Наверх
Тезисы
- Может ли преступление быть оправданным? Да, если закон бессилен защитить права людей, и они сами вынуждены постоять за себя.
- Существуют ли причины, способные оправдать преступление? Их можно найти в любом случае, но они никак не влияют на последствия противоправного деяния, а значит, их значимость сомнительна, так как общество все равно пострадало незаслуженно.
- Всегда ли можно оправдать преступление? Нет, бывают ужасно несправедливые поступки, которые никак нельзя объяснять и выбеливать, иначе они станут нормой.
- Может ли преступление быть оправдано? Нет, так как оно нанесло вред обществу, а значит, должно быть наказано в любом случае, чтобы другим не повадно было повторять этот поступок.
- Можно ли оправдать человека за преступление? Да, если он искренне раскаивается в содеянном и готов исправиться. Только так можно дать людям шанс вернуться в общество и остановить рост рецидивов.
- Можно ли оправдать жестокость? Нет, не существует ни единого довода в пользу применения насилия в изощренной форме. Это явно психическое отклонение.
- Можно ли оправдать преступление? Да, если его оно было вынужденной мерой и не имело никакой альтернативы.
Аргументы
За
- А.С. Пушкин, «Дубровский». Мы не имеем права судить человека, если закон не защитил его интересы и поставил в такое положение, из которого выходом стал лишь преступный путь. Именно такой пример описал А.С. Пушкин. Отца Владимира ограбили прямо в суде: подкупленные чиновники отобрали у него недвижимость и довели старика до болезни и смерти. Что оставалось делать наследнику отнятого имения? Мстить. Он не мог отстоять Кистеневку в рамках правового поля, не имел возможности наказать обидчиков честно, потому что система была коррумпирована. В итоге Дубровский стал грабителем сам и покарал каждого участника аферы, кроме самого Троекурова. Нельзя сказать, что Владимир — преступник. Присяжные оправдали бы его. Ведь героя вынудили так поступить обстоятельства, из которых не было иного выхода.
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Можно ли оправдать преступление Сони Мармеладовой? Конечно же, да! Девушка обменяла паспорт на желтый билет только потому, что ее семье было нечего есть, а честного труда в условиях патриархального мира для женщины не предусмотрено. Соня вынуждена была совершить этот греховный шаг, ведь не могла допустить, чтобы три ребенка ее смертельно больной мачехи мучались от голода. Отец героини был зависимым от алкоголя и пропивал все деньги, оставив жену и приемных детей в полной нищете. А государство никак не поддерживало таких людей, в результате чего они были брошены на произвол судьбы. Поэтому едва ли мы имеем моральное право осуждать девушку, которая пожертвовала собой ради спасения других. Ее преступление было единственно возможным выходом из тупика.
- Н.А. Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо». Порой преступление является единственным способом выжить и спасти близких. Именно такую ситуацию описал Н.А. Некрасов. Савелий, как и другие крестьяне, попал в рабскую зависимость от тирана Фогеля, который заставлял людей работать сверх меры и трудиться чуть ли не до кровавого пота. Семьи мужчин голодами, а сами кормильцы не имели сил даже на то, чтобы выполнить норму помещика, не говоря уже об обеспечении жен и детей. Если бы так дальше продолжалось, то крестьяне вымерли бы в этом имении. Но Савелий и его товарищи объявили мятеж и зарыли приказчика заживо. Это, без сомнения, жестокое деяние, но можно его осудить, если иного выхода у людей не осталось? Они были доведены побоями и унижениями до крайности! Подобное преступление можно оправдать, потому что оно было спровоцировано самой жертвой и невыносимыми условиями труда, которые могли бы уничтожить крестьян.
- А.И. Солженицын, «Матренин двор». Порой сами обстоятельства жизни вынуждают людей совершать противоправные деяния. Примером может послужить произведение «Матренин двор». Крестьяне при советской власти жили так плохо, что не могли позволить себе даже самые минимальные удобства. За честную трудовую жизнь Матрена буквально выбивала пенсию, получала жалкие подачки, при этом регулярно выходила на работу неофициально, ничего не получая. Уровень достатка в селе был такой, что каждое подгнившее бревно было неимоверной ценностью, за которую люди готовы были драться с родственниками. Поэтому не вызывает удивления тот факт, что муж Киры и тракторист ночью совершили преступление, погнав служебную технику на «шабашку» — перенос горницы Матрены на земельный участок Киры. Иного варианта у них просто не было, а жить как-то надо. Но афера вскрылась, когда поезд врезался в этот караван. Было заведено уголовное дело о намеренной порче государственной собственности. Но можно ли винить людей, которые были доведены до этой хитрости нуждой? Их поступок можно оправдать тем, как они жили.
- М.А. Шолохов, «Судьба человека». Порой человек вынужден совершить преступление, потому что в сложившихся обстоятельствах нет другого способа добиться справедливости и спасти жизни людей. Именно в такой ситуации оказался главный герой рассказа, когда попал в плен. Там обнаружился предатель, который хотел выдать врагам своего командира и всех пленных коммунистов. Эти солдаты сразу были бы расстреляны. Андрей не мог этого допустить. Он убил доносчика, чтобы предотвратить расправу над порядочными соотечественниками. Разве можно винить его за это? Своим поступком он предотвратил массовую казнь, спас тех, кто не заслужил смерти. А предателя все равно бы приговорили к высшей мере по законам военного времени. Поэтому считать это убийство преступлением нельзя: оно было обусловлено сложившимся положением и оправдано спасением людей.
