Тараканище чуковский читать сказку с картинками

В 1921 году детский писатель корней чуковский начал работу над одним из самых известных своих произведений тараканище. сказку в

В 1921 году детский писатель Корней Чуковский начал работу над одним из самых известных своих произведений – «Тараканище». Сказку в стихах опубликовали двумя годами позднее, и фурор она произвела не только в совсем юной аудитории, но и среди взрослых. Со временем поползли слухи, что Чуковский вложил в «Тараканище» политический подтекст, показав отрицательного героя самоуверенным диктатором. Цензура между тем сказку пропустила, и в 2021 году мы празднуем уже столетний юбилей «Тараканища».

От неудавшегося гимназиста до главного детского писателя

Корней Иванович Чуковский – имя, известное едва ли не каждому в нашей стране. Однако при рождении будущего писателя звали иначе. Николай Корнейчуков родился в 1882 году. Его детство прошло в Одессе и Николаеве. Незнатное происхождение сыграло с ним злую шутку: вскоре после перевода в пятый класс гимназии он был отчислен по выдуманной причине. Сам Корней Иванович объяснял это происшествие вышедшим в 1887 Циркуляром «О кухаркиных детях». Будучи незаконнорожденным сыном крестьянки и почетного гражданина Одессы, в метрической книге Николай Корнейчуков получил отчество крестного отца – Васильевич, однако после революции взял творческий псевдоним Корней Иванович Чуковский, под которым и прославился.

Портрет молодого Корнея Чуковского

В 1901 году Чуковский начинает писать статьи для газеты «Одесские новости». В качестве ценного сотрудника (к тому же единственного, кто владел иностранным языком) в начале двадцатого столетия он отправляется в командировку в Великобританию, где увлеченно изучает английскую литературу. Журналистскую деятельность Корней Иванович успешно совмещал с занятиями лингвистикой, публиковал переводы американского поэта Уолта Уитмена. Писать сказки Чуковский начал довольно поздно – в 1916 году приступил к работе над «Крокодилом», через пять лет – над «Тараканищем». Большую часть произведений для детей писатель создал в то время, когда росла его младшая дочь. Для любимой Мурочки, как Корней Иванович называл дочь Машу, он написал «Айболита». Девочка болела костным туберкулезом, и Чуковский делал все возможное, чтобы отвлечь ребенка от страданий. Всего за несколько лет Корней Иванович стал одним из самых популярных детских писателей. В советское время его произведения возглавят своеобразный рейтинг литературы для самых маленьких.

Вторая сказка Чуковского

История «Тараканища» берет начало в 1921 году. Корней Чуковский работал над стихотворением очень долго, придумывая и отвергая десятки, если не сотни рифм. Окончательный вариант сказки мог уместиться на пяти страницах. Много лет спустя сотрудница музея Чуковского разбирала архив писателя и среди присланных ему рукописей заметила небольшой рассказ о жизни русской деревни до революции. Оборотную сторону рукописей Корней Иванович использовал в качестве собственного черновика. Мелким почерком он оставил несколько строк, вошедших в итоговый вариант сказки с небольшими изменениями: «Ехали медведи…пряники жуют», «А за ними великан / Страшный и ужасный / Таракан /С длинными усами /».

Иллюстрация к сказке «Тараканище»

Сам Корней Иванович так вспоминал историю создания «Тараканища»: «Как-то в 1921 году, когда я жил (и голодал) в Ленинграде, известный историк П. Е. Щеголев предложил мне написать для журнала «Былое» статью о некрасовской сатире «Современники». Я увлекся этой интереснейшей темой… и принялся за изучение той эпохи, когда создавалась сатира. Писал я целые дни с упоением, и вдруг ни с того, ни с сего на меня «накатили стихи»… и пошло, и пошло».

Миф о Сталине

После публикации безобидного детского стихотворения никто и подумать не мог, что некоторые углядят в нем политическую сатиру. Прошло более тридцати лет, прежде чем Тараканище начнут сравнивать со Сталиным и всерьез полагать, что именно с него Чуковский писал «образ» усатого диктатора. Особенно широко распространился этот слух после развенчания культа личности в 1956 году, хотя Корней Иванович неоднократно говорил, что Тараканище не имеет никакого отношения к советскому вождю. Внучка писателя Елена Цезаревна Чуковская даже посвятила этому мифу отдельную статью. Она заметила, что у автора железное алиби. В начале 1920-х Корней Иванович был далек от партийных дел и вряд ли даже слышал о Сталине. Последний стал Генеральным секретарем ЦК РКП(б) незадолго до выхода в свет «Тараканища», а заявил о своих политических амбициях уже после смерти Ленина.

«Тараканище» – обложка

Сталин, очевидно, и сам не ассоциировал себя с отрицательным героем стихотворения Чуковского, зато охотно провел аналогию между персонажами «Тараканища» и своими противниками из числа «правых уклонистов». На шестнадцатом съезде партии в 1930 году советский лидер кратко пересказал сюжет сказки и отметил, что «Бухарин и его приспешники» предрекают Советскому Союзу гибель из-за мнимых опасностей – прямо как звери, испугавшиеся маленького таракана. Узнав об этом, Чуковский в шутку обвинил Сталина в плагиате – на том дело и кончилось. Судя по дневниковым записям Корнея Ивановича, впервые о необычной трактовке своего произведения и сравнении «отца народов» с Тараканищем он услышал после XX съезда КПСС и доклада Хрущева.

Красный комиссар против сказочника

Любопытно, что в автобиографии Корней Иванович ни разу не упоминал о своем возможном знакомстве с Троцким. Последний тоже учился в Одессе в 1890-х годах, только был не гимназистом, а студентом реального училища. До сих пор неизвестно, кроются ли за негативным отношением Троцкого к творчеству Чуковского личные мотивы. Причем критику писателя Троцкий начал еще до Октябрьской революции, а став одним из видных политических деятелей молодого Советского государства, и вовсе перестал стесняться в выражениях.

Корней Иванович Чуковский

«Опыт семинарского отца-эконома, выдававшего таракана в хлебе за изюмину, распространяется Чуковским на всю русскую культуру. Таракан как “изюмина” национального духа! Какая это в действительности поганенькая национальная приниженность и какое презрение к живому народу!», – ругал он «Тараканище». Причем, казалось бы, неужели есть дело народному комиссару по военным и морским делам до какого-то литератора? Тем не менее Троцкий исправно громил Чуковского, будто подозревая, что писатель с помощью сатиры обратился лично к нему. Поскольку один из вождей революции часто становился объектом карикатур в белогвардейской печати, да и вообще считался второй по значимости фигурой после Ленина, он скорее мог бы стать прототипом злодея из сказки, нежели упомянутый выше Сталин. В конце концов, при такой трактовке последнему больше подошла бы «роль» Воробья, который «взял и клюнул Таракана».

От запретов к признанию

В 1923 году вышло сразу две сказки Корнея Чуковского – «Тараканище» и «Мойдодыр». Характерно, что к «Тараканищу» у цензоров почти не было претензий, а вот «Мойдодыру» серьезно досталось. Чуковскому ставили в вину неуважение к трубочистам, отношение к детям как к неразумным существам, а также обратили внимание на восклицание «Боже, боже, что случилось?» – и это во время антирелигиозной кампании государства. Впоследствии Корней Иванович «крамольные» строки изменил, и стихотворение при содействии журналиста Льва Клячко было опубликовано детским издательством «Радуга». История повторилась в 1924 году, когда цензура в пух и прах разнесла «Муху Цокотуху». Чуковский негодовал: «Итак, мое наиболее веселое, наиболее музыкальное, наиболее удачное произведение уничтожается только потому, что в нем упомянуты именины! Тов. Быстрова, очень приятным голосом, объяснила мне, что комарик — переодетый принц, а Муха — принцесса. Это рассердило даже меня. Этак можно и в Карле Марксе увидеть переодетого принца!». Были и другие эксцессы: например, фразу «А жуки рогатые, мужики богатые» государственная комиссия посчитала сочувствием кулацким элементам деревни. И все же, несмотря на трудную судьбу, «Муха-Цокотуха» добралась до преданного читателя и полюбилась не одному поколению детей.

