Так ли проста госпожа простакова сочинение 8 класс кратко

Детство госпожи простаковойрассказ о жизни дворянки писатель начинает с ее юных лет. основы личности госпожи простаковой закладывались в детстве ее

Детство госпожи Простаковой

Рассказ о жизни дворянки писатель начинает с ее юных лет. Основы личности госпожи Простаковой закладывались в детстве ее родителями. Семья Скотининых была многодетной, позже часть детей умерла по недосмотру, в живых осталась только будущая помещица и ее брат.

Их отец проходил когда-то военную службу, а затем вышел в отставку и неожиданно разбогател. Этот человек не получал образования, так же он воспитал и своих детей, считая, что незачем забивать им голову лишними знаниями. Отличительная черта старшего Скотинина — жадность. Это качество он сполна передал сыну и дочери.

Фонвизин неспроста наградил всех героев говорящими фамилиями, чтобы читатель сразу понимал, что перед ним за персонаж. Все члены семьи Скотининых отличаются грубой, низкой, алчной и злой натурой. Они больше напоминают животных, чем людей. В конце концов глава семьи умирает на сундуке, набитом золотыми монетами — вот бесславный итог его жизни.

Образ Простаковой в комедии «Недоросль»

Наиболее ярко и разносторонне дан образ Простаковой в комедии «Недоросль». Простакова — тип грубой помещицы-крепостницы. Деспотический нрав этой героини сказывается, прежде всего, в семье, в домашней обстановке. Мужа своего, безвольного, робкого человека, она довела почти до идиотизма. Он до того забит, что боится высказать свое мнение даже по мелким вопросам, покорно заявляя жене: «При твоих глазах мои ничего не видят».

Еще резче сказывается характер Простаковой в ее отношении к крепостным. Это мучительница крепостных слуг и крестьян. Особенно тяжело складывается жизнь дворовых, вынужденных все время находиться на ее глазах. Слуги для нее не люди. Когда дворовая женщина Палашка заболевает, Простакова в бешенстве кричит: «Лежит! Как будто благородная…».

Образ Простаковой в комедии «Недоросль» характеризуется тем, что она обращается со слугами, как с безответными животными. Так она относится и к своей верной рабе Еремеевне. На вопрос Кутейкина, какую благодарность она получает за свою службу от Простаковой, Еремеевна отвечает: «По пяти рублей в год, да по пяти пощечин в день». Треск пощечин — повседневное, обычное явление в доме Простаковой.

Естественно, что положение крестьян в усадьбе этой «злой фурии» было невыносимым. Мы не видим на сцене этих крестьян, но положение крепостной деревни легко вообразить. Простакова — закоренелая, убежденная крепостница. Она неисправима. Когда Стародум прощает ее, она, встав с колен, восклицает: «Ну, теперь-то дам я зорю канальям, своим людям!» Это — голос ее природы.

Одна из причин диких представлений и грубости Простаковой — ее невежество. Она даже не умеет читать, возмущается, что «девушки грамоте умеют», географию называет «еоргафией» и т.д. Рассказы ее о роде Скотининых и об отце, грозившем проклятием всякому из детей, который чему-нибудь научится, очень выразительно характеризуют среду, формировавшую Простаковых и Скотининых.

Обращает внимание нравственный цинизм Простаковой. В отношениях к окружающим она руководствуется одним грубым расчетом. Когда ей выгодно, она молится, чтобы Стародум умер, и она же потом восклицает: «Умираю, хочу видеть этого почтенного старичка!» Перед нужным человеком она готова и притворяться, и пойти на унижение, и лгать: «Отроду, батюшка, ни с кем не бранивалась», — рассыпается она перед Стародумом.

У Простаковой есть только одно теплое чувство: любовь к сыну Митрофанушке. Митрофанушке она прощает все. Ради него она готова и на жертвы, и на преступление. У нее одна забота: «вывести в люди» Митрофанушку. Она даже преодолевает свое наследственное отвращение к науке и пытается дать ему образование. Правда, система воспитания Митрофанушки носит уродливый характер. Результаты, как и следовало ожидать, скоро обнаруживаются. Слепая, животная любовь Простаковой к сыну не делает ее образ привлекательнее, но хорошо объясняет ее действия в комедии.

Выразительности образа Простаковой в комедии «Недоросль» способствует и ее язык. Он по-своему ярок и образен. Вот образец ее речи: «Ну… а ты, бестия, остолбенела, ты не впилась братцу в харю…» Перед нами так и вырисовывается женщина с резкими, размашистыми жестами, растрепанная, с лицом фурии и злыми глазами. Язык ее полон ругательств и обнаруживает всю грубость и жестокость ее натуры. Впрочем, когда ей выгодно, Простакова может говорить и другим языком, притворно ласковым: «Софьюшка, душа моя», — обращается она к Софье, а к Стародуму: «Гость наш бесценный!.. Благодетель наш!»

Характер этой жестокой, невежественной, лживой женщины очень хорошо определяет в конце комедии Милон: «И преступление и раскаяние в ней презрения достойны». Характер ее — смесь невежества и наглости, трусости и злобы, бесчеловечия к крепостным и нежности к сыну. А результаты ее деятельности прекрасно охарактеризованы в заключительных словах комедии: «Вот злонравия достойные плоды…»

Источник: Пишем сочинения по комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». М.: «Грамотей», 2006

Характер героини

Помещица с детства привыкла всего добиваться грубым действием, насилием, ложью. В семье Простаковых эта женщина проявляет себя властной и деспотичной особой. Она помыкает всеми в своем доме — мужем, сыном, прислугой, дальней родственницей. Семья живет изолированно, видимо, местное аристократическое общество не принимает помещиков за равных себе. Речь Простаковой примитивна, К тому же она коверкает многие слова, производя, например, вот такие замены:

  • девушки — «деушки»;
  • география — «еоргафия»
  • еще — «ища».

Женщина беспощадна к своим крестьянам и вытягивает из них все соки, точно так же, как и ее родной брат, Тарас Скотинин. При этом Простакова хитра и обладает «звериным» чутьем. Перед сильными мира сего она преображается и ведет себя совершенно иначе. Это видно по ее общению со Стародубом и чиновником Правдиным. Осознавая угрозу своему положению, помещица может запросто броситься в ноги к «важному» человеку, способному повлиять на ее судьбу.

Образ Простаковой в комедии «Недоросль» характеризуется цитатами из пьесы:

  • проявление властности: «…а я люблю, чтоб и чужие меня слушали…»;
  • жестокое отношение к крепостным: «…я холопям потакать не намерена. Поди, сударь, и теперь же накажи…»;
  • грубая речь: «…А ты, скот, подойди поближе…»;
  • нелестная репутация в своем же имении: «…Злая фурия с адским нравом…»

Возможно, эта женщина имела бы более мягкий и приятный нрав, но ей не повезло с замужеством. Ее муж был глуп, ленив и слаб.

Простакова деградировала год за годом, пока не опустилась до скотского состояния, в котором и пребывала теперь.

Судьба Простаковой

В пьесе воспитание и наследственность практически полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии «Недоросль» не становится исключением. Женщина воспитывалась в семье необразованных помещиков, основной ценностью которых были материальные блага – ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к другим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность пойти на все ради выгоды Простакова переняла от своих родителей. А тот факт, что в семье было восемнадцать детей и только двое из них выжили – остальные умерли по недосмотру – вызывает настоящий ужас.

Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, недостатки ее воспитания со временем становились все менее заметными. Однако ей в мужья достался пассивный, глупый Простаков, которому проще прятаться за юбку активной жены, чем самому решат хозяйственные вопросы. Необходимость самой управлять целой деревней и старопомещицкое воспитание сделали женщину еще более жестокой, деспотичной и грубой, усилив все негативные качества ее характера.

Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в «Недоросли». Митрофан – сын женщины, единственное ее утешение и отрада. Однако ни он, ни ее муж не ценят затрачиваемых Простаковой сил на управление деревней. Достаточно вспомнить всем известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан бросает свою мать, а муж способен только упрекнуть сына – Простаков также остается в стороне ее горя, не пытаясь утешить женщину. Даже при всем сварливом характере Простакову жалко, ведь ее бросают самые близкие люди.

