Татарские рассказы на татарском языке читать короткие про любовь

28 мая 2021 форпост татарстана и башкирии в москве аббревиатура вкт хорошо знакома представителям мусульманского мира. зарегистрированный в 1998 году,

28 мая 2021

Форпост Татарстана и Башкирии в Москве

Аббревиатура ВКТ хорошо знакома представителям мусульманского мира. Зарегистрированный в 1998 году, а фактически созданный в начале 1990-х годов, Всемирный конгресс татар, курируемый ныне заместителем премьер-министра Республики Татарстан Василем Шайхразиевым, сегодня объединяет не одну сотню татарских национально-культурных организаций в России, дальнем и ближнем зарубежье.

Однако очень скоро в жизни мусульманских народов, причем, не только нашей страны, но и всего мира, появится новая организация – Московский конгресс татар. По сути, создание этой общественной организации вышло уже на финишную прямую: сейчас идет тщательный отбор членов координационного совета – руководящего органа МКТ. Идея его создания была предложена Индусом Тагировым, одним из организаторов и первым председателем исполкома ВКТ, и обсуждена с председателем Нацсовета «Милли Шура» ВКТ Василем Шайхразиевым.

Что представляет собой новая организация? Какие цели и задачи ставит перед собой?  Какие идеи и проекты собирается претворить в жизнь? И, наконец, что будущий конгресс Москвы и Московского региона считает главным в работе с татарами сегодня? Обо всем этом мы и поговорили с человеком, имя которого хорошо известно в Татарстане и за его пределами – с руководителем Штаба татар Рустэмом Ямалеевым.

Начнем с того, что Всемирный конгресс татар был и остается один. Конгресс татар Москвы и Подмосковья станет своего рода форпостом, координирующим органом, площадкой для привлечения инвестиций для проведения политики Татарстана и Башкортостана в Москве и решения политических задач. Тем более что эти задачи и у Всемирного конгресса татар, и у конгресса татар Москвы и Московского региона, по сути, одни. И основные из них — объединение татарского народа, помощь в национально-культурном и духовном развитии, сотрудничество с государственными органами, культурно-просветительскими учреждениями, национально-культурными объединениями, религиозными организациями, реализация программ в области развития и сохранения языка, образования, культуры, исторического наследия, сбор и распространение информации о татарском народе с помощью сайтов, газет и журналов.

Татарские рассказы на татарском языке читать короткие про любовь

Все это и планирует делать конгресс татар Москвы и Подмосковья, идея создания которого назрела уже давно и была согласована с аксакалами Казани и Москвы. Во-первых, у Штаба татар, который станет одним из учредителей МКТ, за долгие годы наработан огромный опыт деятельности по всем этим направлениям, в том числе по части решения проблем тюркских народов в Москве и регионе. Во-вторых, в столице и Подмосковье сегодня проживает много людей, которые хотят принять активное участие в процессе сохранения, развития и продвижения татарского языка и культуры. Именно их и планируется привлечь в МКТ.

В своей работе конгресс татар Москвы и Подмосковья намерен отталкиваться от стратегии, принятой Всемирным конгрессом татар год назад. Тогда в ее разработке активно участвовали и московские татары, внесшие в этот важный документ свои предложения. Стратегия новой организации будет дополнена некоторыми направлениями, работу которых, по мнению московских татар, необходимо усилить.

Но самое главное — новый Конгресс должен стать местом притяжения, общественным институтом, который реальными делами сблизит разные поколения, воплотит лучшие идеи по сохранению национальной идентичности.

Речь идет, в частности, о том, чтобы задействовать в общественной жизни татар представителей всех слоев, охватить разъяснительной работой как можно больше людей. К сожалению, итоги переписей населения в России свидетельствуют: каждый год татарская нация теряет носителей языка, медленно сдавая свои позиции…

Что нужно сделать, чтобы остановить этот печальный процесс? Поменять сознание татар и одновременно – образ представителя татарского народа. Татарин в тюбетейке на Сабантуй с чак-чаком в руках – от этого привычного всем образа нужно уходить и создавать другой – представителя нового поколения татар: конкурентоспособного, интеллектуального, культурного человека, хорошо знающего и любящего культуру и традиции своего народа.

И здесь без перезагрузки сознания молодежи не обойтись. Что мы видим порой в очереди в магазине или банке? Если рядом стоят два азербайджанца или армянина, они, как правило, изъясняются между собой на своем языке. И очень большая редкость, особенно в большом городе, услышать разговор молодых людей на татарском.

Что это? Стеснительность или незнание языка? Если первое, то нужно воспитать в молодых чувство гордости за свой язык и свой народ. А если второе – научить их языку предков. Он, как известно, впитывается с молоком матери. Еще будучи беременной, женщине нужно приучать своего находящегося в утробе малыша к татарской речи, разговаривая с ним на родном языке, слушая татарскую музыку. Появившись на свет, ребенок с первых дней своей жизни должен слышать татарские слова. А потом, немного повзрослев — слушать и читать книги на татарском языке, смотреть фильмы на нем, воспитываться на героях татарских сказок, расти вместе с ними. Только так, с самых пеленок, в человеке можно воспитать любовь к языку, а значит, и гордость за него, а в будущем — понимание чувства ответственности перед прошлыми и будущими поколениями за сохранение традиций и культуры своего народа. Ведь именно от нынешнего поколения зависит, какая будет культура народа через 50, 100 лет.

И тут без бизнес-сообщества не обойтись. На предпринимателей возлагается большая надежда. Нужны частные детские сады и школы, где дети с детства изучали бы татарский язык. Это один из путей сохранения языка и культуры и возрождения института татарской семьи. Потребность в этом в Москве и в регионах есть. Пока же, к сожалению, идет обратный процесс: в столице закрылся татарский детский сад, школа им. Мусы Джалиля рискует потерять статус школы с татарским этно-компонентом. Малое количество говорящих на татарском языке детей может привести к тому, что изучение родного языка станет факультативным.

И здесь встает еще один актуальный вопрос – вопрос подготовки педагогических кадров, особенно в регионах. В той же Самаре, Ульяновске, Пензе, Оренбурге. Когда-то в каждой школе работали сразу по нескольку учителей татарского языка. Сегодня их не хватает. А кто будет учить ребятишек родному языку, если сами молодые родители зачастую не знают его, а бабушки и дедушки малышей, переехав в город, уже подзабыли татарскую речь? Выход один – открывать в педагогических училищах группы по подготовке учителей татарского языка.

К слову, сегодня уже мало только обучать школьников буквам, грамматике и татарской литературе —  нужно с первого класса настраивать, нацеливать учеников на самообразование, на желание добиться успехов в жизни, учить их целеустремленности и ответственности, заложить в их души и сердца нужность татарского языка и любовь к нему.

