Татарская сказка о труде

Инфоурок религиоведение презентациипрезентация по однкнр на тему: в труде- красота человека описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание

Инфоурок

Религиоведение
ПрезентацииПрезентация по ОДНКНР на тему: «В ТРУДЕ- КРАСОТА ЧЕЛОВЕКА»

В труде – красота человека Основы Духовно-нравственной Культуры Народов Росс...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    В труде – красота человека Основы Духовно-нравственной Культуры Народов Росс

    Описание слайда:

    В труде – красота человека
    Основы
    Духовно-нравственной Культуры
    Народов России
    5 класс

    Гемонова Е.Э.

  • 2 слайд

    Пословицы и поговорки о труде:Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно!

    Описание слайда:

    Пословицы и поговорки о труде:
    Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно!
    Муравей не велик, а горы копает.
    Взялся за гуж, не говори, что не дюж.
    Дело без конца, что кобыла без хвоста.
    Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!
    Не потрудиться, так и хлеба не родится (не добиться).
    Руки не протянешь, так и с полки не достанешь.
    По готовой работе вкусен обед.
    Без дела жить — только небо коптить.
    Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
    Терпенье и труд все перетрут.
    Не за свое дело не берись, а за своим — не ленись.
    Где хотенье, там и уменье.
    Без работы и печь холодна.
    Любишь кататься, люби и саночки возить.

  • 3 слайд

    Проверка домашнего задания: Пересказ татарской сказки «Звездочка Зухра»; В

    Описание слайда:

    Проверка домашнего задания:
    Пересказ татарской сказки
    «Звездочка Зухра»;
    Выставка рисунков.

  • 4 слайд

    Татарская сказка о труде

  • 5 слайд

    Труд человекаПрофессиональныйНе профессиональный (хобби, домашние обязанности

    Описание слайда:

    Труд человека
    Профессиональный
    Не профессиональный (хобби, домашние обязанности)
    Умственный
    Физический

  • 6 слайд

    Для чего человеку трудиться?Для чего человеку трудиться?

    Описание слайда:

    Для чего человеку трудиться?
    Для чего человеку трудиться?

  • 7 слайд

    Чтение и анализ текста «Микула Селянинович»

    Описание слайда:

    Чтение и анализ текста
    «Микула Селянинович»

  • 8 слайд

    Ещё в древности сложился образ русского крестьянина-богатыря, пахаря, тружени

    Описание слайда:

    Ещё в древности сложился образ русского крестьянина-богатыря, пахаря, труженика. Земледельческий труд в Древней Руси был настоящим подвигом, он требовал от человека постоянного напряжения и терпения. Это рождало в русском богатыре такие качества, как целеустремлённость, упорство, настойчивость, умение доводить дело до конца. Силой богатырской его питала Мать Сыра Земля.

  • 9 слайд

    Одна из главных фигур в русском богатырском эпосе — Микула Селянинович — крес

    Описание слайда:

    Одна из главных фигур в русском богатырском эпосе — Микула Селянинович — крестьянин, живущий трудом, осознающий значение и величие этого труда. Он работает, не покладая рук: пашет землю так, что конная дружина князя Вольги не может угнаться за ним три дня.
    Вот как князь восхищается усердием Микулы:
    Вот так чудо богатырь!
    Много я по свету езживал,
    А такого чуда не видывал…
    Не научился этой я премудрости —
    Пахать-сеять, да крестьянствовать.
    Но не только своим трудолюбием отличался Микула Селянинович. Когда нужно, он становился смелым и отважным воином. Все знали, что биться с ним нельзя, так как «Матушка Сыра Земля любит весь род Микулов». В образе Микулы Селяниновича олицетворён сам народ, его сила и трудолюбие.

  • 10 слайд

    Проблемный вопрос 1:Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?

    Описание слайда:

    Проблемный вопрос 1:
    Почему Микула Селянинович стал героем народных былин?

  • 11 слайд

    К.Д. Ушинский - Великий русский педагог, писатель, основоположникнаучной пед

    Описание слайда:

    К.Д. Ушинский —
    Великий русский педагог, писатель, основоположникнаучной педагогики
    в России.

  • 12 слайд

    Сказка К. Ушинского «Два плуга» Анализ сказки.

    Описание слайда:

    Сказка К. Ушинского
    «Два плуга»
    Анализ сказки.

  • 13 слайд

    Сказка К. Ушинского «Два плуга» Из одного и того же куска железа и в одной

    Описание слайда:

    Сказка К. Ушинского
    «Два плуга»
    Из одного и того же куска железа и в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу, а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
    Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
    — Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомца.
    — От труда, мой милый, — отвечал тот, — а если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что всё это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

  • 14 слайд

    Проблемный вопрос 2:Приведи пример, как может проявляться любовь к Родине в м

    Описание слайда:

    Проблемный вопрос 2:
    Приведи пример, как может проявляться любовь к Родине в мирное время?
    Является ли учеба трудом? Какие качества должны быть у ученика, чтобы его труд был успешным?»

  • 15 слайд

    Ситуации для анализа и оценки:У Пети не получалась задача. Он отложил тетрадь

    Описание слайда:

    Ситуации для анализа и оценки:
    У Пети не получалась задача. Он отложил тетрадь в сторону и стал ждать прихода папы с работы. А как бы вы поступили?

    Марина не стала учить историю, потому что ее спрашивали на предыдущем уроке. А как бы вы поступили? Почему?

    Олег считает, что отличником нужно быть потому, что за успехи в учебе родители делают подарки. А как вы считаете?

    Маша просит Павла помочь ей разобраться с примером. Павел отвечает: «В учебе каждый за себя. Сама соображай». А вы бы как ответили Маше? Почему?

  • 16 слайд

    Спасибо за внимание!

    Описание слайда:

    Спасибо за внимание!

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Татарская сказка о труде

  • Сейчас обучается 964 человека из 79 регионов

Татарская сказка о труде

  • Сейчас обучается 890 человек из 78 регионов

Татарская сказка о труде

аудиоформат

  • Сейчас обучается 81 человек из 31 региона

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Основы духовно-нравственной культуры народов России», Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В.

Тема:
В труде – красота человека

Похожие материалы

  • ВАТИКАНСКАЯ ПСАЛТЫРЬ VAT. SLAV. 8: НЕКОТОРЫЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ РУКОПИСИ

  • Фрагмент урока ОПК 4 класс Совесть и раскаяние

  • Рабочая программа по основам светской этики 4класс

  • Эссе «Роль женщины в Православии»

  • Презентация «Святой преподобный Александр Свирский. Памятные места» 7 класс

  • Иисус в Коране и Новом Завете

  • Конспект. Беседа- диспут «Уроки Мальвины о вежливости».

  • Милосердие в современном мире (4 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5449486 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс повышения квалификации «Основы религиозных культур и светской этики»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теология: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в сфере национальных и религиозных отношений»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Теология: новые религиозные движения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности в области теологии»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

Ампула с ядом

Разгар Великой Отечественной войны. На фронтах идут тяжелые бои.  Советская разведка и советское руководство осведомлены о том, что немцы обладают химическим нервно-паралитическим оружием.