Отношения с окружающими

Во времена крепостного права трудно было отыскать помещика, который бы по-человечески относился к своим крестьянам. Презрительно относилась к низшему сословию и Простакова. По ее мнению, крепостные — это не люди, а значит и человеческого отношения они не заслуживали. Чувство благодарности было этой госпоже неведомо.

Помещица постоянно гоняла няню своего сына Митрофанушки, оскорбляла пожилую женщину, называя ее «старой ведьмой» и давая другие нелестные эпитеты.

К своей воспитаннице Софье женщина относилась немногим лучше. Поначалу она воспринимала девушку, как бедную сироту, не проявляла к ней доброты и сердечности, не считала нужным соблюдать правила приличия. Однако все переменилось в тот момент, когда Стародум наделил Соню приданым.

Хитрая Простакова сразу же вознамерилась прибрать к рукам чужое богатство и выдать девушку за своего сына. При этом помещица ничем не гнушалась и пошла даже на похищение Софьи. В одном из эпизодов дано описание, как Простакова вязала кошелек, куда сын должен был складывать деньги жены после свадьбы.

Мнением мужа помещица пренебрегала. Для нее было в порядке вещей унижать мужчину в присутствии чужих людей, а о проявлении нежности к супругу с ее стороны не могло быть и речи. Помещица совершенно не уважала чужой труд.

Нанимая своему сыночку учителей, потому что так было модно, она не платила им жалование целый год.

Самой большой радостью в жизни Простаковой был Митрофанушка. Он вырос избалованным парнем, которому прощался любой проступок. Никакого воспитания Митрофан не получал, а просто проводил время, как ему хочется. Отсутствие воспитательных мер дало свои плоды. Митрофан вырос копией своей матери. С окружающими он был груб и пренебрежителен. К родителям Митрофан также не проявляет особого почтения.

Простакова как носитель устаревшей морали

В «Недоросле» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам – Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, контрастирующих с устаревшими, помещицкими устоями.

Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, однако подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует, своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то обучить, напротив, даже вовремя урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, что самое главное, уважает в ней личность.

Простакова и Правдин противопоставляются как землевладельцы, хозяева больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, забирать у них последние деньги, относиться как к животным – вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг также ужасна, как и то, что она лишилась деревни. Правдин же руководствуется новыми, просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально для того, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно трудиться. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важны и нужны реформы воспитания российского общества той эпохи.

Роль образа в произведении

Для написания сочинения пригодится кратко изложенный анализ образа героини и его роли в комедии. Целью Фонвизина было показать на примере Простаковой ущербность части дворянства того времени. Нравственный кризис настиг этих людей в первую очередь по причине отсутствия просвещения. Неслучайно автор демонстрирует читателю детство помещицы и ее обращение с собственным сыном.

В сюжете пьесы на примере Скотининых и Простаковых явно прослеживается невежество и отсутствие возвышенных устремлений сразу у нескольких поколений.

Главной целью в жизни этих людей становится праздность, накопительство, подчинение себе других людей. Показывая злонравие помещицы, применяющей к крепостным бесчеловечные наказания, Фонвизин лишний раз поднимает тему отмены крепостного права, освобождения крестьян от непосильного бремени каторжного труда.

Жизненные принципы Простаковой в финале приводят ее к трагедии. Женщина лишается имения и любимого сына, муж отворачивается от нее. Такой страшный конец истории становится для помещицы настоящей трагедией. Она оказалась без денег и власти над людьми. Это был полный крах. Вот почему Простакова восклицает в своей последней реплике: «Погибла я совсем!».

Новаторство Фонвизина в изображении Простаковой

В «Недоросле» Простакова выступает неоднозначным персонажем. С одной стороны, она предстает жестоким, глупым, корыстным представителем старого дворянства и помещицких устоев. С другой стороны, перед нами женщина с трудной судьбой, которая в один момент теряет все, что для нее было ценным.

По канонам классицистических произведений разоблачение и наказание отрицательных персонажей в финальной сцене пьесы должно быть справедливым и не вызывать сочувствия. Однако, когда в конце женщина теряет абсолютно все, читателю ее жалко. Образ Простаковой в «Недоросле» не вписывается в шаблоны и рамки классицистических героев. Психологизм и нестандартное изображение сборного по сути образа (Простакова – это отражение целого социального пласта крепостной России 18 века) делает его новаторским и интересным даже для современных читателей.

Приведенное описание Простаковой поможет ученикам 8 и 9 классов раскрыть образ матери Митрофана в своём сочинении на тему «Характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Фонвизина»

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 18

Судьба Простаковой

В пьесе воспитание и наследственность практически полностью определяют будущий характер и склонности личности. И образ Простаковой в комедии «Недоросль» не становится исключением. Женщина воспитывалась в семье необразованных помещиков, основной ценностью которых были материальные блага – ее отец даже умер на сундуке с деньгами. Неуважение к другим, жестокость по отношению к крестьянам и готовность пойти на все ради выгоды Простакова переняла от своих родителей. А тот факт, что в семье было восемнадцать детей и только двое из них выжили – остальные умерли по недосмотру – вызывает настоящий ужас.

Возможно, если бы Простакова вышла замуж за образованного и более активного мужчину, недостатки ее воспитания со временем становились все менее заметными. Однако ей в мужья достался пассивный, глупый Простаков, которому проще прятаться за юбку активной жены, чем самому решат хозяйственные вопросы. Необходимость самой управлять целой деревней и старопомещицкое воспитание сделали женщину еще более жестокой, деспотичной и грубой, усилив все негативные качества ее характера.

Рассматривая историю жизни героини, перед читателем проясняется неоднозначная характеристика Простаковой в «Недоросли». Митрофан – сын женщины, единственное ее утешение и отрада. Однако ни он, ни ее муж не ценят затрачиваемых Простаковой сил на управление деревней. Достаточно вспомнить всем известную сцену, когда в конце пьесы Митрофан бросает свою мать, а муж способен только упрекнуть сына – Простаков также остается в стороне ее горя, не пытаясь утешить женщину. Даже при всем сварливом характере Простакову жалко, ведь ее бросают самые близкие люди.

В чём причины нравственной ущербности Простаковых

Членов семьи Простаковых, в чьём доме происходит действие комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», сложно назвать высокоморальными или хотя бы просто адекватными людьми. Печально, но здесь нет ничего удивительного – крепостническая традиция в России XVIII века обеспечивала помещиков безграничной властью над крестьянами, а власть, как известно, развращает людей. Однако нельзя также забывать о влиянии окружения и воспитании – основополагающих факторов в формировании человеческой личности.

Критика двора и придворных традиций героя-антипода Простаковых-Скотининых Стародума даёт четкое представление о типичных чертах характера людей, обладающих каким-никаким влиянием: «Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле».

Яркий частный пример — Простакова, «глава семьи», деспотична и беспринципна, считает крестьян низшими существами и позволяет себе оскорбления, побои, несправедливые наказания. Она чувствует свою власть и пользуется ею в полной, даже уже недопустимой, мере.

Простакова и её брат Скотинин, «вдохновленные» примером их отца, считают образование бессмысленной тратой времени. Именно поэтому обучение Митрофана волнует его родителей меньше, чем что бы то ни было ещё. Митрофан, не общаясь с людьми за пределами родного дома, не имеет другого примера для подражания, кроме матери-тирана и безвольного отца. Он ленив, избалован, капризен – это результат слепой любви к нему Простаковой, которая видит в сыне весь смысл жизни. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Он груб и нахален в обращении с людьми, потому что всегда чувствует покровительство матери.

Моральное уродство Простаковых, таким образом, служит для отражения одной из главных проблем комедии – общую (за редким исключением) распущенность и безнравственность дворянства.

Полезный материал по теме:

  1. В чём причины нравственной ущербности Простаковых?
  2. Характеристика семьи Простаковых
  3. «Недоросль». Рассказ о семье Простаковых.
  4. Образование и воспитание в семье простаковых
  5. Учителя и слуги в доме Простаковых

Неблагодарность Митрофана: кто виноват?

