Ставится ли запятая в данном предложении ⇐ Синтаксис и пунктуация
Модератор: Селена
-
Автор темы
Ёрик
- помощник писаря
- Всего сообщений: 3
- Зарегистрирован: 29.10.2010
- Образование: студент
- Откуда: Гондурас
Ставится ли запятая в данном предложении
Сообщение
Ёрик »
Есть шаблон отзыва. В шаблоне написано так(руководитель поставил запятую):
«В ходе практики, Иванов И.И. ознакомился с внутренней технической документацией предприятия».
Я думаю, что здесь не нужна запятая. Так?
-
chuPC
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1281
- Зарегистрирован: 19.11.2010
- Образование: среднее
- Профессия: перевариваю пищу
- Откуда: из народа
- Возраст: 111
- Контактная информация:
Re: Ставится ли запятая в данном предложении
Сообщение
chuPC »
Имхо, запятая лишняя, конечно же.
Обучение подобно загромождению своего шкафа чужой одеждой.
Образованные люди не ДУМАЮТ — они ЗНАЮТ.
-
chuPC
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1281
- Зарегистрирован: 19.11.2010
- Образование: среднее
- Профессия: перевариваю пищу
- Откуда: из народа
- Возраст: 111
- Контактная информация:
Re: Ставится ли запятая в данном предложении
Сообщение
chuPC »
По моему личному мнению. Высшего гуманитарного образования не имею, поэтому тут я обязан уточнять, что не имею права давать советы по русскому, а то мне предупреждение выпишут.
Обучение подобно загромождению своего шкафа чужой одеждой.
Образованные люди не ДУМАЮТ — они ЗНАЮТ.
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Ставится ли запятая в данном предложении
Сообщение
Марго »
Запятая не нужна. Нужен пробел между инициалами: И. И.
И что такое внутренняя техдокументация предприятия? Есть еще и внешняя?
Я бы слово внутренняя изъяла. Либо уж техдокументация для внутреннего пользования (если, конечно, речь о ней).
-
Идальго
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2591
- Зарегистрирован: 06.08.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Тольятти
- Возраст: 84
Re: Ставится ли запятая в данном предложении
Сообщение
Идальго »
Пробел, конечно, не помешал бы. Однако, В ходе практики — ничто иное, как вводный оборот.
Запятая — необходима, препинание при чтении — необходимо.
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Ставится ли запятая в данном предложении
Сообщение
Марго »
Идальго:В ходе практики — ничто иное, как вводный оборот. Запятая — необходима, препинание при чтении — необходимо.
Ничего подобного — это обыкновенное обстоятельсто, т. е. член предложения. И никакого «препинания при чтении» там нет.
Кстати, не что иное как — вот так это пишется.
-
Идальго
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2591
- Зарегистрирован: 06.08.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Тольятти
- Возраст: 84
Re: Ставится ли запятая в данном предложении
Сообщение
Идальго »
Марго:Кстати, не что иное как — вот так это пишется.
Объясните, пожалуйста, смысл этого шедевра.
Свой вариант объяснить — готов.
(Перегрузка сайта?)
-
Марго
- Гениалиссимус
- Всего сообщений: 13772
- Зарегистрирован: 11.11.2009
- Образование: высшее гуманитарное
- Откуда: Моcква
Re: Ставится ли запятая в данном предложении
Сообщение
Марго »
НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК част., книжн.
Употребл. для подчеркивания того, что речь идет о данном, а не о другом явлении и т. п. Син.: именно… Он открыл коробочку, и я увидел не что иное, как ту медаль, которую мы искали.
(Объяснительный словарь русского языка под ред. В. В. Морковкина, 2003)
Ваш случай.
PS. Притом и запятая после иное в некоторых словарях отсутствует, что, на мой взгляд, правильно.
-
Идальго
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2591
- Зарегистрирован: 06.08.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Тольятти
- Возраст: 84
Re: Ставится ли запятая в данном предложении
Сообщение
Идальго »
Марго, это случаи, когда применяется НЕ и когда — НИ.
Если бы: …увидел не что-то иное, а именно медаль, согласился бы.
Но здесь — то самое «усиленное«, категоричное отрицание: ничто другое, ничто иное. Та медаль — и ничто другое. Ничто иное, как та медаль.
К приписке, о запятой.
Есть, есть в русской грамматике случаи, когда не надо выделять запятыми обороты «как…». Например: Иванов как инженер оказался слабым специалистом. Однако, я не вижу в этом никакой логики, эти случаи ломают правила, поскольку выбиваются из них. Но — не только. Я, например, не могу эти обороты произносить без препинаний. Впрочем, знаю: у Вас мнение совершенно другое: говорим мы с Вами разными интонациями, т. ч. убедить Вас, мне представляется, невозможно.
-
Идальго
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2591
- Зарегистрирован: 06.08.2011
- Образование: высшее техническое
- Откуда: Тольятти
- Возраст: 84
Re: Ставится ли запятая в данном предложении
Сообщение
Идальго »
Марго:Не может быть такого сочетания.
Вот как! Впрочем, тот факт, что Вы пользуетесь справочным аппаратом последних — «лихих» — десятилетий, объясняет мне Ваше упорство.
