Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Детский сад № 18 «Счастливое детство»
Конспект интегрированной непосредственной
образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: литературная
викторина « Там на неведомых дорожках…»
Образовательная
область: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,
«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое
развитие».
Возрастная группа: подготовительная,
воспитатель Палищук В.А.
Тема НОД: литературная викторина
«Там на неведомых дорожках…».
Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, продуктивная,
двигательная.
Цель:- Расширить знания учащихся о
сказках;
-Обобщить знания детей о сказках;
-Воспитывать доброжелательность;
-Создать положительный эмоциональный
настрой всех участников;
-Дальнейшее развитие интереса к
сказкам и к чтению;
-Развивать речь учащихся, читательский
интерес, память;
-Воспитывать чувство коллективизма,
взаимопомощи, товарищества.
Задачи:
— Активизировать детское чтение; закреплять знания детей об
особенностях сказки.
— Вспомнить
и закрепить знания о названиях, авторах и героях детских
сказок; развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, память,
внимание.
— Организовать досуг учащихся.
Оборудование: сказочный кувшин,
иллюстрации к знакомым сказкам; разрезные картинки для дидактической игры
«Помоги животным попасть в свою сказку», музыкальная запись ковра-самолета.
Предварительная
работа: чтение сказок «Сивка-бурка», Заяц-хвастун»,
«Цветик-семицветик», «Серая шейка», «Волшебник Изумрудного города», «Желтый
аист», «Лиса и кувшин», «Хаврошечка», «Крылатый, мохнатый да масленый». «Сова»,
«Сказка о царе Салтане», «Никита Кожемяка», «Домовенок Кузька»; обсуждение,
классификация сказок на «авторские» и «народные».
Форма проведения: «Литературная
викторина по сказкам»
Ход НОД:
1. организационный момент.
Воспитатель входит в группу в образе бабушки Агафьи.
Воспитатель: -Здравствуйте
ребята! Вы меня узнали (дети: бабушка Агафья).
— Сегодня я к вам пришла не одна, а с сюрпризом
— это волшебный кувшин, в котором живет сказочный джин. Но чтобы его
освободить, вам придется решить много интересных заданий, ответить на вопросы.
-Ребята, а много ли сказок вы знаете?
(ответы детей).
Я предлагаю провести нам викторину «Там на неведомых дорожках…»? Для начала давайте разделимся на две команды!
За правильный ответ я буду давать фишки. Если
кто-то не может ответить, то дети из другой команды могут помочь. Побеждает та
команда, которая наберет большее количество фишек.
— А сейчас мы с вами отправимся в страну сказок, но вот беда, пешком туда
не дойти, и на машине не доехать. Как же нам добраться? На чем путешествуют
герои сказок? (Печка, ступа, сапоги-скороходы, метла, ковер-самолет).
—
Вот на ковре-самолете мы и полетим.
Давайте
встанем и возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова:
«Раз,
два, три, наш ковер в страну сказок лети!»
(звучит музыка ковра-самолёта)
—
Все ближе и ближе сказочная страна! Ковер — самолет медленно опускается на
землю. Мы прилетели.(все сели)
2.
основная часть.
Воспитатель:
— А вот и первое задание, которое вам придется выполнить! Итак, начинаем!
1 задание: Воспитатель читает название сказок, у
которых название состоит из двух слов. Но одно слово «заблудилось».
Дети должны правильно дать название сказкам
*«Царевна-утка» («Царевна-лягушка»)
*«Сивка-будка» («Сивка-бурка»)
*«Серебряное ушко» («Серебряное Копытце»)
*«Цветик-одноцветик» («Цветик-семицветик»)
*«Серая тучка» («Серая шейка».)
*«Господин Уа» («Господин Ау».)
Воспитатель: -Молодцы
ребята, с первым заданием вы справились, и пора из нашего кувшина доставать
второе задание!