Против
- Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Можно ли оправдать преступление Раскольникова? Ответ на этот вопрос становится очевиден, если проанализировать суть и последствия его деяния. Он хотел помочь бедным? Тогда деятельность ростовщицы стоило поддержать, потому что никто не поможет им в час нужды, кроме Алены Ивановны и ей подобных. С этой точки зрения поступок Родиона очень глупый. Украденные деньги он не смог направить на благие цели, так что этот мотив тоже не может служить оправданием. Результатом его «пробы», как известно, было еще и убийство сестры Алены Ивановны, которая, судя по его концепции, не была вредной для общества. Это последствие неисправимо, его не замолить раскаянием, поэтому никак нельзя простить произошедшее, раз исправлению оно не подлежит. Наконец, какое влияние его преступление имело на других людей? Самое негативное, ведь подобные происшествия порождают панику, недоверие и неизбежное повышение цен на ростовщические услуги. Филантропы вроде Родиона могли добиться такими методами только ухудшения положения бедняков, которым негде будет раздобыть денег даже не хлеб. Таким образом, двойное убийство, свершенное Раскольниковым, понять и оправдать никак нельзя, ведь оно повлекло за собой столько откровенно вредных последствий, что отсутствие наказания — это плевок в душу гражданам, права которых были попраны. Ведь отнимая свободу и безопасность у одних людей, мы задеваем все общество, подвергая сомнению его незыблемые основы.
- Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Безнаказанность и умение найти оправдание самым чудовищным поступкам порождают новые волны насилия. Это подтверждает пример из повести «Тарас Бульба». Главный герой прославился не только своими патриотическими речами, но и многочисленными военными преступлениями. Тарас после гибели Остапа совсем сошел с ума от горя и под эгидой идеологической борьбы чинил расправу над мирными жителями Польши. Это была лишь бойня, циничная и жестокая месть. Он отрезал женщинам груди, убивал младенцев, издевался над теми, кто не мог себя защитить. А товарищи оправдывали всю эту мерзость и участвовали в ней, не переставая славить веру и ее главные принципы. Правда, совсем не ясно, где казаки оставили милосердие и смирение? Вместо них проявились лишь злоба, ярость, изощренная жестокость. Эти явления никак нельзя оправдать, иначе мир погрязнет в насилии, как польские деревни в повести.
- М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Преступления никак нельзя оправдать, потому что они, подобно метастазам в организме, распространятся по всему обществу и станут нормой жизни. Именно такую ситуацию мы наблюдаем в романе Шолохова. В казачьей среде было принято прощать и терпеть домашнее насилие. Так, Ильинична чуть ли не с гордостью говорит о том, что муж истязал ее, а она ничего не предпринимала, прощала побои и унижения раз за разом. Бывали недели, когда избитая женщина не вставала с печи, потому что была не в состоянии двигаться. Ильинична смирилась с изменами и алкоголизмом супруга. Ради сохранения семьи она терпела все его выходки. И стоит ли удивляться, что в такой среде родной отец насиловал дочь? Аксинья стала жертвой противоестественного уклада жизни казаков, где мужчине прощалось все. И в браке героиня получила все те же жестокие побои и издевательства за то, в чем даже не была виновата. Вот к чему ведет стремление оправдать явные преступления — к вседозволенности и маргинализации общества.
- М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Любое преступление ведет к негативным последствиям, которые едва ли не страшнее, чем само деяние. Именно поэтому нельзя оправдывать правонарушение, которое является всего лишь верхушкой айсберга, ведь всего его негативного влияния мы оценить не можем. Вспомним пример из романа Лермонтова: Печорин похитил девушку и заставил сожительствовать с собой. Он опозорил Бэлу, лишил ее дома, семьи и друзей, но не дал никаких гарантий, никакого правового статуса. По сути, Григорий завел рабыню. Непосредственный начальник никак не отреагировал на инцидент. Максим Максимыч покрывал своего подопечного и оправдал его деяние безумной страстью молодости. Но ведь Печорин даже не любил девушку! К чему же привел его безнравственный поступок? К гибели девушки, которую похитил и убил Казбич. Если бы Григорий не вмешался в жизнь Бэлы, этого бы не случилось. Так как же можно оправдывать преступление, если мы даже не можем оценить всех его последствий, которые дают о себе знать намного позже самого правонарушения? Нельзя прощать то, чего мы не можем познать в полной мере. А ведь любое противоправное действие порождает негативное влияние на людей и мир вокруг нас.
- Н.С. Лесков, «Леди Макбет Мценского уезда». Безнаказанность всегда развращает преступника, поэтому нельзя оправдать преступление. Это подтверждает пример из произведения Лескова. Катерина изменила мужу и была застигнута врасплох свекром. Любовники решили избавиться от опасного свидетеля и отравили его. После первого грехопадения такого масштаба Катерина должна была хотя бы испытать муки совести, но ничего этого не было, потому что не последовало никакого осуждения со стороны, а сама героиня оправдывала свои действия угнетенным положением в доме и враждебностью домочадцев. Поэтому она вновь совершает преступление — они с любовником убивают Зиновия. Став вдовой, Катерина опять не останавливается и нападает даже на маленького наследника имущества мужа. То есть пока закон не наказал женщину и ее любовника, их ничего не тяготило и не мучало. Даже после приговора страсть Катерины к Сергею не утихает, и особого раскаяния у нее нет. Более того, она вновь совершает преступление, убивая новую пассию своего избранника. О чем это говорит? О том, что люди не меняются, и если у них есть наклонности к насилию и агрессии, то никакое оправдание, никакое милосердие не могут вернуть их на тропу добродетели. Это напрасный труд, который еще и опасен для общества, ведь оправданные преступники будут продолжать нарушать закон, и только наказание может их остановить.