В один их неотличимых от других дней той суровой военной поры в тамбуре теплушки из Казани в Москву едут двое. Они всю дорогу стоят, время от времени тихо переговариваясь друг с другом. Никто вокруг не догадывается о том, что у одного из них, невысокого и плотного мужчины, в нагрудном кармане пиджака спрятана ампула. Ампула с нейропалитическим веществом, аналогом боевых отравляющих веществ группы зарин. Мужчины очень осторожны, поэтому и стоят всю дорогу, опасаясь повредить ампулу. Но даже они не понимают до конца, насколько опасный и смертельный груз везут в столицу. Если бы ампула тогда случайно разбилась, живых в поезде бы не осталось. А если бы она разбилась на вокзале?

Мужчины — не диверсанты, не террористы. Один из них – профессор Казанского химико-технологического института Гильм Камай, второй – его коллега Александр Разумов. В Москву они едут с чувством выполненого долга, передать опытные образцы. Только что группа казанских химиков под руководством Камая выполнила важнейший военный заказ – ресинтезировала боевое отравляющее вещество – зарин. Общее руководство работой осуществлял всемирно известный советский академик Александр Арбузов. Вскоре немецкая разведка узнает о том, что Советский Союз также обладает химическим оружием. Своевременная разработка аналога разрушила планы командования вермахта по возможному применению смертоносных отравляющих веществ. Германия не решилась на этот шаг. Тем самым казанские ученые спасли многие человеческие жизни. За это научное достижение казанских химиков профессор Камай в 1952 году был удостоен Сталинской премии.

Татарская сказка о труде

А совсем незадолго перед этим, тот же Камай, тоже за ампулу, только другую, чуть не лишился не только доброго имени, не только научной карьеры, но и жизни. Причем пострадал от той же самой родной советской власти, позже наградившей его. Таковы причудливые зигзаги судьбы талантливого советского ученого, первого профессора химии из татар, ректора Казанского университета Гильма Камая.

Сын бурлака

Начиналась эта история в начале века. В городе Тетюши Казанской губернии.

«Мне для отдыха души подошли бы Тетюши!», — упоминал об этом городе Леонид Филатов в сказке «О Федоте-стрельце». Но уроженцу Тетюш, юному Гильму Камаю (записанному, впрочем, при рождении Гильмутдином), было не до отдыха. Детство Камая – это тяжелый, изнурительный физический труд на фоне живописных тетюшских пейзажей и, на первый взгляд, совершенно несовместимое с этим фантастическое по напряжению воли стремление к знаниям. 

Ему было восемь лет, когда мама подозвала его к себе и, взяв за руки, посмотрела ему в глаза. «Сынок, ты уже большой. Пора тебе начинать работать», — произнесла она.

Татарская сказка о труде

Горе нагрянуло в семью Камая внезапно и накрыло семью с головой. Отец – волжский бурлак и грузчик уехал на заработки в Рыбинск. Перед отъездом он сказал сыну: «Весной заработаю денег и отдам тебя учиться. Будешь писарем”. Семья – маленький Гильм, его мама и старшая сестра ждали его с нетерпением. Отец же, промокнув в студеной волжской воде, вернулся сильно простуженным и тяжело больным. Он умер в первую же ночь после возвращения. Прощаясь с сыном успел его напутстовать: “Учись, сынок. Научись грамоте!” В наследство от отца Камаю достались только инструмент грузчика и старый бушлат.

 “Смерть отца стала тяжелейшим ударом и потерей. Пустота внутри и вокруг, не хватало воздуха для вдоха. Никак не мог понять: “Как же так? Почему он умер? Мы ведь так его любили…”, — вспоминал Камай об этом дне. Слезы текли по его щекам рекой и в этот момент одна из соседских женщин, пожалев мальчишку, вручила ему каравай белого хлеба. “На, возьми, это тебе папа оставил”, — сказала она. “Я сразу перестал плакать. Мы были настолько голодны, что даже горе как-то немного ушло в сторону”, — рассказывал потом Камай своим детям.

“Фортуна!”

Вскоре после разговора с матерью Гильм устраивается конюхом к местному извозчику, а спустя два года 10-летний мальчишка начинает трудиться грузчиком на тетюшской пристани. Таких как он нищих мальчишек здесь немало. Ребята зарабатывали по 2-3 копейки в день. Половину он отдает матери (а на 1 копейку тогда можно было купить миску муки), т.е. кормит семью. А на оставшиеся 1-2 копейки покупает книжки, выпускаемые тогда издательством Сытина массовыми тиражами для простого народа. И читает, читает жадно. То, как Камай научился грамоте, это конечно гимн упорству и целеустремленности.

Иногда пишут, что Камай выучился читать у работавших с ним рядом взрослых грузчиков. Однако, это не совсем так. Они сами были неграмотные. Дочь Камая Светлана рассказывала, что юный Гильм выучил азбуку у пассажиров, сходивших на пристань. Каждую буковку по отдельности, подбегая к солидным дядям и тетям и расспрашивая о том, как читается та или иная буква. И вот настал день, когда Камай, увидев проходящий мимо пароход, смог прочитать его название: “Фортуна! Фортуна” – произнес он громко и обрадованно. Это было его первое прочитанное слово.

Татарская сказка о труде

Окрыленный Камай начал читать с упоением. И вскоре фортуна действительно улыбнулась упорному мальчишке. Она явилась в лице одной из пассажирок, оказавшейся учительницей. Ее звали Антонина Малыгина. Сойдя на пристань, она обратила внимание на оборванца, читавшего окружившим его грузчикам стихи Пушкина, Лермонтова, Некрасова. “Ты где учишься, сынок? – спросила она. Узнав, что нигде, добрая Малыгина приглашает его учиться в Казань.

Так Камай, взяв с собой заработанные тяжелым трудом на строительстве моста девять рублей в первый раз едет покорять Казань и начинает учиться в Татарской учительской школе. Но жизнь поворчивается к нищему мальчишке спиной. Денег хватает ненадолго. Сначала Камай отказывается от обедов, питается только один раз в день. Затем ему становиться негде жить. Если поначалу он спит в пристрое на Сенном базаре, то с наступлением холодов это становится невозможным. Его приглашает к себе на квартиру товарищ по учебе. но вскоре приятель умер и хозяин квартиры выгоняет Камая на улицу. Вскоре ослабевший от голода пятнадцатилетний Гильм, решая задачки про вкусную еду, теряет сознание на уроке математики. Тяжело заболевает и оказывается вынужден вернуться домой в Тетюши.

Снова пристань, снова тяжелые грузы. Грузчики любят Камая, стараются помочь ему. “Они меня берегли. Не давали поднимать тяжелые грузы. “Здоровье тебе еще пригодится”, — говорили они”, — вспоминал Камай.

Власть рабочих!