Как уже было сказано выше, Митрофан был единственной отрадой Простаковой. Чрезмерная любовь женщины вырастила из него «маменькина сынка». Митрофан такой же грубый, жестокий, глупый и жадный. В свои шестнадцать лет он все еще напоминает маленького ребенка, который капризничает и бегает гонять голубей вместо того, чтобы учиться. С одной стороны, чрезмерная забота и огораживание сына от каких-либо забот реального мира может быть связана с трагичной историей семьи самой Простаковой – один ребенок не восемнадцать. Однако, с другой стороны, Простаковой было просто удобно, чтобы Митрофан оставался большим слабоумным ребенком.

Как становится понятно со сцены занятия по арифметике, когда женщина по-своему решает предложенные Цыфиркиным задачи, «собственная», помещицкая мудрость собственника для нее является основной. Не имея какого-либо образования, Простакова любую ситуацию разрешает поиском личной выгоды. Послушный Митрофан, который во всем слушался свою мать, также должен был бы стать выгодным вложением. Простакова даже не тратится на его образование – ведь, во-первых, сама прекрасно прожила без обременительных знаний, и, во-вторых, лучше знает, что нужно ее сыну. Даже женитьба на Софье прежде всего пополнила бы сундуки деревни Простаковых (вспомним, что юноша даже до конца не понимает суть брака – он еще просто умственно и морально до этого не дорос).

В том, что в финальной сцене Митрофан отказывается от матери несомненно есть вина самой Простаковой. Юноша перенял от нее неуважение к родственникам и то, что нужно держаться того, у кого есть деньги и власть. Именно поэтому Митрофан не долго думая соглашается служить у нового владельца деревни Правдина. Однако основная причина все же кроется во всеобщем «злонравии» всего рода Скотининых, а также глупости и пассивности Простакова, который не смог стать достойным авторитетом для своего сына.

Сочинение на тему госпожа простакова бесчеловечная

Разделы: Литература Цель:

формировать языковую компетенцию учащихся, закрепить знание содержания комедии, развивать умение анализировать, сопоставлять, доказывать свою точку зрения, развивать творческие способности, воспитывать внимательное отношение к слову.
1. Вступление.
Слово учителя. Основная проблема, которую Д.И. Фонвизин поднимает в комедии – проблема воспитания. Крепостничество привело русское дворянство к деградации. Дворянин, будущий гражданин страны, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности ,самодостаточности, самодовольства. Такая жизнь и воспитание лишили его цели и смысла жизни. Но автор не оставляет надежды, что что-то может измениться. Правдин берет под опеку хозяйство Простаковой, запрещает ей властвовать в своем поместье.
2. Чтение по ролям
(действие 5, явление 1, диалог Правдина и Стародума.).
3. Инсценировка
(д.5, явление 2, 3). Итак, имение помещиков взято под опеку, Простакова лишается реальной власти над крестьянами и имуществом. Сын отворачивается от матери. Как такое стало возможным? В чем вина госпожи Простаковой? Правдин подсказал нам с вами ход и форму урока. Давайте устроим суд над Простаковой.
4. Распределение ролей.
Обвинение (1 чел.). Защита (1 чел.). Присяжные заседатели (3 чел.). Судья. Свидетели.
5. Словесный портрет героя.
Пока мы с вами распределяли роли, Простакова, будучи человеком жестоким по отношению к крепостным, решила “допытаться, кто из рук выпустил Софью” и исчезла. Давайте в целях ее задержания составим ее словесный портрет, пользуясь одним из методов криминалистики. (По тексту находятся характеристики героини, на доске в два ряда записываются характерные черты Простаковой: в первом – положительные, во втором – отрицательные): – корыстная, властолюбивая, деспотичная, по варварски относится к крепостным слугам, постоянно ругается, безнравственная, речь лишена логики, говорит отрывисто, часто переходит на крик, искажает слова, не умеет читать, не- вежественная, лицемерная, коварная, изворотливая, не умеет переживать, сочувствовать, признает лишь право сильного, грубая, употребляет грубые выражения (дурак бессчетный, скот, бестия, собачья дочь и т.д.) + сильно любит сына, готова для него на все (платит деньги за учебу, ругается и дерется с братом), сильная волевая женщина, способна сама принимать решение, одна управляет именем. А как вы думете, сколько лет госпоже Простаковой? (Чуть более 30, а кажется, что перед нами старая ведьма). Мы составили подробный портрет героини, который позволил её задержать. Очевидно, обвинение и защита воспользуются этими данными.
6. Слушание дела:
А) Свидетельские показания. – Слушается дело по комедии Д.И. Фонвизина “Недоросль”. Приступаем к заслушиванию свидетелей. – Гражданин:Вы проходите по делу госпожи Простаковой в качестве свидетеля. Помните, что за дачу ложных показаний вы будете привлечены к ответственности. Ответьте на следующий вопрос: Вопросы к свидетелям: – Что вы заметили предосудительного в поведении госпожи Простаковой? – Что вы можете сказать о подсудимой как о матери? – Считаете ли вы, что Митрофан лишь зеркало Простаковой? – Что вы можете рассказать о похищении Софьи, считаете ли вы, что виновата Простакова? – Что вы можете сказать о Простаковой как о жене? – Зачем Простакова нанимает учителей, ведь она не видит в этом необходимости? (Во-первых, ” мы не хуже других”, во-вторых,”существует указ Петра I о дворянских детях”. – Кого из учителей Простакова считает лучшим? – Не замечали ли вы элементов грубости в поведении и речи обвиняемой? – Что вы можете сказать об отношениях между Простаковой и Скотининым? Б) Обвинительная речь. Рекомендации обвинению. “Госпожа Простакова, вы обвиняетесь в том, что бесцельно и бессмысленно прожили свою жизнь: не дали достойного воспитания сыну, сделали из него эгоиста, грубияна, невежу; имея средства к существованию, тратили их на таких учителей, как Вральман; постоянно сквернословили, оскорбляли других, не считаясь с чувствами людей; обвиняетесь в том, что пытались силой выдать замуж Софью за своего сына; жестоко относились к крепостным слугам, живете по правилу, кто сильнее и богаче, тот и прав; невежественны. В) Выступление защитников. Рекомендации защите. “Госпожа судья! Господа присяжные заседатели! Преступление нашей подзащитной имеет ряд смягчающих обстоятельств: в преступлении Простакова повинна не столько сама, сколько общество. Поэтому ответственность должны разделить в равной мере и другие персонажи бессмертной комедии Фонвизина “Недоросль”. Простакова стала такой не случайно, она воспитывалась в семье, где тоже не признавали науку. Ее батюшка был воеводою 15 лет и не умел читать, был жадным, имел страсть к деньгам, даже умер от голода, лежа на сундуке с деньгами. Таким образом, виновата семья, в которой воспитывалась Простакова: что же касается того, что Простакова не смогла сделать из Митрофанушки достойного гражданина, то во всем виновата материнская безоглядная любовь, а разве за это можно осуждать? Она воспитала себе подобного, ведь в семье она видела грубость, лицемерие, за детьми не было никого контроля, дети умирали (из 18 осталось 2), Простаковой еще можно сказать спасибо за то, что она вырастила такого здорового, румяного, крепкого сынка. Г) Решение суда. Рекомендации суду. “Суд, в лице учащихся:, рассмотрев дело литературного персонажа комедии Фонвизина “Недоросль” и заслушав обвинение и защиту, выносит приговор: 1. Признать преступником век невежественных помещиков – крепостников, век “властителей и судей”, век Екатерины II. 2. Признать госпожу Простакову личностью аморальной во всех отношениях и осудить на бессмертие, дабы другим неповадно было. Приговор окончательный и обжалованию не подлежит! 13.11.2010

Простакова как носитель устаревшей морали

В «Недоросле» госпожа Простакова противопоставляется двум персонажам – Стародуму и Правдину. Оба мужчины являются носителями гуманных просветительских идей, контрастирующих с устаревшими, помещицкими устоями.

Стародум и Простакова по сюжету пьесы являются родителями молодых людей, однако подход к воспитанию у них совершенно разный. Женщина, как было сказано ранее, балует, своего сына и относится к нему как к ребенку. Она не пытается его чему-то обучить, напротив, даже вовремя урока говорит, что знания ему не понадобятся. Стародум же общается с Софьей на равных, делится с ней собственным опытом, передает собственные знания и, что самое главное, уважает в ней личность.

