Татьяна главная героиня романа сочинение

Что делать? из рассказов о новых людях роман, 1863вера павловна розальская главная героиня. высокая стройная девушка, довольно смуглая, с

ЧТО ДЕЛАТЬ?
Из рассказов о новых людях
(Роман, 1863)
Вера Павловна (Розальская) — главная героиня. «…Высокая стройная девушка, довольно смуглая, с черными волосами — «густые хорошие волоса», с черными глазами — «глаза хорошие, даже очень хорошие», с южным типом лица — «как будто из Малороссии; пожалуй, скорее даже кавказский тип, ничего, очень красивое лицо, только очень холодное, это уж не по-южному; здоровье хорошее…» — такой видит В. П. Лопухов в момент знакомства. Выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой. С двенадцати лет посещает пансион. Учится играть на фортепьяно. С четырнадцати обшивает всю семью. В шестнадцать сама дает уроки в том же пансионе. Веселого, общительного нрава, любит танцевать. За ней ухаживает сын хозяйки Сторешников, хвастающийся перед приятелями, что В. П. — его любовница. Ему не верят, и он обещает доказать это, приведя В. П. на обед с приятелями, однако получает твердый отказ героини. Не принимает В. П. и его предложения выйти за него замуж.
Несмотря на юность и неопытность, героиня выказывает зрелость характера. На совет Жюли Ле-Теллье выйти за Сторешни-кова она отвечает: «Я хочу быть независима и жить по-своему; что нужно мне самой, на то я готова; чего мне не нужно, того я не хочу и не хочу… Я не хочу ни от кого требовать ничего, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна». Тем не менее В. П. наивно верит в искренность любви к ней Сторешникова, и только Лопухову удается раскрыть ей глаза. Героиня просит его найти ей место гувернантки, сначала ему удается это, но потом они получают отказ. В. П. даже подумывает о самоубийстве, настолько жизнь дома становится для нее невыносимой. И тогда полюбивший ее Лопухов предлагает ей другой выход — выйти фиктивно за него замуж.
Обсуждая с Лопуховым план совместной жизни, В. П. просит его обращаться с ней как с посторонней, так как это препятствует неучтивости и упрочивает семейное согласие. Они так и живут — как брат с сестрой, в раздельных комнатах, встречаясь на «нейтральной территории» для совместной трапезы или разговора. В. П. организует на новых экономических началах (прибыль распределяется между работницами) мастерскую-товарищество, которая становится главным делом ее жизни. В какой-то момент В. П. понимает, что, несмотря на семейный лад и прекрасные отношения с Лопуховым, она не любит его, а любит Кирсанова. Она пытается углубить отношения с мужем, сделав их более земными и страстными, однако это — лишь бегство от самой себя. Идиллии не получается. В конце концов Лопухов исчезает, инсценировав самоубийство, чтобы освободить В. П. для нового союза. Героиня обретает подлинное счастье с Кирсановым.
В структуре образа В. П., как и романа в целом, важное место занимают сны. Они отражают духовную и нравственную эволюцию героини. Первый сон В. П.: она заперта в сыром темном подвале, разбита параличом, она слышит незнакомый голос, кто-то дотрагивается до ее руки, и болезнь тотчас же проходит, она видит в поле девушку, в которой все беспрестанно меняется — и лицо, и походка, и даже национальность. На вопрос героини, кто она, девушка отвечает, что она — невеста ее жениха и, хотя у нее много имен, В. П. может называть ее «любовью к людям».
Второй сон В. П.: снова поле, по нему ходят Лопухов и Мер-цалов, и первый разъясняет второму отличие чистой, то есть реальной, грязи от грязи гнилой, то есть фантастической. Реальная грязь — та, в которой есть движение, жизнь (ее признаки — труд и дельность). В гнилой грязи соответственно жизнь и труд отсутствуют. В. П. видит свою мать Марью Алексевну в обстановке нищеты, бледную и изнуренную, зато добрую, видит себя на коленях у офицера или нанимающейся на работу и получающей отказ. «Невеста своих женихов, сестра своих сестер» объясняет В. П., что она должна быть признательна своей матери, потому что всем обязана именно ей, а злой та стала из-за условий, в которых вынуждена была жить. Если изменится обстановка, то и злые станут добрыми.
Третий сон В. П.: певица Бозио читает вместе с ней ее дневник (хотя В. П. никогда не вела его). В этом дневнике — история ее отношений с Лопуховым. Последнюю страницу В. П. в испуге читать отказывается, и тогда ее наставница читает сама. Суть в том, что В. П. сомневается в истинности своего чувства к Лопухову: ее любовь к нему — скорее уважение, доверие, готовность действовать заодно, дружба, признательность, но только не любовь, какая нужна ей… В. П. хочет любить Лопухова и не хочет обижать его, но сердце ее стремится к Кирсанову.
Четвертый сон В. П.: она видит разные образы женщин-цариц, воплощения любви — Астарту, Афродиту, «Непорочность». Наконец, она узнает в светлой красавице, которая ведет ее через разные эпохи развития человечества, саму себя — свободную женщину. Женщину, которая любит и которая любима. «…Это она сама, но богиня». Видит В. П. и Хрустальный дворец-сад, благодатные нивы, весело работающих и также весело отдыхающих людей — образ будущего, которое «светло и прекрасно». Ее семейное счастье и ее мастерская, по мысли автора, прообраз этого счастливого будущего, его зародыш.

Дата31.10.2018Размер16.49 Kb.ТипСочинениеНавигация по данной странице:
Все те сны, которые видела героиня, стали узловыми, связывающими разные события романа.
Сочинение.
Образ Веры Павловны.
Я не хочу ни властвовать, ни подчиняться, я не хочу ни обманывать, ни притворяться, я не хочу смотреть на мнение других, добиваться того, что рекомендуют мне другие, когда мне самой это не нужно.
Вера Павловна роман «что делать?»
План
1.характеристика Веры Павловны
2. любовь Веры Павловны
3. Вера Павловна – «новый» человек
Вера Павловна – главная героиня романа «Что делать?». Она много читала книг, любит музыку, театр, хорошо поет. У нее гордый, свободолюбивый характер. Главной мечтой Веры было выбраться из «подвала» то есть из родительского дома. Ее родители были «пошлыми» людьми, которые хотели выдать ее замуж за богатого человека, которого она не любила. Вера Павловна не хочет зависеть от кого либо, для нее главное независимость, свобода: «Главное – независимость! Делать, что хочу,- жить, как хочу, никого не спрашиваясь, ничего ни от кого не требовать, ни в ком, ни в ком не нуждаться! Я так хочу жить!»
Выбраться из «подвала» Вере помог Лопухов. Вскоре они поженились, но прежде они обговорили план совместной жизни. Их отношения являются более дружескими, они живут в разных комнатах, встречаются только в «нейтральной комнате» для совместного ужина или для разговора. Вера Павловна открывает свою швейную мастерскую, которая стала главным делом ее жизни. Несмотря на прекрасные отношения с Дмитрием, Вера понимает, что не любит его, а любит Кирсанова. Чтобы освободить Веру Павловну от брака, Лопухов инсценировав самоубийство, исчезает из ее жизни. Вера обретает настоящее счастье с Кирсановым. Она продолжает развиваться, выбрав профессию врача, несвойственную в то время для женщин профессию. Александр поддерживает и помогает жене во всем.
с ее образом связаны важнейшие проблемы романа — свобода и равноправие женщин, женская эмансипация.
В образе Веры Павловны Чернышевский изображает новый несвойственный для русской литературы тип женщины. Он ставит женщину на ровне и даже выше мужчин.