Готовимся к итоговому сочинению 2021-2022 учебный год
Презентация выполнена Афанасьевой Т.А.
Читать примеры сочинений…
Можно ли утверждать, что жизненный путь – это постоянный выбор? Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденную дорогу? Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути? Какой может быть «дорога к себе»? Почему важно самому выбрать жизненный путь? Дорога к себе: взлёты и падения. Что значит идти по жизни своей дорогой? Выбор пути как жизненная проблема. Как путешествия обогащают человека? Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Почему говорят: «дорогу осилит идущий»? Какие цели важно преследовать на жизненном пути? Как характер человека влияет на его жизненный путь?
Какие пригодятся книги?
- Темы в рамках данного направления могут быть не только буквальными (о поездках), но и философскими (о предназначении, жизненном пути). Поэтому важно учесть оба значения слова в подготовке. Очевидно, что нам пригодятся такие книги, как «Кому на Руси жить хорошо», «Евгений Онегин», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «Капитанская дочка», «Горе от ума», «Война и мир». Важно учесть весь свой читательский опыт, ведь темы всё ещё остаются непредсказуемыми и коварными.
Читать примеры сочинений…
Как научные открытия влияют на современное поколение ? Какие опасности таит в себе технический прогресс? Как повлияло развитие технологий современного человека? Можно ли жить лишь сегодняшним днем? Какие возможности появляются у человека с развитием технологий? С какими вызовами сталкивается человек в современном мире? Когда технический прогресс может стать трагедией для человечества? Что значит «разумное использование технологий?» Можно ли утверждать, что с развитием технологий у людей появляется больше времени? Почему человечество так стремится развивать технологии?
Какие пригодятся книги?
- Считать цивилизацию трагедией может только пещерный человек, так что не совсем ясно, зачем это слово присутствует в формулировке. Если кто-то так думает, то может смело отказываться от смартфона, интернета, туалетной бумаги и других атрибутов цивилизации, которая столь трагична и безысходна. А если серьезно, то в рамках данного направления итогового сочинения 2021-2022 года нужно продемонстрировать знание книг, где речь идет о научном прогрессе и его влиянии на природу, человека, общество, планету, будущее. А их в школьной программе можно пересчитать по пальцам, так что мы опять будем искать аргументы и в других источниках.
- Конечно, на труды Руссо и Вальтера ссылаться совсем не обязательно. Проблему цивилизации затронул, например, М.А. Булгаков в «Собачьем сердце», «Роковых яйцах», «Мастере и Маргарите». Она же поднимается на страницах романа Чернышевского «Что делать?». Интересен взгляд Шолохова на механизацию хозяйства в «Поднятой целине».
- В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой».
- Если покопаться, можно найти хороший материал и в пределах школьной программы. Но иностранные и отечественные антиутопии тоже нужно включить в свой список.
Читать примеры сочинений…
- В чём разница между ошибкой и преступлением? Какую роль играет совесть в жизни человека? Важно ли анализировать свои поступки? Может ли совесть лгать? Возможно ли всегда поступать по совести? К чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Всегда ли можно исправить ошибку? Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека? Можно ли заслужить прощение? Можно ли искупить свою вину? Какие поступки можно считать непоправимыми? Раскаяние в жизни человека. Свобода и ответственность в жизни человека.
Какие пригодятся книги?
- Это направление итогового сочинения тоже очень конкретное и понятное, благо чётко очерчен круг литературы, по которому стоит готовиться. Тематика тоже ясна: в формулировках мы встретим такие понятия, как вина, совесть, правосудие, раскаяние. Мы будем сами судить героев и выносить приговоры в микровыводах. Эти темы, вероятно, будут самыми интересными и живыми, ведь они подразумевают любимое нами противопоставление двух понятий, конфликт сторон. Поэтому так легко составить приблизительный список литературы для этого направления.
- Для раскрытия этого направления нам понадобятся такие книги, как «Шинель», «Мёртвые души», «Герой нашего времени», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Песня про купца Калашникова». Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» — это тоже наша тема. Но не забудьте и про другие книги, чтобы не стать заложником одного сюжета, где может не оказаться того примера, который нужен. В наших подборках аргументов будут разнообразные примеры, так что не забудьте с ними ознакомиться.
Читать примеры сочинений…
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя? Может ли книга помочь в минуту отчаяния? Какое произведение искусства Вы можете назвать великим? Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы? Какое произведение вы бы хотели экранизировать? Какие произведения искусства делают вас счастливым? Какую книгу вы бы прочитали своим детям? Кто из современных писателей Вам особенно близок? Какое место литература занимает в Вашей жизни? Чего я жду от новой книги? Книги моего детства. Способна ли книга сделать человека лучше? Какую книгу Вам хотелось бы перечитать? Какая тема в литературе кажется Вам вечной?
Какие пригодятся книги?