Простакова и Правдин противопоставляются как землевладельцы, хозяева больших усадеб. Женщина считает, что бить своих крестьян, забирать у них последние деньги, относиться как к животным – вполне нормально. Для нее невозможность наказать слуг также ужасна, как и то, что она лишилась деревни. Правдин же руководствуется новыми, просветительскими идеями. Он приехал в деревню специально для того, чтобы прекратить жестокость Простаковой и дать людям спокойно трудиться. Через сопоставление двух идейных направлений Фонвизин хотел показать, насколько важны и нужны реформы воспитания российского общества той эпохи.

Сочинение по теме Кто виноват в бедах госпожи Простаковой Если можно не из интернета

В комедии Д. Фонвизина «Недоросль» рассказывается о событиях, происходивших в доме Простаковых. Их главными участниками являются Митрофан, сын хозяина дома, его мать, госпожа Простакова, и Стародум со своей племянницей.

Госпожа Простакова безумно любит своего сыночка, чересчур заботится и панькается с ним, потакая всем его капризам и прихотям, отчего Митрофан растет абсолютно несамостоятельным человеком, уровень развития которого совсем не соответствует возрасту. Но госпожа Простакова слепо следует его желаниям. В сыне она видит свое будущее, все время повторяя: «Вот сынок – одно мое утешение!». И при этом не делает ничего для того, чтобы из ее сына выросло что-то путевое. Грамоте Митрофана учат плохие учителя, да и сам он не хочет учиться. Однако мать считает своего сына самым лучшим и самым образованным, хотя умом или знаниями у этого лентяя и не пахнет.

С мужем госпожа Простакова ведет себя так, словно вообще не держит его за человека, не то что за главу семьи. Она сама решает все вопросы, не считаясь с его мнением и пренебрегая им, если дело касается Митрофана.

Госпожа Простакова – жестокая и несправедливая хозяйка по отношению к своим слугам и крестьянам. Она может сурово наказать портного за то, что он неправильно сшил костюм, не обращает внимания, если кто-то из слуг заболел. Госпожа Простакова отчитывает Еремеевну за каждую «оплошность». Например, если Митрофанушка переелбулочек за ужином, и Еремеевна проявила беспокойство по этому поводу, она говорит: «Тебе жалко шестой булки, бестия? Вот какое усердие». Ей и в голову не пришло, что переедание не пойдет ее сыну на пользу. Всех крепостных Простакова считает своей собственностью, практически вещью, поэтому позволяет себе бездумно распоряжаться их жизнью и обдирать их, как липку, просто по своей прихоти.

К Софье госпожа Простакова относится, как злобная хозяйка. Она всегда груба, холодна. Но стоит ей узнать, что Стародум, дядя Софьи, оставил племяннице большое наследство, как она меняет свое поведение, становится лицемерно доброй и ласковой, называет «милый друг». Теперь Простакова хочет женить сына на Софии, чтоб получить в приданое все ее деньги, отказывая в этом своему брату, хотя прежде соглашалась на этот брак. Узнав, что София засватана за офицера Милана и что Стародум дал на это согласие, Простакова хочет силой и обманом женить сына на девушке. Однако ее затея провалилась. По закону у нее отобрали деревню, лишив власти.

Госпожа Простакова была жестокой, своевольной женщиной, которая не принимала во внимание интересы и чувства других людей, потому-то она и потеряла все. В образе Простаковой Фонвизин раскрывает негативные черты недалекого, бессовестного человека, обладающего властью, который своими поступками доводит до беды и себя, и своих близких. Автор показывает, что можно добыть богатство, не теряя чети и человеческого лица. А такие люди, как Простакова, в конце концов платят за все причиненное зло.

Сочинение: Характеристика Простаковых в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)

Предлагаем вам ознакомиться с кратким сочинением на тему: «Характеристика Простаковых в пьесе «Недоросль» (Д.И. Фонвизин)», которое раскрывает характеры главных героев произведения, помогает разобраться в главной идее.

Комедия Фонвизина «Недоросль» не теряет своей актуальности и сегодня. В центре произведения оказывается вопрос образования. Петр I издал указ, согласно которому дворяне обязательно должны познать азы главных наук. Митрофан Простаков также обязан открывать для себя мир неизвестных наук. Его родители не понимают сути такого указа. Зачем их сыну мучиться над учебниками, если все это, по их мнению, не пригодится ему в будущем.

Простаковы воспринимают дворянство исключительно как высокий чин, все остальное их не интересует. Они не понимают, что быть дворянином не значит обладать властью и деньгами. Как говорится в Библии, кому больше дано, с того будет и больший спрос. Дворяне не только должны обладать благами, но и управлять страной, делать все во благо своего народа.

Простаковы же смыслом жизни признают накопление денег. Они считают, что, только обладая внушительными суммами, можно быть дворянином и жить по-дворянски, чтобы окружающие уважали их и признавали превосходство.

Митрофан не уходит далеко от своих родителей. Он очень ленивый, его не особо интересует будущее. Мальчик весьма инфантильный, за него многое решает мама. Сейчас такого героя сплошь и рядом можно увидеть, просто идя по улице. И все же в наше время очень сложно найти свое место под солнцем, не имея даже малейшего образования.

Митрофан – непослушный ребенок, он перечит родителям только ради того, чтобы все было так, как хочет он. В науках Недоросль не проявляет никаких талантов. Да он и не хочет. Митрофан не желает решать задачи, если у него возникают трудности, а они появляются регулярно, то он зовет на помощь маму.

Простакова также стоит в центре произведения. Ее можно назвать полностью отрицательной героиней. Во-первых, женщина не умеет читать и даже гордится этим. Простакова никому не доверяет, считает правильным только свое мнение. Единственно, что есть хорошее в Простаковой – это желание воспитать сына. Понятно, что она видит этот процесс по-своему, и все же мать уделяет время ребенку и отвечает на его вопросы.

Она озабочена будущим Митрофанушки до такой степени, что готова оставить свои принципы и соединить семейные узы с «ужасными», по ее мнению, людьми. Простакова хочет, чтобы ее сын женился на не бедной теперь уже Софье. Она думает о том, что богатство девушки позволит сыну жить хорошо и ни в чем себе не отказывать.

Когда Софья заводит разговор о письме от дядюшки, становится понятно, что все герои неграмотны. Это значит, что семья Простаковых, которая открыто выступала против образования и игнорировала его, не одна такая. Вся аристократия безграмотна, и это огромная проблема для России тех времен.

Простаковых можно с легкостью назвать типичной дворянской семьей. Фонвизин на примере этого рода показывает низость высшего света, который даже не способен осознать, что не прав по отношению к образованию. Стоит отметить говорящую фамилию «Простаков». Становится сразу понятно, что умных речей мы не услышим от этих персонажей.

Глава семейства Простаковых вовсе не выделяется умом. Он давно уже крепко находится под каблуком своей жены. Это она руководит всеми делами в доме, в том числе и занимается воспитанием сына. Мужчина же робок, он не смеет даже ответить жене, когда та его унижает. Раз жена властвует в доме, это значит, что Простаков совсем необразованный человек. Ему также кажется, что Простакова во всем права.

Он снимает с себя ответственность и совсем не по-мужски перекладывает ее на хрупкие плечи жены. В общих сценах, где супруги разговаривают между собой, мы четко видим, насколько они разные. Эта противоположность бросается в глаза.

Семья Простаковых – это яркий пример дворянского рода, который противится образованию и смотрит вперед исключительно в сторону только своего будущего. Дворяне настолько потеряли смысл своего статуса, что с ранних лет учили детей не грамоте, а как обеспечить себе богатую жизнь. Такое поведение необразованной элиты является огромной проблемой для всей страны.

Сочинение: Образ Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Госпожа Простакова — самый яркий, живой и наиболее удавшийся Фонвизину образ в комедии «Недоросль». Автору удалось соединить в нем жесткость, подлость и деспотизм с трусостью и пресмыкательством (когда надо), материнской са­моотверженностью. Рабская сущность Простаковой выражает­ся в жестокости к подчиненным и зависимым и в унижении пе­ред власть имущими и знатными людьми.