И еще один важный нюанс. В погоне за количеством никогда не нужно забывать о качестве. Важно не то, сколько процентов татар проживает в Москве и Подмосковье, а на сколько процентов представители нации действительно считают себя татарами: знают свой язык и культуру, традиции и обычаи предков.   

Большую помощь в просветительской работе могут оказать татары-общественники, которых нужно привлекать к ней. Давайте вспомним, как было раньше? Поэты и писатели читали свои стихи и произведения в школах, на встречах в трудовых коллективах. Сейчас, увы, такой уже практики нет. А не мешало бы возродить ее – приглашать в татарские классы поэтов и писателей, пишущих на родном языке, проводить встречи с интересными людьми, которые многого добились в жизни. Нужно привлекать к этой работе людей, которые пока остались в стороне от общественной жизни, в том числе и бывших учителей.

Татарские рассказы на татарском языке читать короткие про любовь

Сейчас стоит задача быть ближе к народу. Взять, к примеру, любимый всеми народный праздник Сабантуй, который дает возможность татарскому народу показать представителям других национальностей всю красоту своих традиций и культуры. Вместо больших по масштабам праздников плуга, которые проводятся сегодня даже далеко не в каждом крупном городе, надо организовывать малые сабантуи — в каждом селе, поселке, на каждой площадке Москвы. Учитывая, сколько живет татар в столице, таких сабантуев понадобится не одна сотня.

То же самое касается и мечетей. Сегодня для сохранения татарского языка нужны маленькие молельные площадки в шаговой доступности — в офисах, в школах, в Домах народного творчества. Это будут площадки, на которых хазраты не только научат намазу, но и будут читать проповеди на татарском языке. Где будут собираться не только пожилые люди, но и семьи с детьми, молодежь.

Татарские рассказы на татарском языке читать короткие про любовь

И, конечно же, нужно создавать на местах больше татарских общин. Пока же ситуация такова: во многих регионах, в том числе в городах Татарстана, не созданы татарские центры. Не лучше обстоит дело и в Подмосковье – в более 20 городах нет татарских общин. Нет их в институтах, а ведь только в Подмосковье находится порядка 15 крупнейших вузов страны, и еще около полусотни — в самой Москве! И в большинстве институтов нет общин. Нужно помочь создать их, и параллельно – оказать помощь в создании сайтов, чтобы татарская студенческая молодежь была представлена в Интернете. В этом направлении и намерен работать Конгресс татар Москвы и Подмосковья в тесном сотрудничестве со Штабом татар — привлекать молодежь, на которую можно положиться и которая со временем возьмет в свои руки национальное общественное движение в Москве и его будущее. И эти руки должны быть крепкими и надежными!

Напомним, в прошлом году к 100-летию ТАССР Штаб татар Москвы подготовил сто роликов о людях, внесших наибольший вклад в развитие республики. Накануне нового, 2021 года, был выпущен уникальный календарь тиражом 5 тысяч с разговорником на татарском языке, который раздали многим общественным организациям.

Сейчас Штаб татар собирает средства и готовит к изданию уникальную книгу под названием «Милли йортыбызны саклыйк. Мэрэҗэгэт». Уже сегодня ясно: первоначальными пятью тысячами экземпляров не обойтись: слишком много заявок поступило от татар России и зарубежья, так что тираж планируется удвоить.  В планах – перевести ее на латинский язык. «Милли йортыбызны саклыйк. Мэрэҗэгэт» станет настольной книгой для всех татар, книгой на все времена. Это большой труд, который вобрал в себя интервью со ста выдающимися личностями, Эта книга – своего рода обращение к нации тех, кто понимает национальный дух, знает историю своего народа и может представить свое видение будущего татар, кто умеет думать, анализировать и делать выводы. Вот в этом и заключается ее уникальность и интерес для тех, кто неравнодушен к судьбе татарского народа.

Говоря о деятельности Штаба, как не вспомнить преображение старого кладбища в селе Красный Бор Агрызского района Татарстана, которое стало едва ли не главным событием года? Кто бы мог подумать, что облагороженное в прошлом году московскими татарами кладбище станет за короткое время местом паломничества жителей республики! Сегодня люди едут сюда со всех районов Татарстана, чтобы попросить о помощи в решении самых разных насущных проблем. Вот она, сила благого дела!

Чем жил в последнее время Штаб татар Москвы? Вот лишь некоторые мероприятия из активной и весьма насыщенной жизни московских татар.

Праздник Рамазан в нынешнем году они встретили в татароязычной мечети при Духовном собрании мусульман России — единственной в столице, где проповеди проходят на татарском языке. По традиции, особое внимание в этот священный месяц было уделено нуждающимся и малоимущим: ветераны, пенсионеры, инвалиды и семьи получили продуктовые пакеты от активистов Штаба. Не были забыты также детские дома, приюты и реабилитационные центры. Причем не только Москвы, но и других городов.

Татарские рассказы на татарском языке читать короткие про любовь

Более полутора тысяч человек приняли участие в поддержке благотворительных проектов Штаба татар Москвы. Никто не остается в стороне и помогает в меру своих возможностей, даже студенты регулярно перечисляют небольшие суммы, благотворительность становится частью жизни каждого. Штаб татар Москвы записывает имена своих помощников и за каждого хазраты читают дуа.

Для аксакалов в Штабе прошел традиционный ифтар. Несколько человек наградили за активное участие в общественной жизни и большой вклад в дело сохранения и развития татарского языка и культуры. Повар Штаба приготовила халяльные блюда, а приглашенные артисты порадовали гостей замечательным концертом.

Татарские рассказы на татарском языке читать короткие про любовь

Свой ифтар провели и студенты. Специальный студенческий татаро-башкирский ифтар прошел на шестой день Рамазана. На него приехали татары, башкиры, кумыки, азербайджанцы, казахи, уйгуры и представители других народов. Молодые люди задавали хазрату много вопросов, касающихся религии, непосредственно месяца Рамазана, сути и глубокого смысла мусульманского поста.

Штаб татар Москвы организовал традиционный большой религиозный вечер «Первый намаз» для молодежи, студентов и взрослых мусульман. На встрече Ильнур хазрат очень подробно рассказал о пяти основах, на которых держится вера мусульманина, поделился историями из жизни Пророка Мухаммада, привел примеры из Корана и хадисов и жизненных историй обычных людей. Нужно сказать, что встречи с представителями духовенства, теологами, переводчиками смыслов Корана, представителями мусульманских организаций давно уже стали для штаба доброй традицией. 

Татарские рассказы на татарском языке читать короткие про любовь

В общей сложности Штаб татар Москвы за месяц Рамазан провел 10 ифтаров. Они собрали аксакалов, представителей тюркских народов России и СНГ, молодежь и студентов. Причем все проповеди на них звучали на татарском языке. В Москве ифтары прошли как в самом штабе, так и на территории Московского муфтията.