Корней Чуковский читает свои стихотворения детям

В 1963 году по мотивам «Тараканища» был создан мультфильм. Одним из действующих лиц режиссер и сценарист решили сделать сказочника, внешне немного похожего на Корнея Ивановича. Создатели мультфильма справедливо полагали, что в представлении читателей всех возрастов Чуковский крепко связан со своими героями, и рассказывать истории следует «от его лица». Актер озвучки Юрий Филимонов талантливо передал интонации самого писателя. Во время просмотра «Тараканища» зрителя не раз посетит мысль, что вместе с ним за происходящим наблюдает Корней Иванович, добавляя свои остроумные комментарии.

Приветствую Вас дорогие читатели блога работающей мамы! В предыдущем посте я уже выкладывала Аудиосказки для самых маленьких, деток 2-3 лет. В продолжении хочу поделиться с вами подборкой сказок для детей по старше. Сказки для детей 4-5-6 лет развивают воображение ребенка, фантазию, расширяют кругозор, учат доброте, трудолюбию, честности, милосердию.

Сказки для детей 4-5-6 лет

Сказка о рыбаке и рыбкеСказки для детей

Известная сказка о старике, жившем со своею старухою в ветхой землянке, у самого синего моря. Старик неводом ловил рыбу и однажды в сети ему попалась золотая рыбка. Молвила она человеческим голосом, что выполнит 3 его желания, если он ее отпустит. Пожалел старик рыбку, да и отпустил в синее море не попросив нечего взамен. Старуха узнав про это, забранила старика и отправила его взять выкуп с рыбки. Так появилось у нее новое корыто, но и этого ей было мало…

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2018/09/Skazka_o_rybake_i_rybke-.mp3

Аудиосказка МойдодырСказки для детей

Мойдодыр Чуковского – признанный сказочный шедевр автора. История такова: внезапно от мальчика начинают убегать его вещи. Тут появляется умывальник Мойдодыр и поясняет малышу, что всё из-за его неряшливости. Приятного прослушивания!

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2018/09/Dlya-Detey.com-Moydodyr.mp3

Двенадцать месяцевСказки для детей

Двенадцать месяцев — драматическая сказка (пьеса-сказка) советского писателя Самуила Маршака. По воспоминаниям Самуила Маршака, источником для сюжета послужила слышанная им задолго до написания сказки чешская или богемская легенда о двенадцати месяцах. Аудиосказку вы можете послушать онлайн на сайте или скачать бесплатно.

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2018/09/Dlya-Detey.com-Dvenadcat-mesyacev.mp3

Сказка в стихах БармалейСказки для детей

Бармалей — отличается от других сказок своей воспитательной направленностью. Она повествует ребятам о том, как опасно не слушаться родителей, уходить далеко от дома и общаться с незнакомцами. Сказку в стихах Корнея Ивановича Чуковского Бармалей в формате mp3 слушайте или скачайте бесплатно.

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2018/09/barmalei.mp3

Аудиосказка Джек и бобовый стебельСказки для детей

Удивительная история о пареньке по имени Джек, который забрался по бобовому стеблю на самое небо и попал в дом великана. Жила была вдова и был у нее сын Джек, да корова Белянка. Корова перестала доиться и хозяйка отчаявшись, отправила сына на базар продать Белянку. Мальчик повел корову на базар, но по дороге встретил старичка, который выменял у него Белянку на волшебные бобы. Джек вернулся домой и рассказал о сделке. Мать узнав о неравноценном обмене, всыпала сыну и выбросила бобы в окно. Утром мальчик выглянул в окно и увидел диковинное дерево тянувшееся вверх до самого неба…Аудиосказку вы можете послушать онлайн на сайте или скачать бесплатно.

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2018/09/Djek_i_boboviy_stebel-3.mp3

Цветик-семицветикСказки для детей

Сказка Катаева Цветик-семицветик о доброй девочке Жене, получившей в подарок волшебный цветок с прозрачными лепестками разных цветов. Произнося заклинания и отрывая один лепесток Женечка могла загадывать любое желание и оно тотчас исполнялось. И вот когда у неё остался последний лепесток, она … Аудиосказку вы можете послушать онлайн на сайте или скачать бесплатно.

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2018/09/cvetik-semicvetik.mp3

Аудиосказка Красная шапочкаСказки для детей

Перро подарил миру маленькую героиню Красную Шапочку. Сказка о маленькой девочке в красной шапочке, которую однажды мать отправила отнести гостинцы, через лес, для бабушки… Приятного прослушивания!

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2018/09/Krasnaya_SHapochka.mp3

Аудиосказка ДюймовочкаСказки для детей

Дюймовочка — одна из самых обаятельных поэтических сказок Андерсена. Дюймовочка была придумана лично детским поэтом сказочником Г.Х.Андерсеном. В 1835 года сказка про Дюймовочку стала очень популярна, и сохраняет всемирную известность и по сей день, все малыши очень любят слушать ее.

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2018/09/Audioskazki_dlya_detej_-_Dyujmovochka_iPleer.fm_.mp3

Сестрица Алёнушка и братец ИванушкаСказки для детей

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка — это сказка о том, как младший брат не послушался старшую сестру, напился водицы из копытца и превратившись в козленочка… Аудиосказку Сестрица Алёнушка и братец Иванушка вы можете послушать онлайн на сайте или скачать бесплатно.

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2018/09/Sestrica_Alenushka_i_Bratec_ivanushka.mp3

Жар-птица и Василиса-царевнаСказки для детей

Жар-птица и Василиса-царевна — это удивительная сказка о добром молодце, его мудром коне и жар-птице с прекрасными золотыми перьями. Аудиосказку Жар-птица и Василиса-царевна вы можете послушать онлайн на сайте или скачать бесплатно.

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2018/09/Zhar-ptica_i_Vasilisa-carevna.mp3

Кот в сапогахСказки для детей

Кот в сапогах — одна из известных сказок Шарля Перро. Он повествует про хитрого кота, который достался одному из братьев в наследство от отца. О том как этот Кот в сапогах помогал своему хозяину слушайте аудиосказку или скачайте бесплатно.

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2018/09/Kot_v_sapogah.mp3

Аудиосказка АйболитСказки для детей

Сказка Корнея Чуковского Айболит о добром докторе, который помогал всем, кто бы к нему не обратился.  Знаменитая сказка Корнея Чуковского в стихах, которую помнят все взрослые, и с удовольствием читают ее своим детям и внукам. Слушайте её онлайн или скачивайте бесплатно.

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2018/09/Ajbolit.mp3

МорозкоСказки для детей

Морозко — чудесная русская народная сказка. Сказка Морозко учит детей русской культуре и ненавязчиво формирует у них понятия этики и морали, учит их быть добрыми, отзывчивыми, уважать окружающих, и всегда оставаться собой в любых ситуациях, как делает это героиня сказки Настенька.

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2018/09/Morozko.mp3

РапунцельСказки для детей

Рапунцель — сказка братьев Гринн. Сказка о девушке с очень длинными волосами, которая была заточена в высокой башне. Аудиосказку Рапунцель вы можете послушать онлайн на сайте или скачать бесплатно.

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2018/09/Rapunсel.mp3

ЗолушкаСказки для детей

Золушка — знаменитая сказка Шарля Перро о милой девушке, которую не взлюбила мачеха. Сказка о добре и справедливости. Аудиосказку Золушка вы можете послушать онлайн на сайте или скачать бесплатно.

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2018/09/Zolushka.mp3

Красавица и чудовищеСказки для детей

Красавица и чудовище — популярная сказка, которая встречается в нескольких интерпретациях. Но чаще всего это произведение встречается в сборнике сказок французского писателя Шарля Перро. Есть также сказка с таким же названием у Лепренс де Бомон Жанна-Мари. Сюжет нашего «Аленького цветочка» также перекликается с Красавицей и чудовищем. Аудиосказку вы можете послушать онлайн на сайте или скачать бесплатно.

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2018/09/krasavica-i-chudovische.mp3

Дудочка и кувшинчикСказки для детей

Дудочка и кувшинчик — сказка автора Валентина Катаева, любимая не одним поколением советских детей. Познакомить с ним стоит и современного ребёнка. В сказке рассказывается, как дети с родителями отправляются в лес за ягодами. Сказка учит трудолюбию. Девочка Женя быстро устаёт. Ей является старичок Боровичок, который предлагает ей волшебную дудочку для поиска ягод взамен на кувшинчик. Но взяв его Женя…  Аудиосказку Дудочка и кувшинчик вы можете послушать онлайн на сайте или скачать бесплатно.