Прискорбно, что учебники, ещё не испорченные хрущёвцами, изъяты даже из библиотек, а уж в интернете их ждать безнадёжнее второго пришествия…
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 4 Ответы
- 45768 Просмотры
- Последнее сообщение Идальго
-
- 1 Ответы
- 1457 Просмотры
- Последнее сообщение Сергей Ильич
-
- 3 Ответы
- 2413 Просмотры
- Последнее сообщение Марго
-
- 9 Ответы
- 648 Просмотры
- Последнее сообщение Завада
-
- 5 Ответы
- 6561 Просмотры
- Последнее сообщение Дарья Александровна
Пиши с одной Н:
прощёное воскресенье, непрошеный гость, незваный гость, гостиный, гостинец, гостиница, гостиная, златокованый, посажёный отец, названый брат, ветреный, конченый человек, приданое, мудрёный, ряженый, смышлёный, юный, румяный, пьяный, пряный, бешеный, рдяный, рьяный, свиной, жёваный, кованый, клёваный, вареник, драник, труженик, мученик, труженица, мученица, серебряник, бессребреник, масленица, костяника, пудреница, ольшаник, путаница, торфяник, длина, истина.
Тематическое направление: Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня
11.10.2021 15:01:40
Автор: Елена Тимофеева
Книга всегда являлась одним из главных источников информации для человека. По мере того как развивалось человечество, и появлялись другие источники ее получения, книга все равно продолжает занимать особое место в нашей жизни. Сейчас люди с лёгкостью могу найти ответы на интересующие их вопросы, не читая, а выйдя в Интернет. Нет необходимости листать страницы бумажных изданий. Необходимо ли человеку сейчас обращаться к чтению? Каждый человек считает по-разному: кто-то говорит, что, не читая, можно прожить хорошую и полную жизнь; кто-то наоборот, считает, что читать необходимо. Я думаю, что читать нужно, так как книги не только дают нам информацию, полезную для жизни, но и помогают нам развиваться, пополнять наш словарный запас, ставить грамотную устную и письменную речь, а также развивать воображение.
Значение книги в жизни человека сложно переоценить. Рэй Брэдбери в своем романе «451 градус по Фаренгейту» показывает мир, который лишился литературных произведений. Уничтожая книги, человек уничтожал свою историю, способность осмыслять и вникать в суть окружающих его вещей. Люди стали воспринимать только лёгкую информацию в развлекательном формате. Они считали, что чтение книг несёт только зло и читать абсолютно не нужно. Но, потеряв книги, человечество обрекло себя на гибель, позволив управлять собой совершенно глупым телевизионным программам.
Константин Паустовский в своем рассказе «Сказочник» рассказывает, как книга смогла завлечь ребенка в свой мир. На Новый Год мальчик получает в качестве подарка книгу со сказками Ганса Христиана Андерсона. Она очень увлекает мальчика описанием чудес. Читая, он засыпает под новогодней ёлкой и в своем сне встречается с самим автором. Ребенок благодарит писателя за то, что его сказки открыли для него совершенно другой мир, мир тайн и волшебства. Главный герой уверен, что именно благодаря сказкам, он научился верить в чудо и в силу доброты.
Таким образом, можно сделать вывод, что книги являются неотъемлемой частью нашей жизни. Ведь они могут научить нас чему-то новому, напомнить об ошибках прошлых времен, а также открыть целую вселенную.
Здравствуйте, Елена!
Вам удалось в своем сочинении выполнить требования по объёму слов, дать ответ на вопрос, выстроить рассуждение с опорой на литературный материал. Вместе с тем следует обратить внимание на нарушение логики развития мысли, речевое оформление, пунктуацию.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
Значение книги в жизни человека сложно переоценить. Рэй Брэдбери в своем романе «451 градус по Фаренгейту» показывает мир, который лишился литературных произведений.
Правильнее было бы сказать о книгах. В книгах ведь печатались не только литературные произведения, но и публицистические, научные.
На Новый Год мальчик получает в качестве подарка книгу со сказками Ганса Христиана Андерсона.
Допущена фактическая ошибка в фамилии (правильно: АндерсЕн).
К3 (логика и композиция) + 0 баллов
Ошибки
Книга всегда являлась одним из главных источников информации для человека. По мере того как развивалось человечество, и появлялись другие источники ее получения, книга все равно продолжает занимать особое место в нашей жизни.
Нарушение логики внутри абзаца. Местоимение ЕЁ грамматически указывает на слово «книга», но Вы имеете в виду информацию.
Книга всегда являлась одним из главных источников информации для человека. По мере того как развивалось человечество, и появлялись другие источники ее получения, книга все равно продолжает занимать особое место в нашей жизни. Сейчас люди с лёгкостью могу найти ответы на интересующие их вопросы, не читая, а выйдя в Интернет. Нет необходимости листать страницы бумажных изданий. Необходимо ли человеку сейчас обращаться к чтению? Каждый человек считает по-разному: кто-то говорит, что, не читая, можно прожить хорошую и полную жизнь; кто-то наоборот, считает, что читать необходимо. Я думаю, что читать нужно, так как книги не только дают нам информацию, полезную для жизни, но и помогают нам развиваться, пополнять наш словарный запас, ставить грамотную устную и письменную речь, а также развивать воображение.
На мой взгляд, есть нарушение логики в рассуждении (обнаружение несоответствия между раннее заявленными мыслями и последующими). Первое предложение задаёт тон Вашим рассуждениям, но в последующих предложениях Вы как будто отрекаетесь от этой мысли. Чтобы этого не происходило, не будьте чересчур категоричными и на заявляйте о том, что книга ВСЕГДА являлась одним из главных источников информации.
Слова «книга» и «чтение» не являются словами- синонимами (нарушение логики).
Ведь в интернете мы тоже ЧИТАЕМ информацию.
