Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июня 2020; проверки требуют 20 правок.
«В гостях у сказки» — советская и российская детская телевизионная передача, транслировавшаяся в 1970-е — 1990-е годы.
Сюжет[править | править код]
Первый выпуск передачи вышел в 1976 году. «В гостях у сказки» выходила в телеэфир в течение учебного года и в летние месяцы «уходила на каникулы». Часть сезонов передачи выходили в субботу (с последующим повтором программы в утреннее время на следующей рабочей неделе), часть сезонов — в пятницу (опять же с повтором выпуска), часть сезонов — в воскресенье. В 1970-е — начале 1980-х годов передача показывалась, как правило, еженедельно. Затем выход программы ограничивался одним выпуском в две недели.
Передача начиналась с мультипликационной заставки (было несколько вариантов, включая «новогодний» для зимних каникул) под мелодию Владимира Дашкевича «Приходи, сказка», ранее звучавшую в кинофильме 1973 года «Капля в море» (в том числе с малоизвестным текстом про волшебную шапку-невидимку) и позже использованную в кинофильме 1982 года «Там, на неведомых дорожках…» с новым текстом, и впоследствии, после показа его в передаче, зазвучавшей со словами из этого фильма. Ведущая программы Валентина Михайловна Леонтьева (тётя Валя) непременно открывала передачу обращением «Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые товарищи взрослые!». Ведущая троекратным хлопком в ладоши вызывала к себе помощников: сказочного библиотекаря (Владимир Долинский, позже Рогволд Суховерко) и Полину (Полина Осетинская)
В передаче показывали детские фильмы-сказки, игровые и мультипликационные. Демонстрировались советские киносказки разных лет, включая фильмы, созданные на киностудиях практически всех союзных республик СССР. Часто показывались в передаче сказки Александра Роу и Александра Птушко, а также сказки, снятые режиссёрами из социалистических стран. Нередко в программу включались премьерные показы кино- и телефильмов. Показ фильма, как правило, предварялся беседой В. М. Леонтьевой со зрителями, из которой они узнавали о литературной основе фильма (если показывалась экранизация), или получали иную познавательную информацию, связанную с фильмом. По окончании фильма зрителям предлагалось ответить на «сказочный» или «киносказочный» вопрос, а также прислать на программу рисунки и поделки по мотивам показанной киносказки. Через несколько передач ответы и работы юных зрителей непременно обсуждались и показывались — опять же по окончании очередного фильма-сказки. Во время показа рисунков звучала песня Александра Зацепина на стихи Леонида Дербенёва «Рисуйте, рисуйте!» из кинофильма «Фантазии Веснухина» в исполнении Аллы Пугачёвой.
8 сентября 1989 года передача получила новое название — «В мире сказок и приключений», что отразилось и на выборе жанра фильмов.
В 1991 году вышли в эфир две новогодних телепередачи с названием «В гостях у сказки» с Валентиной Леонтьевой в роли ведущей[1]. После замены ЦТ СССР на 1-й канал Останкино передача стала выходить под названием «Зазеркалье». В неё режиссёр детской редакции Пётр Соседов снова хотел позвать Леонтьеву на роль ведущей, но руководство студии кинопрограмм канала (Владимир Шмаков) и Мария Старостина запретили использовать «тётю Валю» в качестве ведущей. Взрослую ведущую в ней заменили на детей — мальчика и девочку, которые попадали внутрь сказки (их «приклеивали» на картинку фильма или мультфильма) и с ними происходили разные приключения. Они как бы попадали в волшебную страну Зазеркалье. Сценарии для этих передач писала редактор студии кинопрограмм ЦТ СССР, выпускница Литературного института Инна Смирнова. Роли детей (девочек) в разные годы исполняли внучка Председателя ТК «Останкино» — Егора Яковлева и внучка Председателя КГБ СССР Вадима Бакатина. Чаще всего роль девочки исполняла Кристина Казакова.
С 14 мая 1993 года «Зазеркалье» снова стало называться «В гостях у сказки»[2][3]. Под оригинальным названием она и выходила в эфир вплоть до ликвидации ТК «Останкино» в 1995 году[4].
Кинорепертуар[править | править код]
Сезон сентябрь 1976 — май 1977[править | править код]
- «По щучьему веленью» (фильм, 1938)
- «Василиса Прекрасная» (фильм, 1939)
- «Конёк-Горбунок» (фильм, 1941)
- «Марья-искусница» (фильм, 1959)
- «Кащей Бессмертный» (фильм, 1944)
- «Новые похождения Кота в сапогах» (фильм, 1958)
- «Королевство кривых зеркал» (фильм, 1963)
- «Морозко» (фильм, 1964)
- «Варвара-краса, длинная коса» (фильм, 1969)
- «Новый Гулливер» (фильм, 1935)
- «Золотой ключик» (фильм, 1939)
- «Каменный цветок» (фильм, 1946)
- «Руслан и Людмила» (2 серии, фильм, 1972) — показан в двух передачах
- «Сказка о царе Салтане» (фильм, 1966)
- «Садко» (фильм, 1952)
- «Новогодние приключения Маши и Вити» (фильм, 1975)
- «Золушка» (фильм, 1947)
- «Двенадцать месяцев» (мультфильм, 1956)
- «Снежная королева» (фильм, 1966)
- «Старая, старая сказка» (фильм, 1968)
- «Доктор Айболит» (фильм, 1938)
- «Город мастеров» (фильм, 1965)
- «Золотой гусь» (ГДР, фильм, 1964)
- «Царевна-лягушка» (мультфильм, 1954) и «Цветик-Семицветик» (мультфильм, 1948)
- «Волшебник» (Венгрия, фильм, 1969)
- «Три толстяка» (фильм, 1966)
- «Огниво» (ГДР, фильм, 1959)
- «Златовласка» (Чехословакия, фильм, 1973)
- «Король Дроздобород» (ГДР, фильм, 1965)
- «Старик Хоттабыч» (фильм, 1956)
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (мультфильм, 1951) и «Сказка о золотом петушке» (мультфильм, 1967)
- «Удивительная история, похожая на сказку» (фильм,1966)
- «Волшебная лампа Аладдина» (фильм, 1966)
Сезон сентябрь 1977 — май 1978[править | править код]