- Самое расплывчатое и абстрактное направление, в котором может быть всё что угодно. Подготовка к нему максимально затруднена тем, что совсем неясно, какие по нему будут темы. Никаких рамок и границ для фантазии здесь нет. Можно поставить какой угодно вопрос, косвенно связанный с искусством и его восприятием. Остается надеяться, что комментарии ФИПИ помогут конкретизировать данное направление и сузить круг поиска.
- «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» — что это может быть? Скорее всего, темы будут об искусстве. Они будут ориентированы на Вас и Ваши пристрастия. Возможно, вопросы будут касаться Ваших личных взглядов на эти сферы: Что читает молодежь? Какие книги о своей эпохе Вы бы посоветовали потомкам? Лучшая отечественная пьеса — какая она? Вот такие формулировки вполне могут быть в рамках такого скользкого направления. Что читать? Лучше обратить внимание на литературу, где поднимается тема искусства: Н.В. Гоголь «Портрет», Л.Н. Толстой «Анна Каренина», А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет», А.Н. Островский «Лес», А.М. Горький «На дне», М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы», А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч» и т.д.
Читать примеры сочинений…
- Какими вопросами должен задаваться настоящий гражданин своей страны? Может ли государство быть справедливым ко всем? Возможно ли всеобщее счастье? Какие социальные пороки влияют на общество, на жизнь людей? Возможно ли абсолютная справедливость? Почему важно помогать тем, кому трудно? Как человек может сделать мир вокруг себя лучше? Какие противоречия народной жизни и народного сознания отразил Некрасов в «Кому на Руси жить хорошо»? .
Какие пригодятся книги?
- Выпускнику этого года с данным направлением почти что повезло: конкретное, без излишеств и даже на злобу дня. Понятно, какие книги стоит освежить в памяти, какие события упомянуть. Темы будут близки каждому, что интересуется российскими реалиями и их политической оценкой. Молодым людям будет увлекательно высказать свое мнение на этот счёт. Правда, увлекаться не стоит, чтобы не выйти за рамки формулировки. Понятно, что здесь мы будем иметь дело с социальной проблематикой: общественные проблемы России, место молодежи в политике, будущее страны — всё это будет на экзамене в том или ином виде.
- Какие книги лучше доставать с полок? Кроме репертуара Некрасова (а там подходит почти всё), стоит почитать Достоевского, Толстого, Лескова, Горького, Шолохова, Тургенева. Нужны социально-политические произведения, а не любовные линии, так что сосредоточимся на «Войне и мире», «Преступлении и наказании», «Тихом Доне», «Левше», «Отцах и детях». У Лескова, кстати, много небольших, но очень ярких и показательных произведений на эту тему.
Использованные материалы:
- https://relasko.ru/forum/66-46315-1
- https://vk.com/wall-10175642_3811019?z=photo-10175642_457380573%2Fwall-10175642_3811019
- https://litrekon.ru/podgotovka/k-itogovomu-sochineniyu/napravleniya-2021-2022-goda-kommentarij /
- https://fonwall.ru/wallpaper/osennyaya-doroga-les-trassa-asfalt.html
Многомудрый Литрекон сделал два итоговых сочинения на тему: «Может ли преступление быть оправдано?». Та Вы получите аргументы «за» и «против». Приятного просвещения!
Вариант 1: За
(401 слово) Каждый человек хоть однажды задумывался над тем, может ли преступление быть оправдано? Судя по статистике оправдательных приговоров в России, судьи очень редко отвечают утвердительно. Но мы не обременены такой ответственностью и можем сказать, что по совести многие правонарушения не заслуживают строгого наказания, ведь они обусловлены бессилием закона, сложными обстоятельствами или даже жизненной необходимостью. Чтобы доказать это, проанализируем примеры из литературы.
Вспомним произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Гринев показал другу стихотворение, посвященное его возлюбленной, а тот пренебрежительно отозвался о девушке. Швабрин нанес Марье оскорбление, фактически назвав ее продажной женщиной, которая уделит внимание любому офицеру в обмен на дорогие серьги. Петр не мог этого стерпеть и бросил вызов обидчику. Они договорились драться, что противоречило запрету коменданта крепости. В ту пору дуэли порицались в обществе, и оба участника могли быть серьезно наказаны. Но Петр и Алексей нарушили устав. Швабрин ранил Гринева в спину и был заключен под стражу после поединка. Формально Петр совершил преступление, ослушавшись начальника и командира, но разве нельзя оправдать его поступок? Он защитил честь девушки, не уронил свое офицерское достоинство, а значит, по совести он был прав. Если бы Петр стерпел оскорбление, то был бы виноват по-настоящему, ведь его честь была бы замарана этим молчаливым согласием с подлецом. Так что даже повод для военного трибунала может быть обусловлен и оправдан, но с точки зрения морали.
Не менее показательный пример можно найти в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Степан вышел на кулачный бой против Кирибеевича, который опозорил его жену. Царский любимец приставал к Алене прямо на улице, сорвал с нее платок и даже целовал против ее воли. Такой стыд можно было смыть только кровью в те времена. И Степан убил обидчика. Если бы он не сделал этого, то ему пришлось бы терпеть новые оскорбления и вольности со стороны опричника. Ради жены, детей и чести семьи он пошел на это преступление. За него царь Иван Грозный велел отрубить купцу голову. Однако он взял на себя обязательство опекать вдову и детей, защищая их от всяких посягательств. Поступок Степана можно оправдать, потому что справедливость на его стороне: он отомстил за попранную честь единственным методом, который можно было применить в ту эпоху.