Константин Паустовский в своем рассказе «Сказочник» рассказывает, как книга смогла завлечь ребенка в свой мир.
Нет перехода к другому произведению.
Таким образом, можно сделать вывод, что книги являются неотъемлемой частью нашей жизни. Ведь они могут научить нас чему-то новому, напомнить об ошибках прошлых времен, а также открыть целую вселенную.
Нарушение логики: отсутствие содержательных связей между вступлением (а именно тезисом) и заключением.
К 4 (речь)+ 1 балл
Ошибки
Сейчас люди с лёгкостью могу найти ответы на интересующие их вопросы, не читая, а выйдя в Интернет.
Лишнее местоимение.
Я думаю, что читать нужно, так как книги не только дают нам информацию, полезную для жизни, но и помогают нам развиваться, пополнять наш словарный запас, ставить грамотную устную и письменную речь, а также развивать воображение.
Неоправданные повторы.
Значение книги в жизни человека сложно переоценить. Рэй Брэдбери в своем романе «451 градус по Фаренгейту» показывает мир, который лишился литературных произведений.
Речевая шероховатость. На мой взгляд, лучше было бы сказать: … показывает мир, в котором нет книг; нет места книгам.
Константин Паустовский в своем рассказе «Сказочник» рассказывает, как книга смогла завлечь ребенка в свой мир.
Лексическая избыточность, неуместный повтор (тавтология).
Ведь они могут научить нас чему-то новому, напомнить об ошибках прошлых времен, а также открыть целую вселенную.
На мой взгляд, лучше написать по-другому: об ошибках прошлого.
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок:
Ошибки
Орфография
Сейчас люди с лёгкостью могу найти ответы на интересующие их вопросы, не читая, а выйдя в Интернет.
Опечатка: пропущена буква Т.
Пунктуация
Ребенок благодарит писателя за то, что его сказки открыли для него совершенно другой мир, мир тайн и волшебства. Главный герой уверен, что именно благодаря сказкам, он научился верить в чудо и в силу доброты.
Лишняя запятая. Благодаря (чему?) сказкам — производный предлог с существительным.
По мере того как развивалось человечество, и появлялись другие источники ее получения, книга все равно продолжает занимать особое место в нашей жизни.
Лишняя запятая. Однородные члены предложения связаны одиночным союзом и (развивалось и появлялось).
Грамматика
По мере того как развивалось человечество, и появлялись другие источники ее получения, книга все равно продолжает занимать особое место в нашей жизни.
Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм (развивалось, появлялось (что делало?) — прош. время; продолжает (что делает?) — наст. время).
Общий вывод по работе
Итак, Елена, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над анализом художественных произведений, логикой развития мысли, речевым оформлением (точностью выражения мысли, повторами и т.д.).
Удачи!
Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 0; К4: 1; К5: 1;
Итоговый балл — 4 Зачёт
Возврат к списку
Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?
Сейчас мы живем в мире передовых технологий, владеем удивительными гаджетами и полезной техникой. Наука не стоит на месте и динамично совершает новые открытия. Когда же можно будет достичь максимума в техническом прогрессе? Я считаю, человечество добьется пика в новых технологиях, когда научиться разумно использовать их. Новшества не должны посягать на законы природы и менять систему ценностей человека, открытиями необходимо вносить только благотворное воздействие на жизнь, приносить пользу для людей, а не вред. В произведениях русской литературы можно найти примеры, подтверждающие эти мысли.
Так, в рассказе «Песчаная учительница» А. П. Платонова мы видим какую пользу может принести прогресс. Главная героиня, учительница Мария Нарышкина, по распределению попала в пустынное село Хошутово. Когда она впервые увидела это место, ее охватила тоска: ужасные погодные условия, всё почти полностью занесено песком, люди борются со стихией, но этот труд бесполезен. Мария начала работать и вскоре поняла, что невозможно научить чему-то бедных, голодных и умирающих детей. Местным жителям было не до посвящения. Нарышкина решила взять дело в свои руки и адаптировать программу обучения к условиям села. Она стала изучать новейшие способы борьбы с песком и внедрять инновации. Общими усилиями высадили деревья, построили защитные барьеры, научились добывать дешевое топливо и воду. Жизнь в селе стала лучше. Таким образом, правильное влияние прогресса облегчило существование людей. Новшества и изобретения внесли позитивный вклад в развитие села, что очень помогло жителям в быту.
Следующий пример, подтверждающие мои мысли, — повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», где можно наблюдать негативное влияние развития технологий. Профессор Преображенский провел операцию по пересадке человеческого гипофиза собаке. Результат эксперимента удивительный: обычный пес превратился в человека. Однако открытие оказалось неудачным, поскольку физиологически это был человек, но никак не душой. Полиграф Шариков, так назвал себя новоиспечённый гражданин, некультурно себя вел, портил жизнь профессору, крушил всё в доме и неуважительно относился к окружающим. Необъятный научный прогресс приводит к ужасным последствиям. Наука не всесильна, она не может полностью подчинить себе природу. На данном примере, мы видим, что если прогресс будет менять ход мироздания и устоявшиеся правила жизни, то это приведет к подмене ценностей и губительным последствиям.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что прогресс и блага, которые он нам дает, нужно использовать с умом, учитывая всевозможные последствия. Когда мы будем соблюдать эти правила, сможем извлекать максимальную пользу из науки и добиваться всё больших успехов. Важно помнить, что все технологии — вызов, человек должен понимать справится ли он с ним, не навредит ли природе и улучшит ли жизнь себе.