- «Аленький цветочек» (мультфильм, 1952)
- «Волшебная книга Мурада» (фильм, 1976)
- «Сказка о рыбаке и рыбке» (мультфильм, 1937) и «По щучьему веленью» (кукольный фильм,1970)
- «Семург» (фильм, 1972)
- «Волшебник изумрудного города» (мультфильм в 10-ти частях, 1973)
- «Седьмой джинн» (фильм, 1976)
- «Приключения Буратино» (фильм, 1975)
- «Золотая юрта» (ГДР, Монголия, фильм, 1961)
- «Приключения жёлтого чемоданчика» (фильм, 1970)
- «Снежная королева» (мультфильм, 1957)
- «Двенадцать месяцев» (фильм, 1972)
- «Про Красную Шапочку» (2 серии, фильм, 1977) — показан в двух передачах
- «Новые похождения Кота в сапогах» (фильм, 1958)
- «Огонь, вода и… медные трубы» (фильм, 1967)
- «Горя бояться — счастья не видать» (2 серии, фильм, 1973) — показан в двух передачах
- «Тайна железной двери» (фильм, 1970)
- «О Терезке и Пани Мадам» (Чехословакия, фильм, 1976)
- «Снегурочка» (фильм, 1968)
- «Три золотых волоска деда Всеведущ» (Чехословакия, фильм, 1963)
- «Молодость без старости» (Румыния, фильм, 1968)
- «Заколдованный мальчик» (мультфильм, 1955) и «Кошкин дом» (мультфильм, 1958)
- «Чиполлино» (мультфильм, 1961) и «Три толстяка» (мультфильм, 1963)
- «Приключения Буратино» (мультфильм, 1959)
- «Сказка о потерянном времени» (фильм, 1964)
- «Большой и маленький Клаус» (ГДР)
Сезон сентябрь 1978 — май 1979[править | править код]
- «По щучьему веленью» (фильм, 1938)
- «Василиса Прекрасная» (фильм, 1939)
- «Конёк-Горбунок» (фильм, 1941)
- «Кащей Бессмертный» (фильм, 1944)
- «Царевна-лягушка» (мультфильм, 1954) и «В некотором царстве…» (мультфильм, 1957)
- «Варвара-краса, длинная коса» (фильм, 1969)
- «Марья-искусница» (фильм, 1959)
- «Садко» (фильм, 1952)
- «Морозко» (фильм, 1964)
- «Сказка о золотом петушке» (мультфильм, 1967) и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (мультфильм, 1951)
- «Дракон Шушу» (Венгрия, мультфильм, 1976)
- «Новогодние приключения Маши и Вити» (фильм, 1975)
- «Волшебный голос Джельсомино» (2 серии, фильм, 1977, телепремьера) — показан в двух передачах
- «Сказка о царе Салтане» (фильм, 1966)
- «Сказка о рыбаке и рыбке» (мультфильм, 1950) и «Дюймовочка» (мультфильм, 1964)
- «Каменный цветок» (фильм, 1946)
- «Золотая утка» (Польша, фильм, 1976)
- «Снежная королева» (фильм, 1966)
- «Заячий сторож» (ГДР)
- «Удивительная история, похожая на сказку» (фильм, 1966)
- «Три толстяка» (фильм, 1966)
- «Старая, старая сказка» (фильм, 1968)
- «Большой и маленький Клаус» (ГДР)
- «Золушка» (фильм, 1947)
- «Красные и черные камни» (Польша)
- «Золотой гусь» (ГДР, фильм, 1964)
- «Госпожа Метелица» (ГДР, фильм, 1963)
- «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (фильм, 1964)
- «Волшебная лампа Аладдина» (фильм, 1966)
- «Польские сказания» (Польша, мультфильм, 1971)
- «Новый Гулливер» (фильм, 1935)
- «Златовласка» (Чехословакия, фильм, 1973)
Сезон сентябрь 1979 — май 1980[править | править код]
- «Весёлое сновидение, или Смех и слёзы» (2 серии, фильм, 1976) — показан в двух передачах
- «Айболит и Бармалей» (мультфильм, 1973); * «Краденое солнце» (мультфильм, (?) 1944 или * «1978); и др. мультфильмы по произведениям К. И. Чуковского
- «Доктор Айболит» (фильм, 1938)
- «Волшебник» (Венгрия, фильм, 1969)
- «Старик Хоттабыч» (фильм, 1956)
- «Регентруда» (ГДР, фильм, 1976)
- «Иваника и Симоника» (фильм, 1976) и «Стоптанные туфельки» (ГДР, фильм, 1977)
- «Пастух Янка» (2 серии, фильм, телевизионная версия, 1977)
- «Аленький цветочек» (фильм, 1977)
- «Приключения Буратино» (2 серии, фильм, 1975) — показан в двух передачах
- «Горя бояться — счастья не видать» (2 серии, фильм, 1973) — показан в двух передачах
- «Умные вещи» (2 серии, фильм, 1973) — показан в двух передачах
- «Двенадцать месяцев» (2 серии, фильм, 1972) — показан в двух передачах
- «Три орешка для Золушки» (Чехословакия, ГДР, фильм, 1973)
- «Честное волшебное» (фильм, 1975)
- «Приключения в городе, которого нет» (фильм, 1974)
- «Кащей Бессмертный» (фильм, 1944)
- «Вероника» (Румыния, фильм, 1972)
- «Вероника возвращается» (Румыния, фильм, 1975)
- «Огниво» (ГДР, фильм, 1959)
- «Самый сильный» (фильм, 1973)
- «Цветик-семицветик» (фильм, 1968) и «Синюшкин колодец» (фильм, 1978)
Сезон сентябрь 1980 — май 1981[править | править код]
- «Золотой ключик» (фильм, 1939)
- «Приключения жёлтого чемоданчика» (фильм, 1970)
- «Дикие лебеди» (мультфильм, 1962) и «Пастушка и трубочист» (мультфильм, 1965)
- «Тайна железной двери» (фильм, 1970)
- «Город мастеров» (фильм, 1965)
- «Сказка о потерянном времени» (фильм, 1964)
- «Новогодние приключения Маши и Вити» (фильм, 1975)
- «Карлик Нос» (ГДР, фильм, 1978)
- «Щелкунчик» (мультфильм, 1973) и «Последний лепесток» (мультфильм, 1977)
- «Стоптанные туфельки» (ГДР, фильм, 1977)
- «Лоскутик и облако» (мультфильм, 1977)
- «Морозко» (фильм, 1964)
- «Снежная королева» (мультфильм, 1957)
- «Три орешка для Золушки» (Чехословакия, ГДР, фильм, 1973)
- «Пастушка у колодца» (ГДР, фильм, 1979)
- «Старик Хоттабыч» (фильм, 1956)
- «Приключения Буратино» (мультфильм, 1959)
Сезон сентябрь 1981 — май 1982[править | править код]
- «Новые приключения муравья и блохи» (2 серии, фильм, 1980) — показан в двух передачах
- «Марья-искусница» (фильм, 1959)
- «Регентруда» (ГДР, фильм, 1976)
- «Садко» (фильм, 1952)
- «Королевство кривых зеркал» (фильм, 1963)
- «Немухинские музыканты» (фильм, 1981)
- «Принцесса на горошине» (фильм, 1976)
- «Последний лепесток» (мультфильм, 1977)
- «Заколдованный мальчик» (мультфильм, 1955) и «Дюймовочка» (мультфильм, 1964)
- «Василиса Прекрасная» (фильм, 1939)
- «Три толстяка» (фильм, 1966)
- «Медвежонок» (Финляндия, (?))
