
В издательстве «Государственная Третьяковская галерея» подготовлен альбом работ к выставке «Татьяна Маврина. Ода к радости».
В альбом входят статья о творческом пути художника, каталог произведений, включающий, помимо живописи и графики, примеры обращения к декоративно-прикладному искусству, а также иконы из коллекции Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина.
Первая подробная летопись жизни и творчества представляет ранее неизвестные факты биографии Мавриной, выдержки из дневников, писем, публикаций, а также обширный изобразительный материал: фотографии и архивные документы, многие из которых публикуются впервые.
Издание адресовано специалистам и широкому кругу читателей, интересующихся изобразительным искусством.
Сказки Пушкина иллюстрировали огромное количество художников, в разной манере и технике, от Палеха до масляной живописи. А недавно издательство «Нигма» подарило нам великолепную книгу с рисунками Татьяны Мавриной. Она единственный российский художник-иллюстратор, получивший престижнейшую международную награду в области детской литературы – премию Андерсена.
«Сказка о мёртвой царевне» и «Сказка о царе Салтане» в таком исполнении не переиздавались более 70 лет, хотя эти рисунки знакомы нескольким поколениям русских. «Если в словах такие чудеса, то какие же должны быть иллюстрации?» – всю жизнь неутомимая Татьяна Маврина отвечала на этот вопрос рисунками. И отвечала прекрасно, в пушкинском духе.
Маврина Татьяна Алексеевна – ровесница века, родилась в 1900 году в Нижнем Новгороде. Выставка в Третьяковской галерее должна была открыться к 120-летию, но помешала пандемия. В апреле она открылась под названием «Ода к радости», мне удалось побывать на пресс-показе. К творчеству Мавриной, представленной на моей памяти больше книжными иллюстрациями с избытком чёрной краски, я был равнодушен, но в Инженерном корпусе перед посетителями распахнулся целый мир – любимой, почти уничтоженной Москвы, древних русских городов с их естественной архитектурой. Она писала: «Я училась в мастерских ВХУТЕМАСа ещё на Мясницкой улице и поражалась каждый день разительным контрастом – рыцарских лат и гипсов на лестнице на фоне золотых фигурных куполов с большими узорными крестами, занимавшими весь вид из больших окон. Так близко стояла маленькая церковка Флора и Лавра. В войну, проехав раз по Сретенке на автобусе, увидала за домами собор XVII века – такой же, как в книжках Грабаря. Я увидала всю его вековую красоту. И она может погибнуть от бомбёжек! Надо зарисовать, пока стоит целая. Буду рисовать всё, что осталось от “Сорока сороков” – пока не погибло. Я ходила по Москве – из улицы в улицу, по всем переулкам, площадям: рисовала незаметно, иногда в кармане пальто, иногда заходя в чужие подъезды; запоминала, чтобы дома уже написать красками на небольших листиках серо-голубой бумаги, на которой хорошо ложилась акварель и гуашь. Хорошо, что её было вдосталь… Я рисовала церкви, башни, улицы, переулки, опьяняясь подчас и их названиями: Чертольский, Выползов, Сивцев Вражек, Путинки – путь на Дмитров, на Тверь; в Хамовниках – ткачи, на Таганке – кузнецы…». Многое было запечатлено, сохранено и теперь представлено на выставке, дышит историей и первозданной красотой.
Ведь нынешняя Россия – и тут страна контрастов: или новоделы с иголочки, золочёные купола, или запустение и руины. А Маврина писала в послевоенном дневнике: «Годы бедствий прошли, но глаза и руки продолжали свою работу. Так полюбилась мне старинная архитектура, нетронутая, не засушенная реставраторами, в пейзаже, со всеми своими “луковками”, “репками”, шатрами, окнами, крыльцами. Когда их несколько, группы, ряды – где нибудь в Ростове Ярославском, в Суздале, – они преспокойно вписываются в небо ритмично и весело». Куда-то эта ритмичность и весёлость подевались…
Исчезла почему-то в современном искусстве целомудренная и загадочная обнажённая натура, ироничный портрет. Кстати, смешливая Татьяна Алексеевна заходила к нам в редакцию «Литературной России», её творчество боготворила заведующая отделом культуры Александра Пискунова, а я, повторяю – недооценивал. Последняя прижизненная персональная выставка Мавриной прошла в 1995 году, в музее им. Пушкина, у младшей подруги Ирины Антоновой. А сегодняшнюю выставку открывала директор Третьяковки Зельфира Трегулова.
Пресс-релиз, к слову, меня сразу подкупил. На нём была картина Мавриной «Кадаши. 1944 г.». В этот год я родился и вернулся на следующий год с семьёй на любимые Кадаши. Маврина прожила на свете почти век. Её детство прошло при царе, юность и зрелость – при Советской власти, старость при перестройке и буржуазной контрреволюции.