Таким образом, если закон слеп и нем, если обстоятельства вынуждают, если есть жизненная необходимость, то преступление человека может быть оправдано. Важно смотреть на правонарушение не только с позиции кодексов, но и по справедливости, по совести, по нравственному убеждению. Только так можно вынести решение, которое будет истинным в данной ситуации.
Вариант 2: Против
(532 слова) Как часто мы слышим о том, что преступление можно оправдать. Целые правозащитные движения посвящают все силы реабилитации тех, по ком тюрьма плачет. Все мы помним, например, акции в защиту Флойда и истерическое желание сделать его национальным героем. Однако этот человек, не раз осужденный за грабежи, насилие, хранение наркотиков, не похож на жертву несправедливости, скорее, наоборот. Он и есть главная угроза, но как модно теперь ее превозносить! Ему ставят памятники, его именем чуть ли не называют университеты. Однако в попытке всех пожалеть мы забываем о необходимости охранять интересы добропорядочных людей от рецидива общественных болезней. Безнаказанность, порожденная оправданием, поощряет новые преступления. Чтобы это доказать, рассмотрим примеры из литературы.
Вспомним повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». На уроках мы называем Тараса «народным героем», который не жалеет себя в борьбе за интересы Родины и веры. Он и смел, и решителен, и самоотвержен. Однако мы, как и его товарищи, бесконечно оправдывали бесчеловечное насилие атамана. После гибели Остапа и поражения в Дубно казак обезумел от личных обид и стал вымещать свою злость на невиновных людей. Набегая подробно вору на польские деревни, Тарас убивал не только воинов. Он издевался над женщинами и детьми, пытал и истязал их. Он отрезал груди девушек — это же звериная жестокость! Никакой патриотизм не может обусловить такое поведение. Однако товарищи, которых тоже поражало насилие, произведенное Бульбой, ничего не делали, чтобы его остановить. Они оправдывали его военные преступления, а именно геноцид поляков, тем, что ему довелось пережить. К чему привела эта мягкость? К вопиющей несправедливости, которая продолжалась вплоть до гибели садиста. Ничем и никогда нельзя будет объяснить его поведение. Попытка сделать это — реабилитация настоящего маньяка.
Не менее парадоксальный пример описал Н.А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо?». Кудеяр был разбойником, на его счету уже не один десяток загубленных душ. Всю жизнь он посвятил преступлениям, которые нельзя объяснить никакими обстоятельствами или благовидными предлогами. Герой воровал, убивал, насиловал только потому, что это легко, выгодно и приятно для него. Но вдруг совесть дала о себе знать, и бандит раскаялся. Он обратился к Богу за прощением, и тот сказал ему спилить огромное дерево ножичком. Делать нечего, пришлось Кудеяру взяться за безнадежный и каторжный труд. Но вот однажды он встретил пана Глуховского, который делал все то же самое, что и Кудеяр в разбойные годы, но при этом не испытывал мук совести. И раскаявшийся герой убил его. И упал дуб. То есть Кудеяр получил прощение, когда вновь совершил преступление. Как так? Конечно, это притча, ее нельзя воспринимать буквально, но ее логика искажена. Получается, одних преступников оправдать можно, а других нужно просто убить. Одному мы прощение даем, а другому отказываем, хотя он, как и Кудеяр, в любой момент может прозреть и раскаяться. Более того, мы вознаграждаем убийство. Вот к чему ведет попытка реабилитировать оступившегося — к логическому тупику. Делать этого нельзя, ведь наша гуманность поощряет новые преступления.
Таким образом, преступление должно быть наказано в любом случае. Мы заботимся не об интересах оступившегося в данном случае, а о судьбах других людей, которые смотрят на него и думают, что им все можно, ведь их пожалеют, им дадут второй шанс. Формируется правовой нигилизм, порождающий сотни правонарушений. Все-таки закон должен защищать интересы добропорядочных граждан, а не тех, кто сначала его преступает, а потом просит о снисхождении. Тут уж надо выбирать: либо дудочка, либо кувшинчик.
Почему человек должен быть добрым: плюсы и минусы
Помните, как пела мультяшная старуха Шапокляк: «Кто людям помогает, тот тратит время зря: хорошими делами прославиться нельзя!»
Права ли она? Кого уважают больше – добрых людей или злых?
Учитывая противоречия нашего времени, первым на ум приходит ответ: добрых не уважают, а просто пользуются их добротой. У них из-под носа уводят любимых; на них навешивают кучу обязанностей и поручений; берут деньги взаймы и не спешат возвращать; не боятся при удобном случае отодвинуть с дороги – если так будет выгодно.
Вспомним хотя бы сказку «Золушка»: мачеха с дочерями рванули на бал, а на падчерицу навесили огромный список тяжелой бытовухи.
А почему бы и нет? Добрые войдут в положение, все поймут и простят, пожалеют и не дадут сдачи. Такие люди не умеют работать локтями, пробивая себе дорогу в жизни, а наоборот, уступят ее слабому, да еще и помогут по ней идти.
Добрые люди не умеют (или все-таки, сознательно не хотят?) ходить по головам, подставлять подножки, играть не по правилам. Неужели они слабаки?