- «Седьмой джинн» (фильм, 1976)
- «Праздник непослушания» (Венгрия, фильм, 1976).
Сезон сентябрь 1982 — май 1983[править | править код]
- «Акмаль, дракон и принцесса» (фильм, 1981)
- «Сказка о царе Салтане» (фильм, 1967)
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (мультфильм, 1951) и «Сказка о золотом петушке» (мультфильмы, 1967)
- «Туфли с золотыми пряжками» (2 серии, фильм, 1976) — показан в двух передачах
- «Дикие лебеди» (мультфильм, 1962)
- «Старая, старая сказка» (фильм, 1968)
- «Звездный мальчик» (фильм, 1958)
- «Золушка» (мультфильм, 1979) и «Щелкунчик» (мультфильм, 1973)
- «Приключения Буратино» (2 серии, фильм, 1975)
- «Пока бьют часы» (фильм, 1976)
- «Черная курица» (мультфильм, 1975)
- «Шкатулка с секретом» (мультфильм, 1976) и «Исполнение желаний» (мультфильм, 1957)
- «Снегурочка» (мультфильм, 1952)
- «Золушка» (фильм, 1947)
- «Финист — Ясный сокол» (фильм, 1975)
Сезон сентябрь 1983 — май 1984[править | править код]
- «Новый Гулливер»
- «Варвара-краса, длинная коса»
- «Приключения Буратино»
- «Илья Муромец»
- «Город мастеров»
- «Двенадцать месяцев»
- «Кошкин дом»
- «Маугли»
- «Три орешка для Золушки»
- «Златовласка»
- «Чиполлино»
- «Сказка о рыбаке и рыбке».
Сезон сентябрь 1984 — май 1985[править | править код]
- «Новые похождения Кота в сапогах»
- «Садко»,
- «Новые приключения Акмаля»
- «Кольца Альманзора», «Осенние колокола»
- «Карлик Нос»
- «Принцесса на горошине»
- «Шушу-нянька» (Венгрия)
- «Королевство кривых зеркал»
- «Приключения в городе, которого нет».
Сезон сентябрь 1985 — январь 1986[править | править код]
- «Весёлое волшебство»
- «Варвара-краса, длинная коса»
- «Регентруда»
- «Звездный мальчик»
- «Василиса Прекрасная»
- «Вук»
- «Финист — Ясный сокол»
- «Мария, Мирабела».
Ведущие[править | править код]
Ведущая — Валентина Леонтьева, Владимир Долинский, Рогволд Суховерко (сказочные библиотекари), Полина Осетинская, позже — Денис Матросов (Ноки), Татьяна Веденеева. Некоторые выпуски вела Ангелина Вовк.
Интересные факты[править | править код]
- Начальная заставка телепередачи изначально представляла собой самостоятельный мультфильм с колокольчиками, пером Жар-птицы, Иванушкой на Коньке-горбунке, и появляющейся под конец надписи-названия «В гостях у сказки». Ни в Интернете, ни в телепрограммах, посвящённых передаче, а также В. М. Леонтьевой, данная изначальная заставка не размещается (не показывается)[источник не указан 884 дня]. Конечная заставка телепередачи представляла собой фрагмент фильма «Варвара-краса, длинная коса» в котором бабушка-сказительница произносила фразу: «Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец» и под музыку закрывала ставни. В роли сказительницы снималась актриса Анастасия Зуева (1896—1986)[5].
- Автор стихов песни «Приходи, сказка» Юлий Ким[6], музыка Владимира Дашкевича.
- У группы Король и Шут имеется форум с одноимённым названием.
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Как это было
- «В гостях у сказки» — любимая передача советских детей
- Заставка телепередачи «В мире сказок и приключений»
- Телепередача «В мире сказок и приключений» целиком от 8 сентября 1989 года
Инфоурок
›
Литература
›Презентации›Презентация «Там, на неведомых дорожках…» (5 класс)
Выберите документ из архива для просмотра:
Thumbs.db
8 КБ
Там, на неведомых дорожках….ppt
7.38 МБ
Домовенок.mp3
3.08 МБ
Приходи,.mp3
4.49 МБ
Выбранный для просмотра документ Там, на неведомых дорожках….ppt
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Там, на неведомых дорожках…
Путешествие по волшебным местам -
2 слайд
Описание слайда:
Дай руку, дорогой друг, и мы отправимся с тобой в путешествие, но не простое, а сказочное.
Ты узнаешь много интересного о тех местах, где происходят волшебные события наших сказок, побываешь там, где никогда до этого не был, да и вряд ли когда ещё попадёшь, встретишь любимых героев. -
3 слайд
Описание слайда:
В сказку
-
4 слайд
Описание слайда:
Сначала мы побываем с тобой в Тридевятом царстве.
Именно там происходят события многих волшебных сказок. -
5 слайд
Описание слайда:
Тридевятое царство —
«иная, далекая, чужая, волшебная» земля (страна)
В древней Руси словом «земля» называли территорию, подчиненную одному правителю Таким образом, герой, который отправляется «за тридевять земель», должен в своих странствиях пересечь соответствующее количество достаточно больших территорий и находящихся между ними государственных границ. -
6 слайд
Описание слайда:
Само происхождение термина следующее: в старину считали по тройкам, отсюда тридевять (три раза по девять) — двадцать семь, тридесять — тридцать.
-
7 слайд
Описание слайда:
Буя́н — сказочный остров в русском фольклоре. Прообразом Буяна считались остров на нижнем Днепре – Хортица или остров в Черном море –Березань.