Самым ожидаемым ифтаром среди москвичей стал вечер Республики Татарстан,  который, по традиции, полномочное представительство республики проводит каждый год в шатре Рамазана у Соборной мечети Москвы. Начиная с 2020 года, здесь ежегодно тысячи мусульман встречаются на благотворительных ифтарах, организованных различными странами, республиками и общинами. Каждый день в шатре собирается 500 человек, это самое масштабное мусульманское мероприятие во время Рамазана.

Активисты Штаба татар также принимают в нем активное участие.

На помощь организаторам ифтаров каждый день приезжали волонтеры, которые помогали накрывать столы, встречать и рассаживать гостей, поддерживать порядок внутри шатра. Среди волонтеров всегда есть представители Штаба татар Москвы, активисты Штаба татар тоже часто приезжают, поскольку проект этот — благотворительный. Из тридцати дней месяца волонтеры штаба участвуют в двадцати вечерах — Штаб активно сотрудничает с тюркскими народами и посольствами тюркских стран.

Руководство Штаба татар провело ифтары также в районах Татарстана и даже в Сочи. К слову, в Сочи нет мечетей, там организованы и функционируют только молельные комнаты. Местная религиозная организация города «Ясин», руководит которой Валид Ильясов, ведет большую работу по возрождению и развитию мусульманских татарских национально-культурных традиций, ежегодно  проводятся мероприятия и религиозные праздники, в том числе Сабантуй.

Зульфия Халилова, заместитель руководителя и активистка РНТКА Сочи, не раз бывала в гостях у московских татар, активно участвовала во встречах с тюркскими народами и духовно-просветительских мероприятиях штаба. По словам Зульфии, она многому учится, бывая в Штабе татар Москвы, и старается применять методы работы штаба в работе с татарами Сочи.

Три года назад Гульнара Яруллина открывала в Сочи «Кара Дингез», и в этом году ее снова пригласили в гости – заняться организацией ифтара для сочинских татар. В апреле этого года очень гостеприимно и тепло встретили сочинцы Тахира Мухаматдинова, который приехал знакомиться с татарской молодежью. Молодежная организация «Кара Дингез» расположена в Адлере и ежедневно проводит встречи в школах, организует вечера памяти и праздники. Две молодежные организации поделились опытом работы.

Татарские рассказы на татарском языке читать короткие про любовь

Во время священного месяца Штаб татар раздал более 1000 пакетов с татарской и мусульманской литературой: московскими и региональными газетами (Татарстан, Башкортостан, Самара, Нижний Новгород, Сергач, Нижнекамск, Ижевск и др.), журналами и книгами, духовно-просветительскими изданиями. В селе Красный Бор Агрызского района активисты Штаба провели благотворительную акцию для детского дома, которому они помогают уже не в первый раз.

На День великой Победы Штаб татар Москвы принял участие в организации и проведении встречи с ветеранами и тружениками тыла, которая прошла в библиотеке Некрасовки. Встреча получилась торжественной и красивой – зал  заранее украсили стендами с фотографиями военных событий, а для ветеранов подготовили небольшие гостинцы и подарки. Звучали стихи и песни о войне, в том числе татарских поэтов, теплые слова и пожелания в адрес почетных гостей мероприятия. После вручения подарков ветеранам и труженикам тыла были сделаны общие фотографии на память. А затем всех ждало вкусное чаепитие с традиционными татарскими сладостями и выпечкой.

Татарские рассказы на татарском языке читать короткие про любовь

Интернет-ресурс Штаба татар Москвы растет с каждым днем. На сегодняшний день общая аудитория аккаунтов Штаба и его активистов составляет почти миллион человек. В ближайших планах – вывести новости о жизни московских татар на федеральный уровень. Уже сегодня есть договоренность об освещении деятельности Штаба в десяти федеральных СМИ.   

Штаб татар Москвы на протяжении всей своей истории налаживает связи с татарскими общественными организациями по всей России. На сегодняшний день он сотрудничает с более семидесяти автономиями, конгрессами и организациями на местах. Активисты Штаба ездят к татарам Санкт-Петербурга, а те, в свою очередь, приезжают в Москву, на мероприятия московских татар.

Отдельно хотелось бы сказать об их дружбе с Башкирией. В Штабе уже много лет активно собирается вместе татарская и башкирская молодежь, практически еженедельно проводятся совместные молодежные мероприятия. А поскольку многие студенты не знают родного языка, то организация считает своей миссией помочь татарской и башкирской молодежи полюбить свой язык и культуру, чтобы сохранить и передать богатое национальное наследие потомкам. Кстати, все подразделения Штаба на сорок процентов состоят из представителей дружественного башкирского народа. Активно развивается и совместный чат в телеграм Штаба татар и башкир. Более того, участники Штаба постоянно контактируют с общественными организациями и СМИ Башкортостана.

Такие же теплые отношения у Штаба татар Москвы с организациями Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, в десяти районах Татарстана руководство и активисты Штаба татар бывают несколько раз в году.

Татарские рассказы на татарском языке читать короткие про любовь

К слову, о тесном сотрудничестве с городами Татарстана. Гостей, впервые побывавших в Штабе татар Москвы, не оставляет равнодушным его оформление.  По всем стенам развешаны картины. Причем это не любительские работы, а профессиональные картины, написанные известными художниками, в том числе уроженцем Нижнекамска Владимиром Никольским. Этот замечательный художник, член Союза художников Татарстана и России, написал более пяти тысяч живописных работ. В штабе много его полотен, и сейчас эти ценные подарки стали вечной памятью о дружбе с талантливым, неординарным человеком. Картины мастера Штаб татар дарил Юрию Михайловичу Лужкову, Галине Борисовне Волчек и другим ценителям настоящего искусства. Одна из картин Никольского есть в коллекции Аллы Борисовны Пугачевой.

Картины нижнекамского художника, ушедшего из жизни в 2018 году, разлетелись по частным коллекциям России и 28 странам мира. При этом сам он был настоящим патриотом родного города, и никогда не хотел уехать жить ни в Москву, ни в Германию, куда его активно приглашали.

Штаб татар Москвы приглашает всех к сотрудничеству. Конгресс татар Москвы и Московского региона готов размещать на своих интернет-ресурсах информацию своих друзей.

Станем единым союзом людей, которые хотят светлого будущего для своих детей и внуков!

источник:

Габдулла Тукай и его вклад в татарскую литературу

Габдулла Тукай. Фотография сделана в Казани для сборника стихов по просьбе Г. Шарафа, издателя книг поэта.

Габдулла Тукай. 1908 год.

Габдулла Тукай вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт. Он заложил основы современной татарской литературы и новой национальной поэзии. Ему же принадлежит слава одного из основоположников современного татарского языка. Творчество Тукая оказало влияние на словарный фонд, грамматические и лексические нормы, а также на произношение, принятые в современном татарском литературном языке.