Для того чтобы разобраться в этом вопросе, предлагаю сравнить: какие плюсы и минусы ждут тех, кто выбирает для себя такой образ жизни – быть добрым. Проще говоря, так ли уж хороша и комфортна эта жизненная позиция?
Преимущества
- Доброжелательное отношение окружающих
- Легкость общения с людьми, умение найти к ним подход
- Благодарность тех, кому помогли (если они, конечно, адекватные люди)
Недостатки
- Доброту могут принять за слабость характера, что может понизить авторитет
- Вероятность того, что вам «сядут на шею»: будут помыкать, манипулировать
- Опасность стать жертвой мошенников и лицемеров
Это – так сказать, «внешний» вектор. Он показывает, как воспримут вашу доброту окружающие и, возможно, воспользуются ею. Все будет зависеть от их порядочности и вашего умения разбираться в людях.
А теперь предлагаю «внутренний» вектор: как это отразится на человеке, который по-доброму относится к окружающим людям?
Преимущества
- Гармония с окружающим миром
- Осознание того, что ты кому-то нужен
- Хорошее настроение и, как правило, самочувствие
- Ощущение благополучия и счастья
Недостатки
- Необходимость поступаться своими интересами, впускать в свое личное пространство других людей
- Чувство неловкости от того, что кому-то рядом с вами плохо
- Сочувствие чужой беде может омрачить настроение, а то и испортить его
- Психологический дискомфорт из-за неумения сказать «нет» (или из-за того, что сказать «нет» все-таки пришлось)
Добрый человек сочинение
Что такое доброта? Доброта – это то, без чего не может обойтись в жизни ни один человек. И все мы должны стараться делать как можно больше добрых дел, ведь недаром говорят, что все в этой жизни возвращается бумерангом.
Но какого же человека можно назвать добрым? В первую очередь, такой человек должен быть отзывчивым, стараться помогать тем, кто нуждается в этом, однако при этом не стоит давать себя использовать. Добрый человек должен быть также вежливым, дипломатичным, уметь договариваться и высказывать свои решения, не обижая окружающих людей.
Доброму человеку, как правило, присуще чувство деликатности, он не станет лезть в душу к другому, что-то выпытывать или выспрашивать. Однако доброта должна распространяться с умом, поэтому человеку доброму не помешает быть заодно и сообразительным.
Доброта присуща далеко не каждому человеку, однако это качество, к которому нужно стремиться, ведь к доброму человеку будут соответственно и относиться. Доброму человеку свойственна открытость, щедрость, умение дружить и хранить верность. Он умеет постоять за более слабых людей: стариков, женщин, детей, защитить животных, которые подвергаются опасности.
Самое главное – все добро должно делаться бескорыстно, человеку не нужно ждать того же в ответ, а совершать добрые дела стоит от чистого сердца.Добрым человеком необходимо стремиться стать абсолютно каждому. Для этого нужно совершенствоваться, замечать собственные недостатки и устранять их. Доброго человека всегда окружают такие же, как он, люди. У него много друзей и приятелей, им приятно общаться друг с другом.
Добрые люди всегда ценились обществом, ведь на них во всем можно положиться, таким людям можно доверять свои самые сокровенные секреты и тайны. Доброта должна быть всегда в моде для каждого из нас. Этому мы должны научить и грядущее поколение.
ActionTeaser.ru — тизерная реклама
- Одним из моих любимых литературных героев является не силач с огромными мускулами, а всего лишь маленький мальчик, очень одинокий и поэтому такой трогательный. Вы наверное догадались, что это главный герой сказки Маленький принц, которую написал французский писатель и лётчик Антуан де Сент Экзюпери. Его герой, этот незащищенный ребенок, проживал один одинешенек на маленькой крошечной планете,…
- На многих картинах художника Решетникова изображены дети. Я выбрал написать сочинение по картине «Мальчишки» Решетникова, потому что мне очень нравятся ребята, которые там нарисованы. Мне кажется, что со всеми троими было бы интересно подружиться.Мальчики с картины стоят на крыше высокого дома. В городе уже давно ночь. Уютно светятся окна домов. А совсем близко над головами ребят огромное…
- На картине А. А. Пластова «Первый снег» изображён один из первых дней наступившей зимы. Она ещё только начинает вступать в свои права. Наконец- то прекратились долгие затяжные дожди, нет грязи и слякоти, грустного настроения, которое они вызывают. Падает первый снег. Земля преображается. Первый снег для детей — это необыкновенное счастье, восторг, радость и удовольствие. Снег — это…
- 1. Жизнь главных героев.2. Оголодавшие воробьи.3. Девочка выхаживает пернатого друга.4. Благодарность Пашки.5. Воровство.6. Спасение брошки.7. Изумленная балерина.