У А.С.Пушкина: «Мимо острова Буяна в царство славного Салтана (т. е. Султана — в османскую Турцию)»
И.Билибин. Иллюстрация к сказке А.С.Пушкина
Буян
А дальше нас с тобой ждёт -
8 слайд
Описание слайда:
«Мимо острова Буяна в царство славного Салтана»
-
9 слайд
Описание слайда:
Остров Буян наделён чудесной силой. На нём хранятся волшебные вещи, которые помогают сказочным героям бороться со злом. На острове растёт дуб, в ветвях которого запрятана смерть Кощея).
-
10 слайд
Описание слайда:
Там же на острове есть священный камень алатырь, обозначающий центр мира. Кто сумеет найти этот камень, у того все желания исполняются.
-
11 слайд
Описание слайда:
Камень алатырь наделён целебными и волшебными свойствами (из-под него по всему миру растекаются целебные реки).
Другое название камня, более часто встречающееся в сказках,- бел-горюч камень.
В былинах алатырь-камушек лежит на распутье дорог и содержит надпись о том, что ждёт богатыря, если он поедет по каждой из дорог.
А нам камень указывает дорогу на самый знаменитый сказочный мост. Какой? -
12 слайд
Описание слайда:
Калинов мост в русских былинах и сказках соединяет берега речки Смородины, на одном берегу которой находится Навь, на противоположном — Явь (то есть соединяет мир живых и мир мертвых).
Битва на Калиновом мосту
Калинов мост -
13 слайд
Описание слайда:
«Возле реки Смородины, разделяющей Навь и Явь, у Калинова моста, с берега на берег переброшенного, вся земля костями и черепами человеческими усыпана. Нет здесь прохода ни простому смертному, ни властному князю, испепеляет заколдованная земля и человека, и самый дух русский».
-
14 слайд
Описание слайда:
Его название не имеет ничего общего с калиной-кустарником. В древнерусском языке словом «калина» обозначали и нечто сильно нагретое, раскаленное. Можно только догадываться, из чего на самом деле был сооружен перекинутый через огненную реку мост, но в том, что от бушующего внизу пламени он сделался красного каления, — сомневаться не приходится.
-
15 слайд
Описание слайда:
Если ты был внимателен, то сейчас без труда вспомнишь, через какую реку перекинут Калинов мост.
Да, эта река называется Смородина. А почему так, а не иначе, ты узнаешь из дальнейшего нашего путешествия. -
16 слайд
Описание слайда:
Тая река свирепая,
Свирепая река, сама сердитая, —
Из-за первоя же струйки
как огонь сечет,
Из-за другой же струйки искра
сыплется,
Из-за третьей же струйки дым
столбом валит,
Дым столбом валит, да сам
со пламенью. -
17 слайд
Описание слайда:
Смородина (Огненная река) — в славянской мифологии река, отделяющая мир живых от мира мертвых; преграда, которую предстоит преодолеть человеку или его душе по пути на «тот свет».
Название этой реки произошло не от ягодного кустарника, а от древнерусского слова «смород». Оно употреблялось на Руси в XI—XVII веках и обозначало сильный, резкий запах, зловоние, смрад. Позднее, когда смысл названия мифической реки забылся, в сказках появилось искаженное и облагороженное название — «Смородина». -
18 слайд
Описание слайда:
А закончим мы своё путешествие в Лукоморье.
-
19 слайд
Описание слайда:
Лукоморье (устар.), морская лука — морской залив, бухта, изгиб морского берега.
Если вспомнить значение этого слова, то ничего волшебного, сказочного мы в нём не увидим.
Но мы-то с тобой сразу вспомним другое Лукоморье, то, что знаем с детства, и погрузимся в очаровательный мир русской сказки… -
20 слайд
Описание слайда:
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит. -
21 слайд
Описание слайда:
Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место на окраине вселенной, где стоит мировое древо — ось мира, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги.
-
22 слайд
Описание слайда:
А каких сказочных героев, кроме учёного кота, мы с тобой встретим в Лукоморье?
Помнишь ли ты строки А.С.Пушкина?
Там чудеса: там бродит, -
23 слайд
Описание слайда:
на ветвях сидит
-
24 слайд
Описание слайда:
Там на неведомых дорожках
Следы
-
25 слайд
Описание слайда:
там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
-
26 слайд
Описание слайда:
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать прекрасныхЧредой из вод выходят ясных,
-
27 слайд
Описание слайда:
И с ними
-
28 слайд
Описание слайда:
Там мимоходом
Пленяет грозного царя; -
29 слайд
Описание слайда:
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря -
30 слайд
Описание слайда:
В темнице там тужит,
А бурый ей верно служит; -
31 слайд
Описание слайда:
Там
Идёт, бредёт сама собой, -
32 слайд
Описание слайда:
Там царь над златом чахнет;
-
33 слайд
Описание слайда:
Там русский дух… там Русью пахнет!
И там я был, и мёд я пил;
У моря видел дуб зелёный;
Под ним сидел, и кот учёный
Свои мне сказки говорил.
На этом мы с тобой, дорогой друг, расстанемся, но я надеюсь, что ты никогда не расстанешься со сказкой, а значит, с добром, верой и справедливостью!
Сказка – ложь,
да в ней
намёк,
добрым молодцам
урок!
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.
Тема:
Устное народное творчество
Похожие материалы
-
Презентация «Древнерусская литература. Леторисание» (5 класс)
-
Урок по литературе в 5 классе с использованием электронных образовательных ресурсов.
-
Презентация «Поэтика фольклора» (5 класс)
-
Методическая разработка урока литературы по теме «Специфика изображения мужских персонажей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
-
«Компьютерный и русский литературный языки: проблемы конкуренции»
-
Вопросы по содержанию рассказа И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско»
-
Сценарий, посв. Дню Победы
-
Урок русской литературы. А. С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» 6 класс
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5449486 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»
-
Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Экономика предприятия: оценка эффективности деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»
-
Курс повышения квалификации «Мировая экономика и международные экономические отношения»
-
Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»
-
Курс профессиональной переподготовки «Методика организации, руководства и координации музейной деятельности»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
Проект «Сказки А.С. Пушкина «Там на неведомых дорожках…»
Актуальность.
Современные дети знают героев иностранных мультфильмов Человека-Паука, Гарри Поттера, Черепашек-ниндзя и многих других. И в то же время, затрудняются назвать героев русских сказок. Я решила, что хорошим способом приобщить детей к русской литературе, станет знакомство со сказками А.С. Пушкина. Ведь сказки А.С. Пушкина доступны пониманию детей, т.к. написаны в стихах. Герои сказок необычны, но ребенок может легко себе представить и Золотую рыбку, и Белочку, и Царевну- Лебедь, так красочно и точно описал их Пушкин. Сказки А.С. Пушкина развивают воображение, творчество, учат доброте и справедливости. И самое главное — они надолго остаются в памяти детей.