Здравствуйте, Олеся!
Вам удалось написать самостоятельную работу, соответствующую всем требованиям итогового сочинения. В сочинении Вы демонстрируете способность рассуждать на предложенную тему. Доказывая свою позицию и формулируя аргументы, Вы подкрепляете их примерами из художественных произведений. Вместе с тем следует обратить внимание на речевые, орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.
В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.
К1 (соответствие теме) + 1 балл.
Вы рассуждаете на предложенную тему. Сочинение соответствует теме, в нём есть ответ на вопрос, прослеживается конкретная цель высказывания.
К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.
В рассуждениях Вы опираетесь на два художественных произведения и делаете это убедительно, но анализ произведений нельзя назвать глубоким. Особенно это касается повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
1 пример — рассказ А. Платонова «Песчаная учительница» иллюстрирует мысль о разумном использовании технологий.
2 пример — повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» выступает в роли контраргумента (неразумное использование технологий, вмешательство в природу, нарушение законов мироздания).
К3 (логика и композиция) + 1 балл
Удалось выдержать логику тезисно-доказательной части. Логических ошибок, мешающих пониманию смысла сказанного, нет.
Ошибки
Сейчас мы живем в мире передовых технологий, владеем удивительными гаджетами и полезной техникой.
Лучше добавить слово «другой» (владеем удивительными гаджетами и другой полезной техникой), чтобы не было логической ошибки, иначе получается, что гаджеты не относятся к полезной технике.
К 4 (речь)+ 1 балл
В работе есть речевые ошибки и шероховатости, но они не затрудняют понимания смысла сочинения, поэтому выставляется зачёт по данному критерию.
Ошибки
Наука не стоит на месте и динамично совершает новые открытия.
Лексическая несочетаемость. Открытия совершаются в науке. Слово «динамично» в данном случае неуместно. Если бы вы писали о том, что наука развивается, то обстоятельство образа действия «динамично» хорошо подошло (Наука постоянно развивается, совершаются новые открытия и т.д.).
Новшества не должны посягать на законы природы и менять систему ценностей человека, открытиями необходимо вносить только благотворное воздействие на жизнь, приносить пользу для людей, а не вред.
Речевая шероховатость, нарушение стилистической однородности. Слово «посягать» относится к книжным. На мой взгляд, оно стилистически не совсем вписывается в общую языковую «картину» Вашей работы.
Лексическая несочетаемость в словосочетании «вносить воздействие». Обычно говорят «оказать воздействие».
Таким образом, правильное влияние прогресса облегчило существование людей.
Неточно подобрано слово.
Следующий пример, подтверждающие мои мысли, — повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», где можно наблюдать негативное влияние развития технологий.
Лучше избегать такого «скопления» существительных рядом. Возможный вариант: … можно наблюдать негативное влияние современных технологий на жизнь человека.
Однако открытие оказалось неудачным, поскольку физиологически это был человек, но никак не душой.
Неточно выраженная мысль.
Необъятный научный прогресс приводит к ужасным последствиям.
Нарушение лексической сочетаемости. Боюсь, что для корректировки мысли, только заменой прилагательного не обойтись.
Возможный вариант корректировки:
Научный прогресс без нравственной основы не принесёт пользы.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что прогресс и блага, которые он нам дает, нужно использовать с умом, учитывая всевозможные последствия.
Старайтесь избегать канцеляризмов в сочинении. Кроме того, в предложении есть смысловая избыточность (итог — вывод).
Когда мы будем соблюдать эти правила, сможем извлекать максимальную пользу из науки и добиваться всё больших успехов.
На что указывает местоимение?
Важно помнить, что все технологии — вызов, человек должен понимать справится ли он с ним, не навредит ли природе и улучшит ли жизнь себе.
Неудачный порядок слов.
… и улучшит себе жизнь.
К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 5
Ошибки
Орфография — 1
Я считаю, человечество добьется пика в новых технологиях, когда научиться разумно использовать их.
-тся, -ться в глаголах. Человечество (что сделает?) добьётся, научится. Однотипная ошибка
Местным жителям было не до посвящения.
Пропуск буквы «Р» привёл к искажению смысла. Конечно, Вы имели в виду «просвещение».
Пунктуация — 2
Так, в рассказе «Песчаная учительница» А. П. Платонова мы видим ЗПТ какую пользу может принести прогресс.
СПП с придаточным изъяснительным. Нет запятой перед придаточным предложением.
Важно помнить, что все технологии — вызов, человек должен понимать ЗПТ справится ли он с ним, не навредит ли природе и улучшит ли жизнь себе.
Нет запятой перед придаточным изъяснительным.
Грамматика — 2
Новшества не должны посягать на законы природы и менять систему ценностей человека, открытиями необходимо вносить только благотворное воздействие на жизнь, приносить пользу для людей, а не вред.
Нарушение управления. Приносить пользу (кому?) людям.
Следующий пример, подтверждающие мои мысли, — повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», где можно наблюдать негативное влияние развития технологий.
Нарушение согласования. Пример (какой?) подтверждающИЙ мои мысли.
Общий вывод по работе
Итак, Олеся, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над речевым оформлением и грамотностью. Совет: старайтесь несколько раз перечитывать работу, чтобы избежать ошибок. Ошибка на -ться, -тся является одной из самых распространённых, поэтому рекомендую делать отдельную проверку глаголов с -тся, ться. Многие преподавателю рекомендуют осуществлять проверку грамотности, начиная перечитывать текст с последнего предложения. Так есть возможность не следить за логикой развития мысли, а сосредоточиться на орфографии и пунктуации.