 Ну, а вскоре в стране происходят кардинальные перемены. Весть об отречении императора побуждает не оставившего мысли о дальнейшей учебе Камая вновь ехать в Казань. 1917 год. В Казани кипит жизнь, гремят митинги, проходят съезды, идут демонстрации. Камай с головой окунается в этот бурлящий революционный поток. Очень быстро проникается социалистическими идеями, знакомится с главным татарским большевиком Муллануром Вахитовым и вскоре уже сам выступает на митингах. В 1918 году Гильм в первых рядах вступает в комсомол, и,  наконец-то, при новой власти сбывается мечта камая об учебе – он вновь поступает учиться в Татарскую учительскую школу.

“Что такое власть рабочих, я понял сразу: меня зачислили на стипендию и дали койку в общежитии”, — вспоминал впоследствии Камай. А затем Гильм в рядах Красной армии сражается на фронтах гражданской войны, участвует в штурме Перекопа в Крыму.

Татарская сказка о труде

Из грузчиков в ученые

В 1922 году ЦК партии направляет Камая учиться на химическое отделение Томского университета. Советская власть уделяла большое внимание подтоговке новой советской научной интеллигенции. Именно здесь, в Томске, он серьезно увлечется химией, ставшей его призванием на всю жизнь. Будущей советской интеллигенции, происходившей из крестьян и пролетариата, учиться было нелегко, но Камай выделялся из всех железной волей. Стипендии на жизнь конечно не хватало и Гильм подрабатывал разгрузкой барж на пристани реки Томь. На старших курсах его назначают заведующим детским домом, затем он преподает в Сибирском тюрко-татарском педагогическом техникуме. Все это не мешает ему осваивать химию и рвение юноши не остается незамеченным.

Профессор Тронов, представитель еще той, дореволюционной профессуры, приглашает его к себе в аспирантуру. “Да ты что? Грузчика? Да еще и татарина? Да еще и коммуниста? – возмущается другой профессор.

Но после окончания Томского университета Камай пишет письмо в Татарский обком партии: “Желая работать в центре Татарской республики в качестве научного работника, прошу ОК ВКП(б) возбудить ходатайство перед ЦК ВКП(б) и Народным комиссариатом просвещения о переводе меня в Ваше распоряжение для работы в КГУ. Сообщаю Вам, что научный работник-татарин, несомненно, может принести максимум пользы только там, где сконцентрирована масса татарского населения, а не в далеком уголке Сибири».

Москва дает добро и вскоре его просьба удовлетворена. Так в 1926 году Камай возвращается в Казань и Татарский обком партии направляет его в аспирантуру к профессору Казанского университета Александру Ерминингельдовичу Арбузову. Направление направлением, но нрав прославленного ученого суров. Пролистав дипломную работу Камая, Арбузов сухо возвращает его стоящему перед ним бледному кандидату. “Ваша тема меня не интересует”, — произносит он, давая понять, что разговор окончен.

Но это же Камай. На другой день, собравшись с духом он опять идет к Арбузову. На сей раз тот сдается: “Хорошо, оставайтесь. Но буду строг, поэтому без обид”, — предупреждает Арбузов. “Александр Ерминингельдович действительно был весьма строгим и требовательным. Однако в первую очередь требовал со своего родного сына Бориса. Борис проводил в лабораториях и в заводских цехах по 16-18 часов. Мы с ним частенько оставались ночевать прямо в лаборатории, стеля постель среди столов”, — вспоминал Камай.

Татарская сказка о труде

Обучаясь в аспирантуре, Камай успевал преподавать в Татарском коммунистическом университете, и что важно и интересно — переводил учебники по химии на татарский язык, составил справочник химических терминов на татарском языке. Эта работа имела огромное значение для обучения студентов-татар, изучавших научные дисциплины на родном языке.

Технологии двойного назначения

После окончания аспирантуры его вместе с молодым казанским математиком, кстати, будущим создателем Казанского авиационного института Николаем Четаевым направляют на стажировку в Германию. Камай учится у известного немецкого профессора Мейзенгеймера в Тюбингенском университете. Вот так сын волжского бурлака попадает в Европу и набирается научной мудрости у лучших европейских ученых. Сфера исследований Камая — соединения азота и фосфора, синтез мышьякорганических соединений.

Татарская сказка о труде

Впоследствии он станет одним из основателей целого направления — химии мышьякорганических соединений. Опасные для жизни опыты проводятся в специальной лаборатории. Казанский профессор Булат Султанбеков, хорошо знавший Камая и неоднократно беседовавший с ним, пишет, что Камай занимался, как бы сейчас сказали, технологиями двойного назначения. Их можно было использовать как в мирных целях, так и в военной промышленности. К концу стажировки Камай уже публикует научные статьи на немецком языке, делает на нем публичные выступления. Камай говорил впоследствии, что без знания немецкого в химии тогда делать было нечего.

Обаятельный «европеец»

В 1930 году Камай возвращается в Казань. Возвращается уже европейцем, хорошо одетым, с элементами изысканности и элегантности. Знакомство с будущей супругой, Раисой (или по-татарски — Райсой), происходит именно тогда.

Татарская сказка о труде

Она вспоминала об этом так: “В первый раз я увидела его в Татарском театре имени Камала. Он только вернулся из Германии, возглавлял учебный отдел химико-технологического института. А я заканчивала медицинский техникум. Его умение держаться, заразительно смеяться привлекало к нему окружающих. Он интересовался всем, сыпал вопросами и сам с удовольствием отвечал на вопросы к нему. Он просто излучал радость. Я его тогда спросила: “У вас сегодня день рождения?” А он ответил: “Радуюсь возвращению домой живым и здоровым”. Через семь месяцев после этой встречи Гильм и Раиса сыграли свадьбу.

Татарская сказка о труде

Ректор КГУ

Вернувшись в Казань, Камай начинает усиленно работать. Хотя расслабленно он и не умеет. В 1930 году он возглавил учебный отдел КХТИ, затем становится заведующим кафедрой красителей, профессором кафедры фосфорорганических соединений. Преподает и в Казанском университете. В 1932 году за серьезные научные результаты ему присвоено звание Героя социалистического строительства ТАССР. Было в истории республики и такое звание.

А в 1935 году молодого и энергичного ученого назначают ректором Казанского государственного универститета. Ему 34 года. Все впереди. Все (или почти все) получается. В бытность ректором он немало успел: построил здание нового общежития, начал строительство второго. Много сил вложил в развитие недавно созданного химического факультета.

Татарская сказка о труде

Профессор Булат Султанбеков рассказывал, что Камай, будучи ректором университета, ставил перед собой серьезные стратегические задачи, которые были очевидными в те годы для молодой республики: подготовку профессоров из татар по основным специальностям, увеличение числа студентов-татар до половины, запуск издательства для выпуска научно-популярной литературы на татарском языке, создание факультета языка и литературы с русским, татарским и чувашским отделениями, открытие исторического факультета. Все это важнейшие задачи, отвечающие целям строительства нового интернационального советского социалистического общества, каким оно виделось в те годы. Эти замыслы подчеркивают масштаб личности и горизонт видения Камая как крупного организатора науки, как широкообразованного блестящего ученого. Да, многое из намеченного им осуществить тогда не удалось. Но процесс, как говорится, пошел. Что-то из запланированного Камаем в том или ином виде претворялось в жизнь уже позже.