Цель:
Приобщение воспитанников к русской литературе через знакомство с творчеством А.С. Пушкина.
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий.
Продолжительность: краткосрочный
Участники: дети подготовительной к школе группы, педагоги, родители.
Задачи.
Образовательные:
Способствовать формированию интереса к книгам, литературным произведениям.
Познакомить детей с жизнью и творчеством великого русского поэта А. С. Пушкина.
Формировать умение понимать главную идею произведения.
Учить правильно оценивать поступки героев.
Обогащать и активизировать словарный запас детей.
Развивающие:
Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисунке, лепке и аппликации, используя выразительные средства.
Развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства через знакомство с картинами русских художников
Воспитательные:
Воспитывать умение слушать и понимать литературные произведения, эмоционально откликаться на них.
Воспитывать навыки взаимодействия и сотрудничества.
Оборудование:
Иллюстрированные сказки А.С. Пушкина,
Репродукции картин О.Д. Кипренского «Портрет А.С. Пушкина», Н.К. Рериха «Заморские гости»
Презентация «Детство Александра Пушкина»
Мультфильмы по сказкам Пушкина
Пазлы по иллюстрациям к сказкам Пушкина
Планируемые результаты:
Совершенствование восприятия, осмысливания прослушанных рассказов, сказок, стихотворений, обогащения чувств.
Заметно обогащается восприятие детьми художественной формы произведений, формируется внимание к выразительным средствам языка.
Повышается интерес к произведениям А. С. Пушкина, активизируется потребность к чтению, узнаванию нового.
Реализация проекта осуществлялась через игровую и тематическую образовательную деятельность, а также дидактические, настольные игры, викторину, чтение художественных произведений. Рассматривали различные проблемные ситуации из сказок Пушкина, что позволило детям самостоятельно сделать вывод, о добре и зле, жадности и зависти, позволило понять ценность взаимопомощи и дружбы.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
- Подбор методического, художественного, иллюстративного материала по теме проекта;
- Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
- Подбор аудио и видео материала по произведениям А.С. Пушкина;
- Оформление презентаций по биографии автора, викторины по сказкам и интегрированного НОД по сказкам Пушкина.
- Опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке произведения А.С Пушкина;
- Привлечение родителей к сбору библиотеки сказок А. С. Пушкина и реквизитов к сюжетным играм (детали костюмов богатырей, мечи, щиты, кокошники и т.д.)
- Обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
- Оценка предметно – развивающей среды и условий для проведения проекта;
- Пополнение реквизита для сюжетно-ролевых игр по мотивам сказок Пушкина.
- Изготовление дидактических игр «Какой предмет лишний?», «Собери героя по сказке Пушкина», «Какой сказочный герой лишний?»
Основной этап.
- Чтение произведений А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о попе и его работнике Балде».
- Заучивание наизусть отрывков из сказок Пушкина «Месяц, месяц, мой дружок…», «Ветер, ветер, ты могуч…», «Ель растет перед дворцом…», «Море вздуется бурливо…».
- Использование в НОД инновационной технологии Синквейн для составления рассказов о героях сказок Пушкина.
- Игры-драматизации по сказкам: “У самого синего моря”, “Свет мой, зеркальце, скажи”, “В чешуе как жар горя, тридцать три богатыря”, “Чем вы, гости, торг ведёте и куда теперь плывёте?”, «Три девицы под окном».
- Игра-фантазия “Если б я поймал золотую рыбку…”.
- НОД по художественно-эстетическому развитию: рисование «Иллюстрируем сказки Пушкина», объемная аппликация «Золотая рыбка» и «Царевна-Лебедь», обрывная аппликация «Герои сказок Пушкина».
- Оформление выставки детских работ по сказкам А.С. Пушкина.
- Слушание музыкальных произведений: «Три чуда: Белка, Богатыри, Царевна Лебедь».
- Просмотр мультфильмов по сказкам Пушкина.
- Беседы «Сказка –ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок», «Мой любимый герой сказок А.С. Пушкина».
- Разгадывание загадок о героях сказок Пушкина.
- Интерактивная технология «Хоровод» «Назови героев сказок Пушкина», «Сосчитай богатырей, орешки, рыбок…».
- Интерактивная технология «Цепочка»: Пересказ сказки А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» с опорой на мнемотаблицу.
- Интерактивная технология «Карусель»: «Сказочный герой- название сказки».
- Консультация для родителей «Как приобщить дошкольника к чтению сказок дома?», «А.С. Пушкин – известный и неизвестный».
- Домашнее задание «Заучивание отрывков из сказок Пушкина».
Заключительный этап.
- Викторина по сказкам Пушкина с использованием презентации.
- Интегрированная НОД по сказкам Пушкина с использованием мультимедийной презентации.
Результаты реализации проекта:
- Дети расширили познания о Пушкине, его сказках, о героях и сюжетах, повысился интерес к книгам с произведениями писателя.
- Дети умеют отображать свои впечатления о героях сказок с помощью рисунков цветными карандашами или красками.
- Был пополнен книжный центр произведениями Пушкина и собрана информация о Пушкине при участии родителей воспитанников.
- Сформировали готовность родителей к сотрудничеству с педагогами сада по проблемам развития у детей интереса к русской литературе.
Используемая литература
- А.С.Пушкин. «Стихи и сказки». Изд.Детская литература, М.,1974г.
- А.Самарцев. А.С.Пушкин. Изд. Белый город. М., 2003г.
- И.Токмакова. Поговорим с тобой о А.С.Пушкине. Дошкольное воспитание №1.1999 г.
- Г.Светлова. А.С.Пушкин «Там русский дух…Там Русью пахнет!» Дошкольное воспитание №1.1999 г.
- К.Степанов. Пушкин: истоки творчества. Дошкольное воспитание №2 2000г.
- Н.И.Попова. Музей-квартира А.С.Пушкина. Лениздат, 1989г.
- Журналы «Дошкольное воспитание» № 6-97 г., № 6-98 г., № 6-99 г., № 2, № 6-2000г.
- Л.М. Жукова. История о великом поэте Пушкин. Изд. Белый город, М., 2003г.
- Л.Жукова. Я памятник воздвиг себе нерукотворный… Стихи о жизни, любви и красоте. Изд. Белый город, М., 2001г.
https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-znakomstvo-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-tvorchestvom-a-s-pushkina.html
https://infourok.ru/pedagogicheskiy-proekt-znakomstvo-detey-s-tvorchestvom-as-pushkina-chto-za-prelest-eti-skazki-dlya-detey-starshego-doshkolnogo-v-3908426.html
Приложения
01.07.2021 – 26.07.2021
Оздоровительная вторая смена:
«В поисках пропавшей сказки»
Девиз смены:
Июль – это солнце.