2
задание: «Блиц — опрос»
—
В какой сказке девочка сломала мебель? («Три медведя»)
—
В какой сказке один герой – выгнал из дома другого героя и стал там
жить? («Заюшкина избушка»)
—
В какой сказке, герой хитростью выманивал из дома петушка, а потом унес за
темные леса?( «Кот, петух и лиса»)
—
В какой сказке герой всю кашу съел, а другой так и остался голодный? («Лиса
и журавль»)
—
В какой сказке один герой целый дом сломал? («Теремок»)
—
В какой сказке герои слепили себе ледяную внучку? («Снегурочка»)
—
Какого героя съела лиса? («Колобок»)
—
В какой сказке птицы унесли мальчика? («Гуси – лебеди»)
—
С кем встречался Колобок во время путешествия? (с зайцем, волком,
медведем, лисой)
—
Какое яйцо снесла курочка Ряба? (золотое)
—
К кому шла Красная Шапочка? (к бабушке)
—
Кто тянул Репку? (дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка)
—
Как звали трёх поросят? (Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф)
—
Кто потерял хрустальную туфельку? (Золушка)
—
Кого спасла Дюймовочка? (ласточку)
—
Что купила на базаре Муха – Цокотуха? (самовар)
—
Кто разбил золотое яичко? (мышка)
-Чем
ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Лиса и Волк»? (хвостом)
Воспитатель:
Ребята, молодцы. Переходим к следующему заданию.
3
задание:
«Путаница». Воспитатель читает отрывки из сказок, дети должны
отгадать название сказки:
— «Не плачь, мальчик, не плачь, девочка, я снесу
вам яичко другое, не серебряное – простое» («Курочка ряба»).
— «Покатился Ёжик по дороге, а навстречу ему
крокодил: «Ёжик! Ёжик, я тебя съем» «Не ешь меня, крокодил. Я тебе песенку
спою!» («Колобок»).
— «Вышла баба на поле жать и спрятала в кусты
сковороду с яичницей. Подобралась к сковороде коза» («Лиса и кувшин»).
— «Шла обезьяна по дорожке, нашла скалочку.
Подняла и пошла дальше. Пришла в деревню и стучится в избу: стук-стук-стук!»
(«Лисичка со скалочкой».)
Воспитатель: -Ну,
что же, и с этим заданием вы отлично справились и пришло время достать из
кувшина следующее задание.
4
задание.
— Назовите сказки, в которых
главный герой заяц («Заяц-хвастун»,
«Чудесные истории про зайца по имени Лек», «Лиса и заяц», «Сказки дядюшки
Римуса», «Заюшкина избушка», «Как заяц от дождя прятался»)
— В каких сказках герой должен был пролезть
через одно ушко и в другое вылезти. («Хаврошечка», «Сивка-бурка»)
— В какой сказке герой превращается то в муху,
то в комара, то в шмеля. («Сказка о царе Салтане…»)
— Где находчивость помогает побить сильного
змея. («Никита Кожемяка»)
Воспитатель:
-Ребята, молодцы. Переходим к следующему заданию.
На
все вопросы нужно отвечать быстро. За правильный ответ в каждом вопросе дается
фишка. Итак, начинаем.
5
задание .«Угадайте героя по реплике»
—
«…высоко сижу – далеко гляжу» (Маша «Маша и медведь»)
—
«… я от дедушки ушел…» (Колобок «Колобок»)
—
«…жучка иди… тянуть» (Внучка «Репка»)
«…
слышим, слышим. Да не матушкин это голосок» (козлята «Волк и семеро козлят»)
—
«…несет меня лиса за темные леса» (Петух «Кот, петух и лиса»)
—
«…ловись рыбка мала и велика» (Волк «Лисичка – сестричка и серый волк»)
—
«Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, курочку под
печку. …» («Лисичка со скалочкой»)
—
«…речка – реченька – укрой меня…» («Гуси – лебеди»)
Воспитатель:-
Умницы, отлично справились с заданием.
И
нам надо отправляться дальше, но перед этим немножко разомнемся.
Физкультминутка
«Теремок»
Наш
весёлый теремок: он не низок, не высок. (встать на носки, присесть)
В
нём лягушка прыг да прыг, (прыжки)
Воробьишка
чик – чирик, (махи руками)
петушок
тянет носок, (ходьба на месте с выс. подн. колен)
и
зайчишка скок да скок. (прыжки на месте)
Мушка
крылышками машет, (бег на месте)
Мышка
же с платочком пляшет. (дети пляшут)
Ёж
закрыл дверной замок,
Сторожит
он теремок (хлопки).