- Рассказ «Толстый и тонкий» написал Антон Павлович Чехов, живший в 1860-1904 г. Темой расказа стала встреча двух бывших одноклассников на вокзале. Их из описания сразу становится понятно, что «толстый» — человек богатый: от него пахло дорогими духами и он мог позволить себе дорогой обед. Тонкий предстает уставшим пассажиром, навьюченным всевозможными коробками и узлами. Ему пришлось нести их…
- Каждая страна имеет свое культурное и историческое наследие. Такая традиция существует и в России. В нашей стране также храниться много различных экспонатов и реликвий. А знание своего прошлого гарантирует светлое будущее. Все экспонаты, картины и исторические ценности хранятся в музеях. Музеи имеют свой праздник, и раз в году открывают свои двери с особой торжественностью. Происходит это в…
- Сегодня я узнал о празднике под названием «Всемирный день воды». В нашей стране этот праздник проводиться для того, чтобы в очередной раз сделать напоминание людям о важности воды на нашей планете. Во время различных мероприятий, поддерживающих данную акцию решаются глобальные проблемы, обсуждается будущие законы по сохранению воды на планете Земля.На уроках посвященных экологии, учительница…
- Картину «Цветы, фрукты, птица» написал русский художник Федор Петрович Толстой. Он славится своими прекрасными натюрмортами. В натюрмортах художник изображает окружающий его мир вещей и предметов. При этом художник сам выбирает предметы для картины и их расположение. В этом проявляется его душа и характер.Описание картины «Цветы, фрукты, птица» Толстого полностью соответствует названию этой…
- Композиция картины проста и трогательна одновременно: выпал первый снег, и дети (явно брат и сестра) выбежали на крыльцо посмотреть на него.Девочка едва успела накинуть шаль, чтобы не пропустить редчайший миг первого снегопада. Зато её брат одет тепло, так может позаботиться только любящая сестра. Они с восхищением смотрят на вальс снежинок в морозном воздухе. Пусть они уже не раз видели это,…
- Много легенд составлены разными народами о волшебной силе амулетов и талисманов. Эти легенды красивые и иногда поучительные. И если очень верить в замечательное действие амулетов и талисманов, то они действительно могут помочь.Интересно знать, что означают эти слова. В толковом словаре читаем: «Амулет — это небольшой предмет, который как колдовское средство носят предубежденные люди, веря,…
Доброта – проявление силы или слабости характера?
Не секрет, что некоторые люди испытывают стыд, совершая что-то хорошее. Они считают это человеческое качество старомодным, не соответствующим вызовам сегодняшнего дня, требующего деловой хватки.
Сочувствие другим, вроде бы, тормозит движение вперед – к вершинам карьеры, статусу успешного и делового человека.
Но тогда почему многие успешные люди активно занимаются благотворительностью? Причем многие из них делают это анонимно?
Добрый человек теряет то, что можно назвать «толстокожестью», он более чувствителен к чужим проблемам. Но ведь и к радостям тоже.
Быть добрым – это значит воспринимать жизнь более полнокровно и полноценно – во всей палитре ее красок.
Это значит – быть намного смелее, потому что великодушные и благородные люди не боятся смотреть жизни в глаза, не прячут голову в песок, когда нужно протянуть руку помощи.
Добрые люди обладают душевной щедростью и силой, зная, что проблемы легче преодолевать не в одиночку, а когда рядом есть тот, кто готов помочь.
Быть добрым – это не бояться испортить свое драгоценное настроение из-за того, что увидишь чью-то боль, вникнешь в чьи-то проблемы. Это способность потратить свое время, свою жизненную энергию, эмоции на другого человека. Это значит – помочь человеку справиться с проблемами, чтобы потом увидеть его радость.
Кстати, быть добрым – не только умение сочувствовать неприятностям, но и способность искренне, без зависти разделить с кем-то его успехи и победы. А на это, увы, тоже способен не каждый.
Но что удивительно: люди, которые сами не очень добры, имеют привычку громче всех возмущаться, когда сами сталкиваются с недобрым отношением к себе. Тут уж они входят в раж и дают волю своей злости по полной программе.
Доброта и жестокость — как написать итоговое сочинение (подбор аргументов, темы и пример работы)
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Не за горами декабрь, а значит, до написания итогового сочинения остаётся ровно месяц.
Это не так уж мало, если учесть, что за четыре недели, изрядно потрудившись, можно написать от 5 до 10 пробных сочинений.
Данная статья посвящена одному из тематических направлений, предложенных выпускникам в 2021 году. Оно сформулировано так: сочинение «Доброта и жестокость (что это?)». Чтобы успешно написать текст по данной теме, достаточно совершить несколько простых действий.
Формулируем конкретные темы сочинения
Для начала предлагаем осмыслить заявленное направление и сформулировать 5 приблизительных тем. Это не означает, что они достанутся вам на экзамене. Зато, написав эссе хотя бы по одной-двум из них, вы приблизитесь к пониманию проблемы. Для примера возьмём следующие темы:
- — «Как доброта и жестокость уживаются в сердце человека?»;
- — «Способен ли жестокий человек на добрый поступок?»;
- — «Почему добрые люди становятся жестокими?»;
- — «Где кончается доброта и начинается жестокость в ситуации войны?»;
- — «Отчего дети бывают жестокими по отношению друг к другу?».
Выбирайте тему, которая вам ближе, и приступайте к следующему этапу работы.
Ищем цитаты
Разнообразить сочинение помогут цитаты. Их лучше всего поместить во вступлении к сочинению. Хорошо подобранная цитата даёт возможность оттолкнуться от неё и сформулировать собственный тезис (что это?).
Для связи предложений используйте выражения, построенные на основе принятия аргумента:
или на основе его опровержения:
Например, используя афоризм Оноре де Бальзака:
Можно прокомментировать сочинение о причинах жестокости.
А цитата Льва Толстого о доброте станет лучшим началом собственного рассуждения:
Аргументы из литературы на тему доброты и жестокости
Хорошей иллюстрацией по заявленному направлению станет поведение Пугачёва в «Капитанской дочке» А.С. Пушкина.
