Там русский дух там русью пахнет сочинение

Номинация: дошкольное отделение. направление: образовательные проекты и исследования. секция: история. название проекта: там русский дух, там русью пахнет. руководитель структурного

Номинация: дошкольное отделение.

Направление: образовательные проекты и исследования.

Секция: история.

Название проекта: «Там русский дух, там Русью пахнет».

Руководитель структурного подразделения: Сотникова О.В.

Наименование образовательной организации — Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 1519», корп.8 СЗАО г. Москвы.

Команда участников — дети старшей группы №1 «Ромашково» (18 человек).

Руководители — воспитатели группы №1: Комарова И.Н.; музыкальный руководитель: Туманова С.С.

Объектом нашего исследования стала история возникновения древнерусского государства, жизнь и быт наших предков. Одной из видов продуктивной деятельности проекта является художественно-эстетическое развитие, которое проводится в игровой форме и стимулирует воображение, логическое мышление и интерес детей к поставленной задаче. Срок реализации проекта: 09.2019-01.2020.

Цель проекта:

  • Познакомить детей с историей образования Российского государства, с жизнью и бытом наших предков в древности.
  • Формировать духовно-нравственные и патриотические качества личности ребенка, воспитывать любовь к родному краю.
  • Активизировать познавательную активность детей, направленную на дальнейшее ее развитие.

В процессе работы решались следующие задачи:

  • Прививать интерес у детей к истории и культуре России;
  • Развивать интеллектуальные и коммуникативные способности детей;
  • Формировать у детей познавательный интерес;
  • Воспитывать в детях любовь к Родине и родному краю, желание защищать свое Отечество и гордиться им;
  • Развивать творческие способности детей, воспитывать эстетические чувства и чувства прекрасного.
  • Активизировать наглядно — образное мышление детей;
  • Учить детей использовать свои знания в сюжетно-ролевых играх.

Используемые методы: Игровые, словесные, практические и наглядные.

Полученные данные: В ходе проектной деятельности дети узнали о жизни и быте древнерусских людей и получили начальное представление об истории возникновения Российского государства. Дети пришли к выводу, что жизнь и быт наших предков отличались от сегодняшних дней, а наше государство образовывалось долго и сложно. Поэтому мы должны любить, беречь и охранять нашу Родину, и быть благодарны нашим предкам.

Выводы: Данный проект помог получить детям начальную информацию об истории образования России и жизни древнерусских людей; стимулировал познавательную активность; сформировал у детей азы патриотизма и любви к Родине. Художественное творчество и другие продуктивные виды деятельности в сочетании с игрой помогли активизировать воображение логическое мышление и интерес детей к поставленной задаче. Наши воспитанники с удовольствием участвуют в проекте.

Дети входят в зал и танцуют хоровод вокруг кувшина.

После танца ребята становятся полукругом.

Ведущий: Ребята, посмотрите на кувшин, который мы в сентябре нашли на нашем участке. Вы помните, кто нам его послал?

Дети: Да! Его нам подарил Подземный Царь и написал послание.

Ведущий: Давайте мы прочтем это послание для всех наших гостей.

Читает послание: — Здравствуйте, дорогие друзья!

Я услышал, что вы интересовались, как жили люди раньше на Руси.

И решил вам помочь.

Этот волшебный кувшин я пронес сквозь время из прошлого в настоящее.

Он покрыт пылью времени и пахнет русским духом.

Узнайте все о том, как жили русские люди на Руси, тогда вы сможете потереть бок кувшина ладошкой и очутиться в волшебной сказке!

Удачи! Ваш Подземный Царь!

Ведущий: Мы с вами, ребята, очень старались и о прошлом Руси много узнали.

Давайте всем расскажем.

1 ребенок: Давным-давно наше государство называлось не Россия, а Русь.

Русь образовалась не сразу. Жили люди сначала племенами.

Племена назывались славянскими. Племен было много, а говор и обычаи похожи. Волосы у них были русые, то есть светлые.

Дети из полукруга делятся на три племени и говорят:

— Мы словене, мы поляне, а мы вятичи.

2 ребенок: Во время войны в племени выбирали главного вождя – князя.

Князья стали иметь большую власть.

Им подчинялась дружина – лучшие воины.

Жили племена, то враждуя между собой, то мирясь.

Выходят по одному ребенку из каждого «племени» и имитируют бой на мечах.

(Можно мини-танец в музыкальном сопровождении). Бой заканчивается, участники пожимают друг другу руки и расходятся по своим племенам.

3 ребенок: Племена образовали свои княжества.

Дети разворачивают плакаты со своими княжествами и говорят:

— Мы Новгородское княжество, мы Киевское княжество, мы Изборское княжество.

3 ребенок: Строили княжества на высоком берегу около рек и лесов. Огораживались от врагов крепостью. Росли княжества, превращаясь в города.

Города старинные,
Крепость на реке.
Новгород на Волхове,
Муром на Оке.
Здесь дружины храбрые
В бой вели князья,
Конного и пешего
Недруга разя.
(В.Степанов)

4 ребенок: В мирное время люди строили бревенчатые дома, охотились на зверей, ловили рыбу, выращивали рожь и пшеницу, овощи и фрукты.

5 ребенок: Гончары из глины делали посуду.

Кузнецы ковали серпы, мечи, ключи, замки.

Русская народная песня: «Во кузнеце». Два ребенка-кузнеца имитируют работу.

6 ребенок: Ткачи из льняных нитей ткали ткани. Пряхи из овечьей шерсти пряли нити. Мужики из лыка плели лапти, делали лобки, а из прутьев – корзины.

7 ребенок: Кожевники из кожи животных шили одежду и обувь. Мастера из дерева вырезали деревянную посуду, ложки, черпаки, делали деревянные бочки и телеги.

8 ребенок: Игрушки для детей делали из дерева, глины, соломы, тряпочных лоскутиков.

9 ребенок: Все свои изделия, урожай и добычу люди продавали на ярмарках и базарах.

Города старинные
Мастерами славные.
Улицы кузнечные,
Улицы гончарные.
Площади торговые,
Праздничные ярмарки –
Из Ельца – матрешки,
А из Тулы – пряники.
(В.Степанов)

10 ребенок: Но как начиналась война, крепости и дома сгорали. Все хозяйство гибло и пропадало! Очень горевали люди и плакали. (Фраза сопровождается зловещей мелодией.)

Дети переворачивают плакаты на сторону с горящими и разрушенными княжествами.

Выходит ребенок в одежде князя и говорит:

Правил в Новгороде князь Гостомысл.

Погибли у него все сыновья, но осталось три дочери.

Средняя дочь Умила была замужем за варяжским князем, и было у нее три сына: Трувор, Рюрик и Синеус.

Пригласил князь Гостомысл свою дочь Умилу и ее сыновей править землями славянскими. Приплыли варяги на красивых ладьях. И вышел их встречать народ.

(Имитация приплытия на картонном корабле.)

11 ребенок: Принесли славяне варягам дары и просили:

— Станьте нашими князьями.

Устали мы от войн, сохраните мир между нашими племенами.
Стали Трувор, Рюрик и Синеус править в разных княжествах.
Рюрик стал князем в Новгороде, а потом и в Киеве.
Потомки Рюрика правили почти 700 лет.
Они объединили все княжества в одно государство.

Все дети: И назвали его Русь!

Песня о Руси.

Дети садятся на стульчики.

Ведущий: Какие вы, ребята, молодцы! Теперь мы можем потереть бок волшебного кувшина и очутиться в сказке!

Ведущий или ребенок трет бок кувшина. Раздается таинственная музыка, мелькают разноцветные звездочки, и начинается сказка…

Открывается занавес, и появляются царские палаты.

На троне сидит царь и спит.

Открыв глаза, царь испуганно машет руками и кричит:

— Чур — меня, чур – меня, что за демоны вокруг!

Вы кто такие?

Дети: Мы дети из сада, …

Царь: Как вы сюда попали?

Дети: Нам волшебный кувшин помог. Перенес нас в прошлое.

Царь: Вы точно не демоны?

Дети: Нет!

Царь: Тогда размещайтесь в моих палатах, будьте гостями. Эй, слуги!
Позвать сюда скоморохов! Дорогих гостей развлекать, да радовать будем.

Танец скоморохов на деревянных лошадках.

Царь: Ну, что понравилось вам, как танцуют мои шуты?