Воспитатель:
Присаживайтесь дети на стульчики, нас ждет следующее задание.
6
задание:
«Отгадай загадку».
1. «Толстячок
живёт на крыше, а летает он всех выше». (Карлсон)
2.«Возле
леса на опушке трое их живёт в избушке, Там три стула и три кружки, три кровати
и подушки». (Три медведя.)
3.
«На сметане он мешен, на окошке он стужен, круглый бок, румяный бок, кто же
это?». (Колобок.)
4.
«Убежали от грязнули сковородки и кастрюли, ищет их она зовет, по дороге слезы
льет». (Федора.)
5. «Едет,
едет на печи, ест большие калачи». (Емеля.)
6.
«Докторов он всех добрей, лечит птичек и зверей, сквозь очки свои глядит, кто
же это?». (Айболит.)
7.
«В гости к бабушке пошла, пирожков ей понесла, серый волк за ней следил,
обманул и проглотил». (Красная шапочка.)
8.
«С Пятачком он ходит в гости, любит мед, варенье просит, это кто, скажите
вслух, медвежонок…». (Винни-Пух.)
Воспитатель:
и это задание вы быстро выполнили, молодцы! А сейчас, предлагаю вам перейти к
следующему заданию.
7
задание: Дети должны вспомнить и прочитать наизусть заклинания.
• Иванушки-дурачка из сказки «Сивка-бурка».
(Сивка-бурка, вещий каурка. Стань передо мной, как лист перед травой!)
• Вилнны из сказки «Волшебник Изумрудного
города». (Бам- бара, чуфара, скорики, морики, турабо, фурабо, лорики, ерики.)
• Элли из сказки «Волшебник Изумрудного города»,
когда девочка сама решила вернуться домой, (стукнула каблуком о каблук и
крикнула башмачкам: — Несите меня в Канзас, к папе и маме!)
• Жени из сказки «Цветик-семицветик». (Лети,
лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся,
сделав круг. Лишь коснешься ты земли — быть по-моему вели!)
Воспитатель: ну, что же,
пришло время для очередного задания!
8
задание
Проводится дидактическая игра «Помогите животным (насекомым)
попасть в свою сказку». Дети собирают разрезные картинки, где герои сказок
животные. Далее находят это животное на столе и относят его в свою сказку (сказку можно изобразить домиками с соответствующей иллюстрацией). Побеждает
та команда, которая быстрее и правильно справится с заданием.
Животные (насекомые):
• комар, муха, шмель к сказке «Сказка о царе
Салтане…»
• коза к сказке «Серебряное Копытце»
• лошадка к сказке «Сивка-бурка»
• корова к сказке «Хаврошечка»
• лиса к сказке «Лиса и кувшин»
• сова к сказке «Сова»
Воспитатель: Ребята, вы
так замечательно выполняли задания, что и не заметили, как в моем волшебном
кувшине осталось одно последнее задание. И
я хочу узнать все ли вы песни из сказок знаете?
Включается
подборка песен .
( под музыку
выходит джин)
Джин: Спасибо
, ребята , за то , что вы помогли мне выбраться из кувшина, в котором я
просидел уже много-много лет!
3.
заключительная часть
Воспитатель:
Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Взялись за руки, произнесем
волшебные слова: «Раз, два, три наш ковер в детский сад лети».
—
Вот мы и в детском саду.
Воспитатель:
пришло время посчитать количество фишек, которые заработала каждая команда и
определить победителя.
Джин:
Вам
понравилось путешествовать?
—
А что вам понравилось больше всего?
—
А в какой стране вы побывали? («Страна сказок»)
-Сегодня
вы решали интересные и сложные задания :
-Отгадывали
загадки, летали на ковре- самолете.
-Помогали
мне , вернуться в свою сказку.
И
за это я приглашаю вас на свой танец.
Готовы
танцевать?
Громче
музыка играй, танцевать всех приглашай!
Результат
НОД:
Дети
имеют представление о жанре — сказка, знают многие сказки, их героев; умеют
работать в команде; в процессе соревнования проявляют инициативу, творчество.