Арест

А дальше… Дальше наступили мрачные времена. В стране уже несколько лет шли процессы над т.н. “врагами народа”. Каток репрессий раскручивался все более активно. В начале 1937 года был арестован прежний ректор Казанского университета Но́сон-Бер Ве́кслин, затем его жена. Дети отправлены в детские дома. Камай тем временем по-видимому не чувствовал опасности. Логика его понятна: сын бурлака. Плоть от плоти трудового народа. Коммунист. Герой Гражданской войны. Ну какие могут сомнения в его преданности советской власти и коммунистической партии?

В 1937 году в Татарстан поступила разнарядка из Москвы: в этот год должны были быть осуждены и расстреляны 500 человек, 1500 осуждены к различным срокам заключения. Разнарядка утверждена в Политбюро ЦК ВКП(б). В это же время на Камая поступает донос о его якобы вражеской деятельности. И в августе 1937 года его освобождают от должности ректора университета, а спустя месяц, в сентябре, берут под арест.

Следователи НКВД обвиняют его в создании вражеской группы, созданной по заданию немецкого гестапо. Его стажировка в Германии оказывается здесь как нельзя кстати. Группа якобы готовила химическую атаку на Казань. Из Камая пытаются выбить показания на профессора Арбузова. Обвиняется Камай также в связях с троцкистами, националистами. Оказалось, что Камай помог поступить на учебу сестре личного врага Сталина – Мирсаида Султан-Галиева, уже обвиненного в “султан-галиевщине” и репрессированного. Одним из пунктов обвинения стал и факт передачи Камаем Мейзенгеймеру ампулы от Арбузова. Значит, заключают следователи, Камай передал немецам секретные советские разработки. Картина, несмотря на всю абсурдность, складывается зловещая. Паутину плетут умело, выпутаться из нее невозможно. Все, что требуется от Камая – дать признательные показания в отношении себя и показания на профессора Арбузова. То, что Александр Арбузов – светило мировой науки – абсолютно неважно. Дело “химиков” постепенно набирает обороты. К концу 1938 года арестованы уже 18 ученых.

Камай держится стойко. Чтобы добиться своей цели, к нему применяют пытки. Ему не дают спать на протяжении 120 часов, когда его допрашивают следователи, сменяющие друг друга.

Камай отрицает все обвинения. Что касается пресловутой колбы, то ничего секретного в этой колбе Арбузова не было, она была хорошо известна химикам! «Да, несколько экземпляров такой колбы, а еще оттиски нескольких научных и вполне открытых публикаций он передал известному химику Мейзингеймеру, к которому поехал на стажировку. И сделал это по просьбе самого Александра Арбузова, своего научного руководителя». Это была нормальная научная практика, когда ученые обменивались друг с другом информацией. Информацией не секретной.

— У Арбузова допытываются: “Вы действительно передали Камаю ампулу?”. Он подтверждает и поясняет, что ампула содержала опытный образец, уже описанный в научной литературе и не представляющий никакой секретности.

Эти глаза напротив…

Дочь Камая Светлана вспоминает, что маме тогда некоторые советовали: “Ты еще молодая, разведись”. А у нее напротив Черного озера жила сестра. Так она каждый день ездила к ней домой и подолгу смотрела из окна на здание НКВД, расположенное напротив, через парк. И даже как-то умудрилась передать мужу свое фото с запиской, в которой написала, что хранит ему верность и ждет его”. Это, конечно, дорогого стоило.

Когда надежды на спасение уже были потеряны, случилось неожиданное. В конце 1938 года снят с поста главы НКВД и арестован Николай Ежов. Его сменил новый нарком Лаврентий Берия. Начались жесткие чистки среди самих чекистов. На некоторое время маховик репрессий над практически парализованной страной был почти остановлен. Начались пересмотры некоторых политических и уголовных дел, освобождение тех, кто еще не осужден. Наступила так называемая “бериевская оттепель”.

Вскоре в Татарстане была арестована практически вся верхушка местного НКВД. Проверку законности следственных мероприятий проводила Прокуратура СССР. Группу возглавлял прокурор со звучной фамилией Коперник. Во время беседы с ним Камая даже угостили чаем с конфетами и папиросами. Отношение следователей в корне изменилось, прекратились избиения, арестованных начали кормить три раза в день.

Итоги проверки незамедлили себя ждать. Все арестованные казанские химики вышли на волю весной 1939 года. Спустя более полутора лет после своего ареста, в мае 1939 года вышел на свободу и Камай. Решение Приволжского военного суда гласило: “За недоказанностью предъявленных обвинений дело по обвинению Камая дальнейшим производством прекратить и Камая из-под стражи освободить”.

На волю Гильм Камай вышел с подорванным здоровьем. Прежним он уже никогда не станет, как и его коллеги — бывшие арестанты.

Дома ждала семья, а впереди – наука.

Татарская сказка о труде

Сталинский лауреат

В университет он не вернется. Работает в химико-технологическом институте. С головой уходит в научные исследования. Именно в этот период он сделает важнейшие научные открытия в своей жизни. В 1941 году Камай защищает докторскую диссертацию. В этот же период он открывает новую реакцию мышьяка и фосфора, которая позволяет получить новый тип химических соединений, дающих возможность производства важной для экономики продукции. А это – многие миллионы рублей для страны. Эта реакция вошла в химию под названием «реакция Камая».

В годы войны он работает над военными заказами в сфере разработки боевых отравляющих веществ, за что позже будет удостоен Сталинской премии. Он – автор новой рецептуры краски, затем широко применявшейся в стране.

Академиком Гильм Камай так и не стал, хотя несколько раз выдвигал кандидатуру на выборах. По словам профессора Булата Султанбекова, среди коллег находилось немало таких, кто на всякий случай, или по каким-то иным причинам, голосовал против него. Все последующие годы работал заведующим кафедрой в Казанском химико-технологическом институте.

Физик и лирик

Дочь Камая Светлана рассказывала, что отец всю жизнь оставался очень простым. Любил черный хлеб. Научил детей не сыпать крошки. Цену хлебу знал не понаслышке. Исключительно уважал труд грузчиков, которые когда-то очень помогли ему пойти своей дорогой в жизни. Всегда старался помогать сиротам, считал это своим долгом.

Камай, будучи широкообразованным человеком, никогда не понимал причины спора о том, кто нужнее: физики или лирики? Он был уверен, что увлечение прекрасным – форма воспитания личности. Любил художественную литературу, музыку. Будучи в Москве, всегда старался побывать в театрах, особенную любовь испытывал к опере.

В доме у Камая всегда было много гостей. Мама вкусно готовила, а отец, при возможности, выходил во двор, разводил самовар и заваривал вкуснейший чай из смеси индийского, грузинского и краснодарского. Аромат душистого чая разносился по всей улице.

В 1963 году, знаменитый английский химик, лауреат Нобелевской премии по химии Александер Тодд на Всемирном химическом симпозиуме заявил о том, что историческим центром химической науки является Казань. Это заявление, признающее выдающийся вклад казанской химической школы в мировую химию,  он сделал обращаясь к Гильму Камаю.