Ужасающие своей жестокостью сцены расправы повстанцев над капитаном и капитаншей сменяются эпизодом необъяснимого добродушия бунтовщика по отношению к Петру Гринёву. Что заставляет одного и того же человека быть то бессердечным, то милостивым?
Знаменитая гоголевская повесть «Тарас Бульба» рассказывает о быте казаков, цель жизни которых защищать Родину (что это?) в ратном бою. В ситуации войны мир делится на «своих» и «чужих», поэтому сердечный и справедливый в мирной жизни Тарас Бульба становится беспощадным к сыну, когда речь заходит о верности Отчизне.
Важно
Веря, что правый карает неправого, «свой» – «чужого», отец жестоко убивает собственного сына. Жестокость Бульбы обусловлена эпохой, в которой он живёт, культурой и традициями его среды.
М. Горький в пьесе «На дне» рисует образы героев, оказавшихся вне нормальной социальной среды. Все они, по разным обстоятельствам, становятся обитателями ночлежки, в которой царят жестокость, зависть, стремление к обману.
Только Лука-утешитель добр. Но на поверку его доброта оказывается недостаточной для их спасения: она растворяется в словах и не подтверждается делами. Такая доброта хуже жестокости: она становится губительной для персонажей.
Помимо названных произведений, допустимо обращаться за аргументами к:
- рассказу И. С. Тургенева «Му-му»
- его роману «Отцы и дети»
- роману И. А. Гончарова «Обломов»
- поэме С.А. Есенина «Анна Снегина»
- рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор
- роману Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»
- роману-эпопее М. А. Шолохова «Тихий Дон»
- и другим литературным источникам.
Приступаем к работе
При написании сочинения постараемся максимально ёмко сформулировать главную мысль, проиллюстрировать её логичными, взаимосвязанными аргументами и сделать вывод, соответствующий основному тезису, озвученному вначале.
Набросаем план: «Доброта и жестокость. Сочинение». Он должен состоять из трёх элементов:
- — вступления;
- — основной части;
- — заключения.
Дополнительные советы принимайте здесь:
Для примера возьмём третью тему: «Почему добрые люди становятся жестокими». На черновике запишем аргументы, которые помогут проиллюстрировать злое, агрессивное поведение человека, прежде бывшего на хорошем счету.
К двум основным аргументам не лишним будет добавить третий (лучше – из западноевропейской литературы). Каждый абзац должен заканчиваться мини-выводом, а весь текст работы – обобщающим умозаключением.
Пример итогового сочинения: «Почему добрые люди становятся жестокими?»
Анализируем результаты и готовимся к ЕГЭ
Даже если зачёт успешно получен, честно задайте себе вопросы:
- — Много ли литературных произведений мною прочитано?
- — Умею ли я подбирать цитаты и аргументы?
- — Получается ли у меня делать логичные выводы?
- — Легко ли мне далось написание эссе?
Если ответ хотя бы на один из этих вопросов будет отрицательным, есть смысл продолжать писать пробные сочинения, доводя этот навык до совершенства. Тогда часть С вашего письменного экзамена стопроцентно порадует и вас, и проверяющих.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
* Нажимая на кнопку «Подписаться» Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Подборки по теме
Использую для заработка
Рубрика: Отвечаю на частые вопросы
Источник: https://KtoNaNovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/argumenty-primery-itogovogo-sochineniya-dobrote-zhestokosti.html
Как стать добрее: 12 рекомендаций
Все начинается с улыбки
Доброта и доброжелательность начинаются с улыбки. Это тот самый маячок, который настраивает собеседника на позитивное общение. Чаще улыбайтесь. И не важно, кому именно — коллеге, кондуктору в автобусе, продавцу в магазине.
Улыбка и вам самому придаст силы и уверенности в себе.
Развивайте в себе навыки эмпатии
Сопереживание — качество личности, свойственное только доброму человеку. Он всегда найдет и время, и силы, чтобы выслушать собеседника и хотя бы душевным разговором поддержать его.
Развивайте в себе навыки эмпатии, не забывая о том, что добро непременно возвращается.
Учитесь считывать чужие эмоции и выражать свое сочувствие словами «я понимаю тебя», «я понимаю твои чувства». Возможно, сначала вы будете делать это чисто механически. Но совсем скоро начнете ощущать, что действительно понимаете собеседника.
Пошаговая инструкция: как приучить себя быть добрым?
- Понять, что мир не вращается вокруг тебя.
- Начать замечать других людей.
- Концентрироваться на хороших чертах тех, с кем общаетесь.
- Быть бескорыстным в отношении к людям, а не меркантильным: «ты мне – я тебе».
- Научиться задавать им вопросы и внимательно выслушивать ответы.
- Проявлять искреннее внимание к судьбам других людей, уметь поставить себя на их место.
- Не ограничиваться только словами поддержки, но и действовать.
- Научиться находить позитивные моменты вокруг себя.
- Верить в лучшее: обязательно ждать от каждого нового дня всего самого хорошего.
- Помнить закон бумеранга: когда сердце открыто добру, оно не заставит себя долго ждать.
- Когда мы открыты добру, к нам приходит добро.
Делайте добрые дела! Перемены к лучшему начинаются с малого. Измените себя, хотя бы чуть-чуть — и изменится мир. Помните: лучший способ проявить доброту — действие.