Все те сны, которые видела героиня, стали узловыми, связывающими разные события романа.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Вера Павловна (Розальская) — главная героиня. «…Высокая стройная девушка, довольно смуглая, с черными волосами — «густые хорошие волоса», с черными глазами — «глаза хорошие, даже очень хорошие», с южным типом лица — «как будто из Малороссии; пожалуй, скорее даже кавказский тип, ничего, очень красивое лицо, только очень холодное, это уж не по-южному; здоровье хорошее…» — такой видит В. П. Лопухов в момент знакомства. Выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой. С двенадцати лет посещает пансион. Учится играть на фортепьяно. С четырнадцати обшивает всю семью. В шестнадцать сама дает уроки в том же пансионе. Веселого, общительного нрава, любит танцевать. За ней ухаживает сын хозяйки Сторешников, хвастающийся перед приятелями, что В. П. — его любовница. Ему не верят, и он обещает доказать это, приведя В. П. на обед с приятелями, однако получает твердый отказ героини. Не принимает В. П. и его предложения выйти за него замуж.
Несмотря на юность и неопытность, героиня выказывает зрелость характера. На совет Жюли Ле-Теллье выйти за Сторешни-кова она отвечает: «Я хочу быть независима и жить по-своему; что нужно мне самой, на то я готова; чего мне не нужно, того я не хочу и не хочу… Я не хочу ни от кого требовать ничего, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна». Тем не менее В. П. наивно верит в искренность любви к ней Сторешникова, и только Лопухову удается раскрыть ей глаза. Героиня просит его найти ей место гувернантки, сначала ему удается это, но потом они получают отказ. В. П. даже подумывает о самоубийстве, настолько жизнь дома становится для нее невыносимой. И тогда полюбивший ее Лопухов предлагает ей другой выход — выйти фиктивно за него замуж.
Обсуждая с Лопуховым план совместной жизни, В. П. просит его обращаться с ней как с посторонней, так как это препятствует неучтивости и упрочивает семейное согласие. Они так и живут — как брат с сестрой, в раздельных комнатах, встречаясь на «нейтральной территории» для совместной трапезы или разговора. В. П. организует на новых экономических началах (прибыль распределяется между работницами) мастерскую-товарищество, которая становится главным делом ее жизни. В какой-то момент В. П. понимает, что, несмотря на семейный лад и прекрасные отношения с Лопуховым, она не любит его, а любит Кирсанова. Она пытается углубить отношения с мужем, сделав их более земными и страстными, однако это — лишь бегство от самой себя. Идиллии не получается. В конце концов Лопухов исчезает, инсценировав самоубийство, чтобы освободить В. П. для нового союза. Героиня обретает подлинное счастье с Кирсановым.
В структуре образа В. П., как и романа в целом, важное место занимают сны. Они отражают духовную и нравственную эволюцию героини. Первый сон В. П.: она заперта в сыром темном подвале, разбита параличом, она слышит незнакомый голос, кто-то дотрагивается до ее руки, и болезнь тотчас же проходит, она видит в поле девушку, в которой все беспрестанно меняется — и лицо, и походка, и даже национальность. На вопрос героини, кто она, девушка отвечает, что она — невеста ее жениха и, хотя у нее много имен, В. П. может называть ее «любовью к людям».
Второй сон В. П.: снова поле, по нему ходят Лопухов и Мер-цалов, и первый разъясняет второму отличие чистой, то есть реальной, грязи от грязи гнилой, то есть фантастической. Реальная грязь — та, в которой есть движение, жизнь (ее признаки — труд и дельность). В гнилой грязи соответственно жизнь и труд отсутствуют. В. П. видит свою мать Марью Алексевну в обстановке нищеты, бледную и изнуренную, зато добрую, видит себя на коленях у офицера или нанимающейся на работу и получающей отказ. «Невеста своих женихов, сестра своих сестер» объясняет В. П., что она должна быть признательна своей матери, потому что всем обязана именно ей, а злой та стала из-за условий, в которых вынуждена была жить. Если изменится обстановка, то и злые станут добрыми.
Третий сон В. П.: певица Бозио читает вместе с ней ее дневник (хотя В. П. никогда не вела его). В этом дневнике — история ее отношений с Лопуховым. Последнюю страницу В. П. в испуге читать отказывается, и тогда ее наставница читает сама. Суть в том, что В. П. сомневается в истинности своего чувства к Лопухову: ее любовь к нему — скорее уважение, доверие, готовность действовать заодно, дружба, признательность, но только не любовь, какая нужна ей… В. П. хочет любить Лопухова и не хочет обижать его, но сердце ее стремится к Кирсанову.
Четвертый сон В. П.: она видит разные образы женщин-цариц, воплощения любви — Астарту, Афродиту, «Непорочность». Наконец, она узнает в светлой красавице, которая ведет ее через разные эпохи развития человечества, саму себя — свободную женщину. Женщину, которая любит и которая любима. «…Это она сама, но богиня». Видит В. П. и Хрустальный дворец-сад, благодатные нивы, весело работающих и также весело отдыхающих людей — образ будущего, которое «светло и прекрасно». Ее семейное счастье и ее мастерская, по мысли автора, прообраз этого счастливого будущего, его зародыш.

Вера Павловна Розальская – главная героиня романа. Это красивая девушка с южным типом лица. Она выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой улице. С двенадцати лет она посещает пансион. У нее есть большой талант к шитью, в четырнадцать лет она шьет на всю семью, в шестнадцать начинает сама давать уроки в пансионе. У нее веселый, общительный нрав. Героиня еще в юные годы демонстрирует зрелость характера. За ней ухаживает сын хозяйки Сторешников. На советы выходить за него замуж В.П. отвечает решительным отказом: “Я хочу быть независима и жить по-своему; что нужно мне самой, на то я готова; чего мне не нужно, того я не хочу и не хочу… Я не хочу ни от кого требовать ничего, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна”. Не имея возможности более выносить тяжелой домашней обстановки, В.П. фиктивно выходит замуж за учителя своего брата Лопухова, который ее любит. Обсуждая с ним план своей совместной жизни, она просит своего будущего мужа обращаться с ней как с посторонней, так как это препятствует неучтивости и упрочивает семейное согласие. Они живут как брат с сестрой, в разных комнатах, встречаясь на нейтральной территории для трапезы или разговоров. В.П. начинает заниматься своим делом: она открывает швейную мастерскую. Прибыль в этой мастерской распределяется равно между работницами. Тем самым, она спасает много молодых девушек от бедности и беспутной жизни. Мастерская становится главным делом ее жизни. Со временем В.П. понимает, что по-настоящему любит не Лопухова, а его друга Кирсанова. Лопухов освобождает ее от семейных отношений, и она находит настоящее счастье с Кирсановым. Очень важны в произведении сны В.П. : об освобождении женщин; о грязи реальной, из которой родится урожай, и гнилой грязи, которая ничего не рожает; о своем дневнике, из которого она понимает, что любит на самом деле не Лопухова, а Кирсанова; о разных эпохах развития человечества и о людях будущего.
ВЕРА ПАВЛОВНА — героиня произведения Н.Г. Чернышевского «Что делать? Из рассказов о новых людях» (1863). Книга строится как повествование о ее жизни и духовном развитии; с ее судьбой соединяются или пересекаются судьбы других героев. Испытывая отвращение к атмосфере лжи и насилия, царящей в семье, сопротивляясь попыткам матери выдать ее замуж за «дрянного» молодого человека Сто-решникова, В.П. вступает в брак (сначала фиктивный) со студентом-медиком Лопуховым, сторонником социалистических идей. Для совместной жизни они вырабатывают целый ряд нововведений, поизванных сохранить в семье любовь, взаимное уважение и полный суверенитет каждой из сторон. В.П. организует швейную мастерскую, которая постепенно становится зародышем коммуны по образцу фурьеристских фаланстеров. Взаимная любовь В.П. и друга ее мужа, Кирсанова, заканчивается союзом.
По словам автора, В.П. «одна из первых женщин, жизнь которых устроилась хорошо». В начале романа она характеризуется как «обыкновенная девушка», получившая «обыкновенное воспитание» и стремящаяся к счастью для себя и для других. Однако система «двойников» В.П. показывает, что ее образ содержит сложное обобщение.
«Двойники» В.П. образуют своеобразную иерархическую систему: судьба каждого из них, в соответствии с воззрениями Чернышевского («при известных обстоятельствах становится добр, при других — зол», статья «Антропологический принцип в философии»), представляет возможную реализацию судьбы В.П. в других обстоятельствах. Ее жизнь могла сложиться, как у куртизанки Жюли, «дурной» и одновременно «честной» женщины: такую возможность рисует второй сон В.П. В центре этой иерархии — образ Кати Полозовой, «симметричный» образу В.П. и занимающий в предпоследней главе романа место главной фигуры повествования. В.П. — брюнетка (в характерологии Чернышевского — знак экспансивности), Катя — блондинка (знак уравновешенности); В.П. спасена от противного ей брака с Лопуховым, Катя — от безрассудно желаемого ею брака с Кирсановым; в конечном счете мужем В.П. становится Кирсанов, мужем Кати — «воскресший» Лопухов-Бьюмонт; Катя, по примеру В.П. организует швейную мастерскую; у каждой из героинь рождается сын. Обе семьи живут вместе, воплощая гармонию грядущей коммуны, так что даже имеет место своеобразный взаимообмен свойствами характера: Катя оказывается более страстной, а В.П. — более спокойной. Венчает иерархию «двойников» женщина из снов В.П. («невеста твоего жениха»), которая в первом сне постоянно меняет свой облик, а в четвертом окончательно принимает облик самой В.П. («Да, Вера Павловна видела: это она сама…но богиня, озаренная сиянием любви»).
Поиски прототипа героини также привели к выводу о широкой типической обобщенности образа. Сам автор отмечал в письмах, что наделил В.П. чертами своей жены, О.С.Чернышевской, которой посвящен роман. Огромным было и обратное воздействие образа В.П. на общество. Фиктивные браки с целью спасения девушек из дурных семейств были едва ли не долгом чести для передовой молодежи; часто такие браки перерастали в действительные. С начала 1860-х годов в высших учебных заведениях, особенно естественно-научного характера, появляются женщины; с выходом романа их число увеличивается. Наконец, в год выхода книги было создано «Общество женского труда», а сам роман «вызвал особенно много попыток устраивать швейные мастерские на новых началах», — вспоминала современница событий Е.Н.Водовозова. Почти все эти попытки окончились неудачей.
Сны В.П. обеспечивают жанровое единство книги в узловых моментах сюжета. Сон был одним из важнейших элементов утопической литературной традиции; таков, в частности, сон в главе «Спасская полесть» «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева. Символика снов В.П. поддается как конкретно-материалистическому, так и духовно-визионерскому прочтению, а сама В.П. в художественном мире романа стоит в одном ряду с пророком Даниилом и апостолом Иоанном Богословом, чьи пророчества суть результаты видений и чьи имена присутствуют в книге. Само имя «В.П.» также оказывается символичным (в Послании Св.Апостола Павла к Евреям, в частности, говорится: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»; 11:1).