Удачи!
«Так далее». Запятые нужны или нет?
Устойчивое выражение «так далее» не является ни вводным словосочетанием, ни однородным членом предложения. Оно не требует обособления запятыми.
Выражение «так далее» представляет собой сочетание местоименного наречия «так» и наречия «далее». Обычно перед ним ставится союз «и». Его можно заменить синонимами «и тому подобное», «и другие», «и многое другое».
- Пример: «После прибытия к месту назначения мы будем устанавливать палатки, собирать дрова, разводить костер и так далее».
- Пример: «После прибытия к месту назначения мы будем устанавливать палатки, собирать дрова, разводить костер и тому подобное».
Сочетание «и так далее» (сокращенно «и т. д.») используется в конце перечисления, указывая на его продолжение. Оно отвечает на вопрос «как?» и выполняет функцию обстоятельства. Синонимичное выражение «и тому подобное» можно использовать не только вместо «и так далее», но и вместе с ним.
- Пример: «К обособленным оборотам относятся причастные, деепричастные, уточняющие и так далее».
- Пример: «В этой книге ты найдешь разные цитаты, крылатые выражения, афоризмы и тому подобное».
- Пример: «На занятии мы говорили о сущности нравственных качеств, отношении к жизненным ценностям и так далее и тому подобное».
В текстах научного, публицистического и официально-делового стиля часто используются сокращенные варианты этих выражений: «и т. д.», «и т. п.», «и др.». Однако в художественных текстах принято использовать только полные варианты этих сочетаний.
- Пример: «К текстам научного стиля относятся монографии, доклады, учебники и т. д.».
- Пример: «Сфера деловых отношений охватывает экономику, юриспруденцию, общение в официальных учреждениях и т. п.».
- Пример: «На выставке электроники были представлены силовые приборы и оборудование, новейшие системы электропитания, интегральные микросхемы и т. д. и т. п.».
Запятые не ставятся
Сочетание «и так далее» обычно используется в конце перечисления. Оно не относится к однородным членам, поэтому запятая перед ним никогда не ставится. Это же правило действует, если при однородных членах есть повторяющийся союз «и».
- Пример: «Он пишет рассказы, повести, статьи и так далее».
- Пример: «На уроках физкультуры мы и бегаем, и прыгаем, и отжимаемся и так далее».
Сочетание «и тому подобное», аналогично сочетанию «и так далее», подчиняется такому же правилу и не обособляется запятой.
- Пример: «Я собираюсь купить зубную щетку, мыло, шампунь и тому подобное».
- Пример: «На празднике будут игры, конкурсы, соревнования и тому подобное».
Если сочетания «и так далее» и «и тому подобное» используются вместе, то запятая между ними не ставится. Они образуют устойчивое выражение, которое помогает продлить и усилить значимость перечисления.
- Пример: «В ходе родительского собрания обсуждались вопросы дисциплины, трудовой практики, выпускных экзаменов и так далее и тому подобное».
- Пример: «В законодательных документах используется лексика гражданского права, трудового права, семейного права, уголовного права и так далее и тому подобное».
Нужно запомнить, что синонимичные сочетания «и другие», «и многое другое» входят в ряд однородных членов, поэтому отделяются запятой.
- Пример: «Шкаф распахнулся, открыв нашим глазам дорогие шубы, куртки, платья, костюмы, и многое другое».
- Пример: «Во время приседаний в работу включаются мышцы бедер, спины, пресса, и другие».
Если предложение начинается с сочетания «так далее», то запятая после него не ставится. Оно не относится к вводным словосочетаниям. Его можно заменить синонимами «дальше», «потом».
- Пример: «Так далее не может продолжаться». «Дальше так не может продолжаться».
- Пример: «Так далее действовать было уже опасно». «Потом так действовать было уже опасно».
Возле выражения «и так далее» может стоять запятая, если разделяются части сложного предложения, обособляется оборот или вводное слово.
- Пример: «Во время генеральной уборки нужно выбросить сломанные вещи, избавиться от старой одежды, раздать ненужные игрушки, собирающие пыль на шкафу, и так далее». Запятыми обособляется причастный оборот «собирающие пыль на шкафу».
- Пример: «Солнечный свет преломляется сначала в одной прозрачной снежинке, затем в другой и так далее, после чего снег отражает его обратно и кажется белым». Запятая после «и так далее» разделяет части сложного предложения.
«Далее»
Нужно отличать выражение «и так далее» от слова «далее». Выражение «и так далее» никогда не бывает вводным и не требует обособления запятыми, в отличие от слова «далее». Наречие «далее» может выступать как в роли члена предложения, так и в роли вводного слова. Во втором случае оно обособляется запятыми.
Поиск ответа
Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, как правильно писать сокращения «то есть», » и тому подобное», » и так дале е». Нужен ли пробел между точной и буквой? Например, т.е. или т. е.? И второй вопрос — сноска к слову с пробелом или без? Спасибо заранее.
Ответ справочной службы русского языка
Пробелы в сокращениях нужны: т. е., и т. п., и т. д.
Знак сноски отбивается от слова пробелом.
Добрый день. Хотелось бы получить ответ по поводу склонения названия города Колпино. Правильно я понимаю, что — приехать в Колпино, произошло в Колпине, люди из Колпина и так дале е?
Ответ справочной службы русского языка
Здравствуйте! Риелторы, описывая квартиру с красивым видом из окон на парк, город, реку и так дале е, употребляют словосочетание «видовая квартира». Скажите, корректно ли такое словосочетание? Спасибо. С уважением, SM.