****

Гильм Хайревич Камай умер в марте 1970 года в Казани, год не дожив до своего 70-летия.

 Он писал в одной из своих книг: «Если учёный добивается успехов, то не потому, что он родился «в сорочке», а потому что он работает всю жизнь на пределе, отдавая до последней капельки знания, опыт, энергию».

Удивительная жизнь удивительно стойкого человека, посвященная служению науке. Наполненная как трагедиями, так и счастьем. Счастьем семейным, счастьем открытия новых знаний. Настоящего патриота своей страны, своего народа.

Нияз Ахмадуллин для Milliard.tatar

Фото из Госархива РТ, с сайта 100tatarstan.ru, museum.ru и из открытых источников

человека»Презентация на тему : «В труде -красота Курс: «Основы духов...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    человека»Презентация на тему : «В труде -красота Курс: «Основы духов

    Описание слайда:

    человека»
    Презентация на тему :
    «В труде -красота

    Курс: «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс .
    По программе: Н.Ф.Виноградовой, В.И. Власенко,
    А.В. Полякова

    Составила: учитель ОДНК НР, ОПК
    Муторова С.Н.

  • 2 слайд

    В труде – красота человека

    Описание слайда:

    В труде – красота человека

  • 3 слайд

    Нравственные качества, характерные для словосочета

    Описание слайда:

    Нравственные качества, характерные для словосочетания
    «человек труда»?

    Вопрос:
    о чём будем говорить на уроке, кому будет посвящён урок?

  • 4 слайд

    Составление кластера на тему «Человека труда»

    Описание слайда:

    Составление кластера на тему «Человека труда»

  • 5 слайд

    Примерные ответы учащихся

    Описание слайда:

    Примерные ответы учащихся

  • 6 слайд

    Т – талантливый, творческий, терпеливый, трудолюбивый, туне

    Описание слайда:

    Т – талантливый, творческий, терпеливый,
    трудолюбивый, тунеядец
    Р – расчетливый, рациональный
    У – уверенный, увлекающийся, умелый, упорный, усердный, усидчивый
    Д – деловой, деятельный, дисциплинированный, добросовестный, домовитый

  • 7 слайд

    Трудолюбие — одно из важнейших нравственных качеств человека. Человек работае

    Описание слайда:

    Трудолюбие — одно из важнейших нравственных качеств человека. Человек работает не только для того, чтобы улучшить условия жизни для себя и своей семьи, но и для того, чтобы помочь ближнему, принести пользу обществу.
    Труд возвышает человека, воспитывает в нём такие качества, как самостоятельность, ответственность за порученное дело, готовность прийти на помощь товарищам.

  • 8 слайд

    Честно делать дело — основа человеческой порядочности. Богатство, нажитое неч

    Описание слайда:

    Честно делать дело — основа человеческой порядочности. Богатство, нажитое нечестно, приводит человека к духовному и нравственному падению.
    И наоборот, всякий честный, добросовестный труженик заслуживает уважения и признания его заслуг перед обществом. Человек, не умеющий трудиться, вызывает жалость и осуждение, поскольку он всегда нуждается в услугах других. Трудолюбивый же человек прекрасен, потому что умножает красоту жизни, творит её, сохраняет и оберегает.

  • 9 слайд

    Благородство труда воспевалось в легендах, былинах, произведениях художествен

    Описание слайда:

    Благородство труда воспевалось в легендах, былинах, произведениях художественной литературы.
    «Не приложишь труда, и шапки не заимеешь», «Лентяй сидя спит и лёжа работает» — говорят в Дагестане, «Без труда не поймаешь и окуня» — гласит бурятская пословица, татарская пословица поучает: «Без труда и зайца не поймаешь».

  • 10 слайд

    Что даёт человеку труд?

    Описание слайда:

    Что даёт человеку труд?

  • 11 слайд

    Татарская сказка о труде

  • 12 слайд

     Примеры трудолюбивых сказочных персонажей

    Описание слайда:

    Примеры трудолюбивых сказочных персонажей

  • 13 слайд

    Татарская сказка о труде

  • 14 слайд

    Групповая работа Составить рассказ о человеке семьи, который является пример

    Описание слайда:

    Групповая работа
    Составить рассказ о человеке семьи, который является примером трудолюбия.
    Выделить качества: какой он?
    Выписать пять прилагательных от каждой группы.

  • 15 слайд

    Татарская сказка: «Звёздочка Зухра»

    Описание слайда:

    Татарская сказка:
    «Звёздочка Зухра»

  • 16 слайд

    Микула Селянинович Почему народ сделал его героем былин?

    Описание слайда:

    Микула Селянинович
    Почему народ сделал его героем былин?

  • 17 слайд

    Татарская сказка о труде

  • 18 слайд

    Татарская сказка о труде

  • 19 слайд

    Татарская сказка о труде

  • 20 слайд

    Татарская сказка о труде

  • 21 слайд

    Татарская сказка о труде

  • 22 слайд

    Татарская сказка о труде

  • 23 слайд

    Источники:Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. уч

    Описание слайда:

    Источники:

    Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н.Ф. Виноградова, В.И. Власенко, А.В. Поляков. – М.: Вентана-Граф, 2013.
    Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 класс. методические рекомендации / Н.Ф. Виноградова. — М. : Вентана-Граф, 2016
    Примечание:
    Материалы к уроку «В труде красота человека»
    Разработка занятия по теме: «В труде красота человека»- http://uchportfolio.ru/materials/show/83330
    Задание на составление кластера по теме урока: «В труде красота человека»-
    http://uchportfolio.ru/materials/show/83354

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Татарская сказка о труде

  • Сейчас обучается 356 человек из 65 регионов

Татарская сказка о труде

  • Сейчас обучается 99 человек из 47 регионов

Татарская сказка о труде

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Специалист в области охраны труда

  • Сейчас обучается 214 человек из 54 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Презентация «Возникновение религий мира и их основатели»

  • Тесты по ОДНКНР «Величие многонациональной Российской культуры»

  • Список детской литературы для детей на тему Новый год, Рождественский пост, Рождество «Грядет декабрь, и оживают сказки»

  • Презентация «Видеоадаптеры современных компьютеров»

  • Рабочая программа по ПМ.01 специальности 37.02.07 Банковское дело

  • Урок «Гражданин Российской Федерации»

  • Рубежная контрольная работа по праву для 11 класса

  • Урок «Греческие колонии на берегах Средиземного и Чёрного морей»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5449486 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Методы и инструменты современного моделирования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Какие сказки следует читать детям? (Источник фото: freepik.com)

Какие сказки следует читать детям? (Источник фото: freepik.com)

С именем Аллаха!

Да благословит Аллах и приветствует пророка Мухаммада (ﷺ)!

У каждого народа есть свои сказки. Сказка демонстрирует национальное своебразие, народное представление о добре и справедливости.