Габдулла Тукай прожил короткую, но крайне насыщенную жизнь – всего 27 лет. Его творческая жизнь продолжалась всего восемь лет. Но и за это короткое время для развития татарской поэзии он сделал также много, как Пушкин для русской литературы. Наследие Тукая включает более 400 стихов, 9 поэм, 350 рассказов, очерков и воспоминаний, включая замечательные стихи для детей на татарском языке. Он также сделал переводы русских классиков на татарский язык.

Жизни и творчеству татарского поэта посвящено немало книг. Мы приглашаем читателей познакомиться с ними на выставке «Душа живет стремленьем к свету вечным…», посвященной 135-летию со дня рождения Габдуллы Тукая. Здесь представлены книги, знакомящие с Казанской губернией, Казанью, татарским обществом и его культурой рубежа XIX–XX вв.; исследованиям жизни и творчества Габдуллы Тукая и произведениями поэта.

Жизнь Тукая привлекала внимание не только литературоведов, но и писателей. С несколькими биографическими романами знакомит выставка.

Детство

Файзи Ахмед. Тукай: романРоман Ахмета Файзи Тукай. Казань, 1985 был задуман автором в 2-х книгах. Первая книга вышла из печати в 1952 году, а вторая так и не была написана. При написании автор использовал фонды исторических архивов в Ленинграде, Москве, Государственного архива Казахстана. За это произведение А. Файзи стал лауреатом Тукаевской премии. Роман переведен на языки народов России, многократно переиздавался в Республике Татарстан. Опубликованная книга посвящена детским годам поэта и начальному периоду творчества Тукая.

Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в семье муллы Мухаммедгарифа в деревне Кушлауч. Род Тукаевых, по преданию, насчитывал семь поколений мулл. Когда мальчику было пять месяцев умер его отец, а через три года умерла мать. Будущего поэта передали в семью деда по материнской линии. В той семье уже было шестеро детей и потому еще одному ребенку были не рады.

«Плакал — некому было утешить, — вспоминал позже поэт, — норовил приласкаться — некому было приголубить, хотел поесть, попить — некому пожалеть — все отталкивали да отпихивали».

Дед с бабушкой не раз пытались устроить мальчика в приемную семью. Детство, прошедшее среди чужих людей, без материнской любви оставило в душе будущего поэта незаживающую рану. Годы спустя поэт напишет:

Мать моя лежит в могиле. О страдалица моя,
Миру чуждому зачем ты человека родила?
С той поры, как мы расстались, стража грозная любви
Сына твоего от двери каждой яростно гнала.

«Разбитая надежда», 1910.

Дом Сагъди абзый. Село Новый Кырлай.

Дом Сагъди абзый. Музейный комплекс Габдуллы Тукая

В шесть лет Габдуллу забрал крестьянин Сагди из соседней деревни Кырлай, в семье которого он воспитывался с 1892–1895 гг. Здесь его любили и растили как родного. В Кырлае Габдулла познакомился с миром народных песен и сказок. Живя в селе Тукай многое узнал о крестьянской жизни и как он сам потом признавался: Кырлай открыл ему глаза на жизнь. Впечатления кырлайского периода оставили в памяти и творчестве поэта неизгладимый след любви к родной земле и ее простым чистосердечным людям.

Уральск

Через три года Габдуллу находит родная сестра Газиза и увозит в Уральск. В Уральске Тукай обучался в медресе «Мутыгия». Тукай подружился с детьми Мутыгуллы Тухватуллина, преподававшего в медресе. Они были воспитаны на европейский манер, одевались по светской моде и знали несколько языков. Тукай последовал их примеру – выучил арабский, персидский и турецкий, русский, познакомился с западноевропейскими языками. В Уральске он впервые начал писать стихи.

Нуруллин И.З. ТукайО начале творческой деятельности Тукая рассказывает вышедшая в серии «Жизнь замечательных людей» книга Наруллина И. З. Тукай. Москва, 1977.

В свои 19 лет Габдулла восторженно встретил события 1905 года. Благодаря революционным событиям в Уральске стали выходить долгожданные газеты на татарском языке «Фикер» («Мысль») и «Нур» («Луч»), журнал «Эль-гаср эль джадид» («Новый век»). Габдулла печатал в тех изданиях свои стихи, поэмы, статьи, рассказы, фельетоны на актуальные темы. А еще Тукай переводит на татарский язык басни Крылова, увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова. Его первым поэтическим творением на татарском языке был вольный перевод стихотворения А. Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».

Тукай участвовал в демонстрациях и под влиянием первой русской революции покинул стены медресе. Теперь днем он работал наборщиком в цехе газеты «Фикер» и фактическим редактором журнала «Эль-гаср эль джадид», а в ночное время занимался писательским трудом.

Тукай и русская классика

Тукай учился у русских поэтов, он хорошо знал русскую классику, много сил отдал переводам русской литературы на татарский язык: М. Ю. Лермонтова, А. Н. Майкова, И. С. Никитина, Л. Н. Толстого. Художественным авторитетом для него был А. С. Пушкин.

Я наизусть твердить готов твои произведенья,
Вкушать плоды твоих садов, влюбляться в их цветенье.

Идти повсюду за тобой – мой долг, мое стремленье,
А то, что веры ты другой, имеет ли значенье?

Из стихотворения «Пушкину». 1906 г.

Пушкин и Тукай схожи в своем интересе ко всем явлениям жизни: любви к Родине, свободолюбивых настроениях, революционных порывах, тонком понимании природы, восторженном отношении к женщине.

Одна из важных тем поэзии Тукая – природа родного края, которая всегда возвышенна и прекрасна, исполнена внутренней радости и света. Настроение ее изменчиво и непостижимо:

Величаво и спокойно разгорается заря,
А ленивый белый месяц грустно скрылся за поля.
Исчезают друг за другом звезды бледные с небес,
Задышал рассветный ветер, зашептал спросонья лес.

«Летняя заря»

В Казани. Творческий расцвет

Валеев Р.Ш. Заботы светаКнига Рустама Валеева Заботы света: роман. Москва, 1986 знакомит с Тукаем – создателем юмористических журналов «Яшен» («Молния»), «Ялт-йолт» («Зарница») и общественным деятелем. Осенью 1907 года Тукай приехал в Казань и посвятить свою деятельность новым творческим задачам. Тукай пишет лирические стихи, поэмы, памфлеты, эпиграммы. Поражение первой русской революции оставило нерешенными многие проблемы национальной политики Российской империи. Недоверие, которое власти выказывали мусульманам империи, не могло не отразиться на политических взглядах татарской интеллигенции и народа в целом. Стихотворение Тукая «Не уйдем!» – это ответ и татарским последователя пантюркизма и черносотенцам в лице депутата В.М. Пуришкевича, предложившего татарам уезжать в Турцию:

Переселяться? Но сперва перенесите вы туда
Все наши прошлые века, селенья наши, города!
Здесь родились мы и росли, здесь смертный обретем покой.
Нам эту землю дал навек сам Бог могучий, всеблагой!