Простакова — провинциальная помещица. Ее отец пятнад­цать лет служил воеводой, «не умел грамоте, а умел достаточен нажить и сохранить», был взяточником, казнокрадом, крайне скупым человеком: «лежа на сундуке с деньгами, умер, так ска­зать, с голоду». Фамилия ее матери — Приплодина — говорит сама за себя.

Образ Простаковой-крепостницы типичен для того времени. Крепостное право, бесконтрольная власть над крестьянами, па­разитическое существование за счет их труда, невежество и бездуховность — вот почва, на которой вырастили и «вскор­мили» Простакову и ей подобных. Некогда печально прослави­лась Дарья Салтычиха (Салтыкова Дарья Николаевна) (1730— 1801). Эта жестокая помещица была приговорена к смертной казни за то, что замучила более 100 крепостных. Каким-то об­разом она добилась смягчения наказания и провела остаток жизни в монастырской тюрьме. Положение дворовых Проста­ковой тоже ужасно. Эта «презлая фурия, которой адский нрав делает несчастье целого их дома», по всякому поводу и без по­вода, из самодурства, беспощадно наказывает слуг.
[sms]

Пьеса начинается со сцены недовольства Простаковой, как ей кажется, плохо сшитым кафтаном для Митрофанушки. Не желая тратить деньги, она заказала кафтан своему крепостному Тришке — «воровской харе», который шить не умеет. Уверен­ная в своей правоте, Простакова не хочет принимать никаких объяснений. Уже с утра она то ругает, то колотит слуг: «тем и дом держится». Простакова — хозяйка положения, имеющая имя и звание «госпожа». Все остальные в доме — ничтожные личности: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сын». На­хальная Простакова «вопреки закону и природе» унижает му­жа, не будучи умнее его, поощряет в сыне неуважение к отцу. Она властно и бесцеремонно относится к племяннице Софье, по­ка та не становится богатой наследницей.

Единственной ее отрадой и «надеждой» является сын Мит­рофанушка, счастье которого она видит в богатстве и празднос­ти. Добиться для него этого счастья — цель ее жизни. Свою любовь к нему она сравнивает с любовью собаки к своим щеня­там. Простакова не понимает вреда чрезмерной опеки и попус­тительства сыну, из которого она воспитала тунеядца и парази­та. Наоборот, Простакова считает своим родительским долгом ни в чем ему не отказывать. Соглашаясь с невеждой-учителем Вральманом в том, что «калоушка-то у нефо караздо слапе прюха» и что учение даже опасно для здоровья сына, она все же стремится выучить его и вывести в люди. Но ее природная жадность заставляет нанять сыну почти дармовых невежд-учи­телей, которые бестолково учат сынка. Уверенная в счастливой судьбе сына, Простакова успокаивает его: «Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря Бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек».

Простаковой трудно скрыть корысть в благородном поступ­ке. Не родственные чувства заставляют ее взять в дом Софью после смерти матери. Она приютила у себя сиротку-родствен­ницу со средствами, управляет ее деревеньками и обирает ее. Даже не спросив у девушки согласия, Простакова собирается выдать ее замуж за брата Скотинина, к которому не имеет ни уважения, ни родственной любви. Ее планы нарушает сообще­ние о «воскресшем» дяде Софьи Стародуме. Узнав о том, что он дает за Софьей десять тысяч, Простакова решает женить на бо­гатой девушке своего недоросля-сына, которому лучше женить­ся, чем учиться. Жадность и корыстолюбие определяют ее по­ступки, когда она обманывает брата, решив выдать Софью за Митрофанушку.

Пытаясь получить расположение Стародума, Простакова раболепствует, унижается, называет его «батюшкой». Она по-дучивает Митрофанушку лицемерить, называть своего будуще­го тестя «вторым отцом». Она не гнушается никакими средства­ми для достижения своей цели. Простакова решается на обман и даже пытается насильно обвенчать Софью с Митрофанушкой. Остановить «фурию» смог только случайно появившийся офи­цер Милон с обнаженной шпагой.

Трусливая Простакова, которую лишили тиранической и дес­потической власти, бросается на колени перед блюстителем по­рядка Правдиным со словами: «Ах, я собачья дочь! Что я надела­ла!» Милон метко заметил: «И преступление и раскаяние в ней презрения достойны». Но как только ее простили, она стала опять сама собой и намеревается переколотить поодиночке всех слуг за свою неудачу. Когда ей Правдин запрещает это делать, она возмущается: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что ж дан нам указ о вольности дворянства?»

Эта фраза — ключевая в комедии. Критики считают, что «все, что предшествует этим словам, — их драматический про­лог; все, что следует за ними, — их драматический эпилог».

«Мастерица толковать указы» поняла царский указ о воль­ности дворянства как наделение дворян правами без каких бы то ни было обязанностей. Она уверена в том, что ее «беззако­ния» оправданы законом. Историк Ключевский писал: «…в этой бессмыслице весь смысл «Недоросля»; без нее это была бы ко­медия бессмыслиц».

Образ Простаковой наглядно показывает всю страшную, уродующую человека силу крепостничества. Ей, прямой наследнице рода Приплодиных и Скотининых, не знакомы такие понятия, как честь и достоинство. Даже любовь у нее приняла извращенную форму, а сын, 16-летний «недоросль», платит ма­тери за такую любовь грубостью и неблагодарностью. В ре­зультате она остается ни с чем. Стародум с осуждением и даже жалостью указывает на Простакову и заключает трагикомедию словами: «Вот злонравия достойные плоды!»[/sms]

Комедия «Недоросль» – гениальное произведение Фонвизина, в котором драматург изобразил ярких, запоминающихся персонажей, чьи имена в современной литературе и эпохе стали нарицательными. Одним из главных образов пьесы является мать недоросля Митрофанушки – госпожа Простакова. По сюжету произведения героиня относится к отрицательным персонажам. Грубая, необразованная, жестокая и корыстная женщина с первой сцены вызывает негативное отношение, а местами и насмешку читателей. Тем не менее, сам образ является тонко психологичным и требует подробного анализа.

У нас появилась новая характеристика Простаковой.

Краткая характеристика

Госпожа Простакова — одна из главных героинь комедии. Она живёт с мужем и сыном в своём поместье. Женщина очень гордится происхождением и нынешним положением, но ей всего мало. Деньги — главная забота Простаковой.

Ради материального благополучия она готова обобрать до нитки своих крепостных, лебезить перед всеми от кого исходит тонкий «денежный аромат». О бесчинствах этой семьи слухи пробрались до правительственных кругов, поэтому было принято решение взять под опеку государства их земли и имение.

Госпожа Простакова, совершив опрометчивый поступок, оказывается лишенной власти и любимого сына, который отказывается от неё.

Подробный образ и характеристика Простаковой

Представители русской литературы признавали, что Фонвизин очень хорошо знаком с российской действительностью. В госпоже Простаковой любой человек мог узнать свою тетушку, бабушку, родственницу или же просто знакомую.

В этом образе было столько манер, типичных для дам «екатерининской эпохи», что К. Рылеев увидел в нём саму императрицу, условно обозначив её Змейкиной:

«…и Змейкина, себя узнавши в Простаковой, Сулила автору жизнь скучную в удел В стране суровой и далёкой.»

Внешность госпожи

Пьеса отличается от произведений прозаического жанра тем, что в ней редко даются описательные характеристики героев. О внешности некоторых персонажей можно лишь догадываться.

Госпожа Простакова — женщина в возрасте от 40 до 50 лет. Не хрупкого телосложения — об этом говорит привычка вкусно покушать, но и не слишком толстая — неповоротливость не позволила бы ей затевать драки с мужем или прислугой.

Её лицо выражает вечное недовольство, которое лишь изредка сменяет льстивая улыбка.

Символизм фамилии

Словно доктор, определив диагноз каждого героя, Фонвизин наградил помещиков именами, которые впоследствии стали нарицательными. Фамилия Простакова образована от слова «простота».

Понятие «простой» имеет несколько лексических значений:

  • обычный человек — выходец из народа;
  • некто простоты душевной;
  • не очень умная, недалёкая персона, характеризуя которую, говорят «простота хуже воровства».