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2018/09/dudochka-i-kuvshinchik.mp3

Кошкин ДомСказки для детей

«Тили-тили, тили-бом! Загорелся Кошкин Дом!» Кто скажет, что он не знает этой фразы? Конечно, это одна из популярнейших сказок С.Маршака. Аудиосказку Кошкин Дом вы можете послушать онлайн на сайте или скачать бесплатно.

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2018/09/koshkin-dom.mp3

ТараканищеСказки для детей

Тараканище  — детская сказка в стихах Корнея Чуковского. «Таракан, Таракан, Тараканище! Он рычит, и кричит, И усами шевелит…» Аудиосказку Тараканище вы можете послушать онлайн на сайте или скачать бесплатно.

https://svetlica-mama-blogger.ru/wp-content/uploads/2018/09/tarakanishe.mp3

Делитесь подборкой сказок для детей 4, 5, 6 лет с друзьями:

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Тема: Литературные
сказки. К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха»

Цель: создать условия
для выявления уровня начитанности (читательского опыта), знания сказок К.
Чуковского, для ознакомления со сказкой К. Чуковского «Муха-цокотуха»,
формирования представлений об авторской сказке, сказке в стихотворной форме.

Познавательные:
общеучебные —

  • ознакомление
    со сказкой К. Чуковского «Муха-Цокотуха»;
  • осознанность
    восприятия литературного произведения;
  • формулирование
    ответов на вопросы по содержанию прослушанного произведения;

.Регулятивные:

  • принимать
    и сохранять учебную задачу;
  • адекватно
    воспринимать оценку учителя и товарищей;
  • планировать
    своё действие.

Коммуникативные:

  • уметь
    формировать конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителем,
    сверстниками).

Формы работы учащихся: комбинированная
(работа в парах, фронтальная, самостоятельная, индивидуальная).

Оборудование:

    
карточки для парной и групповой работы.

Ход
урока

1.
Организационный момент

2. Постановка
целей и задач урока. Знакомство с биографией писателя

Ребята, сегодня мы с
вами совершим путешествие в таинственный мир сказок.

— Что такое
сказка? (Литературный жанр)

— Какие бывают
сказки? (Народные и авторские)

— Давайте уточним это
понятие.

Сказка – одна из самых
замечательных выдумок человека и одно из самых больших украшений нашей жизни.
Будь ты взрослый или ребёнок – у тебя всегда есть любимые сказки и любимые
сказочные персонажи.

3Чтобы
узнать, о сказках какого автора мы будем говорить, отгадайте загадки
:

Кем детей пугают мамы,

Если дети их упрямы?

Отвечайте поскорей,

Кто же это?       Бармалей    
(книга на доску)

Если любишь умываться,

Тебе нечего бояться.

А грязнули и неряхи

От него сбегают в
страхе.   Мойдодыр   (книга на доску)

Лечит всех зверей
подряд,

Лечит взрослых и ребят,

К вам спешит, когда
болит,

Добрый доктор —    Айболит  
(книга на доску)

Что за диво, что за
чудо1

От неё ушла посуда.

К замарашке не вернутся

Кочерга, кастрюля,
блюдце…

Это с кем посуда в
ссоре,

У кого такое горе?   Федора 
(книга на доску)

— К какому жанру
относятся эти произведения ? Это народная или литературная сказка? (Литературная)

— Кто автор этих
сказок? (К.И. Чуковский)ПОРТРЕТ

Ученик. Недалеко
от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой
человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных
героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека
Корней Чуковский.

 
Учитель
:  Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя.
Настоящее его имя – Николай Васильевич Корнейчуков.

Высокий рост, длинные
руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка
усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и
удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Ученик. Вставал
он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу..
Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и
быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во
время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.

Учитель. Чуковский
был веселым и добрым человеком, очень любил детей. На своей даче в писательском
городке Переделкино устраивал детские праздники, новогодние елки. Здесь поэт
учил талантливых детей писать стихи. Общение с детьми К.И.Чуковский считал
лучшим отдыхом.

Он был: учёный,
писатель, переводчик, литературовед, К. Чуковский написал для детей много
стихов и сказок. Писателем К.И.Чуковский стал случайно. А вышло это так.

Ученик. Заболел
его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде в Петроград
(Санкт — Петербург). Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь
развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

Жил да был крокодил,

Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно
затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова
рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в
слово. Так появилась первая детская сказка К И Чуковского «Крокодил». Такое
случалось не раз. Сказку «Мойдодыр» Корней Иванович написал для своей любимой
маленькой дочки, которая не любила умываться.

— Ребята, вы
догадались, герои чьих сказок сегодня у нас в гостях? (Герои сказок
Корнея Чуковского)

4.
Путешествие по произведениям К.И. Чуковского

А какая сказка без
волшебства и какое волшебство без загадки?

Дети
загадывают загадки К.И. Чуковского.

Загадки К.И. Чуковского
вы можете прочитать в книге «Шёл Кондрат в Ленинград».

5  
Отправляемся дальше.

    Узнайте персонажа,
закончите строчку и назовите сказку.

Учитель
читает отрывки из различных сказок,дети заканчивают строчку, называют персонажа
и название сказки.

1.    
Скачет сито по полям,

А
корыто по лугам.

За
лопатою метла

Вдоль
по улице пошла….

2.    
Замяукали котята:

«Надоело
нам мяукать!

Мы
хоти, как поросята

Хрюкать!»… 
А за ними и утята: «Не желаем больше крякать! Мы хотим , как лягушата Квакать»
«Путаница»

3.    
Добрый доктор Айболит!

Он
под деревом сидит.

Приходи
к нему лечиться

И
корова, и волчица,

И
жучок, и паучок,

И
медведица1

Всех
излечит, исцелит

Добрый
доктор Айболит.

4.    
Одеяло убежало,

Улетела
простыня,

И
подушка, как лягушка,

Ускакала
от меня!

5. Физминутка:
гимнастика для глаз 

— Проделав длинный путь
по сказкам К.И. Чуковского, мы немножко  отдохнём. Самое время послушать  ещё
одну сказку.

Но сначала нам надо
дать отдых нашим глазкам.

6 .
Слушание сказки «Муха — Цокотуха»

— Какое настроение
вызывает эта сказка?Кто главные персонажи? Какие они?

— Когда, в какой момент
мы ощущаем радость?

— Когда мы ощущаем
грусть?

— Какая же это сказка?

7.
Работа над обложкой и содержанием сказки  
(Каждому
листочек и карандаши)  Каждая книга начинается с обложки.

Вот и нам  предстоит
оформить обложку, правда, схематично.

— Кто является автором
произведения? Фамилия автора пишется вверху листа.

— Как называется это
произведение?  Под фамилией

— К какому жанру оно
относится? Докажите. Нарисуем круг вместо слова «сказка».

—  Какая это
сказка? (Авторская) Докажите

— Кто являются героями
сказки? (Насекомые; паук не относится к насекомым)

— Значит, о ком эта
сказка? (О животных)

— Каким цветом закрасим
круг? (Коричневым)

— Кто из героев вам
больше всего понравился? Почему?

8.
Работа в парах. А теперь посмотрим, как внимательно вы слушали сказку.

Выберите  нужное 
слово:

1.     Блошки
подарили мухе-цокотухе… тапочки, сапожки, чемодан.

2.     Именинницу
поймал…клещ, грач,паук.

3.     Бабушка-пчела
принесла мухе…лук, сок, мед.

4.     Под
диваном спрятались…гусеницы,тараканы, обезьяны.

5.      С
жуками отплясывали… бабочки, сверчки, червячки

(самопроверка
выполнения работы по тексту)

— Почему Муху назвали
Цокотухой? Это слово придумал сам автор. И саму сказку придумал для своей
внучки Марины

— Какой вы себе
представляется муху?

— Закончите
высказывание великого русского писателя А.С. Пушкина: «Сказка – ложь, да в ней
намёк …»

— Как вы понимаете эти
слова?

— Чему учит эта
сказка?  (способность волноваться чужим несчастьям, сопереживать, быть
бесстрашными,  бороться за справедливость, за добро и свободу)

10.
Подведение итогов урока

Наше путешествие
подходит к концу.