Отмена крепостного права внесла определенные изменения в развитие общества. Среди серой и однообразной массы, стали появляться «новые люди».
Кем они были? Детьми чиновников и мелких дворян, купцов и священников. Представители этого поколения стремительно путешествовали в столицы, в большие города, такие как Москва и Петербург. Они поступали в учебные заведения, институты и впитывал предложенные знания, как губки. Кроме того, новые люди привносили в окружающее общество свои порядки, взятые из небольших провинциальных городков.
В чем было их предназначение? В формировании новой эпохи, которая наступила в жизни русского человека.
Роман «Что делать?» представляет читателям героев – революционеров, которые мечтали о всеобщем счастье, которые верили в светлое будущее. Автору романа известны не только мысли и эмоции, которые вертятся и крутятся в головах «новых» людей. Он понимает причины их смеха, сострадания, печали. Писатель может с уверенностью рассказывать об отношениях таких людей, об их семейной жизни, о том, как они пытаются помогать друг другу и протягивать руку помощи.
Представителями нового поколения являются Кирсанов, Лопухов и Вера Павловна. Н. Чернышевский называет их обыкновенными, простыми людьми, которые не отличаются от остальных жителей городов и поселений. На протяжении всего романа, автор неоднократно называет своих героев обычными, не выдающимися людьми. И такими могут быть все, без исключения, при наличии желания.
Чтобы создать контраст, Чернышевский включает в текст произведения такую фигуру, как Рахметов. Его можно назвать особенным человеком, который переживает несчастья остальных людей, который принимает близко к сердцу все, что случается вокруг и всеми усилиями пытается помочь.
Основные герои романа – это студенты, которые корпят над естественными науками и пробивают дорогу в жизнь собственными усилиями. Читатель знакомится со студенческим кружком Кирсанова, в котором ведется пропаганда революционных настроев. Для того чтобы создать особенное общество и стать необычным человеком, необходимо всего себя посвятить работе. И такая идея срабатывает. У членов кружка Кирсанова есть последователи.
Не остается без внимания в романе и образ женщины – «новой», полезной. На примере героини Веры Павловны, читатель видит, как она выходит из тени мещанской жизни, желает стать врачом, чтобы приносить пользу окружающим. Женщина создает свою мастерскую, помогает несчастным девушкам, которые сбились с пути и не могут найти дорогу.
Такие герои романа, как Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна представляли новое поколение, которое стремилось к светлому будущему и упорно шло к намеченной цели. Их идеи вдохновляли и других людей. Конечно, единомышленников данной теории было еще не много. Однако с каждым днем такая идея завоевывала внимание все большей и большей части населения.
Главные герои романа «Что делать?» вдохнули в устоявшуюся жизнь россиян свежее дыхание, бодрящий воздух, который способен принести изменения. И такие люди обязательно должны появляться в обществе, будоражить застарелые нравы, идеи и превращать их во что-то светлое и дарящее надежду.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ РОМАНА ЧЕРНЫШЕВСКОГО «ЧТО ДЕЛАТЬ»
11 июля 1856 г. в номере одной из больших петербургских гостиниц находят записку, оставленную странным постояльцем. В записке сказано, что об её авторе вскоре услышат на Литейном мосту и что подозрений ни на кого иметь не должно. Обстоятельства выясняются очень скоро: ночью на Литейном мосту стреляется какой-то человек. Из воды вылавливают его простреленную фуражку.
В то же самое утро на даче на Каменном острове сидит и шьёт молодая дама, напевая бойкую и смелую французскую песенку о рабочих людях, которых освободит знание. Зовут её Вера Павловна. Служанка приносит ей письмо, прочитав которое Вера Павловна рыдает, закрыв лицо руками. Вошедший молодой человек пытается её успокоить, но Вера Павловна безутешна. Она отталкивает молодого человека со словами: «Ты в крови! На тебе его кровь! Ты не виноват — я одна…» В письме, полученном Верой Павловной, говорится о том, что пишущий его сходит со сцены, потому что слишком любит «вас обоих»…
Трагической развязке предшествует история жизни Веры Павловны. Детство её прошло в Петербурге. Она жила в многоэтажном доме, на Гороховой улице, между Садовой улицей и Семёновским мостом. Отец её, Павел Константинович Розальский — управляющий домом, мать даёт деньги под залог. Единственная забота матери, Марьи Алексеевны, по отношению к Верочке: поскорее выдать её замуж за богатого. Недалёкая и злая женщина делает для этого все возможное: приглашает к дочери учителя музыки, наряжает её и даже водит в театр. Вскоре красивую, смуглую девушку замечает хозяйский сын, офицер Сторешников, и тут же решает соблазнить её. Надеясь заставить Сторешникова жениться, Марья Алексеевна требует, чтобы дочь была к нему благосклонна, Верочка же всячески отказывается от этого, понимая истинные намерения ловеласа. Ей удаётся кое-как обманывать мать, делая вид, что она заманивает ухажёра, но долго это продолжаться не может. Положение Верочки в доме становится совершенно невыносимым. Разрешается же оно неожиданным образом.
К Верочкиному брату Феде приглашён учитель, студент-медик выпускного курса Дмитрий Сергеевич Лопухов. Сначала молодые люди относятся друг к другу настороженно, но потом начинают беседовать о книгах, о музыке, о справедливом образе мыслей и вскоре чувствуют расположение друг к другу. Узнав о бедственном положении девушки, Лопухов пытается ей помочь. Он ищет ей место гувернантки, которое дало бы Верочке возможность поселиться отдельно от родителей. Но поиски оказываются безуспешными: никто не хочет брать на себя ответственность за судьбу девушки, если она сбежит из дому. Тогда влюблённый студент находит другой выход: незадолго до окончания курса, чтобы иметь достаточно средств, он оставляет учёбу и, занявшись частными уроками и переводом учебника географии, делает Верочке предложение. В это время Верочке снится первый её сон: она видит себя выпущенной из сырого и тёмного подвала и беседующей с удивительной красавицей, которая называет себя любовью к людям. Верочка обещает красавице, что всегда будет выпускать из подвалов других девушек, запертых так же, как была заперта она.
Молодые снимают квартиру, и жизнь их идёт хорошо. Правда, квартирной хозяйке кажутся странными их отношения: «миленькая» и «миленький» спят в разных комнатах, входят друг к другу только после стука, не показываются друг другу неодетыми и т.п. Верочке с трудом удаётся объяснить хозяйке, что такими и должны быть отношения между супругами, если они не хотят надоесть друг другу.
Вера Павловна читает книжки, даёт частные уроки, ведёт хозяйство. Вскоре она затевает собственное предприятие — швейную мастерскую. Девушки работают в мастерской не по найму, а являются её совладелицами и получают свою долю от дохода, как и Вера Павловна. Они не только трудятся вместе, но вместе проводят свободное время: ездят на пикники, беседуют. Во втором своём сне Вера Павловна видит поле, на котором растут колосья. Она видит на этом поле и грязь — вернее, две грязи: фантастическую и реальную. Реальная грязь — это забота о самом необходимом (такая, которою всегда была обременена мать Веры Павловны), и из неё могут вырасти колосья. Фантастическая грязь — забота о лишнем и ненужном; из неё ничего путного не вырастает.
У супругов Лопуховых часто бывает лучший друг Дмитрия Сергеевича, его бывший
однокурсник и духовно близкий ему человек — Александр Матвеевич Кирсанов. Оба они «грудью, без связей, без знакомств, пролагали себе дорогу». Кирсанов — человек волевой, мужественный, способный и на решительный поступок, и на тонкое чувство. Он скрашивает разговорами одиночество Веры Павловны, когда Лопухов бывает занят, возит её в Оперу, которую оба любят. Впрочем, вскоре, не объясняя причин, Кирсанов перестаёт бывать у своего друга, чем очень обижает и его, и Веру Павловну. Они не знают истинной причины его «охлаждения»: Кирсанов влюблён в жену друга. Он вновь появляется в доме, только когда Лопухов заболевает: Кирсанов — врач, он лечит Лопухова и помогает Вере Павловне ухаживать за ним. Вера Павловна находится в полном смятении: она чувствует, что влюблена в друга своего мужа. Ей снится третий сон. В этом сне Вера Павловна с помощью какой-то неведомой женщины читает страницы собственного дневника, в котором сказано, что она испытывает к мужу благодарность, а не то тихое, нежное чувство, потребность которого так в ней велика.
Ситуация, в которую попали трое умных и порядочных «новых людей», кажется неразрешимой. Наконец Лопухов находит выход — выстрел на Литейном мосту. В день, когда получено это известие, к Вере Павловне приходит старый знакомый Кирсанова и Лопухова — Рахметов, «особенный человек». «Высшую натуру» пробудил в нем в своё время Кирсанов, приобщивший студента Рахметова к книгам, «которые нужно читать». Рахметов продал имение, деньги раздал своим стипендиатам и теперь ведёт суровый образ жизни: отчасти из-за того, что считает для себя невозможным иметь то, чего не имеет простой человек, отчасти — из желания воспитать свой характер. Так, однажды он решает спать на гвоздях, чтобы испытать свои физические возможности. Он не пьёт вина, не прикасается к женщинам. Рахметова часто называют Никитушкой Ломовым — за то, что он ходил по Волге с бурлаками, чтобы приблизиться к народу и приобрести любовь и уважение простых людей. Жизнь Рахметова окутана покровом таинственности явно революционного толка. У него много дел, но все это не его личные дела. Он путешествует по Европе, собираясь вернуться в Россию года через три, когда ему там «нужно» будет быть. Этот «экземпляр очень редкой породы» отличается от просто «честных и добрых людей» тем, что являет собою «двигатель двигателей, соль соли земли».