Дети: Да!

Ведущий: Батюшка Царь, давай, и наши ребята порадуют тебя и песню споют.

Песня: «Жили у бабуси два веселых гуся»

Царь: Хорошо ребята поют, да только мои старушки веселушки веселее будут.

Выбегают старушки веселушки и поют частушки из м/ф «Летучий корабль».

Ведущий: Да, весело в твоем царстве – государстве. Только наши ребята поумнее кикимор будут. Они все о жизни в твоем государстве знают.

Царь: Не верю!! Сейчас проверю!!

— Какого государства я царь? (Царь Руси)

— Как называется мой дом? (Дворец с царскими палатами)

— Кто мои палаты сторожит? (Дружина)

— А топорики дружине кто кует? (Кузнец)

— А где мой работник Балда живет? (В избе)

— На чем он спит? (На лавке)

— В чем он готовит? (В печи)

— Чем свой дом освещает? (Лучиной)

— Из чего в моем государстве хлеб пекут? (Из ржаной муки)

— А где муку молят? (На мельнице)

— В чем моя повариха огурцы солит? (В бочке)

— Что нужно моей ключнице? (Замки и ключи)

— На чем Марья царевна прядет нити? (На прялке)

— А кто на печи в моем царстве разъезжает? (Емеля)

Царь: Правильно, а вот и он едет.

Под музыку выезжает Емеля на печи, играет на балалайке.

Емеля: Ой. Куда это я приехал?

Царь: Да у меня ты, дурень, в царских палатах!

А это гости в нашем царстве. (Показывает на ребят)

Говорят, из будущего попали к нам. Все знают, на все вопросы отвечают.

Емеля: Правда?! Ай, да молодцы! А у меня вот горе приключилось.

Нынче в огороде копал, да колечко потерял. Дорого оно мне.

Сама царевна Несмеяна мне его подарила.

Может быть вы мне поможете его найти?

Дети: Да!

Емеля: Тогда, ай да, за мной в огород!

Дети за Емелей едут в огород. В огороде стоит пугало и растут овощи.

Емеля: Вот мой огород и колечко где-то здесь спряталось. Если мы все овощи соберем, то моей маменьке поможем, и, наверное, колечко само найдется.

Игра: Дети по команде собирают с грядок овощи, а пугало оживает и мешает ребятам собирать урожай.

Пугало машет руками и приговаривает:

Вот воронья сколько налетело, все запасы мои сейчас разворуют!

Как только дети собрали овощи, между грядками появляется Емелено колечко.

Ребята отдают его Емеле.

Емеля: Ах, спасибо вам ребятушки, теперь я буду беречь колечко как зеницу ока!
И на радостях приглашаю вас повеселиться на ярмарочной карусели.

Емеля берет шест с разноцветными лентами, и предлагает ребятам каждому взяться левой рекой за одну ленту. Следует объяснить, что при быстрой музыке дети скачут по кругу боком (лицом к Емеле) приставным шагом. А как только музыка замедляется — ребята поворачиваются друг за другом и идут как лошадки, высоко поднимая колени.

Емеля: Хорошо повеселились. От смеха мне живот аж прихватило! Поеду-ка я домой к матушке, щей похлебаю, да блинов поем. Доброго вам пути, ребята!

Спасибо за помощь! Емеля уезжает.

Ведущий: И тебе, Емеля, всех благ!

Ну, что, ребятки, и нам пора домой возвращаться. Давайте потрем наш сказочный кувшин за бочок и скажем волшебные слова:

— Мы в русской сказке находились,
Чудесам там подивились.
А теперь пора домой.
Через себя перевернитесь (дети поворачиваются вокруг себя)
И в детском саде очутитесь!

Вот мы и дома в родном детском садике. Понравилось вам путешествие?

Дети: Да!

Ведущий: Спасибо волшебному кувшину! Ой, какой-то он тяжелый стал.

Давайте в него заглянем.

Ведущий открывает крышку кувшина, а внутри – сюрприз для детей.

Ведущий: Ребята, да это же вам подарок от Царя из Тридевятого царства. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу, там мы рассмотрим получше ваши награды.

Дети: Спасибо за внимание, до свидания!

Приложение

Список литературных источников

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников.- М.: Мозаика – Синез, 2014.
  2. Горелова Н.А. Москвоведение. Путешествие в прошлое Москвы. — М.: ОАО Московские учебники, 2005.
  3. Крашенников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников.- М.: Мозаика – Синез, 2014.
  4. Майорова Н. Русская история. – М.: Белый город, 2004.
  5. Селихова Л.Г. Ознакомление с окружающим миром. – М.: Мозаика – синтез, 2006.
  6. Степанов В.А. Моя родина — Россия. — М.: Фламинго, 2004.

На чтение 10 мин. Просмотров 4 Опубликовано

Стихотворение А.С. Пушкина

maxresdefault_11.jpg

У лукоморья дуб зелёный;Златая цепь на дубе том:И днём и ночью кот учёныйВсё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,Налево — сказку говорит.Там чудеса: там леший бродит,Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожкахСледы невиданных зверей;Избушка там на курьих ножкахСтоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;Там о заре прихлынут волныНа брег песчаный и пустой,И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,И с ними дядька их морской;Там королевич мимоходомПленяет грозного царя;

Там в облаках перед народомЧерез леса, через моряКолдун несёт богатыря;В темнице там царевна тужит,А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою ЯгойИдёт, бредёт сама собой,Там царь Кащей над златом чахнет;Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;У моря видел дуб зелёный;Под ним сидел, и кот учёныйСвои мне сказки говорил. 

Краткий анализ стиха «У лукоморья» Пушкин А. С.

Известный всем с детства текст «У лукоморья дуб зеленый» — это пролог к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».  Написаны они были, как и многое другое, благодаря няне поэта Арине Родионовне. В одной из сказок, которые она рассказывала Пушкину, есть такие слова: «У моря лукоморья стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет –песни поет».

Из этих строчек Пушкин сначала написал эпиграф к тетради, в которой записывал сказки, а уже потом переделал их в пролог к поэме «Руслан и Людмила». Текст пролога про Лукоморье был впервые опубликован во втором издании поэмы в 1828 г.  А поэма стала как бы одной из сказок волшебного кота.

И как это иногда бывает, текст пролога вдруг стал самостоятельным художественным произведением. Которое все мы с радостью и удовольствием учим в начальной школе и рассказываем своим детишкам, укладывая их спать. Ведь согласитесь, что нет для малыша более выразительного сказочного представления, в котором каждая строчка является кусочком волшебной мозаики.

Ослепительно яркие кусочки которой, несмотря на малый размер, сами превращаются в маленькие сказки про русалку, бабу ягу, прекрасных витязей и многое-многое другое. И являются окошками в те большие сказки, из которых они пришли.  А все стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый» указывает на некий волшебный, фантастический, чудесный сказочный мир, в котором немедленно хочется оказаться.

Это интересно: Русская народная сказка «Иван царевич и серый волк», записанная Жуковским в 1846 году, повествует о жизни молодого царевича, который однажды столкнулся с удивительными вещами, сотканными из волшебства, опасностей и приключений.

Текст стихотворения А. С. Пушкина «У лукоморья»

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой,

Там царь Кащей над златом чахнет;

Там русский дух… там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Стихотворение «У лукоморья» – анализ по плану

Вариант 1

Хрестоматийное произведение А.С. Пушкина — стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый». Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» дети узнают задолго до школы, потому что простой слог и обилие сказочных образов делают его легко запоминающимся. Произведение можно найти в любом списке литературы, рекомендованной к прочтению еще для малышей.

Композиция и жанр

Композиция отрывка напоминает структурой народную сказку. Четко выделяются основные части: присказка с описанием лукоморья и ученого кота, основная часть с перечислением сказочных героев и классическая сказочная концовка «..и там я был, и мед пил..».

Форма сказки обусловлена тем, что «У Лукоморья дуб зеленый…» является прологом к сказочной поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Поэма наполнена волшебными событиями. Поэтому и начинается с введения читателя в мир сказки, с создания таинственной атмосферы, ожидания чуда. У А.С. Пушкина был огромный запас фольклорного материала, потому что он был воспитан на русских народных сказках.