Ответ справочной службы русского языка
Это сочетание не вошло в литературный язык, оно принадлежит профессиональной речи риелторов.
Слова лжегадалка, лжецелительница и так дале е пишутся через дефис? лже-гадалка, лже-целительница и так дале е?
Ответ справочной службы русского языка
Сложные слова с первой частью лже— пишутся слитно: лжегадалка, лжецелительница.
Здравствуйте! Попробую ещё раз спросить) Распространяется ли правило согласованного определения на топонимы, обозначающие водные объекты, микрорайоны, городские районы и так дале е. Например, как правильно писать: Учреждение Посёлка Октябрьский или учреждение Октябрьского посёлка? Посёлок Вольгинский или Вольгинский посёлок? Домашний микрорайон или Микрорайон Домашний?
Ответ справочной службы русского языка
Верно: учреждение поселка Октябрьского, поселок Вольгинский, микрорайон Домашний.
Здравствуйте! Задаю вопрос второй раз. Наверное, он сложный, но, уверена, ответ на него будет полезен не только мне. С какой буквы пишутся слова автора после прямой речи, если они не являются отдельным предложением и в них нет слов «сказал», «спросил» и так дале е, а есть глаголы действия и к ним можно добавить слова «с этими словами», «говоря это». 1. – Я же говорила, – гордая мама подпёрла бока руками. 2. – Видишь, как всё хорошо складывается, – заметила мама одну совершенно не треснутую бутылку. – Будем считать, что нам повезло. 3. – День получки! – сторож похлопал себя по карману. 4. – Вообще-то я думал, что ты пойдешь со мной, – Иван с надеждой посмотрел на Сашу. 5. – А бог его знает. Приедет раз в неделю, заказ мне сделает и – в город, – бдительный Никита не забывал следить, чтобы гость угощался.
Ответ справочной службы русского языка
Если авторские слова, стоящие после прямой речи, представляют собой отдельное предложение, то они начинаются с прописной буквы:
– Я же говорила. – Гордая мама подпёрла бока руками.
– День получки! – Сторож похлопал себя по карману.
Обратите внимание: второе предложение построено неудачно, т. к. глагол заметила воспринимается как глагол говорения.
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, в выражениях типа «дом Шанель», «дом Картье» и так дале е «дом» пишется с маленькой буквы или с большой? Заранее спасибо.
Ответ справочной службы русского языка
Слово дом в знач. ‘модный дом’ или ‘ювелирный дом’ лучше писать с маленькой буквы.
Ответ справочной службы русского языка
Правильно: В связи с переводом бухгалтера Виноградовой.
Ответ справочной службы русского языка
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: Стены застыли, солнце потухло, небо посерело и так дале е и тому подобное.
Ответ справочной службы русского языка
Тот, кто делает мозаику — мозаист, мозаичник и мозаичист .
Ответ справочной службы русского языка
И прочая, и прочая — и так дале е и тому подобное.
Ответ справочной службы русского языка
Во фрагменте указать ее подстроки v, такие, что v. обе запятые нужны.
После распада Советского Союза нашими соседями — белорусами стало навязываться новое название их страны — Беларусь.
Споры, о том как правильно, Белоруссия или Беларусь, можно встретить на различных форумах и интернет-площадках, в том числе и на вашем сайте. Очень жаль, что в
этом вопросе одерживает верх политика, а не филология, хотя казалось бы.
Впрочем, не все языки и страны поддаются такому «натиску» со стороны Белоруссии (беру данные из википедии):
Bielorrusia (по-испански), Белорусија (по-сербски), Weißrussland (по-немецки), Hviderusland (по-датски), и так дале е.
Это просто реплика. Вопрос мой немного о другом.
Если уж, наряду с названием «Белоруссия», принимать название «навязываемое» название, то почему БелАрусь, а не БелОрусь.
По-моему, если исходить из логики русского узуса, то правильно писать Белорусь.
Бело-голубой (не бела-голубой),
бело-зеленый,
белАя гвардия, но белОгвардейский
белАя эмиграция, но белОэмигрантский.
Могу еще несколько примеров дать (просто выписываю из русских словарей): белобородый (от «белАя борода»), белобровый, белоголовый, белогубый и так дале е.
По белорусской орфографии все на «а», вот у них и Беларусь, малако, пабеда, Белавежская/Белавеская пушча.
К слову, по-украински Белоруссия так будет: Бiлорусь.
В русской википедии есть статья Белорусь (не путать со статьей «Беларусь»!):
https://ru.wikipedia.org/wiki/Белорусь
Из примеров, приведенных в ней, выходит, что правильное (наряду с Белоруссией) Белорусь можно было встретить в старых русских текстах:
а) «Но какой бы ни была Белорусь, хотя бы „и в пепле руки“»;
б) «Смотрит солнце в зеркальную ясность озер,
Это ты моя Белорусь!»
в) «Кто ей словами обѣщалъ Галицiю и Молдавiю, тотъ ей нынѣ сулить можетъ Кiев, Бѣлорусь, Смоленскъ и Москву».
и так дале е.Так почему же тогда БелАрусь, а не БелОрусь (ну, наряду с Белоруссией, конечно)?
Почему политика соседнего государства должна ломать языковую норму?
Ответ справочной службы русского языка
Давайте вопрос о политике и норме пока что в стороне оставим, это не справочный жанр.
А вот лингвистическое основание для буквы А может быть таким: бела — краткое прилагательное в восточнославянских языках (ср.: красна девица, средь бела дня и т. д. ).