— По страницам
книгкакого писателя мы путешествовали?

Сказки К. Чуковского
помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать
себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и
свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать,
а загадки – мыслить.

11Предлагаю
учащимся высказать свое мнение.
ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Теперь я могу…

У меня получилось…

Меня удивило…

Мне захотелось…

-Вы хорошо потрудились — работали активно и дружно.

-Спасибо за урок!

— Кто из вас для
выполнения дома хотел бы получить игру-задание по сказкам Корнея Чуковского?

Игра
«Расшифруйте имена сказочных героев» 
— Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена
сказочных героев. 
БРМЛЙ______________________        ЦКТХ _______________________
МЙДДР_________________________  ФДР ________________________
ЙБЛТ __________________________  ТРКНЩ ______________________
КРКДЛ__________________________ КРКЛ ___________________
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Крокодил, Цокотуха, Федора, Тараканище,
Каракула) 

image001Игра
«Героический поступок» 
— Соедини героя сказки с поступком, который он совершил. 
Айболит зажгли море. 
Воробей проглотил солнце. 
Крокодил помыла свою посуду. 
Комар вернул солнце в небо. 
Федора потушила море. 
Медведь спас Муху – Цокотуху. 
Бабочкасъел таракана. 
Лисички вылечил зверей.

Растет
она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет

Ax,
не трогайте меня:
Обожгу и без огня!

Был
белый дом,
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо,-
Такое тёплое, такое
Пушистое и золотое.

Вот
иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.

 Я одноухая
старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну.

Айболит — это стихотворение Корнея Чуковского про доброго и заботливого доктора, который лечит зверей. Сказка об отваге, бесстрашии и милосердии доктора, который не смотря на все преграды шёл на помощь всем нуждающимся в его помощи животным. Этот стих обязательно понравится вашему ребёнку, поэтому непременно почитайте его.

Аудиосказка Айболит

https://totushkaskazka.ru/wp-content/uploads/2021/06/Audioskazka-Aybolit.mp3

Читать сказку Айболит с картинками

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит!

доктор айболит

И пришла к Айболиту лиса:
«Ой, меня укусила оса!»
И пришёл к Айболиту барбос:
«Меня курица клюнула в нос!»

читаем айболита

И прибежала зайчиха
И закричала: «Ай, ай!
Мой зайчик попал под трамвай!
Мой зайчик, мой мальчик
Попал под трамвай!
Он бежал по дорожке,
И ему перерезало ножки,
И теперь он больной и хромой,
Маленький заинька мой!»

И сказал Айболит:
«Не беда! Подавай-ка его сюда!
Я пришью ему новые ножки,
Он опять побежит по дорожке».

И принесли к нему зайку,
Такого больного, хромого,

Айболит читать

И доктор пришил ему ножки,
И заинька прыгает снова.
А с ним и зайчиха-мать
Тоже пошла танцевать.
И смеётся она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, Айболит!»

айболит мультфильм

Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал:
«Вот вам телеграмма
От Гиппопотама!»

айболит сказка

«Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!»

«Что такое? Неужели
Ваши дети заболели?»

«Да-да-да! У них ангина,
Скарлатина, холерина,
Дифтерит, аппендицит,
Малярия и бронхит!

Приходите же скорее,
Добрый доктор Айболит!»

айболит слушать

«Ладно, ладно, побегу,
Вашим детям помогу.
Только где же вы живёте?
На горе или в болоте?»

«Мы живём на Занзибаре,
В Калахари и Сахаре,
На горе Фернандо-По,
Где гуляет Гиппо-по
По широкой Лимпопо».

айболит онлайн

И встал Айболит, побежал Айболит,
По полям, по лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

Чуковский айболит

А в лицо ему ветер, и снег, и град:
«Эй, Айболит, воротися назад!»
И упал Айболит и лежит на снегу:
«Я дальше идти не могу».

доктор айболит онлайн

И сейчас же к нему из-за ёлки
Выбегают мохнатые волки:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»

И вперёд поскакал Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

айболит бесплатно

Но вот перед ними море —
Бушует, шумит на просторе.
А в море высокая ходит волна,
Сейчас Айболита проглотит она.

«О, если я утону,
Если пойду я ко дну,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»

айболит смотреть

Но тут выплывает кит:
«Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперёд!»

И сел на кита Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

айболит аудиосказка

И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти,
А горы всё выше, а горы всё круче,
А горы уходят под самые тучи!

«О, если я не дойду,
Если в пути пропаду,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?»

айболит картинки

И сейчас же с высокой скалы
К Айболиту спустились орлы:
«Садись, Айболит, верхом,
Мы живо тебя довезём!»

И сел на орла Айболит
И одно только слово твердит:
«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

айболит текст

А в Африке,
А в Африке,
На чёрной Лимпопо,
Сидит и плачет
В Африке
Печальный Гиппопо.

Он в Африке, он в Африке
Под пальмою сидит
И на море из Африки
Без отдыха глядит:
Не едет ли в кораблике
Доктор Айболит?

Читаем доктора айболита

И рыщут по дороге
Слоны и носороги
И говорят сердито:
«Что ж нету Айболита?»

доктор айболит читать

А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков,
Животики болят.

айболит слушать аудиосказку

И тут же страусята
Визжат, как поросята,
Ах, жалко, жалко, жалко
Бедных страусят!

И корь, и дифтерит у них,
И оспа, и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит.

Они лежат и бредят:
«Ну что же он не едет,
Ну что же он не едет,
Доктор Айболит?»

про айболита

А рядом прикорнула
Зубастая акула,
Зубастая акула
На солнышке лежит.

Ах, у её малюток,
У бедных акулят,
Уже двенадцать суток
Зубки болят!

айболит скачать

И вывихнуто плечико
У бедного кузнечика;
Не прыгает, не скачет он,
А горько-горько плачет он
И доктора зовёт:
«О, где же добрый доктор?
Когда же он придёт?»

мультик айболит

Но вот, поглядите, какая-то птица
Всё ближе и ближе по воздуху мчится,
На птице, глядите, сидит Айболит
И шляпою машет и громко кричит:
«Да здравствует милая Африка!»

И рада и счастлива вся детвора:
«Приехал, приехал! Ура, ура!»

айболит детская

А птица над ними кружится,
А птица на землю садится,
И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам,
И всем по порядку
Даёт шоколадку,
И ставит и ставит им градусники!

добрый айболит

И к полосатым
Бежит он тигрятам,
И к бедным горбатым
Больным верблюжатам,

добрый доктор айболит

И каждого гоголем,
Каждого моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем,
Гоголем-моголем потчует.

айболит слушать онлайн

Десять ночей Айболит
Не ест, не пьёт и не спит,
Десять ночей подряд
Он лечит несчастных зверят
И ставит и ставит им градусники.

сказка доктор айболит

Вот и вылечил он их,
Лимпопо!
Вот и вылечил больных,
Лимпопо!
И пошли они смеяться,
Лимпопо!
И плясать и баловаться,
Лимпопо!

И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет.

айболит онлайн бесплатно

А малютки бегемотики
Ухватились за животики
И смеются, заливаются —
Так, что дубы сотрясаются.

корней чуковский айболит читать

Вот и Гиппо, вот и Попо,
Гиппо-попо, Гиппо-попо!
Вот идёт Гиппопотам.
Он идёт от Занзибара,
Он идёт к Килиманджаро —
И кричит он, и поёт он:
«Слава, слава Айболиту!
Слава добрым докторам!»

айболит мультфильм смотреть

Смотреть сказку Айболит

Скачать текст сказки Айболит

Скачать docx

Скачать pdf

Другие сказки Корнея Чуковского

Другие сказки о животных

Сказки для детей постарше

Сказка АЙБОЛИТ - Корней Чуковский. Читать, слушать и смотреть онлайн Купить книгу вы можете здесь: Айболит

Учитель: Максимова Е.В.

Практикант: Иванова Е. В. и Гнутова А. Л.

Тема: К. И. Чуковский. Сказки. Звуки [л], [л’]. Буква Л л.

Содержательная: повторение сведений о гласных и согласных, знакомство с характеристикой звуков [л], [л’].