Его няня Арина Родионовна знала несметное количество сказов, легенд, поверий, былин, в которых была собрана настоящая сокровищница русского фольклора. Впоследствии Александр Сергеевич попытался наиболее точно воплотить все услышанное в сказках.

«У Лукоморья дуб зеленый» начинается описанием волшебного пейзажа сказочной страны, где будут происходить события поэмы. Становится понятно, что волшебная страна находится у моря. Воображение читателя представляет нависающий над стихией многолетний дуб с золотой цепью. И центральной фигурой предстает ученый кот, который рассказывает сказки. Это обобщенный образ рассказчика во всех русских народных сказках, среди которых Боян, Садко и другие.

После введения в место событий автор рисует чудеса, которые постоянно происходят в волшебной стране. Леший, русалка, невиданные звери, избушка на курьих ножках. Все персонажи изображены на фоне российских пейзажей, которые четко видны в описанной поэтом природе.

Среди перечисленных сказочных событий — указание на одну из самых запоминающихся картин поэмы: «..колдун несет богатыря..». Данный факт говорит о фольклорном происхождении сюжета поэмы. Все указывает на древнерусское происхождение Лукоморья. Сам автор утверждает: «Там русский дух…» Чтобы убедить читателя в реальности картины, поэт употребляет традиционную сказочную концовку «..и я там был..»

Размер

Написано произведение четырехстопным ямбом — одним из самых популярных размеров для лирики 19 века, который придает стиху размеренность и подчеркивает повествовательный характер поэмы.

Образы русской мифологии

Стихотворение насыщено изображением сказочных героев. Чтобы показать читателю волшебный мир Лукоморья, поэт использует олицетворения: кот «песнь заводит», ступа с Бабою Ягой «идет, бредет сама собой», бурый волк «служит».

Самая запоминающая метафора стиха говорит о том, что у Лукоморья «Русью пахнет». Это главный акцент пролога. Также у Лукоморья лес и дол «видений полны». Эта строка несет метафорический смысл и одновременно является частью стилистического художественного приема — анафоры.

Автором использованы многочисленные эпитеты. Вот некоторые примеры: «на неведомых дорожках», «невиданных зверей», «витязей прекрасных».

Особого колорита придает использование дрвнерусских слов: брег, злато, чахнет, чреда.

В сроках использованы образы русской мифологии: Баба яга, Кащей, витязи, колдун. Но эти персонажи передают общую картину Руси. Богатыри олицетворяют мощь русской земли, дуб — ее мудрость, царевна — красоту и верность. С их помощью поэт концентрирует внимание читателя на изображении Родины, ее природных и фольклорных богатств, которые всегда его вдохновляли.

Это интересно: Описание Тараса Бульбы из текста — сочинения с цитатами.

Вариант 2

Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый» было написано Пушкиным в 1824–25 годах. Более точная дата этого произведения неизвестна. Оно является вступлением к сказочному сочинению «Руслан и Людмила». Этот отрывок так полюбился читателям, что отпочковался от основного произведения и стал самостоятельным стихотворением.

Вступление в поэме-сказке «Руслан и Людмила» было навеяно Пушкину сказками няни, которые она рассказывала поэту долгими зимними вечерами во время его ссылки в Михайловское. Дуб тот рос на берегу моря в уютной бухте – лукоморье. Это старорусское слово. Лучшего места для кота-сказочника не найти. Поэт говорит читателям о том, что сказку о Руслане и Людмиле рассказал ему кот ученый. Да и где как не в бухте, можно увидеть, как

…На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Во вступлении нашли отражение и другие сказки, которые поведала поэту его няня. Впоследствии, Пушкин написал в стихах все эти сказки. Их героев он вскользь упомянул и во вступлении к «Руслану и Людмиле». Через строки этого стихотворения Пушкин вводит читателя в особый, волшебный мир. Основная идея вступительного стихотворения к поэме заключается в стремлении поэта подчеркнуть сказочность, и в то же время, народность произведения.

Композиция и строение стиха в стихотворении

В анализе стихотворения «У лукоморья дуб зеленый» необходимо упомянуть о своеобразном построении этого произведения. Композиция пролога к поэме двухчастная. При этом первая часть как бы окольцовывает вторую. То есть первая часть служит началом и концом произведения, а вторая часть – его серединой. В стихотворении есть и лирический герой – его автор, которому кот ученый (еще один герой произведения) рассказывает волшебные сказки.  Классический стихотворный размер четырехстопный ямб делает астрофический стих напевным, плавным.

В трех четверостишиях рифма перекрестная. Мужские слоги сочетаются с женскими. Четвертая строфа выбивается из принятого Пушкиным строя. В ней 6 строк: первая и вторая строки – смежная рифма, третья и шестая – перекрестная, четвертая и пятая – смежные. Пятая строфа состоит из 5 перекрестно зарифмованных строк, только пятая строка рифмуется с четвертой. Следующая строфа – четверостишие со смежными рифмами. Далее следует двухстрочная строфа, и завершается произведение четверостишием с кольцевой рифмовкой.

Средства художественной выразительности

Стихотворение становится динамичным благодаря обилию глаголов: ходит, идет, заводит, говорит, бродит, сидит, стоит, прихлынут, выходят, пленяет, несет, тужит, служит и др. В нем много образов, но упоминаются они, как бы вскользь. Пушкин показывает, таким образом, о ком, какие сказки рассказал ему кот ученый.

Сказочность, обособленность мира лукоморья, о котором рассказывает поэт, подчеркивается эпитетами неведомый, невиданных. Эти и другие эпитеты играют роль художественных определений, помогают ощутить цвет и форму предметов и событий, помогают читателю представить себе происходящее. Эпитеты – зеленый, златая, ученый, на курьих, песчаный и пустой, бурый.

Старославянизмы – златая, курьих, брег, чредой переносят нас в далекое прошлое, когда жили герои сказок и поэмы «Руслан и Людмила».

В описании витязей, выходящих из моря, используется аллитерация, подчеркивающая шум волн:

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны.

Глубокий смысл заложен Пушкиным в словах: «Там русский дух… там Русью пахнет!» Что же это за русский дух? Это природа, очарование каждого времени года в отдельности, и любовь к ней. Это быт, культура русских людей – необыкновенная, самобытная, дающая русскому человеку силы выстоять в любых бедах; это русские сказки и сказания, которые учат добру и порядочности, это христианская вера, призывающая к терпению, смирению и любви. Вычеркните все это из жизни русского человека, и он будет деморализован.

Это интересно: Комедия Ревизор Николая Васильевича Гоголя, написанная в 1835 году, показывает жизнь обычного, небольшого, уездного городка, высмеивает пороки его жителей, обличает их отрицательные черты. Одной из них является “хлестаковщина”.


10fe8e3fe5

Shovel Knight

К триумфальному возвращению одной из старейших стратегических серий компания Microsoft готовила нас основательно. В течение трех лет вышли замечательные переиздания всех трех классических игр с полностью обновленной графикой, ворохом изменений в интерфейсе и геймплее, да еще и щедро дополненные новыми сюжетными кампаниями и цивилизациями. Легендарная вторая часть с новыми силами ворвалась в киберспортивное пространство, продолжая и по сей день обрастать новыми дополнениями.

Именно от монументальной Age of Empires ll отталкивались разработчики четвертой части в лице двух студий — Relic Entertainment и World’s Edge. От стрекота пороховых орудий и грохота гаубиц нас вновь вернули к звону средневековых мечей и свисту монгольских стрел под барабанящий хор копыт.

Деградировавшая к третьей части экономика возвратилась к своей первозданной глубине: крестьяне больше не могут бесконечно рубить лес и колотить золотую жилу, не отходя от кассы. Нужны лесопилки для досок, фермы для сбора еды и рудники для складирования золота и камня. Видов ресурсов вновь четыре: еда, дерево, золото и камень. Добыча провизии на ранних этапах снова стала целой наукой с воровством овец у оппонента, охотой, рыбалкой, ощипыванием кустов с ягодами и азартным забоем мясистого, но очень злого вепря. На более поздних этапах возня с едой автоматизируется за счет засеивания полей или постройки загонов для овец, чтобы игрок, наконец, отвлекся от экономики и сосредоточился на боевых действиях. Именно неспешность и глубина ранней экономики была изюминкой серии, которая потерялась в третьей игре. Отстройка первых ферм и домов, растягивание частокола, ритмичные удары топоров по дереву, звон золотой жилы и блеяние овечек придавали игре какой-то неповторимый уют, несколько роднящий серию с первой Stronghold. К счастью, разработчики прислушались к многолетнему ворчанию сообщества и вернули нам эту идиллию.