Ответ справочной службы русского языка
Справочники по правописанию последовательно рекомендуют не заключать названия аэропортов в кавычки. В то же время необходимо отметить, что на практике эта рекомендация часто не соблюдается и кавычки ставятся.
5 случаев, когда запятая перед «как» не нужна. И 5 случаев, когда всё-таки нужна
Перед союзом «как» нужна запятая. Кажется, об этом знают более-менее все. А вот о том, что запятая нужна далеко не всегда, — из головы пропадает. Напоминаем, когда запятым перед «как» место, а когда лучше воздержаться (первое запомнить проще).
Когда запятую надо ставить
Правильно: Хочу быть таким же сильным, как папа
Первая подсказка, которая говорит нам о том, что оборот с союзом «как» нужно немедленно обособить, это указательные слова: «так… как», «такой… как», «тот… как» и «столь… как». Если они встречаются в основной части предложения, значит, впереди ставим запятую: «Хочу быть таким же сильным, как папа» (ну или как Халк!), «Делай так, как сказал учитель».
Правильно: Мы, как обычно, проведём лето на даче
Всегда выделяются запятыми конструкции, близкие к вводным (или прямо-таки вводные): «как правило», «как один», «как всегда», «как нарочно», «как теперь», «как например», «как следствие», «как обычно», а ещё конструкции «не кто иной, как…» и «не что иное, как…». И, как всегда, примеры: «Это был не кто иной, как наш сосед по даче», «Запятая, как правило, ставится».
Правильно: Физику, как и химию, реже всего сдают на ЕГЭ
Третий сигнал, кричащий нам о наличии запятой, это оборот с союзом «как и…». Если вы его видите — ставьте запятую и даже не думайте. Часто в этот же оборот входят указательные слова: «Игра так же формирует личность, как и знания», «Гугл, как и мы, может ошибаться». Но с нашими подсказками ошибиться почти невозможно.
Правильно: «Мел» советует, как провести лето с пользой
Ещё одно правило (простое!), которое мы рассмотрим, — это запятая перед союзом «как» в сложноподчинённых предложениях. Запятая ставится, если «как» присоединяет придаточное предложение: «Эксперты рассказывают, как не забыть английский за лето», «Я помню, как получил первую двойку».
Правильно: Её глаза были прекрасны, как донья океанов
Пример, который перекочевал из другого выпуска грамотности про множественное число. Из него очень уж хорошо видно, какие обороты мы можем считать сравнительными и как их нужно выделять на письме (подсказка — запятыми). «Восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра до ночи», «Я люблю полежать на диване, как Обломов, и подумать».
Когда запятую НЕ надо ставить
Правильно: Аня может поступить в вуз без ЕГЭ как победитель Всероса
Переходим к сложному. И сразу расскажем о самых (!) распространённых ошибках. Не нужно ставить запятую, если союз «как» имеет значение «в качестве». Проблема в том, как это «в качестве» отличить от, допустим, сравнительного оборота. Никак. Только внимательно вчитываться в предложение и пытаться понять, есть ли здесь сравнение или нет. «Аня поступает без ЕГЭ как („в качестве“) победителя Всероса».
Теперь внимание. Если в предложении улавливается значение «причины», то есть из одной части можно составить вопрос, а из другой ответ, — оборот с «как» обособляется. Главное, не спутать его со значением «в качестве». Для этого задаём вопрос. Почему Аня может поступить в вуз без ЕГЭ? — Потому что победитель Всероссийской олимпиады школьников (сокращённо Всерос).
Правильно: Дождь льёт как из ведра
Привет фразеологизмам и устойчивым сочетаниям (у нас тест такой был). Запятая не ставится, если сравнительный оборот входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу. То есть если убрать этот оборот, предложение теряет смысл. Сюда же относятся сравнительные обороты, ставшие со временем устойчивыми выражениями: бледна как смерть, принять как должное, льёт как из ведра, всё как по маслу, чувствовать себя как дома, голодный как собака и так далее. Конечно, все фразеологические выражения знать нельзя, поэтому не стыдно заглянуть в словарь (или в Гугл).
Правильно: Нам нужно сдать работу как можно быстрее
Верим, что вы не запутаетесь в разных словах-подсказках. Не поддавайтесь уговорам на запятую в сочетаниях «как ни в чём не бывало», «почти как», «вроде как», «как можно», «точь-в-точь как» и просто при наличии отрицательной частицы. «Она рассуждала совсем как взрослая», «Я постаралась приехать как можно раньше», «У них всё не как у людей».
Правильно: Школа как лучшее время жизни (но это не точно)
Правило младших классов. Перед подлежащим и сказуемым запятой не место, допускается лишь тире или вообще ничего. «Жизнь как чудо», «Школа как лучшее время жизни (но это не точно)», «Озеро как зеркало» и другие не менее красивые метафоры.
Правильно: Порхай как бабочка, жаль как пчела
Девиз боксёра Мохаммеда Али, который идеально подходит под наше правило. Оборот с союзом «как» не обособляется, если он выступает в роли обстоятельства образа действия, которое надо отличить от сравнения (опять). Для проверки можно заменить творительным падежом существительного или наречием (порхай бабочкой, жаль пчелой) или задать к обстоятельству вопрос. Вот ещё пример: в школе японский нам преподавали как факультатив. Преподавали как? — Факультативно.