Для Габдуллы Тукая неприемлем национализм в любых его проявлениях. Любовь к татарскому языку, своей истории и культуре не мешает ему уважать и любить культуру соседей. Провозглашая великую идею дружбы народов в стихотворении «Великая истина», Тукай пишет:

Нам издавна другом был русский народ —
И разве конец этой дружбе придет?
Да, мы родились и растем в вышину,
Нанизаны словно на нитку одну…

В 1911–1912 гг. Тукай много ездит по стране: Астрахань, Уфа, Петербург, Троицк, казахские степи. Поездки заполнены встречами и впечатления от увиденного выливаются в новые поэтические строки.

Народные мотивы в творчестве

Габдулла Тукай. ШуралеПроизведения Тукая оказывали огромное влияние на читателей. О его стихах говорили в самых глухих татарских аулах, их заучивали наизусть. Обаяние поэзии Тукая заключено в ее народности. Тукай изучает устную поэзию родного народа. И как результат этого изучения появляются поэмы и стихи, написанные на мотивы народных сказок. Самая замечательная из этих сказок – «Шурале», строки которой знает каждый татарин. Шурале – это владыка дремучих, непроходимых лесов, злой дух, враг всего живого, доброго и светлого, это повелитель шайтанов, ведьм, уродливых карликов. Сказка в стихах рассказывает о том, как простой дровосек смелостью и прямодушием победил коварного Шурале. В сказках Тукая привлекали жизнестойкость народа, его ум, изобретательность, превосходство человека над природой.

Сближение с народным творчеством поэзии Тукая отразилось и на языке его произведений: в них становится меньше арабо-персидских и турецких заимствований. Лирический герой стихов Тукая видит смысл своей жизни в служении татарскому народу. Именно с народной жизнью, с историей татарской нации связаны драматические и трагические переживания лирического героя.

Литературный критик

Казань. 1910-е гг.

Казань. 1910-е гг.

Тукай обращался не только к социальным проблемам, но и к современной ему татарской литературе. Он оставил после себя публицистические и критические работы: анализировал особенности произведений на татарском языке, поэтику татарского стиха, перспективы развития татарской литературы.

В разные годы он написал статьи «Национальные чувства» (1906), «Умерла ли наша нация или она только спит?» (1906), «Наша поэзия» (1907), «Театр на татарском языке» (1909), «Национальные мелодии» (1910) посвященные актуальным проблемам татарского общества, периодической печати, народного просвещения, татарской национальной культуре и многим другим.

В 1909 г. Габдулла Тукай начал вести автобиографические записи – «Оставшееся в памяти».

Величайший национальный поэт

По возвращению в Казань в 1912 г., Тукай работал в типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжал писать. После резкого ухудшения здоровья, 15 апреля 1913 года Габдуллы Тукая не стало. Сказалось тяжелое голодное детство поэта и плохие условия труда: он умер от туберкулеза легких.

Тукай ушел из жизни в расцвете своего таланта. «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта» – писали казанские русскоязычные газеты. «Татарский Пушкин» оказал огромное влияние на развитие реалистической национальной литературы.

Габдулла Тукай. Стихи и поэмыТукай. Избранное: стихи, поэмы, сказкиТукай ИзбранноеТукай Г. Сабыйга

О Габдулле Тукае много написано его и нашими современниками. К его творчеству будут обращаться и впредь. Значимость поэзии Тукая в ее национальном характере, которая как у истинно великого поэта стала интернациональной.

Литература о Габдулле Тукае

Произведения Габдуллы Тукая

Выставка работает на 2 этаже библиотеки с 19 апреля по 9 мая.

Материалы подготовил информационно-библиографический отдел

г. Владимир, ул. Дзержинского, д. 3

E-mail: ibo@lib33.ru, Тел. (4922) 32-26-08

СКАЗКА О ЩЕДРОМ ХАНЕ И МУСТАФЕ МУЖДАБЕ

Однажды Крым-Гирей-хан возвращался с охоты. На дороге встретился ему Мустафа Муждаба, который ехал па черном ишаке. Мустафа остановил хана и, как видно, не узнав, с кем он говорит, обратился к нему с такою речью:

— Не знаешь ли, добрый путник, как мне проехать к дворцу, чтобы увидеть самого Крым-Гирея?

Хан заинтересовался желанием этого человека и в свою очередь спросил его — зачем ему это нужно?

— О, добрый путник, — ответил Мустафа, — видишь ли, я задолжал одному купцу десять червонцев, и этот жадный шайтан, да будет он проклят Аллахом, грозит, что посадит меня в тюрьму, если я не возвращу ему его окаянные деньги!

— А кто ты такой? — спросил хан.

— Эге, — ответил Мустафа, — кто я такой, знает только моя мать, да и та давно гуляет уже в садах Эдема.

— А зачем тебе нужен хан? — спросил Крым-Гирей, удивленный таким ответом.

— Так, по пустякам, — ответил Мустафа, — я хочу попросить у него десять тысяч червонцев, может быть, даст.

— А если он не даст тебе этих десяти тысяч?

— Ну тогда пусть даст тысячу!

— А если и тысячу не даст, что тогда?

— Ну тогда, так и быть, уступлю до ста!

— А если и ста червонцев не даст, — настаивал хан, — что ты тогда будешь делать?

— Раз уж ты хочешь знать, дорогой эфенди, то знай, что если такой богатый осел, как хан, пожалеет для меня ста червонцев, то пусть тогда все четыре ноги моего черного ишака войдут в чрево его любимой жены, а я сяду сверху и поеду домой на них обоих!

Хану так стало любопытно все это, что он шепотом приказал одному из своей свиты привести чудака во дворец и сейчас же сам поскакал туда, но другой дорогой.

Проникнув во дворец раньше Мустафы, хан влез на трон и стал ожидать появления своего доброжелателя.

Через минуту доложили о приходе просителя, и хан велел пустить его к своему трону. Как только Мустафа предстал перед ханом, он тотчас узнал в нем своего собеседника, с которым разговаривал по пути.

Но не моргнув глазом, он поклонился хану и приветствовал его по всем правилам.

— Кто ты, странник? — спросил хан.

— О, повелитель Крыма и Московы, о том, кто я, спроси, пожалуйста, мою мать, когда увидишь ее в раю Магомета.

— А чего ты хочешь от меня?

— Много слышал я о твоих богатствах, — сказал Мустафа, — вот и пришел попросить у тебя несколько монет. Нужны мне десять тысяч червонцев, дай мне их.

— Аллах версин, — ответил хан.