Первые же геймплейные демонстрации Age of Empires 4 внушили долю скепсиса относительно визуальной составляющей игры. Четвертая часть и впрямь совершенно не удивляет графически, немногим отличаясь внешне от переизданной год назад третьей части. Кроме того, разработчики немного извратили пропорции, отчего здания и деревья выглядят несколько уменьшенными относительно реальных размеров. Огромные внушающие священный ужас замки из второй части ушли в небытие, уступив место менее впечатляющим внешне донжонам. Впрочем, тактику “касл-дроп на лицо оппонента” никто не отменял, ведь обманчивый внешний вид не устранил разрушительную мощь этих построек.

Тем не менее, пропорции и не самый презентабельный внешний вид игры с лихвой покрываются работой художников, наглядностью и, что немаловажно, возможностью комфортно гонять копейщиков по полям практически на любой “картошке”. Автор этих строк с опаской ожидал прихода четвертой “Эпохи”, обладая лишь стареньким ноутбуком с ветхими Core i5 и Geforce GTX 1050 на борту. К счастью, игра прекрасно летает на высоких настройках, выдавая непозволительно сочную картинку для столь ветхого железа. По части оптимизации разработчики вдохновлялись DOOM 2016, и игра действительно так же виртуозно держит баланс между красотой и производительностью, как позапрошлые похождения Думслеера. Даже массовые сражения с сотнями рыцарей, десятками мангонелей и рушащимися фортофикациями на экране не роняют FPS.

Модельки и анимацию юнитов сложно назвать выдающимися, однако, в отличие от отвратительного ремейка Warcraft 3: Reforge, в Age of Empires 4 чувствуется рука людей, понимающих, как должны выглядеть и ощущаться стратегии в реальном времени. В вышеупомянутом Reforge при весьма качественной графике сверху все сливалось в неперевариваемую кашу, в которой сам черт ногу сломит, что происходит на поле брани. В четвертой “Эпохе” же, напротив, происходящее весьма наглядно. Расклад сил легко читаем, бойцы ярко выделяются на фоне простенько оформленного ландшафта и убедительно машут мечами. За цветовую гамму явно отвечали не дилетанты, для растительности подобраны мягкие салатовые цвета, от которых не устают глаза. Порадовало техническое состояние проекта: в отличие от ремастеров второй и третьей частей, тут не встретилось ни одного бага, вылета или зависания, а сетевой код не вызвал ни грамма нареканий.

Помимо этого, игра радует небольшими, но приятными визуальными деталями. Вокруг построенных зданий преображается территория — появляются дорожки, участки с небольшими огородами, мешками и ведрами воды, натянутые шкуры рядом с охотничьим домиком, каменная плитка и кусты возле монастыря… Как заведено в серии, с переходами в новую эпоху постройки видоизменяются, а на модельках бойцов появляется новое обмундирование после улучшений.

Больше всего радует радует работа со звуком. Никогда доселе стратегии не звучали столь убедительно. Что звуки природы, что хаос потасовок вышли отменными, вы можете закрыть глаза и без труда оценить масштаб сражения на экране. На это работает динамичная музыка и озвучка. Музыка всегда была визитной карточкой серии, а заглавная тема Age of Empires навсегда поселилась в сердце любого фаната RTS. Во время мирной отстройки городов звучат спокойные мелодии, а стычки с врагами приобретают более динамичный музыкальный окрас. Когда масштаб сражения начинает переваливать за сотни душ, гремит величественный оркестр, а стоит врагу начать громить ваши здания и убивать крестьян, начинает играть максимально тревожная композиция. Также тут появилось много музыкальных тем, уникальных для каждой цивилизации и передающих их уникальный колорит.

Про озвучку хочется поговорить отдельно. Юнитам досталось множество реплик под каждую ситуацию. Как обычно, каждая цивилизация говорит на своем языке, и нас особенно волновала озвучка Руси. Еще в третьей части русские радовали чистым произношением без акцента, но тут разработчики заморочились со старославянским колоритом. Вместо дежурных “иду” ваши подопечные выдают фразы вроде “идти надобно поскору, таков наказ есть!”, а отправляя крестьян на охоту, вы услышите что-то вроде “любо мне зверя бить”. Каждой нации попытались придать какой-то уникальный говор и необычный старинный акцент, что прекрасно работает на атмосферу.

Говоря о Руси, нельзя не отметить тот факт, что данной цивилизации досталась полноценная сюжетная кампания “Расцвет Москвы”, рассказывающая о том, как в течение трех сотен лет великий город вырос из небольшой деревушки под гнетом монгольских захватчиков. Здесь мы поучаствуем в строительстве первого московского Кремля, проведем сражение на Куликовом поле, отобьем Новгород, “постоим” на реке Угре, захватим литовскую крепость Смоленск, а под занавес окончательно выдавим Золотую Орду в Казани вместе с Иваном Грозным.

Говоря о Руси, нельзя не отметить тот факт, что данной цивилизации досталась полноценная сюжетная кампания “Расцвет Москвы”, рассказывающая о том, как в течение трех сотен лет великий город вырос из небольшой деревушки под гнетом монгольских захватчиков. Здесь мы поучаствуем в строительстве первого московского Кремля, проведем сражение на Куликовом поле, отобьем Новгород, “постоим” на реке Угре, захватим литовскую крепость Смоленск, а под занавес окончательно выдавим Золотую Орду в Казани вместе с Иваном Грозным.

Всего сюжетных кампаний четыре: мы завоюем Англию за норманов, поможем франкам отбиться от англичан в классической для серии Столетней войне, захватим полмира за монголов и вырастим Великое Московское княжество. Нырять вы вольны в любую кампанию, разве что перед этим необходимо завершить пару обучающих миссий за норманнов. В каждой кампании нас ждут 8-9 заданий, между которыми впаяны ролики. В роликах женский голос рассказчицы ведает игроку историческую подоплеку происходящих событий, пока на экране под аккомпанемент атмосферной музыки показывают занятные ролики с живыми актерами, напоминающие выпуски исторических передач. Часто игра использует любопытный прием — нам демонстрируют реальные объекты в наши дни, но на их фоне золотистые полупрозрачные силуэты средневековых солдат ведут боевые действия. Например, мы видим реальную съемку Казанского кремля, но поверх неё нарисованные на компьютере призраки солдат и осадных сооружений обмениваются градом стрел. Эдакий дух истории наяву.

Видно, что визуальный трюк с золотыми силуэтами понравился разработчикам, потому они используют его и в самой игре. Теперь мы видим мелькающие на разных этажах призраки рабочих при строительстве зданий, хотя сами они так же долбят молотками у фундамента. Те же силуэты отвечают за управление осадными орудиями — эдакий компромисс между экипажем гаубиц в третьей части и беспилотными мангонелями из второй.

По заветам Starcraft 2 задания радуют проработкой, разнообразием и постоянно меняют темп геймплея. После потной часовой миссии с отстройкой базы под гнетом вражеских атак и взятием крепости игра обязательно подкидывает какую-нибудь ненапряжную десятиминутную прогулку с героем и небольшим отрядом, а эпичные обороны перемежаются с какими-нибудь лихими грабежами торговых караванов. Полностью вкусить задумку каждой миссии можно лишь на высокой сложности, когда вам необходимо учесть все особенности выданной вам нации и сквозь череду поражений и загрузок разгадать тактический пазл.

В плане геймплея четвертая часть во многом опирается на механики монолитной второй части: тут и почти дословно переехавшая система экономики и развития, знакомая структура сюжетных кампаний, тот же лимит в 200 душ, те же требушеты и мангонели швыряют камни на головы английских лучников… Но радикальных изменений, переворачивающих геймплей с ног на голову, тут довольно много.