Трудности переломных периодов не повлияли на ее позитивное мировосприятие, а в творчестве – толкали к новым поискам. За семьдесят лет занятий живописью и книжной иллюстрацией она создала целую галерею прекрасных запоминающихся литературных образов. Казалось, в Советском Союзе не было ребёнка, который не любовался видом прекрасной царской дочки, погибшей от угощения Чернавки. Книжка «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», оформленная Татьяной Алексеевной, вышла ещё в 1949 году. Страна узнала и запомнила манеру письма, близкую к примитивизму, древнерусскому и народному искусству. Уникальный иллюстратор Маврина оставила богатое наследие: ею по высочайшему классу оформлены более 200 книг. И большая часть – «мавринская пушкиниана», которая, несмотря на дороговизну книг и слабое пополнение библиотек, – снова возвращается к маленькому читателю.
Александр Александрович
КАДАШЕВСКИЙ
«Как трудно быть художником, не спать в ненастье за стеной…»
Посвящается Анастасии Строкиной
Она навсегда вписала своё имя в отечественную культуру. Писательница Анастасия Строкина отметила в своей книге «Татьяна Маврина. Много всего кругом», что долгую жизнь и великие начинания героине ещё в детстве нагадала мама.
Татьяна Маврина во всех документах указывала датой своего рождения 1902 год, передвигая её на два года вниз ради своего мужа. Только в декабре 2012 года была озвучена настоящая дата рождения художницы. Искусствовед Лидия Кудрявцева зачитала документ, представленный Алексеем Шелудченко, единственным наследником художницы, — метрическую запись. Из неё следует, что Маврина появилась на свет 29 октября 1900 года.
Анастасия Петровна Лебедева, мать нашей героини, принадлежала к дворянскому роду Мавриных, о чём в своей книге «Пешковы. Васильевы. Лебедевы (воспоминания)» упоминает племянница её супруга Ольга Лебедева. Она приводит метрическую выписку о браке учителя и литератора Алексея Ивановича Лебедева и с Анастасией Петровной, заключённом в 1899 году.
Никакой иной информации в открытых источниках найти не удавалось, так как ни один исследователь не рассматривал семейную историю Лебедевых, Мавриных и не обращался к генеалогии этой семьи. Поэтому, чтобы более подробно прояснить вопрос происхождения Анастасии Петровны, потребовалось обратиться к фондам РГИА (Российского государственного исторического архива). В фонде 1343 года было выявлено и просмотрено дело дворян Мавриных, значившихся по Нижегородской губернии. Несмотря на то что последняя дата в этих документах — 1856 год, можно сделать выводы, что в них всё-таки идёт речь о семье Анастасии Петровны Мавриной.
В деле Департамента герольдии «О дворянстве рода Мавриных» содержится информация о Петре Егоровиче Маврине 1811 года рождения, чей отец Егор Дмитриевич Маврин выслужил дворянство, полученное за воинский чин по патенту, выданному в 1794 году. Эти сведения доказывают, что данное семейство не имеет никакого отношения к старинному роду Мавриных-Глинок, к которому их ошибочно приписывают некоторые исследователи.
Предки Татьяны Алексеевны Мавриной по линии матери происходили из Балахновского уезда Нижегородской губернии. Дедушка нашей героини Пётр Егорович Маврин, окончив Ярославское Демидовское училище, уехал в Москву, где поступил на медицинский факультет Московского государственного университета. В 1836 году он стал лекарем первого отделения и по прошению был определён уездным врачом в город Горбатов Нижегородской губернии. Через два года Пётр Егорович Маврин получил чин титулярного советника, что подтверждает его потомственное дворянское происхождение.
Пётр Егорович женился на Марии Васильевне (предположительно урождённой Гриденковой). Возможно, в качестве приданого она получила благоприобретённое имение в «сельце Алферове Гороховецкого уезда Владимирской губернии». Мария Васильевна подарила мужу немало детей (про одиннадцать пишет О.М. Лебедева), пятеро из которых упоминаются в деле: Николай, Александра, Надежда (которая встречается в адрес-календаре Нижегородской губернии за 1885 год как учительница), Серафима, Владимир. Скорее всего, некоторые из них рано скончались. Вероятно, единственным выжившим сыном в этой семье был Николай Петрович, так как он наследовал родительские имения и заботился о сёстрах, всех имён которых восстановить невозможно за неимением документов.
Анастасия Петровна появилась на свет в 1863 году и, вероятнее всего, была младшим ребёнком в семье. Можно предположить, что она училась в гимназии или закрытом учебном заведении с пансионом, по окончанию которого дворянские девушки получали право преподавать. Ведь известно, что Анастасия Петровна преподавала в Нижегородском пятиклассном училище имени А.М. Гациского. Скорее всего, именно там она познакомилась со своим будущим мужем Алексеем Ивановичем Лебедевым, о котором стоит рассказать подробнее.
Упомяну, что родители Татьяны Мавриной вступили в брак из-за беременности Анастасии Петровны. По воспоминаниям племянницы, венчание, состоявшееся в церкви 1-го тюремного корпуса, было заключено по причине нежелания родителей обрекать девочку на тяжёлую долю незаконнорождённой. Анастасия Маврина выходила замуж немолодой девушкой, в 35-летнем возрасте, что считалось весьма поздним союзом. Скорее всего, родственники Анастасии Петровны, будучи дворянами, не одобрили её брака с мещанином, тем более состоявшим под негласным надзором.