Июль – это смех.
Июль – это лагерь «Лучик».
И он открыт он для всех!
Сказку мы обязательно найдем,
Сказочный замок откроем!»
ЛЕГЕНДА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СМЕНЫ
Жила на свете добрая Сказка. Жила она на небе с братьями и сёстрами. По ночам она спускалась на землю и рассказывала взрослым и детям чудесные истории о добре и справедливости, но оказалось, что среди сказок бывают плохие и завистливые. Так, вот эти злые сказки послали к людям Кощея Бессмертного. Он стал нашёптывать людям, что Сказка – обманщица, что в её историях нет ни слова правды. И люди постепенно поверили и перестали впускать в дома хорошую, добрую Сказку. Каждый раз, когда она приходила, её отвергали. У ворот города даже поставили стражу, чтобы никто не прошёл незаметно. А дети очень любили ту Сказку и всё время просили родителей впустить её. Обиделась Сказка на людей и не стала больше спускаться с небес. Для детей она оставила сундук. На сундуке — замок. Кто откроет сундук, тот найдёт волшебную Сказку. Иногда Сказка напоминает о себе и замок открывается сам. А в сундуке появляются разные предметы ( животные, угощения, увлекательные задания).
В силах ребят из лагеря «Лучик» открыть замок. Для этого нужно получить буквы, из которых сложить кодовое слово – место, где появится ключ в последний день смены. Воспитанники отправятся в настоящее путешествие и обязательно справятся со своей задачей. Ведь только отзывчивые, дружные, смелые дети смогут найти Сказку.
РЕЖИМ ДНЯ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «ЛУЧИК»
Время | Виды деятельности |
8.30 — 9.00 | Сбор детей, зарядка |
9.00 — 9.15 | Утренняя линейка |
9.15 — 9.50 | Завтрак |
10.00-12.00 | Мероприятия в отрядах, культурно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, работа кружков и секций |
12.00-13.00 | Оздоровительные процедуры (прогулка, гигиенические процедуры) |
13.00 — 14.00 | Обед |
14.00 — 15.00 | Сон/отдых |
15.00 — 15.30 | Мероприятия, подведение итогов дня |
15.30-16.00 | Полдник |
16.00 | Уход домой |
после 16.00 | Работа дежурной группы по запросу законных представителей учащихся |
ПЛАН мероприятий
детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Лучик»
01.07.2021 Здравствуй, лето! «Жили-были сказки!»
- Викторина, посвящённая истории и современности Беларуси
- Медицинский осмотр «В гостях у целительницы»
- Спортивные эстафеты «Богатырские забавы»
- Игра «Сказочный крокодил»
- Игровая программа «В гостях у сказки»
- Живая анкета «Давай подружимся!»
02.07.2021 «У тесовых ворот сказки»
- Информационный журнал «Живу и дышу тобой, моя Беларусь родная. 3 июля – День Независимости Республики Беларусь»
- Минутка здоровья. «Солнечный ожог. Первая помощь»
- Спортивное состязание «Ворота, откройтесь!»
- Творческая мастерская «Любимые сказочные герои»
- Торжественная линейка, приуроченная к открытию лагерной смены «Лето красное настало! Пора путешествий открыта!»
- Рассказ по кругу «Без труда и мечту не построишь никогда»
05.07.2021 «Путешествие в Простоквашино»
- Обзор-путешествие «Достопримечательности Витебска»
- Советы Василисы Премудрой «Опасный клещ»
- Спортивный турнир на кубок Матроскина
- Мастер-класс по изготовлению открыток «Детские руки творят чудеса»
- Викторина «Путешествие в мультландию»
- Клуб знатоков «Интересное в Простоквашино»
06.07.2021 Встреча со сказочными героями «Жил-был царь Овёс да и сказки все унёс»
- Правовая игра «Волшебное детство»
- Советы Василисы Премудрой «Сказки о здоровье»
- Игры на свежем воздухе «Комический футбол»
- Занятия творческой мастерской «По щучьему велению, по моему хотению». Лепка из солёного теста «Колобок»
- Конкурсно-игровая программа «Гостиная сказочных героев»
- Цветоопись «Красный, желтый, голубой – выбирай себе любой!»
07.06.2021«Путешествие в Пушкинград»
- Книжная афиша «С книгой мир добрей и ярче»
- Информационная минутка Кота Учёного «Безопасные увлечения»
- Спортивные эстафеты «На острове Буяне»
- Мастер-класс. Изготовление рисунков и поделок по сказкам Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»
- Путешествие по сказкам «Там, на неведомых дорожках….»
- Круглый стол «Фото из семейных архивов»
08.07.2021 Белорусские народные сказки «В гостях у деда Бородеда»
- Информационный журнал «Народные ремёсла Беларуси»
- Посещение Центра безопасности МЧС
- Спортивная игра с использованием ПДД « Весёлый экспресс»
- Трудовой десант «Сохраним чистоту!»
- Игровая программа «Бабка шаптуха»
- Рассказ по кругу «Волшебство рядом…»
09.07.2021 Русские народные сказки
- Круглый стол «Новые и старые 7 чудес света»
- Информационная минутка Марьи-искусницы «Природу должны мы сберечь»
- Эстафета «Сказочные забеги»
- Конкурс рисунков «Сказка — ложь, да в ней намёк…»
- Игра-развлечение «Богатырские сражения»
- Литературные фанты «Сказка и музыка»
12.07.2021 День Водяного
- Тематическая линейка «Традиции и история»
- Советы Водяного «В здоровом теле-здоровый дух»
- Спартакиада «Наперегонки с Летом»
- Коллаж «На дне морском»
- Викторина «Море-море, мир бездонный»
- Рассказ по кругу «Волшебство рядом…»
13.07.2021 День мультипесенок
- Обзор-путешествие «Витебск фестивальный»
- Книга знаний Львёнка и Черепахи «Солнышко бывает опасным»
- Спортивно-костюмированная эстафета «Ребята, давайте жить дружно»
- Творческая мастерская «Музыкальная шкатулка»
- Посещение филармонии (Витебская областная филармония)
- Круглый стол «как Трусливый Лев от трусости избавился»
14.06.2019 «В некотором царстве, в некотором государстве»
- Агитбеседа «Природа родной Беларуси»
- Виртуальная экскурсия «По страницам Красной книги»
- Спортландия «Лесные веселушки»
- Трудовой десант «Лето-пора добрых дел».