Татарская сказка, как своеобразная художественная форма, наиболее доступна детям, знакомит их с жизнью татарского народа в прошлом, его бытом, обычаями, красотой родного края и животным миром. Через них дети познают веками сложившиеся традиции татарского народа, его душу

Татарские сказки созвучны с исламской нравственностью, в них прослеживается глубокая почтительность и уважение к родителям, любовь к окружающим, сострадание к ближнему и другое.

Примеры поучительных татарских сказок: 

1. Любовь к матери.

Татарская сказка «Три сестры» учит любить и уважать своих родителей, помогать им и заботиться о них в старости, наглядно показывая, что добро вознаграждается, а зло наказывается. Ибн Мадж (рахимахуллахи) передал слова Пророка (ﷺ), сказанные им одному человеку: «Находись у ног своей матери, ведь там Рай».

2. Послушание родителей.

Татарская сказка «Зайка» воспитывает в детях послушание родителям. Показывает, что может произойти, если сделать не так, как они велят. Учит своевременно обращаться за помощью и по мере возможности делать добро другим.

«И склони пред ними обоими [родителями] крылья смирения из милости» (Перенесение ночью, 24).

Татарская сказка о труде

«Склони пред ними крыло смирения»: 4 права родителей в исламе

Отношение человека к своим родителям станет для него либо раем, либо приведет его в ад. Кому из людей мы обязаны прежде всего? Пусть данная статья станет напоминанием о том, какую роль родители играют в нашей жизни, и какими правами наделил их Всевышний Аллах.

3. «Вместе мы – сила».

Татарская народная сказка «Четыре друга» учит быть дружными, трудолюбивыми. Самый маленький член команды может принести большую помощь, если люди будут держатся все вместе.

Пророк (ﷺ) сказал: «В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой» (Бухари, Муслим).

(Источник фото: behance.net)

(Источник фото: behance.net)

4. Трудолюбие.

Татарская сказка «Три совета отца» показывает, что все богатство трудом достается. Сказка учит слушать мудрых советов, трудиться и заботиться о завтрашнем дне.

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Лучший из вас тот, кто не оставляя эту жизнь ради Ахира и Ахира ради этой жизни, работает для обоих миров, и кто не является обузой для людей» (Мухтаруль-Ахадис).

Татарская сказка о труде

Уроки мотивации от Пророка (ﷺ): Можно ли мусульманину быть богатым?

Многие говорят, что религия не поощряет стремление к достатку, бедный более угоден Богу, чем богатый. Правда ли это, действительно ли человеку верующему лучше жить в бедности?

5. Острый ум, чувство юмора.

Татарская сказка «Шурале» учит не терять смекалку и находчивость, не бояться духов, чудовищ и прочих монстров, а бороться с ними – находить нестандартные решения, проявлять фантазию и выдумку.

«Тому, кто боится Аллаха, Он даст выход [избавление от сомнений в земной жизни и от наказания в Судный день]. [Аллах даст ему выход] и наделит его уделом оттуда, откуда тот даже и не рассчитывает [его получить]. Тому, кто уповает на Аллаха, будет Его достаточно. Поистине, Аллах завершает все [что Он пожелал совершить]» (Сура ат-Таляк, 2-3).

Татарская сказка о труде

О чем никогда нельзя шутить в Исламе?

Часто, желая показать свое чувство юмора, люди заходят слишком далеко и переходят границы. Ислам, будучи религией всеобъемлющей, предоставляет правила поведения и в этом аспекте.

6. Преданность слову, честность

Татарская сказка «Попугай» воспитывает ребенка быть честным и преданным своему слову. Учит извиняться, когда это необходимо и не отвечать злом на зло.

От Анаса ибн Малика (р.а.) передаётся, что любимец Аллаха (ﷺ) сказал: «Нет веры у того, кто не соблюдает доверенное (аманат), и нет религии у того, кто не верен данному обещанию» (Ахмад).

Татарская сказка о труде

Секреты мусульман: как не проболтаться даже самым близким людям?

Однажды известного сподвижника Ади ибн Хатима (да будет доволен им Аллах) спросили: «Что унизительнее всего?» Сподвижник ответил…

7. Патриотизм.

Татарская сказка «Догадливый солдат» демонстрирует любовь к Родине, преданность своему правителю. Она показывает мудрость и находчивость героя, когда кажется, что ему уже ничего не поможет.

Когда посланник Аллаха (ﷺ) покидал Мекку, то говорил с горечью: «…Клянусь Аллахом!… Если бы меня не вывели отсюда, я бы не покинул тебя» (Ахмад, Тирмизи).

Воспитание детей: чему учат татарские сказки?

8. Хвастовство и самолюбование до добра не доведут.

Татарская сказка «Шах-петух» призывает отказаться от хвастовства и восхищения самим собой. Она учит быть внимательными к окружающим, замечать достоинства других людей и недостатки в себе.

От Абдуллаха Ибн Масʻуда (р.а.) передаётся, что однажды Пророк (ﷺ) сказал: «Не войдёт в Рай тот человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку» (Муслим).

Татарская сказка о труде

Эти семь качеств погубят вашу душу

Существует семь основных злых качеств, которые загрязняют душу и ведут человека в бездну нечестия. Верующий человек должен быть осведомлен о тех поступках и качествах, которые негативно влияют на его богобоязненность.

9. Правильно использовать свои и чужие умения, чтобы достичь благой цели.

Татарская сказка «Камыр-батыр» учит вовремя ориентироваться, анализировать ситуацию, подсказывать кому что делать. Она наглядно демонстрирует, что успеха можно добиться общими усилиями, командным духом. А также воспитывает смелость и непреклонность на пути к благой цели.

«Каждый из вас пастух, и каждый из вас будет спрошен за свою паству. Правитель – пастух для людей и он будет спрошен за свою паству. Мужчина – пастух для своих домочадцев, и он будет спрошен за них. Женщина – пастушка в доме своего мужа и для его детей, и она будет спрошена за них. Раб – пастух над имуществом своего хозяина, и он будет спрошен за него. Разве не каждый из вас пастух?! Каждый из вас будет спрошен о своей пастве» (Бухари, Муслим).

10. Довольствоваться тем, что имеешь.

«Японская сказка» Габдуллы Тукая дает возможность осознать значимость своего труда, видеть преимущества и недостатки того, что нас окружает. Она логичным образом подводит к тому, что нужно довольствоваться тем, что имеешь и стремиться развиваться, добиваться высот собственным трудом.

Господин Мухаммад (ﷺ) сказал: «Успешен тот, кто покорился Аллаху и кому был дарован достаток, и затем Аллах внушил ему довольство тем, что Он ему дал» (Муслим).

11. Нельзя воровать и обманывать.

Татарская сказка «Водяная» показывает детям, что нельзя трогать чужие вещи и лгать, учит нести ответственность за свои поступки.

Лучший из рода человеческого (ﷺ) сказал: «Первым делом в Судный день раба спросят о четырёх вещах: о годах его жизни – на что он потратил их, о молодости – как он провел её, об имуществе – откуда он получил его и на что потратил, и о знаниях – что он сделал с ними?» (Тирмизи).