Под надзор Лебедев угодил как бывший народник, отсидевший два года за участие в нелегальном революционном кружке. Он был разносторонним человеком, работал народным учителем и придерживался прогрессивных взглядов. Работая на фабрике учеником конторщика, в свободное время посещал библиотеку, где сблизился с гимназистами. В 1890 году он познакомился в Костроме с одним из революционеров, пытавшихся восстановить организацию «Народная воля», к тому времени уже разгромленную. Лебедев попал под арест, но после отбытия двухлетнего наказания вновь начал заниматься старыми делами. Состоя в должности бухгалтера и заведующего отделом народного образования в земской управе Кинешмы, Алексей Иванович организовал там публичную библиотеку, в которой собирался антиправительственный кружок. Вскоре в связи с этим Лебедева уволили, и он отправился в 1896 году в Нижний Новгород, где вновь угодил под слежку полиции за аналогичную деятельность. Вплоть до Октябрьской революции, несмотря на наличие жены и детей, он продолжал тем или иным образом участвовать в подпольной борьбе. И при этом занимал различные должности в Комитете народного образования Нижнего Новгорода.
Уже в то время карьера Анастасии Петровны успешно развивалась, и она даже стала директором училища, в котором преподавала. Это училище окончила в 1910 году будущая художница, после перешедшая учиться в Мариинскую женскую гимназию. К этому времени в семье Лебедевых было две дочери и сын (Екатерина, Елена и Сергей).
«В декабре 1910 года Таня с папой бродили по рождественской ярмарке, — делает несколько художественных зарисовок писательница Анастасия Строкина. — Её сёстры Катя и Лена остались дома с мамой — наряжать ёлку. Брат Серёжа помогал им — носил коробки с игрушками и серпантином. А у Тани в этот раз настроение было другое — не ёлочное. Ей хотелось на улицу, и чтобы идти — долго-долго, и чтобы непременно случилось на пути приключение. Хотя бы и самое крохотное, как снежинка.
Папа как раз собирался на ярмарку.
— Можно я тоже? — спросила Таня.
— А как же ёлка? — удивился Серёжа.
— Мы не будем ждать тебя целый день! — загрустили сёстры.
— Ничего! Наряжайте без меня. А я — на улицу.
Застывшие реки, иней, мороз, скрип снега — этот день перед новогодними праздниками Таня и через много лет вспомнит: «Выпряженные лошадёнки в белых иголках, пар стоит, кучи сена и навоза. У мужиков на усах сосульки, а брови, даже ресницы — белые, мохнатые».
Чего только не продавали на ярмарке — глаза разбегаются!
«Крытые холстом прилавки с яркими сладостями, кренделями, жёлтый или малиновый лимонад… Развал игрушек. Можно выбирать, пока не окоченеешь».
Таня посмотрела на деревянного коня с плоскими боками, раскрашенного торопливой кистью.
— Конь вороной! Отец вырезал — я рисовал! — нахваливал игрушку лавочник.
— Ну так давай его сюда! — улыбнулся Танин папа и купил коника.
— А как же франт Игнашка? Не положено коню без наездника! — настаивал продавец.
— Не нужно мне никого! — сказала Таня. — Я и сама справлюсь».
Искусствовед Ирина Лейтис в своей статье «Путешествие в страну цвета» кратко отмечает дальнейший жизненный путь Татьяны Алексеевны. В мае революционного и тяжёлого 1917 года наша героиня поступила на архитектурный факультет Политехнического института в Варшаве, эвакуированного в Нижний Новгород из-за Первой мировой войны. Поучиться в этом институте ей не удалось, так как в 1918 году заново пришлось получать аттестат зрелости, а ещё через три года жизнь круто поменялась.
После Октября 1917 года Алексея Лебедева по заданию Народного комиссариата просвещения командировали на работу сначала в Симбирск, затем в местечко Курмыш и, наконец, в город Сарапул.
«В Курмыше на Суре весной по большой воде мы катались на лодке по вечерам, захватывая и немалый кусок ночи, — вспоминала позднее художница. — Всегда оставляли незапертым одно окно большого дома, чтобы никого не будить, когда вернёмся. В старом парке ухал филин. Закат и светлая ночь уже без звёзд. Мы пробирались между кустами, задевая их вёслами. А кусты эти были верхушками леса. Мелководная Сура в разлив делала такие же чудеса, как и наши Ока и Волга… Осенью, нагрузившись только яблоками (из знакомого сада надавали), поплыли в Сарапул на Каме, куда направил Наркомпрос отца. В пути ели яблоки и спали в пустых каютах или за трубой наверху — там теплее».
Пребывая в Симбирске и Сарапуле, Татьяна Алексеевна начинает пробовать себя на художественном поприще. Вместе с братом Сергеем она помогала отцу в рисовании школьных пособий по различным дисциплинам.