Используемые источники:
1.Собственная
разработка.
2.Образовательный
портал https://nsportal.ru.
3.Образовательный
портал http://www.maam.ru.
4.
Образовательный портал https://infourok.ru.
Самоанализ
Интегрированной непосредственной образовательной
деятельности в подготовительной группе на тему:
литературная викторина « Там на неведомых дорожках…»
Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование и
переключение детей на различные виды деятельности в течение занятия, помогает
удерживать внимание детей, это повышает эффективность занятия, снимается
утомляемость и перенапряжение, что позволяет говорить о достаточной
эффективности занятия. На занятии интегрированного характера происходит частая
смена динамических поз. Занятие с использованием интегрированного подхода
раскрывает значительные педагогические возможности, ощутимо повышает
познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и
памяти. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных
областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии я
имею возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети
осваивают содержание различных разделов программы параллельно, что позволяет
сэкономить время для организации игровой и самостоятельной деятельности. Во
время занятия я применяла разнообразные виды детской деятельности, такие как
загадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений, из
известных детям сказок.
При подготовке к занятию я проводила предварительную
работу: чтение сказок, рассматривание иллюстраций к ним, обсуждение содержания,
инсценировка понравившихся детям произведений, знакомство с понятием «авторские»
и «народные» сказки.
Занимательное содержание образовательной деятельности,
использованные методы и приёмы, средства обучения, формы организации и
чередование разнообразных видов деятельности — позволили обеспечить активность,
высокую работоспособность, удержать внимание и интерес детей к деятельности,
поддержать положительный эмоциональный настрой, что в свою очередь
способствовало повышению её результативности и раскрытию творческого потенциала
каждого ребёнка.
Затруднений в ходе проведенной непосредственно – образовательной
деятельности не выявлено. Все дети были активными участниками на протяжении
всей деятельности, проявляли повышенный интерес уже с первых её этапов, испытывая
при этом эмоциональное наслаждение. Ответы детей были точными.
Считаю, что цель непосредственно образовательной деятельности
достигнута, поставленные задачи решены.
«Волшебник страны Оз» и «Волшебник Изумрудного города» плагиат?
Немалую роль в воспитании детей оказывает роман Л.Ф. Баума «Волшебник страны Оз» и её пересказ «Волшебник Изумрудного города».
Ведь в основу обоих произведений заложена замечательная идея: каждый в состоянии стать самому себе волшебником.
«Волшебник страны Оз» тоже относится к заимствованию. Но в плане воспитания весьма полезна.
И действительно, в трудных и опасных ситуациях Страшила демонстрирует незаурядную изобретательность, Железный Дровосек – чудеса самопожертвования, а Трусливый Лев в минуты опасности проявляет поразительное бесстрашие.
И то, чем наделил их Гудвин (у Баума – Оз), – всего лишь плацебо, позволившее им обрести уверенность в себе.
Тот же посыл можно рассмотреть в прекрасной сказке С. Прокофьевой «Приключения жёлтого чемоданчика». Помните, как Петя, боявшийся собственной тени, храбро защищает Тому от Гришки и его друзей?
Сатира в сказках
Однако сказка не только учит добру.
Во многих сказках присутствует и сатирический подтекст. А в эпоху цензуры жанр сказки давал автору отличную возможность выразить отношение к существующим реалиям.
Правда, цензоры всё равно чувствовали скрытый смысл, и когда А.С. Пушкин написал свою «Сказку о золотом петушке», они были, мягко говоря, не в восторге.
«Сказка о золотом петушке» — образец тонкой сатиры.
Однако «состава преступления» тут не было: ведь в сказке говорилось не о правившем в то время монархе и не о его предшественниках.
И в советское время в сказках присутствовал элемент сатиры. Вспомним тот же «Золотой ключик»: когда сыщики-доберманы схватили Буратино, на его вопрос, в чём дело, они ответили: «Там разберут».
Пиноккио и Буратино в чем отличие?
Став постарше, дети зачитываются приключениями Буратино и его литературного прототипа Пиноккио. Трудно сказать, какая версия лучше, у каждой есть свои достоинства.