К примеру, сильно переработаны все механики, связанные с осадой. Долго лупить клинками здания бойцы больше не намерены, в Age of Empires 4 переехало метание горящих свертков из третьей игры. Урон от них довольно сильный, потому обороняться стало в разы сложнее, тактика отстройки стены из домиков более не так эффективна. Здания с низким запасом прочности теперь загораются и требуют скорейшего ремонта. Полностью переработаны механики, связанные с каменными стенами. Отныне на них дозволено размещать пехоту, а ворота служат местом входа. Также вы можете присобачить к стене башни с бойницами и даже выбрать одну из нескольких надстроек, вроде пушки. Буйствующих под стенами вражин можно поливать кипящим маслом, как в пресловутой Stronghold. В помощь штурмующим пехоту обучили сооружать некоторые осадные оружия прямо на поле брани без помощи осадных мастерских. Бойцы могут сваять таран и отныне крайне полезную осадную башню, но для более продвинутых мангонелей, требушетов и пушек, все же, придется обзавестись мастерской.

Вообще, помимо конструкторских талантов у пехоты, многие классические бойцы обзавелись интересными особенностями. Английские лучники научились ваять ловушки с кольями, чтобы вытерпеть не сильно массовый налет кавалерии. Монгольские мангуты, как и их реальные прототипы, могут стрелять из лука прямо во время езды, что не дано обычным конным лучникам. Латники обзавелись рыцарскими копьями, которые ломаются при налете, но наносят огромный урон. Со временем копье восстанавливается, позволяя вновь эффектно ворваться в бойню. Воины с самострелами и арбалетами, бывшие ранее лишь стадиями развития стандартных лучников, перешли в отдельный подкласс. Самострельные орудия стреляют медленнее луков, но игнорируют часть брони, что делает их незаменимыми в боях с особо защищенными консервными банками вроде латников. Крайне ситуативные скорпионы заменены на похожие внешне спрингалды, наносящие дополнительный урон осадным орудиям, что сделало их куда более полезными и противными.

Самым спорным геймплейным изменением в боях хотелось бы назвать упрощенную баллистику. Если во второй части от стрел было реально увернуться, обладая хорошим микроконтролем, то сейчас они всегда летят точно в цель, как в какой-нибудь Warcraft 3.

Визуальный обзор

Аддиктивный геймплейАддиктивный геймплей

Атмосфера - она обволакивает и поглощаетАтмосфера — она обволакивает и поглощает

Пацанские темыПацанские темы

ЭксклюзивЭксклюзив

ПрокачкаПрокачка

Этот саундтрек хочется заслушать до дырЭтот саундтрек хочется заслушать до дыр

Популярная серия - у этой игры уже миллионы фанатовПопулярная серия — у этой игры уже миллионы фанатов

Известный разработчик - его мы любим и уважаемИзвестный разработчик — его мы любим и уважаем

Реиграбильность - ее можно играть и переигрывать много летРеиграбильность — ее можно играть и переигрывать много лет

Epic от которого рвет задницуEpic от которого рвет задницу

ЖопозаживинЖопозаживин

Переведено на русский языкПереведено на русский язык

Визуальный обзор базируется на основных признаках игры и
является
дополнением к основному обзору.

Развилась система перехода в новую эпоху. Во второй части мы просто копили необходимые ресурсы, кликали на “переход” в ратуше и долго ждали праздника. В третьей к этому добавился выбор правителя, который давал определенные бонусы. Сейчас для обновления эпохи необходимо построить особое историческое здание на выбор — достопримечательность, дающую мощные бонусы. Скажем, для перехода в феодальную эпоху Русь должна сотворить Кремль или Золотые ворота. Первый играет роль мощной крепости, позволяющей отбиться от назойливых любителей “дарк-раша” (тактика, основанная на атаках в Темной эпохе). Золотые ворота же играют роль рынка с чуть более выгодным курсом обмена. К замковой эпохе выбор уже будет между Троицким монастырем и Высшим торговым домом.

Цивилизаций сейчас восемь: Русь, Франки, Англичане, Китайцы, Монголы, Священная Римская Империя, Делийский султанат и Династия Аббасидов. Конечно, на фоне последней версии Age of Empires 2, где количество наций уже почти перевалило за четвертый десяток, хотелось бы написать “всего лишь 8”, но не все так просто. Учитывая ставку на уникальность каждой нации, тут куда логичнее сравнивать игру с такими мастодонтами RTS, как Warcraft 3 или Dawn of War, ведь проработка каждой стороны впечатляет. Перейдя с каких-нибудь франков на Династию Аббасидов, вы едва ли разберетесь, что вообще делать, чтобы побеждать. У всех есть внушительный список уникальных юнитов и особенностей, философия ведения боя и способы добычи ресурсов.

Те же монголы, например, вообще не умеют строить стен, дома для увеличения предела численности им не нужны, лимит населения сразу 200. Практически любое их здание можно в считанные секунды свернуть в повозку и переехать. Добыча и использование камня у них имеют мало что общего с другими цивилизациями. На месте каменных месторождений монголы строят особую постройку — обоо, которая без помощи крестьян выкачивает ресурс и создает вокруг себя полезную ауру. Все здания, расположенные вокруг обоо, могут за дополнительную “каменную” плату создавать по два юнита за раз и производить улучшения гораздо быстрее. Данные механики заставляют игрока за монголов вести кочевой образ жизни, периодически переезжая всей базой на новые и новые каменные месторождения. Кроме того, приверженцы Золотой Орды получают солидные вознаграждения за поджог вражеских построек, потому играть за них следует крайне агрессивно.

Естественно, мы не могли обойтись без подробного изучения Руси, которая тоже радикальным образом отличается от тех же классических англичан. Страсть русской души к лесам и охоте выродились в интересные особенности цивилизации. Их уникальное здание, охотничья хижина, заменяет собой стандартные фермы и генерирует золото в зависимости от количества деревьев рядом в округе. Особенно русские в Age of Empires 4 любят охоту, ведь забой волков, оленей и вепрей так же приносит немного золота и даже имеет накопительный бонусный эффект, заставляя игрока быстро расселяться по всей карте рядом с лесами. Еще русские тут большие любители деревянных построек, в частности частокола и осадных орудий, что выливается в определенные бонусы.

Ладья — уникальный и единственный морской юнит Руси. Она универсальна, и вы на ходу можете перестроить ее в рыболовную, боевую, транспортную или торговую ладью. Не проигнорирована и православная составляющая вопроса — русские монахи мало того, что могут получить много уникальных улучшений в храме, дак еще и передвигаются верхом, что делает их самыми быстрыми похитителями реликвий.

Что приятно, каждая эпоха у Руси отражает определенный исторический период и влияние других народов. Темная эпоха благоухает классическим славянским колоритом с привкусом норвежских варваров. Феодальная уже пропитана нотками Византии, замковая не смогла обойтись без частички Золотой Орды, а имперская отражает все величие Московского княжества, отсылая ко временам Ивана Грозного с пахнущими порохом бородатыми стрельцами.

А ведь так хочется упомянуть про славных ученых и слонов из Делийского султаната, фейерверки китайцев и непоколебимую мощь Священной Римской империи, но в этом случае статья затянется до имперских масштабов. Важно лишь, что нации в этот раз действительно проработаны на славу, причем как тактически, так и эстетически. Нашлось место и европейским цивилизациям, и восточным, и арабским. Не хватает разве что классических для серии коренных американцев, но, видя как стремительно развивались прошлые игры серии, можно не сомневаться, что новая “Эпоха” еще успеет обрасти “жирком”.

Там русский дух там русью пахнет сочинениеТам русский дух там русью пахнет сочинение

Правильные темы:
нет

Продолжительность:
25 часов (только кампании)

Конспект

открытого урока литературы

в 5 классе

Тема: «У лукоморья дуб зелёный..» А.С.Пушкина как собирательная
картина народных сказок»

Разработала учитель русского языка и литературы 1
квалификационной категории

МКОУ «Клишинская СОШ»

 Насонова Надежда Николаевна

                           2021 год

Цели:

1.    Показать связь пролога
к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» с русскими народными сказками;
рассмотреть, как
проявилось в прологе поэтическое мастерство поэта.

2.    Развивать умение
анализа поэтического текста, выразительного   чтения стихов;
стимулировать
воображение, обогащать словарный запас.

3.    Пробудить интерес
к русскому фольклору, творчеству А.С.Пушкина, выявить заложенные в них
вневременные нравственные ценности и их современное звучание; раскрыть красоту
и богатство русского языка, воспитывать любовь к русской культуре.