Рахметов приносит Вере Павловне записку от Лопухова, прочитав которую она делается спокойною и даже весёлою. Кроме того, Рахметов объясняет Вере Павловне, что несходство её характера с характером Лопухова было слишком велико, оттого она и потянулась к Кирсанову. Успокоившись после разговора с Рахметовым, Вера Павловна уезжает в Новгород, где через несколько недель венчается с Кирсановым.
О несходстве характеров Лопухова и Веры Павловны говорится и в письме, которое она вскоре получает из Берлина, Некий студент-медик, якобы хороший знакомый Лопухова, передаёт Вере Павловне его точные слова о том, что тот стал чувствовать себя лучше, расставшись с нею, ибо имел наклонность к уединению, которое никак невозможно было при жизни с общительной Верой Павловной. Таким образом, любовные дела устраиваются к общему удовольствию. Семейство Кирсановых имеет примерно такой же образ жизни, что прежде семейство Лопуховых. Александр Матвеевич много работает, Вера Павловна кушает сливки, принимает ванны и занимается швейными мастерскими: их теперь у неё две. Точно так же в доме существуют нейтральные и ненейтральные комнаты, и в ненейтральные комнаты супруги могут зайти только после стука. Но Вера Павловна замечает, что Кирсанов не просто предоставляет ей вести тот образ жизни, который ей нравится, и не просто готов подставить ей плечо в трудную минуту, но и живо интересуется её жизнью. Он понимает её стремление заниматься каким-нибудь делом, «которого нельзя отложить». С помощью Кирсанова Вера Павловна начинает изучать медицину.
Вскоре ей снится четвёртый сон. Природа в этом сне «льёт аромат и песню, любовь и негу в грудь». Поэт, чело и мысль которого озарены вдохновением, поёт песнь о смысле истории. Перед Верой Павловной проходят картины жизни женщин в разные тысячелетия. Сначала женщина-рабыня повинуется своему господину среди шатров номадов, потом афиняне поклоняются женщине, все-таки не признавая её равной себе. Потом возникает образ прекрасной дамы, ради которой сражается на турнире рыцарь. Но он любит её только до тех пор, пока она не становится его женой, то есть рабыней. Затем Вера Павловна видит вместо лица богини собственное лицо. Черты его далеки от совершенства, но оно озарено сиянием любви. Великая женщина, знакомая ей ещё по первому сну, объясняет Вере Павловне, в чем смысл женского равноправия и свободы. Эта женщина являет Вере Павловне и картины будущего: граждане Новой России живут в прекрасном доме из чугуна, хрусталя и алюминия. С утра они работают, вечером веселятся, а «кто не наработался вдоволь, тот не приготовил нерв, чтобы чувствовать полноту веселья». Путеводительница объясняет Вере Павловне, что это будущее следует любить, для него следует работать и переносить из него в настоящее все, что можно перенести.
У Кирсановых бывает много молодых людей, единомышленников: «Недавно появился этот тип и быстро распложается». Все это люди порядочные, трудолюбивые, имеющие незыблемые жизненные принципы и обладающие «хладнокровной практичностью». Среди них вскоре появляется семейство Бьюмонт. Екатерина Васильевна Бьюмонт, урождённая Полозова, была одной из самых богатых невест Петербурга. Кирсанов однажды помог ей умным советом: с его помощью Полозова разобралась в том, что человек, в которого она была влюблена, недостоин её. Потом Екатерина Васильевна выходит замуж за человека, называющего себя агентом английской фирмы Чарльзом Бьюмонтом. Тот прекрасно говорит по-русски — потому что якобы до двадцати лет жил в России. Роман его с Полозовой развивается спокойно: оба они — люди, которые «не бесятся без причины». При встрече Бьюмонта с Кирсановым становится понятно, что этот человек — Лопухов. Семейства Кирсановых и Бьюмонт чувствуют такую духовную близость, что вскоре поселяются в одном доме, вместе принимают гостей. Екатерина Васильевна тоже устраивает швейную мастерскую, и круг «новых людей» становится таким образом все шире.
Источник http://www.briefly.ru/chernyshevskij/chto_delat/
НОВЫЕ ЛЮДИ В РОМАНЕ «ЧТО ДЕЛАТЬ»
Николай Гаврилович Чернышевский родился в семье священника, однако еще в юности он освободился от религиозных представлений, став передовым мыслителем своего времени. Чернышевский был социалистом-утопистом. Он выработал стройную систему социального освобождения России. За революционную деятельность, публицистические статьи, работу в журнале «Современник» Чернышевский был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. В таких необычных условиях в 1862 году и был написан роман «Что делать?».
Роман опубликовал Некрасов в «Современнике», после чего журнал был закрыт, роман запрещен. Вторично произведение было напечатано только после первой русской революции. Между тем популярность «неугодного романа» была огромной. Он вызвал бурю, стал центром, вокруг которого кипели страсти. Нам трудно это представить, но роман переписывался от руки, распространялся в списках. Сила власти его над умами молодых современников не знала границ. Один из профессоров Петербургского университета писал: «За шестнадцать лет моего пребывания в университете мне не приходилось встретить студента, который бы – не прочел знаменитого сочинения еще в гимназии».
Роман «Что делать?» написан в расчете на молодого читателя, на того, кто стоит перед проблемой выбора пути. Все содержание книги должно было указать вступающему в жизнь человеку, как строить свое будущее. Чернышевский создает роман, который называли «учебником жизни». Научить действовать правильно и по совести должны были герои произведения. Писатель назвал Лопухова, Кирсанова, Веру Павловну «новыми людьми», а о Рахметове автор говорит, как об «особенном человеке». Вспомним Чацкого, Онегина, Печорина… Они романтики, мечтатели — люди, не имеющие цели. Все эти герои не идеальны. В них есть черты, которые нам трудно принять. Герои Чернышевского редко сомневаются, они твердо знают, чего хотят в жизни. Они трудятся, им не знакомы праздность и скука. Они ни от кого не зависят, потому что живут своим трудом. Лопухов и Кирсанов заняты медициной. Вера Павловна открывает свою мастерскую. Это особенная мастерская. В ней все равны. Вера Павловна — хозяйка мастерской, но все доходы распределяются среди работающих в ней девушек.
«Новые люди» не замыкаются только в рамках своего дела. У них много других интересов. Они любят театр, много читают, путешествуют. Это всесторонне развитые личности.
По-новому они решают и свои семейные проблемы. Ситуация, которая сложилась в семье Лопуховых, весьма традиционна. Вера Павловна полюбила Кирсанова. Анна Каренина, полюбив Вронского, попадает в безысходную ситуацию. Татьяна Ларина, продолжая любить Онегина, решает свою судьбу однозначно: «…я другому отдана; я буду век ему верна». Герои Чернышевского разрешают этот конфликт по-новому. Лопухов «сходит со сцены», освобождая Веру Павловну. При этом он не считает, что приносит себя в жертву, т. к. действует он согласно теории «разумного эгоизма», популярной в среде «новых людей». Лопухов доставляет себе радость тем, что делает добро близким людям.
В новой семье Кирсановых царят взаимопонимание и уважение. Вспомним несчастную Катерину, героиню Островского. Кабаниха заставляет сноху следовать правилу: «жена да убоится мужа своего». Вера Павловна не только никого не боится, для нее возможен самостоятельный выбор жизненного пути. Она эмансипированная женщина, свободная от условностей и предрассудков. Ей предоставлено равноправие в трудовой и семейной жизни.
Новая семья в романе противопоставлена среде «пошлых людей», в которой росла и из которой ушла героиня. Здесь царят подозрительность и стяжательство. Мать Веры Павловны — семейный деспот.
Близок к «новым людям» и Рахметов. Это человек, готовящий себя к решительной борьбе, к революции. В нем сочетаются черты народного богатыря и высокообразованного человека. Он жертвует всем во имя своей цели.
Эти люди мечтают о том, чтобы на Земле наступила общая радость и благоденствие. Да, они утописты, в жизни не всегда так просто следовать предложенным идеалам.
ОБРАЗ РАХМЕТОВА
Рахметов — один из главных героев этого романа, который предстает перед нами в главе “Особенный человек”.
По происхождению Рахметов — дворянин, является представителем знатной фамилии, в чьем роду были бояре, генерал-аншефы, окольничие. Но привольная и обеспеченная жизнь не удержала Рахметова в имении отца. Уже в шестнадцать лет он уехал из провинции и поступил на естественный факультет университета в Петербурге.
Отступившись от аристократического образа жизни, он становится демократом по взглядам и образу поведения. Рахметов — истинный революционер. Таких людей, как он, не очень много. “Я встретил, — замечает Чернышевский, — до сих пор только восемь образцов этой породы (в том числе двух женщин)…”.