Деятельностная: формирование умения читать и писать слоги, слова, предложения с буквой Л л.

1. Развивать умение различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;

2. Развивать умение составлять текст;

3. Формировать умение озаглавливать текст;

4. Развивать каллиграфические навыки;

5. Развивать умение работать с моделью слова, схемой предложения;

6. Развивать умение работать с «лентой букв»;

7. Развивать умение работать по иллюстрации.

1. Развивать умение извлекать информация из иллюстраций и схем;

2. Развивать умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями и темой урока; понимать учебную задачу урока;

3. Развивать умение оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем;

5. Развивать умение отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений;

6. Развивать умение слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. 

1. Развивать умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «смелость», «отвага», «уважение».

2. Развивать мотивацию к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1. Умение различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;

2. Умение составлять текст;

3. Умение озаглавливать текст;

4. Каллиграфические навыки;

5. Умение работать с моделью слова, схемой предложения;

6. Умение работать с «лентой букв»;

7. Умение работать по иллюстрации.

1. Умение ценить и принимать следующие базовые ценности: «смелость», «отвага», «уважение».

2. Мотивация к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

1. Умение извлекать информацию из иллюстраций и схем.

1. Умение формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока.

2. Умение оценивать результаты своих действий по шкале и критериям, предложенным учителем.

1. Умение строить высказывания в соответствии с поставленным вопросом.

2. Умение отвечать на вопрос учителя или учебника по теме урока из 2—4 предложений.

3. Умение слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник 

     1. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1/ (В. Г. Горецкий, В.А Кирюшкин, Л.А. Виноградская,  М. В. Бойкина). – М. : Просвещение 2021. – С. 58-63

2. Прописи – (Горецкий В. Г., Федосова Н.А. Прописи 1 класс, в 4-х частях. Ч. 2. Учеб пособие для общеобразоват. организаций. Издательство «Просвещение» 2021 – с. 23, 24)

3. Методические рекомендации – (Жиренко О. Е., Обухова Л. А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо. 1 класс. – 5-е издание – М.: ВАКО. 2020. – 448 с. – (В помощь школьному учителю) стр. 150-156)

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Проверка готовности к уроку

1.3. Работа с пословицей

2. Этап актуализация и пробного учебного действия

2.1. Работа с иллюстрацией (стр. 58)

2.2. Подбор слов к иллюстрации со звуками [с], [к], [н]

2.3. Подбор слова к схеме

3. Этап выявления места и причины затруднения

4.  Этап построения выхода из затруднения

4.1. Работа над темой урока

4.2. Формулирование цели урока

4.3. Планирование своей деятельности

5. Этап реализации построенного проекта

5.2. Предъявление печатной буквы «эль»

5.3. Нахождение в тексте буквы «эль»

5.4. Работа в прописях (стр.23)

5.5. Чтение слогов

5.6. Написание слогов с буквой «эль»

5.7. Работа со словами

5.8. Написание слов с буквой «эль»

5.9. Работа с текстом (стр. 59)

5.10. Работа с предложением в прописи на стр. 23-ей

5.11. Вывод по теме урока

6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

6.1. Дидактическая игра «Лови ошибку»

6.2. Работа в прописях (стр. 24). Прописывание элементов и буквы «эль»

6.3. Дидактическая игра «Кто больше?»

6.4. Работа с омонимами «Лук» (стр. 60)

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону  

7.1. Прописывание слогов с буквой «эль»

7.2. Прописывание слов с заглавной буквой «эль»

8. Этап включения в систему знаний и повторения

8.1. Работа с текстом. Озаглавление текста (стр. 63)

8.2. Конструирование предложений (стр. 63)

8.3. Составление предложения к схеме (Где живут лисы и лоси?)

8.4. Подбор слов к модели (стр. 63)

9. Этап рефлексии учебной деятельности

9.1. Работа с лентой букв

9.2. Рефлексия

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение учащихся в деятельность на

личностно-значимом уровне

«Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней

потребности включения в УД

1.1. Приветствие

— Здравствуйте, ребята, садитесь, пожалуйста.

— Меня зовут Екатерина Витальевна, и сегодня урок чтения проведу у вас я.

1.2. Проверка готовности к уроку

— Ребята, проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку

1.3. Работа с пословицей

— Наш урок я хочу начать с интересной пословицы

«У страха глаза велики».

— Как вы понимаете смысл данной пословицы?

— Страх кажется страшным, он пугает и поэтому говорят, что его глаза велики (велики, значит, очень большие), это потому, что страх пугает так.

— Боятся все, но нужно уметь преодолевать  свой страх.

— А вот герои известной сказки не сумели преодолеть свой страх.

Приветствуют учителя

— Это значит, что когда страшно, кажется, что преодолеть, победить страх невозможно, но если подумать, проявить смелость и решительность, то оказывается возможно.

Фронтальная

Л1

К1

К3

2. Этап актуализации и

пробного

учебного действия

Задача: повторение

Изученного материала, необходимого для «открытия

нового знания», и выявление

затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления

учащихся, организация осознания ими внутренней

потребности к построению

учебных действий и фиксирование каждым из них

индивидуального

затруднения в пробном

действии

2.1. Работа с иллюстрацией (стр. 58)

— Посмотрите на иллюстрацию в Азбуке на стр. 58-ой к сказке К. И. Чуковского.

— Какая это сказка?

— Поднимите руки те, кто читал сказку «Тараканище».

(показ книги)

— Почему автор назвал своё произведение «Тараканище», а не «таракан», «таракашка» или «таракашечка»?

— В сказке был маленький Таракан, но его испугалось так много зверей.

— Кто испугался Таракана?

— Почему такие большие звери испугались Таракана?

Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!

Он рычит, и кричит,
И усами шевелит:
«Погодите, не спешите,
Я вас мигом проглочу!
Проглочу, проглочу, не помилую».

— Кто не испугался Таракана?

Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает Воробей.
Прыг да прыг
Да чик-чирик,
Чики-рики-чик-чирик!

Взял и клюнул Таракана,
Вот и нету великана.
Поделом великану досталося,
И усов от него не осталося.

То-то рада, то-то рада
Вся звериная семья,
Прославляют, поздравляют
Удалого Воробья!

— Почему Воробей не испугался Тараканища?

— Подходит ли пословица «У страха глаза велики» к нашей сказке?

— Какой эпизод из сказки нарисовал художник?

— Поставьте, пожалуйста, свои пальчики на начало отрывка из сказки, под голубым ромбиком, я вам его прочитаю.

— Следите за мной пальчиком.

— Подходит ли иллюстрация к этому отрывку?

2.2. Подбор слов к иллюстрации со звуками: [с], [к], [н]

— Подберите, пожалуйста, 2 слова со звуков [с], которые относятся к нашей иллюстрации.

— Звук [с] в словах «слон» и «ослик» – гласный или согласный?

— Твёрдый или мягкий?

— Звонкий или глухой?

— Подберите, пожалуйста, 2 слова со звуков [к], которые относятся к нашей иллюстрации.

— Звук [к] в словах «ослик» и «книга» – гласный или согласный?

— Твёрдый или мягкий?

— Звонкий или глухой?

— Подберите, пожалуйста, 2 слова со звуков [н], которые относятся к нашей иллюстрации.

— Звук [н] в слове «слон» и «луна» – гласный или согласный?

— Звонкий или глухой?

— Твёрдый или мягкий?

2.3. Подбор слова к схеме

— Я загадала слово и изобразила его на модели.

— Посмотрите, пожалуйста.

— Как вы думаете, какое слово я загадала?

— «Тараканище»

К. И. Чуковского

— Волк, крокодил, слон, раки, бык, носорог, бегемот

— На вид страшный

— Может, увидели в первый раз таракана

— Воробей

— Воробей смелый, отважный

— Да, подходит

— Конец сказки, Тараканища уже нет, зверюшки радуются, пляшут

— Да, подходит

[с]: слон, ослик

— Согласный

— Твёрдый

— Глухой

[к]: ослик, книга

— Согласный

— Твёрдый

— Глухой

[н]: луна, слон

— Согласный

— Звонкий

— Твёрдый

— Луна

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

ПР7

К1

Л1

К1

Л1

К2

ПР7

ПР1

К1

П1

ПР5

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа

учащимися возникшей ситуации и

на этой основе выявить места и

причины затруднения

— Скажите мне, пожалуйста, какой первый слог в слове «луна».