«Школа, где нам пришлось жить, была пустая, за большим пустырём около молодого леса, — вспоминала она. — Вместо мебели были парты и нераспакованные ящики с книгами и негативами, на ящики мама ставила самовар. Мы с Катей рисовали клеевыми красками зверей из книги Кунерта — школьные пособия. За это нам выдавали паёк в виде ржаного зерна, из которого мама на примусе варила кашу. Сергей где-то доучивался. Свободное время мы проводили в городской библиотеке. Там оказались журналы «Мир искусства», «Аполлон», которыми мы начали интересоваться ещё в Нижнем».
Зимой 1921-го большое семейство Лебедевых перебралось в столицу. По поручению Анатолия Луначарского Алексею Ивановичу предстояло наладить в Москве производство диапозитивов. Ирина Лейтис отмечала, что отец Татьяны Алексеевны стал руководителем диапозитивной мастерской, которая в конце 1920-х годов расформировывается и переоборудуется в большую коммунальную квартиру. В этой квартире нашей героине предстоит прожить около 40 лет. С переездом жизнь Татьяны Алексеевны тоже кардинально меняется. Она поступает во ВХУТЕМАС (объединение высших художественных технических мастерских, созданных по всей стране с 1918 года).
«Всё променяла на фантастический вуз ВХУТЕМАС, — вспоминала о годах учёбы наша героиня. — Где преподаватели ничему не учили, говорили: «Пишите, а там видно будет». А писать было так интересно, что, придя домой, мысленно говорила: «Скорее бы наступило завтра, можно будет пойти в мастерскую и писать начатое вчера». Несмотря на долгие годы учения (1922–1929), мы все самоучки. Учились главным образом в двух галереях французских художников: Щукинской и Морозовской. Счастливые годы».
Ирина Лейтис обращает внимание на то, что учебный процесс занимал продолжительное время. Сначала предстояло пройти испытательно-подготовительное отделение, на котором преподаватели обучали своих подопечных художественному видению, то есть творческому восприятию действительности. Для студентов данные учебные традиции означали наличие большой степени свободы в области самовыражения. В 1925 году Татьяна Алексеевна переходит на основное отделение, где начинает уже более серьёзно изучать основы художественного языка. Она сначала поступает в мастерскую Германа Фёдорова, а затем на старших курсах переходит в мастерскую Роберта Фалька.
После окончания института вместе с Николаем Кузьминым, Даниилом Дараном, Сергеем Расторгуевым и Владимиром Милашевским дипломированная художница становится участницей художественной группы «Тринадцать». А.Б. Руднева в своей статье «Щедрота полная угодна небесам», посвящённой коллекции Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина в Государственном музее А.С. Пушкина, подчёркивала, что «группа 13 объединила живописцев и графиков, стремившихся к живому и трепетному рисунку».
«В 1929 году мне повстречались интересные люди, именно люди, а не художественное знамя, кредо, платформа, течение, направление, — вспоминала художница. — Это были графики из Дома печати в Москве… Организаторский пыл этих художников, умные мысли; темпы рисования с натуры — быстрые, любой набросок может стать рядом с картиной — была бы рука!.. Всё соответствовало моему характеру. Льстило и их внимание к нам, «молодёжи» тогда. Понравилось и название предполагаемой выставки графики в Доме печати — «13»»…
«17 февраля 1929 года в Москве на Никитском бульваре в доме 8а была суета, — начинает очередную зарисовку Анастасия Строкина. — Люди — один за другим — шли в Дом печати на открытие выставки, которую устроили тринадцать художников. Среди них — и недавняя выпускница Таня Лебедева.
— Пожалуйста, осторожнее! Вы наступили мне на ногу!
— Дайте же подойти поближе! Вы уже целый час на этот цветок смотрите!
— А вам что за дело, куда я смотрю?
— Потише, пожалуйста!
— Кто автор этого рисунка? Кузьмин?
— Милашевский!
— Смотрите-ка, написано Лебедева.
— Лебедева?
— Которая из них?
— Не знаю даже. Много их!
— Это точно. Целый лебединый пруд».
Именно после этой выставки Татьяна Алексеевна Лебедева стала подписывать свои работы фамилией Маврина. Если первая выставка имела оглушительный успех, то вторая подверглась серьёзному разгрому.
В материале «Видеть ту же красоту, что была триста лет назад» Ксения Кислицына пишет: «Многие работы этого периода остались неизвестны советскому зрителю». Но в то же время группа помогла соединить судьбы Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина. Одержимые своей работой, они нашли друг друга на почве общей страсти к рисованию и к коллекционированию. С конца 1930-х годов она и её супруг начали собирать коллекцию икон, в которую вошли выдающиеся образцы древнерусского и народного искусства. Интерес к данному направлению отразился и в творчестве Татьяны Мавриной. Художница писала свои наивные «этюды» на тему икон, вплетая туда натюрморты.