Госпожа Простакова принадлежала к дворянскому роду Скотининых. Помня о диагнозах Фонвизина, можно смело утверждать, что женщиной душевой простоты она не была с самого рождения. Значит, больше всего ей подходит последнее определение. Чета Простаковых — это простаки, не имевшие жизненных принципов и ценностей. Для них такие понятия не существовали. Даль говорил о таких людях: «…глупость набедит пуще вора».

Характер

Госпожа Простакова наделена только отрицательными чертами характера:

  • Агрессия — хозяйка может вспылить из-за любой мелочи;
  • Алчность — слишком велико желание владеть всем и всеми;
  • Бездарность — тот редкий случай, когда Бог не послал человеку ни единого таланта;
  • Бесчеловечность — госпожа забывает, что живёт среди людей;
  • Вероломство — Простакова даёт обещания и тут же о них забывает;
  • Коварство — желание обеспечить сыну хорошее будущение заставляет мать поступить подло с гостем;
  • Лесть так и сыплется из уст наместницы при виде потенциального благодетеля;
  • Лицемерие идёт рука об руку с лестью;
  • Малодушие — «матушку» не заботят беды и болезни подчинённых;
  • Невежество проявляется уже в самом слове «еоргафия»;
  • Нетерпимость — всё, что ни задумает госпожа должно немедленно осуществляться;
  • Раздражительность — барыню раздражают все, кто против её воли;
  • Тщеславие — Простакова любит поговорить о собственных достоинствах;
  • Упрямство — помещица всё делает по-своему, считая правильным только своё мнение;
  • Эгоизм — интересы хозяйки всегда на первом месте.

История жизни

Простакова, урождённая Скотинина, выросла в семье, где было 18 детей. Почти все они по недосмотру родителей погибли в детском возрасте. Выжили только двое: сама Простакова и её брат.

Отец их служил воеводой. Главной его ценностью был железный сундук, в который он только что-нибудь складывал, но никогда ничего не доставал. Умер от голода, лежа на сундуке с деньгами.

Выйдя замуж, госпожа подчинила себе сначала мужа, а затем и весь дом. В браке родился сын Митрофан.

Проблемы воспитания

Митрофанушка был единственной любовью и отрадой госпожи. Её голодное детство без присмотра родителей сыграло большую роль в восприятии своего материнского начала. Избаловав донельзя сынулю, мать не видела в этом ничего плохого. Хочет шестую булку съесть — на пользу, не хочет учиться — он и так много знает, жениться захотел — невеста уж под боком имеется. Для неё он всегда маленький, хоть уже и вырос давно.

Эпоха Просвещения, провозглашённая Екатериной II, принудила всех дворян дать образование своим отпрыскам. Без этого молодые люди не допускались к службе в армии или чиновних ведомствах. Кроме того, образование стало модным веянием 18 века. Простакова была уверена, что её Митрофану должность достанется благодаря связям, но так же она хотела, чтобы сынок был не хуже всех, потому наняла учителей. Дитятя жаловался на ученические тяготы, а матери становилось его жалко — таким образом учение затягивалось.

Простакова, потакая капризам сына, думала, что он ценит её любовь. Материнское сердце разбилось, когда Митрофанушка грубо отверг её, потому что взять с неё больше было нечего.

Отношение к окружающим

Говорят, «будь простым, и к тебе потянутся люди». К госпоже Простаковой не только не тянулись, но и старались избежать общения с ней. Грубая, неотёсанная женщина могла устроить скандал в присутствии малознакомых людей. Те, кто не располагал чинами, званиями или просто деньгами не имели для неё ценности.

Прислугу «матушка» вообще не считала за людей. Она обзывала слуг грязными словечками, не раз била служанок, считая это закономерностью, позволенной указом о вольности дворянства. Как только госпожа понимала, кто перед ней, оценивала его титул или чин — выражение лица и манеры молниеносно заменялись на положительные. Зная, что Стародуб богат, имеет определённый вес в обществе, Простакова проявляет себя в роли благодушной, гостеприимной хозяйки, которая давно мечтала о таком госте.

Особенности личности

Единственное положительное качество Простаковой — материнский инстинкт. Она желает для своего сына Митрофана самого лучшего: жены, имения, должности.

Помещица безграмотна, как и остальные члены семейства. Читать ей необязательно, а считать деньги можно и без образования. Неограниченная власть позволяет ей чувствовать себя самодостаточной. Несмотря на принадлежность к женскому полу, Простакова лишена каких-либо проявлений женственности и милосердия. Грубая сила заставляет её колотить мужа, драться с братом, что совсем недопустимо для женщины.

Речевая характеристика

Речи хозяйки поместья мог позавидовать любой писатель. Госпожа то рассыпается в благостных приветствиях:

«Гость наш бесценный! Отец родной, на которого вся надежда…»,

то опускается до грязных выражений, когда перед ней слуга:

«…собачья ты дочь! скот, воровская харя!»,

то бесчестит себя перед Стародубом:

«Ах, я дура бессчётная!»

Простакова хорошо для себя усвоила когда, с кем и как нужно разговаривать. «Матушка» может поддержать разговор на любую тему: будь то указы императрицы или школьные науки. Считая себя самой родовитой дворянкой, она не подозревает, что речь её пестрит просторечными словами: авось-либо, куды-никуды, нещечко, ища. Иронично звучат книжные выражения: амурное письмо, изрядный вымысел, друг мой сердечный.

Включением в речь Простаковой простонародных слов вперемешку с диалектами, книжной и разговорной лексикой Фонвизин хотел показать истинную речь провинциального дворянства.

Члены семейства Простаковых

Господин Простаков считается главой семьи, хотя и не является таковым. Он всё делает по указке жены, даже думает, слушает и видит. Он любит сына «как надлежит родителю». В делах имения никакого участия не принимает.

Госпожа Простакова — единовластная царица в своём доме. Мужа считает «пустым местом», не чает души в сыне.

Митрофан — единственный наследник и любимый сынок. Недоросль, гоняющий палкой голубей. Неправильное воспитание сделало из него грубого, избалованного подростка, который видит в женитьбе спасение от учёбы.

Софья — племянница главы семейства, полгода как оставшаяся сиротой. Господа Простаковы «поступили с Софьюшкой, как с сущей сироткой», взяли в свой дом и до совершеннолетия управляют имением, доставшимся девушке в наследство. Чтобы не упустить из рук лакомый кусочек, Простаковы решили отдать Софью замуж за Тараса Скотинина.

Однако, узнав, что за девушкой приданое в 10 000 рублей, госпожа пытается сосватать её своему Митрофанушке.

Тарас Скотинин — родной брат хозяйки. Особых родственных чувств с сестрой у них нет — не позволяет образ жизни, полностью соответствующий фамилии.

В чём сила образа Митрофана

Сила образа Митрофана как раз в его отрицательной роли. Автор показывает, что невежество, лень и жестокость не могут сделать человеком. Такие, как Митрофан – неинтересны, бесполезны для общества и даже для собственной семьи. Они вырастают не приспособленными к жизни, безответственными, эгоистичными. Образ Митрофана заставляет задуматься – хочется ли быть на него похожим и как в таком амплуа потом жить дальше, самостоятельно, без родителей.

В те времена «недоросль» имело прямое значение, сейчас это стало насмешкой, которая прочно вошла в обиход. Такие люди появляются вследствие неправильного воспитания. Чтобы не стать «недорослем» во всех возможных значениях, нужно с детства учиться и развивать свой духовный мир.

Характеристика Митрофана из комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Оцените пожалуйста этот пост

Цитатная характеристика

Госпожа Простакова вышла из знатного рода:

«Род Скотининых великий и старинный. Пращура нашего ни в какой герольдии не отыщешь»

в семье, вспоминает она:

«детей, было с них восемнадцать человек; да, кроме меня с братцем, все, по власти господней, примерли».

Её «покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет», а потом «лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду».

Хозяйка общается с братом, да только посторонние намекают ему, что

«Сестрица ваша играет вами, как мячиком».

Тарас возражает:

«Да я и сам зашвырну ее так, что целой деревней в неделю не отыщут».