Таким “особенным человеком” Рахметов стал не сразу. И лишь знакомство его с Лопуховым и Кирсановым, который познакомил его с учением социалистов-утопистов и философией Фейербаха, явилось серьезным толчком к его превращению в “особенного человека”: “Жадно слушал он Кирсанова в первый вечер, плакал, прерывал его слова восклицаниями проклятий тому, что должно погибнуть, благословений тому, что должно жить”.
После перехода к революционной деятельности Рахметов с поразительной быстротой начал расширять круг своих занятий. И уже в двадцать два года Рахметов стал “человеком очень замечательно основательной учености”. Понимая то, что сила вождя революции зависит от близости к народу, Рахметов создал себе наилучшие условия для личного изучения жизни трудящихся. Для этого он пешком исходил всю Россию, был пильщиком, дровосеком, камнетесом, вместе с бурлаками тянул баржи по Волге, а также спал на гвоздях и отказывался от хорошей пищи, хотя и мог себе это позволить.
Он ест только говядину для поддержания физической силы. Единственной его слабостью являются сигары. Рахметов успевает за день сделать чрезвычайно много, так как умеет рационально распоряжаться временем, не тратя его ни на чтение второстепенных книг, ни на проведение второстепенных дел.
Также он отказывается от любви молодой и очень богатой вдовы, практически от всех жизненных удовольствий. “Я должен подавить в себе любовь, — говорит он любимой женщине, — любовь к вам связывала бы мне руки, они и так не скоро развяжутся у меня, — уже связаны. Но развяжу. Я не должен любить… такие люди, как я, не имеют права связывать чью-либо судьбу с своею”.
Всем этим он постепенно подготавливал себя к революционным действиям, осознавая, что ему придется переносить муки, лишения и даже пытки. И он заранее закаляет свою волю, приучает себя выдерживать физические страдания. Рахметов — человек идеи в самом высоком смысле этого слова Мечта о революции для этого человека “особой породы” была руководством к действию и ориентиром всей его личной жизни.
Но образ жизни Рахметова Чернышевский не считает нормой человеческого существования.
По его мнению, такие люди нужны только на перевалах истории как личности, вбирающие в себя общенародные потребности и глубоко чувствующие общенародную боль. И в романе к Рахметову возвращается счастье любви после свершения революции. Это происходит в главе “Смена декораций”, где “дама в трауре” сменяет свой наряд на подвенечное платье, а рядом с ней оказывается человек лет тридцати.
Образ Рахметова производил неизгладимое впечатление на читателей и служил образцом для подражания. Мечтой каждого революционера было вести такой же образ жизни, какой вел Рахметов.
И на вопрос “Что делать?” Николай Гаврилович отвечает образом Рахметова. Он говорит: “Вот подлинный человек, который особенно нужен теперь России, берите с него пример и, кто может и в силах, следуйте по его пути, ибо это и есть единственный для вас путь, который может привести к желанной цели”.
ПРОБЛЕМЫ ЛЮБВИ В РОМАНЕ «ЧТО ДЕЛАТЬ»
Главная героиня романа Верочка, впоследствии Вера Павловна, начала борьбу за свое право любить, еще находясь в стане врагов, до встречи с “новыми людьми”. Мать хотела выдать ее замуж за богатого, но никчемного человека. Вера совершила смелый поступок, когда пошла наперекор воле матери. Первой союзницей девушки в этой борьбе стала легкомысленная француженка Жюли.
Знакомство Верочки с Лопуховым стало поворотным в ее судьбе. В неразговорчивом студенте она нашла первого единомышленника и верного друга. Он стал ее спасителем, помог ей вырваться из мрачного подвала на яркий солнечный свет. В своем первом сне освобожденная Вера выпускает на волю других девушек и впервые знакомится с так называемой “невестой всех женихов”. Кем она является на самом деле, станет ясно только в четвертом сне. Верочка не могла, не полюбить Лопухова и была, очень счастлива, когда выходила за него замуж. Автор подробно описывает нам, какие порядки установились в “новой” семье. Чернышевский отстаивает революционную по тем временам мысль, что женщина ничем не хуже мужчины и должна во всем иметь равные с ним права.
Несколько лет Вера и Лопухов живут в полном согласии. Но постепенно в душе у нашей героини появляется смутное ощущение, что ей чего-то не хватает. В третьем сне открывается причина этого беспокойства. То чувство, которое она испытывает к “миленькому”, вовсе не любовь, а неправильно понятая благодарность.
Вера Павловна влюбилась Кирсанова, а тот любит её.
В четвертом сне Веры Павловны Н. Г. Чернышевский разворачивает перед читателями картину идеального будущего. В ней большое место занимает любовь. Перед нами проходит вся история человечества с точки зрения эволюции любви. Верочка, наконец, узнает имя своей путеводной звезды, “сестры всех сестер” и “невесты всех женихов”: “…это слово — равноправность… Из него, из равенства, и свобода во мне, без которой нет меня.
В заключительной части романа мы видим Веру Павловну, Кирсанова, Лопухова и его новую жену Катю полностью счастливыми в любви. Автор рад за своих героев: “…немногими испытано, что очаровательность, которую всему дает любовь, вовсе не должна… быть мимолетным явлением в жизни человека”. Счастье Любви будет вечным, только “надобно иметь для этого чистое сердце и честную душу да нынешнее понятие о правах человека, уважение к свободе того, с кем живешь”.
ТЕМА ТРУДА В РОМАНЕ «ЧТО ДЕЛАТЬ»
Камнем преткновения для многих читателей романа “Что делать?” являются сны Веры Павловны. Их трудно бывает понять, особенно в тех случаях, когда из цензурных соображений Чернышевский высказал свои идеи в слишком аллегорической форме.
Но один из образов, представленных во втором сне Веры Павловны, не вызывает сомнений в том, для чего он создан автором. Это — “реальная грязь”. Что же имеет в виду Чернышевский, употребляя этот термин?
Сначала он сам задает вопрос: “Почему из одной грязи родится пшеница такая белая, чистая и нежная, а из другой грязи не родится?” Вместе со своей героиней автор замечает: там, где вода не имеет стока, образуется гниль, в которой не может расти пшеница. Эта гниль — “фантастическая грязь”, которая образуется, когда отсутствует движение. А движение, по Чернышевскому, “есть реальность”, главный элемент которой — труд.
Та среда в человеческом обществе, где в чести труд, порождает достойных людей, несмотря даже на грубость этой среды. Трудовая среда не убивает в человеке здорового начала — эту мысль подчеркивает Чернышевский, она составляет основу не только второго сна Веры Павловны, но и всего романа.
Конечно, и в “фантастической грязи”, то есть в среде праздной, могут родиться “здоровые колосья”. Примером тому является Рахметов. Но люди, способные трудиться, являются в этой среде исключением.
Все “новые люди” — Вера Павловна, Кирсанов, Лопухов — вышли именно из трудовой среды, труд для них является потребностью. Собственно, именно в этом смысле они и названы новыми людьми — по сравнению, например, с прежними героями русской литературы, такими, как Онегин или Печорин.
Казалось бы, их труд подчиняется только требованиям целесообразности. Вера Павловна говорит: “Я завела мастерскую затем, чтобы эти прибыльные деньги шли в руки тем самым швеям, за работу которых получены”. Но в то же время она “с первых же дней стала приносить книги. Сделав свои распоряжения, она принималась читать вслух…”
Таким образом, становится ясно, что труд для героев не только способ получения прибыли — пусть даже наиболее справедливый, — но, главное, возможность сеять “разумное, доброе, вечное”.
Есть и еще одна особенность отношения к труду, присущая “новым людям”. Это стремление к тому, чтобы труд был творческим. Вера Павловна стремится к тому постоянно. Как только она чувствует, что “переросла” свои мастерские, что там можно обойтись и без нее, она находит новое поприще: становится врачом. И Кирсанов, ее муж, охотно помогает ей в этом.
В романе “Что делать?” показаны “новые люди” и новый тип человеческих отношений. Он распространяется на все сферы жизни: профессиональную, семейную, дружескую. Суть этого нового типа со всей полнотой проявляется в том повседневном творческом труде, которым постоянно заняты герои романа.
ВЕРА ПАВЛОВНА
Вера Павловна Розальская – главная героиня романа. Это красивая девушка с южным типом лица. Она выросла в Петербурге в многоэтажном доме на Гороховой улице. С двенадцати лет она посещает пансион. У нее есть большой талант к шитью: в четырнадцать лет она шьет на всю семью, в шестнадцать начинает сама давать уроки в пансионе. У нее веселый, общительный нрав. Героиня еще в юные годы демонстрирует зрелость характера. За ней ухаживает сын хозяйки, Сторешников. На советы выходить за него замуж В.П. отвечает решительным отказом: “Я хочу быть независима и жить по-своему; что нужно мне самой, на то я готова; чего мне не нужно, того я не хочу и не хочу… Я не хочу ни от кого требовать ничего, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна”.