В воспоминаниях Татьяна Алексеевна не касалась личной жизни, но в дневниках много места уделяла своему будущему мужу. Художник Сергей Заграевский, чья мама дружила со знаменитыми супругами, в своей книге весьма интересно вспоминает о своём знакомстве с ними: «Дом у них был полон интереснейшими вещами. Множество картин Татьяны Алексеевны (в Абрамцеве она активно работала), книги, альбомы, буклеты, на стене копия «Подсолнухов» Ван Гога — почему-то её я особенно запомнил. Интеллектуальные беседы, которые мама вела с Мавриной и Кузьминым, я понимал процентов этак на десять, но с удовольствием слушал… Картины Мавриной на меня не то что повлияли — заразили… Несомненно, под её влиянием я в детстве начал рисовать акварелью и пастелью ярких, пёстрых зверушек, причём на всём, что попадалось под руку, — картонки, коробки из-под конфет»…
В предвоенные годы художница увлеклась иллюстрированием классиков, чьи книги любила с детства, а с началом войны ставит перед собой цель — зарисовать старую Москву, которой грозила гибель под бомбёжками.
«В войну, проехав раз по Сретенке на автобусе, увидала за домами собор XVII века — такой же, как в книжках Грабаря, — писала она в автобиографии. — Я увидала всю его вековую красоту. И она может погибнуть от бомбёжек! Надо зарисовать, пока стоит целая… Буду рисовать всё, что осталось от «Сорока сороков», — пока не погибло. Я ходила по Москве — из улицы в улицу, по всем переулкам, площадям: рисовала незаметно, иногда в кармане пальто, иногда заходя в чужие подъезды; запоминала, чтобы дома уже написать красками на небольших листиках серо-голубой бумаги, на которой хорошо ложилась акварель и гуашь. Хорошо, что её было вдосталь».
Анастасия Строкина составила мысленный разговор с Татьяной Алексеевной, взяв часть предполагаемых ответов из её воспоминаний:
«— Вы помните начало войны?
— 1941 год в Москве — бомбёжки, затемнение окон, фонари не горят, на дорогах белые полосы, чтобы ориентироваться в темноте.
— А вы всё равно бесстрашно ходили по улицам. Рисовали. Зачем?
— Чем я могу помочь красоте? Надо скорее зарисовать всё, что сохранилось в Москве, подумала я, пусть хоть на бумаге останется. Я стала чуть ли не каждый день ходить по Москве и потихоньку рисовать.
— Был ли у вас любимый маршрут или, может, любимый пейзаж?
— Исходила все возможные улицы, дальние края, чаще пешком. Моя мастерская, моя натура — улицы, земля, небо и, главное, церкви, древнерусская — всё, что могло погибнуть от бомбёжек.
— Вы ведь сами говорили, что не любите писать архитектуру без людей. А тут — одни только церкви. Люди — совсем редко…
— Эвакуация опустошила город. В нашей коммуналке из 14 комнат и 38 жителей остались только 4 жилые комнаты, 10 жильцов и кошка.
— Художники во всём видят что-то необычное. Что увидели вы в городе без людей и света? Было ли что-то в нём особенное, несмотря на страх, несмотря на желание закрыть глаза и открыть их, когда всё закончится?
— Невиданная ранее красота города без огней с ночным небом. Можно было разглядывать и Млечный Путь, и все созвездия. Только рисовать нельзя».
В послевоенные годы наша героиня стала писать в манере, близкой к древнерусскому и народному искусству. Она прославилась не только как живописец, но и как книжный иллюстратор. Известно около двухсот книг с её иллюстрациями. Дебютной работой Мавриной в 1949 году стала сказка Александра Пушкина «О мёртвой царевне». Далее было множество русских народных сказок, за которые в 1975 году её нашла заслуженная награда — Государственная премия СССР. Ещё через год Маврина получила золотую медаль Ханса Кристиана Андерсена уже за международный вклад в дело иллюстрирования детских книг.
«»Пушкин словно всегда был рядом с Татьяной Мавриной: помогал, подсказывал, радовался успехам», — утверждает Анастасия Строкина. Рисунки к «Руслану и Людмиле» и особенно к «Лукоморью» принесли художнице настоящую славу.
Но всех на свете премий и наград важнее удивление в глазах читателей, когда они смотрят, как «колдун несёт богатыря» над жёлто-голубым морем, над синим суровым лесом, как тёмная избушка «стоит без окон, без дверей», в небе — летучие мыши, а на земле — огромные мухоморы, и где-то у сгоревшего пня притаились змеи.
Удивление и радость — от кота в красной рубашке, играющего на гуслях под знаменитым дубом. И усы у кота длинные, и лапы у него цепкие — как раз, чтобы струны дёргать. И обут он в лапти. Куда захочет кот, туда и уйдёт — хоть на край света, потому что цепью он не привязан. Может, потому он никуда и не уходит».
В 1960–1970-е годы нашу героиню увлекают путешествия по стране: она объезжает всё ближнее и дальнее Подмосковье, посещает города Золотого кольца России. Итогом путешествий становятся несколько десятков альбомов, дополненных дневниковыми записями, оформленными в книжных форматах, которые хранятся в её личном архиве.
В 1970-е годы Маврина познакомилась с писателем Юрием Ковалём и вместе с ним сотрудничала с издательством «Детская литература». Они выпустили целую серию книг.