— О, благочестивый хан, не оскверняй себя перед Аллахом, отказывая бедняку в помощи. Дай тогда хоть тысячу.

— Аллах версин, — ответил хан.

— И ста червонцев не дашь? — удивился Мустафа.

— Аллах версин, — опять произнес хан.

— Ну, будь здоров и невредим, о, благочестивый правитель. Знай только, что черный ишак стоит привязанный у ворот твоего гарема.

____________________

СКАЗКА О ЛИСЕ И БЕШ-САЛКЫМ-БЕЕ

Жил некогда в одной стране молодой и очень бедный чабан. Ничего у него не было кроме сакли, да и та — ветхая и уже совсем развалилась. Решил чабан хоть немного украсить свою саклю и посадил у двери куст вьющегося винограда. Корда прошло три года, выросла на кусте большая гроздь и стала наливаться сладким соком. Обрадовался чабан тому, что будет он есть свой собственный виноград, изо дня в день любовался крупной гроздью и ожидал с нетерпением, когда она поспеет. Каково же было его горе, когда в одно утро вышел он к своему винограду и увидел, что от долгожданных ягод не осталось и следа. Кто-то уже успел насладиться ими.

На следующий год выросло на кусте уже три грозди, и опять кто-то похитил их, как только начали они созревать. Так каждый год прибавлялось на виноградной лозе по одной грозди и каждый год кто-то чужой лакомился ими.

На пятый год, когда народилось на кусте пять гроздей, и стали они наливаться сладостью, решил чабан подстеречь вора и отвадить его так, чтобы уже не захотелось ему вкусных ягод. Каждую ночь ложился он в траве за саклей и зорко караулил свое сокровище.

Однажды лежал он так спрятавшись и увидел, что к кусту тихонько подкрадывается лиса. Как только хитрый зверь встал на задние лапы и потянулся к винограду, чабан выскочил из засады, схватил лису за хвост и стал колотить ее чем попало.

Каково же было его удивление, когда лис заговорил человеческим голосом и стал умолять о пощаде.

— Не убивай меня, добрый чабан-ахай! Пощади меня, прошу тебя! Я тебе отплачу за это таким добром, какое тебе и не снилось никогда. Проси у меня, чего хочешь.

Чабан перестал бить лису и сказал:

— Ладно, Тильки-ахай, я дарую тебе жизнь, но только с одним условием: сосватай мне дочь нашего падишаха. Не выполнишь этого — тогда не попадайся мне в руки: из твоей шкуры сделаю я себе куртку, а череп твой выставлю здесь у винограда, чтобы стало неповадно впредь таким ворам, как ты!

— Немного же ты просишь у меня, — сказал лис. — Сделаю я то, что ты хочешь, но обещай и ты, что за это позволишь мне лакомиться каждый год твоим виноградом.

Чабан согласился и отпустил лиса. А обрадованный Тильки тотчас же поскакал прямо к великому падишаху и приказал доложить о своем приходе. Телохранители падишаха, немало удивившись невиданному посетителю, спросили его, чего он хочет.

Лис поднялся на задние лапы и заявил повелительным голосом:

— Я пришел от могущественного Беш-Салкым-бея сватать падишахову дочку!

Когда падишаху доложили о прибытии высокого гостя, он немедленно приказал впустить его. Тильки-ахай поклонился властителю и обратился к нему с такой речью:

— Всемилостивейший шах, царь царей! Меня прислал к тебе могущественнейший Беш-Салкым-бей просить, чтобы ты отдал ему в жены свою красавицу дочь. Нет границ землям бея и несметны его богатства. Одних только верблюдов имеет он сорок тысяч, одних только ослов имеет он пятьдесят тысяч, одних только коней имеет он шестьдесят тысяч, одних только коз имеет он семьдесят тысяч. Каждый год давит он сто тысяч ведер вина. А золота его и драгоценных камней и сосчитать невозможно. Нет, царь царей, не перечислить мне всех сокровищ, которыми владеет Беш-Салкым-бей!

Выслушал внимательно падишах Тильки-ахая и

молвил ему так:

— Хорошо, дорогой сват, я согласен отдать свою дочь за этого вельможу, но я хочу, чтобы был он достоин имени храброго джигита. Скажи бею, что как только он доставит мне все семь голов прожорливого Аждаги, который так измучил мою страну, в тот же день дочь моя станет его женой.

Читать дальше

Какие сказки следует читать детям? (Источник фото: freepik.com)

Какие сказки следует читать детям? (Источник фото: freepik.com)

С именем Аллаха!

Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада (ﷺ)!

У каждого народа есть свои сказки. Сказка демонстрирует национальное своебразие, народное представление о добре и справедливости.

Татарская сказка, как своеобразная художественная форма, наиболее доступна детям, знакомит их с жизнью татарского народа в прошлом, его бытом, обычаями, красотой родного края и животным миром. Через них дети познают веками сложившиеся традиции татарского народа, его душу

Татарские сказки созвучны с исламской нравственностью, в них прослеживается глубокая почтительность и уважение к родителям, любовь к окружающим, сострадание к ближнему и другое.

Примеры поучительных татарских сказок: 

1. Любовь к матери.

Татарская сказка «Три сестры» учит любить и уважать своих родителей, помогать им и заботиться о них в старости, наглядно показывая, что добро вознаграждается, а зло наказывается. Ибн Мадж (рахимахуллахи) передал слова Пророка (ﷺ), сказанные им одному человеку: «Находись у ног своей матери, ведь там Рай».

2. Послушание родителей.

Татарская сказка «Зайка» воспитывает в детях послушание родителям. Показывает, что может произойти, если сделать не так, как они велят. Учит своевременно обращаться за помощью и по мере возможности делать добро другим.

«И склони пред ними обоими [родителями] крылья смирения из милости» (Перенесение ночью, 24).

Татарские рассказы на татарском языке читать короткие про любовь

«Склони пред ними крыло смирения»: 4 права родителей в исламе

Отношение человека к своим родителям станет для него либо раем, либо приведет его в ад. Кому из людей мы обязаны прежде всего? Пусть данная статья станет напоминанием о том, какую роль родители играют в нашей жизни, и какими правами наделил их Всевышний Аллах.

3. «Вместе мы – сила».

Татарская народная сказка «Четыре друга» учит быть дружными, трудолюбивыми. Самый маленький член команды может принести большую помощь, если люди будут держатся все вместе.

Пророк (ﷺ) сказал: «В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой» (Бухари, Муслим).

(Источник фото: behance.net)

(Источник фото: behance.net)

4. Трудолюбие.

Татарская сказка «Три совета отца» показывает, что все богатство трудом достается. Сказка учит слушать мудрых советов, трудиться и заботиться о завтрашнем дне.

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Лучший из вас тот, кто не оставляя эту жизнь ради Ахира и Ахира ради этой жизни, работает для обоих миров, и кто не является обузой для людей» (Мухтаруль-Ахадис).