Планируемые результаты:

 —
воспитание патриотизма, чувства гордости за прошлое своей Родины, за её
культуру; приобщение к российским традиционным ценностям; формирование готовности
к саморазвитию;

 — формирование
коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве с учителем и сверстниками
в процессе разных видов деятельности, в умении вести диалог, строить монолог;

 — умение
самостоятельно определять цели и задачи своего обучения, понимать проблему,
подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать
выводы; умение самостоятельно организовывать и оценивать собственную
деятельность;

— знание
фактов биографии А.С.Пушкина, связанных с написанием поэмы «Руслан и Людмила»;

— понимание
фольклорных истоков пролога к поэме «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина;

 — понимание
значения многих устаревших слов и их роли в тексте пролога;

— умение анализировать
поэтическое произведение с точки зрения его темы, идеи, нравственного пафоса,
характеризовать его героев, элементы композиции, роль изобразительно-выразительных
средств языка;

 — 
понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

— умение
воспринимать произведения музыки и живописи, понимать их связь с литературным
произведением, воспитание эстетического вкуса.

Тип урока:

изучение нового

Технологии:

проблемного обучения;
здоровьесберегающая; информационно-коммуникативного обучения; критического
мышления.

Оборудование:

1.    
Портрет А.С.Пушкина работы О.А.Кипренского.

2.    
Ноутбук, проектор, экран.

3.    
Презентация «Пролог к поэме
А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»

4.    
Презентация «Викторина по сказкам
А.С.Пушкина»

На доске:

Дата: 19.10.2021 г.

Эпиграфы:

«Пушкинская сказка – прямая наследница народной».      
С.Я.Маршак

«Там русский дух… там Русью пахнет!»

                                               А.С.Пушкин

 Конспект урока

1.    
Мотивирование к учебной
деятельности

— Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с литературной
сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна».

 Догадайтесь, кто сегодня поведёт нас в мир литературной сказки?

 Конечно, это А.С.Пушкин, чей портрет вы увидели на доске.

Будем читать его сказки.

Демонстрация портрета А.С.Пушкина худ. О.А.Кипренского

 — Каким вы увидели поэта?

 Благородное лицо, высокий умный лоб, большие
голубые глаза, прекрасные вьющиеся волосы.

 — Какая
деталь говорит, что на портрете – поэт?

За его
спиной музыкальный инструмент – лира. Под лиру поэты Древней Греции исполняли
свои стихи. С тех пор лира стала символом поэзии.

— В какой момент он изображён?  

В минуту вдохновения.

— Сам Пушкин, когда увидел этот портрет, остроумно воскликнул: «..себя
как в зеркале я вижу. Но это зеркало мне льстит».

— Как вы это понимаете?

На портрете он лучше, чем есть в жизни.

Может быть, в этот момент он сочиняет свои чудесные сказки.

2.Актуализация знаний
по теме

— Давайте вспомним пушкинские сказки.

1) Викторина «Назови сказку и героя» (Презентация «Викторина по сказкам А.С.Пушкина»

Последний вопрос презентации вызывает затруднение. Они узнают,
что шапка-невидимка — из сказочной поэмы «Руслан и Людмила»

— А вы читали эту поэму? Даже если
не читали, то всё равно вы знаете её вступление-пролог. Ребята в начальной
школе учили его как отдельное стихотворение.

 — Как оно начинается?

У лукоморья дуб
зелёный..

— Давайте сначала давайте вспомним это чудесное произведение.

2) Чтение наизусть ученицей Пролога к поэме «Руслан и Людмила».

3. Решение проблемного вопроса. Целеполагание.

1) Краткий рассказ учителя об истории написания поэмы  (используется презентация «Пролог к поэме «Руслан и Людмила»)

— Молодцы, что вы знаете сказки А.С.Пушкина. Но сказки он
написал позже. А в 20-летнем возрасте, юношей, только что окончившим
Царскосельский лицей, он опубликовал сказочную поэму «Руслан и Людмила»,
которая потрясла читающую Россию. Необыкновенный полёт фантазии, великолепное
знание русского фольклора! А какой прекрасный русский язык! Даже
Василий Андреевич Жуковский, прославленный в то время поэт, был
восхищён этой литературной сказкой. Он сам писал сказки на основе народных, но
поэму юного друга оценил выше собственных сочинений. Жуковский подарил Пушкину
свой портрет с надписью: 

«Победителю-ученику от побеждённого учителя».

— Откуда Александр Сергеевич так хорошо знал русский фольклор? Ведь
он воспитывался, как большинство дворянских детей, гувернёрами-французами, до
8-и лет даже не знал русского языка?

Сказки рассказывала ему бабушка по матери, Мария Алексеевна
Ганнибал, которая с 1801 года, когда внуку было 2 года, жила в доме Пушкиных. А
на лето его привозили к бабушке в её подмосковное имение Захарово. И, конечно,
няня Арина Родионовна, мастерица сказывать сказки и петь песни. Она фактически
заменила Пушкину мать, была с ним рядом во все годы его короткой жизни,
разделяла одиночество во время ссылки в Михайловском. Ей он посвятил самые
нежные, самые проникновенные строки.

2) Чтение ученицей стих-я «Няне»

 -Вы знаете фамилию Арины Родионовны? (Яковлева)  А своих
бабушек? Так ли уж это важно? Лишь бы были они, голубки дряхлые, которые всю
свою любовь и нежность отдают своим внукам и сказывают или читают им сказки.

2) Поиск ответа на проблемный вопрос,
формулирование темы урока, его целей

 — Он написал это вступление и вставил его в поэму не
сразу, а только ко второму изданию в 1828 году. Он уже был не юношей, а зрелым
человеком, много испытавшим за эти 8 лет.

 — Почему же Пушкин
посчитал необходимостью начать свою сказочную поэму с такого необычного
вступления?

Оно вводит в мир русской сказки, знакомый с
детства каждому ребёнку, окунает в атмосферу русской старины.

Из чего складывается эта
картина?

Он собрал в ней часто встречающихся в народных
сказках героев, знакомые сюжеты, волшебные предметы.

 — Раз он собрал картину, то как её можно назвать?

 Собирательная картина (чего?) народных сказок.

 — Сформулируйте тему нашего урока:

«У лукоморья дуб зелёный..» А.С.Пушкина как
собирательная картина народных сказок»

 — Вы знакомы с этим произведением. Но всегда
хочется узнать  больше. Подумайте, чему будет посвящён урок?

Мы заглянем в этот мир лукоморья и посмотрим на
него повнимательнее. А вдруг нам откроется что-то новое?

4.Динамическая пауза.

Все встали,
закрыли глаза. Представьте, что мы в лесу весной. Вдохнули полной грудью свежий
весенний воздух. Потянулись к солнышку, погрелись под его ласковыми лучами.
Идём дальше. Осторожно, не наступите на подснежники, нагнитесь, понюхать
цветочки, присядьте, чтобы рассмотреть их. Справа от вас бьёт родник, помойте
ручки под ним, встряхните их. Встали, выходим из леса. Открыли глаза.

5. Комплексный анализ текста.

1) Работа с репродукцией картины художников Палеха Б.Парилова и
В.Дудорова (первый форзац учебника литературы под ред. В.Я.Коровиной)

  — Каждый представляет этот мир
по-своему. А вот как его увидели художники из города Палех.

— В чём особенность почерка палехских художников?

(Краски яркие, сочные, нет полутонов. Палешане разводили свои
краски на яичных желтках. Линии тонкие, изящные. Все главные герои: и
положительные, и отрицательные здесь присутствуют, а в центре – сам поэт.)

2) Анализ особенностей композиции и языка пролога.

 — Так увидели лукоморье художники. А как вы его видите?

Давайте ещё раз заглянем в текст. Само стихотворение похоже на
народную сказку: не только образами, фрагментами сюжетов, но и тем, как оно
построено, каков его язык.

 — Чем композиция близка народным сказкам?

Есть зачин (о лукоморье, зелёном дубе и коте учёном, т.е. названо
место действия и герой-сказочник – кот)

Вторая часть, как и в сказках –
это волшебное путешествие по лукоморью. Какой приём использует поэт, чтобы
связать вместе все чудеса, которые видит слушатель?

Повтор )14 раз) слова «там». Словно он в восторге смотрит по
сторонам и указывает на «чудеса»: там..там..а там.

 — А концовка?

Она почти повторяет сказочные. Но здесь Пушкин изменяет не очень
приятный для рассказчика финал: «по усам текло, а в рот не попало». У него
рассказчик мёд пил.