Не имея возможности более выносить тяжелой домашней обстановки, В.П. фиктивно выходит замуж за учителя своего брата Лопухова, который ее любит. Обсуждая с ним план своей совместной жизни, она просит своего будущего мужа обращаться с ней как с посторонней, так как это препятствует неучтивости и упрочивает семейное согласие. Они живут как брат с сестрой, в разных комнатах, встречаясь на нейтральной территории для трапезы или разговоров. В.П. начинает заниматься своим делом: она открывает швейную мастерскую. Прибыль в этой мастерской распределяется равно между работницами. Тем самым, она спасает молодых девушек от бедности и беспутной жизни. Мастерская становится главным делом ее жизни. Со временем В.П. понимает, что по-настоящему любит не Лопухова, а его друга Кирсанова. Лопухов освобождает ее от семейных отношений, и она находит настоящее счастье с Кирсановым. Очень важны в произведении сны В.П. : об освобождении женщин; о грязи реальной, из которой родится урожай, и гнилой грязи, которая ничего не рожает; о своем дневнике, из которого она понимает, что любит на самом деле не Лопухова, а Кирсанова; о разных эпохах развития человечества и о людях будущего.
КИРСАНОВ
Кирсанов Александр Матвеич – один из главных героев произведения. У него “русые волосы довольно темного оттенка, темно-голубые глаза, прямой греческий нос, маленький рот, лицо продолговатое, замечательной белизны”. Он обладает большой физической силой. С юного возраста стал стараться обеспечивать себя. Кирсанов сын писца уездного суда, с 12 лет он помогал отцу в переписывании бумаг, с 4-го класса гимназии стал давать уроки. Окончил Медицинскую академию, теперь он работает в госпитале и возглавляет кафедру. Он считает себя скорее ученым, чем практиком, хотя о нем говорят, что лучше доктора не найти. Кирсанов – лучший друг Лопухова, они раньше вместе снимали квартиру. Кирсанов и Лопухов – люди одного типа, появившегося совсем недавно.
Сам автор говорит о них: “Каждый из них – человек отважный, не колеблющийся, не отступающий, умеющий взяться за дело, и если возьмется, то уж крепко хватающийся за него, так что оно не выскользнет из рук: это одна сторона их свойств; с другой стороны, каждый из них человек безукоризненной честности, такой, что даже и не приходит в голову вопрос: “можно ли положиться на этого человека во всем безусловно?””. Кирсанов влюбляется в Веру Павловну, находит повод и надолго исчезает из их дома, боясь потревожить покой семьи друга. Во время болезни Лопухова Кирсанов появляется и лечит его. В это время они начинают особенно сближаться с Верой Павловной. Оба начинают понимать, какие чувства испытывают друг к другу и сильно из-за этого мучаются. Кирсанов собирается вновь уехать. Но Лопухов понимает их чувства и, желая обоим счастья, имитирует свое самоубийство, тем самым освобождая Веру Павловну от брака. Кирсанов и Вера Павловна женятся и живут счастливо.
ЛОПУХОВ
Лопухов Дмитрий Сергеич – один из главных героев романа. Он – сын рязанского помещика. Учился в гимназии. С Кирсановым они лучшие друзья. Привык всегда сам пробивать себе дорогу, зарабатывает на жизнь уроками. Когда-то он сильно кутил, но только от тоски из-за большой нищеты. У него было много любовных приключений, но он все оставил ради дела. До брака с Верой Павловной Лопухов – студент Медицинской академии, усиленно учится, желает стать профессором, ординатором в военном госпитале, получить кафедру в академии. После брака вынужден все оставить и уйти, не получив диплома. Сам он привык к лишениям и мог себя обеспечить самым необходимым, но посчитал, что молодой девушке нужно много больше. Лопухов не считает этот поступок жертвой, он свободен и может поступаться своими интересами ради ближнего.
Лопухов и Кирсанов являются приверженцами идеи “разумного эгоизма”. В основе этой идеи лежит мысль, что каждый человек всегда действует, исходя из соображений собственной выгоды. “То, что называют возвышенными чувствами, идеальными стремлениями, – все это в общем ходе жизни совершенно ничтожно перед стремлением каждого к своей пользе, и в корне само состоит из того же стремления к пользе”. Но личная выгода всегда должна соответствовать общему интересу. Лопухов полюбил Веру Павловну и предложил ей освободиться из семейной неволи, выйдя за него замуж. О человеческих отношениях Лопухов говорит: “Всякий пусть охраняет свою независимость всеми силами от всякого, как бы ни любил его, как бы ни верил ему. Удастся тебе то, что ты говоришь, или нет, не знаю, но это почти все равно: кто решился на это, тот уже почти оградил себя; он уже чувствует, что может обойтись сам собою, отказаться от чужой опоры, если нужно, и этого чувства уже почти довольно”. Поняв, что жена любит другого, Лопухов имитирует самоубийство и уезжает в Америку. Потом возвращается оттуда под именем Чарльза Бьюмонта, женится на Кате Полозовой и приходит к бывшей жене и другу. Оба семейства поселяются рядом.
ОЦЕНКА ПОСТУПКОВ ГЕРОЕВ РОМАНА «ЧТО ДЕЛАТЬ?»
Роман Николая Гавриловича Чернышевского “Что делать?” был написан им в Петропавловской крепости. Он создавался в эпоху подъема революционного движения.
Писатель показал в своём романе два типа людей:
К первому типу относятся люди, которые хотят изменений в жизни. Они мечтают о светлом будущем. Эти люди считают, что человек может быть счастлив, только в социалистическом обществе. Чернышевский назвал их «новыми людьми». Он показал нам этих людей в образах Лопухова, Кирсанова, Рахметова и Веры Павловны.
Ко второму типу относятся люди, которые живя в капиталистическом обществе, ничего не желают в нём менять. Это родители Веры Павловны, Сторешников, его знакомые, женщина лёгкового поведения, француженка Жюли.
Мать Веры мечтает выдать её замуж за богатого человека. Она познала нужду в своей жизни, поэтому стремится оградить свою дочь от нищеты. Она женщина властная, считает себя всегда правой. Муж её слушается во всём, а дочь Вера ей постоянно перечит. Она имеет свой взгляд на жизнь. Замуж Верочка выходить не хочет потому, что никого не любит. Она мечтает жить так, как ей хочется. Но для этого у неё нет денег. Сын хозяйки Сторешников решил её сделать своей любовницей. Мать Веры восприняла его ухаживания всерьёз, поэтому стала ругать дочь за холодное с ним обращение. Самым большим недостатком этой женщины был необузданный гнев, который возникал из-за её гордыни.
Француженка Жюли жила на содержание генерала. Она была капризной, завистливой и жестокой женщиной. Она понимала, что для всех людей является третьесортным человеком, поэтому постоянно стремилась унизить в глазах мужчин русских женщин. Ей доставляло удовольствие унижать богатых мужчин. Она приезжала к Вере Павловне не из чувства сострадания к ней. Жули хотела показать Вере, что та ни чем не лучше её. Ей доставляло большое удовольствие, называть генерала своим мужем. Она наслаждалась его унижением. Склад ума у Жюли был схож с характером матери Веры Павловны. Для неё главным в жизни являлись мужчины. Она стала учить Веру, как заполучить Сторешникова в мужья. Приехав домой к Вере, Жюли как бы показала себя окружающим её людям, доброй, сострадательной женщиной.
Сторешников Веру не любил. Его гордыня не позволила ему смиренно снести насмешки друзей. Он решил любым способом сделать Веру Павловну своей собственностью. Вере было его жаль. Со временем она бы смирила свою гордыню и вышла за Сторешникова замуж. Средств, для существования у неё не было.
Лопухов был социалистом-утопистом. Он был рассудительным мужчиной и сразу понял, что Вера не Любит Сторешникова. Лупухов влюбился в неё и вошёл к ней в доверие. Она ему рассказала о своей несчастной жизни в этом доме. Он понимал, что Вера скоро выйдет замуж. Родители найдут ей другого жениха. Он был беден и не мог попросить руки Веры у его родителей. Они бы ему в этом отказали. Тогда он пошёл на обман. Он хотел заполучить Верочку любым способом и предложил ей план их женитьбы. Он сказал, что согласен жить с ней, как брат и сестра. Вера Павловна видела, что Лопухов любит её по настоящему, но сделала вид, что верит в его братскую любовь.
Вера Павловна поступила жестоко по отношению к Лопухову. Она была эгоисткой и любила только, себя. Чтобы муж её уважал, она приняла его идею о социализме. Лопухов хотел иметь с Верой настоящие супружеские отношения. Но она не шла с ним на сближение. Его стала тяготить такая жизнь. Он был здоровым, молодым, умным, красивым мужчиной. Ему хотелось иметь полноценную семью. Когда он заметил, что Вера и Кирсанов влюблены друг в друга, то решил второй раз пойти на обман. В первый раз он женился фиктивно. Второй раз он прикинулся самоубийцей. Лопухов был нечестным мужчиной. Он мог бы развестись с Верой, но не стал этого делать потому, что в этом случае пострадало бы его и её имя. Он хотел выглядеть привлекательно в глазах общества. Приехав в Россию, он решил сначала жениться, а потом прийти к Кирсановым в гости. Он показал им, что Веру больше не считает своей любимой женщиной. А ещё он хотел утвердить себя в глазах Веры и Кирсанова. Они могли считать его импотентом.
Кирсанов был честным мужчиной. Он не хотел причинять Лопуховым никаких неприятностей. Он старался перебороть свою страсть к Вере. Кирсанов не приходил в их дом полгода. Вера рассказала мужу о своей любви к Кирсанову. Она заставила много страдать Лопухова.
Рахметов решил самостоятельно перебороть все свои страсти. Это сделать без вмешательства Бога невозможно. Если он был здоровым мужчиной, то в какой-то момент не смог бы совладеть с любовной страстью к женщине. Рахметов вырос в богатой семье. Ему захотелось испытать все тяжести жизни на себе. Когда ему надоест проводить эксперименты на себе, то он опять станет обыкновенным человеком.