Ей выпало прожить долгую и интересную жизнь, застать многие переломные события российской истории. На её глазах пала монархия, началась и закончилась война, ушёл в небытие Советский Союз. Всю свою жизнь художница вела дневники, и 18 октября 1993 года она записала: «Тепло и голубое. Кончился комендантский час. Полшестого я пошла гулять опять «в лес». Как мы говорим. Пустынно и тихо. Навстречу идут два мастеровых с сушками — здороваются. «Здравствуйте!» — «Добрый день». — «Как живёте?» — «Живу ничего, спасибо». Один прошёл вперёд по дорожке, а другой полез в карман… за бумажником, порылся в скудных «деньгах», выбрал одну и даёт мне. «Не надо, что Вы! Не надо!» — «Возьми, дорогуша. Возьми, пожалуйста». — «Ну, ладно, возьму на счастье». И разошлись. Дома посмотрела, в кармане 100 рублей. Ещё не облетело, и чёрные стволы в сумерки заманчивы. Но не сумею нарисовать, очень большая задолженность. Ведь осень в этом году особенно пышная. Была и тёплая, но сейчас похолодало всё же».
Она оставалась верна своей профессии до самого последнего дня. Великая художница ушла из жизни 19 августа 1996 года.
Татьяна Алексеевна Маврина (Tatiana Alekseevna Mavrina; 20 декабря 1900 — 19 августа 1996 гг.) — советская и русская художница ХХ века, талантливый график и иллюстратор детских книг. Творчество и биографию Татьяны Мавриной незаслуженно обошли вниманием официальные советские каталоги, видимо, из-за ее пылкой любви к импрессионизму. А вот знатоки искусства по достоинству оценили картины яркого и нетипичного советского мастера — ее портреты, пейзажи и натюрморты хранятся в Русском музее и в музее имени Пушкина. Художница работала в стиле, близком к примитивизму, смело экспериментировала с акварелью, гуашью и станковой графикой.
Биография Татьяны Мавриной
Татьяна Маврина появилась на свет 20 декабря 1900 года в Нижнем Новгороде. Ее отец, Алексей Лебедев, преподавал, а мать, потомственная дворянка из рода Мавриных, служила директором училища. Во время гражданской войны семейство Лебедевых переехало в Москву. В 1922-ом Татьяна поступила во ВХУТЕМАС, где мастерству рисования ее обучал авангардист Роберт Фальк (Robert Rafailovich Falk). Но особенно усердно она занималась в музеях, проводя долгие часы в залах, посвященных импрессионизму и постимпрессионизму. Нежную любовь к Сезанну (Paul Cézanne), Моне (Oscar-Claude Monet), Матиссу (Henri Émile Benoît Matisse), Ван Гогу (Vincent Willem van Gogh) и Пикассо (Pablo Picasso) художница сберегла до конца своей жизни.
Татьяна Маврина окончила вуз, вступила в сообщество художников «Тринадцать» и принялась с упоением рисовать озорные портреты, пейзажи с пронзительно звонким солнечным светом и томные ню, во многом подражая любимым французам Матиссу и Ван Гогу. Натурщицей чаще всего была Ольга Гильдебрандт, одна из участниц группы «Тринадцать». Печально, но картины обнаженной натуры, созданные художницей, массовый зритель так и не увидел — в Советском Союзе осуждали откровенный жанр и не приветствовали публичные демонстрации нагого тела, пусть даже и на холсте.
Во второй половине 1930-х Татьяна Маврина окунулась в любовь. Благо, муж, Николай Кузьмин, тоже был художником, и супругов соединяли не только чувства, но и общие интересы, и страсть к работе. В этот период Маврина уже занимается созданием иллюстраций к детским книгам, отгородившись от тревожного большого мира лубочными рисунками с чудными зверями и сказочным персонажами.
Переключиться на окружающую действительность и заняться зарисовкой городских пейзажей заставила война. Однажды Татьяна Маврина осознала, что вот эти любимые московские улочки, старинные дома и храмы могут быть разрушены, а значит, исчезнут навсегда. И она решила сохранить облик старой Москвы хотя бы в своих рисунках. Художница много гуляет и делает карандашные зарисовки в блокноте.
После войны Маврина полностью отойдет от классической живописи, посвятив себя иллюстрациям, графике и изучению фольклора. Она ездит по отдаленным от столицы городам, зарисовывает старые постройки Подмосковья и архитектуру Золотого кольца, знакомится с народным творчеством — хохломским, городецким и палехским промыслами. Позже по рисункам Татьяны Мавриной будут изучать быт провинции. К тому же она не только рисовала, но и привозила с собой глиняные игрушки, вышивку, прялки, расписные подносы, резные пряничные доски, иконы, изразцы. Интересную коллекцию старинной утвари Маврина и Кузьмин подарили Русскому музею.
Татьяна Маврина прожила долгую и интересную жизнь, до конца дней не переставая рисовать. По рассказам близких людей, она с нетерпением выпроваживала гостей, которые приносили ей цветы, чтобы сразу взяться за работу и перенести красоту букета на бумагу. Художница скончалась 19 августа 1996 года, пережив супруга на 9 лет.
Самые известные картины Татьяны Мавриной
Художница создала множество ярких и самобытных работ, но настоящей вершины мастерства достигла в оформлении детских книг, за что в 1976 году была удостоена международной премии Андерсена. Давайте посмотрим еще раз на самые известные картины и иллюстрации Татьяны Мавриной:
- «Обнаженные с синим чайником» (середина 1930-х) — две темы, запрещенные в советское время — импрессионизм и ню. Работа-подражание французским импрессионистам выполнена в нежных перламутровых тонах.