Татарская сказка о труде

Топ-15 лучших правил воспитания от самого Пророка ﷺ

Как Пророк ﷺ добился такого невероятного успеха? Весь секрет лежит в следовании руководству Всевышнего Аллаха, что ниспосылалось ему в течение 23 лет.

12. Нельзя рассказывать чужие секреты.

Татарская сказка «Болтливая утка» учит уметь хранить тайну, держать язык за зубами, не доверять незнакомцам. Учит думать о том, что говоришь и кому говоришь. Она помогает ребенку развить предусмотрительность, осторожность, обдуманность.

Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Для успешного завершения дела, скрывайте это дело, ибо, поистине, у каждого блага есть (свой) завистник» (Табарани).

13. Не обижать тех, кто рядом.

Татарская сказка «Два петуха» учит относиться к ближнему с терпимостью, симпатией. Она показывает, что постоянная борьба ни к чему хорошему не приводит. Она демонстрирует, что нужно уметь находить между собой и другим что-то общее, что позволило бы сблизиться и мирно общаться.

«Посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Верующий, который общается с людьми и терпеливо сносит их обиды, лучше верующего, который не общается с людьми и не относится с терпением к их обидам» (Бухари).

Татарская сказка о труде

3 главных дуа помогут легче прожить все трудности

Человек не может избежать бед, предписанных ему Аллахом, но он может вынести их, прибегая к помощи Аллаха и обрести облегчение, прося о Его милости.

14. Не падать духом в беде и помогать нуждающимся.

Татарская сказка «Гульчечек» учит никогда не сдаваться и не падать духом, а искать выход из самого трудного положения. Сказка учит просить помощи, когда она требуется, и не забывать благодарить за нее. А также, по мере возможности, самому помогать нуждающимся.

«И не теряйте надежды на милость Аллаха [что Он избавит Своего раба от трудностей и одарит благополучием], ведь отчаиваются в милости Аллаха только неверующие люди [отрицающие безграничную милость своего Господа, в которой они утопают]» (Юсуф, 87).

В достоверном хадисе от посланника Аллаха (ﷺ) передается: «Лучшим и наиболее любимым для Аллаха из людей является тот, кто приносит больше пользы другим людям» (Ассильсиля Ассахиха 426, 906).

Таким образом, татарские народные сказки вкладывают в юные сердца чистые, добрые и возвышенные чувства. В них отражается исламская мораль. Татарские сказки помогают сохранить свой родной язык.

В современном мире, когда стало так много информации и приходится выбирать для своего ребенка то, что не совратило бы его нежную и чистую душу, татарские сказки имеют большое значение.

А какие татарские сказки знаете Вы?

Автор: Эльвира Садрутдинова

Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

 Сычева А.П.

Казань, 2021г.

Чему учат сказки? В сказках злодеев побеждают хитростью, убеждениями, добро всегда побеждает зло, все герои сказок в конце всегда получали свой кусочек счастья потому, что боролись за него на протяжении всей сказки — упорно трудились и были добры и вежливы по отношению к окружающим.

Сказка  необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, сказки выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром.

Через сказку, ребенку открывается малая родина, с ее культурными традициями, он учится уважать, гордиться землей, на которой живет, воспитывается патриотизм.

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. А ведь на самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества.

 Поэтому мы решили уделить, немного больше времени именно народным сказкам родного края в формировании патриотических качеств детей.

Цель проекта: формирование патриотических качеств личности через приобщение дошкольников к сказкам народов республики, воспитание любви и привязанности к родному краю.

В ходе реализации проекта дети познакомятся со сказками народов проживающих на территории республики Татарстан. Сформируется правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы родного края, умение видеть красоту родного края и города, радоваться ей; знание истории и культуры своего края.

Повысится интерес детей и родителей к художественной литературе, возродится традиция домашнего чтения совместно с родителями.

Появиться устойчивый интерес к сказке, как к произведению искусства.

Появиться ответственность за свои дела и поступки.

1. Создание игровой ситуации, сюрпризные моменты;

2. Обьяснительно-иллюстративные;

3. Демонстративные;

4. Словесные;

5. Методы формирования сознания личности (рассказ, объяснение, разъяснение, беседы).

Тип проекта: познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.

Дата проведение/ Тема

Мероприятия

1 день

Марийская сказка

«Добро лечит»

 Чтение марийской сказки «Добро лечит»

Беседа: Тот, кто в жизни делает добро, у того все болезни быстро проходят.

Рассматривание иллюстраций к сказке

Рисование по мотивам сказки

Консультация для родителей: «Что сказки нам несут?»

Марийская народная игра: «А мы просо сеяли» (Ма просым удена)

2 день

Марийская сказка

 «Почему заяц печален?»

Чтение сказки «Почему заяц печален?»

Беседа: К трудным временам готовься заранее, а не то станешь, печален, как заяц.

Рассматривание иллюстраций к сказке

Лепка «Печальный зайка»

Оформление выставки «Марийские сказки»

Марийская народная игра: «Догони меня» (Шо, шо, мыньым поктен шо)

 3 день

Марийская сказка

«С зёрнышка до коня»

Просмотр мультфильма по мотивам сказки «С зернышка до коня»

Беседа: Добрые люди никогда не оставят несчастного в беде. Удача сопутствует ему, и обретёт он заслуженное счастье.

Оформление папки передвижки для родителей «Читайте детям сказки!»

Марийская народная игра: «Игра с платком» (Савыц дон мадмаш)

4 день

Марийская сказка «Чудесная мельница»

Чтение сказки «Чудесная мельница»

Беседа: Наглостью и обманом счастья не добыть.

Просмотр иллюстраций к сказке

Чтение пословиц и поговорок про обман, обсуждение смысла пословиц

Марийская народная игра: «Кот и мыши» (Коти дон калявла)

Игра-викторина «Ох, и прелесть эти сказки»

5 день

Марийская сказка

«Ёж и заяц»

Чтение сказки «Еж и заяц»

Беседа: Чтобы достичь цели, можно не только бежать, но и стоять на месте.

Просмотр иллюстраций к сказке

Составление альбома «Марийские сказки»

Разыгрывание театральной постановки по мотивам сказки «Ёж и заяц»

Марийская народная игра: «Дедушка, что ты делаешь?» (Ой, тьоти, мамыштет?)

6 день

Татарская сказка

«Камыр-батыр»

Чтение татарской народной сказки «Камыр-батыр»

Беседа: Если ты правильно выбираешь друзей – то с их помощью можно даже жениться на байской дочери.

Просмотр иллюстраций к сказке

Рисование: «Лучший друг»

Татарская народная подвижная игра «Серый волк» (Соры буре)

7 день

Татарская сказка

«Козел и баран»

Просмотр мультфильма по мотивам сказки «Козёл и баран»

Беседа: «Хитрость и смекалка помогут победить любых врагов. Ну, и не помешает найденная на дороге волчья голова».

Консультация для родителей: «Что читать детям»

Подвижная игра «Займи место» (Буш урын)

8 день

Татарская сказка

«Убыр-Таз»

Чтение татарской народной сказки «Убыр-Таз»

Беседа: Тот, кто добр и честен, всегда остаётся в выигрыше. А вор и обманщик будет наказан, по справедливости.