На чтение 6 мин Просмотров 2.4к.
Обновлено

Итоговое сочинение «Как характер и образ жизни человека влияют на его жизненный путь?» относится к направлению «Человек путешествующий – дорога в жизни человека». Данное направление дает возможность порассуждать о жизненном пути человека, о приобретении практического и духовного опыта. А в качестве аргументов лучше всего подойдут произведения следующих авторов: И.А. Бунина, А.С. Пушкина, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого.

Вариант 1

Жизненный путь – это широкое понятие, которое описывает процесс развития человека от рождения до смерти. Вся наша жизнь состоит из событий, которые происходят по той или иной причине, и человек каждый день совершает выбор, зависящий от его характера и мировоззрения. Но не всем ответственное решение дается легко. Так, к примеру, главная героиня рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник» — долго колебалась, прежде чем отважиться на серьезный поступок.

Она была молодой, красивой, богатой девушкой, привыкшей к светской жизни и веселым развлечениям. Но что-то все время тяготило ее, не давало ей возможности наслаждаться доступными удовольствиями. Все дело в том, что героиня ощущала духовные потребности, которые простая жизнь не могла удовлетворить. Она отчаянно нуждалась в Боге, часто посещала церковные службы, причащалась и ежедневно молилась. Только святая обитель могла помочь девушке обрести себя, но этот, казалось бы, очевидной выбор, обременяло одно обстоятельство – любовь к мужчине.  

Тогда главная героиня решает испытать себя всеми соблазнами, и даже проводит ночь со своим возлюбленным. Но выбор уже сделан, и ничто не способно изменить его. Несмотря на чувства к любимому человеку, она отрекается от мирской жизни, и уходит в монастырь.   

В качестве другого примера хочется привести главного героя романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Онегин вырос в столице, в окружении светской суеты и фальши. Вначале он придерживался свойственного высшему обществу образу жизни, но со временем пресытился «искусственным» миром, где все было не тем, чем казалось. Покинув столицу, Евгений уединился в деревне, надеясь понять, что ему нужно. Однако деревенская скука и ограниченность местных жителей вскоре надоели ему. Даже знакомство с Владимиром Ленским только немного скрасило одиночество Онегина, но не избавило его от хандры. А любовь Татьяны стала самой настоящей обузой, ведь теперь Евгений не мог появляться там, где была отвергнутая им девушка. Он не выдерживал грустных взглядов Татьяны и ее печальных вздохов.

Однажды Ленскому удается заманить Онегина на праздник, которым оказываются именины Татьяны, и в отместку за это главный герой решает приударить за его возлюбленной – Ольгой Лариной. Этот необдуманный поступок заканчивается дуэлью, на которой Владимир Ленский погибает. А Онегин навсегда покидает деревню, не в силах более оставаться в месте, напоминающем ему о произошедшей трагедии. Он так и не понял, в чем заключается смысл его жизни, поэтому отправился путешествовать, продолжая свои поиски.

Таким образом, можно прийти к выводу, что жизненный путь бывает извилист, но всё зависит от самого человека, от его характера и образа жизни. Каждый из нас сам строит свое будущее и выбирает тот путь, который соответствует нашим целям и ориентирам.

Вариант 2

У каждого человека есть собственное предназначение, но не все люди способны понять его. Жизненный путь – это череда печальных и радостных событий, которые меняют нас, формируют характер, определяют образ жизни. На этом пути люди каждый день сталкиваются с принятием ответственных решений, но не все совершают правильный выбор. А порой даже от незначительного решения зависит наше будущее.

Ярким примером человека, жизненный путь которого напрямую зависел от его характера и образа жизни, является главный герой романа И.А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич выбрал самый простой путь в жизни – он просто плыл по течению. Он жил на небольшой, но стабильный доход от семейного имения, и не хотел ничего предпринимать, для того чтобы улучшить свое финансовое положение. Он довольствовался малым, тем, что само окажется в его руках. У Обломова не было никаких целей, намерений, интересов, он целые дни напролет мечтал о беспечной жизни и строил призрачные планы на будущее.

Главный герой отгородился от окружающего мира, распрощался с прежними друзьями, не выходил из дома, будто прирос к своему дивану. Но когда в его жизни появилась деятельная Ольга Ильинская, он словно переродился. Полюбив Ольгу, Обломов на какое-то время изменился. Он стал рано вставать, тщательно одеваться, читать газеты. Илья Ильич покинул свое укрытие, стал выходить в люди, посещать театры. Но даже ради любимой девушки он не смог искоренить в себе лень и апатию, поэтому в скором времени все вернулось на свои места. Обломову хотелось, чтобы любовь не нарушала его привычный образ жизни, поэтому в итоге он женится на Агафье Пшеницыной, которой удалось воссоздать вокруг своего супруга атмосферу Обломовки. Барство и лень, привитые с детства, сформировали безвольный, слабый характер, который определил образ жизни главного героя и весь его жизненный путь.