- Игра-развлечение «Клуб юных натуралистов»
- Конкурс рисунковна асфальте «Сохраним мир всей планетой»
15.07.2021 «За тёмными лесами, за синими морями»
- Правовая игра Василисы Премудрой «Волшебное детство»
- Калейдоскоп рекомендаций Марьи-целительницы «Овощи и фрукты-полезные продукты»
- Спортивная квест-игра «Тропа здоровья»
- Коллективный коллаж «Лекарственные травы из нашей дубравы»
- Музыкальный олимп «Мы к вам приехали на час»
- Рассказ по кругу «Оркестр пожеланий»
16.07.2021 Мультмарафон “Ну, погоди!”
- Устный журнал «Дружба начинается с улыбки!»
- Калейдоскоп советов «Чтоб здоровым быть…»
- Спортивная эстафета «Ну, погоди!»
- Информационная минутка «Мои права»
- Турнир знатоков «Мне помнится, вороне…..»
- Семейный альбом «Волшебное колечко»
19.07.2021 «Поле чудес»
- Пресс-вояж «Виват, прекрасный цирк!»
- Ассорти «Полезные сладости для радости»
- Спортивно-развлекательная игра «Кладоискатели»
- Час фантазии «Рисуем волшебную поляну»
- Музыкальная гостиная «Чудесные напевы»
- Круглый стол «Как Трусливый Кот от трусости избавился»
20.07.2021 «Галопом по Мультитропам»
- Информационный журнал «Мы – один народ, у нас – одна страна»
- Путешествие по мультитропам «Уроки чужих ошибок»
- Фестиваль здоровья «Спортивная смекалка»
- Мастер-класс по изготовлению открыток «Детские руки творят чудеса»
- Стихокарусель «Хоровод дружбы в мультфильмах»
- Клуб дискуссионный«Что такое «нравственность»
21.07.2021 «По щучьему велению»
- Обзор-путешествие «Витебск – моя малая Родина»
- Калейдоскоп советов «Чтоб здоровым быть…»
- Игровые забеги «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
- Коллективный коллаж «Настоящее чудо»
- Посещение театра «Лялька»
- Практикум по самопознанию «Мои цели, мои мечты»
22.07.2021 «Сказочный переполох»
- Агитбеседа «Их именами названы улицы нашего города»
- Советы профессора Изобреталкина «Безопасные опыты»
- Спортивные состязания “Леса дремучие, пески сыпучие!”
- Бюро творческих находок «Новое платье короля»
- Игровая программа «Золотой ключик, или Приключения Буратино!
- Акция «Улыбку другу подари»
23.07.2021 Хранители сказок «В гости к Бабе- яге!»
- Портрет «Мы белорусы- мирные люди»
- Видеолекторий «Вместе в безопасное лето»
- Спортивный час “В ступе и с метлой!”
- Коллаж «Сказки к нам приходят в дом»
- Музыкально-развлекательная программа «Избушка на курьих ножках»
- Фотобанк «Дружбы яркие моменты!»
26.07.2021 Прощание со сказкой
- Торжественная линейка «До свидания, сказочная страна! Здравствуй, родной Витебск!» Закрытие оздоровительной смены
- Наказ волшебной Сказки «Безопасные каникулы»
- Спортивный праздник «За родной город!»
- Презентация коллажей «Как мы провели лето»
- Праздничная игровая программа «В поисках волшебного ключика»
- Свободный микрофон «А напоследок я скажу …»
Дневник лагеря
01.07.2021 Здравствуй, лето! «Жили-были сказки!»
- Зарядка
- Живая анкета «Давай подружимся!»
02.07.2021 «У тесовых ворот сказки»
- Информационный журнал «Живу и дышу тобой, моя Беларусь родная. 3 июля – День Независимости Республики Беларусь»
- Спортивное состязание «Ворота, откройтесь!»
- Торжественная линейка, приуроченная к открытию лагерной смены «Лето красное настало! Пора путешествий открыта!»
05.07.2021 «Путешествие в Простоквашино»
- Обзор-путешествие «Достопримечательности Витебска»
- Спортивный турнир на кубок Матроскина
- Клуб знатоков «Интересное в Простоквашино»
- Мастер-класс по изготовлению открыток » Детские руки творят чудеса»
06.07.2021 Встреча со сказочными героями «Жил-был царь Овёс да и сказки все унёс»
- Правовая игра «Волшебное детство»
- Игры на свежем воздухе «Комический футбол»
- Конкурсно-игровая программа «Гостиная сказочных героев»
07.06.2021«Путешествие в Пушкинград»
- Информационная минутка Кота Учёного «Безопасные увлечения»
- Спортивные эстафеты «На острове Буяне»
- Мастер-класс. Изготовление рисунков и поделок по сказкам Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»
- Путешествие по сказкам «Там, на неведомых дорожках….»
08.07.2021 Белорусские народные сказки «В гостях у деда Бородеда»
- Информационный журнал «Народные ремёсла Беларуси»
- Рассказ по кругу «Волшебство рядом…»
- Празднично-игровая программа «Остров дружбы и доброты»
09.07.2021 Русские народные сказки
- Литературные фанты «Сказка и музыка»
- Представление Витебской областной филармонии
12.07.2021 День Водяного
- Тематическая линейка «Традиции и истории»
- Коллаж «На дне морском»
13.07.2021 День мультипесенок
- Обзор-путешествие «Витебск фестивальный»
- Творческая мастерская «Музыкальная шкатулка»
- Круглый стол «как Трусливый Лев от трусости избавился»
14.06.2019 «В некотором царстве, в некотором государстве»
- Виртуальная экскурсия «По страницам Красной книги»
- Игра-развлечение «Клуб юных натуралистов»
- Конкурс рисунковна асфальте «Сохраним мир всей планетой»
15.07.2021 «За тёмными лесами, за синими морями»
- Правовая игра Василисы Премудрой «Волшебное детство»
- Музыкальный олимп «Мы к вам приехали на час»
16.07.2021 Мультмарафон “Ну, погоди!”
- Спортивная эстафета «Ну, погоди!»
- Информационная минутка «Мои права»
- Турнир знатоков «Мне помнится, вороне…..»
19.07.2021 «Поле чудес»
- Пресс-вояж «Виват, прекрасный цирк!»
- Информационный журнал «Горжусь тобой, любимая столица!»