Вообще финал – с юмором. Мы представляем себе кота, сидящего
вместе с Пушкиным под дубом и рассказывающего сказки. Это вызывает добрую
улыбку (в народных сказках нет такого юмора, в этом мастерство и личность
Пушкина)

_ А что можно сказать о языке пролога?

 — Каких слов и выражений много в нём?

Много устаревших слов и выражений, не употребляющихся в нашей
обычной речи: златая, на дубе, песнь, дол, о заре, прихлынут,
на брег, чредой, пленяет, над златом, чахнет.

-Почему Пушкин их употребляет?

Они звучат торжественно, создают атмосферу русской старины.

3)   Словарная
работа (учебник – стр. 93-94) с дополнениями учителя

Лукомо́рье – изгиб (излу́чина) морского берега. Слово
«лукоморье» происходит от словосочетания «лука моря» и означает «изгиб морского
берега».
Если
мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что
лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.

В фольклоре восточных славян — заповедное место на краю мира,
где стоит древо — ось мира, так как его вершина упирается в небеса, а корни
достигают преисподней. По этому мировому древу спускаются и поднимаются боги.


На неве́домых доро́жках – на неизвестных (от «ведать» – знать), по
которым никто не ходил.
Неви́данных (зверей) – небывалых, поразительных, удивительных.
Дол – доли́
на, низкое место.
Виде́ние – призрак, привидение, явление из мира фантазии.
Там о заре́
 – То есть при свете зари (заря – световая окраска горизонта перед заходом или
восходом солнца).
Ви́
тязь – богатырь, воин.
Чредо́
й (чередо́й) –
друг за другом.
Дя́дька – здесь: надзирающий, присматривающий за витязями-воинами
(так до 1917 года называли мужчину-служителя, приставленного для пригляда за
новобранцами в военном заведении).
Мимохо́дом – между другими делами, на ходу
Пленя́
ет – берет в плен.
Сту́па – тяжелый металлический, деревянный или каменный сосуд, в
котором толкут что-либо пестом или растирают зерно.
Ча́хнет – сохнет, слабеет, худеет, дряхлеет, становится слабым,
болезненным.

— Итак, мастерство
Пушкина проявляется в умении создать языковой колорит ушедшей эпохи с помощью устаревших
слов.

 4) Мифологические образы в лукоморье
(используется презентация)

— А теперь попробуем проникнуть в
это чудесное лукоморье и посмотреть, кто там живёт.

Какое дерево растёт в лукоморье Пушкина?

Волшебный дуб. Издавна у
славян дуб был главным деревом. Он считался деревом бога Перуна. Дуб называли
также княжеским или царским деревом. В дубовых рощах жили волхвы (жрецы),
проводили там богослужения. В народных сказках мы всё время встречаемся с
образом могучего дуба.

— Вспомните, в какой сказке,
недавно прочитанной вами, есть образ дуба? (
сказка «Царевна-лягушка». На нём хранился заветный ларец, в
котором смерть Кощея
)

А вокруг дуба прогуливается учёный кот ходит на златой цепи.
Да ещё такой талантливый кот – поющий и рассказывающий сказки. Это кот Баюн! (Баять –
это значит рассказывать).

— Вспомните, каким изображён кот в
русских народных сказках.

 Кот, как правило, умный
(«учёный»), помогает доверчивому петушку в сказке «Кот, петух и лиса», когда
тот поддаётся на уговоры хищной лисы. Помните?

       Петя-петушок,
золотой гребешок,

     
Выгляни в окошко – дам тебе горошка.

И лиса хватает его, а он зовёт на
помощь кота, и тот приходит и спасает петуха. В другой сказке «Кот и Лиса» Котофей
Иванович – важный, деловой, хитрый, даже женится на лисе, которую он сам
перехитрил. Очевидно, у Пушкина
кот – добрый и даже
рассказывает чудесные сказки рассказчику.

— Какие ещё герои живут в
лукоморье?

Леший бродит, русалка на ветвях
сидит.

Леший. В славянской мифологии
– это хозяин леса. Он может быть добрым или злым. В его власти все растения и
обитатели леса. Злым людям он всегда вредит. Но может помочь заблудившемуся

А вот и русалка –
соседка лешего.

Русалки есть в мифах и поверьях многих народов. В русском
фольклоре русалки – это чаще всего утонувшие или утопившиеся женщины. Сначала
русалок даже представляли без хвоста, с обычными ногами. Зато с длинными
зелёными или русыми волосами. Так что нет ничего удивительного в том, что
русалка сидит на ветвях.

Следы невиданных зверей –что-то загадочное.

 Ещё одна
знакомая – избушка на курьих ножках.

А значит, где-то поблизости должна
быть Баба-яга.

Кто же она такая, Баба Яга? В славянской мифологии так называли
уродливую старуху, которая живёт в лесу и умеет колдовать. Можно сказать, что
это ведьма или колдунья.  Иногда она хочет съесть главного героя, а иногда
помогает или даёт мудрый совет.

 — В каких сказках вы встречались с этим персонажем?

«Василиса Прекрасная», «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди», «Марья
Моревна», «Баба-яга, костяная нога» 

— В каком произведении мы встречаем богатырей
и дядьку Черномора
(в «Сказке о царе Салтане»)

Но она была написана позже «Руслана и
Людмилы»!

 — Что за царь и какой королевич, который пленяет грозного царя?

В начале XIX века была очень популярна сказка о Бове-королевиче.
Во времена Пушкина об этом знали все.

Ну, а колдун с богатырём? А вот здесь пролог как будто
забегает вперёд и показывает нам сцену из самой поэмы.

Уже колдун под облаками;

На бороде герой висит;

Летят над мрачными лесами,

Летят над дикими горами,

Летят над бездною морской;

От напряженья костенея,

Руслан за бороду злодея

Упорной держится рукой.

«Руслан и Людмила»

В народных волшебных сказках мы постоянно сталкиваемся с царевной,
которую кто-то украл и посадил в темницу.
И волк часто выступает как
помощник главного героя – кто не знает сказку «Иван-царевич и Серый Волк».

 — Чем волк у Пушкина отличается от собрата в народной сказке?

Он не «серый», а «бурый». Видимо, более опытный:
везде побывал, с подпалинами на шерсти.

И, конечно же, какая сказка без царя Кащея?

Кащей в славянской мифологии считался могучим чародеем, божеством,
владыкой самого глубокого и мрачного царства – Кащеева царства. Он всегда
отрицательный персонаж. Становится причиной злоключений героев. Кощей —  бессмертный,
хотя смерть у него есть:

«– Его смерть  на
конце иглы, та игла 
 в яйце, то яйцо  в
утке, та утка 
 в зайце, тот заяц  в кованом
ларце, а тот ларец 
 на вершине старого дуба. А дуб тот в
дремучем лесу растёт».

Пушкинский Кащей «над златом
чахнет
».

Его интересуют только деньги, ради
которых он творит зло, убивает, грабит. А потом сидит возле своих сундуков с
деньгами. Эта страсть поглощает все его силы – вот и «чахнет», то есть болеет,
слабеет царь Кащей.

4)  
Составление кластера:

в центре – «Чудеса в лукоморье» и 10 лепестков, в которых надо
записать эти чудеса.

6.  Обобщающая беседа, идея произведения.  

Разные сказки живут в лукоморье. Но есть нечто главное, что
объединяет их все. Что?

 «Там русский дух… там Русью пахнет!»

 — Как вы понимаете эти слова?

Учитель:

Мир русской сказки знаком с детства каждому
ребёноку. Он в русской крови, в генетическом коде русского человека. Это
верования наших предков, их представление об устройстве мира. Это наша русская
культура, на которой выросли целые поколения русских людей. Русские витязи,
богатыри борются со Змеями Горынычами, с Чудо-юдами, с Кощеем Бессмертным, вызволяют
из плена русских девушек. Им помогают добрые звери, иногда Баба Яга, когда
герой хорошенько её припугнёт. Но всегда добро побеждает. Торжествуют светлые,
добрые силы. Впитывая эти премудрые сказки, русский ребёнок вырастал смелым,
готовым защищать родную землю, престарелых мать-отца, свою царевну. Проходил
через невероятные испытания и всегда побеждал. А всё — от народной, а потом и
пушкинской сказки.