- «Портрет Ольги Гильдебрандт» (1937) — постоянная натурщица и близкая подруга художницы. Картина написана в тревожный исторический период, изображает обнаженную красавицу с неприступным лицом.
- «У лукоморья дуб зеленый», А. С. Пушкин, «Сказки» (1977) — иллюстрации к книге любимого поэта. Образы сказочных персонажей легко узнаваемы и были любимы многими советскими детьми.
- Ю. Коваль, «Бабочки» (1987) — художница не делала отдельных иллюстраций к этой книге, она просто подобрала к каждому рассказу старую картину, созвучную с темой повествования. Коваль и Маврина часто работали в тандеме и создали множество сказочных историй для детей, среди которых «Стеклянный пруд», «Жеребенок».
Татьяна Маврина при жизни завоевала признание как автор и была удостоена звания заслуженного художника РСФСР. Также она стала номинантом государственной премии СССР.
- Татьяна Маврина
- Государственная Третьяковская галерея о Татьяне Мавриной
- Анастасия Строкина «Татьяна Маврина. Много всего кругом»
Если вы пришли на эту страницу, значит вам, скорее всего, знакомо это имя. А если вдруг это не так, мы уверены, что вы без труда поймёте, о ком идёт речь.
Татьяна Маврина — художник, график и иллюстратор детских книг. Она родилась вместе с двадцатым веком и прожила большую его часть. На этой странице вы найдёте множество материалов о ней и о разных этапах её творческого пути. А ещё здесь вы увидите иллюстрации её авторства. Даже те, которые офлайн можно посмотреть только в читальных залах.
Татьяну Алексеевну по праву считают классиком детской иллюстрации. Но начинала она свою профессиональную жизнь как художник-живописец. К слову, в этом году в Третьяковской галерее прошла выставка её картин. Здесь же вы найдёте комментарии специалистов Третьяковки.
А ещё в этом году в Москве проходит конгресс IBBY, Международного совета по книгам для молодежи. Раз в два года он присуждает премию премию имени Ханса Кристиана Андерсена лучшим детским иллюстраторам и авторам. Татьяна Маврина получила такую премию в 1976 году.
Так почему мы уверены, что почти каждый повзрослевший читатель вспомнит художницу, даже не чувствуя ассоциации при прочтении её имени?
Татьяна Алексеевна Маврина за свою жизнь оформила более 200 книг. И всё это популярные детские издания для нескольких поколений советских, а потом и российских читателей. Потому, открыв сканы её работ, вы увидите что-то очень знакомое, своё детство, сказочное настроение и красоту.
« Творчество Татьяны Алексеевны Мавриной (1900–1996) – крупное явление в истории русского искусства ХХ века. Художница прожила очень долгую жизнь – почти век, и до конца своих дней сохраняла невероятную работоспособность – последние произведения Мавриной датируются 1995 годом.
Иллюстрациями к русским сказкам Татьяна Маврина начала заниматься уже во второй половине своего творческого пути и продолжала над ними работать вплоть до конца 1980-х годов. Ее прекрасные иллюстрации стали своего рода классикой этого вида изобразительного искусства и продолжают оставаться актуальными, находят отклик у зрителей разных возрастов, социального статуса и уровня образования. Книги с иллюстрациями Татьяны Алексеевны выдержали множество переизданий и популярны до сих пор.
В волшебном мире ее сказок нет места никаким угрозам и ничему страшному и пугающему. «У нее светлый и озорной, уверенный в себе и живущий в ладу с жизнью легкий, веселый талант» — очень верно было когда-то сказано про нее. В свое время даже книгу о кровавом времени Французской революции художница умудрилась превратить в нечто пленительно изящное.
Даже в сказочных изображениях неодушевленных предметов вроде топора, бревна, парусного корабля, плывущего по морю или летящего по воздуху, у нее всегда присутствует изрядная доля простодушного детского веселья. Юмор сопутствует и таким сказочным персонажам, которые издавна представлялись носителями злого начала. Например, морда волка, при всех характерных особенностях облика этого опасного и сильного лесного зверя в ее листах расплывается в подобии добродушной улыбки. По примеру народных мастеров, Маврина представляет этого хозяин леса приукрашенным, с затейливо уложенной серой шкурой, как бы одомашненным, красующимся на ярко-розовом фоне в профиль, на балетный манер расставив передние лапы. Наверное, она не хотела пугать маленьких детей, изображая злого хищника, готового к нападению, да это было бы чуждо ее художественной манере. Такое озорство, добрый юмор, а также потрясающее чувство цвета сопутствовали ей всю жизнь и отражались во всем ее творчестве и, в особенности, в иллюстрациях к детским сказкам.»
Кураторы выставки Государственной Третьяковской галереи «Татьяна Маврина. Ода к радости»:
Кандидат искусствоведения, хранитель отдела графики И.А. Лейтес
Хранитель отдела графики Е.Д. Архипова
Строкина А. Татьяна Маврина. Много всего кругом / Анастасия Строкина ; худож. Татьяна Маврина.