В качестве другого примера хочется привести Андрея Болконского – одного из главных героев романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир». Его жизненный путь пролегал через испытания и переосмысление себя. Вначале он искал себя на военном поприще, считая, что его судьба заключается в геройстве на поле боя. Но именно долгожданный подвиг и разубедил Болконского в этой идее. Он осознал, что зря повел своих солдат на верную смерть в битву, от которой даже не зависела судьба его Родины. Андрей почувствовал, что его бывший кумир вызывает теперь омерзение, а прежние стремления ничего не значат.

Вернувшись с войны, он занялся семьей и хозяйством, но и это не смогло удовлетворить его поиски собственного предназначения. Реформы не удались, попытки построить счастливую семью окончились провалом. Обманутый возлюбленной Болконский, вновь отправляется на войну. И лишь здесь ему удается понять, в чем заключается смысл жизни. Перед смертью он смог познать истинную мудрость и почувствовать себя, наконец, счастливым.

Исходя из всего вышесказанного, можно прийти к выводу, что жизненный путь человека целиком и полностью зависит от его характера и образа жизни. Только мы сами виноваты в том, что живем не так, как хотелось бы. Всегда можно изменить свою жизнь, необходимо просто найти в себе силы. Наша дальнейшая судьба – в наших руках, и мы сами решаем, каким будет завтрашний день.

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

30.09.2021 16:58:00

Автор: Дарья Иванова


Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? Каждый человек был в такой ситуации, когда нужно сделать выбор между добром и злом. Выбор между этими двумя понятиями обычно очень сложный. В моменты, когда ты не можешь сделать выбор, помогает — совесть. Совесть — это способность каждого человека самому  расставлять  приоритеты и устанавливать моральные принципы. Она представляет собой внутренний голос. Совесть есть у всех, только не все пользуются ею.

Говоря о совести людей, вспомним роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главным героем этого произведения является Родион Раскольников, не послушав свою  совесть, он совершает тяжёлое преступление — убийство. Родион Раскольников хотел стать таким же великим, как Наполеон, поэтому решился на то, чтобы убить Старуху-процентщицу. Старуха была очень богатой и противной женщиной. После убийства он задумывается и понимает, что не правильно поступил, его начинает мучать совесть, он сильно заболевает, сходит с ума. Со временем понимает  то, что не надо было представлять себя Наполеоном и нельзя сделать мир лучше ,благодаря чужой жизни. В конце концов он раскаялся, если бы он это не сделал, совесть бы не дала ему спокойно жить.

Также в произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — главная героиня, слушая свою совесть, делает правильный выбор. Она очень любила Евгения Онегина, признавалась ему в своих чувствах, но он не отвечал взаимностью. Вскоре Татьяна вышла замуж за другого человека, а Евгений понял, что не может жить без неё. Татьяна несмотря на то, что у неё ещё остались чувства к Евгению, выбрала не любовь, а верность мужу. То есть, послушав свою совесть, она выбрала добро. И этот выбор был правильным.

Таким образом, мы приходим к выводу, что совесть направляет человека на верный путь. Нужно прислушиваться к своему внутреннему голосу. Благодаря совести мы совершаем выбор в пользу добра, и она помогает бороться со злом.


Здравствуйте, Дарья!

Вам удалось в сочинении раскрыть тему на материале русской классики. Вместе с тем следует обратить внимание на множество логических недочетов и грамматических ошибок.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Анализ поверхностный, местами сумбурный.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Логические нарушения не мешают пониманию смысла сказанного.

Выбор между этими двумя понятиями обычно очень сложный.

логич.ошибка: мы выбираем не между понятиями, а между вариантами поведения

Родион Раскольников хотел стать таким же великим, как Наполеон, поэтому решился на то, чтобы убить Старуху-процентщицу. Старуха была очень богатой и противной женщиной.

предложения не связаны логически. Ну и что, что старуха была богатой и противной? Как это приблизило бы Раскольникова к Наполеону? Или Наполеон стал великим, убивая богатых и противных старух?

Со временем понимает  то, что не надо было представлять себя Наполеоном и нельзя сделать мир лучше ,благодаря чужой жизни.

непонятна логика: чужой жизни или все-таки смерти?

Также в произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — главная героиня, слушая свою совесть, делает правильный выбор.

с «также» абзац не начинаем

Также в произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — главная героиня, слушая свою совесть, делает правильный выбор. Она очень любила Евгения Онегина, признавалась ему в своих чувствах, но он не отвечал взаимностью. Вскоре Татьяна вышла замуж за другого человека, а Евгений понял, что не может жить без неё. Татьяна несмотря на то, что у неё ещё остались чувства к Евгению, выбрала не любовь, а верность мужу. То есть, послушав свою совесть, она выбрала добро. И этот выбор был правильным.

дублирование смыслов

К 4 (речь)+ 1 балл

Речевые ошибки не влияют существенным образом на восприятие текста.

Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом? Каждый человек был в такой ситуации, когда нужно сделать выбор между добром и злом. Выбор между этими двумя понятиями обычно очень сложный. В моменты, когда ты не можешь сделать выбор, помогает — совесть.

повторы

В моменты, когда ты не можешь сделать выбор, помогает — совесть. Совесть — это способность каждого человека самому  расставлять  приоритеты и устанавливать моральные принципы. Она представляет собой внутренний голос. Совесть есть у всех, только не все пользуются ею.
Говоря о совести людей, вспомним роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Главным героем этого произведения является Родион Раскольников, не послушав свою  совесть, он совершает тяжёлое преступление — убийство.

повтор

Также в произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — главная героиня, слушая свою совесть, делает правильный выбор. Она очень любила Евгения Онегина, признавалась ему в своих чувствах, но он не отвечал взаимностью.

повтор

Татьяна несмотря на то, что у неё ещё остались чувства к Евгению, выбрала не любовь, а верность мужу. То есть, послушав свою совесть, она выбрала добро. И этот выбор был правильным.

тавтология

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 12

Ошибки

Орфография

Родион Раскольников хотел стать таким же великим, как Наполеон, поэтому решился на то, чтобы убить Старуху-процентщицу.

со строчной

После убийства он задумывается и понимает, что не правильно поступил, его начинает мучать совесть, он сильно заболевает, сходит с ума.

НЕПРАВИЛЬНО

Также в произведение Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» Татьяна Ларина — главная героиня, слушая свою совесть, делает правильный выбор.

В ПРОИЗВЕДЕНИИ

Пунктуация

В моменты, когда ты не можешь сделать выбор, помогаетсовесть.

не нужно тире

Главным героем этого произведения является Родион Раскольников, не послушав свою  совесть, он совершает тяжёлое преступление — убийство.

В конце концов он раскаялся, если бы он это не сделал, совесть бы не дала ему спокойно жить.

запятая здесь неуместна, лучше заменить на точку или перестроить предложение

Со временем понимает  то, что не надо было представлять себя Наполеоном и нельзя сделать мир лучше ,благодаря чужой жизни.

не нужна запятая

Татьяна ЗПТ несмотря на то, что у неё ещё остались чувства к Евгению, выбрала не любовь, а верность мужу.

запятая при обороте НЕСМОТРЯ НА

Грамматика

Выбор между этими двумя понятиями обычно очень сложный.

неверная форма сказуемого: нужно взять кр.форму прилагат. СЛОЖЕН

После убийства он задумывается и понимает, что не правильно поступил, его начинает мучать совесть, он сильно заболевает, сходит с ума.

МУЧИТЬ

Со временем понимает  то, что не надо было представлять себя Наполеоном и нельзя сделать мир лучше ,благодаря чужой жизни.

нет подлежащего, неполное предложение

Со временем понимает  то, что не надо было представлять себя Наполеоном и нельзя сделать мир лучше ,благодаря чужой жизни.

ошибка в построении СПП (ТО не нужно)

В конце концов он раскаялся, если бы он это не сделал, совесть бы не дала ему спокойно жить.

ЭТОГО

Общий вывод по работе

Итак, Дарья, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над логикой изложения и общим уровнем грамотности.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 5 Зачёт

Возврат к списку

  • Тату мастер как пишется правильно
  • Тату салон как пишется
  • Татошка или тотошка как пишется
  • Татарские народные сказки список
  • Татарские сказки для детей на русском языке слушать