20.07.2021 «Галопом по Мультитропам»
- Посещение театра «Лялька»
21.07.2021 «По щучьему велению»
- Обзор-путешествие «Мы белорусы — мирные люди»
- Калейдоскоп советов «Я и мои друзья»
22.07.2021 «Сказочный переполох»
- Советы профессора Изобреталкина «Безопасные опыты»
- Наказ волшебной Сказки «Чудесные герои»
- Показательное выступление кинолога
23.07.2021 Хранители сказок «В гости к Бабе- яге!»
- Фотобанк «Дружбы яркие моменты!»
26.07.2021 Прощание со сказкой
- Торжественная линейка «До свидания, сказочная страна! Здравствуй, родной Витебск!» Закрытие оздоровительной смены
Уважаемые писатели! И поэты!
В связи со сложившейся проблемой я попробую описать вам нужный мне процесс.
Об чём речь?
Я ищу человека, способного написать либретто НА ГОТОВУЮ МУЗЫКУ.
1. Почему музыка первична
Поэты делятся на 3 группы:
- Всё жизнь пишут одним размером, например 4-стопным ямбом «Мой дядя самых честных правил». Не зависимо от объема произведения (от четверостишия до книг);
- Могут писать и в каких-то других размерах (чаще – хореем. 3-х стопный размер – едва виден)
- Истинные поэты – у них размер идет ЗА смыслом (грандиозный пример – дедушка Крылов)
Какое МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗНООБРАЗИЕ может возникнуть у поэтов 2, а особенно 1, группы? Только если ИСКУССТВЕННО мучить голос певцов и слух слушателей – лишь бы разнообразно. Пример:
Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Из это можно сделать душещипательный романс. А как этот текст будет звучать в МАРШЕ? А как из этого текста сделать ДИАЛОГ?
Вы спросите: «А кто мешает взять ДРУГОЙ текст, чтобы он подходил к маршу или к диалогу?» А я вам отвечу: «А где, если он ВЕСЬ ТАКОЙ?» (см. поэтов a) и b))
Поэтому я и пришел к мысли – для того, чтобы МУЗЫКА была РАЗНООБРАЗНОЙ, она должна быть ПЕРВИЧНА! Чтобы течению мелодии не мешал текущий стихотворный размер.
2. Писатели
Как я понял по работам с некоторыми авторами – писатели следуют правилу : «Сначала надо ввязаться в серьезный бой, а там уже видно будет». Т.е. глянув в наметки МОЕГО либретто сразу начинают гнать текст, да ещё и стихотворный. Когда спрашиваешь: «А как Экспозиция перейдет в завязку, а как та перейдет в конфликт, который развяжется на финал?» Отвечают: «Как дойдем – так там и поймем!»
Слушайте. Так можно писать КНИГУ. Она не ограничена ни объёмом текста, ни временем действия (внутри текста), ни временем чтения (этого текста). Поэтому вполне возможно появление эпизодических лиц, побочных линий сюжета и прочего, что ВБРЕДЁТ автору в голову В МОМЕНТ НАПИСАНИЯ.
Так ещё и оплата идёт от КОЛИЧЕСТВА страниц! Поэтому – чем больше, тем лучше. Страниц этак 350-400. Но это не годится для либретто.
3. Сценаристы
По поводу сценария хорошо написано https://new-storyteller.livejournal.com/3405.html . Там сценарий на 90-120 страниц разбит на 3 этапа с подэтапами. Чем принципиально отличается книга от сценария – меньше описаний, больше диалогов. Однако и здесь можно разогнаться на целый сериал…
4. Драматурги
Всё действие – диалоги и монологи. Требования единства: действия, места и времени – не всегда можно соблюсти. Театр от Шекспировских времён,когда пьеса шла целый день с перерывами на перекусы (это хорошо видно по полному тексту «Ромео и Джульетты»), сейчас не пройдет – мы живем намного быстрее. И неопределенный Чехов, с его «тара-бум-бия, сижу на тумбе я» требует от режиссера САМОСТОЯТЕЛЬНОГО придумывание действия, соответствующего отсутствующему тексту. Размер «Вишневого сада» – 80-90 страниц. Действие на сцене – 2-2,5 часа – как гонит режиссер.
5. Либреттисты
Ну и, наконец, писатели текстов для МУЗЫКАЛЬНЫХ спектаклей. Ещё более сжато. Либретто Сильвы – 35 страниц, включая ремарки. Никаких прологов и философствований – сразу с ДЕЙСТВИЯ. Поменьше разговоров между номерами – больше содержания в пении.
Надо сказать, что музыкальные номера делятся на 2 вида:
- Вставные. Это номера – настроения. В «Пиковой даме» вставной номер один – куплеты Томского, вписанные Чайковским по просьбе первого исполнителя. Известнейшая оперетта «Свадьба в Малиновке» – ВСЯ состоит из вставных номеров, т.е. взята пьеса (комедия) и в некоторые места вписаны музыкальные номера: арии, дуэты, хоры, танцы (ну, как положено). Если такой номер УБРАТЬ – то СМЫСЛ самогО произведения (пьесы) не потеряется.
- Сюжетные. Номера, в которых, собственно, передается содержание пьесы. Чем меньше номеров вставных и чем больше сюжетных – тем компактнее КОНЕЧНОЕ произведение.
6. Как писать либретто НА ГОТОВУЮ музыку?
(Теоретическая основа –
6 этапов: http://www.cinemotionlab.com/stati/shest_etapov_uspeshnogo_scenariya/
)
- Слушаем номера.
- Определяемся по стилю. У меня, например, вся музыка в РУССКОМ духе (не а-ля рюс). Из неё нельзя получить «Летучую мышь» или «Цыганского барона» – музыка просто не ляжет на текст.
- Придумываем сюжет.
- Пишем синопсис.
- К КАЖДОМУ ДЕЙСТВИЮ СИНОПСИСА ПОДБИРАЕМ МУЗЫКАЛЬНЫЙ НОМЕР (совместно с композитором)
- Пишем связки между номерами – ПРОЗОЙ (прозаики) или СТИХАМИ (поэты).
- Пишем «рыбу» на музыкальные номера (прозой).
- Переводим «рыбу» в поэтический (согласно ритму пьесы) текст (поэты).
ПРОФИТ! Оперетта готова.
Желающие принять участие в написании оперетты (мюзикла) «Там, на неведомых дорожках» могут послушать музыку на Диске https://yadi.sk/d/1fxVUZkhBYZj_Q и посмотреть примеры синопсиса в файлах Оперетта (n). У меня получается 2 действия в 4 актах. Музыку слушать на качественной аппаратуре (не телефон).