– М : Глагол : Книжный дом Анастасии Орловой ;
2021. – 56 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей).
Для младшего и среднего школьного возраста
Художественная биография живописца, графика, иллюстратора, коллекционера Татьяны Алексеевны Мавриной, прожившей долгую жизнь, охватившую весь ХХ век (1900–1996).
Небольшая, но чрезвычайно ёмкая, с запоминающимися деталями и штрихами, насыщенная художественными образами книга переносит сначала в дореволюционный Нижний Новгород – на родину художницы (издание приурочено к 800-летию города). И мы ощущаем атмосферу творчества, тепла и любви в доме Лебедевых-Мавриных.
Как важна в тексте первая фраза. Она задаёт и тон, и ритм, и интригует читателя:
– Коник детский! Городецкий! А с ним – наездник! Франт Игнашка! Что ни год, то рубашка! Мимо не проходите! Коника купите!
Через всю книжку, как через всю жизнь художницы, несёт читателя городецкая игрушка: конь – чёрная грива – длинный хвост, купленный на Нижегородской ярмарке, расписной, деревянный, доскакавший до Государственного музея А.С.Пушкина на Пречистенке, где открыт мемориальный кабинет «Коллекция Татьяны Мавриной и Николая Кузьмина».
Через всю жизнь Татьяна Алексеевна пронесла любовь к Врубелю, и, когда узнаёшь этот факт, становится понятнее и ближе художественная манера иллюстратора Татьяны Мавриной – лауреата высшей награды в области детской книги – Международной золотой медали Х.-К. Андерсена (1976). Она получила эту награду за иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина, творчество которого вело художницу по жизни. Ничего не бывает случайного: супруг Татьяны Мавриной – художник Николай Кузьмин – блистательный иллюстратор Пушкина.
В 1921 году семья Лебедевых переезжает в Москву, Татьяна учится в лучшем художественном вузе того времени: «В 1929 году я окончила фантастический вуз – ВХУТЕМАС, то есть Высшие художественные технические мастерские. Первое слово правильнее расшифровать не Высшие, а Вольные. Там было вольно и просторно, несмотря на неуёмный горячий гомон, – пустынно… По воле ветра или по своей воле». Это из воспоминаний Мавриной, а вот как подхватывает мавринский стиль и переплавляет в текст о ней художник слова – писательница Анастасия Строкина: «Москва радостно приняла Таню и подарила ей свои истории, узоры, яркие краски… Всё здесь удивляло, всё становилось сюжетами новых рисунков: и проспекты, гудящие, как пчелиный рой, и вороньи переулки, и улочки со старыми двухэтажными домиками, которые робко глядят из-под давно не крашенных наличников на непонятную им, внезапную жизнь, летящую в трамваях, гудящую в телефонных проводах, бегущую по мостовым бесстрашно, без отдыха, без оглядки». Художницы оказались на одной волне.
С особым чувством боли и гордости, благодарности и удивления всматриваешься в рисунки военной Москвы, вчитываешься в воображаемый диалог Татьяны Мавриной с автором книги о ней Анастасией Строкиной. Наверное, этот сплав чувств и называется патриотизмом.
И ещё одно имя, такое значимое для детский литературы – писатель Юрий Коваль. Понятнее и привычнее, когда художник иллюстрирует текст. Коваль писал миниатюры «Заячьи тропы», «Снег», «Стеклянный пруд», «Журавли», «Жеребёнок», «Бабочки» к рисункам Мавриной. Когда выходило это шестикнижие, Татьяне Алексеевне было уже за восемьдесят.
И ещё. Хочется отметить культуру издания. В книге использованы работ художницы. Цветы и коты, города и сказки. Их 69. Плюс обложка, форзац, титул, нахзац (элементы книги звучат как песня!)
Отдел обслуживания читателей
Зав. отделом Марина Андреевна Молявина
mmolyavina@gaidarovka.ru
тел: 8(499) 248-64-64
тел: 8(499) 248-69-24
Отдел нестационарных форм обслуживания и семейного чтения
Организационно-методический отдел
Зав. отделом Ирина Николаевна Деткина
Справочно-библиографический отдел
Зав. отделом Лилиана Вакильевна Конюхова
тел: 8(499) 248-10-04
Отдел проектов и специальных программ
Зав. отделом Елизавета Александровна Голышева
Пресс-секретарь
Оксана Павловна Снежко
osnezhko@gaidarovka.ru
Отдел организации и использования книжных фондов и каталогов
Зав. отделом Елена Ивановна Калугина
ekalugina@gaidarovka.ru
тел: 8(499) 253-82-96
Администрация библиотеки
lib@gaidarovka.ru
тел: 8 (499) 253-31-17
тел: 8 (499) 253-82-96
Директор ЦГДБ им. А.П. Гайдара
Ольга Вячеславовна Ларина
принимает посетителей по вторникам 16.00-18.00
по адресу: Электрический пер., д.6/28, кв. 9
Предварительная запись по эл. почте:
lib@gaidarovka.ru