В подчинении у хозяйки дома:

«сестрин брат, женин муж и матушкин сынок».

Жена невысокого мнения о своём муже:

«Вот каким муженьком наградил меня господь: не смыслит сам разобрать, что широко, что узко».

Причина всех несчастий поместья в нём:

«оттого-то у нас в доме все и избаловано».

Признаётся,что изрядно портила ему жизнь:

«Уж чего-то я с ним не делала; чего только он у меня не вытерпел!»

да только после этого

«Ежели столбняк и попройдет, то занесет, мой батюшка, такую дичь, что у бога просишь опять столбняка».

В сыне Простакова души не чает:

«Вот сынок, одно мое утешение».

Все её старания для сыночка:

«Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди».

Для неё он до сих пор маленький ребёнок:

«Поди, порезвись, Митрофанушка. Робенок, право, хоть и жених».

Госпожа считает себя хорошей матерью:

«Пусть же все добрые люди увидят, что мама и что мать родная.У меня материно сердце».

Любит выделить свои достоинства:

«Все сама управляюсь, батюшка. С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладываю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится».

Не скрывает, что безграмотна:

«Нас ничему не учили».

«Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому».

Сожалеет, что муж тоже безграмотен:

«И тебя, мой батюшка, видно, воспитывали, как красную девицу».

Поэтому говорит:

«Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить».

И в то же время противоречит сама себе:

«Без наук люди живут и жили».

Верит, что

«Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность».

Неожиданно нашла богатую невесту для сына и размышляет:

«Софьюшкины денежки было б куды класть».

Простакова держит всех в чёрном теле:

«я люблю, чтоб и чужие меня слушали».

Считает, что все должно быть подчинено её воле:

«Да которая бестия без моего спросу отдает тебе письма!»

Искренне не понимает:

«Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько?»

Сетует брату на свою главную проблему:

«С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Помещица не считает прислугу за людей:

«А ты разве девка, собачья ты дочь?»

«Бредит, бестия! Как будто благородная!»

Выдаёт им:

«По пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день».

Удивляется:

«Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?»

Любит ругать себя напоказ:

«Ах я, собачья дочь! Что я наделала!»

но думает совершенно иное:

«Пусть же бог тому заплатит, кто меня, бедную, обижает».

Окружающие другого мнения о госпоже Простаковой:

«Она и в три часа напроказить может столько, что веком не пособишь»

«Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома»

«из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости»

«мастерица толковать указы!»

«Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».

Простакова пытается оправдаться:

«Вить я человек, не ангел»,

но поняв, что всё кончено, восклицает:

«Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!»

Мудрый Стародум сожалеет:

«Вот злонравия достойные плоды!»

Вариант 2

Простакова не так проста, как кажется. За улыбками и добрыми словами, обращенными к нужным ей людям, много злости, зависти и жестокости.

Раскрывается она в общении с подневольными людьми. Крепостные страдают от её несправедливой ругани, от жестоких побоев… Она творит, что хочет. И когда ей делают замечание (почти судят уже) она не понимает, почему это не может быть хозяйкой у себя дома. Ей странно ,что хороший хозяин не ругается на слуг. И она не хочет, например, ссориться с соседями, лучше она отберет у крестьян своих деньги и земли. То есть, чтобы не быть в убытке. То же самое с нервами, я думаю. Простакова не будет ругаться с важными людьми, но «слить» негатив ведь нужно на кого-то. И это её бедные слуги. Она не слышит никаких оправданий. К примеру, в самом начале она ругает портного за хороший кафтан. Портной говорит, что нигде не учился шить. Простакова смеётся, типа, разве нужно на это учиться.

Мужем она помыкает. Совсем его не уважает. К брату относится чуть лучше, но тоже посмеивается над его простотой. Когда нужен как жених бедной Софьи, тогда хорошо с ним общается, когда в женихи к разбогатевшей сына пристроила, так брат уже не нужен. И она готова всех использовать в своих интересах.

Её вежливость идёт не от сердца. Хорошее отношение зависит от выгоды. Обижала Софью, но как только та разбогатела, так стала «душенькой». Её вежливость (поклоны, поцелуи) излишняя. Это замечает и Стародуб – богатый дядюшка. То есть он им практически никто, видят они все его в первый раз, но он уже всем «отец родной». Когда заявляют о помолвке Софьи, Простакова не останавливается. Она организует похищение невесты! Получается, она практически на всё готова ради своих целей, которые часто все зациклены на сыне.

Она гордится даже тем, что её ничему не учили в своё время. Считает ,что образованность не нужна для хорошей жизни. Но уже понимает, что «ребеночку» нужно дать хорошее (видимое) образование.

Любит она только своего сына – Митрофанушку. Слепой материнской любовью. Сынок всем хорош: и умный, и образованный, и добрый. Но всё, на самом деле, не так! И в итоге, избалованный Митрофанушка готов от матери родной отказаться. Вот самый страшный удар для неё. Она всё делала для этого мальчишки, а он – предатель. В принципе, ведёт он себя так, как и она сама.

Сочинения про Простакову

Используя вышеприведённый материал можно легко написать сочинение про образ госпожи.

Простакова как помещица

Внутренняя политика России конца 18 века оставляла желать лучшего: нищие крепостные, озверевшие помещики, блистающий убранством двор Екатерины II.

По указу о вольности 1762 года, изданному ещё Петром III, дворяне получали право учиться, служить, работать и проживать там, где они хотят. Многие из дворянского сословия остались на насиженных местах с крепкими связями и возможностью продвижения выше, ко двору. П

омещики покидали города, перебирались в свои деревеньки. С жадностью они начали набирать столько земли, что крепостные не в силах были её обрабатывать. Всевозможными налогами и штрафами хозяева жизни душили своих подчинённых, ни сколько не заботясь об их благополучии.

Помещики Простаковы — одни из таких, которые «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно». Есть у них «достаточек, хоть и небольшой», но хочется больше, а не получается.

Сестра жалуется брату Скотинину: «С тех пор как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Они просят научить их: как правильно собирать дань. Слухи о Тарасе Скотинине, как о жестоком собирателе оброка, ходили по всей округе. Крепостные — это подчинённые. Судить о том, как обращалась помещица со своими крепостными можно по тому, как она относилась к домашней челяди. Её слуги не имели права болеть — они же не благородные!

«Собачья дочь, воровская харя, скот» — ласковые эпитеты для рабочей силы. Платить госпожа Простакова не любила: няньке Митрофана, вырастившей его с пелёнок, она выдавала «по пяти рублей на год, да по пяти пощечин на день».

Законы помещица понимала по-своему: «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен; да на что ж дан нам указ-от о вольности дворянства?»

Пытаясь не отставать от городских дворян, «матушка» нанимает для своего сына учителей, не имея ни малейшего представления: какими они должны быть на самом деле.

Образом помещицы Простаковой автор показал какими недалёкими и жестокими были многие из тех, кто причислялся к дворянскому сословию. Бессовестно пользуясь властью, они издевались над своими крепостными. Сам Фонвизин не считал, что крепостничество следует отменить. Он предлагал умерить его во избежание «пугачевщины».

Характеристика Простаковых «Недоросль»

Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонвизиным во времена правления Екатерины Великой. В литературе тогда возникло два понятия сатиры: на людей и пороки. Сама императрица предпочитала смеяться над человеческими пороками. Придворная знать больше любила выискивать: с кого же писался тот или иной образ. Фонвизин постарался удовлетворить пожелания обеих сторон. Однако наутро после премьеры пьеса была запрещена. Что же так не понравилось Екатерине II?

Действие пьесы происходит в одном из забытых Богом поместий. На примере одной семьи автор показывает нам быт и нравы помещиков того времени.

Главная героиня произведения — госпожа Простакова. Это полностью отрицательный персонаж. Она глупа, груба и безобразна в отношениях с окружающими. В учении толка не видит, потому что считает: ««Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность». Но, опасаясь, что в Петербурге её сын будет выделяться среди прочих дворян своей безграмотностью, мать нанимает учителей для образования Митрофана.