— Давайте прохлопаем. Ваши предположения были верны.

— На какой слог падает ударение?

— Какой первый звук в слове «луна»?

— Звуки [л] —  гласный или согласный?

— Какой буквой обозначен звук [л]?

— Не все букву знают?

— А умеем ли мы её писать красиво, писали ли мы с ней слова?

— А умеем ли читать с буквой «эль» слоги, слога?

— Мы ещё этого не делали.

— Лу

— На второй слог

— Звуки [л]

— Согласный

— Буквой «эль»

— Нет

Фронтальная

К1

ПР1

К3

4. Этап построения

проекта выхода из

затруднения

Задача: постановка целей

учебной деятельности и на

этой основе – выбор

способа и средств их реализации

4.1. Работа над темой урока

  • Как вы думаете, с чем мы познакомимся сегодня на уроке?  

— Сегодня на уроке мы познакомимся и узнаем о звуке [л], [л’], и букве «эль».

4.2. Формулирование цели урок

  • А как вы думаете, какую цель мы поставим сегодня на уроке?  

— Действительно, сегодня на уроке мы будем учиться слышать, правильно произносить звуки [л], [л’], узнаем, какой буквой они обозначаются, как правильно пишется, будем учиться читать слоги, слова, предложения с этой и другими буквами.

4.3. Планирование своей деятельности

— Что мы будем делать, чтобы достичь нашей цели?

— Полистайте учебник.

— С буквой «эль»  и звуком  [л], [л’]

— Научиться произносить, правильно писать, читать слоги, слова, предложения с буквой «эль»

— Работать в прописях, работать с Азбукой, с иллюстрацией, с текстом, с лентой букв

Фронтальная

К1

Р1

К3

Р2

5. Этап реализации

построенного проекта.

Задача: построение

учащимися нового способа

действий и формирование

умений его применять как

при решении задачи,

вызвавшей затруднение, так

и при решении задач такого

класса или типа вообще.

5.1. Работа с закладкой. Слогозвуковой анализ слов «стул», «руль»

— Обратимся к учебнику на стр. 59-ой.

— Что изображено на картинках?

— Прохлопаем слово «стул».

— Сколько слогов?

— Посмотрите на схему, как понять, что один слог?

— Какое правило мы знаем?

— Почему на схеме все согласные звуки закрашены в синий цвет?

— Назовите первый звук.

С-т-у-л

— Звук [с] согласный или гласный?

— Он твердый или мягкий?

— [С] звонкий или глухой?

— Назовите последний звук в данном слове, четвёртый.

— Он согласный или гласный?

— Он твердый или мягкий?

— Это глухой или звонкий?

— А теперь посмотрите на вторую картинку, что нарисовано на ней?

— Сколько слогов в данном слове?

— Скажите, пожалуйста, почему последняя клеточка в схеме к данному слову закрашена зелёным цветом?

— Что общего в схемах слов «стул» и «руль»?

— Чем отличаются схемы этих слов?

5.2. Предъявление печатной буквы «эль»

— Ребята, посмотрите на красное табло.

— Какой буквой обозначены звуки [л], [л’]?

— Давайте вместе проговорим – буква «эль».

— На что похожа буква «эль»?

— А я ещё хочу сказать, что буква «эль похожа на полотенце.

— Согласны ли вы со мной. Поднимите руки те, кто согласен.

— Посмотрите на картинку.

— А также буква «эль» похожа на ласты, на лопату, на лыжи, на собачку и на ландыш, на ёлочки.

— А также я хочу ещё сказать, что буква «эль» похожа на льва.

— Не верите? 

Л – ленивый летний лев. Улыбается, поев.

— Вот видите, ребята, какая уникальная буква «эль».

— Поэтому давайте продолжать с ней знакомиться.

— Как вы думаете это печатная буква или письменная?

— Как вы думаете, чем будет отличаться письменная буква?

— Проверим, верны ли ваши предположения.

Физкультминутка

Делаем вперед наклоны –

Раз-два-три-четыре-пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять,

Руки к солнышку потянем.

Руки в стороны растянем.

А теперь пора учиться,

Да прилежно, не лениться

5.3. Нахождение в тексте буквы «эль»

— Вернёмся к нашему стихотворению и посчитаем все буквы «эль».

— Сколько же раз буква «эль» встречается в тексте?

— Поднимите, кто нашёл все буквы «эль».

— Итак, с печатной буквой мы познакомились, подскажите мне, пожалуйста, что мы дальше будем с вами делать, чему должны научиться?

5.4. Работа в прописях (стр. 23)

— Ребята, откройте, пожалуйста, прописи на стр. 23-ей.

— Кого вы видите в верхней части страницы?

— Что необычного вы увидели на рисунке?

— Может ли быть у девочки лисий хвост?

— В каком случае это возможно?

— Перед уходом девочка решила научить вас правильно писать элементы буквы «эль».

Пальчиковая физкультминутка

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали.

(ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Вы скачите пальчики,

(пальчики «скачут» по столу)

Как солнечные зайчики.

(указательный и средний пальцы вытянуть вверх, остальные выпрямить и соединить)

Прыг-скок, прыг-скок,

Прискакали на лужок.

(пальчики «скачут» по столу)

Ветер травушку качает,

Влево, вправо наклоняет.

(лёгкие движения кистями рук вправо-влево)

Вы не бойтесь ветра, зайки,

(«погрозить» пальчиком)

Веселитесь на лужайке.

(помахать пальцами обеих рук)

— Рассмотрите образцы и постарайтесь сами, без моей помощи, следуя за стрелочками, написать элементы строчной буквы «эль».

— Обратите внимание на направление стрелочек.

— Первый элемент пишем снизу вверх, а второй наоборот – сверху вниз.

(на доске буква «эль» со стрелочками)

— Ребята, давайте сейчас внимательно рассмотрим образец написания элементов строчной буквы «эль».

— Обратите внимание на доску, я покажу, как необходимо писать первый элемент буквы «эль»

— Найдите верхнюю рабочую строку, обведите данный элемент, затем напишите сами.

— Кто выполнил, поставьте руку на локоток, чтобы я видела, что вы закончили.

— Обратите внимание на доску, я покажу, как необходимо писать второй элемент буквы «эль».

— Обведите второй элемент, после чего пропишите самостоятельно.

— Кто выполнил, поставьте руку на локоток, чтобы я видела, что вы закончили.

Строчную букву «эль» начинаем писать немного выше нижней линии рабочей строки, ведём линию вверх, только наклоняем чуть больше обычного. Доведя до верхней линии, не отрывая руки, начинаем писать второй элемент буквы: черту с закруглением внизу. Сначала вниз ведём по написанному, затем элементы расходятся, между ними остаётся уголочек.

— Теперь напишите по образцу строчную букву «эль». Сначала обведите её, затем пропишите до конца рабочий строки самостоятельно.

Мы научились писать букву «эль», а что мы можем сложить из букв?

— Верно, давайте научимся читать слоги с буквой «эль».

5.5. Чтение слогов  

— Откройте, пожалуйста, закладку на стр. 59-ой.

— Прочитайте слог, в котором буква «эль» обозначает звук [л’], мягкий.

— Давайте хором произнесём слог «ЛИ».

— Какая буква обозначает мягкость предшествующего согласного звука?

— Теперь прочитаем остальные слоги, хором.

— Давайте прочитаем данные слоги по цепочке.

— Попробуйте придумать слова, начинающиеся с этих слогов.

— Слоги вы читаете хорошо, а теперь посмотрим, сможете ли вы их правильно и аккуратно написать.

5.6. Написание слогов с буквой «эль»

— Обратимся к прописям на стр. 23-ей.

— Какое соединение в слоге «ЛА»?

— Напишите данный слог с образцом.

— Какое соединение в слоге «ЛУ»?

— Напишите данный слог с образцом.

— Какое соединение в слоге «ЛИ»?

— Напишите данный слог с образцом.

— Какое соединение в слоге «ЛО»?

— Напишите данный слог с образцом.

— А что мы можем сложить из слогов?

5.7. Работа со словами

— Под табличками помещены 4 столбика слов.

— Прочитайте слова, которые состоят из одного слога.

— Почему в них один слог?