Запятая перед «и так далее»
В книге А. Пиперски «Конструирование языков: от эсперанто до дотракийского» есть предложение:
Скажем, носитель русского языка может вспомнить слова бланк и уникальный <. >, в английском языке есть слово blank ‘пустой’, и так далее.
Зачем перед вторым союзом и поставлена запятая? Для того чтобы избежать ошибочного прочтения «пустой и так далее»?
У нас сложное предложение. В его составе простые: «Носитель русского языка может. » и «В английском языке есть. «. Слова «и так далее» нужно рассматривать как связанные с этим рядом. Скорее всего, здесь действует указание Розенталя не ставить запятую (см. § 13. Однородные члены предложения, соединенные повторяющимися союзами), хотя он и говорит о случае, когда слова «и так далее» стоят после ряда однородных членов, а у нас есть ряд простых предложений. Подтверждением служат ответы Грамоты:
Вопрос № 280409
Верна ли пунктуация? В частности, интересуют запятые перед «и».
Стены застыли, солнце потухло, небо посерело, и так далее, и тому подобное.
Ответ справочной службы русского языка
Корректно: Стены застыли, солнце потухло, небо посерело и так далее и тому подобное.Вопрос № 230461
Скажите, пожалуйста, как ставится запятая перед «и так далее», «и т.д.» Так, нужна ли она в такой фразе: «Во время Адвента в первое воскресенье зажигают одну свечу, во второе — две, и так далее».
Ответ справочной службы русского языка
Слова и так далее, и тому подобное (и их сокращения) не выступают в роли однородных членов предложения, запятая перед ними не ставится: Во время Адвента в первое воскресенье зажигают одну свечу, во второе – две и так далее.Вопрос № 212210
Скажите, правомерна ли запятая в скобках: Дайме подчинялся сегуну, командующий армией самураев подчинялся дайме, рядовой самурай командующему(,) и так далее? Пожалуйста, ответьте побыстрее!
Ответ справочной службы русского языка
Указанная запятая не требуется.
Слова и т. д. (и так далее), и т. п. (и тому подобное) не выступают в роли однородных членов предложения, и запятая перед ними не ставится, даже если союз и повторяется перед предшествующими однородными членами: В этот цикл естественных наук входят и биология, и физика, и химия и т. д.; На выставку можно представить и рисунки, и этюды, и наброски и т.д.
См. Справочник по пунктуации. Д.Э. Розенталь.
Я посмотрел остальные 20+ случаев употребления «и так далее» в этой книге. Как в том анекдоте: «никакой закономерности!». В некоторых случаях запятая стоит, в других — точно таких же — нет.
Местоимения получаются из знаков ‘человек’ или (для женского рода) ‘женщина’ с подстрочным индексом 1–3, обозначающим лицо: İ1 ‘я’, İ2 ‘ты’, İ3 ‘он’ и так далее.
. Will have protected’ и так далее.
. В языке сольресоль лицам соответствуют ноты по порядку, и так далее.
. Papenom ‘это (букв. он) пишется’, päpenom ‘это писалось’ и так далее.
Присоединяюсь к ответу Серж — запятая не нужна. (Я только косвенную аргументацию добавил.)
В Вашем примере запятую нужно поставить. Здесь всё очень просто: завершилось простое предложение, выражение «и так далее» в него не входит. Но вопрос о постановке запятой перед «и так далее» меня интересует давно, поэтому делюсь своими размышлениями на эту тему.
И так далее — это предложение, безличное. Ср.: И так [идёт, будет, пойдёт] далее. Значение выражения «что-то происходит примерно так же, как в ранее перечисленных случаях».
Запятая нужна в любом случае — и после однородных членов, и после простых предложений в составе сложного. (Но на практике, к сожалению, очень часто запятая не ставится.)
Примеры с запятой из Нацкорпуса: «Нх» превращается в «нг», «а» ― в «е», «к» ― в «г», причем во всех словах языка именно в таких позициях (в начале слова, между гласными, в открытом/закрытом слоге, и так далее). [Ирина Прусс, Федор Алексеев. Hhora по-такорийски «язык» // «Знание-сила», 2014
И в вопросах православия, и в вопросах культуры, семейных ценностей, и так далее. [Сергей Доренко. Левые силы — перезагрузка (2003) // «Завтра», 2003.08.13]
Если же это предложение оформлено как и т.д., то тогда запятую можно не ставить, так как выражение выступает уже как знак, условное обозначение, а не как отдельное предложение.
По-другому рассматриваем оборот и тому подобное. Значение его «нечто такое же, как только что перечисленное.»
Перед ним запятая не ставится, так по структуре своей выражение не является предложением и указывает на возможный в этом месте однородный член предложения.
Пример из Нацкорпуса: Поэтому всегда берут лишнюю единицу, подставную фигуру, деньги которой и уходят на перемотку и тому подобное. [Анатолий Азольский. Лопушок // «Новый Мир», 1998]
Выражение «и так далее и тому подобное» является фразеологизмом, оформляем его без запятой между оборотами, но перед выражением в целом запятую всё-таки лучше поставить.
Пример из Нацкорпуса: Какие-то обозы…, некрасивые люди, танки, танки со звёздами, танки с крестами, поля горят, громкая музыка, самолёты воют, и так далее и тому подобное. [Евгений Гришковец. ОдноврЕмЕнно (2004)]
Очень часто этот фразеологизм оформляют как отдельное предложение: Не вертись, не списывай, не груби, не опаздывай. » И так далее, и тому подобное… В школе будь человеком! [Валерий Медведев. Баранкин, будь человеком! (1957)] (пример из Нацкорпуса)