Татарские рассказы на татарском языке читать короткие про любовь

Уроки мотивации от Пророка (ﷺ): Можно ли мусульманину быть богатым?

Многие говорят, что религия не поощряет стремление к достатку, бедный более угоден Богу, чем богатый. Правда ли это, действительно ли человеку верующему лучше жить в бедности?

5. Острый ум, чувство юмора.

Татарская сказка «Шурале» учит не терять смекалку и находчивость, не бояться духов, чудовищ и прочих монстров, а бороться с ними – находить нестандартные решения, проявлять фантазию и выдумку.

«Тому, кто боится Аллаха, Он даст выход [избавление от сомнений в земной жизни и от наказания в Судный день]. [Аллах даст ему выход] и наделит его уделом оттуда, откуда тот даже и не рассчитывает [его получить]. Тому, кто уповает на Аллаха, будет Его достаточно. Поистине, Аллах завершает все [что Он пожелал совершить]» (Сура ат-Таляк, 2-3).

Татарские рассказы на татарском языке читать короткие про любовь

О чем никогда нельзя шутить в Исламе?

Часто, желая показать свое чувство юмора, люди заходят слишком далеко и переходят границы. Ислам, будучи религией всеобъемлющей, предоставляет правила поведения и в этом аспекте.

6. Преданность слову, честность

Татарская сказка «Попугай» воспитывает ребенка быть честным и преданным своему слову. Учит извиняться, когда это необходимо и не отвечать злом на зло.

От Анаса ибн Малика (р.а.) передаётся, что любимец Аллаха (ﷺ) сказал: «Нет веры у того, кто не соблюдает доверенное (аманат), и нет религии у того, кто не верен данному обещанию» (Ахмад).

Татарские рассказы на татарском языке читать короткие про любовь

Секреты мусульман: как не проболтаться даже самым близким людям?

Однажды известного сподвижника Ади ибн Хатима (да будет доволен им Аллах) спросили: «Что унизительнее всего?» Сподвижник ответил…

7. Патриотизм.

Татарская сказка «Догадливый солдат» демонстрирует любовь к Родине, преданность своему правителю. Она показывает мудрость и находчивость героя, когда кажется, что ему уже ничего не поможет.

Когда посланник Аллаха (ﷺ) покидал Мекку, то говорил с горечью: «…Клянусь Аллахом!… Если бы меня не вывели отсюда, я бы не покинул тебя» (Ахмад, Тирмизи).

Воспитание детей: чему учат татарские сказки?

8. Хвастовство и самолюбование до добра не доведут.

Татарская сказка «Шах-петух» призывает отказаться от хвастовства и восхищения самим собой. Она учит быть внимательными к окружающим, замечать достоинства других людей и недостатки в себе.

От Абдуллаха Ибн Масʻуда (р.а.) передаётся, что однажды Пророк (ﷺ) сказал: «Не войдёт в Рай тот человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку» (Муслим).

Татарские рассказы на татарском языке читать короткие про любовь

Эти семь качеств погубят вашу душу

Существует семь основных злых качеств, которые загрязняют душу и ведут человека в бездну нечестия. Верующий человек должен быть осведомлен о тех поступках и качествах, которые негативно влияют на его богобоязненность.

9. Правильно использовать свои и чужие умения, чтобы достичь благой цели.

Татарская сказка «Камыр-батыр» учит вовремя ориентироваться, анализировать ситуацию, подсказывать кому что делать. Она наглядно демонстрирует, что успеха можно добиться общими усилиями, командным духом. А также воспитывает смелость и непреклонность на пути к благой цели.

«Каждый из вас пастух, и каждый из вас будет спрошен за свою паству. Правитель – пастух для людей и он будет спрошен за свою паству. Мужчина – пастух для своих домочадцев, и он будет спрошен за них. Женщина – пастушка в доме своего мужа и для его детей, и она будет спрошена за них. Раб – пастух над имуществом своего хозяина, и он будет спрошен за него. Разве не каждый из вас пастух?! Каждый из вас будет спрошен о своей пастве» (Бухари, Муслим).

10. Довольствоваться тем, что имеешь.

«Японская сказка» Габдуллы Тукая дает возможность осознать значимость своего труда, видеть преимущества и недостатки того, что нас окружает. Она логичным образом подводит к тому, что нужно довольствоваться тем, что имеешь и стремиться развиваться, добиваться высот собственным трудом.

Господин Мухаммад (ﷺ) сказал: «Успешен тот, кто покорился Аллаху и кому был дарован достаток, и затем Аллах внушил ему довольство тем, что Он ему дал» (Муслим).

11. Нельзя воровать и обманывать.

Татарская сказка «Водяная» показывает детям, что нельзя трогать чужие вещи и лгать, учит нести ответственность за свои поступки.

Лучший из рода человеческого (ﷺ) сказал: «Первым делом в Судный день раба спросят о четырёх вещах: о годах его жизни – на что он потратил их, о молодости – как он провел её, об имуществе – откуда он получил его и на что потратил, и о знаниях – что он сделал с ними?» (Тирмизи).

Татарские рассказы на татарском языке читать короткие про любовь

Топ-15 лучших правил воспитания от самого Пророка ﷺ

Как Пророк ﷺ добился такого невероятного успеха? Весь секрет лежит в следовании руководству Всевышнего Аллаха, что ниспосылалось ему в течение 23 лет.

12. Нельзя рассказывать чужие секреты.

Татарская сказка «Болтливая утка» учит уметь хранить тайну, держать язык за зубами, не доверять незнакомцам. Учит думать о том, что говоришь и кому говоришь. Она помогает ребенку развить предусмотрительность, осторожность, обдуманность.

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Для успешного завершения дела, скрывайте это дело, ибо, поистине, у каждого блага есть (свой) завистник» (Табарани).

13. Не обижать тех, кто рядом.

Татарская сказка «Два петуха» учит относиться к ближнему с терпимостью, симпатией. Она показывает, что постоянная борьба ни к чему хорошему не приводит. Она демонстрирует, что нужно уметь находить между собой и другим что-то общее, что позволило бы сблизиться и мирно общаться.

«Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Верующий, который общается с людьми и терпеливо сносит их обиды, лучше верующего, который не общается с людьми и не относится с терпением к их обидам» (Бухари).

Татарские рассказы на татарском языке читать короткие про любовь

3 главных дуа помогут легче прожить все трудности

Человек не может избежать бед, предписанных ему Аллахом, но он может вынести их, прибегая к помощи Аллаха и обрести облегчение, прося о Его милости.

14. Не падать духом в беде и помогать нуждающимся.

Татарская сказка «Гульчечек» учит никогда не сдаваться и не падать духом, а искать выход из самого трудного положения. Сказка учит просить помощи, когда она требуется, и не забывать благодарить за нее. А также, по мере возможности, самому помогать нуждающимся.