Чтение поговорок о добре и зле

Рисование по мотивам сказки

Татарская народная игра: «Лисички и курочки» (Толке heм тавыклар)

9 день

Татарская народная сказка

«Шомбай»

Чтение татарской народной сказки «Шомбай»

Беседа: Обещания надо выполнять, а за работу – платить. Иначе можно стать объектом недоброй шутки.

Просмотр иллюстраций к сказке

Оформление уголка татарской сказки с помощью родителей

Татарская народная игра «Угадай и догони!» (Куып тот!)

10 день

Татарская народная сказка «Шүрәле»

Просмотр мультфильма по мотивам сказки «Шурале»

Беседа: Хитёр лесной дух и на проказы горазд – а татарский батыр всё равно хитрее.

Изготовление поделок на тему «Как батыр Шурале перехитрил» (из природного материала)

Викторина «Татарские сказки»

11 день

Чувашская народная сказка

«Лиса и дятел»

Чтение чувашской народной сказки «Лиса и дятел»

Беседа: Как ни хитри, как не обманывай, а наказание всегда настигнет. А может так случится, что подведёт тебя собственный хвост.

Изготовление иллюстраций к сказке совместно с родителями.

Оформление консультации для родительского уголка «Сказки учат доброте»

Чувашская народная игра: «Хищник в море» (Сёткан кайак тинэсрэ)

12 день

Чувашская народная сказка

«Тощий Волк»

Чтение сказки «Тощий волк»

Беседа: Выбирай себе еду по зубам. А ещё лучше – вырасти или заработай.

Просмотр иллюстраций к сказке

Чувашская народная игра: «Луна или солнце» (Уйохпа хэвель)

Игра-викторина: «Книга сказок»

13 день

Чувашская народная сказка

«Дружок-Петушок»

Чтение сказки «Дружок-петушок»

Беседа: Нельзя доверять первому встречному – учит нас сказка. Хотя и у злодея судьба может сложиться печально.

Просмотр иллюстраций к сказке

Разыгрывание театральной постановки по мотивам сказки «Дружок-петушок»

Чувашская народная игра: «Кого вам?» (Тили-рам?)

14 день 

Чувашская народная сказка

«Золотой мешочек»

Чтение сказки «Золотой мешочек»

Беседа: Отнятое силой, обманом, как и ворованное, никогда не принесёт счастья. Расплата обязательно настигнет, а обманутый заживёт припеваючи.

Просмотр иллюстраций к сказке

Составление альбома «Чувашские сказки» (совместно с родителями)

Чувашская народная игра: «Лесничий» (Вăрман хуралçиллĕ)

15 день

Чувашская народная сказка «Маленькая Птичка»

Чтение сказки «Маленькая птичка»

Беседа: Гордыня и заносчивость могут оказать плохую услугу. Тем более, если в дело вмешиваются высшие силы.

Просмотр иллюстраций к сказке

Лепка из пластилина по мотивам сказки «Маленькая Птичка»

Чувашская народная игра: «Ручейки» (Юхан шывсем)

16 день

Мордовская сказка (эрзянская сказка)

«Медведь и лиса»

Чтение мордовской народной сказки «Медведь и лиса»

Беседа: Большой зверь медведь, но важнее в жизни ум и смекалка, как у лисы.

Рисование иллюстраций к сказке

Мордовская народная игра: «В журавлей» (Каргиняса)

17 день

Мордовская сказка (эрзянская сказка)

«Сестрица и братец»

Чтение сказки «Сестрица и братец»

Беседа: Хоть и страшна лесная ведьма, а обхитрить её можно.

Просмотр иллюстраций к сказке

Консультация для родителей «Сказки народов Поволжья»

Мордовская народная игра: «В платочки»

(Руцяняса)

18 день

Мордовская сказка (эрзянская сказка)

«Лиса и кот»

Чтение сказки «Лиса и кот»

Беседа: При опасности не теряйся, действуй быстро – и выйдешь победителем.

Просмотр иллюстраций к сказке

Театральная постановка по мотивам сказки «Лиса и кот»

Мордовская народная игра: «В курочек» Сараскесэ)

19 день

Мордовская (мокшанская) сказка

«Лиса и журавль»

Чтение сказки «Лиса и журавль»

Беседа: Умнее всех тот, кто своим умом не хвастает, но друга из беды выручает.

Чтение пословиц и поговорок о труде

Мордовская народная игра: «Круговой» (Мячень кунсема)

Викторина: «Добрым молодцам урок!»

20 день

Мордовская (мокшанская) сказка

«Катитесь сюда, санки мои»

Чтение сказки «Катитесь сюда, саночки»

Беседа: Если слушает дикий зверь весёлые песенки, может попасть в ловушку.

Просмотр иллюстраций к сказке

Мордовская народная игра: «Горшочек» (Чакшкинесэ)

Оформление уголка мордовской сказки совместно с родителями

21 день

Удмуртская народная сказка «Алый цветок»

Чтение сказки «Алый цветок»

Беседа: Следуйте родительским заветам, будьте добры и бескорыстны – и жизнь ваша наполнится чудесами.

Рассматривание иллюстраций к сказке

Рисование по мотивам сказки «Алый цветок»

Удмуртская народная игра: «Слепой баран» (Сукыр така)

22 день

Удмуртская народная сказка

«Облик луны»

Чтение сказки «Облик луны»

Беседа: Нелегко пришлось в жизни несчастной сироте, да прекрасная луна ей помогла.

Изготовление иллюстраций к сказке, оформление альбома «Сказка Облик луны»

Удмуртская народная игра: «Поймай коня за хвост» (Валэз быжтӥз кут)

23 день

Удмуртская народная сказка

«Нюлэсмурт и медведи»

Просмотр мультфильма по мотивам сказки «Нюлэсмурт и медведи»

Беседа: Случается так, что даже леший бывает добр к людям.

Чтение поговорок и пословиц о семье, дружбе

Удмуртская народная игра: «Собираю ягоды» (Узы-боры бичасько)

24 день

Удмуртская народная сказка

«Индюк, утка и другие»

Чтение сказки «Индюк, утка и другие»

Беседа: Не всегда стоит шуметь из-за маленькой неприятности.

Просмотр иллюстраций к сказке

Театральная постановка по мотивам сказки «Индюк, утка и другие»

Удмуртская народная игра: «Водяной» (Вумурт)

Викторина «Сказки я люблю давно»

25 день

Удмуртская народная сказка

«Умный козёл»

Просмотр мультфильма по мотивам сказки «Умный козел»

Беседа: Дружба и смекалка всегда сильнее коварства и неблагодарности.

Оформление уголка «Удмуртские народные сказки»

Удмуртская народная игра: «Горшок с маслом» (Вӧй горшок)

Консультация для родителей «Народные игры в саду и дома»

  • Татарская сказка звездочка зухра текст
  • Татарская сказка для 3 класса
  • Татарская сказка камыр батыр на татарском языке
  • Татарская сказка луна и солнце
  • Татарская сказка козел и баран