Эпоха Просвещения устанавливала новые законы, по которым каждый из дворянских детей должен был обязательно получить образование. Появился спрос, возникло и предложение. В учителя стремились все, кто не пригодился на других службах: будь-то хоть кучер, хоть солдат. Безоговорочное предпочтение отдавалось иностранцам. Родители не могли контролировать уровень получаемых знаний по причине собственной безграмотности, а лжеучителя плодились, как грибы после дождя.

Именно таких учителей и набрала Простакова для своего недоросля Митрофанушки. Шестнадцатилетний юноша под опекой заботливой мамочки никак не мог выйти из детского возраста. Гонять палкой голубей было излюбленным занятием «детки». Вкусно покушать, поспать и ябедничать на прислугу — ежедневный список дел молодого человека. За четыре года, благодаря потаканиям матери, Митрофан не сильно продвинулся в познаниях.

Если бы в пьесе не было господина Простакова никто бы и не заметил значительной разницы в списке персонажей. Он не был тем помещиком, который самостоятельно решал вопросы своего поместья. Вернее, Простаков вообще не имел к ним никакого отношения, так как всем заправляла жена. Он «женин муж», и этой фразой всё сказано. Многие узнавали себя или своих родных в отрицательных образах «Недоросля». Как знать, может великая императрица нарядила в них свою семью, и ей стало неуютно.

Простакова — госпожа бесчеловечная

Одним из конфликтов, которые затрагивает в своем произведении «Недоросль» Д. И. Фонвизин, является проблема человеколюбия. Госпожу Простакову можно считать главным лицом этого конфликта, потому как она — «Госпожа бесчеловечная, которой злонравие в благоучрежденном государстве терпимо быть не может».

В своих откровениях с Софьей Стародум отмечает, что не может быть правильного воспитания в семье, где отец не имеет права голоса, а наглость в матери, словно «вывеска порочного поведения». Какой добродетели и благонравию может научить она своих детей, если таковых в ней нет.

Возьмём госпожу Простакову. Она выросла в семье, где детям никогда не уделяли должного внимания: они росли сами по себе, «как трава в огороде». Кто мог привить этой женщине принципы морали?

Возненавидев отца, спавшего на сундуке с деньгами, когда дети жили в голоде, она переносит свою ненависть на мужа. Захватывает власть в семье, жёстко держит всех под своим каблуком. Все проблемы хозяйка решает грубыми восклицаниями, а если не помогает — пускает в ход кулаки. Правдин называет её «презлой фурией», адский нрав которой делает несчастным весь дом.

Госпожа Простакова не привыкла считаться с мнением других. Известие о приезде Стародума вызывает у неё недоумение: как покойник может приехать? Она его похоронила в своих мыслях, значит, так и должно быть. Свои мысли, взгляды на жизнь мать передаёт сыну, поощряя его хамское отношение к людям. Она учит его разделять людей: ублажать влиятельных и оскорблять тех, кто ниже по статусу.

Беда таких людей, как мудро замечает Стародуб, не в том, что они лишены человеколюбия, а в том, что они себя, в первую очередь, не ценят, как высшее разумное существо. Их жизнь подвластна инстинктам дикого животного: хочу! Моё! Они боятся только одного: потерять влияние над другими.

Так и наша госпожа Простакова, почувствовав, что власть уходит из её рук, теряет свой облик великой и могущественной владычицы. Все отвернулись от неё. Превратившись в жалкое создание, она ждёт поддержки от сына, но сама же и воспитала в нём злонравие, плоды которого теперь вынуждена собирать.

Так ли проста госпожа Простакова?

В комедии «Недоросль» Фонвизин наделил своих героев именами, характеризующими их личности. Правдин — человек правды, Стародум — мудрый старец, Скотинин — индивид, не видящий дальше свиных хвостов. А госпожа Простакова, в таком случае, — проявление простоты.

Но так ли уж проста наша Простакова?

На протяжении двух с половиной столетий слово «простой» претерпевало изменения своего лексического значения. В словаре Ожегова даны определения: 1)самый обыкновенный, не выделяющийся среди других; 2) принадлежащий к непривилегированному обществу; 3) глуповатый, недалекий.

Какое же значение больше подходит образу госпожи Простаковой? При общении с теми, кто не представляет для неё интереса, а также с прислугой, мы видим недалёкую «злобную фурию», у которой, как случится приступ жестокосердия, так «дай додраться» ей. Агрессия и сквернословие — вечные спутники помещицы. Разве можно назвать умной такую женщину?

Но стоит только на горизонте появиться человеку при чине или богатому, перед нами воскресает душевной красоты человечек. Сама доброта, сама простота. Речь её сразу становится приблизительно литературной. Госпожа Простакова сдерживает яростные порывы, хочет казаться заботливой, гостеприимной хозяйкой. Списывает проявления своей злости на то, что она человек, а не ангел.

Получается, что простота госпожи изменчива так же, как и сама хозяйка. Только стремление «казаться» обыкновенной женщиной со своими слабостями сильно уступает обыкновению «быть» глупой, необразованной теткой. Неспроста Правдин не идёт на её уловки и видит в ней воплощение зла, бесчеловечности. А мудрый Стародум обвиняет в злонравии.

Критика об образе

Некоторые современники были слишком претенциозны в высказываниях о пьесе «Недоросль». И. Богданович говорил о её «непригожести» — несоответствию канонам.

«Баба непригоже с ногтями лезет к роже» — с неприязнью описал он случай из произведения.

Н. В. Гоголь, которому приходилось играть госпожу Простакову в студенческих спектаклях, выражал мнение: «Всё в этой комедии, на первый взгляд, карикатура на русское. Но, приглядевшись, замечаешь, что нет в ней ничего карикатурного».

Спустя десятилетия И. Герцен, осмысливая «Недоросля», увидит в Фонвизине — первооткрывателя понятия «сарказм».

История персонажа

Герой комедийной пьесы «Недоросль» авторства Дениса Фонвизина. «Расхлябанный юноша», сын господ Простаковых. «Недорослем» во времена Фонвизина назывался молодой человек дворянского сословия, который не имел письменного удостоверения об образовании, выданного учителем. Такой юноша не мог ни вступить в брак, ни поступить на службу.

Денис Фонвизин

Перед тем, как начать работать над «Недорослем», Фонвизин полтора года провел во Франции, где близко познакомился с жизнью этой страны, изучил передовые доктрины просветителей, юриспруденцию и философию.

Идея пьесы пришла к литератору после возвращения в Россию, которое состоялось в 1778 году. Работу над пьесой Фонвизин закончил в 1782 году, потратив на это около трех лет.

Отзывы и личное отношение читателей к героине

Максим Ш. 8 класс «Госпожа Простакова напоминает мне мою тетю, которая сначала избаловала своего сыночка, а теперь не знает, что с ним и поделать. Надо предложить ей почитать «Недоросля», чтобы она увидела до чего доводит баловство детей».

Егор К. 8 класс «Думаю, Простакова вряд ли кому понравится свои злым нравом и ужасным характером».

Ольга Л. 8 класс «Как мать, Простакову можно понять. Она хочет хорошего для своего единственного ребёнка. Только надо учитывать и мнение окружающих, а не соответствовать своей девичьей фамилии»

Светлана Б. 8 класс«Мне ничего не понравилось. Еле дочитала, потому что задали прочитать».

А что вы думаете об этом персонаже? Поделитесь в комментариях!

Личность

При анализе данной пьесы следует обратить особенное внимание на ту роль, которую играет в развитии сюжета Простаков. Характеристика этого героя позволит учащимся понять тот образ жизни, который вела эта дворянская семья. Школьникам необходимо указать на говорящую фамилию персонажа, которая с самого начала дает читателям подсказку, чего нужно ждать от этого человека.

И действительно, Простаков по натуре очень простодушен, он почти ни о чем никогда не задумывается, позволяя своей жене вести хозяйство и заниматься воспитанием сына. Он робок и даже забит: всякий может ему нахамить, например, его жена часто ему грубит и не стесняется в выражениях, позволяя себе довольно резкие, презрительные и насмешливые замечания насчет мужа.

  • Так неправильно как пишется
  • Так или иначе как пишется
  • Так как пишется нужна запятая
  • Так как пишется через запятую
  • Так же хорошо как отец как пишется