«И не теряйте надежды на милость Аллаха [что Он избавит Своего раба от трудностей и одарит благополучием], ведь отчаиваются в милости Аллаха только неверующие люди [отрицающие безграничную милость своего Господа, в которой они утопают]» (Юсуф, 87).

В достоверном хадисе от посланника Аллаха (ﷺ) передается: «Лучшим и наиболее любимым для Аллаха из людей является тот, кто приносит больше пользы другим людям» (Ассильсиля Ассахиха 426, 906).

Таким образом, татарские народные сказки вкладывают в юные сердца чистые, добрые и возвышенные чувства. В них отражается исламская мораль. Татарские сказки помогают сохранить свой родной язык.

В современном мире, когда стало так много информации и приходится выбирать для своего ребенка то, что не совратило бы его нежную и чистую душу, татарские сказки имеют большое значение.

А какие татарские сказки знаете Вы?

Автор: Эльвира Садрутдинова

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Отзывы


Список стихотворений:

Отзывы: 26

  1. Стихотворения » Слеза» и «Без ноги» вот просто до слёз трогают меня, хоть и читаю я их уже не первый раз. Я люблю и уважаю творчество Мусы Джалиля, он действительно прекрасный поэт.

    Ответить

  2. Можно зделать так что бы сразу можно было просмотреть все стихи !!!Спасибо!!!

    Ответить

  3. Я пока читала у меня в глазах слезы были!!!

    Ответить

  4. Антонтна С

    Замечательный поэт, но великому сожалению, забыт. НЕ выпускаются его сборники стихов. Господа издатели, убедительная просьба — повернитесь лицом к настоящей поэзии, выпустите сборники Мусы Джалиля.

    Ответить

  5. Стихотворение «Варварство» трогает до глубины души.

    Ответить

  6. Ильхам

    Мой дед учился с ним.

    Ответить

  7. Читала как-то стихи этого поэта и наткнулась на один стих. Очень впечатлил. Может кто знает как называется. Там про то как мать ждала сына с войны, и к ним в деревню приехали показывать фильм про войну, а в фильме был её сын и она кричала чтоб он был аккуратней, и помню, что кричала его имя Лёша, Лёшенька, Алёша.

    Ответить

  8. Невозможно читать без слез!

    Ответить

  9. Светлана

    Софья, вы говорите о стихотворении Андрея Дементьева «Баллада о матери»?

    Ответить

  10. Каждое стихотворение — это история чьей-то жизни, поэтому невозможно остаться равнодушной, читаю в слезах.

    Ответить

  11. саламат

    меня до слёз довело стихотворение чулочки, прочитайте все обязательно. я очень ценю таких людей. спасибо вам за все стихотворения

    Ответить

  12. Кто-то

    Я рассказывала на конкурс Чулочки. Прям плакать хочется!

    Ответить

  13. j317059

    Мне тоже понравилась чулочки

    Ответить

  14. Starrog

    Очень было трудно не заплакать, читая эти стихи. Особенно на чулочках.. Я наткнулась на этого автора совершенно случайно! Очень жаль, что стихи этого автора я нашла только в интернете… Обязательно расскажу эти стихи своим друзьям..

    Ответить

  15. Анонимно

    Варварство-этот стих я выучила в третьем классе….Просто…не по заданию… Сейчас мне 43…И я не могу читать его без слез…Очень!!Очень за душу берет!.

    Ответить

  16. Мадина

    Очень люблю все стихотворения этого поэта. В классе 4 читала стихотворение «ВАРВАРСТВО» ….жюри, присутствующие, все, абсолютно все плакали. В 8 читала его стихотворение » ЧУЛОЧКИ» заняла 1 место по Дагестану с этим стихотворением. Сейчас по всей России проводятся куча конкурсов и мероприятий посвящённых 75- летию Великой Отечественной Войны. Решила поучаствовать…..Зашла на эту страницу, так как знаю, что, если стихотворение о войне……, то только Мусы Джалиля.

    Ответить

  17. Анонимно

    Рассказывала на конкурс стихотворение «Чулочки» и плакала, это не передаваемые эмоции, именно это стихотворение запахло мне в душу…

    Ответить

  18. Все эти строки очень трогают до слез, людям не остаться равнодушным.
    Ведь он писал историю всерьёз,
    Не зная то, что очень скоро будет.
    Но смерть застала его ранно, молодым,
    Всё пытки, раны, гореч расстованья
    Он пережил, не умер, всё же жил
    В сердцах дочурки и родимой мамы…
    (я посвящаю своё стихотворение Мусе Джалилю. Он был замечательным поэтом!)

    Ответить

  19. Выучила стихотворение «Варварство» еще в 4 классе. И до сих пор не могу забыть ни строчки. Каждое произведение этого замечательного автора трогает до глубины души. Однажды прочитав, уже невозможно остаться равнодушным к тому страшному времени.

    А людям, которые ценят подобные произведения, советую также обратить внимание на поэму «Реквием» Роберта Рождественского.

    Ответить

  20. Венера

    У нас в Татарстане в п. г. т проходит конкурс считцов стихов Мусы Джалиля, мой сын 2 года подряд занимает первое место.,ему 5 лет. У меня гордость, что мой земляк такой поэт смог донести боль, и горечь тех времен.

    Ответить

  21. Стих «Без ноги» особенно грустный и в нём очень сложные повороты сюжетов, но он очень мне понравился и я решила выучить его. Советую выучить тем кто любит грустные стихи.

    Ответить

  22. Привет всем кто сидит на этом сайте я не могу найти стих рана очень много раз его читала ну забыла

    Ответить

  23. Я давно увлекаюсь стихами Мусса Джалиля. Мне 51 год а начали их читать и учить наизусть ещё 12 лет. Стихи просто заваривают меня. Я читаю и не могу остановиться. Стихотворение которое мне понравиться я его учу наизусть на несколько прочтений.. Это мой любимый писатель.

    Ответить

  24. Кто то пишет тут, что Муса Залилов забыт, но это не так. Просто в России его особо не знают, поэтому такое мнение. А у нас в Татарстане он очень известный и уважаемый человек, многие семьи знают его стихи наизусть. Я вот как раз сейчас в машине читал его стихи своему семилетнему сыну, который сам меня просил читать стих сейчас стихом.

    Ответить

Муса Джалиль — Стихи о войне: читать популярные, лучшие, красивые стихотворения поэта классика на сайте РуСтих о любви и Родине, природе и животных, для детей и взрослых. Если вы не нашли желаемый стих, поэта или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.

  • Татарские рассказы на русском
  • Татарские сказки аудио слушать
  • Татарские сказки для детей на татарском языке слушать
  • Татарская сказка три сестры слушать
  • Татарские народные сказки книга