 — Как бы вы сформулировали идею
этого пролога
словами самого Пушкина?

Там русский дух…там Русью
пахнет!

7. Рефлексия и оценка.

— Что нового узнали? Было ли
интересно?

Как оцениваете свою работу на уроке?

8. Домашняя работа: на
выбор

1) выучить наизусть отрывок из
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина;

2) нарисовать иллюстрацию к
понравившемуся фрагменту.

"Там русский дух, там Русью пахнет" Урок-праздник по поэме А.С. Пушкина "Руслан и Людмила" 5 класс

                                               
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы

МБОУ
«»Первомайская СОШ»

 Чермошенцева
Г.Н.

Оформление класса: портреты А.С.
Пушкина и М.И. Глинки, рисунки, сделанные учениками к поэме; слова на доске для
словарной работы: премьера, декорация, увертюра, гуманизм.

— Мы с вами
прочитали замечательную поэму Пушкина «Руслан и Людмила». Каждый урок для нас с
вами был открытием. И вот пришла пора проститься с любимыми героями. Тема нашего
заключительного урока  «Там русский дух, там Русью пахнет». Как вы думаете, о
чём пойдёт сегодня речь?

Вы знаете , что
литература – это искусство слова. она тесно связана с другими видами искусства.
С какими? Посмотрите, как оформлен наш класс. На уроках рисования вы создали
замечательные иллюстрации к поэме Пушкина. Трудно ли было выбрать сюжет для
ваших рисунков ? Почему так легко иллюстрировать произведения Пушкина?

— Вот так легко
мы обнаружили связь литературы и живописи.. читая поэму «Руслан и Людмила», мы
говорили о любви и верности, о чести и долге, об измене и соперничестве, о
коварности и подлости. Вместе с поэтом восхищались Людмилой, переживали за Руслана,
возмущались вероломством Фарлафа и коварством Черномора. Пожалуй не всё можно
выразить средствами живописи. А средствами музыки? Прежде чем мы послушаем
отрывки из оперы Михаила Ивановича Глинки, послушаем рассказ о композиторе.
Подумайте, что общего в биографии Пушкина и Глинки?

— Одна из лучших
отечественных опер  — «Руслан и Людмила». Как вы думаете, случайно ли это?
Легко ли положить на музыку стихи Пушкина? Как передаётся музыкальность стиха?
Звучит ли музыка на страницах поэмы? Какие инструменты упоминаются? Что собой
представляют эти инструменты?

(Ребята,
готовившиеся заранее, рассказывают о музыкальных инструментах, названных в
поэме: волынке, арфе, гуслях, бубнах, рассматривают их изображение.)

Рассказ учителя
об истории создания оперы «Руслан и Людмила»,выяснение значения слов,
записанных на доске.

— Давайте
представим. Что мы находимся в театре. Занавес ещё закрыт. Зрители
рассаживаются. А оркестранты настраивают свои инструменты. Постепенно гаснут
люстры.. Сейчас за пультом появится дирижёр, и мы  услышим увертюру к опере
Глинки «Руслан и Людмила».

(Слушаем музыку).

О чём же нам рассказала
эта музыка?

Ну что же, 
прозвучали увертюра и вступление, они дали нам эмоциональный заряд теперь самое
время обратиться к известным нам героям. Сейчас вы прослушаете отрывок из
оперы. Попробуйте по характеру музыки угадать, о ком пойдёт речь?

(Звучит
вступление к арии Людмилы).

Вы верно
определили, что разговор пойдёт о Людмиле. Мы восхищались красотою, верностью,
смекалкой героини, её готовностью к самопожертвованию ради любимого. Кого вам
напомнила Людмила?

(Делается вывод о
близости Людмилы к героиням устного народного творчества).

Итак, Пушкин
воплотил в своей героине лучшие черты характера русской женщины, поэтому она
напоминает нам персонажи народных сказок.

Вновь обратимся к
опере. Глинка показывает Людмилу в разных душевных состояниях: то грустной
из-за разлуки с отчим домом, то невинно-кокетливой, то сердечной и ласковой. В
момент испытаний открываются новые грани её характера – гордость и сила. Слушая
музыку, подумайте, как композитор рисует образ Людмилы?

(Звучит отрывок
из арии Людмилы).

И Пушкин, и
Глинка, каждый  своими средствами. Создали образ Людмилы, подчеркнув в ней
лучшие черты русской женщины..

Если Людмила
очень похожа на героинь русских народных сказок, то Руслана можно сравнить  с
кем? (С былинными богатырями). Что даёт нам картина поля для понимания образа
Руслана?

А теперь самое
время послушать арию Руслана. Значение её в опере очень велико. Напомню, что
ария характеризует героя. Глинка раскрывает в ней важнейшие качества Руслана — 
глубину его мысли. Твёрдость духа, богатырскую силу.

(звучит ария
Руслана).

Как ария помогает
понять чувства, которые испытывает Руслан на поле? (Музыка усиливает
выразительность литературного текста, помогает глубже понять чувства героя).

— Представьте,
что вы художники по костюмам. Участвуете в создании спектакля. Каков будет ваш
Черномор? Учтите, что внешность должна отразить и  сказочность вашего
персонажа. (Словесное рисование).

— Как Глинка
относится к Черномору?

(Звучит марш
Черномора).

Какой марш музыки
избирает композитор. Чтобы раскрыть образ Черномора? Удаётся ли Глинке создать
образ коварного, злого сказочного существа? Какими средствами музыкальной
выразительности он  пользуется? (Духовные инструменты, колокольчики, ударные;
мелодия повторяется, музыка отрывистая, прозрачные лёгкие аккорды).

Первая же фраза
рисует образ грозный и в то же время причудливый. Необычный состав инструментов
оркестра усиливает фантастичность и сказочность Черномора.

Кто ещё из
героев, воплощающих силы зла в поэме, вам запомнился? Каким предстаёт перед
нами Фарлаф в Песни 1?

— Почему же
Фарлаф оказался во рву?

— И тем не менее
Фарлаф привёз свою княжну в Киев, отняв её у Руслана, пусть даже хитростью и
коварством. Почему?

(Чтение сцены
«Фарлаф и Наина»).

— Как вы думаете,
заслуживают наказания Черномор и Фарлаф? Вы ответили «да». А как складывается
их судьба в поэме? Да, они прощены, помилованы. Кем? Русланом и Пушкиным. Какое
качество проявляет Пушкин? (Человеколюбие, гуманизм – объясняем значение
слова.) Таков Пушкин! Высокочеловечен, гуманен. Поэма «Руслан и Людмила»
проникнута гуманизмом.

Обратимся вновь к
теме урока. В чём же проявляется «русский дух» поэмы? А можно ли говорить о
связи оперы Глинки с устным народным творчеством, с идеалами русского народа?

Как и поэме
Пушкина, в опере Глинки нашли своё отражение высокие этические идеалы русского
народа, его вера в победу добра и справедливости,  неиссякаемая любовь к родной
земле. Однако  в опере есть и свои индивидуальные черты, заметно отличающие её
от литературного произведения. Так, в начале оперы Глинка вводит такой
персонаж, как певец-гусляр Баян, о котором Пушкин лишь упоминает. Композитор
отводит самостоятельную роль этому герою как носителю народной мудрости.

(Звучит песня
Баяна).

Наш урок подходит
к концу. Понравился ли он вам? Что вы узнали нового о связи литературы и
музыки? Хочется ли вам и в дальнейшем при изучении литературы обращаться к
музыке? Напишите дома отзыв об уроке или напишите об открытиях, которые вы
сделали для себя при изучении поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». Кто хочет,
может нарисовать новые иллюстрации к поэме.

Итак, мы
прощаемся с прекрасной Людмилой, отважным Русланом, мудрым Финном, коварным
Черномором. Смогли ли вы по моей интонации определить , какие чувства я сейчас
испытываю? Грусть. Да, конечно. Но и радость, и надежду. Радость оттого, что вы
оказались чуткими читателями. И надежду на то, что вы полюбили Пушкина за
мудрость, гуманизм, чувство юмора, за красоту и музыкальность его стиха.

  • Тамара габбе город мастеров или сказка о двух горбунах читать
  • Тамара крюкова сказки почемучки
  • Тамара крюкова сказки дремучего леса
  • Тамара крюкова рассказы слушать
  • Там царь кощей над златом чахнет из какой сказки