— Какое мы знаем правило?

— Прочитайте слово, которое отвечает на вопрос «что сделали?»

— Какое слово отвечает на вопрос «что сделал?»

— А на вопрос «что делала?»

— Какое слово отвечает на вопрос «что делал?»

— Прочитайте слова, которые обозначают игрушки.

5.8. Написание слов с буквой «эль»

— Ребята, вы молодцы, уже умеете читать слова с буквой «эль».

— А писать умеете слова?

— Сейчас мы этому будем учиться.

— Откройте, пожалуйста, прописи на стр. 23-ей.

— В слове «кукла» какое соединение у букв «к» и «у»?

— «У» и «к»?

— «К» и «л»?

— «Л» и «а»?

— Запишите данное слово самостоятельно справа от образца.

— В слове «луна» какое соединение у букв «л» и «у»?

— «У» и «н»?

— «Л» и «а»?

— Запишите данное слово.

— В слове «лиса» какое соединение у букв «л» и «и»?

— «И» и «с»?

— «С» и «а»?

— Запишите данное слово самостоятельно.

— В слове «слон» какое соединение у букв «с» и «л»?

— «Л» и «о»?

— «О» и «н»?

— Запишите данное слово самостоятельно.

5.9. Работа с текстом (стр. 59)

— А что мы можем составлять из слов?

— Ребята, откройте учебник на стр. 59-ой.

— Найдите красную точку.

— Что перед нами?

— Прочитайте данный текст жужжащим чтением и ответьте на вопрос, сколько в нём предложений?

— Давайте проверим.

— Прочитаем первое предложение.

— Сколько в нём слов?

— Почему это предложение?

— Прочитаем второе предложение.

— Сколько в нём слов?

— Прочитаем третье предложение.

— Сколько в нём слов?

— А теперь ответьте на вопрос, пожалуйста: подходит ли текст с данной ниже иллюстрацией?

— Почему?

— Поднимите руки, кто считает, что подходит.

— О ком рассказывалось в тексте?

— Что делала девочка Оля?

— Что сделали куклы?

— Как бы вы его озаглавили?

— Молодцы.

5.10. Работа с предложением в прописи на стр. 23-ей

— Ребята, я предлагаю вам вернуться на стр. 44-ую и ощутить прелесть осеннего дня.

— С данной иллюстрацией вы уже работали.

— Кто заблудился?

— Кто искал Нину?

— Откройте прописи на стр. 23-ей.

— Найдите предложение.

— Давайте его запишем.

Кто искал Нину?

— Обратите внимание, какой знак препинания находится в конце предложения.

— Начало предложения пишем с какой буквы?

— Почему «Нина» написано с большой буквы?

— Какой знак препинания стоит в конце?

— Что это означает?

— С какой интонацией необходимо прочитать данное предложение?

— Давайте прочитаем данное предложение с нужной интонацией.

— Сколько слов в этом предложении?

— Какое первое слово?

— Какие соединения в нём?

— Запишите это слово на новой рабочей строке.

— Прочитайте второе слово.

— Какие в нём соединения?

— Запишите данное слово рядом.

— Прочитайте третье слово.

— Почему оно написано с заглавной буквы?

— Какие соединения в данном слове?

— Запишите имя девочки.

— Не забудьте поставить знак препинания.

5.11. Вывод по теме урока

— С какой же буквой мы сегодня познакомились?

— Какие звуки обозначает буква «эль»?

— Какие это звуки? Гласные или согласные?

— Это звуки звонкие или глухие?

— Звук [л] – твёрдый или мягкий?

— Звук [л’] – твёрдый или мягкий?

— Что мы делали для того, чтобы научиться писать и читать букву «эль»?

— Стул и руль

— 1 слог

— Один гласный звук

— Сколько гласных, столько и слогов

— Так как все согласные звуки в данном слове твёрдые

— [с]

— Согласный

— Твёрдый

— Глухой

— [Л]

— Согласный

— Твердый

— Звонкий

— Руль

— 1 слог

— Так как последний согласный звук [л’] мягкий, в конце стоит мягкий знак

— Данные слова состоят из одного слога

— В слове «стул» все согласные твёрдые, а в слове «руль» есть как твёрдый, так и мягкий согласный звук

— Буквой  «эль»

— На шалаш, лестницу, крышку дома, туфельку, ласточку, лыжи, ласты

— Печатная

— 8 букв «эль»

— Научиться писать букву «эль»

— Если девочка отправляется на новогоднее представление, шуточное шоу, карнавал, бал зверей

— Слоги

— ЛИ

— И

— Ландыш, лампа, лоб, лошадь, липа, лимон, лыжи, лысина, лупа, луна

— Верхнее

— Верхнее

— Верхнее

— Слова

— Стол, стул

— Сколько гласных – столько и слогов

— Уснули

— Уснул

— Катала

— Катал

— Кукла, куклы

— Нет

— Верхнее

— Верхнее

— Нижнее

— Среднее

— Верхнее

— Верхнее

— Среднее

— Верхнее

— Верхнее

— Среднее

— Нижнее

— Верхнее

— Верхнее

— Предложения, текст

— Предложения

— 3

— 3

— 2

— Да

— О девочке Оле

— Она катала кукол

— Куклы уснули

— «Оля и куклы», «Куклы», «Олины куклы»

— Нина и Инна

— Инна

— С заглавной (большой) буквы

— Т.к. это имя собственное (имя девочки)

— Восклицательный знак

— Предложение содержит вопрос

— С вопросительной интонацией

— С буквой «эль»

— [л], [л’]

— Согласные звуки

— Звонкие

— Твёрдый

— Мягкий

1. Мы характеризовали звуки;

2. Читали слоги, слова, предложения;

3. Находили в тексте слова с буквой «эль»;

4. Работали с иллюстрацией, с моделью слова;

5. Писали букву «эль», а также слоги, слова и предложения с ней.

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

ПР7

ПР5

К1

П1

ПР1

К1

ПР5

К3

К1

К1

К1

К3

К1

К3

ПР4

ПР4

К1

К3

ПР4

К1

К3

К1

ПР4

К3

К3

К1

ПР3

ПР7

ПР4

К1

К3

ПР1

К1

К2

К3

6. Этап первичного

закрепления с проговариванием во внешней речи

Задача: усвоение

учащимися нового способа

действия при решении

типовых задач. Для реализации этой цели

необходимо, чтобы уч-ся

решили (фронтально, в

группах, в парах) несколько

типовых заданий на новый

способ действия при этом

проговаривали вслух

выполненные шаги и их

обоснование – определения,

алгоритмы, свойства и т.д

— Ребята, здравствуйте, меня зовут Арина Леонидовна,  и урок письма у вас проведу я.

— Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

— Что вы нового узнали?

— Молодцы.

6.1. Дидактическая игра «Лови ошибку»

— Ребята, я  предлагаю вам проверить ваши знания, поиграв в игру «Лови ошибку».  

— Я буду читать вам утверждения, если вы считаете, что я права, то хлопаете в ладоши, если вы со мной не согласны, то поднимаете руку и исправляете меня.

  1. [а],[о],[у] – это гласные звуки.
  2. Буква «и» обозначает твёрдость предшествующего согласного.
  3. Буква «у» обозначает мягкость предшествующего согласного звука.
  4. Буква «т’» обозначает звонкие звуки [т], [т’].
  5. Буква «эль» обозначает звуки [л], [л’].

— Молодцы, ребята, вы были внимательными.

6.2. Работа в прописях (стр. 24). Прописывание элементов и буквы «эль»

— Ребята, я бы хотела познакомить вас с заглавной буквой «эль».

— Давайте откроем учебник на 59-ой странице.

— Отличается ли заглавная буква «эль» от строчной?

— Да, правильно

— Ребята, я предлагаю вам открыть прописи и прописать букву «эль»

— Обратите внимание на доску, я покажу, как необходимо писать первый элемент буквы «эль».

Буква «эль» состоит из двух элементов. Первый элемент начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки; закругляем вправо вниз  доводим до нижней линии рабочей строки, затем ведём вверх, отклоняя черту вправо,  и доводим до середины широкой вспомогательной строки.

Пальчиковая физкультминутка

Раз, два, три, четыре,

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют.)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладонь скользит по другой.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

(Загибают пальцы по одному, начиная с большого.)