Так, например, главный враг Буратино Карабас Барабас действует на протяжении всей книги А.Н. Толстого и гораздо ярче и интереснее, чем его литературный прототип Манджафоко, который в книге К. Коллоди показан совсем мало.
Как не крути, а Буратино не оригинальный персонаж, хотя книга очень интересная. Но авторские права явно нарушены
Кроме того, в «Приключениях Буратино» есть и такие яркие персонажи, как Дуремар и черепаха Тортилла, а местами присутствует и сатирический компонент (об этом мы поговорим позже).
Но книга о Пиноккио глубже, чем её литературный ремейк. Ведь если цель Буратино – добыть золотой ключик, то цель Пиноккио – стать настоящим мальчиком из плоти и крови (проще говоря – стать человеком).
И главный враг Пиноккио – он сам. Поначалу К.Коллоди планировал завершить сказку гибелью Пиноккио, повешенного грабителями (а грабителями, как известно, были Кот и Лис).
Но, к счастью, передумал завершать книгу на столь грустной ноте, и в данном конкретном случае она от этого только выиграла.
В противном случае это была бы очередная назидательная история о том, что бывает с плохими мальчиками, когда они не слушаются старших и не следуют добрым советам.
Напрашивается сравнение Пиноккио с Сизифом (правда, Пиноккио в отличие от Сизифа, выполнявшего абсолютно бесполезную работу, стремился к вполне определённой цели): почти достигнув желаемого, он срывается.
К сожалению, не во всех экранизациях эта идея озвучивается, не является исключением и великолепный мультфильм Диснея.
«Королевство Кривых Зеркал» как пример сатиры
Ярким примером является и сказочная повесть В. Губарева «Королевство Кривых Зеркал», как и снятый по ней фильм А. Роу.
В этой книге, как и в фильме, двойной смысл. Прочитав «Королевство…», юные читатели осознают, что не бывает абсолютно мелких недостатков, что лень, эгоизм и рассеянность, неприятные в повседневной жизни, в экстремальных обстоятельствах могут привести к куда более тяжёлым последствиям.
«Королевство Кривых Зеркал» учит детей быть внимательными к жизни и судьбе, своей и других людей.
Так, Оля часто теряет ключ от квартиры, и бабушке приходится вновь и вновь заказывать новый ключ, а когда её подруга-отражение Яло потеряла ключ от кандалов зеркальщика Гурда, последствия могли быть фатальными.
Но более взрослый читатель уловит в этой чудесной сказке и острую сатиру на тогдашние реалии.
После выхода книги в печать у В.Губарева возникли проблемы, несмотря на то, что ему пришлось делать реверансы.
Например, Оля часто повторяет: «Я же пионерка, я не могу бросить человека в беде», Нушрок срывается с башни и разбивается насмерть при виде Олиного красного галстука, а сама Оля на предложение жителей остаться в их стране отвечает, что она должна вернуться в свою замечательную страну и хочет, чтобы они построили у себя такую же счастливую жизнь…
«Вниз по волшебной реке» как тонкая аллегория
Остросатирической является и сказочная повесть Э. Успенского «Вниз по волшебной реке», по ней был снят фильм «Там, на неведомых дорожках…», в котором роль Кащея блистательно сыграл Александр Филиппенко (тем, кто не видел, настоятельно рекомендую посмотреть).
Вообще тема Кащея неоднократно возникала в отечественном кино, но если фильм А. Роу «Кащей Бессмертный», где сыграл Г. Милляр, – отсылка к Гитлеру, то Кащей в исполнении А.Филиппенко явно напоминает Сталина: он не стремится к захвату чужих земель, но устанавливает диктатуру в своём царстве.
Кадр из фильма «Там на неведомых дорожках…»
И, конечно же, сказки Е. Шварца, особенно «Каин Восемнадцатый» и «Убить дракона». Обе были экранизированы: первая – Н. Кошеверовой, вторая – М. Захаровым (правда, в Московском театре им. Ленинского комсомола до этой экранизации шла пьеса Г. Горина).
Однако фильм М. Захарова с О. Янковским и А. Абдуловым в главных ролях получился ещё острее.
Так что, как сказал А.С. Пушкин, «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
Диана Анатольевна Уманская, специально для проекта «Символистика».