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли,

(Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали –

(Удары кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторяют.)

Так мы маме помогали.

— Обведите в прописях первый элемент буквы «эль» и допишите его самостоятельно до конца строки.

— Теперь пропишем второй элемент буквы «эль».

— Обратите внимание на доску, я покажу,  как правильно писать второй элемент буквы «эль».  

Пишем длинную наклонную палочку с закруглением внизу вправо, касаясь нижней линии рабочей строки, поднимаемся вверх до середины рабочей строки.

— Обведите в прописях второй элемент буквы «эль» и пропишите до конца строки самостоятельно.

— Кто выполнил, поставьте руку на локоток, чтобы я видела, что вы справились.

6.3. Дидактическая игра «Кто больше?»

— Ребята, я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Кто больше?»

— Откройте страницу 60-ю.

— Кто больше придумает слов на  выбранную букву. Называем только зверей, рыб, птиц.

— Например, буква «А», каких вы знаете рыб, зверей, птиц, на эту букву?

— Теперь на букву «У».

— На букву «О».

— На букву «Ка».

— На букву «эль».

— На букву «эс».

— Какие вы внимательные и сообразительные. Молодцы!

6.4. Работа с омонимами «Лук» (стр. 60)

— Ребята, посмотрите на доску.

(На доске висят рисунки)

— Что вы видите?

— Что перепутал художник?

— Правильно, лук,  из которого стреляют, это стрелковое оружие, и он не может расти на грядках, и мы не можем стрелять из съедобного лука.

— Ребята, а как правильно?

— Молодцы.

— Давайте посмотрим на страницу 60-ю.

— У Нины лук.

И у Толи лук.

— Посмотрите на картинку. Как вы думаете, у кого какой лук?

— Почему вы так думаете?

— Молодцы.

— Что мы можем сказать, исправив ошибку художника и посмотрев картинку учебника?

— Какой мы можем сделать вывод?

— Да. Мы можем сказать, что это разные слова, и они имеют разные значения, хотя пишутся одинаково.  

Физкультминутка

В тёмном лесу есть избушка.

Стоит задом наперёд.

В той избушке есть старушка,

бабушка Яга живёт.

Нос крючком, глаза большие,

словно угольки горят.

Ух! Сердитая какая.

Дыбом волосы стоят!

— Изучили букву  «эль». Научились её писать

Играют в игру и внимательно слушают учителя

  1. Да.
  2. Нет.
  3. Нет.
  4. Нет.
  5. Да.

— Нет. Они похожи. Только заглавная буква выше строчной.

Следят за тем, как правильно писать букву «Л» заглавную.

Разминают пальчики. Наблюдают за учителем.

Прописывают второй элемент буквы «эль»

Играют в игру «Кто больше?»

— Лук, из которого стреляют, не может расти на грядках.

— Мы не можем стрелять из съедобно лука.

— Нужно переставить местами. Стрелок должен держать стрелковый лук.

— Девочка должна держать съедобный лук.

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

Индивидуальная

К2

Л1

К2

Л1

К1

К2

Пр5

Пр4

К3

К1

К2

Пр8

К3

К2

К1

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

7.1. Прописывание слогов с буквой «эль»

— Ребята, следите за моей рукой, я буду показывать, как правильно нужно писать заглавную букву «эль» на доске.

Заглавную букву «эль» начинаем писать так же, как и заглавную букву «А» только без последнего элемента.

Первый элемент Начинаем писать немного выше нижней линии рабочей строки, закругляем вправо вниз и, коснувшись нижней линии рабочей строки, ведём плавно вверх длинную наклонную линию. Не доводя до следующей строки, останавливаемся и ведём  длинную наклонную линию вниз до нижней рабочей строки. Коснувшись нижней линии рабочей строки не отрывая руки, закругляем элемент вверх.   

— Хорошо, а сейчас я проверю, как вы можете сами без моей помощи написать заглавную букву «эль» и слова с буквой «эль», откройте прописи на с. 24.

— Кто справился с работой, поднимите руку.

7.2. Прописывание слов с заглавной буквой «эль»

(Хожу по классу и наблюдаю за тем, как дети пишут)

— Ребята, почему слова Лина, Лука, Алла пишутся с большой буквы?

— Правильно, молодцы. 

Наблюдают за тем, как учитель на доске прописывает букву «эль».

Прописывают букву «эль» и слова с буквой «эль»

— Потому что это имена собственные.

Индивидуальная

Фронтальная

Фронтальная

ПР4

ПР5

К3

8. Этап включения в систему знаний и повторения

 Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

8.1. Работа с текстом. Озаглавление текста (стр. 63)

— Ребята, откройте страницу 63-ю. Давайте прочитаем текст.

— О чём говорится в тексте?

— Давайте придумаем тексту заголовок.

«Алла и Ната»

-Хорошо, молодцы.

8.2. Конструирование предложений (стр. 63)

— Ребята, а давайте посмотрим на красную точечку после текста.

Ниже нам предложено задание. Давайте посмотрим, что это за задание.

— Ребята, это предложения?

— А почему нет? Чего не хватает?

— Да, не хватает слов. Я предлагаю вам по цепочке прочитать и вставить пропущенные слова.

Окуни и лини – рыбы. 

— Аисты и утки – птицы. 

— Лисы и лоси – звери.

— Ребята, теперь похоже, что это предложения?

— Почему?

— Правильно, молодцы.

8.3. Составление предложения к схеме (Где живут лисы и лоси?)

— Ребята, а где живут лисы и лоси?

— Обратите внимание на доску. Составьте предложение по схеме.

Тараканище чуковский читать сказку с картинками

        Тараканище чуковский читать сказку с картинкамиТараканище чуковский читать сказку с картинкамиТараканище чуковский читать сказку с картинкамиТараканище чуковский читать сказку с картинкамиТараканище чуковский читать сказку с картинкамиТараканище чуковский читать сказку с картинками

— Какое у нас получилось предложение?

— Молодцы.

8.4. Подбор слов к модели (стр. 63)

— Ребята, обратите внимание, на 63-й странице, перед лентой букв, под красной точечкой нам дана схема.

— Посмотрите внимательно и скажите мне, сколько слогов в слове?

— Да, один слог.

— Давайте посмотрим, кто изображён на картинке? Какое из слов подойдёт к нашей схеме?  

— Пойдет слово аист? Почему нет? Правильно, потому что в слове аист 2 слога, а у нас в схеме один слог.

— Подойдёт ли слово лиса? Почему?

— Подойдёт ли слово утка?

— Так какое слово подходит?

— Правильно, слово лось. 

— Назовите первый звук в слове лось.

— «эль» — гласный или согласный? Твердый или мягкий?

— Молодцы, вы были очень внимательными на уроке.

Читают текст. Придумывают заголовок к тексту.

— Нет

— Не хватает слов. Нет законченной мысли.

Вставляют пропущенные слова.

— Есть законченная мысль.

Составляют предложение по схеме.

— «Лисы и лоси живут в лесу»

Подбирают слова, чтобы найти нужное слово, которое соответствует схеме.

— Нет. В слове аист 2 слога. Не подходит.

— Нет. Потому что в слове лиса 2 слога.

— В слове утка 2 слога. Не подходит.

— В слове лось один слог, значит слово лось подходит.  

— Звук [л’]

Согласный, твёрдый.

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

К2

Л1

Пр3

Пр3

Л1

Пр3

К2

9. Этап рефлексии учебной

деятельности

Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

9.1. Работа с лентой букв

— Ребята, ниже на 63-й странице нам дана лента букв.

— В каком домике поселилась наша буква «эль»?

— Почему она на верхнем этаже?

— Правильно.

— А почему буквы « ка», «тэ» , «эс» на нижнем этаже?

— Молодцы.

9.2. Рефлексия

— Ребята, поднимите руку те, кто доволен своей работой на уроке?

— А остальным я желаю не быть молчаливыми на уроке, а тоже включаться в работу.

— Спасибо за урок, до свидания!

— Она обозначает звонкие, согласные звуки [л],  [л’].

Фронтальная

К2

  • Таня читает сказку три медведя какая это речь
  • Тараканище чуковский сказка текст
  • Тапер аргументы для итогового сочинения
  • Тарас бульба аргумент для итогового сочинения
  • Тараканище сказка читать на русском